Конституции стран мира на русском. Страны без конституции. В Великобритании нет Конституции

Сегодня, 5 мая, в Кыргызстане отмечается День Конституции. Ровно 23 года назад на XII сессии Верховный совет принял Конституцию уже суверенной Кыргызской Республики. За это время в нее .

Нынешнюю редакцию документа утвердили на референдуме 27 июня 2010 года. Но красным днем календаря в Кыргызстане по-прежнему остается 5 мая, который мы ежегодно отмечаем.

То, что именно Конституция является основным законом страны, по которым живем мы и государство, для нас совершенно естественно. Однако в мире есть страны, которые прекрасно обходятся и без конституции.

1. Саудовская Аравия

Основным законом Саудовской Аравии является "Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка, да благословит его Аллах", то есть Коран. Об этом говорится в ст. 1 Основного низама правления, второго после Конституции по юридической силе закона страны:

"Королевство Саудовская Аравия - суверенное арабское государство. Его религия - ислам, Конституция - Книга Всевышнего Аллаха и сунна Его Пророка, да благословит его Аллах, язык - арабский, столица - г. Эр-Рияд".

2. Великобритания

В Великобритании нет какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны. Нет даже точного перечня документов, которые бы относились к нему.

Так что Конституция Соединенного Королевства носит совершенно абстрактный характер и представляет собой совокупность законов, прецедентов и конституционных обычаев Великобритании, которые определяют порядок формирования и полномочия органов государства, принципы взаимоотношений государственных органов между собой, а также государственных органов и граждан.

3. Новая Зеландия

Будучи долгие годы колонией Великобритании, Новая Зеландия переняла у нее конституционное устройство и ряд законов. Так что единого документа, который бы представлял собой конституцию страны, здесь тоже нет.

4. Израиль

Израиль также не имеет конституции в привычном нам смысле этого слова. Ее роль выполняет так называемый свод "Основных законов", в котором регулируется и демократичный характер государства, и парламентская власть.

В 1950 году парламент Израиля решил принимать законы, имеющие силу конституции, раздел за разделом. Первый из ныне действующих "Основных законов" - О кнессете (парламенте) - был принят в 1958 году. Затем было принято еще 10 Основных законов.

5. Ватикан

В ноябре 2000 года Папа обнародовал новый Основной закон Ватикана, который фактически закрепил систему разделения властей.

Из документа, состоящего из 20 статей, следует, что Папа имеет высшую юридическую силу: недействительными объявляются все правовые нормы в Ватикане, которые ему противоречат. Вместе с тем в любое время, когда Папа сочтёт необходимым, он может изменить Основной закон или заменить его на новый.

6. Сан-Марино

Единого документа, который бы представлял собой свод основных законов, в Сан-Марино нет. Конституция состоит из двух нормативных актов - Законодательного статута республики Сан-Марино (Leges Statutae Republicae Sancti Marini) и Декларации прав граждан и основных принципов государственного устройства Сан-Марино.

Leges Statutae Republicae Sancti Marini считается самым старым сводом законов из используемых независимыми государствами. Он был написан на латыни и состоит из шести книг. Первая книга – это 62 статьи, в которых регулируется деятельность советов, судов и различных учреждений исполнительной власти. Остальные пять книг содержат в себе криминальное и гражданское право, описания юридических процедур и судебных мер.

Написанный в 1600 году, этот документ основан на Statuti Comunali (Городском законе) 1300 года, который, в свою очередь, был написан под влиянием Кодекса Юстиниана. В силе он остается и по сей день.

7. Канада

Единого документа, действующего в качестве конституции, в Канаде нет. Под конституцией понимают серию объединённых Конституционных актов, а также иных документов, представленных письменными текстами и устными традициями и соглашениями.

Кроме того, "специальная статья" Канадской хартии прав и свобод предоставляет федеральному парламенту и провинциальным законодательным собраниям возможность устанавливать законы в любое время и в той мере, которая подходит законодателям, преступая на время некоторые положения Хартии (в фундаментальных свободах, юридических гарантиях, в праве на равенство – раз в пять лет).

Делится с Вами крайне полезным информационным ресурсом. На этот раз это сервис constituteproject.org, где собраны онлайн тексты конституций всех стран мира! В разработке этого проекта участвовала компании Google.


Одну из основных целей создания сервиса разработчики видят в том, чтобы помочь тем государствам, которые только пишут конституции (да, да — ежегодно появляется примерно пять новых конституций) либо вносят в правки уже имеющиеся, сделать это максимально грамотно, в соответствие с мировым накопленным опытом в данном вопросе, а также помочь тем, кто профессионально занимается изучением данной правовой сферы. Разработчики настаивают, что проект constituteproject.org является полноценным аналитическим инструментом, а не просто архивом оцифрованных документов.

