Конспекты бесед по правовому воспитанию дошкольников. Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе Конспект беседы какие права бывают у детей

Беседа по правам ребенка в старшей группе:

» Мы в стране сказок»,

Провела воспитатель:

Программная задача: Воспитывать понимания детьми нравственных качеств и поступков героев сказок. Определить отношение к ним. Закрепить знания детей
о правах ребенка.
Оборудование: папка-передвижка «Права ребенка», эмблемы по правам, персонажи и декорации к сказкам.
Ход занятия. Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в страну сказок. Но сначала, я хочу убедиться, что вы очень хорошо знаете сказки.
Поиграем в игру «Назови сказочного героя».
Гуси- …… Аленький-…
Конек-….. Гадкий-…..
Красная-…..Царевна-…..
Крошечка-…. Мальчик-…..
Цветик-…. Доктор-……
В стране сказок кому-то живется хорошо и счастливо, а кому-то грустно и плохо. Потому что нарушаются их права! Право на жизнь и здоровье. Право на имя и семью. Право на жилье и личную неприкосновенность. И я предлагаю взять папку, которая называется «Права ребенка». Как вы думаете, зачем она нам понадобится? Давайте перед путешествием возьмемся за руки, закроем глаза и скажем волшебные слова.
Мы летим под облаками
А земля плывет под нами
Роща, поле, сад и речка
И дома и человечки.
Мы летать устали что-то
Приземлились.…Где мы? Что это?
(Дети открывают глаза и видят перед собой лубяную избушку, из которой слышатся голоса – магнитофонная запись)
Заяц: Помогите! Помогите же кто-нибудь! Со мной беда приключилась. Попросилась ко мне лиса в лубяную избушку, да меня же и выгнала.
Лиса: что я виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнал? Да, выгнала, ну и что? подумаешь какой, другой дом себе найдешь.
Заяц: Но ведь это мой дом, моя собственность (плачет). Не имеешь право, лиса меня выгонять.
Лиса: Я в лесу хозяйка! На все имею права.
Воспитатель: В какую сказку мы попали? О чем они говорят? Права ли лиса?
Какое право зайца она нарушила? Давайте, позовем лису и объясним ей, что
она не права. Кто это может сделать? (Ребенок стучит в домик, лиса выглядывает в окошко)
Ребенок: Каждый имеет право на неприкосновенность жилища и поэтому ты, лиса, не имеешь права выгонять зайца из собственного дома.
Воспитатель: Давайте лисе подарим эмблему этого права, чтобы она всегда помнила об этом. Вспомните, в каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища. (ответы детей) (Игра продолжается. Дети открывают глаза и слышат голос) « Несет меня лиса
За темные леса
За высокие горы…..»
Воспитатель: В какой мы сказке, ребята? Кто попал в беду? Кто вспомнит, по порядку как все это случилось? Почему лиса выкрала петуха? Что она нарушила? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте откроем папку «Права ребенка» и объясним эмблему права, которая подходит героям этой сказки. (Дети находят нужную страничку с эмблемой)
Воспитатель: Каждый имеет право на жизнь и личную неприкосновенность. Вот оказывается, какое право нарушила лиса - плутовка. Кто помог в беде Петуху?
Воспитатель: А сейчас вновь возьмемся за руки и, закрыв глаза, скажем волшебные слова.
Мы летим под облаками
И земля плывет под нами
Роща, поле, сад и речка
И дома и человечки.
Мы летать устали что-то
Приземлились…..Где мы? Что это?
(Дети видят зайчиху, которая плачет)
Зайчиха: Помогите, помогите, Ай, ай, ай.
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай
Воспитатель: В какой сказке с зайчиком случилась эта беда? Кто виноват в этой беде? Почему? Кто вылечил зайчика? Кто знает номер телефона, по которому можно срочно вызвать врача? (Воспитатель предлагает вызвать Доктора Айболита, позвонив ему по телефону)
Доктор Айболит: Всем известно, что на свете
Без врачей прожить нельзя
Педиатры, терапевты
Няни сестры, фармацевты
Это все твои друзья
Воспитатель: Ребята, какое право помогают осуществлять медицинские работники. (Ответы детей)
Доктор Айболит: Дети, бережете ли вы свое здоровье? (Рассказы детей)
Воспитатель: Мне понравились все ваши ответы. Вы бережно относитесь к своему здоровью, что нельзя сказать о зайке. В сказке все закончилось благополучно, но в жизни все не так уж просто, все болезни можно вылечить. Даже в обычной шалости можно получить серьезные травмы.
Прощаясь с вами, я хочу напомнить вам.
Мальчики и девочки. Все у нас равны
Но мальчики помнить, главное должны
Девочки слабея. Нельзя их обижать!
Можно только девочек: смело защищать!
Воспитатель: Ну, вот настало время возвращаться в детский сад.
(дети, взявшись за руки, говорят волшебные слова)

