Кто имеет право быть старшим по дому. Что должен делать и сколько получать старший по дому? Основные понятия и функции

Еще в 1991 году с принятием З акона о приватизации жилых помещений, государство полностью переложило ответственность за содержание многоквартирных домов на его собственников. Однако, понимания как реализовать эту обязанность не было ни у собственников, ни у государства, и, в реальности, управление домами оставалось в руках муниципальных предприятий, за очень редким исключением, когда наиболее организованные и продвинутые собственники с 1993 г. начали создавать . Привычное нам положение дел, когда треть домов управляется ТСЖ и ЖСК, а оставшиеся 2/3 находятся в управлении УК, берет свое начало с 01.03.2005 (момента вступления ЖК РФ в силу). Тогда ЖК РФ впервые определил 3 способа управления многоквартирными домами, а, главное, снова подчеркнул, что управление домом это не только право, но и обязанность собственников.

В той первоначальной редакции ЖК РФ было установлено, что органом управления и контроля ТСЖ является общее собрание его членов, а реализацией решения собрания занимается правление, которое избирается из самих же собственников и, по сути, является правительством в государстве (если дом воспринимать как мини государство, то правление в нем правительство, собрание членов - парламент, а председатель ТСЖ - президент). В такой структуре участие собственников в жизни дома максимальное, стопроцентное, ведь ТСЖ это и есть собственники, самостоятельно управляющие домом.

Ситуация с УК была обратной, участие собственников в жизни дома было сведено к нулю, выбор такого способа управления означал, что собственники, передав управление профессионалам (специалистам), полностью делегировали свои права и обязанности. Способ контроля над такими профессионалами ЖК РФ предусмотрен не был, хотя был необходим. В связи с этим не на уровне закона, а на уровне бытовой жизни появилось понятие «старший по дому», а также «старший по подъезду», которые брали на себя ответственность по взаимодействию с УК и контроль над ее действиями. Однако, поскольку такой институт как «старший по дому/подъезду» не был предусмотрен законом, то и правовых инструментов осуществления контроля над УК у таких инициативных граждан не было.

Только в 2011 году «старшим по домам/подъездам» дали правовой статус, наделили их правами и обязанностями. Федеральным законом от 04.06.2011 N123-ФЗ были внесены изменения в ЖК РФ, и появилась новая статья 161.1. «Совет многоквартирного дома».

1. Совет дома это орган контроля над УК, то есть совет дома создается только в домах, где нет ТСЖ или ЖСК.

2. Совет дома орган коллективный, количество его членов определяется собранием собственников.

3. Совет дома избирается только на общем собрании собственников. Необходимое количество голосов для такого избрания - более 50% «ЗА» от кворума.

4. Совет дома осуществляет свои функции как коллектив граждан и не регистрируется как юридическое лицо.

5. Совет дома избирается только для данного дома, не может существовать на несколько домов.

6. Если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о созданиив данном доме товарищества собственников жилья (ч. 2 ст. 161.1.ЖК РФ).

7. Из состава совета дома избирается председатель совет дома, который осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 161.1.ЖК РФ).

8. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера (ч. 8.1. ст. 161.1.ЖК РФ).Необходимое количество голосов для такого избрания - более 50% «ЗА» от кворума.

9. Срок полномочий совета дома устанавливается общим собранием собственников и не ограничен по времени. Если собрание не установило срок полномочий, тогда совет дома должен переизбираться каждые 2 года. Совет дома может быть переизбран досрочно только в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей.

10. В соответствии с ч. 5 ст. 161.1. ЖК РФ к полномочиям совета дома относятся:

1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;

7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

11. В соответствии с ч. 8 ст. 161.1. ЖК РФ к полномочиям председателя совета дома относятся:

1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;

3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;

4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;

5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;

6) осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

Огромный минус действующего законодательства в части полномочий и возможностей совета дома в том, что все перечисленные в ч. 5 ст. 161.1. ЖК РФ полномочия носят декларативный характер, многие формулировки неточные и вызывают массу вопросов. По своей сути, даже полномочия по контролю за деятельностью УК, ничем не подкреплены, у совета нет механизмов воздействия на УК, нет инструментов (наложение санкций, распоряжение денежными средствами дома, удержание средств в связи с некачественно предоставленными услугами и т.п.). В случае выявления советом со стороны УК каких-либо нарушений, совет с этим ничего не может сделать, только лишь обращаться в надзорные органы, но таким правом обладают и другие собственники дома. Деятельность совета дома в подавляющем большинстве случаев носит безвозмездный характер, т.к. предусмотренная в ч. 8.1. ст. 161.1. ЖК РФ возможность установления вознаграждения членам совета дома, является лишь правом, а не обязанностью собрания, хотя с момента избрания совета дома, члены такого совета обязаны реализовывать свои полномочия. Даже при утверждении такого вознаграждения, механизм его выплаты (должен ли заключаться договор с УК, из каких средств оплачиваются эти деньги, ведь статья «содержание дома» является целевой и не предусматривает таких расходов?) неясен. Письмом от 29.09.2015 N32395-ОГ/04 Минстрой России разъяснил один из возможных порядков оплаты вознаграждения членам и председателям советов МКД, однако письмо содержит лишь мнение Минстроя и нормативным правовым актом не является.

Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ (вступил в силу 30.06.2015) статья 44 ЖК РФ была дополнена пунктом 4.2., теперь общее собрание собственников может принять решение «о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме ». Такое полномочие появилось в кодексе как отражение существующей реальности, когда советы дома только для этого собственниками и создавались, чтобы участвовать в определении видов текущего ремонта, определения сроков, согласование с УК подрядчика на выполнение работ, согласование сметы, участие в приемке результатов выполненных работ. По сути, советы домов только этим и занимались, только в этом видели свою роль, хотя законодательством это никак не было разрешено. Сейчас совет дома может только , но не просто так, а после того, как собрание собственников наделит совет такими полномочиями. Но остается не ясным, а что значит «принимать решение о текущем ремонте »? Проводить или нет и какие виды работ? А как же подрядчик, смета, цена, - то самое принципиальное, что влияет на результат? Кто решает эти вопросы? Представляется, что мало кто из собственников обратит внимание на эти законодательные тонкости, а советы домов продолжат жить так, как привыкли, и так, как это действительно выгодно для их дома.

В перечне полномочий председателя совета дома сразу же в глаза бросается тот факт, что председатель осуществляет все свои ключевые полномочия в области контроля над УК исключительно на основании доверенности от собственников . Только не ясно, а какое количество доверенностей должно быть у председателя на руках, в каком виде выдается такая доверенность (должен ли это быть специальный отдельный документ или достаточно проголосовать на собрании за указанные полномочия, а бюллетень для голосования и, как результат, протокол собрания, по сути, и будет этой доверенностью?). Что делать в ситуации, когда не все собственники подписали такую доверенность, в таком случае председатель будет действовать только в отношении тех, кто доверенность выдал, а интересы других собственников представлять не будет, или нет? Как быть в ситуации, когда председатель подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 4 ч. 8 ст. 161.1. ЖК РФ), ведь невозможно подписать подобные акты только от имени собственников, которые выдали доверенность, ведь оказанные услуги оказываются в отношении всего дома, и вычленить в натуре долю каждого собственника не возможно.

Необходимо дополнительно учесть, что стороной Договора управления являются собственники помещений, и право подписывать акты приемки выполненных по договору управления работ имеются именно у собственников, как у стороны Договора. Поскольку согласно части 1 статьи 161.1 ЖК РФ членами совета МКД являются именно собственники помещений дома, право подписывать акты и у членов, и у председателя совета дома, разумеется, имеется. Таким образом, указанная норма, как и все остальные, касающиеся совета МКД, является декларативной, она не наделяет членов и председателя совета дома некими исключительными полномочиями , она лишь указывает, что такие полномочия у них есть. Но ведь эти полномочия имеются у председателя и членов совета МКД и без указанной нормы, в силу того, что совет МКД формируется из собственников, уже обладающих указанными полномочиями. Более того, полномочиями, указанными в п.4 ч.8 ст.161.1 ЖК РФ, обладают все собственники помещений МКД, независимо от их членства в совете дома .

Таким образом, мы видим, что придав в 2011 совету дома правовой статус, закон по сути не дал совету дома механизма реализации его прав, а главное, не обязал УК взаимодействовать с советом и выполнять его требования (в ЖК РФ вы не найдете ни одной такой нормы). В связи с этим получается, что собственники действительно нуждаются в контроле над деятельностью УК, но на практике это остается лишь только хорошей идеей.

Особо хочется отметить следующий момент. В данной статье проанализированы некоторые аспекты регулирования деятельности советов МКД, указаны недоработки жилищного законодательства в этой части, но ни в коем случае не делается попытка «принизить» результаты деятельности советов МКД. Активисты, занимающиеся жилищными вопросами, представляющие и отстаивающие интересы своего дома, своих соседей по МКД, заслуживают лишь похвалы. Однако не стоит заблуждаться относительно неких особых полномочий председателей и членов советов домов - в реальности эти полномочия абсолютно такие же, как и полномочия любого собственника помещения МКД, независимо от его членства в совете дома. И любой грамотный активный собственник способен добиться положительных изменений в отношениях с УО, позитивных результатов для своего дома, независимо от того, будет этот собственник избран в состав совета МКД или нет.

Напоследок хочется привести не совсем верную с точки зрения юриспруденции норму, введенную в ЖК РФ Федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ, и имеющую отношение к полномочиям совета МКД, а именно: пункт 4.3 части 2 ст.44 ЖК РФ устанавливает, что к компетенции Общего собрания собственников (ОСС) относится «принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ».

