Кто не подлежит постановке на воинский учет. Категории граждан подлежащих и неподлежащих воинскому учету. Учет и хранение личных карточек

5 февраля 2015 года президент Владимир Путин подписал Указ «О призыве граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, на военные сборы в 2015 году». Кого могут призвать, и о чем нужно знать работодателю.

И одним из главных вопросов, связанных призывом резервистов, является регулирование трудовых отношений на период сборов. При этом вопросы возникают как со стороны работодателей, так и со стороны работников. Как поступить работодателю, если работника призвали на сборы? Какие документы оформить? Как оплачивать это время? Какие права имеет работник? Разбираемся.

Не паниковать!

Следует отметить, что все вопросы организации и проведения военных сборов подробно расписаны в соответствующем Положении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. N 333. В соответствии с п. 9 данного Положения Призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента Российской Федерации. Таким образом, призыв резервистов является плановым. Указ Президента от 05 февраля 2015 года не является каким-либо нововведением. Следовательно, в части трудовых отношений руководствоваться следует уже привычными утвержденными нормами законодательства Российской Федерации. Граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы. Иными словами, исполняющими государственные обязанности. А это значит, что работодатель воспрепятствовать призыву работника не может и обязан предоставить все гарантии, предусмотренные статьей 170 Трудового кодекса РФ , Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности". Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Министерством обороны Российской Федерации, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При этом продолжительность не может превышать двух месяцев, а общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев (п. 5 Положения о проведении военных сборов).

Обязанности работодателя

Сохранение места работы. Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы на время исполнения им государственных или общественных обязанностей (ст. 170 ТК РФ). О сохранении за работниками постоянного рабочего места на время военных сборов прямо сказано и в п. 2 ст. 6 Закона № 53-ФЗ. Но если у работодателя возникнет необходимость найти замену работнику, призванному на военные сборы. Возможны два варианта:
  • Привлечение другого работника к выполнению обязанностей «призывника» на условиях совмещения в установленном трудовым законодательством порядке;
  • Заключение срочного трудового договора с новым работником на время отсутствия «призывника».
Так или иначе, и срочный трудовой договор с новым работником, и выполнение дополнительной работы на условиях совмещения другим действующим специалистом прекращаются с возвращением основного работника, прошедшего военные сборы. Оплата на время сборов. Статья 6 Закона № 53-ФЗ также обязывает работодателей выплачивать «призывникам» средний заработок за время прохождения военных сборов. Однако понесенные организацией расходы компенсирует Министерство Обороны. Об этом свидетельствует п. 26 Положения о проведении военных сборов. Закон о воинской службе не устанавливает особого порядка исчисления среднего заработка. Поэтому при его расчете следует руководствоваться статьей 139 Трудового кодекса РФ и Положением о порядке исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213. Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат. Расчетный период, независимо от режима работы, составляет 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, за который сохраняется средний заработок. В данном случае нужно учитывать месяцы, которые предшествуют месяцу призыва на сборы. А за календарный месяц берется период с 1 по 30 (31) число соответствующего месяца, а в феврале - по 28 или 29 число включительно (согласно ч. 3 ст. 139 ТК РФ). Если сотрудник отработал на предприятии менее 12 месяцев, в расчетный период войдет фактически отработанное время.

Расчет среднего заработка за время прохождения военных сборов производится следующим образом:

Средний заработок = Σ з/п / Σ дн. * Σ в/с,

Где Средний заработок – это средний заработок за время прохождения военных сборов, Σ з/п – это суммы заработной платы, фактически начисленные за расчетный период (т.е. за 12 месяцев), Σ дн. – это количество фактически отработанных работником в расчетный период дней, Σ в/с – это количество рабочих дней по графику работы, пропущенных работником в связи с прохождением военных сборов.

Чтобы компенсировать свои затраты за счет средств федерального бюджета, организация должна подать в военкомат, призвавший сотрудника на сборы, сведения на официальном бланке о своих фактических расходах с приложением заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих расходы. Учет времени. Для расчета среднего заработка работодателю необходимо правильно посчитать количество дней нахождения на военных сборах. Сделать это можно на основании документа из военного комиссариата.

Началом военных сборов считается:

  • день зачисления в списки личного состава воинской части, в случае, если доставка к месту службы осуществляется в день отправки;
  • день отправки к месту сборов, если доставка к месту службы осуществляется в последующие дни.

