Лабораторная работа знакомство с лабораторным оборудованием. Практическая работа "знакомство с лабораторным оборудованием". Знакомство учеников с химической посудой и приборами

Практическая работа № 1

Знакомство с лабораторным оборудованием

Цель: ознакомление с лабораторным оборудованием, правилами работы в лаборатории; развитие внимания, наблюдательности; воспитание интреса к предмету.

Тип урока: практическая работа

Ход урока

Организационный этап

Инструктаж по ТБ

Выполнение практич. работы

Цель: ознакомиться с химическим оборудованием, его назначением и правилами работы с ним, изучить строение лабораторного штатива и принципы работы с ним.

Оборудование: стеклянная и фарфоровая химическая посуда, лабораторное оборудование, лабораторный штатив.

Правила техники безопасности :

Работа со стеклянной посудой;

Работа с лабораторным штативом.

Ход работы:

1. Рассмотрите выданную вам стеклянную посуду. Определите ее название и назначение, воспользовавшись текстом в учебнике на странице 19-21.

2. Определите виды выданных вам колб.

3. Выберите из выданного вам оборудования мерную посуду. Как она называется? Для чего используется? 4. Как правильно работать со стеклянной посудой? Какие меры безопасной работы нужно соблюдать при работе с ней?

5. Рассмотрите выданную вам фарфоровую посуду. Определите ее название и назначение, воспользовавшись текстом в учебнике на странице 21.

6. Как правильно работать с фарфоровой посудой? Какие меры безопасной работы нужно соблюдать при работе с ней?

7. Рассмотрите выданное вам лабораторное оборудование. Определите его название и назначение, воспользовавшись текстом учебника на странице 23-24.

8. Изучите строение лабораторного штатива, воспользовавшись текстом учебника на странице 22. Соберите штатив, закрепите на стержне кольцо и лапку. В лапке штатива зафиксируйте пробирку или колбу. На кольцо штатива поставьте фарфоровую чашку. Оформление результатов работы:

9. Заполните таблицу:

Название посуды

схематический рисунок

Назначение посуды

Пробирка

Выполнение самых разнообразных опытов с малым количеством реактивов

Коническая колба

Выполнение самых разнообразных опытов

Мерный химический стакан

Для приготовления растворов, выполнения самых разнообразных опытов

Мерный цилиндр

Отмеривание определенного объёма жидкости

Отмеривание необходимого объема жидкости

Фарфоровая чашка

Для нагревания и выпаривания жидкостей

10. Зарисуйте лабораторный штатив, обозначьте его составные части.

На основании проведенной работы сформулируйте вывод , ответив на вопросы:

1. Какие меры безопасности нужно соблюдать при работе со стеклянной и фарфоровой посудой? 2. Почему для изготовления химической посуды наиболее часто используют стекло? 3. Для чего используется лабораторный штатив? Почему детали штатива изготовлены из металла?

Составила Филиппова А.В.

Практические работы

для 7 класса

Советы ХИМИИ-- Яги

(правила Техники Безопасности)

Вот послушай-ка, дружок,

Преподам тебе урок,

Чтобы в этот раз, родимый,

Ног ты унести не смог!

У меня тут целый клад:

Калия пермангонат,

Есть и сера, есть и фосфор,

Есть и калия хлорат.

Компоненты точно взвесь,

Разотри получше смесь.

Если все пойдет как надо-

Разнесет здесь все как есть!

Приготовь гремучий газ,

Спичку поднеси тот час.

Тут реакция цепная-

В раз останешься без глаз!

Лей-ка воду в кислоту,

Сульфатную возьми, не ту!

Коль успеешь, то увидишь-

Брызги лягут за версту!

Что же, свет тебе не мил?

Руки щелочью облил?

Так протри глаза руками,

И про руки ты забыл!

Вот понюхай аш- два- эс-

Он всегда снимает стресс.

От него противоядье

Не нашел еще прогресс!

Рано утром натощак

Ты отведай аммиак.

До слезы он прошибает,

Если сразу не обмяк!

Хлор понюхай-ка, дружок,

Очень многим он помог!

Да вдыхай его поглубже,

Чтобы выдохнуть не смог!

Много всяческих, рецептов

Есть у химии Яги:

Хошь-останешься без пальцев,

Ну а хочешь-без ноги!

Я скажу, внучек, тебе:

Можно жить и без ТБ,

Хоть и плохо, хоть недолго,

Но зато во вред себе

Дата «___» ___________

Практическая работа № 1

Правила техники безопасности. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

__________

Цель работы:

    Изучите правила техники безопасности при работе в химическом кабинете

    Познакомиться с разными видами химической посуды и возможностями ее использования в химической лаборатории, изучить устройство лабораторного штатива и отработать навыки работы с ним;

Оборудование:

      абор химической посуды: пробирки, колбы (коническая, плоскодонная), химические стаканы, мерные цилиндры, фарфоровые чашечки, держатели для пробирок, штатив для пробирок, ложечки и т.д.), лабораторный штатив

ИНСТРУКЦИЯ.

Порядок выполнения работы.

    Рассмотрите выданные образцы химической посуды. Определите назначение.

    Сделайте рисунки трех предметов химической посуды и объясните, каково их назначение.

    Рассмотрите составные части лабораторного штатива, уясните их назначение.

    Соберите штатив и закрепите на нем лапку, кольцо.

    Зарисуйте собранный штатив, укажите его основные детали.

    Зарисуйте части горения пламени, укажите какая часть самая гарячая.

    Письменно ответьте на вопросы:

    Каковы правила набора твердого вещества из склянки в пробирку?

    Как правильно необходимо проводить перемешивание растворов в пробирке?

8. Сделайте вывод по итогам работы.

Ход работы

Задание 1. Образцы химической посуды . (Зарисовать и написать назначение.)

Плоскодонные колбы.

Круглодонные колбы.

Химические стаканы.

Фарфоровые чашечки.

Мерные цилиндры.

Задание 2. Изучить и зарисовать лабораторный штатив

1) стержень;

1 ) поставка;

2 ) муфта;

4) лапка;

5) кольцо.

Задание 3. Ответы на вопросы.

1. Твердые вещества из баночек необходимо брать только сухой ложечкой или сухой пробиркой ?

2. Перемешивание растворов в пробиркепроизводят быстрыми и энергичными движениями. Запрещено ли встряхивать пробирку, закрывая отверстие пальцем ?

Задание 4. Строение пламени

1.

2.

3.

4.

Вывод:

Приведите рабочее место в порядок.

Дата «____»_____________г.

Практическая работа № 2

Исследование физических и химических явлений

Цель: изучить физические и химические свойства предложенных веществ, используя различные методы.

Ход работы

    Рассмотрите выданные вам образцы различных веществ.

Исследуйте растворимость твердых веществ. Найдите в справочной таблице данные о плотности, температуре кипения, плавления. Результаты проведенного исследования внесите в таблицу.

2. Исследуйте химические свойства цинка .

Взаимодействие с водой

Взаимодействие с соляной кислотой HCl

Взаимодействие с хлоридом меди CuCl 2

    Випад е н ие осад ка в результат е х и м и ч еск о й реакц ии

Прилейте в пробирку натрий сульфит и барий хлорид. Наблюдения внесите в таблицу.

    В ы д и лен ие газо образных веществ в результат е х и м и ч еских реакц и й .

Гашение соды .

Небольшое количество соды поместите в проби рку и прилейте каплями раствор укссусной кислоты .

    Как надо вести себя с кислотой ?

    Чт о нужно сделать , если кислота попала на руки?

    Наблюдения внесите в таблицу.

    Исследование фи зич еских процес со в во время растворения

Нале йте в проби рку 1 мл воды ,додайте шпателем приблизитель но 1 г соли и ра зме шайте стеклянной пало чкой . Що спостерігаєте? Подогрейте. Наблюдения запишите в таблицу.

Результаты проведенного исследования внесите в таблицу:

Вывод: С помощью, каких методов вы изучали вещества во время практической работы?

    Как определить газ по запаху?

А) наклониться над сосудом и вдохнуть

Б) направить пары газа к себе и сделать осторожный вдох

В) не знаю

А) при наклоне этикетка оказалась сверху, в ладони

Б) этикетка находится снизу

В) не имеет значения, как взять склянку для реактивов.

    При разливе жидкости на столе необходимо:

А) сообщить учителю или лаборанту

Б) самостоятельно убрать разлитое вещество

В) сделать вид, что ничего не случилось.

    Почему нельзя собирать на рабочем месте много реактивов?

А) можно перепутать реактивы

Б) создается беспорядок

В) можно запачкать лабораторную тетрадь

Г) все выше перечисленное

    Почему нельзя пробирку с раствором нагревать в одном месте:

А) долго не закипит

Б) может произойти выброс жидкости и как следствие ожог руки

В) плохо нагревается

Г) не знаю

Справочная таблица

Дата «____»_____________г.

