Легенда о любви Петра I и Марии Кантемир: а был ли роман? Мария кантемир - маскарадная зала

29 апреля 1700 - 09 сентября 1754
дочь молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича и Кассандры Кантакузен, бежавших в Россию, сестра известного русского поэта Антиоха Кантемира, любовница императора Петра Великого.

В детском возрасте привезена в Стамбул, где жил её отец. Ее учителем был греческий монах Анастасий Кандоиди, секретный информатор русского посла в Стамбуле П. А. Толстого. Марию учили древнегреческому, латинскому, итальянскому языкам, основам математики, астрономии, риторики, философии, она увлекалась античной и западноевропейской литературой и историей, рисованием, музыкой.

В конце 1710 года вернулась с семьей в Яссы. Дмитрий Кантемир оказался союзником Петра по неудачной турецкой кампании и лишился своих владений по прутскому договору. С 1711 года семья жила в Харькове, с 1713 в Москве и подмосковной резиденции «Чёрная грязь».

И.Н. Никитин. «Портрет княжны Смарагды(?) Марии(?) Кантемир» — предполагаемый портрет Марии или её сестры?

Начала обучаться русской и славянской грамоте у литератора Ивана Ильинского. В доме отца Мария познакомилась с царем Петром I. В 1720 году, ожидая обещанного вознаграждения за поддержку в войне, Кантемиры перебираются в Петербург и овдовевший Дмитрий женится на юной красавице Настасье Трубецкой и окунается в вихрь светской жизни. Мария попыталась избегать утомительных увеселений, и этим навлекла недовольство царя, по приказу которого началось расследование, которое вели Павел Ягужинский и доктор Блументрост. 1 ноября в дневнике Ильинскаго записано: «Павел Иванович Ягужинский с доктором Лаврентием Лаврентьевичем (Блументростом) да с Татищевым (царским денщиком) приезжали осматривать княгиню и княжну: в правды ли немогут (нездоровы), понеже в воскресенье в сенате не были».

Дмитрий Кантемир

В родительском доме Мария принимала Петра I, Меншикова, Фёдора Апраксина, французского посла Кампредона (6.11.1721). Поддерживала дружеские связи с Толстым, прусскими, австрийскими и другими дипломатами.

С Петром

Зимой 1721 года начался роман царя с двадцатилетней Марией, который поощрял её отец, и, по некоторым догадкам, его старый товарищ интриган Петр Толстой. В первые месяцы 1722 года, будучи в Москве, Мария отказала в своей руке князю Ивану Григорьевичу Долгорукову. В 1722 году Петр отбывал в персидскую кампанию: из Москвы в Нижний Новгород, Казань и Астрахань. Царя сопровождала и Екатерина, и Мария (вместе с отцом). Мария была вынуждена остаться в Астрахани с мачехой и младшим братом Антиохом, так как была беременна.

Валишевский пишет: «если верить Шереру, друзья Екатерины ухитрились оградить её от этой опасности: по возвращении из кампании Петр застал любовницу в постели, в опасном положении после выкидыша».

«В случае рождения сына у княгини, царица опасается развода с нею и брака с любовницею, по наущению Валахского князя».

По другим указаниям, Мария всё же смогла родить сына. Император Священной Римской империи жалует её отца в 1723 г. званием князя Римской империи, что делало её статус выше. Но сын Марии умирает. Царь вернулся из похода в Москву в декабре 1722 года.
Вероятно, верна версия о том, что роды у Марии произошли, но они оказались неудачными, и новорожденный мальчик умер. Майков пишет:

"Пока происходила эта экспедиция, в Астрахани, на государевом рыбном дворе, где было отведено помещение для Кантемирова семейства, совершилось издалека подготовленное темное дело. Княжна Мария преждевременно разрешилась недоношенным младенцем. Есть известие, что эти роды были искусственно ускорены мерами, которые принял Поликала, врач семьи Кантемиров, состоявший также при Царицыном дворе, — руководил же действиями Поликалы не кто иной, как приятель князя Димитрия П. А. Толстой. Ему не впервой было играть двойственную роль: сближая княжну с Петром, он в то же время хотел быть угодным Екатерине; несчастная княжна оказалась его жертвой, хрупкою игрушкой в его жестких руках. Теперь супруга Петра могла быть покойна; опасность, которой она боялась, была устранена."

Кантемиры уехали в орловское имение Дмитровку, где в 1723 году умирает и её отец. По его завещанию она получила драгоценности матери стоимостью в 10 тысяч рублей. Свои имения господарь завещал тому из сыновей, который по достижении возраста окажется наиболее достойным, это привело к многолетнему судебному спору четырех сыновей со своей мачехой, которая требовала 1/4 (вдовью) часть состояния — судебные тяжбы будут тянуться много лет (до 1739 года) и результат будет зависеть от того, кто будет на престоле, человек, расположенный к Кантемирам, или же нет.
Весной 1724 года Екатерина была коронована императрицей, а Толстой был возведен в графское достоинство. Когда осенью 1724 года Екатерина увлеклась Виллемом Монсом, связь разочарованного женой Петра с Марией возобновилась, но ни к чему не привела, поскольку в январе 1725 года он скончался.

После Петра
После смерти царя Мария серьёзно заболела, составила завещание в пользу братьев, назначив своим душеприказчиком Антиоха. « Пока сенат обсуждал вопрос о наследстве умершаго господаря, княжну Марию снова постигла тяжкая болезнь. Нравственною причиною ея были, очевидно, те треволнения, какия ей пришлось испытать в последние годы. Внимание Петра, возобновившееся после его разрыва с Екатериной из-за Монса, возродило честолюбивыя мечты в сердце княжны; но неожиданная кончина государя нанесла им внезапный решительный удар».
После выздоровления проживала в Санкт-Петербурге, но отошла от жизни двора. При Екатерине I она находится в опале. При Петре II она переехала в Москву, где служили ее братья; пользовалась расположением сестры нового царя, Натальи. В 1727 году Мария способствует свадьбе своего брата Константина с княжной М. Д. Голицыной.

Портрет императрицы Анны Иоанновны

Благодаря милостям Анны Иоанновны, которая пригласила её ко двору фрейлиной (1730), Мария построила «в приходе Троицы на Грязех» два дома у Покровских ворот, пригласив Трезини. Когда двор решил вернуться в 1731 году в Петербург, Мария получила разрешение остаться в Москве. Эти милости были оказаны ей, так как её брат Антиох способствовал восшествию Анны на престол. В начале 1732 года Мария хлопотала в Санкт-Петербурге о получении новых вотчин, посетила Анну Ивановну, Елизавету Петровну, Бирона, Остермана, А. И. Ушакова. Хлопоты были связаны с продолжающейся тяжбой с мачехой.
Замуж Мария не выходит, отвергает руку грузинского царевича Александра Бакаровича, сына выехавшего в Россию в 1724 году Карталинскаго царя Бакара. Она удаляется от двора и подолгу живет в своем московском доме, впрочем, ведя светскую жизнь и общаясь с московской знатью. Присутствовала на коронации в Москве императрицы Елизаветы и сумела расположить к себе доктора Лестока и канцлера Воронцова. В 1730-х годах в её доме был литературный салон. В 1737 к ней сватается Федор Васильевич Наумов, но она отказывает, так как понимает из его слов, что он больше прельщен её предполагаемым состоянием.

Она поддерживает переписку (на итальянском и новогреческом языках) со своим братом Антиохом, проживавшем в Париже. Переписка сохранилась и содержит ценные исторические сведения, часть из которых изложена эзоповым языком с целью обмана перлюстрации.

