Кто является органом законодательной власти в рф. Законодательная власть: понятие, субъекты, функции

Законодательную власть, т.е. принятие обязательных для всех законов, отражающих волю народа, осуществляет парламент страны. Такие законы могут принимать только уполномоченные им представители. Поэтому законодательная власть одновременно является, как правило, представительной. Она формируется на основе выборов депутатов всем населением или делегирования представителей легитимными государственными органами. Представительство является обязательным в федеративных государствах, где парламент состоит из двух палат, одна из которых образуется на основе прямых выборов, а другая - на основе территориального представительства.

Согласно классической теории парламентаризма, призвание парламента в том, чтобы быть коллективным разумом нации и преобразовывать многообразные групповые, местные интересы в коллективную волю общества.

Особенность законодательной власти в том, что ее органы не находятся в состоянии иерархии и напрямую друг другу не подчиняются. Их подчиненность выражается только через законодательные акты, которые не должны противоречить актам, имеющим большую юридическую силу.

Однако над парламентом постоянно висит угроза превращения в слугу исполнительной власти. Станет ли она реальностью, зависит от расклада политических сил в стране, состояния оппозиции. Правительство часто формируется победившей на выборах коалицией; но при наличии парламентской оппозиции она ощущает давление политических соперников и не может безоглядно проводить линию исполнительной власти.

Парламент не только занимается законодательной деятельностью. но и утверждает государственный бюджет, участвует в формировании внутренней и внешней политики государства, контролирует исполнение законов. Авторитет парламента существенно повышается при наличии у него права на проведение самостоятельных расследований по фактам нарушения конституции.

Парламент России - Федеральное Собрание - состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. По аналогии с мировой практикой первая палата считается верхней, вторая - нижней, членов первой палаты называют сенаторами, членов второй - депутатами.

Законодательные (представительные) органы образуются и в субъектах Российской Федерации (областях, краях, республиках), которые носят разные названия: дума, законодательное собрание, верховный совет и т.п. На муниципальном уровне интересы населения представляют органы местного самоуправления.

Парламент России является преемником Верховного Совета РСФСР, выборы в который состоялись в I990 г. После октябрьских событий I993 г. образовано Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации.

Совет Федерации и Государственная Дума функционируют раздельно. Заседания являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, проводятся закрытые заседания.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители. Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком своих палат. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка деятельности.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Съезды народных депутатов СССР и РСФСР сочетали в себе законодательные, распорядительные и контрольные функции. Полномочия современного парламента четко отделены от полномочий других государственных органов.

Парламент наделен следующими видами компетенции:

  • законодательная:
  • формирование государственных органов;
  • финансовая;
  • контрольная;
  • ратификация и денонсация международных договоров.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Совет Федерации

Совет Федерации формируется по принципу паритетного представительства субъектов РФ, каждый из которых представлен в палате двумя членами - по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти. Исходя из численности субъектов Российской Федерации устанавливается состав Совета Федерации, т.е. общее число его членов, которое служит основой для определения долей, необходимых для принятия решений Совета Федерации или групповых инициатив его членов.

Представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.

Представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок его полномочий.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совете Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа.

Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ. Указ направляется в законодательный орган государственной власти субъекта РФ; он вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа государственной власти субъекта РФ 2/3 от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

После 1993 г. Совет Федерации формировался на основе прямых выборов населением регионов. С декабря 1996 г. действовал другой порядок: представителями в Совете Федерации стали назначаться первые руководители законодательной и исполнительной власти регионов по должности. Естественно, что руководители могут профессиональнее представлять интересы своего населения. Однако такой порядок противоречил принципу разделения властей и усиливал местнические тенденции. Совет Федерации как федеральный орган призван представлять интересы регионов, но не каждого в отдельности, а всех одновременно в рамках государственной региональной политики. Поэтому он был отменен. Новый порядок формирования Совета Федерации действует с 2000 г.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ субъектов РФ, указов Президента РФ о введении военного положения, чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ;
  • назначение выборов Президента РФ;
  • отрешение Президента РФ от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

  • федерального бюджета;
  • федеральных налогов и сборов;
  • финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
  • ратификации и денонсации международных договоров РФ;
  • статуса и защиты государственной границы РФ;
  • войны и мира.

