Кто окружал русь

В IX в. у восточных славян возникает классовое общество и появляется государство. Начальный период образования госу­дарства в источниках отражен недостаточно, так как письменность распространяется уже после создания государства.

Норманнская теория Многие историки в XVIII - XIX вв. придерживались так называемой "норманнской" теории , которая приписывает норман­нам - скандинавским викингам (на Руси их называли варягами) -создание Русского государства. Основанием для этой теории по­служил летописный рассказ о призвании на княжение в 862 г. ва­ряжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора .

Новгородское летописание сообщает о том, что в IX веке легендарный князь Гостомысл собрал воинскую дружину и про­гнал за море варягов, нападавших на славян. Гостомысл долго правил славянами. При нем все соседи признавали славян, мно­гих он сам обложил данью.

По легенде, Рюрик в то время был вождем одной из варяж­ских дружин. Он приплыл вместе со своими воинами и двумя бра­тьями Трувором и Синеусом, согласился защищать призвавшие его племена от врагов и княжить по старому обычаю и правде.Рюрик посадил княжить брата Синеуса в Белоозеро, Трувора - в Изборск, а сам остался в Новгороде. Этот город был построен на месте старого Славянска, и, так как он был новым городом, его назвали Новгород. Посте­пенно этот город стал богат и известен.

В этой легенде многое до сих пор неясно. Большинство историков считают Синеуса и Трувора вымышленными личнос­тями. Историчность Рюрика целым рядом исследователей не от­вергается.

В самом факте призвания иноземных князей на княжение нет ничего невероятного. Раннеклассовое государство всегда рож­дается в острой и кровопролитной междоусобной борьбе. Одним из возможных путей прекращения взаимного истребления может быть приглашение третьей, нейтральной по отношению к враж­дующим сторонам, силы.

Имеется и другая возможность - оформление насильствен­ного захвата власти варягами в качестве акта "добровольного" призвания. В любом случае в летописном тексте речь идет о появлении варяжской династии в Новгородской земле, а не о создании государства на Руси.

Исходя из логики самой легенды, можно отметить, что для того, чтобы пригласить на княжение, надо было уже иметь у себя эту форму власти. В то же время надо признать, что варяжские дружины сыграли определенную роль в ранней истории Руси, но они составляли меньшую часть зарождавшегося господствующе­го класса.

Полемика о норманнизме подчас обострялась и из-за того, что в гитлеровской Германии его использовали как доказательство неполноценности славян и принадлежности германцев (в том числе норманнов) к "расе господ".

Однако сегодня в западной историографии доминирует уже неонорманнизм, не отрицающий роли внутренних факторов в со­здании государства на Руси, но несколько преувеличивающий роль норманнов в этом процессе.

Совершенно очевидно, что восточнославянское общество в IX в. было в стадии создания государственности. Летописец рас­сказывает о племенных княжествах - ранних государственных образованиях, существовавших у полян (где, согласно летописи, первым князем был основатель Киева Кий), древлян, дреговичей, полочан.

Древнерусские князья

Княжил Рюрик недолго. Как-то на охоте он простудился, заболел и умер. Князем у славян стал малолетний сын Рюрика Игорь. Пока Игорь рос, княжил родственник Рюрика князь Олег -руководитель дружины Рюрика.

Легенда рассказывает о том, что еще при жизни Рюрика два его дружинника Аскольд и Дир отправились в Царьград (так называли славяне столицу Византии Константинополь). По доро­ге из Новгорода Аскольд и Дир приплыли по Днепру к Киеву. Уви­дев, что с ними хорошо вооруженная дружина, киевляне пригла­сили их княжить. Аскольду и Диру понравился красивый город. Они не поплыли в Царьград, а остались в Киеве. Княжили они в Киеве несколько лет.

В Царьград они все-таки отправились, собрав большое вой­ско. Согласно летописным источникам, это был первый поход на Византию, совершенный в 60-е годы IX в. Этот поход закончился ничем, так как поднявшаяся буря разметала по морю русские ла­дьи. Считается, что в период между 860 и 867 гг. был заключен первый в истории Руси международный договор "О мире и люб­ви" с Византией.

Согласно летописи, Олег , став новгородским князем, со­брав большую дружину, которая на ладьях спустилась по Днепру к Киеву. Он спрятал свое войско, а сам вышел под стены города и попросил передать Аскольду и Диру, что купец из Новгорода едет в Царьград и хочет поговорить с князьями. Когда они вышли, Олег им сказал: " Вы не князья, вы не княжеского рода. Вот Игорь, сын князя Рюрика". Затем он выхватил спрятанный меч и убил обоих.

Увидев, как удобно расположен Киев, как он богат, красив и надежен, Олег перенес в него столицу из Новгорода, сказав: "Да будет Киев матерью городам русским". Это было в 882 году. Дата эта условна, она является результатом хронологических выкла­док летописцев XI - XII вв.

Объединение под властью одного князя Киева и Новгоро­да - двух крупных центров восточного славянства - было важней­шим этапом развития древнерусской государственности. Если до взятия Киева Олегом можно говорить о существовании у восточ­нославянских племен государственности, то с этого момента мож­но говорить о создании Древнерусского государства.

Говоря о возникновении Древнерусского государства, надо иметь в виду, что под государством в первую очередь следует по­нимать систему органов управления и права, распространяющу­юся на определенную территорию. Возникновение государства -это закономерный этап в развитии общества, находящегося на ста­дии распада первобытной родовой общины. В этот период стано­вятся разнообразнее отношения внутри рода, расширяются кон­такты не только между людьми, но и между племенами.

Как повествует летопись, после объединения Новгорода и Ки­ева Олег освободил многих славян от уплаты дани хазарам. Он под­чинил себе почти все славянские племена от Балтийского моря до Карпатских гор. Несогласных заставил признать себя силой оружия.

В это время в славянских землях возникает много городов. Обычно их строили на реках, по которым проходил один из важ­нейших торговых путей "из варяг в греки", то есть из скандинавских стран в Византию. Известными в то время были города Новгород на Волхове, Псков на Великой, Полоцк на Полоте, Чернигов на Десне, Смоленск и Киев на Днепре.

Войну славяне считали благородным промыслом. Заветной мечтой каждого князя и его дружинников был поход на Царьград. Олег собрал со всех славянских племен огромную дружину и от­правился в 907 г. к Царьграду. Море покрылось ладьями Олеговых воинов, приведя в ужас жителей Византийской столицы. На­пуганные греки побоялись вступить в бой и запросили мира, уп­латив большую дань золотом и тканями, и подписали договор о беспошлинной торговле.

В память о победе Олег прибил на ворота Царьграда свой щит. В 911 г. был подписан новый договор с Византией, уточняю­щий ряд положений договора 907 года.

Договоры Руси с Византией устанавливали союзнические отношения между государствами. В них определялись порядок и условия поступления русских дружинников на византийскую службу.

Договоры создавали благоприятные условия для русских купцов, предоставляли им право беспошлинной торговли. Визан­тийские походы вызывались в основном стремлением Руси под­держать или восстановить прервавшиеся торговые отношения с Византией. Вот почему они обычно заканчивались подписанием торговых трактатов.

После Олега на киевский престол вступил сын Рюрика Игорь . Смерть Олега ослабила государство. Племя древлян отка­залось платить дань киевскому князю, полагаясь на неопытность преемника. Извне появились новые враги - печенеги. Это был ко­чевой народ, занимавший причерноморские степи и враждовав­ший с хазарами. Однако Игорь доказал свое право на трон князя. Он усмирил древлян и наложил на них еще большую дань; оста­новил печенегов и даже сумел использовать их в своих интересах.

Как рассказывает летопись, Игорь, как и Олег, тоже хотел получить дань с Царьграда. Но первый поход его окончился не­удачно. Греческие корабли встретили русские ладьи в море и ста­ли бросать на них неизвестный ранее русским так называемый "греческий огонь" ("греческий огонь" - это горючая смесь смолы, серы, нефти и селитры).

