Кто определяет судьбу человека. Судьба жизни человека: как ее определить и понять

Когда Раймонд и Роза Джадж приветствовали своего сына Игоря в этом мире, у них не было ни малейшего сомнения, какую профессию изберет их наследник. Даже девичья фамилия матери Микалефф происходила от арабского слова «судья», равно как и английское judge. В конце концов, Игорь Джадж дослужился до титула лорда-главного судьи Англии и Уэльса. И это обстоятельство не вызвало удивления в кругу тех, кто его знал. С тех пор шутки про Лорда Джаджа самые популярные в окружении Игоря вот уже несколько десятилетий. Многие из нас уверены, что имя и фамилия могут кардинальным образом влиять на судьбу человека. Этому способствует сразу несколько предпосылок.

Имя предопределяет наше поведение в обществе

Вы тоже полагаете, что имя человека определяет будущее? С вами солидарны ученые метафизики, которые привязывают к каждой букве имени цифровой код. Однако и помимо этого существует ряд предпосылок, вторгающихся по воле родителей в вашу жизнь. Например, у девочек с мужскими именами есть больше шансов далеко продвинуться по карьерной лестнице. Ну а шансов в поиске работы больше у тех, кто обладает простыми «старомодными» именами.

«Как лодку назовешь - так она и поплывет», - значит, были правы наши далекие предки, совершая свои удивительные наблюдения. Имя может влиять даже на такие мелочи, как поведение ребенка в школе или повышение шансов в популярности у сверстников. А вот фамилия, помимо определения роли занятий или успешности в жизни, может повлиять на комплекцию своего обладателя.

Возможное объяснение

Среди одного из самых распространенных объяснений данного феномена фигурирует подсознание людей. Мы, как существа социальные, склонны доверять людям, слепленным с нами из того же теста - представителям одной и той же расы, народности и культуры. Например, в России всегда будут популярны древние славянские и греческие имена. А вот британский «неявный эгоизм» проявляется в доверии старомодным викторианским именами. Это означает, что люди сами навязывают в обществе определенные стереотипы.

Например, среди стоматологов в Англии намного больше мужчин по имени Деннис, нежели тех, кого родители нарекли именами с латинскими или греческими корнями. И в этом нет ничего удивительного. Люди относятся к «чужакам» с подозрением, вот и думайте, стоит ли давать ребенку редкое для своего региона имя. По мнению ученых, у таких людей проявляется склонность нарушать социальные принципы, в том числе и закон. По сути, они плывут против течения и бросают обществу вызов. Ребенку с редким именем намного сложнее найти себе друзей, ведь сверстники, как правило, отвергают такого малыша.

Шлейф, тянущийся за человеком всю жизнь

Этот эффект может распространяться далеко за пределы школы, например, при поступлении в вуз или на работу. Сотрудник Оксфордского университета Грегори Кларк проводил исследование, в котором он проанализировал статистику посещающих лекции студентов. Всего было изучено 14 000 имен, среди которых был составлен своеобразный рейтинг популярности. Уверенно лидировали Элеоноры, которых в стенах вуза было в три раза больше в сравнении с Питерами, Аннами, Шейнами, Саймонами и Кэтрин вместе взятыми. Однако у девушек Пейдж и Джейд было больше шансов на поступление в престижное учебное заведение в сравнении с девушкой по имени Лакиша. Традиционно суффикс «иша» ассоциируется с выходцами из Африки или представителями рабочего класса.

Благозвучие

Помимо принадлежности к царскому или дворянскому сословию, имя ребенка должно обладать и благозвучием. Если оно произносится с некоторыми затруднениями (например, у выходцев из других культур), это автоматически наделяет малыша статусом изгоя. Учителя не могут справиться с произношением фамилии с первого раза? Вашему чаду уготована участь отщепенца, который будет изолирован от одноклассников, что подарит ему множество комплексов и чувство тревоги. Отголоски неприятия сверстниками могут наблюдаться даже при выходе за пределы младшего звена. Несмотря на то что дети уже привыкают к чужакам, они становятся более жестокими в связи с гормональным всплеском переходного возраста.

