Лондонский клуб кредиторов объединяет. Лондонский клуб кредиторов. Парижский и Лондонский клубы. Отношения с Россией

Процесс реструктуризации начинается с того момента, когда страны-кредиторы отказываются предоставлять должнику дальнейшие кредиты. Правительство страны-должника обращается к правительству Франции с официальной просьбой о проведении переговоров с представителями стран-кредиторов. Если страна-должник имеет обязательство МВФ о выделении обусловленной суммы кредита на период требуемой отсрочки, Парижский клуб назначает дату проведения переговоров. Если договоренности с МВФ нет, то Парижский клуб напоминает стране-должнику об обусловленности отсрочки платежей обязательством должника проводить рекомендованную МВФ экономическую политику.

Переговоры о предоставлении отсрочки фактически начинаются с заседания представителей стран-кредиторов без участия делегации страны-должника, где подробно обсуждается вопрос о заявлении данного конкретного должника и вырабатывается общая стратегия для будущих переговоров. Затем приглашается представитель страны-должника (как правило, министр финансов или председатель Центрального банка), который выступает с сообщением о положении страны и излагает просьбу об отсрочке платежей. Затем со своими замечаниями и комментариями выступают представители международных организаций.

1.2 Основные принципы работы Лондонского клуба

Лондонский клуб кредиторов - крупная (около 1 тыс. членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьёзными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. Предметом переговоров с Лондонским клубом являются не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 году в связи с платёжными проблемами Заира, а к середине 80-х годов клубом было подписано уже около 50 соглашений о пересмотре условий погашения задолженности с широким кругом развивающихся стран.

Деятельность Лондонского клуба постепенно все набирала масштабы. Так, к середине 80-х годов было заключено уже около 50 Соглашений о пересмотре условий погашения задолженности с достаточно широким кругом развивающихся стран. Общие обязательства России перед иностранными коммерческими банками - членами Лондонского Клуба, оцениваются цифрой порядка 30 млрд. долл.

Меморандум 1982 года о долге Мексики оказался этапным событием в практике ведения переговоров о погашении задолженности. Вскоре после этого многие страны должники обратились в Лондонский клуб с просьбой о пересмотре сроков погашения своих коммерческих обязательств. В результате, только за 2 года было заключено 47 соглашений на 130 млрд. долл США.

В конце 1985 года начала применять новая стратегия урегулирования долга стран со средним доходом (План Бейкера), который предполагал проведение анализа программы финансового выравнивания страны-должника, в результате чего возрос объем банковских кредитов в поддержку программной деятельности.

Как и Парижский Клуб, Лондонский Клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию внешнего долга. При этом ни один из этих Клубов не является международной организацией. Их членский состав нестабилен и они не имеют какого-либо официального мандата. Каждый Клуб располагает комплексом правил и процедур, по проведению операций по пересмотру долга. В Лондонском Клубе интересы банков-кредиторов представляет руководящий комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. В Парижском же Клубе чаще проводятся переговоры, на которых кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге. При этом руководящие принципы Парижского Клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходство, между двумя Клубами имеются и существенные элементы различия.

Основное из них состоит в том, что Лондонский Клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский Клуб пересматривает долги официальным кредиторам. Лондонский клуб не имеет постоянного Председателя или секретариата, его процедуры и организация носят более свободный характер, чем в Парижском Клубе. Поэтому Правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского Клуба, значительно различаются в зависимости от страны. При этом, при отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения долга в Лондонском клубе, коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют единый руководящий комитет под названием банковский консультативный комитет для защиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы.

Механизм деятельности Лондонского клуба

Урегулирование долга в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению положения. Затем они согласовывают основные условия и наконец документально оформляют соглашение о пересмотре долга.

Процесс урегулирования начинается тогда, когда страна-должник объявляет конкретную предельную дату, с которой она предлагает приостановить платежи по своим обязательствам. Такое заявление о моратории означает неспособность заемщика обслуживать весь или часть его непогашенного долга и призывает к началу переговоров о пересмотре сроков погашения этого долга. Не имея никакой юридической силы, заявление тем не менее на первых порах оно препятствует любым их попыткам возбудить в одностороннем порядке судебный иск (с требованием лишения права выкупа заложенного имущества, возбуждения судебного процесса, выплаты компенсации и т. д.), на который они обычно имеют право по первоначальному соглашению о предоставлении кредита. Объяснение простое - любое одностороннее движение какого-либо кредитора вынудит всех других кредиторов принять меры для возвращения своих долгов и, таким образом, внеся сумятицу, может оставить их вообще без какого-либо возмещения. Вот почему в течение длительного периода после объявления 17 августа 1998 г. моратория Россией банки-кредиторы не предъявляли к ней официальных требований (исключение составил лишь Lehman Brothers, однако, его требования так и не были никем поддержаны).

После начала подготовительной работы, включающей в себя разработку стратегического планирования урегулирования долга, страна-должник проводит консультации со своими главными кредиторами с целью образования руководящего комитета. Обычно страна-должник выбирает банки, с пониманием относящиеся к выдвигаемым ею условиям работы в составе БКК и представляющие основные географические регионы, перед которыми страна имеет долговые обязательства. В БКК по урегулированию российского внешнего долга в последние годы входили: Deutsche Bank, Credit Lyonnais, BNP, Commerzbank, BNL, Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank Austria, Dresdner Bank.

Лондонский клуб кредиторов

Лондонский клуб кредиторов – неформальное объединение частных кредиторов, созданное для урегулирования долгов перед участниками. По своим целям и задачам сравним с Парижским клубом кредиторов. Однако, Лондонский клуб – это объединение частных инвесторов, чаще всего банков, а Парижский – объединение государств-кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных банков. То есть Лондонский клуб кредиторов специализируется на урегулировании займов, выданных частными кредиторами государствам-должникам.

Процедура решения долговых проблем стран обычно следующая. Так как страна может иметь невыполненные обязательства перед десятками банков, то от имени кредиторов создается так называемый Банковский консультационный комитет, куда входят не более 15 банков, которым она должна больше всего. Этот комитет ведет переговоры о реструктуризации долга. Соглашение считается достигнутым только тогда, когда учтены интересы всех банков, задолженность перед которыми составляет 90-95% от общей суммы. Лишь после этого может быть подписан официальный договор.

Как правило, Лондонский клуб кредиторов идет на отсрочку выплат на два-три года. При этом проценты по займам чаще всего не пересматриваются. По результатам соглашения может получить дополнительный для обслуживания текущего долга.

Российский долг, унаследованный от СССР, был реструктуризирован Лондонским клубом кредиторов в 1997 году. В Банковский консультационный комитет входили: Deutsche Bank, Credit Lyonnais, BNP, Commerzbank, BNL, Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank Austria, Dresdner Bank. По договоренности основная задолженность была переоформлена в реструктуризированные кредиты Principal Notes (инструменты PRINs), а обязательства по процентам - в процентные облигации Interest Arrears Notes (инструменты IANs). В 2009 году этот долг был полностью погашен.