Практическая работа №2

Исследования физических и химических явлений

Цель: ознакомиться с характерными признаками физических и химических явлений, научиться их выявлять; наблюдать физические и химические явления, описывать наблюдения, делать выводы.

Оборудование: пробирки, сухое горючее, металлический штатив, стеклянная палочка, газоотводная трубка.

Реактивы: медный купорос, железная кнопка, скрепка, гвоздь, пищевая сода, раствор извести.

Ход работы

наблюдения

Растворяют в воде небольшое количество медного купороса

Серебряная поверхность металлического предмета быстро окрашивается в красный цвет (медный)

В реакцию вступают 2 вещества-железо и медный купорос продуктами реакции будут __

В пробирку насыпаем 0,5г пищевой соды. Закрываем пробирку резиновой пробкой с газоотводной трубкой. Закрепляем в лапке штатива.

Что появляется через некоторое время на внутренней поверхности пробирки?

Во вторую пробирку наливаем раствор извести. Опускаем конец газоотводной трубки на дно пробирки с известью. Подожгите сухое горючее, прогрейте пробирку с содой.

Что происходит во время прохождение пузырьков газа через раствор извести?

В реакцию вступают углекислый газ и известь, растворимая в воде. Образуются 2 вещества: вода и кальций карбонат (он образует помутнение раствора)

Изменение агрегатного состояния-это ____

Схема реакции: железо + медный купорос = медь + ферум (11) сульфат

Схема реакции:

Схема реакции:

Нагрейте воду до температуры 100 градусов

Вывод:

    Физическое явление-это ____________________________________

    Химическое явление-это ____________________________________

Дата «____»_____________г.

Практична робота № 3

Добування кисню в лабораторії та вивчення його властивостей

Мета : ознайомитися із лабораторним способом добування кисню шляхом розкладання калій перманганату, навчитися користуватися приладом для добування кисню, навчитися збирати кисень методом витіснення повітря та витіснення води, вивчити фізичні та хімічні властивості кисню.

Обладнання : лабораторний штатив, пробірка з газовідвідною трубкою, хімічна склянка, циліндр, скляні пластинки, конічна колба, ложечка для спалювання речовин, тигельні щипці, кристалізатор з водою, вата, скіпка.

Реактиви: кристалічний калій перманганат, вапняна вода, вуглинка, сірка, перекис водню.

Хід роботи

Завдання вчителя:

    Чи можна тримати догори дном посуду, в яку збирають кисень? Відповідь обґрунтуйте.

    Чи буває рідкий кисень? Відповідь поясніть.

    Яка відносна молекулярна вага Озону і Кисню?

    Загальний висновок:

    1. Кислород получают из (назвать 3 вещества)_________________

      Собирают кислород (указать метод)________________________

      Распознают кислород ____________________________________

    Для кислорода характерны следующие свойства

    Задание учителя (на дополнительных 11 баллов)

20г. Сульфур (VI )оксида содержит 12г. Сульфура и 8г. Оксигена. Какие массовые доли элементов в соединении?

Практические работы

для 8 класса

Правила техники безопасности

Чтобы не подвергать свою жизнь опасности,

Надо знать технику безопасности:

Делаешь только то, что положено,

И при этом очень осторожно.

Сначала задачу реши теоретически,

Затем выполняй ее практически.

В химической лаборатории нельзя никогда

Голыми руками брать вещества.

Насыпаешь (наливаешь) вещества аккуратно,

Не высыпаешь (не выливаешь) вещества обратно.

С химическими веществами будь скупым -

Их количеством пользуйся небольшим.

Опыты делаешь тщательно

Над столом (лотком) обязательно.

Нельзя вдыхать пары и газы,

Если ты без противогаза.

Вещества в лаборатории на вкус не изучаются –

Это строго-настрого запрещается.

Нельзя смешивать или сливать

Все химические вещества подряд.

С едкими веществами (кислоты, щелочи) работать можно,

Но крайне осторожно.

Если кислоты или щелочи на тебя попадают,

Их большим количеством воды немедленно смывают.

Кислоту в воду добавляют –

Только так кислоту разбавляют.

Если жидкость воспламеняется легко,

Работаешь с ней от огня далеко.

С приборами нагревательными

Работай очень внимательно.

На рабочем месте – порядок и чистота,

Правило это выполняешь всегда.

Дата «____»_____________г.

Практическая работа № 1

Исследование свойств основных классов неорганических соединений

Цель: выполнить некоторые реакции характерные для кислот, оснований, оксидов и солей, исследовать некоторые качественные реакции на неорганические соединения.

Оборудование: сухое горючее, пробирки, штатив, пробиркодержатель.

Реактивы: индикаторы, хлоридная кислота, натрий гидроксид, натрий сульфит, барий хлорид, натрий карбонат, железная и медная проволока, купрум (2) оксид – порошок.

Ход работы

опыта

Наблюдения

Схемы записей уравнений реакции

Выводы

    Действие хлоридной кислоты на индикатор

Изменение окраски индикатора свидетельствует о … (кислотных или основных) свойствах водного раствора хлоридной кислоты

    Реакция хлоридной кислоты с металлами

(с Цинком)

Уравнение реакции:…

Выделение газа… во время реакции цинка с кислотой свидетельсствует о том, что этот металл находится в ряду активности… (слева, спарва) от…

    Реакция хлоридной кислоты со щелочью

Уравнение реакции:…

Это реакция - …(указать тип реакции)

Фенолфталеин бесцветен в … и н … (щелочной, нейтральной, кислой) средах.

В присутствии … он окрашивается в … цвет.

    Реакция хлоридной кислоты с нерастворимым в воде основанием (амфотерным гидроксидом).

Уравнение реакции:…

Это реакция - …(указать тип реакции)

Хлоридная кислота взаимодействует с веществами … (основного, кислотного) характера.

    Реакция хлоридной кислоты с солью (натрий карбонатом)

Уравнение реакции:…

Это реакция - …(указать тип реакции)

    Реакция хлоридной кислоты с основным (амфотерным) окси дом

Уравнение реакции:…

Это реакция - …(указать тип реакции)

В реакции с кислотой … оксид проявляет… (основные, кислотные) свойства.

Общий в ывод:

    К акие свойства веществ изучили? К акие признаки реакции наблюдали? Реакции каких типов вы осуществляли, выполняя практическую работу?

    Произойдет ли реакция в опыте 2, если вместо цинка взять: а) магний, б) серебро? Ответ аргументируйте.

    Произойдет ли реакция в опыте 5, если соль заменить: а) кальций карбонатом; б) натрий нитратом? Ответ аргументируйте.

    В неподписанных пробирках содержится раствор натрий хлорида и разбавленная хлоридная кислота. Предложите не менее двух способов распознания этих жидкостей.

    Если налил в пробирку избыток растворов реактивов надо:

А) слить обратно

Б) слить в канализацию

В) поставить в известность учителя или лаборанта

    Твердые вещества

А) берут руками

Б) берут шпателем

В) берут ложечкой

Г) берут всем выше перечисленным

    При попадании на кожу раствора кислоты надо:

А) смыть холодной водой

Б) смыть холодной водой, обработать 2 % раствором соды

    Кислоту разбавляют:

А) наливая воду в кислоту

Б) наливая кислоту в воду

В) порядок смешивания не имеет значения

Г) не знаю

    Признак реакции:

А) изменение объема жидкости

Б) выпадение осадка

В) изменение формы вещества

    Нагревая пробирку её необходимо держать так, чтобы отверстие было направлено

Б) в сторону от себя

Г) в сторону от себя и от соседей

Дата «____»_____________г.

Практическая работа № 2

С техникой безопасности знаком (а) _________________

Ход работы

      В двух склянках без этикеток находятся растворы: в одной – соляная кислота, во второй – гидроксид натрия. Как опытным путем доказать, в какой склянке находится каждое из веществ?

      Химическим способом отмойте пробирку, загрязненную на практическом занятии гидроксидом железа (III )

      Докажите, что выданное вещество – хлоридная кислота.

      Из имеющихся на столе реактивов получите несколькими способами сульфат меди (II )

(решите несколько задач по указанию учителя)

Результаты эксперимента оформите в произвольной формы, отметьте наблюдения, запишите уравнения реакций.

Тест по правилам техники безопасности


А) это эстетично

Г) не имеет значения

    Почему избыток вещества (реактива) нельзя сливать (ссыпать) обратно в склянку?

А) можно перепутать вещества

Б) загрязнить вещество

В) запачкать руки

Г) трудно открыть пробки

А) не разрешается

Б) можно с согласия учителя

А) смыть холодной водой

В) обработать 2 % раствором уксусной кислоты

А) на отдельном листочке

В) в рабочей тетради


А) на середине пробирки

Б) у отверстия пробирки

В) в нижней части пробирки

Г) не имеет значения

Вывод:

Дата «____»_____________г.

