Конфуций - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Годы жизни конфуция, биография и суждения философа

Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.

Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция.

Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь воспитанию мальчика. Ее постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать.

Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». При окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны — вот единственно о чем я должен заботиться», — говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены — вот моя забота», — таковы были слова мудреца.

«Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься».

В двадцать пять лет за свои бесспорные достоинства Конфуций был отмечен всем культурным обществом. Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции (таковым считали его и многие современники). Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. Со своими учениками Конфуций был прост и тверд: «Почему тот, кто не задает себе вопросы «почему?», заслуживает того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему я его должен учить?»

«Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, — я для того не повторяю».

Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия — в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности. Клевета и наветы привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам Конфуция. Конфуций покинул родное государство и отправился в путешествие по стране, наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков. Везде, где он проходил, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника».

Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения. «Подобно Сократу, он не отбывал «рабочее время» со своей философией. Не был он и «червем», зарывшимся в свое учение и сидящим на стуле вдали от жизни. Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа». В случае Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой.

Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее.

Несмотря на внешне скромные биографические данные, Конфуций остается величайшей фигурой в духовной истории Китая. Один из его современников говорил: «Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать Учителя пробуждающим колоколом»

Конфуций не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках:

«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
В 30 лет — я обрёл прочную основу.
В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений.
В 50 лет — я познал волю Неба.
В 60 лет — я научился отличать правду от лжи.
В 70 лет — я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

В этом высказывании весь Конфуций — человек и идеал традиции, известной как конфуцианство. Его путь от учёбы через познание «воли Неба» к свободному следованию желаниям сердца и соблюдению правил поведения, которые он считал священными, «небесными», стал нравственным ориентиром всей культуры Китая.

6.1. Интересные факты

Приводим подборку интересных фактов о любви.

Если верить древним мифам, то изначально человек имел четыре руки, четыре ноги, две головы и два набора половых органов. Но когда эти сверхлюди решили свергнуть богов, прогневанный Зевс разделил их пополам, создав мужчину и женщину. С тех пор мужчина и женщина пытаются отыскать свою половинку, чтобы вновь почувствовать себя единым целым.

Оказывается моногамные или единобрачные отношения существуют не только у человека, но и у животных. Например, моногамию можно наблюдать у волков, лебедей, альбатросов, грифов, гиббонов. Эти животные создают пару на всю жизнь, заботятся друг о друге, помогают в сложных ситуациях. Лебеди-шипуны стали даже легендой. Но вот о том, что существует верность у пингвинов, мало кто знает. У этих птиц, как и у людей, существует период ухаживания. Самец использует самые разнообразные средства, чтобы покорить будущую подругу: и пёрышки свои распушит, и песни споет, и красивые камни-голыши подарит. Если самочка принимает дар, то эта пара до конца жизни держится вместе. А черные грифы, например, очень строги к измене. Неверную особь преследует не только партнер, но и вся стая.

Ученые установили, что влюбленность зарождается не сразу, а вот симпатия к другому человеку возникает в первые четыре минуты общения. Кроме того, влюбленность длится не более года, затем она либо исчезает, либо переходит в новую стадию осознанной любви.

Оказывается, у влюбленной пары сердца бьются синхронно. И эту загадку природы ученые до сих пор не могут разгадать.

Любовь по воздействию ее на организм можно сравнить с наркотиком или обезболивающим лекарством. Влюбленные испытывают такое же чувство эйфории, какое бывает от дозы кокаина. Объятия любимого уменьшают боль, так как в этот момент в организме вырабатывается «болеутоляющий» гормон. И еще интересный факт: воспоминания о любви активизируют творческое мышление. Любовь делает человека добрее, так как в организме любящего человека активно вырабатывается окситоцин, гормон, влияющий на настроение, добродушие.

Пары, которые внешне очень похожи друг на друга, реже ссорятся, их брак намного крепче. А вот пары с одинаковым темпераментом вряд ли смогут построить гармоничные отношения, со временем им станет скучно друг с другом. Но есть и такое мнение у психологов: что если у человека в семье были какие-то неразрешенные проблемы с родителем, то в спутника или спутницу жизни он выберет человека, похожего на отца или мать.

«Разбитое сердце» – это не просто метафора. Когда человек переживает любовную трагедию, у него в организме происходит сбой работы сердца.

Хотя любовь часто называют сердечным чувством, гормон, отвечающий за влюбленность, вырабатывается в мозге.

Уничтожить любовь могут антидепрессанты, так как после их употребления в организме человека падает уровень серотонина, что подавляет эмоции.

Если мужчина и женщина встретились друг с другом в экстремальной ситуации, то, скорее всего, их встреча закончится влюбленностью. В этом виноват адреналин, который вырабатывается в организме в экстремальных ситуациях, к тому же адреналин – это гормон «влюбленности». Этот же гормон вызывает у человека и ощущение бабочек в животе. Влюбленный человек так волнуется, что у него в животе появляется ощущение взбудораженности.

Тайна тоже помогает зарождению любви между людьми. Ситуации с препятствиями и проблемами усиливают страсть. Такие обстоятельства носят название «эффект Ромео и Джульетты».

Существует мнение, что мужчина выбирает себе партнершу по фигуре, но это утверждение верно только в том случае, если парень ищет девушку для легких отношений. Мужчины при поиске спутницы жизни больше обращают внимания на лицо прекрасного пола.

Если у женщины или мужчины симметричное лицо, то они пользуются большой популярностью у противоположного пола, и сексом эти люди начинают заниматься раньше и больше.

