Классный час ребенок и его права. Классный час "Права ребёнка". Обсуждение статей Конвенции

Классный час:

Права ребенка в современном мире.

Колупаева Татьяна Александровна, классный руководитель 8 класса.

Цель: Создать условия для формирования представления учащихся о правах ребенка, и о единстве прав и обязанностей в обществе; для развития у учащихся чувства собственного достоинства.

Форма: Классный час- диалог.

Эпиграф классного часа:

Обеспечение прав и благосостояние детей является ключом к устойчивому развитию стран и к миру и безопасности во всем мире.

Исполнительный директор Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) Керолл Беллами.

Тип: Интерактивный.

Методы: "Мозговой штурм",

работа в группах,

игровые моменты,

Подготовительный этап:

1. Для проведения классного часа с учащимися проведена беседа о правах ребенка учителем обществознания.

Оборудование: Конвенкция о правах ребенка; Конституция Р.Ф.; памятка «Ты не одинок»; бумагу и фломастеры.

Ход классного часа:

1. Ребята, мы встретились за круглым столом подискутировать на тему " Права ребенка в современном мире."

Ребята, как вы понимаете права ребенка? (Это значит жить счастливо.)

2. " Мозговой штурм". Что нужно всем детям, чтобы стать счастливыми?

Подготовительный этап "штурма" :

Записать на доске вопрос, который рассматривается.

Первый этап "штурма" - приготовить полоски бумаги, написав на них слова, какие бы дали ответ на поставленный вопрос. Ученики выдвигают предложения. Учитель закрепляет на доску те слова, которые выбрали учащиеся.

Второй этап "штурма" - учитель ставит задание: сгруппировать предложения в потребности (осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное.) и прихоти.

Вопрос: Без чего вы можете обойтись - без потребностей или прихоти?

Какие потребности являются одинаковыми для всех?

3. Информация: Подобный перечень потребностей был составлен Организацией Объединенных Наций и в последствии перерос в Конвенцию о правах ребенка. Её подписали представители 191 страны, в том числе и Россия. Конвенцию называют "мировой конституцией прав ребенка". Это свидетельствует о её наивысшей силе.

Первым международным актом деятельности ООН в области утверждения всеобщего уважения к основным правам и свободам человека стала Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948г. Этот день по решению Генеральной Ассамблеи - одного из главных органов ООН, состоящего из всех государств-членов, объявлен Днем прав человека, который широко отмечается во всех странах уже 60 лет.

4. При стремлении человека, стать счастливым, каждый человек имеет право на счастье.

Определить, что значит "иметь право".

Передовая игрушку по кругу, каждый учащийся, взяв игрушку в руки, должен закончить фразу: "Я имею право..."

Вывод: У всех людей есть права.

Вывод: У всех людей есть права и обязанности.

У кого больше прав - у взрослых или у детей, и почему?

Вывод: Чем больше у человека прав, тем больше у него обязанностей.

1 группе - права учащегося в школе.

2 группе - обязанности учащихся в школе.

Вывод: Такие списки прав составили многие люди.

Вопрос: В каком документе Российской Федерации записаны все права и обязанности российских граждан?

Подведение итогов классного часа:

Вопрос: Ребята, какую новую информацию вы получили сегодня?

(Существует Конституция Р.Ф. которая защищает наши права, а Конвенция о правах ребенка дает уверенность, что нам окажут помощь при нарушении наших прав.)

Вопрос: Что вы будете делать, подверглись нарушению ваших прав?

Примеры.

Раздать памятки куда могут обратиться дети за помощью.

Вопрос: Вы можете рассказать эту информацию людям оказавшимся в трудной ситуации?

Самоанализ внеклассного мероприятия

Права ребёнка
(классный час)

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка.

Задачи: показать единство прав и обязанностей, воспитывать уважение к одноклассникам, взрослым, их правам.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, карточки с названием групп, индивидуальные иллюстрации, письма-проблемы, статьи Конвенции о правах ребенка, материал для изготовления плакатов.


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

I. Организационный момент.

Звучит мелодия песни «Улыбка».

– Как вы думаете, почему наше общение начинается с этой песни?

– На уроке станет радостно от хороших, теплых слов, общения.

Мы собрались с вами для серьезного разговора. Положите свои ладошки на ладошки соседа, пожелайте друг другу успеха.


– Эта песня о доброте, хороших, добрых отношениях.