Практическая работа № 2

«Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений»

Цель: повторить свойства оксидов, кислот, оснований и солей и применить эти знания при экспериментальном решении задач; научиться распознавать вещества, помещенные в склянках без этикеток.

С техникой безопасности знаком (а) _________________

Ход работы

Задание №1. Реши «Цепочку превращения», записав при этом правильно формулы веществ, учитывая валентность химических элементов и кислотных остатков..

MgO Mg Cl _ Mg C O _ Mg Cl _ Mg _ (P O _)_.

Исходные вещества, реактивы и оборудование: магний оксид, хлоридная кислота, растворы: натрий хлорид, натрий карбонат, ортофосфорная кислота; штатив с пробирками.

Задание № 2. «Долина ионов». Напиши формулы ионов, которые входят в состав таких веществ: магний нитрат, магний карбонат магний ортофосфат, магний хлорид, используя при этом химические символы.

Внимание! Для получения необходимого результата при проведении реакций обмена добавляйте растворы реагентов по каплям, избегая избыта. Так можно предотвратить побочные реакции между реагентами, который используется в данном опыте, и избытком реактива из предыдущего опыта.

Задание № 3. «Найди реактив». В таблицу записывай формулы реактивов для осуществления последовательных превращений:

Задание № 4. «Оформлялки». Осуществи практические реакции исходя из задания № 1, свои действия, наблюдения, выводы и уравнения реакции записывай в таблицу:

Последовательность действий

Наблюдения

Выводы

В пробирку насыпаю немного магний оксида и доливаю по каплям …

В результате реакции …

Магний оксид является … оксидом, поэтому он взаимодействует с веществами противоположного характера -- … с образованием соли и воды.

К раствору, полученному в опыте 1, приливаем по каплям раствор … Если во время опыта 1 был добавлен избыток … возможно протекание побочной реакции …

Образуется … цвета. При побочной реакции выделяется … (указать агрегатное состояние вещества, цвет и другие признаки)

Реакция … (указать тип реакции) между двумя солями в растворе происходит с образованием … (растворимого, нерастворимого) в воде продукта реакции – соли … (указать название соли)

К содержимому пробирки после опыта 2 приливаем по каплям …

Во время реакции ….

Реакция …. (указать тип реакции) между … и … происходит с образованием … (слабой, сильной, летучей) …

К раствору, полученному в опыте 3, доливаем раствор ….

Образуется осадок … цвета

Опыт 1. Осуществи превращения MgO Mg Cl _

Уравнение реакции:…

Это реакция - …(указать тип реакции)

Опыт 2. Осуществление превращения Mg Cl _ Mg C O _

Уравнение реакции: …

Уравнение побочной реакции: ….

Это реакция - …(указать тип реакции)

Опыт 3. Осуществление превращения Mg C O _ Mg Cl _

Уравнение реакции: …

Это реакция - …(указать тип реакции)

Опыт 4. Осуществление превращения Mg Cl _ Mg _ (P O _)_.

Уравнение реакции: …

Это реакция - …(указать тип реакции)

Общий вывод: во время практической работы я…

Тест по правилам техники безопасности


А) это эстетично

Б) наличие грязи может сказаться на проведении эксперимента

В) цвет осадка может измениться

Г) не имеет значения

    Почему избыток вещества (реактива) нельзя сливать (ссыпать) обратно в склянку?

    Почему избыток вещества (реактива) нельзя сливать (ссыпать) обратно в склянку?

А) можно перепутать вещества

Б) загрязнить вещество

В) запачкать руки

Г) трудно открыть пробки

    Проводить опыты, не предусмотренные инструкцией:

А) не разрешается

Б) можно с согласия учителя

В) можно, если знаешь, что получится

    При попадании на кожу раствора щелочи необходимо:

А) смыть холодной водой

Б) обработать 2 % раствором соды

В) обработать 2 % раствором уксусной кислоты

    Как оформляются результаты практической работы:

А) на отдельном листочке

Б) в тетради для практических работ

В) в рабочей тетради

    Пробирку в пробиркодержателе закрепляют

А) на середине пробирки

Б) у отверстия пробирки

В) в нижней части пробирки

Г) не имеет значения

Практические работы

для 9 класса



Дата «___» ___________

Практическая работа №1

Приготовление раствора с определенной массовой

долей растворенного вещества

Цель: закрепить знания и навыки в решении расчетных задач; формирование умений готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества; формирование практических навыков в работе с измерительными приборами.

Оборудование: химические стаканы объемом 500 мл, стеклянная палочка с резиновым наконечником, весы с разновесами, лопаточка, мерный стакан.

Реактивы: соль, вода (холодная и горячая).

Ход работы

    Почему растворение соли происходит быстрее в горячей воде, чем в холодной?

    Почему морская вода кипит при более высокой температуре, чем вода дистиллированная?

    Вывод: для приготовления __________ г раствора _________ с массовой долей соли _______% необходимо__________________________________

    Контрольные вопросы

    Почему растворение соли происходит лучше в горячей воде, чем в холодной?

    Почему растворение называют физико – химическим процессом?

    Какая вода закипит быстрее: морская или дистиллированная?

Дата «___» ___________

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

«РЕАКЦИИ ОБМЕНА МЕЖДУ РАСТВОРАМИ ЭЛЕКТРОЛИТОВ»

Цель: изучить практически условия, при которых возможны реакции ионного обмена между растворами электролитов.

Оборудование: штатив с пробирками

Реактивы: растворы NaOH , HCl , CuSO 4, BaCl 2 ,Na 2 CO 3, Na 2 SO 3 , фенолфталеин.

Инструктаж по правилам безопасности :

    Аккуратно брать растворы в нужных количествах веществ.

    Особую осторожность проявлять при работе с растворами кислот НСl , и щелочи,

NaOH

    Бережно обращаться со стеклянной посудой.

Ход работы

опыта

Название опыта

Реактивы

Уравнения реакции

(в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде)

Наблюдения

Выводы

Реакции, происходящие с образованием осадка

а) CuSO 4 и NaOH

б) CuSO 4 и BaCl 2

CuSO 4 + NaOH =

CuSO 4 + BaCl 2 =

Образуется осадок……. цвета

Образуется осадок ……. цвета

Данные реакции протекают до конца, т.к ……..

Реакции, происходящие с выделением газа

а) Na 2 CO 3 и HCl

б) Na 2 SO 3 и HCl

Na 2 CO 3 + HCl =

Na 2 SO 3 + HCl =

Бурное выделение газа без запаха

Выделение газа с запахом воспламеняющейся спички

Реакции ионного обмена протекают до конца, т.к. …………

Реакции, происходящие с образованием малодиссоциирующего вещества

NaOH , HCl , фенолфталеин.

Наливаем 1мл NaOH , по каплям приливаем фенолфталеин. Далее добавляем HCl . Что наблюдали?

NaOH + HCl =

Индикатор фенолфталеин обнаруживает, что реакция ионного обмена протекает до конца, т.к. …………..

Общий вывод:

    Электролиты-это_________________________________________ к ним относятся___________________________________________________________

    Ионные реакции-реакции____________________________________________

    Реакции ионного обмена в растворах электролитов протекают до конца в таких случаях:_____________________________________________________________


Дата «___» ___________

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Решение экспериментальных задач

Цель : научиться на практике решать экспериментальные задачи, последовательно получать неорганические вещества (нерастворимый гидроксид, оксид и т.д.),распознавать неорганические вещества по их химическим свойствам.

Оборудование и реактивы: пробирки, пробиркодержатель, сухое горючее, штатив для пробирок, спички; купрум сульфат, барий хлорид, натрий карбонат, натрий сульфит, хлоридная кислота, натрий гидроксид или калий гидроксид, индикаторы.

Ход работы

При выполнении работы пользуйтесь таблицей растворимости веществ, таблицей определением ионов.

Опыт № 1. Последовательное получение неорганических веществ.

Практически осуществить такие превращения: купрум (2) сульфат – купрум (2) гидроксид-купрум (2) оксид – купрум хлорид.

Выполнение задания разбейте на этапы.

Этап

Описание работы

Наблюдения.

Уравнение реакции в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах, если это возможно

Вывод

1 этап. Получение нерастворимого основания:

купрум (2) сульфат – купрум (2) гидроксид.

Чтобы из р-ра соли получить нерастворимый гидроксид, необходимо в пробирку с 0,5 мл купрум сульфата прилить 0,5мл

Наблюдаем …

Составляем уравнение реакции.

Cu SO 4 + ….. = Cu (OH ) 2 + ….