Антиох Дмитриевич Кантемир

В начале января 1744 года она писала ему, что намеревается продать свои земли брату Сергею, а себе оставит лишь небольшой клочок, чтобы построить тут монастырь и постричься в нем. Раздосадованный этим известием, больной брат отвечал сестре письмом на русском языке, в котором сперва делал распоряжения на случай своего прибытия из Италии в Москву, а затем говорил: «О том вас прилежно прошу, чтоб мне никогда не упоминать о монастыре и пострижении вашем; я чернецов весьма гнушаюсь и никогда не стерплю, чтоб вы вступили в такой гнусной чин, или буде то противно моей воли учините, то я в век уже больше вас не увижу. Я желаю, чтоб по приезде моем в отечестве, вы прожили всю жизнь со мною и в доме моем были хозяйкою, чтоб сбирали и потчивали гостей, одним словом — чтоб были мне увеселением и спомощницей».

Антиох, страдавший хронической болезнью, скончался в марте 1744 года в 35-летнем возрасте. На свои средства Мария перевезла тело брата из Парижа в Москву и похоронила его рядом с отцом — в нижней церкви Никольскаго Греческого монастыря.

Церковь Святой Магдалины в Улиткино (1748)

С 1745 года владела подмосковной усадьбой Улиткино (оно же Черная Грязь, оно же Марьино), где в 1747 году она построила церковь Марии Магдалины. Видимо, покупка была связана с тем, что соседнее поместье Гребнево принадлежало отцу её мачехи Настасьи Ивановны, князю И. Ю. Трубецкому. В августе 1757 года княжна Мария решила составить завещание.

Первым его пунктом было выставлено желание, чтобы в Марьине был построен женский монастырь; этим распоряжением княжна как бы желала исправить то, что не исполнила данного ею обета; точно определен был штат монастыря и назначены средства на его сооружение и содержание. Если же на основание монастыря не последовало бы разрешения, то часть определенной на него суммы назначалась на раздачу бедным, а остальныя деньги, равно как все движимое и недвижимое имущество предоставлялись братьям и другим родственникам. Похоронить свое тело княжна завещала в том же Марьине, и с тою же простотой, как погребено было тело князя Антиоха. Княжна уже хворала в то время, когда писала эти строки, а месяц спустя после того, 9-го сентября 1757 года, ея не стало, и немедленно затем началось нарушение ея предсмертных распоряжений: тело ея было предано земле не в ея любимом Марьине, а в том же Никольском Греческом монастыре, который служил уже усыпальницей для ея отца и матери, брата и сестры. Не состоялось также и основание женской обители в Марьине; наследники не настаивали на исполнении этого пункта завещания, потому что сопровождавшая его оговорка давала им возможность уклониться от того.

По местной легенде, Мария похоронена в построенной ею церкви.


Пленницы судьбы: Мария Кантемир (ВИДЕО)

Мария Дмитриевна Кантемир

Кантемир Мария Дмитриевна (Кантемирова Марья) (29.4.1700, Яссы - 9.9.1757, Москва), княжна. Дочь молдавского господаря Д.К. Кантемира и Кассандры Кантакузин. В младенчестве привезена в Стамбул (Константинополь), где жил ее отец. Ее учителем был грек А. Кандоиди, секретный информатор русского посла в Стамбуле П.А. Толстого . Обучалась древнегреческому, латинскому, итальянскому языкам, основам математики, астрономии, риторики, философии, увлекалась античной и западноевропейской литературой и историей, рисованием, музыкой. В конце 1710 вернулась с семьей в Яссы, после Прутского похода 1711 жила на Украине, с 1713 в Москве и подмосковном имении «Черная грязь». Обучалась русской и славянской грамоте у литератора И.И. Ильинского . Познакомилась в доме отца с царем Петром I . После переезда в Санкт-Петербург (1720) участвовала в ассамблеях и маскарадах. Попытавшись избежать утомительных увеселений, навлекла недовольство царя и связанное с этим расследование, которое вели П.И. Ягужинский и доктор Л.Л. Блументрост.

Принимала в родительском доме Петра I , А.Д. Меншикова , Ф.М. Апраксина , французского посла Ж. Кампредона (6.11.1721). Поддерживала дружеские связи с Толстым, прусскими, австрийскими и др. дипломатами. Зимой 1721/22 сблизилась с Петром I, чему не препятствовал ее отец, мечтавший породниться с императором и с его помощью освободить Молдавию от османского ига. Сопровождала Петра I в Персидском походе 1722-1723, в Астрахани произошли неудачные роды Марии Кантемир; смерть новорожденного мальчика разрушила планы Кантемиров, они уехали в орловское имение Дмитровку, где господарь вскоре скончался. По завещанию отца Мария Кантемир получила в наследство драгоценности матери стоимостью в 10 тыс. руб. Связь Марии с Петром I возобновилась, когда Екатерина I увлеклась камергером В. Монсом .

После смерти царя Кантемир серьезно заболела, составила завещание в пользу братьев, сделав своим душеприказчиком брата Антиоха . После выздоровления жила в Санкт-Петербурге, но отошла от жизни двора. При Петре II переехала в Москву, где служили ее братья. Пользовалась расположением сестры Петра I Натальи. В 1727 сосватала брата Константина и княжну М.Д. Голицыну. В связи с участием брата Марии Антиоха в возведении на престол Анны Ивановны (1730) она назначена фрейлиной императорского двора, жила в Москве в собственном доме на Покровке.

В начале 1732 хлопотала в Санкт-Петербурге о получении новых вотчин, посетила Анну Ивановну, Елизавету Петровну , Э.И. Бирона , А.И. Остермана , А.И. Ушакова. Отвергла супружеское предложение грузинского царевича А. Бакаровича. В Москве вела светскую жизнь, общаясь с семьями Черкасских, Трубецких, Салтыковых, Строгановых. Во время коронации в Москве императрицы Елизаветы Петровны присутствовала на торжествах и сумела расположить к себе доктора И. Лестока, М.И. Воронцова. Состояла в переписке с братом Антиохом, в которой, помимо семейных дел, содержится ряд исторических сведений о воцарении

Любовница императора Петра Великого .

Биография

Начала обучаться русской и славянской грамоте у литератора Ивана Ильинского . В доме отца Мария познакомилась с царем Петром I. В 1720 году, ожидая обещанного вознаграждения за поддержку в войне, Кантемиры перебираются в Петербург и овдовевший Дмитрий женится на юной красавице Настасье Трубецкой и окунается в вихрь светской жизни.

Мария попыталась избегать утомительных увеселений, и этим навлекла недовольство царя, по приказу которого началось расследование, которое вели Павел Ягужинский и доктор Блументрост . 1 ноября в дневнике Ильинского записано: «Павел Иванович Ягужинский с доктором Лаврентием Лаврентьевичем (Блументростом) да с Татищевым (царским денщиком) приезжали осматривать княгиню и княжну: в правды ли немогут (нездоровы), понеже в воскресенье в сенате не были» .

В родительском доме Мария принимала Петра I, Меншикова , Фёдора Апраксина , французского посла Кампредона (6.11.1721). Поддерживала дружеские связи с Толстым, прусскими, австрийскими и другими дипломатами .

С Петром Первым

Зимой 1721 года начался роман царя с двадцатилетней Марией, который поощрял её отец, и, по некоторым догадкам, старый товарищ Петра I, интриган Пётр Толстой . В первые месяцы 1722 года, будучи в Москве, Мария отказала в своей руке князю Ивану Григорьевичу Долгорукову. В 1722 году Петр отбывал в персидскую кампанию : из Москвы в Нижний Новгород, Казань и Астрахань. Царя сопровождала и Екатерина , и Мария (вместе с отцом). Мария была вынуждена остаться в Астрахани с мачехой и младшим братом Антиохом, так как была беременна.

