Кто эмигрировал из ссср. К родному пепелищу. почему знаменитые эмигранты возвратились в ссср. Талантливые и гордые

Все дальше в глубину истории уходят времена Красной Империи – Советского Союза. Но еще много его тайн сокрыто от нашего взора. Недавно была рассекречена информация о Советском истребителе «Шатлов» под названием «Спираль», такое название носит авиационно-космическая система - представлявшая собой многоразовый космический истребитель-бомбардировщик, который был разработан советскими учеными в шестидесятых годах прошлого века. Советский проект «Спираль» был нашим ответом на попытку создания американцами космического разведчика-бомбардировщика X-20 «Dyna Soar».

Система «Спираль» включала в себя самолет, выводящий корабль на орбиту, разгонную ступень и непосредственно сам одноместный космический модуль. Данная система создавалась для боевого применения в космосе, а также для инспекции любых космических объектов на предмет установления их назначения или ликвидации. Эта информация была озвучена по TV на канале «Россия» 17 апреля 2010 года.

Усовершенствованная ипостась «Спирали» – многоцелевой космический перехватчик МАКС. Хотя МАКС и мог быть использован в военных целях, но разрабатывался он в основном для экономических целей — для вывода на орбиту людей и грузов, для использования в комплексе с орбитальной космической станцией. Разработчиком было НПО «МОЛНИЯ».

В 1969 году был испытан Экспериментальный Пилотируемый Орбитальный Самолет (ЭПОС) – атмосферный аналог «Спирали». Мы были готовы уже в то время к господству в космосе. Но где все эти корабли? Куда они подевались? В гонке за Америкой оригинальные проекты оказались не нужны.

Всем известен американский фантастический фильм «Звездные войны». Но мы первые предложили и реализовали идею Звездных войн. Мы были готовы уже в то время к сражению в космосе. Если американский «Шаттл» ограничен в своей маневренности в космосе и не способен летать в атмосфере, то советские орбитальные комплексы были разработаны и испытаны как полнофункциональные системы.

В 1961 году Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет вокруг Земли. А уже в 1965 году в СССР Глебом Евгеньевичем Лозино-Лозинским была спроектирована «Спираль» – такое имя получил космический управляемый истребитель-перехватчик, который называли охотником за «Шатлами». Это был боевой корабль для войны в атмосфере и космосе, обладавший крейсерской скоростью 6000 км/час. Он имел необычные очертания и, конечно, самолетом его было бы называть неправильно. Обладая широким полукруглым фюзеляжем, он походил скорее на слегка приплюснутую акулу. Его принадлежность к классу самолетов выдавали только небольшие скошенные назад крылья, придававшие ему очертания стремительной птицы. Первая «Спираль» не имела маршевых двигателей, поэтому спускалась на аэродром планируя в воздухе. «Спираль» можно было использовать как в автоматическом режиме, так и с ручным управлением.

В «Спирали» была предусмотрена система спасения пилота с любой высоты в виде аварийной отстреливаемой капсулы и обычной системы катапультирования. В то же время была организована секретная команда для обучения пилотов управлению кораблями данного типа. В нее входил и всем известный Джанибеков, а Герман Титов был назначен командиром боевых космонавтов. Первая модель «Спирали» – ее дозвуковой аналог, ЭПОС, была запущена 6 декабря 1969 года на высоту 40 км. Был разработан первый стратегический гиперзвуковой самолет-Ракетоносец, предназначенный для запуска ее на орбиту. И здесь советские инженеры пошли нетрадиционным путем: при военном противостоянии достаточно уничтожить стационарный Космический Пусковой Комплекс и выводить в космос боевые машины будет неоткуда. А запускать их с помощью самолета можно практически с любого специально оборудованного тяжелого аэродрома, он мобилен. Самолет поднимал корабль в стратосферу и он стартовала с включенными двигателями прямо с его «спины». Поэтому самолет был рассчитан на очень большую грузоподъемность, чтобы выдерживать отдачу при старте «Спирали» или ЭПОСа.