Вообще-то никто не вправе наделять кого-либо полномочиями, которыми сам не обладает!

А указанная норма фактически говорит о том, что ОСС имеет право наделить председателя совета МКД полномочиями, которыми само ОСС не обладает. Например, может ли ОСС возложить на председателя Совета полномочия по объявлению войны соседнему дому (или соседнему государству)? Исходя из приведенной нормы, может!

Можно, конечно, относиться к таким нормам с юмором, но необходимо учесть, что это норма Жилищного кодекса, установленная федеральным законом, проект которого проходил многократные проверки различными инстанциями, и был признан соответствующим действующему законодательству РФ.

/фото из архива КЧ

Идеальный многоквартирный дом - это своеобразный «город». Собственники подчиняются единым правилам, которые регламентированы Жилищным кодексом, а их интересы представляет «мэр» - старший по дому.

Теперь вопрос на засыпку: есть ли в России город, где нет градоначальника и жители существуют сами по себе? Правильно, нет. А есть ли в Качканаре такие дома, где еще не избран старший по дому? Парадоксально, но есть. Согласно статистике, жильцы только четверти качканарских домов провели собрания и путем голосования выбрали своего представителя

История

Официально первые старшие по дому появились в Качканаре девять лет назад, в 2002 году, по инициативе УГХ. Было выпущено специальное решение и старших по дому, всего чуть больше ста человек, закрепили за работниками ЖЭУ (жилищно-эксплуатационный участок).

В те времена, вспоминает начальник отдела по работе с населением УЖК «Наш дом» Роман Стративный, представители собственников выполняли больше социальную работу - помогали неблагополучным семьям, которые проживали в их доме, занимались оформлением льгот для пенсионеров, организовывали субботники.

Социальный характер работ объяснялся тем, что в начале двухтысячных годов еще не вышел Жилищный кодекс и дома находились на балансе города (ЖК, который переложил обязанности по содержанию домов полностью на плечи собственников, вступил в силу в 2005 году).

В качестве вознаграждения за свою работу, старшие по дому тогда освобождались от оплаты ряда коммунальных и жилищных услуг - платы за вывоз ТБО (твердые бытовые отходы), горячее и холодное водоснабжение, отведение стоков, содержание и ремонт жилья. Это расходы за них покрывал городской бюджет.

Сейчас оплата идет за счет собственников.

Список всех старших по домам можно посмотреть на сайте управляющей компании nashdomkch.ru.

Для чего нужен старший по дому

Чтобы понять, для чего нужен старший по дому, можно провести аналогию с садовым кооперативом. В городе есть около десятка коллективных садов и только половина из них имеет собственного председателя (тот же старший).

Те сады, где есть председатель, живут благополучно - там реже происходят кражи, систематически производятся ремонты труб и дорог, лучше собираемость долгов. Иметь участок в этих садах считается престижным, так как их рыночная стоимость в разы выше. Те сады, где нет старшего, находятся в плачевном состоянии - во многих из них нет электричества, водопровода, отсутствует нормальная дорога.

Старший по дому является связующим звеном между собственниками и управляющей компанией. Он имеет ряд полномочий - подписывать акты, проверять финансовые отчеты по своему дому, и ряд обязанностей - ежемесячно отчитываться перед управляющей компанией о проделанной работе, систематически проводить собрания с собственниками, содействовать УЖК «Наш дом» в сборе долгов, подготавливать совместно с другими жителями предложения по текущему ремонту.

Приведу простой пример эффективности их работы. В последнее время жители города активно обсуждают плату за общедомовое электричество. Парадоксально, но в тех домах, где есть старший по дому, доначисления по ОДПУ (общедомовые приборы учета) - минимальные, - рассказывает начальник отдела по работе с населением Роман Стративный.

Этому, по его словам, есть логическое объяснение: старшие следят за тем, чтобы жильцы одномоментно снимали показания квартирных приборов учета и без опозданий передавали данные в управляющую компанию. В некоторых домах, например №16 по улице Свердлова, выбраны старшие по этажам, а в общем коридоре для жителей висит объявление с просьбой снимать показания строго 24 числа и передавать их куратору по своему этажу.

Также старшие снимают вместе с сотрудниками УЖК показания общедомового прибора учета, помогают нам выявлять тех людей, которые были отключены от электроэнергии за долги и самовольно подключились, - перечисляет Роман Вячеславович.

Огромную работу старшие по домам совместно с управляющей компанией провели, когда город попал в федеральную программу капитального ремонта домов. К слову, глобальные капремонты были проведены только в тех домах, где был избран старший.

Другой важный итог работы старших, отмечают в УЖК «Наш дом», это принятие индивидуальных тарифов по ремонту и содержанию жилья.

Жильцы должны беречь дом

Пенсионер Валентин Бабич несколько лет является старшим по дому №57 в 4 микрорайоне.