, Классное руководство

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации

Ход классного часа

Вводная беседа

Учитель. Скажите, есть такой закон “О правах ребёнка”?,

Обязанности и права, ты должен знать
Как дважды – два.
В наш, бурный, XXI век, культурный,
Здравый человек осмыслить должен
Для чего он на Земле живёт давно.
Давай представим, ты растёшь…
Учиться лет с шести пойдёшь
Окончишь, скажем, ты Лицей,
Перед тобою сто путей
И право чем тебе заняться,
Ты сможешь выбрать постараться.
С ребятами спорили мы много раз,
Ведь есть же закон в поддержку для нас.

Учитель. Как защитить свои вам права?

Да, способов много: взаимопомощь, самозащита, переговоры, обращение к учителям… примеров здесь много можно привести, но …

– Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей.)

– Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от слова раб . Знаем мы и о спартанской системе воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителя.

А теперь некоторые цифры нашего времени:

  • Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
  • 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
  • ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего.

20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.

Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.

Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, – это вопрос: “А я-то здесь причём?”. Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

(На доске пишется 4 варианта ответов :

  • до 14 лет;
  • до 16 лет;
  • до 18 лет;
  • до 21 года.)

Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.

Попробуем разобраться, какие же права вы имеете.

Мальчишки и девчонки,
И мы вместе с ними
С рождения имеют право на имя.
Имеем мы право сказать, как один:
“Я – полноправный страны гражданин!”

Ученик 3. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

Имею я право нормально питаться,
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.

Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.

Ученик 7. Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование.

Терпимость и дружба –
Всеобщее братство,
Духовная близость –
Вот это богатство.
А наши родители и педагоги
Должны нас направить
На эти дороги.

Ученик 9. Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.

Учитель. Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет. Находясь в школе, хочется ещё раз напомнить вам о вашем праве на получение образования. Вот что об этом нам говорит “Закон о правах ребёнка РФ”:

Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.

Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? (ответы детей)

Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

– Ребята, сегодня мы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребёнка и “Закона о правах ребёнка РФ”. – Детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки старших, от поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

Заключение

Учитель. Подведём итоги.

Вопросы :

  1. Кто является ответственным за обеспечение прав детей?
  2. Какие основные права вам известны?
  3. В каком международном документе записаны права детей?
  4. Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?
  5. В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?

Музыкальная викторина: “Скажи, о каком праве говорится в песне?”

  1. Ничего на свете лучше нету,
    Чем бродить друзьям по белу свету…
  1. Мы дошкольниками были,
    Мы ходили в детский сад.
    Мы из глины мастерили
    И лошадок и зайчат.
    А теперь, а теперь,
    Открывай нам, школа, дверь!..
  1. На прививку, третий класс!
    Вы слыхали? Это нас….
  1. Но вот пришла лягушка, прожорливое брюшко,
    И съела кузнеца…
  1. Пусть всегда будет солнце!
    Пусть всегда будет небо!
    Пусть всегда будет мама!
    Пусть всегда буду я!

Учитель. Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.

Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

Программное содержание: в интересной и содержательной форме продолжать знакомить детей с международными правовыми документами «Конвенция о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека», с основными правами и свободами, учить применять их в жизни.
Формировать дружеские отношения друг к другу, любовь, уважение к родным и близким, к окружающим детям.
Подвести детей к понимаю того, что в правовых документах записаны не только права детей, но и обязанности правительства, государства.
Закреплять понятия: семья, правовые документы и акты, Декларация, Конвенция.
Интегрируемые области : познавательное, речевое, социально-коммуникативное и физическое развитие.
Предварительная работа: создание фотоальбома «Моя семья», выставка детских рисунков на тему «Дети имеют право», организация вечеров-досугов «Мамины посиделки», «Папины руки не знают скуки», мастер-класс «Вместе с бабушкой» (изготовление кукол-скаток).
Материалы и оборудование: иллюстрации из книги «Ваши права», «Конвенция о правах ребенка в пересказе для тех, ради кого эта Конвенция была задумана», автор Рейнхардт Юнг, Всеобщая декларация прав человека, куклы Саша и Маша, куклы-родители, макеты островов, куклы-скатки.
Ход беседы