Окончанием военных сборов считается:

  • день исключения из списков личного состава воинской части, в случае, если доставка в военный комиссариат осуществляется в тот же день;
  • день прибытия в военный комиссариат, если доставка от места прохождения сборов осуществляется в последующие дни.
Документальное оформление. В случае призыва работника на военные сборы военкомат присылает повестку, которая состоит из двух частей. Одна - для работника, другая - работодателю, с извещением о том, что его работник будет находиться на сборах определенное количество времени. Эту часть кадровику необходимо подшить к личному делу сотрудника. Бланк повестки приведен в приложении № 1 к Положению о военных сборах. В документе указывают, в том числе, сколько будет отсутствовать сотрудник. На основании повестки работодатель издает приказ в произвольной форме о том, что работника следует считать призванным на военные сборы. А отсутствие работника отражает в табеле учета рабочего времени, как исполнение государственных или общественных обязанностей согласно законодательству (кодовое обозначение «Г» или «23»). Возможны случаи, когда повестка приходит не по месту проживания работника-призывника, а по месту его работы. В таком случае работодатель обязан незамедлительно уведомить работника о его призыве на военные сборы.

Другие гарантии

Сохранение места работы и выплата среднего заработка за время прохождения военных сборов - не единственные гарантии «призывникам». В связи с тем, что время прохождения работником военных сборов является временем, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы, то это время входит в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (ст. 121 ТК РФ). Если работника призвали на военные сборы во время ежегодного оплачиваемого отпуска, то отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника (ст. 124 ТК РФ). Кроме выше указанного, Законом № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрены и иные денежные выплаты гражданам, проходящим военные сборы, устанавливаемые федеральными законами и иными нормативными актами. Например, оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклада по воинскому званию; командировочные расходы и иные выплаты. Тем, кто не состоит в трудовых отношениях ни с одним работодателем, также предусмотрены выплаты. В случае если «призывник» состоит на учете в государственном учреждении службы занятости населения, средний заработок выплачивается по месту учета. Неработающим и не состоящим на учете в государственном учреждении службы занятости населения выплачивается минимальный размер оплаты труда.

Призовут не всех

От сборов освобождаются:
  • женщины;
  • педагоги;
  • студенты очной или очно-заочной формы обучения;
  • отцы трёх и более несовершеннолетних детей.
Полный список освобожденных от сборов граждан РФ перечислен в ст. 55 Закона № 53-ФЗ Кроме приведенного списка, от сборов будут освобождены те, кто уже проходил военную подготовку в течение трех последних лет. Связано это с нормой, согласно которой призыв на военные сборы не может производиться чаще, чем один раз в три года (п.4, ст. 54 Закона № 53-ФЗ).

Таким образом, призыв работника на военные сборы не так уж и страшен как для работодателя, так и для самого работника. Работнику гарантированы сохранение места работы, средний заработок, право на отпуск. А работодатель при этом не платит призванному работнику «из своего кармана» и имеет право заменить «призывника» на время его отсутствия другим работником.

По состоянию на: 07.02.2011
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2011
Автор: Коваленко Т. П.
Тема: Документы кадровой службы, Оплата труда
Рубрика: Оплата и нормирование труда / налогообложение

    Шаблоны документов
      Письмо Приказ

    Нормативные документы

      Трудовой кодекс Российской Федерации (извлечение) Налоговый кодекс Российской Федерации (извлечение) Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинс Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (извлечение) Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2008 № 152 «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» (извлечение) Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» (извлечение) Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»« (извлечен Постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 184 «Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевани Приказ Министра обороны Российской Федерации от 17.05.2007 № 185 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 333» (извлечение)
      Нужно ли платить зарплату работнику, проходящему военные сборы?

Отдел кадров - это первая инстанция, куда обращается работник со своими вопросами. А значит, его сотрудники сталкиваются с множеством нестандартных ситуаций и «незнакомых» документов. Разобраться в большом количестве представляемых бумаг - дело непростое и ответственное.

Работник принес справку о призыве на военные сборы. «А почему не повестка?» - спросите вы, и правильно сделаете. Как мы сейчас убедимся, по невнимательности учебные сборы можно спутать с военными. Какие будут последствия? Достаточно серьезные: неправильное оформление документов, ошибочные начисления выплат сотруднику и налогов, нарушения правил бухгалтерского учета. Все это в конечном итоге может привести к необоснованным финансовым потерям организации.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляет Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о военной службе). Пункт 1 ст. 1 этого Закона включает в состав воинской обязанности граждан РФ призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Толковый словарь Военные сборы - это комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органахб.

