Когда снесут павильоны в переходах. Крах ларьков: почему московские власти сносят торговые павильоны. Судьба судебных разбирательств

New Retail публикует хронологию сноса 104 торговых павильонов в Москве, которые были признаны столичными властями самостроем.

В ночь с 8 на 9 февраля в Москве начался у центральных станций метро. Сносили все - торговые павильоны, палатки, киоски и даже торговые центры.

Столичные власти утвердили список из 104 объектов, которые должны демонтировать, в декабре 2015 года. В частности, сносу подлежали такие постройки, как ТЦ "Пирамида" на Тверской улице, павильоны у выходов на "Соколе", "Сухаревской", "Таганской", "Кропоткинской", "Динамо", "Чистых прудах" и других станциях. Согласно постановлению, они признаны самостроем из-за неправильного оформления документов, нахождения на землях общего пользования или на участках с инженерными коммуникациями.

В некоторых случаях рабочие приступали к сносу здания, когда внутри еще были люди.

"Пока вы спали, в Москве снесли 97 (!!!) объектов, которые мэрия считала самостроем, - пишет известный блогер Илья Варламов. - В основном это торговые павильоны около станций метро. Эта ночь войдет в историю. Никогда еще в Москве так массово ничего не сносили. Происходящее больше напоминало спецоперацию. Вчера утром объекты начали отключать от коммуникаций, ближе к вечеру все оцепила полиция, а в полночь экскаваторы по всей Москве начали снос".

На сегодня из наиболее крупных торговых центров не снесли только "Пирамиду" на Тверской улице. Тот же ТЦ "Альбатрос" у метро "Щелковская" был полностью демонтирован. Снос "Пирамиды" пройдет 24 февраля. Пока что у ТЦ срок предупреждения о добровольном сносе - до 23 февраля.

"Мы не понимали, что происходит. Зачем? Мы здесь на законных условиях, - рассказал один из владельцев снесенных объектов, пожелавший остаться инкогнито. - И с юристами обговаривали, и по судам ходили. Мы показывали все документы полицейским, которые прибыли сюда, но они даже не смотрели на них. Говорили - все законно. Сносится на законных основаниях".

Как ранее сообщал исполнительный директор московского отделения «Опоры России» Сергей Селиверстов, слова которого приводили "Ведомости", попавшие в список объекты не самострой – у большинства владельцев все документы о собственности оформлены должным образом. По его словам, объекты возведены на выделенных городскими властями участках в соответствии с действовавшими на момент их строительства правилами и нормами. Позднее «Деловая Россия» проверила 50 адресов из списка: по всем объектам зарегистрированы права собственности, а собственники 27 объектов имеют уже вступившие в силу решения судов об отсутствии самостроя, говорил там же председатель отраслевого отделения коммерческой недвижимости «Деловой России» Эдуард Гулян.

5 волна сноса самостроя в Москве уже сформировала список объектов, которые будут снесены. Правительством был опубликован в конце лета 2019 года полный список объектов с точными адресами, которые должны быть демонтированы их собственниками.

Данная программа действует в столице с конца 2015 года, когда были утверждены первые адреса строительных объектов, подлежащих сносу. Зимой 2016 года был произведен первый санкционированный снос незаконно построенных зданий.

В 5 волну запланировано снести около 43 тысяч квадратных метров. Данные объекты включены в эту программу на основании того, что они расположены на земельных участках с установленным особым режимом их использования. Либо данные строения расположены на важных инженерных коммуникациях города. Они несут угрозу создания аварийной ситуации, и поэтому должны быть демонтированы.

Мэрия города Москвы в 2019 году предлагает компенсацию собственникам таких зданий за добровольный демонтаж. Сумма выплаты рассчитывается из расчета 55,5 тысяч рублей за каждый кв.м. сносимого помещения.

Если объект снесен добровольно при помощи государственных органов, оказывающих содействие в демонтаже, собственник имеет право на получение компенсации в размере 51 тысячи рублей за каждый квадратный метр.

История сноса

В настоящее время собственники самостроев, признанных правительством города Москвы необходимыми к сносу, добровольно соглашаются на демонтаж.

Первый недобровольный снос, организованный правительством столицы, был произведен ночью в феврале 2016 года. Тогда на улицы златоглавой выехали более 700 единиц техники, и были снесены боле 100 объектов.