– Кругом будут улыбки, если мы будем внимательны к окружающим.



II. Актуализация опорных знаний.

На экране появляется 1-й слайд со словами «Дети имеют право на особую заботу и помощь».

– Посмотрите на экран. Прочитайте и скажите, как вы понимаете эти слова.



– Эти слова записаны в важном документе «Конвенция о правах ребенка». Этот документ был принят 20 ноября 1989 года ООН.

На экране высвечивается 2-й слайд.

На экране высвечивается 3-й слайд.
– Прочитайте стихотворение.

Про вождей и про царей

знаем мы с пеленок,

Но главней, нужней, важней

для страны – ребенок!

Кем он станет завтра,

маленький и нежный?

Всей Земле права его –

право на надежду!


Конвенция закрепляет равные права детей и подростков, не достигших 18 лет. Она состоит из 54 статей.

1

2

– Как вы понимаете последнее предложение?

– Ребенок имеет права с рождения.

– Вот вы говорите: имеет право на то-то. А что такое право? Давайте обратимся к толковому словарю. (Ребенок ищет в словаре толкование данного слова.)

– Прочитайте, пожалуйста.



– Ребенку должны быть предоставлены возможности и условия, которые позволяли бы ему развиваться.

На экране высвечивается 4-й слайд: «Право – совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми».

III. Постановка учебной задачи.

– Как вы думаете, какова тема нашего классного часа?

Посмотрите на высказывания о праве. Как красиво и ярко сказано!

На экране высвечивается 5-й слайд: «Право существует для пользы человечества». «Право есть искусство добра и справедливости».

– А какие права вы уже знаете?


– Мы будем говорить о правах детей.



IV. «Открытие» нового знания.

Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились вопросы:

– Что человек может делать и что не вправе делать?

– Что человек обязан делать и что не обязан?

– На что человек имеет право и на что его не имеет?

– Чтобы решить сегодня проблему, на что ребенок имеет право и как ему помочь, если нарушены права, мы разделимся на группы.

I и II группа – общественность, дети, у которых есть вопросы.

III группа – это СМИ (средства массовой информации), куда обращается наша общественность.

IV группа – служба защиты детства, куда обращается группа СМИ.

Итак, группа СМИ получила письма, которые должна изучить, чтобы обратиться за помощью в службу защиты детства.



1

2

Служба защиты детства должна просмотреть статьи Конвенции, чтобы дать грамотную консультацию. Общественность изобразит свои права, требования, которые хотела бы видеть в действии, в виде плаката «Забота о детях» (работа в группах).

– Вижу, что группы уже готовы к работе по проблеме классного часа.

СМИ зачитывает первое письмо :

«Дома у меня не все в порядке, с родителями я ссорюсь. А когда я с ними поссорюсь, они меня обзывают нехорошими словами. Я не могу вам написать эти слова: уж очень они скверные».


– Служба защиты, ответьте, нарушены ли права ребенка?

После обсуждения в группах, на экране 6-й слайд: «Ребенок имеет право на защиту и любовь в семье».


– Нарушена статья 3 данного документа. Ребенок имеет право на защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

А также статья 8.

Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности.


СМИ зачитывает второе письмо:

«Если я получу плохую оценку, то мама запрещает выходить на улицу в течение месяца, играть с друзьями. Разъясните, нарушаются ли мои права».

Служба защиты детства, вы готовы дать консультацию?

На экране 7-й слайд:

«Ребенок имеет право на досуг, отдых».

– У общественности есть вопрос к службе защиты детства?

– В данном случае права ребенка ущемлены, но не серьезно. Мама строго относится к успехам ребенка. Ребенок имеет право на досуг, отдых (статья 31), но не должен забывать о своих обязанностях.



– У меня есть вопрос: мой ребенок заканчивает 11 класс и хочет учиться дальше. Имеет ли он на это право?

На экране 8-й слайд: «Ребенок имеет право на образование».

В СМИ поступило следующее письмо. Зачитайте его.



– Ваш ребенок согласно статье 28. Конвенции имеет право на образование.

1

2

«Когда я была во втором классе, на дом задали таблицу умножения. Она мне плохо запоминалась. Я хотела ее учить про себя, а мама заставляла вслух. Я произносила цифры тихо. Тогда мама схватила мои руки, положила на стол, зажала их коленкой и стала ложкой бить».