Бригадир должен быть в каждом доме, - делится своими убеждениями старший по дому №57. - Не могут же все 70 собственников (а в некоторых домах число квартир еще больше) постоянно бегать в управляющую компанию, отвлекать специалистов, задавая им одни и те же вопросы. Обязательно должен быть старший по дому, через которого бы жители общались с УЖК «Наш дом».

В течение последних двух лет Валентину Бабичу совместно с сотрудниками управляющей компании удалось сделать следующее: капитально отремонтировать дом по федеральному закону №185, сделать косметический ремонт в подъездах.

За это время компания повернулась к нам лицом. Когда старший по дому постоянно ходит, напоминает о нуждах дома, требует, надоедает, результат зачастую оказывается положительным. Порой, конечно, с небольшой руганью, но специалисты УЖК все равно понимают, что нам необходимо помогать. Когда жильцы и управляющая компания работают вместе - это всегда эффективно, - говорит старший по дому.

Одним из самых сложных в этой работе, по мнению Валентина Бабича, была работа с собственниками, которых постоянно приходилось воспитывать, учить, переубеждать, растолковывать им нормы Жилищного кодекса.

Есть поговорка, что театр начинается с вешалки. Так и дом начинается с подъезда. Однако некоторые жильцы считают, что они - владельцы только квартиры, и на места общего пользования им наплевать. С трудом приходится менять их советское мировоззрение, многие до сих пор не понимают, что покупая квартиру, они также приобретают в собственность лестничную клетку, подъезд, подвал, - резюмирует Валентин Леонидович. - Примеров масса. На днях кто-то из жильцов разбил зеркало, по-подлому вынес остатки стекла к углу дома и там выбросил. Кто будет убирать? Дворник? Соседи? Я? Но ведь до помойки дойти всего 50 метров, неужели было трудно? Другой случай. Сломали замок на входной двери в третьем подъезде. Мы совместно с управляющей компанией поставили новый. И что вы думаете, жильцы стали закрывать дверь? Нет, им лень нажать на замок. Объясняешь им, что таким образом уходит тепло, что жителям первого этажа холодно - не понимают.

Старший по дому уверен, что каждый собственник должен беречь не только собственную квартиру, но и подъезд, территорию возле дома.

Почему я являюсь старшим по дому? Мне просто хотелось жить в по-человечески уютном месте, чтобы в подъезде было опрятно, а во дворе - чисто. Хотелось, чтобы с крыши не текло, чтобы подвалы не топило. Я уверен, что такое желание должно быть у каждого жителя города, ведь в этом месте жить нашим детям, внукам.

Депутаты! Переходите от слов к делу

Прошло девять лет после подписания соответствующего решения, спикер думы Геннадий Русских снова взял инициативу в свои руки. В последних числах февраля он заявил, что готов инициировать проведение выборных собраний и оказывать жителям методическую помощь.

Подобные лозунги-заявления радуют, однако есть вероятность, что и на этот раз они останутся только словами: в течение последних десяти лет при помощи депутатов городской думы были избраны только два старших по дому в поселке Валериановск. Специалисты управляющей компании «Наш дом» признаются, что будут только рады, если народные избранники перейдут от слов к делу.

Простая арифметика: в городе всего 438 домов, в думе - двадцать депутатов. Если каждый депутат ежегодно, в течение своего четырехлетнего срока, поможет выбрать старших в пяти домах, то эта проблема будет решена.

Как стать старшим по дому?

Старший по дому избирается на общем собрании собственников.
За кого проголосует большинство, на того и будут возложены обязанности. При этом важно, чтобы на собрании был кворум, то есть необходимо, чтобы в обсуждении и голосовании приняли участие более половины жителей.
На выборах также должны присутствовать представители от управляющей компании, для этого инициатором собрания необходимо сделать заявку в отдел по работе с населением УЖК «Наш дом» по телефону 6-26-01.
Старшим по дому может быть избран любой житель Качканара, достигший 18-летнего возраста, дееспособный, являющийся собственником или зарегистрированный, а также постоянно проживающий в данном доме.
В многоквартирном доме может избираться до двух старших по дому. Старший по дому выбирается сроком на пять лет.

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 7

В настоящее время инициатива в части выбора старшего по подъезду широко поддерживается жителями. Это вызвано необходимостью взаимодействия собственников помещений с представителями управляющих и подрядных организаций, местной администрацией. Выбор старшего по подъезду - это наиболее цивилизованное решение для представительства интересов жителей. Понятие "старший по подъезду" встречается в нашей повседневной речи и нормативно-правовых актах достаточно давно. Кто же такой старший по подъезду? Каков его правовой статус? Какими нормативно-правовыми актами регламентируется деятельность старшего по подъезду? Каковы его права и обязанности?