Смотреть что такое "Лондонский клуб кредиторов" в других словарях:

    Лондонский клуб кредиторов - Л ондонский кл уб кредит оров (международная организация) … Русский орфографический словарь

    Лондонский клуб кредиторов - (международная организация) … Орфографический словарь русского языка

    Лондонский клуб - это неформальная организация банков кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба. Первые заседания Лондонского клуба состоялись в 1976 г. для рассмотрения вопросов задолженности… … Википедия

    Лондонский клуб - (страны поставщики ядерного материала и оборудования) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Лондонский клуб Неформальное объединение частных кредиторов, чаще всего банков, созданное для урегулирования займов, выданных… … Справочник технического переводчика

    Лондонский клуб - (The London club) — неформальное объединение частных кредиторов, чаще всего банков, созданное для урегулирования займов, выданных частными кредиторами государствам должникам. Если страна имеет невыполненные обязательства перед многими… … Экономико-математический словарь

    Лондонский клуб - (London Club) Содержание > (англ. London Club) - это неформальная международная, объединяющая, предоставившие правительствам отдельных или отдельным этих стран, испытывающим трудности с их возвращением. Место пребывания Лондон. Л.к.… … Энциклопедия инвестора

    Лондонский клуб - объединение крупнейших коммерческих банков кредиторов (более 400). Возник в нач. 80 х гг. после обострения кризиса международной задолженности. Л.к.занимается проблемой урегулирования частной внешней задолженности стран должников (т.е.… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    ЛОНДОНСКИЙ КЛУБ - объединение 600 частных банков, международных кредиторов, осуществляющих координацию своей позиции по отношению к должникам. На начало 1997 г. задолженность РФ членам Л.к. составляла около 32 млрд. долл. (включая просроченную задолженность).… … Внешнеэкономический толковый словарь

    Клуб Лондонский - клуб банков кредиторов, созданный для переговоров с официальными заемщиками. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    КЛУБ, ЛОНДОНСКИЙ - клуб коммерческих банков кредиторов, созданный для переговоров с официальными заемщиками … Большой экономический словарь

Введение. 3

1.Государственный долг. 4

1.1 Правовой статус и история развития. 4

1.2 Лондонский клуб кредиторов. 6

1.3 Современное состояние. 11

1.4 Причины и последствия. 13

2. Внешние отношения России. 16

2.1 Международные финансовые институты.. 16

2.2 Парижский и Лондонский клубы. Отношения с Россией. 17

2.3 Внешний долг Российской Федерации. 19

Заключение. 26

Список использованной литературы.. 28


Введение

В прессе можно встретить очень много публикаций на тему государственного внешнего и внутреннего долга и соответственно истории его возникновения. Толпы политиков сражаются за право называться первооткрывателями в области урегулирования государственного внешнего долга . Кто-то как коммунисты в каждом выступлении буквально кричат о том, что государство должно отказаться платить по долгам, совершенно не задумываясь о том, к каким последствиям для России это может привести. Проблема долга важна и для нас простых граждан, потому что пока государство не выплатит государственный долг , оно не сможет вкладывать больше денег в социальную сферу: в образование, в здравоохранение, в увеличение оплаты социальных нужд и т. д.

Цель данной работы проанализировать и выяснить историю возникновения долга России, ведь всем интересно, откуда взялись миллиарды долларов долга; как в настоящее время правительство решает данную проблему; показать основные составляющие государственной долговой политики; и, конечно же, выявить, проработать, проанализировать методы решения этой немаловажной проблемы, опираясь на международный опыт, а также проанализировать управление государственным долгом и отношения с Россией других стран.

Для раскрытия темы необходимо изучить крупнейших кредиторов на мировом рынке, как-то Лондонский клуб, Парижский клуб и так далее. И изучить роль стабилизационного фонда Российской Федерации в управлении государственным долгом.

В процессе написания работы были использованы следующие методы исследования: логический, аналитический, монографический, статистический.

1.Государственный долг

1.1 Правовой статус и история развития

Итак, разберём для начала, что такое государственный долг, в правовом понимании. При обсуждении проблемы государственного долга, прежде всего необходимо обратить внимание на его качество. Потребность в заемных средствах обусловлена различными причинами. Например, дефицит финансовых ресурсов в бюджете может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств (войн и локальных конфликтов, террористических актов и техногенных катастроф, крупных стихийных бедствий и т. д.), когда резервных фондов недостаточно и правительству приходится прибегать к дополнительным заимствованиям.

Государственный долг может быть следствием экономической политики государства . Идея привлечения займов для решения различных социально-экономических задач не редкость. Практически все страны мира прибегают к внешним .

Не для кого не секрет, что немалую часть в общем внешнем долге России составляют долги бывшего Советского Союза. Последний в свою очередь осуществлял заимствования на протяжении всей истории существования. Но сказать, что основным долговым бременем для России является долговое наследие СССР, было бы некорректно. России действительно достался достаточно крупный внешний долг СССР. Однако и суверенный велик. Попробуем разобраться в истории данного вопроса. Это достаточно проблематично, т. к. сумма некоторых обязательств бывшего СССР ещё до конца не урегулирована, это связано с постоянно ведущимися переговорами России с внешними кредиторами, о методах и способах исчисления «союзного» долга.

Начнём с 50-х годов прошлого столетия, времени когда в СССР сформировалась долговая политика. В 1950-е гг. внешние заимствования использовались в узких пределах: в форме краткосрочных и среднесрочных кредитов для финансирования импорта в относительно благоприятных условиях роста экономического потенциала страны, смягчения международной напряженности.

Государственный долг формируется как результат внутренней и внешней долговой политики. Объем внешнего долга СССР в конце 1990 г. при обсуждении проекта бюджета на 1991 г. был представлен величиной, которую надо увеличить до 39 млрд. руб. по официальному курсу Госбанка СССР. В то время он составлял 55 коп. за 1 долл. Следовательно, величина задолженности в пересчете на доллары должна была составить около 71 млрд. долл. Поскольку Россия не смогла после распада Советского Союза "распределить" между республиками его внешний долг и стала его правопреемницей, общая величина формирующегося суверенного долга включала и это наследие. Углубление кризиса потребовало новых заимствований. Для них была создана институциональная основав 1992 г. Россия вступила в МВФ и могла обслуживаться Всемирным банком (МБРР), а также Европейским банком реконструкции и развития (вместо СССР). Поэтому история суверенных интенсивных заимствований России у названных международных организаций связывается с 1992 г. После 1992 г. полученные Россией кредиты состоят из кредитов международных финансовых институтов, правительств иностранных государств и частных кредиторов.