Всего в базе проекта содержится порядка 160 конституций!

Крайне интересным фактом является то, что в списке доступных языков есть лишь два: английский и арабский. Ну с английским понятно – это международный язык, но почему арабский? Причем при выборе арабского переводится не только интерфейс сервиса, но и текст каждой конституции!

Тексты конституций разных стран мира можно сравнивать между собой по целому набору (более сотни) параметров: от объема знаков в них до позиций по отношению к обязательной воинской службе, частной собственности, возможности участия в политической жизни, обязанности платить налоги и пр. Для выбора критерия сравнения служит меню в левой части экрана.

Можно сказать, что сервис представляет собой отличный инструмент для составления «идеальной» конституции:) А вот ктати и ссылка на ресурс: https://www.constituteproject.org/?lang=en


Примечательные факты:
  1. Одной из самых старых и ныне действующих конституций мира является основной закон Сан-Марино, который был принят ещё в 1600 году, при том что базировался этот закон на городском уставе, принятом ещё в 1300 году.
  2. Фактически у такой развитой страны как Великобритания нет конституции в привычном понимании. Более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы к ней относились.
  3. Обязанность гражданина платить налоги зафиксирована в 73 из 160 конституций.

Эспрессо.TV предлагает вспомнить, что интересного можно найти в конституциях разных государств

28 июня Украина празднует день Конституции. Основной закон нашей страны был принят ночью, когда народные депутаты и президентская команда сумели договориться относительно распределения властных полномочий в молодом государстве.

С конституциями разных стран связаны интересные факты о процессе их принятия. Есть государства, у которых до сих пор нет конституции, а среди них есть даже представители ведущих демократий.

Есть и государства, конституции которых были приняты несколько веков назад и опять-таки речь идет о западных демократиях.

США. "Коли діждемось Вашингтона з новим і праведним законом?"

Эти строки из известного стихотворения Тараса Шевченко вспомнились автору статьи, когда зашла речь об американской конституции. Да, основной закон США является одним из первых и одним из старейших, действующих по сей день в мире.

Конституция была принята Конституционным конвентом в Филадельфии в мае-сентябре 1787 года. Председателем конвента тогда был Джордж Вашингтон, который два года спустя стал президентом США.

Конституция США состоит из преамбулы, 7 статей и 27 поправок. Первые десять поправок вступили в силу еще в 1791 году и известны как Билль о правах.

Великобритания. Конституция средних веков

В Великобритании до сих пор нет конституции как единого документа. Несмотря на это, именно Великобритания считается одной из образцовых западных демократий.

На практике права британцев регламентируются как древними уставами, так и прецедентным правом (решение судов как пример для дальнейшей трактовки закона) и отдельными конституционными соглашениями.

Интересно, что самые старые из британских конституционных уставов были приняты еще в средневековье. Речь идет о Великой Хартии Вольностей 1215 года (!) и Билле о правах 1689 года. Эти документы стали краеугольным камнем английской правовой системы.

В британском конституционном праве все свободы человека являются индивидуальными правами, которые базируются на основе принципа "каждый может делать то, что не запрещено законом".

Германия. Гуманизм после Гитлера

Современная немецкая конституция была принята после разгрома гитлеровской Германии. Американские советники сделали тогда все возможное, чтобы навязать немцам пацифистскую идеологию, что отразилось и в тексте немецкой конституции.

Во время ее написания были учтены тезисы Всеобщей декларации прав человека (принята ООН в 1948 году), что сделало текст немецкого основного закона одним из самых гуманных в мире.

23 мая 1949 года в западной оккупационной зоне была образована Федеративная Республика Германия. В этот же день Парламентский совет в Бонне торжественно провозгласил вступление в силу Основного закона государства.

Основной закон провозгласил ФРГ как правовое, федеративное, демократическое, республиканское и социальное государство.

Конституция обращает особое внимание на основные права граждан. За гражданами закреплены свобода совести и вероисповедания, мнения, печати и доступа к информации, союзов и собраний, передвижения и выбора профессии.

Гарантированы свобода и неприкосновенность собственности. Также заявлено, что права и свободы не могут использоваться "для борьбы против свободного демократического строя".

Франция. 16 конституций революционной страны

Во Франции за последние двести лет произошло много революций и политических кризисов, что привело к постоянному изменению конституции. За это время было принято 16 конституций, еще 6 проектов обсуждались, но не вступили в силу.

Формирование современной конституционной традиции во Франции началось в период Великой французской революции в 1789 году. На сегодняшний день во Франции действует конституция 1958 года, принятая по инициативе президента Шарля де Голля. Эта конституция провозгласила так называемую Пятую республику.