Совет Федерации осуществляет свои функции через образуемые им комитеты и комиссии. Число комитетов увеличено до 16, среди новых - комитеты по природным ресурсам и охране окружающей среды, местному самоуправлению, правовым и судебным вопросам, финансовым рынкам и денежному обращению, промышленной политике. Введены четыре новые комиссии: по делам молодежи и спорту, информационной политике, обеспечению деятельности Совета Федерации, методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации (приложения).

В Совете Федерации регионы представляют известные, с громкими именами люди, бывшие губернаторы, члены правительства, представители крупного капитала. Они работают на постоянной основе и призваны содействовать решению проблем субъектов РФ в высших эшелонах власти.

Однако многих сенаторов лишь условно можно назвать представителями регионов, более 50% из них проживают в Москве, а 70% не имеют никакого отношения к представляемым регионам. Многие лоббируют интересы крупных компаний, чиновников, не усердствуя в законотворческой деятельности. В то же время на налогоплательщиков возложено дополнительно содержание почти двух сотен высших (на уровне федеральных министров) чиновников с их аппаратами, офисами, транспортным обслуживанием и жильем в элитных домах Москвы.

Совет Федерации - не имеющая аналогов политическая структура - находится на перепутье. Станет она реальным, а не формальным органом власти, фактором стабильности, преградой для популистских законопроектов или окончательно превратится в элемент декораций, покажет время.

Государственная Дума

Государственная Дума является основным законотворческим органом. Любой законопроект, независимо от субъекта законодательной инициативы, поступает вначале в Государственную Думу, где рассматривается, изменяется, отклоняется или принимается.

Государственная Дума формируется по смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе в составе 450 депутатов 1 В новом избирательном цикле Государственная Дума будет формироваться по пропорциональной системе, т.е. по спискам лиц, предлагаемых политическими партиями, преодолевшими 7%-ный барьер полученных на выборах голосов. . Половина депутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе, согласно которой избранными считаются депутаты, получившие наибольшее число голосов по округу. Другая половина депутатов избирается в федеральном избирательном округе, охватывающем всю территорию РФ, по системе пропорционального представительства, согласно которой каждое избирательное объединение получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за федеральный список кандидатов этого объединения. Но в распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу участвуют только те избирательные объединения, за чьи федеральные списки кандидатов подано не менее 5% голосов. Для признания выборов состоявшимися необходимо участие в голосовании не менее 25% избирателей данного избирательного округа.

Из процедурных вопросов к велению Государственной Думы относятся:

  • выражение согласия на назначение Председателем Правительства РФ предложенной Президентом РФ кандидатуры;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Непосредственно законотворческая деятельность осуществляется в комитетах, которых в Государственной Думе 2003 г. созыва 29, а политическая деятельность - в партийных фракциях, депутатских группах и объединениях. Каждая фракция стремится лучше выглядеть в глазах своего электората. Возможности фракции зависят от ее численности и количества занимаемых ее членами руководящих постов в Государственной Думе. Руководящие посты распределяются с учетом численности депутатских фракций и групп или в соответствии с пакетным соглашением, заключаемым ведущими фракциями.

В странах западной демократии по итогам выборов в парламенте образуется устойчивое большинство одной или нескольких партий, которые распределяют руководящие посты в палате и формируют правительство страны.

На распределение постов в федеральной исполнительной власти, в том числе и в Правительстве РФ, Государственная Дума не влияет, не может оперативно реагировать на вызывающие недовольство избирателей действия отдельно взятых членов Правительства. Но она вправе ставить вопрос о недоверии Правительству РФ в целом, хотя данным правом ни разу не воспользовалась, ограничиваясь отклонением законопроектов, инициируемых Правительством, депутатскими запросами, проведением «правительственного часа» и парламентских слушаний.

