Микены и раскопки генриха шлимана

Златообильные Микены

Телеграмма была адресована Георгу, королю Греции. Гекст ее гласил: «С беспредельной радостью сообщаю вашему величеству, что я открыл могилы, в которых, по преданию, лежат тела Агамемнона и его спутников, убитых на пиру Клитемнестрой и Эгистом. В этих могилах я нашел сокровища, которых достаточно, чтобы наполнить большой музей, этот музей будет самым замечательным на свете и в течение будущих столетий привлечет в Грецию тысячи иностранцев».

Телеграмма, подписанная Генрихом Шлиманом , послана была из древних Микен, где, согласно преданию, жил могучий царь Агамемнон, предводитель Троянского похода, злодейски умерщвленный своей женой Клитемнестрой и прелюбодеем Эгистом. Начав раскопки в Микенах, Шлимаи следовал не только указаниям Гомера, но и свидетельствам известного античного географа и путешественника Павсания, посетившего Микены около 170 года н. э. Уже тогда город был в руинах - его разрушили в 468 году до н. э. во время греко-персидских; ойн. Но, по словам Павсания, «до сих пор еще сохранились от Микен часть городской стены и ворота, на которых стоят львы».

Восемнадцать веков минуло со времен Павсания, но и поныне в Микенах возвышаются монументальные стены, сложенные из каменных глыб (толщина стен доходит до десятка метров, а общая длина городской стены около километра). Сохранились и знаменитые «Львиные ворота», составленные из четырех огромных камней, верхний из которых весит двадцать тонн. В эти ворота мог, не сгибаясь, проехать всадник, настолько они были высоки. Ширина же их была достаточна, чтобы пропустить колесницу. Четыре камня, составляющие ворота, образовывали огромную раму. «Такая огромная рама, - замечают специалисты, - представляла надежный центр, способный выдерживать напор боковых стен и упирающихся в них крыльев коридора, а также тяжесть верхних рядов у бастиона. Однако, чтобы избежать напрасной тяжести, микенские инженеры нашли гениальный способ облегчения силы давления: они оставили над камнем, перекрывающим вход, пустое треугольное пространство, направив, таким образом, тяжесть не по линии высоты треугольника, но по сторонам косо срезанных камней.»

Это треугольное пространство было закрыто огромной плитой известняка серо-коричневого цвета. На ней-то и были высечены изображения двух львиц, давших название всему сооружению - Львиные ворота (или, правильнее, Ворота Львиц). Каждая из львиц положила лапы на столики-алтари. Когда-то у хищниц, символа власти правителя и правительницы Микен, были приставные головы из мягкого камня стеатита. Повернув головы, грозно смотрели звери на неприятелей, угрожавших Микенам. Но не только геральдические львы охраняли город. По обе стороны ворот выступали вперед стены: с них было удобно метать стрелы и камни во врага. Здесь-то в скале, у подножия крепости, и раскопал Шлиман в декабре 1876 года пять гробниц.

«Тела усопших, - писал он, - были буквально усыпаны драгоценностями и золотом… Разве обыкновенным смертным положили бы такие драгоценности в могилу? На лицах умерших лежали великолепно исполненные золотые маски. Кроме того, в погребениях найдены были пояса из золота, золотые украшения, сделанные из золота лавровые венки, диадемы, поножи, пояса. Орнамент с изображением медуз, осьминогов и сухопутных животных украшал золотые пластинки. Дельфины были великолепно отчеканены на золотом кубке. Из золота были изготовлены трубочки и бусы, нагрудники и скульптура. осьминога. Сотни золотых пуговиц лежали в погребениях… Разве такое обилие золотых изделий не подтверждает правоту Гомера, постоянно применявшего к Микенам эпитет «златообильные»?»

«Все музеи мира, вместе взятые, не обладают и одной пятой частью этих богатств», - заявляет Шлиман. Он решает, что обнаружил погребение Агамемнона и его друзей. Ведь Павсаний сообщал именно о пяти могилах в Микенах. Огромный рост и молодость одного из усопших, в чьей могиле находилось множество богатого оружия, - разве это не верный знак того, что он является самим Агамемноном?

