Кришнаиты как они есть. Кто такие кришнаиты Развитие в современной России

«Между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница,
как между порошком «Зуко» и соком живого плода».

Начиная с 1971 г. в России активно действует неоязыческая секта «Международное общество сознания Кришны» (МОСК). МОСК было основано в 1966 г. в Нью-Йорке выходцем из Индии незадачливым коммивояжером Абхаем Чараном Де (более известным под почетным наименованием «его божественная милость Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада»). Он начал пропаганду своих теорий среди хиппи, наркоманов и деклассированных элементов, которые и составили первоначальное ядро, а затем и в значительной степени руководящий состав основанной им организации.

МОСК является типичной неорелигиозной псевдовосточной группировкой, по многим параметрам примыкающей к неоязыческому движению New Age («Новая Эра»). Все заявления МОСК о его принадлежности к традиционному индуизму, мягко говоря, преувеличены, так как традиционные индуистские группировки его не признают: членам МОСК даже не позволяется заходить во многие индуистские храмы (в том числе и в тот, где, по легенде, родился Кришна).

Несмотря на все заявления кришнаитов о своем «монотеизме», их движение бесспорно является языческим. Поклоняются они богу, которого они называют Кришной (На санскрите – «черный», «темный» или «темно-синий» – говорящее имя. В мифологии джайнов и буддистов Кришна – фигура отрицательная. У буддистов он – глава черных демонов, врагов Будды.), по их мнению, творцу и первопричине этого мира. «Он поддерживает эти вселенные и в должный срок уничтожает их, причем вся эта деятельность нисколько не влияет на Него» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 1, глава 3, комментарий к тексту 36). «Он один творит, поддерживает и уничтожает материальный мир, и все это не оказывает на Него никакого влияния» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 2, глава 10, текст 24). Некоторые другие боги являются его частичными и неполными аватарами – воплощениями. В частности, они утверждают, что Христос – Бог христиан, – позднейшее и частичное воплощение Кришны. Поэтому, по словам Прабхупады, люди, поклоняющиеся другим богам и игнорирующие сам первоисточник – Кришну, в лучшем случае глупцы, ослы и свиньи, а то и просто демоны.

Движение поклонения Кришне как единому богу начал в Индии в XVI в. проповедник и радикальный реформатор индуизма Чайтанья. Он объявил: освободиться от зла физического мира можно через общение с Кришной. Сам Чайтанья рассматривается кришнаитами как совместное воплощение их бога Кришны и его любимой любовницы Радхи. Кришна решил воплотиться в Радху, чтобы постичь всю силу ее преданности себе, и этим воплощением явился Чайтанья.

Основная цель преданных Кришне, как учит Чайтанья, – любить его, как любили Кришну его бесчисленные любовницы-пастушки. Исторически Кришна – это пастушеский бог, культ которого сложился в скотоводческих районах Индии в первые века христианской эры. По чертам своего характера он более всего напоминал греческого бога Гермеса – проказливого, игривого и жуликоватого пастуха. «Из мошенничеств Я – азартная игра, Я – блеск блестящего, Я – победа, Я – приключение, Я – сила сильного». КОММЕНТАРИЙ: Во вселенной существует множество мошенников разного типа. Из всех видов мошенничества азартная игра стоит выше всех и потому представляет Кришну. Кришна, будучи Всевышним, может быть более вероломным, чем любой простой человек. Если Кришна решит обмануть человека, то никто не сможет превзойти Его в коварстве» («Бхагавад-Гита», глава 10, текст 36, комментарий). «О Господь, никто не может понять Твои трансцендентные игры, которые... способны ввести в заблуждение кого угодно» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 1, глава 8, текст 29).

Часто Кришну изображают в виде синекожего, пухлого, женоподобного юноши (правда, кришнаитам внушают, что красивее его никого нет: «Случайно увидев отражение своего прекрасного тела в драгоценных камнях на полу, Кришна воскликнул: «Мне никогда не доводилось видеть ничего прекраснее!» – «Нектар Преданности»), у него было бесчисленное множество пастушек, с которыми он предавался любовным утехам. И задача преданных – полюбить его точно так же. Тогда они выйдут из колеса сансары (вечных перевоплощений), войдут в небесные чертоги Кришны на планетах Ваикунитхи и будут предаваться с ним вечным любовным утехам в небесных лесах. Как написано в книге «Нектар преданности»: «Развивая в себе супружескую любовь к Кришне, преданный может попасть в Двараку, где станет одной из жен Господа».

Согласно «Бхагавад-Гите», Кришна любит веселье, шутки, шалости и развлечения. У него 16 108 жен, у каждой из которых есть дворец и по 10 детей и, соответственно, бесчисленное количество внуков. Не чужд Кришна и любовным похождениям с чужими женами. В «Бхагавад-Гите» рассказывается, как однажды Кришна напустил на землю шестимесячную ночь и развлекался все это время с сотней женщин, причем их мужья ничего не заметили.

Впрочем, у Кришны есть и другие лики, более соответствующие его природе. Это, например, многорукий, окруженный кобрами беспощадный и кровожадный человеколев Нарасимха, грызущий окровавленные людские тела и навешивающий себе на тело человеческие внутренности. «...Своими ногтями надвое разорвал могучее тело безбожника Хиранйакашипу» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 1, глава 3, текст 18).

Но и это еще не подлинное лицо Кришны. Вот что в «Бхагавад-Гите» говорится о его подлинном лице: «Я вижу в твоем теле много-много рук, чрев, ртов, глаз, простирающихся повсюду без предела... Я вижу как Ты изрыгаешь пламя и сжигаешь всю вселенную своим собственным сиянием... Все планеты и их полубоги ввергнуты в смятение видом Твоей великой формы с ее многими ликами, глазами, руками, бедрами, ногами, чревами и многими устрашающими зубами... Твои зияющие рты... Все люди устремятся в твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нем... Вижу, как Ты поглощаешь людей со всех сторон своими пылающими ртами... Я не могу сохранять равновесие при виде Твоих пламенеющих смертоносных ликов... Наши главные воины устремляются в Твои устрашающие зевы. И я вижу, как головы некоторых, застревая между Твоими зубами, сокрушаются ими» («Бхагавад-Гита как она есть», глава II, тексты 16, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30).

А вот слова Кришны о самом себе: «Я – Яма, Бог смерти... Я – всепожирающая смерть... Я есть время, великий разрушитель миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей» («Бхагавад-Гита как она есть», глава 10, тексты 29, 34; глава 11, текст 32). И наконец главная характеристика: «...смерть – это Сама Верховная Личность Бога» («Шримад-Бхагаватам», песнь 1, часть 2, глава 13, комментарий к тексту 19). Как тут не вспомнить слова Спасителя о диаволе, который был человекоубийцей от начала.

По учению МОСК, спасение происходит за счет посвящения всей своей жизни Кришне, соблюдения ежедневного жесткого расписания и строгих диетарных предписаний (вегетарианство и отказ от ряда растительных продуктов), повторения не менее 1728 раз в день мантры, поклонения идолам и посвящения им всей принимаемой пищи и доведения себя во время богослужений до экстаза с эротическим подтекстом и беспамятства. Для того, чтобы способствовать «выхождению из тела», практикуются тимпаны, бубны, барабаны и совместные экстатические танцы под пение мантры. Цель всего этого – заставить человека перестать ощущать собственное тело, заставить его поверить, что он выходит в астрал и сливается в экстазе с Кришной. После этого он объявляется реализованной душой. Признаками экстатической любви к Кришне, в частности, называются следующие явления: катание по земле, громкие крики, зевота, слюноотделение, бешеный хохот, тяжелое дыхание, отрыжка и др. Прабхупада также описал последовательные ступени впадения человека в экстатическое состояние.

Все эти симптомы являются классическими признаками одержимости человека нечистыми духами (бесами). Понятно, как эти «явления» действуют на человеческий разум.

Прабхупада перечисляет 64 служения Кришне, главное из которых – это сохранять верность гуру, подчиняться которому следует беспрекословно, и служить ему нужно так, как будто он и есть сам Кришна. В МОСК роль гуру подчеркивается и возносится на необычайную высоту.