В настоящее время в Государственной Думе сложилось конституционное большинство, поддерживающее все законопроекты, вносимые на рассмотрение Президентом РФ и Правительством РФ. Реальная оппозиция отсутствует и справа и слева. В правой оппозиции нет надобности, так как ее либеральная идеология взята на вооружение и Президентом и Правительством. Левые практически изолированы и, видимо, отказались от парламентской борьбы за реализацию своей программы.

Несмотря на разделение властей, провозглашение правового государства, законодательная власть не пользуется вниманием и уважением у значительной части общества, особенно у СМИ. Одна из причин заключается в том, что ее конституционные рамки узки, полномочия урезаны, контрольно-надзорные функции сведены к минимуму.

Парламент принимает законы, ориентируясь на интересы большинства голосующих избирателей, но имеет ограниченные возможности повлиять на их исполнение. Это принижает роль выборной демократии, граждане разочаровываются в своих представителях.

Возраст реального парламентаризма в России в настоящее время ограничивают периодом 1906-1917 гг. плюс созывы Госдумы после 1992 г. Назвать парламентом го, что имело место в советское время, у некоторых политиков «язык не поворачивается». Между тем современная Государственная Дума внешне похожа на Верховный Совет СССР, а по демократичности ему уступает на порядок: в ее составе нет рабочих и крестьян; депутаты Государственной Думы заседают за зарплату, приравненную к окладу министра (в СССР - на общественных началах); население лишено права избирать депутатов, им предлагают голосовать за партии, о которых им ничего не известно; кандидатов в депутаты предлагают закулисные силы (в СССР - трудовые коллективы). С царской Государственной думой у современной Государственной Думы общего мало: первая представляла сословия и слои народа, боролась с верховным правителем, неоднократно им разгонялась.

Система государственной власт и

Российской Федерации

      Структура законодательной власти Российской Федерации

      Характеристика исполнительной власти Российской Федерации

      Система судебной власти Российской Федерации

2.1. Структура законодательной власти Российской Федерации

Законодательная власть в Российской Федерации представлена Фе­деральным Собранием, состоящим из двух палат: верхней - Совета Федерации, и нижней - Государственной Думы. Совет Федерации включает в себя по два представителя от субъекта федерации, делегируемых от исполнительной и законодательной власти. До 2001 г. в Совет Федерации входили президенты республик (губернаторы) и предсе­датели законодательных собраний регионов. В настоящее время в этот орган власти входят представители от территорий, осуществляющие свою деятельность на постоянной основе /2/. Представитель от законо­дательного органа власти субъекта федерации избирается законо­дательным органом власти субъекта федерации на весь период полномо­чий этого органа. Представитель в Совете Федерации от исполнительной власти назначается высшим должностным лицом субъекта федерации на срок его полномочий.

Реформирование Совета Федерации было выз­вано тем, что высшие должностные лица субъекта федерации, будучи занятыми в работе законодательного органа государственной власти, были вынуждены отвлекаться от своих непосредственных обязанно­стей, существенно ослабляя влияние государства в регионах. К ведению Совета Федерации относятся:

    утверждение изменения границ между субъектами РФ;

    утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения;

    решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ;

    назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности;

    назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Выс­шего арбитражного суда РФ;

♦ назначение на должность и освобождение от должности Генераль­ного прокурора РФ;

♦ назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной Палаты и половины состава ее аудиторов.

Компенсировать негативные последствия, связанные с уходом выс­ших должностных лиц регионов из Совета Федерации, был призван вновь созданный в 2000 г. орган - Государственный совет. Государ­ственный совет стал постоянно действующим совещательным органом при Президенте РФ, в сферу полномочий которого входит координа­ция федеральной политики в регионах, формирование перспективных направлений развития общества и государства в современных услови­ях. Государственный совет является совещательным органом, содей­ствующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Персональный состав Президиума Государственного совета, состоящий из семи глав исполнительной власти субъектов федерации, представляющих федеральные округа, определяется Президентом, периодически обновляется, сохраняя пре­емственность и единые принципы работы.