– Служба защиты, объясните, пожалуйста, какие права ребенка нарушены?

На экране 9-й слайд: « Дети имеют право не подвергаться жестокому и небрежному обращению, право на безопасные условия жизни».


– По рассматриваемому случаю нарушена статья 37.
Ни один ребенок не должен подвергаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Общественность обращается к гостям с проблемой.

«Я заболел и пошел в больницу. В больнице мне отказали в медицинской помощи, потому что мне уже 17 лет. Сказали, что я сам в состоянии о себе позаботиться. Кто прав?»


– Гости, пожалуйста, подскажите нам.

(Отвечают гости.)

– Мы знаем, что любой человек имеет право на пользование услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.



– Служба защиты детства что-то хотите добавить к сказанному?

– Правильно сказали наши гости. Еще в Конвенции сказано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, поэтому юноше не имели право отказать, ему было 17 лет.

Физминутка

На экране 10-й слайд, на нем кадр из мультфильма. З вучит «Песенка Мамонтенка» (слова Д. Непомнящей, музыка В. Шаинского).

Дети под песенку отдыхают, выполняя различные движения.



– Ребята, скажите, какие права Мамонтенка нарушены?

Статья 9.

– Ребенок не должен быть разлучен со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.



– В СМИ поступило следующее письмо. Зачитайте его.

«Я знаю одну девочку. Она учится в нашей школе недавно. Приехала она с семьей из


1

2

Грузии. Все над ней смеются, обзывают на каждом шагу из-за того, что она не русская. В школе ей не совсем хорошо. Посоветуйте, как помочь».

– За помощью мы обращаемся в службу защиты детства.

– Нарушена статья 2. Ребенок имеет право быть равноправным, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, национальности.

На экране 11-й слайд.

– Общественность, вам понятны ваши права?

– О каких правах вы узнали?

Группа общественности, выслушав все ответы, получив консультацию, подготовила плакат «Забота о детях».

Рассматривание плаката.

– Как много вы знаете. Молодцы!

V. Первичное закрепление.

– Сейчас я предлагаю вам проверить свои знания.

Каждой группе даны иллюстрации к сказкам, которые вам давно известны. Используя свои знания, постарайтесь определить изображенное право или его нарушение.

Обсудите в своей группе и подготовьте ответ.



Группы рассматривают по 2 иллюстрации, обсуждают.

– Группы готовы работать?

– Какая иллюстрация была у общественности?


Эпизод из сказки «Зайкина избушка».

Эта иллюстрация демонстрирует нам посягательство на неприкосновенность жилища.



На экране 12-й слайд.

На экране демонстрируются те же иллюстрации, что и на парте у группы. Под иллюстрацией выдержки из статей Конвенции.

Аналогично разбираются следующие иллюстрации (см. Приложение) , слайды 13–17.


VI. Включение нового знания в систему знаний.

– А как вы думаете, только ребенок имеет права?

На экране 18-й слайд.

«Ты должен знать, какие права у тебя есть. Но не забывай, что права есть у твоих мамы



– Права имеют все люди. Все люди равноправны, независимо от национальности, расы, пола, языка, цвета кожи.

1

2

и папы, учителей, одноклассников, знакомых и незнакомых людей».

– Только ли права играют роль в нашей жизни?

– В нашей жизни играют роль не только права, но и обязанности.

– А какие обязанности вы знаете?

– Каждая группа выполнит задание на карточке. Вам нужно рассмотреть ситуацию, обсудить в группе и ответить. (После обсуждения каждая группа отвечает.)

Группы получают задание: выяснить,


– Обязанность хорошо учиться; помогать дома; ухаживать за пожилыми людьми.

1. Ребенка заставили делать уроки.

.
2. Мама просит сына сходить в магазин. Тот пришел из школы и говорит, что устал, имеет право на отдых и отказывается идти.



– Наша обязанность учиться. Родители заботятся о ребенке, поэтому его права не нарушены.

– Мама попросила сына, жестокости по отношению к нему не проявляла. Нужно помнить о своих обязанностях. Никакие права не нарушены.



3. Ребенка заставили убрать в своей комнате.

4. Ребенка заставили мыть руки перед едой.



– Ребенок должен знать свои обязанности. В данной ситуации его попросили убрать в своей комнате, за собой.

– Права ребенка не нарушены. Родители заботятся о здоровье ребенка. Нужно соблюдать правила гигиены



– Порядок в мире будет только в том случае, если будем знать не только права, но и выполнять обязанности и законы.

