Конспект занятия служба спасения. Зов долга. Истории о героических подвигах спасателей Служба спасения и люди работающие в ней

Чтобы создать медико-спасательную службу, аналогов которой в нашей стране пока нет, Вячеслав Половинко отказался от карьеры хирурга, хотя мечтал о ней с детства. Зато сейчас над Москвой летают реанимационные вертолеты, которые добираются до самых тяжелых пациентов за считанные минуты. И это, в том числе, и заслуга доктора Половинко.

В интервью сайт он рассказал о том, как ему за считанные месяцы удалось «сколотить» команду отважных врачей-вертолётчиков на базе «Московского авиационного центра» Департамента ГОЧСиПБ, и чем санитарные вертолёты отличаются от обычных.

О спасении людей до создания специальной службы

«Санитарная авиация в Москве раньше существовала в такой «лайт-версии» - МЧС предоставляло вертолёты, а Центр экстренной медицинской помощи предоставлял врачей.
Тогда объемы помощи были неизмеримо скромнее: мало специальных посадочных площадок по городу, мало специалистов.

Затем Правительство Москвы организовало отряд по быстрому спасению людей, которые попали в беду. Закупили авиационную технику - и постепенно стала выстраиваться цепочка взаимодействия нашей организации и департамента здравоохранения города Москвы.

Столица стала первым городом в нашей стране, власти которого подошли к решению вопроса организации медико-спасательной службы очень серьёзно. Начали вестись работы по подготовке пилотов, авиатехники, медицинских работников.

До этого момента в крупных российских городах работали авиакомпании, которые предоставляли вертолёты, в которых на вызовы летали врачи их разных медицинских учреждений. Медики совмещали экстренные выезды с ежедневной работой в больнице.

В Москве же впервые в России появились врачи, для которых работа в медико-спасательной службе была единственной».

О создании медико-спасательной службы

«На подготовку пилотов и получение лицензии ушло три года. После этого началась отработка всех моментов, которые уменьшают время подачи санитарного вертолета: например, согласование пролёта до места происшествия, места последующей госпитализации людей.
Ещё примерно месяц был потрачен на «притирку» всех служб - ведь Москва, это территория, закрытая для полётов.

Вячеслав Половинко с благодарностью от мэра Москвы Сергея Собянина.

Внутри города есть ещё несколько особых зон, над которыми пролетать ни при каких обстоятельствах нельзя. Однако вертолёту нужно прибыть на место происшествия как можно скорее - мы занимались очень плотно логистикой. Знакомились, заключали соглашения.

Теперь всё понятно - если летит наш вертолёт, то кому-то нужна срочная помощь. Все службы действуют в этот момент очень слаженно».

О самых тяжёлых случаях спасения

«Когда поступали первые вызовы - каждый вылет оценивался, как особое событие. Со временем работа реаниматологов вошла в русло, и теперь наши бригады действуют максимально оперативно и эффективно.

Самые страшные происшествия - это, конечно, массовые трагедии. В июле 2014 года на перегоне между станциями метро «Славянский бульвар» и «Парк Победы» сошёл с рельсов поезд. В катастрофе тогда погибли 24 человека.

В тот момент очень пригодилась особенность врачей «Московского авиационного центра» - анестезиологи-реаниматологи медико-спасательной службы обучены ещё и быть спасателями.

Именно поэтому они имеют право проходить в зону чрезвычайной ситуации. Обычно машины скорой помощи базируются по периметру этой зоны и ждут, когда им доставят пострадавших.

Медики нашей службы спускались вниз, помогали доставать людей, оказывали им первую помощь там же, в тоннеле, и на щитах несли на перрон.

Наверх поднимать раненых было очень трудно. Станция «Славянский бульвар» глубокая, а травмированных людей можно переносить только в горизонтальном положении. Врачи и спасатели на вытянутых руках держали людей на ступеньках эскалатора. Это было очень тяжело физически. Крайне тяжёлых пациентов наши вертолёты немедленно доставляли в больницы».