Государственная Дума формируется в ходе специальных выборов на основе мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

К ведению Государственной Думы относятся: выдача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Упол­номоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Механизм работы Федерального Собрания таков. Субъект законо­дательной инициативы разрабатывает законопроект и вносит его на рассмотрение в Государственную Думу. Отдельные вопросы, связанные с введением или отменой налогов, выпуском государственных займов, изменением финансовых обязательств государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. При голосовании за него большинством голосов от общего числа депутатов нижней па­латы законопроект в течение пяти дней передается на рассмотрение Совету Федерации, где он может быть поддержан большинством голосов либо отклонен. В случае отклонения законопроекта верхней палатой создается согласительная комиссия из представителей обеих палат для преодоления возникших противоречий. После чего законо­проект возвращается на повторное рассмотрение в Государственную Думу. Государственная Дума может провести закон и без поддержки Совета Федерации, если при повторном голосовании этот законопро­ект поддержит не менее двух третей от общего числа депутатов ниж­ней палаты. Принятый федеральный закон в течение пяти дней на­правляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если глава государства в течение четырнадцати дней с момента поступления документа отклонит его, то обе палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассмотрят закон. Право президент­ского вето будет отклонено, если в поддержку ранее принятой редак­ции закона проголосует не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. После этого Президент РФ обязан подпи­сать закон, который тут же должен быть опубликован, после чего всту­пает в законную силу.

Законодательные органы власти в субъектах федерации представ­ляют, как правило, однопалатный парламент, осуществляющий законо­творческую деятельность в соответствии со своими полномочиями, определенными законом. Значительную часть своих полномочий пред­ставительные органы власти субъектов федерации осуществляют в ре­жиме совместного ведения с государством. В то же время, как гласит ст. 73 Конституции РФ, «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ве­дения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государ­ственной власти». Это положение Конституции по сути делегирует субъектам федерации значительные полномочия в сфере законотвор­чества при условии, что издаваемые субъектами РФ правовые акты не будут противоречить федеральному законодательству.

Ответственный гражданин должен иметь представление о политическом устройстве своей страны. Общество, обладающее достаточным уровнем правового сознания, сможет устанавливать качественный контакт с государственной властью. Такая связь здорово поспособствует подъему страны по всем векторам развития. В нашей статье будет рассказано про систему органов законодательной власти в РФ. Это важнейшая ветвь государственного аппарата, устройство которой обязан знать каждый россиянин.

Государственная власть в России

Политическое устройство в нашей стране соответствует принципам, которые были предложены французским философом Шарлем Монтескье. Это мыслитель эпохи Просвещения, который переработал знаменитую идею Джона Локка о "государственном правлении". Локк сформировал теорию о делении власти на исполнительную, законодательную и федеративную (внешнеполитическую). Монтескье предложил свой вариант, в котором федеративная власть была заменена судебной.

Идея французского философа о разделении властей применяется сегодня в большинстве стран мира. В России политическое устройство также делится на три части. Законодательные и исполнительные органы власти РФ занимаются формированием законов и контролем за их исполнением. Судебная власть разрешает правовые тяжбы.

Законодательную власть в России представляет двухпалатный парламент - Федеральное собрание РФ. Верхняя палата именуется Советом Федерации. Из-за особого типа формирования ее также называют «Палатой регионов». От каждого субъекта федерации в верхнюю палату Парламента поступают по два представителя - из исполнительного и законодательного органа, соответственно. Таким образом, в Совете Федерации насчитывается 170 членов.

Председатель Совета Федерации - Валентина Матвиенко.

Свою работу Совфед осуществляет независимо от Государственной думы - нижней парламентской палаты. Президент не имеет возможности распустить или значительно изменить состав верхней палаты, а потому можно говорить об особом типе неприкосновенности каждого сенатора.

Верхняя палата Федерального собрания является законодательным органом власти в РФ. Ее полномочия прописаны в Конституции. В статье 102 зафиксированы основные функции сенаторов. В отношении главы государства Совфед обладает тремя видами полномочий:

  • назначение даты выборов президента РФ;
  • снятие президента РФ с должности в порядке импичмента;
  • утверждение президентского указа о введении военного или чрезвычайного положения.

