Лондонский клуб кредиторов создан. Лондонский клуб кредиторов. Отношения с Россией. Внешний долг России


Это международное неформальное объединение представителей частных крупнейших коммерческих банков и финансовых институтов. Образован в 1976 г. с целью разрешения проблем, возникающих в связи с неспособностью развивающихся стран регулярно погашать платежи по внешней задолженности.
В его рамках и по его правилам обсуждаются и принимаются решения о порядке реструктуризации, погашения и обслуживания внешних государственных долгов частным коммерческим банкам и финансовым институтам. Поскольку такие переговоры часто проходят в Лондоне, то клуб получил название «Лондонский клуб».
Членство в клубе условное. Он не имеет какой-либо организационной структуры и обычно собирается в составе банков, имеющих наиболее крупные требования к стране-должнику, чье дело они рассматривают. В рамках клуба по результатам переговоров принимаются решения, которые касаются двухсторонних отношений с должником. Долги Лондонскому клубу - коммерческая тайна. Все соглашения - джентльменские, т.е. устные.
Интересы банков-кредиторов представляет Банковский консультативный комитет (БКК) в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. И хотя в реструктуризации долга могут участвовать сотни банков, в состав данного комитета входят представители не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и Банковским консультативным комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только тогда соглашение может быть подписано. Условием заключения соглашения является принятие страной-должником программы МВФ о структурной перестройке экономики и проведения экономических реформ. Реструктуризации подлежат только выплаты по основному долгу.
В качестве мер по реструктуризации долгов коммерческие банки могут предоставить стране новый заем, пересмотреть сроки погашения долга (среднесрочных в долгосрочные), обеспечить полное или частичное списание внешнего долга. Как правило, соглашение о реструктуризации предусматривает выкуп правительством частного долга своих компаний со скидкой, обмен со скидкой долгов на другие активы (например, акции других компаний). В 1990-х годах через механизм реструктуризации Лондонского клуба прошли Аргентина, Боливия, Болгария, Мексика, Нигерия, Филиппины, Польша и др. Такая же проблема встала и перед Россией.
Впервые проблема советского долга встала перед Лондонским клубом в 1991 г., когда СССР отказался заплатить проценты по нему. Тогда же в рамках клуба был образован специальный консультативный совет, куда вошли 13 коммерческих банков - крупнейших кредиторов СССР. В 1991 г. после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из вновь образованных государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (в тот момент союзный долг оценивался в 108 млрд долл.), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. Однако в итоге получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре стороны договорились, что Россия примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на отказ от причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное решение стоило дорого, но позволило

России сохранить свои позиции на внешних финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, а также на некоторое время обеспечило доверие потенциальных западных партнеров.
Вопросы для самоконтроля Какие основные факторы способствовали развертыванию процесса глобализации? Каковы отличительные черты финансовой глобализации? В чем заключается опасность главенствующей роли финансового рынка в современной экономике? По каким основным направлениям развивается процесс глобализации? Какие экономические показатели можно использовать для характеристики развития процесса глобализации? Каковы положительные и отрицательные последствия деятельности ТНК? В чем вы видите положительные и отрицательные стороны деятельности международных экономических организаций по отношению к России? В чем заключается противоречивое воздействие глобализации на российскую экономику?
Тематика курсовых работ Глобализация и безопасность национальной экономики. Россия и ВТО: выигрыши, потери, безопасность. Теории международного движения капитала и их практическое значение. Международные экономические организации и их взаимодействие с Россией. Проблемы создания новой архитектуры мировой валютно-финансовой системы. Современные тенденции развития экономической интеграции. Транснациональные корпорации: место в мировой экономике и перспективы развития. Финансовая глобализация: факторы развития и противоречия. Роль государства в условиях глобализации. Эволюция механизмов и функций международных экономических организаций в условиях глобализации. Свободные экономические зоны: российская практика и зарубежный опыт. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в условиях глобализации мировой экономики.

Лондонский клуб (англ. London Club ) - это неформальная международная , объединяющая банки, предоставившие займы правительствам отдельных стран или отдельным юр. лицам этих стран , испытывающим трудности с их возвращением. Место пребывания - Лондон. Л.к. сформирован в конце 70-х годов из-за неспособности ряда стран отвечать по своим обязательствам. Первое заседание Л.к. состоялось в 1976 для урегулирования проблем задолженности Заира.

Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков погашения займов , предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими заемщиками часто проходят в Лондоне, этот клуб получил название "Лондонского клуба". Данный "клуб" является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки , перед которыми имеют задолженность страны "третьего мира".

Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. в контексте переоформления задолженности Заиру. В , который предшествовал мексиканскому долговому кризису 1982 г., переоформление обычно охватывало просроченные платежи в счет погашения основной суммы долга без предоставления новых средств. После долгового кризиса в Мексике банки начали многочисленные чрезвычайные операции по переоформлению, во время которых к должникам применялись серьезные санкции. С 1985 г. Банки осознали, что репрессивные мероприятия уменьшают платежей и, таким образом, только ухудшают положение. С этих пор условия реструктуризации были смягчены путем уменьшения спредов и удлинение как периода консолидации, так и периода погашения.