На основе Закона о военной службе разработано Положение о военных сборах, утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 № 333 (далее - Положение о военных сборах). Названное Положение определяет:
виды военных сборов, порядок определения их начала и окончания;
функции Минобороны России, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, их территориальных органов, осуществляющих воинский учет, по проведению военных сборов;
порядок призыва граждан РФ, пребывающих в запасе, на военные сборы;
порядок организации проведения военных сборов;
порядок и размеры материального обеспечения граждан, проходящих военные сборы;
права и обязанности должностных лиц организаций и граждан, связанные с проведением военных сборов.

Для чего работодателю ориентироваться во всех этих нормах? Дело в том, что закон устанавливает для него определенные обязанности, связанные с военными сборами.

Прохождение военных сборов является государственной обязанностью гражданина, поэтому работодатель, сотрудник которого призван на военные сборы, должен освободить его от выполнения трудовых обязанностей на этот период. При этом за работником сохраняются место работы и должность (ч. 1 ст. 170 ТК РФ).

Работнику, призванному на военные сборы, не только гарантировано сохранение места работы. Если ежегодный оплачиваемый отпуск сотрудника приходится на период военных сборов, он сможет продлить его или перенести на другой срок (ст. 124 ТК РФ). Время пребывания на военных сборах включается в стаж для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 121 ТК РФ).

ДЛЯ СБОРОВ НЕ ГОДЕН!

Например, от военных сборов освобождаются граждане женского пола; граждане, обучающиеся по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в образовательных учреждениях; граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях, - на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы.

Не подлежат призыву на военные сборы граждане, указанные в п. 3 ст. 23 Закона о военной службе. Это те же лица, которые не подлежат призыву на военную службу:
а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

При наличии уважительных причин работника может освободить от сборов военный комиссар (п. 3 ст. 55 Закона о военной службе).

Например, при прохождении обязательного в таких случаях медосмотра гражданин может оказаться не годным к призыву на военные сборы по состоянию здоровья.

ВОЕННЫЕ СБОРЫ: ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ

Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Минобороны России или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором Законом о военной службе предусмотрена военная служба.

Обратите внимание!

Военные сборы подразделяются на два вида:
– учебные сборы;
– сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов (проверочные сборы)

При этом должны соблюдаться следующие правила.

Правило 1. Продолжительность военного сбора не может превышать двух месяцев.

Правило 2. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев.

Правило 3. Периодичность призыва граждан, пребывающих в запасе, на учебные сборы не может быть чаще одного раза в три года.

Правило 4. Граждане, пребывающие в запасе, призываются на проверочные сборы независимо от прохождения ими учебных сборов.

Обратите внимание!

Призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента РФ

Решение о призыве гражданина на военные сборы оформляется приказом военного комиссара.

О призыве на учебные сборы граждане оповещаются заблаговременно. Для этого им - не позднее чем за 10 дней до начала прохождения учебных сборов - вручаются повестки. Форма повестки приведена в приложении № 1 к Положению о военных сборах. Повестка содержит отрывную часть - извещение руководителю организации.

Обратите внимание!

Руководитель организации должен быть извещен о призыве граждан, которые у него работают, на военные сборы

Таким образом, заблаговременно извещается и работодатель. Пункт 17 Руководства по организации проведения военных сборов в Вооруженных Силах Российской Федерации, утв. приказом министра обороны России от 17.05.2007 № 185 «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 333», содержит на этот счет специальное правило: о призыве граждан на военные сборы извещаются руководители организаций, в которых они работают.

В извещении, являющемся составной частью повестки, указывается время начала и окончания военных сборов, на которые призывается работник. В этот срок войдет не только период пребывания сотрудника в воинской части, но и время в пути до места сбора и обратно.

В нашу организацию пришли повестки о призыве двух работников на военные сборы. Мы удивлены, что повестки поступили на адрес организации. Обычно работники приносят нам эти документы сами, получая их на свой домашний адрес. Каковы наши действия в такой ситуации?

Повестка военного комиссариата действительно может быть направлена не по месту жительства гражданина, призываемого на военные сборы, а по месту его работы.

Пункт 1 ст. 4 Закона о военной службе в числе обязанностей организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности предусматривает и то, что руководители организации, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов.

Итак, получив повестку, вы обязаны не только не препятствовать явке вашего работника в военкомат, но и обеспечить ему возможность своевременно явиться в военкомат для прохождения военных сборов.

На основании повестки необходимо издать приказ об освобождении работника от работы на период военных сборов. Унифицированной формы такого приказа нет, его можно оформить в произвольной текстовой форме на бланке приказа (приложение 1 ).

Такой приказ должен содержать следующие сведения:
фамилия, имя и отчество работника;
занимаемая им должность и структурное подразделение, где он работает;
период освобождения от работы (с указанием даты начала и окончания сборов);
информация о сохранении среднего заработка.

