Кто из мыслителей ввел понятие гражданское общество. Нужно ли России гражданское общество? Глобальное открытое общество

Родился в 1948 году. В 1970 г. закончил Севастопольский приборостроительный институт по специальности «Физико-химические исследования металлургических процессов (защита металлов от коррозии)». В течение трех лет занимался испытанием материалов в Черном море.

В 1973-78 г.г. работал научным сотрудником в лаборатории технологии добычи нефти института СевКавНИПИнефть, г Грозный, затем заведовал сектором защиты от коррозии того же института. Кандидат технических наук по специальности «Разработка и эксплуатация нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений (1979), старший научный сотрудник (1982) по той же специальности.

В 1986 г. перешел на работу в институт «НижневартовскНИПИнефть» в качестве начальника отдела техники и технологии добычи нефти. Участвовал в разнообразных прикладных исследованиях на Самотлорском и других крупных месторождениях ХМАО. За экологическое обследование Самотлорского месторождения награжден премией им. Муравленко.

В 1993 г. организовал с партнерами ЗАО «Институт природопользования», которым руководил в течение 14 лет. Помимо нефтедобычи, много занимался вопросами экологии, член-корреспондент Международной Академии Наук Экологии и Безопасности Жизнедеятельности (1996), заслуженный эколог ХМАО. Институт стал одним из первых рыночных предприятий в проектной деятельности, поэтому А.Г.Хуршудов неоднократно в качестве ГИПа руководил крупными нефтяными проектами.

В настоящее время Александр Хуршудов работает консультантом для российских и зарубежных компаний в сфере добычи нефти, нефтяной экологии и экономики. В течение 12 последних лет он инвестирует на фондовой бирже, пишет аналитические статьи и публицистику. Эксперт информационного агентства ИАREX (г. Киев) и журнала «Нефтегазовая вертикаль».

С постоянным экспертом агентства, член-корреспондентом МАНЭБ Александром Хуршудовым. Сегодня мы продолжаем эту беседу.

- Александр Григорьевич, мы собирались обсудить нормативно-законодательные вопросы. Как Вы оцениваете наше законодательство в сфере природопользования?
- Это очень скверное законодательство. Крайне бюрократизированное. Все в нем запрещено, и тому, кто хочет нормально работать, приходится искать лазейки в наших сырых нормативных актах.
Удивительная вещь: у нас обычное промышленное строительство ЗАПРЕЩЕНО ВЕЗДЕ, кроме земель городов и поселков. Исключение сделано только для добычи полезных ископаемых и строительства коммуникаций. Спасибо и на этом, что не приходится тянуть нефтепроводы по воздуху. А вот просто построить небольшой заводик, склад или мастерские - НЕЛЬЗЯ. В Лесном Кодексе это не предусмотрено, все виды «использования лесных земель» строго регламентированы в ст. 25. Есть, правда, нелесные земли (болота). Но Водный Кодекс (ст. 5, п.1) относит их к «поверхностным водным объектам», а согласно ст. 11, п. 2 предоставление водных объектов в пользование для промышленного строительства НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО. Чушь невероятная: что это за «водный объект», если по нему и летом можно ходить, ездить на вездеходе и собирать клюкву?
Но особо отмечу: все эти проблемы не имеют НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ к вопросу рекультивации шламовых амбаров. Там земля отводится (для добычи полезных ископаемых) при строительстве куста скважин, рекультивируй своевременно и сдавай обратно Лесному фонду.

- Особенно трудно отвести землю для полигона захоронения отходов….
- Да, тут нас давит еще и закон №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно ст.12, п.5 «…запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов , лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения…»
То есть в лесу полигон отходов строить нельзя, на болоте - тоже нельзя, в черте города - нельзя. Нигде НЕЛЬЗЯ.
Но тут содержится целых ДВА запрета. Я не зря выделил «водозаборные площади подземных водных объектов, которые используются в целях…водоснабжения». Потому что почти в любом городе или поселке имеется подземный водозабор. А его «водозаборная площадь» может достигать и десятки и сотни километров. Следовательно, в таком радиусе строить полигон отходов вдвойне нельзя. Чиновнику бесполезно доказывать, что фильтрация подземных вод идет ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ, что загрязнение их (если и будет) пройдет 10 км примерно за 50 лет, что подземные пласты могут быть изолированы и сам полигон - тоже. Чиновник ткнет пальцем в закон и оттопырит карман для взятки.

- Какой же выход из этого дурацкого положения?
- Есть старая поговорка: закон - это телеграфный столб, перепрыгнуть нельзя, а обойти можно. Есть одна лазейка. Нужно отвести лесные земли (желательно в горельниках или на пустошах) для ПРОМЫШЛЕННЫХ НУЖД.