Литературно-исторические заметки юного техника. Последний бой крейсера «Варяг

Подвиг крейсера Варяг

Историки до сих пор спорят о событиях 9 февраля 1904 г., (27 января по старому стилю), когда два русских корабля, блокированных в корейском порту Чемульпо японской крейсерской эскадрой, приняли неравный бой.

Почему «Варяг» с «Корейцем» оказались в напряжённейший момент вдали от главных сил? Почему они не помешали высадке японского десанта?
Почему быстроходный «Варяг» не пошёл на прорыв в одиночку?
Подвиг крейсера Варяг , как они там оказались?
В декабре 1904 г. в Корее началось восстание, направленное против иностранцев. Правительства ряда стран потребовали присылки военных кораблей с воинскими контингентами для защиты дипмиссий. В связи с этим командование направило в Чемульпо , который прибыл туда 29 декабря (по старому стилю) и приступил к выполнению обязанностей старшего стационера. В это время в порту находились также крейсер «Боярин», привезший туда десант, и канонерская лодка «Гиляк».

Отделка ходовой рубки крейсера Варяг

На следующий день «Боярин» ушёл в Порт-Артур, ещё через день за ним последовал «Гиляк». А 5 января 1904 г. (18.01 по новому стилю) в Чемульпо пришёл «Кореец», посланный для установления связи с русским посланником: телеграфное сообщение было прервано.
Так образовалась знаменитая теперь пара: «Варяг» и .

Канонерская лодка Кореец в Чемульпо, февраль 1904 года

Почему пришлось биться с японской эскадрой?
25-26 января на Дальний Восток стали поступать правительственные сообщения о войне с Японией.
Командир «Варяга» Руднев предложил посланнику в Сеуле Павлову эвакуировать миссию на своём корабле, «чтобы не оставлять крейсер в чужом порту в случае объявления войны». Посланник отказался: у него не было соответствующих указаний из министерства.
Утром 26 января 4-й боевой отряд контрадмирала Уриу Сотокити, сопровождая транспорты с войсками, подошёл к корейским берегам. Высадку адмирал назначил в Чемульпо.

В 15.40 26 января «Кореец» с депешами и иностранной почтой на борту поднял якоря, направляясь в Порт-Артур.
В 15.55 с его борта прямо по курсу увидели японские корабли, подошедшие к фарватеру, ведущему из Чемульпо в открытое море.

Японское соединение состояло из шести крейсеров, восьми миноносцев, одного авизо, двух вооружённых пароходов и трёх транспортов. Перестроившись в три колонны, японцы заняли всю ширину фарватера. Не решившись идти на обострение ситуации, командир «Корейца» капитан II ранга Беляев повернул свой корабль назад.
Японцы прошли на рейд Чемульпо и около 6 ч вечера начали высадку десанта. Порт был нейтральным, объявления войны не было. К тому же нелишне вспомнить, что совсем недавно десант высаживал наш «Боярин», а также суда других держав - для защиты своих представительств от восставших.

«Варяг» с «Корейцем» не могли стрелять.
Около 7 ч утра 27 января (9 февраля) японские корабли, завершив высадку, покинули рейд Чемульпо.
Около 9.30 командира «Варяга» нашёл посыльный с переводом письма Уриу. Японский адмирал предлагал уйти с рейда; в противном случае он нападёт на русских прямо в порту.

В 11.20.« Варяг» снялся с якоря и дал ход.
В кильватер ему следовал «Кореец».
Бой, короткий и безнадёжный.
Уриу не ожидал выхода русских кораблей. Времени на подъём якорей не было - адмирал приказал расклепать цепи. Первый выстрел произвёл «Асама»; это было в 11.45.
Двум нашим кораблям противостояли шесть японских крейсеров - остальные участия в бою не принимали.
«Асама» был самым мощным - броненосный крейсер английской постройки с прекрасной скоростью, вооружением и бронированием. Второй броненосный крейсер, «Чиода», был стар, мал и слабо вооружён. Остальные крейсера были бронепалубными, из них «Ниитака» был совершенно новым, «Акаси» - сравнительно новым, а «Такачихо» и «Нанива» к моменту боя прослужили уже по 18 лет.

Японцы имели подавляющее преимущество в артиллерии; вес бортового залпа орудий крупного и среднего калибра у «Варяга» с «Корейцем» составлял 492 кг, а у японской эскадры - 1671 кг. Вся артиллерия японцев была современной, а самые мощные пушки наших кораблей, восьмидюймовки «Корейца», были старыми - недальнобойными и нескорострельными.
...Русские корабли ответили в 11.47.
По наблюдениям японцев, «Варяг» поначалу показал очень высокий темп стрельбы, но не смог поддерживать его более нескольких минут.
А в 12.03 крейсер получил первое попадание. 203-мм снаряд попал в ходовой мостик. Он убил дальномерщиков, мичмана Нирода, повредил ходовую рубку.
Из-за узости фарватера японцы действовали тремя боевыми группами по два корабля (см. схему); получалось, что одни их корабли временами закрывали цель от других.
Больше всех пострелять удалось «Асаме», «Чиоде» и «Ниитаке», всего они выпустили 393 снаряда крупных и средних калибров; остальным удалось сделать всего 26 выстрелов. В заключительной фазе боя в нём участвовали четыре миноносца.

Японцы во время отлива на борту затопленного Варяга, фото 1904 года

В 12.15 «Варяг» начал разворот на обратный курс. Русские корабли вернулись в порт и в 13.00 встали на якоря.
На «Варяге» в результате боя потеряли убитыми 30 человек, ранеными и контуженными - 85 человек, легкоранеными - 100 человек - всего около трети экипажа. Крейсер горел, часть его артиллерии была выведена из строя. Его положение стало хуже, чем до боя; «Кореец», пусть не повреждённый, в одиночку шансов не имел.
Командир решил взорвать «Корейца», а «Варяг» затопить, чтобы не повредить стоявшие в порту иностранные суда.