Игорь потерял многие свои ладьи и отступил. Через Два года он собрал большую дружину и снова на ладьях отправился к Царьграду. На этот раз император Византии не стал рисковать и уплатил Игорю дань. Было это в 944 году.

Погиб Игорь в 945 г. во время сбора дани с древлян. После сбора дани Игорю показалось, что дани взято мало. Он отправил часть дружины с данью в Киев, а с меньшей частью воинов вер­нулся к древлянам. Узнав об этом, древляне на совете, сказали:

"Если повадился волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убь­ют его". И вместе со своим князем, по имени Мал, схватили Иго­ря, согнули две молодые березы, привязали к ним Игоря и отпус­тили деревья, так что князя разорвало пополам.

У Игоря в Киеве остались малолетний сын Святослав и жена Ольга . Древлянский князь Мал сразу после этого отправил к вдове Игоря Ольге послов, предлагая ей выйти за него замуж. Взяв в жены Ольгу, Мал тем самым распространил бы свою власть на всю Русь. Однако Ольга жестоко расправилась с древлянами. Она с дружиной пошла на Искоростень - столицу древлян. Целое лето простояла Ольга под стенами Искоростеня, но взять его не смог­ла. Тогда она прибегла к хитрости. Сделав вид, что считает мще­ние достаточным, Ольга обещала оставить город, если ей уплатят дань. Древляне согласились.

Ольга потребовала с каждого двора по три голубя и по три воробья. Получив дань, она приказала привязать к каждой птице трут и серу, ночью зажечь их и отпустить. Птицы полетели в свои гнезда под крыши домов. Огонь сразу охватил весь город. Спаса­ясь от пожара, древляне бежали в руки дружинников Ольги, на­встречу смерти.

Отомстив за смерть мужа, Ольга занялась устройством го­сударства. Она объехала все города Киевской Руси. Для уплаты дани разделила всю страну на погосты (слово "погост" означало место, где останавливался князь, собирая дань), установила точ­ный размер дани (до Ольги размер дани фиксирован не был).

Ольга одной из первых приняла христианство. Она отпра­вилась в Царьград, чтобы быть крещенной не простым священни­ком, а самим патриархом. Император Константин не сразу принял Ольгу, и ее ладьям долго пришлось стоять в Суде (так называли залив Золотой Рог), дожидаясь очереди. Но когда Константин встре­тился с Ольгой, он был восхищен ее умом и красотой и предло­жил ей стать его женой и императрицей. Ольга этого не хотела.

Боясь, что ее отказ обидит императора Византии и помешает крещению, она прибегла к хитрости, сказав, что язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он ее не покрес­тит. Константин приказал патриарху немедленно крестить русскую княгиню) и сам согласился стать крестным ее отцом. Ольге дали новое имя Елена в честь матери Константина Великого, первого римского» императора-христианина.

После обряда вновь встал вопрос о женитьбе, но Ольга теперь ответила: "Как ты хочешь взять меня женою, когда сам крестил и назвал дочерью". Константин понял, что Ольга его пе­рехитрила, но тем не менее отпустил ее с большими дарами.

Великий русский историк XIX в. Карамзин отмечал, что предание Ольгу нарекло Хитрою за ее месть древлянам, церковь -Святою за то, что она стала первой княгиней-христианкой, исто­рия - Мудрой за устройство государства.

Ольга княжила, пока не возмужал ее сын Святослав , кото­рый был увлечен ратными делами, а не управлением государством.

По преданию, Святослав был ловок, быстр, смел и реши­телен. Жил он со своей дружиной, ел мясо, жаренное на углях, спал, как простой воин, у костра на земле. Имя его наводило страх на врагов Руси. Он был благороден и честен. Не нападал неожи­данно, исподтишка. Напротив, всегда посылал гонца сказать: "Иду на Вы". Дружина у него была сильная, преданная ему.

Сначала Святослав разбил хазар, овладел их крепостью Саркел (позже эта крепость станет русским городом Белая Вежа). Он захватил их столицу Итиль, находившуюся посреди реки Вол­ги (тогда она тоже называлась Итиль), и навсегда положил конец набегам хазар на русские земли.

Затем он обратился на Запад. Начал войну с Болгарским царством, разбил войска царя Петра. Покорив много городов, он обосновался в болгарском городе Переяславце (город в устье Ду­ная). Это не понравилось императору Византии. Он дал знать пе­ченегам о долгом отсутствии Святослава. Печенеги напали на Русь и окружили Киев. Только стены Киева спасли киевлян и Ольгу с детьми Святослава.

По преданию, малая дружина во главе с воеводой Претичем находилась на другой стороне Днепра. Узнав о нападении пе­ченегов, дружинники поплыли к Киеву. Печенеги приняли вои­нов Претича за дружину Святослава и отступили.

К Святославу послали гонца со словами: "Ты, князь, чу­жой земли ищешь, а свою покинул...". Святослав вернулся в Киев и прогнал печенегов, но оставаться в Киеве не хотел. Его тянуло в Переяславец. "Там, - говорил он, - будет середина земли моей. Туда стекаются с Греческой земли золото, ткани, вина, плоды, из/Чехии и Венгрии - серебро и кони, из Руси - меха, воск, мед и рыба." Но не богатства его прельщали. Он стремился туда, где его воинским предприятиям виделось больше простора, а победам - больше сла­вы. Но мать его Ольга воспротивилась его желаниям. "Когда по­хоронишь меня, тогда отправляйся куда хочешь", - сказала она.

После смерти матери Святослав старшего сына Ярополка посадил вместо себя в Киеве, младшего сына Олега отправил кня­жить к древлянам, а третьего - Владимира - в Новгород (Влади­мир был рожден не от жены Святослава, а от сестры одного из дружинников, поэтому Владимира называли сыном рабыни).

После этого Святослав пошел на Переяславец, взял его приступом и велел передать грекам: "Иду на вас взять град ваш, как и этот". Святослав разбил превосходящее в несколько раз вой­ско греков. Они уплатили Святославу большую дань, а печенегам сообщили, что он возвращается совсем с малой дружиной, но с большим богатством.

Печенеги напали на русские ладьи у днепровских порогов. В неравном бою Святослав погиб. Это было в 972 году. Князь пе­ченегов Куря велел оковать череп Святослава золотом и сделать чашу. Из нее он пил вино и завещал своим детям то же самое, надеясь, что пьющие из этой чаши обретут дух непобедимости великого воина.

После смерти Святослава в русской земле оказалось сразу три государя: Ярополк - в Киеве, Олег - в Искоростене, у древлян, Владимир - в Новгороде. Отсутствие единовластия породило меж­доусобицу.

Сначала столкнулись Олег и Ярополк. Выступивший про­тив Ярополка Олег был разбит, а сам погиб. Владимир собрал боль­шое войско, нанял отряд варягов и выступил против Ярополка. Ярополк побоялся дать бой и затворился в Киеве. Его воевода, по имени Блуд, предал своего князя и согласился помочь Владимиру. Он посоветовал Ярополку бежать из Киева, а потом пойти к брату с просьбой о мире. Слабовольный Ярополк послушался совета. Но когда он явился к брату с повинной, его схватили и убили.

После этого Владимир объединил, как когда-то Олег, Нов­город и Киев и стал единовластным князем. Эти события относят­ся к 980 году.

Правление Владимира (980-1015) стало новым этапом в развитии Киевской Руси. К моменту его вокняжения государство являла признаки внутреннего разложения. От Киева "отделились" некоторые племена (вятичи, радимичи).

В 981 и 982 гг. Владимир совершил походы на вятичей, а в 984 г. - на радимичей, заставив их подчиниться Киеву. В 981 г. он отвоевал у Польши Червенские города. Для укрепления внутрен­них связей Киевского государства Владимир применял практику замещения местных племенных князей своими ставленниками (наместниками).