В 2000 году парламент проголосовал за поправку к Конституции, которая сократила длительность срока правления президента с 7 до 5 лет. В 2008 году в текст основного Закона была внесена поправка, которая предусматривала ограничение срока президентской власти (не более двух сроков подряд).

Польша. Первая в Европе

В Польше уверены, что именно у них в стране была принята первая в Европе и вторая в мире конституцию.

3 мая 1791 года на так называемом Четырехлетнем сейме была принята конституция, которая устанавливала строй Речи Посполитой согласно идеям просвещения и расширения прав городского населения. Конституция утратила силу после разделов Польши, которые привели к оккупации страны Россией, Пруссией и Австрией.

Действующая конституция была принята Национальным собранием Польши 2 апреля 1997 года и одобрена на референдуме 25 мая того же года. А всего в польской истории было принято девять конституций.

Индия. Самая большая конституция в мире

Самой большой по объему конституцией в мире является индийская, которая была принята в 1950 году.

Она включает 465 статей, 12 крупных приложений, более 70 поправок. Авторы индийской конституции стремились сосредоточить в документе все лучшие правовые достижения других государств.

Поэтому индийская конституция заимствовала ряд положений основных законов Великобритании, СССР, США, Канады, Японии, Австралии.

Индийская конституция предусматривает очень простой порядок внесения поправок, в результате чего за почти 70 лет были изменены сотни ее различных положений.

В результате принятия поправок было добавлено около 80 статей, исключено около 20. Есть также очень пространные поправки, отдельные из них близки по объему к конституции США.

Япония. Антивоенная Конституция

Конституция Японии известна как "Мирная конституция" благодаря статье 9, в которой предусмотрен отказ от войны как средства ведения государственной политики и отказ от содержания войска. Конституция была принята в 1947 г. после поражения Японии во Второй мировой войне.

Несмотря на то, что статья 9 предусматривает отказ государства от права вести войну, Япония де-факто имеет армию — Силы самообороны. С формальной точки зрения, японская армия считается особым видом полицейских сил.

Однако, согласно резолюции кабинета министров от 1 июля 2014 года Япония имеет право на так называемую коллективную самооборону. Следовательно, государство может использовать Силы самообороны не только в случае нападения на Японию, но также в случае нападения на страны, с которыми Япония поддерживает тесные связи.

Израиль. Религия помешала конституции

В Израиле, так же как и в Великобритании пока нет конституции. Правовая система страны основывается на Основных законах (которые должны стать частями Конституции), на Декларации независимости, судебных прецедентах, и тому подобном.

Согласно Декларации независимости Израиль должен был принять конституцию вскоре после провозглашения государственности в 1948 году.

Сейчас в стране приняты уже двенадцать Основных законов, содержание которых может составить значительную часть будущей конституции. Сделать из них единый текст конституции мешают споры между светской и религиозной частями израильского общества. Неопределенность отношений между государством и религией откладывает вопрос конституции в долгий ящик.

Сан-Марино. Устав карликовой страны

Конституция карликовой страны Сан-Марино - самая старая из действующих конституций в мире. Она берет свое начало с 8 октября 1600 года. В этот день правительство придало обязывающий характер сборнику Уставов институтов и правосудия в Сан-Марино. Сборник была написан на латинском языке и состоял из шести книг.

Эта правовая система была обновлением Устава Города, который использовался в Сан-Марино примерно с 1300 года. Некоторые из сейчас существующих в Сан-Марино институтов, например, Совет шестидесяти, остались еще с того периода.

Напомним, что Сан-Марино является анклавом, который расположен в центре Италии, имеет площадь 61 км кв. и население на уровне около 33 тысяч.

Выше в работе были затронуты основные критерии классификации мировых конституций. Рассмотрим их подробнее.

Все мировые конституции можно разделить на юридические и фактические. Под юридической конституцией государства подразумевается конституция, которая существует документально, принята установленным законом образом, и закрепляет основы государственного, политического и экономического устройства конкретной страны.

Но необходимо понимать, что юридическая конституция по своей сути это просто документ, бумага. При реальном применении конституции в жизни возникает масса проблем и неясностей, разрешить которые призваны конкретные законодательные акты, принимаемые различными органами власти и должностными лицами во исполнение положений конституции. Например, в российской конституции прямо указана необходимость принятия ряда конституционных законов, так как фактически сама конституция является костяком, общим планом законодательной базы государства, и не может давать решения конкретным вопросам. Она содержит лишь базовые принципы, руководствоваться которыми должны граждане, должностные лица и организации всех типов и форм собственности данной страны. Таким образом, нормативно-правовые акты, которые конкретизируют положения конституции, можно назвать фактической конституцией государства.

Самой оптимальной является ситуация, когда юридическая и фактическая конституции полностью совпадают, то есть, основной документ, определяющий основы государственного устройства, действует в реальной жизни.