Следующие три функции связаны с высшими должностными лицами страны. Совет Федерации может наделять полномочиями и снимать с поста следующих лиц:

  • руководителя российской Счетной палаты, а также некоторых ее аудиторов;
  • судей Конституционного и Верховного судов;
  • российского генерального прокурора и его заместителей.

Наконец, последние две функции верхней парламентской палаты связаны с внешней политикой страны. Это изменение границ, а также использование Вооруженных Сил за пределами России.

Структура верхней палаты

Устройство Совфеда закрепил Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ" от 2012 года. Сохранился старый порядок образования верхней парламентской палаты: по два представителя от каждого региона. Однако были уточнены требования к самим сенаторам. Минимальный возраст кандидата в члены Совфеда - 30 лет. Срок его постоянного проживания в России - 5 лет минимум. Отдельное внимание уделяется репутации сенатора, которая всего-навсего должна быть идеальной.

В самой верхней палате трудятся 170 человек. Однако работа этого органа была бы невозможной без специального аппарата Совета Федерации - вспомогательного органа, осуществляющего правовое, организационное, финансовое и прочее содействие парламенту. В аппарате числится порядка 600 служащих. Все работники объединяются в отраслевые штаты, каждый из которых занимается тем или иным вопросом. Существуют, например, аппараты по международным, бюджетным, аграрным, научным и прочим делам.

Государственная дума: общая характеристика

История российской Госдумы берет свое начало в 1905 году. Тогда это был единственный законодательный орган во всей Империи. В Советском Союзе функции такого органа исполнял Верховный Совет РСФСР. Наконец, в 1993 году был принят закон о конституционной реформе, согласно которому был учрежден двухпалатный Парламент. Нижняя его палата, Государственная дума, состоит из 450 депутатов, каждый из которых представляет определенную политическую партию.

В отличие от Совфеда, Государственная дума постоянно меняет свой состав. Происходит это каждые 5 лет выборным путем. С 1993 по 2016 год сменилось 7 составов Госдумы. Формирование каждого нового состава происходит сложным и интересным способом, а потому на этой теме стоит заострить внимание.

Порядок формирования Госдумы

Государственная дума является законодательным органом власти в РФ - так же, как и Совет Федерации. Однако способы образования этих двух органов радикальным образом отличаются.

Формирование нижней парламентской палаты происходит путем всеобщего и равного голосования. Сам способ голосования можно назвать смешанным: половина депутатов избирается по одномандатным округам, а другая половина - по федеральному округу пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов.

В статье 97 Конституции устанавливаются требования к депутатам. Это должны быть граждане старше 21 года. Обязательные условия - наличие дееспособности и отсутствие судимости.

Полномочия Госдумы - нижней палаты представительного органа государственной власти в РФ

Законодательная инстанция, Государственная дума, имеет широкий спектр обязанностей. Первые две функции связаны с главой государства:

  • выдвижение обвинения против российского президента для снятия его с должности;
  • дача согласия главе государства на назначение председателя правительства (премьер-министра).

Следующие два полномочия касаются исполнительного органа власти - российского Правительства:

  • решение вопроса о вынесении доверия правительству;
  • ежегодное заслушивание отчетов правительства.

Три важных функции связаны с должностными лицами РФ. Госдума является законодательным органом власти в РФ, которая может назначать на должность, а также увольнять следующих граждан:

  • председателя российского Центробанка;
  • руководителя Счетной Палатой РФ;
  • уполномоченного по правам человека.

Последняя важная функция российской Госдумы касается объявления амнистии.

Структура Государственной думы

Председатель Госдумы возглавляет нижнюю палату парламента. В 7 созыве это Вячеслав Викторович Володин - представитель фракции "Единая Россия". Сама Дума состоит из четырех инстанций: Аппарата, совокупности комитетов и комиссий, а также Совета.

Аппарат Госдумы занимается правовым и организационным обеспечением всей нижней палаты Парламента. Руководителем этой инстанции с 2016 года является Татьяна Воронова.