Старший по подъезду - это не должность, а скорее общественная работа, дополнительная нагрузка. В Жилищном кодексе отсутствует такое понятие, как старший по подъезду. Тем не менее в актах местного самоуправления оно встречается достаточно часто.

Практика в Нижнем Новгороде

Постановлением Городской думы г. Нижнего Новгорода от 24.05.2006 N 41 "О Положении о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде" (далее - Положение N 41) регламентируется правовой статус старших по дому, подъезду, улице.

Итак, согласно этому документу старший по подъезду - это дееспособный гражданин старше 16 лет, выбираемый из числа лиц, проживающих в одном подъезде, для реализации задач территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) в соответствии с уставом ТОС.

Как указано в п. 1.1 ст. 1 Положения N 41, ТОС в Нижнем Новгороде - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города для самостоятельной и под свою ответственность реализации инициатив по вопросам местного значения. ТОС является формой осуществления населением местного самоуправления в городе и призвано содействовать реализации прав и свобод граждан, их самостоятельности в решении вопросов развития города. Согласно п. 3.1 ст. 3 Положения N 41 ТОС может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, квартал, микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан.

В уставе ТОС может быть предусмотрено положение о наличии старшего по подъезду при необходимости содействия в решении задач ТОС. В ст. 14 Положения N 41 регламентируется порядок избрания старшего по подъезду, его обязанности и полномочия. Так, руководствуясь п. 14.4 данной статьи, жители подъезда могут наделить старшего по подъезду следующими полномочиями:

  • созывать собрания жителей подъезда;
  • обращаться в органы ТОС по вопросам, затрагивающим интересы жителей подъезда;
  • выходить с предложениями по техническому обслуживанию подъезда, благоустройству придомовых территорий, текущему ремонту зданий;
  • на основании решения собрания жителей подъезда аккумулировать личные средства жителей подъезда с целью удовлетворения общих потребностей;
  • участвовать в работе совещаний по обсуждению вопросов, связанных с эксплуатацией подъезда;
  • организовывать жителей на проведение работ по благоустройству подъезда;
  • осуществлять общественный контроль за уборкой подъездов, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования, за выполнением жилищно-эксплуатационными организациями работ по уборке, благоустройству и оборудованию придомовых территорий, за соблюдением санитарно-гигиенических, экологических, противопожарных и эксплуатационных требований, правил содержания домашних животных;
  • согласовывать акты приемки работ, произведенных в подъезде;
  • оказывать содействие органам пожарного надзора в осуществлении мероприятий по обеспечению противопожарного состояния жилых домов;
  • оказывать содействие органам социальной защиты в предоставлении помощи малоимущим гражданам;
  • оказывать содействие учреждениям здравоохранения в проведении профилактических и противоэпидемиологических мероприятий;
  • оказывать содействие органам внутренних дел в укреплении общественного порядка.

Старший по подъезду подотчетен и подконтролен общему собранию жильцов данного подъезда. Решением общего собрания срок его полномочий может быть продлен, а также прекращен досрочно (с учетом, что за досрочное освобождение от обязанностей старшего по подъезду проголосовало не менее двух третей жителей подъезда (п. 14.8 ст. 14 Положения N 41)). Кроме того, как указано в Положении N 41, на собраниях жильцов могут присутствовать представители органов местного самоуправления с правом совещательного голоса. Старший по подъезду представляет интересы жителей подъезда в отношениях с органами ТОС и действует от их имени. Также в рассматриваемом нормативном акте закреплена обязанность органов ТОС, администрации районов способствовать старшему по подъезду в осуществлении его деятельности, в том числе и путем оказания методической помощи.

Общие положения

Если обобщить все, что было сказано выше, можно сформулировать определение понятия старшего по подъезду. Итак, старший по подъезду представляет интересы своих соседей в части содержания и сохранности подъезда, жилого дома и двора в отношениях с районной администрацией, органами ТОС, управляющей компанией, управлением внутренних дел и прочими государственными структурами, являясь неким посредником для бесконфликтного и своевременного решения поставленных задач.

Из п. 14.1 ст. 14 Положения N 41 следует, что выбор старшего по подъезду возможен только при наличии на определенной территории ТОС. Однако ст. 30 Конституции РФ гарантирует право граждан на объединение.

Ниже мы рассмотрим иные случаи, когда может быть выбран старший по подъезду.

Согласно п. 1 ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в данном доме. К компетенции общего собрания относятся не только вопросы владения, пользования и распоряжения общим имуществом многоквартирного дома, но и любые вопросы, связанные с жизнедеятельностью дома. На общем собрании собственников может быть принято решение о выборе старшего по подъезду, определены его полномочия и обязанности. Также можно предусмотреть выплату вознаграждения за выполнение обязанностей старшего по подъезду.

В многоквартирных домах, где выбраны разные способы управления, порядок избрания старшего по подъезду несколько отличается.