Вот что пишет по этому поводу один из главных лидеров современного кришнаизма Харикеша Свами (Российские кришнаиты пишут о нем так: «Мы хотим прославить нашего дорогого духовного учителя, необычайно великодушного посланника Господа Кришны, за его возвышенные качества и удивительные деяния» (Прабхупада-сумедхасам, выпуск первый, стр. 1)). «Наставления гуру в точности, на все сто процентов, соответствуют наставлениям Кришны... Предаться гуру и предаться Кришне – это одно и то же... Духовный учитель является воплощением энергии Кришны... Мы должны отдавать духовному учителю все, что у нас есть и быть при этом очень смиренными... Духовный учитель вынужден брать палку и бить этого тупоголового ученика... Духовный учитель связывает нас с Кришной, и если мы разрываем связь с духовным учителем, то теряем и связь с Кришной» («Прабхупада-сумедхасам», выпуск первый, с. 19, 35, 36, 40). «Прославлять преданных Господа – это все равно что прославлять Самого Господа. В каком-то смысле прославлять преданного даже важнее... Ученик должен хотеть только одного – удовлетворить духовного учителя», – вторят Харикеше его ученики (Там же, с. 1, 15).

Само существование гуруизма – то есть, по существу, божественной непререкаемой власти, исходящей от обыкновенного грешного человека, развращает душу как «учителя», так и его подчиненных и приводит их к страшным падениям. В случае с МОСК мы имеем дело именно с этим феноменом, когда вчерашние бомжи и неудачники, озлобленные на выпихнувший их на обочину мир, вдруг получили в свое распоряжение абсолютную, ничем не ограниченную власть над жизнями и судьбами тысяч людей.

История МОСК показала, что эта секта является чрезвычайно жесткой деструктивной организацией с тотальной системой подчинения, пользующейся методами подавления личности и контролирования сознания. На Западе секта снискала себе скандальную известность незаконной уголовной деятельностью, начиная от вымогательства и подлога – и до торговли наркотиками и оружием; весьма высокопоставленные кришнаиты обвинялись в убийствах. Некоторые лидеры МОСК были убиты, в том числе и в ходе внутрисектантских «разборок», другие были приговорены к различным срокам тюремного заключения. И конечно, по большому счету, за все эти преступления несет моральную ответственность основавший секту патологический гордец и честолюбец, возвысивший и сделавший неограниченными властителями абсолютно непригодных для этого людей.

Притчей во языцех в западных странах стали широко практикуемые кришнаитами «400 сравнительно честных способов отнятия денег у населения».

В нашей стране кришнаиты не слишком отличаются от своих западных единоверцев и руководителей: немного найдется россиян, которые ни разу не столкнулись с их навязчивой торговлей и агрессивным попрошайничеством на улицах наших городов (Любой посетитель Московского центра «Общества сознания Кришны» невооруженным глазом заметит признаки наличия у Общества громадных средств. Естественно возникает вопрос: откуда столь «бедная и немногочисленная» религиозная организация (как аттестуют себя сами кришнаиты) берет средства на строительство, на 24-часовое радиовещание, на дорогую оргтехнику, на широкую издательскую деятельность и т.д. Уж не связано ли это с настойчивым желанием кришнаитов присутствовать в так называемых горячих точках с их громадным, никем не учтенным товарооборотом (имеются в виду весьма специфические товары) и финансовыми потоками?). Все столь широко рекламируемые «благотворительные» акции «Общества сознания Кришны» (ОСК) сводятся в конечном счете к раздаче идоложертвенной пищи. Более того, по показаниям ряда свидетелей, кришнаиты обходят московские рынки и посвящают Кришне все выставленные там на продажу продукты. Вспомним, что именно этим занимался император Юлиан-Отступник, чтобы заставить христиан вкусить по неведению идоложертвенного и таким образом оскверниться.

Кришнаиты любят бахвалиться тем, что они успели «пострадать за веру» при советской власти. Однако история их появления в СССР полна загадок. Каким образом такой скандально известный иностранный религиозный деятель, как Свами Прабхупада смог не только получить визу в закрытый на все замки Советский Союз, но и, несмотря на свою экзотическую внешность, ходить по улицам, общаться с людьми, обратить нескольких человек – и все это вне контроля спецслужб? Каким образом через несколько лет после этого группа иностранных кришнаитов сумела получить приглашение на Московскую книжную ярмарку и целый стенд для выставки продукции своего издательства «Бхактиведанта Бук Траст»? И это в годы, когда провоз даже одной Библии через границу был чреват очень серьезными проблемами!

К сожалению, ответы на эти вопросы надолго закрыты в архивах КГБ.

Секта, обладающая громадными материальными ресурсами, предпринимает экстраординарные усилия (24-часовое радиовещание, громко рекламируемые «гуманитарные» миссии, активная кампания в СМИ и т.д.) для улучшения своего имиджа в массовом сознании. А это призвано способствовать повсеместному распространению сектантского учения в нашей стране («Нас в России не менее 30 тысяч, – пишет президент «Центра обществ сознания Кришны в России» Вайдьянанда (Вадим Тунеев). – В одной Москве у нас тысячи приверженцев благодаря нашей активной проповеднической деятельности на радио» (Hare Krishna World. Vol. 6, № 3).) и, в конечном итоге, установлению в ней «идеального ведического» режима с тотальным брахманическим контролем и казнями несогласных. ОСК активно сотрудничает с такими «правозащитными» организациями, как контролируемая адвентистами «Международная ассоциация религиозной свободы» (РПЦ вышла из нее два года назад), якунинский «Комитет защиты свободы совести», и занимается политическим лоббированием.

В последние годы руководство МОСК, в попытке создать совершенно новый образ своей секты, пошло на целый ряд сенсационных признаний, заявив, что в прошлом у них было много ошибок, но теперь, дескать, они уже исправились: теперь они уже более не культ, а легитимная религия, вносящая свой вклад в демократическое развитие современного плюралистического общества. Значит, и относиться к ним нужно соответственно. Кришнаиты постоянно взывают к общественной совести, ссылаясь на свободу религии и другие права человека и утверждая, что в России их преследуют за религиозные убеждения.

При этом МОСК поддерживает тесные контакты с другими известными деструктивными сектами, такими, как «Церковь объединения» Муна, «Сайентологическая церковь» Хаббарда, секта «Семья» и др., а также с неоязыческим движением в России. Например, российское ОСК является одним из учредителей так наз. «Всемирного русского собора», лидеры которого занимают откровенно антихристианские, антиправославные и антисемитские позиции, заявляя о том, что принятие Православия (в их терминологии – «жидо-масоно-христианства») извратило российский путь развития и что наша страна должна вернуться к «многотысячелетней ведической традиции» – то есть к откровенному язычеству.

Вместе с тем ОСК отдает себе отчет в том, что контакты лишь с маргинальными группировками недостаточны. Секта стремится к «официальному признанию» в качестве легитимной исторической всемирной религии, традиционной в том числе и для России. Но для подлинного укоренения в России (и ОСК прекрасно отдает себе в этом отчет) секте необходимо заручиться признанием Русской Православной Церкви. Именно поэтому в последнее время российское ОСК предпринимает чрезвычайные усилия для того, чтобы заставить РПЦ признать его в качестве равноправного партнера для межрелигиозного диалога и вступить с ним в официальные отношения. Необходимым условием для этого ОСК видит изменение определения Архиерейского Собора РПЦ (декабрь, 1994 г.) «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», в котором говорится, что люди, принадлежащие к подобным организациям (к которым отнесено и ОСК), сами отлучили себя от Церкви Христовой.

В своих многочисленных письмах в различные церковные структуры ОСК требует отменить определения Архиерейского Собора РПЦ и признать кришнаизм в качестве древней религии, с которой РПЦ вступила бы в официальный диалог. ОСК использует все средства, чтобы завязать переговоры с различными церковными структурами, в том числе и синодальными учреждениями, надеясь таким образом завоевать себе сторонников, которые представляли бы его интересы в РПЦ и стали бы его «агентами влияния». Нужно сказать, что все эти попытки были совершенно бесплодными. ОСК не было принято ни в одной из официальных структур РПЦ, ни один из ее официальных представителей не вступал с ним в диалог. Думается, нет нужды говорить, что диалог с «Обществом сознания Кришны» сыграл бы на руку не только ОСК, но и всем антиправославным, антихристианским и деструктивным движениям в нашей стране.