Дальнейший, еще более фундаментальный шаг было сделано в 1989 г. в контексте плана Брейди, в котором признавалась необходимость облегчения совокупного долгового бремени с помощью мероприятий с сокращение долга и его обслуживание. «Облигации Брейди» - это ценные бумаги, которые выпускаются путем обмена кредитов коммерческих банков на новые облигации, обеспеченные залогом. Преимуществом плана Брейди было то, что при решении вопроса реструктуризации долга он предлагал так называемое «меню вариантов», что предоставляло заемщикам большую гибкость для эффективного управления своими портфелями суверенных долгов. Тем не менее не поняло, какие преимущества получает кредитор от сокращения долга и использование «меню вариантов». Преимущества возможностей из финансирования, которые открывает урегулирование его долговых проблем, полученные ценой превращения долга в ценные бумаги , которые могут стать предметом купли-продажи. Изменение формы долга означает, что имеет меньше информации и меньше возможностей влиять на действии своих заемщиков.


Договора о реструктуризации долгов коммерческими банками под эгидой Лондонского клуба основаны на трех главных положениях:

Положение об общем доступе. При выплате задолженности не припускается дискриминация ни одного из заемщиков;

Положение о равноправии. Все кредиты рассматриваются на равноправной основе, которая предусматривает одинаковые права на платеже и , которые зависят от фактического объема риска банка;

Положение об обязательной подписке. В случае досрочных платежей в счет погашения долга их распределение между заемщиками проводится на равной основе.

Лондонский клуб обычно проводит свои заседания по просьбе должника, которому или угрожает , как в последние годы, или который уже предположил неплатежи и находится под угрозой серьезного накопления долга. Должник, как правило, обращается в , от которого ожидает сочувственного отношения к своему запросу; в большинстве случаев это банк с максимальной суммой предоставленных ссуд. После этого составляется перечень всех заемщиков, и банки назначают координационный комитет своим, на который приходится максимальная сумма предоставленных займов. Этому комитету предоставляются полномочие действовать от лица всех банков-кредиторов.

Следующий шаг координационного комитета состоит в назначении разных подкомитетов. Важнейшим из них есть экономический подкомитет, в обязанности которого входит оценка положения с задолженностью и общих экономических перспектив страны с целью информировать другие коммерческие банки-кредиторы о возможностях должника из погашение своих долговых обязательств.

Л.к. включает ведущие индустриально развитые страны. Основу организационной структуры Л.к. составляет Банковский Консультационный Комитет (БКК) из представителей наиболее крупных банков Л.к. БКК является органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности. На регулярных заседаниях Л.к. принимаются решения по урегулированию проблем непогашения задолженности. На этих заседаниях заключаются договора со странами-должниками. Как правило, они включают в себя, с одной стороны, такие меры, как реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых ссуд, а с другой - жесткие меры по обеспечению возврата займов: установление графика выплат задолженности, немедленная уплата части задолженности и т.д. Объем операций Л.к. значителен. Так, за годы долгового кризиса 1982-85 гг. Л.к. заключил 47 соглашений на общую сумму 130 млрд долл. Л.к. активно сотрудничает с Парижским клубом и Международным валютным фондом, но это сотрудничество носит в первую очередь информационный характер, поскольку в отличие от них осн. целью Л.к. является возврат своих средств. Объем задолженности Российской Федерации перед Л.к. составляет 32,3 млрд долл.

Из них основная сумма долга составляет 22,2 млрд долл., к-рый был реструктурирован в 1994 и оформлен в облигации PRIN. Накопленные проценты в сумме около 6,8 млрд долл. оформлены в облигации IAN. Еще 2,8 млрд долл. Долгов составляют просроченные выплаты. Проблемы с обслуживанием долгов начались после августа 1998. В феврале 2000 достигнута договоренность с БКК о списании суммы основного советского долга в облигациях PRIN на 37,5% и накопленных процентов в облигациях IAN на 33%. В результате Российской Федерации Л.к. сократился до 21,3 млрд долл. После подписания эта категория долга будет переоформлена в новые 30-летние еврооблигации.

В первые 6 мес. после денежной эмиссии этих бумаг Россия будет платить по ним 2,25% годовых, еще полгода по 2,5%, в течение последующих 6 лет - 5% и с 2007 до полного погашения -7,5%. Просроченные проценты не подлежат списанию и переводятся в 10-летние евробопды. Причем 270 млн долл. должны быть выплачены Российской Федерацией сразу после подписания договоренности. Затем до полного погашения они будут обслуживаться по ставке 8,25% годовых. В апреле 2001 проведен заключительный этап процесса реструктуризации задолженности Российской Федерации Л.к. (задолженности советских экспортно-импортных структур западным фирмам). В соответствии с правилами Л.к. эти обязательства реструктурируются в евробон-ды. В евробонды будет конвертировано 62,5% суммы основного долга и 67% суммы накопленных процентов. Остальное подлежит списанию. На международный рынок акций поступят еврооблигации на 2 млрд долл. по номиналу. Выпускаемые бумаги имеют два срока окончания расчетов (2010 и 2030). Выплаты будут осуществляться раз в полгода (начиная соответственно с 2006 и 2007).

