Когда гражданин считается призванным на военную службу. Начало военной службы и сроки военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту. Чем «военнообязанный» отличается от «военнослужащего»

Призыву на военную службу подлежат все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять и не пребывающие в запасе. Вместе с тем на военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пп. «а» п. 1 , п. 2 ст. 22 , ст. ст. 23 , Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ).

Оповещение о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу

Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками . Вручение повесток производится, как правило, работниками военного комиссариата либо руководителями или иными должностными лицами по месту работы (учебы) призывника обычно не позднее чем за три дня до срока, указанного в повестке (п. 3 ст. 26 , п. 2 ст. 31 Закона N 53-ФЗ; п. п. 6 , Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663; п. 34 Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400).

Справка. Мероприятия, связанные с призывом на военную службу

Призыв на военную службу включает следующие мероприятия (п. 1 ст. 26 Закона N 53-ФЗ):

— явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

— явку в указанные в повестке время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Уклонение от призыва на военную службу

Уклонением от призыва на военную службу является неявка без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (п. 4 ст. 31 Закона N 53-ФЗ).

Кроме того, уклонением от призыва на военную службу могут быть признаны следующие действия призывника, совершенные с целью уклонения от призыва (п. п. 4 — Постановления N 3):

1) самовольное оставление сборного пункта до отправки к месту прохождения военной службы;

2) получение обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), подлога документов или иного обмана;

3) отказ от получения повестки военного комиссариата или направления призывной комиссии под расписку;

4) отъезд на новое место жительства (место временного пребывания) или выезд из РФ без снятия с воинского учета во избежание вручения повестки;

5) прибытие на новое место жительства (место временного пребывания) или возвращение в РФ без постановки на воинский учет во избежание вручения повестки.

Ответственность за уклонение от призыва на военную службу

За уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 328 УК РФ).

Данная ответственность наступает независимо от способа его совершения, а также от того, уклонялся ли призывник только от очередного призыва на военную службу или имел цель совсем избежать несения военной службы по призыву (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).

Обратите внимание!

Гражданам, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии выдается не военный билет, а справка взамен военного билета. Кроме того, указанное заключение является основанием для увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы (п. 1.1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ; п. 1 Приложения к форме N 1/у к Приказу Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495).

Подготовлено на основе материала

адвоката Тригнина В.Г.,

Коллегия адвокатов г. Москвы

«Военная коллегия адвокатов»

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Военная служба - особый вид государственной службы, заключающийся в исполнении гражданами установленной законами воинской обязанности в составе Вооруженных Сил РФ или других войск. Военная служба является наиболее активной формой реализации долга и обязанности каждого гражданина по защита Отечества.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.

На военную службу призываются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.

От воинской обязанности освобождаются граждане мужского пола моложе 16 и старше 60 лет, женского пола - моложе 18 и старше 50 лет, а также не годные к военной службе по состоянию здоровья.

Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

Воинский учет,

Подготовку к военной службе,

Прохождение военной службы,

Пребывание в запасе (резерве),

Военное обучение в мирное время.

Порядок прохождения военной службы устанавливается Законодательством и другими нормативно-правовыми документами. Основными из них являются:

Конституция РФ,

Закон РФ «Об обороне»,

Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»,

Закон РФ «О статусе военнослужащих»,

Основные положения Военной доктрины РФ,

Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ.

ВОИНСКИЙ УЧЁТ.

Учёт граждан призывного возраста и военнообязанных по месту их жительства осуществляется военными комиссариатами. В населённых пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет ведёт местная администрация. Граждане обязаны состоять на воинском учёте, за исключением освобождённых Законом от воинской обязанности, не имеющих военно-учетной специальности граждан женского пола, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, достигших предельного возраста пребывания в запасе, убывших на постоянное место жительства за границу.

Первоначальная постановка граждан на воинский учёт.

Граждане мужского пола ставятся на воинский учёт в районной или городской (в городе без районного деления)комиссией по постановке граждан на воинский учёт в период с 1.01 по 31.03 в год достижения гражданином 17-летнего возраста.

Первоначальная постановка граждан женского пола на воинский учёт осуществляется районным или городским (без районного деления) военным комиссариатом после приобретения ими военно-учётной специальности.