В самом начале рыночных реформ дефицит федерального бюджета финансировался главным образом за счет прямого кредитования Центробанка РФ. В мае 1993 г. правительством было принято решение о запрещении прямого кредитования и создан рынок краткосрочных государственных облигаций . На еженедельных аукционах размещались новые выпуски государственных ценных бумаг , доход от которых направлялся на финансирование дефицита бюджета, а участниками рынка были как российские юридические и физические лица, так и Центробанк РФ. Вплоть до 1996 г. данный рынок рос, более того, периодически использовался для привлечения избыточной рублевой массы с целью снижения давления на валютный рынок и инфляции.

Для решения данной проблемы был найден вполне логичный выход - в 1996 г. на данный сегмент был разрешен доступ внешним инвесторам. Вполне естественно, что зарубежные инвесторы, ориентированные на доходность в 18-20% в долларах США, присущую развивающимся рынкам, сочли российские госбумаги привлекательными инструментами, и в скором времени доля внешних инвестиций достигла 30% от объема рынка, а доходность снизилась до 17-19% годовых.

Впервые проблема советского долга встала перед Лондонским клубом в 1991 году, когда Москва отказалась заплатить проценты по нему. Тогда же в рамках клуба был образован специальный консультативный совет, куда вошли 13 коммерческих банков - крупнейших кредиторов России. Главная и единственная задача совета формулировалась донельзя просто: урегулирование задолженности бывшего СССР коммерческим банкам. Вместе с тем, задача оказалась чрезвычайно сложной и вплоть до осени 1997 года консультативный совет регулярно заседал, каждые три месяца принимая решение об отсрочке выплаты долгов и процентов еще на три месяца. Совет (с 1993 года, Банковский консультативный комитет - БКК, председателем в котором на настоящий момент является Deustche Вапк AG) стал основным партнером, с которым Министерство финансов России вело переговоры о реструктуризации задолженности.

При этом позиция БКК с самого начала была очень жесткой: Москва, пусть и с отсрочкой, должна выплатить все до последнего цента. Еще в 1993 году она была предельно четко сформулирована на заседании совета представителями немецких банков: соглашение о реструктуризации рассматривается только как кредит, предоставленный России на сверхльготных условиях.

Следует отметить, что вплоть до 1993 года в российском правительстве вообще плохо представляли размеры внешней задолженности бывшего СССР. Предположения колебались от 80 до 120 млрд. долл. Если учесть, что все золотовалютные резервы страны составляли в 1993 году около 5 млрд. долл., становится ясно, что осуществление платежей практически не представлялось возможным.

После образования БКК первые реальные шаги в деле урегулирования задолженности Российской Федерации перед Лондонским клубом были сделаны в конце 1994 года Александром Шохиным, тогдашним вице-премьером правительства РФ. Ему удалось договориться с главой БКК Кристианом Фонтцем об отсрочке по процентам на пять лет и выплате долга через десять лет. Однако данное решение рассматривалось даже самими участниками переговоров лишь как временная мера, за которой должно последовать кардинальное переоформление основной части долга и накопившихся процентов в российские государственные облигации. В ноябре 1995 года новый вице-премьер Владимир Пансков сделал следующий шаг - добился реструктуризации на 25 лет.

Далее у российского правительства существовала альтернатива: либо настаивать на списании значительной части долга, либо идти по пути его дальнейшей реструктуризации. Первый вариант выглядел наиболее предпочтительным, однако крайне жесткая позиция немецких банков, на долю которых приходилось около 53% всей суммы долга, не оставила никаких шансов добиться его принятия. После колебаний было решено, что следует идти по пути реструктуризации долга.

Номинальный дефицит бюджета - Величина госдолга на начало года х Темп инфляции.

При расчете бюджета необходимо проводить процедуру бюджетирования капитала, т. е. учитывать как активы, так и обязательства.

Бюджет должен включать неучтенные обязательства: т. е. будущие пенсии и пособия на социальное страхование, отчисления, которые делаются в текущем году.

При образовании дефицита государственного бюджета возникают проблемы его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Существует несколько путей:

1. Сокращение расходов госбюджета. Данный путь не всегда выполним, т. к. уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что снижает стимулы производства.

2. Увеличение налогов. Данный путь ведет к уменьшению инвестиций и потребления, снижет возможность роста ВВП.

Обслуживание государственного долга приводит к вытеснению частного капитала, так как рыночная ставка процента растет; рост налогов для оплаты долга снижает экономическую активность - происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Соотношение долг/ВВП характеризует бремя долга, его величина зависит от размера реальной ставки процента, темпов роста реального ВВП и величины первичного дефицита.

Постоянное использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности подобного шага. Это происходит в связи с возрастанием средств по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные препятствия для частных инвестиций.

Помимо экономических последствий государственный долг ведет и к негативным социальным последствиям. Одно из них - усиление дифференциации населения.

Дифференциация населения происходит вследствие выплаты долга за счет налогов. Доходы его уменьшаются на величину выплаченных налогов. Средства эти попадают узкому кругу богачей, ранее купивших ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится все больше.

2. Внешние отношения России

2.1 Международные финансовые институты

Внешняя задолженность (Foreign debt) - сумма финансовых обязательств государства по иностранными займам , кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается из задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям.

Внешний долг - это задолженность государства гражданам и организациям других стран.

Российское государство, используя международный опыт, воспользовалось различными формами управления иностранной задолженностью, в том числе реструктуризацией внешнего долга и привлечением зарубежных активов. Формы, масштабы, да и сама возможность реструктуризации внешнего долга любой страны в немалой степени зависят от его величины, "качества", то есть платёжеспособности, и структурного состава, который рассматривается, как правило, лишь на основе одного критерия - по субъектам предоставления кредитов.

Внешние заимствования в современном мире превратились в прочную составляющую мировой экономики. Россия, как и любая современная страна, должна иметь адекватную систему управления внешним долгом. Эта система предполагает прежде всего реализацию мероприятий по изысканию внутренних источников своевременного погашения долгов, а также широкое использование других форм повышения платёжеспособности страны.

В случае внешнего государственного долга кредиторами правительства выступают: иностранные государства, иностранные юридические лица, международные финансовые институты (МВФ, связанный с ним Парижский клуб, Лондонский клуб, Всемирный банк). Эти кредиты получены на основе заключения прямых кредитных договоров, а также формирование кредитных ресурсов произошло за счёт размещения государственных ценных бумаг на еврорынках . В структуру государственного долга включаются: задолженность по долгам Советского Союза, долги царской России, гарантии правительства.

Государство вправе уточнять первоначальные условия займа. Под реструктуризацией государственного долга понимают изменение сроков погашения основной суммы кредитов и перенос сроков выплаты процентов или уменьшение их величины. Изменения этих условий, касающихся доходности, называется конверсией, а изменения, относящиеся к его срокам, называются консолидацией государственного долга.