На экране 19-й слайд.

Товарищи взрослые и дети!

За свое будущее мы все в ответе!

Права и обязанности знайте,

Хорошими людьми вырастайте!

VII. Итог занятия.

– Над какой проблемой работали? Что нам помогло?

– Удалось ли достигнуть цели занятия?

– Где нам может это пригодиться?



П р и л о ж е н и е.

Материалы Конвенции о правах ребенка

Статья 1.

Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 5.

Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статья 2.

Ребенок имеет равные права и равную ценность, независимо от расы, национальности, языка, пола, религии, богатства и бедности социального происхождения.

Статья 31.

Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту.

Статья 37.

Ребенок имеет право на безопасные условия жизни, не должен подвергаться жестокому и небрежному обращению, бесчеловечным или унижающим достоинство видам.

Статья 3.

Ребенок имеет право на жизнь и развитие, защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

Статья 8.

Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности.

Статья 16.

Ребенок имеет право на защиту от посягательства на личную жизнь, неприкосновенность жилища.

Статья 9.

Ребенок не разлучается со своими родителями, вопреки их желанию, за исключением случаев, когда такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Статья 28.

Ребенок имеет право на образование.

Статья 24.

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.

Статья 36.

Ребенок должен быть защищен от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Статья 35.

Ребенок должен быть защищен от похищения и торговли.

З а д а н и я д л я и н д и в и д у а л ь н ы х к а р т о ч е к:
р а з б о р с и т у а ц и й

Нарушены ли права ребенка в следующей ситуации? Если да, то какие?

Ребенка заставляют мыть руки перед едой.

Нарушены ли права ребенка в следующей ситуации? Если да, то какие?

Ребенка заставили делать уроки.

Нарушены ли права ребенка в следующей ситуации? Если да, то какие?

Ребенка заставили убрать в своей комнате.

Нарушены ли права ребенка в следующей ситуации? Если да, то какие?

Мама просит сына сходить в магазин. Тот пришел из школы и говорит, что устал и отказывается идти.

1) Дома у меня не все в порядке, с родителями я ссорюсь. А когда я с ними поссорюсь, они меня обзывают нехорошими словами, Я не могу вам написать эти слова: уж очень они скверные.

2) Когда я была во 2 классе, нам на дом задали таблицу умножения. Она мне плохо запоминалась. Я хотела ее учить про себя, а мама заставляла вслух. Я произносила цифры тихо. Тогда мама схватила мои руки, положила на стул, зажала их коленкой и стала ложкой бить.

3) Я знаю одну девочку. Она учится в нашей школе недавно. Приехала она с семьей из Армении. Все над ней смеются, обзывают на каждом шагу из-за того, что она нерусская. В школе ей не совсем хорошо. Посоветуйте, как ей помочь.

С л а й д 2

С л а й д 3

С л а й д 4

С л а й д 5

С л а й д 6

С л а й д 7

С л а й д 8

Классный час: «Права ребенка – твои права»

Цель:

формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление

с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Ход занятия

    Приветствие. Психологический настрой

Мы спешим сказать вам - «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Мы спешим сказать вам – «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Мы спешим сказать вам – «Радости!»,

Удач, успехов и везения! -

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

    Целеполагание:

Посмотрите на доску, перед вами число 20 ноября. Оно вам о чем - нибудь говорит?

К концу нашего сегодняшнего классного часа, я думаю, каждый из вас сможет с уверенностью сказать, что он знает такую дату.

Давайте вспомним, какими важными пятью качествами должен обладать школьник.

Качество человека, любящего говорить правду (правдивость ).

Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности (разумность).

Антоним существительному неряшливость (аккуратность).

Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия (вежливость ).

Качество человека с высоко развитым чувством долга (ответственность) .

Какое слово выделилось? (право ).

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

3. Работа с толковым словарем.

А как вы понимаете, слово «право»? (мнения детей)

Право – возможность что-нибудь делать, осуществлять. (Из словаря Ожегова)

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка?

4. Вводная беседа учителя.

Ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоёвывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Итак, Конституция – основной закон, по которому мы с вами живем. В Конституции записаны права наших граждан.

Составьте слово КОНВЕНЦИЯ (из разрезанных букв) Презентация

Дата 20 ноября выбрана не случайно . Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка . Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью "обеспечить детям счастливое детство".