Первый запуск ЭПОСа был произведен в 1976 году, испытание прошло успешно. Как пишут специалисты, ЭПОС обладал уникальными аэродинамическими характеристиками. Обкатывали его Игорь Волк, Валерий Меницкий и Александр Федотов. Кроме ЭПОСА испытывались еще маломерные автоматические модели орбитального корабля под общим названием «Бор» — Беспилотный Орбитальный Ракетоплан.
«Спираль» была готова к серийному производству, но министр обороны Гречко одним росчерком пера отправил проект в корзину, заявив:
— Нечего заниматься фантастикой!

Свою лепту в замораживание проекта внесло и вмешательство Д.Ф. Устинова, бывшего в ту пору секретарем ЦК КПСС. Из-за ложных политических амбиций по настоянию Д.Ф. Устинова и министра общего машиностроения С.А. Афанасьева началась гонка с американцами и их проектом «Спейс Шаттл», пожертвовав при этом «Спиралью» — системой, по признанию компетентных отечественных и зарубежных специалистов, гораздо более прогрессивной.

— Если добавить, что СССР был, пожалуй, единственной страной, где космические проблемы были отделены от авиации и авиационной промышленности, да еще при отсутствии мощной координирующей организации, подобной американской NASA, то удивительна не постепенная ликвидация работ по «Спирали», а то, сколь многое удалось сделать. — Пишет Лебедев Виталий Владиславович, член Санкт-Петербургской Секции истории авиации и космонавтики при ИИЕТ им. С.И. Вавилова РАН.

Лозино-Лодзинскому было предложено заняться новым проектом – «Бураном», что он успешно и сделал. Но «Буран» по сравнению со «Спиралью» и МАКСом оказался гораздо более дорогим проектом. Тот же ЭПОС летал четыре раза, испытывая теплоизоляцию для «Бурана». Первый полноценный пуск «Бурана» в 1982 году произошел успешно, тогда он приземлился около Австралии. Но Глеб Евгеньевич не перестал заниматься своим детищем, параллельно с проектом «Буран» он усовершенствовал и испытывал «Спираль». Была разработана ее новая модификация: «МАКС» – Многоцелевая Авиационно-Космическая Система. МАКС предназначалась для орбитального патрулирования в космосе над территорией нашей страны. Она могла, например, сближаться с американскими спутниками, обследуя их на степень опасности для страны, также она была снабжена оружием для уничтожения как спутников, так и «Шаттлов». МАКС состояла из космического двухместного модуля, но уже с маршевыми двигателями, что делало ее маневренной в атмосфере и сбрасываемого топливного бака. Кроме двух пилотов МАКС способна доставлять на орбиту семь тонн груза или вместо него, пассажиров.

Эта «конструкция» должна была выводиться в атмосферу специальным самолетом. К тому времени уже существовал подобный проект - тяжелый транспортный самолет «Мрия». При подсчете стоимости вывода на орбиту одной тонны груза для разных космических кораблей, в том числе и американских Шаттлов, МАКС оказался самым дешевым перевозчиком. К тому же его можно было бы продавать за границу, так как инфраструктура для гражданской авиации есть в любой стане.

Когда 15 ноября 1988 года «Буран» произвел свой полноценный – первый и последний полет в автоматическом режиме, американцы были очень удивлены. Они спросили Лозино-Лодзинского:
— Как же так? Ведь у вас нет программного обеспечения!
Оказывается, все есть. Только непонятно почему мы до сих пор пользуемся американской Windows. Кто знает какие «тараканы» в ней таятся, и не лишимся ли мы всего Интернета, случись что серьезное…

«Буран» был готов к производству. Причем наши конструкторы создали не копию «Шаттла», а более эффективный во всех отношениях корабль. Это доказал даже его единственный полет. Он был готов для выполнения прикладных задач в космосе и обеспечения регулярной доставки людей и грузов на орбиту.
Но… тут Михаил Горбачев подписывает в Рейкьявике договор о разоружении с Рейганом, и проект задробили. Он оказался не нужен! Да здравствует мир во всем мире! Ура! А «Буран» – в корзину его!