Сходства и различия Лондонского и Парижского клубов. Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один их этих клубов не является международной организацией. Их "членский состав" нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консультативный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. (В Парижском клубе чаще всего заемщики представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге). Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходство, между Лондонским и Парижским клубами имеются существенные различия.

Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пересматривает долги официальным заемщикам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и фирма носят гораздо более свободный характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны. Такая гибкость подхода затрудняет задачу описания процедур Лондонского клуба. При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения долга в Лондонском клубе коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют руководящий комитет под названи ем Банковский консультативный комитет (БКК) для зашиты интересов коммерческих банков, предоставляющих кредиты той или иной стране. Хотя в реструктуризации долга Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, в состав данного руководящего комитета входят представители не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано. Таким образом, реструктуризация долга в Лондонском клубе может стать утомительной, длительной и дорогостоящей процедурой для страны-должника. И наоборот, переговоры в Парижском клубе проводятся быстрее и почти без затрат для страны-должника.

Как правило, Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату, как основной суммы долга, так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком кредите обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансовых возможностей, который включает инструменты сокращения долга. Лондонский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны-должника заключения с МВФ договора о резервных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации продолжительностью более одного года, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли свыше двух-трех лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличил продолжительность своих периодов консолидации , тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.

Общие и отличные характеристики Лондонского и Парижского клубов

Функциональный признак

Лондонский клуб

Парижский клуб

Цель деятельности

Решение финансовых проблем стран, которые развиваются, относительно обслуживания и погашение внешнего долга

Статус и организационная структура

Неформальные компании без официального мандату с непостоянным составом участников

Процедурная деятельности

Основные подходы к оценке финансового поведения дебиторов и условий кредитования идентичные

Периодичность созывов заседаний

Жестко не регламентируется; заседания проводятся в случае текущей потребности

Начало деятельности

Сфера деятельности

Реструктуризация задолженности коммерческим структурам

Реструктуризация задолженности официальным (государственным) заемщикам

Начало программы реструктуризации

Определяется дебитором (дата, указанная в информационном сообщении должника об отказе от уплаты долгов)

Определяется заемщиком (дата, из которой страны-кредиторы отказываются предоставлять должнику новые займы)

Представительство интересов заемщиков

Интересы заемщиков представляет Банковский консультативный комитет (БКК) из числа наиболее заинтересованных банков

Интересы заемщиков представляют самые влиятельные банки, независимо от их доли в долговом финансировании

Возможность пересмотра процентных платежей и основной суммы долга

Условия «старых» долгов не пересматриваются. Клуб согласовывает пакет мероприятий по реструктуризации задолженности, и банки становятся владельцами новых евробондов

Соглашения прошлых периодов могут быть пересмотренные

Необходимость поддержания дебиторов МВФ и другими финансовыми учреждениями

Не является обязательной

Реструктуризация задолженности объединяется с требованием подписания договоренности на выделение траншей МВФ и альтернативное кредитование из других источников

Процесс пересмотра погашения коммерческого долга. Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим заемщики формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению положения. Затем они согласовывают основные условия и наконец документально оформляют соглашение о пересмотре долга.

Процесс реструктуризации начинается тогда, когда страна-должник объявляет конкретную предельную дату, с которой она предлагает приостановить платежи по своим обязательствам. Такое заявление о моратории означает неспособность кредитора обслуживать весь или часть его непогашенного долга и призывает к началу переговоров о пересмотре сроков погашения этого долга. Не имея никакой юридической силы, заявление тем не менее на первых порах действует на заемщиков как гипноз: оно препятствует любым их попыткам возбудить в одностороннем порядке судебный иск (с требованием лишения права выкупа заложенного имущества, возбуждения судебного процесса, выплаты компенсации и т. д.), на который они обычно имеют право по первоначальному соглашению о предоставлении займа. Объяснение простое - любое одностороннее движение какого-либо заемщика вынудит всех других заемщиков принять меры для репатриации своих долгов и, таким образом, внеся сумятицу, может оставить их вообще без какого-либо возмещения. Вот почему в течение длительного периода после объявления 17 августа 1998г. моратория Российской Федерацией банки-кредиторы не предъявляли к ней официальных требований (исключение составил лишь , однако, его требования так и не были никем поддержаны).

После начала подготовительной работы, включающей в себя разработку стратегического планирования урегулирования долга, страна-должник проводит консультации со своими главными заемщиками с целью образования руководящего комитета. Обычно страна-должник выбирает банки, с пониманием относящиеся к выдвигаемым ею условиям работы в составе БКК и представляющие ос новные географические регионы, перед которыми страна имеет долговые обязательства. В БКК по реструктуризации российского внешнего долга в последние годы входили: Deutsche bank, Credit Lyonnais, BNP, BNL, bank of Tokyo-Mitsubishi, bank Austria, Dresdner bank.