Подвиг крейсера Варяг , последний бой закончился...
Почему « Варяг не пошёл на прорыв? Почему нельзя было, пожертвовав малым, - старой канонерской лодкой - спасти большое- один из новейших крейсеров русского флота?
Ведь «Варяг», развивший на испытаниях более 23 узлов, был быстрее любого из кораблей Уриу. Полный ход, максимальная скорострельность, оптимальный, относительно положения японцев, курс и - рывок в открытое море...
Такого рода ошибки часто совершают люди, строящие свои выводы на двух-­трёх цифрах из краткого справочника по ТТЭ кораблей.
В первую очередь - о скорости.
Скорость, показанная кораблём сразу после постройки, почти никогда не достигается в повседневной службе.
Во-первых, корпус обрастает морскими организмами, отчего скорость неизбежно падает. Во-вторых, в ходе эксплуатации машины изнашиваются, а трубки котлов покрываются накипью. Последнее обстоятельство для «Варяга» было особенно актуально.

Требования к кораблю были заданы очень высокие. Фирма Крампа, строившая крейсер, настояла на установке котлов системы Никлосса. Они отличались высокой производительностью при малом весе; но ещё 14 апреля 1898 г. Морской технический комитет принял специальное постановление, в котором категорически отказал фирме Никлосса в поставке паровых котлов российскому флоту, признав их ненадёжными и даже опасными.
Тем не менее на обоих кораблях, строившихся Крампом для России, крейсере «Варяг» и броненосце «Ретвизан», были установлены именно такие котлы. В результате «Варяг» на испытаниях, проведённых в 1904 г., смог развить лишь 14-узловую скорость.
А японцы непосредственно в ходе боя у Чемульпо развивали до 18 узлов.
Во-вторых, ни о какой свободе выбора курса речь идти не могла. Наши корабли выходили из Чемульпо по узкому фарватеру, ограниченному островами и подводными камнями, и длина этого фарватера - 30 миль. Фарватер был перегорожен японской эскадрой...

В таких условиях становится понятным и то, почему Руднев не оставил в порту «Корейца». Если предстоял долгий артиллерийский бой с ограниченной возможностью маневрирования для обеих сторон, то две восьмидюймовки канонерской лодки могли оказаться очень полезными.
В конце концов, война только начиналась. Уриу мог иметь указание беречь корабли и, возникни в бою опасность потери ценных боевых единиц, он мог предпочесть отступление...

Осень 1904 года, судоподемные работы на рейде Чемульпо

Единственное, что можно назвать претензией к командиру Варяга. Это не полный вывод корабля из строя, известно что после подъема, тот своим ходом дошел до ремонтного дока.

10 мая 1899 года на верфи "Крамп и сыновья” в Филадельфии состоялась официальная церемония закладки бронепалубного крейсера 1 ранга для русского флота. Корабль являлся во многом экспериментальным – кроме новых котлов Никлосса, его конструкция содержала большое количество инноваций. Трижды забастовка рабочих на заводе срывала планы Русского Адмиралтейства, наконец 31 октября 1899 года «Варяг» был торжественно спущен на воду. Заиграл оркестр, 570 русских моряков из команды нового крейсера грянули: "Ура!”, на мгновение заглушив даже оркестровые трубы. Американские инженеры, узнав, что крестить корабль будут по русскому обычаю –– пожали плечами и открыли бутылку шампанского. Ту самую, которую, по американской традиции, следовало разбить о корпус корабля. Глава русской комиссии Э.Н. Щенснович сообщил своему начальству: "Спуск прошел благополучно. Деформаций корпуса не обнаружено, водоизмещение совпало с расчетным”. Знал ли кто-нибудь из присутствующих, что он находится не только при спуске корабля, но и при рождении легенды русского флота?
Есть поражения позорные, но есть и такие, что дороже всякой победы. Поражения, закаляющие воинский дух, о которых слагаются песни и легенды. Подвиг крейсера «Варяг» был выбором между позором и честью.

8 февраля 1904 года в 4 часа дня русская канонерская лодка «Кореец» была обстреляна японской эскадрой при выходе из порта Чемульпо: японцы выпустили 3 торпеды, русские ответили стрельбой из 37 мм револьверной пушки. Не став дальше ввязываться в бой, «Кореец» поспешно отошел назад на рейд Чемульпо.

День закончился без происшествий. На крейсере «Варяг» военный совет всю ночь решал, как поступить в данной ситуации. То, что война с Японией неизбежна, понимали все. Чемульпо блокирован японской эскадрой. Многие офицеры высказывались за то, чтобы под покровом ночи выйти из порта и прорваться с боем к своим базам в Манчжурии. В темноте маленькая русская эскадра имела бы значительное преимущество, чем при дневном сражении. Но Всеволод Федорович Руднев, командир «Варяга» не принял ни одного из предложений, ожидая более благополучного развития событий.
Увы, утром в 7 час. 30 минут командиры иностранных судов: английского - Talbot, французского - Pascal, итальянского -Elba и американского - Vicksburg получили извещение с указанием времени сдачи уведомления от японского адмирала о начале враждебных действий между Россией и Японией, и что адмирал предложил русским судам уйти с рейда до 12 час. дня, в противном случае они будут атакованы эскадрой на рейде после 4 час. того же дня, причём иностранным судам было предложено уйти с рейда на это время, для их безопасности. Эти сведения были доставлены на «Варяг» командиром крейсера Pascal. В 9 часов 30 минут утра 9 февраля на борту HMS Talbot капитан Руднев получил извещение японского адмирала Уриу, объявлявшее о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и требовавшее, чтобы Варяг к полудню вышел из порта, в противном случае, в четыре часа японские корабли дадут бой прямо на рейде.

