Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в российской федерации. Большая энциклопедия нефти и газа

Совокупность конституционных норм, закрепляющих положение человека и гражданина в российском обществе и государстве , объем его прав и свобод , а также обязанности образуют конституционный статус личности в Российской Федерации.

Правовой статус - более широкое понятие, так как представляет собой совокупность различных прав и обязанностей субъектов, закрепленных нормами всех отраслей права .

Наряду с названными понятиями существует понятие правового положения, которое представляет собой совокупность реализуемых прав, свобод и обязанностей. От правового статуса это понятие отличается своей действенностью, так как это те права и обязанности, которые осуществляются в виде правоотношений , тогда как правовой статус образуют нормы, не все из которых реализуются субъектами.

Основу конституционного статуса человека, личности и гражданина составляют такие принципы, как равенство всех перед законом, неотчуждаемость прав человека; уважение и соблюдение чужих прав и свобод, гарантированность прав и свобод государством.

Конституционный статус включает права, свободы и обязанности личности. Наиболее сложным является соотношение прав и свобод. По этому вопросу существует две точки зрения. Согласно одной из них, названные понятия тождественны, согласно другой -- различны. Их разделение построено с учетом деления правоотношений на относительные и абсолютные. Конституционные права - это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц , а также других субъектов права (например, право на охрану здоровья). Права соответствуют относительным правоотношениям.

Конституционные свободы - это такие правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими субъектами (право на жизнь и т.п.). Реализация индивидом свобод предполагает лишь невмешательство со стороны других субъектов, т.е. они должны воздерживаться от деяний, препятствующих осуществлению свобод.

Конституционные обязанности это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность сохранять окружающую среду и т.п.).

На территории России находятся липа, имеющие различный правовой статус. Это граждане России, граждане иностранных государств, лица, не имеющие гражданства , лица с двойным гражданством. Конституция Российской Федерации учитывает особенности названных категорий, но при этом исходит из того, что государство должно обеспечить достойные условия жизни и уважительное отношение к любому человеку как к личности, гарантировать защиту его жизни и достоинства.

В Конституции России закрепляется совокупность прав человека, определенных в нормах международного права и общепризнанных мировым сообществом, минимум социальных благ и свобод, необходимых для достойного существования любого лица, находящегося на территории России.

Гражданство Российской Федерации

Под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица С государством, в силу которой на него в полном объеме распространяются конституционные права, свободы и обязанности. Гражданство представляет собой правовой институт конституционного права - совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих приобретение, восстановление и утрату российского гражданства.

Таким образом, гражданство представляет собой правовую принадлежность лица к данному государству, то есть признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом. Зарубежные посольства и консульства Российской Федерации обязаны оказывать помощь своим гражданам в случаях задержания, ареста и других затруднений.

Основу института гражданства составляют конституционные нормы, посвященные гражданству (ст. ст. 6, 61, 63, 71 Конституции РФ). Вопросы гражданства регулируются Законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями.

Закон о гражданстве регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством и, прежде всего, условия приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

Республикам в составе Российской Федерации предоставлено право иметь свое гражданство, которое является производным от гражданства Российской Федерации. Регулирование вопросов гражданства республик осуществляется законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации предусматривает право граждан России иметь двойное гражданство в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ). Приобретение гражданином Российской Федерации второго гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права и свободы, и он не освобождается от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

Закон устанавливает семь оснований приобретения гражданства Российской Федерации:

  1. в результате признания;
  2. по рождению;
  3. в порядке регистрации;
  4. в результате приема в гражданство;
  5. в результате восстановления в гражданстве;
  6. путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации;
  7. иные основания.

В случае добровольного волеизъявления, гражданство может быть прекращено по следующим основаниям:

  1. вследствие выхода из гражданства;
  2. вследствие отмены решения о приеме в гражданство, так как подданство было приобретено на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов ;
  3. путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации (оптация);
  4. иные основания, в частности, для недееспособных и детей.

Решением вопросов приобретения и прекращения гражданства занимаются следующие органы: Президент Российской Федерации, комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения России. Закон о гражданстве закрепляет полномочия каждого названного органа.

Порядок рассмотрения вопросов российского гражданства установлен Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 386 от 10 апреля 1992 года с изменениями и дополнениями.

Личные конституционные права и свободы

Основу экономических прав составляет право иметь в собственности любое имущество. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда и только в установленных законом случаях.

Право частной собственности лежит в основе предпринимательской деятельности, так как предполагает возможность использовать свое имущество для любых, не запрещенных законом целей.

