Кто такой спиноза. Философия Спинозы – кратко

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) - нидерландский философ, пантеист и политический мыслитель - родился в семье зажиточного купца еврейской общины. Образование получил в религиозном училище. Даровитый ум Спинозы впитал в себя семена демократии, вольнодумства, отвергнув веру и обычаи еврейской общины. 27 июля 1656 г. еретика Спинозу отлучают от религиозной общины, после чего он вынужден был уехать из Амстердама в деревню. Формирующееся философско-политическое мировоззрение он излагает в «Кратком трактате о Боге, человеке и его счастье».

Политическая активность Спинозы усиливается в 1660-е гг., когда по заданию главы антиклерикального буржуазно-республиканского правительства Яна де Витта он пишет одно из самых критических произведений XVII столетия - «Богословско-политический трактат ». В обстановке спада политической активности Спиноза в 1675 г. заканчивает «Этику» - главный труд своей жизни и работает над «Политическим трактатом» (продолжением «Этики»), который не успел закончить. После смерти друзья Спинозы опубликовали его произведения, но они вскоре были запрещены и лишь в XIX в. вновь опубликованы.

Политические идеи Спинозы тесно связаны с его этическим учением о свободе и необходимости, обосновывающем мотивы поведения людей в обществе и в системе политической власти их природным, естественным состоянием, движимым частными эгоистическими интересами граждан. Вместе с тем он не отрицал возможного гармоничного сочетания последних с общественными.

Свобода и демократия (упорядоченная свобода) - главная исследовательская тема Спинозы. Основание свободы - разум как источник личной автономии и правоспособности, своеправия. Им обеспечивается универсальная способность естественного - из природы - познания вечных божественных законов и повиновение им как основа добродетели. Согласно Спинозе, общество выходит из естественного права в гражданское состояние в результате наличия любой верховной власти как организации публичного правления (res publico). Совокупное тело этой верховной власти - государство. Целью государственного устройства должна быть свобода - прежде всего свобода политическая и религиозная. У государства прав столько, сколько мощи. Своеправие отдельного гражданина «обратно пропорционально степени могущества государства: каждый гражданин, когда действует по праву, по праву и обладает чем-либо и защищает это с общего решения государства. В противном случае все вернется в естественное состояние» .

Поскольку «ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно, и без законов, умиряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей», общественная связь людей, конституируемая договором (который должен быть основан на идеях естественного права), предполагает, что каждый, перенеся на общество всю мощь, какую он имеет, обязан повиноваться или добровольно, или под страхом высшего наказания, что и составляет стержень государственного права. Такое право Спиноза называет демократией. Демократия объединяет два начала, образующих правопорядок: принцип повиновения верховной власти (государству) и свободу.

Каковы все же основные признаки демократического устройства?

Спиноза выделяет четыре основных признака.

  • 1. Эго, прежде всего, наличие у граждан («всеобщего собрания людей») верховного права на все.
  • 2. Общество, где фактически каждый гражданин выступает попеременно как суверен (в рамках собрания) и как подданный (в качестве частного лица).
  • 3. Общество, где сам институт демократии базируется на принципе равенства.
  • 4. Общество, предполагающее определенное соотношение принуждения и свободы.

Спиноза утверждает, что государственная власть делает необходимым подчинение общему для всех правопорядку. Это означает, что в основе правомочности действий каждого гражданина лежит санкция (общее решение) государства. Поэтому он конструирует зависимость человека от государства не как что-то чуждое природе самого человека, носящее характер тотального принуждения. Речь идет о правопорядке, исключающем произвол отдельного лица.

В «Политическом трактате» Спиноза жестко увязывает суверенитет и мощь государства со свободой человека: общим условием, основанием и для первого и для второго является главенство разума. Спиноза понимает свободу как необходимое условие благочестия и спокойствия государственной и общественной жизни. В разуме свободного человека он видел средство истинного познания необходимости всеобщих законов (определяемых божеством), способное многое сделать для укрощения аффектов (страстей) людей и упрочения общественной жизни. Отсюда главный вывод относительно определения понятия свободы: «свобода есть осознанная необходимость».

В гражданском (правоподчиненном) состоянии, как уже можно было понять, нет ничего, что бы противоречило естественному разуму и его императивам. По мысли Спинозы, чем более человек руководится разумом, т. е. чем более он свободен и своеправен, «тем неуклоннее будет он блюсти право государства и исполнять приказы верховной власти». Однако он полагал, что естественные основы государства все же необходимо выводить не только из указаний разума, а «из общей природы и с троя людей», ибо люди в массе своей «скорее следуют руководству слепого желания, чем разума». Поэтому человеческие аффекты: любовь, ненависть, гнев, зависть, честолюбие, сострадание и прочие движения души - он рассматривал не как пороки человеческой природы, а как природные свойства присущие людям. В отличие от Гоббса, теория естественного права у Спинозы более натуралистична, как и теория общественного договора, естественно примиряющая всех людей в государстве с людьми, в чьих руках находится верховная власть, независимо от формы правления.

Политическое учение Спинозы враждебно всякому суеверию, всему тому, что лишено естественного, здравого смысла. Его антиклерикализм выражался в критике догматизма и суеверия церкви, хотя истинную религию философ связывал с мудростью. «Между религией и суеверием, - писал философ в одном из своих писем, - я признаю, главным образом, то различие, что суеверие имеет своей основой невежество, а религия - мудрость» . В системе отношений между светской и духовной властями, считал он, недопустимо наделение священнослужителей политической властью. Спиноза фактически выступает сторонником принципа отделения церкви от государства и формулирует требование предоставления одной только верховной власти права решать, что законно или незаконно.

Политические идеи Спинозы оказали влияние на формирование свободомыслия в Западной Европе, особенно во Франции XVII- XVIII вв. и Германии XVIII-XIX вв. (Шеллинг, Гегель и др.).

  • Спиноза Б. Политический трактат // Трактаты. М., 1998. С. 275-276.
  • Спиноза Б. Избр. произв.: В 2 т. М., 1957. Т. И. С. 630.