«В случае рождения сына у княгини, царица опасается развода с нею и брака с любовницею, по наущению Валахского князя».
(депеша французского посла Кампредона , 8 июня 1722 года) .

По другим указаниям, Мария всё же смогла родить сына. Император Священной Римской империи жалует её отца в 1723 году званием князя Священной Римской империи, что делало её статус выше . Но сын Марии умирает. Царь вернулся из похода в Москву в декабре 1722 года.

Вероятно, верна версия о том, что роды у Марии произошли, но они оказались неудачными, и новорожденный мальчик умер . Майков пишет:

Пока происходила эта экспедиция, в Астрахани, на государевом рыбном дворе, где было отведено помещение для Кантемирова семейства, совершилось издалека подготовленное темное дело. Княжна Мария преждевременно разрешилась недоношенным младенцем. Есть известие, что эти роды были искусственно ускорены мерами, которые принял Поликала, врач семьи Кантемиров, состоявший также при Царицыном дворе, - руководил же действиями Поликалы не кто иной, как приятель князя Димитрия П. А. Толстой. Ему не впервой было играть двойственную роль: сближая княжну с Петром, он в то же время хотел быть угодным Екатерине; несчастная княжна оказалась его жертвой, хрупкою игрушкой в его жестких руках. Теперь супруга Петра могла быть покойна; опасность, которой она боялась, была устранена .

Кантемиры уехали в орловское имение Дмитровку, где в 1723 году умирает и её отец. По его завещанию она получила драгоценности матери стоимостью в 10 тысяч рублей. Свои имения господарь завещал тому из сыновей, который по достижении возраста окажется наиболее достойным, это привело к многолетнему судебному спору четырёх сыновей со своей мачехой, которая требовала 1/4 (вдовью) часть состояния - судебные тяжбы будут тянуться много лет (до 1739 года) и результат будет зависеть от того, кто будет на престоле, человек, расположенный к Кантемирам, или же нет.
Весной 1724 года Екатерина была коронована императрицей, а Толстой был возведён в графское достоинство. Когда осенью 1724 года Екатерина увлеклась Виллемом Монсом , связь разочарованного женой Петра с Марией возобновилась, но ни к чему не привела, поскольку в январе 1725 года он скончался.

После Петра

После смерти царя Мария серьёзно заболела, составила завещание в пользу братьев, назначив своим душеприказчиком Антиоха. «Пока сенат обсуждал вопрос о наследстве умершаго господаря, княжну Марию снова постигла тяжкая болезнь. Нравственною причиною ея были, очевидно, те треволнения, какия ей пришлось испытать в последние годы. Внимание Петра, возобновившееся после его разрыва с Екатериной из-за Монса, возродило честолюбивыя мечты в сердце княжны; но неожиданная кончина государя нанесла им внезапный решительный удар» .

После выздоровления проживала в Санкт-Петербурге, но отошла от жизни двора. При Екатерине I она находится в опале. При Петре II она переехала в Москву, где служили её братья; пользовалась расположением сестры нового царя, Натальи. В 1727 году Мария способствует свадьбе своего брата Константина с княжной М. Д. Голицыной . Благодаря милостям Анны Иоанновны , которая пригласила её ко двору фрейлиной (1730), Мария построила «в приходе Троицы на Грязех» два дома у Покровских ворот , пригласив Трезини . Когда двор решил вернуться в 1731 году в Петербург, Мария получила разрешение остаться в Москве. Эти милости были оказаны ей, так как её брат Антиох способствовал восшествию Анны на престол. В начале 1732 года Мария хлопотала в Санкт-Петербурге о получении новых вотчин, посетила Анну Иоановну, Елизавету Петровну , Бирона , Остермана , А. И. Ушакова. Хлопоты были связаны с продолжающейся тяжбой с мачехой.

Замуж Мария не выходит, отвергает руку грузинского царевича Александра Бакаровича, сына выехавшего в Россию в 1724 году Карталинскаго царя Бакара . Она удаляется от двора и подолгу живёт в своем московском доме, впрочем, ведя светскую жизнь и общаясь с московской знатью. Присутствовала на коронации в Москве императрицы Елизаветы и сумела расположить к себе доктора Лестока и канцлера Воронцова . В 1730-х годах в её доме был литературный салон . В 1737 к ней сватается Федор Васильевич Наумов , но она отказывает, так как понимает из его слов, что он больше прельщен её предполагаемым состоянием.

Она поддерживает переписку (на итальянском и новогреческом языках) со своим братом Антиохом, проживавшем в Париже. Переписка сохранилась и содержит ценные исторические сведения, часть из которых изложена эзоповым языком с целью обмана перлюстрации.

В начале января 1744 года она писала ему, что намеревается продать свои земли брату Сергею, а себе оставит лишь небольшой клочок, чтобы построить тут монастырь и постричься в нём. Раздосадованный этим известием, больной брат отвечал сестре письмом на русском языке, в котором сперва делал распоряжения на случай своего прибытия из Италии в Москву, а затем говорил: «О том вас прилежно прошу, чтоб мне никогда не упоминать о монастыре и пострижении вашем; я чернецов весьма гнушаюсь и никогда не стерплю, чтоб вы вступили в такой гнусной чин, или буде то противно моей воли учините, то я в век уже больше вас не увижу. Я желаю, чтоб по приезде моем в отечестве, вы прожили всю жизнь со мною и в доме моем были хозяйкою, чтоб сбирали и потчивали гостей, одним словом - чтоб были мне увеселением и спомощницей».

Антиох, страдавший хронической болезнью, скончался в марте 1744 года в 35-летнем возрасте. На свои средства Мария перевезла тело брата из Парижа в Москву и похоронила его рядом с отцом - в нижней церкви Никольского Греческого монастыря.

По местной легенде, Мария похоронена в построенной ею церкви .

Источники

  • Майков Л.
  • Сообщения современников об отношениях Петра к княжне Марии Кантемировой находятся в депешах де-Кампредона (Сборник Имп. Русск. Историч. Общества, т. XLIХ, стр. 114 и 352), и в записке цесарскаго дипломатическаго агента (Büsching’s Magazin für die neue Histone und Geographie, 13. XI); позднейшия - в Anecdotes Шерера (Londres. 1792), т. IV, и в Memoires du prince Pierre Dolgorouki. Généve. 1867. Ср. также Архив князя Куракина, т. I, стр. 93, и Сказания о роде князей Трубецких, стр. 183.

В литературе

  • Чиркова З. К. Мария Кантемир. Проклятие визиря.
  • Гордин Р. Р. Петру Великому покорствует Персида. - М .: АРМАДА, 1997.
  • Гранин Д. Вечера с Петром Великим

В кинематографе

  • «Пётр Первый. Завещание », (2011). В роли Марии Кантемир - Елизавета Боярская

Напишите отзыв о статье "Кантемир, Мария Дмитриевна"

Примечания

  1. По некоторым указаниям у Кантемира было две дочери по имени Мария, и вторая умерла в 1720 году. По другим указаниям, эту девочку звали Смарагдой. Также упоминается дочь Кантемира, видимо, от второго брака: Екатерине-Смарагда Дмитриевна Кантемир (1720-1761), камер-фрейлина, статс-дама императрицы Елизаветы Петровны, жена Дмитрия Голицына
  2. Густерин П. В. Первый российский востоковед Дмитрий Кантемир / First Russian Orientalist Dmitry Kantemir. М., 2008, с. 18-24.
  3. Густерин П. В. Первый российский востоковед Дмитрий Кантемир / First Russian Orientalist Dmitry Kantemir. М., 2008, с. 47-48.
  4. Майков Л. . // Русская старина, 1897. - Т. 89. - № 1. - С. 49-69.
  5. Сухарева О. В. . - М ., 2005.
  6. Густерин П. В. Первый российский востоковед Дмитрий Кантемир / First Russian Orientalist Dmitry Kantemir. М., 2008, с. 25.
  7. Антиох Кантемир // Москва: Энциклопедия / Глав. ред. С. О. Шмидт ; Сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. - М . : Большая Российская энциклопедия , 1997. - 976 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-85270-277-3 .