Социальные права связаны с реализацией человека в сфере семьи и труда, здоровья и минимальных стандартов.

Право на труд предполагает возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Труд человека должен осуществляться в условиях безопасности и выполнения гигиенических правил. Государством устанавливаются гарантии на случай безработицы .

Право на материнство, отцовство и детство должно обеспечиваться государственными и иными гарантиями. Законодательством предусмотрены обоюдные обязанности: родителей по воспитанию и содержанию детей, совершеннолетних, трудоспособных детей в части заботы о нетрудоспособных родителях.

Статьей 41 Конституции России предусмотрено право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Медицинская помощь включает профилактическую, лечебную, лечебно-диагностическую, реабилитационную протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Гарантии конституционных прав и свобод

Гарантии конституционных прав и свобод представляют собой средства, инструменты, обеспечивающие осуществление людьми их правомочий. Выделяют следующие виды гарантий: социально-экономические, организационно- политические, юридические.

Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые позволили бы людям повысить свое благосостояние. Эти гарантии таковы: социальная стабильность, развитие экономики , снижение налогов и т.п.

Организационно-политические гарантии - это предоставление гражданам возможности участвовать в управлении делами государства и местного самоуправления, в деятельности политических организаций.

Юридические гарантии - это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие охрану прав и свобод человека и гражданина (качественное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав).

К числу гарантий может быть отнесено право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, которые не запрещены законом. Велика роль принципа презумпции невиновности , который закреплен ст. 49 Конституции России. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена судом. Обвиняемый не должен доказывать свою невиновность.

Конституционные обязанности

К числу конституционных обязанностей граждан Российской Федерации относятся: защита Отечества, воинская или альтернативная гражданская служба. Вне зависимости от гражданства, все обязаны платить законно установленные налоги и сборы , обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании, трудоспособные дети старше 18 лет обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.

В нормах Конституции Российской Федерации, устанавливающих обязанности, обобщены те наиболее важные требования, в исполнении которых проявляется ответственность личности перед государством, обществом, надлежащее его отношение к государственным и общественным интересам.

Основная обязанность всех субъектов права - соблюдать Конституцию России и законы страны. Эту норму статьи 15 Конституции РФ следует понимать шире точного смысла. В ней речь идет не только о воздержании от запрещенных деяний (собственно соблюдение), но и совершение требуемых действий (исполнение). Кроме того, емкая конституционная норма предполагает активную позицию личности в форме использования принадлежащих ей прав и свобод.

Конституцией Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Эта обязанность направлена на то, чтобы прекратить дальнейшее разрушение природы.

На родителей возлагается обязанность обеспечения получения детьми (до 15 лет) основного общего образования. Эта обязанность способствует снижению роста преступности и является стабилизирующим социальным фактором, так как современный информационный мир не принимает людей без минимального образовательного уровня. Хотя, конечно, основное общее образование - слабая гарантия общественной востребованности человека.

Важной представляется обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. На всех граждан Конституция Российской Федерации (ст. 44) возлагает обязанность беречь памятники истории и культуры.

Финансовая устойчивость государства обеспечивается путем выполнения лицами своей обязанности платить налоги и сборы (ст. 57 Конституции России). Собранные средства используются на содержание государственного аппарата , на социальные выплаты и программы.