Существенные расхождения между юридической и фактически действующей конституциями говорит о нестабильности политического строя государства, о фиктивности законно принятой конституции, что типично для тоталитарных или военных государств.

Как уже было указано выше, история конституций в мире насчитывает чуть более 200 лет. Таким образом, в зависимости от времени и эпохи принятия, срока действия, конституции условно подразделяют на старые (принятые в XVIII - XIX веках) и новые (принятые в XX веке, в основном после Второй мировой войны). К старым конституциям можно отнести конституцию США (1787 год), Норвегии (1814 год), Бельгии (1831 год), Люксембурга (1868 год), Швейцарии (1874 год).

Для старых конституций типичен более общий характер. Так, например, Конституция Соединенных Штатов Америки содержит лишь общие принципы организации центральной государственной власти и распределения компетенции между Союзом и штатами, она изначально не содержала раздела, который бы закреплял права и свободы граждан, этот раздел «Билль о правах» - первые 10 поправок, были добавлены несколько позднее.

Конституции, созданные и принятые в XX веке, разработаны, как правило, гораздо более детально, чем их предшественницы с учетом накопившегося опыта конституционного регулирования общественной жизни государства.

В зависимости от формы территориального устройства государства конституции делятся на унитарные и федеративные.

Федеративные государства состоят из республик, земель, кантонов, провинций, штатов и других субъектов федерации. Унитарные государства представляют собой одно, единое, неделимое государство. Соответственно, форма государственного устройства накладывает свой отпечаток на конституцию.

Унитарные и федеративные конституции различаются по кругу регулируемых вопросов. Федеративные конституции в обязательном порядке должны содержать раздел, посвященный предметам совместного ведения и определяющий сферы, регулируемые законодательством на уровне субъектов федерации. В унитарных конституциях такой раздел отсутствует.

По принадлежности самому федеративному государству или его субъектам, конституции делятся на федеральные конституции и конституции субъектов федерации.

Конституции данного типа могут существовать только в федеративных государствах со сложным устройством. В таких случаях федеральные конституции являются главенствующими, в то время как конституции субъектов федерации будут вторичными по отношению к ним и не должны противоречить основному закону государства. Конституции субъектов федерации обычно имеют более детальный и конкретный характер, они должны регулировать вопросы более местного, локального значения, чем общегосударственные конституции, которые лишь очерчивают и определяют общие принципы государственного устройства.

В зависимости от характера политического режима, конституции делятся на демократические и реакционные (авторитарные). Конечно, это деление в значительной мере условное. Данное деление лучше использовать, говоря о фактических конституциях, то есть о тех, которые реально действуют и положения и принципы которых действительно используются в управлении государством, так как юридическая конституция может содержать сколь угодно много идеальных, демократических принципов, но существовать они могут только на бумаге, не имея ничего общего с действительностью.

Демократические конституции гарантируют и защищают определенный круг прав и свобод для своих граждан, допускают свободное образование и деятельность политических партий разного толка, предоставляют свободу в осуществлении экономической деятельности и т.д.

Реакционные конституции могут ограничивать или запрещать деятельность политических партий или других организаций, устанавливать диктат одной партии (что было типично для советских конституций), определять пределы осуществления прав и свобод, ограничивать граждан в практической реализации неотъемлемых, естественных прав.

Для авторитарных, а особенно тотальных конституций, характерна повышенная по сравнению с демократическими идеологическая насыщенность, вплоть до упоминания конкретных идеологий, враждебных существующему в стране строю, или, наоборот, признания приверженности одной определенной идеологии (коммунизма, ислама и т.п.). В авторитарных конституциях подчас провозглашаются иные принципы организации государственной власти, чем в демократических, например, создание государственных органов на корпоративной основе. Однако, следует иметь в виду, что демократические конституции иногда служат прикрытием авторитарного политического режима. Также, демократические режимы иногда для определённых целей сохраняют авторитарную конституцию (как правило, на переходный период).

Необходимо отметить, что большинство юридических конституций, действующих в настоящее время, являются демократическими, однако в реальной жизни дело часто обстоит иначе.

По способу объективирования конституции бывают писанными и неписаными, это деление отчасти близко к выделению юридических и фактических конституций.

Писаные конституции составлены в виде единого документа, построенного по определенной схеме и имеющего стандартную структуру, разделы и содержание, естественно, различающиеся в каждом конкретном случае, но в целом, имеющем много общего. Обычно писаная конституция включает преамбулу, основной текст и переходные положения или сопроводительные приложения.