В 11:20 «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей. Через пять минут на них сыграли боевую тревогу. Английские и французские корабли встретили проходящую русскую эскадру звуками оркестра. Нашим морякам предстояло с боем пройти узкий 20-мильный фарватер и вырваться в открытое море. В половину двенадцатого с японских крейсеров поступило предложение сдаться на милость победителя, русские проигнорировали сигнал. В 11:45 японцы открыли огонь…

За 50 минут неравного боя «Варяг» выпустил по врагу 1105 снарядов, из них 425 крупнокалиберных (правда, согласно японским источникам, попаданий в японские корабли было не отмечено). Слабо верится этим данным, ведь за несколько месяцев до трагических событий Чемульпо, «Варяг» участвовал в учениях Порт-Артурской эскадры, где из 145 выстрелов трижды поразил цель. В конце-концов, точность стрельбы японцев тоже была просто смехотворна – 6 крейсеров добились за час всего 11 попаданий в "Варяг"!

На "Варяге" горели разбитые шлюпки, вода вокруг него кипела от взрывов, остатки корабельных надстроек с грохотом падали на палубу, погребая под собой русских матросов. Замолкали один за другим подбитые орудия, вокруг которых лежали убитые. Японская картечь сыпалась дождем, палуба "Варяга" превратилась в страшное зрелище. Но, несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, "Варяг" все же вел прицельный огонь по японским судам из оставшихся орудий. Не отставал от него и "Кореец". Получив критические повреждения, «Варяг» описал широкую циркуляцию в фарватере Чемульпо и был вынужден через час вновь вернуться на рейд.


Легендарный крейсер после боя

«…Я никогда не забуду этого потрясающего зрелища, представившегося мне, - вспоминал потом командир французского крейсера, ставший свидетелем невиданного сражения, - палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения: в местах, где разрывались снаряды, краска обуглилась, все железные части пробиты, вентиляторы сбиты, борта и койки обгорели. Там, где было проявлено столько геройства, все было приведено в негодность, разбито на куски, изрешечено; плачевно висели остатки мостика. Дым шел из всех отверстий на корме, и крен на левый борт все увеличивался…»
Несмотря на столь эмоциональное описание француза, положение крейсера отнюдь не было столь безнадежным. Уцелевшие матросы самоотверженно тушили очаги пожаров, аварийные команды заводили пластырь под крупную пробоину в подводной части левого борта. Из 570 человек команды было убито 30 матросов и 1 офицер. Канонерская лодка «Кореец» потерь среди личного состава не имела.


Эскадренный броненосец "Орел" после Цусимского сражения

Для сравнения в Цусимском бою из 900 человек команды эскадренного броненосеца «Александр III» не спасся никто, а из 850 человек команды эскадренного броненосца «Бородино» был спасен только 1 матрос. Несмотря на это, в кругах любителей военной истории сохраняется уважение к этим кораблям. «Александр III» в течение нескольких часов вел под яростным огнем всю эскадру, умело маневрируя и периодически сбивая японцам прицел. Теперь уже никто не скажет, кто грамотно управлял броненосцем в последние минуты – командир ли, или кто-либо из офицеров. Но русские моряки до конца выполнили свой долг – получив критические повреждения в подводной части корпуса, пылающий броненосец перевернулся на полном ходу, так и не спустив флага. Из экипажа не спасся ни один человек. Спустя пару часов его подвиг повторил эскадренный броненосец «Бородино». Дальше русскую эскадру вел «Орел». Тот самый героический эскадренный броненосец, получивший 150 попаданий, но частично сохранивший боеспособность до самого конца Цусимского сражения. Вот такая неожиданная ремарка получилась. Светлая память героям.

Тем не менее, положение «Варяга», получившего попадания 11 японскими снарядами, оставалось серьезным. На крейсере было повреждено управление. К тому же, серьезно пострадала артиллерия, из 12 шестидюймовых орудий уцелело только семь.

В. Руднев на паровом французском катере отправился на английский крейсер «Тэлбот», чтобы договориться о перевозке экипажа «Варяга» на иностранные корабли и сообщить о предполагаемом уничтожении крейсера прямо на рейде. Против взрыва русского крейсера возражал командир «Тэлбота» Бэйли, мотивируя свое мнение большой скученностью кораблей на рейде. В 13 час. 50 мин. Руднев вернулся на «Варяг». Спешно собрав находящихся поблизости офицеров, он сообщил им о своем намерении и получил их поддержку. Сразу же приступили к перевозке раненых, а затем всего экипажа, судовых документов и корабельной кассы на иностранные корабли. Офицеры уничтожали ценное оборудование, разбивали уцелевшие приборы, манометры, разбирали замки пушек, выбросывая детали за борт. Наконец, были открыты кингстоны, и в шесть часов вечера «Варяг» лег на дно на левый борт.

Русских героев разместили на иностранных кораблях. Английский "Тэлбот" принял на борт 242 человека, итальянский корабль взял 179 русских моряков, остальных разместил на своем борту французский "Паскаль". Совершенно омерзительно повел себя в этой ситуации командир американского крейсера «Виксбург», наотрез отказавшийся рамещать на своем корабле русских моряков без официального разрешения Вашингтона. Так и не приняв на борт ни одного человека, «американец» ограничился лишь отправкой на крейсер врача. Французские газеты писали по этому поводу: "Очевидно, американский флот слишком еще слишком молод, чтобы иметь те высокие традиции, которыми воодушевлены все флоты других наций."