Трудности с выплатой внешней задолженности испытывают большинство из 182 стран-членов МВФ (главным образом развивающиеся страны) Однако проблема погашения старых долгов в существенной мере решается ими с помощью получения новых кредитов. Технический кредит - это кредит, берущийся на выплату процентов для того, чтобы избежать штрафных санкций по предыдущей задолженности.

Долги России в рамках Парижского клуба, объединяющего кредиторов на правительственном уровне, достигают сегодня, по германским подсчётам, почти 48 млрд долларов (примерно треть всего внешнего российского долга), из них почти сорок миллиардов - долги бывшего СССР.

2.2 Парижский и Лондонский клубы. Отношения с Россией

Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются ведущими международными финансовыми объединениями.

Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский, объединяющий представителей банков-кредиторов 19 стран. Лондонский клуб объединяет на неформальной основе около 600 крупнейших коммерческих банков.

Лондонский клуб весьма отличается от Парижского - как коммерческий банк отличается от государства. Правительственные кредиторы не ограничены в деньгах, дают их другим странам взаймы охотно, причем исходя из коммерческих, а в основном из политических соображений. Коммерческие же банки сами денег не печатают, поэтому дают международные наймы весьма осторожно - только тогда, когда заемщик обещает большие проценты и комиссионные.

Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.

В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.

Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации.

2.3 Внешний долг Российской Федерации

В структуре госдолга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области госдолга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Госдолг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

Исторически внешний долг Российской Федерации сформировался из двух частей. Первую часть - долг бывшего СССР - Россия целиком приняла на себя, включая свою долю и долю остальных бывших союзных республик. Вторая часть - новый российский долг - долговые обязательства перед нерезидентами , возникшие за время существования новой России. Долг бывшего СССР, если не считать временных колебаний из-за задержек платежей и курсовых переоценок, в принципе должен сокращаться. Величина нового российского долга зависит от потребностей заемщиков и возможностей их доступа к мировым кредитным ресурсам. Три этапа прослеживаются в динамике российского внешнего долга. Первый этап (гг.)отличался тем, что быстрые темпы нарастания внешней задолженности, главным образом, за счет новых заимствований, никак не соответствовали возможностям ее нормального урегулирования и погашения. К концу этапа общая сумма долга превысила 188 млрд дол. США, т. е. почти удвоилась. Прирост в размере около 92 млрд в подавляющей массе пришелся на долю новых долгов (свыше 90 млрд дол.), да и долг бывшего СССР не только не сократился, но несколько возрос. В конце 1993 г. Внешний долг России превышал ее тогдашние международные валютные резервы в 13 раз, а пересчитанный в рубли по текущему валютному курсу составлял около 91% величины внутреннего валового продукта этого года. Пять лет спустя (в конце 1998 г.) внешний долг России в долларовом выражении превысил валютные резервы (несколько возросшие) уже в 15 с лишним раз, тогда как в рублевом исчислении он почти в полтора раза (на 48%) превосходил размеры ВВП.

Второй этап (гг.) - период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России как неплатежеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свелись к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить. В итоге за три года новый российский долг уменьшился на четверть - с 90 до 68 млрд дол. Благодаря реструктуризации и частичному списанию долг бывшего СССР также сократился еще на 20млрд дол. (до 78 млрд), так что общий внешний долг Российской Федерации снизился до 146 млрд дол. (против прежнего максимума - на 42 млрд дол., или на 22%). Заметим, что это сокращение происходило на фоне существенного роста (в три раза) валютных резервов, так что к концу 2001 г. Внешний долг превосходил последние всего в 4 раза. Улучшилось и соотношение «долг / ВВП», хотя при продолжающемся падении валютного курса рубля величина внешнего долга в рублевом выражении не только не уменьшилась, но, напротив, возросла с 3,9 до 4,4 трлн деноминированных руб., т. е. на 11%. Рост ВВП с учетом инфляции был гораздо более значительным (в 3,4 раза), и в итоге указанное соотношение упало до 49%.Третий, нынешний этап (начиная с 2002 г.) отличается беспрецедентным нарастанием внешнего долга России, причем исключительно за счет новых заимствований. За период гг. долг бывшего СССР в результате регулярных выплат и досрочного списания уменьшился на 54 млрд дол. до отметки ниже 25 млрд (против максимального уровня - более чем в 4 раза), что составило лишь 5% общей суммы долга. Напротив, новый долг в условиях улучшения международного кредитного рейтинга России увеличился за это время до 439 млрд дол. (на 371 млрд, или почти в 6,5 раза), что довело величину общего внешнего долга до 464 млрд дол. Этот рост продолжается и в текущем году: на1 апреля 2008 г. внешний долг Российской Федерации оценивался в 477 млрд дол. Заметим, однако, что из-за повышения валютного курса рубля величина внешней задолженности страны в рублевом выражении росла не так быстро - она поднялась с 4,4 трлн до 11,4 трлн руб., или в 2,6 раза. Таким образом, данные о динамике внешнего долга Российской Федерации за период гг. показывают следующее. Общая сумма долга при колебаниях вверх и вниз выросла в конечном счете почти на 346 млрд дол., или без малого в 4 раза. За это время долги бывшего СССР перестали играть главенствующую роль в проблеме внешней задолженности страны. Они уменьшились на 80млрд дол., а их доля в общей сумме долга упала с 89 до 5%. Теперь проблема сконцентрировалась на новом российском долге, который вырос на 425 млрд дол., т. е. почти в 33 раза, при увеличении его доли в общей сумме долга с 11 до 95%.

Но благодаря позитивным подвижкам в развитии российской экономики, в особенности из-за мирового нефтяного бума, показатели бремени внешнего долга за это время существенно улучшились. Соотношение «долг / ВВП» снизилось с 91 до 35 %, тогда как сумма долга стала даже меньше величины валютных резервов (напомним, что в начале 1994 г. долги превосходили резервы в 13 раз)

В официальной статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (), банки и прочие секторы(ранее именовались нефинансовыми предприятиями). Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего СССР как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность федеральных органов управления , все остальное - это новый российский долг, государственный или частный. Распределение внешнего долга между главными категориями заемщиков к настоящему времени претерпело кардинальные перемены. В докризисные и первые после кризисные годы основу задолженности составлял государственный долг, за который несло ответственность государство и бремя которого почти целиком ложилось на федеральный бюджет. Но затем в результате регулярных платежей и, в особенности, досрочной выплаты значительной части долга бывшего СССР размеры государственного долга резко уменьшились, и проблема его погашения отошла на второй план. Место государства, причем в гораздо более значительных масштабах, заняли структуры, которые относятся к числу частных заемщиков, самостоятельно отвечающих за полноту и своевременность возврата занятых средств.