Комиссия по постановке граждан на воинский учёт утверждается решением главы местной администрации в следующем составе:

Военный комиссар района или города (без районного деления) или его заместитель-председатель комиссии,

Секретарь комиссии,

Врачи, проводящие медицинское освидетельствование граждан в связи с их постановкой на воинский учёт.

Комиссия по постановке граждан на воинский учёт обязана:

Организовать медицинское освидетельствование гражданина и определить его годность к военной службе,

Принять решение о постановке гражданина на воинский учёт или об освобождении его от воинской обязанности в связи с негодностью по состоянию здоровья,

Провести профессионально-психологическое обследование гражданина

для определения возможного его использования на военной службе. Председатель или секретарь комиссии по постановке граждан на воинский учёт обязаны объявить гражданину решение комиссии и разъяснить его обязанности по воинскому учету.

Обязанности гражданина по воинскому учёту:

Гражданин обязан явиться по вызову военного комиссариата района или города(без районного деления), на территории которого он постоянно или временно (сроком более 3 месяцев) проживает, по вопросу воинского учёта.

Гражданин, уволенный в запас Вооруженных Сил РФ или из органов внутренних дел с зачислением в запас Вооруженных Сил, обязан в 2-х недельный срок со дня получения документов о зачислении его в запас явиться в военный комиссариат района или города (без районного деления) по месту его жительства по вопросу постановки его на воинский учёт.

Гражданин, состоящий на воинском учете, обязан в 2-х недельный срок сообщить в соответствующий орган, осуществляющий воинский учёт, об изменении своего семейного положения, места жительства в пределах района или города(без районного деления), образования, места работы и должности.

Гражданин, состоящий на воинском учёте, при переезде в другой район(город) на постоянное место жительства(при убытии за границу на срок свыше 6-месяцев) обязан сняться с воинского учёта и, по прибытии на новое место жительства(возвращении из-за границы), в 2-хнедельный срок встать на воинский учёт.

Призыв на военную службу — установленное законом привлечение граждан для исполнения воинской обязанности (повинности) в рядах вооруженных сил и других войсках; составная часть комплектования вооружённых сил личным составом.

В соответствии с Федеральным законом РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года, призыв на военную службу осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря. Данные периоды принято называть весенний призыв и осенний призыв соответственно.

Действующее российское законодательство подразделяет всех граждан РФ на подлежащих и не подлежащих призыву на военную службу. Для определения круга граждан, подлежащих призыву, законодатель ввёл ряд критериев, изложенных в статье 22 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Первое требование — к гражданству. Призыву на военную службу подлежат только граждане РФ. Второе требование — к полу. Только лица мужского пола подлежат призыву. Третье требование предъявляется к возрасту граждан. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Любые мероприятия, связанные с призывом, в отношении лиц, не достигших 18 лет или достигших 27, незаконны.

Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов президента РФ.

Количество призывников и другие показатели призыва на военную службу устанавливаются министерством обороны РФ для каждого субъекта страны индивидуально. За проведение призыва в каждом населенном пункте отвечает военный комиссариат. Основные мероприятия проводит призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном районе. Полномочия призывной комиссии субъекта РФ определяются ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Призыв на военную службу — это комплекс мероприятий. В соответствии со статьей 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта РФ) для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате (военном комиссариате субъекта РФ) до отправки к месту прохождения военной службы.

Прежде всего, призывная комиссия оповещает призывников о необходимости явиться на медицинское освидетельствование. Повестки вручаются призывникам или их родственникам под расписку по месту проживания или по месту работы (учебы) призывника руководителями или другими должностными лицами. Как правило, повестка вручается призывнику не позднее, чем за 3 дня до срока, указанного в повестке: весенний призыв: с 1 апреля по 30 июня, осенний призыв: с 1 октября по 31 декабря.

Однако есть исключения для определенных категорий населения. По индивидуальным сроками призываются граждане: из отдельных районов Крайнего Севера или местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (с 1 мая по 30 июня или с 1 ноября по 31 декабря); из сельской местности, непосредственно занятые на посевных и уборочных работах (с 15 октября по 31 декабря); педагогические работники образовательных учреждений (1 мая по 30 июня).