Но проходит всего лишь год, и греческий археолог Стаматаки открывает шестую гробницу, не менее богатую, чем шлимановские. Значит, Павсаний ошибался, говоря всего лишь о пяти погребениях. А спустя многие десятилетия другой греческий археолог, Пападеметреус, в 1952 году открывает в Микенах 24 могилы, подобные гробницам, обнаруженным Генрихом Шлиманом!

Сотни лет назад человек, входивший в греческие Микены, столбенел при виде главных городских ворот: на него сверху смотрели два огромных льва, символизируя мощь и отвагу жителей.

И сейчас туристы на несколько секунд изумленно останавливаются перед этим входом в центральную часть города, пораженные его величественностью и монументальностью. Львиные ворота в Микенах – памятник, оставшийся в наследство нашей цивилизации от некогда богатейшего города и продолжающий вызывать споры среди ученых.

История Микен

План древних Микен

Город, пребывающий сейчас в руинах, некогда славился на всю Элладу. Во-первых, согласно преданиям, его основал Персей – сын Зевса, герой, одержавший победу над Медузой Горгоной (по версии официальной науки, было это примерно в XVI в. до н. э). Мощную городскую стену возвели циклопы – огромные одноглазые существа. С тех пор кладку стен, выполненную при помощи больших необработанных каменных глыб, называют циклопической.

Во-вторых, город дважды переживал расцвет и упадок. В доантичную эпоху Микены (Мекены) были одним из крупнейших городов Эгейской цивилизации, пока она не погибла при извержении вулкана Санторин. Затем, в мекенскую эпоху, в городе располагалась резиденция царя, а подчинялись ему земли чуть не всего северного Пелопоннеса. Но потом влияние города уменьшалось, а сам он постепенно опустел. Считается, что последние жители покинули Микены во IIв. н. э.

Золотая посмертная маска Агамемнона

Но самый известный факт о Микенах состоит в том, что именно здесь жил великий греческий герой Агамемнон, предводитель всего эллинского войска в войне с Троей.

В «Илиаде» Гомер называл жителей Микены ахейцами – храбрым и отчаянным народом, сыгравшим главную роль в Троянской войне.

Трагична судьба Агамемнона: после возвращения с победой в родной город он был убит своей женой Клименестрой и ее любовником Эгисфом.

Но слава его жила, и на протяжении многих веков знатные семьи Микен считали героя своим предком.

Генрих Шлиман

Археолог Шлиман на раскопках Микен

Возможно, ничего этого мы не узнали, если бы не одержимый Грецией и «Илиадой» немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман. Из сына сельского священника, не получившего даже среднего образования, Шлиман превратился в миллионера-полиглота, и к 50 годам смог воплотить в жизнь свою детскую мечту.

Шлиман мечтал найти легендарную Трою, и в 1870 году он ее нашел. Научное сообщество, правда, не приняло открытие археолога-самоучки всерьез, многие насмехались над уверенностью Шлимана в том, следуя поэмам Гомера, он раскопал именно Трою.

Золото Микен

Однако его последующие находки уже в Микенах невозможно было игнорировать: здесь он обнаружил захоронения древних людей, в которых было огромное количество уникальных артефактов – от золотых посмертных масок на некоторых из умерших до оружия с изображением животных.

Шлиман был уверен, что нашел останки Агамемнона и его воинов. Впрочем, археологи эту точки зрения не разделяют, соглашаясь только с тем, что в найденных могилах были похоронены представители царской семьи. Кроме того, Шлиман в своих записях воссоздал градостроительную схему древних Микен, описал уникальный способ возведения городской стены и ту самую циклопическую кладку. Благодаря написанным по итогам раскопок работам весь мир узнал об уникальных Львиных воротах города Микены.

Львиные ворота: факты и цифры

Город Микены состоял из двух частей, как и большинство городов древности.

Дворцы, дома знати, храмы и прочие важные здания стояли на холме и были окружены неприступной стеной, которая в некоторых местах достигала толщины в 8 метров, а в высоту — 12.