Так, в многоквартирных домах, где не создано ТСЖ, но выбрана управляющая компания, вопрос избрания старшего по подъезду должен решаться на общем собрании собственников помещений (ст. 44 ЖК РФ). Поскольку заключен договор управления с управляющей организацией, в него нужно будет внести соответствующие изменения, касающиеся назначения ответственного лица, а также его полномочий по представлению интересов жителей подъезда в отношениях с управляющей компанией, при необходимости включить условия об оплате труда.

В домах, где создано ТСЖ, высшим органом управления является общее собрание членов ТСЖ, на котором могут быть приняты решения о необходимости введения старшего по подъезду, определены его права, обязанности, ответственность.

Все решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также членов ТСЖ оформляются протоколом (см. ст. ст. 46 и 146 ЖК РФ соответственно).

Вознаграждение старшего по подъезду

Из анализа полномочий, которыми как полностью, так и частично может быть наделен старший по подъезду, следует вывод, что данная деятельность охватывает достаточно широкий спектр жизни жителей одного подъезда и позволяет улучшить ее качество по многим направлениям. Исходя из этого, можно предположить, что такая работа должна быть оплачиваемой. Однако Положением N 41 оплата работы старшего по подъезду не предусмотрена. Подразумевается, что она выполняется на общественных началах.

Ни законодательством Нижегородской области, ни актами г. Нижнего Новгорода не предусмотрено вознаграждение за работу старшего по подъезду, в отличие, например, от других регионов. Так, за работу старшего по подъезду столичное правительство освобождает его от оплаты жилищных услуг (плата за наем, оплата жилья по договору найма, оплата услуг технического обслуживания) и платы за вывоз мусора в пределах ставок, установленных Правительством Москвы на одно жилое помещение, и социальной нормы площади жилья, а также от оплаты обслуживания запирающего устройства и услуг дежурного по подъезду (см. п. 5.5 Постановления Правительства Москвы от 13.04.1999 N 328).

Также в качестве примера организации оплаты труда старшего по дому, но не по подъезду, можно привести ситуацию, рассмотренную в Постановлении ФАС ПО от 24.05.2010 по делу N А65-25539/2009. Так, управляющая компания заключала со старшими по домам договоры по работе с собственниками и нанимателями жилых помещений за счет старших по домам. Вознаграждение предусматривалось в размере 0,8% от собранных платежей за жилищно-коммунальные услуги. Данные затраты были заложены в тариф на все коммунальные услуги. Старшие по домам избирались на собраниях жильцов дома в соответствии с положением о старших по домам, утвержденным администрацией муниципального района.

Варианты вознаграждения могут быть разными, в том числе в виде предоставления компенсации в части оплаты содержания и ремонта общего имущества.

Поскольку решение данных вопросов отнесено к компетенции общего собрания собственников, следует учесть, что расходы, связанные с оплатой работы старшего по подъезду, будут ложиться на плечи самих собственников помещений пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество дома.

* * *

Работа старшего по подъезду на первый взгляд кажется незаметной и несколько рутинной. Казалось бы, зачем нужен еще один человек, если собственники и так могут решать свои вопросы напрямую с председателем правления, если в доме создано ТСЖ, либо с управляющей компанией, если в доме выбран этот способ управления. Однако, как мы знаем, в ситуации, когда нет ответственного лица, парламентера, представителя интересов группы лиц, проблемы решать достаточно трудно, особенно это касается управления таким сложным организмом, как многоквартирный дом. Мало кто желает нести бремя ответственности за всех, да и каждый знает, что инициатива наказуема. К сожалению, трудноискоренимая позиция "лучше не высовываться" препятствует проявлению собственниками активности в решении многих общих проблем. Исходя из такой постановки вопроса, граждане, изъявившие желание принять на себя большую ответственность за решение коллективных проблем, заслуживают уважения и поддержки, в том числе и материальной. Хорошо мотивированный собственник сможет решать вопросы более продуктивно, нежели лицо, исполняющее свои обязанности, как тяжкое бремя.

Е.В.Фомичева

Юрисконсульт

Фонда жилищного просвещения

"Ассоциация ТСЖ г. Нижнего Новгорода"

Домовой комитет - это общественное добровольное объединение граждан (нанимателей, собственников жилья) по месту их жительства в многоквартирном доме (домах), в целях совместного решения социальных проблем в жилищной сфере, развитие доброжелательных отношений между жителями (соседями), создание комфортной среды проживания, осуществление общественного контроля за содержанием жилых домов, а также содержанием придомовых территорий, объектов благоустройства и озеленения.

Домовый комитет может быть организован в отдельном многоквартирном доме, группе многоквартирных домов, в случае отсутствия в них иных объединений жителей (товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, территориальных общин), созданных с целью управления или контроля за управлением, содержанием, эксплуатацией и ремонтом многоквартирных домов.

Домовый комитет формируется из представителей собственников и арендаторов от каждого подъезда многоквартирного дома.