Призывная комиссия принимает решение только после определения категории годности призывника. Если нет возможности дать медицинское заключение на месте, призывник направляется на обследование в медицинское учреждение. После этого ему назначается повторное медицинское освидетельствование.

Решение о назначении призывника в вид и род войск ВС РФ принимается на основе результатов медицинского освидетельствования, данных психологического отбора, образовательной и профессиональной подготовки, а также предложения военного комиссара о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану.

Призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о его явке в назначенный срок в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы.

Гражданин считается призванным на военную службу, когда он отправляется к месту прохождения военной службы. Именно с этого дня гражданин теряет статус призывника и приобретает статус военнослужащего.

Срок военной службы по призыву в российской армии составляет 12 месяцев (для всех родов войск).

Закон "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает освобождение от призыва на военную службу (статья 23) и отсрочку от призыва (статья 24) для отдельных категорий граждан.

Согласно Федеральному закону "Об альтернативной гражданской службе" от 25 июля 2002 года, молодой человек имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, которая является особым видом трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В перечне видов государственной службы военная занимает особую позицию, так как характеризуется не только деятельностью граждан, но и присваиванием воинских званий. Кроме правового аспекта армейская служба имеет прикладную направленность. Известно, что сильная и боеспособная армия является залогом государственной безопасности. Однако каждый, кто прошел эту школу жизни, подчеркнет неоспоримую пользу, которую дает строевая подготовка в воспитании духа и тела.

Все мероприятия по организации военной службы проводятся на основании единого закона, принятого в 1998 году с ежегодными поправками. В нем определен порядок призыва на срочную службу, а также службу по контракту, устанавливаются основные правила ведения воинского учета для призывников и лиц, которые закончили учебные заведения с военной кафедрой. Прописаны положения о призыве военнообязанных на учебные сборы, а также ответственность за умышленное уклонение от действий по исполнению воинской обязанности.

Прежде чем перейти к рассмотрению основных этапов организации призыва граждан, необходимо отметить, что он осуществляется различными способами для граждан, не зачисленных в запас (это юноши, достигшие призывного возраста) и для выпускников ВУЗов с военной кафедрой.

О второй категории необходимо рассказать подробнее. Указанные ВУЗы имеют гражданское направление, но, благодаря договоренности с Министерством обороны, каждый студент имеет возможность заключить контракт на обучение для подготовки офицера запаса. По окончании ВУЗа таким студентам присваиваются офицерские воинские звания, и они , которая приравнивается к службе по контракту.

Основные мероприятия по организации

Периодически организованный призыв на военную службу в своем целеполагании направлен на то, чтобы эффективно пополнять ряды вооруженных сил, замещая уволенных в запас военнослужащих, чей срок подошел к концу. Призывная кампания начинает свою деятельность указом Президента два раза в год, но сроки призыва определены в ФЗ №53, о котором было сказано выше. Так называемый «Весенний призыв» проходит во временных рамках 1.04 – 15.07. Осенью организуется еще один этап, который начинается с первого октября и длится до конца декабря.

Так как алгоритм процедуры призыва регламентирован законом, то его можно считать однообразным.

  • В каждом случае он начинается с заседания медицинской комиссии. Это неотъемлемый этап, потому что состояние здоровья является наиважнейшим показателем, определяющим пригодность гражданина к несению службы. Освидетельствование проводится узкими специалистами, а окончательный вердикт устанавливает комиссия.
  • Если призывнику присвоена категория, позволяющая служить в армии (для обозначения служит краткая форма записи: «А» или «Б»), то он ожидает вызова в военкомат для непосредственной оправки к месту несения службы. Это является следующим этапом призыва. Срок пребывания в таком ожидании зависит от объективных причин. Если у призывника нет оснований для отсрочки, то он уйдет в армию уже в текущий период.
  • Явившись по повестке, юноша не может сразу приступить к службе, так как еще не определено, в какой части предстоит выполнять воинскую обязанность. Пребывание в военкомате или на распределительном пункте тоже считается плановым мероприятием.

Каждое из перечисленных мероприятий имеет законное основание только тогда, когда они по срокам проведения не выходят за рамки установленных законом диапазонов.