Мы получили нерастворимый гидроксид с помощью…. вещества

2 этап. Получение оксида из нерастворимого гидроксида: купрум (2) гидроксид – купрум (2) оксид

Вспомните химические свойства нерастворимых гидроксидов. Напишите, при каких условиях можно получить оксид из нерастворимого гидроксида…

Наблюдаем …

Составляем уравнение реакции в молекулярной форме…

Мы воспользовались для получения оксида…. химическим свойством

3 этап.

А)Получениесоли из оксида металлического элемента

Чтобы из оксида металлического элемента получить соль, необходимо в пробирку, где находится купрум оксид, прилить 0,5 мл….

Наблюдаем…

Мы использовали для получения соли …химическое свойство оксидов металлических элементов.

Б) Распознавание неорганических веществ по их химическим свойствам

В двух пробирках с № 1 и № 2 содержатся одинаковые по внешним признакам растворы: алюминий хлорид и барий хлорид. Из каждой пробирки отлейте раствор объемом по 0,5 мл в пустые пробирки и определите, где какое вещество. Для этого прилейте необходимый химический реактив в каждую из пробирок.

Наблюдаем в пробирке

Использовали реактив…

Составляем уравнение реакции в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах…

Наблюдаем в пробирке

Использовали реактив…

Составляем уравнение реакции в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах…

В пробирке № 1 находится…, потому что …

В пробирке № 2 находится…,

Потому что…

Общий вывод: мы научились во время выполнения опытов…

Дополнительное задание - экспериментальная задача.

Выдано раствор соли феррум (3) хлорида. Докажите экспериментально, что в состав соли входят катионы феррума и анионы хлора. Напишите уравнения реакции в ионных формах.

Дата «___» ___________

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Свойства уксусной кислоты

Цель: изучить и экспериментально подтвердить свойства уксусной кислоты

Реактивы: стружка или порошок магния или цинка, кристаллический натрий карбонат (сода), растворы: уксусная кислота, феррум (3) хлорид, индикаторы, натрий гидроксид.

Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, ложка для сухого вещества.

Внимание!

Ход работы

Опыт №

Описание

Наблюдение.

Уравнение реакции

Вывод

1. Действие уксусной кислоты на индикаторы

К раствору в пробирке уксусной кислоты добавьте по каплям индикатор (метиловый оранжевый или лакмус)

Наблюдаем…

Уравнение диссоциации:

Объясните свои наблюдения

    Взаимодействие уксусной кислоты с основанием

В пустую пробирку прилейте 0.5 мл разбавленного раствора натрий гидроксида и по каплям добавьте раствор фенолфталеина.

После чего в эту же пробирку добавьте по каплям раствор уксусной кислоты до обесцвечивания раствора фенолфталеина.

Наблюдаем…

    Взаимодействие уксусной кислоты с металлами

В пустую пробирку налейте 0,5 мл раствора уксусной кислоты и опустите на кончике ложки для сухого вещества стружку металла.

Наблюдаем…

Составьте уравнение реакции в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах…

Результаты опыта свидетельствуют о том, что…

    Взаимодействие уксусной кислоты с солями

В пустую пробирку внесите 0,5 г кристаллического натрий карбоната и влейте 1 мл раствора уксусной кислоты.

Внимание! Вещество может вспениться!!!

Наблюдаем…

Составьте уравнение реакции в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной формах…

Результаты опыта свидетельствуют о том, что…

Общий вывод:

« Репортаж с места события »

    Сегодня на уроке я узнал …

    Я удивился …

    Теперь я умею …

    Я хотел бы …

Задание «Отвечай – ка»

1. Какие свойства неорганических кислот имеет уксусная кислота?

2. Какие из карбоновых кислот вы используете в нашей жизни. Их физиологическое действие на организм.

Задание «Исправляй - ка»

    Исправьте ошибки и расставьте коэффициенты

Дата «___» ___________

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

Решение экспериментальных задач по органической химии

Цель: закрепить знания об органических соединениях и научиться экспериментально подтверждать и определять вещества с помощью качественных реакций.

Оборудование: штатив с пробирками, сухое горючее, химический стакан, стеклянная палочка.

Реактивы: раствор йодной настойки, лакмус, купрум (11) сульфат, раствор щелочи, крахмал, уксусная кислота, глицерин, яичный белок.

Ход работы

Уравнения реакций:

    Определение крахмала____________________________

    Определение глицерина___________________________

    Определение уксусной кислоты_____________________

    Определение белка________________________________

    Определение натрий ацетата________________________

Общий в ывод :____________________________________________

Задание – экспериментальная задача :

Докажите экспериментально, что:

А) картофель и белый хлеб содержат крахмал;

Б) спелое яблоко содержит глюкозу.

Составьте перечень реактивов и оборудования, которые вам будут нужны для проведения, план действий по опытам.

Практические работы

в 10 классе

Дата «___» ___________

Практическая работа № 1

Получение углекислого газа и изучение его свойств

Цель: научиться распознавать неорганические вещества, получать углекислый газ из мрамора, работать с кислотами, проводить качественную реакцию на карбонат – ион.

Оборудование и реактивы: пробирка, воронка, газоотводная трубка, штатив, пинцет, химический стакан, мрамор или мел , хлоридная кислота, кристаллический натрий гидрогенкарбонат (сода), индикаторы и др.

Правила Техники безопасности:

    Следует соблюдать правила работы с растворами кислот. Не допускать попадания кислот с на кожу и слизистые оболочки.

    Соблюдать правила работы с кислотами и ядовитыми веществами – хлоридом бария и нитратом серебра. Остерегаться попадания на кожу и слизистые оболочки.

Ход работы

Задание “Верные и неверные утверждения”.

Утверждения

1. Углекислый газ – это “дикий газ”.

2. В морях и океанах содержится в 60 раз больше углекислого газа, чем в земной атмосфере.

3. Природные источники углекислого газа называются мофетами.

4. В окрестностях Неаполя находится “Собачья пещера”, в которой не могут находиться собаки.

5. В лабораториях углекислый газ получают действием серной кислоты на куски мрамора.

6. Углекислый газ – это газ без цвета и запаха, легче воздуха, хорошо растворим в воде.

7. Твёрдый углекислый газ получил название “сухого льда”.

8. Известковая вода – это раствор гидроксида кальция в воде.

Описание опыта

Уравнения реакции и наблюдения

Выводы

Получим углекислый газ

(CO2) при взаимодействии разбавленной хлоридной кислоты и кальция карбоната - мрамора.

По трубке углекислый газ CO2 подается в стакан с известковой водой (это раствор кальция гидроксида Ca(OH)2). Небольшое количество поступающего в раствор углекислого газа взаимодействует с водой с образованием слабой карбонатной кислоты.

Углекислый газ обнаруживают по …

Взаимопревращение карбонатов и гидрокарбонатов

Пропускаем через раствор кальция гидроксида углекислый газ, получается нерастворимый кальция карбонат.

Нерастворимый карбонат превращается в растворимый гидрокарбонат при пропускании через раствор углекислого газа.

CaCO 3 + CO 2 + H 2O ↔

При нагревании раствора гидрокарбоната выделяется углекислый газ, и вновь образуется нерастворимый кальция карбонат.

Карбонаты –...

Когда замещен только один ион водорода – получаются ….

Большинство карбонатов…..соединения, все гидрокарбонаты – ……

Распознавание растворов хлорида натрия, карбоната натрия и сульфата натрия

Определим, в какой из колб находятся растворы хлорида натрия NaCl, карбоната натрия Na2CO3 и натрия сульфата Na2SO4. Натрия Карбонат можно обнаружить по карбонат-иону с помощью раствора хлоридной кислоты HCl. Натрия Карбонат находится в той пробирке, где выделяется газ.

В какой из оставшихся двух пробирок хлорид натрия? Качественная реакция на хлорид-ион – реакция Значит, в пробирке был…….

Общий вывод:

Карбон (IV ) оксид получают путем …

Карбон (IV ) оксид распознают с помощью …

Карбонаты превращаются в гидрогенкарбонаты при таких условиях: …

Гидрогенкарбонаты превращаются в карбонаты при таких условиях: …

Задание учителя. Ответить на вопросы.

    Почем у реакции между карбонатами и кислотами называются качественными?

    Можно ли испарить соль кальций гидрогенкарбоната из раствора? Почему?

Дата «___» ___________

Практична робота № 2

РОЗВ"ЯЗУВАННЯ ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНИХ ЗАДАЧ

Мета : Розв"язати експериментальні задачі на добування, визначення та доведення властивостей речовин, застосовуючи теоретичні знання та практичні навички на практиці.