Выбирать представителей в домовый комитет следует на собраниях жильцов дома (подъезда) без ограничения по количеству жителей и формы проведения (подписной лист) с предоставлением равной по подъездам доли голосов. Порядок проведения общих собраний домового комитета и принятия решений определяется уставом домового комитета.

Собрания с целью организации домового комитета созываются жителями одного дома, группы домов. В собрании вправе участвовать граждане (собственники, наниматели или представители их семей - по одному представителю от каждой семьи), постоянно зарегистрированные по месту жительства в многоквартирном доме (домах) и достигшие возраста 18 лет.

Инициаторами проведения собрания по организации домового комитета и выбору его руководящего органа могут быть инициативная группа жителей многоквартирного дома (домов), в количестве не менее 3 человек (далее - инициативная группа), а также орган местного самоуправления и территориальный орган исполнительной власти, действующий на данной территории. При организации общего собрания управы районов предоставляют либо содействуют предоставлению помещений для проведения общих собраний.

Инициативная группа не менее чем за 10 дней до проведения собрания уведомляет об этом граждан, имеющих право на участие в собрании, а также вправе уведомить Управу района, муниципалитет муниципального образования и управляющую организацию.

Уведомление направляется в письменной форме. В нем указываются дата, время и место проведения собрания, адреса домов, жители которых участвуют в собрании, предполагаемое число участников, повестка дня, а также персональный состав инициативной группы с указанием фамилий, имен, отчеств, места жительства и контактных телефонов.

Инициаторы проведения собрания могут провести консультации (обсуждения) с жителями по выносимым на рассмотрение вопросам.

Управа района, управляющая организация, могут направить для участия в общем собрании жителей своих представителей.

Собрание правомочно, если в нем участвуют не менее пятидесяти процентов жителей. Списки присутствующих составляет инициативная группа.

Решение собрания о создании домового комитета и выборе его руководящего органа принимается большинством голосов присутствующих на собрании жителей открытым голосованием. Голосование ведется по каждому вопросу повестки дня собрания.

Представителя органов власти и иные лица, присутствующие на собрании, в голосовании не участвуют.

Секретарь собрания ведет протокол собрания, в котором указываются номера квартир, подъездов, адреса домов, жители которых участвуют в собрании, количество жителей, участвующих в собрании, инициаторы (состав инициативной группы), дата, время и место проведения собрания, полная формулировка рассматриваемых вопросов повестки дня, фамилии выступивших, краткое содержание выступлений по рассматриваемым вопросам, принятое решение. Список зарегистрированных участников собрания с их подписями и список участвующих в собрании представителей органов власти и иных лиц являются приложением к протоколу.

В случае принятия жителями решения о создании домового комитета в протокол вносятся фамилии, имена, отчества, номера квартир, контактные телефоны избранных членов руководящего органа домового комитета, в том числе председателя домкома (если в соответствии с уставом домового комитета председатель избирается на собрании).

Протокол зачитывается председателем собрания участникам собрания, подписывается председателем и секретарем собрания. Порядок проведения собраний домкома определяется уставом.

Уведомление о проведенном собрании, подписанное председателем и секретарем собрания, протокол собрания, содержащий решение о создании домового комитета и устав домового комитета, включая список избранных руководителей домового комитета с указанием контактных телефонов, направляются в управу района для проведения учета и в управляющую организацию.

Члены руководящего органа домового комитета могут избирать из своего состава председателя на первом заседании (если уставом домового комитета предусмотрено избрание председателя на заседании руководящего органа домового комитета).

Руководящий орган домового комитета (совет дома, правление домового комитета) может быть сформирован из старших по домам и подъездам на срок не более 4 лет. По истечении указанного срока жители в порядке, предусмотренном уставом домового комитета, переизбирают руководящий орган домового комитета в прежнем или ином составе.

В случае отсутствия возможности проведения общего собрания жителей решение о создании домового комитета, избрании или переизбрании состава руководящего органа домового комитета, включая председателя, а также по иным вопросам, относящимся к деятельности домового комитета, могут быть приняты на основании проведенного письменного опроса жителей многоквартирного дома (домов). Письменный опрос жителей многоквартирного дома (домов) производится путем применения опросных листов. Опросный лист должен содержать перечень вопросов для голосования, данные о жителях многоквартирного дома (домов) (№ квартиры, Ф.И.О). Голосование осуществляется путем сбора подписей по голосуемым вопросам.

По результатам проведенного письменного опроса составляется и подписывается членами инициативной группы протокол по учету результатов голосования с приложением опросных листов. В протоколе должны быть указаны контактные телефоны членов инициативной группы. Членами инициативной группы подписывается каждый опросный лист.

При проведении письменного опроса решение считается принятым, если за него проголосовали более 25 % жителей. При этом количество опрошенных должно превышать 50 % от общего количества жителей дома, включая отказавшихся от голосования и воздержавшихся.