имя при рождении Барух Спиноза ; ивр. ‏ברוך שפינוזה‏‎; лат. Benedictus de Spinoza

нидерландский философ-рационалист, натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени

Краткая биография

Бенедикт (Барух) Спиноза - голландский философ-натуралист, рационалист, пантеист, одна из ключевых фигур философии Нового времени - являлся уроженцем Амстердама, где появился на свет 24 ноября 1632 г. Отец его был преуспевающим торговцем, имеющим свою фирму. Юным Спинозой была окончена начальная религиозная школа» «Эц-Хаим», однако вскоре наметилось расхождение его мировоззрения с религиозными постулатами.

Так, в 1652 г., беседуя с учениками школы, Спиноза усомнился в божественном происхождении Талмуда, категорично высказался о наличии загробной жизни, бессмертии души и т.д., вследствие чего был вызван в судилище. В 1652 г. сбылось горячее желание Спинозы: его наставником стал доктор филологии Франциск ван ден Энден. Еще одним мыслителем, под влиянием которого во многом сформировалась его позиция, стал итальянский священник Джулио Ванини, относившийся к последователям Джордано Бруно .

Когда в 1654 г. умер отец, Барух вместе с братом принял на себя управление семейной фирмой. В этот период биографии круг его знакомств значительно расширился, в том числе за счет людей, не принадлежавших к еврейской общине. Спиноза отказывается от иудаизма, становится Бенедиктом, продает свою долю в бизнесе брату и намеревается посвятить себя философии. В 1656 г. его изгоняют из общины, наложив проклятие. На какое-то время он переехал в Оверкерк, столичный пригород, но вскоре, вернувшись в Амстердам, становится учащимся частного колледжа. В это время состоялось его ознакомление с сочинениями Декарта .

В 1660 г. синагога Амстердама обращается к муниципальным властям с официальной просьбой предать Спинозу суду, т.к. он угрожает благочестию и морали. Философ уезжает из Амстердама и перебирается в деревню Рейнсбург, где зарабатывает шлифовкой линз. Здесь, неподалеку от Лейдена, им были написаны «Краткий трактат о Боге», «О человеке и его счастье», а также работы «Трактат о совершенствовании разума», первая часть «Этики», больше половины «Основ философии Декарта». Переехав в 1663 г., летом, в Ворбюрг, он в 1664 г. издает в Гааге сочинение, посвященное декартовской философии. Оно стало единственным прижизненным изданием, подписанным его собственным именем. Это произведение принесло ему известность, сделало в глазах просвещенной общественности крупным мыслителем.

В 1670 г. в Амстердаме вышел анонимный «Теолого-политический трактат». В нем Спиноза ратовал за независимость философии от религиозных мировоззрений, за свободу мышления и слова. Благодаря этой работе было положено начало изучению Библии как объекта научных исследований. В трактате Спиноза раскритиковал постулат о том, что Священное Писание имеет божественное происхождение. Поскольку возглавляли государство братья де Витт, которые относились к Спинозе лояльно, ему не угрожало ничего серьезного, но в 1674 г. ситуация изменилась после того, как один из братьев был убит. Происхождение трактата больше не оставалось тайной, Спинозу подвергли травле, его сочинения внесли в список запрещенных книг.

В мае 1670 г. состоялся переезд Спинозы в Гаагу, и в этом городе он провел остаток жизни. В 1673 г. пфальцский курфюрст пригласил его возглавить философскую кафедру Гейдельбергского университета, однако Спиноза ответил отказом, дорожа независимостью в высказывании суждений. В 1675 г. был завершен труд, которым считается главным в его творческом наследии - «Этика, доказанная в геометрическом порядке». В этом сочинении изложены и систематизированы все основные положения философских взглядов Бенедикта Спинозы. Обстановка не позволила опубликовать работу, и она распространялась в ближайшем окружении философа в виде переписанной рукописи.

На протяжении 20 лет Спиноза страдал от туберкулеза. Эта болезнь унесла его жизнь, когда ему было лишь всего 44 года. 21 февраля 1677 г. философ умер; тело похоронили в общей могиле.

Биография из Википедии

(рожд. Барух Спиноза , ивр. ‏ברוך שפינוזה‏‎; лат. Benedictus de Spinoza; 24 ноября 1632 года, Амстердам - 21 февраля 1677 года, Гаага) - нидерландский философ-рационалист, натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени.

Барух де Спиноза родился в семье евреев-сефардов, чьи предки после изгнания из Португалии осели в Амстердаме. В семье Михаэля (Габриэль Алварес) и Ханны Деборы де Спиноза было пятеро детей: Исаак, Ребекка (оба от первого брака Михаэля), Мириам, Барух и Габриэль. Мать очень рано умерла от туберкулёза - в 1638 году, когда Баруху было всего 6 лет. Отец, вплоть до его смерти в 1654 году, вёл преуспевающую семейную фирму по торговле южными фруктами. Спиноза посещал начальную религиозную школу «Эц Хаим», где изучал иврит, Тору с комментариями Раши, Талмуд и другую раввинистическую литературу, а также основы еврейского богословия и риторики. Уже там он познакомился с трудами Аверроэса и Аристотеля в средневековой интерпретации Маймонида. Позднее брал уроки латыни. Спиноза говорил на португальском, испанском, нидерландском и немного французском и итальянском языках, владел литературным ивритом; разговорным языком в семье, вероятно, был ладино.

Первыми учителями Спинозы были раввины - хахам и проповедник Исаак Абоаб-да-Фонсека (в дальнейшем, по-видимому, участвовал в деле отлучения Спинозы), Менаше бен Исраэль и Саул Мойтейра.

В это время Спиноза изучил труды таких еврейских философов, как Авраам ибн Эзра и Маймонид, Герсонид, а также был знаком с трактатом «Свет Господа» («Ор Адонай ») Хасдая Крескаса и книгой «Puerta del Cielo» («Врата небес») религиозного философа Авраама Когена Эрреры. К этим авторам необходимо добавить неоплатоника Иегуду Абарбанеля с его «Диалогами о любви» («Dialoghi d" Amore») и сочинения арабо-мусульманских философов: аль-Фараби, Авиценну и Аверроэса.