В период отсутствия работника в табеле учета рабочего времени (унифицированные формы № Т-12 или Т-13, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) в соответствующей ячейке проставляется буквенный код Г или цифровой код 23 - «Исполнение государственных или общественных обязанностей согласно законодательству».

ОПЛАТА ПЕРИОДА ВОЕННЫХ СБОРОВ

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, можно классифицировать следующим образом:
1. Обеспечение продовольствием и имуществом во время прохождения военных сборов (подп. «а» и «б» п. 24 Положения о военных сборах).
2. Выплаты, осуществляемые соответствующими воинскими частями (федеральными бюджетными учреждениями) федеральных органов исполнительной власти, по месту прохождения военных сборов.

К таким выплатам в соответствии с пп. 25 и 26 Положения о военных сборах и пп. 2-3 ст. 6 Закона о военной службе относятся:
выплата оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклада по воинскому званию;
выплата коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в т. ч. отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию и процентных надбавок в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

Цитируем документ

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности,

федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Пункт 1 ст. 2 Закона о военной службе

Расчет размера процентных надбавок к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию осуществляется на основании справок о стаже работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в т. ч. отдаленных, выдаваемых организациями по месту постоянной работы граждан, по форме согласно приложению № 3 к Положению о военных сборах.

3. Выплаты, осуществляемые работодателем, с последующей компенсацией военными комиссариатами.
К таким выплатам в соответствии с пп. 25 и 26 Положения о военных сборах и пп. 1 и 2 ст. 6 Закона о военной службе относятся:
выплаты среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и за время прохождения военных сборов;
возмещение расходов по проезду граждан от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно;
возмещение расходов по найму (поднайму) жилья;
выплаты командировочных (суточных) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы и при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно.

Обратите внимание!

Минобороны России обязано компенсировать организации расходы, понесенные в связи с оплатой военных сборов

Минобороны России компенсирует организации понесенные расходы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"».

Разберем ситуацию на примере среднего заработка, выплачиваемого работнику, призванному на военные сборы.

Так, средний заработок за время призыва работника на военные сборы выплачивается по месту работы. Однако источник этой выплаты - федеральный бюджет. Работодатель в этих отношениях - «промежуточное звено»: сначала такую выплату производит он, а потом (после прохождения работником военных сборов) эти деньги ему возмещаются из бюджета (табл. 1 ).

Таблица 1

Порядок финансирования расходов

Таблица 2

Налогообложение выплат работнику, призванному на военные сборы

Как уже было отмечено, организациям в полном объеме компенсируются за счет бюджета расходы, связанные с выплатой работнику-призывнику среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда. При этом военкоматы не обладают полномочиями налоговых органов и не вправе требовать от организаций уплаты каких-либо налогов с выплат работнику за время прохождения им военных сборов (письмо Минфина России от 27.05.2008 № 03-04-07-02/11).

Мнение эксперта

Е. В. Орлова,
директор Департамента внутреннего аудита ООО «Комо»

Как работодателю компенсировать расходы за счет средств федерального бюджета

Обратите внимание, что работодатель фактически не несет расходов, связанных с призывом его работников на военные сборы.

Расходы организаций, связанные с выплатой работнику-призывнику среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы, компенсируются им в полном объеме за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели для Минобороны России по разделу «Национальная оборона» (подраздел «Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки»), целевая статья «Мобилизационная подготовка и переподготовка резервов, учебно-сборовые мероприятия с гражданами Российской Федерации» (подп. 2 п. 2, п. 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704) (далее - Правила компенсации расходов).

Эту компенсацию организации вправе получить от военных комиссариатов (подп. «д» п. 8 Положения о военных сборах).

Для получения компенсации работодателю необходимо в первую очередь надлежащим образом оформить время нахождения работника на военных сборах: издать приказ об освобождении его от работы, отметить этот период в табеле учета рабочего времени.

Пункт 26 Положения о военных сборах содержит норму: подтверждением времени фактического пребывания призывника на сборах и основанием для расчета среднего заработка за этот период является справка о прохождении военного сбора (форма утверждена приложением № 2 к Положению). Справка выдается призывнику не позднее даты его убытия из военкомата и представляется им работодателю. В такой справке указываются: Ф. И.О. гражданина, период фактического прохождения сборов (даты начала и окончания сборов), место прохождения сборов (адрес).