Существует версия, что женщины быстрее влюбляются в мужчин с хорошим достатком, амбициями, образованием, статусом в обществе, с чувством юмора. Немалое значение имеет и рост мужчины. Кроме того, где-то на подсознательном уровне слабый пол предпочитает мужчин выше их ростом, с ярко выраженными скулами и сильной челюстью. Возможно, что при выборе мужчины, анализируя его внешний вид и поведение, женщина думает, сможет ли он стать кормильцем семьи.

При виде любимого или даже его фотографии у человека расширяются зрачки.

Чем дольше длятся романтические отношения, тем крепче будет брак.

Женщины ощущают себя тогда любимыми, когда партнер расположен к ним лицом, а мужчины чувствуют эмоциональную близость, если партнер находится бок об бок.

Установлено, что физическая близость повышает градус накала эмоций. Этим можно объяснить тот факт, что секретарши, находясь все время со своим шефом, постепенно влюбляются в него. Но вот если мальчики и девочки в возрасте от четырех до шести лет находятся все время рядом, во взрослом состоянии огонь любви между ними не зажечь.

Если человек никогда не испытывал любовь, возможно что он страдает гипопитуитаризмом. Это очень редкая болезнь, не позволяющая человеку испытывать восторг, радость от любви.

Согласно данным социологического опроса, изменяют своим супругам 60 процентов мужчин и 40 процентов женщин.

Любовь не гарантирует крепкий и продолжительный брак. Большую роль играют и такие факторы, как возраст, финансовое положение, были ли предыдущие браки у партнера и есть ли дети в прежней семье. Считается, что если муж старше жены на 9 лет, то в будущем эта семья распадется. Отличный вариант, если жена моложе супруга на три года. Но если мужчина решил жениться второй раз, то он будет искать себе спутницу на пять лет моложе, а вот третья жена уже будет моложе супруга на 8 лет.

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Интересные опыты, достижения, изобретения Зеленый гидрофобный фураж Кому не известно о хронической болезни нашего животноводства - нехватке кормов для хрюшек и буренок. Между тем эта проблема давно решена в большинстве цивилизованных стран, где широко налажено

Из книги Исцеляющая сила чувств автора Падус Эмрика

Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер Дэйв

Факты не лгут В нашем обществе, власть над которым все больше захватывает секс, искушения окружают человека со всех сторон. И не только неверующего или невоцерковленного человека: все ощутимее стирается граница между миром и церковью. Журнал «Христианство сегодня» (США)

Из книги Пробуждение сознания. 4 шага к жизни, о которой вы мечтаете автора Витале Джо

Представления – не факты Джо: Это представления. Негативные представления. Это не факты, а мнения, не более того. И эти мнения обладают внутренней активностью и мешают притягивать финансовую состоятельность.Питер: Значит, люди считают деньги источником всех зол? Они

Из книги От текста к сексу: скандальное руководство как, что и когда написать девушке в СМС автора Шереметьев Егор

Факты о СМС Здесь я собрал некоторые факты, на которые ты должен обратить внимание. Их них следует, что девушки любят общение по СМС, в то время как парни часто не дают им эту возможность. Люди в мире больше пишут смс, чем совершают телефонных звонков 70 % россиян и 100 %

Из книги Корни любви. Семейные расстановки - от зависимости к свободе. Практическое руководство автора Либермайстер Свагито

Факты Как мы уже знаем, умершие члены семьи остаются частью системы, поэтому терапевт может задать вопрос о преждевременных смертях, имевших место в семье. «Преждевременных» означает, что клиент потерял кого-то из родителей, или брата, или сестру, когда был ребенком.

Из книги Трактат о любви, как ее понимает жуткий зануда (4-я редакция) автора Протопопов Анатолий

Из книги Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка автора Сигел Дэниэл Дж.

Интересные и полезные книги о воспитании и развитии детей Кэтрин Кроуфорд Французские дети не капризничают. Уникальный опыт парижского воспитанияСандра Амодт, Сэм Вонг Тайны мозга вашего ребенкаДжон Медина Правила развития мозга вашего ребенкаПол Таф Как дети

Из книги Совсем другой разговор! Как перевести любую дискуссию в конструктивное русло автора Бенджамин Бен

Интересные и полезные книги о воспитании и развитии детей Андрей Подольский, Татьяна Батенева Я не понимаю своего ребенкаМарвин Маршалл Воспитание без стрессаЭндрю Мэтьюз Прорвемся! Как справляться с проблемами Останови их! Как справиться с обидчиками и

Из книги Путь к изменению. Трансформационные метафоры автора Аткинсон Мэрилин

Интересные и полезные книги о воспитании и развитии детей Дороти Ло Нолт, Рейчел Харрис Дети учатся у жизниГолди Хоун Всестороннее развитие ребенка за 10 минут в деньАдель Фабер, Элейн Мазлиш Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили Как

Из книги Секреты скрытого управления мужчинами автора Криксунова Инна Абрамовна

Факты Атаки могут также маскироваться под факты. То, что человек преподносит как основанное на фактах, можете передавать не реальные данные, а только обвинение или критику. Начальник подразделения может сказать работнику: «Ты должен посмотреть правде в глаза и признать,

Из книги Искусство войны [Руководство для бизнеса] автора Чейз Дэвид

У внутренних образов страдания есть некоторые интересные качества Обычно это блеклые бесцветные картинки. Бывает, внутренние образы «своей боли» формируют у нас представление о самих себе как о человеке, меньшем по размеру по сравнению с другими… или, наоборот,

Из книги Блестящее выступление. Как стать успешным оратором автора Седнев Андрей

Глава 4. Завязываем интересные знакомства, или Места знать надо, господа! Определяемся с целями Как и где знакомиться с мужчинами? Во-первых, есть такая вещь, как судьба. Она, как известно, и на печи найдет. Вместе с тем есть выражение: «У бога нет других рук, кроме наших».Вот