О том, кто решает, что людям нужна помощь медиков на вертолёте

«Решение о вылете вертолёта принимает старший врач Центра экстренной медицинской помощи. Он получает информацию от работников Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А. С. Пучкова.

Есть определённые критерии вызова вертолёта - мы летим, когда есть два и более пострадавших. Также если среди пострадавших есть дети, беременные женщины.

Если в аварию, к примеру, попал автобус, то летим вне зависимости от наличия информации о пострадавших.

Мы немедленно отправляемся туда, где произошла чрезвычайная ситуация - будь это взрыв бытового газа или пожар».

Об уникальной технике

«Наши вертолёты оборудованы так же, как реанимационные автомобили класса «С»: в салоне есть всё необходимое оснащение.

Это аппарат искусственной вентиляции лёгких, дефибриллятор, монитор контроля жизненно важных функций, шприцевые насосы-дозаторы, которые позволяют вводить лекарственные препараты, медицинский отсос.


Врач анестезиолог-реаниматолог «Московского авиационного центра» с пострадавшим.
Фото: архив пресс-службы «Московского авиационного центра»

У всех этих приборов есть особенность - всё они допущены к использованию на борту воздушных судов. Наше оборудование будет исправно работать в холод и в жару, выдержит серьёзное механическое воздействие (в том числе перегрузку).

Один из элементов нашего вертолёта - это диэлектрический пол. Во время полёта иногда нужно проводить дефибрилляцию. При обычной ситуации все в этот момент отходят от пациента, чтобы случайно не дотронуться до какой-нибудь металлической конструкции. В вертолёте пострадавший лежит на спинальном щите, а сам пол не проводит ток. Именно поэтому в наших машинах можно спокойно проводить опасную процедуру и не беспокоиться за персонал и авионику (комплекс электронного оборудования, установленного на борту воздушного судна - прим.ред.) вертолёта».

О новых разработках

«Наша техника актуальна на данный момент, но медицина не стоит на месте. Ведутся постоянные разработки каких-то новых моделей и дополнительных опций медицинского оборудования. Сейчас у нас есть даже возможность беспроводной передачи данных в больницу, куда летит вертолёт».

О новых задачах медиков

«Департамент здравоохранения добавил сейчас задачу нашим экипажам - это вылет к людям, которым необходима высокотехнологичная помощь. Многих больных нужно оперировать в первый час после наступления критического состояния. Речь идёт об инсультах, инфарктах и так далее.

Бригада скорой помощи, которая приезжает к пострадавшим на дом, определяет заболевание и, в случае, если пациентам необходима экстренная госпитализация, прилетает вертолёт.

Мы доставляем человека в ближайшую многопрофильную больницу, где его сразу определяют в операционную, минуя приёмный покой. В таком случае процент выживаемости очень сильно увеличивается. Если ехать на автомобиле по пробкам, можно упустить этот самый час».

О вертолётах

«Всего в нашем парке десять воздушных машин. Из них пять медицинских вертолётов, три вертолёта Ка-32 для тушения пожаров, один большой вертолёт Ми-26, который также используется для борьбы с огнём и ещё один - Bell 429, используемый в качестве штаба и транспортировки оперативной группы.

Ежедневно два вертолёта у нас заступают на суточное дежурство в аэропорту Остафьево (бывшая авиабаза НКВД на территории Новомосковского административного округа. Сейчас крупный аэропорт, где базируется как военная, так и гражданская авиация - прим.ред.) и ещё один дежурит на территории 15-й городской клинической больницы.


Посадка вертолёта на место ДТП. Фото: архив пресс-службы «Московского авиационного центра»

Очень редко случаются такие дни, когда мы никуда не летим - причиной обычно бывают запреты на полёт или погодные условия».