В эту ночь были демонтированы многие привычные жителям столицы кафе и торговые павильоны. Данное событие запомнилось многим жителям. В основном демонтировались надстройки и павильоны возле входов в станции метро.

Вторая волна была организована также в ночь летом 2016 года. В этот период было снесено 107 торговых площадей. В основном проводились работы в центральной части столицы, а также южном и восточном округах.

В декабре того же года была организована третья волна сноса. Перечень был опубликован за 2 месяца до ночи, когда должны были быть снесены 43 здания. Но в этот раз такого сноса не получилось, так как почти 90% собственников этих зданий решили добровольно демонтировать свои здания и получить за них положенную компенсацию. В тот раз был зачищен стихийный рынок около станции метро «Петровско-Разумовская». Жители того квартала оценили действия мэрии, так как там было постоянно скопление криминальных элементов и незаконных мигрантов.

После практически добровольного демонтажа в конце 2016 года был опубликован новый список четвертой волны. Он содержал 54 строения в основном расположенные в:

  • Северном;
  • Северо-Восточном;
  • Южном;
  • Юго-Западном районах.

В этот список тогда попали много объектов общественного питания, а также торговых центров.

Самым крупным объектом, площадью более 3500 квадратных метров, тогда оказался торговый центр на Кронштадтском бульваре. Тогда его собственники согласились на демонтаж с участием городской префектуры и получили компенсацию.

Около 75% четвертой волны были снесены добровольно, а остальные здания уничтожили зимой 2017 года. И вот в конце лета 2017 года была опубликована пятая волна, куда вошли довольно известные строительные объекты.

Адреса пятой волны

В Центральном округе Москвы попадают под снос следующие адреса:

  1. Ул. Каланчевская 11 к.1.
  2. Калужская площадь 1 стр. 3.
  3. Новый Арбат 8, стр. 2, д. 24 стр. 2.
  4. Петровка 34 стр.7.
  5. Ул. Садово-Самотечная 20 стр. 1.
  6. Пер. Красина 16, стр.10.
  7. Ул. Красная Пресня 25, стр. 2.
  8. Ул. Бауманская 44, стр.2.

Легче всего отделается Западный округ — одним строением по адресу улица Большая Дорогомиловская 9А.

В Северном округе планируется демонтировать 5 строений по следующим адресам:

  1. Ул. Дубнинская 38А, стр. 2.
  2. Ул. Кетчерская 15 А.
  3. Ул. Куусинена 1, стр. 1.
  4. Ул. Хорошевское шоссе 39, стр. 26.
  5. Дмитровское шоссе 77, стр.1.

В Северо-Западном районе основной удар по зачистке придется на проезд Стратонавтов 8А, где будут снесены с 1 по 8 строения. Кроме того, пятая волна заденет строения по адресам:

  1. Проспект Жукова 25, стр.1.
  2. Ул. Нелидовская 13, стр.1.
  3. Бульвар Райниса 2.

В Северо-Восточном округе планируется снос следующих строений:

  1. Алтуфьевское шоссе 36А.
  2. Ул. Бочкова 3А.
  3. Проезд Гостиничный 7Г и 9А.
  4. Проезд Дежнева 23Д.
  5. Ул. Бабушкина 28, стр.1,2.

В Юго-Западном округе будут снесены со 2 по 8 строения по улице Власова 4. А в Юго-Восточном округе попадает под снос 24 строения. В первую очередь, там попадают под снос строения с 4 по 9 по улице Новоостаповская 1, с 1 по 4 строения по Рязанскому проспекту 40, корп.2. Также под утиль попадут отдельно стоящие конструкции по следующим адресам:

  1. Ул. Люблинская 96, стр.1 и 2.
  2. Ул. Хлобыстова 17, 26 стр. 2.
  3. Проектируемый проезд 5369 Капотня стр.1.
  4. Каширский проезд 10.
  5. Ул. Велозаводская 26.
  6. Ул. Зеленодольская 40, корп.2.
  7. Ул. Шкулева стр.2Д, стр. 2В.
  8. Ул. Новокузьминская 19А.
  9. Ореховый бульвар 15Г, 7, корп. 1А,
  10. Ул. Каспийская 13, 13 стр.1.

