Когда и как можно обратиться в Роспотребнадзор с жалобой?

В 2004 году была создана федеральная служба по надзору прав граждан в области потребления, а также по защите их прав на благополучие. Сокращенно данный орган называется Роспотребнадзором, и в эту инстанцию с жалобой может обратиться каждый гражданин РФ, причем даже через интернет.

В каких случаях подается жалоба в Роспотребнадзор?

Чтобы точно выяснить, когда вы можете обратиться в данный орган, следует выделить, чем он занимается:
  • контролем за санитарными и противоэпидемиологическими мероприятиями, которые осуществляются: предприятиями, занимающими общепитом; на водных объектах общественной собственности; на строительных объектах; в помещениях производственных и бытовых категорий;
  • контролем условий труда;
  • контролем состояния окружающей среды, утилизации отходов;
  • контролем содержания домов, квартир, учебных заведений и проч.
  • контролем выполнения и соблюдения прав потребителей.
При этом стоит отметить, что наиболее часто граждане подают жалобы на следующие организации:
  • Магазины , которые реализуют низкокачественные товары, услуги. Например, покупатель в магазине купил товар, качество которого не соответствовало заявленным, а продавец отказал в его замене или возврате средств.
  • Управляющие компании (ЖКХ) при необоснованном повышении тарифов на коммунальные услуги, ненадлежащем качестве предоставленных коммунальных услуг, несоблюдении санитарных норм при утилизации отходов и проч. Например, в доме появились тараканы, а управляющая компания не предпринимает никаких мер для их выведения. Другой пример – жилец заметил, что вносимые в управляющую компанию взносы не распределяются целевым образом, квитанции или другие документы не соответствуют действительности и проч.
  • Страховые компании , которые не выплачивают страховые суммы в полной мере, неправомерно отказывают в выплатах, незаконно откладывают даты выплат, отказываются представлять мед. услуги, предполагаемые страховым полисом и проч.
  • Банковские учреждения , сотрудники которых позволяют себе неправомерные действия. Например, когда предоставляют неполную информацию о процентах по банковским кредитам, займам и проч.

Итак, когда нарушается право гражданина на благополучие, а также его потребительские права, он имеет право подать жалобу в Роспотребнадзор на нарушителя, чтобы получить обратно свои деньги, компенсацию и проч.

Как написать жалобу в Роспотребнадзор (5 этапов)?

Нет единой формы, по которой требуется оформить претензию, но указание ряда реквизитов является обязательным, и чтобы ничего не упустить из внимания, рекомендуется составить документ в таком порядке:
  • В правом верхнем углу пишется полное название территориального органа Роспотребнадзора, куда будет подаваться заявление. Под наименованием указываются данные составителя – Ф.И.О., адрес регистрации прописки, телефон, электронная почта.
  • По центру указывается наименование документа, в данном случае – «Жалоба».
  • Основная часть текста, где подробно описывается ситуация, с которой пришлось столкнуться заявителю, и в ходе которой его права были нарушены. Информация должна быть изложена корректно и точно в хронологической последовательности. Обязательно нужно указать, когда, где и кто нарушил права потребителя. Далее подробно указывается причина обращения, то есть высказываются требования или просьба.
  • После описания ситуации делаются ссылки на нормативные акты, согласно которым наблюдается нарушение прав потребителей.
  • Последовательно указываются наименования документов, которые прилагаются к жалобе и подтверждают факт нарушения правил, после чего документ закрепляется подписью заявителя и указывается дата составления.


Многие организации осуществляют свою деятельность согласно законам о защите прав потребителей, поэтому во многих ситуациях при обращении в Роспотребнадзор с жалобой можно ссылаться на Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1.



Далее подробно рассмотрим образцы заявлений, которые составляются чаще остальных:
  • На управляющую компанию (ЖКХ) . В основной части подробно указывается, какая услуга была оказано некачественно или вовсе не оказана, причем деньги за нее были выплачены заявителем. В качестве подтверждения данных слов можно приложить акты, справки и выводы экспертной команды. В качестве требования заявитель может указать возврат уплаченных средств, которые были израсходованы на оплату «не оказанной» услуги, а также необходимость ее оказать. Если жалоба коллективная, требуются подписи всех заявителей, а также адрес и телефон лица, кому надо отправить ответ.
  • В магазин . В основной части вы подробно указываете, в чем суть претензии, например, продан товар ненадлежащего качества или было оказано некачественное обслуживание.

    Стоит отметить, что жалобу можно подать и на интернет магазин, в качестве доказательства приложив копии чеков (кассового, аппаратного).

Пример жалобы на интернет магазин в связи с отказом вернуть деньги за товар в формате.docx (Word)


Документ стоит составить в двух экземплярах, поставив на каждом из них порядковый номер. Одну жалобу надо передать в регулирующую службу, а вторую – оставить себе на случай, если переданная в Роспотребнадзор жалоба затеряется.

Как подать жалобу?

Есть три способа, посредством которых вы можете направить свою жалобу в территориальный орган Роспотребнадзора. Далее рассмотрим два из них:
  • Лично обратиться в региональное отделение службы, где предложат заполнить заявление и подать документы. Если жалобу передает доверенное лицо, он обязательно должен представить доверенность.
  • Отправить жалобу и пакет подтверждающих документов в отделение службы заказным письмом, указав на конверте полное наименование службы, ее адрес и дату подачи.
Третий вариант, посредством которого вы можете подать свою претензию, это обращение в Роспотребнадзор через интернет, что делается в следующем порядке:


Сроки рассмотрения жалобы

Представители службы обязаны зарегистрировать обращение гражданина в течение 3-х дней. Сама жалоба может рассматриваться в течение 10 дней, причем вне зависимости от того, была ли отправлена заявителем в отделении Роспотребнадзора заказным письмом или через интернет. Стоит отметить, что на практике претензии обрабатываются за 5 рабочих дней, по истечению которых заявитель получает ответ.

Почему жалоба может быть отклонена?

Есть ряд причин, по которым жалоба заявителя может быть отклонена:
  • Вопрос, по которому гражданин обращается в Роспотребнадзор, не входит в компетенцию органа. В этом случае заявление направляется в соответствующее ведомство, а заявитель получает уведомление о том, когда, куда и по каким причинам его жалоба была перенаправлена.
  • Если в жалобе были упущены те или иные данные о заявителе, например, отчество или адрес регистрации.
  • В тексте документа имеются угрозы в отношении лиц, исполняющих свои должностные обязанности, брань, оскорбления и проч.
Стоит отметить, что если адрес отправителя указывается корректно, даже в случае отказа он получает соответствующее уведомление.