Реактиви та обладнання:

розчини ферум (II ) сульфату, хлоридної кислоти, натрій гідроксиду, кальцій гідроксиду, барій хлориду, пронумеровані тверді зразки натрій хлориду, калій хлориду і барій хлориду, твердий натрій сульфат із домішками магній сульфату, стальний дріт, мідь, купрум (ІІ) оксид, що містить домішки порошкоподібного заліза. колба з колодязною водою, нагрівний прилад, пробірки, пробіркотримач, сірники.

Хід роботи

Задача 1

Експериментально встановіть, чи взаємодіє ферум (ІІ) сульфат з:
а) лугом; б) міддю; в) барій хлоридом.

Розв"язання

А. В пробірку наливаємо 1мл розчину ферум (ІІ) сульфату і додаємо 1 мл розчинної основи – натрій гідроксиду. Реакція обміну, що відбувається в пробірці, може бути виражена рівнянням:

Fe S0 4 + 2NaOH -- > Na 2 S0 4 +

Fe 2+ + S0 4 2- + 2Na + + 2OH - -- > 2Na + + S0 4 2- +

Fe 2+ + 2OH - -- > Випадає осад білого кольору.

На повітрі забарвлення стає зеленкуватим і далі бурим.

Б. В другу пробірку поміщаємо кілька шматочків мідного дроту, який попередньо очистили від оксидної плівки. Додаємо 2 мл концентрованого розчину ферум (ІІ) сульфату. Змін не спостерігаємо.

Fe S 0 4 + Cu -/- >

Мідь, як менш активний метал не відновлює залізо із розчину солі.

В. В третю пробірку наливаємо 1мл розчину ферум (ІІ) сульфату і додаємо краплями розчин барій хлориду. Спостерігаємо утворення білого дрібнокристалічного осаду:

Fe S 0 4 + B аСІ 2 -- > Fe СІ 2 + BaS 0 4

Fe 2+ + S 0 4 2 ─ + Ba 2 + + 2Cl ─ -- > Fe 2+ + 2Cl ─ + BaS 0 4

S0 4 2 ─ + Ba 2 + -- > BaS0 4

Задача 2

Доведіть, що виданий вам порошкоподібний купрум (ІІ) оксид містить домішки порошкоподібного заліза.

Розв"язання

В пробірку насипаємо трохи порошку та наллємо 2 мл розчину хлоридної кислоти. Чорний порошок купрум (ІІ) оксиду розчиняється, утворюється зелений розчин купрум (ІІ) хлориду. Для прискорення реакції вміст пробірки обережно підігріваємо: Cu 0 + 2 HCI -- > H 2 0 + CuCI 2.

Газ, що виділяється, збираємо в перевернуту дном до гори пробірку.

Підпалюючи газ чуємо характерний хлопок. Отже, цей газ - водень.

Є домішки заліза:

Fe + 2 HCI -- > FeCl 2 + H 2

0 2e 0

Fe + 2 H + + 2 CI ─ -- > Fe 2+ + 2 Cl ─ + H 2 . Прості речовини метали – відновники. Залізо розташоване в ряді активності до водню – заміщує атоми Гідрогену в кислоті. Оксиди ж металів водень не витискують.

Задача 3

Проробіть досліди, за допомогою яких можна встановити тимчасову твердість води.

Розв"язання

Тимчасова жорсткість води – карбонатна, зумовлена вмістом у ній гідрогенкарбонатів кальцію та магнію. Розчинні гідрогенкарбонати виявляємо наступними дослідами. Ділимо досліджувану воду на дві частини.

Першу частину кип"ятимо тривалий час. Розчинні гідрогенкарбонати металів розкладаються до нерозчинних карбонатів:

Me(HCO 3 ) 2 - t o -> MeCO 3 ↓ + H 2 O + CO 2

До другої порції додаємо насичений розчин кальцій гідроксиду. Так само кисла сіль переходить у середню. Таких солей міститься багато, бо розчин стає каламутним.

З часом відстоюється білий осад кальцій карбонату:

Ca (HCO 3) 2 + Са(ОН) 2 --> 2CaCO 3 ↓ + 2H 2 O

Ca 2+ + 2HCO 3 ─ + Са 2+ + 2ОН ─ --> 2CaCO 3 ↓ + 2H 2 O

Задача 4

Доведіть, що виданий вам твердий натрій сульфат містить домішки магній сульфату.

Розв"язання

Взаємодія натрій гідроксиду і чистого натрій сульфату – реакція зворотна, не іде до кінця. Видимих змін не відбувається:

Na 2 SO 4 + 2Na ОН < -- > 2Na ОН + Na 2 SO 4

2Na + + SO 4 2─ + 2Na + + 2ОН ─ <- -- > 2Na + + 2ОН ─ + 2Na + + SO 4 2─

Для виявлення йона Mg 2+ використаємо реакцію утворення важкорозчинної сполуки. Магній у вигляді білого аморфного осаду Mg (ОН) 2 осаджують їдкі луги Наприклад розчин їдкого натру:

MgSO 4 + 2Na ОН - -- > Na 2 S O 4 + Mg (ОН) 2 ↓ .

Mg 2+ + SO 4 2 ─ + 2Na + + 2ОН ─ - -- > 2Na + + S O 4 2 ─ + Mg (ОН) 2 ↓

Mg 2+ + 2ОН ─ - -- > Mg (ОН) 2 ↓

При дослідженні виданої нам суміші було виявлено домішки. Розчин помутнів. Із завису відстоявся осад магній гідроксиду.

Задача 5

Розпізнайте (не вдаючись до розчинення, а скориставшись відкритим полум"ям нагрівного приладу) тверді зразки натрій хлориду, калій хлориду і барій хлориду.

Розв"язання

Для кожної солі окремо необхідно підготувати очищений багаторазовим промиванням в соляній кислоті й прожарюванням дріт (бажано платиновий).

Почергово на дроті вносимо в безбарвне полум"я зразки (кілька кристаликів) солей, що видані нам під номерами. Катіони металів у вигляді летких сполук забарвлюють полум"я в різні кольори. Перша сіль містить йони Натрію – в найбільш гарячій, верхній частині спостерігаємо яскраво-жовтий колір.

Жовті спалахи при другій спробі вказують теж на домішки сполук натрію, тому для спостереження за полум"ям скористаємось синім (кобальтовим) склом як світлофільтром. Присутність йонів Калію визначаємо за фіолетовою каймою.

Останній зразок солі, при розігріванні у верхній частині полум"я надає йому блідо-зеленого кольору. Робимо висновок про вміст йонів Барію в ньому.

Отже, під №_знаходився натрій хлорид, № _- калій хлорид, № _- барій хлорид.

Додаткове завдання. Підручник О.Г. Ярошенко – 10 клас.

Ферум, як d -елемент з незаповненими d -орбіталями, утворює комплексні сполуки. Іони - донори електронів встановлюють з атомами феруму ковалентні зв"язки за донорно-акцепторним механізмом.

Комплексними сполуками феруму є гексаціаноферат (II ) К 4 - жовта кров"яна сіль і гексаціаноферат (III ) калію К 3 - червона кров"яна сіль (див. також підручник стор. 186) , гексатіоціаноферат (III ) калію К 3 , тетрахлорофератна (III ) кислота Н , октагідроксиферат (III ) калію К 3 тощо.

Під час взаємодії солей заліза (II ) з гексаціанофератом (III ) калію утворюється осад синього кольору - турнбулева синь :

3Fe 2+ + 2 3 ─ - => Fe 3 2 .

У результаті реакції солей Fe (III) з гексаціанофератом (II) калію також утворюється осад синього кольору - берлінська лазур:

4Fe 3+ + 3 4─ => Fe 4 3 .

Під час взаємодії солі феруму (III) з тіоціанатом (роданідом) амонію NH 4 SCN або калію KSCN утворюється сполука темно -червоного кольору - тіоціанат (роданід) феруму (III ):

FeCl 3 + 3KSCN => 3KCl + Fe (SCN) 3 ;

«Роданід заліза (III )»

Fe 3+ + 3SCN ─ - => Fe (SCN ) 3 .

У разі надміру тіоціанат-іонів SCN - утворюється гексатіоціаноферат (III ) калію червоного кольору:

Fe (SCN) 3 + 3SCN ─ => 3─

Наведені рівняння відображають якісні реакції на іони ферум (II ) та (III ). Гексаціаноферат (II ) калію К 4 та тіоціанати лужних металів або алюмінію є реактивами на ферум (ІІІ)-іон, гексаціаноферат (III ) калію К 3 - на ферум (ІІ)-іон.

Дослідіть видані вам сполуки Феруму (ІІ) і (ІІІ), використовуючи наявні реактиви за вище зазначеними якісними реакціями.

Результати дослідів занесіть в таблицю:

Речовина,

що містить йони

Реактив

К 4

К 3

KSCN

Fe 2+

Fe 3+

Практические работы

для 11 класса

Чай и вкусный бутерброд

Очень просятся в твой рот.