1 часть

Воспитатель: подзывает детей к себе. Я хочу рассказать вам одну историю, послушайте. В одном городе жили дети: брат и сестра. Звали их Саша и Маша. Вместе с ними жили мама и папа. И вот как-то раз поплыли они все вместе на пароходе путешествовать, но наскочили на мель, и произошло кораблекрушение. В результате родители попали на один остров, а дети на другой. Что же делать? Дети обошли весь остров, нашли пещеру и решили жить в ней. Вечером они увидели вот что (отразить ситуацию на макете).
Оказалось, что в пещере живет злой Карабаса Барабас с артистами из кукольного театра. Маленькие артисты очень боялись Карабаса Барабаса. Весь день они сидели в чулане под замком, а вечером он заставлял их выступать для жителей острова, а потом снова запирал в чулан, не разрешая встречаться ни с кем (выставить картинку).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, хорошо ли жилось артистам у Карабаса Барабаса?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, мы с вами знакомились с такими важными документами, как: «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». В них записаны права детей. Скажите, какие права маленьких артистов нарушал Карабас Барабас.
Ответы детей.
Воспитатель: В Декларации прав человека в статье №4 записано, что никто не должен содержаться в подневольном состоянии (показать картинку.)Каждый ребенок на свете имеет право на счастливое детство. Дети имеют право жить и воспитываться в семейном окружении, среди тех, кто обеспечит им наилучший уход (статья №8 Конвенции о правах ребенка).А с кем лучше всего живется вам, ребята?
Проводится игра «Закончи предложение». (Человеку нужна семья для того, чтобы…?)

2 часть

Воспитатель: О братите внимание на выставку замечательных рисунков, которая называется «Моя дружная семья».
Кто хочет рассказать о своей семье? Почему здесь присутствует слово дружная? (2-3 человека рассказывают о своей семье, рассказы прилагаются.)
Давайте вспомним пословицы о семье:
- На что и клад, коли в семье лад.
- Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать, да бабушка.
- Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.
- Материнская ласка конца не знает.

3 часть

Воспитатель: в моей жизни тоже произошел запоминающийся случай. Однажды я была поражена сочинением своей дочки, которое зачитали нам на родительском собрании в школе. Дочь рассказывала о том, как однажды я оставила ее дома одну, а сама задержалась в магазине. Уже стемнело, и Аня стала беспокоиться за маму, т.е. за меня. Она прислушивалась к каждому шагу, звуку, доносившемуся и коридора. Сидя под дверью, ей было страшно, и спас ее мамин халатик, с которым она играла, разговаривала, кружилась по комнате, а потом надела его на себя. Родной запах обнимал мою дочку со всех сторон, постепенно она успокоилась, а я вскоре вернулась домой. Сочинение заканчивалось словами: «Я бы никогда больше не хотела расставаться с мамой». Вот так рассуждала моя дочь в 3-м классе школы.
Воспитатель: Я знаю хорошую скороговорку: «Мамы и папы нам без вас, все равно, что вам без нас!» (Разучивание скороговорки.)

4 часть

Воспитатель: Обратимся снова к «Конвенции о правах ребенка» (показать), в статье №31 записано, что каждому ребенку предоставляется право на досуг и отдых, в это время дети могут заниматься любимым делом, тем, что им больше всего нравится.
А вот Карабас Барабас не разрешал своим бедным маленьким артистам играть, заниматься любимым делом.
Чем вы, дети, любите заниматься дома, на улице с друзьями? Чем увлекаются ваши родители? А поможет вам рассказать об этом наш фотоальбом «Моя семья».
Воспитатель обращает внимание на фотографии из альбома, заслушивает рассказы двух-трех человек о семейных увлечениях.
Воспитатель: Бывают семьи, где много детей - это многодетные семьи (закрепить понятие), в нашей группе таких семей 5. Это семья Алёны, Юли, Аркадия, еще одной Юли и Вики. Во всех семьях по трое детей, а у Аркадия - пятеро!
Алёна, расскажи, чем ты любишь заниматься дома? (Алёна рассказывает и показывает куклу-скатку, которую сделала вместе с бабушкой.)
Воспитатель: Аркадий вместе с братьями любят играть в игру «Шла деревня за грибами».
Физкультминутка.
Давайте все вместе поиграем:
За дубами, за лугами
Шла деревня за грибами.
Старушки по волнушки,
Старички по сморчки,
Мужики по груздички,
Молодушки по чернушки,
А ребятки по опятки.
Раз, два, три, по грибы иди.
(подобие игры «Ручеек»).