Свою организацию сторонники этой конфессии чаще называют Международным обществом Сознания Кришны (МОСК), свою религию - Движением Сознания Кришны (ДСК), а себя - вайшнавами. Но термины “кришнаизм” и “кришнаиты” они тоже считают правильными. Слово “вайшнав” в их собственном толковании имеет следующие значения: “преданный слуга Всевышнего Господа” и “принадлежащий Вишну” (Вишну, по учению кришнаитов -аватара Кришны и вместе с тем другое имя Кришны).

В ходе изложения главы я буду ссылаться на текст книги, которую вайшнавы считают одной из наиболее авторитетных. Она называется “Бхагавадгита как она есть” (БКОЕ). В книгу включён священный текст, называемый “Бхагавадгитой”, и комментарии к этому тексту. Автором “Бхагавадгиты” считается сам Бог, а автором комментариев Свами Прабхупада. На русском языке книга издана в 1986 г. издательством “Бхактиведанта Бук Траст”. Исторические сведения. Первая община вайшнавов возникла в Нью-Йорке в 1966 г. Возникновение первой общины является вместе с тем и временем возникновения религии, которую представляла данная община.

Иногда пишут, что кришнаизм имеет тысячелетнюю историю, имея в виду, что в вероучении кришнаитов упоминаются боги, о которых речь шла ещё в “Ведах”. А история “Вед” восходит аж к XI в. до н.э. Однако на “Веды” опирались разные религии: прежде всего, ведическая религия, затем брахманизм, затем - индуизм. Ни одну из этих религий нельзя отождествлять с кришнаизмом. Истина, на мой взгляд, состоит в том, что индуизм явился основным идейным источником кришнаизма. Однако индуизм и кришнаизм - это принципиально разные религии: индуизм ориентируется только на индусов и признает существование многих богов, кришнаизм зовёт в свои ряды людей всех национальностей и признаёт существование только одного Бога.

В некоторых книгах и в особенности в работах, написанных кришнаитскими авторами, утверждается точки зрения, согласно которой историю кришнаизма надо отсчитывать от времени проповеди идеи существования единственного Бога по имени Кришна религиозным мыслителем Чайтанья, жившем в XV - XVI веках. Несомненно, что философия Чайтаньи тоже стала идейным истоком кришнаизма. Однако в литературе нет данных, что его проповедь уже в XVI веке привела к появлению такого массового движения, которое можно было бы назвать религией.

Основателем новой религии, по моему убеждению, был индус, которого звали Абхай Чаран Де. Впоследствии его последователи дали ему второе имя: Свами Прабхупада (в переводе с санскрита - “Тот, кто является опорой Господа”). Свами Прабхупада родился в 1896 г., умер в 1977-м. Когда он основал в Нью-Йорке первую кришнаитскую общину, ему было 70 лет. Вайшнавы всего мира почитают Свами Прабхупаду как великого учителя. Во всех кришнаитских храмах есть изображение Свами Прабхупады: или скульптурное, или рисованное, или оба вместе.

Термин “вайшнавизм” образован от слова “вайшнавы” (санскр. “принадлежащие Вишну”). В данной главе речь пойдёт о бенгальском вайшнавизме, т. е. о том направлении вайшнавизма, последователи которого признают Кришну верховной ипостасью Бога, а Вишну отводят второстепенную роль и считают одним из воплощений Кришны. Поэтому бенгальских вайшнавов называют также кришнаитами.

Основоположником бенгальского вайшнавизма был величайший индийский религиозный проповедник и реформатор Шри Чайтаанья (1486-1533).

Организация. Общины вайшнавов имеются более чем в 200 странах мира. Все общины вайшнавов, существующие в мире, объединены в единую организацию, которая, как мы уже сказали выше, называется “Международным Обществом Сознания Кришны” (МОСК). Смысл названия в том, что все члены этого международного общества должны стремиться постоянно находиться в сознании Кришны, то есть заниматься той деятельностью, которую требует от них Кришна.

Во главе МОСК стоит Руководящий Совет (РС), состоящий из 45 человек, представителей разных стран. Все 45 человек собираются вместе один раз в год в марте месяце. А в остальное время члены РС общаются между собой по электронной почте. В резиденции РС находятся только члены Исполнительного Комитета РС. А резиденция находится в Индии, в Западной Бенгалии, в местечке Маяпуре (оно расположено на одном из островов реки Ганг).

Вероучение кришнаизма. Структура. Ознакомимся далее с вероучением кришнаизма. В вероучении этой религии можно выделить шесть основных положений. Это религиозные учения: 1/ о сверхъестественных существах, 2/ о душе, 3/ о загробной жизни, 4/ о священных книгах, 5/ о молитвах, 6/ о пищевых запретах.

Учение о сверхъестественных существах. (1. Бог). По вероучению кришнаизма, в мире существуют четыре группы сверхъестественных существ: Бог, олицетворённые шакти, полубоги и демоны.

Кришнаизм - это монотеизм. Признается существование в мире только одного Бога. У Него много имён. Главное имя - Кришна. Сами кришнаиты переводят слово “Кришна” как “Всепривлекающий”. Но в научной литературе существует и другой перевод: “Чёрный”, “Тёмный”, “Тёмно-синий”. Кришна вечен и не сотворим. Он обладает тремя видами шакти (энергии): внутренней, внешней и пограничной. Кришна - причина всех причин. Он, пребывая в аватаре Вишну, сотворил полубога Брахму. Брахма по повелению Кришны-Вишну сотворил остальных полубогов и вообще весь остальной мир. По вероучению кришнаизма, Брахма - это вторичный творец, это сотворённый творец. Через определённое время по повелению Кришны мир разрушает полубог Шива. Материальный мир исчезает. Кришна-Вишну погружается в мистический сон. А все полубоги и вообще все живые существа во время этого сна таинственным образом покоятся в теле Кришны-Вишну. По окончании мистического сна мир творится снова: сначала Кришна-Вишну творит Брахму, затем Брахма творит всё остальное. Живые существа получают свои материальные тела.

“Существование мира носит циклический характер, творение и уничтожение происходят через огромные, но равные временные промежутки. В периоды между проявленными фазами (т.е. между периодами существования мира, - авт.) существует только прадхана (мистическое состояние материи в виде непроявленной энергии внутри Кришны-Вишну, - авт.), а живые существа покоятся во сне в теле Вишну.”

Кришна приходил на землю под своим основным именем. Он родился от женщины по имени Деваки в 30 в. до.н.э. В этой земной жизни Кришна родился царевичем, был пастухом, затем был возничим у воина Арджуны.

“...Кришна появился на земле в образе сына Деваки. ...Одновременно с этим он оставался вечной, изначальной Верховной божественной личностью.”

Учение о сверхъестественных существах. (2. Олицетворённые шакти). Внутренняя энергия Кришны (антаранга-шакти) может олицетворяться в божественной сущности женского рода. Главным олицетворением является Радха, вечная супруга Кришны. Скульптурные изображения Радхи имеются во всех кришнаитских храмах. Олицетворений шакти много. Все жёны Кришны в его аватарах (Рукмини, Сита и др.) являются олицетворением шакти. По отношению к Радхе эти вторичные шакти нельзя называть аватарами, ибо понятие “аватара” относится только к Кришне. Жёны Кришны в его аватарах - это не аватары Радхи, а её проявления, манифестации.

“Шакти есть одновременно и способность Кришны, оставаясь неизменным, трансформировать Себя в разнообразные формы наличного бытия, и сама эта наличность. В отличие от аватар, которые при всём их многообразии есть не что иное как Сам Кришна, как бы надевающий на Себя разные личины, шакти являются сущностями иного порядка, имеющими своё основание в Кришне, неразрывно связанными с Ним, но отличными от него и относительно самостоятельными. В качестве аналогии приводится соотношение солнца и его лучей, которые исходят от солнца, зависят от него, но вместе с тем есть нечто отличное от светила. Олицетворением шакти считается Радха, вечная супруга Кришны”.