Со времени принятия этой Декларации прошло ровно 30 лет, когда 20 ноября была принята Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 г. Через год она была принята и в нашей стране.

Конвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что Декларации являются призывами к народам и государством соблюдать записанные в них положения.

А Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции. Презентация.

    Закрепление. Игра «Разрешается – запрещается»

А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка, мы с вами поиграем в игру «Разрешается – запрещается». Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы должны будете заканчивать фразу словами «разрешается» или «запрещается»

Куда пойдем мы в воскресенье:

На каток или в кино.

Вот семья вопрос решает

Выбрать мнение одно.

Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.

Слушать мнение ребенка конечно (разрешается ).


Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается )

С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить

Это ( разрешается ).

Дитя незаконно похищают,

Мать с ребенком разлучают.

Это ( запрещается ).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – ( разрешается ).

Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа

Конечно ( запрещается ).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это ( разрешается ).

Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго ( запрещается ).

6. Игра «Права литературных героев»

Презентация

В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность?

«Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.

Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Лиса и заяц».

В какой сказке нарушено право человека владеть своим имуществом?

«Золотой ключик, или приключения Буратино».

В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?

«Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде».

В какой сказке нарушено право на жизнь? «Колобок»

В какой сказке нарушено право на отдых и досуг? «Золушка»

Какой литературный герой мог бы пожаловаться на жесткое, бесчеловечное обращение? Буратино

Герои какой сказки воспользовались правом свободного передвижения и выбора места жительства? «Бременские музыканты», «Лягушка – путешественница»

В какой сказке подтверждается право на получение бесплатной медицинской помощи? «Айболит»

ЗАЩИЩАЯ ПРАВА НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ О СВОИХ ОБЯЗАННОСТЯХ.

7. Заключительная часть. Презентация

Для того, чтобы узнать насколько вы усвоили материал нашего классного часа, я предлагаю вам ответить на несколько вопросов:

1. Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед школой?

А) Да, существуют

Б) Затрудняюсь ответить

В) Не существуют

2. Разрешено ли нам нарушать права других людей?

А) Да, конечно разрешено.

Б) Разрешено только в редких случаях

В) Абсолютно запрещено

3. Кем были созданы права человека?

А) народом

Б) государственной властью

В) сотрудниками полиции

4.Как вы считаете, каждый ли ребенок имеет право жить и воспитываться в семье?

А) Нет, это право имеют только те дети, которые любят и уважают своих родителей.

Б) это право доступно для каждого ребенка

В) ни один ребенок не имеет такого права.

5.Как вы считаете, соблюдение дисциплины в школе – это…

А) право учащихся

Б) обязанность учащихся

В) не то и не другое

    Давайте подведём итог:

В каком документе записаны права детей?

Какой организацией он был принят?

Какие права- положения из конвенции вы знаете?

Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить?

(Что кроме прав у человека есть и обязанности перед обществом, семьёй…)

А ещё? (Уважай свои и чужие права)

Использованные источники:

1. http://www.deti-66.ru

2. http://www.zavuch.info

3. http://www.proshkolu.ru

5.

6. http://festival.1september.ru/articles/524684/ Мороз Марина Николаевна, Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка";

7. http://festival.1september.ru/articles/104015/ Рыжова Клавдия Ивановна, Классный час на тему: "Наши права и обязанности"

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%E2%E5%ED%F6%E8%FF_%EE_%EF%F0%E0%E2%E0%F5_%F0%E5%E1%B8%ED%EA%E0 Википедия, Конвенция о правах ребенка;

9. http://www.pravadetey.ru/ Права детей.

10. http://zateevo.ru/?section=page&action=edit&alias=prava_deti_konvenzia Права детей

11. Лопатина А., Скребцова М. Права детей в сказках, рисунках и вопросах.- М.: Амрита-Русь, 2008 г

Цель работы: научитьребёнказнать не толькосвои права, важно помнить о том, что кромеправ, у каждого человека есть и обязанности.

Организация объединенных наций Всеобщей дикларацией прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую защиту, заботу и помощь, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе, вкючая надлежащуюправовую защиту, как до так и после рождения.

