Методические указания к практическим работам по дисциплине «пожарная техника. Многоцелевой пожарно-спасательный корабль «Полковник Чернышев» Пожарное оборудование и системы

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Уфимский государственный авиационный технический университет

Кафедра пожарной безопасности

Контрольная работа

По дисциплине

«Методология научных исследований в области пожарной безопасности»

На тему: «Пожарный корабль»

Выполнила: студентка

Заочного факультета ЗЧС

Группы ПБ-204

Судницына Ольга

Александровна
проверил:

Султанов Ф.Ф.

Введение 3

Раздел 1. История пожарной техники 4

Раздел 2. Пожарные суда 10

Раздел 3. Примеры проектов пожарных судов 18

3.1. Противопожарный катер проекта 14613 18

3.2. Многоцелевое пожарное судно проекта 04017 "Атаман" 22

3.3 Речное судно на подводных крыльях «Ракета» 22

3.4. Лесопожарное судно «Пламя» 24

Заключение 25

Список литературы 26

Введение

Технические средства, предназначенные для спасания людей, защиты материальных ценностей и природных богатств от пожара, на-зывают пожарной техникой. Основными ее средствами являются по-жарные машины, стационарные установки пожаротушения, пожарная сигнализация и другое пожарное оборудование.

С развитием машиностроения в стране совершенствовалась и пожарная техника. Для ее создания были организованы специаль-ные опытно-конструкторские бюро, Всесоюзный научно-исследова-тельский институт противопожарной обороны (ВНИИПО).

В Основных направлениях экономического и социального разви-тия СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года предусмот-рено оснащение всех отраслей народного хозяйства новейшей техни-кой. Это в полной мере относится и к пожарной охране.

В настоящее время в нашей стране производятся практически все типы совре-менных пожарных судов. По своим техническим характеристикам они находятся на высоком уровне. Наши заводы производят по-жарные суда, использующие для тушения пожара воду, воз-душно-механическую пену, огнетушащие порошки. Создаются также специальные пожарные установки, размещаемые на судах: подъемники, дымоудалители. Все пожарные суда достаточно сложные. Чтобы технически правильно их использовать и тактически умело применять, необходимо хорошо знать их устройство.

Большое значение имеет правильная организация технического обслуживания пожарных судов. Она обеспечивает их высокую боевую готовность, безаварийную эксплуатацию и эффективное использование при тушении пожаров.

^

Раздел 1. История пожарной техники

Огонь издавна приносил и сейчас приносит людям не только тепло, свет и другие блага, но и множество бед. В доисторические времена от вулканических извержений и грозовых разрядов на Земле возникали страшные пожары, которые уничтожали жилище человека и всё живое. Наши далёкие предки долгое время боялись огня, а потом, научившись добывать его, начали пользоваться им, чтобы обогревать себя, готовить пищу, защищаться от хищных зверей. Однако, вероятно, всегда помнили, что при обращении с ним надо быть осторожными.

Пожары сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Не обошли они и древних русичей. Возникали пожары по разным причинам. Враги нередко использовали огонь как верное подспорье мечу. Бывало и так, что русские князья поджигали владения своих соседей, чтобы завоевать их земли. Пожары порой уничтожали целые города. Многократно горели Киев, Новгород, Владимир, Суздаль и Москва. Так, Москва с 1453-го по 1498 год выгорала десять раз.

Активному противостоянию огню мешали религиозные предрассудки. Люди считали, что возгорания происходят «от гнева Божьего» и поэтому не следует принимать меры к тушению их, нужно лишь усердно молиться, прося прощения за грехи.

Первое упоминание о противопожарных мероприятиях, а точнее - о борьбе с поджигателями, обнаружено в сборнике «Русская правда» (свод законов), изданном в XI веке. Тогда такие злоумышленники карались очень сурово - их обращали в рабов, а имущество конфисковывали.

В XIV-XV веках законы определяют уже ответственность не только за поджог, но и за невыполнение предупредительных противопожарных мер. В царствование Василия II (Тёмного) были изданы указы (1434 г.), в которых говорилось, в каких условиях можно использовать огонь.

Первая пожарно-сторожевая охрана появилась при сыне Василия II, Иване III. В конце городских улиц Москвы начали организовывать специальные заставы так называемых решеточников. Им вменялось в обязанность следить за тем, «чтобы воры нигде не зажигали, не набросали бы огня». Одной из мер предупреждения пожаров явился запрет летом топить печи в избах и банях без крайней нужды, а кузнецам, гончарам, ружейникам и стекольщикам, которым для их ремесла нужен огонь, предписывалось строить свои мастерские вдали от жилых и общественных строений. Для приготовления пищи по царскому приказу печи ставили подальше от жилых сооружений - в огородах или на пустырях. Было определено время их топки: «в поварнях и в печах печь и есть варить с первого часу дни до четвёртого часу дни». В остальное время строго запрещалось пользоваться огнём где бы то ни было.

Были введены должности объезжающего и решеточных приказчиков, которым следовало наблюдать за соблюдением правил пожарной безопасности. «Для уличных и ночных сторож» приказали нести повинность всем жителям по одному человеку от десяти дворов. Во всех дворах без исключения, в хоромах и в торговых рядах хозяева обязаны были иметь простые приспособления и инвентарь для предупреждения пожара и борьбы с ним: помела (длинная палка с привязанным к ней на конце пучком хвойных веток, мочал или тряпок), мерники (устройства для измерения уровня воды в ёмкостях), большие кадки с водой, ведра. За невыполнение этих требований с виновных взыскивался штраф, предусматривались и другие санкции вплоть до вечной ссылки.

В 1669 году был издан Указ о наказании за грабёж и воровство на пожарах. Виновных пороли кнутом, отрезали им уши, сажали в тюрьму, иногда даже казнили.

С 1680 года руководство тушением пожаров возлагается на объезжего голову и пристава. В этот период в Москве появились пожарные обозы с лошадьми. Решеточные приказчики стали именоваться государевыми людьми. Казна выделяла им насосы, ведра и лубяные щиты.

Побывав в Голландии, Петр I вводит ряд новшеств для обеспечения противопожарной безопасности. По его приказам начали строить каменные здания и уделять особое внимание устройству печей. На всех перекрёстках больших улиц поставили будки для пожарных и их инструмента. Было установлено единоначалие при тушении пожаров. В них стали участвовать солдаты во главе с офицером.

Появились указы Петра I, направленные на улучшение организации профилактики возгораний. Так, деревянные крыши требовалось заменять черепичными, строить специальные колодцы для пожарных нужд и наблюдательные башни для обнаружения огня. Возникла в России новая профессия - городской трубочист. Он, кроме своей практической работы, должен был разъяснять жителям правила постройки печей, дымоходов и чистки труб. На каждом доме велено было иметь доску с ломом, багром и ведром на случай пожара. С тех давних пор этот обычай сохранился во многих российских деревнях до наших дней.

Создание пожарных команд началось в армии, наиболее организованной и дисциплинированной части населения. В 1718 году царь Пётр своим очередным указом назначил в войсках пожарных офицеров. Был составлен перечень инструментов для тушения огня, которыми обеспечивались полк, батальон, рота. Однако долгое время в России производство противопожарного оборудования носило кустарный характер, никто всерьёз не занимался их изготовлением.

В пожарных командах процветали пьянство и мордобой. Палочная дисциплина как составная часть стиля «воспитания» в царской армии и флоте была и в пожарных частях. В качестве дисциплинарных взысканий применялись внеочередные дежурства, например, на каланче, куда надо было взобраться с тяжёлым ранцем весом до 16 килограммов. Помимо своих прямых обязанностей огнеборцы постоянно использовались на посторонних работах, в том числе трудились на огородах начальников. Но, несмотря на бесправие и унижения, эти «серые герои» мужественно спасали от огня сограждан и материальные ценности. Нередко при этом они проявляли чудеса выносливости и храбрости - вплоть до самопожертвования.

^ 24 июля 1803 года указом Александра I впервые в России организуется профессиональная пожарная охрана. Она состояла из солдат, не способных к строевой службе. Начинается строительство пожарных депо - съезжих домов с каланчой. В них совместно размещались полицейские участки и пожарные команды. С тех пор жители столицы освободились от необходимости выделять ночных сторожей, содержать на свои средства пожарных работников и освещать улицы. В 1837 году было разрешено набирать огнеборцев из числа людей, отбывающих наказание. Это отрицательно сказалось на пожарных командах, так как в их состав проникли бывшие воры, которые старались поживиться имуществом погорельцев.

Пожарные месяцами несли службу бессменно и безотлучно. Рабочий день у них, как правило, продолжался 16 часов и более. Зарплата была нищенская, её хватало лишь на хлеб. Поэтому огнеборцы в поисках приработков трудились ещё и как сапожники, портные, шили мешки для мельниц и т.д. Никакие учебные занятия с пожарными не проводились. Утром и вечером они обязаны были читать молитвы и петь гимны во славу царя и Отечества.