Многолетний опыт работы позволил Банковским консультативным комитетам стать достаточно компетентными органами для детальной оценки экономических перспектив страны и построения схемы вложения инвистиций на более реалистичной основе при содействии МВФ (и его Института международных финансов, расположенного в Вашингтоне, округ ). В частности, сейчас банки ведут переговоры о долгосрочных схемах кредитования, в рамках которых они рефинансируют платежи в счет покрытия капитальной суммы долга, причитающиеся в течение ряда последующих лет. По этим схемам вложение инвистиций в каждом году зависит от ряда факторов, включая поддержание хорошей репутации в МВФ. Допуская долгосрочное дополнительное вложение капитала , банки проявили гораздо больше воображения, чем официальные заемщики. Кроме того, они снизили величину гарантийных взносов до реалистичного уровня и в большинстве случаев устранили разовую комиссию.

Однако точное соотношение интересов заемщиков зависит от состава каждой группы, в любой конкретной группе заемщиков можно найти определенные "группы с особыми интересами".

Самой важной группой заемщиков является та, на которую приходятся основные риски кредитора. Этими заемщиками вполне могут быть крупнейшие банки мира. На ранних этапах кризиса суверенного долга размер долгов суверенных государств-заемщиков банкам превышал стоимость их капитала. Поэтому этим банкам грозили достаточно большие убытки, которые могли поставить их на грань банкротства, и они были вынуждены заключать такие договора со своими суверенными должниками, защищавшие стоимость их непогашенных активов. Для этого они должны были обеспечить, чтобы должники не только признали свое обязательство по возмещению долга, но и осуществляли выплату процентов по долгу на текущей основе. Интересы крупных заемщиков не обязательно совпадали с интересами тех, чьи относительно небольшие риски не угрожали их существованию. Мелких заемщиков больше беспокоили расходы, которые они понесут при пересмотре условий погашения долга, и прецеденты, которые они создадут, заключив с кредитором "щедрое" соглашение, нежели убытки, которые они понесут, если будут добиваться соблюдения своих прав против должника или если переговоры сорвутся и они не смогут взыскать с должника. Однако у этих банков есть интерес в недопущении банкротства крупных банков в результате невыполнения суверенным государством своих обязательств. Такие банкротства могут поставить под угрозу стабильность и устойчивость международной финансовой системы, что явно не отвечает интересам более мелких банков.

После подготовки информационного меморандума первым официальным контактом между страной-должником и БКК является совещания по изучению положения должника, после которого данный меморандум распространяется среди всех банков-кредиторов.

Согласование основных условий начинается с отбора участников со стороны заемщиков и должника, причем со стороны последнего такой отбор произвести достаточно сложно. Это объясняется тем, что внутреннее должника может затруднить принятие на себя центробанком государственного долга. При рефинансировании долгов по аккредитивам, когда ЦБ не смог перевести валюту в счет хранящихся в нем вкладов коммерческих банков, внесенных от имени их клиентов, заемщики признают центрбанк надлежащим кандидатом в участники. Но споры могут возникнуть тогда, когда ЦБ используется для реструктуризации средне- и/или долгосрочных долгов правительства, его ведомств, учреждении или полугосударственных предприятии, или же долгов, гарантированных правительством. Прежде всего следует отметить, что с юридической и конституционной точек зрения только суверенное может принять на себя долги своих ведомств или субъектов. Следовательно, центрбанк не может нести ответственность за долги, например, правительств республик, штатов, центрального правительства или любого правительственного органа. На практике, однако, банки не стремятся вступать в договорные отношения с правительством или государством. Именно ЦБ, а не государство обычно является держателем валютных активов страны. И опять же, центрбанк как не может быть гарантом государства. Поэтому банки, как правило, настаивают на том, чтобы государство подписывало соглашение о пересмотре долга в качестве кредитора, а ЦБ обязывался делать валютные платежи по этому соглашению. В случае с Российской Федерацией агентом правительства по внешнему долгу страны с самого начала был выбран Внешэкономбанк.

Далее определяется, какие долги подлежат и какие не подлежат реструктуризации. Например, внутренний долг не подлежит реструктуризации, поскольку суверенные государства редко положительно воспринимают попытки заемщиков вмешаться в процедуры обслуживания внутреннего долга, выплачиваемого в местной валюте. Они могут также не согласиться с определением в качестве внешнего такого долга, который относится к валютным обязательствам, выплачиваемым физическим и юрлицам страны, поскольку такие выплаты сами по себе не ведут к оттоку иностранной валюты.

После согласования перечня разрешенных валют, процентов и процентных периодов, комиссионных, условий использования ссуды и процедуры контроля подписывается соглашение о пересмотре долга.

Пересмотр условий погашения долга. Для понимания главных особенностей процесса пересмотра долга необходимо помнить о состоянии отношений между должником и заемщиком в тот момент, когда страна-заемщик объявляет, что она не сможет выполнить своих долговых обязательств при наступлении срока их погашения. В число должников в стране-заемщике может входить не только само суверенное государство, но и такие юридически самостоятельные кредиторы из государственного сектора, как центрбанк и государственные предприятия со своими полномочиями в области получения кредитов. Одни из этих юр. лиц самостоятельно получают кредиты, а у других долги гарантируются суверенным государством. Кроме того, возможно и наличие кредиторов из частного сектора, долг которых может гарантироваться, а может и не гарантироваться официальными властями, но которые пострадают, если суверенное государство попытается вмешаться в управление валютными ресурсами страны.