Перед этой стеной, в «нижнем городе», жили простолюдины, торговцы и прочие горожане.

Попасть за стену можно было только через огромные тяжелые ворота, над которыми возвышалось изображение львов.

И возвышается до сих пор.

Ворота эти выстроены из огромных известняковых плит и представляют собой абсолютно правильный квадрат со стороной около 3 метров.

Две плиты стоят вертикально, третья лежит на них сверху горизонтально. Ученые подсчитали, что одна только притолока весит около 20 тонн. Сверху над проемом лежат шесть глыб поменьше – по три с каждой стороны, причем уложены они чуть скошено, чтобы их тяжесть приходилась на боковые стены. Образовавшееся пространство заложено треугольной каменной плитой с изображением двух львиц, стоящих передними лапами на алтаре.

Скульптуры без головы

Во-первых, то, что это именно львицы, стало понятно только после проведения раскопок и обнаружения похожих изображений. Ведь фигуры животных на воротах лишились голов ещё в древности. Предполагается, что головы львиц были сделаны из золота и украдены в период упадка Микен. Есть и другое мнение: что эта часть тела животных была выполнена из какого-то другого материала, который постепенно разрушился под влиянием естественных природных процессов.

Во-вторых, до сих пор нет единого мнения о том, что же символизируют эти горделивые животные над входом в священную часть города.

О чем молчат львицы?

Версия №1

Самое простое объяснение изображения этих животных на воротах состоит в устрашении путников, которые должны были ощущать трепет при входе в «верхний город». Считается, что головы львиц были направлены в сторону дороги, значит, грозным взглядом они смотрели прямо на человека. Входящий в ворота должен был помнить, что он ничтожен по сравнению с людьми, живущими за городской стеной.

Версия №2

Некоторые ученые считают, что львицы, охраняющие алтарь, были прообразом современного герба, несли в себе геральдическую функцию. Олицетворение силы и святости города одновременно – вот что должны были видеть жители и гости Микен ежедневно.

Версия №3

Несколько российских ученых пишут о том, что изображение на Львиных воротах глубоко символично и нуждается в развернутой трактовке. Колонна, обозначающая алтарь, на самом деле является олицетворением, скорее всего, Великой минойской богини.

Стоящие по обе стороны от божества львицы – это одновременно и его защитницы, и служители. Богиня – покровительница Микен, поэтому её изображение над входом в святая святых города было призвано показать: он находится под божественной защитой. Возможно, Львиные ворота выступали и как оберег, способный отвести от храмов, дворцов и усыпальниц зло и несчастья.

Они песком мои забили вены
И суховеем закоптили губы —
Циклопами поставленные кубы,
Исхоженные сонные Микены.

Все помнят скалы — как попеременно
Сигнальщики годами ночевали
У сложенных костров, как чутко ждали
Заветной вести: близок Агамемнон!

Здесь оказавшись, сожалеть не надо,
Что замолчало время на запястье,
Что скорпионом спит в камнях опасность,
Тоскливо блеет брошенное стадо,

Печален звук овечьей погремушки.
Из жидкой тени листьев олеандра
Взгляни же, обреченная Кассандра,
На бледные славянские веснушки.

О вещая, мой незатейлив эпос,
Он исказит твои черты зевотой,
Но, знаешь ли, с великою охотой
Я джинсы поменяла бы на пеплос.

Глухих веков победы и измены
В уверенном гекзаметре очнулись,
Не я пришла, а вы ко мне вернулись,
Растерянные старые Микены.
Хельга Харен