Преамбула обычно содержит в себе торжественную формулу провозглашения конституции, цели принятия конституции, отсылки к прежней конституции и некоторым другим документам. По общему правилу преамбула, хотя и является составной частью текста конституции, но обычно она не носит нормативного характера. Ее положения считаются чисто вводными и декларативными, за исключением тех, которые являются отсылочными нормами (например, преамбула к Конституции Франции). Очень часто современные конституции (Австрия, Бельгия, Дания, Исландия, Италия, большинство стран Латинской Америки) не имеют преамбулы, но общая тенденция все-таки сводится к тому, что новейшие конституции (в том числе российская) имеют в своем составе небольшую преамбулу.

Основной конституционный текст обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Так, например, текст Конституции Италии состоит из раздела «Основные принципы» и двух частей - «Права и обязанности граждан» и «Государственный строй Республики». Части подразделяются на главы, главы на разделы, разделы на статьи. Схожую структуру имеют конституции ФРГ, Японии, Франции, Индии, Малайзии и некоторых других стран. Обычно наиболее крупные структурные подразделения текста имеют названия, но их может и не быть (США). Некоторые конституции (Индия, Бангладеш) сопровождаются дополнениями, в которых конкретизируются и уточняются общие положения конституции по определенным вопросам. В отдельных конституциях имеются переходные положения (Италия).

Неписаные конституции представляют собой редкое исключение. В настоящее время они существуют только в Великобритании и Новой Зеландии. Неписаная конституция имеет тот же круг предметов правового регулирования, что и писаная. Иными словами, неписаная конституция закрепляет форму правления, форму государственного устройства, структуру высших органов государственной власти, правовое положение личности и так далее, но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе источников права. Таким образом, форма объективирования неписаной конституции неопределенная. Например, в Британии в течение небольшого срока (1653 - 1660 гг.) действовала писаная конституция - орудие управления О. Кромвеля, но она не оставила заметного следа в развитии британского конституционализма. Современная неписаная конституция Британии представляет собой весьма сложный конгломерат различного рода источников. Эта конституция непрерывно дополняется и изменяется. Она весьма гибка и удобна в практическом смысле, и в отличие от писаных конституций, не нуждается в сложной процедуре принятия дополнений и изменений. Для этого существует масса более простых способов - от парламентского закона до создания нового прецедента.

Собственно конституция Великобритании содержит и письменные источники. Писаная часть включает в себя статусное право, то есть принятые в различные годы и даже эпохи парламентом акты, регулирующие вопросы конституционного характера, но ни один из этих законов не является основным законом, каким считается Конституция страны, и судебные решения (прецеденты), имеющие своим предметом вопросы, носящие тот же конституционный характер. Хотя судебные решения объективно имеют писанный, то есть зафиксированный на бумаге характер, тем не менее доктрина относит их к неписаной части права.

Выражение «писанный» закон означает закон, формально принятый парламентом, неважно зафиксирован он на бумаге или нет, а термин «неписаный» закон употребляется для обозначения закона, не принимавшегося парламентом.

Судебные решения в Великобритании составляют систему «общего права», они затрагивают главным образом права и свободы граждан (что входит в любую писанную конституцию), а также отношения различных государственных органов. Судебных прецедентов огромное множество. Наибольшее значение из них имеют решения высших судебных инстанций, особенно палаты лордов - верховной судебной инстанции страны. Ее решения обязательны для всех судов.

К собственно неписаной части относятся конституционные соглашения, нигде юридически не зафиксированные, но регулирующие, как правило, важнейшие вопросы государственной жизни. Эти соглашения, или система обычного права, рассматриваются в Великобритании как основа конституционного права. Обычаи представляют сложившиеся на практике правила, не пользующиеся судебной защитой. Королевские прерогативы, например, составляют часть обычного права. Они включают нормы, регулирующие назначение министров, коллективную ответственность кабинета министров, роспуск парламента, заключение международных договоров, объявление войны и др. На практики эти прерогативы осуществляются короной (монархом) по получении одобрения правительства, находящегося у власти.

Суверенитет парламента - фундаментальный принцип британского конституционного права - также является принципом обычного права. Он неоднократно признавался судами. В частности, в 1840 г. судом было подтверждено право парламента судить своих членов за нарушение своих прав и привилегий, в 1884 г. судом было подтверждено полное право парламента распоряжаться своими внутренними делами.

Исторически конституционные соглашения имеют различное происхождение. Они возникают в силу обстоятельств в результате межпартийной борьбы. Здесь играет роль и медленная эволюция существующей практики, приспособление ее к меняющимся условиям. Никто не может заставить соблюдать конституционный обычай. Парламент - теоретический хранитель суверенитета - в любой момент может предложить новое правило, отменив или упразднив предыдущий обычай. Не существует точного списка конституционных соглашений. Практически они действуют во всех элементах британской политической системы.