Отрывок, характеризующий Кантемир, Мария Дмитриевна

– Вот, покушайте, барин, – сказал он, опять возвращаясь к прежнему почтительному тону и развертывая и подавая Пьеру несколько печеных картошек. – В обеде похлебка была. А картошки важнеющие!
Пьер не ел целый день, и запах картофеля показался ему необыкновенно приятным. Он поблагодарил солдата и стал есть.
– Что ж, так то? – улыбаясь, сказал солдат и взял одну из картошек. – А ты вот как. – Он достал опять складной ножик, разрезал на своей ладони картошку на равные две половины, посыпал соли из тряпки и поднес Пьеру.
– Картошки важнеющие, – повторил он. – Ты покушай вот так то.
Пьеру казалось, что он никогда не ел кушанья вкуснее этого.
– Нет, мне все ничего, – сказал Пьер, – но за что они расстреляли этих несчастных!.. Последний лет двадцати.
– Тц, тц… – сказал маленький человек. – Греха то, греха то… – быстро прибавил он, и, как будто слова его всегда были готовы во рту его и нечаянно вылетали из него, он продолжал: – Что ж это, барин, вы так в Москве то остались?
– Я не думал, что они так скоро придут. Я нечаянно остался, – сказал Пьер.
– Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего?
– Нет, я пошел на пожар, и тут они схватили меня, судили за поджигателя.
– Где суд, там и неправда, – вставил маленький человек.
– А ты давно здесь? – спросил Пьер, дожевывая последнюю картошку.
– Я то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве.
– Ты кто же, солдат?
– Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали.
– Что ж, тебе скучно здесь? – спросил Пьер.
– Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так то старички говаривали, – прибавил он быстро.
– Как, как это ты сказал? – спросил Пьер.
– Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.
– Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить…
– Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
– Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
– Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.
Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда.
Платон Каратаев ничего не знал наизусть, кроме своей молитвы. Когда он говорил свои речи, он, начиная их, казалось, не знал, чем он их кончит.
Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад, – так же, как он никак не мог словами сказать Пьеру свою любимую песню. Там было: «родимая, березанька и тошненько мне», но на словах не выходило никакого смысла. Он не понимал и не мог понять значения слов, отдельно взятых из речи. Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал. Его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка. Он не мог понять ни цены, ни значения отдельно взятого действия или слова.

Получив от Николая известие о том, что брат ее находится с Ростовыми, в Ярославле, княжна Марья, несмотря на отговариванья тетки, тотчас же собралась ехать, и не только одна, но с племянником. Трудно ли, нетрудно, возможно или невозможно это было, она не спрашивала и не хотела знать: ее обязанность была не только самой быть подле, может быть, умирающего брата, но и сделать все возможное для того, чтобы привезти ему сына, и она поднялась ехать. Если князь Андрей сам не уведомлял ее, то княжна Марья объясняла ото или тем, что он был слишком слаб, чтобы писать, или тем, что он считал для нее и для своего сына этот длинный переезд слишком трудным и опасным.
В несколько дней княжна Марья собралась в дорогу. Экипажи ее состояли из огромной княжеской кареты, в которой она приехала в Воронеж, брички и повозки. С ней ехали m lle Bourienne, Николушка с гувернером, старая няня, три девушки, Тихон, молодой лакей и гайдук, которого тетка отпустила с нею.
Ехать обыкновенным путем на Москву нельзя было и думать, и потому окольный путь, который должна была сделать княжна Марья: на Липецк, Рязань, Владимир, Шую, был очень длинен, по неимению везде почтовых лошадей, очень труден и около Рязани, где, как говорили, показывались французы, даже опасен.
Во время этого трудного путешествия m lle Bourienne, Десаль и прислуга княжны Марьи были удивлены ее твердостью духа и деятельностью. Она позже всех ложилась, раньше всех вставала, и никакие затруднения не могли остановить ее. Благодаря ее деятельности и энергии, возбуждавшим ее спутников, к концу второй недели они подъезжали к Ярославлю.

Кантемиры болели диабетом, были очень несчастны в семейной жизни, многие не сделали карьеры и не оставили после себя потомков. Род пресекся… За что судьба была так немилостива в Канемирам, за какие грехи преследовала, награждая одиночеством и болезнями? Нижеследующие факты почерпнуты из книг и интервью известного исследователя Федора Ангели, а также из книги Игоря Сергеева «Церковь Кантемира в Царицыне».

Дед Кантемира имел гарем

Дед молдавского господаря был мусульманином и имел гарем. Эту тайну Дмитрий Кантемир, живший в христианском окружении, тщательно скрывал и даже сочинил себе фальшивую родословную. Впервые об этом написал Федор Ангели в книге «Эпоха и новая трактовка Кантемиров: конец XIV-первая половина XVII веков».

«Дед Дмитрия Кантемира был мощной фигурой, его имя переводится как «сын льва», - рассказал Ангели. - Он перешел из-под протектората крымского хана в подчинение Стамбула, был губернатором провинции Силистра. Эти земли простирались вплоть до устья Днепра и Дуная, включали Добруджу, Аккерман, Килию. В течение почти 40 лет ничто в Крыму не решалось без участия Арасланоглу. В 1637 году султан вызвал его в Стамбул и приказал удушить. Поводом к ликвидации послужил проступок младшего сына Арасланоглу (имя его неизвестно), убившего в пьяном виде мусульманина. Так что у Кантемиров были причины для негативного отношения к Османской империи».

Получается, Кантемир с легкостью сочинил себе христианскую родословную и несколько поколений предков. Но в окружении Петра его прошлое ни для кого не было секретом, считает Ангели. Официально император признал христианские корни семьи, и это не обсуждалось.

Ангели первым написал о том, что древние корни рода Кантемиров ведут не к Тамерлану, как считалось, а к эмиру Едигею (1352-1419 годы), правившему Золотой Ордой более двадцати лет. Он был выходец из ногайского племени мангыт. Кантемир никогда не раскрывал до конца всех подробностей своего происхождения.

Константин Кантемир казнил Мирона Костина

Отец Дмитрия Кантемира Константин (1627-1693) был слабым господарем был слабым, бояре вертели им как хотели. По его приказу с их подачи был казнен знаменитый летописец и логофет Мирон Костин. Султану Магомету IV Кантемир-старший пришелся по душе своим умением рассказывать байки о польском дворе, но главным образом тем, что спас его гарем при осаде турками Львова.

Молдовой Константин правил довольно долго - с 1685 по 1693 год. Заболел он резко, на 66-м году жизни, жаловался на почки. Возможно, у него был диабет, который проявился затем у всех его потомков. Почувствовав, что смерть близка, господарь собрал бояр и предложил самим решить, кого избрать преемником - сыновей Дмитрия или Антиоха либо того, кого им будет угодно. Бояре подивились добродушию господаря…

Агент Думитрашко Кантемир-водэ, главная миссия - похищение

Дмитрий Кантемир родился 26 октября 1673 года в молдавском селе Силиштень (ныне уезд Васлуй, Румыния) в семье господаря Константина Кантемира. Ион Некулче, как и другие современники, именует его Думитрашко Кантемир-водэ. Будучи заложником в Константинополе с 1687 по 1691 год, Кантемир передавал информацию русским дипломатам.