Воспитатель: Дети, из ваших рассказов мы узнали, что все вы живете в семьях с родителями, братьями, сестрами, бабушками, дедушками. О вас заботятся и любят, у вас есть красивая одежда, вкусная еда, много игрушек, любимые занятия. В ваших семьях соблюдаются права детей.

5 часть

А маленькие артисты на острове были напуганы, потому-то Карабас Барабас обижал их, дразнил малышей. Но мы с вами знаем: каждый ребенок имеет право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому и небрежному обращению. Это записано в статье №3 «Всеобщей декларации». (Воспитатель зачитывает и выставляет картинку.)
Воспитатель: вспомните мультфильмы или сказки, в которых большой и старший обижал маленького и беззащитного.
Ответы детей:
- «Три поросенка».
- «Красная шапочка».
- «Волк и семеро козлят».
- «Смурфики».
- «Теремок».
- «Приключения Буратино».
- «Заюшкина избушка».
- «Крошечка Хаврошечка» и др.
Воспитатель: Расскажите, как жилось героям, в перечисленных вами сказках? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, очень плохо, когда нарушаются законы и права детей, тогда детям бывает очень тяжело, страшно и трудно.
Воспитатель: Что же было дальше с Сашей и Машей, и с артистами кукольного театра? А вот, что.
Мама и папа нашли на острове лодку и переправились на ней на другой остров, прогнали злого Карабаса Барабаса, освободили артистов, нашли своих детей, и все благополучно вернулись домой! Саша и Маша живут с мамой и папой, днем ходят в детский сад, а вечером вместе с родителями играют, лепят, рисуют, и уже забыли историю про злого Карабаса Барабаса. (Разыграть ситуацию с куклами)
Маленькие артисты учатся в школе, выступают в детском театре, а вечером любят проводит время вместе со своими родителями.
Воспитатель: Из этой истории можно сделать вывод: государство, правительство и все взрослые люди должны заботиться о детях, соблюдать их права: право на семью, право заниматься любимым делом, право на безопасные условия жизни, право на счастливое детство. Дети должны терпимее относиться друг к другу, ценить и уважать родителей, чтобы в семьях царили мир, доброта и уют.

Приложение №1

Литература:

1. Дидактическое пособие «Права ребенка».
2. Рейнхардт Юнг. Конвенция о правах ребёнка в пересказе для тех, ради кого эта Конвенция была задумана. Перевод с немецкого Аскольда Лебедева. - Журнал «Образование» №1-3 1996.
3. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права! Книга для учащихся начальных классов. - Москва: Издательство «Вита-Пресс», 1996.
4. Шалаева Г.П. Большая книга поведения для дошколят. - М.: Издательство ЭКСМО 2007г.
5. Адаптированный текст Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 году.

Конспекты бесед по правовому воспитанию дошкольников
МБДОУ «Детский сад № 75» г.о.Самара, 2016 г.

Конспект беседы № 1
«Права маленького гражданина»
Цель:



Материалы:
Настольный театр
Ход занятия:
Вступительная беседа.
Задача: познакомить детей с картой России, с основными понятиями: Родина, страна, любовь к Родине.

Как она называется? (Россия)
(Воспитатель показывает на карте России реки, моря, горы, равнины, леса; объясняет, каким цветом это обозначается на карте, называет самые важные и знаменательные места нашей Родины.)

Какие права имеете вы, дети детского сада? (Дети отвечают с опорой на жизненный опыт, воспитатель направляет высказывания детей.)
А есть такое право обижать других детей, отбирать игрушки?
Что надо говорить тому, кто хочет обидеть, отнять игрушку, сломать что-то? (Не имеешь права.)
Молодцы, вы уже много знаете. Сегодня об одном праве каждого человека мы поговорим подробнее. Для этого я предлагаю разыграть сказку «Заюшкина избушка». Помните эту сказку?