Учение о сверхъестественных существах. (3. Полубоги). Третья группа сверхъестественных существ - полубоги. Это уникальный вид сверхъестественных существ, такой, какого нет больше ни в одной религии мира. По взглядам вайшнавов, многие из полубогов в индуистской религиозной литературе ошибочно называются богами. Полубоги - это живые существа, которые одновременно являются и слугами Кришны, и его частями тела. Всего их 33 миллиона. Наиболее известными являются Брахма (творец Вселенной и владыка рая на Брахма- локе), Шива (разрушитель Вселенной), Варуна (полубог воды), Кама (полубог любви), Индра (полубог грома и молнии и владыка рая на Индра-локе), Яма (полубог смерти) и др.

“Полубоги по существу представляют различные части вселенского тела Всевышнего Господа, поэтому они не имеют независимости.”

Учение о сверхъестественных существах. (4. Демоны). Демоны - это сверхъестественные существа, которые являются противниками Кришны и полубогов и творят зло. Вероучение кришнаизма, как и вероучение индуизма, различает среди демонов следующие группы: асуры, ракшасы и пишачи Демоны могут принимать самый различный вид: и облик прекрасных воинов, и облик чудовищ. Тела демонов смертны, но души их бессмертны. После смерти тел души демонов переходят в новые тела.

Слово “демон” имеет и второе значение: им называют также людей, которые ведут себя безнравственно.

“Демон - (1) человек, не следующий предписаниям шастр, единственной целью в жизни которого являются всё большие материальные наслаждения. Чем больше он привязывается к материи, тем больше проявляется в нём демоническая природа, и тем больше он отвергает существование Господа.

(2) человек, прямо противопоставляющий себя принципам религии и Богу.

(3) чудовище, подобное тем, какие существовали на Земле, когда на ней появился Кришна.”

Учение о молитвах. Каждый вайшнав обязан 1728 раз в сутки произносить главную молитву, которая называется “махамантра” (“маха”- “великая”, “мантра” - “молитва”). Она звучит следующим образом:

Харе! Кришна! Харе! Кришна!

Кришна! Кришна! Харе! Харе!

Харе! Рама! Харе! Рама!

Рама! Рама! Харе! Харе!

Содержание этой молитвы в книге объясняется следующим образом: “У Господа много имён: Кришна, Иегова, Рама, Аллах, Будда и др.” (с.816). “Имя Кришна означает “всепривлекающий”, имя Рама - “всерадующий”, а харе есть обращение к энергии преданного служения Господу. Таким образом махамантра означает “О всепривлекающий, о всерадующий Господь, о энергия Господа, прошу позволь мне преданно служить Тебе”

У верующих есть чётки, на которых 108 зёрен (бусин). Произнеся один раз махамантру, они передвигают (перебирают) одно зерно чёток. Перебрав все 108 зерен, они совершают один круг. Эти зёрна они перебирают 16 раз (или говорят: совершают 16 кругов) и получается число 1728.

Махамантра - это основная молитва вайшнавов, но есть у них и другие, которые произносятся в определённых ситуациях. В частности, надо молиться при приготовлении пищи, в случае появления каких-либо желаний.

Учение о пищевых запретах. Согласно вероучению, все вайшнавы должны быть вегетарианцами. Им запрещено есть мясо, рыбу и яйца, пить возбуждающие напитки, в число которых включены не только водка, вино и пиво, но и кофе и чай. Нельзя употреблять в пищу также шоколад, чеснок, лук. Нельзя есть и ту пищу, которая приготовлена без молитвы, обращённой к Кришне. Это правило создаёт для верующих в Кришну определённые трудности в жизни, ибо они не могут есть пищу в столовых и в гостях, а также и готовые к употреблению продукты, купленные в магазинах. В магазине можно купить муку и испечь с молитвой хлеб. Но купленный в магазине хлеб есть нельзя, ибо он испечён без молитвы.

Моральный кодекс кришнаизма. Большинство положений морального кодекса кришнаизма сходны с положениями, которые есть во многих религиях. Это призыв к благотворительности, это запреты убивать, воровать, лгать, развратничать, курить, употреблять наркотики... Но есть два специфических момента, присущих только кришнаизму. Первый: по моральному кодексу кришнаизма муж и жена могут вступать в интимные отношения только для зачатия детей, т.е. в большинстве случаев 3-4 раза за всю жизнь. Нарушение этого правила считается развратом. Второй: участием в азартных играх (которые запрещены) считается не только игра на деньги или заключение пари, но и посещение светских кинофильмов, спектаклей, концертов, а также спортивных соревнований. Следует отметить, как заслугу вайшнавов, их большую практическую благотворительную деятельность. Предписание не играть в азартные игры подразумевает не только отказ от участия в играх на деньги или заключения пари, но также от пустых развлечений вроде посещения кинотеатров, спортивных залов и т.д. И наконец, ...предписание, касающееся незаконного секса, запрещает сексуальные отношения не только вне брака, но даже в браке, если их целью не является зачатие детей. В этом случае сексуальные отношения допускаются лишь раз в месяц в благоприятный для зачатия период.

власть кришнаизм индуизм конфликт

В последнее время у меня как-то на слуху были слова «кришнаиты», «кришнаизм» и тому подобные. А совсем недавно друг внезапно сообщил, что тоже стал кришнаитом и всячески уговаривал меня последовать в его веру. Естественно, мне стало интересно, что же это за религиозное направление и не опасно ли оно ?

Кто такие кришнаиты и как они появились на Западе

В западную культуру кришнаизм пришел вместе с его духовным учителем Шрилой Прабхупадой в 1965 году. В Советском Союзе он распространился позже, в 1971 году, когда Прабхупада приехал на пять дней в Москву и инициировал ученика – Анатолия Пиняева. И, несмотря на постоянные гонения властями, это религиозное течение сохранилось в наших краях и по сей день. Кришнаиты пытаются внедрить в массы принципы вегетарианства, отказа от одурманивающих средств, азартных игр и «незаконных» интимных отношений, то есть, вне брака.


Казалось бы, ничего плохого кришнаизм не несет – наоборот, помогает людям стать на праведную тропу . Ведь первые последователи кришнаизма – хиппи, наркоманы, алкоголики и прочие асоциальные элементы общества, после ознакомления с этим течением отказались от своих вредных привычек . Да и к другим верованиям кришнаиты относятся терпимо . Однако за ними сейчас твердо закрепилось клеймо «секты» , и вот почему:

  • распространены слухи о якобы использовании кришнаитами психотропных средств ;
  • сами индийцы в большинстве своем не признают кришнаизм и запрещают его последователям заходить в большинство индуистских храмов;
  • один из принципов служения – сохранение верности гуру и беспрекословное подчинение его воле , словно он и есть сам Кришна;
  • на Западе кришнаиты обзавелись дурной славой , связанной с незаконной деятельностью , методами подавления и контролирования чужой воли;
  • МОСК (Международное общество осознания Кришны) очень активно сотрудничает с другими признанными сектами , как сайентология, последователи Муна и прочие.

К тому же, очень странным, лично для меня, является тот факт, что Прабхупада как-то получил визу в «закрытый» СССР и с экзотической внешностью мог спокойно разгуливать по улицам и вовлекать людей в свою веру, не привлекая внимание спецслужб. И это при тотальном гонении любых религий!


Как сами кришнаиты относятся к своему движению

Последователи кришнаизма считают, что он несовместим с понятием «секта» , поскольку они продвигают ненасилие и терпимост ь ко всем и поэтому не употребляют животную пищу, не носят натуральные кожу и меха. А также их культура построена на служении людям и их богу . Словом, каждый сам волен решать, какой религии следовать. Главное, делать это с умом, чтобы не попасть на удочку сектантов.

Являются ли кришнаиты сектой? Этот вопрос задают многие люди, кто тем или иным образом соприкасается с этой организацией. В этой статье мы постараемся разобраться в данной теме, расскажем об этой общине, праздниках, которые они отмечают, известных представителях.

Кто они такие?

Многие в нашей стране убеждены, что кришнаиты - секта, которая действует в России, стремясь заполучить в свои ряды как можно больше верных адептов. Но действительно ли это так?

Вообще, кришнаиты - это западное обозначение представителей философско-религиозного учения, зародившегося в Индии. У себя на родине это течение называется гаудия-вайшнавизм. Вайшнав - это преданный всевышнего господа Вишну.