Показательный эксперимент

Этот эффект перейдет и во взрослую жизнь, что подтверждает эксперимент, проведенный американскими исследователями. Они размещали в газетах вымышленные резюме соискателей. Причем в одном случае это были гипотетические представители белой расы Эмили Уолш и Грег Бейкер, а в другом прослеживалось явное афро-американское звучание: Лакиша Вашингтон и Джамал Джонс. В итоге на собеседования в два раза чаще приглашали Эмили и Грега. А вот вымышленным Лакише и Джамалу приходилось довольствоваться крохами.

Случайные звуки имени

Звуки в имени тоже определяют отношение к его обладателю. Например, мягко звучащие Молли, Лео или Саманта считаются легко адаптирующимися, дружелюбными открытыми. А вот более грубые созвучия, включающие в себя «р», «к», «г», признаются обществом более агрессивными, сердитыми, саркастичными и раздражительными.

На судьбу человека влияют несколько факторов. Это не только космос.
Какие же факторы влияют на судьбу человека?
1. Первый фактор, это наследственность. Потому что, генетика определяет принадлежность человека к виду гомо сапиенс. Это определяется не космосом. Это определяется генетикой. Тем, что мы произошли от папы и мамы. По гороскопу нельзя отличить слона от кошки. Генетика определяет биологическое тело.
2. Социальные условия. Этот фактор тоже независимо действуют от космоса. Реализация человека зависит от того, в какой стране он живет. У людей могут быть одинаковые гороскопы, но живут они в разных странах. Один живет в Африке, в тропическом лесу, где профессии, это охотник, земледелец, шаман и вождь. И больше профессий нет ни каких. А другой живет в Америке, где в соответствии с развитием техники, огромное количество разных профессий. И профориентация, будет другая. Социальные условия тоже влияют на судьбу.
3. Культура. То, что человек приобретает от родителей, через воспитание и самовоспитание. Это тоже не зависит от гороскопа. Культурный человек, какой бы у него не был пораженный Марс, матом ругаться не будет. Потому что, его так воспитали.
4. Космос, это четвертый фактор, который влияет на судьбу человека.
5. Уровень развития личности. Он гороскопом не определяется и по гороскопу невозможно узнать. Он определяется количеством воплощений, которые прошел человек. Уровень различия личности определяется по общению с человеком. У преступников, как правило, низкий уровень развития личности. Потому что, у них мало воплощений позади. У человека духовного, как правило, много воплощений позади. И уровень развития личности, у него высокий. А гороскопы у них могут быть совершенно одинаковые, что у святого, что у преступника. А реализация гороскопа будет разная. Кроме того, на социальную реализацию влияет память предыдущих воплощений.
Невозможно стать гениальным художником, не освоив эту профессию, это мастерство, в течении нескольких жизней. Научиться рисовать может каждый. Но гениальный художник, получается не сразу. Нужно не одну жизнь, заниматься живописью.
Кто такие президенты? Это все бывшие цари. Если у человека не было воплощений, где он стоял у власти, то он президентом не станет. Невозможно подняться с самого низа, на самый вверх. Точно также и инстинкт власти, который есть у президентов, он тоже воспитываются. Все президенты имеют инстинкт власти. Они и в предыдущих воплощениях были у власти.
Почему Екатерина I стала царицей? Она же была прачкой. Потому что, с Петром I, она вела себя, как царица. А остальные любовницы Петра, вели себя как прачки. И кармическая память человека, диктует ему его поведение. Это и есть потенциал, накопленный в прошлых воплощениях.
В.В. Путин стал президентом России. В этот же день родилось полмиллиона человек. Больше не один человек не стал президентом. Потому что, потенциалы личности разные. Если у человека есть формула руководителя, он станет руководителем. Но без памяти предыдущих воплощений высокой власти добиться невозможно.
6. И есть еще один фактор, это свободная воля. Мы говорим о том, что человек может управлять событиями. Потому что, существует свободная воля. Мы используем знания и управляем своей жизнью. Мы принимаем какие-то защитные меры от неприятностей. Или переезжаем в другой город. Самый лучший способ изменить свою судьбу, это переехать в другой город, или в другую страну. Т.е. изменить свой гороскоп.
7. Высшая воля. Это еще один фактор, влияющий на судьбу человека. Она тоже существует. Чудо возможно, даже в кажущейся, совершенно безвыходной ситуации. Но чудо связано с верой человека. Если достаточно сильная вера, то человек может изменить обстоятельства, в противоречии с гороскопом. И произойдет то, что не должно произойти. Произойдет чудо.
Значит, на судьбу влияют семь факторов и космос, только один из них. И мы всегда должны это понимать.

Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” - позднее его произведение, написанное в 1903 году, в эпоху назревающего в стране кризиса, перед русско-японской войной, которую Россия позорно проиграла, и первой революцией. Поражение показало несостоятельность государственного режима, ведь армия в первую очередь отражает ситуацию в стране.

Хотя мы видим, что действие рассказа разворачивается в 40-е годы XIX века, в николаевскую эпоху, Толстой не зря возвращается к прошлому, так как для него очевидны параллели между положением и в обществе, и в армии в эти столь разные на первый взгляд эпохи. Но “армейская” проблема не основная в рассказе, главный акцент сделан на вопросах нравственных.

Я думаю, что главная проблема в том, что формирует человека - общественные условия или случай.
Герой рассказа - дворянин николаевской эпохи, обыкновенный человек, хороший, но простой, мало рассуждающий: “...не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились”. Мы видим, что глобальные вопросы рассказчика не интересовали. Он пребывает в мире балов, кутежей, влюбленности в Вареньку, не задумываясь о том, что происходит вокруг, в стране, в которой он живет. Это - обыкновенный обыватель, хотя добрый и порядочный, с хорошей душой.
Идея рассказа раскрывается с помощью определенной системы образов и композиции. Основные герои - Иван Васильевич и полковник, отец Вари - девушки, в которую был влюблен рассказчик. Варя, скорее, объект, с ее “помощью” завязывается история. Но главная проблема решается через образы ее отца и главного героя. Автор показывает, что все же социум и его структура, а не случай влияют на личность.
Рассказ разделен на две части - бал и после бала, притом первая часть намного объемнее. Что же мы видим вначале? Прекрасный светский вечер, всем весело, герой очарован Варенькой, ее замечательным, добрым, тихим отцом - полковником, она дарит ему перо из веера и перчатку, юноша на седьмом небе от радости. Но что же потом? Он идет пройтись под влиянием впечатления, полон мечтаний, иллюзий и вдруг видит ужасную сцену на плацу - избиение татарина солдатами под командованием “доброго” и обаятельного отца Вареньки. То, что увидел рассказчик, разрушило его мечты и грезы, изнанка действительности грубо вторглась в его интимную жизнь, поломав мирок, так тщательно им создававшийся. Толстой использовал прием антитезы, который виден на разных уровнях: полковник на балу и после него, в первом случае милый и обходительный человек, во втором же - символ жестокой военной машины, безжалостной, ни о ком не заботящейся и ни о ком не думающей, затем сцена бала иунижение человека, счастье главного героя и его разочарование и даже веселая музыка мазурки и звуки барабана и флейты, под которые истязали солдата. То есть мы видим, что первая часть - это любовь, а вторая - разочарование и разрушение всего созданного. Иван Васильевич разлюбил Варю, но был полностью уверен, что случай перевернул его жизнь. Если смотреть с обывательской точки зрения, то, конечно, да: не увидь он жестокой расправы с татарином, он так и пребывал бы в неведении о том, что делается “на другой стороне медали”. Но если глубже анализировать текст, мы поймем, что не случай, а среда сломала его наивный мир, она нанесла ему нокаутирующий, ошеломляющий удар.
Естественно, вторая часть, хоть и маленькая по объему, несет большую смысловую нагрузку. Не случайно ведь рассказ назван “После бала”.
Мне кажется, что смысл рассказа в том, что среда влияет на человека, она как будто срывает покровы приличий, обнажая нутро социальной действительности.
К сожалению, герой, прожив жизнь, не понял, что же с ним случилось и почему? Он остался одиноким, вероятно, был не в силах преодолеть недоверие к людям, рожденное в то утро. Такое впечатление, что его жизнь - замкнутый круг, из которого он так и не вырвался.

Такие вопросы, существования судьбы, можно ли изменить судьбу, по своему усмотрению, способен ли человек сам притягивать свою смерть, или же напротив увеличивать время жизни — эти сакральные и загадочные тайны человек пытается постичь с незапамятных времен.