Экипаж канонерской лодки "Кореец" взорвал свой корабль

Командир канонерской лодки «Кореец», капитан II ранга Г.П. Беляев, оказался более решительным человеком: несмотря на все предостережения англичан, он взорвал канонерскую лодку, оставив японцам на память лишь груду металлолома.

Несмотря на бессмертный подвиг экипажа "Варяга", Всеволоду Федоровичу Рудневу все-таки следовало не возвращаться в порт, а затопить крейсер в фарватере. Такое решение значительно осложнило бы японцам использование порта, и сделало невозможным подъем крейсера. Самое главное – уже никто бы не смог сказать, что «Варяг» ретировался с поля боя. Ведь сейчас многие «демократические» источники пытаются превратить подвиг русских моряков в фарс, т.к. якобы крейсер погиб не в бою.

В 1905 году «Варяг» был поднят японцами и введен в состав Японского Императорского флота под именем «Соя», но в 1916 году Российская Империя выкупила легендарный крейсер.

Напоследок хочу напомнить всем «демократам» и «искателям правды», что после заключения перемирия японское правительство нашло возможным наградить капитана Руднева за подвиг "Варяга". Сам капитан не хотел принимать награду от противной стороны, но Государь лично попросил его сделать это. В 1907 году Всеволод Федорович Руднев был награжден орденом Восходящего солнца.


Мостик крейсера "Варяг"


Карта боя у Чемульпо из вахтенного журнала "Варяга"

В конце 19 века морское министерство Российской Империи заказало в Соединённых Штатах строительство лёгкого бронепалубного крейсера. Контракт был подписан 11 апреля 1898 года, а местом строительства были выбраны верфи компании "American Company William Cramp & Sons" на реке Делавэр в Филадельфии.

Несмотря на американское "происхождение", всё вооружение крейсера "Варяг" было изготовленно в России. Орудия - на Обуховском заводе, торпедные аппараты - на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге. Ижевский завод изготовил оборудование для камбуза. А вот якоря заказывали в Англии .

Технические характеристики

Для своего времени "Варяг" был одним из кораблей высочайшего класса. Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1 ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов.

Подобное оснащение было не единственной сильной стороной крейсера. Он отличался от кораблей, построенных ранее значительно большим количеством приборов и механизмов, работавших от электричества .

Кроме этого, вся мебель крейсера была сделана из металла . Это значительно увеличивало сохранность корабля в бою и во время пожара: прежде мебель делали деревянной и горела она, как следствие, очень хорошо.

Крейсер "Варяг" стал также первым судном российского флота, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий.

Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукт`оров и 20 офицеров.

При всех достоинствах не обошлось и без недостатков: котлы, установленные на крейсере, через несколько лет эксплуатации уже не давали нужных мощностей и в 1901 даже зашла речь о ремонте. Однако на испытаниях 1903 года перед уходом из Кронштадта в порт приписки "Варяг" показал отличные ходовые качества, близкие к максимально возможным.

Спуск на воду и путь в порт приписки

Крейсер "Варяг" бы спущен на воду 19 октября 1899 года. До января 1901 года прибывшая из России команда вела работы по вооружению и укомплектовке судна. В середине января оснащение было закончено и корабль был официально принят в состав военно-морского флота Российской Империи.

Утром 3 мая 1901 года "Варяг" отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. В Кронштадте крейсер провёл совсем немного времени: после двух смотров, один из которых произвёл лично великий князь Алексей Александрович, "Варягу" было выписано назначение в Порт-Артур на усиление 1-й Тихоокеанской эскадры. Кораблей в составе этой эскадры было не так уж и много и они были разбросаны по всем портам: Владивосток, Порт-Артур, Дальний, Чемульпо, около Сеула, у берегов Кореи.


В порт приписки крейсер добирался через полмира: сначала курс лежал через Балтикийское и Северное моря, затем через Ла-Манш в Атлантический океан, потом - вокруг Африки в Индийский океан. Всё плаванье заняло примерно полгода и 25 февраля крейсер "Варяг" встал на якорь на внешнем рейде Порт-Артура.

Сражение, гибель и дальнейшая судьба

"Варяг" принял участие в одном из самых драматичных морских сражений в истории . Дело было во время Русско-японской войны, буквально за месяц до начала которой царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев направил крейсер "Варяг" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхонь).

  • 26 января (8 февраля) 1904 японская эскадра контр-адмирала Уриу блокировала порт Чемульпо, чтобы прикрыть высадку десанта и не допустить вмешательства "Варяга".
  • 27 января (9 февраля) капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до полудня покинуть порт, в противном случае русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли.

В полдень "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" вышли из порта и на расстоянии 10 миль встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми. Бой длился всего 50 минут. За это время "Варяг" выпустил по противнику 1105 снарядов, "Кореец" - 52 снаряда.

В ходе сражения "Варяг" получил 5 пробоин ниже ватерлинии и лишился трех 6−тидюймовых орудий. По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой , и было принято решение вернуться в порт Чемульпо.

В порту после оценки серьёзности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нём были по возможности уничтожены, сам крейсер был затоплен, а "Кореец" взорван. Впрочем, это ещё не конец истории легендарного крейсера.