Из книги Как победить страх. Секретные методики спецслужб автора Кэмерон Леонард

Глава шестая. Интересные факты из жизни миллионеров «Деньги никого не сделали богатыми - наоборот, каждого они делают еще жаднее до

Из книги автора

Придумывайте интересные названия Не жалейте времени на то, чтобы придумать заманчивое название для вашего выступления. Это время окупится сполна. Если название будет интригующим, ваша публика захочет послушать вас еще до того, как вы произнесете хоть слово. Людей

Из книги автора

Глава шестая. Интересные факты

Конфуцианство
Конфуцианство — пятая мировая религия, переданная Иерархией Бога через Конфуция (Кун-цзы) в Китае.
Основное содержание учения Конфуция — система взаимоотношений и взаимной ответственности правителя — поданного, отца — детей, и других связей людей. Это учение о хорошем управлении государством, о добросовестном отправлении государственной службы, так же как и о правильном порядке в семейном быту.

В то же время, утверждение несомненной связи жизнедеятельности людей с Божественным принципом — «Небо», «Дао», и в определенной степени, объединение его с мистическим Учением Лао-Цзы (Даосизм), делает это Учение религией.
На базе этих философских положений Конфуций развивал свои управленческие концепции, выступая за строгое, четкое, иерархическое разделение обязанностей между членами общества, образцом для которого должна служить семья. Он подчеркивал, что государство — это большая семья, а семья малое государство. Эта идея была выражена Конфуцием в его знаменитом изречении: Правитель должен быть правителем, а подданный — подданным; отец — отцом, а сын — сыном. При этом правитель призывался управлять народом не столько на основе законов и наказаний, сколько примером личной добродетели и высоконравственного поведения, руководствуясь законами Дао, не обременяя народ тяжёлыми налогами и повинностями.
Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категорий, верхов и низов — тех, кто думает и управляет и тех, кто трудится и повинуется.

Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и не богатство, а степень близости человека к идеалу совершенства, и, обязательная взаимная ответственность управляющих и управляемых. Высшей целью управления Конфуций провозглашал духовное просвещение народа и создание для этого соответствующих материальных условий со стороны правителей.
Согласно Учению чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчетом: «Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде» — учил Конфуций.
Идеал благородного человека становился обязательным для подражания, приблизится к нему, становилось смыслом жизни человека.
Позже, после смерти Учителя, так называемые ученики Конфуция, в угоду управленческим нуждам правителей, реформировали его, по сути, сделав трактат «социально-политической направленности», уже не имевшим ничего общего с первоисточником. Но имя Учителя использовалось как «флаг» для придания значимости новому теоретическому трактату, который постоянно реформировался в соответствии с запросами и амбициями того или иного правителя. В результате получился черный суррогат, который и ныне в КНР трактуется как «учение Конфуция».

Конфуцианство - китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551-479 до н. э.). В Китае это учение известно под названием «Школа ученых»; таким образом традиция никогда не возводила данное этико-политическое учение к деятельности одного единственного мыслителя. Выделение конфуцианства в качестве отдельного учения непосредственно связывается с именем одного философа, который за пределами Китая известен под именем Конфуций.

История конфуцианства неотделима от истории Китая. На протяжении тысячелетий это учение было системообразующим для китайской системы управления государством и обществом и в своей поздней модификации, известной под названием «неоконфуцианства», окончательно сформировало то, что принято именовать традиционной культурой Китая. До соприкосновения с западными державами и западной цивилизацией Китай был страной, где господствовала конфуцианская идеология.

Конфуцианство фактически представляет собой совокупность учений и доктрин, которые изначально стали развитием древних мифологем и идеологем. Древнее конфуцианство стало воплощением и завершением всего духовного опыта предшествующей национальной цивилизации.

Тем не менее, выделение конфуцианства в качестве самостоятельной идеологической системы и соответствующей школы связывается с деятельностью конкретного человека, который за пределами Китая известен под именем Конфуций.

После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали множество направлений, в III в. до н. э. их было, вероятно, около десяти. Его духовными наследниками считаются два мыслителя: Мэн-цзы и Сюнь-цзы??, авторы трактатов «Мэн-цзы» и «Сюнь-цзы». Конфуцианству, превратившемуся в авторитетную политическую и идейную силу, пришлось выдержать жестокую конкурентную борьбу с другими авторитетными политико-философскими школами Древнего Китая: моизмом и легизмом. Учение последней стало официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221-209 гг. до н. э.). Император-объединитель Цинь Шихуанди (правил в 246-210 гг. до н. э.) в 213 г. до н. э. развернул жестокие репрессии против конфуцианцев. Значительная часть учёных-конфуцианцев была отстранена от политической и интеллектуальной деятельности, а 460 оппозиционеров были закопаны живьём, были уничтожены тексты конфуцианских книг. Те, что дошли до наших дней, были восстановлены по устной передаче уже во II в. до н. э. Этот период в развитии конфуцианства именуется ранним конфуцианством.

Выдержав жестокую конкурентную борьбу, конфуцианство при новой династии - Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.) во II-I вв. до н. э. стало официальной идеологией империи. В этот период произошли качественные изменения в развитии конфуцианства: учение разделилось на ортодоксальное («Школа канона древних знаков») и неортодоксальное («Школа канона современных знаков»). Представители первого утверждали незыблемость авторитета Конфуция и его учеников, абсолютную значимость их идей и непреложность заветов, отрицали любые попытки ревизии наследия Учителя. Представители второго направления, возглавляемые «Конфуцием эпохи Хань» - Дун Чжуншу (179-104 гг.