После смерти отца Барух и его брат Габриэль перенимают управление фирмой. Высказывания Спинозой «неортодоксальных» взглядов, его сближение с сектантами (коллегианты, течение в протестантизме) и фактический отход от иудаизма вскоре приводят к обвинению в ереси и исключению из еврейской общины (херем в 1656 году).

Спиноза принимает имя Бенедикт (по-латински благословенный), продаёт свою долю в фирме брату и уезжает в пригород Амстердама Оверкерк. Однако вскоре возвращается и (пока ему ещё разрешено пребывание в Амстердаме) поступает учеником в частный колледж экс-иезуита «весёлого доктора» ван ден Эндена, где совершенствует латынь, учит греческий, философию (греческую, средневековую и новую, в том числе Гоббса, Гассенди, Макиавелли, возможно, Джордано Бруно), естественные науки, обучается рисованию и шлифовке оптических стёкол (преподаёт иврит). Здесь же знакомится с трудами Рене Декарта, что расширит горизонт его творческой деятельности, но не повлияет на его «истинную веру» (как он высказывается о философских взглядах). Хотя Декарт и жил в Амстердаме длительное время, но, по-видимому, он и Спиноза никогда не встречались - Спиноза был тогда ещё слишком молод.

Вокруг Бенедикта группируется кружок преданных ему друзей и учеников - Симон де Врис (Simon Joosten de Vries ), Ярих Еллес (Jarig Jelles ), Питер Баллинг (Pieter Balling ), Лодевейк Мейер (en:Lodewijk Meyer ), Ян Риувертс (Jan Rieuwertsz ), фон Шуллер (von Schuller ), Адриан Курбах (en:Adriaan Koerbagh ), Йоханнес Курбах (Johannes Koerbagh ), Йоханнес Бауместер (Johannes Bouwmeester ) и др.

В 1660 году Амстердамская синагога официально просит муниципальные власти осудить Спинозу как «угрозу благочестию и морали», и последний вынужден покинуть Амстердам, поселившись в Рейнсбурге (в то время центре коллегиантов) - деревне близ Лейдена. Шлифовка линз даёт ему доход, достаточный для жизни. Здесь он пишет «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», бо́льшую часть «Основ философии Декарта» и первую книгу «Этики». Время от времени к нему наведываются студенты из близлежащего Лейдена. В 1661 Спинозу посещает один из председателей Лондонского королевского научного общества Генри Ольденбург, переписка с которым длится затем многие годы.

В июне 1663 году Спиноза переезжает в Ворбюрг, близ Гааги, где знакомится с физиком и математиком Христианом Гюйгенсом, филологом Фоссом. В 1664 году публикует в Гааге «Основы философии Декарта» (единственное сочинение, изданное под собственным именем Спинозы при его жизни) вместе с «Метафизическими размышлениями». Опубликованный анонимно в Амстердаме «Теолого-политический трактат» (1670) создаёт прочное мнение о Спинозе как атеисте. От серьёзных преследований Спинозу спасало то, что во главе государства стояли братья де Витт, благосклонно относившиеся к философу (Ян де Витт был картезианцем). Параллельно с трактатом (и во многом для него) он пишет «Еврейскую грамматику».

В мае 1670 года Спиноза переезжает в Гаагу (с 1671 года живёт в доме на канале Павильюнсграхт (Paviljoensgracht ); сейчас этот дом носит латинское название Domus Spinozana ), где остается вплоть до своей смерти. В 1673 году Спиноза отказывается от приглашения пфальцского курфюрста занять кафедру философии в Гейдельбергском университете, аргументируя это боязнью потерять свободу в высказывании мыслей. В 1675 году он заканчивает «Этику» - труд, который в систематизированной форме содержит все основные положения его философии, но после того как в 1672 году братья де Витт «потеряли власть» (были убиты в результате государственного переворота), он не решается опубликовать его, хотя рукописные копии ходят в кругу ближайших друзей. В 1675 году Спиноза знакомится с немецким математиком Эренфридом фон Чирнгаусом, а в 1676 году остановившийся в Гааге Готфрид Лейбниц несколько раз посетил Спинозу.

В воскресенье 21 февраля 1677 года Спиноза умирает от туберкулёза (болезнь, которой он страдал в течение 20 лет, невольно усугубляя её вдыханием пыли при шлифовке оптических линз, курением - табак считался тогда лечебным средством), ему было всего 44 года. Тело предварительно хоронится 25 февраля и вскоре подвергается перезахоронению в общей могиле. Делается опись имущества (которое включает 161 книгу), которое распродаётся, часть документов (в том числе и часть переписки) уничтожается. Произведения Спинозы, в соответствии с его желанием, в том же году публикуются в Амстердаме Rieuwertsz с предисловием Еллеса без обозначения места издания и имени автора под названием (лат. B. d. S. Opera Posthuma), в 1678 году - в нидерландском переводе (Nagelate Schriften ). В том же 1678 году все произведения Спинозы запрещаются.

Философия

Титульный лист монографии Этика

В «Этике», основном своём произведении, Спиноза строит метафизику по аналогии с логикой, что предполагает:

  • задание алфавита (определение базовых терминов),
  • формулировку логических законов (аксиом),
  • вывод всех остальных положений (теорем) путём логических выводов.

Такая последовательность обеспечивает истинность выводов в случае истинности аксиом.

Метафизика

Целью метафизики для Спинозы было достижение человеком душевного равновесия, довольства и радости. Он считал, что эта цель может быть достигнута лишь с помощью познания человеком своей природы и своего места во вселенной. А это, в свою очередь, требует познания природы самой реальности. Поэтому Спиноза обращается к исследованию бытия как такового. Это исследование приводит к первичному как с онтологической, так и с логической точки зрения бытию - к бесконечной субстанции, которая есть причина самой себя (causa sui).