Не обманывай себя -

Есть и пить у нас нельзя!

Это, друг, химкабинет,

Для еды условий нет.

Пусть в пробирке пахнет воблой,

В колбе - будто мармелад,

Вещества на вкус не пробуй!

Сладко пахнет даже яд.

Как же нюхать вещества?

В колбу нос совать нельзя!

Что может случиться?

Ты можешь отравиться!

Хочешь весел быть и рад –

Надевай всегда халат!

Голова вдруг твоя закружилась,

Руки будто бы не твои.

Если такое случилось,

Учителю тут же скажи.

Всем поможет, ободрит,

Наш учитель Айболит!

Вдруг попал тебе на кожу

Ядовитый химикат:

Срочно смой его водою,

Не то будешь сам не рад!

Вдруг оставили спиртовку

В открытом виде на столе.

Закрой ее без промедленья,

Не то сгоришь ты на огне!

Мой свою посуду чисто

После опытов всегда,

И другие ребятишки

Не осудят никогда.

Нюхать нужно осторожно,

И при том, махнув рукой,

И тогда не будет плохо

У ребенка с головой.

Если на руку попала

Капля жидкости какой,

Поспеши промыть то место

Ты холодною водой!

Прежде чем начать работать,

Парту надо расчищать,

А не то учебник будет

Под рукой тебе мешать!

Войдя в химический наш кабинет,

Не нарушай учителей совет:

И если даже ты не трус,

Не пробуй вещества на вкус!

И нюхать их не думай ты.

Пойми, что это не цветы!

Ничто руками не бери,

Ожег получишь, волдыри!

Посуду грязную помой,

Ну а потом иди домой!

Мы работаем по парам,

Чтобы не обдало жаром,

Ты пробирку отверни

От соседа впереди.

Всю сначала прогревай,

Уголочком наклоняй,

А потом – сильнее там,

Где есть место веществам!

Мы растворчик подогрели,

Вещества у нас вскипели.

Надо пламя укротить

И спиртовочку закрыть!

Остатки слив без разрешенья,

Ты не получишь утешенья.

Реакция начаться может,

Тогда никто уж не поможет.

Рукой не трогай реактивы –

Начнутся страшные нарывы.

А коль коснешься кислоты,

О, скоро пожалеешь ты!

В кабинете химии

Много всяких штучек:

Колбочки, пробирки,

Воронка и штатив.

И тянуть не нужно

Понапрасну ручек,

А то прольешь случайно

Ценный реактив!

Дата «___» ___________

Практич на р о бота № 1

Видалення забруднень органічного походження з поверхні тканини .

Мета: показати вміння застосовувати теоретичні знання на практиці та рівень практичних навичок під час виконання хімічного експерименту; навчитись видаляти забруднення органічного походження з поверхні тканини; повторити правила техніки безпеки.

Реактиви та обладнання: клаптики тканини із забрудненнями різного органічного походження; розчини: рідина для зняття лаку, етанол, нашатирний спирт, гліцерол;, мило, синтетичний мийний засіб; крохмаль, пробірки, пробірко тримач, нагрівальний прилад, сірники, вата, фаянсові чашки, хімічні стакани, фільтрувальний папір.

Хід роботи

Варіант І

Завдання 1. Видаліть пляму від лаку для нігтів.

Завдання 2. Видаліть пляму від вершкового масла.

Завдання 3. Видаліть пляму від пасти кулькової ручки.

Завдання 4. Видаліть пляму від трави.

Забруднювач

Хід видалення забруднення

Одержаний

результат

Лак для нігтів

1.Помістили тканину виворотом назовні плямою на складену паперову серветку.

2.Протерли пляму з вивороту рідиною для зняття лаку - декілька разів.

3. Випрали.

Пляму видалено

Вершкове

1. Змішали нашатирний спирт з гарячою водою в об’ємному співвідношенні 1:1.

2. Поклали тканину плямою на складену паперову серветку і обробили пляму.

3.Випрали.

Пляму видалено

Паста від кулькової ручки

1. Змішали етанол із нашатирним спиртом в об’ємному співвідношенні 1: 1.

2. Поклали тканину плямою на складену паперову серветку і обробили пляму розчином етанолу з нашатирним спиртом, легко постукуючи по ній.

3. Випрали.

Пляму видалено

1. Поклали тканину плямою на складену паперову серветку..

2.Пляму добре змочили етанолом.

3. Випрали.

Пляму видалено

Висновок

Спосіб видалення плями залежить від кількох чинників: типу забруднюючої речовини, типу тканини, давності забруднення. Свіжі плями, особливо рослинного походження, видаляти можливо із меншими зусиллями. Але всі плями від забруднення органічними сполуками можна вивести за допомогою органічних розчинників, дотримуючись правил техніки безпеки.

Варіант ІІ

Завдання 1. Видаліть пляму від губної помади.

Завдання 2. Видаліть пляму від шоколаду.

Завдання 3. Видаліть пляму від соку чорної смородини.

Завдання 4. Видаліть пляму від чаю.

Забруднювач

Хід видалення забруднення

Одержаний результат

Губна помада

1. Помістили тканину виворотом назовні плямою на складену паперову серветку.

2. Протерли пляму з вивороту ватним тампоном, змоченим в етанолі, часто міняючи папір.

3. Замочили у воді і випрали.

Пляму видалено

2.Обробили пляму злегка підігрітим гліцеролом. Через 15 хвилин промили це місце теплою водою.

3. Обробили пляму сумішшю оцту й етанолу в об’ємному співвідношенні 1:1.

4.Випрали.

Пляму видалено

Сік чорної смородини

1.Поклали тканину плямою на складену паперову серветку.

2.Протерли пляму сумішшю оцту і 10% водним розчином лимонної кислоти у співвідношенні 1:1.

3. Випрали.

Пляму видалено

1. Поклали тканину плямою на складену паперову серветку.

2. Пляму обробили розчином нашатирного спирту, а потім змочили очищене місце 10% розчином лимонної кислоти.

3. Через 10 – 15 хвилин лимонну кислоту змили водою. Випрали.

Пляму видалено

Висновок

Спосіб видалення плями залежить від кількох чинників: типу забруднюючої речовини, типу тканини, давності забруднення. Свіжі плями, особливо рослинного походження, видалити можна із меншими зусиллями. Але всі плями від забруднення органічними сполуками можна видалити органічними розчинниками, дотримуючись правил техніки безпеки.

Особенности
проведения эксперимента
в химическом кружке
для третьеклассников

Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в начальных классах. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми и даже отдельными химическими элементами. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С целью формирования основ химического мировоззрения на базе липецких школ (№ 12, 24, 64) были организованы химические кружки «Ее величество – Химия» для учащихся третьих классов.
Участники кружка пополняют и систематизируют знания о веществах, которые встречаются в повседневной жизни. Для поддержания интереса ведущие* проводят занятия с использованием занимательной информации, подвижных и настольных игр химического содержания, а также в форме соревнований, праздничных мероприятий («Посвящение в юные химики», «Химический Новый год») и т. д.
Неотъемлемой частью большинства занятий является химический эксперимент.

Специфика
химического эксперимента
в младших классах

Эксперимент не подразделяют на химический, физический и биологический. Это позволяет избежать быстрого падения интереса учащихся к одному и тому же виду деятельности и сохранить стабильный состав кружка.
Следует учитывать ограниченность психофизиологических возможностей детей этого возраста (согласованность работы мышц рук при выполнении определенных действий, сочетание слуховой и двигательной деятельности и др.). На кружковых занятиях нельзя проводить длительные опыты, требующие точных движений рук. При выполнении опыта наряду с текстовыми и устными пояснениями руководитель кружка должен показать все операции опыта («делай, как я»).
Руководитель кружка обязательно комментирует выполняемый опыт, направляет коллективную мыслительную деятельность учащихся при помощи системы точно продуманных наводящих вопросов.
Чтобы поддерживать высокий уровень внимания, необходимо достаточно часто переключаться на другие виды деятельности. Химические опыты нецелесообразно выполнять подряд один за другим. После выполнения опыта и обсуждения его результатов следует сменить вид деятельности, например, провести дидактическую игру, сделать небольшое информационное сообщение (не более 1–2 мин), дать возможность одному из членов кружка рассказать о своем увлечении (хобби).
В школах, как правило, не хватает реактивов, материалов и приборов для химического эксперимента. Поэтому можно использовать доступные материалы и реактивы, вторичное сырье, приборы, сделанные старшеклассниками или студентами педагогического вуза.
Обязательны повышенные требования к безопасности проведения химического эксперимента (чтобы реагенты и продукты реакции не наносили вред здоровью детей). Учащиеся выполняют опыты в халатах или фартуках с нарукавниками, причем капроновые халаты использовать нельзя. В комнате, где проводятся занятия кружка, должны быть небольшой порошковый огнетушитель, емкость с песком, ведро с водой, кружки, мыло, полотенца и ведро или таз для слива отходов, желательно из пластмассы. При проведении опытов с кислотами отходы перед сливом нейтрализуют (мелом или содой).
Необходимо иметь в виду, что занятия кружка часто проводятся в необорудованных классах. Поэтому потребуется полиэтиленовая пленка, чтобы накрыть рабочие столы. Также должна быть продумана система подготовки, хранения и утилизации раздаточных материалов, позволяющая в течение нескольких минут развернуть рабочие места для членов кружка, а затем также быстро все убрать.
Из-за незнания учащимися специальных научных терминов для объяснения опытов необходимо использовать как бытовые слова, так и специально придуманные рабочие символы и знаки временного характера, отличающиеся от общепринятых.
Относительно использования специальных рабочих тетрадей и печатных раздаточных материалов желательно найти компромисс. С одной стороны, важно, чтобы демонстрируемые и выполняемые учениками опыты не проходили бесследно, а закреплялись в их памяти. С другой стороны, если много записывать, то снизится интерес к кружковым занятиям. Кроме того, школьники младшего возраста пишут пока еще очень медленно, с ошибками. Потеря времени занятия на то, чтобы сделать записи, автоматически влечет за собой снижение темпа занятия и интереса детей к нему.
Рассмотрим некоторые методические приемы, полезные на кружковых занятиях со школьниками младшего возраста.