— При внешнем сходстве с «Шаттлом» «Буран» является принципиально более совершенным космическим аппаратом; и главным результатом напряженных многолетних усилий стал триумфальный двухвитковый беспилотный полет «Бурана» с автоматической посадкой 15 ноября 1988 года. Полет продолжительностью 206 минут начался В 9 час 11 мин, на высоте 50 км, «Буран» вышел на связь со станциями слежения в районе посадочного комплекса, а в 9 час 24 мин 42 сек, опережая всего на секунду расчетное время, «Буран», преодолевая штормовые порывы бокового ветра на скорости 263 км/ч изящно коснулся полосы и через 42 сек, пробежав 1620 м, замер в ее центре с отклонением от осевой линии всего на 3 м! — Пишет Вячеслав Казьмин в своей статье.

Это был звездный час Главного конструктора «Бурана», доктора технических наук Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского.
28 ноября 2001 года Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский умирает, так и не дождавшись производства своих Спиралей, Максов и Буранов. Но вот весной этого года американцы, заявив о сворачивании проекта «Шаттл», запускают в космос совершенно новый космический корабль… который, внешне, как две капли воды похож на «Спираль». Разработали они его сами или купили готовый проект, ведь в эпоху рыночных отношений все продается и покупается? Кто знает. Тем более мы только что подписали с лицемерно улыбающимся президентом США очередной договор об очередном разоружении. Впрочем, зачем Америке, в самом деле, нужно устаревшее вооружение, если у нее теперь есть свои – американские МАКСы? Вопрос риторический… Только теперь уже они будут «обнюхивать» и контролировать наши военные спутники, а не мы их…

В настоящее время что-то сдвинулось с места в этом направлении: Роскосмос объявил конкурс на создание многоразового пилотируемого космического корабля нового поколения. Он создается для транспортно-технического обслуживания орбитальных пилотируемых станций и других объектов околоземной орбитальной группировки.
Уже находится в процессе разработки проект «Клипер». Он проектируется не только для выхода на орбиту, но и для полета к Луне. «Клипер» — это шестиместный многоразовый космический корабль, стартующий с помощью ракеты носителя «Энергия».

PS Данная информация не претендует на полноту изложения по данной теме. Она получена из открытых источников. Официальные документы до сих пор засекречены.

http://www.proza.ru/avtor/shaman7ho

Вероятный противник начал создание системы «Звездных войн». Он окружает СССР цепью космических станций с разведывательной аппаратурой и лазерными пушками для уничтожения советских баллистических ракет.

СССР не стал дожидаться пока противник выстроит удавку орбитальных станции. Союз наносит ответный удар. С аэродромов стартуют гиперзвуковые самолеты, на которых крепиться по небольшому космическому истребителю с характерной формой носа, похожего на нос русского лаптя.

Гиперзвуковые носители набирают высоту в 20 километров и достигнув скорости 6 скоростей звука отпускаю истребители. Космические истребители быстро выходят на высоту четырехсот километров. Скоро в прицелах космонавтов возникают станции системы «Звездных войн». Из отсеков истребителей выдвигаются безинерционные 23 миллиметровые пушки, один выстрел и станция разлетаются на осколки. Уничтожив по несколько боевых станций врага, истребители входят в спираль снижения и идут на посадку.

Боевая задача выполнена – вражеская система «Звездных войн» полностью уничтожена за 80 минут.

Это не научная фантастика. Это сценарий применения боевой орбитальной системы, которую СССР начал разрабатывать с середины 60-х годов под условным названием «Спираль».

Название «Спираль» система орбитальных самолетов получила за характерный спуск орбитального истребителя на землю, который осуществлялся по баллистической спирали.

Над проектом «Спираль» работало конструкторское бюро под руководством конструктора Глеба Лозино-Лозинского.