Субстанция

Субстанция у Спинозы, - то, что «существует само по себе и представляется само через себя». Субстанция (она же «природа», она же «бог» и дух - «Deus sive Natura») существует только одна, то есть она есть всё существующее. Таким образом, Бог Спинозы не является личностным существом в традиционном религиозном понимании: «в природе Бога не имеют места ни ум, ни воля». Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени. Субстанция, по определению, неделима: делимость - лишь видимость конечных вещей. Субстанция - это мир или природа в самом общем смысле. Субстанция одна, так как две субстанции ограничивали бы друг друга, что несовместимо с бесконечностью, присущей субстанции. Любая «конечная» вещь (конкретный человек, цветок, камень) является ограниченной частью этой бесконечной субстанции, её модификацией, её модусом, её проявлением.Это положение Спинозы направлено против Декарта, утверждавшего существование сотворенных субстанций наряду с субстанцией их творца. «Сотворенные субстанции» Декарта - протяженная и мыслящая - превращаются у Спинозы в атрибуты единой субстанции. Согласно Спинозе, субстанция обладает бесконечным числом атрибутов, однако человеку известны лишь два из них - протяжение и мышление. Атрибуты можно трактовать как реальные действующие силы субстанции, которую Спиноза называет Богом. Бог - единая причина, проявляющаяся в различных силах, выражающих его сущность. Такая трактовка сближает отношение Бога-субстанции к атрибутам с отношением трансцендентного божества к его эманациям в каббале. Парадокс отношения бесконечного божества к внебожественному миру преодолевается в каббале с помощью понятия самоограничения Бога (цимцум ).

Атрибут

Атрибут - то, что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство. Нам известно только два атрибута - «протяжение » и «мышление », хотя их может быть бесконечное количество. Атрибуты совершенно независимы, то есть не могут влиять друг на друга. Однако как для субстанции в целом, так и для каждой отдельной вещи выраженность существования через атрибут протяжения и мышления согласуются: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей».

Протяжение

Протяжение является определяющим признаком тела, к нему через «бесконечный модус движения и покоя» сводятся все «физические» характеристики вещей.

Мышление

Однако мир не только протяжён, ему присущ как минимум ещё один атрибут - мышление.

Термином «мышление» Спиноза обозначает бесконечную вещь, являющуюся причиной (Природа Создающая) всего содержания и процессов сознания (Природа Созданная), как в самой себе: ощущения, эмоции, собственно разум и т. п. Субстанцию в целом как вещь мыслящую характеризует «модус бесконечного разума». А так как мышление является атрибутом субстанции, то и любая единичная вещь, то есть любая модификация субстанции, обладает им (сознаёт не только человек, и даже не только «живое»!): все вещи «хотя и в различных степенях, однако же, все одушевлены» (Э:II, сх. к т.13). При этом конкретную модификацию атрибута мышления Спиноза называет идеей .

На уровне человека протяжение и мышление составляют тело и душу. «Объектом идеи, составляющей человеческую душу, служит тело, иными словами, известный модус протяжения, действующий в действительности (актуально) и ничего более» (Э:II, т.13), поэтому сложность человеческой души соответствует сложности человеческого тела. Естественно (это следует из независимости атрибутов), «ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому» (Э:III, т.2).

Подобное «строение» позволяет объяснить и процесс познания: Тело меняется - либо в результате воздействия внешних агентов (других тел), либо в силу внутренних причин. Душа как идея тела меняется вместе с ним (или, что то же самое, тело изменяется вместе с душой), то есть она «знает» в соответствии определённым состоянием тела. Теперь человек чувствует, например, боль, когда тело повреждено и т. п. Душа не имеет никакой проверки полученного знания за исключением механизмов ощущения и реакций тела.

Причинность

Причинность и есть то, что многие называют «волей Бога», поскольку она вечна и неизменна. Все должно иметь своё причинное объяснение, «nam ex nihilo nihil fit (ибо ничто не происходит из ничего)». Единичные вещи, действуя друг на друга, связаны жёсткой цепью взаимной причинной обусловленности, и в этой цепи не может быть никаких разрывов. Вся природа представляет собой бесконечный ряд причин и следствий, которые в своей совокупности составляют однозначную необходимость, «вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены» (Э:I, т.33). Представление о случайности тех или иных явлений возникает лишь потому, что мы рассматриваем эти вещи изолированно, вне связи с другими. «Если бы люди ясно познали порядок Природы, они нашли бы всё так же необходимым, как и всё, чему учит математика»; «законы Бога не таковы, чтобы их можно было нарушить».

На уровне человека (как и на уровне любой другой вещи) это означает полное отсутствие такого явления как «свобода воли». Мнение о свободе воли возникает из мнимого, кажущегося произвола действий людей, «свои действия они осознают, причин же, которыми они определяются, не знают» (Э:III т.2). Поэтому «ребёнок убеждён, что он свободно ищет молока, разгневанный мальчик - что он свободно желает мщения, трус - бегства. Пьяный убеждён, что он по свободному определению души говорит то, что впоследствии трезвый желал бы взять назад» (Э:III, т.2). Свободу Спиноза противопоставляет не необходимости, а принуждению или насилию. «Стремление человека жить, любить и т. п. отнюдь не вынуждено у него силою, и, однако, оно необходимо». Человеческая свобода есть проявление желания человека действовать в соответствии с порядком и связью вещей. Человеческое рабство есть отсутствие этого желания. Истинно свободной является лишь вещь, являющаяся причиной самой себя, субстанция, Бог, творец. Желание жить в соответствии с порядком и связью вещей и есть любовь к Богу, приносящее человеку спасение, или человеческую меру свободы. Религиозные заповеди (заповеди Моисея) прямо или косвенно могут быть рассмотрены как всё те же вечные законы, или как тот же порядок и связь вещей в природе (Богословско-политический трактат). Понятие причинности призвано главным образом указать на источник счастья и несчастья человека (в меньшей степени ради содействия развития физики). В отношении к свободе человека очень важно понятие о «внешней помощи Бога» и «внутренней помощи Бога». Внешняя - когда порядок и связь вне человека (материальный мир) не вступает в противоречие с желанием человека произвести какое-либо действие (что можно назвать «в соответствии с порядком вещей» независимо от знания); Внутренняя - когда знание содействует человеку произвести действие в согласии с порядком и связью самих вещей. Отсутствие обоих есть человеческое несчастье.