С 1858 года в крупных городах стали использоваться телеграф, затем телефон и электрическая пожарная сигнализация. Для пожарных вводится новая форма одежды. Улучшились хозяйственная деятельность пожарных команд, дисциплина и порядок среди личного состава. Повысился престиж пожарных.

В 1893 году благодаря энергичным усилиям любителя пожарного дела графа А.Шереметева возникло ^ Добровольное пожарное общество . На него возлагались следующие задачи: изыскание и развитие мер предупреждения и пресечения пожарных бедствий, содействие учреждению профессиональных и добровольных пожарных команд и дружин, организационная и материальная поддержка их; проведение мероприятий, пропагандирующих и развивающих пожарное дело; оказание материальной помощи нуждающимся пожарным и лицам, пострадавшим от огня.

Технический комитет общества дал путёвку в жизнь таким новшествам пожарной техники, как распылитель водяной струи, химическая пена, пенные огнетушители и пеногенераторы, системы пожарного водоснабжения, отечественные конструкции спринклеров и устройств пожарной сигнализации.

В помощь пожарным командам вскоре после образования Добровольного пожарного общества формируются добровольные пожарные организации. К 1914 году по всей стране было зарегистрировано уже 1540 обществ и дружин. Зачастую уровень подготовки членов этих добровольных организаций был выше, чем профессиональных работников пожарной охраны. Однако добровольные пожарные общества в основном вынуждены были сами изыскивать денежные средства на свое существование. Они возводили горожанам печи и чистили дымоходы от сажи, содержали общественные проруби для полоскания белья, устанавливали платные пожарные посты в кинотеатрах и т.д.

С октября 1906 года в Петербурге начали работать ^ Курсы пожарных техников . На них принимали граждан, имевших образование не ниже шести классов реальной гимназии, в возрасте не старше 25 лет. К учёбе не допускались лица, лишённые некоторых гражданских прав, военнослужащие, не имеющие на это особого разрешения от своего начальства, а также не годные по состоянию здоровья. Срок обучения составлял два года.

Обучение включало в себя строевую и физическую подготовку. В строевую подготовку входили отработка строевого шага, отдание чести и т.д., физическая состояла из лазания по лестницам, спусков по верёвке с учебной башни и каланчи, прыжков на сетку с крыши или из окон верхних этажей высокого здания. Часто устраивались учебные тревоги, так как брандмейстеры боялись взыскания от начальства за медленный выезд во время внезапных проверок, иногда проводившихся полицмейстером и городскими властями. Скорость выезда считалась основным критерием оценки степени подготовленности огнеборцев к боевой работе.

В помещениях учебных команд были оборудованы классные комнаты, где будущие брандмейстеры изучали теорию. Там были книги по пожарному делу, фотографии машин и инструментов, модели домов и сооружений. Окончившие курсы направлялись в пожарные команды на должности помощников пожарных.

В России произошли глобальные социально-экономические и политические изменения. Но пожары по-прежнему являются одним из серьезных бедствий для граждан и экономики страны. Со временем в связи с появлением новых видов стройматериалов они стали более разнообразными и опасными. А это потребовало изыскания и применения иных методов борьбы с возгораниями. Возросло и психологическое напряжение в работе пожарных, о котором раньше не очень-то и задумывались.

^

Раздел 2. Пожарные суда

Су́дно - по определению военно-морского словаря, плавсредство , используемое в качестве транспортного средства . Таким образом, плавучие причалы , понтоны и т. п. к судам не относятся.

Согласно МППСС (Международные правила предупреждения столкновений судов в море), правило 3а: слово «судно» означает все виды плавучих средств, включая неводоизмещающие суда (напр., на воздушной подушке, экранолёты и т. п.) и гидросамолёты , используемые или могущие быть использованными в качестве средств передвижения по воде.

С точки зрения Кодекса Внутреннего Водного Транспорта РФ судно - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Противопожарное судно - переоборудованное или специально построенное судно для тушения пожаров на судах и береговых объектах. Противопожарное судно является вспомогательным судном.

Основным назначением пожарных судов является ока-зание экстренной помощи плавсредствам и береговым объектам при пожаре. Пожарные суда доставляют бое-вой расчет, пожарное оборудование и вооружение, огнетушащие средства и подают воду к месту пожара как по рукавным линиям, так и мощными лафетными ство-лами. Наличие на пожарных судах пенообразователя, пеносмесителей и воздушно-пенных стволов позволяет тушить пожары нефтепродуктов. С помощью пожарных судов буксируют горящие суда в безопасное место, от-качивают воду из затопленных судов, а также спасают тонущих людей. Для большей эффективности тушения пожарное судно должно подходить как можно ближе к горящим объектам, поэтому оно должно обладать по-вышенной непотопляемостью. Возможность приближения к горящим объектам обусловливает ограничение осадки пожарных судов.

При тушении пожаров и спасательных работах по-жарным судам приходится часто изменять направление движения, снижать скорость хода в условиях ограничен-ной акватории, поэтому они должны обладать хорошей маневренностью, которая может быть обеспечена приме-нением двух гребных винтов, использованием винтов с регулируемым шагом лопастей, использованием водо-метных двигателей (рис. 1). Для водометных устано-вок используются пожарные насосы. Ходовые винты за-щищены от механических повреждений.

Рис. 1. Пожарное судно с водометным двигателем «Прометей»

Рис. 2. Речное пожарное судно

1 - лафетный ствол; 2 - машинное отделение ходовых двигателей; 3 - насос-ное отделение; 4 - ходовая рубка; 5 - стеллаж пожарных рукавов; 6 - поме-щение для боевого расчета
Судовая силовая установка состоит из главных дви-гателей, как правило дизельных. Силовая установка для привода пожарных насосов, как правило, состоит из ав-тономного дизельного двигателя, вал которого соединен с валом центробежного насоса. Если используются хо-довые двигатели, то крутящий момент от вала двигателя на вал пожарного центробежного насоса передается че-рез коробку отбора мощности.

Число двигателей и насосов определяется назначени-ем судна. Так, на речных пожарных судах (рис. 2.) устанавливают по два дизельных двигателя 7Д-12 с насо-сами 3В-200Х2, а на крупных морских судах число двигателей с насосами может достигать четырех. Управление двигателями осуществляется с центрального поста управления (ЦПУ) или из рулевой рубки. Двигатели по-жарного судна как для привода ходовых винтов, так и для валов центробежных пожарных насосов имеют на-дежные пусковые устройства. Дизельные двигатели дол-жны иметь двойной запуск от аккумуляторных стартерных батарей или при помощи сжатого воздуха.

На пожарных судах насосы устанавливаются ниже конструктивной ватерлинии, совпадающей с поверхностью спокойной воды при плавании судна на расчетной осад-ке. Такая установка насоса необходима для быстрой за-ливки центробежных насосов водой самотеком. Для со-единения всасывающей полости центробежного насоса с забортной водой в подводной части корпуса судна уст-раивается кингстон, который при помощи трубопровода с задвижкой соединен со всасывающим подводом насоса. Если на судне устанавливаются два и более центробеж-ных насоса, то открытие задвижек на трубопроводах, со-единяющих кингстон со всасывающей полостью насоса, осуществляется автоматически.

На пожарных судах устанавливают не менее двух лафетных стволов производительностью 60 л/с. Лафет-ные стволы размещаются на палубе полубака (носовая часть судна) и на верхней палубе - в кормовой части. Лафетные стволы могут быть размещены также на мос-тике и на площадках фермы мачты. На морских пожар-ных судах, кроме того, лафетные стволы устанавливают-ся на специальных мачтах. Например, на морском по-жарном судне «Генерал Гамидов» установлено восемь лафетных стволов с суммарной производительностью до 4000 м 3 /ч. Каждый ствол обеспечивает подачу водяной струи на расстояние до 120 м. Управление лафетными стволами осуществляется дистанционно.

Вместимость цистерны для хранения пенообразова-теля должна быть не менее 1000 л. Цистерна располага-ется внутри корпуса пожарного судна, вблизи пожарных насосов. Такое расположение цистерны значительно со-кращает водопенные коммуникации трубопроводов.

Пожарные суда имеют защитную оросительную систе-му. Оросительные устройства представляют собой трубо-проводы, проложенные по периметру корпуса судна. На трубопроводах устанавливаются щелевые или дефлек-торные распылители (рис. 3).


Рис. 3. Принципиальная схема защитной оросительной системы по-жарного судна

I - напорный трубопровод; 2 -кингстон; 3 -пожарный насос; 4 - двигатель; j - лафетный ствол; 6 - трубопровод оросительной системы; 7 - разветвление; 8 - магистральный трубопровод
На пожарных судах кроме средств пожаротушения предусмотрены водоотливные средства, поскольку при тушении пожаров судов нередки случаи затопления от-секов аварийного судна. Так как при тушении пожаров судно подходит близко к горящим объектам, оно должно оборудоваться устройством, обеспечивающим защиту от лучистой энергии.