до н. э.), настаивали на творческом подходе к древним учениям. Дун Чжуншу удалось, используя учения конкурирующих интеллектуальных школ, создать целостную доктрину, охватывающую все проявления природы и общества, и обосновать с её помощью теорию общественно-государственного устройства, которая была заложена Конфуцием и Мэн-цзы. Учение Дун Чжуншу в западном китаеведении именуется классическим конфуцианством. Учение Конфуция в его интерпретации превратилось во всеобъемлющую мировоззренческую систему, поэтому стало официальной идеологией централизованного государства.

В период Хань конфуцианство определило всю современную политико-культурную ситуацию в Китае. В 125 г. до н. э. была учреждена Государственная академия, объединившая функции центрального гуманитарного теоретического центра и учебного заведения. Так появилась знаменитая система экзаменов кэцзюй, по результатам которой присваивалась тогда степень «придворного эрудита». Однако теория государства тогда гораздо больше опиралась на даосские и легистские идеи.

Окончательно конфуцианство стало официальной идеологией империи гораздо позднее, при императоре Мин-ди (правил в 58 - 78 гг.). Это повлекло за собой складывание конфуцианского канона: унификацию древних текстов, составление списка канонических книг, которые использовались в системе экзаменов, и создание культа Конфуция с оформлением соответствующих церемоний. Первый храм Конфуция был воздвигнут в VI в., а наиболее почитаемый был сооружён в 1017 г. на месте рождения Учителя. Он включает в себя копию семейного дома Кунов, знаменитый холм и культовый ансамбль. Канонический образ Конфуция - густобородого старца, - сложился ещё позднее.

В период укрепления имперской государственности, при династии Тан (618-907 гг.) в Китае происходили существенные изменения в области культуры, всё бóльшее влияние в государстве приобретала новая - буддийская религия, ставшая важным фактором в политической и экономической жизни. Это потребовало и существенной модификации конфуцианского учения. Инициатором процесса стал выдающийся политический деятель и учёный Хань Юй (?? Hán Yù, 768-824 гг.). Деятельность Хань Юя и его учеников привела к очередному обновлению и преобразованию конфуцианства, которое в европейской литературе получило название неоконфуцианства.

Конфуцианство. Коротко его основы

Историк китайской мысли Моу Цзунсань, полагал, что разница между конфуцианством и неоконфуцианством такая же, как и между иудаизмом и христианством.

В XIX в. китайской цивилизации пришлось пережить значительный по масштабам духовный кризис, последствия которого не преодолены по сей день. Связано это было с колониальной и культурной экспансией западных держав. Результатом её стал распад имперского общества, и мучительный поиск китайским народом нового места в мире. Конфуцианцам, не желавшим поступаться традиционными ценностями, пришлось изыскивать пути синтеза традиционной китайской мысли с достижениями европейской философии и культуры.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Последние годы жизни. После этого он вернулся в родное царство Лу, где продолжал учительствовать, пользуясь всеобщим уважением и непререкаемым авторитетом. Он продолжал также заниматься систематизацией древних книг. «Собрание старинных песен» – книга, которая появилась благодаря тому, что Конфуций собрал и обработал старинные поэмы. Примерно за два года до смерти он написал краткую историю государства Лу за 240 лет: с 721 по 481 гг. до н.э.

Великий мудрец Конфуций перешел в мир иной на 73-м году жизни, пережив незадолго до ухода смерть жены, сына и любимого ученика Янь Хуэя. Три года ученики жили в хижине около его могилы, совершая траурные церемонии в соответствии с освящённым учителем ритуалом.


Учение.
Своё учение Конфуций проповедовал устно. О мировоззрении великого философа мы узнаём из записей, сделанных его учениками, в основном из книги «Лунь юй» – «Беседы и суждения».
Согласно учению Конфуция идеал человеческого существования заключён в древности, которая задаёт норму и образец достойного поведения. Потому надо изучать старинные книги и жизни великих подвижников. «Конфуций верил, что просвещение , пропаганда жизненных канонов сами сделают своё дело… Но сделать это /возвратиться к золотой старине/ нужно сознательно. Каждый человек должен быть требовательным к себе, соблюдать установленные правила и каноны; тогда лишь всё общество исцелится от своего недуга» (6. – С.46, 40).

Центральным понятием Учения Конфуция является «жэнь» – гуманность или человеколюбие . В этом понятии заключена и характеристика человека, и цель его нравственного совершенствования, и закон отношений людей в обществе. Правильное отношение к людям состоит во взаимности. «Не делай другим того, чего не желаешь себе» – золотое правило этики отношений. Учитель призывал любить людей. Если сердца людей будут гореть любовью, люди станут как одна семья. «Итак, вы должны любить других, как себя самих… желать им всего того, чего себе желаем», – говорил он. «Конфуций считал, что человек должен научиться без всяких наказаний следовать правилам гуманности и этикета». «Если руководить народом посредством законов, – говорил он, – то хотя он (народ) и будет стараться избегать их, у него не будет чувства стыда» (6. – С.46). Понятие «жэнь» трактовалось мыслителем очень широко и включало множество качеств: любовь к людям, искренность, верность, бескорыстие, справедливость, достоинство, правду, мужество. Это была совокупность совершенств, идеал, которым обладали лишь древние. Люди «жэнь» фактически были подвижниками, носителями высшей этики. Человеколюбие воплощало общие принципы отношений между людьми, а конкретным их воплощением становился ритуал, соблюдение церемоний и обрядов, то есть правил или этикета.

Ритуал «ли»
у Конфуция не сводится к внешнему церемониалу. Через ритуал человек проявляет свое уважение и понимание другого человека. Ритуал ценен, как средство достижения согласия в семье и в обществе.