Статусное право носит фрагментарный характер. Парламентских актов по конституционным вопросам насчитывается около четырех тысяч, и это число постоянно увеличивается. Некоторые акты парламента могут рассматриваться как чисто конституционные, целиком посвященные какому - либо вопросу конституционного регулирования. К ним, в частности, относятся несколько законов о составе, взаимоотношениях и полномочиях палат парламента (законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрах 1963 г.), законы о правовом положении личности, - например, Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., (правда, эти акты теперь носят скорее исторический характер, поскольку были постепенно почти полностью заменены позднейшими законами в области уголовного и уголовно - процессуального права), законы об избирательном праве (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974 гг. и др.); законы о местном управлении (акты о местном управлении 1972 и 1985 гг.). Конституционные нормы содержатся и в законах, в которых регулирование подобных норм является частью акта наравне с другими вопросами, Например, в Акте о министрах короны 1975 г. наравне с вопросами конституционного характера содержится много положений, относящихся к административному праву. Конституционные нормы могут содержаться и в актах делегированного законодательства.

Своеобразная система английского конституционного права в целом, безусловно, охватывает все стороны этого регулирования, но каждый из входящих в это право компонентов - судебные решения, закон или какой - либо обычай - не претендует на роль общих принципов; все они, как правило, обязаны своим происхождением частным случаям, отдельным потребностям, вызвавшим необходимость в дополнении, приспособлении существующего порядка разрешения тех или иных вопросов к новым обстоятельствам.

По своему характеру можно сказать, что неписаная конституция весьма близка по сути к фактической конституции. В настоящее время большинство конституций различных государств являются писанными, так как это облегчает работу государственных органов власти, имеющих единый, четкий источник положений, которыми данные органы должны руководствоваться при осуществлении своей деятельности.

По времени действия конституции делятся на временные и постоянные.

Обычно конституции принимаются и действуют на постоянной основе, конечно, понятно, что даже наиболее тщательно разработанная конституция может раньше или позже устареть и перестать отвечать вновь сложившимся условиям (обычно политическим или экономическим). Однако при принятии новой конституции предполагается, что она будет постоянной, то есть, ее действие рассчитано на более или менее длительный срок. Постоянство конституции страны - весьма положительный признак, говорящий о стабильности данного государства, о тщательности разработки базовых положений основного закона страны, о том, что развитие страны идет в направлении, предусмотренном при создании конституции.

Однако временный характер конституции не говорит об ее ущербности или неполноценности. Это скорее признак того, что в стране ожидают и готовятся к серьезным изменениям, к изменениям настолько важным и коренным, что принятие постоянной конституции не представляется целесообразным, так как ожидаемые изменения либо трудно предсказуемы, либо временная конституция выступает в роли своего рода проводника, обеспечивающего страховку, обосновывает существование и функционирование государства в течение какого-то периода.

Временные конституции могут приниматься на установленный срок или впредь до наступления определенного события. Например, Конституция Таиланда 1959 г., включавшая всего 20 статей, действовала до выработки проекта постоянной Конституции Учредительным собранием.

Большинство конституций являются постоянными. Например, Конституция Мексики 1917 г., содержащая наибольшее число поправок или самая старая конституция - конституция США, являются постоянными, устойчивыми.

Многие государства, обычно латиноамериканские, за сравнительно недолгий период своего существования сменили десятки конституций, так например Боливия - 20 конституций, Колумбия - 11, Доминиканская Республика - 15, Гаити - 23, Венесуэла - 22. Это было следствием частых военных переворотов, характерных для этих стран, а также стремлением военных, пришедших к власти насильственным путем, закрепиться у власти более легальным и законным способом.

По способу изменения, внесения поправок, дополнений и отмены, конституции также подразделяются на: жесткие, особо жесткие и гибкие конституции.

Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. Как принятие конституции, так и её изменение относится к компетенции законодательной власти.

Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено. К этому типу относятся конституции Великобритании и Новой Зеландии (из неписаных конституций). Однако есть и писаные, кодифицированные конституции, которые не предусматривают особого порядка своего изменения. В качестве примеров можно упомянуть Статут королевства 1848 года короля Карла Альберта (Италия), Конституцию Монако 1911 года, конституционные документы Саудовской Аравии (писаная некодифицированная конституция), Конституцию Ганы 1960 года, конституцию Индии. Обычно для внесения изменений достаточно принятия нового законодательного акта. Так, каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом. Принятие последующего нового закона производится в том же порядке, что и предыдущего.

Гораздо сложнее обстоит дело, когда нужно изменить жесткую конституцию. Жесткость конституций имеет целью обеспечить их стабильность, которая, в свою очередь, способствует укреплению их авторитета и относительному постоянству конституционного строя. Есть разные способы обеспечения жесткости конституций.