Председатель Государственной думы - Вячеслав Володин.

Важное место в Госдуме занимают комитеты. Это основные органы палаты, непосредственно задействованные в законотворческой процедуре. Каждый комитет осуществляет полномочия в собственной сфере. Это может быть наука, медицина, транспортная система и т.д.

Комиссии в составе Госдумы занимаются организационными вопросами нижней палаты. Направленность таких инстанций может быть различной. Существует, например, счетная, антикоррупционная, правоохранительная, финансовая и даже этическая комиссия.

В состав Совета нижней парламентской палаты входит Председатель Госдумы и его заместители. Основными функциями представителей законодательного органа власти в РФ является модернизация работы палаты и разработка законопроектов.

Законотворческая деятельность

Разобравшись с тем, какие органы власти в РФ законодательные, следует перейти к основной функции этих органов - законотворчеству. Как Госдума, так и Совфед обладают большим количеством полномочий, однако объединяет их одна задача: разработка и принятие законов.

Законодательная инициатива является собственностью депутатов - членов Госдумы. Одобрение инициативы служит началом для формирования законопроекта. Он проходит два чтения, на каждом из которых в проект могут быть внесены поправки и изменения. На третьем чтении происходит голосование за одобрение закона. Если проект одобряется, он переходит в Совет Федерации, где также проходит проверку. Сенаторы принимают закон, после чего он отправляется в Конституционный суд. Там он подвергается анализу на соответствие основному закону страны. В самом конце законотворческой процедуры судьбу закона решает Президент: он может одобрить проект, либо наложит на него вето.

Органы законодательной власти субъектов РФ

В российских регионах представительные инстанции могут иметь разные наименования. Например, в областях это Областные советы депутатов, в республиках - свои небольшие парламенты, а в краях - краевые органы законодательной власти.

Субъекты РФ вольны в формировании структуры и установлении названия представительных инстанций. Все это определяется уставом или конституцией региона. Однако принципы организации законодательных органов власти в субъектах РФ должны соответствовать нормам федеральных законов. Так, во всех регионах проводятся выборы. Функции же субъектных парламентов мало чем отличаются от инстанций федерального характера. Они связаны с наделением полномочиями отдельных должностных лиц, а также с законотворческой деятельностью в пределах одного региона.

Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы,
законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут.

В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю
многонационального народа РФ и придают ей общеобязательный характер.
Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией.
Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.

Совет Федерации формируется по 2 представителя от каждого субъекта РФ (по одному от представит. и исполнит. органов власти) 178 человек (Хазин, Шаклеин). Государственная дума 450 депутатов ½ по мажоритарной системе в одномандатных избирательных округах, ½ по системе пропорционального представительства (из списка депутатов партий за которые проголосовало не менее 5% голосов). (Валенчук, Игошин, Разуван – ЕР, Касьянов – СР, Черкасов – ЛДПР)

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РФ

Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории РФ, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.
Законодательные (представительные) органы власти республик в составе РФ. Законодательными органами власти республик в составе РФ являются их парламенты. Они избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года или пять лет. Компетенция парламентов республик складывается из следующих основных групп полномочий: конституционное строительство, экономическое и социально-культурное строительство, а также внешние сношения.

Законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Являются думы, собрания и т.д. этих субъектов Федерации (например, Московская городская Дума, Законодательное собрание Тверской области, Псковское областное собрание и т.д.). Эти органы избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий
депутатов не может превышать пяти лет.
Компетенция законодательных органов субъектов складывается из следующих основных групп полномочий: экономическое и социально-культурное строительство, а также внешние ношения. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Законодательные (представительные) органы регионов:

Утверждают бюджет;

Принимают решения о введении или отмене налогов, сборов, пошлин и иных видов платежей, установлении льгот и преимуществ по налогам и платежам в бюджет;

Регулируют условия размещения займов, облигаций, лотерей;

Утверждают программы государственного, экономического, социального, культурного и национального развития;

Регулируют порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных доходов региона, заслушивают отчеты об их исполнении;

Регулируют порядок приватизации, владения, пользования, распоряжения и управления объектами собственности;

Утверждают региональные программы приватизации объектов региональной и муниципальной собственности;

Регулируют порядок предоставления и изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального и регионального значения, использования иных природных ресурсов, охраны объектов природы;

Регулируют в соответствии с федеральным законом вопросы охраны и использования объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятников истории и культуры, расположенных на территории соответствующего региона;

Предоставляют дотации, субвенции, займы из средств бюджета действующим органам местного самоуправления.