О ложных вызовах

«На человека, который принимает решение о вызове вертолёта, ложится очень большая нагрузка. И с самого начала такие вещи случались из-за недостаточного количества информации. Сейчас подобное практически исключено».

О выборе профессии

«В первом классе я на занятия ходил со специальной белой сумочкой с красным крестом, где был бинт, йод, зелёнка. Уже тогда я изучил вопрос оказания первой помощи!

После школы поступил в медицинское училище, и в армии потом отслужил медицинским работником.

Но настоящий опыт пришел в реанимационном отделении, куда я после дембеля пришел медбратом. Именно там я научился работать с тяжелыми пациентами. И захотел продолжить образование.
В медицинский институт я поступил, не оставляя работу у себя в реанимации. Специализацию выбрал сразу: хирургия. Однако в процессе учебы сменил «детскую хирургию» на взрослую.

Еще через несколько лет, уже работая хирургом, получил предложение «Московского авиационного центра» и начал заниматься созданием медико-спасательной службы. Пришлось снова многому учиться - управлению и организационной деятельности».

Об отношении к «случайным людям» в медицине

«Среди моих коллег таких людей нет. Вообще система здравоохранения так построена, что в большинстве случаев такие люди не могут работать врачами - они естественным образом отсеиваются. Да и вообще в последнее время профессиональные требования к медикам в нашей стране возросли».

О мечтах

«Когда наша организация создавалась, мы даже не думали, что Москва за несколько лет так увеличится территориально.

Мы старались что-то предвидеть и постепенно пришли к тому, что имеем. Мечтать в этой ситуации сложно.

На данный момент, мы действуем максимально эффективно, и не можем предположить, в каких условиях будем действовать в будущем. Нужно просто продолжать оттачивать своё мастерство здесь и сейчас».

ЛЮДИ, ПРОФЕССИЯ КОТОРЫХ - СПАСАТЬ И ПОМОГАТЬ.


На светофоре загорается красный свет, и автомобили послушно останавливаются. Только одна машина, включив голубой маячок, продолжает движение. И никто не может упрекнуть ее в нарушении правил, все знают: от людей, сидящих в этом микроавтобусе с оранжевой полосой, зависит сейчас не только чье-то здоровье, но и жизнь.
Нелегкая работа у сотрудников МЧС - спасать и помогать. Много разных происшествий случается, и эти люди всегда готовы придти на помощь в любое время суток. Об их подвигах можно рассказывать вечно.
Обычный вечер. Люди спешат с работы. В окнах многоэтажек разгорается свет. И вдруг над мирным городом раздается взрыв. Чье-то неосторожное обращение с газом привело к страшной трагедии. Кто первым оказывается на месте происшествия? Сотрудники МЧС.
Жителей маленького поселка уже не раз предупреждали о приближающей опасности: наводнение может разрушить дороги, затопить дома. Но так не хочется в это верить. И вот мощные потоки воды сметают все на своем пути. Люди в панике ищут спасения на чердаках и крышах. Кто спасает их от неминуемой смерти? Сотрудники МЧС.
Дорожно-транспортное происшествие, захлопнувшаяся от сквозняка дверь, за которой остались маленькие дети, и даже кошка, застрявшая между прутьями решетки...

В любой чрезвычайной ситуации мы набираем номер «01» и с нетерпением и надеждой ждем микроавтобус с оранжевой полосой, из которого выйдут люди, профессия которых — спасать и помогать.