В Южном округе также будет продолжен снос по улице Каспийская вл. 36 Ж и 36А, на Ореховом бульваре вл.24, стр. 2,3 и 47/33А. Задействованы будут здания на Каширском проезде вл. 10 стр. 5 и 11, а также на Каширском шоссе вл.106Б. Также демонтированы будут здания по адресу:

  1. Симферопольский бульвар 11.
  2. Пролетарский проспект 23Б.
  3. Ул. Воронежская 15.
Таким образом, можно сделать вывод, что в этот раз включены все районы города Москвы. Правительством около полугода выявлялось месторасположение строений, которые не соответствуют безопасным нормам градостроения.

Судебные иски

Стоимость многих снесенных строений очень велика, и выделяемые правительством компенсационные денежные средства иногда не могут компенсировать и половины того ущерба, который терпит собственник сносимого объекта.

После первой волны, когда собственники не верили, что правительство города Москвы пойдет на крайние меры, многие владельцы снесенных зданий подали исковое заявление в Верховный суд. Суд оказался на стороне правительства.

Владельцы не смогли предъявить разрешения на строительство помещений на данных территориях. После этого владельцы обращались в другие инстанции. Но результат был везде одинаков. Именно поэтому во время третьей и последующих волн многие владельцы соглашались самостоятельно демонтировать свои самострои.

По заверению властей, все освободившиеся земельные участки не подлежат новой застройке и будут благоустроены в виде газонов и парковых зон.

В последнее десятилетие правительство Москвы уделяет большое внимание внешнему облику города и проводит значительные зачистки аварийных строений и жилых домов.

Публикации, 14:27 10.02.2016

© РАПСИ

FAQ: как снести недвижимость в Москве без суда

Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ

В ночь на 9 февраля в Москве начался снос торговых павильонов, признанных городскими властями самостроем. Чтобы легче было разобраться в причинах, степени соответствия закону и правовых последствиях этого решения мы подготовили варианты ответов на самые значимые вопросы в этой истории.

Кто попал под снос?

Под экстренный снос 8 февраля попали 104 объекта в разных округах Москвы. Больше всего таких конструкций расположено в Центральном (25 объектов) и Северном округах (28). Основная часть торговых павильонов из списка была построена в девяностые годы прошлого века. Среди «жертв» - как небольшие ларьки, так и торговые центры в несколько этажей. 97 объектов из 104 уже снесли, либо сносят в настоящее время.

Законно ли решение о сносе? Версия бизнеса

По данным председателя отраслевого отделения коммерческого недвижимости «Деловой России» Эдуарда Гуляна, как минимум по 27 объектам из списка под снос были вынесены судебные решения об отсутствии самостроя.

В 2015 году мэрия Москвы потерпела поражение практически во всех судебных тяжбах по сносу объектов недвижимости. В частности, власти проиграли кассацию по искам к фирме «Альбатрос» (5 решений судов в пользу владельцев «Альбатроса» за 2014-2015 годы), владельцу торгового комплекса «Пассаж Альбатрос» у метро «Щелковская», а также иски к владельцам павильонов у станций метрополитена «Арбатская» и «Улица 1905 года».

Владельцев недвижимости поддержал даже Верховный суд РФ. Он отказался пересмотреть решение по иску Москвы к владельцу павильона в 254 кв. м на ул. Народного Ополчения - ООО «ТДКМ». В итоге строение также не было признано самостроем.

Законно ли решение о сносе? Версия мэрии Москвы

Не найдя поддержки в судах, власти Москвы добились внесения поправок в Гражданский кодекс РФ. В сентябре 2015 года вступил в силу пункт 4 статьи 222 ГК РФ, согласно которому органы местного самоуправления городского округа вправе самостоятельно принимать решение о сносе самовольной постройки. Раньше это мог сделать только суд. Теперь же достаточно признать, что земельный участок, на котором возведено строение, был предоставлен изначально для других целей. Или же он должен быть расположен в зоне с особыми условиями использования территории.

8 декабря 2015 года правительство Москвы приняло постановление «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы». Оно предусматривает снос объектов, признанных столичными властями самостроем, из-за неправильного оформления документов, нахождения на землях общего пользования или на участках с инженерными коммуникациями.

Причины сноса

По словам первого заместителя начальника Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы Тимура Зельдича, сносимые торговые павильоны несут угрозу здоровью гражданам в случае аварий или чрезвычайных ситуаций. «Эти объекты стоят на инженерных коммуникациях, а это значит, что они потенциально опасны как сами по себе, так и с точки зрения эксплуатации инженерных сетей».