В своих заемных операциях российские структуры использовали практически все каналы и способы привлечения средств из-за рубежа. В государственном секторе в докризисные годы заметное место занимали обязательства перед официальными кредиторами. По долгам бывшего СССР в этой роли выступали государства - члены Лондонского клуба кредиторов, а также бывшие социалистические страны. В формировании нового российского долга активно участвовали международные валютно-финансовые организации - МВФ, МБРР и некоторые другие. Однако в дальнейшем по мере регулярных и даже досрочных выплат значение официальных кредиторов фактически сошло на нет (их доля в российском внешнем долге - чуть более одного процента).Для негосударственных заемщиков кредиторами были и остаются представители частного бизнеса, в первую очередь зарубежные банки. На долю банковских ссуд и займов сейчас приходится свыше трех четвертей всего внешнего долга Российской Федерации. Ссуды и займы - главная составляющая нынешнего внешнего долга российских банковских и небанковских корпоративных структур, в особенности последних. В течение 2007 г. весь корпоративный внешний долг России увеличился на 155 млрд дол., в том числе на 135 млрд дол.­ - за счет ссуд и займов. В результате их доля в сумме этого долга поднялась с 72 до 77% (у банков - с 67 до 69, у небанковских предприятий - с 75 до 83%).Представляют интерес опубликованные на сайте данные за 2007 г. об операциях небанковских корпораций по привлечению и погашению ссуд и займов. Эта группа заемщиков в течение года получила новые кредиты в размере 180 млрд дол., из которых более половины (91 млрд) было использовано на погашение старых долгов, а остальное добавилось к общей сумме внешней задолженности, достигшей почти 254 млрд дол. (в том числе по ссудам и займам - около 210 млрд дол.).Привлеченные кредиты в основном номинированы в долларах (свыше 71%), заимствования в остальных свободно используемых валютах (евро, фунт стерлингов, иена) немногим превысили 10%.Свыше 18% составили ссуды и займы, номинированные в российских рублях

В последние годы, благодаря благоприятной конъюнктуре мировых сырьевых рынков, а также грамотной политике правительства в монетарной и фискальной сферах, добившись также существенных улучшений в отношениях с Западом, долговое бремя России значительно сократилось. Оно снижается как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время, как обслуживание внешнего долга осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов, при этом если раньше долговые выплаты связывали всю экономику страны и являлись для нее непосильным грузом, то теперь благодаря гибкой фискальной политике они не являются столь обременительными; правительство может себе позволить производить досрочные выплаты по долгам и расходы на другие секторы экономики.

Ставится задача дальнейшего снижения стоимости его обслуживания и наращивания рыночной составляющей долга. Россия планирует совершенно отказаться от заимствований на международном рынке капиталов.

Возможность выплат по внешним долгам страна получила благодаря накоплению средств в Стабфонде за счет высоких цен на нефть. Накопленные за счет нефтяных сверхдоходов средства помогут нам выстоять перед глобальными финансовыми катаклизмами, благо кризис не должен затянуться надолго. По-видимому, 2010 год будут хуже для российской и мировой экономики, чем предыдущие. Но не стоит ожидать повторения Великой депрессии 70- летней давности. Западные страны за 2-3 года переживут негативные последствия кризиса. Хотя действительно стоит ожидать снижения темпов роста мировой экономики и сокращения спроса на энергоносители. А поскольку Россия крайне серьезно зависит от их экспорта, уменьшение доходов от их реализации будет ощутимой потерей для нашей экономики. Однако, отмечают независимые эксперты, необходимо четко понимать разницу между ростом ВВП и качественным развитием. Локомотивом прогресса и катализатором высоких темпов роста экономики являются высокие технологии, которые позволяют производить товары с высокой добавленной стоимостью и продавать их тем, у кого таких технологий нет. А РФ наращивает свой ВВП за счет нефтедолларов , то есть низкотехнологичным путем доходит до тех показателей развития, которые должна была иметь, инвестируя средства в разработки хай-тека. Очевидно, что подобным образом превзойти США или Германию по научно-техническому потенциалу не получится никогда.

Заключение

Полезно дать оценку имеющейся на сегодняшний момент долговой ситуации в российской экономике, поскольку периодически возникает дискуссия о допустимости дефицита российского бюджета. Действительно, зачем сводить федеральный бюджет с профицитом, если в фазе устойчивого экономического роста такая стратегия не приносит пользы? До 2012г. профицит бюджета необходим. Дело в том, что в нашей стране на протяжении длительного периода (вплоть до дефолта 1998г.) управление долгом было ошибочным - федеральный бюджет сводился с дефицитом в фазе длительного экономического спада. Нарушался целый перечень макроэкономических ограничений на размер долга. Заемные денежные ресурсы тратились на потребительские цели, а не на инвестиционные. Нарушался критерий социальной справедливости. Нарушался критерий устойчивости динамики объема дол га. Займы на рынке внутреннего долга истощали инвестиционные и кредитные потоки в реальный сектор экономики. Отсутствовали механизмы ограничения размера внешнего долга. Для трансформации госдолга в механизм ускорения экономического развития необходимо погасить ту часть долга, которая образовалась в ходе реформ с нарушением практически всех макроэкономических критери­ев. Для этого необходим профицит бюджета. Новые государственные займы необходимо использовать в соответствии с макроэкономической теорией. Погасить указанную часть госдолга, по оценкам, ранее 2012г. не представляется возможным. Если оценивать не только текущее состояние федерального бюджета, а его перспективы хотя бы на десятилетний период, то выгода от досрочного погашения долга очевидна.

Если же от такой стратегии отказаться, т. е. эту часть госдолга не погашать, а рефинансировать, то в обозримой перспективе госдолг останется проблемным элементом. Не эффективное использование заемных денежных ресурсов в период реформ превратило госдолг в чужеродный элемент в структуре российской экономики. Возможность обслуживания внутренней и внешней задолженности сохранится, но для трансформирования госдолга в механизм ускорения экономического развития этого недостаточно. Нужны проработанная научная теория государственного долга и план ее реализации на практике.

На сегодняшний день Российская Федерация активно ведет работы по погашению долгов Лондонскому клубу и стремится как можно скорее погасить внешний долг, чтобы её экономическим отношениям с другими государствами это никак не мешало. Наиболее активно идут переговоры по досрочным выплатам долга. И наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер.

Список использованной литературы

1. , Вечканова. - СПб.: Питер, 20стр.

2. Виноградов России: Учеб. Пособие. - М.: Юритсъ, 2002., 90 стр.

4. Государственный долг РФ// Колпакова. Денежное обращение. Кредит/ .- М.: Финансы и статистика.2005.-54 – 60 стр.

5. Жигаев макроэкономических ограничений на размер государственного долга/ // Деньги и кредит.-20с.54-61.

6. Красавина долг России: уроки и перспективы/ , // Деньги и кредит.-20с.70-77.

7. Об управлении внешним долгом/ // Финансы.-20с.22-24.