Сторонники этого учения верят, что Кришна являлся в наш мир около 5 тысяч лет назад, став аватаром господа Вишну. С тех пор кришнаиты поклоняются ему, считая своим изначальным Господом.

Здесь напрашивается аналогия с христианством и пришествием Иисуса. Интересно, что сами кришнаиты считают его частичной аватарой Вишну.

Данное учение основано на ведических источниках, как и большинство других религиозных и философских течений, появившихся на территории Индии. Основными книгами для кришнаитов являются Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гита, а также труды Шри Чайтаньи Махапрабху, который жил несколько сотен лет назад на территории Бенгалии. Он известен как религиозный реформатор, который придал кришнаизму его современный облик.

При этом кришнаиты в Индии почитают его как самого Господа, а точнее, его же аватара.

Развитие учения за пределами Индии

На Запад это учение первым привез Шрила Прабхупада в 1965 году. Он был духовным учителем для многих последователей, считается звеном цепи преемственности от учителя к ученику, которую ведут от самого Господа.

Разбираясь в том, кришнаиты - это секта или нет, всегда нужно помнить, что это только одно из авторитарных духовных направлений, существующих в индийской культуре.

Интересно, что в самой Индии и сегодня существует огромное количество различных религиозных направлений. Индуизм состоит из всевозможных течений, сект и направлений, пожалуй, во всем мире бога не ищут так активно, как в этой стране.

В XX веке существовала легенда о том, что кришнаизм в действительности является одним из течений нью-эйдж, которое возникло только несколько десятилетий назад. Но теперь совершенно очевидно, что эта версия не имеет под собой никаких оснований. Стоит признать, что популярности учения Прабхупады поспособствовала мода на все восточное, но само учение - это древняя традиция, которая появилась еще раньше буддизма.

Кришнаизм в нашей стране

В 1971 году Прабхупада с 5-дневным визитом посетил Москву, успев за это время инициировать одного ученика. Им стал Анатолий Пиняев, получивший имя Ананта Шанти дас. Именно с него началась история кришнаизма на территории Советского Союза.

В СССР к секте кришнаитов, тогда их называли только так, отношение было крайне негативным: их отправляли в психиатрические лечебницы, сажали, увольняли с работы. Такая ситуация сохранилась вплоть до распада Советского Союза.

В настоящее время Международное общество сознания Кришны считается самой влиятельной индуистской организацией на Западе. Там построены сотни культурных центров и храмов, существуют они и в большинстве российских крупных городов.

Развитие в современной России

В нашей стране кришнаизм получил активное развитиен начинаяс 1992 года, когда официально был зарегистрирован Центр обществ сознания Кришны в России. Общины кришнаитов вскоре появились по всей стране, особенно в крупных городах. Привлекать в свои ряды новых сторонников удавалось за счет распространения литературы духовного содержания. К 1996 году тираж книг на русском языке превысил 10 миллионов экземпляров.

Многие интересуются, запрещены в России кришнаиты или нет. Пока никакие карательные меры не коснулись этой организации, хотя попытки со стороны властей ограничить ее деятельность предпринимались. В частности, в 2011-2012 годах в Томске состоялся громкий судебный процесс о признании экстремистской канонической книги кришнаитов "Бхагавад-гита как она есть". К делу было приковано внимание мировой общественности, вызвав многочисленные протесты в самой Индии, а также среди отечественных правозащитников и ученых. Инициатором процесса стала прокуратура Томска, которая обратилась в суд с заявлением о признании книги экстремистской, требуя внести ее в соответствующий федеральный список запрещенной литературы.

После экспертиз и многочисленных заседаний суд признал доводы истца необоснованными, отказав признавать книгу экстремистской. Так что сейчас не запрещены кришнаиты в России.

Один из самых известных кришнаитов в нашей стране - проповедник, единственный русский ученик Прабхупады, который стоял у истоков религиозного течения в СССР.

В 80-е годы он подвергался репрессиям, КГБ считало кришнаитов антикоммунистической сектой. После проповеди в рижском ДК совместно с американскими последователями религии иностранцев депортировали, а Пиняева две недели продержали в психиатрической больнице, только после этого отпустив на свободу.

В 1981 году его еще раз отправили в лечебницу, а затем осудили на 10 суток ареста за мелкое хулиганство. В 1983 году его вновь арестовали, в суде признали невменяемым, поместив на неопределенное время в психиатрическую больницу в Смоленске, где он прошел курс лечения галоперидолом. Вслед за ним на принудительное лечение были отправлены несколько десятков его последователей. Он вышел на свободу в 1987 году.

О его дальнейшей судьбе известно мало, некоторые утверждают, что в 90-е годы Пиняев отошел от кришнаизма. В 2010 году он перенес сердечный приступ. В 2013 году скончался от инсульта в одной из столичных клиник.

Чем они живут?

Службы кришнаитов заключаются в чтении многочисленных мантр. Каждая из них состоит из индуистских имен Бога. Руководители этого религиозного течения отмечают, что использование конкретных имен Кришну считается частью традиции, но постоянно упоминают и другие истинные имена Бога, в числе которых Иисус и Аллах. Стоит отметить, что индуисты считаются одной из самых терпимых религий.

Ежедневно кришнаит повторяет как минимум 16 кругов мантры на четках (в одном круге 108 бусин). На это уходит около двух часов. Основа его духовной практики заключается в постоянном упоминании Господа.

Кришнаиты сами изучают и распространяют среди окружающих ведическую философию. Чаще всего познакомиться с представителем этой веры можно когда он будет продавать их новую книгу. Это тоже считается частью его служения. Некоторые выкупают эти книги, продавая за те же деньги, так что тут нет никакой выгоды и желания наживы. Главное произведение кришнаитов "Бхавад-гита как она есть". Это больше философский, чем религиозный труд, в котором затрагиваются важнейшие вопросы бытия.

Традиции и обычаи

Кришнаиты носят традиционные надежды, нанося на тело специальные знаки глиной. Много времени они посвящают пению и танцам. В большинстве случаев это радостное воспевание мантр и гимнов. Едят они вегетарианскую еду, приготовленную с большим количеством специй. Эта пища называется прасад, считается, что она освящена Господом. Кришнаиты верят, что она направляет по духовному пути и способна очищать.

Божествам поклоняются дома и в храмах, как правило, им предлагают воду, благовония, одежды, цветы и украшения. Божества для них имеют точно такое же значение, как иконы в христианстве.

Чаще всего можно встретить парные божества. изображенный со своей супругой Радхой, или Шри Чайтанья со своим сподвижником и учеником Нитьянандой.

Великая мантра

Самая известная индуистская мантра называется "Харе Кришна". Она состоит из 16 слов, которые являются именами Бога на санскрите.

Считается, что повторение, слушание или пение мантры "Харе Кришна" может возвысить сознание практикующего, освободить от последствий кармы, перевести ум с материалистической платформы на трансцендентную. В кришнаизме считается, что постоянное повторение этой мантры помогает достичь высшей точки совершенства жизни и блаженства.

Что запрещено?

Существует четыре правила, которые кришнаиты обязаны соблюдать. Они считают, что это необходимо для чистоты действий и помыслов, духовного прогресса.

Это отказ от азартных игр, одурманивающих веществ (под ними они понимают даже кофе и чай), секса вне брака (при этом в самом браке частые соития ради удовольствия также не поощряются), рыбы, мяса и яиц. Кришнаиты являются лактовегетарианцами, так как молоко им употреблять можно.

Есть правило, согласно которому им запрещено проповедовать свою религию людям, исповедующим другую веру или атеистам. Стоит подчеркнуть, что у них вообще много особенностей, связанных с питанием, распорядком дня, астрологией и психологией.

Торжественные дни

Главный праздник кришнаитов - День явления Кришны. Его название официально звучит как Кришна Джанмаштами.

По преданию, он появился на свет в полночь восьмого числа в месяц Шраван (в нашем календаре он охватывает часть июля и августа). Во время праздника храмы всегда украшают иллюминацией, всю ночь произносят молитвы, славя своего Бога.

В этот день принято до полуночи соблюдать пост.