За время своего княжения Владимир расширил границы Русского государства до Балтийского моря. Народы, жившие на его берегах, стали платить ему дань. Он вел удачные войны с по­ляками и волжскими болгарами.

По преданию, у Владимира было несколько жен и много наложниц. Воинственность и женолюбие сочетались у Владими­ра с государственным мышлением и интересом к вере. В первый год своего княжения, понимая важность религии, он приказал по­ставить на берегу Днепра вырезанных из дерева богов, которым тогда поклонялись славяне. То же самое было сделано в Новгоро­де. Однако языческая религия не отвечала развивающимся фео­дальным отношениям и усилению княжеской власти.

В "Повести временных лет" большой рассказ посвящен сомнениям Владимира при выборе веры . Он посылал бояр в раз­ные страны для выбора лучшей веры и в конечном счете остано­вился на христианстве византийского обряда. С христианством Русь была знакома давно. В начале Х в. среди дружинников Игоря были христиане. Христианкой была и княгиня Ольга. Однако ре­шающую роль в утверждении христианства на Руси, видимо, сыграли тесные политические, экономические и культурные свя­зи с Византией.

Новая вера вводилась силой. Рубили и сжигали идолов. Киевлян, пытавшихся уклониться от крещения, пугали конфиска­цией имущества, под страхом смерти их загоняли в Днепр для крещения. Так была крещена Русь. Следом за датой 882 года (ос­нование Древнерусского государства) в русской истории появи­лась вторая великая дата - 988 год - год крещения Руси.

В этом событии следует видеть не только важнейшую ре­лигиозную реформу, но и определенные политические действия, направленные на укрепление Киевского государства. Владимир искал такую религию, которая могла бы крепче объединить все его государство.

Крестившись, Владимир искренне принял веру. Не умея читать, он полюбил книги, призвал из Византии греческих Худож­ников для росписи церквей, открыл первую школу. Владимир боль­ше не хотел воевать. И даже перестал казнить разбойников, боясь взять на себя грех убийства. Церковь назвала его святым а народ­ная молва величала Владимира "Красное Солнышко" (при креще­нии ему дали имя Василий).

Принятие Русью христианства имело большое значение. Оно сближало Русь с другими христианскими странами, способ­ствовало распространению письменности и грамотности, обога­щало русскую культуру. В то же время христианская церковь, про­поведуя деление общества на господ и слуг, призывала к смире­нию и послушанию властям, обожествляла власть князя.

Христианство было религией феодального общества, и укреплявшийся на Руси класс землевладельцев рассматривал хри­стианство как наиболее приемлемую идеологическую форму для осуществления своего господства.

Принятие христианства укрепило международное положе­ние Руси. В конце Х - начале XI вв. посольство папы римского побывало на Руси, а русские посольства - в Риме. Укрепились свя­зи с Болгарией, расширились дипломатические, культурные и тор­говые отношения с Чехией, Польшей, Венгрией, Францией и Ан­глией.

Владимир прожил долгий век, он княжил почти 50 лет, воз­величив и укрепив Киев и Русь. Умер он в 1015 году. У Владимира было 12 сыновей от разных жен. Всем он выделил владения, всех посадил княжить в разные города. Однако каждый из них хотел княжить в Киеве, так как занять стол в Киеве означало взять под свою руку всю Русь.

После смерти Владимира киевским князем стал сын Ярополка Святополк (1015-1019), усыновленный после смерти Ярополка Владимиром. Опасаясь младших братьев, он предательски убил двоих из них - Бориса и Глеба. Несколько лет продолжалась кровопролитная борьба между братьями. Каждый из них опирал­ся на иноземную помощь. Так, у Ярослава были варяжские наем­ники, у Святополка - войска польского короля. Только в 1019 году Ярославу удалось окончательно победить и стать киевским кня­зем.

Ярослав, прозванный Мудрым (1019-1054), продолжал по­литику Владимира, направленную на укрепление Русского госу­дарства. При нем Киев стал одним из крупнейших городов Евро­пы. В городе было много церквей и рынков. При Ярославе в Кие­ве были сооружены Золотые ворота, ставшие парадным въездом в столицу Древней Руси.

Время правления Ярослава Мудрого было периодом рас­цвета Киевской Руси. Ей была подвластна огромная территория от Черного до Балтийского моря. Восточным и южным границам не угрожали больше печенеги. Ярослав разгромил их в 1036 г. под Киевом. Форпостом государства в Прибалтике стал основанный им город Юрьев (современный Тарту).

Рост силы и авторитета Руси позволил Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона. Сам князь назывался, подобно византийс­ким правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора.

При Ярославе Мудром Русь добилась широкого междуна­родного признания. С семьей князя стремились породниться круп­нейшие королевские дворы Европы. Так, Ярослав был женат на шведской принцессе. Дочери его были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя. Сын Ярослава Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха.

Прозвище Ярослава - «Мудрый» - было, видимо, связано не только с тем, что он был "устроителем" и законодателем, но и с его любовью к книгам и знанию. В правление Ярослава Мудрого началось составление од­ного из крупнейших юридических памятников средневековья и славянского права "Русской Правды" - свода законов Древнерус­ского государства. "Русская Правда" - наиболее существенный источник для характеристики социального строя Древнерусского государства. Древнейшая из дошедших до нас летописей "Повесть временных лет" также дает материал для изучения социального строя

Общественный строй восточных славян

В первые века нашей эры восточные славяне жили родовыми общинами. Общины объединялись в племена. С усовершенствованием орудий труда и использованием тягловой силы лошадей или волов сравнительно небольшая семья могла вспахать и засеять участок земли, а затем собрать урожай.

В VI-VIII вв. родовые связи ослабли. Семьи одного рода стали селиться отдельно и самостоятельно распахивать новые участки земли. Тут же оседали и выходцы из других родов. Община продолжала существовать, но она стала теперь объединять соседей, а не только родственников. У каждой семьи был теперь в пользовании пахотный участок земли. Каждой семье принадлежали орудия труда и собранный урожай. Это была их частная собственность. Однако лесом, лугом, рекой соседи пользовались вместе, сообща.

В соседской общине имущественное положение отдельных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли попадали в руки старейшин и военных вождей. Они же захватывали большую часть добычи во время военных походов. Так вместе с частной собственностью возникло и имущественное неравенство. Родовой строй постепенно распадался. На севере и в глухих местах он задержался дольше, на юге, например у племени полян, он исчезал быстрее.

Из славянских племен стали выделяться богатые предводители - князья. Около них создавались отряды воинов - княжеские дружины. Князья собирали дань с подвластного населения, со своих «людей». Сбор так и назывался - полюдьем. Обычно князья отправлялись в «полюдье» с началом зимы. Во главе сильного отряда дружинников они входили в славянский поселок и требовали дань. Жители - «подданные» князя (от слова «дань») - несли ему разное добро; особенно ценились меха куницы, бобра, белки. Несли мед в кувшинах и деревянных ведерках, круги воска и другие продукты сельского хозяйства. Жители поселка и кормили за свой счет князя с дружиной. Князья совершали военные набеги на владения друг друга. В случае победы это тоже обогащало их.

Славянские племена в VI в. н. э. объединялись в союзы. Во главе их стояли князья наиболее сильных племен. Так у восточных славян возникли первые государственные объединения. Центром одного из них явилось племя рось, или русь, проживавшее в древности на реке Рось (приток Днепра, ниже Киева). Позже название этого племени распространилось на всех восточных славян, которых стали называть русами, а территорию, на которой они жили, - Русской землей или Русью.

Возникновение древнерусского государства

В IX в. восточнославянские государства, в первую очередь Киевское и Новгородское, все более интенсивно втягиваются в международную торговлю, проходившую по водному пути "из варяг в греки". Этот путь, пролегавший по землям нескольких восточнославянских народов, способствовал их сближению.