Далее работодатель рассчитывает средний заработок по общим правилам, предусмотренным Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Основанием для расчета и выплаты среднего заработка за период сборов будет являться платежная или расчетно-платежная ведомость (унифицированные формы № Т-53 или № Т-49, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

После оформления этих документов и расчетов с работником работодатель может получить компенсацию из бюджета. Для этого необходимо направить в соответствующий военный комиссариат письмо с приложением копий документов, подтверждающих произведенные расходы (приложение 2).

Пункт 5 Правил компенсации расходов предусматривает, что выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов. Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации. Обратите внимание: если какие-либо расходы, которые могут быть компенсированы организациям, не производились или отсутствуют документы, подтверждающие их фактическое осуществление, такие расходы в сведениях, направляемых в военный комиссариат для получения компенсации, не отражаются (письмо Минфина России от 27.05.2008 № 03-04-07-02/11). К сожалению, в настоящее время в Правилах компенсации расходов не установлен срок, в течение которого военкомат должен перечислить деньги на счет организации, оплатившей работнику период пребывания на военных сборах. Ранее военкоматам отводился на это месячный срок после представления организациями необходимых документов (см. п. 5 недействующего постановления Правительства РФ от 03.03.2001 № 157 «О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"», а также письмо Минфина России от 01.06.2007 № 03-04-06-02/104).

4. Выплаты, осуществляемые организацией согласно коллективному договору.

Коллективным договором может быть предусмотрена дополнительная компенсация или дополнительное время освобождения от работы лиц, проходящих военные сборы. В таком случае в коллективном договоре оговаривается период освобождения от работы, размер и источник выплаты.

СБОРЫ - ВОЕННЫЕ ИЛИ «УЧЕБНЫЕ»?

На практике может возникнуть ситуация, когда работник, обучающийся в вузе, имеющем факультет военного обучения, обращается к работодателю с просьбой освободить его от работы на время прохождения военных сборов и сдачи государственного выпускного экзамена по программе подготовки офицеров запаса. При этом работник представляет справку, выданную образовательным учреждением.

Что делать в такой ситуации? Безусловно, освобождать работника от работы на период, указанный в справке. А вот нужно ли оплачивать этот период по правилам, рассмотренными нами выше? Давайте разберемся.

Учебные сборы являются составной частью военной подготовки, осуществляемой факультетами военного обучения (военными кафедрами), и проводятся один раз за все время обучения, что закреплено в Положении о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее - Положение о ФВО), утв. постановлением Правительства РФ от 06.03.2008 № 152.

Проведение учебных сборов, права и обязанности граждан, проходящих военную подготовку, определяются Положением о ФВО и уставом вуза. Гражданам, проходящим военную подготовку, один раз в месяц выплачивается дополнительная стипендия (п. 40 гл. V Положения о ФВО).

Высшее учебное заведение представляет списки граждан, подлежащих направлению на учебные сборы, а также сведения, которые подлежат внесению в документы воинского учета, в военный комиссариат по месту расположения высшего учебного заведения (подп. «б» и «г» п. 23 гл. IV Положения о ФВО). Согласно п. 24 гл. IV Положения о ФВО направление граждан на учебные сборы производится военным комиссариатом по месту расположения высшего учебного заведения на основании планов проведения учебных сборов.

Кстати сказать

С вступлением в силу распоряжения Правительства РФ от 06.03.2008 № 275-р, утверждающего Перечень создаваемых учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и Перечень факультетов военного обучения и

военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в России значительно сократилось количество военных кафедр.

Что касается студентов, которые сейчас обучаются в вузах, то в связи с ликвидацией военных

кафедр в армию их не заберут, так как отсрочку для студентов очной формы обучения никто пока не отменял. В отношении военных сборов также действует освобождение для граждан, не подлежащих призыву, куда входит эта категория (подп. «з» п. 2 ст. 55 Закона о военной службе).

Также вузы оповещают граждан об их направлении на учебные сборы. По просьбе студента может быть оформлен и оправдательный документ для работодателя (справка).

Хотя на лиц, направленных на учебные военные сборы, и распространяются права и обязанности граждан, призванных на военные сборы (п. 36 гл. IV Положения о ФВО), в то же время военные учебные и военные сборы имеют отличия в части:
законодательной базы;
порядка оформления документов;
компенсационных выплат.

Обратите внимание!

Выплата среднего заработка за период учебных военных сборов студентов-очников в вузах, имеющих факультет военного обучения и входящих в Перечень, утв. распоряжением Правительства РФ от 06.03.2008 № 275-р, законом не предусмотрена (ст. 173 ТК РФ)

Согласно ст. 173 ТК РФ студентам очной формы обучения разрешено совмещать учебу с работой. При этом им гарантируется предоставление дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по месту работы в части, касающейся обычного учебного процесса, что, однако, не относится к обучению на военной кафедре и не отражается в Положении о ФВО.