Конвенция о правах ребенка была принята 20 ноября 1989 г. на Генеральной Ассамблее ООН. Конвенция была открыта для подписания 26 января 1990 г. Уже в этот первый день 61 страна подписала этот документ. Наша страна присоединилась к Конвенции 13 июля 1990 г. Этот наиважнейший документ вступил в силу 2 сентября 1990 г.
В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.
Конвенцией ООН гарантируются следующие права:
. право на жизнь - рождение, проживание и доступные медицинские услуги;
. право на развитие - образование, досуг, отдых и участие в культурной жизни;
. право на защиту - забота о детях-сиротах, беженцах, а также защита от приобретения и употребления наркотиков;
. право на активное участие в жизни общества - обеспечение свободы слова, религии, совести

Права и обязанности подростков

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА ДЕТЕЙ ВСЕГО МИРА
- Право на жизнь
- Право на имя при рождении
- Право на медицинскую помощь
- Право на образование
- Право на отдых и досуг
- Право иметь имущество
- Право свободно выражать свои взгляды
- Право на свободное перемещение
- Право на заботу и воспитание родителями
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

ПРАВА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

- родительское воспитание;
- проживание со своими родителями и поддержание с ними контакта в случае разлучения;
- защиту от дурного обращения или отсутствия заботы со стороны родителей либо тех, кто должен обеспечить за ребенком уход.

ПРАВО РЕБЕНКА НА ВЫЖИВАНИЕ И ЗДОРОВОЕ РАЗВИТИЕ
Каждый ребенок имеет права на:
- жизнь и развитие;
- помощь государства в своем развитии;
- достойный уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;
- охрану здоровья, получение качественной медицинской помощи;
- особый уход в случае инвалидности, обеспечивающий сохранение чувства собственного достоинства и способствующий активному участию в жизни общества.

ПРАВО ДЕТЕЙ НА УЧЕБУ И ОТДЫХ
Каждый ребенок имеет права на:
- воспитание в духе взаимопонимания, мира, терпимости и равенства;
- поддержание своих национальных традиций, исповедание своей религии и общение на родном языке;
- бесплатное обязательное начальное образование;
- среднее и профессиональное образование;
- образование, которое обеспечивает: развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в самом полном объеме, готовит к активной самостоятельной жизни в свободном обществе, воспитывает уважение к своей семье, культурным традициям и языку своей страны, уважение к природе;
- получение информации, способствующей всестороннему развитию;
- отдых, игры и возможность участвовать в культурной и творческой жизни общества.

ПРАВА ДЕТЕЙ НА ОСОБУЮ ЗАЩИТУ
Каждый ребенок имеет права на особую защиту:
- от любого вида опасности или насилия;
- от похищения;
- от злоупотребления наркотиками;
- от торговли детьми и эксплуатации детского труда;
- при любых формах притеснения в связи с различиями в цвете кожи, вероисповедании, имущественном положении и т.д.;
- при чрезвычайных ситуациях (вооруженных конфликтах, в случае разлучения семей или нахождения вне дома);
- когда ребенок вступает в конфликт с законом;
- когда ребенок становится беженцем;
- когда ребенок становится инвалидом.

С 14 лет - Четырнадцатилетний гражданин:
. имеет право на получение паспорта;
. дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;
. может выбирать себе место жительства (с согласия родителей);
. вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки;
. вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
.осуществлять права автора, охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
. вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
. допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;
. имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе;
. несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке;
. может обучаться вождению мотоцикла;
. имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам;
. может вступать в молодежные общественные объединения;
. подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.);
. подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда;
. может быть исключен из школы за нарушения.
имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия (сокращенная рабочая неделя 24 часа, другие трудовые льготы).

С 16 лет - Шестнадцатилетний гражданин
. имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин;
. несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка, при установлении их отцовства (материнства), вправе самостоятельно осуществлять родительские права;
. может быть объявлен, в установленном законном порядке, полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью.
. может быть членом кооператива, акционерного общества;
. имеет право управлять мопедом при езде по дорогам;
. подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних); за некоторые правонарушения (например, мелкое хулиганство) несет административную ответственность в общем порядке;
. несет уголовную ответственность за любые преступления.

С 17 лет - Семнадцатилетний гражданин подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство).

С 18 лет - Восемнадцатилетний гражданин становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

Обязанности и ответственность.

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Что такое обязанности?
(Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

А у вас какие обязанности вы знаете?

ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ
Каждый ребенок обязан:
- Придерживаться общепринятых правил поведения;
- уважать права и культурную самобытность других;
- слушаться родителей и лиц, их заменяющих;
- получать основное общее образование;
- соблюдать правила поведения, правила техники безопасности
и учебную дисциплину, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах;

Если обязанности не выполняются - наступает ответственность, ответственность по закону.

Кто знает, что это-ответственность?
У многих подростков весьма смутное представление о законе. Они не могут дать правильную оценку общественной опасности тех или иных действий. Но поведение человека в обществе регулируется не только моральными нормами, но и правовыми. Несоблюдение этих правил влечёт ответственность в административном или даже уголовном порядке.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ребенка .
Ребенок несет ответственность:
- перед своей совестью;
- перед родителями и лицами их заменяющими;
- перед преподавателями и воспитателями, администрацией учреждений образования;
- ребенок несет ответственность за совершение общественно-опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.
Ребенок которому исполнилось 11 лет, может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.
С 14 лет наступает :
- административная ответственность;
- дисциплинарная;
- ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы - исключение из школы;
- ответственность за нарушения трудовой дисциплины;
- гражданско-правовая ответственность, самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
- ответственность за возмещение причиненного вреда.
С 16 лет наступает :
- административная и полная уголовная ответственность.

Викторина «Знаю ли я свои права и обязанности?»
-На экране вы видите вопросы викторины, пожалуйста, если вы знаете ответ, поднимайте руку и отвечайте.

1.В каких документах говорится о правах и обязанностях ребенка?
Декларация прав человека,
Конвенция по правам ребенка,
Конституция Российской Федерации,
Устав школы.

2.Соотнесите дату и их значение
1 июня ----------- Международный день защиты детей
20 ноября ------ Всемирный день прав ребенка
12 декабря ------ День Конституции Российской Федерации

3.Выбери обязанности школьника:
1. Защищать свое Отечество
2. Добросовестно учиться
3. Беречь школьное имущество
4. Уважать участников и работников школы
5. Выполнять устав школы
6. Платить налоги
7. Выполнять правила внутреннего распорядка

4.Составьте правильно пословицы
Грамоте учиться - а потехе час
Делу время, всегда пригодится
Жить - суда боится
Правда родине служить
Дело- мастера боится
Тот герой, не сиди на печи
Хочешь есть калачи - кто за родину горой

Какие права отражены в пословицах?
n Грамоте учиться - всегда пригодится. Право на образование
n Делу - время, а потехе - час. Право на отдых
n Правда суда не боится. Право на защиту
n Дело мастера боится. Право на труд
n Жить - родине служить. Служить отчеству
n Хочешь есть калачи, не сиди на печи. Право на труд

5.Тест.

Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей?
А) родители
Б) педагоги
В) полиция

С какого возраста подросток может устроиться на работу
А) с 14 лет
Б) с 15 лет
В) с 16 лет

В каком возрасте наступает уголовная ответственность
А) с 14 лет
Б) с 16 лет
В) с 18 лет

6.Какие виды наказаний предусмотрены для несовершеннолетних?

Штраф
Конфискация имущества
Арест
Пожизненное лишение свободы
Обязательные работы
Исправительные работы
Лишение наград
Лишение свободы
Смертная казнь
Лишение права заниматься определенной деятельностью.

Представьте себе такую ситуацию.
. Из школы украден ноутбук учащимся 13 лет. Какую ответственность понесет подросток? (Административную, т.к. ему нет 14 лет)
. Ученики ст. классов распивали спиртное на улице во время проведения школьного вечера. Каковы юридические последствия этого правонарушения? (Административная ответственность)
. 15 летний подросток согласился постоять на страже, пока его друг будет обворовывать киоск, т.к. другу он должен 1000 руб. Какое наказание понесут подростки? (Уголовное)
. На уроке ученик мешает учителю, ученикам, швыряя ручки, бумагу, обзывая одноклассников. На замечания учителя не реагирует. Учитель вывел его из класса в кабинет завуча. Чьи права были нарушены? (Учителю он мешал выполнять его должностные обязанности, а учащимся заниматься делом. Следовательно, учитель прав, что изолировал ученика).
. Нецензурная брань в школе - это издержки культуры или проитвоправное деяние? (КоАП ст 20.1 мелкое хулиганство)
. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14 летний подросток, вымогавший деньги у младших школьников? (Да, ст. 20, 163 УК)
. Мальчик 12 лет пошутил, сообщив о заминировании здания школы… (И заплатили его родители штраф…)

А теперь давайте еще раз пройдемся по вопросам.