Как зарождалась древнерусская государственность? "Повесть временных лет" сообщает, что поначалу южные славянские племена платили дань хазарам а северные - варягам, что последние прогнали варягов, но потом передумали и призвали варяжских князей. Такое решение было вызвано тем, что славяне передрались между собой и решили для установления мира и порядка обратиться к иноземным князьям, видя в них арбитров для улаживания возникших споров. Тут-то летописец и "произнес знаменитую фразу: "Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжит и володети нами". Варяжские князья якобы сначала не соглашались, по потом приняли приглашение. Три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - в Новгороде, Трувор - в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус - в Белоозере. Это событие и принято считать отправным в истории отечественной государственности.

Сами по себе свидетельства летописного свода не вызывают возражений, но в XVIII в. немецкие историки, работавшие в Российской Академии наук, истолковали их таким образом, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того - обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем, его "хроническую" политическую и культурную отсталость.

В России против норманнской теории происхождения отечественной государственности всегда, начиная с ее появления, выступали патриотические силы. Первым ее критиком был М. В. Ломоносов. Впоследствии к нему присоединились не только многие русские ученые, но и историки других славянских стран. Главным опровержением норманнской теории, указывали они, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. По уровню своего развития славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них они не могли.

Государство не может организовать один человек (в данном случае Рюрик) или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей - печенегов, каракалпаков, торков. Это означает, что не варяжские военные предводители организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты.

Кстати, следов варяжского влияния в отечественной истории практически не осталось. Исследователи, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию, это число доходит до 150.

Социальная структура Древнерусского государства

Господствующим классом в Киевской Руси продолжает оставаться дружина. В дружинной организации была внутренняя иерархия: верхушку дружинного слоя представляла старейшая дружина, ее члены именовались боярами. Низшим слоем была "молодшая дружина"; ее представители назывались отроками; со второй половины XI в. этот термин начинает употребляться преимущественно по отношению к военным слугам князей и бояр. Члены "молодшей дружины" иногда именовались также гридями (скандинавский по происхождению термин, распространение получил только на севере Руси).

Привилегированное положение членов старейшей дружины нашло отражение в древнерусском праве. В начале XII в. все ее представители получили повышенную правовую защиту - за их убийство был установлен штраф в 80 гривен, вдвое больший, чем штраф за убийство простого свободного человека, в том числе младшего дружинника.

Лично свободное сельское население, обязанное только данью, а также рядовые горожане именуются в источниках люди. Для лично зависимого населения вотчин, а также для несвободных слуг использовались термины челядь (ед.ч. челядин) и холопы. Их не полноправное положение было закреплено законодательно: так, за убийство холопа уплачивался штраф всего лишь в 5 гривен, шедший господину убитого в качестве возмещения ущерба.

Особую категорию населения составляли смерды. Вопрос о ее сущности - предмет давнего спора в историографии; наиболее вероятно, что смерды - группа полувоенного, полукрестьянского населения, зависимого от князя; но есть также мнение, что этим термином обозначались все крестьяне, обязанные уплачивать государственную подать - дань.

Во второй половине XI в. появляется категория закупов - людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Их правовое положение было промежуточным между свободными людьми и холопами.

Государственный строй Киевской Руси

Во главе государства Киевская Русь стоял великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина. Крупные землевладельцы пользовались большей автономией.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя (наместниками и волостелями), его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения).

В своей деятельности князь опирался на совет, состоявший из бояр и “княжих мужей”. Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. В этот момент десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Складывались два центра власти: княжеский дворец и боярская вотчина, принцип этот устанавливается в ходе дальнейшего процесса социально- политической раздробленности.

Важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание (вече). Выросшее из традиции племенных сходов, оно приобретает более формализованные черты: для него готовится "повестка дня", подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют "старцы градские" (старейшины).

Определяется компетенция веча: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде). Исполнительным органом веча был совет, состоявший из "лучших людей" (городского патрициата, старейшин). Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община (вервь). В ее компетенцию входили земельные переделы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решением судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.

Административные и правовые реформы первых князей

После смерти Рюрика Олег в 882 году захватил Любеч, Киев, убил правивших в нем Аскольда и Дира и сделал Киев своей столицей (по летописи). После утверждения в Киеве, Олег неоднократно воевал с хазарами и другим кочевым народом северного Причерноморья - печенегами. Он освободил ряд славянских племен от дани хазарам. В 907 г. он собрал ополчение всех восточнославянских племен, совершил поход на столицу Византии Константинополь (Царьград). После похода был заключен чрезвычайно выгодный для Руси договор с Византией.

После Олега правителем Руси стал Игорь. Ему удалось в основном сохранить единство государства. В 941 он предпринял неудачный поход на Царьград, в 944 начал новый поход, но Византийцы заключили с ним мир, который подтверждал еще раз условия старого договора Олега. К годам правления Игоря относится сбор дани в пользу князей с подвластных им территорий. Игорь попытался собрать еще большую дань с древлян и погиб в 945.

В Киеве остался княжить четырехлетний сын Игоря Святослав, первые годы правила его мать Ольга, первое, что она сделала - отомстила древлянам, их столицу (Искоростень) сожгли, князь Мал был убит. Ольга заботилась об укреплении порядка и княжеской власти на территории государства. К этому ее подвигали и уроки древлянского восстания. В 947 г., как свидетельствует летопись, «отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге - оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле».

Деятельность Ольги была направлена на охрану границ, внешней торговли, приумножение княжеской казны, идеологическое объединение, если не всех подвластных племен, то ближайшего княжеского окружения.

Святослав прославился как великий полководец, т.к. всю жизнь провел в походах. Он подчинил Киеву вятичей, которые платили дань хазарам. Разграбил территории государства Булгарии, уничтожил Хазарский каганат. В 965 уничтожил города хазар Итиль и Саркел, после чего каганат пришел в упадок, появились владения Руси на Северном Кавказе, с центром в городе Тмутаракани.

В 967 пошел за Дунай на Болгарского царя, по просьбе византийцев, разгромил там всех, ему понравились Балканы и он основал г. Переяславец, сделав его своей столицей. Он хотел создать большое государство, включавшего земли всех славян и Византии. Но на Киев напали печенеги, он вернулся, разбил их, потом пошел опять в свой город - а там все изменилось, захватил власть Иоанн Цимисхий, византийский император. Святослав долго сражался с Византией. В 971 заключает с Иоанном мирный договор, по которому Русь покидает Болгарию, а Византия не препятствует их уходу. На обратном пути напали печенеги и князь погиб.

В 980 к власти пришел Владимир. Он вошел в историю как крупный государственный деятель. Стал героем народных сказаний. Для защиты от кочевников на южных рубежах сооружали крепости. При нем складывалась система управления русским государством. Владимир разослал по отдельным областям своих сыновей. Они были полноправными правителями вверенных территорий, но часть дохода отсылали в Киев.

Правление Владимира и его сыновей осуществлялось с помощью дружин, старших и младших, дружинникам давали вознаграждение в виде земли, если там жили люди, то они становились зависимыми. Владимир при принятии политических решений советовался с "старцами градскими", т.е. с выборными главами народного самоуправления в городах, без поддержки веча князь не мог совершить ни одного серьезного действия. В 988 захватил византийский город Корсунь, отдал его только когда женился на византийской принцессе Анне. Ему и его дружине пришлось тогда креститься, позднее (в 988) по его велению крестили и Русь.

В 12 веке Владимир Мономах не раз организовывал общие походы на великую степь. Его авторитет был велик и он мог наказывать князей, если те приводили половцев и участвовали в усобицах. В результате правления образовалась своеобразная федерация княжеств.