Справка из вуза может служить документом, подтверждающим уважительную причину отсутствия на работе сотрудника, но, чтобы оформить отпуск без сохранения заработной платы, сторонам нужно достичь соглашения об этом. Полагаем, что в подобной ситуации, конечно же, следует не препятствовать работнику и предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы на период прохождения учебных сборов.

Максимальное время отсутствия сотрудника на рабочем месте может складываться из времени учебных сборов - 26 дней, итоговой аттестации, на которую выделяется не менее четырех дней, времени в пути до места прохождения учебных сборов. Время следования граждан на учебные военные сборы и обратно в продолжительность учебных сборов не засчиты-вается, а оплата проезда осуществляется за счет средств, предусмотренных Минобороны России (пп. 21 и 26 гл. IV Положения о ФВО).

Итак, мы отметили существенную разницу между военными сборами, которые являются составной частью военной подготовки, проводимой факультетом военного обучения (военными кафедрами) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и военными сборами, призыв на которые определяет Минобороны России. Учебные военные сборы не оплачиваются, не компенсируются и не документируются в отличие от военных сборов граждан РФ, пребывающих в запасе. Работодателю необходимо четко разграничивать эти случаи, так как от этого зависит и порядок оформления документов, и гарантии, предоставляемые работникам.

Жигачев Александр Викторович , кандидат юридических наук, налоговый юрист, г. Саратов

Работника организации призвали на военные сборы. За время прохождения военных сборов организация выплачивает работнику средний заработок. Расходы организации, связанные с выплатой работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов, компенсируются организации за счет бюджета.

Предположим, организация-работодатель применяет общую систему налогообложения (ОСН).

Какие налоговые последствия влекут указанные операции ( , НДС, НДФЛ)? Подлежит ли обложению выплачиваемый работнику за время прохождения военных сборов средний заработок страховыми взносами?

Рассмотрим эти вопросы.

Из п. 1 ст. 1 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – «Закон № 53-ФЗ») следует, что призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе являются частью воинской обязанности граждан Российской Федерации.

Граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки к военной службе (п. 1 ст. 54 Закона № 53-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 6 Закона № 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.

В свою очередь ст. 170 ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Согласно пп. 2 п. 2, п. 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (ред. от 16.01.2017)) в рассматриваемой ситуации организации за счет средств федерального бюджета компенсируются, в том числе, расходы по выплате работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда).

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

Применительно к отношениям «работодатель-работник» объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу работников в рамках трудовых отношений (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 419, пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

Несмотря на то, что в рассматриваемом случае средний заработок выплачивается работнику не собственно за выполнение трудовых обязанностей, а в качестве гарантированной законом сохраняемой за период прохождения военных сборов выплаты, тем не менее, нельзя отрицать, что этот средний заработок выплачивается именно в рамках трудовых отношений. А это уже по общему правилу достаточный признак для признания таких выплат объектом обложения страховыми взносами.

В числе необлагаемых страховыми взносами сумм (ст. 422 НК РФ) рассматриваемые выплаты не названы.

Соответственно, выплачиваемый работнику средний заработок за время прохождения военных сборов облагается страховыми взносами в общем порядке.

Данная позиция закреплена, например, в Письмах Минфина России от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170, ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 № 784-19, совместном Письме ПФ РФ № НП-30-26/9660, ФСС РФ № 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014, в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.2014 № А29-7650/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.05.2014 № А27-5956/2013, ФАС Поволжского округа от 12.11.2013 № А12-5954/2013, Определениях Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.12.2014 № 308-КГ14-4613, от 11.11.2014 № 309-КГ14-2149, от 30.06.2014 № ВАС-5692/14, от 31.03.2014 № ВАС-3879/14 (несмотря на то, что указанные разъяснения ведомств и судебные решения относятся к периоду действия Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», полагаем, содержащиеся в них выводы актуальны и в настоящее время, поскольку действующие нормы НК РФ предусматривают аналогичное регулирование обложения страховыми взносами).

Тождественная аргументация и следующий из нее вывод полностью применимы и к взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (см.: ст.ст. 20.1 и 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.2015 № Ф06-18965/2013 по делу № А12-23499/2014).

Но, обратим внимание, суммы страховых взносов на сохраняемый работнику средний заработок компенсируются работодателю за счет средств федерального бюджета (пп. 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (ред. от 16.01.2017)).