Ритуал позволял устанавливать взаимность между людьми, разными по возрасту и социальному положению. Этика ритуала исходит из убеждения, что человеческое согласие важнее абстрактных истин. Хотя ритуал и гуманность тесно связаны, гуманность является ядром всего. «Если человек не гуманен, что толку в церемониях?» (6.– С.48). То, что учитель назвал ритуалом, было по сути направлено на выработку чувства меры, чтобы руководители не превышали своих полномочий и не злоупотребляли своим положением.

Основой «жэнь» и «ли» Конфуций считал «сяо» – сыновнюю почтительность , уважение к родителям и к старшим вообще. Почтение сына к отцу – высший первичный принцип, а доносительство на отцов – безнравственно. Этот этический принцип в 66 г. до н.э. был закреплен законом в Китае. Культ предков Конфуций понимал «как часть всеобщего нравственно-политического порядка… «Если мы не будем старательны в исполнении долга по отношению к предкам, то нравственность народа не будет улучшаться», – говорил он» (6. – С.42).

Конфуцианство собой целостное этико-религиозное учение. Главный принцип конфуцианства заключался в идее всеобщей справедливости. Оно оправдывало наличие в обществе господ и трудящихся, обосновывало существование умственного и физического труда, призывало к подчинению вышестоящим властям, как к порядку, установленному высшей силой.

Основные принципы конфуцианства следующие.

1. Принцип «жэнь», т. е. гуманность и человеколюбие. «Чего не желаешь себе, того не делай другим».

2. Принцип «ли», т. е. почтительность и ритуал. «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».

3. Принцип «чжэн-мин», то есть исправление имен. В обществе будут порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему знанию и должности. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».

4. Принцип «цзюнь-цзы», т. е. образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это, прежде всего, удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов — обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.

5. Принцип «вэнь», т. е. образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и не стеснительностью в обращении за советами к нижестоящим людям.

6. Принцип «ди», т. е. повиновение старшим по должности и возрасту. «Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других».

7. Принцип «чжун», т. е. преданность государю, нравственный авторитет правительства. Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения. «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать». Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение конфуцианства. В его содержании над собственно философской стороной превалировала этико-политическая.

Общество, по мнению Конфуция, должно напоминать сложный механизм, который может работать лишь в том случае, если каждая его часть будет находиться на своем месте и содержаться в порядке.

Конфуций

Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.

Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция.
Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь воспитанию мальчика. Ее постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать.

Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». При окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны - вот единственно, о чем я должен заботиться», - говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены - вот моя забота», - таковы были слова мудреца. «Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспоко
йся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься». В двадцать пять лет за свои бесспорные достоинства Конфуций был отмечен всем культурным обществом. Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции (таковым считали его и многие современники). Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. Со своими учениками Конфуций был прост и тверд: «Почему тот, кто не задает себе вопросы «почему?», заслуживает того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему я его должен учить?» «Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, - я для того не повторяю». Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия - в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности.

Клевета и наветы привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам Конфуция. Конфуций покинул родное государство и отправился в путешествие по стране, наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков. Везде, где он проходил, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника». Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения.

«Подобно Сократу, он не отбывал «рабочее время» со своей философией.

Не был он и «червем», зарывшимся в свое учение и сидящим на стуле вдали от жизни. Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа». В случае Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой.

Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее.
Несмотря на внешне скромные биографические данные, Конфуций остается величайшей фигурой в духовной истории Китая. Один из его современников говорил: «Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать Учителя пробуждающим колоколом»

Конфуций не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках: «В 15 лет я обратил свои помыслы к учению. В 30 лет - я обрёл прочную основу. В 40 лет - я сумел освободиться от сомнений. В 50 лет - я познал волю Неба. В 60 лет - я научился отличать правду от лжи. В 70 лет - я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала». В этом высказывании весь Конфуций - человек и идеал традиции, известной как конфуцианство. Его путь от учёбы через познание «воли Неба» к свободному следованию желаниям сердца и соблюдению правил поведения, которые он считал священными, «небесными», стал нравственным ориентиром всей культуры Китая.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

главная А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

КОНФУЦИАНСТВО

Рассмотрены: основные религиозные термины, религиозные учения и течения, религиозные культы, история религии,
религиозная структура, функции религии, влияние религии на культуру, религия и экономика, политика и религия

КААБА
КАББАЛА
КАЛЬВИН (КОВЕН) Жан
КАЛЬВИНИЗМ
КАНОНИЗАЦИЯ
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО
КАПУЦИНЫ - Ордены монашеские
КАРДИНАЛ
КАРМА
КАРМЕЛИТЫ
КАТАРЫ
КАТЕХИЗИС
КАТОЛИЦИЗМ
КВАКЕРЫ
КВИЕТИЗМ
КЕНОЗИС
КЛЕРИКАЛИЗМ
КОЛДОВСТВО - Магия
КОНГРЕГАЦИОНАЛИСТЫ
КОНКОРДАТ
КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
КОНФЕССИЯ
КОНФИРМАЦИЯ
КОНФУЦИАНСТВО
КОНФУЦИЙ, Кун-цзы, Кун-чжун-ни
КОРАН
КОШЕРНАЯ ПИЩА
КРЕАЦИОНИЗМ и ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
КРЕСТ
КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ
КРЕЩЕНИЕ
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
КРЕЩЕНИЕ РУСИ
КРИШНА
КУЛЬТ РЕЛИГИОЗНЫЙ
КУЛЬТУРА и РЕЛИГИЯ
КУMPАНИТЫ

КОНФУЦИАНСТВО (по имени китайского мыслителя Кунцзы - Конфуция) - этико-политическое и религиозно-философское учение о нравственном поведении человека и основанном на морали, социальном порядке, возникшее в Китае.