В рамках проекты был создан испытательный атмосферный аппарат МиГ 105.11 для исследования аэродинамической схемы.

Был организован и отряд космолетчиков для полетов на аппарате «Спирали»

В качестве боевого ударного элемента планировался орбитальный истребитель вооруженный пушкой. В космосе одного прямого попадания снаряда пушки достаточно для уничтожения любого космического аппарата. Такая пушка была создана и испытана на одной из космических станций «Салют».

Модель орбитального истребителя МиГ 105.11 имела специфическую форму носовой части, получившую прозвище «Космический лапоть».

В рамках программы «Спираль» в середине –конце 1970-х были осуществлены атмосферные полеты на МиГ 105.11.

В 80-х годах начались космические эксперименты с прототипом орбитального аппарата. Для исследований была создана космическая модель БОР. Для отработки схемы было совершено несколько пусков. Во всех случаях модель БОК приземлялась в океане – никаких посадочных устройств и системы автоматической посадки на этих моделях не было.

«Космический лапоть» оказался исключительно удачным. Его схема отличалась и от «Шатлла» и от «Бурана». Вхождение в атмосферу и спуск были значительнее безопаснее, чем на «Шатлле» и от «Буране».

«Космический лапоть» создавался как боевой аппарат, поэтому он имел капсулу для спасения космолетчика. В любой ситуации летчик мог спуститься на аппарате до высоты 60-50 километров и покинуть аппарат в капсуле. Если бы такая система стояла на американском «Шатлле», то экипажи погибших «Шатлов» «Челленджера» и «Колумбии» были бы спасены.

Плюс системы «Спираль» в исключительно быстром времени реакции и высокой скрытности. Космический аппарат с помощью ракеты запускается за несколько недель. Ракету –носитель и космический аппарата необходимо привезти на космодром. Собрать, проверить, доставить на стартовый стол. Время подготовки пуска несколько десятков часов. За это время противник может легко уничтожит ракету во время доставки на стартовую позицию и подготовки пуска.

Истребители системы «Спираль» могли быть запущены с любого значительного аэродрома. Подготовка и влет самолетов – разгонщиков занимал не недели, а всего два часа.

«Космические лапти» могли быстро маневрировать по курсу и высоте и поражать элементы орбитальной группировки врага.

Что такое реэмиграция? Это термин, синонимичный слову «репатриация». Эмиграция - переселение в другую страну. Реэмиграция - возвращение эмигрантов на родину. Почему люди бегут из России, а затем, спустя годы, страдают ностальгией? Почему эмигранты разочаровываются в западном образе жизни и томятся по родине?

Эмиграция

Для того чтобы понять, что такое реэмиграция, стоит разобраться в понятии, противоположном по смыслу. Эмиграция - это переселение людей из одной страны в другую по политическим, экономическим и личным обстоятельствам. В отличие от депортации, она имеет добровольный характер.

Русская эмиграция - тема обширная. Из нашей страны люди в разные периоды истории уезжали по разным причинам. Одни покидали родину от безысходности. Другие в поисках счастья и финансовой стабильности. Вспомним о важнейших событиях в отечественной истории. Это поможет разобраться в том, что такое реэмиграция.

Октябрьская революция

После 1917 года в Европе, преимущественно во Франции, появилось огромное количество русских эмигрантов. Грянула революция, после которой жить этим людям на родине стало невыносимо. Среди русских эмигрантов было немало знаменитостей. Например, Александр Куприн. Для того чтобы понять, что такое реэмиграция, стоит прочитать биографию этого писателя.

Из Парижа в лагерь

Во французской столице Куприн прожил 17 лет. В 1937 году, по приглашению правительства СССР, вернулся на родину. Пропаганда создала образ раскаявшегося прозаика, который вернулся, дабы воспеть счастливую советскую жизнь. Куприн был человеком известным, а потому никаких карательных мер за предательство, а именно так расценивали власти в те времена эмиграцию, к нему не применили. Чего нельзя сказать о многих других, вернувшихся на родину в конце тридцатых годов. Большая часть из них оказалась в лагерях. При этом возвращались они, как правило, по приглашению советского правительства, обещавшего прекрасную жизнь в молодом государстве.