Чаще всего для изменения конституции устанавливается требование квалифицированного большинства в палатах парламента. Иногда требуется повторное голосование парламента того же созыва через определенный срок. Для изменения особо жестких конституций предусматривается утверждение поправок на референдуме или определенным большинством субъектов федерации или повторное принятие поправок парламентом следующего созыва. Например, для изменения Конституции США необходимо, чтобы поправку одобрили 2/3 общего числа членов каждой палаты Конгресса и законодательные собрания в 3/4 (т.е. в 38) штатов. В Италии для изменения Конституции нужны два последовательных обсуждения в Парламенте с промежутком не менее трех месяцев и одобрение при втором голосовании абсолютным большинством голосов в каждой палате; если же большинство не составило 2/3 в каждой палате, то 1/5 членов любой палаты, 500 тыс. избирателей или пять областных Советов могут потребовать референдума по изменению Конституции, на котором необходимо одобрение большинством действительных голосов.

Жесткость является одной из причин неизменности таких конституций, как Конституция Японии 1946 года, Конституция Дании 1953 года.

В конституциях смешанного типа различные их части изменяются по-разному. Таких конституций немного. Например, для внесения поправок в большую часть положений Конституции Мальты требуется абсолютное большинство голосов всех членов Палаты представителей (для обычного закона нужно простое большинство присутствующих и голосующих членов Палаты). Другая часть Конституции (например, о составе и порядке избрания Парламента, о Президенте Республики) может быть изменена лишь единогласным решением всех членов Палаты. Отдельные же положения Конституции изменяются решением двух третей всех членов Парламента с последующим утверждением на референдуме.

В индийской Конституции ряд положений (о выборах Президента Республики, об исполнительной и судебной власти и др.) изменяется по решению двух третей присутствующих и голосующих членов обеих палат Парламента с последующим одобрением не менее половины легислатур (законодательных собраний) штатов. Такие же положения Конституции, как перечень штатов и союзных территорий, изменяются по предложению Президента Республики простым большинством голосов в обеих палатах Парламента.

Наиболее распространенный способ инкорпорирования поправок в текст конституции -- простая замена прежних положений вновь утвержденными, либо исключение прежних положений, либо добавление новых (Италия, Германия и др.).

Однако известен и другой способ включения поправок, а именно прибавление новых положений к действующему тексту без формального исключения тех норм, которые перестали действовать. США первыми применили такой способ: поправки публикуются отдельно после первоначального текста Конституции. Конституция Венесуэлы 1961 года даже урегулировала этот порядок в абзаце 6 ст. 245: «Поправкам будут присваиваться последовательные номера, и они будут публиковаться вслед за текстом Конституции без изменения ее текста со ссылкой после какой измененной статьи на номер и дату поправки». Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 2005. C. 122 Этот способ используется в Югославии.

Главная причина внесения изменений в конституции заключается в новом соотношении политических сил в обществе. Для реформирования жестких конституций это соотношение должно измениться в значительной мере, причем изменение должно быть более или менее устойчивым.

Наиболее часто влияние изменившегося соотношения сил заметно при преобразованиях коренных положений конституций -- о правах и свободах, о форме правления и т.п. Однако есть поправки, которые носят технический характер и не вызывают острой борьбы в парламенте и обществе.

В большинстве конституций не содержится оговорок в отношении их пересмотра, однако в некоторых встречаются такие ограничения либо по существу, либо временного характера. Чаще всего они касаются формы правления в стране. В Конституции Греции запрещено изменять положения, определяющие основы и форму правления государства как парламентарной республики, а также ряд специально указанных норм. Конституция Португалии в ст. 290, озаглавленной «Пределы пересмотра Конституции», установила перечень из 15 пунктов, которые должны уважаться при пересмотре; это республиканская форма правления, принцип всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании, принцип разделения властей и взаимозависимости органов власти и др.

Из смысла ст. 131 Конституции Бельгии 1831 года следует, что полный пересмотр этого акта невозможен.

В конституциях иногда устанавливается определенный период времени, в течение которого запрещается внесение в них поправок. Такие положения преследуют цель обеспечить в течение какого-то времени стабилизацию вновь установленного конституционного строя. Первой такой конституцией была французская 1791 года, запрещавшая всякий пересмотр в течение первых двух легислатур, то есть в течение четырех лет, а учитывая, что для вступления в силу поправок необходимо было принять их в течение трех последовательных легислатур, то только в 1801 году можно было бы изменить эту Конституцию (известно, впрочем, что следующая Конституция была принята уже в 1793 г.). Конституция Греции разрешают пересмотр только по истечении пяти лет после окончания процедуры предыдущего пересмотра.