Пожарные суда относятся к служебно-вспомогательному флоту. Их можно разделить на специализированные и комбинированные. Специализированные по-жарные суда имеют мощное пожарное оборудование, которое не позволяет использовать их по другому назна-чению. В соответствии с «Боевым уставом пожарной ох-раны» эти суда относятся к основному виду вооружения. Комбинированные пожарные суда - в ос-новном пожарные и портовые буксиры, которые имеют пожарное оборудование, не снижающее их эффективно-сти как буксировочных средств. Комбинированные по-жарные суда используются только в подразделениях министерств морского или речного флота.

Пожарные суда в зависимости от района плавания делятся на речные и морские. Речные пожарные суда по району плавания классифицируются на четыре разряда, обозначаемые буквами М, О, Р, Л. Суда разряда М предназначены для плавания в бассейнах, где расчетная высота волны может достигать 3 м и длина 40 м. К таким бассейнам относятся морские заливы, устья боль-ших рек и крупные озера. Условия плавания на них при-ближаются к морским. Суда разряда М должны обла-дать повышенной прочностью, увеличенной высотой над-водного борта, большой остойчивостью, иметь соответст-вующее навигационное оборудование.

К разряду О относятся суда, способные плавать на волне высотой 2 м и длиной 20 м. Такие условия харак-терны для крупных водохранилищ, озер, для заливов и низовьев крупных рек.

Суда разряда Р могут плавать при волне высотой 1,2 и длиной 2,5 м. К районам плавания судов этого раз-ряда относятся средние и нижние плесы крупных рек, не-которые спокойные озера и каналы.

Суда разряда Л предназначены для плавания в бас-сейнах, где отсутствуют заметные волнения, например верховья крупных рек, каналы и мелкие реки.

Тактические качества пожарных судов определяются временем прибытия к месту пожара, обеспечивать туше-ние пожара и проведение аварийно-спасательных работ. Тактические качества пожарных судов в большой степе-ни зависят от навигационных и эксплуатационных ка-честв. Кроме того, к тактическим качествам следует отнести подачу и напор центробежных насосов, произво-дительность лафетных стволов и дальность струй. Так-тические качества судна определяются также количест-вом вывозимых напорных рукавов и огнетушащих ве-ществ, необходимых для тушения нефти и нефтепродук-тов на береговых объектах (табл. 2.5).

Для всех пожарных судов характерны общие конст-руктивные элементы: прочный стальной корпус с над-стройкой, судовая силовая установка, двигатели для при-вода пожарных насосов, пожарные насосы, цистерны для пенообразователя, водопенные коммуникации, лафетные стволы, оросительная система, отсеки для хране-ния пожарного оборудования и вооружения.

Корпус судна разделяется на водонепроницаемые от-секи переборками, которые обеспечивают судну опреде-ленную степень непотопляемости. Водонепроницаемыми переборками обязательно отделяются машинное отделе-ние и цистерны для жидкого топлива.

Надстройка служит главным образом для размещения служебных помещений, а в морских пожарных судах - и для кают личного состава. На небольших судах надстройки называют рубками. В рубках размещаются ру-левое и навигационное оборудование, радиоаппаратура и т. п. Надстройки и рубки пожарных спасательных судов изготовляются из стали или алюминиевых сплавов.
Таблица 2.1. Тактико-технические характеристики пожарных судов


Показатель

Речной катер

^ Морской катер

Речной катер на подводных крыльях

Морское судно «Генерал Гамидов»

Судно «Прометей»

Главные размеры, м

длина

25,1

28,5

27

62,2

13,9

ширина

4,44

5,7

5

10,2

3,35

осадка при полном водоизмещения

0,95

1,7

1,1*

3,1

1,45

Полное водоизмещение, т

67,5

117

26,1

1000

17,65

Мореходность по Регистру

0

М

0

М

Р

Скорость хода при работе двигателей на полный ход, км/ч

23,2

22,2

60

31,5

41

Дальность плавания по запасу топлива, км

50

-

75

-

40

Главные двигатели:

тип

Дизельный

марка

ЗД-12

ЭД-12

М-401

ДНЗ

М-401А

число

2

2

1

2

1

мощность, кВт

220x2

220x2

735

1839

735


1500

1500

1550

1550

1550

Движитель

2 винта

2 винта

1 винт

2 винта

Водомет двухступенчатый

Насосные двигатели:

тип

Дизельный

Привод пожарного насоса от главного двигателя через коробку отбора мощности

марка

7Д-12

7Д-12

М-609

М-820М

число

2

2

1

4

мощность, кВт

220

220

434

735

частота вращения при эксплуатационной мощности, мин -1

1500

1500

1500

1500

Пожарные насосы:

тип

Центробежный

марка

ЗВ200Х2

ЗВ200Х2

8НДВ

ДПДН-14

ПН-60

число

1

2

1

4

2

подача, м 3 /ч

500

500

720

1000

216

напор, м

100

100

100

100

100

Число лафетных стволов

3

4

2

8

2

Запас пенообразователя, л

1500

2300

1000

1500

1000

Число воздушно- пенных смесителей

2

2

1

4

2

Система орошения

Водяная по периметру борта судна

Численный состав команды

12

12

6

31

5

* Осадка указана при ходе на крыльях

^

Раздел 3. Примеры проектов пожарных судов

В нашей стране были спроектированы и построены несколько модификаций пожарных судов. Укажем основные из существующих:


  • Пожарные суда на базе пассажирских СПК советской постройки 1957 - начала 70-х гг. Например, проект 340: теплоходы типа "Ракета".

  • Пожарные катера советской постройки с 60-х гг. Например, проект 353.

  • Пожарные транспортные скеговые СВП советской постройки с 1980 г. Проект 17461: теплоходы типа "Пламя".

  • Пожарные катера советской / российской постройки 80-х - 90-х гг. Проект 16640: теплоходы типа "Вьюн".

  • Плавучие пожарные установки советской постройки с 1976 г. Проект 1329А.
^

3.1. Противопожарный катер проекта 14613

Открытое акционерное судостроительное общество "Вымпел" более 30 лет серийно строит различные типы пожарных судов, начиная с небольших речных и озерных катеров и заканчивая новейшими морскими судами. Длительное время основными заказчиками пожарных судов ОАСО "Вымпел" были пожарные части МВД РФ и ВМФ. Пожарные катера проектов 16640 типа "Вьюн" и 14611 и в настоящее время успешно несут службу в рядах ВМФ РФ и некоторых зарубежных стран. Пожарное судно "Марс" проекта 14613 - следующее поколение морских пожарных судов, которые уже отлично зарекомендовали себя при эксплуатации в различных портах мира. "Марс" имеет стальной однопалубный корпус с возвышенной носовой палубой и двухъярусной рубкой.

Пожарные суда "Марс" проекта 14613 представляют собой серию новейших многофункциональных судов, предназначенных для противопожарных служб морских и нефтеналивных портов, сопровождения и поддержки судов с огнеопасными грузами, противопожарной охраны морских нефтяных и газовых промыслов, тушения пожаров на плавучих и береговых объектах, доступных для подхода с моря, тушения горящего на воде топлива, буксировки аварийных судов и плавсредств, проведения аварийно-спасательных работ, первичной спецобработки наружных поверхностей судов и плавсредств и проведения дезактивационных работ.

Многофункциональность судна, заложенная при проектировании, обеспечивается за счет оснащения его дополнительным оборудованием и системами в зависимости от требований и пожеланий заказчика. "Марс" имеет мощное пожарно-техническое вооружение, позволяющее производить подачу 1500 тонн воды в час из четырех лафетных стволов на расстояние около 70 м, подъем двух пеногенераторов на высоту до 15 м и вынос за борт до 5 м, подачу воды и пенообразователя на расстояние до 200 м от судна через раздаточные колонки.

Для борьбы с пожаром катер имеет следующие системы: универсальной водяной защиты, водяной завесы, объемного химического (углекислого) и порошкового пожаротушения. Управляются важнейшие и вспомогательные системы судна автоматически, из ходовой рубки. Судно может эксплуатироваться во всех неарктических морях, совершая переходы с удалением от места базирования до 200 морских миль, в пределах границ морских районов А1, А2 (по классификации ГМССБ). Пожарное судно "Марс" полностью соответствует требованиям по охране окружающей среды и экологической безопасности. Мореходные качества судна дают возможность плавать без ограничения по скорости и направлению движения при состоянии моря до 4 баллов и безопасно плавать без ограничения по балльности.

Управляемость судна, в том числе возможность удержания его у горящего объекта при одновременной работе трех лафетных стволов на один борт при ветре до двух баллов, обеспечивается наличием движительно-рулевого комплекса, состоящего из двух винтов регулируемого шага в раздельно поворотных насадках и носового подруливающего устройства. Диаметр установившейся циркуляции - не более трех длин корпуса.