СПАСАТЕЛЬ - ПРОФЕССИЯ ВЕКА

Профессия «спасатель» появилась давно, но она не была выделена в отдельную специальность, и ей не учили в учебных заведениях. В России существовали пожарные, водолазы, промышленные альпинисты, служба спасения на воде. Были землетрясения в Ташкенте в 1966 году и в Армении в 1989 году, авария на атомной электростанции в Чернобыле в 1986 году, но там работали военные, медики, пожарные. И только в начале девяностых годов у нас были созданы первые поисково-спасательные отряды. В последствие они были укрупнены, преобразованы и 27 декабря 1995 года по указу Президента Российской Федерации было создано Министерство по Чрезвычайным Ситуациям. Необходимость в данной профессии возникла в связи с сохраняющейся устойчивой тенденцией роста количества и масштабов Чрезвычайных Ситуаций природного техногенного характера. Количество катастроф техногенного характера резко увеличилось из-за общего упадка производства, оттока квалифицированных кадров и недостаточного финансирования производства и ремонтных работ.
Спасатель - одна из самых интересных и мужественных профессий. Они первыми выезжают на место многих происшествий. Мало для спасателя физической крепости специальной подготовки, решительности и смелости, он должен еще и очень любить людей. Спасатель - это призвание. Равнодушный человек не сможет рисковать ради других своей жизнью. Стимулом для этих людей являются спасенные человеческие жизни.
Редко спасатели работают в одиночку, как известный дядя Степа из стихотворения Михалкова, спасший старушку с бельем во время ледохода.
Чаще всего спасатели - это целая команда, работающая быстро и согласованно в сложных ситуациях, потому что для разбора завалов, ликвидации крушений, тушения пожаров, спасения тонущих требуется много рук и техники.
Для спасателя не существует дня или ночи, они всегда находятся в боевой готовности и приходят на помощь по первому зову. Работающие в службе спасения люди обладают многими умениями и навыками. Они могут оказать первую медицинскую помощь, проводить аварийно - спасательные работы, приводить разведку и поиск пострадавших, выполнять работы по ликвидации аварий, вести мониторинг окружающей среды после аварий.
Но в повседневной жизни аварии, наводнения, стихийные бедствия, экологические катастрофы и чрезвычайные ситуации, к счастью, бывают не так уж часто. Однако работа для спасателей находится и в будничной жизни. Они помогут открыть двери в квартиры, если они захлопнулись, потерялся ключ, или хозяину стало плохо, тут же окажут и медицинскую помощь. Они помогают в поиске потерявшихся в лесу людей. Спасатели вытаскивают в застрявших автомобилях людей во время дорожно-транспортных происшествиях. Они снимают рыбаков с отколовшихся льдин. Они, не задумываясь, приедут на помощь даже животным, провалившимся в канализационный люк, водосточную трубу или не могущим слезть с дерева.
Но работа спасателей не только интересна и романтична, она очень трудная и опасная. Не зря многие спасатели награждены орденами и медалями за свой труд посмертно. А как тяжело им видеть людское горе, изуродованные тела погибших в авариях и стихийных бедствиях. Но главной наградой для них служит благодарность людей, которым спасатели подарили «вторую жизнь», и их близким.
Спасатели - это удивительные люди, которые, не задумываясь, готовы пожертвовать собой ради спасения человечества.
Таким образом, спасатели появляются там, где нужна экстренная помощь людям, попавшим в беду. Несмотря на все трудности этой профессии, в ряды спасателей вливаются новые бойцы, избравшие эту нелегкую судьбу, готовые воспринять чужую боль как свою, противостоять стихии и року, проявляя мужество и профессионализм, навсегда запомнившие главный девиз профессии спасателей: «Выжить и спасти!»



Товкач Андрей Анатольевич , спасатель

Чтобы обеспечить безопасность повседневной жизни людей и защиту населения, во многих городах и посёлках существуют специальные службы: пожарная охрана, полиция, скорая медицинская помощь, аварийная служба газового хозяйства. Телефоны этих служб соответственно: «01», «02», «03», «04». Вводится система вызова экстренных служб по единому номеру «112».

Ты, конечно же, много раз слышал слова «МЧС», «МЧС России». Так для краткости именуют Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

МЧС можно назвать универсальной службой спасения людей и оказания им помощи в чрезвычайных ситуациях. В него входят подразделения спасателей, пожарных, специалистов по обеспечению безопасности на воде. Оно располагает даже собственной авиацией, которая доставляет спасателей и нужные грузы в места бедствий, эвакуирует пострадавших из опасных зон, тушит самые крупные и опасные пожары.