Во время одного из застолий Дмитрий попросил своего знакомого по имени Шмайл-Ефенди замолвить слово перед султаном, и тот согласился, передав, что господарь Валахии Брынковяну-водэ стал сильным и богатым, завел дружбу с русскими и стал опасен для Порты. Его необходимо похитить и привезти, и никто не способен сделать это лучше, чем Думитрашко, если его назначить господарем Молдовы.

Султан принял этот план. По прибытии в Молдову Дмитрий Кантемир периодически отсылал в Константинополь сообщения о попытках схватить осторожного Брынковяну, хотя никаких усилий для этого не прилагал. В ходе Прутского похода Брынковяну так и не решился выступить на стороне Петра, хотя обещал выделить 30-тысячный корпус солдат и обеспечить русскую армию продовольствием.

Господарь, который не покупал должность

Ни Константин Кантемир, ни его сын Дмитрий не платили за свои должности господаря, указывает Федор Ангели, и это было по тем временам уникально: они получили престол в знак своих заслуг перед Османской империей.

Он мог стать первым президентом российской академии

В Россию Дмитрий Кантемир прибыл с 1000 боярами и несколькими тысячами своих земляков более низкого сословия, ставших российскими подданными. Он получил княжеское достоинство Российской империи с титулом светлости, значительную пенсию, обширные имения в Харьковской губернии, а также право жизни и смерти над прибывшими молдаванами.

Кантемир был избран членом Берлинской академии наук, а Петр планировал выдвинуть его в первые президенты Российской академии, но этим планам не суждено было сбыться. Однако в Париже в Латинском квартале на здании библиотеки Сент-Женевьев в списке фамилий выдающихся писателей и ученых рядом с Ньютоном и Лейбницем можно увидеть имя Дмитрия Кантемира.

«Женский» язык в средневековой Молдове

В книге Кантемира «Описание Молдавии» указывается, что в средневековом молдавском языке существовал высокий уровень гендерных различий. Мужской и женский языки различались словарем и произношением. Если воспитание мальчика на женской половине затягивалось, он начинал говорить как женщина и становился посмешищем - «маменькиным сынком».

Прокомментировать этот фрагмент из книги не может ни один молдавский филолог. Но сходное явление есть в устной японской речи. Переводчики на японский мучаются в поиске гендерно-нейтральных фраз, иногда приходится приводить варианты для каждого пола. Если перевод неаккуратен, приходится слышать женскую речь из уст мужчины (при этом его могут счесть гомосексуалистом или излишне женственным) и наоборот. Насколько такое разделение было развито в молдавском языке - неизвестно.

Молдавский единорог

В «Описании Молдавии» Кантемир, скрупулезно описывая фауну (в княжестве в изобилии водились олени, серны, козы, лисы, куницы, рыси, глухари, волки, дикие буйволы, зубры), упоминает единорогов. Что имеет в виду автор - непонятно.

Интересно, что в Молдове было много диких овец и лошадей. Выращивались две культурные породы овец: горные и сорокские. Кантемир утверждал, что у сорокской овцы - на одно ребро больше, но если ее пасти в других областях, то уже на третий год якобы появляются ягнята с обычным числом ребер. По свидетельству автора «Описания Молдавии», более 60 тысяч овец ежегодно поставлялось в Константинополь, к столу султана, который предпочитал именно это мясо, считая его целебным. Но все самые богатые пастбища располагались за Прутом. Сейчас баранины в Молдове не найдешь днем с огнем.

Красавец мужчина

Дмитрий Кантемир был красив, прекрасно сложен, воспитан и очень располагал к себе. Современники сообщали, что Петр очень любил Кантемира, постоянно целовал его и повесил фавориту на шею свой портрет в алмазах. Молдавский господарь был так мал ростом, что двухметровый император приподнимал его одной рукой, чтобы расцеловать.

Странные отношения, в которых женщины были на втором плане и играли роль разменной монеты… Императрица Екатерина и жена Кантемира, находясь в Яссах во время Прутского похода, следуя восточному обычаю, на мужской половине не показывались.

Военные неудачи Петра заставили Кантемира с семьей и свитой бежать в Россию. Император осыпал его почестями и подарками, в частности, выдал 6 тысяч рублей, на которые на набережной Невы был построен дворец - первая самостоятельная работа знаменитого архитектора Расстрелли.

Умер Кантемир в возрасте 50 лет, оставив детей круглыми сиротами. После смерти своей первой жены Кассандры он успел вторично жениться, но отношения детей с мачехой не сложились.

Дмитрий собирался убить Антиоха

Сын господаря Антиох Кантемир, которого считают первым русским гражданским поэтом, родился 10 сентября 1709 года в Стамбуле, а в России оказался в трехлетнем возрасте. В 1718 году Антиох был записан в Преображенский полк в звании подпоручика, как и все его братья - Матвей (1703-1771), Константин (1705-1747) и Сергей (1706-1780). Десятилетний мальчик был поставлен в ночной караул у двери спальни императрицы Екатерины I. В полночь отец пожелал убедиться, добросовестно ли сын несет службу, и к ужасу своему обнаружил его спящим. Дмитрий вспылил и хотел убить сына на месте, но проснувшийся Петр I спас жизнь ребенка.

Антиох избегал дам

В 1732 году Антиох был назначен посланником в Британию, затем стал послом во Франции. Личная жизнь первого поэта России не сложилась. Антиох был помолвлен с богатой наследницей княжной Варварой Черкасской, но она вышла замуж за другого. После этого Кантемир жил холостяком и подхватил в Лондоне венерическое заболевание. Он не общался с женщинами, пока не вылечился. В Париже поэт сошелся с девушкой, которая родила ему двух внебрачных дочерей, обеих он обеспечил.

Избавиться от наследственного диабета, от которого умер отец, Антиох не мог. У него тоже болели почки. Врачи посоветовали диету и лечение в Италии, но не было ни денег на поездку, ни разрешения на нее. Пока посол переписывался на эту тему с императрицей, его состояние ухудшалось. В итоге разрешение дали, денег - нет.

Первого поэта России не на что было хоронить

Умер Антиох Кантемир 1 апреля 1744 года. Наличными в его спальне нашли 1500 франков и серебряный рубль. Дать деньги на отправку тела на родину императрица также отказалась. Братья заплатить долги сына господаря не могли. Начался постыдный торг. Через девять месяцев деньги на отправку тела прислала сестра Мария. И лишь через полтора года после кончины Антиоха его прах был отправлен на родину. С ним пришли 11 ящиков имущества, из которого Мария оставила себе только портрет брата, его рукописи и часы. Вскоре она получила письмо из Парижа от «вдовы», сообщавшей, что дочери Антиоха умерли, а сама она вышла замуж за нотариуса.

Мария покорила Петра танцем живота

Мария Кантемир была некрасива лицом и фигурой, к тому же худа, что тогда не одобряли. Но девушка так исполняла танец живота, что зритель не видел недостатков ее внешности. Именно за танец Петр и полюбил дочь молдавского господаря.

Мария была первым ребенком Дмитрия Кантемира. Родилась она в 1700 году. Знала греческий, итальянский, русский языки и латынь. С детства отличалась склонностью к чтению. Именно ее письмам мы обязаны тем, что много знаем о Дмитрии и Антиохе Кантемирах. Девочка рано осталась круглой сиротой, но отцовского наследства не получила: по распоряжению царя Петра оно отошло ко второй жене Дмитрия Кантемира, а в 1729-м все родовые земли Кантемиров отошли к брату Константину благодаря его женитьбе на дочери могущественного князя Дмитрия Голицына.