Для определения курса и местонахождения на судне устанавливается магнитный компас КМ145-5 с оптической передачей показаний в ходовую рубку. Скорость хода и пройденное расстояние судном определяется гидроакустическим лагом ДГЛ-1. Судно оборудовано навигационным эхолотом НЭЛ-20К с указателем и электронным регистратором глубин. Приемоиндикатор спутниковой радионавигационной системы NAVSTAR GPS NT-100 предназначен для автоматического определения координат судна. Точность их определения - 15 метров. Специальная водяная противопожарная система и система пенотушения предназначена для тушения пожаров водой и пеной на морских нефтепромыслах, аварийных судах и береговых объектах, доступных с моря. Она обслуживается двумя главными пожарными насосами ДПЖН-14, приводимыми от дизелей М827 (12ЧН18/20) мощностью по 500 кВт (680 л.с.) каждый (производство ПО "Звезда").

Система водяной завесы предназначена для защиты судна от теплового излучения при тушении пожаров на аварийном объекте. Вода подается от главных пожарных насосов. Система разбита на два участка - левого и правого бортов. Система подачи пенообразователя предназначена для подачи пенообразователя к приемным патрубкам главных насосов, от которых водный раствор пенообразователя подается в систему пожаротушения. Система обслуживается электронасосом НЦВ 40/80Б с подачей 40 куб. м/ч, при напоре 80 м водяной струи. Предусмотрены три встроенные в корпус цистерны для хранения пенообразователя. Две цистерны емкостью по 9,4 куб. м располагаются в насосном отделении, третья, емкостью 5,3 куб. м, - в кормовом трюме-кладовой. На приемных трубах из цистерн установлены клапаны с дистанционным управлением из рубки, такой же клапан есть и на напорной магистрали насоса НЦВ 40/80Б. Кран-дозатор (для регулировки количества подаваемого пенообразователя) устанавливается в ходовой рубке. Система порошкового тушения типа "Волна" состоит из сосуда для порошка вместимостью 450 кг, 4 баллонов для сжатого воздуха по 40 л при давлении 150 кг/кв. см, шланга длиной 150 м (на вьюшке) для подачи огнегасительного порошка на аварийный объект. Установка порошкового пожаротушения размещена в спецпомещении (СПТ) в рубке первого яруса по левому борту в районе 44 - 49-го шпангоутов. Система приводится в действие вручную из помещения СПТ.

В качестве главных двигателей на судне установлены два дизеля типа 3КД12Н520 Барнаульского завода транспортного машиностроения с реверс-редукторами, которые работают каждый на свой валопровод с винтом регулируемого шага. Электроэнергетическая установка судна состоит из двух автоматизированных дизель-генераторов: ДГР2А 200/1500 в насосном отделении и ДГФ2А 100/150 в машинном отделении.

В настоящий момент пожарные суда проекта 14613 "Марс" успешно несут боевую вахту в черноморских портах Новороссийска, Туапсе и Турции.
Таблица 3.1. Тактико-технические характеристики противопожарного катера проекта 14613

^

3.2. Многоцелевое пожарное судно проекта 04017 "Атаман"

На ФГУП “Средне-Невский судостроительный завод” спущено на воду многоцелевое пожарное судно проекта 04017 "Атаман". Судно построено по заказу Управления гражданской защиты города Москва для эксплуатации на внутренних водных путях России. Длина судна составляет 31,2 м, ширина – 6 м, водоизмещение – 123 тонны. Многоцелевое судно предназначено для тушения пожаров, спасения людей на воде, контроля за экологическим состоянием акватории, доставки круглогодично боевого расчета, пожарного и специального спасательного оборудования к месту пожара, обеспечения работы водолазной службы, проведения работ по сбору нефтепродуктов на нефтесборное судно на реках, озерах, водохранилищах при чрезвычайных ситуациях.
^

3.3 Речное судно на подводных крыльях «Ракета»

«Ракета» - название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях (проекты 340, 340Э, 340МЕ). Выпуск «Ракет» начался в 1957 году и продолжался до середины 70-х годов. Всего было построено около трёхсот теплоходов. Первое в серии судно «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Первый свой рейс «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов. На борту находилось тридцать пассажиров.

Серийный выпуск «Ракет» был налажен на феодосийском судостроительном заводе "Море" . С 1959 по 1976 года было построено 389 "Ракет", в т. ч. 32 на экспорт.

Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве велась с начала 60-х до 2006 года . С 2007 года в Москве началось постепенное восстановление «Ракет». В навигацию 2009 года на ходу четыре «Ракеты»: 102 (VIP-салон, в регулярных перевозках не используется), 185, 191 (бывший номер 244) и 246. По некоторым сведениям в ближайшем будущем возможно восстановление еще несколько теплоходов. Существовала пожарная модификация «Ракета-П» с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Дальность «стрельбы» 90 м Подача воды 800 куб. м/час.


Таблица 3.2. Тактико-технические характеристики речного судна «Ракета»


Характеристика

Значение

Класс речного регистра:

Р

Максимальная пассажировместимость:

64 - 66 человек



Длина:

27 м

Ширина:

5 м

Осадка:

1,8 м (при стоянке)

1,1 м (при ходе на крыльях)


Высота:

4,5 м

Водоизмещение:

18 (порожнее)

25,3 (полное)


Скорость:

70 км/ч (максимальная)

60-65 км/ч (эксплуатационная)


Мощность главного двигателя, л/с:

1000 - 900

(в зависимости от модификации)


Дальность хода

600 км

Движитель:

один гребной винт

^

3.4. Лесопожарное судно «Пламя»

На базе судна «Орион» КБ обеспечило постройку лесопожарного теплохода «Пламя», предназначенного для скоростной доставки колесной техники к местам лесных пожаров.


Таблица 3.3. Тактико-технические характеристики лесопожарного судна «Пламя»

Заключение

В истории пожарной охраны царской России, СССР корабли занимают особое место. Наличие огромных водных морских и речных портов, нефтепромыслов Каспийского моря, все это заставляло иметь большой пожарный флот. Мощные судовые машины позволяли более эффективно использовать пожарные насосы. Конструкции их были самые различные. В СССР проектировались и создавались специальные пожарные суда. Большие корабли типа "Генерал Гамидов", суда на подводных крыльях, плоскодонные водометные катера. И трудилась корабли, переделанные из военных и гражданских судов.
^

Список литературы


  1. Журнал «Гражданская защита», № 4, 2007.

  2. А.Ф. Иванов, П.П. Алексеев и др. «Пожарная техника в двух частях», ч. 1 «Пожарно-техническое оборудование», М., Стройиздат, 1988 г.

Морское пожарное судно.

Тип судна: судно со стальным однопалубным корпусом с возвышенной носовой палубой и двухъярусной рубкой.
Назначение судна: предназначены для противопожарных служб морских и нефтеналивных портов, сопровождения и поддержки судов с огнеопасными грузами, противопожарной охраны морских нефтяных и газовых промыслов, тушения пожаров на плавучих и береговых объектах, доступных для подхода с моря, тушения горящего на воде топлива, буксировки аварийных судов и плавсредств, проведения аварийно-спасательных работ, первичной спецобработки наружных поверхностей судов и плавсредств и проведения дезактивационных работ.

Место постройки: СЗ "Вымпел" (Россия, г. Рыбинск).

Класс Регистра: KM(*) Ice1 R1 AUT3

Характеристики:
Длина: 39,8 м
Ширина: 7,76 м
Высота борта: 3,3 м
Осадка: 2,2 м
Водоизмещение полное: 385 т
Водоизмещение стандартное: 330 т
Скорость хода: 11,5 уз
Дальность плавания: 450 миль
Автономность: 5 сут
Экипаж / пожарный расчёт: 13 / 6 чел
Тип ГД: 3КД12Н520
Мощность ГД: 2х382 кВт
Тип ДГ: ДГР2А200/1500 и ДГФ2А100/150
Мощность ДГ: 1х200 и 1х100 кВт
________________________________________________________________________________

Многофункциональность судна, заложенная при проектировании, обеспечивается за счет оснащения его дополнительным оборудованием и системами в зависимости от требований и пожеланий заказчика. "Марс" имеет мощное пожаро-техническое вооружение, позволяющее производить подачу 1500 тонн воды в час из четырех лафетных стволов на расстояние около 70 м, подъем двух пеногенераторов на высоту до 15 м и вынос за борт до 5 м, подачу воды и пенообразователя на расстояние до 200 м от судна через раздаточные колонки.

Для борьбы с пожаром катер имеет следующие системы: универсальной водяной защиты, водяной завесы, объемного химического (углекислого) и порошкового пожаротушения. Управляются важнейшие и вспомогательные системы судна автоматически, из ходовой рубки. Судно может эксплуатироваться во всех неарктических морях, совершая переходы с удалением от места базирования до 200 морских миль, в пределах границ морских районов А1, А2 (по классификации ГМССБ). Пожарное судно "Марс" полностью соответствует требованиям по охране окружающей среды и экологической безопасности. Мореходные качества судна дают возможность плавать без ограничения по скорости и направлению движения при состоянии моря до 4 баллов и безопасно плавать без ограничения по балльности.