«Заманенные Сталиным»

В 2001 году в Россию приехал французский журналист Никола Жало. Он собирал материалы для своей книги «Заманенные Сталиным». Это публицистическое произведение посвящено русским эмигрантам, которые добровольно приехали в СССР после Второй мировой войны.

Бывшим подданным Российской империи обещали выдать советские паспорта. Им также обещали работу, жилье. Но русские эмигранты стремились на родину, конечно, не из-за материальных благ. Они поверили в сталинскую пропаганду, в то, что в Советском Союзе наступило всеобщее счастье.

Кто-то страдал ностальгией, кто-то ехал по зову крови. Многие мечтали попасть на родину из-за неустроенности во Франции. Ехали, как правило, семьями. Однако "возвращенцы" часто не добирались до пункта назначения. Их грузили в вагоны и отправляли в лагеря. В лучшем случае в Сибирь, на длительное поселение. Документы у реэмигрантов отбирались. Немногим бывшим гражданам Франции удалось выжить. На основе их воспоминаний Никола Жало и написал свою книгу.

Репортер рассказал историю француженки по имени Рене Виланше. Она ехала в Советский Союз с мужем, матерью и детьми. Это было в 1947 году - во вторую волну реэмиграции. Первая состоялась в конце тридцатых годов. У Рене Виланше, как только она оказалась на территории Советского Союза, отобрали французский паспорт. Муж вскоре ее бросил. С малолетними детьми она оказалась в колхозе. Многие годы бывшая француженка пыталась вернуться на родину. Однажды ее письмо даже попало во французское консульство, но чиновники не стали осложнять дипломатические отношения. Письмо осталось без внимания. В советском колхозе француженка была окружена враждебностью и недоверием.

В период 1960-1980-х годов за границу на постоянное место жительства уехало около пятисот человек. Среди них преобладали армяне, евреи, немцы. Немало среди эмигрантов было представителей искусства. Писатели, художники уезжали за границу, потому что на родине не имели возможности работать. Многие из них эмигрировали в начале девяностых. Примечательно, что именно в этот период, после распада СССР, уехать на Запад мечтал едва ли не каждый бывший гражданин советского государства.

Эмиграция в США

Многие уезжали из России в девяностых, спасаясь от разрухи, голода, отчаяния. Яркие витрины «Макдональдса» в те далекие времена считались верхом цивилизации. Реэмиграция в России - это довольно странное явление. Вероятно, это признак плохой исторической памяти, которая присуща многим русским людям.

Что такое реэмиграция? Определение этого термина дано выше. Это возвращение на родину. Но почему человек сперва мечтает уехать за границу, пытается научиться ненавидеть свою родину, а затем, спустя годы, реэмигрирует? Все дело в ностальгии, невыносимой тоске по родине. Она сильнее страданий от неустроенности, гонений, нищеты.

Масштабная эмиграция в США началась в конце восьмидесятых и продолжалась почти десять лет. Россияне, забыв о прошлом, пытались начать все с чистого листа. Однако не всем это удалось. Советские люди, а они таковыми оставались даже после распада СССР, истосковались по открытому общению, которого нет на Западе, родным пейзажам и даже дешевой докторской колбасе. В начале двухтысячных они начали постепенно возвращаться в Россию. Но дело, конечно, не только в ностальгии.

Современные реэмигранты

Россиянам в последнее время тяжело устроиться на работу в США. Всяческие санкции, введенные правительством Штатов, усложняют жизнь наши бывших соотечественников. Въехать в США непросто. Но еще сложнее адаптироваться к западному образу жизни, трудоустроиться, почувствовать себя там как дома. Именно поэтому эмигранты так часто возвращаются. Главная трудность все же заключается в непривычном для россиян менталитете.

Горький А.М. — русский писатель. В 1921 г. выехал за границу из-за обострения идеологических разногласий с советской властью, но в 1932 г. возвратился.