  • 15. Основания и порядок приобретения гражданства рф. Двойное гражданство (Харченко)
  • 16. Основания и порядок прекращения гражданства рф (Харченко)
  • 17.Понятие и система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина по Конституции рф (Харченко)
  • 18. Конституционные гражданские (личные) права и свободы (Сидорова)
  • 19. Социально-экономические и культурные права и свободы (Сидорова)
  • 20. Политические права и свободы (Сидорова)
  • 21. Обязанности человека и гражданина (Сидорова)
  • 22. Гарантии реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина (общие и юридические) (Сачкова)
  • 1. Защита прав и свобод - обязанность государства
  • 2. Самозащита прав и свобод
  • 3. Судебная защита
  • 4. Международная защита
  • 5. Возмещение вреда
  • 6. Неотменяемость прав и свобод
  • 7. Возраст
  • 1. Гарантии подсудности
  • 2. Право на юридическую помощь
  • 3. Презумпция невиновности
  • 4. Запрет повторного осуждения
  • 5. Недействительность незаконно полученных доказательств
  • 6. Право на пересмотр приговора
  • 7. Гарантия от самообвинения
  • 8. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью
  • 9. Запрет обратной силы закона
  • 23. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в рф (Сачкова)
  • 24. Конституционные принципы российского федерализма и проблемы их реализации (Сачкова)
  • 25. Конституционно-правовой статус Российской Федерации (Сачкова)
  • 26. Конституционно-правовой статус республики в составе рф (Гладких)
  • 27. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения (Гладких)
  • 28. Конституционно-правовой статус автономной области, автономных округов в составе рф (Гладких)
  • 29. Конституционно-правовые основы образования в составе рф нового субъекта (Гладких)
  • 1 Этап. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта
  • 2Этап. Проведение референдумов по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
  • 3 Этап. Разработка проекта федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта
  • 4Этап-Принятие федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации
  • 30.Понятие и система органов государственной власти в рф (Чепрасов)
  • 31. Избирательная система: понятие, виды, применение в рф (Кузьмина)
  • 34. Правовое регулирование референдумов в рф (Шмакова)
  • 36. Правовой статус общественных объединений в рф (Шмакова)
  • 37. Правовой статус политических партий в рф (Шмакова)
  • 38. Конституционно-правовой статус Президента рф и форма правления в России (Шмакова)
  • 39.Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания рф (Чепрасов)
  • 40. Порядок выборов депутатов гд фс рф (законодательные новеллы) (Кузьмина)
  • 41. Государственная Дума Федерального Собрания рф: компетенция, акты (Чепрасов)
  • 42.Структура и внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания рф (Чепрасов)
  • 43. Совет Федерации: компетенция, акты (Ширнина)
  • 44. Законодательный процесс в фс рф: понятие стадии (Петелина)
  • 45.Правовой статус депутатов гд и членов сф (Петелина)
  • 46. Организация законодательной власти в субъектах рф (Петелина)
  • 47. Конституционные основы судебной власти в рф (Голынская)
  • 48. Конституционный Суд рф: состав, порядок формирования, компетенция, виды и юридическая сила решений (Голынская)
  • 49. Конституционные основы местного самоуправления в рф: понятие, система (Голынская)
  • 50. Система и компетенция органов местного самоуправления (Голынская)
  • Вопрос 23. Правовые акты управления: понятие, особенности, виды и предъявляемее требования (Лебедева)
  • 24. Административный договор. Понятие признаки виды (Лебедева)
  • 32. Административный процесс. Понятие виды особенности (Лебедева)
  • 39. Рассмотрение дела об административном правонарушении (Петелина)
  • 40. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях: понятие, виды (Ширнина)
  • 41. Исполнение постановления о наложении адм наказания: понятие, этапы (Ширнина)
  • 42. Понятие и способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти (Лебедева)
  • 17.Понятие и система основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина по Конституции рф (Харченко)

    Кутафин:

    Глава 2 Конституции "Права и свободы человека и гражданина" включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.

    В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные; политические; социально-экономические.

    Однако система основных прав и свобод характеризуется не только их группировкой, но и тем порядком расположения, который устанавливается в Конституции. Это имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую концепцию правового статуса личности, которой придерживается государство.

    В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности: сначала указаны личные, затем политические, а потом социально-экономические права и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

    В российском законодательстве такая последовательность впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции РФ 1993 г.

    Во всех предшествующих конституциях, вплоть до Основного Закона 1978 г. в его первоначальной редакции, последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировались социально-экономические, затем политические и личные права и свободы. Это свидетельствовало об иной системе приоритетов, при которой личные права отодвигались как второстепенные.

    Различие между понятиями "право" и "свобода" в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства.

    Вместе с тем понятие "свобода" в большей мере увязано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания).

    Понятие "право" в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур.

    Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

    Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, другие - не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого. Обязанности может порождать членство лица в местном сообществе или в различного рода объединениях (политических, экономических, по интересам и т.д.). Широкий круг обязанностей формируется в связи с обладанием лицом определенным статусом - рабочего, служащего, учащегося, собственника имущества, обвиняемого, свидетеля и т.п.

    Обязанности фиксируются в различных формах, в том числе неправовых. Так, обязанности членов различных общественных объединений определяются в их уставах; многие обязанности закрепляются правилами внутреннего распорядка (в вузах, учреждениях и т.п.). Значительная их часть устанавливается правовыми нормами, причем всех без исключения отраслей права - в сфере отношений, составляющих предмет отрасли.

    Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет здесь двоякую роль.

    Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений - обязанности лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-правовых статусов.

    Вместе с тем конституционное право выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина и специфическую роль. Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые: 1) имеют всеобщий характер, 2) не зависят от конкретного правового статуса лица, 3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.

    К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие - только на гражданина Российской Федерации.