Маги и экстрасенсы уверяют что будущее имеет много вариантов, и на своих приемах обещают что изменят в ту или иную сторону события в вашей жизни.
Конечно у человека есть выбор жизненного пути. Но из свидетельства многочисленных фактов и древних трактатов, мы способны повлиять на качество нашей жизни, но изменять наиболее важные даты мы не в состоянии.

В книге » Ванга: исповедь слепой ясновидящей » , Красимира Стоянова, племянница и личный биограф болгарской предсказательницы, привела такой диалог:

» Вопросы:

– Если так получается, что ты видишь данным тебе свыше внутренним зрением близкое несчастье или даже кончину пришедшего к тебе человека, можешь ли что-то предпринять, чтобы можно было избежать несчастья?

– Нет, ни я и никто другой уже ничего поделать не сможет.

– А если неприятности, и даже катастрофические, грозят не одному человеку, а группе людей, целому городу, государству, можно ли что-то заблаговременно подготовить?

– Это бесполезно.

– Зависит ли судьба человека от его внутренней, моральной силы, физических способностей? Можно ли повлиять на судьбу?

– Нельзя. Каждый пройдет свой, и только свой путь «.

Предвидения смерти

У некоторых людей подспудно бывает предчувствие приближающейся смерти. Проявляется это у каждого по своему. Одни пытаются в порядок привести свои дела. Другие стараются познать устройство мироздания, задумываясь о смысле бытия, душе, Боге. Иные впадая в уныние, теряют интерес к жизни, как бы психологически и физически подготавливая себя к переходу в другую форму существования.
Способность предсказать дату своей смерти более ярко проявляются в творчестве поэтов и писателей. И более того, часто авторы в своих произведениях не только предчувствуют приближение своей смерти, но и в подробностях, и в деталях описывали обстоятельства своей смерти.

В одном из стихотворений Николая Рубцова, были такие пророческие строки:

» Я умру в крещенские морозы,
Я умру, когда трещат березы «.

В стихотворении 1913 года Федор Сологуб, за 14 лет до своей смерти, предсказывал сам себе:

» Тьма меня погубит в декабре.
В декабре я перестану жить «.

В стихотворении » Сон » М. Ю. Лермонтов писал:

» В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я «.
Все так и было, как предсказывал поэт. Он был убит на дуэли выстрелом Мартынова.
Но здесь возникает спорным вопрос: то ли поэты в действительности » увидели » что-то из будущего, то ли, опять таки, при помощи дара воображения и способности создавать свои миры они сформировали собственную модель смерти. ?
По всей видимости, поэты в какой то мере получали информацию о будущем из собственного подсознания, прислушавшись к своему внутреннему » я «, которое вплотную связано с Высшим Разумом – хранилищем, где можно найти ответы на все вопросы которые существуют.
Вызывает удивление и такой факт: много людей, которые не обладают даром предвидения и не знающие, когда придет конец их земному существованию, с легкостью могут сказать, как это произойдет.

Но бывает и такое, что люди чего-то остерегаются и этими страхами притягивают к себе трагические события. Ведь не напрасно у древних говорилось: » Мы сами зовем гостей на пир наших мыслей «.
Венедикт Ерофеев, писатель на протяжении всей своей жизни кутался в шарфы, застегивая наглухо воротник, как будто оберегая себя от будущей неизлечимой болезни, и которая настигла его в будущем. Умер он от рака горла.
Незадолго до своей гибели, легендарный музыкант Джон Леннон вдруг становится отшельником, прячась в своем доме. Будто предчувствовал предстоящее покушение, прекратил общаться с миром, перестает выходить на улицу. И более всего, из воспоминаний близких, он начинает интересоваться темой убийства, представляя со страхом, чувства человек, в тело которого попадает пуля.
Замечено, что человек, которому судьбой предназначена короткая жизнь, проживают ее весьма ярко и плодотворно, спеша все успеть. Про таких говорят: торопились жить. Много гениальных поэтов ушли из жизни в молодом возрасте, оставив после себя величайшие творения (Сергей Есенин ушел из жизни в 30 лет, М.Ю. Лермонтов погибает в возрасте 26 лет). А в то время как другие талантливые — долгожители – начинали реализовываться только после 40-50 лет. Много художников, создавших свои произведения которые перешагнули за 70 лет. Самые лучшие картины Тицианом были написаны почти в 100 лет. Штраус, Верди и много других композиторов сочиняли музыку до 80 лет.