Прокофьев С.С. — русский и советский композитор. В 1918 г. выехал на заграничные гастроли, которые затянулись на восемнадцать лет. В 1936 году вернулся в СССР.

Толстой А.Н. — русский советский писатель. В 1918—1923 гг. находился в эмиграции.

Цветаева М.И. — русский поэт. В 1922 г. ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу. В 1939 году вернулась в СССР, а 31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством в Елабуге.

Ее муж Эфрон С.Я. — российский публицист, литератор, офицер Белой армии, агент НКВД. 10 октября 1937 г. он бежал из Франции в СССР, оказавшись замешанным в политическом убийстве. 16 октября 1941 года был расстрелян.

Ее дочь Эфрон А.С. — переводчица, мемуарист, художница. Выехала из России в 1922 г. вместе с матерью. 15 марта 1937 г. вернулась в Москву, первой из семьи получив возможность вернуться на родину, где в 1939 г. репрессирована (реабилитирована в 1955 г.).

Общее количество эмигрантов первой волны, вернувшихся в Россию, к 1938 г. составило почти 200 тыс. человек.

Вертинский А.Н. — русский эстрадный артист, певец, поэт. В 1920 г. переправился в Константинополь вместе с Белой армией. Вернулся из Шанхая в Москву в 1943 г. с женой и дочерью Марианной. Анастасия Вертинская родилась уже в СССР.

Иностранные граждане

После окончания гражданской войны в Испании многие республиканцы нашли убежище в СССР.

Ибаррури Д.Г. (Пассионария) — деятель испанского и международного коммунистического движения. Длительное время жила в СССР (в начале 1960-х годов получила советское гражданство).

Ее сын Ибаррури Р.Р. — Герой Советского Союза, капитан. В 1935 г. после ареста матери выехал в СССР. Погиб в 1942 г. под Сталинградом.

Меркадер Рамон (Рамон Иванович Лопес) — Герой Советского Союза, агент советских органов госбезопасности, известен как убийца Льва Троцкого. Полностью отбыл 20-летний срок заключения в Мексике, был освобожден в 1960 г. и доставлен на Кубу, а затем переправлен в СССР. Являлся сотрудником Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

Сейчас в России осталось всего около 500 «старых» испанцев.

Другие политические иммигранты в СССР

К 1937 г. численность политэмигрантов, прежде всего из Германии, составляла 4 тыс. человек. Почти все они были репрессированы. Пик В. — один из основателей германской компартии. В 1935 г. появился в Москве. В 1945 г. вернулся в Берлин и в 1949 году после образования ГДР стал ее первым и единственным президентом. Ульбрихт В. — руководитель ГДР. В 1933 г. эмигрировал из Германии и вскоре переехал в Москву. В 1945 возвращается в Германию. Оба они уцелел во время сталинских репрессий — надо же было кому-то возглавить Новую Германию!

Куусинен О.В. — финский и советский политический деятель, Герой Социалистического Труда. В 1918 г. бежал в РСФСР. Сразу после начала «незнаменитой» войны в 1939 г. был назначен главой марионеточного правительства «Финляндской Демократической Республики». В связи с отказом от планов Правительства СССР захвата территории Финляндии, правительство Куусинена было распущено в 1940 г.

Нетто А.Г. — эстонский эмигрант, участник Гражданской войны. Его сын Игорь Нетто — советский футболист, олимпийский чемпион 1956 г.

Понтекорво Б.М. — итальянский и советский физик, академик АН СССР. Участвовал в британском атомном проекте в Харуэлле. Выполнял задания советской разведки. В 1950 г., прервав отпуск в Италии, вылетел в Стокгольм и через Финляндию прибыл в СССР. Будучи пацифистом, отказывался участвовать в советском атомном проекте. Основоположник физики нейтрино высоких энергий. Умер в Дубне.