В целом, эти долги имеют неодинаковые сроки погашения, могут выражаться в разных валютах, иметь различное целевое назначение и регулироваться различными юридическими нормами, включая действующее законодательство . Кроме того, держателями долгов может быть множество заемщиков. Даже в случае стран с небольшим долгом общее число банков может приближаться к ста.

Хотя разнообразие долгов усложняет пересмотра долга суверенного государства, громоздким его делает большое число затронутых сторон. Кроме того, банки могут проявлять подозрительность друг к другу и не идти на уступки, которые могут дать преимущества другим заемщикам за их счет.

Для упорядочения этого процесса и создаются банковские консультативные или руководящие комитеты. Комитеты состоят из представительной группы банков-кредиторов, которая ведет переговоры с должником от имени всей группы заемщиков.

Руководящий и консультативный комитеты не имеют юридических полномочий заключать с кредитором такое соглашение, которое будет обязательным для других заемщиков, поскольку процедуры внесения поправок в первоначальные договоренности о кредитах и включения изъятий основаны на первоначальных соглашениях. Обычно эти договора требуют единогласия или большинства голосов всех членов кредитного синдиката. В кредитных соглашениях не предусматривается какая-либо роль для консультативных или руководящих комитетов, а заемщики не принимают на себя обязательство подчиняться решениям таких комитетов. Таким образом, кредитор, который не согласен с основными условиями нового договоренности, всегда имеет возможность добиваться через суд выполнения первоначальных долговых обязательств, которые несет перед ним должник.

Одним из обстоятельств, определяющих юридический статус руководящего или консультативного комитета, является то, что он должен максимально представлять банковскую и географическую структуру группы заемщиков.

Международные финансовые учреждения разделяли заинтересованность заемщиков в обеспечении выживания крупных банков и финансовой системы в целом. Эти стороны смогли также апеллировать к заинтересованности самих должников в сохранении международной финансовой системы и убедить их в том, что главной целью переговоров должно быть сохранение стоимости активов заемщиков.

Трудное положение банков-кредиторов усилило переговорную позицию крупнейших стран-должников. Все банки, включая крупнейшие, имели меньшие и следовательно менее опасные риски в более мелких странах-должниках. Поэтому они не могли позволить себе нести прямые убытки из-за этих должников. Однако банки беспокоились по поводу того, что любое соглашение с этими странами будет рассматриваться, как прецедент другими странами и будет служить предметом постоянных ссылок на других переговорах по пересмотру долга. Кроме того, совокупный эффект этих более мелких переговоров по пересмотру долга мог весьма дорого обойтись заемщикам и подорвать их позицию в отношениях с важнейшими должниками.

Перед лицом такого развития событий заемщики не разделяли озабоченность должников по поводу социально-экономического положения их граждан. Более того, заемщики утверждали, что должники добровольно влезли в долги и несут ответственность за выполнение своих обязательств.

Из сохранения стоимости активов банков как главного принципа переговоров вытекает ряд важных выводов. Этот принцип обязательно вынуждает правительство страны-должника отдавать приоритет обслуживанию своего долга. Данный приоритет делает весьма спорным следующий вопрос: следует ли суверенному должнику уделять охране здоровья и образованию своих граждан большее внимание, чем долговым обязательствам. Заемщики смотрят на любого должника, добивающегося обсуждения таких вопросов, как на наивного или прибегающего к тактике отвлечения внимания.

Для обеспечения интересов кредиторов (в первую очередь, из развитых стран) при получении долгов от развивающихся и бывших социалистических государств созданы Парижский клуб кредиторов и Лондонский клуб коммерческих банков-кредиторов. Это объединения, сотрудничающие друге другом и с МВФ и МБРР. Парижский и Лондонский клубы ведут переговоры с государством-должником, согласовывают принципиальную основу для частичного списания долга либо для его реструктуризации (пересмотр сроков, процентов, условий кредита).

Парижский клуб кредиторов был образован в 1956 г. и представляет собой важнейшее неформальное финансовое объединение государств-лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский, и отличается от Лондонского "как государство отличается от коммерческого банка". Правительственные кредиторы не ограничены в деньгах, дают их взаймы исходя не из коммерческих, а в основном из политических соображений. Коммерческие банки дают международные наймы осторожно – только если заемщик обещает большие проценты.

Парижский клуб представляет собой межгосударственный механизм, не имеющий статуса международной организации. Основные задачи Парижского клуба – не допустить объявления государством-должником одностороннего моратория на выплату задолженности, обеспечить участие такого государства в системе международного кредитования, равномерно распределять между кредиторами бремя реструктуризации долгов. Формально Парижский клуб не имеет ни устава, ни организационных структур. В практике его деятельности сложилась система принципов, которыми руководствуются государства-члены:

  • – рассмотрение обращений государств-должников, только если невыплата ими долга в срок является неизбежной;
  • – строго индивидуальный подход к каждому государству-должнику;
  • – обусловленность пересмотра порядка погашения долга;
  • – равномерное распределение потерь от пересмотра долга между всеми государствами-кредиторами.

Главная идея деятельности Парижского клуба – проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение поддерживает списание беднейшим странам части долгов. В 1994 г. Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67% долга. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80%. Максимальная скидка предоставляется только при условии активного проведения рыночных реформ.