Однако после воцарения императрицы Анны Иоанновны княжна Мария вместе с братьями получила земельные наделы в Центральной России и звание фрейлины. В 1731 году Мария с братом Сергеем купили пустырь в Москве и построили на нем дома. Какое-то время Мария жила в Санкт-Петербурге у брата Константина в его Мраморном дворце, который занимал четвертое место в рейтинге роскошных петербургских дворцов. В конце жизни Марии в ее доме на Покровке были собраны все слуги молдавского господаря. Также здесь было множество кошек и собак.

Если бы ребенок Петра выжил, судьба Марии, как и судьба Молдовы, сложилась бы иначе… Мария умерла в 1757 году, похоронив до того братьев Антиоха и Константина. Княжна любила ездить быстро в карете цугом в четыре лошади. На крутом повороте скользкой дороги карету занесло, и она врезалась в верстовой столб. Недалеко от этого места до наших дней сохранился загадочный памятник. Никто не знает, по какому случаю он поставлен. Возможно, этот камень имеет какое-то отношение к трагедии Марии.

Сергей Кантемир был хулиганом

Женитьба князя Константина на Голицыной стала причиной многих бед Кантемиров. Князья Матвей и Сергей (Шербан), гвардейские офицеры, также причиняли сестре немало хлопот своим поведением. Писать об их поступках - никакой бумаги не хватит. Вот только один случай. Сергей водил дружбу с дамой легкого поведения и неким капитаном Дубасовым. Однажды друзья передрались из-за женщины. Слуги Сергея поколотили капитана и еще какого-то поручика. Им грозил суд. Марии пришлось заплатить пострадавшим.

Нежные чувства княжны к брату Сергею подкреплялись тем, что он участвовал во многих войнах, в частности - в русско-турецкой войне 1735-1740 года. С театра военных действий брат неизменно писал сестре, прося у нее денег.

В 1740 году Сергей вернулся из похода с пленной турчанкой, захваченной при штурме Очакова. Она родила ему дочерей Елену и Евдокию. Обе жили в монастыре, где Евдокию увидел дворянин, офицер Алексей Степанов. Он посватался к девушке, но Сергей Кантемир не согласился на неравный брак и забрал дочь домой.

Однако Степанов с помощью солдат вломился в дом Кантемира, оттолкнул больного князя и похитил внучку Кантемира. Их настигли только через три дня. Евдокию поместили в другой монастырь под более строгий надзор, а Степанова присудили к высшей мере наказания. Но мать офицера вымолила ему прощение у Екатерины II, тем более, что Евдокия признала, что похищение состоялось с ее согласия. После этого императрица даже приняла обеих внучек Дмитрия Кантемира, а князь Сергей стал готовиться к свадьбе. Сохранился список приданого, в которое, в числе прочего, вошли 300 книг, когда-то присланных Антиохом сестре Марии из Парижа.

Алексей Степанов оказался любящим мужем и хорошим зятем. Сергей Кантемир прожил после свадьбы дочери два года. Вернувшись с войн невредимым, в 1740 году он стал жертвой пьяных ямщиков, которые избили его до полусмерти. Сергей потерял здоровье. Похоронили его в Донском монастыре.

Дело о разводе внучки господаря

Внучка Дмитрия Елена (1741-1782, старшая дочь Сергея Кантемира) вышла замуж за майора Дмитрия Алфимова и была очень несчастлива в браке. Сохранилась жалоба императрице Екатерине Алексеевне: внучка молдавского господаря сообщала, что муж не жил с ней, оскорблял и выгонял из дома, а после того, как она подала на развод, преследовал ее с удвоенным усердием. В письме содержится душераздирающий рассказ о том, как 26 ноября 1772 года Алфимов захватил жену, привез к себе, бил и оскорблял, вымогая юридический отказ от имущества, а затем заточил в монастырь, «в келью холодную и угарную». При этом муж еще и подал жалобу на супругу, обвиняя ее в «прелюбодействе» и в том, что она якобы забеременела не от него. Медицинское освидетельствование показало, что беременности нет: сохранился акт обследования со следами слюней присягнувших.

В решение этого интимного дела был вовлечен сенат. В итоге Алфимов с Еленой не развелся, так как рассчитывал на наследство в случае ее смерти, но дочь Клеопатру своей не признал.

Кантемиры был виноделами

Старший сын Кантемира Матвей (1703-1771), родившийся в Яссах, построил винокуренный завод. Кантемиры в России имели статус иностранцев и в связи с этим получили лицензию на производство и оптовую продажу алкоголя. Мария Кантемир производила вино из яблок и крапивы, которое продавала оптом в Санкт-Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде. Матвей прожил дольше всех братьев и был похоронен в церкви в Царицыне.

Куда делось наследство господаря

Кантемир был небедным человеком, но дети недолго пользовались его имуществом. Через полтора года после смерти молдавского господаря его вдова Анастасия Ивановна и ее родня - Трубецкие - стали требовать четвертую часть наследства. Затем сын господаря Константин женился на дочери всесильного сенатора Голицына, и тот повлиял на судебное решение, сославшись на завещание, поданное на имя Петра, в котором отец отписал все свое имущество «достойнейшему из сыновей». И суд отказал Трубецким. Но с воцарением Анны Иоанновны, у которой были счеты с Голицыными, они вторично подали претензию на наследство Кантемира.

В итоге императрица обвинила Голицыных в присвоении наследства молдавского господаря. Главу семейства лишили чинов, имения Архангельское, в котором он собрал редкую библиотеку, и посадили в Шлиссельбургскую крепость, где Голицын через год скончался. По суду четвертую часть наследства передали его вдове и дочери Смарагде (Екатерине).

Екатерина-Смарагда - первая девушка, игравшая на клавесине

Дочь Кантемира, была доброй, сердечной и чувствительной. Она принадлежала к сливкам общества и в 24 года была камер-фрейлиной. Любила музыку, сочиняла, импровизировала и была первой в России девушкой, игравшей на клавесине. В 31 год вышла замуж князя Дмитрия Голицына, сына генерал-фельдмаршала, стала статс-дамой и получила орден Святой Екатерины, усыпанный бриллиантами.

Младшая дочь господаря также унаследовала от отца диабет. Уехав в Париж на лечение, Екатерина взяла с собой побочную дочь своего дяди Соколову - будущую жену Де Рибаса (в честь которого названа знаменитая улица Дерибасовская в Одессе). Семейство ехало на 18 повозках… Умерла Екатерина рано: в 1761-м, на 41-м году жизни. Свои деньги завещала потратить на стипендии для студентов-медиков, на них выучились многие известные русские врачи. Муж Екатерины построил в Москве больницу, известную как Голицынская (сейчас - 1-я градская больница).

Кантемиры были в родстве с Пушкиным и Толстым

После того, как Дмитрий Кантемир перешел на сторону Петра, в Стамбуле остался его старший брат Антиох. Умер он около 1726 года. У него был сын Константин от дочери молдавского господаря Дуки - племянник Дмитрия Кантемира. Он переехал в Киев, поступил на военную службу и женился вторым браком на Наталье Головиной. Одна из ее сестер была прабабушкой Пушкина, другая - прабабушкой Толстого.

Внучатого племянника Кантемира объявили сумасшедшим

Третьим браком Константин женился на Софье Пассек. Он нее у него был сын Дмитрий, который на старости лет заявил о претензиях на молдавский престол. Юридически они обосновывались одним из пунктов Луцкого договора, по которому править Молдовой должны были члены семьи Кантемир. В итоге внучатого племянника молдавского господаря объявили сумасшедшим и посадили в Ревельскую крепость (Таллин) - одну из политических тюрем, где он просидел почти до самой смерти в 1820 году.