В МЧС входят две основных службы. Одна из них - Государственная противопожарная служба (ГПС). В ней насчитывается 250 тысяч человек и 18 тысяч пожарных автомобилей. Специалисты ГПС спасают людей при пожарах, борются с огнём, контролируют соблюдение правил пожарной безопасности. Важной является также поисково-спасательная служба (ПСС) МЧС России. В неё входят поисково-спасательные отряды, которые каждый раз, когда где-то случается беда, экстренно выезжают на помощь пострадавшим, борются за жизнь людей, оказавшихся в опасной ситуации.

Некоторые факты

    Многим школьникам нравится работа спасателей, и они мечтают вырасти такими же смелыми и профессионально подготовленными ко встрече с любой неожиданностью. МЧС развивает движения «Юный спасатель», «Юный пожарный», «Юный водник».

МЧС находится в Москве. А чтобы оно могло эффективно работать на всей большой территории нашей страны, быстро реагировать на чрезывычайные ситуации, в республиках, краях и областях, городах и районах созданы подчинённые министерству «маленькие МЧС» - Главные управления или управления МЧС. Они на своих территориях организуют работу по защите населения.

Важная задача органов местной власти и управлений МЧС - вовремя предупредить население об угрозе стихийного или иного бедствия. Это нужно, чтобы люди могли немедленно принять меры для своей защиты. Для оповещения населения вначале включаются сирены, подаются прерывистые гудки на предприятиях. Они означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, надо включить телевизор, радиоприёмник или подключиться к новостям Интернета, чтобы узнать о сообщениях городских властей или управления МЧС.

У них на каждую наиболее опасную ситуацию заготовлено специальное сообщение, например:

«Внимание всем! Говорит Управление МЧС по городу... Граждане! В связи с сильным ветром и ливневыми дождями в городе в ближайшие часы возможны нарушения энерго-снабжения, обрывы проводов, падения деревьев, затопление отдельных улиц и подвалов. Применяйте все необходимые меры предосторожности. Дополнительную информацию слушайте через 30 минут».

Таким образом, оповещение - это предупреждение о надвигающейся катастрофе, стихийном или ином бедствии. Услышав сообщение МЧС, надо передать его тем людям, которые об оповещении не слышали; если необходимо, следует собрать самые нужные вещи: документы, одежду, продукты и быть в готовности к выполнению последующих указаний управления МЧС и местных властей.

Время от времени по радио и телевидению передаются прогнозы аномальной погоды, информация о наступлении сильных холодов, возможных сходах снежных лавин, селей, о вероятных лесных и торфяных пожарах. Такие сообщения позволяют нам своевременно принять необходимые защитные меры.

Об опасности нас предупреждают не только сигналы оповещения и сообщения МЧС. Есть много привычных нам сигналов. Это, например, сирена пожарной машины, гудки автомобиля на дороге, звук свистка полицейского. Сигналом об опасности могут быть капающая вода с потолка, появление резкого неприятного запаха, громкие тревожные крики, беспокойный лай собак.

Некоторые факты

    Эта реальная история случилась зимой в Красноярске. Пруд находился рядом с домом, где жил четырёхлетний мальчик. В центре пруда была полынья, и в ней плавали утки. Малыш решил накормить их хлебом. Сначала он бросал корм с берега, но потом захотел подойти поближе. Лёд проломился. В ледяной воде мальчик провёл около 20 минут. Он пытался звать на помощь, но силы оставляли его. Крики ребёнка услышала только бездомная собака, которая прибежала на берег и подняла громкий лай. Беспокойный лай собаки услышал сотрудник коммунального хозяйства. Он, не раздумывая, бросился спасать ребёнка. Мальчик выжил, а у собаки появился новый хозяин.