Члены Клуба: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, ФРГ, Нидерланды, Дания, Испания, Италия, Канада, Норвегия, Португалия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Япония. Особенность структурной организации Парижского клуба – это собрание представителей суверенных государств-кредиторов иод председательством чиновника Государственного казначейства Франции. Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, поэтому в переговорном процессе может участвовать любое государство-кредитор. Поскольку большую часть кредитов и займов развивающиеся государства и страны с переходной экономикой получают от членов Организации экономического сотрудничества и развития, то члены ОЭСР почти всегда участвуют в переговорах.

Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать Всемирный Банк, ЮНКТАД, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности. Россия является членом Парижского клуба кредиторов как правопродолжатель СССР по предоставлению кредитов развивающимся странам. В 1997 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Россией и Парижским клубом, в соответствии с которым Россия стала полноправным членом Клуба в качестве государства-кредитора. При этом Россия занимает в Парижском клубе двойственное положение, являясь и должником одних стран, и кредитором других.

В рамках Парижского клуба выработан базовый перечень условий реструктуризации долга.

Лионские условия (для стран со средним уровнем дохода на душу населения) предполагают реструктуризацию 100% долга: срок погашения 10 лет с 5-летним льготным периодом по рыночным процентным ставкам.

Торонтские условия применяются в отношении тех стран, у которых доход на душу населения не выше установленного Всемирным Банком уровня. Предусматривают три варианта льготных режимов: уменьшение суммы долга, долгосрочные долги, уменьшение платежей по обслуживанию долга.

Хьюстонские условия предназначены для стран с годовым доходом на душу населения не более 785 долл. США. Срок погашения коммерческих кредитов – 15 лет, льготный срок – восемь лет. Кредиторам предоставлено право продавать или обменивать долговые обязательства.

Тринидадские условия предусматривают списание двух третей долга.

Лондонские (усиленные Торонтские) условия предусматривают четыре варианта сокращения на 50% стоимости подлежащих консолидированию сумм, относящихся к непогашенным коммерческим кредитам.

Возможностей давления на должников у Клуба гораздо больше, чем у "независимого" кредитора. Для стран- должников урегулирование задолженности членам Клуба выступает необходимым условием получения кредитов МВФ и МБРР, распространения на них программ облегчения бремени задолженности.

Лондонский клуб представляет собой многосторонний механизм сотрудничества, не являющийся международной организацией. Клуб создан с целью выработки договоренностей с государствами-должниками, испытывающими трудности с выплатой внешнего долга, и погашения их межбанковской задолженности. Лондонский клуб объединяет 600 коммерческих банков-кредиторов наиболее развитых стран мира. Основные принципы деятельности Лондонского клуба схожи с принципами деятельности Парижского клуба.

Руководящие принципы Парижского клуба в отношении невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени применяются и к Лондонскому клубу. Предметом переговоров с Лондонским клубом являются только не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 г. К середине 1980-х гг. было заключено около 50 соглашений о пересмотре условий погашения задолженности с развивающимися странами на 130 млрд долл. США. В конце 1985 г. начала применяться новая стратегия урегулирования долга стран со средним доходом (План Бейкера): проведение анализа программы финансового выравнивания страны-должника.

Реструктуризация долга в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Должник объявляет мораторий на платежи, образует группу по урегулированию долга и составляет информационный меморандум. Кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание, на котором согласовывают основные условия и оформляют соглашения о пересмотре долга.

Основное отличие Лондонского клуба от Парижского состоит в том, что Лондонский занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, а Парижский пересматривает долги официальным кредиторам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, его процедуры и организация носят более свободный характер, чем в Парижском клубе. Коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют единый руководящий комитет для защиты своих интересов. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, па которые приходится 90–95% обязательств должника.

В 2000 г. Парижский и Лондонский клубы приняли совместную Декларацию о принципиальных подходах клубов к вопросу о взаимоотношениях между инвесторами и государствами-заемщиками, где они признали равную финансовую ответственность по ущербам, которые несут государства-кредиторы и коммерческие доноры в случае реструктуризации долга.

Введение____________________________________________________2

2.1. Принципы работы Лондонского клуба____________________11

2.2.Отношения Лондонского клуба со своими должниками______19

Заключение_________________________________________________34

Список литературы__________________________________________36

Приложения________________________________________________38

Введение

Внешние заимствования в современном мире являются прочной составляющей мировой экономики. Кредитование позволяет быстро получить необходимые деньги в кризисных ситуациях. Для стран, идущих по пути преобразований и реформ, заимствования стали одним из основных источников финансовых ресурсов. В случае внешнего государственного долга кредиторами правительства выступают: иностранные государства, иностранные юридические лица и международные финансовые институты. Однако кредиты даются на определённое время и должны быть выплачены к определённому сроку. Не всем государствам удаётся найти деньги для выплат, так трудности с выплатой внешней задолженности испытывают большинство из 182 стран-членов МВФ (главным образом развивающиеся страны). Возникла потребность в организациях, созданных для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьёзными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. Одной из таких организаций и является Лондонский клуб кредиторов. В рамках этого клуба страны, испытывающие сложности с погашением внешних обязательств другим государствам и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Клуб стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Он не является международной организацией. Его "членский состав" нестабилен, и он не имеют официального мандата. Клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга.