НДФЛ

Выплачиваемый организацией работнику средний заработок за время прохождения военных сборов облагается НДФЛ в общем порядке (согласно п. 29 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ доходы лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военных сборов; но средний заработок за время прохождения военных сборов в числе необлагаемых доходов не назван). Эта позиция подтверждается, например, в Письме Минфина РФ от 10.11.2009 № 03-04-05-02/13.

Таким образом, в рассматриваемом случае у организации возникают соответствующие обязанности налогового агента по НДФЛ (ст. 226 НК РФ).

Налог на прибыль

Согласно п. 6 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда для целей исчисления налога на прибыль организаций относится, в частности, сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.

Поскольку военные сборы являются государственной обязанностью гражданина Российской Федерации, организация вправе учесть в составе расходов при исчислении налога на прибыль сумму начисленного работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов.

Суммы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (в отношении начисленного работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов) подлежат учету в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 1 п. 1, пп. 45 п.1 ст. 264 НК РФ).

В свою очередь, денежные средства, полученные организацией в качестве компенсации расходов по выплате работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов, в целях исчисления налога на прибыль относятся к внереализационным доходам (в числе не учитываемых при определении налоговой базы доходов указанные компенсации в ст. 251 НК РФ не поименованы). Это подтверждается, например, в Письме Минфина РФ от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170.

НДС

В рассматриваемом случае не происходит реализации товаров (работ, услуг), никакие имущественные права не передаются, в связи с чем определенный в ст. 146 НК РФ по НДС не возникает. Денежные средства, перечисляемые организации, являются компенсацией расходов на выплату среднего заработка работнику (но не оплатой товаров, работ, услуг, имущественных прав), поэтому НДС не облагаются.

По вопросам налогового консультирования обращайтесь –

Присутствие на военных сборах — обязанность гражданина. На этот период за ним сохраняется место работы (учебы), а также средний заработок (стипендия) (ст. 170 ТК РФ ). Поэтому кадровики должны заранее знать, кого из сотрудников, возможно, придется отпустить и на сколько.

По Федеральному закону от 28.03.1998 № 53 «О воинской обязанности и военной службе», военнообязанные граждане, пребывающие в запасе, должны появляться на военных сборах один раз в три года. Причем речь идет о тех, кто окончил военную кафедру, и о тех, кто проходил реальную службу. Существуют и возрастные ограничения — младших по званию (солдат, матросов) призывают на сборы до 35 лет, а полковников и высших офицеров запаса — до 65-70 лет.

Так что в комиссариат могут вызвать любого сотрудника мужского пола. Что касается длительности отсутствия на работе, то военные сборы продолжаются не более 2 месяцев. Максимальная продолжительность подготовки за весь период нахождения в запасе — 12 месяцев.

Военные сборы: как оформить на работе

После издания президентом указа о проведении военных сборов комиссариаты определяют, когда именно будут проходить учения и кто в них участвует. Составляются повестки, в которых указывают дату начала и окончания сборов, а также причину, по которой надо явиться.

Уведомления гражданам могут вручать лично либо через работодателя. В первом случае работник приносит повестку и извещение в отдел кадров, а во втором — сам работодатель обязан проинформировать сотрудника о необходимости пойти в комиссариат. Извещение при этом остается в организации.

По словам заместителя генерального директора компании «Кадис Плюс» Елены Ноздрюхиной, именно этот документ является основой для дальнейших действий кадровика.

— Если кто-то из ваших сотрудников принес в организацию извещение о призыве на военные сборы, то порядок действий работодателя таков:

  1. Издаем приказ об освобождении от работы в связи с призывом на военные сборы (в соответствии со ст. 170 ТК РФ) и выплате ему среднего заработка за этот период (на основании п. 2 ст. 6 закона № 53-ФЗ).
  2. В фиксируем период сборов как невыходы на время исполнения государственных обязанностей согласно законодательству РФ, т. е. проставляем буквенный код «Г» или цифровой код «23» (или выбираем в программе нужную строку).

Обращаю внимание, что оплата военных сборов работнику (2019) в связи с его пребыванием на военных сборах компенсируются из бюджета РФ. Для этого нужно подготовить и отправить в военкомат следующие документы:

  • письмо на бланке организации, в котором указывается сумма возмещения с разбивкой на суммы среднего заработка и страховых взносов, а также банковские реквизиты для перечисления средств;
  • справку, подтверждающую выплату среднего заработка, а также начисление и уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • копии извещения о призыве работника на военные сборы и справки из военкомата о прохождении сборов.