    В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования - ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Ведь сущность гражданства, как отмечалось выше, состоит в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства.

    Соблюдение основных обязанностей обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия. Ответственность за их несоблюдение зависит от характера нарушения, сферы отношений, к которым оно принадлежит. Текущее законодательство предусматривает дифференцированную систему мер ответственности. За наиболее тяжкие нарушения обязанностей гражданами в предусмотренных законом случаях к ним могут применяться меры уголовной ответственности, влекущие ограничения возможности использовать в полной мере и конституционные права и свободы.

    Таким образом, основные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

    Баглай:

    Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это сердцевина конституционного строя.

    Конституционные права и свободы - это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные, или фундаментальные. Почти все демократические конституции при самом полном перечислении прав и свобод в заключение признают, что

    перечень не является исчерпывающим, т. е. что за человеком и гражданином остаются и другие права и свободы. В Конституции РФ (ч. 1 ст. 55) по этому поводу говорится:Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других обще-

    признанных прав и свобод человека и гражданин≫. Ясно, что если бы эти другие, да еще общепризнанные, права и свободы были законодателю известны, то они должны были бы попасть в перечень конституционных. А раз этого нет, то данную формулировку можно толковать только как признание неисчерпаемости свободы и как уважение многогранных прав и свобод, которые при всей их важности не относятся к категории основных. Такие

    права и свободы неконституционного уровня закрепляются всеми отраслями национальной системы права.

    Следовательно, под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.

    Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина). Он вправе не просить, а требовать защиты прав, которые государство признало естественными и неотъемлемыми.

    Правоотношения по поводу основных прав и свобод отличаются от правоотношений по поводу других прав особым механизмом защиты и силой прямого действия конституции.

    В то же время конституция связывает основные права и свободы с обязанностями человека и гражданина. Совокупность основных прав, свобод и обязанностей образует конституционно-правовой статус человека и гражданина. Этот статус и есть мера

    свободы, т. е. сочетание возможного и должного в поведении каждого человека. Этот правовой статус является основой общей правоспособности человека, т. е. открывает ему возможность для любых законных действий.

    Понимание отношений человека и государства как правоотношений не означает тотальной зарегламентированноти. Для человека смысл этих правоотношений состоит в получении защиты своих прав (при необходимости), а для государства - в обязанности оказать эту защиту. Одновременно человек и государство выясняют отношения по поводу конституционных обязанностей человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка и в законных формах требует (а порой принуждает)соблюдать эти обязанности. Но за пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав человек остается свободным. Характерно, что миллионы сознательных

    людей в демократических государствах за всю свою жизнь не имеют ни одного столкновения с властью.

    Конституционные права и свободы обладают специфическим набором средств и методов своей защиты. К их числу относятся:

    Конституционно-судебный механизм (конституционные суды);

    Судебная защита (суды общей юрисдикции и арбитражные суды);

    Административные действия органов исполнительной власти;

    Законная самозащита человеком своих прав;

    Международно-правовой механизм.

    В ряде стран этот механизм носит более разветвленный характер, будучи дополнен административной юстицией (административные суды, квазисудебные органы для рассмотрения споров между человеком и правительственными органами), а также трудовой юстицией (для рассмотрения трудовых споров, в том числе и между работниками и государством). Однако в Российской Федерации эти формы правозащитной деятельности государства пока не получили развития, административные споры рассматриваются судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

    Права и свободы традиционно делятся в науке на три группы: 1) личные; 2) политические; 3) экономические, социальные и культурные. Эта классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, но в изложении заметна сгруппированность прав по указанным основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.

    Личные права и свободы включают: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, судебную защиту своих прав, юридическую защиту, процессуальные гарантии в случае

    привлечения к суду и др.

    Политические права и свободы включают: право на объединение, проведение собраний, митингов и демонстраций, участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и др.

    К числу экономических, социальных и культурных прав и свобод относятся: свобода предпринимательства, свобода творчества, право частной собственности, право на труд, отдых, забастовку, охрану семьи, социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья, образование, участие в культурной жизни и др.

    Cтраница 1


    Совокупность прав, обязанностей и ответственности работников, определяющая их трудовые функции и границы компетенции, составляет должность. Она закрепляется за работниками и делает их должностными лицами.  

    Приобретаемая туристом совокупность прав, как правило, оформляется в виде путевки. В связи с этим оборот от реализации продукции у туристической фирмы отражается в момент продажи путевки, а не тогда, когда турист совершит поездку по данной путевке.  