В 3 тысячелетии до нашей эры существовало три крупных центра человеческой цивилизации: Месопотамия, Египет и Хеттская империя. Родоначальником всех империй была Месопотамия, происхождение которой покрыто историческим туманом.
Однажды огромная Хеттская империя рухнула. Обломки ее полетели во все стороны, рождая гражданскую войну, разруху, голод и братоубийственные стычки. В те времена не было строго охраняемых границ - ни своих, ни сопредельных стран, поэтому разные группки - фактически даже вполне самостоятельные народы брызнули в разные стороны.
Хеттская империя располагалась на территории Албании, Хорватии, Сербии, Македонии. Те народы, которые ушли от войны и разрухи на запад, в конечном итоге попали на Аппенинский полуостров, став этрусками, сабинянами, латинами. Другая, самая большая группа народов двинулась на юг, в сторону будущей Эллады. Это были пеласги, ахейцы, дорийцы, ионийцы, лелеги, карийцы.
Придя на территорию будущей материковой Греции они населили ее, вытеснив или частично ассимилировав существовавшую там загадочную минойскую цивилизацию. А на островах заменили кикладской культурой критскую и протоэгейскую. В результате этого сплава и произошла так называемая эгейская или микенская цивилизация. Расцвета культура достигла с 1500 г. по 1050 г. до н.э. Затем она потихоньку превращается в классическую Элладу.
Резкий скачок культуры Греции произошел около 1700 года до н.э. В это время начинает сходить на нет крито-минойская культура, но влияние ее остается.
Генрих Шлиман, немецкий археолог любитель, в свое время богатый купец, наживший свое состояние, работая в Санкт Петербурге, затем дополнил его финансовыми операциями в Америке, подарил Греции еще одно тысячелетие истории. Добился он этого, опираясь на мифологические предания Гомера.
Гробница Атрея, которую он исследовал в 1879 г. - самая большая купольная гробница в микенской культуре.

Доподлинно узнать микенскую культуру до мелочей невозможно. До сих пор остаются тайной некоторые архитектурные ходы. Остается опираться на археологические сведения, мифы древней Греции и на сведения тех народов, которые вступали с ними в контакт.
С 1700 по 1500 г. до н.э. в микенской культуре использовались глубокие шахтные гробницы, выстланные каменными плитами, землей, хворостом или травой на дне. Царская гробница 1450 г. до н.э. выглядела так: длинный проход начинался на склоне холма, с боков он был отделан камнями и заканчивался перед дверью, закрывавшей вход в гробницу. Деревянные двери были обиты бронзой. Фасад был украшен 2 колоннами высотой 10,5 м. В треугольном проеме над входом некогда стояла скульптура точно так же, как и на Львиных воротах, о которых я расскажу далее.

Через проход можно было попасть прямо под свод купола.

Диаметр помещения 14 м 25 см, высота 12,5 м. Начиная с 3 ряда, кладка образует свод.

Вес балки над входом 120 тонн.

Маленький вход ведет в помещение, где находились покойник и приношения, которые сопровождали его в загробный мир.

Камни не очень плотно подогнаны друг к другу, поэтому между вертикальными швами имеются пустоты, которые облюбовали пчелы, они беспрепятственно летают летом взад и вперед через вход в гробницу.

Это, возможно, одна из достопримечательностей, о которой нужно помнить, отправляясь в Грецию, - громадный свод гробницы, напоминающей с виду средневековый собор, солнечный свет у входа, переходящий далее в полумрак, и жужжание пчел, отдаленно напоминающее звучание органа.

Кроме ключ-камня, который закрывает гробницу сверху, это оригинальное гениальное сооружение.

Длина наклонного коридора-дромоса, который ведет в гробницу 36 м, ширина 6 м.

Каменоломня, откуда брали блоки, находилась в 15 км от Микен.
На всей территории Арголиды можно видеть остатки мостов микенской эпохи. Между городами существовала разветвленная сеть дорог. Правил городом царь, который обладал полной властью во время войны. В мирное время в основном принимало решение местное аристократическое собрание.
Акрополь - возвышенная укрепленная территория на холме, это изобретение древних микенцев. Внутри акрополя обязательно был родник. В центре города всегда был Дворец - центр культурной и политической жизни. Следы микенской культуры распространяются до Балтики.
С 3000 г. до н.э. здесь уже были поселения. Микены существовали и в классическую эпоху, успев принять участие в событиях Греко - персидских войн, однако в 468 году до н.э. город был разорен арголянами. С тех пор Микены стали одним из многочисленных придатков могущественного Аргоса. Постепенно жизнь на этой территории замерла.
Высота горы, на которой находился город Микены 254 м над уровнем моря.