  • В 1905 году японцы подняли и отремонтировали "Варяг". Корабль получил новое имя "Соя" и последующие несколько лет служил учебным судном для японских моряков.
  • В 1916 году Россия выкупила корабль у Японии, а в 1917 году корабль отплыл в доки Великобритании для ремонта. После революции у советского правительства не оказалось возможности оплатить ремонтные работы и корабль остался англичанам.
  • В 1920 году британские власти продали крейсер на слом в Германию.
  • В 1925 году при транспортировке "Варяг" попал в шторм и сел на мель близ ирландских берегов, недалеко от поселка Лендалфут. Там же легенда военно-морского флота и нашла свой последний причал: корабль был взорван, чтобы корпус не мешал рыболовству и судоходству.
  • В 2004 году было точно установлено место затопления крейсера. Сейчас всё, что осталось от суда лежит на морском дне на глубине 8 метров, в нескольких сотнях метров от берега.

Сегодня на Дальнем Востоке , в Ирландии и Корее открыты музеи и мемориалы, посвящённые памяти крейсера "Варяг". Подвигу экипажей кораблей посвящены песни "Врагу не сдается наш гордый "Варяг" и "Плещут холодные волны", кроме того, в 1972 году в СССР была выпущена памятная почтовая марка с изображением крейсера.

Крейсер «Варяг» не нуждается в представлении. Тем не менее, бой при Чемульпо до сих пор является тёмной страницей русской военной истории. Его итоги неутешительны, а об участии «Варяга» в этом сражении до сих пор ходит масса заблуждений.

«Варяг» - слабый крейсер

В популярных изданиях встречаются оценка, что боевая ценность «Варяга» была невелика. Действительно, в силу некачественных работ, выполненных при постройке в Филадельфии, «Варяг» не мог развивать контрактную скорость в 25 узлов, теряя тем самым главное преимущество легкого крейсера.

Вторым серьезным недостатком стало отсутствие броневых щитов у орудий главного калибра. С другой стороны, Япония в период Русско-японской войны в принципе не имела ни одного бронепалубного крейсера, способного противостоять «Варягу» и аналогичным с ним по вооружению «Аскольду», «Богатырю» или «Олегу».

12 152 мм орудий не имел ни один японский крейсер данного класса. Правда, боевые действия складывались так, что экипажам русских крейсеров ни разу не приходилось сражаться с равным по численности или классу противником. Японцы всегда действовали наверняка, компенсируя недостатки своих крейсеров численным перевесом и первым, но далеко не последним в этом славном и трагическом для русского флота списке стал бой крейсера «Варяг».

На «Варяг» и «Кореец» обрушился град снарядов

В художественных и популярных описаниях боя при Чемульпо нередкого говорится, что «Варяг» и «Кореец» (не получивший ни одного попадания) были буквально засыпаны японскими снарядами. Однако официальные цифры свидетельствуют об ином. Всего за 50 минут боя при Чемульпо шесть японских крейсеров израсходовали 419 снарядов: «Асама» 27 - 203 мм. , 103 152 мм., 9 76 мм; «Нанива» - 14 152 мм; «Нийтака» - 53 152 мм., 130 76мм. «Такачихо» - 10 152 мм, «Акаси» - 2 152 мм, «Чиода» 71 120 мм.

В ответ с «Варяга» было выпущено, если верить рапорту Руднева, 1105 снарядов: 425 -152мм, 470 - 75 мм, 210 47 мм. Получается, что русские комендоры добились высочайшей скорострельности. К этому можно добавить 22 203 мм, 27 152 мм и 3 107 мм снаряда, выпущенных с «Корейца».

То есть в бою при Чемульпо два русских корабля выпустили снарядов почти в три раза больше, чем вся японская эскадра. Дискуссионным остается вопрос о том как на русском крейсере велся учет израсходованных снарядов или цифра была указана примерно по результатам опроса экипажа. И могло ли быть выпущено такое количество снарядов на крейсере, лишившемся к концу боя 75 % своей артиллерии?

Контр-адмирал во главе «Варяга»

Как известно, после возвращения в Россию и при увольнении в отставку в 1905 году, командир «Варяга» Руднев получил чин контр-адмирала. Уже в наши дни имя Всеволода Федоровича получила одна из улиц в Южном Бутово в Москве. Хотя, может, логичней было все же назвать капитана Руднева, если необходимо выделить среди его известных однофамильцев в военном деле.

Ошибки в названии нет, но этот образ требующий уточнения - в военной истории этот человек остался капитаном 1-го ранга и командиром «Варяга», а как контр-адмирал никак уже себя не мог проявить. А вот явная ошибка прокралась в ряд современных учебников для старшеклассников, где уже звучит «легенда» о том что крейсером «Варяг» командовал именно контр-адмирал Руднев. Вдаваться в подробности и думать о том, что контр-адмиралу командовать бронепалубным крейсером 1-го ранга как то не по рангу, авторы не стали.

Два против четырнадцати

В литературе часто указывается, что крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были атакованы японской эскадрой контр-адмирала Уриу в составе 14 кораблей - 6-ти крейсеров и 8-ми миноносцев.

Тут необходимо сделать несколько уточнений.

Внешне громадный численный и качественный перевес японцев, которым в ходе боя противник так и не воспользовался. Необходимо учесть, что накануне боя у Чемульпо эскадра Уриу состояла даже не 14, а 15 вымпелов - броненосного крейсера «Асама», бронепалубных крейсеров «Нанива», «Такачихо», «Нийтака», «Чиода», «Акаси» и восьми миноносцев и авизо «Чихайя».