Американскими исследователями из Стэнфорда (штат Калифорния) недавно завершили эксперимент, который назывался » Продолжительность жизни » , а начали его более … 90 лет тому назад, в 1921 году. Взяли участие в эксперименте больше 1 500 детей, наблюдения за которыми велись на протяжении всей их жизни.Результаты удивили исследователей. Как оказалось, люди у которых было хорошее чувство юмора, у которых было счастливое детство, их продолжительность жизни в среднем была меньше чем у остальных. Также выяснили, вопреки мнению что любовь к домашним животным продлевает жизнь, это не так. А браки, как и разводы, на здоровье не сказываются. Те кто любим при жизни и о ком заботятся, на протяжении жизни они счастливы, но на продолжительности жизни это не отражается.

Существует предположение, что душа человека знает об времени которое нам отведено, и когда такое время подошло, подталкивает людей к критической ситуации. Вспомним историю гибели замечательного певца и поэта Игоря Талькова. Трагедия случилась за кулисами в Дворце спорта » Юбилейный «. Талькова попросила певица Азиза через своего знакомого Игоря Малахова выступить перед ней, потому как не успевала с подготовкой к выступлению. Но Тальков не согласился. Произошел конфликт, в следствии которого после пистолетного выстрела певец был убит. В непреднамеренном убийстве был обвинен директор певца Валерий Шляфман, который попытался вырвать пистолет из рук другого человека и случайно нажав на курок. Только, как известно случайностей, не бывает.

Из воспоминаний вдовы певца Татьяны, Тальков никогда не брал с собой оружие, но именно в тот день почему — то на концерт взял газовый пистолет. И когда произошел по сути безобидный спор, первый достал оружие и стал стрелять в воздух, спровоцировав этим Малахова выхватить свой пистолет, с боевыми патронами. И, кто знает, если бы Тальков не брал с собой пистолет, может, ничего бы и не случилось? А может быть,Это и есть судьба, в тот день сработала внутренняя команда души – » время наступило «, и в соответствии с этим построилась последовательная цепь происходящего.

В древних восточных текстах содержатся знания о том, что человек приходит в этот мир как раз тогда, когда в этом есть необходимость для общего эволюционного развития, и покидает этот мир в тот час, когда его миссия выполнена. Не раньше и не позже. И весьма важно сознавать, что смерть не только неизбежна и есть часть вселенского мироустройства, но и то, что со смертью не наступает конец, это переход сознания на более высокий духовный уровень.

П ервоначально люди первобытного общества не имели представления ни о душе (фантастическом двойнике человека, существующем независимо от его тела), ни о потустороннем, загробном мире. Так, даже у некоторых современных отсталых племен часто нет сколько-нибудь определенного представления о душе. Однако на определенном этапе своего развития первобытные люди, не умея объяснить сновидений, пришли к выводу о существовании души, обитающей в теле и покидающей его в момент смерти. Поскольку же люди той эпохи не могли понять, куда девается душа после смерти тела, возникло представление о ее бессмертии, то есть о загробной жизни. В начале эти представления были неопределенными и расплывчатыми. Например, даже люди современных отсталых племен не могут подчас объяснить судьбу души после смерти тела и не знают, где и каким образом она в данном случае живет. Крайне смутны у этих людей и представления о потустороннем мире. Мир душ, по их мнению, находится где-то далеко: на севере, на западе, на востоке, за морем, на острове, под землей, на небе, на солнце, на звездах и т.д.. Лишь со временем представления о потустороннем мире умерших стали более отчетливыми, причем обнаружилось, что загробный мир принципиально является копией посюстороннего, земного мира. Души, в качестве двойников людей, вели в загробном мире жизнь, подобную земной жизни умерших: охотились, веселились, ссорились и т.д. В связи с этим, например, охотники племени алконгинов считали, что душа покойника в мире мертвых попадает в чисто земную обстановку, а именно: душа охотника гонится на душе лыж по душе снега за душами лося и бобра. Бушмены считали вопрос о тождественности загробного мира земному само собою разумеющимся и даже недостойным серьезного обсуждения и т.д.