Тебе обязательно нужно научиться замечать подобные сигналы и быстро, правильно реагировать на них. Внимательность и тренировка позволят избежать многих опасностей.

Вопросы

  1. Какие службы защиты населения ты знаешь?
  2. Какие задачи выполняют службы защиты населения? Приведи примеры.
  3. Что ты знаешь об МЧС России?
  4. Какие службы защиты и спасения людей есть в МЧС России?
  5. Что такое оповещение?
  6. Когда всем нам требуется оповещение?
  7. Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!»?
  8. С какими сигналами об опасности мы сталкиваемся каждый день?
  9. Какое новое правило ОБЖ ты узнал?

Задания

  1. Сделай предположение о том, как могут развиваться собы тия. Ответь на вопрос, что необходимо сделать, чтобы пред отвратить беду?
    • В подъезде жилого дома произошло задымление.
    • Подросток бежит наперерез движущемуся транспорту.
    • Незнакомый человек просит школьника передать кому-то небольшой пакет.
  2. По каким номерам телефонов ты будешь вызывать спасательную службу, участкового инспектора полиции, «Скорую помощь»:?
  3. Подготовь информацию о возможных признаках опасных ситуаций в доме, квартире. Используй дополнительную литературу или материалы средств массовой информации (СМИ).

Вид занятия: комбинированная экскурсия с элементами беседы.

Адресат: дети в возрасте 6-10 лет.

Пояснительная записка

“Важно существенно повысить культуру безопасности
жизнедеятельности человека, совершенствовать работу
с населением – через школы, различные учебные
заведения, средства массовой информации”.
С.К.Шойгу

Северодвинская служба спасения считает важным проводить профилактическую работу среди подрастающего поколения, так как детский травматизм в России в последние годы неуклонно возрастает. Весьма высокий процент детей в общем числе жертв аварий, катастроф, стихийных бедствий. Даже неспециалистам очевидно: одним из путей, позволяющих в определенной мере изменить такое положение дел, является обучение детей и подростков грамотному поведению в ЧС, выработка у них навыков предвидеть и избегать опасности.

За детей в ответе взрослые – они дали детям жизнь и обязаны защитить их от подстерегающих кругом опасностей, обеспечить выживание в экстремальных условиях, передать как эстафету накопленные в этой области знания и опыт.

Работники служб спасения чаще других сталкиваются с попавшими в беду людьми и вызволяют их оттуда, видят кровь и смерть, больше других знают цену человеческой жизни. Поэтому спасатели однозначно и твердо выступают за обучение детей, молодежи, а также всего населения правилам поведения в ЧС.

Спасателей часто видят в школьных коридорах – они приходят к ученикам с беседами. С управлением образования г. Северодвинска согласованы для проведения в школах города тексты бесед по темам: “Опасные игры”; “Безопасная улица”; “Один дома”; “Безопасное купание”; “Ледоход”; “Животный мир города”; “Безопасное поведение в лесу”.

В 2007 году были проведены 35 профилактических бесед в образовательных учреждениях, которые прослушали 1932 человека; в день защиты детей в школе № 12 состоялись показательные выступления спасателей с демонстрацией спасательного оборудования. Беседы, проводимые специалистами МУ АСС, востребованы учителями городских образовательных учреждений и хорошо воспринимаются учащимися. После таких мероприятий учащихся повышается интерес к безопасности жизнедеятельности, уменьшается количество происшествий.

Мы считаем, что более эффективно проводить с детьми младшего школьного возраста такую форму работы, как экскурсия. Учащиеся начальной школы или дети подготовительной группы детского сада, посетив спасателей на месте их работы, посмотрев на работу спасателей с инструментами, лучше представляют себе работу спасателя и надолго запоминают номера телефонов, по которым нужно звонить в случае ЧП.