1.На что имеет право каждый ребенок?
2.По вашему, какие основные права и обязанности подростков?
3.Знаете ли вы какие-либо законы, в которых упоминаются о ваших правах и обязанностях?
4.С какого возраста, по вашему, ребенок должен иметь права и обязанности, что и взрослые?
5. Что будет если человека наделить одними правами без обязанностей?

Подведение итогов .
Очень важно знать и уметь правильно воспользоваться своим правом для того, чтобы защитить свои интересы.
Наши права кончаются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права. Каждое право порождает определенную обязанность. Права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав - к произволу. Использование своих прав при отказе от исполнения своих обязанностей является злоупотреблением правами и скорее всего спровоцирует ограничение Ваших прав. Каждый имеет столько прав, сколько он может и хочет иметь, при условии, что знает, как этими правами следует воспользоваться

1 ученик
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
2 ученик
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
3 ученик
Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.
4 ученик
Папа, мама, ты и я -
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!

Татьяна Шарапова
Классный час «Права ребёнка - это ваши права»

Классный час ""

Цель : Познакомить детей с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка . Дать представление о правах ребенка .

Планируемые результаты :

Познавательные УУД : знакомство детей с конвенцией о правах ребенка . Извлекать информацию, представленную в разных формах; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные УУД : Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Понимать точку зрения другого.

Регулятивные УУД : Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

Личностные : Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

Деятельность классного руководителя Деятельность учащихся

Вводная часть.

Учитель : Добрый день, дорогие ребята. Вы знаете, что 6 декабря в нашей стране празднуется День Юриста? А вы знаете, кто такие юристы?

Юрист - это специалист, который прекрасно знает и применяет законы. Он консультирует по любым правовым вопросам , готовит и составляет различные документы.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Тогда возникли и главные вопросы : что люди могут делать и что не могут? На что они имеют право и на что не имеют ? И юристы взялись за решение этих вопросов : в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов удалось решить главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека , в которой изложено много различных прав взрослых людей .

А права детей записаны в Конвенции о правах ребенка , которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН) в 1989 году.

Так вот тема нашего сегодняшнего классного часа звучит так :

«Права ребёнка - это ваши права » .

Кто-нибудь уже догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

Основная часть.

Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека » .

Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по законам, что в ней написаны. В этом документе прописано, что каждый человек имеет право на труд , отдых, образование, на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии .

Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка » . Конвенция – договор, т. е. несколько стран договорились защищать права детей .

1) Просмотр серии мультфильмов

«Смешарики» - Я имею право .

С последующим обсуждением. (6-7 минут)

Какие права детей иллюстрируют нам эти мультфильмы?

2) Закрепление знаний. Игра «Юридическая консультация» .

Ребята, когда нарушаются наши права , мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства . Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация» . Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей . И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права .

(Золушка, Гуси-лебеди, Три поросенка, Айболит) .

А вы знаете еще какие-нибудь примеры сказок, в которых есть нарушения конвенции о правах ребенка ?

3) Итак, мы сегодня с вами узнали, что

у каждого человека есть свои права . Поговорили о двух очень важных документах. Побывали в роли юристов.

А теперь я предлагаю вам каждому создать свою версию «Конвенции о правах ребенка » . (Выдаются карандаши, листочки) Ваша задача заключается в том, чтобы в парах оформить обложку книги и 1 статью.

Заключение.

1) Итак, наша встреча подходит к концу, я надеюсь, что вам все понравилось. Давайте подумаем, нужна ли на самом деле миру Конвенция о правах ребенка ? Почему да или нет?

2) Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае , если не будет ущемлять права других людей . И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности , разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей , Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права , которые могут принести вред им самим и окружающим.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.

Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

3) Рефлексия.

Сейчас каждый из вас получит лепесток, на котором я прошу вас написать, что нового вы узнали на нашем занятии и какое у вас настроение на данный момент.

О конвенции о правах ребенка .

каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;

дети имеют право жить с родителями ;

дети имеют право на заботу , любовь и медицинскую помощь;

дети имеют право на обучение ;

дети имеют право на отдых ;

дети имеют право на охрану и защиту .

Работа в парах. Создание обложки для Конвенции о правах ребенка и оформление одно статьи внутри.

Мини-выставка детских работ.