Управляемость судна, в том числе возможность удержания его у горящего объекта при одновременной работе трех лафетных стволов на один борт при ветре до двух баллов, обеспечивается наличием движительно-рулевого комплекса, состоящего из двух винтов регулируемого шага в раздельно поворотных насадках и носового подруливающего устройства. Диаметр установившейся циркуляции - не более трех длин корпуса.

Для определения курса и местонахождения на судне устанавливается магнитный компас КМ145-5 с оптической передачей показаний в ходовую рубку. Скорость хода и пройденное расстояние судном определяется гидроакустическим лагом ДГЛ-1. Судно оборудовано навигационным эхолотом НЭЛ-20К с указателем и электронным регистратором глубин. Приемоиндикатор спутниковой радионавигационной системы NAVSTAR GPS NT-100 предназначен для автоматического определения координат судна. Точность их определения - 15 метров. Специальная водяная противопожарная система и система пенотушения предназначена для тушения пожаров водой и пеной на морских нефтепромыслах, аварийных судах и береговых объектах, доступных с моря. Она обслуживается двумя главными пожарными насосами ДПЖН-14, приводимыми от дизелей М827 (12ЧН18/20) мощностью по 500 кВт (680 л.с.) каждый (производство ПО "Звезда").

Система водяной завесы предназначена для защиты судна от теплового излучения при тушении пожаров на аварийном объекте. Вода подается от главных пожарных насосов. Система разбита на два участка - левого и правого бортов. Система подачи пенообразователя предназначена для подачи пенообразователя к приемным патрубкам главных насосов, от которых водный раствор пенообразователя подается в систему пожаротушения. Система обслуживается электронасосом НЦВ 40/80Б с подачей 40 куб. м/ч, при напоре 80 м водяной струи. Предусмотрены три встроенные в корпус цистерны для хранения пенообразователя. Две цистерны емкостью по 9,4 куб. м располагаются в насосном отделении, третья, емкостью 5,3 куб. м, - в кормовом трюме-кладовой. На приемных трубах из цистерн установлены клапаны с дистанционным управлением из рубки, такой же клапан есть и на напорной магистрали насоса НЦВ 40/80Б. Кран-дозатор (для регулировки количества подаваемого пенообразователя) устанавливается в ходовой рубке.

Система порошкового тушения типа "Волна" состоит из сосуда для порошка вместимостью 450 кг, 4 баллонов для сжатого воздуха по 40 л при давлении 150 кг/кв. см, шланга длиной 150 м (на вьюшке) для подачи огнегасительного порошка на аварийный объект. Установка порошкового пожаротушения размещена в спецпомещении (СПТ) в рубке первого яруса по левому борту в районе 44 - 49-го шпангоутов. Система приводится в действие вручную из помещения СПТ.

В качестве главных двигателей на судне установлены два дизеля типа 3КД12Н520 Барнаульского завода транспортного машиностроения с реверс-редукторами, которые работают каждый на свой валопровод с винтом регулируемого шага. Электроэнергетическая установка судна состоит из двух автоматизированных дизель-генераторов: ДГР2А 200/1500 в насосном отделении и ДГФ2А 100/150 в машинном отделении.

В настоящий момент пожарные суда проекта 14613 "Марс" успешно несут боевую вахту в черноморских портах Новороссийска, Туапсе и Турции.

По данным сайтов www.rusarmy.com и www.russian-ships.info

Борьба экипажа с пожарами на судах должна проводиться в соответствии с оперативно-тактическими картами и планами пожаротушения под руководством капитана и включать следующие действия:

  • обнаружение пожара и выявление его места и размеров;
  • ограничение распространения пожара;
  • предупреждение возможных при пожаре взрывов;
  • ликвидация пожара и его последствий.

На всех судах для лиц командного состава должны быть постоянно вывеше­ны схемы общего расположения, на которых для каждой палубы должны быть чет­ко показаны:

  • посты управления;
  • пожарные секции, выгороженные перекрытиями класса «А» и «В»;
  • элементы систем сигнализации обнаружения пожара;
  • элементы спринклерной установки;
  • элементы средств пожаротушения;
  • путей доступа к различным отсекам, палубам и т. д.;
  • элементы вентиляционной системы, включая расположение постов управления вентиляторами и заслонок.

Указанные выше сведения должны быть изложены в буклете, по одному эк­земпляру которого должно иметься у каждого лица командного состава и один эк­земпляр должен постоянно находиться в доступном месте на судне.

Второй комплект схем противопожарной защиты или буклет с такими схе­мами (рис. 1), предназначенный для использования береговой пожарной ко­мандой, должен постоянно храниться в отчетливо обозначенном брызгозащищен­ном укрытии, расположенном снаружи рубки (обычно у парадных трапов или вхо­дов в надстройку левого и правого бортов).

Рис. 1 Контейнер со схемами противопожарной защиты судна

Схемы и буклеты должны постоянно обновляться, и любые изменения должны вноситься в них в кратчайшие сроки. Такие схемы и буклеты должны со­ставляться на официальном языке государства флага судна и должны содержать перевод на английский язык. Кроме того, в отдельной папке, хранящейся в легко­доступном месте, должны находиться инструкции по техническому обслуживанию и применению всех судовых средств и установок тушения и ограничения распро­странения пожара.

Индивидуальные действия

Каждый член экипажа при обнаружении очага пожара обязан:

  • сообщить вахтенному помощнику (или вахтенному механику);
  • обесточить электрооборудование;
  • если возгорание небольшое, приступить к тушению пожара подручными сред­ствами. При выборе средств пожаротушения следует руководствоваться их эф­фективностью применительно к данному горящему веществу и собственной безопасностью;
  • если погасить огонь собственными силами не представляется возможным, то необходимо покинуть помещение, проведя его герметизацию, закрыть двери, люки, горловины, иллюминаторы, вентиляцию;
  • убрать от переборки все предметы, могущие воспламениться;
  • охлаждать переборку, протянув пожарный рукав от ближайшего крана водопожарной магистрали.

Для выхода из задымленного помещения следует использовать аварийные дыхательные устройства (EEBD — Emergency Escape Breathing Device), которые обеспечивают нормальное дыхание не менее 10 минут (рис. 2).

Услышав сигнал предупредительной сигнализации о запуске системы объем­ного пожаротушения, необходимо немедленно покинуть помещение.


Рис. 2 Использование аварийного дыхательного устройства

Действия экипажа

После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный помощник капи­тана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам (рис. 3).


Рис. 3 Снаряжение пожарного

По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром командиры аварий­ных партий (групп) обязаны:

  • прибыть в район пожара, установить место и размеры пожара и немедленно приступить к его тушению, для чего выделить необходимое количество лю­дей в дыхательных изолирующих аппаратах для работы в задымленных от­секах и средств для тушения пожара;
  • обеспечить вынос из охваченных огнем или задымленных помещений по­страдавших и оказать им первую медицинскую помощь;
  • организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным, и при необходимости обеспечить охлаждение переборок водой;
  • доложить на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной партии. Лица судового экипажа, направляемые в задымленные и горящие помеще­ния, должны быть снабжены снаряжением пожарного. Использование фильтрую­щих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается.

Для охлаждения помещений, в которые проникают испарения горючих ма­териалов, и обеспечения безопасности прохода людей через них на пожарных ство­лах должны применяться распылительные насадки. Тушение пожара рекомендует­ся осуществлять в следующем порядке:

  • прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара;
  • изолировать очаг пожара от доступа воздуха;
  • охладить горючие вещества до температуры ниже температуры воспламене­ния их газов.

Следует обратить внимание на то, что при тушении пожара водой отсутствие примеси пара в дыму говорит о том, что вода не достигает очага пожара.

При тушении пожара надлежит учитывать возникновение угрозы отравления людей образующимися газами, в том числе в смежных помещениях.

При пожаре в жилых и служебных помещениях для предотвращения усиле­ния горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а пожар­ные стволы подавать через филенки или иллюминаторы.

В особо тяжелых случаях пожара в грузовом трюме, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнетушащих средств, следует затопить трюм. При этом необходимо учитывать:

  • влияние принимаемой воды в трюм (отсек) на остойчивость и запас пла­вучести судна;
  • возможность всплытия горящего груза под палубу;
  • увеличение объема (разбухание) некоторых грузов.

При пожаре в рефрижераторном отделении, когда в результате повышения температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные кла­паны не срабатывают, во избежание взрыва надлежит произвести аварийный вы­пуск аммиака (хладагента) из всей системы рефрижераторной установки.