По утверждению руководства столичного метрополитена, «объекты, расположенные в технической зоне метрополитена... создают нагрузки на несущие сооружения метрополитена, затрудняют осуществление антитеррористических мероприятий».

Впрочем, в ряде решений судов цитируются результаты экспертизы, доказавшей, что спорные объекты не угрожают жизни и здоровью граждан.

Зачем было сносить ночью?

8 февраля истек срок добровольного демонтажа самостроев. Работы по сносу могли начаться с полуночи 9 февраля. Примерно в это время они и начались. У многих возник вопрос: зачем так торопиться?

Некоторые торговые павильоны сносили вместе с мебелью, техникой, товарами и даже людьми внутри. Согласно показаниям свидетелей, а также видеосъемке, совершенно не соблюдалась процедура ликвидации здания, признанного самостроем. По закону, для этого сначала должно быть введено ограничение доступа в помещения, потом - произведена опись и эвакуация имущества на склад ответственного хранения, после чего, собственно, возможен непосредственно демонтаж.

Тимур Зельдич в интервью СМИ объяснил подобную спешку тем, что «каждый час существования такого объекта угрожает жизни и здоровью не только тех, кто в нем работает, но и всех находящихся рядом людей, и, понимая это, префектуры должны стремиться как можно скорее избавить от них город».

Утверждение выглядит сомнительно с учетом того, что большая часть сносимых зданий была построена более 20 лет назад, так что еще пара недель или даже месяцев, необходимых для соблюдения всех правовых процедур, вряд ли стали бы существенным риском для жизни и здоровья граждан. Гораздо больший ущерб им, кажется, нанес ночной шум строительной техники, работа которой в это время также запрещена законом.

Более вероятной выглядит версия опасений усложнения задачи сноса из-за угрозы митингов. Владельцы, имеющие на руках постановления суда о признании строения легальным, имели все основания отстаивать свою должным образом оформленную собственность практически любыми ненасильственными способами.

Причем здесь право собственности?

© Вконтакте

«Деловая Россия» проверила 50 адресов из списка снесенных торговых площадей и выяснила, что по всем объектам зарегистрированы права собственности. Они защищены статьей 35 Конституции. В пункте 3 Основного закона говорится: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».

Напомним еще раз: ни одного действующего решения суда в пользу сноса этих объектов не существует.

Более того, даже новая редакция ГК РФ, на которую ссылаются московские власти, хоть и сужает возможности легализации самовольных построек, но не отменяет ранее вынесенных решений. Таким образом, право собственности на постройки сохраняется.

Юристы считают, что нормы ГК РФ не наделяют местные власти правом признавать объекты капитального строительства самостроем без решения суда, поскольку это вступает в конфликт с Конституцией РФ.

С учетом всех этих сомнительных трактовок законов следует ожидать в ближайшее время массового обращения собственников в Конституционный суд РФ. До сих пор все суды были на их стороне, так что объективных причин сомневаться в том, какое решение по закону может быть вынесено в этом случае, довольно немного.

Размер компенсаций

В случае решения КС РФ в пользу владельцев разрушенной недвижимости особенно остро встанет вопрос о компенсации понесенных бизнесменами убытков. Очевидно, что эти расходы должны будут лечь на бюджет Москвы (крайне маловероятно, что ответственность понесут конкретные чиновники). Таким образом, нанесенный ущерб, скорее всего, будут оплачивать непосредственно налогоплательщики.

Если власти добьются оценки ущерба от разрушенной недвижимости по ее кадастровой стоимости, то предприниматели никак не смогут компенсировать свои убытки, поскольку она может быть меньше рыночной в 10-20 раз. Например, по последним данным, которые можно найти в открытых источниках, кадастровая стоимость здания торгового комплекса «Пирамида» на Тверской - 58,2 млн руб., при рыночной оценке - примерно 1,5 млрд руб. Кадастровая стоимость 25 объектов в ЦАО равна немногим больше 250 млн руб (при рыночной стоимости более 5 млрд руб).

Таким образом, общая кадастровая стоимость всех снесенных «самостроев» составляет порядка 1 млрд руб. Хотя юристы оценивают рыночные размеры исков за утраченное имущество в 22 млрд руб и более.

По закону, даже без решения конституционных судей власти должны выплатить собственникам компенсацию, эквивалентную именно рыночной стоимости объекта, если здание имеет кадастровую стоимость и на него получено свидетельство о собственности.