Военные сборы: оформление приказа на работе

Если объявляют призыв на военные сборы, приказ на работе нужно подготовить сразу же после получения повестки из комиссариата. В нем надо обязательно уточнить, кто и в течение какого срока будет отсутствовать, кто будет его замещать, если это необходимо. Основанием для приказа служит извещение или повестка.

Образец приказа в формате.docx

Можно ли не отпустить сотрудника

Законодательством установлена ответственность за отсутствие на военных сборах. Работодателя могут наказать за то, что он не оповестил сотрудника о необходимости появиться в комиссариате. Штраф по в этом случае составляет от 500 до 1000 рублей. Кроме того, за неявку в военкомат без уважительных причин самого работника могут оштрафовать по на 100-500 рублей.

Не явиться можно только в исключительных случаях, например, если человек заболел или его родственники в тяжелом состоянии. Сложности на работе к уважительным причинам неявки в комиссариат не относятся, поэтому кадровикам проще отпустить работника и найти ему замену, чем потом разбираться с новыми проблемами.

- Знал я, что ваш воинский учет до добра не доведет, - в отдел кадров вошел раздосадованный начальник отдела продаж, помахивая какой-то бумажкой. - И что мне теперь с этим делать?

«Этим» оказалась бумага из военкомата, разделенная на две части. В верхней половине была повестка работнику явиться в определенное время для прохождения сборов, в нижней - извещение для работодателя о необходимости сохранить за призываемым не только рабочее место, но и средний заработок.

- Нижнюю половину я у Вас заберу, а верхнюю оставьте себе. В указанное время явитесь, куда просят с вещами.

- С вещами на выход. - буркнул начальник отдела. - А откосить это как-нибудь можно? Что я им - пацан зеленый, в Зарницу играть. Мне, в конце концов, семью кормить надо и отделом руководить. Можете вы написать, что я особо ценный работник?

Ответственная за воинский учет отрицательно покачала головой.

- Мы обязаны Вас отпустить… Семья не сильно пострадает - средний заработок получите. А отдел…. Покидаете же Вы его на время отпуска, и ничего, справляются. Только после сборов обязательно возьмите справку, что Вы их прошли, а то нам деньги не компенсируют.

- Какие деньги?

- Которые мы Вам заплатим за время сборов.

- А, так наши доблестные военные за что-то еще платят? - Начальник отдела несколько повеселел. - Ну, раз зарница не совсем бескорыстная… Ладно, посмотрим, что там у них происходит и как.

- Если б они еще зарплату ответственному за воинский учет платили, еще лучше бы было, - проворчала начальник отдела кадров.

Шпаргалка

Граждане, пребывающие в запасе и признанные годными к военной службе по состоянию здоровья, могут призываться на военные сборы (п. 1 ст. 54 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). сотрудников, поскольку прохождение военных сборов является государственной обязанностью (ч. 2 ст. 59 Конституции РФ, абз. 7 п. 1 ст. 1, ст. 3 Закона № 53-ФЗ).

Перечень граждан, не подлежащих призыву, содержится в ст. 55 закона № 53-ФЗ. В частности, к ним относятся женщины, сотрудники органов внутренних дел, педагогические работники, студенты, лица, имеющие право на отсрочку, граждане с непогашенной судимостью, отцы трех и более несовершеннолетних детей.

Срок военных сборов не может превышать двух месяцев, а их общая продолжительность за время пребывания гражданина в запасе - не более 12 месяцев. Призыв на военные сборы возможен не чаще одного раза в три года. (п. 3 и 4 статьи 54 Закона № 53-ФЗ.)

Повестка может прийти как сотруднику домой, так и в организации - точно также, как и при призыве на срочную службу. В первом случае работник должен вручить работодателю извещение, во втором - работодатель должен своевременно передать повестку работнику. За препятствия военкомат может привлечь организацию к штрафу от 500 до 1 000 рублей (ст. 21.2 КоАП). Сумма небольшая, но она не избавит от необходимости направить работника на сборы.

Отстранение работника от работы на период сборов и сохранение за ним среднего заработка оформляются приказом в произвольной форме, с обязательным указанием срока отстранения и документа - основания для издания приказа.

В отсутствие работника отмечается буквенным кодом «Г» или цифровым «23» - исполнение государственных обязанностей (постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.)

Расходы на выплату среднего заработка организациям возмещают военные комиссариаты. Для этого необходимо составить заявление на бланке организации в произвольной форме, с указанием конкретной суммы и банковских реквизитов для перечисления денег. К заявлению следует приложить заверенные копии документов: приказа о направлении на сборы, извещения и справки о прохождении сборов из военкомата, расчетно-платежной ведомости (Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 704, п. 7 ст. 1 Закона № 53-ФЗ).