Например, полученную повестку с целью прохождения комиссии в марте или январе можно будет смело игнорировать. Необходимо помнить, всегда указывается назначение для явки. Сверку документов военкомат может проводить в любое время.

Сроки призыва изменяются только в исключительных случаях. Так, для жителей Крайнего Севера начало весеннего призыва смещается на месяц вперед, то же самое можно сказать и про осенний период. Учитывая то, что труженики села осенью заняты в уборочных работах, их не имеют права призывать до 15 октября. Срок весеннего призыва изменен и для работников образовательной сферы. Других исключений по указанным срокам не предусмотрено.

Срок службы в армии

Одним из вопросов, рассматриваемым в текстовке закона о военной службе, является продолжительность несения службы.

  • Несмотря на то, что в последнее время все чаще заводится разговор об увеличении срока срочной службы, пока нет веских оснований для подобных нововведений. Он составляет один год. Началом службы считается не дата вручения повестки, а время, в которое призывник стал военнослужащим, получив при этом военный билет и воинское звание.
  • Добровольная служба по контракту может лонгироваться, но минимальный срок действия одного контракта – 2 года. По современным законам военнослужащий, призванный на срочную службу, может, не дожидаясь ее окончания, перевестись на службу по контракту.
  • Альтернативная служба длятся 21 месяц. Она заключается в том, что гражданин поступает на работу в организации, подведомственные министерству обороны. При отсутствии заказа, альтернативная служба может протекать в социально значимых учреждениях.

Перенос срока призыва

Подобное мероприятие предусмотрено законом. Для большинства призывников перенос срока более известен, как отсрочка. Она предоставляется согласно установленным объективным причинам, в перечень которых входит:

  • Получение образования.
  • Направление медицинской комиссии на лечение.
  • Рождение второго ребенка.
  • Уход за больным родственником.

Определение срока службы и увольнения военнослужащего

О сроках службы военнослужащих в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ с изменениями и дополнениями написано следующее:

Раздел VI. ВОЕННАЯ СЛУЖБА

Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту

1. Срок военной службы устанавливается:

а) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2007 года, за исключением военнослужащих, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, - 24 месяца;

б) для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением военнослужащих, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, - 18 месяцев;

в) для военнослужащих, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 года, - 12 месяцев;

г) для военнослужащих, имеющих воинское звание офицера и призванных на военную службу до 1 января 2008 года, - 24 месяца;

д) для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 года, - 12 месяцев;

е) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в соответствии с контрактом о прохождении военной службы.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

10.

· для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;

· для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, - день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата;

· для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, - день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;

· для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы;

(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

· для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, - дата зачисления в указанные образовательные учреждения.

11. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда:

· военнослужащий находится на стационарном лечении;

· военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;

· военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас;

· военнослужащий участвует в походах кораблей;

· военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного;

· военнослужащий безвестно отсутствует - до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

· военнослужащий находится под следствием,

· а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.

12. В срок военной службы не засчитываются:

· время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного ареста (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ);

· время самовольного оставления воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток. (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

Военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной воинской части, при условии его безупречной военной службы время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок его военной службы в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

Приведем отрывки из комментария к этой статье из «Подробных комментариев к закону "О воинской обязанности и военной службе" (под общ. ред. В.Г. Стрекозова)

Комментарий к п. 1

1. Ст. 38 посвящена различным технико-правовым вопросам, связанным с порядком определения сроков военной службы (начала, продолжительности, окончания), а также срока контракта о прохождении военной службы и времени его истечения.

Понятие "срок" имеет двоякое значение. Так называют либо определенный период времени, либо определенный момент. В военно-служебных отношениях соответствующее понятие используется и в том и в другом смысле. Например, в соответствии с п. 1 комментируемой статьи сроки военной службы военнослужащих, призываемых на военную службу, исчисляются в месяцах - определенный период, а п. 10 комментируемой статьи установлены сроки начала военной службы - определенный момент (день приобретения гражданином статуса военнослужащего).

Со сроком обычно связано возникновение, изменение или прекращение военно-служебного правоотношения. Срок военной службы представляет собой время, в течение которого военно-служебное правоотношение действует.

2. Комментируемая статья устанавливает порядок определения срока военной службы.