Знакомство учеников
с химической посудой
и приборами

Для знакомства учеников с атрибутами химии ведущий демонстрирует посуду и приборы, рассказывает об их назначении при работе в химической лаборатории.

Посуда и приборы юного химика
(рассказ ведущего)

Химик изучает вещества и проводит с ними опыты. Для работы с веществами используют химическую посуду и приборы.
Посуда необходима для проведения опытов, а также для хранения в ней жидкостей и твердых веществ.
В работе юного химика пригодится следующая посуда:

1) для наливания и насыпания в нее веществ и растворов – пробирки, химические стаканы, мензурки, колбы ;
2) для нагревания в ней веществ и растворов – фарфоровые («выпаривательные») чашки (рис. 1).


Рис. 1.
Химическая посуда

Приборы – устройства, которые помогают химику в работе с веществами. Например, приборы для того, чтобы насыпать и наливать вещества и их растворы: шпатель – насыпать измельченные твердые вещества, пипетка – наливать малый объем жидкости. Другие приборы: для измерения температуры – термометр , для взвешивания веществ – весы . Некоторые приборы облегчают работу с посудой. Например, химический штатив служит подставкой для пробирок (рис. 2).


Рис. 2.
Химические приборы

Химическая лаборатория таит в себе не только чудесные превращения веществ. В ней находятся вещества, опасные для здоровья человека. Поэтому при обращении с веществами будьте осторожны и аккуратны . Следите за тем, чтобы посуда, в которой будете проводить опыты, была чистой. После проведения опытов приведите рабочее место в порядок, хорошенько помойте посуду и вымойте руки теплой водой с мылом.

Для закрепления сведений о химической посуде и приборах можно использовать стихи-загадки . Руководитель кружка читает загадку, а учащиеся поднимают одну из имеющихся у них на столах карточек с изображением посуды или прибора.

Чтобы опыт был красивым,
Нам поможет великан:
Из стекла, для реактивов,
Сам Химический Стакан.

У меня вверху есть дырка,
Чтобы сыпать и вливать,
Я – стеклянная Пробирка ,
Это химик должен знать.

Я – Фарфоровая чашка ,
Из меня, увы, не пьют,
Для еды не варят кашу,
Во мне опыты ведут.

Химик знает об одном:
Что есть Колба с круглым дном,
Также есть и непреклонная –
Колба, только плоскодонная.

Из стакана струйкой звонкой:
Жидкость будем наливать.
Если лить через Воронку ,
Можно будет фильтровать.

Химик капает раствор
Аккуратно, очень метко.
А помощница ему –
Я – стеклянная Пипетка .

Я – Шпатель , наблюдаю строго,
Чтоб веществ не брали много.
Довольно горстку зачерпнуть,
Потом водицей сполоснуть.

Химикам известно многим:
Целым будет реактив
В их пробирке. Ведь, как ноги,
У пробирок есть Штатив .

За расчерченным стеклом
Пишут цифрами объем.
В меня только жидкость льют
И Мензуркою зовут.

Фитилек мой зажигай
И что хочешь нагревай.
Спирт во мне сгорает ловко,
А зовут меня Спиртовка .

Две чашки-близняшки,
Точны, как часы,
Все время в упряжке,
Зовут их Весы .

После знакомства с каждым из предметов дети зарисовывают их и записывают названия в рабочих тетрадях. Если есть карточки с изображениями посуды и приборов (рис. 3), то их вместо записей вклеивают в рабочую тетрадь.

Далее руководитель кружка объясняет, как следует наливать жидкости из стаканов, пробирок в другие емкости, насыпать порошки в ту или иную посуду, а кружковцы пробуют это делать. При дефиците приборов и химической посуды необходимо иметь хотя бы один комплект оборудования для демонстрации. На рабочие столы школьников можно поставить самодельную посуду и оборудование.
Для лучшего запоминания названий посуды и приборов можно предложить такие методические приемы, как расшифровка анаграмм (колба лакоб ), командные соревнования по правильному определению названий посуды и приборов. В соревновании каждая команда должна набрать заданный комплект посуды и приборов или по крайней мере комплект карточек с изображениями посуды. Другой вид упражнений – нахождение соответствия между названиями предметов и их рисунками, составление полного изображения из его фрагментов и т. д.

*Ведут занятия химического кружка студенты учебно-научной группы химико-биологического отделения естественно-географического факультета ЛГПУ.

Д.М.ТОНКИХ,
аспирант;
Г.М.ЧЕРНОБЕЛЬСКАЯ,
профессор (МПГУ, Москва);
В.М.ШАБАРШИН,
к.х.н., доцент ЛПГУ (Липецк)

Печатается с продолжением

«Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасности в химической лаборатории»
Цель:
ознакомить с правилами техники безопасности. Научиться правильно обращаться с лабораторным оборудование.

Оборудование: инструкция » Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
образцы химической посуды, лабораторный штатив
План урока:
1)организационный момент
2)ознакомление с правилами техники безопасности
3)знакомство с лабораторным оборудованием
4)проверочная работа

Ход урока:

1)Организационный момент
2)Правила техники безопасности:
а)начинать выполнение практической работы только с разрешением учителя
б)во время работы в кабинете химии соблюдать дисциплину, поддерживать порядок на рабочем месте
Запрещается:
а)принимать пищу и напитки;
б)загромождать проходы сумками и портфелями;
в)выносить из кабинета или вносить в него любые вещества;
г)брать приборы и вещества с рабочих мест, не занятых учащимся;
д)проводить самостоятельно любые опыты,не предусмотренные лабораторной работой;
е)оставлять без присмотра нагревательные приборы
Немедленно сообщать учителю:
а)о получении травмы(порез,ожог)
б)обо всех разливных жидкостей, а также о рассыпанных твердых реактивах
в)обо всех неполадках в работе оборудования
При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций не допускать паники и подчиняться указаниям учителя
Правило по оказании первой помощи:

Первая помощь при порезах:
а)в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б)если рана загрязнена,грязь удаляют только вокруг нее, но ни в коем случае- из глубинных слоев раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в)после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г)после получения первой помощи обраться в медпункт
Первая помощь при ожогах: Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом,затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:
Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды,а замет обработайте пораженную поверхность 2 % раствором питьевой соды
Первая помощь при попадании щелочи на кожу рук:
Попавшие на кожу капли щелочи стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а замет обработайте пораженную поверхность 2 % уксусной кислоты
3)Ознакомление с оборудованием
4)Проверочная работа «Правила поведения в кабинете химии»
1)Если во время занятий в кабинете химии что-то загорается,то что нужно сделать в первую очередь:
а)быстро выбежать из кабинета
б)постараться потушить пожар
в)сообщить учителю и следовать его указаниям
г)начать выносить горючие жидкости
2)Что должен сделать учащийся,если почувствует себя плохо во время занятий:
а)обраться к учителю или лаборанту
б)пойти к врачу,предупредив соседа по парте
в)дождаться конца занятий и пойти в поликлинику
г)пойти домой
3)Может ли учащийся находиться в кабинете химии до звонка на урок
а)может, если там находиться учитель или лаборант
б)может, если у него есть на это разрешение
в)вход в кабинет разрешен только со звонком
г)может, если там есть другие учащиеся
4)Если вы увлекаетесь химией, можно ли брать в кабинете реактивы для домашнего эксперимента:
а)можно,но с разрешением учителя
б)строго запрещено
в)реактивы выдаются родителям по их письменную заявлению
г)можно, если данные вещества вам знакомы
5)Что должен в первую очередь сделать учащийся, если в ходе эксперимента на стол упала и разбилась пробирка с жидкостью:
а)сразу сообщить преподавателю
б)убрать осколки стекла, а после убрать разлившуюся жидкость
в)сначала убрать жидкость, а потом осколки
г)посмотреть,не льется ли пролитая жидкость со стола
6)Следует ли мыть руки после занятий на уроке химии:
а)мыть,если была лабораторная работа
б) не мыть
в)только по указанию учителя
г)если кто-то еще будет мыть
Домашнее задание: выполнить задание в тетради

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с химической посудой и оборудованием.