Введение Христианства на Руси. Его влияние на развитие на влияние государственности и права

Новая вера - христианство - с триумфом продвигалась по Европе и уже в IX веке все соседние с Киевской Русью народы (кроме угров) приняли эту веру. Нельзя сказать, что христианство было новой религией для руссов, оно имело своих сторонников на землях Киевской Руси еще со времен Андрея Первозванного. С давних времен приходило оно разными путями: с греческих колоний, с Балканского полуострова, с Хазарского каганата, с Великоморавского государства. Но эту веру принимала главным образом элита общества - князья, бояре, городская аристократия, которые не решались открыто стать христианами, а тем более не допускали даже мысли о крещении народа, который имел свою извечную веру. Так, христианами были князь Оскольд, князь Игорь, его жена княгиня Ольга, которая не смогла сделать христианином своего сына Святослава, но привила любовь к новой вере внуку Владимиру, на плечи которого и легла почетная задача - провозглашения христианства государственной религией Киевской Руси.

Владимир был весьма мудрым политиком, чтобы не понимать, что старая вера не могла объединить его государство - достаточно самостоятельным и демократическим оно было. Без сомнения, еще большее влияние на него оказывало то, с какой скоростью христианство завоевывало народы и страны. В 864 году приняла крещение Болгария, в 928-935 годах - Чехия, в 962-992 годах - Польша. Для Владимира стало очевидным, что, только приняв христианство. Киевская Русь сможет войти как равноправная в число европейских государств.

Из летописей неизвестно, где и при каких условиях принял христианство Владимир. «Повесть временных лет» утверждает, что сделал он это в Корсуни. В 987 году Византийский полководец Варда Фока восстал против императоров Василия II и Константина. Последние обратились к Владимиру за помощью. Как условие этой помощи он изъявил желание прежде заключить брак с сестрой императоров Анной, а они как предпосылку брака - его крещение. Тогда Владимир и крестился. С его помощью Варда Фока был разбит. Однако, избавившись от опасности, византийские цари отказываются от своего обещания - отдать в жены Владимиру свою сестру. Они исполняли завещание своего деда - Константина Порфирородного, который писал: «Когда хазары, турки или русы или какой иной северный народ... начнет просить или добиваться... чтобы породниться с императором ромеев, взять у него дочку за себя или свою дочку отдать за императора или его сына - нужно ответить на такое позорное домогательство, что на то есть запрет, страшное и нерушимое постановление святого и великого Константина».

В ответ на это Владимир берет в осаду, а потом и захватывает одну из наилучших византийских колоний в Крыму - Корсунь. Это принудило Византию исполнить обещание и направить Анну в Корсунь, где она была обвенчана с Владимиром. Это был апогей его славы. Единовластный хозяин огромного государства, получивший моральное благословение Второго Рима, он мог отважиться привести свой народ к новой вере. Случилось это в 988 году.

Согласно «Повести временных лет», крещение Руси происходило чрезвычайно просто: Владимир приказал скинуть в Днепр старых богов и в назначенный день выйти всем к реке. Люди с песнями входили в воду, а священники читали молитвы. И была «радость на небеси и на земли, толико душ спасаемых».

В действительности же, не все было так просто. После крещения киевлян, кратко замечает летописец, «начал Владимир ставить по городах церкви и священников, и сгонять людей на крещение по всех городах и селах». Думается, что крещение народа растянулось не на один десяток лет.

Первыми крещение получили киевские земли, главным образом, большие города, поскольку села принимали новую веру довольно неохотно. Занялся Владимир также и крещением северных земель государства, тех, которые позже составили Московское княжество. Здесь христианство натолкнулось на большие препоны. Так, в 991 году Владимир послал епископа в Новгород с целью подготовить новгородцев к новой вере. Как рассказывают летописи, крещение проходило здесь силой: «Путята (тысяцкий) крестил их мечом, а Добрыня (посадник) - огнем».

Согласно с практикой Византии, митрополии не только пребывали в духовной зависимости от патриарха, но и вся их территория подчинялась византийскому царю. Но это было только теоретически, поскольку на практике такой зависимости быть не могло: Византии не ~ хватало реальной силы, чтобы воплотить это в жизнь.

Епископов, как правило, назначал князь. При Изяславе II собор епископов вторично самостоятельно в 1147 году избрал митрополитом Клима Смолятича. Следовательно, мы видим стремление Киевской Руси к автономной церкви.

Православие XI-XII веков в целом не было враждебно настроено против других религий. Постоянные торговые отношения с иностранцами - варягами, немцами, уграми, поляками, арабами, иудеями - способствовали толерантности в религиозных вопросах.

Признание христианства государственной религией открыло перед Киевской Русью дверь богатой византийской культуры, которая переживала в то время свое возрождение. Новая вера способствовала укреплению связей с другими христианскими государствами. Киев становится не только политическим, но и духовным центром государства.

Проблема феодализма на Руси

Хронологически, как мы знаем, киевский период включал десятое, одиннадцатое и двенадцатое столетия. Эти три века видели восхождение и расцвет феодальных институтов в Западной и Центральной Европе; они представляют то, что может быть названо феодальным периодом по преимуществу. Вполне естественно стремление поместить Киевскую Русь в ту же категорию и охарактеризовать ее социально-политический режим как феодальный. Но все же до недавнего времени русские историки не спешили это сделать. Они не выдвигали каких-либо серьезных возражений относительно изучения феодализма в России: они просто игнорировали проблему.

Важной причиной невнимания русских историков девятнадцатого столетия к проблеме феодализма была концентрация их усилий - применительно к монгольскому и постмонгольскому периодам - на изучении московской Руси, где развитие феодальных или схожих с ними институтов было менее выражено, нежели в Западной, или литовской, Руси.

Поскольку "феодализм" - довольно туманное понятие и марксистское его определение отличается от более или менее общепринятого в западной историографии. Термин "феодализм" может быть использован как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле он используется для обозначения социальной, экономической и политической системы, специфичной для стран Западной и Центральной Европы - в основном Франции и Германии - в средние века. В более широком смысле он может быть применен к некоторым социальным, экономическим и политическим тенденциям развития любой страны в любое время.

В этом смысле любое определение развитого феодального режима должно включать три следующие признака:

1) "политический феодализм" - шкала опосредования высшей политической власти, существование лестницы больших и меньших властителей (сюзеренов, вассалов), связанных личным контактом, взаимностью такого соглашения;

2) "экономический феодализм" - существование манориального режима с ограничением правового статуса крестьян, а также разграничение между правом владения и правом пользования относительно того же земельного владения;

3) феодальные узы - нераздельное единство личных и территориальных прав, при обусловленности владения землей вассала со стороны службы сеньору.



С южной и юго-восточной стороны Русь постоянно сталкивалась с кочевыми народами, представленными тюркоязычными племенами — хазарами и булгарами, позднее с печенегами и половцами. На юге находилась и Византия, которая сыграла огромную роль в становлении и развитии Древнерусского государства. Русско-византийские отношения IX — XI веков — это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружинников. С другой, — византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии, особенно при помощи христианизации. Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические контакты. Свидетельством этому служит существование постоянных колоний русских купцов в Константинополе. Договор князя Олега с Византией предусматривал льготные условия торговли для русских купцов, решение правовых и военных вопросов. Торговый обмен с Византией находит отражение в большом количестве византийских вещей, найденных на территории нашей страны.

Первый договор Руси с Византией был заключен на выгодных условиях

Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839 год

После христианизации культурные связи с Византией усилились. Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, совершали набеги на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять столицу Византии — Константинополь (по-русски — Царьград). Менее удачным был поход Игоря. Русские прошли черноморское побережье от Босфора до Пафлагонии. Флот князя был разгромлен флотом паракимомена патрикия Феофана. Второй поход на Византию произошел в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих соглашений 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю.

Во второй половине X века наблюдается некоторое русско-византийское сближение. Поездка княгини Ольги в Константинополь, где она была дружески принята императором, укрепила отношения между двумя государствами. Византийские императоры иногда использовали русские дружины для войн со своими соседями.