Пуго К.Я. — участник Гражданской войны, красный «латышский стрелок», в 1930-е гг. работал в Москве в НКВД. Его сын Пуго Б.К. — советский партийный и государственный деятель, член печально известного ГКЧП. Покончил жизнь самоубийством 22 августа 1991 г.

Филби К. — один из руководителей британской разведки, коммунист, агент советской разведки с 1933 г. В 1963 г. нелегально переправлен в СССР. Жил и умер в Москве.

Особенные иммигранты

Мессинг В.Г. — эстрадный артист (экстрасенс), выступавший в СССР с сеансами телепатии, заслуженный артист РСФСР. Уроженец Польши. В 1939 году после начала Второй мировой войны бежал в СССР. Умер в Москве.

Депардье Ж. — один из популярнейших актеров не только во Франции, но и далеко за её пределами. 1 января 2013 г. президент РФ В. В. Путин подписал указ о предоставлении ему российского гражданства. 11 января 2013 года Депардье присвоено звание «Почетный удмурт». Официально получил регистрацию по адресу: Саранск, ул. Демократическая, 1.

Гастарбайтеры

По приблизительным оценкам сейчас в России более 10 млн. иммигрантов из Китая, Средней Азии и Закавказья. Заняты в сферах ЖКХ, услуг и в строительстве.

Бывшие жители союзных республик

В 1992—1997 гг. в страну въехало 5 млн. переселенцев из республик бывшего СССР. А, например, в 2007 г. в Россию переехало на жительство 260 тыс. иммигрантов . В первую десятку стран-источников вошли: Украина (33 000), Казахстан (32 520), Узбекистан (30 000), Киргизия (10 000), Монголия (9000), Арабские страны (8500), страны Африки (7700), Туркмения (6000), Китай (6000) и Белоруссия (5000).

Так что мнение, упомянутое в первом абзаце, ошибочно.

Позволю себе немного отойти от буквальной трактовки, на которую указывает постскриптум к видео, и про которую тут уже написали, и порассуждать вот о чём.

Когда творец затрагивает тему возвращения домой, он почти обречён попасть в некое символическое измерение. В этом измерении возвращение домой - это возвращение в некую исходную точку, возвращение к истоку в самом широком смысле этого слова во всех возможных философских, религиозных, мистических трактовках. Эти трактовки можно условно разделить на две большие группы.

Первая группа, условно назовём её "западная", связана с линейным восприятием времени и истории. Тут уместно обратиться к Библии, как важнейшему для западной культуре тексту (нравится нам это или нет), в которой история человечества начинается с изгнания из Эдема и заканчивается страшным судом. Именно Эдем, опять же в самом широком смысле, понимается здесь под домом, в который жаждет вернуться лирический герой. Выражаться это может по разному, часто в ностальгическом ключе: как тоска по отчему дому, по родине, по потерянному раю, по детству, по невинности, по сливочному пломбиру за 19 копеек. У Кастанеды в "Путешествии в Икстлан" есть эпизод, по которому, собственно, названа книга, где дон Хенаро пытается вернуться к себе домой в Икстлан, но в какой-то момент понимает, что это невозможно:

"Я никогда не дойду до Икстлана, - твердо, но очень-очень тихо, едва слышно проговорил он. - Однако в своих чувствах… В своих чувствах, иногда, я думаю, что нахожусь в одном шаге от того, чтобы достигнуть его. Однако я никогда не дойду до него. На моем пути не попадается даже ни одного знакомого ориентира, из тех, что я знал раньше. Ничто больше не бывает прежним, ничто не осталось тем же самым."

У поэта и музыканта Сергея Калугина есть песня "Возвращение в Икстлан (78-ой)" об этом же самом через призму личного опыта, но с прорывом в то самое символическое измерение:

Мама, мама,
Я, похоже, гулял слишком долго,
Прости,
Мама,
Мне холодно, мама.
Я стою перед запертой дверью.
Мама, пусти домой.
Домой.
В семьдесят восьмой.
Домой. Домой.
Мама, открой.