Как и некоторые другие восточные религии, КОНФУЦИАНСТВО часто интерпретируется как образ жизни, который на протяжении двух тысяч лет поддерживал религиозное единство китайского народа и способствовал этнической консолидации.

КОНФУЦИАНСТВО основано Кун-цзы (Конфуцием) (551-479 гг. до н. э.). Относительно малоизвестный при жизни, Конфуций стал широко известен после смерти.

Согласно учению КОНФУЦИАНСТВА, мудрость исходит из прошлого, а отвергающего традиции постигают неудачи.

Главный принцип общественной организации - «хэ» (гармония, единение), к которому приходят путем взаимопреодоления полярных интересов и мнений. Слияние противоположностей лежит в основе всех вещей.

КОНФУЦИАНСТВО формулирует концепции «жэнь» (гуманность, человеколюбие) и «ли» (правила, этика).

В КОНФУЦИАНСТВЕ общество делилось на две категории - благородных и простолюдинов.

Благородный муж стремится к человеколюбию и справедливости, «маленький» человек стремится к богатству и выгоде.

Благородный человек заботится о соблюдении морали, «маленький» помышляет о земле.

Благородный заботится о соблюдении закона, а «маленький» - о получении благодеяния.

В КОНФУЦИАНСТВЕ разработана система государственного управления: наверху находится высший правитель - «сын Неба».

Проповедуются любовь и уважение к «вышестоящим», любовь к матери и уважение к отцу.

Выдвигается принцип справедливости как основа решения дел.

Непреклонная верность учению, способность овладевать им и хранить его - важное требование КОНФУЦИАНСТВА.

Личное желание человека должно сводиться к заботе о других, а не о собственном благополучии.

Любовь - лучшее средство проверки величия человека.

Культивируется уважение к предкам и старшим.

Сыновние обязанности бывают двух видов:
забота о пропитании и здоровье родителей и поддержание родительского авторитета, забота о родителях после их смерти путем выполнения церемоний;
поддержание авторитета семьи.

КОНФУЦИАНСТВО провозгласило доктрину следования «срединному пути», во избежание крайностей.

Для достижения совершенства необходим баланс в деятельности:
приспособление к условиям жизни и подчинение авторитету власти.

Справедливость и законы являются следствием длительного развития мышления и практики.

Только немногие способны к самопожертвованию, большинство же людей надо держать в рамках закона, утверждая его силой.

Люди делятся на три группы:

хорошие от природы, качества которых улучшаются путем образования;
плохие от природы, которых удерживает только страх наказания;
смешивающие добро и зло в своем поведении, которые могут двигаться в различных направлениях.

Конфуцианский канон - Ши-саньцзин (Тринадцатикнижие) - включает тринадцать древнекитайских классических книг.

В эпоху Хань при императоре У-ди (140-87 гг. до н. э.) было создано «Пятикнижие» («Уцзин»), в которое вошли «Ицзин» («Книга перемен»), «Шицзин» («Книга песен и гимнов»), «Шуцзин» («Книга истории»), «Лицзи» («Записки об обрядах») и «Чунцю» («Летопись весны и осени», хроника одного из китайских княжеств).

Позднее, в годы правления династии Тан (618-907), к «Пятикнижию» были добавлены книги:
«Чжоули» («Ритуал династий Чжоу»),
«Цзочжу-ань» («Хроника господина Цзо Цюмина»),
«Или» («Книга об этикете и обрядах»),
«Гуньян-чжуань» («Хроника господина Гуньян-Гао») и
«Гулян-чжуань» («Хроника господина Гулян Чи»).

В 827-840 гг. в Ши-саньцзин были включены «Сяоцзин» («Канон сыновней почтительности»), «Луньюй» («Беседы и высказывания») и «Эр-я» («Словарь изысканных синонимов»), а в северо-сунский период (960-1127) - «Мэнцзы» (книга одного из учеников Конфуция).

«Луньюй» и «Мэнцзы» входят в «Сышу» («Четверокнижие»), также являющееся частью конфуцианского канона. Книги, вошедшие в канон КОНФУЦИАНСТВА, создавались на протяжении тысячелетий многими авторами и играли огромную роль в духовной жизни китайского общества вплоть до XX в.

На основе канона строились системы воспитания и образования, каждый чиновник, чтобы занять определенное место в государственном аппарате Китая, был обязан сдать экзамен на знание текстов Ши-саньцзин и т.д.

Влияние КОНФУЦИАНСТВА на китайскую культуру и сегодня остается значительным.

По приблизительным оценкам, в настоящее время численность последователей конфуцианства составляет св. 300 млн. человек.

Биография Конфуция по большей части неизвестна, но кое-какие сведения все-таки дошли до наших дней. Авторами воспоминаний являются ученики великого мастера слова.

Философ, получивший признание уже в 20 лет, создал целое учение – конфуцианство, которое оказало огромное влияние на историю становления государств Юго-Восточной Азии. Он систематизировал летописи различных китайских княжеств, основал первый университет в Китае, написал специальные правила поведения для всех сословий Китая.

Конфуций происходил из древнего китайского аристократического рода, к моменту рождения философа (551 год до н.э.) уже обедневшего. Его отец умер, когда мальчику исполнилось 3 года, а мать, будучи всего лишь наложницей, была вынуждена уйти из семьи и жить с сыном самостоятельно.

Именно поэтому Конфуций очень рано начал работать, занимаясь параллельно самообразованием и осваивая положенные каждому чиновнику и аристократу Китая искусства. Образованного юношу скоро заметили, и он начал свою карьеру при дворе в царстве Лу.