Аффекты

Аффекты . Под аффектами Спиноза понимал состояния тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают активность человека. Он выделял три вида аффектов - влечение или желание как проявление сущности человеческой природы и стремления к самосохранению. Основных аффектов, переживаемых человеком, три: удовольствие, неудовольствие и желание. Помимо пассивных, природных страстей Спиноза выделял аффекты удовольствия и желания, связанные с активным состоянием души, её стремлением к познанию истинных или адекватных идей. Поскольку ограничение способности души к мышлению или познанию вызывает неудовольствие, то познание как проявление активности души связано только с аффектами удовольствия и желания. Согласно учению Спинозы, человек подвержен аффектам, поскольку он - часть природы. Он не может не подчиняться её порядкам и законам и бессилен перед ними. Естественные желания являются формой рабства. Мы не выбираем, чтобы иметь их. Наше действие не может быть свободно, если оно подчиненно силам вне нас. Рассудок и интуиция (ясное непосредственное постижение) призваны направить намерения человека на любовь к Богу.

«Философ барокко»

Спинозу иногда называют философом барокко за единство самых разнообразных элементов в его философии. Философия Спинозы сочетает картезианские метафизические и эпистемологические принципы с элементами античного стоицизма, средневекового еврейского рационализма, идеями философов-гуманистов эпохи Возрождения и концепций естествознания его времени.

Некоторые исследователи находили у Спинозы влияние каббалы (иногда для обоснования критики спинозизма). Начало толкованию спинозизма как оккультного учения положил немецкий филолог И. Г. Вахтер. В каббале он усматривал «спинозизм до Спинозы». Сам Спиноза признавал, что знаком с сочинениями каббалистов, но отзывался о них с презрением, как о «пустомелях» (nugatores): «Читал также и, кроме того, знал некоторых болтунов-каббалистов, безумию которых я никогда не мог достаточно надивиться». В современной историко-философской литературе тема связи Спинозы и мистической еврейской традиции обсуждается сравнительно редко, и идеи Спинозы не ставятся в зависимость от каких-либо оккультных доктрин.

Философия Спинозы в России

В 1906 году в Казани Мих. Лопаткиным был сделан перевод «Богословско-политического трактата», который в 1935 году переиздан в Москве под редакцией А. Рановича и общей редакцией Г. С. Тымянского.

В марте 1927 г. философской секцией Комакадемии была проведена юбилейная научная сессия «250-летие со дня смерти Спинозы».

Философией Спинозы интересовались и упоминали в своих работах такие отечественные авторы как Феофан Прокопович, Александр Галич и Николай Надеждин.

Философии Спинозы посвящали свои исследования Н. Н. Страхов, В. С. Соловьёв, А. И. Введенский, Л. М. Лопатин, Н. Я. Грот, Б. Н. Чичерин, В. С. Шилкарский, В. Н. Половцова, С. Л. Франк, Е. Н. Трубецкой, Л. М. Робинсон, С. Н. Булгаков, Л. Шестов и др.

В настоящее время изучением философии Спинозы в России занимаются такие российские учёные как Т. А. Дмитриев, Н. В. Мотрошилова, С. В. Кайдаков, К. А. Сергеев, А. Д. Майданский. При этом следует отметить, что количество и широта тематики российских спинозоведческих исследований пока уступает зарубежным (начиная с конца 1960-х годов «спинозовский ренессанс» привел к количественному и качественному росту на всех основных европейских и мировых языках - английском, испанском, итальянском, немецком и французском).

Переводчики Спинозы на русский язык

Я. М. Боровский, В. К. Брушлинский, Л. Я. Гуревич, Н. А. Иванцов, В. И. Модестов, М. И. Лопаткин, Г. Полинковский, В. Н. Половцова, А. Б. Ранович, С. М. Роговин, А. И. Рубин, В. В. Соколов, Е. В. Спекторский, Б. В. Чредин

Спиноза в культуре

Влияние сочинений Спинозы выходит за пределы философии. Английская писательница Джордж Элиот сделала собственный перевод «Этики» и так же выступала против суеверий. Гёте называет Спинозу наряду с Уильямом Шекспиром и Карлом Линнеем в числе трёх личностей, оказавших сильнейшее влияние на его жизнь и творчество. Большое влияние Спиноза оказал на мировоззрение Альберта Эйнштейна. В телеграмме раввину нью-йоркской синагоги Герберту Гольдштейну Эйнштейн пишет: «Я верю в бога Спинозы, который проявляет себя в упорядоченной гармонии сущего, но не в бога, который интересуется судьбами и поступками человеческих существ».В ходе полемики с Нильсом Бором Эйнштейн апеллировал к авторитету «старика Спинозы», а за год до своей смерти написал предисловие к изданию словаря терминов Спинозы (Spinoza dictionary. Ed. by D. D. Runes. With foreword by A. Einstein. N. Y.: Philosophical Library, 1951). Американский писатель Ирвин Ялом в книге «Проблема Спинозы» описывает вымышленную историю жизни, в основе которой лежат реальные биографические данные Спинозы, при этом параллельно в книге разворачиваются события первой половины XX века в Германии, где по сюжету философия Спинозы также играет определённую роль.

Память о Спинозе

Спиноза - важная историческая личность на родине в Нидерландах, самая престижная премия в области науки названа в его честь - Премия Спинозы (англ. Spinoza Prize). С пометкой «За поиск истины» он включён в 50 основных тем базовой программы по истории Canon van Nederland в нидерландских школах. Его портрет был размещён на 1000-гульденовой банкноте, которая была в обороте до введения евро.