Основы учения

Кришнаиты придерживаются монотеизма. Несмотря на внушительный индуистский пантеон, они исповедуют единого Бога, а всех остальных считают полубогами, которых рассматривают как аспекты его личности, могущественных, но подчиненных ему существ.

Верховный Господь у них олицетворяет все сущее, а не только добро, являясь владельцем всех качеств и энергий. Дьявола или какого-то аналога ему нет. Есть только Ямараджа, который руководит адом, но он не отрицательный персонаж, а просто выполняет свою работу. Ад в вере кришнаитов - временное место между реинкарнациями. Потом у них появляется возможность снова реинкарнировать.

Истинная природа души заключается в блаженстве, вечности и знании. При этом она не равна Богу, хоть и имеет некоторые похожие качества. Конечной целью материального мира становится стремление выбраться из него, в то время как сам мир предстает тюрьмой и не несет в себе никакого другого смысла.

Лучшим способом поведения в нашем мире считается исполнение своих прямых обязанностей. При этом зло и добро не выделяют как существующие вещи, обычно их рассматривают с точки зрения невежества и знания.

Отношение к ним в Русской православной церкви

Хоть официально эта организация не запрещена, в российской православной церкви негативно отзываются о секте кришнаитов, именно так их характеризуют чаще всего.

Епархиальное управление регулярно публикует письма прихожан, в которых рассказывается о людях, пострадавших из-за поклонников индийского бога Кришны.

В частности, в отзывах о секте кришнаитов утверждается, что некоторых молодых людей вербуют учителя, когда они еще учатся в школе. Став совершеннолетними, молодые люди уходят из дома, чтобы жить вместе со своей общиной. Попав под влияние сторонников этой религии, люди становятся невнимательными, неласковыми и замкнутыми. Психотерапевты, которые их обследуют, заявляют, что они как будто "закодированы", оказались под чьим-то слишком мощным внешним влиянием.

Затем некоторые из последователей совершают акты самоубийства, хотя их родители уверяют, что таким образом их приносят в жертву. Вот чем опасны кришнаиты по мнению сторонников православия.

Русская православная церковь открыто называет последователей этого учения неоязыческой сектой, отмечая, что изначально эта так называемая религия на Западе была распространена среди наркоманов, хиппи и других деклассированных элементов.

Ваш друг или близкий человек увлекся движением Харе Кришна, это немного пугает и настораживает вас? Вы хотите знать, что ждать от него в будущем, чем опасно это увлечение и чем оно может закончится? Вы хотите получить ответы на все эти вопросы, но не знаете к кому обратиться? Ваш друг или близкий описывает все слишком идеально и порою кажется, будто он помешался разумом или одурманен? Можно ли в таком случае рассчитывать на объективность суждения с его стороны? Также есть много представителей других учений, которые готовы с пеной у рта доказывать, что их вера или мнение лучше, чем все остальные вместе взятые. Но и их суждения в этом вопросе будут иметь известные искажения. Поэтому в этой статье мы постараемся нарисовать вам объективную картину того положения, в которое попадает человек, увлекающийся движением Харе Кришна, а вы сможете лучше понять как правильно вести себя в этой ситуации.

Однако для начала нужно дать небольшое введение о том, что такое «секта Харе Кришна», и почему о ней раньше никто ничего на знал.

Суть движения Харе Кришна

Истинный смысл движения Харе Кришна заключается в эффективном процессе развития конечной цели всех известных религий, — пробудить в себе глубокую привязанность и любовь к Богу через развитие личностных отношений с Ним. Этот момент является ключевым, поскольку не все знакомые вам на сегодня религии и философии подробно разрабатывают практику поклонения и служения именно ЛИЧНОСТНОЙ форме Бога. В этом отношении учение вайшнавов (кришнаитов) является уникальным и самым сокровенным. Возможно также это одна из причин, по которой ваш близкий человек или друг и привлекся ею.

Авторитетность движения Харе Кришна

Сегодня можно встретить мнение, что секта Харе Кришна возникла всего лишь несколько десятилетий назад и является неавторитетной и несерьезной. На самом деле это суждения не очень компетентных в этом вопросе людей.

Начало самому движению Харе Кришна было положено более 500 лет назад в западной Индии, однако это касается в большей степени лишь особого проповеднического аспекта данного движения, которое заключается в повсеместном вовлечении всех людей к слушанию и воспеванию Святых Имен Бога. Начало этого положил Шри Чайтанья Махапрабху, известный индийский проповедник, которого вайшнавы считают редчайшим воплощением Бога на Земле, которое приходит 1 раз за почти 8.6 миллиардов лет. Однако несмотря на это, суть и философия последователей Шри Чайтаньи имеет историю более глубокую и древнюю, и передается эта суть от поколения к поколению многие тысячи и миллионы лет по цепи учителей. В былые времена эта традиция была не так широко известна, поскольку она сама по себе несет в себе очень сокровенную информацию, однако с приходом Шри Чайтаньи положение начало меняться и уже в конце 19 века суть учения Шри Чайтаньи впервые была опубликована на Западе. В начале 20 века это движение активно распространяется по всей Индии, а в середине 20 века, по милости великого проповедника А.Ч. Бхактиведанты Свами оно полностью распространяется сначала в США, а затем и во всем мире. Именно этот этап широкого распространения учения Чайтаньи по всему миру некоторые люди считают временем создания «секты Харе Кришна». Однако в 60-х годах 20 века было создано лишь Международное Общество Сознания Кришны (ISKCON), но многие параллельные организации, несущие в своей сердцевине то же самое учение Чайтаньи существовали до этого времени и существуют и поныне, поэтому говорить о секте можно с очень и очень большой натяжкой. Успех ISKCON заключается в том, что очень многие люди во всем мире с этим учением смогли познакомиться. Во многом это произошло благодаря активной проповеди участников движения, объемной литературе, изданной на английском языке и личности самого А.Ч. Бхактиведанты Свами. Однако в основе ISKCON лежит философия и наставления, разработанные последователями Шри Чайтаньи, а также богатого духовного ведического наследия древней Индии, которое описывается в произведениях, которым тысячи лет.

Харе Кришна и Индуизм

Еще одно популярное заблуждение с которым часто сталкиваются люди, это считать движение Харе Кришна индуизмом или его частью. Это происходит из-за того, что люди, мало знакомые с сутью учения, больше внимания обращают на внешние материальные проявления.

Они видят, что девушки и юноши в этом движении поют индийские песни, одеваются в этнические наряды и украшения, играют на индийских инструментах и готовят индийские угощения. Они используют похожие методы поклонения божествам, которые можно встретить в Индии. Поскольку это движение тесно связано с Индией, а официальная религия Индии — индуизм, значит Харе Кришна — просто разновидность Индуизма.

Однако это грубая ошибка и большое заблуждение. Индуизм Индии является своего рода формой разложения изначальной духовной традиции этого народа, при которой монотеистическая концепция Бога заменяется культом поклонения различным полубогам, что у нас на Руси раньше называли язычеством. Можно сказать, что Индия сейчас находится в похожем состоянии распространения язычества, какое было на территории нашей страны до прихода Христианства. Однако движение Харе Кришна Шри Чайтаньи предусматривает поклонение и почитание одному единому Богу, что роднит это учение с такими известными монотеистическими религиями как Иудаизм, Христанство, Ислам. Кроме того почитание других полубогов наравне в Единым Богом считается в учении кришнаитов одним из основных серьезных оскорблений и препятствий на духовном пути. Поэтому Харе Кришна не имеет никакого отношения к Индуизму. Это не Харе Кришна произошло от индуизма, а индуизм является производным от изначальной религии жителей Индии, которая была основана на философии, лежащей в основе современного движения Харе Кришна.

Харе Кришна и Ведическое общество

Еще одна популярная ошибка даже среди последователей Харе Кришна — это считать, что движение Харе Кришна и ведическое общество понятия тождественные. Несмотря на то, что в основе движения Харе Кришна лежит древнейшее и авторитетное знание Вед, которое является сегодня самым авторитетным источником информации для любой области жизни человека, все же суть учения Чайтаньи находится за пределами Вед.