8. Об управлении внешним долгом/ // Финансы.-20с.22-24.

9. Теоретическая экономика (политэкономия)./ Под ред. . - М.: ЮНИТИ, 1997.57 стр.

10. Мещерский А. Тяжкий крест долгов наших.// Аргументы и факты. 2003, 10 стр.

11. Семенищев С. Парадоксы российского государственного долга.// Финансист. 20стр.

12. Стахович и сущность управления государственным внутренним долгом/ , // Финансы и кредит.-200с.56-63.

13. Столяров А. Некоторые проблемы обслуживания государственного долга России/ А. Столяров// Общества и экономика.-200с.163-170

15. Финансы/ под ред. , .- М.: Финансы и статистика. 2005.-501с.

16. Хейфец государственным долгом в царской России/ //Финансы.-200с.67-70.

17. Из истории государственного долга России/ // Вестник Российской экономической академии имени.-20с.107-115.

Семенищев С. Парадоксы российского государственного долга.// Финансист. 20стр.

Теоретическая экономика (политэкономия)./ Под ред. . - М.: ЮНИТИ, 1997.57 стр.

Об управлении внешним долгом/ // Финансы.-20с.22-24.

Воистинова Т. Инвесторы стали осторожней.// Консультант. 2008. 17стр.

Столяров А. Некоторые проблемы обслуживания государственного долга России/ А. Столяров// Общества и экономика.-200с.163-170

Красавина долг России: уроки и перспективы/ , // Деньги и кредит.-20с.70-77.

Жигаев макроэкономических ограничений на размер государственного долга/ // Деньги и кредит.-20с.54-61.

Из истории государственного долга России/ // Вестник Российской экономической академии имени.-20с.107-115.

Государственный долг РФ// Колпакова. Денежное обращение. Кредит/ .- М.: Финансы и статистика.2005.-54 – 60 стр.

Воистинова Т. Инвесторы стали осторожней.// Консультант. 2008. 17стр.

Кредиторов являются неформальными неофициальными международными объединениями. В их составе разное количество участников, различна и степень их влияния. Парижский и Лондонский клубы были сформированы для реструктуризации задолженностей развивающихся стран. Рассмотрим далее подробнее, как протекали взаимоотношения РФ с этими объединениями.

Особенности деятельности Парижского и Лондонского клуба кредиторов

В этих объединениях предусмотрены специальные процедуры рассмотрения и реструктуризации задолженностей. Различия присутствуют и во внутреннем устройстве организаций. Лондонский клуб, по сути, представляет собой форум для пересмотра срока погашения займов, предоставленных коммерческими банковскими учреждениями, не гарантированных правительством кредитора. В объединении нет постоянного председателя и секретариата. Процедуры, как и сама отличаются свободным характером. Парижский клуб кредиторов был сформирован в 1956 году. В нем насчитывается 19 участников. В отличие от Лондонского, Парижский клуб пересматривает задолженности официальным кредиторам. При возникновении непосредственной угроза невыплаты займа правительство должника обращается к государственной власти Франции. Направляется официальная просьба о переговорах с займодателем.

Переговоры

Парижский клуб занимается организацией прямой коммуникации страны-должника и государства, предоставившего заем. Первую представляет министр финансов либо председатель ЦБ. От имени кредитора на переговорах присутствуют официальные лица из Минфина, МИДа или Министерства экономики. Также присутствуют и наблюдатели. Ими являются представители МБРР, МВФ, ЮНКТАД и региональных банковских структур. В процессе переговоров разрабатывается комплекс рекомендаций. Согласованные условия фиксируются в протоколе. Этот документ в юридическом плане имеет только рекомендательный характер. В него вносятся предложение представителям стран, между которыми возник финансовый спор, о проведении переговоров и подписании двусторонних соглашений по вопросам пересмотра условий погашения обязательств. Несмотря на то что содержание носит характер рекомендации, положения протокола являются обязательными для исполнения сторонами, которые его приняли. В соответствии с ним заключаются соглашения, которые, в свою очередь, имеют юридическую силу. Принятие решений, установление условий осуществляется по принципу достижения консенсуса. То есть результат переговоров должен устраивать обе стороны.

Следует отметить, что отношения с Лондонским клубом после прекращения существования СССР сопровождались рядом проблем. Советский Союз считается самым крупным должником из всех стран. В 1991 году возникли первые проблемы. Тогда Москва отказалась выплачивать проценты по займу СССР. В рамках Лондонского клуба был созван специальный совет. В него вошли 13 коммерческих банковских структур, перед которыми у РФ была задолженность. Основной задачей было урегулирование обязательств бывшего СССР. В целом, вопрос достаточно прост. Однако решить его оказалось достаточно сложно. До осени 1997 года проводились регулярные заседания совета. Раз в три месяца принимались решения об отсрочке платежей и процентов еще на 3 месяца. Позиция БКК (Совета) была достаточно жесткой с самого начала. Предполагалось, что Москва даже при отсрочке должна выплатить все. Эта позиция была четко сформулирована еще в 1993 году. Надо сказать, что до этого момента в Москве не было четкого представления о действительном размере обязательств СССР. Предполагалось, что общий долг составляет 80-120 млрд долл. Учитывая то, что объем золотовалютного фонда был около 5 млрд долл., понятно, что выплата была практически невозможна.

Начало урегулирования

Первые шаги были сделаны А. Шохиным в 1994-м. На тот момент он являлся вице-премьером в правительстве. Шохин смог договориться с Фонтцем (главой БКК) об отсрочке на 5 лет по процентам и уплате долга через 10 лет. Но эта мера рассматривалась как временная. За ней предполагалось кардинальное переоформление основной доли обязательств и накопившихся процентов в РФ. Следующий шаг был осуществлен в 1995 году новым вице-премьером В. Пансковым. Он договорился о реструктуризации на 25 лет. После этого перед Москвой был выбор. Она могла настаивать на списании основной части задолженности или пойти на дальнейшую реструктуризацию. Наиболее предпочтительным, разумеется, выглядел первый вариант. Но его принятие было практически невозможным ввиду жесткой позиции немецких банков. На их долю приходилось около 53% задолженности. После недолгих колебаний было решено идти на дальнейшую реструктуризацию.

Нюансы списания

В первую очередь, такая возможность предоставляется только единожды. При этом остаток должнику необходимо погасить по достаточно жесткому графику. Кроме того, статус новых бумаг, в которые осуществляется переоформление долгов, соответствует еврооблигациям. При любой просрочке по ним объявляется кросс-дефолт. Это, соответственно, влечет резкое снижение рейтинга государства и его изоляцию на международных финансовых рынках.