Педагогическая работа

Это время было очень непростым для Китая, и, когда Конфуций понял, что он не может повлиять на политическую ситуацию в его царстве, философ отправился странствовать с учениками по Китаю. Его целью было донести до правителей отдельных царств мысль о том, что сила государства в единстве.

Большую часть своей жизни он провел в путешествиях, а в возрасте 60 лет вернулся домой. Продолжая преподавать, он систематизировал литературное наследие своей страны, создав «Книгу перемен» и «Книгу песен».

Учение и ученики

Учение Конфуция было довольно простым, и, хотя сейчас конфуцианство приравняли к религии, религией оно не является. В основе его лежит понятие о нравственности, гуманизме, доброте, добродетелях и создании гармоничного общества, в котором каждый человек занимает положенное ему место.

Конфуций много рассуждал об образовании человека, о таком явлении, как культурность, цивилизованность. Он считал, что человек может развить в себе то, что заложила в нем природа. Цивилизованность нельзя воспитать, культурности нельзя обучить. Это либо есть в человеке, либо нет.

Первую краткую биографию Конфуция написали его ученики и его сын (Конфуций женился рано, в 19 лет) Бо Юй. Они составили летописное жизнеописание и создали книгу, в основу которой были положены беседы Конфуция со своими учениками – «Лунь Юй» («Беседы и суждения»).

Смерть и начало почитания

Умер Конфуций 479 году до н.э., а почитать его начали в 1 году н.э. Именно в этот год его объявили объектом государственного почитания. Чуть позже за ним закрепили место в аристократическом пантеоне, потом его наделили титулом ванна, а в XVI веке – титулом «величайшего мудреца прошлого».

Первый храм в его честь возвели в том же XVI веке.

В Европе труды Конфуция начали изучать в XVIII – XIX веках. Особенно им интересовались такие европейские философы, как Лейбниц и Гегель.

Гегель, кстати, говорил, что европейскому человеку очень сложно принять учение Конфуция, так как смиренность и подчиненность колективному началу не соответствует европейскому менталитету.

Другие варианты биографии

  • Интересно, что собственное имя Конфуция – Кун Цю или Кун Фу. Приставка «Цзы» в переводе с древнекитайского означает «учитель» или «педагог».
  • У Конфуция было более 500 учеников, но самыми любимыми были 26 из них. Именно они и составили сборник изречений своего великого учителя.

Свое влияние на планете современный Китай распространяет через так называемые конфуцианские центры. После десятилетий забвения Кун-Цзы снова вернулся в Срединное Государство, чтобы сплотить нацию для великих свершений. Его постулаты вошли в плоть и кровь китайского народа, были восприняты и переработаны в Корее и Японии и стали основой дальневосточной ментальности. Он был одним из многих, но время отсеяло ненужное и малоинтересное, оставив Конфуция в вечности. Любой образованный китаец поймет вас, если вы заговорите об «Учителе», потому что так называют только одного человека. Он не правил ни одним царством, но в летописях его называют царем. Конфуций причислен к лику святых, которому возносят молитвы.

Грозное время перемен

Он родился в семье знатного, но обедневшего дворянина Шулян Хэ из рода Кун около 551 года до нашей эры. Матерью философа была совсем юная девушка, а отцу исполнилось 68 лет. Историки до сих пор не уверены, была ли Янь Чжэнцзай наложницей или законной женой Шулян Хэ. Их союз обозначают иероглифом, который можно перевести как «дикий» или «криминальный». Разница ли в возрасте стала причиной такого странного названия или интриги, возникшие вокруг рождения мальчика? Две старшие жены так и не выполнили своей главной обязанности – у них не было сыновей. Обиженные, они «выдавливают» юную наложницу из семьи. Вместе с маленьким сыном она возвращается на родину, где воспитывает в нем почтение к славным предкам.

Мальчика назвали Кун Цю, где Цю – личное имя и переводится как холм или бугор. Его голова была бугристой, что по китайским канонам означало незаурядный ум. Семья жила в бедности, что усугублялось внутренними проблемами в империи Чжоу. Очень рано юноша осознал связь между благополучием и ученостью. Он старательно изучает искусства, которыми должен владеть человек его происхождения:

  • чтение и каллиграфию;
  • ритуальную практику;
  • музыкальный канон;
  • стрельбу из лука;
  • управление колесницей;
  • основы бухгалтерского дела.

В возрасте 20-25 лет Конфуций принят на должность счетовода, ответственного за прием и выдачу зерна в царстве Лу. Он уже женатый и вполне самостоятельный человек. Вскоре его назначают распорядителем стад, но не коровы были его паствой. Слава праведника и мудреца привлекает к нему учеников. Так чиновник превращается в Учителя. Люди из разных сословий тянутся к нему в поисках смысла жизни и твердой почвы под ногами, которую уже сотрясают княжеские междоусобицы. Конфуций жил в период самой тяжелой в истории Китая гражданской войны. Не случайно весь пафос его проповедей направлен на укрепление государства. Философ слишком хорошо знал, что такое время перемен.

Что толку сидеть на одном месте, когда разрушен очаг, осквернены и попраны святыни, а люди забыли свой долг, превратившись в обезьян. Собрав пожитки, Конфуций отправляется в странствие по стране, переходя из одного враждующего государства в другое. Все, что он промолвил, записывалось его учениками, многих из которых он бесплатно обучил грамоте. Такая вот записная книжка, состоящая из изречений Кун-Цзы и примечательных событий из его жизни, и выпала однажды из тайника в доме, где окончил свои дни Учитель. Стараниями любимых учеников и сына Конфуция была составлена книга «Лунь Юй» (Беседы и изречения), ставшая настольной для китайских чиновников на более чем два тысячелетия.