  • сформировать представление о работе службы спасения,
  • профессиях спасатель и оперативный дежурный и важности данного вида деятельности для каждого человека.
  • дать представление о работе службы спасения г. Северодвинска, профессиях спасатель и оперативный дежурный;
  • формировать у детей умение правильно вести себя в критической ситуации;
  • воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

  1. Форма, каска спасателя, водолазный костюм;
  2. Видеоролики “Соревнования спасателей”, “Кольцо”;
  3. Карточки с номерами телефонов службы спасения на каждого ребенка.

Места посещения экскурсии :

  • учебный кабинет,
  • информационно-диспетчерский центр,
  • спасательная машина,

План экскурсии:

Организационный момент. Приветствие.
Беседа с элементами фронтального опроса и экскурсии с целью: выяснить начальную информированность детей о службе спасения и начать формировать у детей понятие о профессии “спасатель”.
Мини-лекция с опорой на видеосюжет о профессии спасателя, ее трудностях с целью формирования представления о работе службы спасения.
Мини-экскурсия в информационно-диспетчерский центр (ИДЦ) с целью формирования представления о работе оперативного дежурного и формирование умения правильно вести себя в критической ситуации, знание телефонов службы спасения.
Закрепление изученного на реальных примерах из практики службы спасения с опорой на видеосюжет с целью воспитания у детей бережного отношения к своему здоровью и умения правильно вести себя в критической ситуации.
Мини-экскурсия к специализированному спасательному автомобилю с целью закрепления информации о работе спасателя.
Итог занятия, прощание.

Всего экскурсия рассчитана на 40 мин.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Приветствие.

Дети раздеваются, садятся на места в учебном классе.

Приветствие: – Здравствуйте, ребята. Очень рады видеть вас у нас в гостях.

2. Беседа с элементами фронтального опроса и экскурсии.

  • А знаете ли вы, куда вы пришли сегодня на экскурсию? (выслушиваются ответы детей)
  • Да, вы пришли в службу спасения.
  • А кто здесь работает? (спасатели)
  • Кто такой спасатель?
  • Как можно спасателя отличить от обычного человека? (по форме). Как вы думаете, какую роль должна выполнять такая форма? (защита от холода и ветра, дождя и непогоды).
  • А почему она такая яркая? (форма должна быть заметна издалека, чтобы спасателя было видно при любых условиях – например, в лесу. А чтобы лучше видеть спасателя в темноте, на одежду нашиты светоотражающие полосы.) Проводится показ формы спасателя .
  • Чем спасатель защищает голову? Зачем? Проводится показ каски спасателя.
  • Кто хочет примерить каску спасателя (вызывается несколько человек).
  • Спасибо, ребята, садитесь.

3. Мини-лекция с опорой на видеосюжет о профессии спасателя, ее трудностях

  • Давайте посмотрим фрагмент учений в Санкт-Петербурге. Просмотр видеоролика “Соревнования спасателей”.
  • Подумайте, чему учились наши спасатели, выполняя эту работу. Какой навык отрабатывали спасатели? (Извлекать людей из-под обломков).
  • Как вы считаете, кто может быть спасателем? Какими чертами характер должен обладать настоящий спасатель? (храбрость, мужество).
  • Да, конечно, спасатели должны быть всегда в очень хорошей физической форме, быть сильными и смелыми. А еще они должны обладать многими знаниями, поэтому спасатели каждый день учатся. Как вы думаете, чему? (выслушиваются предположения детей).

4. Мини-экскурсия в информационно-диспетчерский центр.