Для военнослужащих, призванных на военную службу, продолжительность военной службы императивно определена в п. 1 ст. 38. Срок военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определяется сроком, указанным в контракте о прохождении военной службы (срок контракта).

3. Законом в зависимости от вида контракта (см. п. 5 комментария к ст. 32) предусмотрены три способа установления его срока:

1) самостоятельно военнослужащим:

а) в случаях заключения военнослужащим нового контракта:

б) в случаях заключения нового контракта, сроки которого указаны в п. 5 ст. 38 комментируемого Закона, с гражданином, пребывающим в запасе, ранее проходившим военную службу по контракту (п. 4 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы);

в) случаях заключения нового контракта на срок от шести месяцев до одного года (краткосрочного контракта) с гражданином, ранее проходившим военную службу по контракту, пребывающим в запасе и изъявившим желание поступить на военную службу по контракту в период чрезвычайных обстоятельств для выполнения обязанностей в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий, выполнения мероприятий чрезвычайного положения, восстановления конституционного порядка и в иных чрезвычайных ситуациях (п. 7 ст. 38);

г) в случае заключения первого контракта военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (п. 4 ст. 38);

2) императивно срок установлен для военнослужащих, заключивших:

а) первый контракт (п. 3 ст. 38);

б) новый контракт - военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при зачислении в военно-учебное заведение, адъюнктуру или военную докторантуру (с гражданином, проходившим военную службу по контракту, при зачислении в военно-учебное заведение) на время обучения в указанном учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания (п. 5 ст. 38);

3) должностным лицом, указанным в п. 4 ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы, срок военной службы устанавливается военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившим желание продолжать военную службу.

4. В отличие от гражданского, гражданского процессуального и других отраслей права, в которых сроки определяются исчислением периода времени и календарной датой, срок военной службы устанавливается только истечением периода времени, исчисляемого годами, месяцами, днями.

Допускается установление срока с помощью указания на событие, т. е. не зависящее от лица (лиц) обстоятельство. В данном случае к событию предъявляется и еще одно требование: имеется в виду обстоятельство, которое неизбежно должно произойти. Примером может служить достижение военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе.

Комментируемый Закон предусматривает возникновение, изменение и прекращение военно-служебных отношений в зависимости от обстоятельств, наступление которых только предполагается (например, увольнение военнослужащего с военной службы по состоянию здоровья и др.).

5. Закон, установив сроки военной службы, также определил моменты ее начала (п. 10 ст. 38) и окончания (п. 11 ст. 38). Единый порядок исчисления сроков, определенных периодом времени, установлен Положением о порядке прохождения военной службы. Для таких случаев предусматривается начало течения срока и его конец.

Специфика военно-служебных отношений (см. комментарий к п. 1 ст. 2) обусловила особенности исчисления сроков. С момента начала течения срока военной службы гражданин становится военнослужащим с присущим ему особым правовым статусом, т.е. он приобретает права и обязанности и на него возлагается ответственность.

В отличие от гражданского законодательства (ст. 191 ГК РФ), которым установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий после наступления календарной даты или соответствующего события день, течение срока военной службы начинается в 00 часов 00 минут наступления соответствующего дня (например, день вступления в силу контракта, день убытия к месту прохождения военной службы и др.).

Началом течения срока военной службы считается:

а) для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, - день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;

б) для офицеров, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее именуется образовательное учреждение высшего профессионального образования) и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, - день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата;

в) для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, - день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;

г) для граждан, поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта;

д) для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, - день зачисления в указанные учебные заведения.

6. Положением о порядке прохождения военной службы (п. 3 ст. 3) установлены особые правила для определения момента истечения срока военной службы.

Срок военной службы истекает:

а) для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - в соответствующее число последнего месяца срока военной службы по призыву. Так, если срок военной службы начал течь в 00 часов 00 мин. 30 мая 1998 г. (день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы), то двухгодичному сроку военной службы по призыву будет соответствовать 24 часа 00 мин. 29 мая 2000 г.;

б) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - в соответствующие месяц и число последнего года срока контракта либо в соответствующее число последнего месяца срока контракта, если контракт был заключен на срок до одного года. Таким образом, срок контракта, установленный в 3 года, исчисляемый с 1 февраля 1997 г., будет считаться истекшим 31 января 2000 г.; в шесть месяцев, начавшийся 30 апреля, будет считаться истекшим 29 октября.