Тип занятия:

Этапы занятия:

1. Организационный момент (2мин)

2. Заполнение анкеты (10 мин)

3. Заполнение теста по химии (15 мин)

4. Изучение нового материала (12 мин)

5. Закрепление (4 мин)

6. Рефлексия (3 мин)

Ход занятия:

1. Организационный момент

Учитель приветствует учащихся. Знакомство с учащимися.

2. Заполнение анкеты

3. Заполнение теста по химии

4. Изучение нового материала

Ребята, что вы знаете о технике безопасности при работе в химическом кабинете?

Давайте, я ознакомлю Вас с основными правилами техники безопасности и химической посудой.

1. Знакомство с основными правилами работы в химической лаборатории

В курсе не предусмотрено выполнение эксперимента учащимися, но будущим химикам-экспериментаторам необходимо знать основные правила работе в химической лаборатории:

– на лабораторном столе во время работы не должно находится посторонних предметов;

– в лаборатории следует работать в хлопчатобумажном халате, волосы должны быть убраны;

– принимать пищу в лаборатории строго запрещается;

– перед и после выполнения работы необходимо вымыть руки;

– работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента;

– все опыты с ядовитыми и пахучими веществами выполнять в вытяжном шкафу;

– химические реактивы брать только шпателем, пинцетом или ложечкой (не руками!);

– неизрасходованные реактивы не высыпать и не выливать обратно в те сосуды, откуда они были взяты;

– при нагревании растворов и веществ в пробирке необходимо использовать держатель. Отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и других работающих;

– нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит нагревание или кипячение жидкости;

– при необходимости определения запаха, выделяющегося при реакции газов, нужно легким движением ладони направить струю газа от отверстия реакционного сосуда к себе и осторожно вдохнуть;

– при разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями приливать кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду, а не наоборот;

– при попадании концентрированного раствора кислоты на кожу промыть место ожога струей воды в течение нескольких минут. После этого обработать обожженное место 3%-м раствором питьевой соды;

– при ожоге концентрированными растворами щелочей промыть обожженное место струей воды в течение нескольких минут. После этого обработать обожженное место 1%-м раствором уксусной или борной кислоты и снова водой;

– при термическом ожоге охладить пораженное место, для чего поместить его под струю холодной воды. После охлаждения смазать мазью от ожогов;

– при попадании раствора любого реактива в глаз немедленно промыть его большим количеством воды, после чего сразу же обратиться к врачу;

– со всеми возникающими вопросами сразу же обращаться к преподавателю или лаборанту.

2. Знакомство с химической посудой и оборудованием

При проведении химического эксперимента используется различная посуда и оборудование. На первом практическом занятии учащихся необходимо с ней познакомить (продемонстрировать посуду и объяснить ее предназначение).

Стеклянная посуда:

– пробирка - это самая незаменимая посуда в лаборатории, изготавливается из стекла и полиэтилена, предназначена для проведения самых разных опытов;

– стеклянная палочка различной толщины и длины используется для перемешивания жидкостей;

– часовое стекло применяется для исследования твердых веществ, им накрывают стаканы при проведении синтезов;

– воронка используется для переливания жидкостей и для фильтрования;

– химический стакан различного объема предназначен для приготовления растворов и проведения химических реакций, как при комнатной температуре, так и при нагревании;

– колба плоскодонная применяется для приготовления и хранения растворов;

– колба круглодонная - для проведения синтезов;

– чашка Петри используется для высушивания различных веществ;

– кристаллизатор применяется для охлаждения растворов и при сборе газов под водой;

– цилиндр - для собирания газов.

Мерная посуда:

– мерный цилиндр используется для измерения довольно больших объемов жидкостей;

– пипетка применяется для точного измерения объема жидкости;

– мерная колба незаменима для приготовления растворов точной концентрации.

Фарфоровая посуда:

– ступка с пестиком предназначена для измельчения твердых веществ, перемешивания смесей;

– тигель используется для прокаливания веществ, для проведения различных синтезов при высоких температурах;

– треугольник необходим для закрепления тиглей, чашек на кольце штатива;

– выпарительная чашка предназначена для упаривания растворов на водяной или песчаной бане;

– шпателем берут из склянок различные реактивы.

Оборудование:

– штатив для пробирок нужен для проведения опытов в пробирках;

– держатель для пробирок - для закрепления пробирок при нагревании;

– металлический штатив с лапками - для закрепления приборов при проведении эксперимента;

– ложка для сжигания - для сжигания веществ

– асбестовая сетка - для нагревания веществ на электрической плитке;

– спиртовка - для нагревания веществ;

– электрическая плитка - для нагревания веществ;

– сушильный шкаф - для сушки веществ;

– муфельная печь - для прокаливания веществ, проведения синтеза при высокой температуре;

– весы - для взвешивания веществ;

– ртутный термометр - для определения температуры.

3. Знакомство с основными приемами работы в химической лаборатории

При знакомстве с основными приемами работы в лаборатории демонстрируется выполнение работы, называется используемая посуда и оборудование. На первоначальном этапе обучения проводится знакомство с простыми операциями:

– определение цвета твердого вещества. Поместить кристаллы вещества на часовое стекло, внимательно рассмотреть (определить цвет серы, угля, меди, хлорида натрия, хлорида никеля, сульфата меди и других веществ);

– определение запаха летучего вещества. Легким движением ладони направить струю газа от горла сосуда к себе и осторожно вдохнуть (определить запах аммиака, оксида серы (IV), уксусной кислоты и других веществ);

– нагревание веществ в пробирке. Нагревать можно только небольшие количества веществ, не более 1/3 пробирки. Надо закрепить пробирку в держателе или лапке штатива в слегка наклоненном положении, отверстие пробирки должно быть направлено от себя и от других работающих. Осторожно небольшим пламенем спиртовки прогреть всю пробирку, а затем все ее содержимое;

– нагревание на электрической плитке. Нагревание можно проводить только в плоскодонной термостойкой посуде через асбестовую сетку;

– упаривание растворов проводят в выпарительной чашке на водяной или песчаной бане;

– фильтрование через химическую воронку служит для отделения твердого вещества от раствора. Для проведения операции используется бумажный (гладкий или складчатый) фильтр. Гладкий фильтр готовят из фильтровальной бумаги, для этого круг подходящего диаметра складывают два раза пополам, или вырезают из куска бумаги по размеру воронки. Полученный конус вставляют в воронку и смачивают, край фильтра должен быть ниже края воронки примерно на 5 мм. Стеклянную воронку с фильтром помещают в кольцо штатива так, чтобы нижний конец ее соприкасался со стенкой стакана, в который фильтруется раствор. Фильтруемую смесь переносят на фильтр по стеклянной палочке. Складчатый фильтр применяют для ускорения фильтрования, его готовят из гладкого, глубина складок по краю фильтра должна быть около 5-7 мм.

– высушивание в сушильном шкафу применимо только для устойчивых веществ, рекомендуемая температура 60-80 С. Высушивание проводят на часовом стекле или в выпарительной чашке, высушенное вещество не должно прилипать к стеклянной палочке и стенкам сосуда.

Практическая работа «Правила техники безопасности. Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

ИНСТРУКЦИЯ

Порядок выполнения работы.

1. Рассмотрите выданные образцы химической посуды. Определите назначение.

2. Сделайте рисунки трех предметов химической посуды и объясните, каково их назначение.

3. Рассмотрите составные части лабораторного штатива, уясните их назначение.

4. Соберите штатив и закрепите на нем лапку, кольцо.

5. Зарисуйте собранный штатив, укажите его основные детали.

6. Письменно ответьте на вопросы:

Каковы правила набора твердого вещества из склянки в пробирку?

Как правильно необходимо проводить перемешивание растворов в пробирке?

7. Сделайте вывод по итогам работы.

5. Закрепление

Перечислите основные правила при работе в химическом кабинете?

Перечислите основные химические приборы и оборудования. Для чего мы их применяем?

6. Рефлексия

Что нового вы узнали?

Понравилось ли вам занятие?