Раз уж мэрия ведет речь о заботе по поводу безопасности жителей (т.е. фактически изымает участки для государственных нужд), то можно было бы сослаться на статью 281 ГК РФ. Согласно ее второму пункту: «При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду».

Возможно, удастся обойтись и без судов, поскольку в постановлении мэрии Москвы говорится о выплатах компенсаций за снос, однако их размер пока не определен. Впрочем, это маловероятно: из комментариев чиновников СМИ сейчас известно, что методики возмещения подобных расходов не существует, что ставит под сомнение их добровольную выплату в обозримом будущем.

Наглядным примером готовности столичной мэрии компенсировать убытки предпринимателей может служить похожая история ликвидации дебаркадеров на реке Москве. Насколько известно, за полтора года владельцы дебаркадеров не получили вообще никакой компенсации.

Ответственность чиновников

Возможно, правильнее было бы возложить ответственность за эти убытки на чиновников, которые выдали многочисленные разрешения, позволившие возвести этот «самострой».

Поскольку возведение капитальных зданий в центре Москвы, по очевидным причинам, было бы невозможно без справок из Москомархитектуры, префектуры, районной управы, Мосэнерго, Мосводоканала, ОАТИ, ИГАСН, АПУ и пр., то, вероятно, должно быть возбуждено не менее сотни (по числу «самостроев») уголовных и административных дел за коррупцию, халатность или превышение должностных полномочий (максимальное наказание - лишение свободы сроком на четыре года).

Также важно заметить, что за рубежом в аналогичных случаях принято сначала публично отменять решение чиновников, привлекая их к ответственности. А после одобрения судом сноса, выкупать собственность по рыночной цене у владельца.

Московские же власти пока молчат по поводу наказания виновных в появлении «самостроя», а также мер по предотвращению подобных ситуаций в будущем (в частности, во время обещанной выдачи пострадавшим предпринимателям мест для нового строительства). Единственный ответ на вопрос, как же получены документы о собственности, пока дал начальник Госинспекции по недвижимости Сергей Шогуров. Он заявил, что это станет предметом отдельного разбирательства.

Последствия

Помимо необходимости компенсировать предпринимателям и инвесторам города (в том числе иностранным) стоимость снесенной недвижимости, властям Москвы следует готовиться к валу исков с требованием компенсации за витрины, мебель, товар, а также - морального ущерба.

Впрочем, главный ущерб - потеря доверия населения и предпринимателей к силе закона и гарантии исполнения решения суда - вряд ли уже в обозримом будущем удастся покрыть. Как признаются сами предприниматели, малый бизнес утомлен постоянно меняющимися правилами игры. Закон все сложнее воспринимать именно как стабильные правила игры, а суд - как реального арбитра и реальную власть.

И нет никакой уверенности, что малый бизнес вообще теперь рискнет создавать новую городскую среду, заполняя первые-вторые этажи домов, даже если эта цивилизованная стратегия развития будет поддержана властями. В условиях оперативного изменения законов в период отпусков, а также вынесения судьбоносных решений в предновогодней суете, когда постановления судов остаются без внимания, а Конституция трактуется как гороскоп, сложно представить, кто бы еще мог выступить гарантом для малых и средних предпринимателей.

Меня заинтересовал вопрос о правомерности недавнего сноса ларьков в Москве.

Посмотрел практику применения ст. 222 ГК и пришёл к выводу, что всё не так однозначно.

Во-первых, возведение объекта, являющегося самовольной постройкой, не влечет приобретения права собственности на этот объект вне зависимости от того, произведена государственная регистрация права или нет (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 2404/10 по делу № А40-54201/08-53-485).

Таким образом, опровергается основной довод собственников ларьков - о том, что право собственности на ларьки зарегистрировано.

Также изящно обходится ссылка на п. 3 ст. 35 Конституции (никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда). Поскольку право собственности на самовольный ларёк не возникло (даже несмотря на регистрацию этого права), постольку снос ларька не нарушает указанную норму. Вдобавок - Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 № 595-О-П (лицо, создавшее самовольную постройку, не является ее законным владельцем).

Здесь мало самодеятельности ВАСа. Это лишь развитие нормы п. 2 ст. 222 ГК: лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.

Во-вторых, для квалификации объекта в качестве самовольной постройки достаточно хотя бы одного из четырёх признаков (Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2015 № 18-КГ15-168, Постановление Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 № 13021/12 по делу № А28-5093/2011):

1) объект создан на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке

2) объект создан на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта

3) объект создан без получения на это необходимых разрешений

4) объект создан с нарушением градостроительных и строительных норм и правил

Таким образом, если я построю здание 1) на собственном земельном участке 2) с разрешённым использованием земельного участка в целях строительства 3) с получением разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию 4) зарегистрирую право собственности на здание, но потом будут выявлены нарушения каких-либо градостроительных и строительных норм и правил - данное здание будет самовольной постройкой. И я буду долго спорить, нарушает ли сохранение постройки права и охраняемые законом интересы других лиц, создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Полагаю, что мои доводы о том, что наличие разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию само по себе подтверждает соблюдение градостроительных и строительных норм и правил - не будут иметь успеха в суде.

Поэтому я пришёл к выводу о том, что снос ларьков является скорее правомерным, чем неправомерным. По крайней мере, на первый взгляд этот снос соответствует и норме, и практике применения нормы. Это предположительный вывод, поскольку с материалами дел по сносу ларьков подробно не знакомился.

Другой вопрос в том, что норма неадекватная. Я бы изложил п. 1 ст. 222 ГК в следующей редакции:

самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений И (вместо ИЛИ) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В текущей редакции, получается, что государство совершенно не отвечает за дееспособность системы государственного строительного надзора. Выдача разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию никак не гарантирует соблюдение градостроительных и строительных норм и правил. Тогда непонятно, зачем вообще нужен обременительный строительный надзор.

В общем, я за то, чтобы наличие разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, регистрация права собственности создавали неопровержимую презумпцию того, что постройка не является самовольной. И вопросы о самовольности надо рассматривать на этапах выдачи разрешений.

Полагаю, что вопросы о правах на землю и разрешённом использовании земли вполне можно отдать на уровень строительного надзора. Нет прав на землю или неподходящее разрешённое использование земли - нет разрешения на строительство.

Что касается возможных мер защиты для владельцев ларьков.

Во-первых, неясность п. 4 ст. 222 ГК. Так и не понял, распространяется ли административный порядок сноса только на постройки с невыявленным строителем. Не понял, как выявлять этого строителя. И как быть, если здание давно построило невыявленное лицо, а сейчас это здание использует уже другое (идентифицируемое) лицо.

Полагаю, все эти неясности можно попробовать истолковать в пользу владельцев ларьков.

Во-вторых, действие п. 4 ст. 222 ГК во времени. Норма действует с 01.09.2015 и не имеет оговорки об обратном действии. Следовательно, применяем п. 1 ст. 4 ГК: акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Возникают вопросы: возможен ли административный снос построек, возведённых до 01.09.2015? либо административный снос возможен лишь в отношении построек, возведённых после 01.09.2015, а по более ранним постройкам продолжает действовать судебный порядок сноса.

Считаю, что п. 4 ст. 222 ГК следует применять лишь к постройкам, возведённым до 01.09.2015. В противном случае, резко изменяется правовое положение лиц, которые возвели эту постройку до 01.09.2015. Хотя п. 4 ст. 222 ГК не имеет обратного действия. Возводя постройку, эти лица, вероятно, считали, что в случае спора у них будет возможность обосновать в суде, что постройка не является самовольной. п. 4 ст. 222 ГК лишает их такой возможности.

В-третьих, лицо, создавшее самовольную постройку, вправе требовать возмещения расходов по строительству и сносу объекта от органа, который с нарушениями предоставил участок для строительства (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.07.2009 № 1034/09 по делу № А65-12664/2007-СГ3-15).

Думаю, это может сработать, если есть документы о предоставлении земли, разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию.

В-четвертых, п. 4 ст. 222 ГК даёт публичным органам право принять решение о сносе самовольной постройки. Но это не значит, что публичные органы вправе по собственному усмотрению признавать постройку самовольной.

Полагаю, последовательность действий должна быть такая: 1) сначала в судебном порядке надо признать постройку самовольной 2) лишь после этого можно сносить постройку по п. 4 ст. 222 ГК.

И в завершение.

Независимо от правомерности/неправомерности сноса, действия Правительства Москвы по сносу ларьков ужасны во многих отношениях: убивают инвестиции, рабочие места, налоговую базу. Даже если бы это было правомерным, так делать нельзя.

  • Удалить