II. Физминутка (виброгимнастика) «Строим дом»

Ребята, сначала давайте поможем Заюшке построить новую избушку.
Дети постукивают пальцами рук по своей голове, рукам, ногам, всему телу со словами:
Целый день тук да тук.
Раздается звонкий стук.
Строим дом, дом большой
И с крылечком и с трубой.
Тили-тили- тили- бом!
Приходите в новый дом!
А теперь, красим новый дом краской (проводим руками по всему телу с головы до пяток).
А теперь – посушим краску (дети трясут руками, часто топают ногами, подпрыгивают).
Какой красивый крепкий дом у Заюшки! А у Лисы какой был дом? (Ледяной.)
Давайте его тоже построим. (Дети изображают движениями слова стихотворения)
Строим дом ледяной,
Без окошка, но с трубой.
Будет жить в нем Лиса.
Вот какие чудеса!
Холодно в ледяном доме? Покажите, как холодно? (Дети дрожат.)
Выходите на солнышко! (Дети садятся на стульчики.)

Инсценировка сказки. Настольный театр.

Заключительная беседа.

- Что можно сказать о поведении лисы? Правильно ли она поступила?
- А почему это произошло?

- Наше государство дает право каждому человеку владеть жильем и оберегать его, а помогают человеку органы власти нашего государства милиция, суд.
А что же делать Лисе, ведь она осталась без дома?
Правильно. Надо много работать, трудиться, только тогда получится хороший дом.
А если кто-нибудь захочет лишить человека его жилья, отобрать его дом, что надо сказать в таком случае? (Не имеете права.)
Ребята, вы хорошо потрудились. Сегодня вечером мы с вами нарисуем рисунки о правах человека на жилье и его неприкосновенность. А вы покажете их родителям и расскажете, о чем мы сегодня разговаривали. Согласны?
Конспект беседы № 2
«Права маленького гражданина»
для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Цель:
Формировать представления о правах человека на основе литературного произведения.
Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям.
Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость.
Материалы:
Демонстрационный: картинки с буквой «Я», родословные древа, иллюстрации о правах ребенка, плакаты с рисунками детей.
Настольный театр
Ход занятия:
I .Вступительная беседа.
Задача: повторить с детьми предыдущий материал.
Дети, сегодня я хочу поговорить с вами о правах и обязанностях каждого человека. Вы родились и живете в большой и могучей стране.
Как она называется? (Россия)
Наша Родина очень красива. Она богата реками и озерами, лесами и полями, горами и равнинами.
(Воспитатель показывает на карте России реки, моря, горы, равнины, леса. Дети уже знают, каким цветом это обозначается на карте, называют то, что показывает воспитатель.)
В России живут самые разные люди – со своими обычаями и традициями. Но всех их объединяет одно любовь к Родине. И страна заботится о своих гражданах так же, как ваши родители любят и берегут каждого из вас. Каждый россиянин от рождения – с того самого момента, как только появился на свет, - обладает определенными правами.
- Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей?
(Дети называют основные права с опорой на картинки.)

Физминутка «Расскажи стихотворение руками».
Цель: снять физическое и умственное напряжение.
Дети среднего дошкольного возраста повторяют движения за воспитателем. Дети старшего возраста – придумывают движения сами.

Мамы, папы всей страны
Это право знать должны.
Есть права у их детишек
Например, на чтенье книжек.
Также на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!

Мотивация
У меня в кармане что-то спрятано! Сейчас я это достану, и вы угадаете, какое право имеет каждый ребенок. (Воспитатель достает конверт, в котором лежат карточки с буквой «Я» (7 шт.), и выкладывает их на мольберте)
Сколько букв «Я»? Верно, семь! Какое слово здесь спряталось?
Давайте назовем, кто скрывается за каждой буквой «Я». (Дети называют 7 членов семьи.)

Знакомство с правами детей.
Задача: познакомить детей с правом на семью, закрепить названия членов семьи.
Расскажите мне, на что имеет право каждый ребенок?
Правильно, каждый ребенок имеет право на семью, право жить с мамой и папой, иметь братика и сестренку, бабушку и дедушку.
Разучивание считалочки:
- Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю,
Имеют право на семью!
- О семье можно не только говорить, писать стихи, читать рассказы, но и составлять родословные древа. Давайте посмотрим, что приготовили дети нашей группы и их родители.
(Дети представляют свои работы – родословные древа своей семьи.)
- Ребята, а зачем человеку нужно составление родословного древа своей семьи?
-Конечно, чтобы знать своих родственников.
- А сейчас, давайте поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика "Моя семья"
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого, на последнюю строчку – показать ладошки.