В области конституционного строительства парламенты республик:

Принимают конституции и вносят в них изменения и дополнения;

Принимают законы, кодексы и вносят в них изменения и дополнения;

Осуществляют контроль за соблюдением и исполнением конституций и других законов республик;

Принимают решения по вопросам государственного устройства;

Решают вопросы об изменении границ республик;

Принимают решения о проведении республиканских референдумов;

Назначают выборы депутатов и глав республик;

Утверждают структуры органов исполнительной власти;

Дают согласие на назначение прокуроров республик Генеральным прокурором РФ;

Назначают председателей национальных банков республик по согласованию с Центральным банком России и др.

В области экономического и социально-культурного строительства парламенты республик:

Определяют внутреннюю политику республик;

Утверждают перспективные государственные планы, важнейшие республиканские программы экономического и социального развития;

Обсуждают и принимают государственные бюджеты республик и осуществляют контроль за их исполнением.

В области внешних сношений определяют международные связи республики, ратифицируют и денонсируют международные договоры.

13. Инвестиционный потенциал территории муниципального образования.

ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности. Соответственно местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на иных территориях (ст. 131 Конституции РФ). Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в рамках административно-территориального устройства (административно-территориальных единиц) ее субъектов в границах их муниципальных образований. К Т.м.о. относятся земли, находящиеся за пределами границ муниципального образования, но переданные ему в собственность (в том числе безвозмездно) для обеспечения развития этих земель, относящихся к государственной собственности (ч. 3 ст. 19 Земельного кодекса РФ).

Сущность муниципальной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную, научно обоснованную деятельность местных органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения муниципального образования (города).

Активность инвестиционной деятельности в городе (на определенной территории) зависит как от его инвестиционного климата, так и от инвестиционной привлекательности объектов инвестирования. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность ресурсов города (территории), можно сгруппировать следующим образом:

1. Территориальные факторы (определяющие инвестиционный климат города):

Экономические;

Политические;

Законодательные;

Природоохранные;

Инфраструктурные;

Природно-климатические;

Ресурсные;

Демографические.

2. Точечные факторы (связанные с состоянием объекта инвестирования):

Финансовые показатели;

Производственно-технологические;

Инфраструктурные;

Входящие ресурсы;

Состояние менеджмента, маркетинга.

Для определения уровня (индекса) инвестиционного климата территории выделяются наиболее важные факторы на момент определения данного показателя. Высокий индекс инвестиционного климата получают город или территория, имеющие стабильную политическую, законодательную, природоохранную ситуацию, высокий уровень экономических, инфраструктурных, демографических, природно-климатических показателей в сочетании с ресурсной обеспеченностью.

Для привлечения инвестиций в городскую экономику также очень важны мероприятия, повышающие уровень предсказуемости, открытости, определенности ситуации, что снижает уровень риска для инвесторов. С этой точки зрения задача инвестиционного менеджмента - активизация инвестиционного процесса в городе и повышение его эффективности. Следовательно, в муниципальном образовании необходимо проводить определенную инвестиционную политику.