Новый этап отношений Руси и с Византией, и с другими соседними народами приходится на время княжения Святослава, который проводил активную внешнюю политику. Великий князь вступил в столкновение с могущественным Хазарским каганатом, некогда взимавшим дань с территории южной Руси. Уже при Игоре, в 913, 941 и 944 годах, русские дружинники совершали походы против Хазарии, добившись постепенного освобождения вятичей от уплаты дани хазарам. Решающий удар каганату нанес Святослав, разгромив главные города государства и захватив его столицу Итиль. Разгром Хазарии привел к образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского княжества и к освобождению из-под власти каганата волжско-камских болгар, которые сформировали после этого свое государство.

Падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье вызывали беспокойство у Византии. Стремясь взаимно ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, против которой Византия вела агрессивную политику, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы. Князь одержал в Болгарии победу и захватил город Переяславец на Дунае. Этот результат был неожиданным для Византии. Возникала угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которым Византии справиться уже не удалось бы. Сам Святослав говорил, что хотел бы перенести в Переяславец столицу своей земли.


Византийская конница X века. Миниатюра из хроники Иоанна Скилицы

Достаточно много известий сохранилось о внешнеполитических связях Булгарского эмирата с Русью и древнерусскими княжествами. Судя по летописям, мирное сотрудничество между ними нередко нарушалось военными столкновениями, которые возникали обычно из-за несовпадения интересов сторон в сфере внешней торговли. В течение Х столетия Киевская Русь организовала четыре военных похода на Булгарский эмират — в 977, 985, 994 и 997 годах. Ответных действий булгары не предпринимали. Результатом похода 985 года стало заключение мирного договора между Русью и Булгарией, который был рассчитан на вечные времена. Стороны решили, что «толи не буди мира межи нами, оли же камень начнеть плавати, а хмель грязнути». Тем не менее, небольшие походы в пределы Булгарии продолжались.

В 986 и 987 годах летописцы сообщают о визите булгарских послов-миссионеров в Киев и русских послов в Булгарию по вопросу выбора веры накануне принятия Владимиром Святославичем новой религии. Мусульманская вера, которую предлагали булгары, князю не понравилась, и он принял христианство.

Из XI века дошли всего три летописных сообщения о булгаро-русских взаимоотношениях. Два из них, относящиеся к 1006 и 1024 годам, говорят о заключении торгового договора между Русью и Волжской Булгарией и доставке пшеницы голодающим суздальцам. В 1088 году булгары взяли Муром, потому что в те времена были на Волге и Оке разбои и русские «многих болгар торгующих пограбили и побили».

В Х в. Киевская Русь организовала 4 военных похода на Булгарию

Целую серию военных походов отмечают летописи XII века. Так, в 1107 году пришли булгары «ратью на Суздаль и объступиша град и много зла сътвориша». Через 13 лет поход предпринял Юрий Долгорукий, который «ходи на болгары и взя полон мног и полк их победи». Летописное сообщение 1152 года связано с походом булгар, нападавших на Ярославль. Четыре военных похода совершил в 60 — 80-х годах XII столетия Андрей Боголюбский, в том числе дважды на Биляр, на Булгар и другие города, на «села многы».
В начале XIII века продолжалось противостояние Волжской Булгарии и Владимиро-Суздальского княжества на торговых путях. В 1205 году состоялся поход Всеволода Юрьевича на булгар, а в 1218 году булгары совершили ответный поход на Устюг. В 1220 году состоялся последний перед монгольским нашествием масштабный поход русских дружин на город Ошель, который был сожжен и разграблен. В те же годы булгары предприняли ряд настойчивых попыток «с мольбою великою, и с дары многими и с челобитьем» заключить мирный договор с русскими, который был подписан в 1221 году, а в 1229 году был продлен еще на шесть лет. Это было очень важно ввиду нависшей над страной опасности вторжения монгольских войск с Востока.


Святослав вторгается в Болгарию с печенежскими союзниками. Из хроники Константина Манаса

Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использовала печенегов. Этот тюркский кочевой народ впервые упоминается в русской летописи 915 года. Первоначально печенеги кочевали между Волгой и Аральским морем, а затем под давлением хазар перешли Волгу и заняли Северное Причерноморье. Главным источником богатства печенежской племенной знати были набеги на Русь, Византию и другие страны. То Руси, то Византии время от времени удавалось «нанимать» печенегов для нападений на другую сторону. Так, во время пребывания Святослава в Болгарии они, видимо по наущению Византии, совершили набег на Киев. Святославу пришлось срочно возвращаться, чтобы разгромить печенегов, но вскоре он снова отправился в Болгарию, где началась война с Византией. Русские дружины сражались ожесточенно и храбро, однако силы византийцев слишком превосходили их по численности. В 971 году был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Византия удовлетворялась обещанием Руси не совершать нападений.

По дороге, на днепровских порогах, видимо, получившие от Византии предупреждение о возвращении Святослава печенеги напали на него. Святослав погиб в бою, а печенежский князь Куря, по летописному преданию, сделал из черепа киевского князя чашу и пил из нее на пирах.


Печенеги убивают Святослава Игоревича

Новая стадия русско-византийских отношений приходится на время княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства. Незадолго до этого события византийский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь вооруженными силами в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию, угрожал Константинополю и претендовал на императорский престол. В обмен за помощь император обещал выдать за Владимира замуж свою сестру Анну. Шеститысячная дружина киевского князя помогла подавить восстание, причем сам Варда Фока был убит. Однако император не спешил с обещанным браком, который имел важное политическое значение. Византийские императоры занимали самое высокое место в феодальной иерархии тогдашней Европы, и женитьба на византийской принцессе резко поднимала международный престиж Русского государства. Чтобы добиться выполнения условий договора, Владимир осадил центр византийских владений в Крыму — Херсонес (Корсунь) и взял его. Императору пришлось выполнить свое обещание. Только после этого Владимир принял окончательное решение креститься. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы.

К 1055 году относится первое появление половцев у русских границ

Как уже упоминалось, постоянную борьбу Древней Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, тем не менее, их набеги продолжались. В 1036 году, воспользовавшись отсутствием в Киеве Ярослава, печенеги осадили город. Ярослав быстро вернулся и нанес печенегам жестокое поражение, от которого они так и не смогли оправиться. Их вытеснили из причерноморских степей другие кочевники — половцы.

Половцы, они же кыпчаки или куманы, — тоже тюркская народность, еще в X веке жившая на территории северо-западного Казахстана. В середине X века половцы двинулись в степи Северного Причерноморья и Кавказа. После того как они вытеснили печенегов, под их властью оказалась огромная территория, которую называли Половецкой степью, или Дешт-и-Кыпчак. Она простиралась от Сырдарьи и Тянь-Шаня до Дуная. Впервые половцы упоминаются в русских летописях в 1055 году, а в 1061 году произошло первое столкновение с ними: «Придоша половци первое на Русьскую землю воевать». Вторая половина XI — XII века — время борьбы Руси с половецкой опасностью.


«После побоища Игоря Святославича с половцами», В. М. Васнецов, 1880 год

Одновременно с Византией Русь завязывала политические отношения с Западной Европой. Это взаимодействие нашло отражение в династических связях русских князей. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Олафа Ингигерде. Дочь Ярослава Анна была замужем за французским королем Генрихом I, другая дочь, Елизавета, стала супругой норвежского короля Харальда III. Венгерской королевой была третья дочь — Анастасия. Внучка Ярослава Мудрого Евпраксия (Адельгейда) была женой германского императора Генриха IV. Один из сыновей Ярослава Всеволод был женат на византийской принцессе, другой сын Изяслав — на польской. Среди невесток Ярослава были также дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского.


Святослав Ярославич с семьей. Миниатюра из Изборника 1073 года

Особенно интенсивными связи с Западной Европой стали во второй половине XII — начале XIII века. Они выражались в том, что страны обменивались изделиями прикладного искусства, а в результате и определенными техническими навыками. Взаимодействие культур осуществлялось через торговлю и через дары посольств, через иноземных мастеров-ремесленников, которых нередко приглашали на Русь из Западной Европы, чаще всего из Германии. На Руси были распространены такие поделки западных мастеров, как бронзовое литье, чаши, ювелирные изделия, резьба по кости, в том числе ларцы. Предметы древнерусского художественного ремесла, в свою очередь, попадали на Запад.

Русь не уступала в своем развитии большинству стран Западной Европы

С середины XI века на Русь стали проникать отдельные элементы романской архитектуры, господствовавшей в XI — XIII веках не только в Западной Европе, но и в целом культурном круге, который охватывал Кавказ, Балканы, а также Польшу, Чехию, Венгрию — близких соседей Древнерусского государства. Влияние романского стиля проявлялось во внешнем оформлении отдельных возводимых на Руси построек, использовались в архитектуре такие элементы, как аркатурные пояса, позднее группы полуколонн и пилястр, иногда с резными капителями и консолями, колончатые пояса на стенах, перспективные порталы, причудливая каменная резьба на внешней поверхности стен.

Культурное общение Древней Руси со странами Западной Европы шло и по линии литературных и фольклорных связей. Через паломников и путешественников поддерживалось взаимодействие по линии церковных отношений, которые до раздела церквей в 1054 году были достаточно прочными. Однако после попыток папства «обратить» Русь в католическую веру, отношения с Западом стали более ограниченными, чем с Византией, но все-таки оставили определенный след в русской культуре.

Социальное, политическое и культурное развитие Древнерус­ского государства проходило в тесном взаимодействии с народа­ми окружающих стран Одно из первых мест среди них занимала могущее гвенная Византийская империя, ближайший южный со­сед восточных славян Русско-византийские отношения IX-XI вв - это сложный комплекс, включающий в себя и мирные экономические, политические и культурные связи, и острые воен­ные столкновения С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружин­ников С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попытаться превратить Русь в вассала Византии, осо­бенно при помощи христианизации Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические контакты Свидетель­ством таких контактов служит известное нам по договору Олега с Византией (911) существование постоянных колоний русских купцов в Константинополе Торговый обмен с Византией находит отражение в большом количестве византийских вещей, найден­ных на территории нашей страны После христианизации усили­лись культурные связи с Византией

Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, со­вершали набеги на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять столицу Византии - Константинополь (по-русски - Царьград) Менее удачным был поход Игоря

Во второй половине X в наблюдается некоторое русско-ви­зантийское сближение Поездка Ольги в Константинополь, где она была дружественно принята императором, укрепила отноше ния между двумя странами Византийские императоры иногда использовали русские дружины для войн со своими соседями

Новый этап отношений Руси и с Византией, и с другими со­седними народами приходится на время княжения Святослава, идеального героя русского рыцарства Святослав проводил ак­тивную внешнюю политику Он вступил в столкновение с могу­щественным Хазарским каганатом, некогда взимавшим дань с территории Южной Руси Уже при Игоре, в 913, 941 и 944 гг, русские дружинники совершали походы против Хазарин добив­шись постепенного освобождения вятичей от уплаты дани хаза­рам Решающий удар каганату нанес Святослав (964-965), раз­громив главные города каганата и захватив его столицу Саркел Разгром Хазарского каганата привел к образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского княжест­ва и к освобождению из под власти каганата волжско-камских болгар, которые сформировали после этого свое государство - первое государственное образование народов Среднего По­волжья и Прикамья

Падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причер-54

номорье вызывали беспокойство у Византии Стремясь взаимно ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, против которой Византия вела агрессивную политику, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы Свя­тослав одержал в Болгарии победу и захватил город Переясла-вец на Дунае Этот результат был неожиданным для Византии Возникала угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которым Византии справиться уже не уда­лось бы Сам Святослав говорил, что хотел бы перенести в Пере-яславец столицу своей земли

Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использовала печенегов Этот тюркский кочевой народ впервые упоминается в русской летописи под 915 г Первоначально пече­неги кочевали между Волгой и Аральским морем, а затем под давлением хазар перешли Волгу и заняли Северное Причерно­морье Главным источником богатства печенежской племенной знати были набеги на Русь, Византию и другие страны То Руси, то Византии время от времени удавалось «нанимать» печенегов для нападений на другую сторону Так, во время пребывания Святослава в Болгарии они, видимо по наущению Византии, со­вершили набег на Киев Святославу пришлось срочно возвра­щаться, чтобы разгромить печенегов, но вскоре он снова отпра­вился в Болгарию, там началась война с Византией Русские дружины сражались ожесточенно и храбро, однако силы визан­тийцев слишком превосходили их по численности В 971 г. был заключен мирный договор дружина Святослава получила воз­можность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Ви­зантия удовлетворялась лишь обещанием Руси не совершать на­падений

Однако по дороге, на днепровских порогах, видимо, получив­шие от Византии предупреждение о возвращении Святослава печенеги напали на него Святослав погиб в бою, а печенежский князь Куря, по летописному преданию, сделал из черепа Свято­слава чашу и пил из нее на пирах По представлениям той эпохи, в этом проявилось, как это ни выглядит парадоксально, уваже­ние к памяти павшего противника считалось, что воинская доблесть владельца черепа перейдет к тому, кто пьет из такой чаши

Новая стадия русско-византийских отношений приходится на время княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства Незадолго до этого события византийский импера­тор Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь воору­женными силами в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию, угрожал Константине полю и претендовал на императорский престол В обмен за по­мощь император обещал выдать за Владимира замуж свою сест­ру Анну Шеститысячная дружина Владимира помогла подавить восстание, причем сам Варда Фока был убит, однако император

не спешил с обещанным браком. Брак же этот имел важное поли­тическое значение. Всего за несколько лет до того германскому императору Оттону II не удалось жениться на византийской принцессе Феофано. Византийские императоры занимали самое высокое место в феодальной иерархии тогдашней Европы, и же­нитьба на византийской принцессе резко поднимала междуна­родный престиж Русского государства. Чтобы добиться выпол­нения условий договора, Владимир осадил центр византийских владений в Крыму - Херсонес (Корсунь) и взял его. Императору пришлось выполнить свое обещание. Только после этого Влади­мир принял окончательное решение креститься, поскольку, побе­див Византию, он добился того, чтобы Руси не пришлось следо­вать в фарватере политики Византии. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Ев­ропы.

Это положение Руси нашло отражение и в династических свя­зях русских князей. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Олафа - Индигерде. Дочь Ярослава - Анна была замужем за французским королем Генрихом I, другая дочь - Елизавета стала женой норвежского короля Гаральда. Венгерской королевой была третья дочь - Анастасия. Внучка Ярослава Мудрого - Евпраксия (Адельгейда) была супругой германского императора ГенрихаIV. Один из сыновей Яросла­ва - Всеволод был женат на византийской принцессе, другой сын Изяслав - на польской. Среди невесток Ярослава были также дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского.

С Германской империей Русь связывали и оживленные торго­вые отношения. Даже на отдаленной периферии Древнерусского государства, на территории нынешней Москвы, была найдена относящаяся к XI в. свинцовая торговая пломба, происходящая из какого-то прирейнского города.

Постоянную борьбу Древней Руси приходилось вести с кочев­никами. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов. Но тем не менее их набеги продолжались. В 1036 г., воспользо­вавшись отсутствием в Киеве уехавшего в Новгород Ярослава, печенеги осадили Киев. Но Ярослав быстро вернулся и нанес жестокое поражение печенегам, от которого они так и не смогли оправиться. Их вытеснили из причерноморских степей другие кочевники - половцы.

Половцы (иначе - кипчаки или куманы)-тоже тюркская народность - еще в X в. жили на территории Северо-Западного Казахстана, но в середине X в. двинулись в степи Северного Причерноморья и Кавказа. После того как они вытеснили пече­негов, под их властью оказалась огромная территория, которую называли Половецкой степью или (в арабских источниках) Дешт-и-Кипчак. Она простиралась от Сырдарьи и Тянь-Шаня до Дуная. Впервые половцы упоминаются в русских летописях под 1054 г., а в 1061 г. произошло первое столкновение с ними: 56

«Придоша половци первое на Русьскую землю воевать» Вторая половина XI-XII в - время борьбы Руси с половецкой опас ностью

Итак, Древнерусское государство было одной из крупнейших европейских держав и находилось в тесных политических, эконо мических и культурных отношениях со многими странами и наро­дами Европы и Азии

Социальное, политическое и культурное развитие Древнерусского государства проходило в тесном взаимодействии с народами окружающих стран. Одно из первых мест среди них занимала могущественная Византийская империя, ближайший южный сосед восточных славян. Русско-византийские отношения IX - XI вв. - это и мирные экономические, политические, культурные связи, и острые военные столкновения. С одной стороны, Византия была удобным источником военной добычи для славянских князей и их дружинников. С другой стороны, византийская дипломатия стремилась помешать распространению русского влияния в Причерноморье, а затем попыталась превратить Русь в вассала Византии, особенно при помощи христианизации. Вместе с тем существовали постоянные экономические и политические контакты. Свидетельством таких контактов служит известное нам по договору Олега с Византией (911) существование постоянных колоний русских купцов в Константинополе. Торговый обмен с Византией находит отражение в большом количестве византийских вещей, найденных на территории нашей страны. После христианизации усилились культурные связи с Византией.

Русские дружины, переплывая на кораблях Черное море, совершали набеги на прибрежные византийские города, а Олегу удалось даже взять столицу Византии - Константинополь (по-русски - Царьград). Менее удачным был поход Игоря.

Во второй половине X в. наблюдается некоторое русско-византийское сближение. Поездка Ольги в Константинополь, где она была дружески принята императором, укрепила отношения между двумя странами. Византийские императоры иногда использовали русские дружины для войн со своими соседями.

Новый этап отношений Руси и с Византией, и с другими соседними народами приходится на время княжения Святослава, идеального героя русского рыцарства. Святослав проводил активную внешнюю политику. Он вступил в столкновение с могущественным Хазарским каганатом, некогда взимавшим дань с территории Южной Руси. Уже при Игоре, в 913, 941 и 944 гг., русские дружинники совершали походы против Хазарии, добившись постепенного освобождения вятичей от уплаты дани хазарам. Решающий удар каганату нанес Святослав (964 - 965), разгромив главные города каганата и захватив его столицу Итиль. Разгром Хазарского каганата привел к образованию из русских поселений на Таманском полуострове Тмутараканского княжества и к освобождению из-под власти каганата волжско-камских болгар, которые сформировали после этого свое государство - первое государственное образование народов Среднего Поволжья и Прикамья.

Падение Хазарского каганата и продвижение Руси в Причерноморье вызывали беспокойство у Византии. Стремясь взаимно ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, против которой Византия вела агрессивную политику, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы. Святослав одержал в Болгарии победу и захватил город Переяславец на Дунае. Этот результат был неожиданным для Византии. Возникала угроза объединения в одно государство восточных и южных славян, с которым Византии справиться уже не удалось бы. Сам Святослав говорил, что хотел бы перенести в Переяславец столицу своей земли.

Для ослабления русского влияния в Болгарии Византия использовала печенегов. Этот тюркский кочевой народ впервые упоминается в русской летописи под 915 г. Первоначально печенеги кочевали между Волгой и Аральским морем, а затем под давлением хазар перешли Волгу и заняли Северное Причерноморье. Главным источником богатства печенежской племенной знати были набеги на Русь, Византию и другие страны. То Руси, то Византии время от времени удавалось "нанимать" печенегов для нападений на другую сторону. Так, во время пребывания Святослава в Болгарии они, видимо по наущению Византии, совершили набег на Киев. Святославу пришлось срочно возвращаться, чтобы разгромить печенегов, но вскоре он снова отправился в Болгарию; там началась война с Византией. Русские дружины сражались ожесточенно и храбро, однако силы византийцев слишком превосходили их по численности. В 971 г. был заключен мирный договор: дружина Святослава получила возможность вернуться на Русь со всем своим вооружением, а Византия удовлетворялась обещанием Руси не совершать нападений.

По дороге, на днепровских порогах, видимо, получившие от Византии предупреждение о возвращении Святослава печенеги напали на него. Святослав погиб в бою, а печенежский князь Куря, по летописному преданию, сделал из черепа Святослава чашу и пил из нее на пирах. По представлениям той эпохи, в этом проявилось, как это ни выглядит парадоксально, уважение к памяти павшего противника: считалось, что воинская доблесть владельца черепа перейдет к тому, кто пьет из такой чаши.

Новая стадия русско-византийских отношений приходится на время княжения Владимира и связана с принятием Русью христианства. Незадолго до этого события византийский император Василий II обратился к Владимиру с просьбой помочь вооруженными силами в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию, угрожал Константинополю и претендовал на императорский престол. В обмен за помощь император обещал выдать за Владимира замуж свою сестру Анну. Шеститысячная дружина Владимира помогла подавить восстание, причем сам Варда Фока был убит.

Однако император не спешил с обещанным браком. Брак же этот имел важное политическое значение. Всего за несколько лет до того германскому императору Отгону II не удалось жениться на византийской принцессе Феофано. Византийские императоры занимали самое высокое место в феодальной иерархии тогдашней Европы, и женитьба на византийской принцессе резко поднимала международный престиж Русского государства. Чтобы добиться выполнения условий договора, Владимир осадил центр византийских владений в Крыму - Херсонес (Корсунь) и взял его. Императору пришлось выполнить свое обещание. Только после этого Владимир принял окончательное решение креститься. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы.

Это положение Руси нашло отражение в династических связях русских князей. Так, Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского короля Олафа Индигерде. Дочь Ярослава - Анна была замужем за французским королем Генрихом I, другая дочь - Елизавета стала женой норвежского короля Гаральда. Венгерской королевой была третья дочь - Анастасия. Внучка Ярослава Мудрого - Евпраксия (Адельгейда) была супругой германского императора Генриха IV. Один из сыновей Ярослава - Всеволод был женат на византийской принцессе, другой сын Изяслав - на польской. Среди невесток Ярослава были также дочери саксонского маркграфа и графа Штаденского.

С Германской империей Русь связывали и оживленные торговые отношения. Даже на отдаленной периферии Древнерусского государства, на территории нынешней Москвы, была найдена относящаяся к XI в. свинцовая торговая пломба, происходящая из какого-то прирейнского города.

Постоянную борьбу Древней Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, тем не менее их набеги продолжались. В 1036 г., воспользовавшись отсутствием в Киеве Ярослава (уехал в Новгород), печенеги осадили Киев. Ярослав быстро вернулся и нанес печенегам жестокое поражение, от которого они так и не смогли оправиться. Их вытеснили из причерноморских степей другие кочевники - половцы.

Половцы (иначе - кипчаки или куманы) - тоже тюркская народность - еще в X в. жили на территории Северо-Западного Казахстана. В середине X в. половцы двинулись в степи Северного Причерноморья и Кавказа. После того как они вытеснили печенегов, под их властью оказалась огромная территория, которую называли Половецкой степью, или (в арабских источниках) Дешт-и-Кипчак. Она простиралась от Сырдарьи и Тянь-Шаня до Дуная. Впервые половцы упоминаются в русских летописях под 1054 г., а в 1061 г. произошло первое столкновение с ними: "Придоша половци первое на Русьскую землю воевать". Вторая половина XI - XII в. - время борьбы Руси с половецкой опасностью.

Итак, Древнерусское государство было одной из крупнейших европейских держав и находилось в тесных политических, экономических и культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Азии.