Правда, еще накануне боя с «Варягом» японцы понесли небоевые потери. При попытке канонерской лодки «Кореец» проследовать из Чемульпо в Порт-Артур японская эскадра начала опасное маневрирование (закончившееся применением орудия) вокруг русской канонерки, в результате чего миноносец «Цубаме» вылетел на мель и непосредственно в бою не участвовал. Не участвовало в бою и посыльное судно «Чихайя», которое, тем не менее, находилось в непосредственной близости от место боя. Реально бой вела группа из четырех японских крейсеров, еще два крейсера участвовали лишь эпизодически, а наличие у японцев миноносцев так и осталось фактором присутствия.

«Крейсер и два миноносца противника на дне»

Когда речь идет о военных потерях, нередко этот вопрос становится объектом жарких дискуссий. Не исключением стал и бой у Чемульпо, оценки японских потерь в котором весьма противоречивы.

Русские источники указывают на очень большие потери противника: потопленный миноносец, 30 убитых и 200 раненых. Базируются они в основном на мнении представителей иностранных держав, наблюдавших за боем.

Со временем в «потопленных» оказались уже два миноносца и крейсер «Такачихо» (кстати эти данные и попали в худ. фильм «Крейсер Варяг»). И если судьба некоторых японских миноносцев вызывает вопросы, то крейсер «Такачихо» благополучно пережил Русско-японскую войну и погиб 10 лет спустя со всем экипажем при осаде Циндао.

Рапорты всех командиров японских крейсеров указывают на отсутствие потерь и повреждений на своих кораблях. Другой вопрос: куда после боя в Чемульпо на два месяца «исчез» главный противник «Варяга» броненосный крейсер «Асама»? Ни у Порт-Артура, ни в составе действовавшей против Владивостокского отряда крейсеров эскадры адмирала Каммимуры не было. И это в самом начале войны, когда исход противостояния далеко не был решен.

Вполне вероятно, что корабль, ставший главной целью орудий «Варяга» получил серьезные повреждения, но в начале войны в пропагандистских целях японской стороне об этом было говорить нежелательно. По опыту Русско-японской войны хорошо известно как японцы длительное время пытались скрывать свои потери, например, гибель броненосцев «Хацусе» и «Ясима», а ряд миноносцев, оказавшихся, видимо, на дне просто списали после войны как не подлежащие ремонту.

Легенды японской модернизации

Целый ряд заблуждений связан со службой «Варяга» в составе японского флота. Одна из них, связанна с тем, что японцы после подъема «Варяга» в знак уважения сохранили российский государственный герб и имя крейсера. Однако это скорее связано было не с желанием отдать дань уважения экипажу героического корабля, а с конструктивными особенностями - герб и имя были вмонтированы в кормовой балкон и новое название крейсера «Сойя» японцы закрепили по обеим сторонам на решетке балкона. Вторым заблуждением является замена на «Варяге» котлов Николосса на котлы Миябара. Хотя основательный ремонт машин все же пришлось произвести и крейсер на испытаниях показал скорость в 22,7 узла.

Песни, ставшие народными

Подвиг крейсера «Варяг» нашел широкое отражение в литературе, музыке и художественном кинематографе. Одних песен о «Варяге» после Русско-японской войны появилось не менее 50. До нашего времени дошло лишь три. Две из них, «Варяг» и «Гибель Варяга» обрели широкую известность - с незначительно измененным текстом они проходят через весь фильм «Крейсер «Варяг», причем «Гибель «Варяга» длительное время считалась народной, хотя это не так. Стихи Репнинского «Варяг» («Плещут холодные волны» были опубликованы менее чем через месяц после легендарного боя в газете «Русь», а затем положены на музыку композитором Беневским, причем мелодия созвучна еще целому ряду русских военных песен периода Русско-японской войны

27.01.1904 (9.02). – Геройская гибель крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" в неравном бою с японской эскадрой

Врагу не сдается наш гордый "Варяг"

Под впечатлением подвига экипажа крейсера «Варяг» австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение "Варяг", посвящённое этому событию. Оно было опубликовано в немецком журнале "Югенд" (1904, № 10). В апреле 1904 г. Н.К. Мельников и Е.М. Студенская опубликовали переводы этого стихотворения. Перевод Е. Студенской русским обществом был признан более удачным. И вскоре музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка А.С. Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев "Варяга" и "Корейца", положил эти стихи на музыку.

Впервые песня была исполнена на торжественном приёме, устроенном в честь офицеров и матросов "Варяга" и "Корейца".

Песня стала очень популярна в России. Особенно её любили военные моряки. В годы из песни был удалён третий куплет, так как японцы в этой войне были уже союзниками. И об авторе песни тоже постарались забыть.

При власти большевиков многие военные песни царской России попали под запрет и только с началом многие из них были возвращены, в том числе и песня о "Варяге".

Наверх, вы, товарищи, все по местам,
Последний парад наступает.
Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!

Все вымпелы вьются и цепи гремят,
Наверх якоря поднимая,
Готовятся к бою орудия в ряд,
На солнце зловеще сверкая!

Из пристани верной мы в битву идем,
Навстречу грозящей нам смерти,
За родину в море открытом умрем,
Где ждут желтолицые черти!

Свистит и гремит, и грохочет кругом.
Гром пушек, шипенье снарядов,
И стал наш безсмертный и гордый «Варяг»
Подобен кромешному аду.

В предсмертных мученьях трепещут тела,
Гром пушек, и дым, и стенанья,
И судно охвачено морем огня,
Настала минута прощанья.

Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
Кипящее море под нами!
Не думали, братцы, мы с вами вчера,
Что нынче умрём под волнами.

Не скажут ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы русского флага,
Лишь волны морские прославят одни
Геройскую гибель «Варяга»!

Оригинальный немецкий текст:

Auf Deck, Kameraden, all" auf Deck!
Heraus zur letzten Parade!
Der stolze Warjag ergibt sich nicht,
Wir brauchen keine Gnade!