IY. Инсценировка сказки. Настольный театр.
- Какое право имеет каждый ребенок?
Для закрепления этого права я предлагаю вспомнить сказку «Маша и медведь».

(Дети озвучивают роли героев сказки по желанию. Воспитатель меняет декорации, выполняет роль автора.)

VI. Заключительная беседа.
Задача: учить детей анализировать, делать выводы.
- Что можно сказать о поведении медведя? Правильно ли он поступил?
- А почему это произошло?
- Ему очень одиноко одному, ведь у него нет семьи. Но поступать так нельзя, ведь Машу дома ждут бабушка и дедушка – ее семья.
- А может это произойти с людьми? Как в таких случаях поступают люди, если такое происходит с ними?
- А что же делать Медведю, ведь он остался один?
Правильно. Надо завести семью, детей.
Ребята, вы хорошо потрудились. Сегодня вечером каждый из вас нарисует рисунки, на которых вы изобразите свою семью. Вы покажете их родителям и расскажете, о чем мы сегодня разговаривали. Согласны?

Конспект беседы № 3
«Права маленького гражданина»
для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Цель:
Формировать представления о правах человека на основе литературного произведения.
Воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям.
Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость.
Материалы:
Атрибуты для игры в доктора Айболита: халат, фонендоскоп, градусник, сумочка
Фотовыставка «Мама, папа и я – здоровая, спортивная семья»
Ход занятия:
Вступительная беседа.
Задача: повторить с детьми предыдущий материал, увеличить долю самостоятельности детей в рассказе и показе достопримечательностей нашей страны.
Дети, сегодня я хочу поговорить с вами о правах и обязанностях каждого человека. Вы родились и живете в большой и могучей стране.
Как она называется? (Россия)
Наша Родина очень красива. Она богата реками и озерами, лесами и полями, горами и равнинами.
(Воспитатель показывает на карте России реки, моря, горы, равнины, леса. Дети уже знают, каким цветом это обозначается на карте, как называются основные достопримечательности нашей страны, называют то, что показывает воспитатель, и показывают то, что он называет.)
В России живут самые разные люди – со своими обычаями и традициями. Но всех их объединяет одно любовь к Родине. И страна заботится о своих гражданах так же, как ваши родители любят и берегут каждого из вас. Каждый россиянин от рождения – с того самого момента, как только появился на свет, - обладает определенными правами.
Какие права имеете вы, дети детского сада? (Дети отвечают с опорой на картинки.)
А какие права имеют ваши родители и другие взрослые?
Молодцы, вы уже много знаете.
Сегодня об одном праве каждого человека мы поговорим подробнее. Для этого я предлагаю вспомнить произведение К. Чуковского «Айболит».

II. Физминутка (виброгимнастика) «Путешествие за здоровьем» - комплекс № 2 антистрессовой гимнастики для дошкольников.
Задача: снять умственное напряжение.

Ребята, а вам хотелось бы вместе с Айболитом отправиться в Африку?
- Отправляемся. (Дети вместе с воспитателем выполняют комплекс виброгимнастики).

III. Чтение отрывка из сказки «Доктор Айболит».

Ребята, кто знает какие-нибудь советы, что делать, чтобы быть здоровым?
Кто из вас хочет побыть доктором Айболитом? Для этой роли у нас есть необходимые атрибуты, выбирайте, превращайтесь в доктора.

(Дети в роли доктора Айболита дают советы всем детям.)

IY. Заключительная беседа.
Задача: учить детей анализировать, делать выводы.
У всех граждан России есть право на лечение, медицинскую помощь.
Расскажите, что делают ваши мамы, когда вы болеете?
Правильно, она вызывает врача. К вам домой приходит доктор и прописывает лекарства. Вы их принимаете, а потом вместе с мамой идете в поликлинику, где добрый доктор осматривает вас и, если вы полностью выздоровели, выписывает. И никто не имеет права запретить вам обратиться к врачу.
Но, чтобы реже обращаться к врачам, нужно беречь свое здоровье. Ваши мамы и папы помогают вам в этом. Это мы видим на нашей фотовыставке «Мама, папа и я – здоровая, спортивная семья».
(Просмотр экспонатов выставки.)