В случаях, когда истечение срока военной службы приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, - указанный срок истекает в последний день этого месяца. Так, с учетом того, что в марте 31 день, а в сентябре 30 дней, 6-месячный срок контракта, начатый 31 марта, завершится 30 сентября.

Военное законодательство применительно к военно-служебным отношениям не предусматривает исчисление сроков неделями, днями и часами, а также специальных правил применительно к случаям, когда истечение сроков выпадает на нерабочие дни. В то же время Закон предусматривает случаи, когда отдельные периоды не засчитываются в срок военной службы (см. п. 12 комментария к настоящей статье).

На практике подчас возникает вопрос о том, как подсчитать срок военной службы по призыву курсантов военно-учебных заведений, зачисленных в указанные заведения в период действия Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. N 4455-1 и отчисленных из них после вступления в силу комментируемого Закона, т.е. после 2 апреля 1998 г., в связи с необходимостью решения вопроса о направлении их для прохождения военной службы по призыву или увольнения с военной службы как выслуживших установленные сроки военной службы (п. 4 ст. 35).

В указанном случае срок военной службы будет исчисляться:

со дня зачисления в военно-учебное заведение из расчета один день военной службы в указанном военно-учебном заведении за один день военной службы по призыву до дня вступления комментируемого Закона в силу, т.е. включительно по 1 апреля 1998 г.;

со дня вступления Закона в силу (2 апреля 1998 г.) в порядке, определенном п.4 ст.35, т.е. из расчета два месяца военной службы в указанном учебном заведении за один месяц военной службы по призыву. В расчет принимаются только полные месяцы, т.е. если фактический срок военной службы в военно-учебном заведении составил 3 месяца 29 дней в срок военной службы по призыву будет засчитан 1 месяц. Поскольку в комментируемом законодательстве нет нормы, определяющей продолжительность месяца, представляется целесообразным при подсчете считать его равным 30 дням.

7. Продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все сроки его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.

Определение продолжительности военной службы производится в календарном исчислении.

В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении (см., например, п.2 ст.38).

Федеральным законом "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ (СЗ РФ. - 1998. - N 31. - Ст. 3808) военнослужащим федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции - один день службы за три дня, если законодательством Российской Федерации не предусматривается более льготное исчисление выслуги лет (ст. 22).

8. В сроки военной службы включается также продолжительность предоставляемых военнослужащим отпусков, которые являются юридическими фактами (событиями), входящими в содержание прохождения военной службы.

Комментарий к п.10

77. Начало военной службы является юридическим фактом, с которым связано распространение на гражданина статуса военнослужащего, т.е. приобретение им прав и возложение на него обязанностей и ответственности. Однако статус военнослужащего распространяется на него не в полном объеме. Должностные обязанности на военнослужащего распространяются на него только с вступлением в должность, т.е. написанием им рапорта и изданием соответствующего приказа. Военнослужащий, отказывающийся от вступления в должность, может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии со ст. 332 УК РФ "Неисполнение приказа" (см. комментарий к п. 3 ст. 37).

В соответствии со ст. 41 комментируемого Закона военнослужащие до приведения к Военной присяге не могут привлекаться к выполнению отдельных специальных обязанностей и на них не могут налагаться дисциплинарные взыскания в виде ареста.

78. Началом военной службы считается:

а) для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, - день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы. Таким образом, исчисление срока военной службы начинается со дня убытия из республиканского, краевого, областного и иного приравненного к ним по статусу военного комиссариата, а не нижестоящего;

б) для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее именуется образовательное учреждение высшего профессионального образования) и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, - день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата любого уровня;

в) для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, - день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений. День убытия в отпуск указывается в отпускном билете;

г) для граждан, поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта. Контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, определенным Положением о порядке прохождения военной службы, о чем издается соответствующий приказ (см. подробнее комментарий к ст. 34.);

д) для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, - день зачисления в указанные учебные заведения. День зачисления в военно-учебное заведение определяется приказом его начальника.