Сочинения

  • ок. 1660 «О Боге, человеке и его счастье»
  • ок. 1662 «Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей»
  • 1663 «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом»
  • 1670 «Богословско-политический трактат»
  • 1677 «Политический трактат» (не окончен)
  • 1677 «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей»
  • 1677 «Еврейская грамматика»

Переводы сочинений Спинозы на русский язык

  • Спиноза Б. Избранные произведения: в 2-х томах. Т. 1. - М.: Госполитиздат, 1957.
  • Спиноза Б. Избранные произведения: в 2-х томах. Т. 2. - М.: Госполитиздат, 1957.
    • Спиноза Б. Сочинения. В 2-х томах. Т. 1. / Вступительная статья К. А. Сергеева. - Изд. 2-е. - СПб.: Наука, 1999. - 489 с. - (Слово о сущем). - 2050 экз.
    • Спиноза Б. Сочинения. В 2-х томах. Т. 2. / Вступительная статья К. А. Сергеева. - Изд. 2-е. - СПб.: Наука, 1999. - 629 с. - (Слово о сущем). - 2050 экз.
  • Спиноза Б. Этика / Пер. с лат. Н. А. Иванцова. - СПб.: Аста-пресс ltd, 1993. - 248 с. - 5000 экз.
  • Спиноза Б. Богословско-политический трактат. - Харьков: Фолио, 2001. - 656 с., 5 000 экз.
  • Спиноза Б. Трактат об очищении интеллекта / Пер. с лат. В. Н. Половцовой. - М.: Кушнерев и К°, 1914. - 188 с.


Барух (Бенедикт) де Спиноза, второй сын Мигеля де Эспинозы и Аны Деборы, появился на свет в Амстердаме. Его отец был португальским евреем, торговавшим овечьей шерстью, чье купеческое дело процветало. Мать умерла, когда мальчику было всего шесть лет.

Юный Спиноза преуспевает в изучении языков: португальского, еврейского, испанского, голландского, французского и латинского. Начальное образование Спиноза, воспитанный в лучших еврейских традициях, получает в иешиве, усердно изучая каноны Корон Торы.

Мальчик учился как у учителей – сторонников традиционных взглядов, так и у прогрессивно мыслящих педагогов, а потому имел многогранное мышление. В школе Спиноза блистал талантами, имея все необходимые достоинства, чтобы в будущем стать раввином. Однако преждевременная, трагическая смерть старшего брата в 1650 г. вынуждает его оставить обучение и заняться семейным делом.

Научная деятельность

В 1653 г. Спиноза начинает изучение латинского языка под руководством Френсиса ван дер Енде – вольнодумца, открывшего перед мальчиком двери в новый мир схоластики и современной философии.

После смерти отца в 1654 г. Спиноза проводит одиннадцать месяцев в чтении кадиш – еврейской молитвы скорбящих. Он отказывается от наследства в пользу своей сестры Ребеки.

Какое-то время Спиноза занимается семейный делом по ввозу шерсти в Голландию, которое, однако, сталкивается со значительными финансовыми сложностями в период Первой англо-голландской войны. Стремясь отделаться от кредиторов, Спиноза объявляет себя лишённым наследства и отходит от дел.

После этого он наследует имение матери, и раз и навсегда посвящает себя философии и оптике.

Он берёт себе латинское имя, Бенедикт де Спиноза, и занимается учительством. Здесь начинается важный этап его жизни, поскольку именно в это время Спиноза, благодаря своим связям с антиклерикальной сектой ремонстрантов, знакомится с рационализмом.

Спиноза внимательно следит за тем, как ряд антицерковных групп восстаёт против общепринятых догм. Это новое направление философской мысли формирует его собственную идеологию, явившуюся причиной распрей между ним и властями, а также представителями традиционной философии.

Всё чаще он выступает против традиционализма, и в 1656 г., опасаясь, что за связь с ним еврейская община Амстердама может быть подвергнута гонениям, представители религиозной школы Талмуд-Торы накладывают запрет на просветительскую деятельность Спинозы за проповедование радикальной теологии.

Однако это известие не только не смутило философа, но и было воспринято им с большим облегчением, поскольку радикальные взгляды давно наводили его на мысль о необходимости отделения от конгрегации Талмуд-Торы.

Спиноза больше не посещает синагогу и, в конце концов, выражает чувство глубокого отвращения и антагонизма к иудаизму. Существует мнение, что позже он принёс «извинение» старейшинам этой церкви, в котором защищал свою позицию против ортодоксальной религии. Однако некоторые исследователи считают, что никаких извинений не было принесено вовсе.

Слухи о том, что, после изгнания из иудаистской церкви, Спиноза обратился в христианство, имеют под собой мало оснований, однако латинское имя он себе оставляет. Несмотря на то, что Спиноза имеет тесные связи с христианской общиной и даже живёт в коллегиальном поселении, крещение он так никогда и не примет, а потому становится первым светским евреем современной ему Европы.

Вслед за запретом и изгнанием из Амстердама, Спиноза некоторое время живёт в деревушке Удеркерк-аан-де-Амстел, однако вскоре возвращается обратно в город. Во время своего пребывания в Амстердаме, он берёт частные уроки философии и усердно изучает строение линз.

Где-то между 1660-1661 г.г. Спиноза навсегда покидает город и отправляется жить в Риджнсбург в общине Лейден. Именно здесь появятся самые значимые его труды.

В 1663 г. Спиноза пишет одну из основных работ всей своей жизни, «Трактат о Боге, человеке и его благополучии». Этот научный труд был стремлением донести миру свои взгляды на метафизику, эпистемологию и мораль.

В это же время он работает над написанием своей трактовки трудов Декарта «Основы философии», которую закончит всё в том же 1663 г. Это толкование станет единственной работой, вышедшей под его именем за всю его жизнь. В этом же году Спиноза перебирается в Воорбург.

Его встречи с различными учёными, философами и теологами, имевшие место в этом городе, лягут в основу нового труда «Этика». Чтобы заработать на жизнь, Спиноза трудится в мастерской по изготовлению линз.

И в это же время он работает над своим трудом «Богословско-политический трактат» в защиту светских и конституционных властей, который будет издан анонимно в 1670 г. Скандальный труд вызвал бурю негодования в обществе и был официально запрещён в 1674 г.

В 1670 г. Спиноза переезжает в Гаагу. Здесь он работает над написанием «Политического трактата», а также ряда других работ, в том числе и «Трактата о радуге» и научных заметок «О вычислении вероятности». Помимо этого, Спиноза продолжает трудиться над работой на еврейском языке, а также берётся за голландский перевод Библии, который вскоре сам же уничтожит.