Конечно, религиозная фантазия изменяла потустороннюю копию по сравнению с ее земным оригиналом. Загробный мир поэтому представлялся, то как страна неземного изобилия, где к тому же дичь без труда дает себя изловить, то, наоборот, он получал более мрачный вид, чем земля и т. д.

Тем не менее эти различия потустороннего и посюстороннего миров не носили принципиального характера. Считалось, что после смерти людей их души – двойники людей – продолжали вести тот же образ жизни, какой эти люди вели на земле. Люди доклассового общества полагали, будто ловкий и удачливых охотник и на том свете обладал лучшей судьбой по сравнению с неумелым и невезучим охотником. То есть удачная или неудачная жизнь человека на земле отражалась, копировалась в представлениях о его судьбе за гробом.

Достижение загробного благополучия не связывалось в ту эпоху с соблюдением моральных требований. Определяющим моментом в решении посмертной судьбы человека являлся успех или неудача его земной, главным образом производственной деятельности. Соответственно этому доклассовое общество не знало идеи посмертного воздаяния, причем во всех первобытных религиях эта идея отсутствовала полностью. В то же время представления о посмертном существовании в потустороннем мире явились одним из условий необходимых для возникновения идеи загробного воздаяния.

Естественно, религиозная фантазия подчас причудливо искажала копию (загробный мир) по сравнению с ее земным оригиналом. Так, в потустороннем мире индейцев Мексики и Перу знатные превращались в певчих птиц, а простонародье – в «неблагородных» животных: жуков и т.п.

Но принципиального значения это не имело, ибо эксплуататоры, в отличие от эксплуатируемых, хотя и в крайне фантастической форме сохраняли свои классовые привилегии в мире мертвых.

Усиление процесса классообразования и обострения антагонизмов между угнетателями и угнетенными повлекло за собой целый ряд структурных преобразований общества, имевших для него фундаментальное значение. Эти социальные феномены, признаваемые мировой наукой в качестве абсолютно достоверных, сыграли определяющую роль и в эволюции представлений о посмертной участи человека. В частности, резкое ухудшение положения эксплуатируемых на фоне роста экономического и политического могущества эксплуататоров отразилось в представлениях о недоступности для угнетенных продолжения существования в загробном мире. В соответствии с этим возникли взгляды, согласно которым возможностью посмертной жизни обладали исключительно представители господствующего класса, позднее – только верхушка этого класса и, наконец, – лишь один царь. Например, в раннеклассовом обществе острова Тонга верили, что только души вождей и знати продолжают жить после смерти, тогда как души простолюдинов погибают вместе со смертью их тела; в раннеклассовом обществе Таити считали, будто души жрецов живут и в мире мертвых, а души незнатных людей поедаются там богами. Более резкое, чем на этих островах, обострение классовых противоречий в Египте породило верования, согласно которым один лишь царь безусловно продолжал жить в мире мертвых. Например, древнейшие письменные источники государственной (официальной) религии Египта – «Тексты пирамид» (датируемые временем правления последнего фараона 5-й династии, но отражавшие представления более раннего времени) сообщали, что фараон, в отличие от всех своих подданных, становился после смерти одним из великих богов и лишь один обладал абсолютным правом на загробное существование. Именно поэтому «Тексты пирамид» даже не упоминали о воскрешении кого-либо из египтян, кроме фараона.

Представления, согласно которым один только фараон продолжал загробную жизнь, как и многие другие религиозные представления, были логически противоречивыми. Раз загробный мир являлся отражением земного мира, то фараон и на «том свете» должен был иметь штат придворных, армию, работников и т. д., причем об этом свидетельствовали сами «Тексты пирамид». Они сообщали, что умерший фараон кормил на «том свете» состоявших при нем лиц непортящимися продуктами и раздавал им жалованье в соответствии с саном каждого из них. Поэтому же придворных хоронили рядом с могилой царя, размер гробниц аристократов зависел от расположения к ним фараона и т.п. То есть царь и в мире мертвых оставался царем, окруженным своим традиционным двором, слугами и т.п. Таким образом, в государственных культах Египта того времени существовали представления, согласно которым по воле бога – фараона посмертную жизнь могли получать члены его семьи и придворные. Фараон, следовательно, считался в то время не единственным египтянином, продолжавшим жить после смерти в мире мертвых. Он обладал лишь абсолютным правом на это в отличие от всех своих подданных.