    Ход беседы

    Здравствуйте, ребята!

    Воспитатель: Послушайте стихотворение:

    Лишь появится ребенок
    И дышать начнет едва
    У него уже с пеленок
    Появляются права.

    Воспитатель:

    Воспитатель:

    - Конвенция о правах детей

    (Воспитатель:

    1. А у вас есть имя?

    Воспитатель:

    Имя нам дает отраду
    Дарит счастье и удачу.
    От того узнать бы надо,
    Что же имя ваше значит?

    Аня - благодать, милостивая; Лиза - Божья помощь; Юля - июльская; Лейсан - щедрая; Даша - сильная, побеждающая; Илья - сила Божья; и т.д.

    Воспитатель: Молодцы, ребята!

    Воспитатель:

    согревались теплом костра. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге. Семьи бывают маленькие и большие. А как вы понимаете - маленькая семья? Большая семья? (Ответы детей).

    В жизни совсем не важно - большая семья или маленькая. Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу.

  • Не огорчать своих родителей.
  • Надо быть всегда вежливыми.

Просмотр содержимого документа
«Конспект беседы-размышления " Мои права и обязанности".»

Беседа – рассуждение с воспитанниками на тему:

« Мои права и обязанности»

Цель: Выявление сформированности у детей первоначальных правовых знаний.

Задачи.

    Формировать представление о Конвенции ООН о правах ребенка, как о документе, защищающем их; сформировать устойчивые понятия о том, что каждый ребенок имеет права и обязанности.

    Формировать представление о своем имени, о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

    Развивать стремление ребенка реализовывать свои права, не нарушая прав окружающих его людей.

    Развивать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями товарищей, самостоятельно определять свои возможности в выборе задания.

    Воспитывать уважение и толерантность к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия.

Ход беседы

Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок
Появляются права.

Кто из вас знает, какие права есть у детей? (Ответы детей)

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу самое важное, что необходимо вам для счастливой жизни с момента рождения. Это - ваши права. Права - эта то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. Они не могут быть отняты у нас. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.

Воспитатель: А как называется документ, где написаны ваши права?

- Конвенция о правах детей

(Воспитатель: Совершенно верно. Конвенция о правах ребенка - это международный договор о защите прав всех детей нашей планеты, независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол, национальность, а также независимо от того, кто их родители, бедные или богатые. Конвенция - это международный закон для детей всех стран. Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребенка, записанные в Конвенции, и не нарушать их!

1. А у вас есть имя?

2. Кто дал вам имя? (родители)

Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки.

3. У вас у всех есть имена. А для чего оно вам?

4. А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен?

Воспитатель: Помните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

Имя нам дает отраду
Дарит счастье и удачу.
От того узнать бы надо,
Что же имя ваше значит?

(Дети называют значение своего имени)

Аня – благодать, милостивая; Лиза - Божья помощь; Юля - июльская; Лейсан – щедрая; Даша – сильная, побеждающая; Илья – сила Божья; и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: У каждого из вас есть свой дом, в котором живет ваша семья. Мир ребенка начинается с его семьи.

Ребятки, что такое семья? Как она образовалась? (Ответы-предположения детей).

Семья - это группа живущих вместе близких родственников, так написано в словаре Ожегова.

До сих пор никто не знает, как образовалась первая семья. Но известно, что в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, женщины готовили пищу, заботились о детях. Люди

согревались теплом костра. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге. Семьи бывают маленькие и большие. А как вы понимаете – маленькая семья? Большая семья? (Ответы детей).

В жизни совсем не важно – большая семья или маленькая. Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу.

Представьте, что у вас появилась волшебная палочка. Какое заветное желание вы бы загадали для своих близких, для своей семьи.

(Дети передают палочку друг другу и загадывают желания).

У всех вас добрые желания, у вас добрые сердца. Вы все любите свою семью. А какие правила необходимо соблюдать, чтобы в семье всегда было согласие, дружба, понимание?

    Надо слушаться своих родителей.

    Надо помогать своим родителям.

    Не огорчать своих родителей.

    Надо быть всегда вежливыми.

    Если нарушил правило, надо попросить прощение.