    ЧАСТНОЕ ПРАВО - совокупность прав, распространяющих свое действие на частных лиц, граждан, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. К частному относится и торговое право. Частное право регулирует отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу частных собственников и объединений частных лиц в их имущественной деятельности и в личных отношениях. Основу частного права составляет гражданское право.  

    БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА - совокупность прав и обязанностей (полномочий) государства и всех, входящих в него территориальных образований в области бюджетной деятельности; осуществляются соответствующими представительными и исполнительными органами власти. Применительно к РФ Б.п. подразделяются на бюджетные права РФ, бюджетные права субъектов РФ и Б.п. муниципальных образовании.  

    ЧАСТНОЕ ПРАВО - совокупность прав, распространяющих свое действие на частных лиц, граждан, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные личные отношения граждан, семейные отношения. К частному относится и торговое право. Частное право регулирует отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу частных собственников и объединений частных лиц в их имущественной деятельности и в личных отношениях. Основу частного права составляет гражданское право.  

    Оперативно-хозяйственная самостоятельность находит выражение в совокупности прав по самостоятельному решению широкого круга вопросов экономического стимулирования, маневрирования ресурсами и в закреплении за предприятием основных и оборотных средств.  

    Инвентарным объектом нематериальных активов считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо использовании для управленческих нужд организации.  

    Гражданин - это лицо, наделенное совокупностью прав и обязанностей: на земельный участок, на участие в общественной жизни страны, военной службы, участие в торжествах и празднествах - это патриот своей страны. Демократия осуществлялась через систему государственных органов: законодательная власть - экклессия (народное со-и Буле (Совет 500), исполнительная - магистратуры, судебная - Гелиэя I и снова экклессия.  

    Административная организация опирается на должностную иерархию (совокупность прав и обязанностей работников) и на структуру власти.  

    Иными словами, иностранные авторы наделяются той же совокупностью прав, что и авторы, являющиеся гражданами данного государства. Поэтому, например, российские авторы на территории других государств могут пользоваться и такими правами, которых они не имеют на территории России.  

    Крылова, Ценная бумага - вещь, документа или совокупность прав.  

    Крылова, Ценная бумаага - вещь, окумент или совокупность прав.  

    Достоинство данной формулировки - универсальность, позволяющая охватить всю совокупность прав, которые в принципе могут быть отнесены к ИС, а основной недостаток - аморфность, затрудняющая практическое использование. Поэтому костяк совокупности прав, которые в принципе могут быть отнесены к интеллектуальной собственности, составляют исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.  

    Обращающиеся на рынке ценных бумаг финансовые ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет (как в макроэкономике, так и на рын е ценных бумаг) системообразующую функцию, которая будет непрерывно изменяться в связи с меняющимися экономическими условиями.  

    Оно всегда отличается от правового статуса, в частности оно меньше по объему. Конституционный статус также может быть реализован человеком не в полной мере (в жизни именно так часто и случается).

    Конституционный статус личности определяется нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу: Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием, и согласно ст. 135 Конституции может быть изменен либо Конституционным Собранием (2/3 голосов), либо путем всенародного голосования.

    Конституционный статуе личности в демократическом государстве основывается на следующих принципах:

    1) человек, его права и свободы - высшая ценность;

    2) все граждане имеют права и свободы от рождения;

    3) граждане имеют равные права;

    4) основные права и свободы граждан не отчуждаемы;

    5) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;

    6) основные права и свободы гарантированы государством.

    Структура конституционного статуса личности. В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:

    конституционные права - это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на обращение в государственные органы и др.)- Так, осуществить свое право на жилище без участия других субъектов права человек не может. Но кто же должен в отношении него исполнить обязанность, чтобы у него появилось право на жилище? Здесь возможны два варианта.

    Первый: если лицо (и его семья) относится к категории малообеспеченных, то необходимую ему (и его семье) жилую площадь он может получить, если жилищный отдел администрации соответствующего округа (города, района) выполнит свою обязанность и предоставит ему квартиру.