Почему это так? Потому что оно очень сокровенное и предназначено лишь для избранных людей. Такими избранными людьми являются те немногие души, которых больше привлекают духовные цели, чем материальные эгоистические интересы. Несмотря на свою безупречность, Веды почти не содержат в себе самых сокровенных знаний, предназначенных для избранных людей. Это подтверждается в Шримад Бхагаватам. В 4 главе 1 песни Шримад Бхагаватам Вьяса, составитель Вед говорит:

Я смиренно поклонялся Ведам, духовному учителю и жертвенному алтарю, соблюдая все строгие обеты ученичества. Я придерживался всех правил и показал значение ученической преемственности, составив «Махабхарату», благодаря которой даже женщины, шудры и прочие [друзья дваждырожденных] могут встать на путь религии. Я чувствую, что мне чего-то недостает, хотя я обладаю всем, что, согласно Ведам, необходимо человеку. Возможно, причина этого кроется в том, что я не выделил преданное служение Господу, которое привлекает и совершенных существ, и непогрешимого Господа.

Составив все Веды, Вьяса не испытал удовлетворения, потому что в них не было должным образом описано самое главное и самое сокровенное знание о преданном любовном служении Богу. Также об этом говорит Джада Бхарата в 5 песни Шримад Бхагаватам:

Проснувшись, мы не придаем своим снам большого значения, ибо понимаем, что сон - это призрак, иллюзия. И точно так же рано или поздно душа осознает призрачность материального счастья, будь оно в этой жизни или в следующей, на этой планете или на высших. Такая душа стремится постичь саму суть истины , и для этого ей уже недостаточно Вед , хотя они и содержат очень много важных наставлений.

Шримад Бхагаватам, 5.11.3

Таким образом истины, заложенные в учении Чайтаньи глубже и сокровеннее всего, что описано в Ведах. Само же по себе Ведическое общество и сама Ведическая культура, хоть и является очень благоприятной для всех людей на все времена, не может даровать им то, что дает движение Харе Кришна.

Самый главный метод Харе Кришна

Самым главным методом, на котором построено движение и миссия Чайтаньи заключается в повсеместном пении святых имен Бога, поскольку считается, что Святое Имя Бога и сам Бог не отличны друг от друга. Повторяя Святое имя Бога, мы тем самым осуществляем контакт нашего сознания с сознанием Бога и начинаем духовно прогрессировать.

Стоит отметить, что проповедуя это учение на Западе А. Ч. Бхактиведанта Свами обращался к людям с предложением повторять любые святые имена Бога, которые им известны. Таким образом он обращал их внимание на то, что движение Харе Кришна заключается в сути его метода, а форма имеет не такое важное значение.

Во всех известных на сегодня крупных религиях присутствуют методы, близкие к методу последователей Харе Кришна — пение и повторение святых имен Бога. В исламе это учение суфиев и их божественные танцы и песни, у христиан это таинство Иисусовой молитвы. Это доказывает, что принцип и метод, лежащий в основе философии кришнаитов не является чем-то абсолютно новым для мира людей, даже на Западе. Однако обогащенный глубиной и последовательностью духовной философии метод Харе Кришна значительно выигрывает перед всеми остальными направлениями, отчего и обретает всё большую и большую популярность. Однако в этом движении есть и подводные камни…

В чем опасность движения Харе Кришна?

Если говорить об идеальной ситуации с идеальным последователем и идеальной организацией или личностью, которая посвящает последователя в азы и таинства учения о Кришне, то пожалуй единственная опасность, которая может подстерегать такого человека на пути — это потерять навсегда вкус к материальным наслаждениям, что достигается посредством развития у него вкуса к наслаждениям абсолютно иного характера, т.е. к духовным отношениям с Богом.

Однако идеальных случаев у нас в стране найти трудно и почти все сталкиваются с одними и теми же проблемами, которые существовали и будут существовать в рамках любой религиозной организации. Сейчас мы вкратце их обозначим:

1. Фанатизм веры

Все неофиты, новички и последователи любой религии страдают этой болезнью. Она заключается в чрезмерной идеализации всего, что связано с этим учением и пренебрежением другими направлениями религий и их последователями.

Человек попавший в секту Харе Кришна имеет в своем распоряжении дополнительное философское оснащение, позволяющее ему считать всех остальных окружающих людьми низшего сорта, «карми» или материалистами, которых не привлекает божественная природа Кришны, а только свои чувственные наслаждения. Если вы видите такое настроение у человека, знайте что перед вами неофит, который еще только встал на этот путь. Такое умонастроение помогает ему глубже изучать основы учения и не сомневаться в своем выборе. Оно сродни здоровому фанатизму маленького ребенка, который считает своих родителей самыми лучшими в мире. Однако со временем этот фанатизм проходит и сознание человека расширяется.

В действительности же философия Харе Кришна не ставит своей целью каким-либо образом дискриминировать поглощенных кармической деятельностью людей, несмотря даже на то, что сам Господь Капила в 3 песне Шримад Бхагаватам сравнивает таких людей со свиньями.

По высшей воле Господа, на таких людях лежит печать проклятия. Поскольку они отвернулись от нектарных повествований о деяниях Верховной Личности Бога, их сравнивают со свиньями, которые питаются испражнениями. Вместо того чтобы слушать повествования о трансцендентных деяниях Господа, они слушают рассказы о порочной деятельности материалистов.

Шримад Бхагаватам 3.32.19

Однако учение Харе Кришна обязано указать на различие в уровне сознания истинно духовного человека и человека, поглощенного материальным, чтобы указать истинный верный путь для развития. Разбирая различные категории, которые имеют свою хорошо разработанную классификацию, учение о Кришне ставит своей целью передать наиболее полное знание об устройстве жизни общества и мира в целом. Негативные же оценки могут возникать у адепта лишь в силу его психологических и иных качеств. Чем дальше такой человек продвигается на своем пути, тем меньше он заостряет свое внимание на чужих недостатках и сосредотачивается на их достоинствах. Все это подробно описывается в объемной литературе кришнаитов и поэтому истинного последователя это никогда не смутит.

2. Лжегуру и искажения

Как и любая материальная организация, современная организация движения Харе Кришна, особенно в России, имеет свои недостатки. Пожалуй самыми опасными являются те недостатки, которые могут повредить последователям и помешать им совершенствоваться на своем духовном пути. Они как правило касаются тех случаев, когда люди сталкиваются с не самыми лучшими представителями движения Харе Кришна и под их руководствам совершают множество ошибок.

Учение Харе Кришна строится на обязательном духовном общении ученика и духовного учителя, который является для такого человека проводником божественной воли и знания. Однако если не очень хорошо разбираться в священных писаниях вайшнавов, можно неправильно выбрать себе духовного наставника, или же неправильно оценивать его роль в своей жизни и духовном развитии. Все это порождает целый ряд проблем.

В одних случаях недобросовестные личности пользуются невежеством прихожан, чтобы решать свои материальные проблемы, прикрываясь при этом деятельностью во имя служения Кришне. В других случаях некоторые гуру берут себе слишком много учеников, забывая об ответственности прямо контролировать духовное развитие каждого из них, что со временем порождает ситуации, когда ученики остаются без внимания учителя, начинают деградировать, а сам учитель получает реакции за поступки своих учеников. Все это приводит к многочисленным проблемам, которые ухудшают имидж движения в глазах очень многих современников и даже самих последователей.

Однако самая большая опасность возникает там, где в руках отдельных людей сосредотачивается неограниченная власть. Имея ресурсы влияния на региональных представителей, имея ресурсы управления огромными денежными потоками большого числа прихожан, у каждого может возникнуть очень большое искушение использовать все это в личных эгоистических целях. Это может привести к очень серьезным последствиям не только для одного или нескольких человек, но и всего общества преданных в целом. И самое печальное, что осознать, заметить, разглядеть все эти болезни обычному человеку можно только вооружившись истинным знанием, но если вся верхушка организации целенаправленно искажает передаваемое знание, люди теряют все шансы изобличить обман и пресечь его, они становятся одурманенными обезьянками, которые пляшут под дудку чародея. Когда вооружившись специфическими вайшнавскими терминами так называемые гуру просто спекулируют на темы бхакти, не имея собственной реализации и борясь только за власть и свое положение, это наносит самый огромный вред всему обществу преданных в целом и в конечном счете самой миссии Шри Чайтаньи. Поэтому в такой ситуации ответственность каждого конкретного кришнаита перед изобличением лжи и пониманием истинного знания во много раз возрастает.