Актуальность темы заключается в том, что на данный момент практически все государства вступают в международные отношения на рынке ссудных капиталов: либо в качестве заёмщика, либо в качестве кредитора.

В экономической теории ссудный капитал традиционно рассматривается как совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента. На рынке капиталов ссудный капитал занимает особое место, удовлетворяя потребности национальной экономики в лице государства, юридических и физических лиц в свободных финансовых ресурсах.

Международный кредит - разновидность экономической категории "кредит". Это - движение ссудного капитала в сфере Международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты. Условия международного кредита отражают его связь с экономическими законами рынка и используются для решения задач экономических агентов рынка и государства.

Ведущими участниками международных кредитных отношений являются Лондонский и Парижский клубы кредиторов. Эти организации ведут обширную деятельность со странами всего мира, но обе они нацелены на помощь странам, столкнувшимся с серьезными финансовыми проблемами.

В первой главе работы рассмотрена объективная необходимость создания и история возникновения Лондонского клуба кредиторов. Во второй главе дается характеристика деятельности Лондонского кредитного клуба и его принципы в наши дни. В третьей главе рассматривается взаимоотношения Российской Федерации с этой организацией.

В настоящее время состояние экономики страны характеризуется не только основными общеэкономическими показателями, но и, в том числе, состоянием и размером внешнего долга. Внешний государственный долг России на 1 января 2007 года составил 52 млрд. долларов или 39,5 млрд. евро, сообщил Минфин РФ, внешний государственный долг формируется за счет кредитов, выдаваемых различными кредитными организациями. Данная работа посвящена Лондонскому Клубу Кредиторов, характеристике и сущности его деятельности. Тема является достаточно актуальной, так как Лондонский Клуб – не только крупное кредитное объединение, но один из основных кредиторов нашей страны. В о же время, тема и вопросы касательно взаимоотношений с Лондонским Клубом в том числе и России разработана достаточно слабо. Весьма проблематично найти требуемую информацию в книжных изданиях и периодических публикациях. В литературе вопрос освещен такими авторами, как Белотелова Н.П. и Машковец А. Данные о Лондонском Клубе преимущественно можно найти в сети Интернет на официальных сайтах, а также в упоминаниях в новостных блоках на ТВ. Соответственно, достаточно сложно привести в пример конкретных авторов, работающих над рассматриваемой мной темой.

Главная цель работы заключается в анализе деятельности Лондонского клуба кредиторов на современном этапе развития. В ходе достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:

1. определить причины создания Лондонского клуба кредиторов;

2. описать сущность и функции клуба;

3. охарактеризовать его принципы работы и рассмотреть:

· процесс пересмотра погашения коммерческого долга;

· этапы реструктуризации долга;

4. определить проблемы и перспективы взаимоотношений России с Лондонским клубом кредиторов.

При этом объектом исследования является сам Лондонский клуб кредиторов, а предметом – его деятельность и взаимоотношения со своими должниками.

При написании работы был использован метод сравнительного анализа учебной литературы и научных статей, сопоставление различных источников и на их основе заключение собственных выводов.

I. Причины создания и история возникновения Лондонского клуба кредиторов.

Лондонский клуб кредиторов - крупная (около 1 тыс. членов) неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьёзными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. Предметом переговоров с Лондонским клубом являются не покрытые гарантиями государства долги частным банкам. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 году в связи с платёжными проблемами Заира, а к середине 80-х годов клубом было подписано уже около 50 соглашений о пересмотре условий погашения задолженности с широким кругом развивающихся стран. Лондонский клуб работает в тесном контакте с Парижским клубом, «большой восьмеркой» и другими международными финансовыми организациями.

Клуб был сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования.

Всего в 1981-1983 годах заключено 14 соглашений на 10 миллиардов долларов Меморандум 1982 года о долге Мексики оказался этапным событием в практике ведения переговоров о погашении задолженности. В последующие два года, после разразившегося мирового долгового кризиса 1982 многие страны должники обратились в Лондонский клуб с просьбой о пересмотре сроков погашения своих коммерческих обязательств. В результате было заключено 47 соглашений на 130 млрд. долл США.

В конце 1985 года начала применять новая стратегия урегулирования долга стран со средним доходом (План Бейкера), который предполагал проведение анализа программы финансового выравнивания страны-должника, в результате чего возрос объем банковских кредитов в поддержку программной деятельности.*

Дальнейший, еще более фундаментальный шаг было сделано в 1989 г. в контексте плана Брейди, в котором признавалась необходимость облегчения совокупного долгового бремени с помощью мероприятий с сокращение долга и его обслуживание. «Облигации Брейди» - это ценные бумаги, которые выпускаются путем обмена займов коммерческих банков на новые облигации, обеспеченные залогом. Преимуществом плана Брейди было то, что при решении вопроса реструктуризации долга он предлагал так называемое «меню вариантов», что предоставляло кредиторам большую гибкость для эффективного управления своими портфелями суверенных долгов. Тем не менее не поняло, какие преимущества получает заемщик от сокращения долга и использование «меню вариантов». Преимущества возможностей из финансирования, которые открывает урегулирование его долговых проблем, полученные ценой превращения долга в ценные бумаги, которые могут стать предметом купли-продажи. Изменение формы долга означает, что заемщик имеет меньше информации и меньше возможностей влиять на действии своих кредиторов.

Соглашения о реструктуризации долгов коммерческими банками под эгидой Лондонского клуба основаны на трех главных положениях:

Положение об общем доступе. При выплате задолженности не припускается дискриминация ни одного из кредиторов;

Положение о равноправии. Все займы рассматриваются на равноправной основе, которая предусматривает одинаковые права на платеже и залог, которые зависят от фактического объема риска банка;

Положение об обязательной подписке. В случае досрочных платежей в счет погашения долга их распределение между кредиторами проводится на равной основе.

Лондонский клуб обычно проводит свои заседания по просьбе должника, которому или угрожает дефолт, как в последние годы, или который уже предположил неплатежи и находится под угрозой серьезного накопления долга. Должник, как правило, обращается в банк, от которого ожидает сочувственного отношения к своему запросу; в большинстве случаев это банк с максимальной суммой предоставленных кредитов. После этого составляется перечень всех кредиторов, и банки назначают координационный комитет своим, на который приходится максимальная сумма предоставленных кредитов. Этому комитету предоставляются полномочие действовать от лица всех банков-кредиторов.

Лондонский клуб кредиторов

Лондонский клуб кредиторов – неформальное объединение частных кредиторов, созданное для урегулирования долгов перед участниками. По своим целям и задачам сравним с Парижским клубом кредиторов. Однако, Лондонский клуб – это объединение частных инвесторов, чаще всего банков, а Парижский – объединение государств-кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных банков. То есть Лондонский клуб кредиторов специализируется на урегулировании займов, выданных частными кредиторами государствам-должникам.

Процедура решения долговых проблем стран обычно следующая. Так как страна может иметь невыполненные обязательства перед десятками банков, то от имени кредиторов создается так называемый Банковский консультационный комитет, куда входят не более 15 банков, которым она должна больше всего. Этот комитет ведет переговоры о реструктуризации долга. Соглашение считается достигнутым только тогда, когда учтены интересы всех банков, задолженность перед которыми составляет 90-95% от общей суммы. Лишь после этого может быть подписан официальный договор.

Как правило, Лондонский клуб кредиторов идет на отсрочку выплат на два-три года. При этом проценты по займам чаще всего не пересматриваются. По результатам соглашения может получить дополнительный для обслуживания текущего долга.

Российский долг, унаследованный от СССР, был реструктуризирован Лондонским клубом кредиторов в 1997 году. В Банковский консультационный комитет входили: Deutsche Bank, Credit Lyonnais, BNP, Commerzbank, BNL, Bank of Tokyo-Mitsubishi, Bank Austria, Dresdner Bank. По договоренности основная задолженность была переоформлена в реструктуризированные кредиты Principal Notes (инструменты PRINs), а обязательства по процентам - в процентные облигации Interest Arrears Notes (инструменты IANs). В 2009 году этот долг был полностью погашен.


Смотреть что такое "Лондонский клуб кредиторов" в других словарях:

    Лондонский клуб кредиторов - Л ондонский кл уб кредит оров (международная организация) … Русский орфографический словарь

    Лондонский клуб кредиторов - (международная организация) … Орфографический словарь русского языка

    Лондонский клуб - это неформальная организация банков кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба. Первые заседания Лондонского клуба состоялись в 1976 г. для рассмотрения вопросов задолженности… … Википедия

    Лондонский клуб - (страны поставщики ядерного материала и оборудования) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Лондонский клуб Неформальное объединение частных кредиторов, чаще всего банков, созданное для урегулирования займов, выданных… … Справочник технического переводчика

    Лондонский клуб - (The London club) — неформальное объединение частных кредиторов, чаще всего банков, созданное для урегулирования займов, выданных частными кредиторами государствам должникам. Если страна имеет невыполненные обязательства перед многими… … Экономико-математический словарь

    Лондонский клуб - (London Club) Содержание > (англ. London Club) - это неформальная международная, объединяющая, предоставившие правительствам отдельных или отдельным этих стран, испытывающим трудности с их возвращением. Место пребывания Лондон. Л.к.… … Энциклопедия инвестора

    Лондонский клуб - объединение крупнейших коммерческих банков кредиторов (более 400). Возник в нач. 80 х гг. после обострения кризиса международной задолженности. Л.к.занимается проблемой урегулирования частной внешней задолженности стран должников (т.е.… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    ЛОНДОНСКИЙ КЛУБ - объединение 600 частных банков, международных кредиторов, осуществляющих координацию своей позиции по отношению к должникам. На начало 1997 г. задолженность РФ членам Л.к. составляла около 32 млрд. долл. (включая просроченную задолженность).… … Внешнеэкономический толковый словарь

    Клуб Лондонский - клуб банков кредиторов, созданный для переговоров с официальными заемщиками. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    КЛУБ, ЛОНДОНСКИЙ - клуб коммерческих банков кредиторов, созданный для переговоров с официальными заемщиками … Большой экономический словарь