Свой шедевр «Этика» Спиноза закончит в 1676 г. В этой работе он безжалостно критикует традиционные верования и философские концепции Бога, человеческого существа, природы и Вселенной в целом. В пух и прах он разносит религиозные, богословские и моральные устои. Парадокс состоит в том, что именно в этом труде Спиноза провозглашает, что Бог есть мир, отождествляя Бога с природой.

Личная жизнь и наследие

После того, как Спиноза, приняв латинское имя, начинает преподавать в школе, у него впервые возникают романтические чувства к дочери учителя той же школы, Кларе. Однако любовь его была безответной, и вскоре девушка отвергает его ради человека более богатого и успешного.

В 1676 г. здоровье Спинозы пошатнулось, и, на протяжении года, состояние его будет лишь ухудшаться. 21 февраля 1677 г., вследствие болезни лёгких, приобретённой в процессе вредной работы в мастерской по шлифовке линз, сердце Спинозы остановилось. Похоронили его на церковном кладбище при Новой христианской церкви в Гааге.

Согласно его волеизъявлению, «Этика», наряду с другими его трудами, была издана посмертно в 1677 г. Труд всей его жизни, «Этика», состоял из пяти разделов: «О Боге», «Природа и истоки человеческой мысли», «Природа и начало эмоций», «Путы, сковывающие человека, или Сила эмоций» и «Сила понимания, или Свобода человека».

Голландский философ Спиноза был радикальным мыслителем, чей посмертно изданный труд «Этика» произвёл революцию философской мысли и сделал его величайшим рационалистом XVII столетия.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

(Бенедикт) (1632-1677) - великий голландский философ - материалист и атеист; по политическим взглядам - идеолог демократических слоев буржуазии. Мировоззрение Спинозы сложилось в период усиленного развития капиталистических отношений в Нидерландах. Это были годы борьбы голландского народа против посягательств на свободу Голландии со стороны Испании и других государств Западной Европы, борьбы буржуазии против феодальных устоев общества. Отражая интересы восходящей буржуазии, Спиноза проповедовал свободу научного знания, ратовал за просвещение, видя в нём средство от всех общественных бед. Его философская система должна была явиться теоретическим обоснованием буржуазных свобод.

Спиноза отвергал бога как творца природы, считая, что сама природа есть бог. Называя природу богом, Спиноза тем самым подчёркивал, что природа есть причина самой себя, что она является причиной существования и сущности всех вещей. Энгельс очень высоко оценил знаменитый принцип Спинозы («причина самой себя»). «Нужно признать,- писал Энгельс,- величайшей заслугой тогдашней философии... что она, начиная от Спинозы и кончая великими французскими материалистами, настойчиво пыталась объяснить мир из него самого, предоставив детальное оправдание этого естествознанию будущего».

Подвергнув резкой критике дуализм (см.), Спиноза создал монистическую систему, в которой мышление и протяжённость объявляются атрибутами (существенными свойствами) единой субстанции - природы. Признавая мышление атрибутом всей материи, Спиноза тем самым ошибочно отстаивал идею о всеобщей одушевлённости материи. Спиноза понимал движение как механическое перемещение тел в пространстве и, не считая его атрибутом субстанции, приписывал движение только единичным вещам. Согласно философии Спинозы, изменяются только отдельные вещи, а природа в целом всегда остаётся неизменной, существует вне времени. Спиноза решал метафизически не только вопрос о движении, о развитии, но и вопрос о причинности, необходимости и случайности.

Строгий детерминизм, согласно взглядам Спинозы, несовместим с признанием случайности. С его точки зрения всё, что совершается в природе, необходимо. Это было метафизическим пониманием необходимости и случайности. В действительности одно не исключает другого, ибо сама случайность есть форма проявления необходимости.Однако в философской теории Спинозы имеют место и элементы диалектики. Например, принцип Спинозы «causa sui» выражает взаимодействие, связь, взаимозависимость вещей. Диалектически подходил Спиноза и к вопросу о свободе и необходимости, полагая, что свобода есть осознанная необходимость. В психологическом учении Спинозы значительное место занимает теория аффектов (удовольствие, неудовольствие и т. п.).

Будучи осознанными, аффекты превращаются в желание. Бессилие человека ограничить, укротить аффекты Спиноза называет рабством. Наоборот, господство над аффектом есть свобода. Аффект разума должен взять верх над всеми остальными аффектами. В теории познания Спиноза был продолжателем рационализма Декарта и считал, что истинное познание добывается самим разумом, без помощи чувств. В своих философских исследованиях Спиноза применял геометрический метод. Подавляющее большинство буржуазных историков философии неправильно считает Спинозу пантеистом, в действительности же он был атеистом и резкр критиковал религию, за что в 1656 г. был проклят еврейской общиной и изгнан из неё.

В понимании общества Спиноза - идеалист и метафизик. Организацию «разумного» общества он ставит в зависимость от «очищения» интеллекта, от познания «истинной» природы человека. Материализм Спинозы оказал большое влияние на французских материалистов и немецкое просвещение XVIII в. Основные его труды: «Трактат об усовершенствовании интеллекта», «Бого-словско - политический трактат» (1670), «Этика» (1662-1675). Над «Этикой», в которой изложено ядро философских воззрений Спинозы, он работал свыше 12 лет. Она была опубликована после смерти мыслителя его друзьями и составила центральную часть его «Посмертных сочинений». В 1678 г. «Посмертные сочинения» были запрещены за «кощунственные и безбожные учения».

Биография

Барух де Спиноза родился в семье сефардских евреев , чьи предки после изгнания евреев из Португалии осели в Амстердаме . В семье Михаэля (Габриэль Алварес) и Ханны Деборы де Спиноза было пятеро детей: Исаак, Ребекка (оба от первого брака Михаэля), Мириам, Барух и Габриэль. Мать очень рано умерла от туберкулёза - в 1638 году , когда Баруху было всего 6 лет. Отец (до его смерти в ) ведёт преуспевающую семейную фирму по торговле южными фруктами. Спиноза посещает начальную религиозную школу «Эц Хаим», где изучает иврит , Тору с комментариями Раши , Талмуд и другую равиннистическую литературу, а также основы еврейского богословия и риторики . Уже здесь он знакомится с трудами Аверроэса и Аристотеля в средневековой интерпретации Маймонида ( -). Позднее берёт уроки латыни . Спиноза говорил на португальском , испанском , голландском и немного французском и итальянском языках, владел литературным ивритом ; разговорным языком в семье вероятно был ладино .