Для тушения наружного огня необходимо:

  • по возможности развернуть судно так, чтобы огонь относило в сторону от других конструкций, грузов и материалов, находящихся вблизи райо­на пожара;
  • подавать на очаг пожара наибольшее количество струй воды, по возмож­ности с наветренного борта (рис. 4);
  • охлаждать водой находящиеся вблизи от огня конструкции, грузы и ма­териалы;
  • вести наблюдение за смежными с районом пожара помещениями;
  • сбивать за борт струями воды разлившиеся горящие нефтепродукты, если их не удается погасить.

Рис. 4 Пожарный ствол для тушения пожаров

При горении топлива у борта судна необходимо:

  • вывести судно из опасного района, по возможности против ветра и тече­ния;
  • отгонять горящее топливо от борта сплошными водяными струями из пожарных стволов под углом 30 — 40° к поверхности воды по границам жидкостей, сжимая очаг пожара;
  • применять пенотушение для покрытия поверхности забортной воды в угрожающих судну местах;
  • охлаждать корпус в угрожающих местах водяными струями.

Вентиляция. При объемном способе тушения пожара производить вентиля­цию помещения запрещается. Для предотвращения повторного возгорания после применения средств объемного пожаротушения вентиляцию горевшего отсека сле­дует производить не ранее чем через 8 часов после окончания тушения пожара. Вентиляция производится до полного удаления газов и запаха не менее 30 минут.

До окончания производства вентиляции входить в помещение, где осу­ществлялось тушение пожара средствами объемного пожаротушения, разрешается только в дыхательных изолирующих аппаратах, соблюдая все правила предосто­рожности, пользуясь предохранительным тросом, переносным аккумуляторным фонарем взрывобезопасной конструкции и предварительно убедившись, что температура в помещении не выше 60 °С.

Сухогрузные трюмы, где тушение пожара производилось стационарными углекислотными установками, вскрываются для производства вентиляции только по прибытии судна в ближайший порт.

Пожарное оборудование и системы

Переносные пенные огнетушители являются эффективным средством для тушения начальных стадий пожара. Огнетушитель заполнен двумя растворами, отделенными друг от друга при его стандартном положении (вверх головкой). При переворачивании огнетушителя растворы смешиваются и начинается процесс пе­нообразования, газоносителем в котором служит выделяющийся углекислый газ. При вместимости огнетушителя около 9 л образуется 75 л пены. Пенные огнетуши­тели надо хранить при температуре не ниже 4,4°С во избежание замерзания пены. При вводе в действие огнетушителя весь запас пены выходит в течение 20-60 с, что требует быстрых и умелых действий.

Практика тушения:

  • при тушении находиться на расстоянии не менее 3 м от очага пожара;
  • избегать интенсивного размахивания огнетушителем — направлять струю, плавно сдвигая ее к центру пожара, пена должна скользнуть по горящей поверхности;
  • избегать попадания пены на открытые участки тела;
  • не допускать разбрызгивания горящих жидкостей.

Рис. 5 Средства тушения пожаров — Огнетушители

Переносные С02-огнетушители. Особенностью является небольшая дальность полета струи, что требует максимального приближения к очагу пожара. Их эффективно используют для тушения горящих твердых и жидких веществ, а также электрооборудования под напряжением до 1000 В. При значительной силе ветра использование огнетушителя не эффективно — слой углекислого газа быстро сдувается с горящей поверхности. Огнетушители можно хранить при отрицатель­ной температуре; максимальная температура 54 °С, при более высоких температу­рах начинают срабатывать предохранительные клапаны.

Углекислый газ расширяется при выходе из огнетушителя, что приводит к резкому понижению температуры раструба, который может обмерзать. В зависи­мости от типа запорной головки имеются различные рекомендации по применению С02-огнетушителей.

Практика тушения:

  • направить раструб в основание пожара и медленно продвигаться вперед, со­вершая раструбом движение вперед-назад;
  • при тушении электрооборудования, находящегося под напряжением, не под­водить раструб на расстояние менее 1 м к пламени и горящей поверхности;
  • помнить о том, что температура раструба в момент выхода струи углекисло­го газа понижается до минус 70 °С;
  • при работе в помещении с ограниченным объемом необходим дыхательный аппарат;
  • электрооборудование при возможности обесточить.

Переносные порошковые огнетушители: общего назначения для тушения пожаров классов А, В и С и специального назначения для тушения горящих металлов. Действие огнетушите­лей основано на прерывании реакции горения практически без охлаждения горящей поверхности, что при определенных услови­ях может привести к повторному возгоранию. Огнетушитель рабо­тает в вертикальном положении и подает порошок короткими пор­циями.

Характеристики порошковых огнетушителей:

  • масса заряда 0,9­13,6 кг;
  • дальность полета струи 3-9 м;
  • продолжительность работы 8-30 с.

Тактика тушения:

  • подавать порошок непрерывно или порциями в зависимости от класса пожара, начиная с ближнего края, водить струю из сто­роны в сторону;
  • продвигаться вперед медленно, избегая близкого контакта с очагом пожара;
  • после того как пожар ликвидирован, выждать время во избежание повторно­го возгорания;
  • тушение можно совмещать с водотушением, а некоторые порошки совме­стимы с пеной.

Пожарные рукава, стволы и насадки. Пожарные рукава должны быть прочными, водонепроницаемыми и эластичными. Пожарный рукав изготав­ливают секциями длиной 15-20 метров с прикрепленными к концам рукавными со­единительными головками (муфтами). При помощи рукавных головок секции рукава соединяют друг с другом, крепят к пожарному гидранту (крану) и соединяют со стволом или насадкой. Во внутренних помещениях длина секции 10 метров. Ру­кава в комплекте со стволом подсоединяют к пожарному крану, хранят в ящиках с красной надписью «Fire Hose».

Пожарные рукава легко повреждаются при небрежном обращении с ними и хранении. Их следует тщательно очищать путем мойки. Перед укладкой из рукавов надо слить воду и просушить их во избежание появления плесени и гниения. В установленные сроки рукава следует осматривать и испытывать.


Рис. 6 Ящики для хранения пожарного рукава

Ручные пожарные стволы могут иметь насадки размерами 12, 16 и 19 мм и хранятся в комплекте с рукавами. Применение комбинированных насадок позволя­ет получать компактную, распыленную струю, а в усовершенствованных кон­струкциях пожарных стволов можно получить струю для пожаротушения и одно­временно водяную завесу для защиты человека, ведущего борьбу с пожаром: ком­пактную струю применяют для тушения твердых горючих веществ; она эффек­тивно сбивает пламя и отгоняет горящие на поверхности воды нефтепродукты от борта судна; распыленную струю применяют для орошения палуб, переборок, бор­та судна, тушения горящих нефтепродуктов; компактная и распыленная струи с водяной защитой могут создавать водяные завесы.

Практика тушения:

  • своевременно определить эффективную форму струи; создать водяную заве­су, если это необходимо для защиты от пламени;
  • подавать воду на края очага пожара, постепенно уменьшая площадь горения;
  • подавать струю навстречу распространению огня; не направлять струю воды на пену;
  • направлять струю пены на край участка пожара и постепенно смещать к цен­тру так, чтобы вся поверхность горящего участка покрылась пеной;
  • не подавать пену на электрооборудование, находящееся под напряжением, и на людей;
  • продвигаясь вперед, не оставлять непогашенные участки;
  • после ликвидации пожара подавать пену еще в течение 1 — 2 мин.

Использование пожарных стволов, рукавов и пеногенераторов. Работы с пожарным стволом рекомендуется проводить группой в составе двух че­ловек — ствольщика и подстволъщика. Обязанности ствольщика: прокладывать ру­кавную линию, проверять соединение рукавов, регулировать подачу воды, при необходимости помогать наращивать рукавную линию, накладывать зажим на по­вреждение рукава.

При работе с рукавами следует учитывать:

  • непосредственно у ствола рукав должен иметь виток, кольцо или бухту, что обеспечит свободное перемещение ствольщика к очагу пожара без протяжки рукава;
  • не допускать перегибов рукава и задеваний за острые предметы и выступы;
  • рукав следует перемещать медленно, не допуская ударов соединительных головок по палубе;
  • покидать место пожара надо лицом к пожару.
  • рука поднята с вращательным движением — подать воду;
  • рука вверху — стабилизация давления;
  • рука опущена с вращательным движением — прекратить подачу воды.

Порядок работы с пеногенератором:

  • проложить рукавную линию;
  • к рукавной линии присоединить пеногенератор;
  • ввести в действие установку пенного пожаротушения;
  • открыть запорный вентиль на магистрали;
  • после начала выхода пены подавать ее на очаг пожара.

При этом пожарный должен направлять ее на ближайший край пожара, отсекая пламя от себя и сгоняя его к центру пожара.