Дальнейшее развитие событий

В августе 2009-го правительством была одобрена инициатива Минфина по урегулированию внешнего Предполагалось, что будет выплачено порядка 34 млн. долл. При этом кредиторы 9 млн. не заявили своих требований по урегулированию долга. В дальнейшем переговоров с ними не планировалось. В результате предпринятых шагов Минфину удалось завершить выплату коммерческого долга, обменяв 405.8 млн долл. на еврооблигации, срок погашения которых - 2010-й и 2030-й. При этом общее количество требований, по сообщению в пресс-релизе Министерства, превысило 1900.

Парижский клуб кредиторов и Россия

После развала СССР предполагалось, что вновь образованные государства понесут свою часть ответственности по существовавшему внешнему долгу. На тот момент он составил 90 млрд. долл. Вместе с задолженностью каждому государству полагалась и соответствующая доля в активах. Однако на практике оказалось, что только Россия могла выполнять свои обязательства. В этой связи по взаимной договоренности было решено, что РФ принимает на себя всю задолженность республик взамен на их отказ от причитающихся долей в активах. Это было достаточно непростое решение, однако оно позволило сохранить позиции страны на мировых рынках и способствовало укреплению доверия потенциальных зарубежных инвесторов.

Этапы переговоров

Парижский клуб и Россия проводили переговоры в несколько этапов. Они начались непосредственно после официального объявления о прекращении существования СССР. Первый этап берет отсчет с 1992 года. В его рамках Парижский клуб кредиторов предоставлял краткосрочные трехмесячные отсрочки по погашению внешней задолженности. К этому же этапу относится получение кредита от МВФ на 1 млрд. долл. Вторая стадия проходила с 1993-го по 1995-й. Парижский клуб согласовал подписание первых соглашений с РФ по реструктуризации. По этим договорам страна принимала на себя все обязательства СССР, срок погашения которых приходился на период с декабря 1991-го по январь 1995-го. Третий этап начался в апреле 1996-го. РФ и Парижский клуб кредиторов дополнили свои договоренности всесторонним соглашением. В соответствии с ним, общий долг составлял около 38 млрд долл. При этом 15% из них предполагалось погасить в течение следующих 25 лет, до 2020-го, а 55%, в которые входили краткосрочные задолженности, - на протяжении 21 года. Реструктурированный долг должен был выплачиваться нарастающими суммами с 2002-го.

Меморандум

Он был подписан 17 сентября 1997 года. Парижский клуб и РФ заключили Меморандум о взаимопонимании. Он оформил присоединение страны к объединению в качестве полноправного участника. С момента подписания документа долговые требования от России имеют тот же статус, что и у остальных стран.

Протокол

30 июня 2006 г. было объявлено о досрочном погашении задолженности. На момент подписания соответствующего протокола сумма обязательств составила 21.6 млрд. долл. Эта задолженность прошла реструктуризацию в 1996-м и 1999-м. До 2006-го РФ обслуживала и погашала обязательства. В протоколе предусматривалась выплата части долга по номинальной, а части - по рыночной стоимости. По последней выкупались обязательства, которые имели фиксированную ставку. Займы этого вида были предоставлены такими членами Парижского клуба, как Нидерланды, Великобритания, Франция и Германия. Премия за досрочное погашение для этих стран составила почти 1 млрд долл. Выплата долга США осуществлялась по номиналу, хотя Америка предоставила заем также по фиксированной ставке.

Последние выплаты

После соглашений А. Кудрин сообщил о том, что Внешэкономбанк закроет долг до 21 августа. Именно в эту дату Парижский клуб получал от РФ выплату по процентам. Свое обещание глава Минфина выполнил. В середине дня 21 августа на официальной странице банка появились сведения о том, что были сделаны последние переводы на счета займодателей. Таким образом, плановые платежи составили 1.27 млрд долларов, в счет досрочной выплаты было направлено 22.47 млрд. Одной из первых стран, счета которой пополнились, стала Австралия. Марк Вэйл (вице-премьер государства) заявил тогда, что досрочное погашение указывает на укрепление экономики РФ и выступает как ключевой элемент двусторонних отношений. До подписания июньских соглашений РФ считалась самым крупным должником.

Парижский клуб с момента распада СССР сосредоточил свою работу на достижении договоренностей с Москвой. После погашения всей задолженности многие специалисты стали говорить о целесообразности дальнейшего функционирования этого объединения. Кроме РФ, досрочно погашают обязательства такие страны, как Перу, Алжир. Еще какое-то время назад Парижский клуб не предполагал, что эти государства смогут не просто выплатить долги, а сделать это раньше срока. Выплаты Внешэкономбанка осуществлялись в девяти валютах. Для перечисления средств Минфин предварительно обменял 600 млрд рублей в евро и доллары. Основные платежи были именно в этих валютах. После полного погашения стала полноправным участником Парижского клуба.

Итоги

Несмотря на проблемы, которыми сопровождалось взаимодействие России с Парижским и Лондонским клубами, РФ удалось все же избавиться от прежних долгов. Эти объединения с самого начала своего существования выступают как важнейшее звено между странами, предоставляющими и принимающими денежные обязательства. Они стремятся облегчить бремя государств по непосредственному обслуживанию своих долгов. Вместе с этим их целью является сохранение платежеспособности заемщика в долгосрочной перспективе. РФ стремится комплексно подходить к решению проблем международной задолженности с учетом соблюдения интересов всех сторон. Долговой кризис, возникший в 90-х годах, стал результатом неблагоприятного стечения субъективных и объективных обстоятельств. Тем не менее РФ удалось показать свою состоятельность и способность не только принимать, но и исполнять международные обязательства. Досрочные выплаты не только позволили избежать задолженностей и затягивания выплаты, но и обеспечили России полноправное участие в Парижском клубе.

Заключение

В настоящее время кредитный рейтинг крайне важен для любой страны. Учитывая непростую экономическую ситуацию в мире, необходимо четко осознавать свои потребности и возможности. Следует сказать, что образование государственного долга обуславливается бюджетным дефицитом. А он, в свою очередь, является суммой незакрытых дыр в бюджете за весь период существования страны. Внешний долг - обязательства перед физлицами и организациями других государств. Он обуславливает необходимость существования таких неформальных объединений, как Лондонский и Парижский клубы.

Вопросам наднационального регулирования международных финансовых рынков, в частности кредитов и долгов, посвященная деятельности Парижского и Лондонского клубов, осуществляющих регулирование в соответствии государственной (или обеспеченной государством) и частной внешней задолженности.

Парижский клуб является неформальной организацией, объединяющей интересы стран-кредиторов (в основном стран ОЭСР). Клуб возник в 1956 году. Как собрание частных банков-кредиторов для урегулирования внешнего долга Аргентины. Он не имеет четкой организационной структуры и членства и формально открыт для всех стран, которые являются кредиторами и принимают практику работы этой организации. Основными членами Парижского клуба развитые страны - члены ОЭСР. Председателем Парижского клуба традиционно является высокое должностное лицо министерства финансов Франции, а его секретариат находится во французском казначействе.