    Второй: если лицо (и его семья) не относится к категории малообеспеченных, то при наличии у него необходимых денежных средств он приобретет жилую площадь, если строительная организация (или собственник жилья), с которой будет заключен договор купли-продажи квартиры, исполнит обязанность по предоставлению жилья нужного размера и качества;

    конституционные свободы - это такие правомочия индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и другими субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероисповедания и т. п.). Реализация индивидом свобод, ему при­надлежащих, предполагает лишь невмешательство со стороны других. Так, каждый может высказать свой взгляд на проводимую Президентом и Правительством политику, причем публично, в форме, не оскорбляющей чьи-либо честь и достоинство. Воспрепятствовать этому нельзя; при желании можно даже помочь, как, например, сделало Московское правительство, установив небольшое возвышение (трибуну) в начале пешеходной улицы Старый Арбат для желающих публично высказаться;

    Конституционные обязанности - это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество). Обязанность в принципе не предлагает возможность выбора, но, однако, границы выбора, хотя и узкие, все же есть. Так, если гражданин не хочет платить большие налоги, он может выбрать работу с меньшим заработком. Он вообще может не работать. Если мужчина не хочет служить в армии и его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, то он может быть занят на альтернативной гражданской службе.

    Отличие конституционных прав, свобод от обязанностей носит принципиальный характер: за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции, нежелание же использовать принадлежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону.

    Гарантии конституционного статуса личности. Гарантии - это те условия и средства, с помощью которых обеспечиваются реализация и защита основных прав и свобод граждан.

    Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается, согласно ст. 45, на государство и всю систему государственных органов. Этот общий принцип детализируется в других статьях Конституции. Так, ст. 80 закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляет их гарантии посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Фе­дерации. В этом же направлении должны работать Правительство, органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Сам человек, наконец, вправе защищать свои права и обязанности всеми способами, не запрещенными законом, вплоть до обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека {Европейскую комиссию и Европейский суд по правам человека в Страсбурге), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46). Особая роль в деле защиты прав и свобод личности принадлежит правоохранительным органам и прежде всего судебным органам.

    Различают социально-экономические, политические и юридические гарантии. Первые две разновидности гарантий еще называют общими гарантиями.

    1. Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу относятся социальная стабильность, развивающаяся экономика, обеспечение занятости людей, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов, создание разветв­ленных транспортных, информационных систем и т. п.

    2. Политические гарантии будут налицо, когда граждане смогут в той или иной мере участвовать в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и будут способны содействовать достижению гражданского согласия, когда в обществе будет достигнут необходимый уровень политической культуры.

    3. Юридические гарантии - это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина (каче­ственное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав, применение мер юридической ответственности при жестком соблюдении процессуальных норм и др.).

    В Конституции Российской Федерации конституционному статусу целиком посвящена вторая глава, которая состоит из 48 статей. Расположены они в определенной системе, отражающей специфику характера прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются (рис. 3.2). На первое место выдвинуты личные, или гражданские, права и свободы. Для того чтобы человек активно и плодотворно проявил себя в экономической или политической сфере, прежде всего ему необходимо найти себя как личность, осознать свое достоинство, самостоятельность и ответственность за то, что он является одним из участников общественной жизни. На втором месте стоят права политические. Именно они отражают положение человека в обществе и показывают, что он является отнюдь не винтиком в общественном механизме, а полноправным субъектом, участвующим в управлении делами государства. Экономические права занимают третье место и касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых. Выделяются также социальные права граждан, позволяющие человеку проявить себя не только участником экономических отношений, но и полноправным субъектом во всем многообразии социальных связей и потребностей (например, право на материнство и детство). И, наконец, можно особо выделить культурные права граждан, позволяющие человеку осознать себя частицей не толь­ко прошлого (право на доступ к культурным ценностям), но и будущего (свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества).

    1 . Личные (гражданские) права и свободы. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности. Связаны эти права с его индивидуальной, частной жизнью. Остановимся на рассмотрении наиболее важных из них.

    Право на жизнь (ст. 20). В Конституции 1993 г. оно было закреплено впервые. Что значит право на жизнь? Вероятно, оно означает не просто физическое бытие или прозябание человека на земле, а право вести полнокровную, отвечающую современным стандартам жизнь. И государство обязано создавать для этого соответствующие условия, как-то: обеспечить четкую работу государственных и общественных структур, которые бы позволили удовлетворять необходимые потребности личности, проводить мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды обитания, осуществлять политику, направленную на отказ от войн, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленно бороться с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия. Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: диспансеризация, т. е. профилактический осмотр и своевременное выявление болезней, надлежащее медицинское обслуживание, служба «Скорой помощи», борьба с алкоголизмом и наркоманией и т. д.