В ряде конституций содержится запрещение их пересмотра в условиях чрезвычайной ситуации в стране. Конституция Франции 1946 года в ст. 94 запрещала начало или продолжение процедуры пересмотра в случае оккупации иностранными войсками всей или части страны. Цель этой нормы -- избежать повторения практики фашистского режима, во время которого 10 июля 1940 г. была упразднена конституция Третьей республики. Такое же запрещение включено в ст. 89 Конституции Франции 1958 года, а в 1968 году -- в Конституцию Бельгии.

Процедуры изменения конституций чрезвычайно разнообразны, однако можно выделить несколько общих этапов. Субъекты права инициативы конституционного пересмотра -- обычно те же, что и в нормальном законодательном процессе. Иногда к ним устанавливаются дополнительные требования. Конституция Греции, например, разрешает вносить предложение о конституционном пересмотре не менее чем 150 депутатам. Во Франции и Бельгии инициатива конституционного пересмотра принадлежит не только парламентариям, но и главе государства, действующему по предложению главы правительства. В Ирландии такая инициатива принадлежит только нижней палате Парламента.

Процедуру конституционного пересмотра можно условно разделить на два этапа -- принятие поправок парламентом и их ратификацию, хотя это не всегда четко просматривается в нормах. Так, во Франции после принятия поправок к Конституции Парламентом Президент Республики назначает для ратификации референдум или созывает Конгресс, включающий членов обеих палат Парламента (ст. 89 Конституции). В Греции поправки должны быть приняты Палатой депутатов двух последовательных созывов (ст. 110 Конституции). Ратифицирующие референдумы могут быть как факультативные, так и обязательные.

Процедура рассмотрения проекта конституционных поправок зачастую сложнее процедуры рассмотрения обычного законопроекта. Обычно предусматриваются повышенные требования к большинству голосов, необходимому для утверждения проекта (например, в Японии нужно согласие 2/3 общего числа членов каждой палаты Парламента), устанавливаются специальные сроки для рассмотрения проекта после его внесения и т.д.

Для подготовки конституционных поправок иногда образуются специальные органы. В Австралии, например, в 1927 и 1958 годах образовывался специальный консультативный орган, предварительно рассматривавший проекты пересмотра Конституции. Иногда парламент образует из своего состава конституционную комиссию для подготовки проекта (Швеция, Финляндия).

Если рассматривать конституцию Российской Федерации, принимая во внимание все возможные способы классификации, то можно определить, что Конституция РФ является новой, унитарной, федеративной, демократической, писаной, жесткой.

Вашему вниманию предлагается Конституции стран мира. Хрестоматия / Сост. Д.В. Кузнецов. В 7 частях. [Электронный ресурс]. - Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2014. URL: http://istfil.bgpu.ru/

В Хрестоматии «Конституции стран мира» представлены тексты действующих в настоящее время (по состоянию на середину 2014 г.) основных законов России, стран, расположенных на постсоветском пространстве, в Европе, Америке, Азии, Африке, Австралии, Новой Зеландии и Океании, непризнанных и частично признанных государств, некоторых формирующихся государственных образований и др.

Хрестоматия «Конституции стран мира» состоит из 7 частей. В том числе: Часть 1. Россия и постсоветское пространство; Часть 2. Европа; Часть 3. Америка; Часть 4. Азия; Часть 5. Африка; Часть 6. Австралия, Новая Зеландия и Океания; Часть 7. Непризнанные и частично признанные государства.

Подавляющая часть представленных в Хрестоматии «Конституции стран мира» текстов основных законов приведена в полном объеме, в переводе на русский язык. В случае отсутствия на данный момент перевода текста на русский язык, этот текст приведен на английском языке.

В конце книги размещен перечень документов, представленных в Хрестоматии «Конституции стран мира».
Представленные в Хрестоматии «Конституции стран мира» документы собраны с использованием различных изданий, многие из которых, в силу ряда объективных причин, недоступны для широкого использования в работе. Перечень изданий, использованных при составлении Хрестоматии «Конституции стран мира», размещен в конце книги.

Также в конце книги размещено оглавление с указанием страниц, где конкретно представлены документы.

Тексты представленных в Хрестоматии «Конституции стран мира» документов рекомендуется использовать студентам при изучении отдельных тем в рамках таких учебных курсов, как «Новейшая история», «Политические системы современных государств», «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное право зарубежных стран», при подготовке к лекциям, практическим и семинарским занятиям, коллоквиумам, при подготовке к зачетам и экзаменам, при написании курсовых и дипломных работ.

Хрестоматия «Конституции стран мира» опубликована в форме электронного издания, с ее последующим размещением на электронных ресурсах историко-филологического факультета Благовещенского государственного педагогического университета (БГПУ) (URL: http://istfil.bgpu.ru/).