Главный критерий того, что вы делаете что-то не так в сознании Кришны: или приняли лжегуру, или имеете искаженные представления и т.п. — состояние вашей глубокой внутренней неудовлетворенности . Если вы все делаете правильно, если вы приняли верного духовного учителя и получили неискаженное знание — вы будете счастливы НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ своего развития в Сознании Кришны, кроме того вас всегда будет привлекать Кришна-катха, в частности Шримад Бхагаватам .

Но все же в отличие от всех остальных религий и учений, которые в той же самой мере страдают известными всем проблемами, а также и теми, которые в силу определенных причин «секте» Харе Кришна не знакомы, всё же движение Харе Кришна имеет один важный отличительный аспект — оно располагает удивительной и совершенной литературной базой, основанной на книгах А. Ч. Бхактиведанты Свами и его духовных братьев. Эта литература настолько уникальна, что любой, кто хотя бы раз внимательно изучит эти книги, никогда не станет жертвой обмана и иллюзии, и никогда не попадет в лапы волков, прикрывающихся овечьей шкурой. Поэтому все, что нужно сделать новичку в движении Харе Кришна — никогда не пренебрегать изучением священных писаний вайшнавов.

3. Изменение образа жизни и круга общения

Людям неподготовленным это может показаться своего рода опасностью, когда жизнь их близкого и дорогого человека начинает очень разительно и кардинально меняться. Это может создать некоторые трудности в семье и в общении с близкими, потому что в «секте Харе Кришна» существуют очень строгие ограничения в образе жизни. Последователям нельзя есть мясо, рыбу, яйца, вступать в половые отношения не для зачатия ребенка и до вступления в брак, нельзя употреблять пиво, сигареты, спиртное и наркотики, играть в азартные игры и общаться с людьми привязанными ко всему этому. Однако разумные люди должны понимать, что здесь перечисляются качества людей обладающих очень чистым сознанием по самой своей природе. Живя в условиях материалистичного западного общества, фанатичное следование всем этим нормам, при том, что у самого человека еще сохраняются сильные желания к запрещенным видам деятельности, — является просто лицемерством и глупостью. Истинный же смысл духовного прогресса заключается в том, чтобы постепенно через деятельность в служении Кришне развить свое сознание до такого уровня, при котором отказ от всех упомянутых запрещенных видов деятельности не будет вызывать в человеке боли и страдания.

В идеальной ситуации человеку рекомендуется жить в обществе духовно продвинутых людей, через общение с которыми он может быстрее продвигаться на пути духовного развития, однако в действительности немногие могут себе такое позволить. Поэтому нужно соизмерять свои возможности и условия для гармоничного и постепенного продвижения на этом пути.

Многие жертвуют общением со своими близкими и родными, думая, что отказавшись от своего долга перед родителями или родственниками они быстрее избавятся от плохих привычек. Однако это очередное заблуждение. Избавление от негативных последствий наших прошлых поступков, выраженных также и в нашем нынешнем сознании, и в наших нынешних условиях жизни, происходит не путем отказа от своего долга и обязанностей, соответствующих нашей материальной природе, а через позитивный процесс служения, который можно начинать и практиковать на любом уровне своего материального развития и обусловленности.

4. Главная проблема современных кришнаитов

Одна из главных проблем современных последователей и интересующихся учением о Кришне — слишком плохое знание священных писаний и обилие различных, ничем не подкрепленных мифов и легенд как о философии, так и о ведическом обществе в целом. Эта проблема порождена нежеланием большинства людей самостоятельно изучать священные писания вайшнавов, а также популярностью в обществе очень нездоровой тенденции считать, что духовное развитие зависит от усилий и напряжений моего духовного учителя, что мне нужно только принять инициацию, как тут же моя карма исчезнет, а я обрету любовь к Богу. Такие суждения порождены невежеством и ленью, нежеланием и неготовностью человека совершать самостоятельные усилия для продвижения на духовном пути, частью которых является как раз изучение книг Шрилы Прабхупады и поддержание в себе искреннего духа ученичества. Из-за всего этого в обществе встречается множество противоречий и искажений, которые в конечном итоге только вредят миссии Шри Чайтаньи Махапрабху и дискредитируют ее в глазах людей думающих и разумных.

Поэтому в большинстве случаев можно дать один универсальный совет всем желающим разобраться с движением Харе Кришна — побольше изучать и читать книги А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, книги Бх.Р. Шридхара Махараджа, книги Шрилы Бхактивинода Тхакура и Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, а также других выдающихся ачарьев 20 века. В этих книгах дается очень много авторитетной информации об учении Шри Чайтаньи, познакомившись с которой вы сможете представить в своем уме наиболее полную картину о движении Харе Кришна. Всем же остальным последователям движения можно дать совет — серьезнее относиться к процессу духовной практики и во всем полагаться на свои собственные усилия, а не ждать, что кто-то сделает вашу работу по развитию в себе необходимых качеств за вас.

Что ждет искреннего человека на этом пути?

Если мы не будем принимать в расчет все подводные камни, которые могут встретиться на пути человека, который увлекся движением Кришны и желает искренне развить в себе любовь к Богу, то его на этом пути ждут потрясающие блага, которых редко кто может достичь.

Как говорится в Шримад Бхагаватам, в этой жизни нужно стремиться лишь к такой цели, которой невозможно достичь в пределах этой материальной Вселенной. Эта цель — развитие в себе полной любви к Богу. Эта любовь, бескорыстная и ничем не мотивированная, является изначальной природой нашей души, а движение Харе Кришна лишь помогает очень быстро и эффективно ее пробудить.

Постижение своей духовной природы сопровождается новым качеством счастья и блаженства, которые человек никогда не сможет испытать, просто занимаясь материальным чувственным наслаждением. Это счастье настолько сладостно, что соприкоснувшись с ним всего лишь раз, человек уже никогда не сможет забыть это переживание и поэтому все глубже и глубже будет погружаться в процесс духовного любовного служения Богу, который сам по себе активизирует нашу истинную духовную природу.

В священных писаниях вайшнавов говорится, что человек достигший определенных высот на этом пути никогда не лишается их, даже если не смог завершить свой путь до конца в этой жизни или решил сойти с него. Таким образом тот, кто когда-то привлекся учением Кришны, абсолютно ничего не потеряет, а то, что он обретет останется с ним навечно.

Что делать с тем, кто попал в секту?

Просто постарайтесь по возможности позаботиться о том, чтобы близкий вам человек не застрял ни на одном из указанных выше подводных камней движения Харе Кришна. И помните также, что его выбор является проявлением присущей каждому из нас свободы самостоятельно определять свой путь и свою судьбу. Однако если у вашего друга и близкого будет достаточно разума, чтобы не совершить ошибок на этом пути, это принесет ему и вам большую радость.

А теперь серьезно…

Эта статья написана для тех, кто еще не в полной мере понял, какое же сокровище несет в себе движение Сознание Кришны. Называть это движение сектой, равно как и искренних последователей этого движения сектантами — очень большое заблуждение. Однако в наш железный век Кали даже внутри этого движения Сознания Кришны можно встретить псевдо-духовных учителей и псевдо-духовных учеников. Они приходят в это общество не за Кришной, они занимаются в нем материальной деятельностью и используют ресурсы организации Сознания Кришны для своей собственной «духовной карьеры» или для притворного, иллюзорного духовного развития. К сожалению, защитить вас от этих негодяев может только сам Шри Кришна, но делать Он это будет лишь в том случае, если вы искренне желаете духовного развития. Кришна всегда защищает искренние души, поэтому люди действительно ищущие истину никогда не обманутся мошенниками и проходимцами. Если же вас интересует все что угодно, только не Бог, вас обманут в любой религии, и такие понятия как секта или не секта в этом отношении не играют никакой роли.

3 февраля 2010 года исполняется 136 лет со дня рождения великого учителя прошлого, по праву называемого Джагат-гуру, учителем всего мира - Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати. В этой статье мы подготовили интересные...

Часто, в объяснениях причины явления вечной души в материальном мире, можно слышать о том, что душа оказывается здесь потому, что сделала неправильный выбор. Но как вечно освобожденная душа в духовном...