    В Конституции оговаривается вопрос о смертной казни. Это действительно очень сложная проблема. В самом деле, не государство дает человеку жизнь, оно и не вправе ее отнимать. Кроме того, одной из целей любого наказания должно быть перевоспитание осужденного. В случае применения смертной казни перевоспитание оказывается невозможным и цель не достигается. Все же смертная казнь легализуется Конституцией, но возможности ее применения резко сужаются:

    а) она сохраняется временно;

    б) может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры наказания;

    в) назначается только за особо тяжкие преступления против жизни;

    г) связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

    Право на охрану государством достоинства личности (ст. 21). Достоинство, отмечал И. Кант, - это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице. Достоинство может быть нравственным, интеллектуальным и др. Для признания факта умаления достоинства и защиты его государством необходимо прежде всего не только установить то, что человек осознавал принадлежность ему каких-либо нравственных, интеллектуальных качеств (субъективная сторона), но и оценить, проявлялись ли эти качества в его деятельности (объективная сторона достоинства). Если вор возмущается тем, что его назвали негодяем и подонком, то вряд ли он получит защиту. Уважение к личности, ее достоинство должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов граждан, но и этику поведения работников государст­венных органов при общении с людьми, особое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях. И, уж конечно, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам.

    Право на неприкосновенность личности (ст. 22). Человек вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь при этом никаким ограничениям. Лицо имеет право как на физическую, так и на духовную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Основания и порядок ареста предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, которое, кроме того, содержит раз­вернутую систему гарантий от необоснованного ареста.

    Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Каждый человек имеет право знать, какая информация о нем и его жизни имеется в органах государства, и контролировать эту информацию. Для сбора информации о частной жизни лица, как правило, необходимо его согласие, так как возможны злоупотребления владением данной информацией. Это правило распространяется на всех. Каждый человек также вправе самостоятельно выбирать себе круг знакомых, определять характер и меру общения с ними, в том числе и в интимных отношениях. Если должностные лица государственных органов и других организаций, где обычно аккумулируются сведения о частной жизни людей (нотариусы, работники органов загса, врачи и др.), располагают определенными сведениями, они должны хранить тайну. Граждане имеют также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. На учреждения возлагается обязанность хранить эту тайну. Ограничение этого права допускается только по решению суда. Для зашиты доброго имени установлен судебный порядок. Суд может потребовать устранить нарушения и возместить убытки и моральный вред.

    Право на неприкосновенность жилища (ст. 25). Под жилищем понимается не только место жительства, но и место пребывания {гостиница, дом отдыха, больница и т. п.). К жилищу не принадлежат надворные постройки, гаражи, погреба и другие помещения, не используемые для проживания людей. Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан, поскольку каждый человек имеет право на уединение в занимаемом им и его близкими помещении. Кроме того, там могут находиться личные бумаги, вещи и т. д., что может быть связано с оглаской частной жизни человека. Лицо, полагающее, что должностные лица, или государственные органы, или юридические лица, или граждане нарушили его право на неприкосновенность жилища, вправе обжаловать их действия. При этом пострадавший может требовать возмещения ущерба, причиненного этими незаконными действиями.

    Существуют законодательно установленные ограничения этого права. Так, допускается проникновение в помещение без согласия его владельца:

    а) если имеется санкция прокурора или постановление суда о разрешении провести соответствующее оперативно-следственное действие;

    б) налоговой полиции, если помещение используется для предпринимательской деятельности;

    в) работникам милиции, при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступле­ние или имеет место несчастный случай;

    г) судебному приставу для наложения ареста на имущество или для выселения проживающих в помещении в силу судебного решения.

    Нарушение данного права квалифицируется как преступление (ст. 136 УК РФ).

    Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27). Свобода касается как возможности передвижения лица внутри страны, так и его права покидать свою страну и возвращаться в нее. Прибыв на новое место жительства, гражданин в течение 7 дней должен зарегистрироваться в милиции, предъявив паспорт и документ, являющийся основанием для вселения (ордер, договор и т. п.). Выезд за рубеж осуществляется по заграничным паспортам. Ограничения на его выдачу установлены законом, и, в частности, отказ может быть получен по причине владения человеком сведениями, составляющими государственную тайну.

    Свобода совести, вероисповедания (ст. 28). Каждый человек может свободно действовать в соответствии со своими убеждениями. Лицо вправе вступать в существующие религиозные объединения, принимать или не принимать веру, осуществлять культовые обряды, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В официальных анкетах запрещено фиксировать наличие или отсутствие религиозных убеждений. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.

    Свобода мысли и слова (ст. 29). Статья провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу - свободу идей, мнений, убеждений. Мысли человека, его убеждения, мнения относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто вторгаться не может. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Инакомыслие, т. е. мысли и мнения, идущие вразрез с господствующей идеологией, у нас теперь не наказывается, да, впрочем, пока и не ясно, какая же сейчас идеология является господствующей. Мысль не может быть свободной, если она не сопровождается признанием свободы слова. Она означает беспрепятственное и безусловное право человека делать свои мысли достоянием других. Не только в устной, но и в печатной форме. Цензура запрещена.