Еще одно предание гласит, что Конфуций был знаком с основателем даосизма Лао-Цзы. Они действительно жили приблизительно в одно время, и последний мог быть учителем первого. Трудно преодолеть соблазн «познакомить» двух величайших учителей китайского народа, но говорят они о разном. Даосизм вырастает из шаманских практик и первобытного магизма, а учения Конфуция апеллирует к разуму, светскому обучению и государственности.

Наследие предков

Это – главная «фишка» Учителя. Бродя среди выжженных полей и гниющих трупов людей и животных, он понял, что причиной несчастий – нравственной падение человека. Этика Кун-Цзы на точном исполнении ритуалов, которые переданы предшественниками. Китай – страна учености и исторической достоверности. Его история отражена в хрониках, повествующих о тьме невежества и легендарном императоре, давшем людям свет знания, государственный порядок и ритуал. Последнее достижение является скрепляющим раствором, который позволяет сохранить благополучие государства и передать его потомкам.

Занимая различные должности при дворах местных правителей, Учитель исполнял ритуал с завидным рвением. Известен случай, когда он заболел и не мог встать с постели. Но князь пришел к нему сам, чтобы посоветоваться по очень важному вопросу. Конфуций приказал накинуть на себя ритуальную одежду и так разговаривал с повелителем. В другой раз он жестоко отругал ученика за то, что тот просто сел на корточки. Говорят, что Конфуций приказал казнить человека, который слишком близко приблизился к трону одного из царей.

Его этическую систему можно выразить в трех фразах: почитай императора, уважай память предков и всегда выполняй свой долг, каким бы незначительным он ни был. Конфуций был первым педагогом, поставившим во главу угла обучение чтению и письму. Безграмотный человек не может следовать традиции, записанной в трактатах. Современники считали его посвященным в тайны магии и колдовства, потому что Кун-Цзы занимался врачеванием. Но не оккультные силы призывал он на помощь, но мощь разума, видя в болезни нарушение природной гармонии. Конфуций – основоположник рационального отношения к действительности.

Свои мысли и идеи Учитель не записывал, предпочитая систематизировать наследие прошлого – Книгу Песен и Книгу Перемен. Хроника древнекитайского государства Лу «Весна и осень» является самым достоверным сочинением Конфуция. Следует сказать, что конфуцианство возникло через триста лет после смерти Кун-Цзы и лишь в общих чертах напоминает учение мудреца. Апеллируя к его авторитету, книжники последующих времен разработали сложнейшую систему экзаменов для госчиновников и добились высокого уровня грамотности населения. Средневековая Европа не идет ни в какое сравнение с утонченной и цивилизованной Китайской империей.

Осевое время

Конфуций жил и учил приблизительно в одно время с Буддой, Сократом и древнееврейскими пророками. Эту эпоху в истории человечества Карл Ясперс назвал «осевым временем». Переосмысление мифов и попытка рационального обоснования жизни была предпринята во всех тогдашних очагах цивилизации. Человек – мера всех вещей, говорил Сократ. Конфуций разработал пять достоинств праведного человека:

  • Жэнь. Мы с полным основанием можем перевести это слово как «гуманность», потому что данное достоинство подразумевает милосердие и человеколюбие. Слова Конфуция «Не делай человеку того, чего не желаешь себе» звучат как библейская заповедь.
  • И. Справедливость – широкое понятие и включает не только отстаивание собственных интересов, но и заботу о родителях. Долг благородного человека состоит в умении твердо следовать принципам справедливости, пренебрегая личной выгодой.
  • Ли. Это не только ритуал или соблюдение обычаев, но любые правильные поступки, которые ведут к благу в семье и к устойчивости в государстве.
  • Чжи. Добродетельные поступки должны сообразовываться с благоразумием и рассудительностью. Умение видеть последствия своих действий и просчитывать их воздействие в будущем.
  • Синь. Искренние и добрые намерения, непринужденность в отношениях с членами семьи и соседями. Этому качеству противопоставляется лицемерие.

Пять достоинств добродетельного человека соответствует философскому учению о пяти стихиях. Дополняя друг друга, перетекая и оттеняя, эти качества вместе составляют понятие «вэнь», которое обозначает цивилизованного человека. Здесь нужно уточнить, что цивилизованным может быть только китаец. Даже в самые тяжелые годы унижения и позора китайцы ни на секунду не сомневались в своем превосходстве над другими расами и национальностями. Что сделал Конфуций? Он советовал относиться к варварам снисходительно и спокойно.

Конфуцианство в истории и культуре

Он стал песчинкой, вокруг которой образовалась жемчужина великой китайской цивилизации. Каждая новая династия превозносила его все выше, находя в нем оправдание своей власти. Сложнейшая иероглифическая письменность не помешала Китаю во все времена быть самой образованной страной мира. Здесь всегда любили учиться и всегда чтили власть правителя. Каким бы ни был государственный строй, принципы конфуцианства всегда присутствовали в системе управления. Дикие эксперименты над страной не смогли поколебать традиции и ощущения собственного величия.

Мавзолей Мао Цзэдуну в Пекине не затмевает величественный склеп Кун-Цзы в городе Цюйфу, где родился Учитель. Новые производственные отношения находят свое оправдание в конфуцианстве, чьи принципы вошли в плоть и кровь каждого китайца. Они свято верят в правоту собственного образа жизни и распространяют аромат своей культуры по всему миру. Государство, которому удалось сохранить свою идентичность на протяжении нескольких тысячелетий, восхищает и пугает одновременно. Однажды весь мир может стать китайским, а мы этого даже не заметим.