"Путь к невинности, к несотворенному, к Богу ведет не назад, а вперед, не к волку, не к ребенку, а ко все большей вине, ко все более глубокому очеловечению. И самоубийство тебе, бедный Степной волк, тоже всерьез не поможет, тебе не миновать долгого, трудного и тяжкого пути очеловечения, ты еще вынужден будешь всячески умножать свою раздвоенность, всячески усложнять свою сложность. Вместо того чтобы сужать свой мир, упрощать свою душу, тебе придется мучительно расширять, все больше открывать ее миру, а там, глядишь, и принять в нее весь мир, чтобы когда-нибудь, может быть, достигнуть конца и покоя. Этим путем шел Будда, им шел каждый великий человек - кто сознательно, кто безотчетно, - кому на что удавалось осмелиться. Всякое рождение означает отделение от вселенной, означает ограничение, обособление от Бога, мучительное становление заново. Возвратиться к вселенной, отказаться от мучительной обособленности, стать Богом - это значит так расширить свою душу, чтобы она снова могла объять вселенную."

Психолог Эрих Фромм вообще трактует грехопадение и изгнание из Эдема в позитивном ключе:

"Миф отождествляет начало человеческой истории с актом выбора, но при этом особо подчеркивает греховность этого первого акта свободы и те страдания, которые явились его следствием. <...> С точки зрения церкви, представляющей собой определенную структуру власти, этот поступок является бесспорно греховным. Однако с точки зрения человека, это - начало человеческой свободы. Нарушив установленный богом порядок, он освободился от принуждения, возвысился от бессознательного предчеловеческого существования до человеческого. Нарушение запрета, грехопадение, в позитивном человеческом смысле является первым актом выбора, актом свободы, то есть первым человеческим актом вообще."

Таким образом, мы видим, что "западная" трактовка темы возвращения домой сочетает в себе ностальгическую тоску по дому (Эдему), желание вернуться, осознание невозможности этого, а также противоположное стремление двигаться вперёд, всё дальше и дальше от дома.

Альтернативный взгляд на вопрос возвращения к истоку, который мы назовём "восточным", связан с циклическим восприятием времени. В буддизме вселенная не имеет начала и конца во времени, в индуизме она проходит циклы сотворения, существования и разрушения, после которого снова следует сотворение. Живые существа рождаются, живут и умирают, и снова рождаются. В такой картине мира вожделенный исток находится вне этого закольцованного времени, этой "дурной бесконечности". Восточные духовные практики направлены на остановку этой бесконечной карусели и слезание с неё. К сожалению, не могу привести большое количество примеров такого мировоззрения в западной культуре, но меня в своё время поразил альбом Sempiternal британской группы Bring Me the Horizon именно тем, что он пронизан ощущением циклического времени и "дурной бесконечности" (кстати, слово sempiternal означает "вечный", "не имеющий начала и конца"). В частности, в песне Empire с этого альбома есть такие строки:

We live while we learn,
And then we forget
We"ll never find our way back home

Здесь мы видим и тему возвращения домой в абсолютно негативной формулировке ("Мы никогда не найдём дорогу домой"), и тему бесконечных перерождений ("Мы живём и чему-то учимся, а потом забываем", что можно интерпретировать, как забвение, приносимое смертью, из-за которого мы не помним наших прошлых жизней).

Возвращаясь к песне Би-2 и Oxxxymiron"а, то в ней можно угадать именно такой, "восточный" взгляд. Например, строка "Извилистый путь затянулся петлёй" намекает на цикличность времени. А фраза "Пока связи порваны с точкой Я" - отсылка к индуистской концепции Атмана, подлинного "Я" каждого живого существа, того самого истока, находящегося вне времени и пространства, связь с которым у большинства людей как бы разорвана ("как бы", потому что на самом деле она всегда присутствует, но мы её не ощущаем в потоке повседневных мыслей и чувств). Но и "западное" ощущение ностальгии и тоски по утраченному дому, в который невозможно вернуться, в песне, конечно, тоже присутствует.

Прокомментировать