Домовой комитет считается созданным с момента принятия жителями решения о создании домового комитета, утверждении его устава и формировании руководящих органов домового комитета с учетом порядка. С момента принятия указанных решений домовый комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом.

Основными документами, регламентирующими создание и деятельность домовых комитетов, являются постановление Правительства Москвы от 21.09.2004 № 651-ПП «О домовых комитетах» и Методические рекомендации по организации, деятельности, учету домовых комитетов и взаимодействию с ними территориальных органов исполнительной власти и уполномоченных управляющих организаций, утвержденные распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 23.12.2004 № 1108.

Домовые комитеты могут регистрироваться в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общественных объединениях», и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Учетную регистрацию домовых комитетов независимо от их государственной регистрации осуществляют управы районов с целью мониторинга и обеспечения контроля за предоставлением льгот членам руководящего органа домового комитета.

Для проведения учетной регистрации председатель домкома (или иное уполномоченное лицо) обращается в управу района с заявлением, к которому прикладывается протокол общего собрания жителей с листами регистрации или протокол письменного опроса с приложением опросных листов (бюллетеней для голосования) о создании домового комитета, а также устав.

Руководство текущей деятельностью домового комитета осуществляет руководящий орган, который подотчетен общему собранию жителей дома. Порядок и формы отчетности могут быть определены уставом.

С момента создания домового комитета членам его руководящего органа предоставляются льготы по оплате жилищных услуг. Решение по предоставлению льгот принимается управой района на основании протокола общего собрания (письменного опроса) жителей дома о создании домового комитета и выборе членов его руководящего органа после проведения учетной регистрации и закрепляется соответствующим распорядительным документом.

Домовый комитет может осуществлять функции по:

общественному контролю за управлением, содержанием, ремонтом и эксплуатацией многоквартирного жилого дома, включая участие в подготовке предложений при разработке управляющей организацией и управой района перспективных планов по управлению, содержанию, ремонту и благоустройству, а также мероприятий по улучшению эксплуатации и сохранности жилищного фонда;

осуществлению общественного контроля качества и объемов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;

содействию организации мероприятий по ресурсо- и энергосбережению, а также ремонту объектов общего пользования;

участию в комиссиях по осмотру жилищного фонда, проверке технического состояния жилого дома и инженерного оборудования, а также профилактическом осмотре кровель и подвалов с целью подготовки предложений о проведении текущего и капитального ремонта;

осуществлению общественного контроля за своевременным и качественным выполнением работ по текущему и капитальному ремонту жилищного фонда, а также проведением работ по благоустройству;

осуществлению общественного контроля за целесообразным использованием средств населения;

формулировке проблем содержания и обслуживания дома, в том числе и в виде вопросов и формулировок для голосования на собраниях;

контролю за исполнением решений собраний собственников помещений, как собственниками помещений, так и обслуживающими организациями;

принятию участия в разработке проектов годовых планов жилищно-эксплуатационного участка по ремонту жилых домов, а также мероприятий по благоустройству территории дворовых участков, детских и спортивных площадок;

осуществлению контроля за соблюдением населением правил и норм эксплуатации жилищного фонда;

оказанию эксплуатационной организации и жителям содействия в организации ремонта общего имущества, в установке подъездных запирающих устройств домофонов, кодовых замков и др.;

принятию мер общественного воздействия в отношении нанимателей, собственников и арендаторов жилых помещений и проживающих с ними лиц, нарушающих пользование этими помещениями;

мобилизации населения к участию на добровольных началах в работах по благоустройству и озеленению придомовых участков, в обеспечении сохранности зеленых насаждений, детских и спортивных площадок;

принятию мер общественного воздействия в отношении злостных неплательщиков оплаты за коммунальные услуги;

рассмотрению фактов нарушения правил пользования жилыми помещениями, а также общественного порядка пользования общими помещениями в коммунальных квартирах, занимаемых несколькими семьями;

организации приема населения членами домового комитета, осуществлению контроля за своевременным рассмотрением и выполнением работ по жалобам и заявлениям жильцов;

созыву по необходимости собрания жителей или их представителей для решения вопросов затрагивающих интересы населения.

Уполномоченные представители руководящего органа домового комитета вправе принимать участие в заседаниях, совещаниях, проводимых в управе района, с правом совещательного голоса по вопросам, затрагивающим интересы жителей многоквартирного дома.

Домовые комитеты осуществляют свою деятельность в рамках Закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и в соответствии с Уставом, принятым на общем собрании жителей многоквартирного дома (домов).

Домовый комитет проводит свою работу с привлечением актива жильцов в контакте с общественными организациями (Совет ветеранов) и управляющей организацией.

Для выполнения текущей работы домовый комитет может создавать: Совет общественности по работе с детьми и подростками, хозяйственные комиссии по благоустройству и др.

Домовый комитет проводит свои заседания по мере необходимости.