  • Как спасатели узнают, что кому-то срочно нужна их помощь? (Выслушиваем ответы детей).
  • Верно. Есть специальные телефонные номера, по которым звонят те, кому срочно нужна помощь.
  • Телефонный звонок принимает оперативный дежурный. Оперативный дежурный круглосуточно находится в информационно-диспетчерском центре, принимает звонки – и днем, и ночью, и в выходные, и в праздники. Сокращенно его называют ИДЦ.
  • Сейчас мы с вами пойдем в ИДЦ, посмотрим и послушаем, чем там занимается оперативный дежурный, но перед этим я хочу вас спросить: как нужно себя вести в ИДЦ и почему? (молча стоять и наблюдать, т.к. в это время могут позвонить в службу спасения).
  • Познакомьтесь, ребята, это наш оперативный дежурный (имя, отчество). Вы уже знаете, что оперативный дежурный – это тот человек, который принимает все звонки и вызовы. Он принимает решение, как поступить по каждому конкретному звонку. Осмотритесь, пожалуйста, обратите внимание, что у нас есть в ИДЦ: компьютер, рации, телефоны, карты города и его окрестностей. Когда мы вернемся в класс, я расспрошу вас о том, что вы увидели. (ребята запоминают, что находится в ИДЦ и возвращаются в класс).
  • Итак, почему мы так быстро ушли (чтобы не мешать работать оперативному дежурному).
  • Кто из вас был очень внимательным и запомнил, что находится в ИДЦ и для чего это служит?
  • Когда человек, оказавшись в беде, звонит оперативному дежурному, что он должен сообщить ему обязательно? (Что случилось, адрес, фамилию, а также точно ответить на вопросы оперативного дежурного).

5. Закрепление изученного на реальных примерах из практики службы спасения с опорой на видеосюжет

Проводится рассказ о реальных случаях, произошедших с детьми в г. Северодвинске, которым оказали помощь спасатели:

  • Многие мальчики любят играть “в войну”, при этом вместо шлемов и касок используют различные предметы – например, мамину кастрюлю. Надеть ее легко, а вот снять не всегда получается самому – приходится обращаться к спасателям.
  • А девочки очень любят наряжаться, украшать себя “драгоценностями”. А если колечек нет или их моднице мало, в ход идут гаечки, металлические колечки и прочее. А потом гаечка не снимается, пальчик опухает, синеет и болит. И тут на помощь приходят спасатели.
  • В практике спасателей бывали случаи, когда мальчик просунул голову между металлическими прутьями перил на лестнице, а обратно вытащить не смог. Спасателям пришлось отпилить прутья перил и освободить пленника.
  • Посмотрите, пожалуйста, какая история случилась однажды с юным северодвинцем. На помощь ему пришла, конечно же, наша группа спасателей. Просмотр видеоролика “Кольцо”.
  • Подобное может произойти с любым, поэтому нужно запомнить телефон службы спасения “000”.

6. Мини-экскурсия к специализированному спасательному автомобилю

  • Но на этом наша экскурсия не заканчивается, я приглашаю вас посмотреть, какие инструменты и специальное оборудование применяют спасатели в своей работе.

Дети одеваются, выходят на улицу к специализированной спасательной машине.

Спасатели показывают, как работает бензорез, разрезая кусок металлической трубы, демонстрируют наполнение спасательного автомобиля оборудованием.

7. Подведение итогов, рефлексия

  • Что нового вы узнали?
  • О каких профессиях мы сегодня говорили?
  • Как вы поведете себя, если увидите, аварию на улице или тонущего человека, захлопнулась дверь и вы ее не можете открыть, в подъезде сильно пахнет газом?
  • Люди каких профессий работают в службе спасения?
  • Какими инструментами и оборудованием пользуются специалисты службы спасения?
  • Помните ли вы телефон службы спасения?
  • Для того, чтобы вы не забыли телефон службы спасения, сообщили о нем родителям и друзьям, мы вам дарим открытки с этой важной информацией. Раздача открыток с телефоном службы спасения.
  • Если кто-то из вас, ребята, занимается спортом, следит за своим здоровьем и хочет работать спасателем – добро пожаловать к нам. Нам нужны крепкие, здоровые, грамотные специалисты.
  • До свидания. Спасибо, что внимательно слушали.

Приложение: фотография младших школьников на экскурсии в службе спасения.