An den Masten die bunten Wimpel empor,
Die klirrenden Anker gelichtet,
In stürmischer Eil` zum Gefechte klar
Die blanken Geschütze gerichtet!

Aus dem sichern Hafen hinaus in die See,
Fürs Vaterland zu sterben
Dort lauern die gelben Teufel auf uns
Und speien Tod und Verderben!

Es drohnt und kracht und donnert und zischt,
Da trifft es uns zur Stelle;
Es ward der Warjag, das treue Schiff,
Zu einer brennenden Hölle!

Rings zuckende Leiber und grauser Tod,
Ein Aechzen, Rocheln und Stöhnen -
Die Flammen um unser Schiff
Wie feuriger Rosse Mähnen!

Lebt wohl, Kameraden, lebt wohl, hurra!
Hinab in die gurgelnde Tiefe!
Wer hätte es gestern noch gedacht,
Dass er heut` schon da drunten schliefe!

Kein Zeichen, kein Kreuz wird, wo wir ruh`n
Fern von der Heimat, melden -
Doch das Meer das rauschet auf ewig von uns,
Von Warjag und seinen Helden!

Обсуждение: 15 комментариев

    Это великая песня. На её мелодию - ликующую, яркую, запоминающуюся - надо было писать гимн новой России! Неправильно, не по-хозяйски пользуемся таким сокровищем. Именно такие песни сплачивают народ.
    Ищу переводы "Варяга" на другие языки. Кто может помочь?
    Заранее спасибо.
    Владимир

    Еще каких то 100 лет назад в наших врагах присутствовали хоть какие-то проявления чести и уважения к противнику. Что же будет после наших детей?

    Спасибо за статью! Все прочитал, очень интересно. Вы делаете правильное дело. К своему стыду должен признать, что ничего об авторе текста не знал! А подвигу Варяга я посвятил такое стихотворение. Вот на него ссылка http://www.stihi.ru/2009/06/12/5729

    УРА, УРА, УРА. Слава нашим войнам!

    Упокой,Господи, всех погибших защитников чести ВМФ и прости им вся... И даруй им царство Твое

    Речь командира крейсера В. Ф. Руднева перед боем: «Сегодня получил письмо японского адмирала о начале военных действий с предложением оставить рейд до полдня. Безусловно мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы сильна она не была. Никаких вопросов о сдаче не может быть – мы не сдадим крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте ваши обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. В случае пожара, тушить его без огласки, давая мне знать. Помолимся Богу перед походом и с твердой верой в милосердие Божие, пойдем смело в бой за веру, Царя и отечество. Ура!»[источник: [Руднев В. Ф.] "Бой «Варяга» у Чемульпо 27-го января 1904 года". – СПб., 1907 – с.11-12]
    По окончании речи командира корабельный священник произнес молитву «за дарование победы». Музыка сыграла гимн, команда выразила готовность сражаться насмерть.
    Через 15 минут 2 русских судна вышли на бой против 14 японских, 726 русских моряков - против 2.680 японских. Исход боя был предрешен заранее…
    «Еще при самом начале русско-японской войны мужественным, самоотверженным героем заявил себя священник на крейсере «Варяг» о. Михаил Руднев. Подвергая ежеминутно во время жестокого боя у Чемульпо жизнь свою опасности, он безтрепетно ходил по палубе корабля, залитой кровью, заваленной ранеными и искалеченными трупами убитых, напутствуя умиравших, утешая страждущих и воодушевляя сражавшихся. Самым деятельным образом помогал он и в уходе за ранеными». [Н. Петров. "Герои-священники. (Юбилейные воспоминания.)" //"Херсонские епархиальные ведомости". отд. неофиц. - № 13-14 – Одесса – 15 июля 1914 г. – с. 443] В чем мужество нахождения под огнем? Согласно отчета доктора М. Л. Банщикова, опубликованного в сборнике ["Санитарный отчет по флоту за русско-японскую войну 1904-1905 гг." – ч.1 – Кронштадт.,1915 – с.321] из находившихся под броневой защитой крейсера «Варяг» пострадало всего 5 моряков. Зато «из находившихся на верхней палубе и на марсах» 263 человек пострадало 125 моряков – практически каждый второй!
    «Мало кто знает, что, когда русские моряки покидали тонущий крейсер «Варяг», последним его оставил не капитан корабля, а судовой священник, до конца продолжавший стоять на мостике с поднятым вверх крестом. Подобные факты были просто выкинуты из нашей истории советскими историками».[протоиерей Александр Сычев. «Воинство Христово» //"Мастер-ружье" - № 54 – М., 2001 – с. 60]
    Подвиг «Варяга» восхитил японцев. По окончании войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило В. Ф. Руднева орденом Восходящего Солнца. Поднятый японцами крейсер стал учебным кораблем, куда приходили на экскурсии группы японских моряков – для примера мужества.

    Да, по праву есть чем гордиться.