Защитное оборудование и одежда

Фильтрующие противогазы. При пожаре образуется большое количество токсичных веществ в виде газов, паров, мельчайших капель, сажи и пыли. Широкое применение синтетических материалов приводит к насыщению дымовых газов сильнодействующими отравляющими веществами, многие из которых смертельны для человека даже при содержании в воздухе в ничтожном количестве. К простейшей респираторной защите относятся фильтрующие противогазы, в которых происходит очистка воздуха, содержащего достаточное количество кислорода, от загрязнителей.

Противогаз шланговый ПШ-20С (РТ-ШМП-Л)

Применение противогазов этого типа в условиях пожара не эффективно, их можно рекомендовать для работы в помещениях, воздух которых содержит токсичные примеси в небольших коли­чествах.

Фильтрующие противогазы можно применять только в по­мещениях, воздух которых содержит достаточное для дыхания ко­личество кислорода.

Перед входом в помещение обязательно проверить надеж­ность противогаза: зажать отверстие в нижнем донышке коробки и задержать дыхание на 10 с — при отсутствии утечек маска слегка обожмет лицо. Сделать полный выдох — если воздух не вытекает по бокам маски, значит, выпуск­ной клапан работает нормально.

Шланговые противогазы. Маска шлангового противогаза соединена шлан­гом с электроприводным воздушным насосом или ручным вентилятором, который обеспечивает подачу свежего воздуха для дыхания человека. Применяют армиро­ванные проволокой шланги, концы которых должны крепиться не к маске, а к рем­ням снаряжения, что обеспечивает безопасность при запутывании шланга. Преимущество шлангового противогаза — неограниченная подача воздуха, что обеспе­чивает длительность пребывания в аварийной зоне. Недостатки — ограниченность свободы передвижения и опасность запутывания шланга.

Аппарат дыхательный АСВ-2

Никогда не следует снимать противогаз в аварийной зоне. К каждому рабо­тающему должен быть прикреплен сигнальный канат, длина которого равна длине шланга. Выходить из аварийной зоны необходимо тем же путем, которым входили в нее, во избежание запутывания шланга и сигнального каната.

Изолирующие дыхательные аппараты на сжа­том воздухе АСВ-2 ДРЕГЕР предназначены для за­щиты органов дыхания и зрения человека при работе в атмосфере, непригодной для дыхания (повышенная концентрация отравляющих веществ или обедненная кислородом атмосфера) и при работе под водой на глубине до 20 метров.

На судах аппарат применяется:

  • при тушении пожара и работе в задымленных пространствах;
  • в качестве газозащитного средства и для выполнения судовых подводных работ.

АСВ-2 относится к типу резервуарных аппаратов с запасом сжатого воздуха и открытой схемой дыхания, которая позволяет:

  • обеспечить отсутствие возникновения гипоксии (кислородного голодания);
  • применять аппарат во взрывоопасной среде.

К работе в аппаратах допускаются лица, признанные годными к работе на судах без дополнительного медицинского освидетельствования, прошедшие специ­альное обучение и имеющие документ установленной формы на право допуска к работе в аппаратах. Аппараты не закрепляются за отдельными членами экипажа.

Для каждого аппарата должен быть предусмот­рен гибкий огнестойкий предохранительный трос длиной не менее 30 м., который прикрепляется непо­средственно к аппарату или отдельному специальному поясу крючком-защелкой, чтобы предотвратить отсо­единение аппарата при работе с предохранительным тросом.

Пожарный костюм

Срок защитного действия аппарата при работе средней тяжести в воздушной среде 45 минут (балло­ны емкостью 3 л.) и 60 минут. Наполнение сжатым воздухом баллонов с просроченным испытательным сроком категорически запрещается.

Запрещается производить подтяжку соединений, находящихся под высоким давлением, для устранения в них течи.

Хранение аппаратов на судах должно быть в специальном сухом отпиливае­мом помещении, расположенном в надстройке и имеющем отдельный выход. Для аппаратов предусмотрены ящики или стеллажи, стенки которых должны быть оби­ты амортизирующими материалами (войлок, поролон).

При работе в задымленном (загазованном) помещении необходимо пользо­ваться временно проложенной телефонной связью. Если такой возможности нет, используются простейшие средства сигнализации через страхующий трос.

Через обеспечивающего:

  • Дернуть один раз — «Как себя чувствуешь?»;
  • Дернуть три раза — «Выходи!»;
  • Повторение сигнала «Выходи!» — «Выходи немедленно!»

От работающего — к обеспечивающему:

  • Дернуть один раз — «Чувствую себя хорошо»
  • Дернуть два раза — «Мало воздуха»
  • Дернуть три раза — «Выхожу, выбирайте трос»
  • Частое подергивание более 4-х раз — «Выбирай немедленно!»
  • Потрясти три раза — «Самостоятельно выйти не могу».

Противогаз промышленный фильтрующий Бриз-3301

Пожарное снаряжение включает защитную каску, сапоги (или ботинки), пожарный топор, сигнальный огнестойкий канат, ремень, перчатки, фонарь, защитный костюм, воздушно-дыхательный аппарат, изолирующий аппарат на сжатом воздухе.

Теплоотражающий костюм покрыт снаружи теплоотражающим материалом, от­ражает до 90% теплоты излучения и создает для человека изолирующую оболочку. Ды­хательный аппарат надевается под костюм. Костюм позволяет близко подойти к огню, но не рассчитан на непосредственное воз­действие пламени. Для большей надежности перед пожарным должен создаваться водя­ной защитный экран.

Термостойкий костюм — из много­слойного стекловолокна с теплоотражаю­щими прокладками. Под костюм надевается автономный дыхательный аппарат. Пра­вильно подогнанный и надетый костюм создает воздухонепроницаемое закрытие и за­щищает человека на короткое время от непосредственного соприкосновения с по­жаром при температуре до 810 °С.

Снаряжение пожарного необходимо правильно хранить, своевременно очищать, тщательно осматривать, а при необходимости ремонтировать или заменять.

Предлагается к прочтению:

Уже пять лет на Москве-реке несет службу многоцелевой пожарно-спасательный корабль «Полковник Чернышев». Судно поистине уникальное, т.к. может выполнять самые разные задачи, как на воде, так и на суше. Этот корабль предназначен для тушения пожаров, спасения людей на воде. Осуществляет контроль за экологическим состоянием акватории. Вместе с пожарным и специальным спасательным оборудованием доставляет боевой расчет к месту чрезвычайной ситуации. Обеспечивает работу водолазной службы. При чрезвычайных ситуациях проводит работы по сбору нефтепродуктов на нефтесборное судно на реках, озерах, водохранилищах.

Давайте поближе познакомимся с этим интересным кораблем.

Корабль был построен в 2008 году на Средне-Невском судостроительном заводе Ленинградской области. Изначально носил имя «Атаман», но приказом Главного управления МЧС России по г.Москве и управления гражданской защиты Москвы от 29 марта 2010 года №135/70 в целях увековечения героического поступка полковника внутренней службы Чернышева Евгения Николаевича многоцелевому пожарно-спасательному кораблю присвоили имя «Полковник Чернышев».

02.

Длина корабря 31,5 м, ширина 6,09 м, осадка 1,5 м. Максимальная скорость хода 30 км/ч. Дальность плавания 1400 км. Автономность 3 суток. Экипаж 8 человек (+ есть возможность размещения спасенных людей).

03.

Система пожаротушения корабля: 4 автоматизированных насоса производительностью 86 л/сек каждый, 2 дистанционно управляемых стационарных ствола производительностью 60 л/сек типа «PYTHON» фирмы Ziegler (Германия), один дистанционно управляемый водно-пенный ствол производительностью 90 л/сек, система водораспыления и водяных завес, емкости для пенообразователя (общим объемом 4 кубометра), 4 пеногенератора «Пурга», передвижной пеногенератор «Пурга–0», 2 переносных лафетных ствола производительностью 20 л/сек.

04.

Также на корабле есть 4-х местная рабочая шлюпка с подвесным мотором, гидравлический кран–манипулятор грузоподъемностью 500 кг, роллы для постановки боновых заграждений, 100 м легких боновых заграждений, нефтесборное оборудование, оборудование для проведения дегазации и дезактивации, оборудование для обеспечения работы трех легких водолазов, включая компрессор для набивки баллонов ВВД.

05.

Благодаря тому, что у судна класс Речного Регистра О2,0 (лед 20), то оно работает круглый год. Зимой случается любопытное взаимодействие «Полковника Чернышева» с пожарными вертолетами. Например, пожарный вертолет не может своим водозаборником прорубить лед на Москве-реке и набрать воды. В такой ситуации помогает многоцелевой пожарно-спасательный корабль. «Полковник Чернышев» приходит в место забора, крошит лед, встает носом в берег и начинает винтами отгонять льдинки чтобы вода оставалась чистой. Теперь вертолет спокойно набирает воду и улетает сбрасывать её на очаг возгорания.

06.