Последний в роду

Последним в роду был, однако, не Дмитрий Константинович Кантемир (полное совпадение с именем молдавского господаря), а его сын Антиох Дмитриевич Кантемир (полное совпадение с именем поэта). Он воспитывался в семье дворян Рольских и именовался Викентием…

Подготовили Елена ЗАМУРА и Николай МЕНЮК

Впервые маленькая Мария познакомилась с Петром еще во время эпопеи с Прутским походом и бегством семьи из Молдавии в Россию. Тогда ей было одиннадцать. Петр был по уши увлечен Екатериной. Но через несколько лет спокойной жизни неподалеку от Москвы Мария превратилась в одну из красивейших статс-дам императорского Двора. И в конце 20-х годов XVIII века между государем и княжной вспыхнуло взаимное и страстное чувство…

История князей Кантемиров в России началась со злополучного Прутского похода. Россия вынуждена была уйти с Валахии (Молдавии), и вместе с петровским войском ушел и валашский государь Дмитрий Кантемир со своим семейством. Тогда у него были дочь Мария и 5 сыновей (по другим данным, две дочери, обе – Марии, одна из них умерла в 1720 г. 19-летней).

По легенде, в 1721 г. между 49-летним Петром I и 20-летней Марией Кантемир вспыхнула любовь. В мае 1722 царь Петр выехал из Москвы в Нижний Новгород, Казань и Астрахань, откуда начался его Персидский поход. Его сопровождала Мария и отец ее Дмитрий Кантемир. У нее от Петра рождается сын, новая надежда царя на наследника. Напомним, что в 1719 г. в тюрьме умер его сын Алексей, а родившийся у Екатерины в 1720 сын умер в младенчестве.

Царь вернулся из похода в Москву в декабре 1722. История этой любви стала известна двору и была сообщена австрийским посланником императору. Учитывая возможное высокое назначение Марии, в 1723 г. ее отец был пожалован званием князя Римской империи, и она как бы получала тоже это звание и могла стать уже достойной по званию супругой царю Петру.

Но у Марии их сын тоже умирает, вместе с ним умирает не только надежда Петра, но и надежда Кантемиров на возвращение в Молдавию с Русским войском…

Кадр из фильма Владимира Бортко «Петр Первый. Завещание».

Известная история, связанная с «последним любовным увлечением» Петра Великого Марией Дмитриевной Кантемир (1700-1757) и её беременностью от императора, окончившейся выкидышем, спровоцированным лейб-медиком императрицы Екатерины Георгием Поликалой базируется на весьма шатких документальных основаниях и больше похожа на подобие авантюрного романа.

Единственным свидетельством о том, что подобное увлечение государя и его последствия имели место в действительности, базируется на документе от 8 июня 1722 года донесении французского посла в России Жака де Кампредона кардиналу Дюбуа.

Сообщая о начале Персидского похода, посол упомянул о распространявшихся в Санкт-Петербурге слухах о беременности Марии Кантемир от императора Петра:

«Царицу страшит новая склонность Монарха к дочери валашского господаря [Дмитрия Константиновича Кантемира]. Она, утверждают (on pretend), беременна уже несколько месяцев, отец же у нее человек очень ловкий, умный и пронырливый.

Царица и боится, как бы Царь, если девушка эта родит сына, не уступил убеждениям принца валашского и не развелся с супругою для того, чтобы жениться на любовнице, давшей престолу наследника мужского пола. Этот страх не лишен основания и подобные примеры бывали ».

Если доверять этому, довольно осторожному сообщению Кампредона, кстати, всё это время пребывавшего в Санкт-Петербурге и находившегося в личной переписке с Д.К. Кантемиром, трудно объяснить желание «пронырливого» молдавского князя найти поддержку в исполнении своего завещания именно у Екатерины, то есть явного врага его дочери и его «коварных замыслов».

Действительно, обострение болезни Д.К. Кантемира (сухотки, - диабета) на протяжении Персидского похода, привело к тому, что 28 сентября он написал завещание на имя государыни императрицы Екатерины I.

Предполагаемый портрет Марии Кантемир. Худ.: И.Н. Никитин, 1710-е - 1720-е гг.

Интересно, что сторонники авантюрного романа предпочитали не обращать внимания на другое письмо того же Жака де Кампредона, отправленное им через год после описываемых событий, 13 июля 1723 года, на имя французского короля:

«Поговаривают уже о поездке в Москву будущей зимой. Говорят даже, что там произойдет коронование Царицы, что царь приобщит ее к правлению и установит порядок престолонаследия.

Достоверно, что влияние Царицы усиливается с каждым днем и что только ради ее удовольствия Царь держит в отдалении, в деревне, господаря молдавского, дочь которого, казалось одно время, обратила на себя внимание Монарха»

Как раз во время написания этого письма князь Кантемир с семейством с продолжительными остановками, вызванными его болезнью, продвигался из Астрахани в направлении Москвы.

Оба своих сообщения де Кампредон, не скрывая того, основывал на слухах и домыслах, распространённых при дворе, вернувшемся в Санкт-Петербург из Москвы сразу после отъезда императора в Персидский поход. Поэтому куда большее доверие вызывают записи биографа семьи, И. Ильинского, лично присутствовавшего при Д.К. Кантемире в Дербенте и бывшего непосредственным свидетелем воссоединения семьи Кантемиров в Астрахани девятого октября 1722 года.

Дмитрий Константинович Кантемир, - отец Марии.

В некоторых изданиях дополнительным источником сведений об указанных событиях указывается записка, приписываемая «цесарскому дипломатическому агенту», то есть австрийскому послу, видимо, С.-В. Кинскому, которая была впервые опубликована в историко-географическом журнале «Магазин новой истории и географии» в 1777 году:

«Но среди всех царских любовниц никто не был для царицы так опасен, как молодая княжна Кантемир, которую царь по сравнению с другими особенно пылко любил, и Толстой в этой любви выступал в роли посредника, который впоследствии пользовался милостью царя и царицы и для царского удобства собирался сам жениться на этой даме и дать ей своё имя, желая тактично отвлечь внимание царицы от этой любви.

Но царь не хотел довольствоваться таким оборотом дел, желая самому вступить в брак с этой молодой княжной, столь велика, всё-таки была его любовь, однако, он не мог решиться пойти против своей царицы, русской Катерины первой, с произведёнными ею на свет его детьми, поскольку опасался Духовной коллегии, которая могла и вовсе воспрепятствовать этому; но поскольку измена была взаимной, разрешение на его венчание с княжной Кантемир в качестве супруги второго порядка (Gemahlin Secundi) могло быть получено после рождения у неё сына (потому что она была как раз тогда беременна).

В это же время царь предпринял поход в Персию, вследствие чего княжна Кантемир лишилась его внимания, и именно после того, как в время её неудачных родов в Астрахани у неё произошёл выкидыш, она попала в забвение, а царица, вопреки всему повсюду сопровождавшая царя, снова одержала победу».

Вызывают удивление многочисленные совпадения этой записки с донесениями де Капредона, что косвенно может свидетельствовать о том, что слухи о беременности Марии были переданы французскому посланнику от австрийского посла.

Но ненадолго вернёмся к легенде, наиболее полно отражённой в статье Л.Н. Майкова:

«Пока происходила эта экспедиция, в Астрахани, на государевом рыбном дворе, где было отведено помещение для Кантемирова семейства, совершилось издалека подготовленное темное дело. Княжна Мария преждевременно разрешилась недоношенным младенцем.

Есть известие, что эти роды были искусственно ускорены мерами, которые принял Поликала, врач семьи Кантемиров, состоявший также при Царицыном дворе, – руководил же действиями Поликалы не кто иной, как приятель князя Димитрия П. А. Толстой.

Портрет кисти Таннауэра. Граф Пётр Андреевич Толстой — государственный деятель и дипломат, сподвижник Петра Великого, один из руководителей его секретной службы.