    Блохин пётр павлович. мне не посчастливилось служить на флоте, хотя это была мечта моего детства и бестолковой юности. Однако историю Флота Российского, подвиги моряков русских я запомнил навсегда. И ничем не уступает подвиг русских моряков крейсера "Светлана"(1905г.) доблести линейного корабля "Евстафий" из эскадры адмирала Спиридова в Чесменском сражении.Подвиг моряков Балтики при эвакуации Таллина - это тоже подвиг.Легко быть героем, когда ты побеждаешь. А критиковать тех, кто ценою своей жизни лишь чуточку скрасил горечь поражений и о нём все постарались забыть, или того хуже повесить на них всех дохлых собак - это,ребята паскудство. Мы дошли до того,что критикуем наших лучших полководцев и флотоводцев. Кажный мнит себя стратегом, видя бой со стороны.Как унижен даже в официальной историографии контр- адмирал Витгефт, геройски погибший на броненосце "Цесаревич". Если бы фашисты не превратили генерала Д. Карбышева в льдину о нём бы,я думаю, никто бы не вспомнил, хотя в плену он вёл себя, как трижды ГЕРОЙ. Поэтому мне представляется дикостью искать у наших ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА ошибки, изъяны и неблаговидные поступки. Это преступление перед БОГОМ РОДИНОЙ и своими потомками.А посему полемику вокруг действий командира "Варяга" В.Ф.Руднева я считаю безнравственной ипреступной.

    До чего же в России живучи глупые сказки… в том числе и о никогда не существовавшем в действительности подвиге бронепалубного крейсера 1-го ранга "Варяг", что уже неоднократно разоблачалось в той же Российской Империи сразу после Русско-Японской войны… и с разоблачениями выступали участники этой войны.

    Например, в 1906 году в Санкт-Петербурге вышла книга Е.И.Мартынова "Из печального опыта русско-японской войны", в которой он, в частности, высказался по поводу организованной в стране фальшивой кампании по чествованию экипажей "Варяга" и "Корейца" (цитирую): "Неудовольствие в офицерской среде стало ещё сильнее, когда впоследствии выяснилось, что вообще в указанном бою экипажем "Варяга" не было совершено никакого подвига, а на "Корейце" даже почти не было потерь." (конец цитирования).

    Но русское оголтелое враньё и поныне живёт и здравствует - видимо, чтобы оглуплять молодое поколение России.

    Вы разместили тут 5 огромных текстов, но формат комментариев для этого не предназначен. Изложите кратко суть Вашего возражения и дайте ссылку на опубликованный материал.

    Изложить суть моих пяти текстов в кратком виде трудно, ибо я и так сократил тему до минимально обоснованного состояния. Если сокращать и дальше, то причинно-следственные связи перестанут просматриваться и вся логика событий распадётся. И как тогда докажешь, что всё не так, как кратко изложено в Вашей статье "Геройская гибель крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" в неравном бою с японской эскадрой"?

    Ссылок на источники достаточно в моих текстах (если Вы их читали)… В частности, русские рапорты, донесения, акты и частично японские документы приведены в книге большого энтузиаста крейсера "Варяг" В.И.Катаева ("Крейсер "Варяг", Издательства "Коллекция", "Яуза", "Эксмо", Москва, 2008 год). Катаев написал целую трилогию на тему "Варяга" (постепенно переходя ко всё более прозаичным и негероическим выводам, хотя от констатации "подвига" не отказался), а также издал отдельную монографию о канонерской лодке "Кореец"… и даже посетил место события - порт Инчхон, к которому примыкает район Чемульпо, и прошёл по фарватеру, по которому когда-то эти русские корабли шли в бой.

    В дополнение (из того, что не приведено в моих предыдущих пяти текстах) могу сослаться на журналы, в которых опубликованы японские документы и описание японских действий у Чемульпо, а также версия нейтральной стороны (хотя сейчас на руках у меня лишь американская, но на русском языке опубликованы и французская, и английская).

    "Морская кампания", номер 7 от 2007 года, статья "Десантная операция японской армии и флота в Инчхоне 8-9 февраля 1904 года (часть 1)". Новая информация о Русско-Японской войне: подготовка десантной операции в Чемульпо (Инчхоне).

    "Морская кампания", номер 10 от 2007 года, статья "Десантная операция японской армии и флота в Инчхоне 8-9 февраля 1904 года (часть 2)". Бой при Чемульпо: взгляд с японской стороны.

    "Морская война", номер 2 от 2008 года, статья "События в Чемульпо. Взгляд из-под звёздно-полосатого флага". Рукописный дневник, отчёты, полученные письма и телеграммы командира американской канонерской лодки (стационера в Чемульпо) "Виксбург" У.А.Маршалла.

    Вы опять прислали несколько огромных текстов. Дайте эл. ссылки на их публикации в интернете, чтобы не перегружать комментарии тут.

    Я не знаю адресов в Интернете на поименованные мной в предыдущем сообщении источники информации (в которых подробно разбирается предыстория, история и послеистория боя при Чемульпо и тактические и технические детали этого боя), так как все эти источники находятся у меня на руках в виде обычных бумажных носителей - отпечатанных типографским способом книг и журналов со схемами, таблицами и фотографиями.

    Впрочем, освободится "лишний часок", поищу, хотя весьма муторное дело копаться в нашей отечественной помойке, называемой Рунетом.

    Однако Вы сами можете сравнить, к примеру, фотографии неплохо сохранившегося после боя русского крейсера "Варяг" и германского лёгкого крейсера "Эмден" после неравного боя в ноябре 1914 года - груда бесформенного искорёженного металла. А всё потому, что "Варяг" просто имитировал попытку прорыва "для проформы", а "Эмден" сражался по-настоящему…

    Андрею Улыбину... А ничего, что Мартынов, на которого Вы так неосторожно ссылаетесь, и сам вел себя на РЯВ мягко говоря "неадекватно"? По крайней мере нарекания со стороны сослуживцев к нему были и немалые, а после войны сабж просто решил сделать себе на критике карьеру. Что до "Варяга", то Рудневу можно что-то предъявить только за необъективный доклад о событиях и за "потопление" крейсера, но никак не за сам бой. Однако в РИФ подобными деяниями грешили и до него, и после, было ведь?