    Право на информацию (ст. 29). Это статья предполагает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, в частности если информация не составляет государственную тайну. Ранее эта норма не была обеспечена механизмом реализации. Сейчас дей­ствует Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию», но проблема с реализацией данного права не снята. Порой даже журналисты, специалисты в области получения и распространения информации, не могут воспользоваться этим правом.

    2. Политические права и свободы. В отличие от личных прав, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, политические права связаны с наличием гражданства, т. е. ус­тойчивой политико-правовой связью человека с государством, в частности Российской Федерацией. Они в принципе неотчуждаемы (правда, имеются исключения) и естественны, так же как естественно право народа в демократическом обществе, а следовательно, каждого гражданина, быть источником государственной власти. Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и самоуправ­ления и участвовать в их деятельности. Наиболее важными из них являются следующие.

    Право на участие в управлении делами государства (ст. 32). Данное право может осуществляться в различных формах: непосредственно и через представителей. В этой же статье перечислен ряд дополнительных прав, конкретизирующих рассматриваемое право, носящее общий характер. К ним относятся: право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти и право быть избранным в эти органы, право участвовать в референдуме. Право избирать представляет собой гарантированную государством возможность принимать участие в решении вопросов формирования государственных органов, обязательных для государства, должностных лиц и граждан. Отдавая свое предпочтение программе той или иной партии, независимому ли кандидату, избиратели определяют направленность законодательства и конкретной деятельности высших должностных лиц. Право быть избранным означает возможность осуществлять деятельность в составе органов государственной власти. Как правило, его осуществление связано с признанием избирателями определенных профессиональных и моральных достоинств кандидата. Каждый гражданин, указано в Конституции, имеет равный доступ к государственной службе без каких-либо ограничений. Значение имеют лишь способности и профессиональная подготовка. Граждане имеют право участвовать и в отправлении правосудия (быть судьей или присяжным заседателем). И наконец, конституционно закреплено право граждан обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления, а также направлять туда индивидуальные и коллективные обращения.

    Право на объединение (ст. 30). Речь идет о создании и участии в профсоюзах, политических партиях и других общественных организациях. Это право дает гражданам возможность объединять усилия для организованной общественной деятельности. Общественные объединения позволяют выразить интересы общественных слоев и довести их до сведения органов власти, а также дают возможность удовлетворить различные потребности. Вступление в общественное объединение - дело добровольное. Но вступив в него, гражданин приобретает все права и несет все обязанности, предусмотренные в уставе этого объединения. Можно быть участником нескольких объединений. Общественные объединения обеспечивают гражданину возможность участвовать в выработке решений органов власти, они могут выступать с инициативами, защищать интересы своих членов. Конечно, наиболее значимой формой влияния общественных объединений является их участие в избирательных кампаниях.

    Совокупность прав и обязанностей образует правовой статус предпринимателя . Права и обязанности предпринимателей составляют содержание предпринимательских отношений.

    Право реализовывать свои товары и услуги на всей территории России, в любом субъекте Российской Федерации .

    Индивидуальные предприниматели вправе избирать любое место жительства , а учредители коммерческой организации – выбирать любое место нахождения создаваемого ими юридического лица .

    Право самостоятельно и независимо устанавливать цены на свои товары и услуги (за исключением естественных монополий).

    Коммерческие организации вправе осуществлять любые виды деятельности, при этом предмет и цели их деятельности должны быть определены в учредительных документах организации только в предусмотренных законом случаях.

    Право предпринимателей иметь на праве собственности имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности, включая землю, иные природные ресурсы, денежные средства , здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы.

    Свобода конкуренции означает, что каждый предприниматель должен иметь возможность доступа к любому рынку того или иного товара наравне с другими предпринимателями.

    Указанные права не являются абсолютными. Они могут быть ограничены федеральным законом.

    Обязанности предпринимателей.

    Государственная регистрация предпринимателя, получение лицензий, допусков, иных разрешений.

    Вести бухгалтерский учет , финансовую и статистическую отчетность.

    Выполнение требований законодательства и выполнение обязательств по гражданско-правовым сделкам . Соблюдение трудового законодательства, норм и правил природопользования , санитарии, противопожарной безопасности, стандартизации, сертификации и др.

    Уплата налогов , подача налоговых деклараций, иных налоговых отчетов и бухгалтерских балансов, предоставление статистической информации.