Понятие и сущность законодательной власти

В системе разделения властей законодательная власть занимает особую нишу, поскольку именно эта ветвь власти устанавливает правила поведения, по которым и во исполнение которых работают другие ветви государственной власти, обеспечивается конституционная законность и устанавливается правопорядок. Считается, что законодательная власть – это первичная власть и одной из ее целей деятельности является формирование идеализированного правопорядка. Органы законодательной власти своей целью имеют реализацию правотворческой функции, путем принятия общеобязательныз правил поведения, ориентироваться на которые в своей деятельности должны все граждане, общественные объединения, а также все органы государтвенной власти. На первый взгляд, законодательная власть представляет собой реальное выражение воли социума. Однако далеко не всегда законодательные решения могут отвечать одновременно всем потребностям социума, который состоит из разных слоев и социальных групп, которые в свою очередь преследуют различные цели и ориентиры. В связи с этим можно говорить о том, что одной из основных целей законодательной власти при принятии решений является консолидация интересов различных представителей социума для того, чтобы найти компромиссное решение, правильно определяя приоритеты при его принятии.

Рисунок 1.

Признаки законодательной власти

  1. Системность
  2. Набор фукнций и полномочий, которые зависят от реализации принципов демократизма и разделения властей
  3. Коллегиальность
  4. Представительство интересов, выборность

Особенности законодательной власти

Принцип разделения властей наделил каждую ветвь власти своей ролью, и, соответственно, своими целями, задачами и функциями. Можно выделить несколько особенностей , присущих законодательной ветви власти:

  • законодательная власть призвана формулировать и претворять в жизнь правила поведения;
  • по отношению к исполнительной и судебной ветвям власти, законодательная власть выполняет роль ориентира для них, предоставляя возможность продуктивно и качественно функционировать и взаимодействовать друг с другом;
  • кроме ориентирующей функции, законодательная власть реализует еще и контрольную, которая нацелена на то, чтобы, используя парламентский контроль, оценивать и проверять качество и своевременность реализации законов.

Функции законодательной власти

1) законодательная функция. Сущность данной функции состоит в том, что законодательный орган имеет право издавать нормативные акты, которые наделены высшей юридической силой после конституций. Данное право имеет исключительный и вместе с тем универсальный характер. Законодательная функция рождает нормативный акт, который содержит в себе правило поведения, регулирующее ту или иную сферу общественных отношений в пределах полномочий государства или его субъекта.

2) представительская функция. Связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;

3) учредительная функция. Состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.п.;

4) функция контроля и ответственности. Парламентский контроль призван не дать исполнительной власти занять главенствующую позицию и не дать институтам демократии стать более авторитарными. Контрольная функция может рассматриваться в широком и узком смыслах.Чаще всего данный вид контроля предполагает проверку деятельности государственных органов и возможность применения санкций. В более широком понимании в парламентский контроль входит право законодательного органа участвовать в формировании различных высших органов власти, что перекликается с учредительной функцией законодательной власти.

Замечание 1

Контрольная функция проявляется в разных формах, например контроль парламентских органов, и контроль должностных лиц, не входящих в структуру парламента.

Структура федеральных органов законодательной власти в Российской Федерации

    Федеральное собрание.

    Государственная Дума. Вторая (нижняя) палата Федерального Собрания Российской Федерации. Она состоит из 450 депутатов. Полномочия Государственной Думы определяются Конституцией Российской Федерации Государственная Дума также может назначать и освобождать от должности ряд других высших чиновников в государстве (Центральный банк России, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека). Дума вправе выдвигать обвинения против Президента (импичмент) и объявлять амнистию. Основная задача Государственной Думы – принятие федеральных законов большинством голосов от общего числа депутатов. Так, Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства. Председатель Правительства ежегодно отчитывается перед Госдумой о своей деятельности и отвечает на ее запросы, при этом, в случае неудовлетворительной работы, она может выдвинуть ему вотум недоверия.

    Совет Федерации. Верхняя палата Федерального Собрания. Каждый субъект федерации отправляет туда двух своих представителей. Один – от исполнительного органа власти (правительства области или республики), а другой от местного представительного органа власти (например, от областной Думы). СФ утверждает указы Президента о военном и чрезвычайном положении, назначает выборы Президента Российской Федерации, участвует в изменении основного закона страны – Конституции, процедуре импичмента Президента, утверждает Председателя Счетной палаты. По представлению Президента Совет Федерации назначает судей высших судебных органов власти, утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации.