Марианны лукашенко и натальи ключ. Чтение и выучивание наизусть. Последняя распространенная проблема школьников – медлительность и длительное раскачивание в начале дня

  • Находим время для «особых» дел
  • Особые дела - что это?
  • Не все взрослые умеют распоряжаться своим временем, однако среди мам достаточно тех, кто умело распределяет дела и все успевает. Одни являют собой образцы самодисциплины, другие используют различные популярные техники тайм-менеджмента: рисуют матрицу Эйзенхауэра, заводят кухонные таймеры-помидорки, используют «метод Альп»… Продолжить можете сами, наверняка у вас есть собственный секрет эффективности!

    Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы научить ребенка одному из этих методов. Мамы с энтузиазмом покупают магнитные доски, разноцветные стикеры и… Ничего не происходит! Почему тайм-менеджмент не работает, и как сделать так, чтобы работал?

    Пытаясь просто перенести свой опыт на ребенка, мамы зачастую получают вместо одной контролирующей функции (ты уже сделал упражнение по русскому?) другую (ты подготовил стикеры со списком дел на завтра?) А причина проста: дети - еще не взрослые.

      Нет зрелого волевого компонента - «шел, шел и отвлекся».

      Нет умения расставить приоритеты, отделять «срочное неважное» от «несрочного важного».

      Нет адекватного чувства времени: от понедельника до пятницы - плюс/минус бесконечность.

    Хорошо, если со всем этим ребенок освоится годам так к 12, и то не всякий. А проблемы управлением временем возникают гораздо раньше. Как помочь ребенку их решить?

    Гармонизация жизни

    Плохо, когда в жизни одна работа или, в случае с ребенком, учеба. Не лучше, если она отходит на задний план, будучи забытой ради друзей развлечений. Найти баланс бывает сложнее, чем выполнить все дела по списку, именно поэтому с него, баланса, и стоит начать.

    Понаблюдайте за ребенком и, не критикуя, запишите его текущее расписание. Сколько он делает уроки, сколько времени проводит в социальной сети, за просмотром телепрограмм, компьютерными играми, на тренировке, на прогулке…

    Выпишите все дела отдельным списком и разделите на 3-5 универсальных групп. Например, часто рекомендуют такое деление.

      Интеллектуальное развитие (уроки, развивающие занятия ).

      Физическое развитие (спорт, активные игры, утренняя зарядка ).

      Духовное развитие (религия, искусство, путешествия ).

      Социальное развитие (общение с друзьями ).

    Возможно, это деление не кажется вам оптимальным, тогда вы можете предложить свое, например «учеба/внешкольные занятия/быт/отдых». Главное, не должно оказаться так, чтобы все были сконцентрированы в одной или двух группах - это явный показатель того, что что-то пошло не так.

    Обсудите ваши наблюдения с ребенком. Устраивает ли его такое положение вещей, или он хочет, чтобы на какую-то сферу оставалось больше времени? Если ваши подсчеты заинтересовали его - вот и мотивация к управлению временем! Отлично, теперь вы - союзники.

    Подсчитываем время

    «Рутинное» время

    Прежде всего, определитесь, сколько времени у ребенка занимает ежедневная рутина. В самом деле, глупо записывать в ежедневный список дел чистку зубов или, к примеру, прогулку с собакой, если она стала обязанностью ребенка. Выпишите такие дела отдельно и суммируйте время, которое ребенок на них тратит. Туда же добавьте школьные уроки, тренировки, занятия в художественной и музыкальной школе. Все это дела, повлиять на длительность которых вы все равно не сможете. Теперь вы уже четко представляете, каким временем ребенок располагает каждый день.

    «Регулярное» время

    Определите время, которое разумно потратить на выполнение домашних заданий и сопоставьте его с фактическим. Если разница велика, есть смысл поработать над концентрацией внимания. Если же дни загружены домашним заданием неравномерно, нужно помочь ребенку перераспределить его так, чтобы некоторые уроки выполнять не накануне, а заранее. В отличие от рутинных, регулярные дела можно оптимизировать.

    Борьба с хронофагами

    Возможно, после этого вы обнаружите, что времени у ребенка осталось - всего ничего. Тогда нужно поискать, куда же оно делось? Взрослым обычно советуют определить хронофаги - пожиратели времени. Это могут быть социальные сети, проверка электронной почты, чтение лент новостей, игры на телефоне, наконец, курение и «перерывы на кофе». Разумеется, курение и кофе - это не варианты для вашего ребенка, но все остальное вполне может иметь место.

    Полностью избавиться ль хронофагов очень трудно, да, пожалуй, и не нужно - к чему такой аскетизм? Нужно просто ввести их в четкие рамки: выделить для соцсетей определенное, строго ограниченное время. Во время прогулок, домашних заданий, бытовых занятий интернет должен быть отключен!

    Зачастую такое правило в семье уже действует, но в отношении компьютерных игр. Большинство детей после пары недель экспериментов начинают понимать все преимущества контроля над хронофагами и подключаются к работе.

    Лучше меньше, да лучше

    Итак, с рутиной мы справились, время нашлось, на что его потратить? Если бы речь шла о вас, вы наверняка составили бы целый список дел, выделили самые важные из них и начали продвигаться шаг за шагом.

    Но если речь идет о ребенке младшего школьного возраста, должно действовать правило: «Один день - одно дело»

    В отличие от регулярных дел, у особых должна быть четко поставленная задача, ограниченные временные рамки и легко фиксируемый итог.

    Конечно, бывают дела, которые невозможно выполнить за один день, например, работа над школьным научным или художественным проектом. В таком случае, ее нужно разбить на этапы, каждый из которых будет иметь четкий результат и может быть выполнен за один день. Вряд ли ученик младших классов сможет сделать это самостоятельно, тут ему понадобится помощь родителей.

    Планируя время для какого-либо нового дела (сколько времени требуется на чистку зубов, вы и так знаете), нужно оставлять достаточно большой запас, приблизительно две трети от запланированного. К примеру, если вы полагаете, что ребенок завершит работу за полчаса - отведите на нее 50 минут.

    Когда вы подводите итоги дня, то вычеркиваете из списка выполненные задачи. Это символическое действие, но оно очень важно для осознания завершения определенного этапа. Ребенку такой знак нужен даже больше, чем вам. Вот тут-то и пригодится и магнитная доска, и яркие стикеры, и наклейки-звездочки, словом, все, что угодно. Составьте расписание «особых дел» на неделю и пусть ребенок постепенно перемещает задачи в раздел выполненных. В конце недели подводим итоги - что удалось, что не удалось!

    Итак, повторим еще раз.

      Выделяем одно особое дело в день.

      Отводим на него время с запасом.

      Обязательно подводим итоги.

    Особые дела - что это?

    Наконец, последний камень преткновения - что такое «особое дело»? Порой определить это довольно просто. Например, ребенок собирается смастерить поделку в подарок бабушке. Домашние задания относим к регулярным делам, однако если школьник решил дополнительно позаниматься перед важной контрольной - это тоже вполне особое дело. Или, к примеру, если он поставил перед собой задачу прочитать серьезную объемную книгу, причем чтение дается ему с трудом - это тоже работа, которую можно разбить на этапы.

    Однако иногда и сам ребенок, и родители попадают в тупик: все дела можно отнести или к рутинным, или регулярным, и никаких «особых» дел не предвидится. А между тем, именно эти час-полтора в день - резерв для саморазвития, просто ребенок еще не умеет им управлять!

    Не вымучивайте из себя искусственные планы, лучше расслабьтесь и прибегните к ретроградному методу: в конце недели обсудите со своим чадом, что из сделанного за неделю он считает важным? Интересным? Что запомнилось больше всего? Было самым полезным?

    Несколько недель анализа позволят вам (и ему тоже) увидеть направление, в котором следует двигаться. Например, если ребенок с энтузиазмом вспоминает, как сам придумал необычные бутерброды, отведите день под кулинарные эксперименты, увлекся рукоделием - отлично, продолжим вязание шарфика. Постепенно такие «особые дела» начнет подкидывать школа, причем и учебные (те же научные проекты), и социальные (например, разработка сценария классного праздника, волонтерская работа).

    Постепенно какие-то дела перейдут в разряд регулярных, от каких-то ребенок откажется вовсе, но одно мы можем гарантировать - уже к средней школе «особых дел» будет столько, что вам придется учить ребенка новым навыкам тайм-менеджмента: распределению приоритетов и делегированию. А пока - начинаем с азбуки управления временем!

    Подготовила Антонина Рыбакова

    Любой родитель может научить любимое чадо максимально эффективно использовать свое время. Приложив немного усилий, мы можем воспитать поколение людей, которые с детства умеют планировать свою жизнь, с любовью работать и от души отдыхать.

    Тайм-менеджмент полезен для тех детей, которые уже начинают самостоятельно распоряжаться свободным временем. А приверженцам альтернативного образования эта система станет огромным подспорьем и позволит сэкономить немало нервов. Семейное образование дает ребенку много свободного времени, и надо обладать определенной сноровкой, чтобы использовать его во благо: для развития навыков и, талантов, а не только для игр и гаджетах. Чем раньше ваш ребенок научится грамотно организовывать свое время, тем более спокойно, бесстрессово и эффективно пройдут его школьные годы, и тем более радостную, насыщенную и наполненную событиями жизнь он проживет.

    Итак, мы собрали простые советы по детскому тайм-менеджменту. Выбирайте те, которые больше по душе, и пробуйте применять их в повседневной жизни. Только не перестарайтесь: любой новой привычке нужно время, чтобы прижиться. Поэтому не старайтесь сделать все и сразу. Вводите новшества не чаще одного раза в неделю.

    1. Научите ребенка составлять план на неделю.

    Важно, чтобы ребенок ориентировался, в какой день у него секция или музыкальная школа, а когда можно погулять или сходить в гости к друзьям. Лучше всего составлять план в воскресенье, перед началом недели. Не просто обговорите, но и пропишите его. Купите для этого красивый ежедневник, а еще лучше - повесьте на стену в детской магнитную, маркерную или пробковую доску, чтобы дела на каждый день всегда были перед глазами.

    Расписание на неделю. .

    2. Составляйте план на день.

    Здесь принцип такой же, как и с планом на неделю, но он будет состоять в том числе и из более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т.п.). Составлять такой план лучше с вечера, чтобы ребенок мог с утра его перечитать и понимать, какие дела его ждут. Для начала составляйте планы вместе, а уж когда ребенок привыкнет к этому, то ваша задача будет просто напоминать. Причем делать это не в приказном порядке, а в дружественном: «Давай посмотрим, что ждет тебя завтра! Покажешь свой план?». Кстати, с теми, кто помладше, можно дела рисовать, а не писать: например, карточка с игрушками может обозначать, что ребенку нужно прибрать машинки или кукол, а карточка с книгами - что пришла пора почитать вместе с мамой.

    3. Мотивируйте ребенка.

    Покажите, что и для вас составление списка дел - важная задача. Невзначай покажите ребенку свой ежедневник с задачами (вы же уже ведете его?). За каждое выполненное задание ставьте галочку. Все наглядно и очень мотивирует. Особенно, если вы договоритесь, что съедите вкусный торт, сходите в кино или купите игру, когда наберете определенное количество этих галочек.


    Не забывайте мотивировать ребенка! .

    4. Научите ребенка определять приоритеты.

    Важно, чтобы он понимал: есть задачи, которые требуют большего внимания и/или времени, а есть те, которые и выполнятся легче, и времени займут всего ничего. Поэтому в списке дел лучше всего помечать другим цветом самые важные дела, которые нужно сделать первыми и возвращаться к тому делу, которое ненароком пропустил.

    5. «Ешьте лягушек» вместе

    В тайм-менеджменте есть такое понятие, как «лягушка». Так говорят о неприятных делах, выполнение которых откладывается до последнего момента. Чтобы не давать ребенку прокрастинировать, помогите ему «съесть лягушку»: узнайте, почему ему не нравится конкретное дело, спросите, чем можете ему помочь (и помогите!). И кстати, «лягушек» лучше есть по утрам. Сделал сложное и неприятное дело - и оно не висит над тобой целый день дамокловым мечом.

    6. Дробите сложные задачи.

    Чем сложнее задача, тем непосильнее она кажется. И так не только у детей, но и у взрослых (вспомните, как трудно приступить к новому большому рабочему проекту!). Помогите ребенку разделить большую сложную задачу на несколько небольших, с которыми ему будет легко справиться. При этом те самые части должны быть очень четкими и конкретными. Например, мы не требуем у ребенка много читать. Такая задача абстрактна и не имеет точных границ, которые удовлетворяли бы и родителей, и детей. Вместо этого мы договариваемся, что каждый месяц будет прочитываться 4 книги. А это одна книга в неделю. Соответственно, ежедневно ребенку нужно будет прочитать 10-20 страниц (в зависимости от объема книги). Что получаем в итоге? 52 книги за год - этим может похвастаться далеко не каждый взрослый.


    .

    7. Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает.

    Разные виды деятельности должны неизменно и ритмично сменять друг друга. Ребенок провел полчаса за уроками - значит пришло время побегать на улице. Перерывы на отдых нужно устраивать каждые 25 минут, даже если ребенок не чувствует себя уставшим. При таком раскладе эффективность выполнения любых задач будет гораздо выше, чем в привычном «учи уроки до посинения и не выходи из-за стола, пока все не сделаешь».

    8. Прививайте проактивный подход к жизни.

    Проактивный подход жизни - это когда мы не просто реагируем на события, а сами планируем свою жизнь.

    Приведем пример: чтобы закончить школу с медалью, нужно не «вообще учиться», а определять приоритеты, выбирая наиболее проблемные на данный момент направления. Можно составить очень простую таблицу текущих оценок. Если по всем дисциплинам стоят пятерки, а по алгебре преобладают четверки, то нацеливать усилия нужно именно на этот предмет. Как только проблема будет решена, пора приложить усилия к другому предмету.

    9. Никакого навязывания

    Дети, особенно в школьном возрасте, очень любят все взрослые лайфхаки. Поэтому идея введения тайм-менеджмента обычно воспринимается на «ура». Однако смею вас предупредить: не переусердствуйте. Не навязывайте ребенку новые привычки и уж ни в коем случае не ругайте, если что-то пошло не так. Гораздо полезнее быть мягче, идти путем договоренностей, может, даже выполнять задачи «на спор». И тогда тайм-менеджмент станет тем инструментом, который не только помогает эффективно использовать свое время и достигать любых целей, но и сплачивает семью, делая ее одной командой.

    И еще несколько слов. При правильном и аккуратном использовании тайм-менеджмент научит ребенка «копить» победы, а не поражения, ставить свои собственные цели, достигать их и получать удовольствие от жизни.

    В тексте использованы и адаптированы для детей идеи из книги Глеба Архангельского

    Моим лучшим подругам: маме, Галине Сергеевне Жигальцевой, и дочери, Екатерине Лукашенко, с любовью и благодарностью посвящается эта книга

    © Лукашенко М., 2012
    © ООО «Альпина Паблишер», 2012
    © Электронное издание. ООО «Альпина Паблишер», 2012
    Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

    Предисловие

    Уважаемый читатель!
    Вспомните себя в последние, самые сложные, школьные годы – 9, 10 классы, подготовка к поступлению в вуз. Едва ли сейчас, будучи руководителями, специалистами, профессионалами своего дела, мы испытываем такие ежедневные нагрузки, как среднестатистический школьник. Учеба в школе, затем различные кружки, секции, затем домашние задания… И выходные, которые учителя воспринимают как повод задать побольше «на дом». И непростой выбор «куда поступать», и подготовка к поступлению…
    Сумасшедший темп и постоянный цейтнот порождают стрессы и неврозы. Отличники пьют успокоительные и, стиснув зубы, пытаются успешно и достойно завершить «школьные годы чудесные». Троечники же сосредотачиваются на том, чтобы просто «выплыть из бурного течения» реки школьного обучения, а там как получится. Неприглядная картина, не правда ли? Как же ее не допустить?
    Это возможно, когда сложный и самый ответственный период в жизни ребенка организован: время распределено так, чтобы его хватило и на учебу, и на отдых. И чем раньше ребенок научится грамотно организовывать свое время, тем более спокойно, бесстрессово и эффективно пройдут его школьные годы, тем более радостную, насыщенную и наполненную событиями жизнь он проживет.
    Книга Марианны Лукашенко обобщает многолетний опыт «детского» тайм-менеджмента и предлагает технологии, с помощью которых родители смогут сами освоить с детьми весь инструментарий организации времени. И я очень рад, что наконец появилась эта книга. Книга, в которой описано множество тайм-менеджерских приемов, адаптированных для использования школьниками и помогающих им стать более успешными и эффективными: успевать больше, уставать меньше, смело и решительно идти к своей цели.
    Эта книга не для школьников, а для родителей: во-первых, тайм-менеджмент легче и интереснее осваивать всей семьей, и, во-вторых, привлечь внимание ребенка ко времени и его эффективной организации стоит как можно раньше, например сразу же, как только ребенок пошел в школу, а лучше всего это смогут сделать только родители.
    Эта книга легко читается. Она изобилует множеством примеров, забавных и серьезных, трогательных и впечатляющих. Желаю читателям этой книги не просто получить удовольствие от прочитанного. Главное – найти время, терпение и энтузиазм для того, чтобы внедрить в жизнь своих детей (а лучше семьи в целом) инструменты организации времени. Ведь только если нам хватает времени, мы можем сделать нашу жизнь насыщенной, долгой и счастливой.
    Успевайте жить!

    Глеб Архангельский, генеральный директор ОАО «Организация Времени»

    Благодарности

    Выражаю огромную благодарность человеку, без которого не состоялась бы эта книга, – гуру российского тайм-менеджмента, создателю тайм-менеджерского сообщества, руководителю компании «Организация Времени» Глебу Архангельскому, который воодушевил и вдохновил меня идеей детского тайм-менеджмента и дал множество ценных советов во время написания книги.
    Сердечно благодарю моего руководителя, ректора Московского финансово-промышленного университета «Синергия» Юрия Борисовича Рубина, – за то, что он научил меня не бояться ставить яркие и высокие цели, и за постоянную помощь и поддержку во всех начинаниях.
    Глубоко благодарна творческим и невероятно приятным людям, инициировавшим первые тренинги «Успешный ребенок: тайм-менеджмент для бизнес-родителей» в Санкт-Петербурге и Москве, – директору компании «Группа Встреча» Юлии Мезиной, потрясающему организатору, и Анне Москвичевой – арт-директору, педагогу, психологу и просто очаровательному человеку, фонтанирующему новыми интересными идеями и оказавшему большую помощь в подготовке тренингов.
    Очень благодарна своей дочери, Екатерине Лукашенко – за всевозможную помощь в процессе подготовке книги и не только, неизменное понимание и поддержку во всем.
    Особую благодарность выражаю замечательным детям, которые вместе со своими родителями-энтузиастами освоили инструменты тайм-менеджмента и поделились своими результатами с читателями книги:
    Александру Бакину,
    Иосифу Гитарцу,
    Анжелике и Яне Загашвили,
    Ивану Ильинскому,
    Дане Москвичеву,
    Юле Наконечной,
    Павлу Руденко.

    Выражаю свое восхищение, невероятную благодарность и признательность всем родителям, которые дали свои комментарии к книге, – за откровения, за опыт, за новые придуманные приемы, направленные на то, чтобы помочь детям стать более успешными и эффективными:
    Татьяне Сергеевне Новашиной,
    Ирине Викторовне Бывальд,
    Антонине и Петру Сидельниковым,
    Маргарите Бакиной,
    Елене Хлебниковой,
    Виктору Бельченко,
    Татьяне Мамакаевой,
    Ларисе Эпштейн.

    Приношу глубокую благодарность моим коллегам – руководителям и преподавателям Московского финансово-промышленного университета «Синергия», выступившим на страницах этой книги, а также давшим ценные устные советы и рекомендации:
    Ирине Павловне Бояриновой,
    Георгию Омаровичу Заблоцкому,
    Татьяне Александровне Семкиной,
    Татьяне Викторовне Телегиной,
    Елене Валерьевне Улитиной.

    Огромное спасибо внешним экспертам – истинным профессионалам своего дела: педагогам, психологам, авторам книг, руководителям и специалистам в сфере образования:
    Александру Владимировичу Горячеву,
    Сергею Михайловичу Рукавишникову,
    Марине Евгеньевне Чарыковой,
    Наталье Леонидовне Шейкиной,
    Ирине Николаевне Янчук.

    Большую признательность выражаю вчерашним школьникам и студентам, а ныне целеустремленным молодым специалистам, за изложение искреннего мнения, важного для родителей и касающегося выбора профессии и темы промедления у школьников:
    Ирине Соболевой,
    Олегу Юдину.

    Выражаю большую благодарность сотрудникам компании «Организация Времени», организовавшим в Москве пилотные тренинги «Успешный ребенок: тайм-менеджмент для бизнес-родителей», особенно Юлии Бестугиной и Елене Паремузян.
    Сердечно благодарю всех участников пилотных тренингов «Успешный ребенок: тайм-менеджмент для бизнес-родителей», прошедших в Москве и Санкт-Петербурге в 2010–2011 годах.

    Особая благодарность сотрудникам издательства «Альпина Паблишер» за высокопрофессиональную и креативную работу над книгой: главному редактору Сергею Турко, руководителю проекта Екатерине Гулитовой, иллюстратору Георгию Мурышкину, автору макета Александру Лаптеву, арт-директору Сергею Тимонову, редактору Наташе Лауфер, корректору Елене Чудиновой, верстальщику Кириллу Свищёву.
    Всем вам, дорогие коллеги, огромное спасибо за первые совместные шаги становления и развития детского тайм-менеджмента – технологии, которая позволит нашим детям жить более насыщенной, осмысленной и счастливой жизнью!

    Введение

    Уважаемые родители!
    Вы держите в руках первую книгу по детскому тайм-менеджменту. Ее создание инициировано Глебом Архангельским – ведущим российским экспертом в области организации времени, создателем российского тайм-менеджерского сообщества, автором бестселлера «Тайм-драйв». Те подходы, приемы и инструменты тайм-менеджмента, которые предназначены для детей и описаны в данной книге, также базируются на методике Глеба Архангельского.
    Почему возникла потребность, чтобы свое время организовывали не только невероятно занятые в бизнесе взрослые, но и с виду гораздо более свободные дети? Зачем понадобилось упорядочивать их время, ведь, казалось бы, когда, как не в детстве, жить припеваючи и о времени не думать вообще?
    Давайте не будем лукавить сами с собой и согласимся с тем, что детство наших детей, как только они впервые пересекают порог школы, перестает быть безмятежной порой. Жизнь современного школьника характеризуют, по меньшей мере, три важные проблемы.
    1. Непонимание своих жизненных целей и неумение организовать работу по их достижению.
    2. Неумение грамотно спланировать время на выполнение огромного количества задач, поставленных в школе, и неспособность разобраться с их приоритетами.
    3. Незнание ребенком способов борьбы с тем, что мешает ему все успевать, будь то внешние отвлечения, потерянная из-за беспорядка тетрадка или собственная лень.

    Между тем эти проблемы достаточно эффективно решаются с помощью тайм-менеджмента – технологии, позволяющей использовать невосполнимое время жизни человека в соответствии с его целями и ценностями. И поэтому мы убеждены, что с помощью тайм-менеджмента можно вырастить успешного ребенка. Ибо успешный ребенок – тот, кто умеет ставить цели и организовывать себя ради их достижения .
    Книга эта предназначена не для ребенка, а для вас, уважаемые родители. И вот почему. Все дети разные. Одному ребенку больше подходят одни инструменты тайм-менеджмента, другому – другие. Кто лучше вас знает вашего ребенка, понимает и чувствует его? Кто лучше вас сможет найти те правильные слова, которые привлекут его внимание к теме времени? Кому лучше вас удастся научить его бережному отношению ко времени, освоить вместе множество интересных приемов и подходов к организации времени? Ответ ясен.
    Цель данной книги заключается в том, чтобы ознакомить вас, уважаемые родители, с колоссальным арсеналом приемов и технологий детского тайм-менеджмента и подсказать, каким образом научить этим приемам ваших детей, чтобы они стали более целеустремленными и эффективными.
    Конечно, хотелось бы, чтобы ваши дети в конечном итоге освоили разнообразные инструменты тайм-менеджмента, описанные в этой книге. Это возможно только в том случае, если вы будете учить их в игре, легко и с удовольствием. Думается, что для этого стоит обратить внимание на следующие рекомендации.
    1. «Врачу, исцелися сам». Будет не совсем справедливо, если вы станете требовать от ребенка планирования его дел, а сами не будете ничего планировать, не успевая в результате справляться со своими делами. Учим ребенка на своем примере.
    2. Без фанатизма. Не стоит обрушивать на ребенка все изобилие техник и инструментов тайм-менеджмента. Их в книге очень много, выберите те, что заинтересовали ребенка и понравились ему, и приступайте потихоньку.
    3. Только увлекать, никогда не заставлять. Это всего лишь инструмент повышения собственной эффективности, но никак не самоцель.
    4. Только хвалить, никогда не ругать. Применяйте исключительно положительную мотивацию, иначе вы можете на всю жизнь отбить охоту осваивать тайм-менеджмент.
    5. Только поправлять ребенка, никогда над ним не смеяться. Ребенок вправе ошибиться, не надо в связи с этим подшучивать над ним.

    В книге можно познакомиться с очаровательными примерами того, как дети применяют различные технологии тайм-менеджмента. Представлен интересный опыт родителей-энтузиастов. Много также полезных экспертных мнений учителей и психологов.
    Желаю вам, уважаемые родители, чтобы с помощью этой книги вы помогли вашим детям совершить множество важных поступков, направленных на определение высоких жизненных целей и организацию деятельности по их достижению. Ведь все мы знаем известную пословицу: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу!»
    С самыми добрыми пожеланиями вам и вашим детям,

    Марианна Лукашенко

    Часть I
    Стать успешным или жить как придется?


    Глава 1. Кем будет ваш ребенок?

    Я сидела в зале, слушала докладчиков и переживала. Шло заседание по проблемам образования, в котором участвовали руководители предприятий, представители Министерства образования и науки, эксперты образовательного сообщества. Работодатели, как сговорившись, сетовали на то, что им очень непросто найти себе подходящих молодых специалистов. При этом упоминались специальности, по которым в последние годы выпускалось множество студентов, испытывающих, в свою очередь, серьезные трудности с устройством на работу. Едва дождавшись перерыва, я подошла к одному из выступавших.
    – Как же так? Дети получили хорошее образование. Неужели среди них сложно найти молодых людей, которые могут хорошо работать?
    – Дело не в этом. О тех, кто не может работать, мы не говорим вообще. Но очень многие из них не знают, чего хотят . Они не любят свою работу, у них нет устремлений, нет целей, вот в чем проблема. Как их ни мотивируй деньгами, они все равно не будут стремиться расти, развиваться, постоянно учиться чему-то новому и придумывать новое, не будут рваться вперед. Ну и как с такими сотрудниками обгонять конкурентов?

    Нелюбимая работа – это тяжело. Тяжело вне зависимости от физического или нервного напряжения. Тяжело потому, что все время ждешь, когда же кончится день, а лучше – неделя. Потому, что рано или поздно понимаешь, что твоя единственная, уникальная, неповторимая жизнь проходит совершенно зря. И находишься ты не на своем месте и занимаешься не своим делом, а какое оно – твое? Хорошо, если эти мысли приходят достаточно рано и есть еще время что-то изменить в своей жизни, а если нет? Если не получается все начать сначала, тогда нет-нет, да и начинаешь бросать обидные упреки родителям: это вы хотели, чтобы я поступил в этот вуз, это вам нужно было, чтобы у меня была эта специальность!
    Но ведь это с чего-то начиналось. Ведь каждый ребенок любит и умеет мечтать, но не каждый умеет превратить мечту в конкретные цели и упорно стремиться к их достижению. Здесь и должны прийти на помощь мы, родители. Ведь кто лучше нас, знающих и чувствующих своего ребенка как никто другой, сможет помочь ему в поиске жизненных целей и определении жизненного пути.

    Строим жизнь самостоятельно или плывем по течению?

    Скажите, что вы выберете, когда наступит время вашему ребенку поступать в институт, – воспользуетесь имеющимся надежным блатом или благословите вашего ребенка на действия с непредсказуемым результатом? А что предпочтет ваш ребенок – поступить по ЕГЭ куда придется, лишь бы поступить хоть куда-нибудь, или будет готовиться изо всех сил, чтобы поступить именно в определенный вуз и на ту специальность, о которой мечтал? Если мы говорим о ребенке, то первый вариант отражает его реактивность – следование за обстоятельствами, а второй – его проактивность – самостоятельное формирование этих обстоятельств. Наша задача при этом – подсказать, поддержать, подстраховать от возможной неудачи.

    Ближе к окончанию школы, где-то классе в 9, дочь сказала, что хочет поступать в медицинский. Энтузиазма в семье ее решение не вызвало. Мы с мужем, возможно, с излишней настойчивостью начали объяснять своему ребенку, что медицина – профессия тяжелая, требует большого сострадания к людям и так далее. Рассказывали о значимости и интересности собственной профессии – экономистов. Родительский авторитет «сработал» и в итоге она оказалась в Государственном университете экономики, статистики и информатики. В середине второго курса университета стало ясно, что изучение матметодов в экономике – это была ее будущая специальность, – радости ей не доставляет. Это при том, что с учебой, как принято говорить, «проблем не было». В школьном аттестате у нее нет ни одной четверки, в студенческой зачетке они тоже были редки – учеба дочери давалась достаточно легко.
    Первым поразившим нас шагом дочери было решение перейти на другой факультет университета – изучать мировую экономику. Переход предполагал досдачу «разницы» в 21 предмет, причем за семестр. Я была уверена, что такая перспектива ее не обрадует, но… к концу учебного года она была студенткой выбранного факультета.
    Поскольку изучение мировой экономики предполагает углубленное знание иностранного языка, даже двух, муж предложил ей «подтянуть» английский. Таким образом она попала в Кембридж. Дочь уехала и стала писать нам письма. Это были очень живые, яркие наблюдения, причем язык этих писем удивлял легкостью, веселой иронией и точностью. Вернувшись, дочь безмерно удивила нас, заявив, что решила поступать на режиссерский факультет ВГИКа. Это было как гром среди ясного неба. В наших семьях не было никого, имевшего когда-либо отношение к кино или к театру. О чем мы ей и заявили. Аргументов против такого решения у нас было достаточно: абсурдность надежд на поступление – конкурс жесточайший, отсутствие каких-либо связей в этой сфере, наконец, дороговизна обучения. Относительно последнего аргумента дочь сказала, что будет поступать на бюджет. Бюджетных «мест» было всего 10. Желающих поступить – более 600.
    Она поступила. И в этом году заканчивает ВГИК. Сняла два короткометражных фильма. Один из них получил специальный приз жюри конкурса «Границы Шока» ХIХ Открытого фестиваля кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии. Этот же фильм завоевал главный приз – «Золотое яйцо» – ежегодного и очень престижного для молодых кинематографистов международного фестиваля авторского кино «Кустендорф», основанного известным сербским режиссером Эмиром Кустурицей. Второй фильм завоевал приз киноконцерна «Мосфильм» за драматургическое осмысление реальности на XVIII Открытом фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна». Сейчас она занята подготовкой к съемкам первого полнометражного фильма.
    Диплом экономиста по специальности «мировая экономика» она получила. Это было принципиальным требованием с нашей стороны. Между прочим, красный диплом – то есть диплом с отличием.
    Творческая профессия сложна. И я не знаю, как сложится профессиональное будущее дочери. Но ее столь резкие и, как мне казалось, «детские» поступки сегодня вызывают у меня уважение. И удивление.
    Новашина Татьяна Сергеевна,
    зав. кафедрой Стратегического и финансового менеджмента МФПУ «Синергия»,
    кандидат экономических наук, доцент

    Перед нами замечательный пример внимания и чуткости родителей к поиску ребенком его жизненных целей. А вот еще два интересных примера из одной сферы. Звонит и жалуется на сына знакомый директор школы. Говорит, сын не ходит в институт, полно задолженностей, уже звонили из деканата – грозятся отчислить, а ему хоть бы что. «Правда, меня успокаивает, говорит, чтобы я не переживала, он ради меня до конца как-нибудь дотянет и “корочку” мне принесет. И опять никуда не ходит». Спрашиваю, а чем он занят-то? Говорит, работает поваром в ресторане, ему очень нравится, сидит там с утра до ночи, внимательно изучает бизнес и намеревается открыть собственное дело. Отвечаю, что сын молодец и все делает правильно. А начнет управлять своим делом, не будет хватать знаний, вот тогда сам придет в вуз и продолжит учебу, понимая, зачем она ему нужна.
    В данном случае, разумеется, проактивность ребенка оборачивается для родителей серьезными переживаниями, а вот в следующем примере родительскому сердцу гораздо спокойнее. Сын успешно окончил один из ведущих российских вузов по специальности «мировая экономика», выучил два иностранных языка и как бы затаился. На работу не устроился, чем поверг в недоумение одногруппников. В конце года выяснилось, что он напряженно готовился к поступлению в крупнейшую западную бизнес-школу по ресторанному бизнесу, прошел жестокий отбор и поступил. Теперь учится ресторанному бизнесу, параллельно практикуясь то поваром, то официантом. Результат, полагаю, очевиден – с отличными знаниями экономики, менеджмента, финансов, международных экономических отношений и иностранных языков молодому человеку будет существенно проще не только открыть собственный бизнес, но и сделать его прибыльным и конкурентоспособным.
    Однако, если с детства проактивность ребенка не развивается, то в более взрослом возрасте он, скорее всего, будет испытывать затруднения с определением жизненных целей . Давайте рассмотрим упражнение, которое вы можете сделать с ребенком. Оно направлено на усиление его проактивности. Если ваш ребенок учится в старших классах, выполняйте упражнение полностью. Если ребенок учится в основной школе, п. 4 можно не выполнять.

    Упражнение «Я могу повлиять»
    1. Возьмите лист бумаги и запишите на нем вместе с ребенком те факты или обстоятельства, которые его интересуют или беспокоят. Это может быть все, что угодно: отсутствие в доме животных, отношения в классе, неуставные отношения в армии.
    2. Обсудите получившийся список. Отметьте красным маркером те элементы списка, которые ребенок при желании может изменить или на которые может повлиять уже сейчас. Например, отношения с друзьями или его собственная успеваемость. Порадуйтесь и погордитесь вместе с ребенком, что в его власти изменить те или иные события или повлиять на определенные обстоятельства.
    3. Отметьте желтым маркером те элементы списка, которые ребенок пока не в состоянии изменить, притом что ему хотелось бы иметь такую возможность. Например, это может быть какая-то ситуация в школе. Обсудите с ребенком, что он может сделать, какие знания и умения приобрести, что поменять в себе самом, чтобы суметь повлиять на те обстоятельства, которые он не может изменить сейчас. Наметьте вместе с ребенком возможный план действий, которые позволят ему переломить ситуацию. Например, если он научится кататься на роликах или скейтборде, его зауважают и будут с ним дружить ребята, которые сейчас его не замечают.
    4. Отметьте синим маркером те элементы списка, на которые ребенок, на его и ваш взгляд, совершенно не может повлиять. Обсудите с ребенком, действительно ли его волнуют данные элементы списка, хочется ли ему хоть как-то быть причастным к их изменению? Обсудите, кто (какой человек или какая организация), с его точки зрения, мог бы повлиять на эти обстоятельства? Как возможно приобрести те качества, которыми обладает такой человек? Что нужно сделать для того, чтобы быть интересным данной организации?
    5. Наметьте вместе с ребенком возможный план действий. Например, его волнует то, что некоторые виды животных постепенно исчезают с лица земли, но сам он сделать ничего не может. Зато многое для этого делает Фонд дикой природы, и если ребенок будет много читать про природу и про то, как можно ее сохранить, то в дальнейшем он сможет сотрудничать с Фондом и спасать диких животных.

    Помогаем ребенку найти свое призвание

    В конце 1990-х годов я присутствовала на профориентационном школьном собрании. Выступала школьная учительница и рассказывала детям о профессии банкира. Фраза «Банкир – это человек, делающий деньги из воздуха» настолько понравилась детям и поразила их воображение, что они практически в полном составе записались в так называемый банковский класс. Заметьте, следствием этого являлось двухлетнее обучение в школе по специализированной программе с последующим поступлением в вуз на специализацию «Банковское дело».


    К сожалению, наши цели и тем более цели наших детей нередко формируются под воздействием моды, стереотипов общественного мнения, да и, что греха таить, бывают следствием нереализованных желаний наших родителей или нас самих . Мы общались на «взрослом» тренинге по тайм-менеджменту со слушателем, который 9 лет прожил в ныне чужом государстве, потому что его попросил об этом любимый дед, который там родился и вырос. Вернулся обратно, вычеркнул эти 9 лет из своей жизни и наконец зажил так, как хотел. Мы говорили со студентами, родители которых настояли, чтобы они пошли на новую специализацию «Биржевое дело», а когда большинство бирж в Москве закрылось – настояли на том, чтобы они перешли на другую специализацию.
    Наше участие в судьбе нашего ребенка – это правильно, хорошо, естественно и очень понятно. Но важно, чтобы это участие базировалось прежде всего на выявлении потребностей и устремлений самого ребенка . Кроме того, навязывать цели ведь могут и средства массовой информации, и старшеклассник, которого идеализирует наш ребенок, и представитель колледжа или вуза, выступающий в школе.
    Старайтесь ограждать ребенка от навязанных целей. Это не так сложно сделать, выявляя и проговаривая с ребенком его базовые ценности. Технологии выявления ценностей мы рассмотрим чуть ниже. Правда, сразу хочу предупредить, чтобы вы не пугали детей этим словом. Многие из них и так считают понятие «ценности» чужеродным и формальным.
    Когда в билетах госэкзаменов в вузе попадаются понятия «миссия» и «ценности», студенты, как правило, отделываются набором заученных фраз. Но иногда попадаются храбрецы, не боящиеся изложить собственную позицию по данным вопросам. Сводится она, как правило, к тому, что российские топ-менеджеры взяли на вооружение западную идеологию и формально ее применили на своих предприятиях. В результате сотрудники либо не имеют представления о том, каковы ценности их компании, либо вынуждены заучивать эти ценности наизусть. В любом случае на это не стоит обращать внимание, поскольку это лишь формальный элемент корпоративной культуры.

    Тайм менеджмент – умение управлять своим временем. Оно нужно не только для взрослых, но и для детей. Этот навык надо развивать у школьника с первого класса и тогда он будет знать, как распланировать свое время так, чтобы на все его хватало. Ведь часто день ребенка вызывает только зависть – пришел домой в три часа дня и до вечера надо только сделать уроки, а на практике домашние задания доделываются под уставший взор мамы в час ночи. Избежать таких ситуаций поможет тайм менеджмент для детей.

    Первая половина дня

    Первая половина дня наиболее насыщена графиком, поэтому ребенок должен научиться распоряжаться временем, которое проводит утром дома. Главные ошибки родителей в этот период:

    • несобранные вещи;
    • много лишней информации;
    • работа над «вчерашним» домашним заданием;
    • спешка.

    В это время ребенок сонный, поэтому проводить сборы в спешке очень плохо, у него должно быть достаточно времени на то, чтобы проснуться и собраться. Время, на которое ставится будильник, четко определяют родители. Сборы рюкзака и выполнение домашних заданий должны обязательно проводиться вечером, чтобы не вводить школьника в лишний стресс. Надо четко запрограммировать действия:

    • встал;
    • постель;
    • зубы;
    • завтрак;
    • оделся;
    • ушел в школу.

    В таком случае ребенок может научиться управлять собой. Если он не успел сделать уроки, значит, не успел, с утра роняя бутерброд и надевая штаны, он это не нагонит. Максимум, что можно и нужно – повторить за завтраком или по дороге в школу правила, слова или стихи, которые задали выучить наизусть, да то в игровой форме. Все это должен делать школьник самостоятельно, но обязательно под родительским контролем.

    Тайм менеджмент для детей во второй половине дня

    Распорядок второй половины дня – наиболее тяжелая часть графика, в которой родители должны принимать непосредственное участие. Для этого придется запомнить несколько правил:

    • ребенок не должен быть голодным;
    • всегда есть время отдыху;
    • уроки – первостепенная задача;
    • вещи собираются с вечера;
    • сон обязательно в определенное время.

    Это те основы, на которые должен опираться родитель, составляя с ребенком его график.

    Рассчитай свое время сам

    Попытки самостоятельно составить определенный график для ребенка – неправильный шаг. Чтобы он не чувствовал себя ущемленным, надо дать ему больше возможности самостоятельно контролировать свое время. Основная задача родителя – в этом заинтересовать ребенка и помочь правильно планировать свой день. Для начала надо написать все на бумаге, тайм менеджмент для детей начинается именно с этого.

    График можно составить на часах или же таблицей. Каждый ребенок и родитель решает, какой именно вариант для него подходящий. Для самых маленьких не умеющих пользоваться часами, проще сделать график на циферблате:

    Например, на картинке выше нарисован график, на котором видна простая распланировка для ребенка, если он возвращается домой в 3.00:

    • с 3 до 4 обед и отдых;
    • с 4 до 7 уроки;
    • с 7 до 8 ужин и отдых;
    • с 8 до 9 личное время;
    • с 9 до 10 сбор вещей на завтра, подготовка ко сну.

    Первокласснику только нужно будет объяснить, что когда маленькая стрелка дойдет до окрашенного сектора, придет его время. Фиолетовый, значит еда и отдых, зеленый – делать уроки и так далее. При этом лучше использовать формулировку 12 часового разделения, а не 24, так ребенку будет проще научиться пользоваться классическими часами.

    Если школьник достаточно взрослый, чтобы считать и смотреть на время, график составляется в письменном виде.

    Время для еды

    На голодный желудок невозможно учиться, поэтому в графике обязательно должны быть заложены периоды на обед, ужин и перекусы, при этом они должны быть запланированными. Это развивает не только культуру питания, но и прекрасно дисциплинирует ребенка. При этом надо всегда помнить о том, что после того, как школьник покушает, ему надо дать от получаса до часа переварить пищу и отдохнуть. Если совсем уж не хватает времени, тогда на это время лучше перенести творческие задания, не требующие сильного умственного напряжения. Время определяется по сытности съеденной пищи, яблоку понадобится минут 15, а вот сытному обеду – час.

    Тайм менеджмент для школьников при выполнении домашних заданий

    Самый тяжелый момент в тайм менеджменте для детей – это уроки. Их надо правильно распланировать и выполнять в определенном порядке:

    • математика;
    • письменные задания;
    • языки;
    • задание на запоминание;
    • чтение.

    Самые сложные моменты нужно начинать сразу, перемежая с перерывами.

    Нельзя стоять рядом с ребенком и полностью делать с ним задание, лучше всего, если мама будет давать определенные задачи, приходить проверять и помогать по мере необходимости. То есть:

    1. Прочитай и запомни правила.
    2. Сделай все, что можешь сам.
    3. Я помогу в том, что сложно.

    Если ребенку трудно осилить тему, конечно же, надо ему подсказать, но не выполнять задание вместо учащегося.

    Чтение и выучивание наизусть

    Чтение, если оно не находится на стадии, когда ребенок учится читать и у него совсем это не получается, лучше перенести на период перед сном. После ужина спокойно посидеть или даже полежать, почитать, обсудить прочитанное. Постоянные задания с заучиванием наизусть стихов или иностранных слов заставляют ребенка запоминать большой объем новой информации. Чтобы проще запоминать, ее следует неоднократно и постоянно повторять.

    Творческие задания

    Рисование, музыка, труд – предметы с частыми творческими заданиями. Небольшие задания можно выполнять между сложными задачами, например, между математикой и русским языком можно подготовить рисунок на урок изобразительного искусства. Более объемные поделки, выучивание стихов и подготовку к спектаклям, лучше перенести на самый конец уроков, перед ужином.

    Отдых и приятные мелочи

    Тайм менеджмент для школьников должен обязательно учитывать отдых, в этот момент родитель может немного схитрить и научить ребенка делать свою домашнюю работу быстрее. Отдых планируется следующим образом:

    • обязательно час после обеда и час после ужина ребенок отдыхает;
    • в конце каждого задания можно минут 5-10 отдохнуть;
    • установить временные рамки, в пределах которых ребенок если успевает по графику, он тратит время на себя.

    Обеденный и вечерний час отдыха должен быть неоспоримым, это время нельзя использовать как наказание и отнимать на уроки. В крайнем случае, ребенку в качестве наказания выдается другое задание, не касающееся учебы. Уроки и приобретение знаний никогда не должны быть наказанием.

    Время, выделенное на уроки, делится на три-четыре части. На каждую часть дается задание и тайминг. Если ребенок правильно с ним справляется и у него остается несколько минут, он тратит их на мелочь, которую ему хочется сделать вот сейчас – ответить на СМС, заглянуть в интернет. Но как только начинается следующий период, он все откладывает и продолжает делать уроки. Так ребенок будет заинтересован в том, чтобы закончить все как можно скорее и успеть заглянуть куда хочется.

    «Не успел» и время на сон

    Очень большая ошибка родителей – выполнение домашнего задания до победного конца. В случае, когда не ожидается экзамен, важная контрольная или выступление, ребенок не должен жертвовать своим сном. Вся учебная программа рассчитывается на то, что школьник должен уложиться в обычное время. Если он не успел, значит, невыполненное задание откладывается, а школьник идет спать. Вреда от дня, проведенного после недосыпа, будет больше, чем от невыученного стиха. Со временем ребенок научится вписываться во временные рамки. Можно дополнительно позаниматься на выходных или пересмотреть методику выполнения домашнего задания, но спать, кушать и хотя бы два часа в день отдыхать он должен обязательно, иначе ему будет грозить моральное истощение.

    Дата: Январь 20, 2017

    Как вы думаете, а нужен ли вообще детский тайм-менеджмент? Ведь время ребенка и так расписано до предела: детский сад, развивающие кружки, спортивные секции, затем школа, снова секции и так далее… Тем не менее, практика показывает, что все гораздо сложнее. Наши дети не умеют грамотно спланировать время на выполнение огромного количества задач, поставленных в школе, и не способны разобраться с их приоритетами. Они не знают способов борьбы с тем, что мешает им все успевать, будь то внешние отвлечения, потерянная из-за беспорядка тетрадка или собственная лень. Наконец, мало кто из детей умеет ставить цели, и уж совсем единицы способны организовать деятельность по их достижению.

    Между тем, эти проблемы достаточно эффективно решаются с помощью инструментов тайм-менеджмента, и сейчас мы рассмотрим основные из них.

    Дата: Июнь 10, 2015

    И седьмой тоже тут есть…

    «Наверное, ваши дети вам сильно помогают?» — это второй вопрос после обычного начала разговора: «Это всё — ВАШИ дети?!», которым меня встречают люди, как только мы в нашем многодетном составе появляемся в магазине или в парке. Этот второй вопрос каждый раз ставит меня в некоторое недоумение. Конечно, они помогают и домашние обязанности для детей многообразны, но это их вклад в общее семейное дело, а не самоцель процесса.

    Дата: Март 21, 2014

    Второе место разделили еще три не менее замечательные работы. Их авторы получили в подарок «Ежедневники счастливой мамы»:

    • Анна Гайкалова « »,
    • Светлана Фаддеева « »,
    • Алёна Ильинская « ».

    Дата: Март 6, 2014

    «Нет! Это невозможно…» — уныло думала я про себя, возвращаясь после наведения порядка на кухне в комнату, где и шагу нельзя было ступить из-за разбросанных игрушек. Несмотря на близкое к отчаянию состояние, подбирая с полу очередную игрушку, я улыбалась, и старалась привить детям любовь к порядку. «Бардак в комнате – это плата за порядок на кухне» — тогда я считала это единственно возможной реальностью. «Как приучить ребенка к порядку» — разве такое вообще возможно? Особенно если у мамы не один, а двое или трое детей!

    Дата: Февраль 4, 2014

    Мы все родом из детства, а вот тайм-менеджмент для детей родом из самого настоящего взрослого тайм-менеджмента. Хотите, чтобы ваши дети подружились со временем? Начните с себя. Собственный успешный пример для подражания станет самым эффективным ключом к детскому тайм-менеджменту, а о других способах подружить ребёнка со временем я расскажу ниже.

    Понятие “времени” и с чем его едят

    От возраста к возрасту понимание времени будет разным, и уж точно оно будет отличаться от нашего взрослого восприятия. Психологи утверждают, что ребёнок начинает успешно ориентироваться во времени только, когда идёт в школу. До этого момента понятие времени у детей очень размыто.

    У совсем малышей завтра – это момент, который наступит после того, как сядет солнышко, станет темно, а потом солнышко снова взойдет. Тайм-менеджмент для детей всегда связан с игрой, какие бы серьёзные цели он не преследовал.

    Как научить ребёнка определять время выбирайте в зависимости от игровых предпочтений ребёнка: на пальцах, на песочных часах, на солнышке, да на чём угодно, что может наглядно продемонстрировать, как время бежит.

    Интересный приём для объяснения движения времени малышам – приклеить цветные стикеры на стрелки настенных часов. Соответственно придумываем, что гулять мы идём, когда стикер окажется на цифре три или шесть.

    Строим планы

    Да-да, даже у маленьких людей должны быть большие планы на жизнь. И они у них есть: взять хотя бы желание часами сидеть у телевизора или гулять допоздна на улице. Наша задача и задача тайм-менеджмента для детей в том, чтобы соблюдался баланс детских обязанностей и хотелок. Сделали уроки — можем гулять, убрали за собой игрушки – можем поиграть в компьютер, и так далее. Можно с вечера обсуждать с ребёнком важные дела, которые надо сделать завтра, причём такие разговоры полезны как для совсем маленьких детей, так и для деток постарше.

    Помним о том, что у ребёнка свободного времени очень много. Для того, чтобы это свободное время не превратилось в скуку и вредные привычки, придумываем самые разные полезные занятия и игры. И опять-таки с вечера обсуждаем то новое и интересное, что предстоит ребёнку сделать на следующий день.

    Соблюдаем режим

    Вся сознательная детская жизнь так или иначе связана с режимом сначала в садике, потом в школе и на спортивных занятиях. Задача родителей в том, чтобы с самого раннего грудничкового возраста готовить деток к режиму. Укладываться спать и просыпаться примерно в одно время, чистить зубы, принимать пищу в установленные часы. Даже если не говорить о тайм-менеджменте для детей, то малышам намного проще ориентироваться в мире с установленными правилами.

    Прислушиваемся к детям

    Дети часто сами интуитивно ориентируются в “правильном” времени. Они рано просыпаются, с заходом солнца начинают зевать; когда подходит время дневного сна, становятся раздражительными и просятся на руки. Если подстроиться под биоритмы ребёнка, то организация его времени станет гораздо проще. Останется время и на прогулку, и на книгу, а, главное, всё это будет происходить с максимально отличным настроением.

    Наслаждаемся общим временем

    Дети быстро растут, поэтому стараемся как можно больше времени проводить вместе. Делаем вместе домашние дела, ходим вместе за покупками, готовим вместе. Ребёнок является одним из главных приоритетов нашего взрослого распорядка дня. Почему бы не провести совместное время с пользой для собственного удовольствия и для радости наших маленьких похитителей времени.

    Надеюсь, мне удалось продемонстрировать, что детский тайм-менеджмент – это научное название для часто очевидных принципов воспитания ребёнка.

    Меня зовут Альфия, я мама двухлетнего малыша, который учится дружить со временем.

    Дата: Июнь 19, 2013

    Основной сайдбар

    Подписка на электронный журнал «Успевай с детьми!»