Сегодня клуб является форумом для многосторонних переговоров западных банков и небанковских инвесторов с крупнейшими должниками (в основном это развивающиеся страны, и европейские страны с переходной экономикой). Некоторые страны - члены клуба одновременно является кредиторами и дебиторами, например, Бразилия и Россия. Во время переговоров стороны пытаются найти взаимоприемлемые условия реструктуризации долга. Условия реструктуризации предусматривают консолидации долга и консолидации платежей по обслуживанию долга, условия первого взноса по долгу, подлежащего реструктуризации, график платежей и тому подобное.

Основными принципами, которыми руководствуется клуб в процессе реструктуризации внешних государственных долгов, являются:

Консенсус означает, что все решения принимаются только с согласия всех членов клуба;

Солидарность кредиторов предусматривает, что ни один из них не стремится решать вопросы урегулирования только своих долгов;

Обусловленность реструктуризации долга утверждением МВФ программы экономического корректировки страны-должника;

Равный подход со стороны должников ко всем кредиторам, включая кредиторов - нечленов Парижского клуба. Должники не должны получить более выгодные условия урегулирования долгов другим кредиторам.

Условия, на которых реструктурируются долги развивающихся стран, Парижским клубом периодически пересматриваются. Самыми известными среди них являются Торонтские, Лондонские, Неапольские и Лионские условия.

Торонтские условия (Toronto terms), которые действовали в 1988-1991 pp., Касались реструктуризации долгов наименее развитых стран, по которым страны-кредиторы должны были выбрать одну из таких альтернатив взаимоотношений с этими странами:

Частичное списание долгов (списание 33% чистой текущей стоимости долга и перенос платежей по другой частью на 14 лет под рыночную ставку с восьмилетним периодом);

Увеличение срока погашения долга (перенос сроков платежей на 25 лет, включая 14 лет льготного периода);

Использование льготной процентной ставки (перенос платежей по долгам на 14 лет под рыночную процентную ставку, уменьшенную на 3,5 пункта, с восьмилетним льготным периодом).

Лондонские условия (London terms), согласованные в рамках Парижского клуба, действовали в 1991-1994 pp. Они также предлагались наименее развитым странам. По этим условиям страны-кредиторы могли списать около 50% чистой текущей стоимости долга через:

Перенос платежей на 23 года с шестилетним льготным периодом под льготную процентную ставку;

Сокращение платежей для обслуживания долга, согласно которым его размер уменьшается благодаря использованию льготной процентной ставки, с выплатой остальной части в течение 23 лет с пятилетним льготным периодом.

Выплаты всего долга в течение 25 лет с шестнадцатилетним льготным периодом.

Согласно неаполитанских условиями (Naples terms), действующих с 1995 p., Страны, которые получили ранее льготы на основе Торонтский или Лондонских условий, могут получить дальнейшие льготы от кредиторов в виде списания 67% чистой текущей стоимости их долга. Если средний доход на одного человека страны составляет не более 500 долл. США, а отношение суммы долга к экспорту не превышает 35%, может быть списано не более 50% стоимости долга. В конце 90-х годов Неапольские условия применялись по инициативе МВФ и Всемирного банка для сокращения долгов беднейших стран с высокой задолженностью.

Лионские условия (Lyon terms), согласованные в декабре 1996 г.., Могут применяться к наименее развитых стран с высокой задолженностью на втором этапе реструктуризации вместе с неаполитанских условиями. Они предусматривают сокращение чистой текущей стоимости долга на 80% с выплатой остальной части в течение 40 лет за восьмилетнего льготного периода.

По результатам переговоров с должниками члены Парижского клуба подписывают Согласованный протокол (Agreed Minutes) реструктуризации долга. Условия согласованного протокола вступают в силу только после того, как страна-кредитор и страна-должник договорятся на двусторонней основе относительно перечня кредитов, подлежащих реструктуризации.

"Клиентом" Парижского клуба является и Украина, правительство которой летом 2001 г.. Успешно провел переговоры с клубом и договорился реструктурировать внешний долг на сумму 580 млн. Долл. США за период 2000-2002 pp. на срок 12 лет с льготным периодом в 3 года. Реструктуризация сократила (путем отсрочки) выплаты Парижскому клубу с 800 до 285 млн. Долл. США.

Лондонский клуб также является неформальным консультационным форума кредиторов и определяет условия реструктуризации долгов частных должников, от имени которых выступают представители правительств. Как правило, соглашение реструктуризации долгов с Лондонским клубом предусматривает выкуп у банка-кредитора правительством страны должника обязательств последнего со скидкой или обмен долга с дисконтом на другие виды активов (например, акции предприятий).

Лондонский клуб кредиторов - консультативный комитет крупнейших банков-кредиторов, который заседает в связи с переговорами их с правительствами стран-должников по вопросам реструктуризации частной задолженности. Как правило, переговоры ведутся одним из банков от имени и по поручению других банков, участвующих в консультативном совете. Лондонский клуб не имеет четко определенной структуры и собирается в составе тех банков, которые имеют наибольшие требования к стране-должника, дело которой они рассматривают. В рамках Лондонского клуба банки заключают с правительством страны-должника соглашение или о ежегодной реструктуризации долга, или о многолетней реструктуризации, которой подлежат только выплаты основного долга. Все другие просроченные суммы должны быть выплачены в момент подписания соглашения о реструктуризации. Лондонским клубом предусмотрены следующие мероприятия, направленные на реструктуризацию долга: выкуп со скидкой правительством страны - должником частного долга своих компаний в иностранных банков; обмен со скидкой долгов на другие активы (например, акции национальных компаний), сокращение платежей для обслуживания долга и предоставление новых займов для выплаты старых долгов. В 90-е годы XX в. через механизм Лондонского клуба прошли такие страны, как Аргентина, Боливия, Бразилия, Болгария, Мексика, Нигерия, Польша, Филиппины и др.

Одной из главных предпосылок подписания соглашения о реструктуризации является, как правило, принятие страной программы Международного валютного фонда по структурной перестройки экономики и осуществления экономических реформ.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие экономические последствия современной глобализации хозяйственной жизни?

2. Определите основные причины новой мировой валютно финансового кризиса. Какие страны она охватила?

3. Охарактеризуйте поведение международных валютно-финансовых структур в условиях кризиса.

4. Какие главные требования ставят МВФ и ВБ перед странами?

5. Какие основные принципы критики кредитной политики МВФ и ВБ со стороны ведущих экономистов мира?

6. Какие, по вашему мнению, самые эффективные меры на пути преодоления последствий мирового валютно-финансового кризиса?

7. Какие основные направления совершенствования деятельности международных финансовых структур в современных условиях?

8. Назовите основные принципы деятельности Парижского клуба.

9. Что такое реструктуризация и консолидация внешнего долга?

10. Определите основные функции Лондонского клуба.