На фотографии видно, как «Полковник Чернышев» включил управляемые стволы и систему водяных завес (тушит пожар и себя защищает). Одна такая струя бьет аж на 120 метров! А еще многоцелевой пожарно-спасательный корабль «Полковник Чернышев» способен на целый километр по рукавным линиям подавать воду необходимого давления на берег.

07.

А теперь проберемся на борт корабля!

08.

Осмотр начнем с носовой части.

09.

Бак корабля, управляемые стволы. Кстати, во время посещения многоцелевого пожарно-спасательного корабля «Полковник Чернышев», у него наблюдался небольшой крен на левый борт.

10.

В носовой части расположен небольшой салон отдыха.

11.

12.

13.

Внутренние коридоры корабля.

14.

15.

Корма корабля. Боновые заграждения.

16.

Поднимаемся на верхнюю палубу, рубка судна.

17.

Капитан Константин Артамонов.

18.

19.

20.

Пульт управления лафетными стволами.

21.

При выходе из ходовой рубки фотографирую закладную табличку и кренометр. Да, крен на левый борт есть.

22.

Посмотрим, что еще можно увидеть на верхней палубе за рубкой. Что это за таинственный белый контейнер на верхней палубе корабля, .

23.

И почему на контейнере наклейка «Мостурфлот»,

Пожарные суда относят к специализированным типам судов и нередко напоминают , только лишь с одной разницей - наличие нескольких брандспойтов. этого типа предназначены для тушения пожаров на кораблях и судах, плавучих и и оказание поддержки береговым пожарным расчетам в локализации очагов возгорания прибрежных объектов в случае неисправности водопроводных систем.

брандспойт

водная пожарная станция в Токио

пожарное судно ВМС Украины «Борщёв»

Современные пожарные суда и катера, как правило, оборудованы мощными насосными установками, способными перекачивать десятки тысяч литров морской воды.

современное пожарное судно «Warner L. Lawrence»

пожарное судно «Warner L. Lawrence» демонстрация возможностей


Одним из современных пожарных судов являются «Warner L. Lawrence », принадлежащее пожарной охране Лос-Анджелеса, штат Калифорния. Судно было построено в 2000 году компанией «Robert Allan Ltd » в Вашингтоне, а затем 21 мая 2003 года доставлено в порт Сан-Педро для выполнения эксплуатационных функций.

Конструкторы называют судно «Warner L. Lawrence » самым технологически «продвинутым» пожарным судном в мире . Его брандспойты покрывают все направления. Его два уникальных движителя фирмы «Voith Schneider » позволяют прекрасно выполнять маневры в любых направлениях с максимальным набором мощности на ходу.

Пожарное судно «Warner L. Lawrence » с помощью собственных насосов способно извлечь до 380000 литров морской воды в час и выбросить ее на расстояние до 135 метров. К особенностям судна можно отнести наличие каюты с полным медицинским оборудованием, выдвижная пожарная лестница длиной 15 метров и дистанционный «ковш» грузоподъемностью 270 кг. В корме расположена платформа, опускаемая на глубину до 3 метров для выполнения водолазных спусков.

Технические характеристики пожарного судна «Warner L. Lawrence»:
Длина - 31,9 м;
Ширина - 8,8 м;
Осадка - 4 м;
Силовая установка - два дизельных двигателя «MTU 12V4000» мощностью 1800 л.с.;
Скорость - 13 узлов;
Пожарное оборудование:
Брандспойты - 10;
Суммарная мощность насосных установок - 1575 л.с.;
Насосные установки - 2, извлекают до 1470 м³ воды/час с давлением 12,5 атмосфер;
Насос с приводом от силовой установки - 2, извлекают до 1250 м³/час с давлением 12,5 атмосфер;
Насос с приводом от силовой установки - 2, извлекают до 800 м³/час с давлением 12,5 атмосфер;
Брандспойт для воды - 1, пропускная способность 2500 м³/час, и подает на расстояние до 150 м;
Брандспойт для воды - 3, пропускная способность 800 м³/час, и подает на расстояние до 100 м;
Брандспойт для воды с пеной - 2, пропускной способностью 1250 м³/час, и подает на расстояние до 135 м;
Брандспойт для воды с пеной - 2, с пропускной способностью 225 м³/час, и подает на расстояние до 75 м;
Брандспойт для воды в кормовой части - 2, с пропускной способностью 450 м³/час;
Емкость для хранения пены - 2 по 11500 литров;
Насос для подачи пены - 2, возможность подачи вещества до 620 л в минуту;
Насос для подачи пены - 2, возможность подачи вещества до 220 л в минуту;

За работой пожарных судов часто можно наблюдать в акватории портов, где появляются огромные или известные . Несколько катеров расположенных по обоим бортам больших кораблей, выпускают мощные струи воды в разные стороны, оповещая таким способом событие или торжество.

встреча кораблей пожарными судами

Иногда пожарные используют для доставки пожарных команд, медицинского персонала с оборудованием на острова или другие корабли. Также пожарные катера могут быть применены в качестве спасательных судов, где пассажирам будет оказана первая медицинская помощь. Нередко пожарные суда оказывают помощь спасателям в локализации разлива нефтяных продуктов в море или океане.

канадское пожарное судно «William Lyon Mackenzie»

Главным пожарным судном пожарного департамента Канады является «William Lyon Mackenzie ». Специальный корабль построен в 1964 году в городе Owen Sound, штат Ontario на предприятии «Russel Brothers Limited ». В 2004 году пожарное судно «William Lyon Mackenzie » претерпело модернизацию, после которой будет действовать в эксплуатации до 2037 года. Уникальность этого пожарного судна в том, что оно работает круглый год. Его основной зоной обеспечения пожарной безопасности являются гавань города Торонто и прилегающие воды озера Онтарио.

пожарное судно «William Lyon Mackenzie» в действии

Пожарное оснащение пожарного судна «William Lyon Mackenzie»:
Насосная установка - два дизельных двигателя «Caterpillar», мощность 3412 л.с.;
Подъемная башня - 1;
Брандспойт - 8+2 на подъемном устройстве;
Скорость хода - 12 узлов;
Экипаж - 4 человека;

немецкое пожарное судно «ALFRIED KRUPP»

Представитель пожарно-спасательных судов Германии «Alfried Krupp ». Порт приписки Bremerhaven.

Технические характеристики пожарно-спасательного судна «Alfried Krupp»:
Длина - 28 м;
Ширина - 7 м;
Осадка - 2,2 м;
Скорость - 13 узлов;
Брандспойт - 2;
Спасательный катер - 1;

старейшее в мире пожарное судно «Edward M. Cotter»

В начале XX века набережная города Буффало была чрезвычайно насыщенным центром торговли. Многочисленные склады, элеваторы препятствовали передвижению двух пожарных судов существующих на то время. Кроме того в городе длинная береговая линия не позволяла справляться плавучей насосной станции в поставках с водой для системы пожарных гидрантов охватывающая центр города. Поэтому городскими властями было принято решение построить третье пожарное судно, которое ко всему прочему получит функции и ледокольного судна.

Пожарное судно было спущено на воду в 1900 году на судостроительном заводе «Crescent Shipyard » в городе Elizabeth Port, штат Нью-Джерси. Первоначально его название было «William S. Grattan». В 1953 году пожарное судно было модернизировано и было присвоено новое имя «Edward M. Cotter» в честь местного руководителя Союза пожарных.

Теперь «Edward M. Cotte r» считается самым старейшим действующим пожарным судном в мире и находится в составе пожарного департамента города Буффало, штат Нью-Йорк.

Наряду с функциями пожаротушения в зимнее время пожарное судно «Edward M. Cotter » используется в качестве ледокола на реке Буффало. имеет пять брандспойтов, каждый из которых выбрасывает до 15000 литров воды в час. Они расположены в носу, корме и на надстройке судна.

Пожарное судно «Edward M. Cotter » оснащено тремя насосными установками, которые подают воду с объемом до 9000 литров в минуту.

На счету судна множество спасательных операций, но самые значительные из них тушение пожара на ракетном крейсере ВМС США «USS Little Rock » в 1978 году в порту Буффало и польского парусного судна «Zawisza Czarny » во время визита 31 июля 1984 года.

С падением международной торговли в порту пожарное судно было переведено из пожарной охраны в Управление общественных работ в 1992 году для ледокольной функции. С 1996 году пожарному судну «Edward M. Cotter » был присвоен статус «Национального достояния», но, несмотря на это, судно активно принимает участие в различных фестивалях и шоу Великих озер.

Технические характеристики пожарного судна «Edward M. Cotter»:
Длина - 36 м;
Ширина - 7,3 м;
Осадка - 3,3 м;
Водоизмещение - 1900тонн;
Силовая установка - четыре дизельных «Caterpillar D-397»,
Скорость - 13 узлов;
Пожарное оборудование;
Два паровых двигателя «Babcock & Wilcox » мощностью 900 л.с., для трех насосных установок;
Брандспойт - 5;