Учителями Спинозы были раввины - философ-каббалист Исаак Абоаб-да-Фонсека, Менаше бен Исраэль и Саул Мортера. Они усовершенствовали его интеллект и особенно способность аналитического доказательного рассуждения. Гёте считал, что Спиноза благодаря математической и древней раввинской культуре поднялся на вершину мышления, которая и доныне является целью всех спекулятивных устремлений .

Спиноза был знаком с трудами таких философов как Авраам ибн Эзра и Маймонид , Герсонид , а также с трактатом «Свет Господа» («Ор Адонай ») Хасдая Крескаса . Особое влияние оказала на него книга «Puerta del Cielo» («Врата небес») каббалиста Авраама Когена Эрреры , который жил в Амстердаме и умер, когда Спиноза был совсем юным. К этим авторам необходимо добавить Леона Эбрео (то есть Иегуду Абарбанеля с его «Диалогами о любви» («Dialoghi d" Amore»), аль-Фараби , Авиценну и Аверроэса . С. Дунин-Барковский также указывал на имеющуюся связь между «странной», как он выразился, работой Ибн Туфайля «Хайй ибн Йакзан» и концепцией Спинозы.

После смерти отца Барух и его брат Габриэль перенимают управление фирмой. Высказывания Спинозой «неортодоксальных» взглядов, его сближение с сектантами (коллегианты , течение в протестантизме) и фактический отход от иудаизма вскоре приводят к обвинению в ереси и исключению из еврейской общины (херем ).

Спиноза принимает имя Бенедикт (уменьшительное Бенто), продаёт свою долю в фирме брату и уезжает в пригород Амстердама Оверкерк. Однако вскоре возвращается и (пока ему ещё разрешено пребывание в Амстердаме) поступает учеником в частный колледж экс-иезуита «весёлого доктора» ван ден Эндена, где совершенствует латынь , учит греческий , философию (греческую и новую, в том числе Гоббса , Гассенди , Макиавелли , возможно, Джордано Бруно), естественные науки , обучается рисованию и шлифовке оптических стёкол (преподаёт иврит). Здесь же знакомится с трудами Рене Декарта ( -), что расширит горизонт его творческой деятельности, но не повлияет на его «истинную веру» (как он высказывается о философских взглядах). Хотя Декарт и жил в Амстердаме длительное время, но, по-видимому, он и Спиноза никогда не встречались - Спиноза был тогда ещё слишком молод.

Вокруг Бенто группируется кружок преданных ему друзей и учеников - Симон де Фриис (Simon Joosten de Vries ), Йарих Йеллес (Jarig Jelles ), Пиитер Балинх (Pieter Balling ), Лодевейк Майер (Lodewijk Meyer ), Ян Рёйвертц (Jan Rieuwertsz ), фон Шуллер (von Schuller ), Адриаан Курбах (Adriaan Koerbagh ), Йоханнес Курбах (Johannes Koerbagh ), Йоханнес Боувмеестер (Johannes Bouwmeester ) и др.

Философии Спинозы посвящали свои исследования Н. Н. Страхов , В. С. Соловьев , А. И. Введенский , Л. М. Лопатин , Н. Я. Грот , Б. Н. Чичерин , В. С. Шилкарский, В. Н. Половцова , С. Л. Франк , Е. Н. Трубецкой , Л. М. Робинсон, С. Н. Булгаков , Л. Шестов и др.

В настоящее время изучением философии Спинозы в России занимаются такие российские учёные как Т. А. Дмитриев, Н. В. Мотрошилова , С. В. Кайдаков, К. А. Сергеев, И. С. Кауфман, А. Д. Майданский . При этом следует отметить, что количество и широта тематики российских спинозоведческих исследований пока уступает зарубежным (начиная с конца 1960-х годов «спинозовский ренессанс» привел к количественному и качественному росту на всех основных европейских и мировых языках - английском, испанском, итальянском, немецком и французском).

Переводчики Спинозы на русский язык

  • Н. А. Иванцов
  • М. Лопаткин
  • Г. Полинковский
  • Е. В. Спекторский

Сочинения

  • ок. «О Боге, человеке и его счастье»
  • «Трактат об усовершенствовании разума»
  • «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом»
  • «Богословско-политический трактат»
  • «Политический трактат»
  • «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей»
  • «Еврейская грамматика»

Литература

  • Ковнер С. Р . Спиноза, его жизнь и сочинения. Варшава,1897.
  • Диттес Ф . Критические этюды о нравственной философии Спинозы. СПб.,1900.
  • Диттес Ф. Этика Спинозы,Лейбница и Канта. СПб.,1902.
  • Робинсон Л. Метафизика Спинозы. СПб.,1913.
  • Кечекьян С. Ф . Этическое миросоерцание Спинозы. М.,1914.
  • Луппол И. К. Бенедикт Спиноза. М., 1924
  • Маньковский Л. А . Спиноза и материализм. М., 1930
  • Беленький М. С. Спиноза. М.,1964.
  • Коников И. А . Материализм Спинозы. М.:"Наука", 1971.- 268 с.
  • Соколов В.В. Спиноза. - М.: Мысль, 1973. - (Мыслители прошлого).
  • Майданский А. Д. Геометрический порядок доказательства и логический метод в «Этике» Спинозы // Вопросы философии. М., 1999.№ 11. С.172-180.
  • Кауфман И. С. Философия Спинозы в России. Первая часть. 1774-1884.// Историко-философский ежегодник 2004. М.,2005. С.312-344.
  • Луначарский А. В. Спиноза и буржуазия
  • Ильенков Э. Три века бессмертия

См. также

Ссылки

  • Статья «Спиноза Барух » в Электронной еврейской энциклопедии
  • Спиноза и спинозизм - BDSвеб
  • Страница Бенедикта Спинозы в библиотеке «Философия и атеизм»
  • Спиноза, Бенедикт - Биография. Библиография. Высказывания