О существовании веры в загробную жизнь аристократии говорили и надгробные надписи знати. Эти надписи, возникнув раньше «Текстов пирамид» (при 3-й династии) и продолжая существовать одновременно с этими текстами, утверждали, что по воле и от имени фараона покойные вельможи снабжались всем необходимым в царстве мертвых. Наличие веры в посмертную жизнь аристократии доказывалось и тем, что в период существования «Текстов пирамид» заупокойный культ отправлялся не только в отношении царя, но и знати. Сам же погребальный культ аристократии возник задолго до этого в Раннем царстве.

Несомненно, на первых этапах своего развития официальные культы обещали посмертную жизнь всем вельможам, затем – их верхушке и, наконец, – одному царю. При этом, однако, более ранние взгляды продолжали сосуществовать с более поздними взглядами, наслаиваясь на них и создавая тем самым формально противоречивую систему представлений.

Тем не менее эти противоречия не меняли сути учения государственных культов о посмертном существовании. Ведь в любом случае эти культы дискриминировали эксплуатируемых на «том свете». Именно в этом заключалась первоначально логика развития представлений о загробной жизни в религии раннеклассового общества. «Тексты пирамид», подчеркивавшие, что абсолютным правом на посмертное существование обладал один только царь, являлись лишь апогеем развития таких представлений.

Характерно, что на данном этапе развития раннеклассового общества оно, как и доклассовое общество, не знало представлений, согласно которым посмертная участь человека зависела от соблюдения им морали. Например, согласно «Текстам пирамид» фараон являлся живым богом, который даже умирал лишь по своему собственному желанию. Поэтому его посмертная судьба никоим образом не могла зависеть от моральной оценки его жизни. Но она зависела от заупокойного культа, от магических обрядов. Судя по «Текстам пирамид», во время путешествия умершего царя к богам на него (несмотря на то, что он был богом) могли напасть различные злобные существа, населявшие потусторонний мир. Для защиты от них применялись специальные магические заклинания. В силу этого заупокойный культ фараона (и египтян вообще) был магическим. Как и у фараона загробная участь придворных, которые по воле царя могли получить посмертное существование, опять-таки не зависела от соблюдения ими нравственности. Посмертная судьба аристократии, как уже отмечалось, определялась прежде всего волей царя, а уже затем – дорогостоящим заупокойным культом, доступным лишь элите господствующего класса. В силу этого по вероучению официальных культов того времени эксплуатируемые лишались возможности загробного существования. Следовательно, посмертная участь угнетенных по учению этих государственных культов также не зависела от соблюдения ими морали. Согласно же идее потустороннего воздаяния именно соблюдение морали определяло посмертную судьбу человека, причем в принципе, в соответствии с этой моралью, загробное благополучие должны были получать эксплуатируемые в противоположность эксплуататорам.

Таким образом, по представлениям официальных культов Египта (по крайней мере с эпохи 3-й династии) определяющую роль в решении загробной судьбы умершего стал играть социальный ранг (классовая принадлежность) покойного. Прочное право на бессмертие вместе с фараоном получила лишь высшая знать. Итак, отняв вначале у бедняков возможность достижения счастья на земле, эксплуататоры на определенном этапе развития раннеклассового общества в своей официальной религии лишили их надежд на получение счастья даже в мире мертвых.

Господство в государственных культах столь безотрадных для эксплуатируемых представлений о посмертном существовании на определенном этапе развития любого раннеклассового общества было закономерным и объяснялось следующим.