Ему не впервой было играть двойственную роль: сближая княжну с Петром, он в то же время хотел быть угодным Екатерине; несчастная княжна оказалась его жертвой, хрупкою игрушкой в его жестких руках. Теперь су-пруга Петра могла быть покойна; опасность, которой она боялась, была устранена, и Толстой мог рассчитывать на благодарность Екатерины /…/

В Астрахани, среди семьи, князя встретили нерадостные вести: он застал дочь тяжко больною. Есть основание думать, что обстоятельства, сопрово-ждавшие ее болезнь, остались для него не выясненными; по крайней мере, врач Поликала продолжал находиться при нем. Но уже самый исход княжниной беременности уничтожал все тайные замыслы и надежды князя, и этого было совершенно достаточно, чтоб оконча-тельно разрушить его здоровье».

В своём рассуждении исследователь опирался на вышеприведённый анонимный и изданный через 70 лет после событий, «анекдот» о княжне Марии Кантемир как о «жене второго ранга», продолжающийся словами:

«…она [М.Д. Кантемир – прим. А.П.] была беременна; если она родит сына, он [Пётр I – прим. А.П.] будет должен объявить его наследником престола. Но Екатерина избежала такой немилости в результате двух довольно счастливых событий.

Неожиданно возникает необходимость экспедиции в Персию. Министры царя, желая проявить свою кипучую деятельность, вели спешную подготовку похода и торопили его [Царя – прим. А.П.] отъезд, что заставило его забросить все любовные приключения и все придворные интриги.

В то же самое время у Кантемир произошел выкидыш в Астрахани; это закончилось тем, что она потеряла своё место возле Императора, а Екатерина, которая сопровождала своего мужа в Персии и стойко выносила тяготы поездки и убийственно жаркий климат, вернула милость Петра ».

Петр I Великий.

Подчёркивавшееся анонимным автором участие П.А. Толстого в этих событиях в качестве сторонника интересов семьи Кантемиров привело к появлению «конспирологической» теории Л.Н. Майкова о его двойственном участии в указанных событиях, несмотря на то, что дальнейшая биография этой бесспорно выдающейся личности свидетельствует о личной приверженности Толстого заветам Петра и его беззаветной верности Екатерине после смерти императора.

Выраженную в завещании отца надежду на всё ещё возможный, по мнению Д.К. Кантемира, брак его дочери Марии со сватавшимся к ней И.Г. Долгоруковым, Л.Н. Майков был склонен трактовать как хитрую интригу, придуманную глубоко больным, измождённым, находящимся на пороге смерти человеком, призванную дать понять императрице, «…что для него осталась тайною близость Петра к его дочери ».

Наконец, окончательное оформление сплетен о близости императора и Марии Кантемир в жанр авантюрного романа принадлежит перу польского историка, писателя и публициста Казимира Феликсовича Валишевского (1849 – 1935), по словам которого:

«…когда Петр в 1722 году отправлялся в поход на Персию, его любовная интрига с Марией Кантемир тянулась уже несколько лет и казалась близкой к развязке, роковой для Екатерины.

Обе женщины сопровождали царя во время похода. Но Мария вынуждена была остаться в Астрахани, так как была беременна. Это еще больше укрепило ее приверженцев в победе. После смерти маленького Петра Петровича у Екатерины не было больше сына, которого Петр мог бы сделать своим наследником.

Предполагалось, что если по возвращении царя из похода Кантемир подарит ему сына, то Петр не колеблясь отделается от второй жены так же, как освободился от первой.

Если верить Шереру [предполагаемому автору анонимных анекдотов 1792 г. издания – прим. А.П.], друзья Екатерины нашли способ избавиться от опасности: вернувшись, Петр застал свою любовницу тяжелобольной после преждевременных родов; опасались даже за ее жизнь ».

Адольский И-Б.Г. «Портрет Екатерины I с арапчонком. 1725 г.

Любопытно, что ни один из авторов, придерживавшихся мнения о том, что описываемые авантюрные обстоятельства имели место в действительности, отчего-то, не указывает напрямую, при каких обстоятельствах Мария потеряла ребёнка: был ли это выкидыш, спровоцированный дальним путешествием, резкой сменой климата или болезнью, умер ли младенец в результате неудачных родов, или, всё же, прожил несколько дней, получив святое крещение.

Игнорирование многочисленных естественных факторов, которые могли бы привести к этому печальному событию, при настойчивых утверждениях об отравлении княжны подосланным врачом, также снижает доверие к подлинности этой истории.

Поводом для сомнения служит и то обстоятельство, что исследователи этой тёмной истории не только воздерживаются от указания даты этого события, но и уклонились от любых временных уточнений, как например, свершилось оно во время похода (18 июля – 9 октября 1722 г.) или уже после возвращения Д.К. Кантемира в Астрахань.

Согласно данным Байера, участвовавший в походе лейб-медик императрицы Георгий Поликала был приставлен к Кантемиру по указанию Петра I ещё в Дербенте и прибыл в Астрахань вместе с князем, а, значит, не мог участвовать в «коварной интриге» с отравлением одной из княгинь Кантемир до возвращения Д.К. Кантемира в Астрахань.

Особо следует обратить внимание на то, что ни один из сторонников «авантюрной версии» не обратил внимания ни на беременность мачехи Марии, светлейшей княгини Анастасии Кантемир, протекавшую как раз во время описываемых событий, ни на смерть её ребёнка в Астрахани в конце ноября того же 1722 года, сведения о чём были опубликованы Байером ещё в 1783 году.

Анастасия Кантемир, урожденная Трубецкая - мачеха Марии Кантемир.

Такая, довольно странная «избирательность» в толковании источников вкупе с «удвоением событий», думается, уже является поводом усомниться в том, что и мачеха и, бывшая её ровесницей, имевшая ту же фамилию, падчерица примерно в одно и то же время, находясь в одном и том же месте, на рыбном дворе в Астрахани, имели одну и ту же судьбу, связанную с потерей их младенцев-сыновей.

Между тем, непосредственный участник событий, И.И. Ильинский, на протяжении похода заведовавший получением писем для Д.К. Кантемира, ежедневно общавшийся с ним, и подробно отражавший в своём журнале историю семьи, ни словом не упоминает ни о беременности, ни о выкидыше, ни о болезни ни Марии, ни Анастасии Кантемир, упоминая, тем не менее, и о первых неудачных родах княгини Анастасии.

Так или иначе, достоверным следует почитать лишь то, что неопределённые слухи о беременности одной из княгинь Кантемир, всё же, носились в высшем Санкт-Петербургском обществе, так или иначе, достигнув ушей де Капредона и Кинского, которые не смогли или не сочли нужным узнать и поведать более точные сведения.

С другой стороны достоверные сведения о возможных встречах княжны Марии с государем исчерпываются немногочисленными упоминаниями о посещениях Петром I дома Кантемиров в Санкт-Петербурге и встречах семьи с императором в дни затяжного празднования Ништадского мира, на которых могла присутствовать Мария.

Думается, что отсутствие каких-либо более определённых данных об этом при высоком внимании современников и исследователей к дневному распорядку государя, делает эту историю ещё более сомнительной.

С другой стороны, отраженная в источниках мемуарного характера ревность светлейшего князя Д.К. Кантемира к его супруге Анастасии, обострившаяся в период её частых, едва не регулярных встреч, происходивших в то же самое время с другом её детства, герцогом Гольштейн-Готторпским была отмечена в дневнике Берхгольца, и уж конечно, не составляла тайны для общества вместе со «странным поведением» княгини валашской 14 апреля 1722 года (т. е. за 7 – 8 месяцев до родов) на званом обеде у австрийского посла графа Кинского – предполагаемого автора одного из двух главных источников, касающихся этой запутанной истории.