Результатом эволюции раннеклассового общества было усиление классового гнета. Вследствие этого у господствующего класса появилось отчасти безотчетное, отчасти отчетливое осознание своего интереса в сохранении существующих общественных отношений. По мере осознания этого интереса зарождалась и оформлялась целая система идей, направленная на сохранение сложившегося социального порядка. В итоге возникла первая идеология – система идей, направленная на сохранение господства людей – по сути членов верхушки государственного аппарата, тождественной господствующему классу. Именно поэтому формирующаяся идеология той эпохи и подчеркивала, что существующий общественный строй настолько незыблем, что классовые привилегии правящего сословия сохраняются даже в мире мертвых, тогда как простолюдины вообще лишаются там права на существование. Зарождающаяся идеология могла быть лишь религиозной. Ведь все идеи той эпохи впервые появились и оформились в систему в рамках религии. Религия, оставаясь верой в сверхъестественные силы, господствующие над человеком, приобрела и новую – идеологическую функцию, заключающуюся в укреплении общественного строя в интересах господствующего класса. Фактически религия стала освящать образ поведения выгодный правящему слою. Конечно, верхи навязывали социальным низам этот образ поведения прежде всего путем физического принуждения с помощью аппарата государства. Но одного физического насилия всегда было недостаточно. Необходимо было еще и духовное принуждение, инструментом которого в то время могла быть только религиозная идеология. Тот факт, что «угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа» хорошо известен мировой науке.

Религиозная идеология выводила существование классово-социальных отношений из воли сверхъестественных сил, а выгодный эксплуататорам образ поведения объявляла единственным способом заслужить благоволение этих сил и избавиться от их гнева. Поэтому на определенном этапе развития религии классового общества в ней закономерно возникла религиозная мораль, освящавшая строй классового угнетения. Религия того периода учила, что боги, установившие нормы нравственности, карают тех, кто нарушает их. Первоначально, в силу относительной слабости классовых антагонизмов, эксплуататоры были в состоянии осуществлять идеологическое подавление масс одним лишь религиозным запугиванием. Деспотия фараонов, например, могла в начале держать массы в подчинении с помощью прямого насилия и примитивной религиозной идеологии, восходящей к эпохе культа племенных вождей и обожествлявшей власть фараонов. Массового публичного убийства скота и пленных у храмов и пропаганды божественного характера царской власти, непослушание которой грозило беднякам жестокой карой богов было в то время достаточно для удержания эксплуатируемых в подчинении. Гигантские пирамиды фараонов 4-й династии, предназначенные убеждать массы в сверхчеловеческой и несокрушимой власти царей, или миф об истреблении богом Ра, некогда царствовавшем в Египте, непокорных ему людей являлись типичными чертами официальной религии такого рода.

Примитивность идеологии запугивания не означала ее недейственности. Подтверждением этого служат колоссальные непроизводительные расходы на эту идеологию. Казалось бы, средства и усилия затраченные на строительство циклопических культовых сооружений (пирамид, храмов) можно было бы с большей пользой применить для удовлетворения более реальных нужд общества (преодоления голода, увеличения числа работников сферы сельского хозяйства и т. д.). Но в том-то и дело, что становящееся антагонистическое общество не могло быть стабильным без духовного подавления масс, без прямого, зримого воздействия на эмоции простолюдинов гигантских сооружений, вызывавших ощущение несоизмеримого с человеческим масштабом величия бога, царя, вельможи.

Обожествляя власть царя, религиозная идеология усиливала и закрепляла стихийно возникшие представления об исключительности его посмертной судьбы и по существу лишала эксплуатируемые классы права на существование в загробном мире. Религию содержавшую подобные представления с известными оговорками можно охарактеризовать как религию запугивания, ибо она в основном лишь угрожала угнетенным и почти ничем не утешала их.

В раннеклассовом обществе такая религия существовала на уже упоминавшихся островах Тихого океана, в официальных культах Египта эпохи Древнего царства (не позднее 3-й династии), а также в культах других раннеклассовых государств, достигших определенного и примерно одинакового уровня формирования классовых антагонизмов. Дальнейшее развитие этих антагонизмов привело к появлению принципиально иных представлений, связанных с идеей посмертного воздаяния.


См.: Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М. 1976. С. 99-101, 114.

См.: Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964. С.198.

См.: Там же. С. 200-202.

См.: Религия наименее культурных племен // Сборник этнографических материалов. - М.; Л., 1931. С.215.

См.: Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии // Исследования, статьи, лекции. Л., 1936. С.335.