Расцвет Микен наблюдался в 18-12 веке до н.э. Во 2 веке до н.э. все жители покинули город.
Укрепления вокруг центра Микен были возведены около 1350 г. до н.э. Вторая линия укреплений появилась в 1250 г. до н.э. Тогда же построили «Львиные Ворота».

Вторая линия фортификации Микен возникает в связи с нашествием дорийцев и других северо-западных греческих племен. Львиные Ворота венчают главный вход в город.

Кладка сделана из конгломерата, похожего на скалы Метеор.

Две львицы, которые поддерживают колонну с жертвенником, сделаны из другого камня.

Головы львиц из золота были повернуты к человеку, который входил в город, но они, естественно, до наших дней не сохранились. Каждая из трех балок, которые предваряют вход, весит более 20 тонн.
Жизнь в Микенах кипела до конца 11 века до н.э. Трудно представить, что камни в основании этой стены лежат здесь уже 3250 лет!
Слева от входа в стене находилось маленькое святилище.

На этой территории раскопали 19 шахтных захоронений, из них 6 наиболее богатые, где обнаружена большая часть золота Шлимана.

Он считал, что открыл гробницу Агамемнона и его отца, царя Атрея - золотая маска, одна из найденных им в погребениях, прямо была названа «маской Агамемнона». Позднее, исследователями было установлено, что все-таки маску изготовили задолго до правления Агамемнона, в 16 веке до нашей эры. Этот экспонат является шедевром микенского искусства, и заодно самой знаменитой ошибкой в истории археологии.

Вывод о том, что была найдена посмертная маска царя Агамемнона, Генрих Шлиман сделал, основываясь на описание Троянской войны в эпосе Гомера «Илиада» и на труды Павсания, древнегреческого географа, жившего во 2 веке до н.э. Павсаний в своих трудах описывал, что Агамемнона похоронили внутри города, а его жену Клитемнестру и ее любовника Эгисфа, похоронили за пределами городской стены, как недостойных людей. Начиная раскопки в Микенах, Генрих Шлиман руководствовался именно трудами древнегреческих писателей. Археолог был уверен, что внутри городских стен он обязательно найдет останки микенских героев, о которых писали Гомер и Павсаний.
В древнегреческом эпосе, написанном Гомером, знаменитой «Илиаде», Агамемнон - один из главных героев, он отличался храбростью и прославился многими подвигами. Троянская война началась с того, что Парис похитил прекрасную Елену, жену царя Менелая, брата Агамемнона. Менелай вместе с Агамемноном убедили греческих правителей участвовать в военном походе против троянцев. Агамемнон возглавил греческое войско. Греческое войско разгромило троянскую армию, но судьба отвернулась от Агамемнона. Его супруга Клитемнестра, изменив ему с его двоюродным братом Эгисфом, задумала убить Агамемнона. Клитемнестра и Эгисф выполнили задуманное и убили Агамемнона вместе с его любовницей Кассандрой. Печальная судьба микенского царя послужила сюжетом для многих древнегреческих трагедий.
В этих шахтовых гробницах были обнаружены: у мужчин золотые маски, нагрудники и поножи, мечи и кинжалы; у женщин - золотые диадемы; у тех и других - сосуды из золота, серебра и электра, священные чаши для ритуального питья в виде голов животных (так называемые ритоны). Умершие были покрыты плащами, украшенными золочеными бляшками с изображением символов бессмертия - пчел, спиралей, звезд и т.п. Общий вес золотых сокровищ составил 15 килограмм.
Лица мужчин, как правило, не закрыты масками. То, что они - мужчины, и воины, определяется присутствием оружия в их могилах, а количество золота и тщательность работ, указывают на честь, богатство и статус.
Все эти сокровища микенских царей были сосредоточены в шахтовых гробницах круга А и Б, тогда как великолепные микенские толосы - грандиозные круглые гробницы - оказались совершенно пустыми, их разграбили задолго до исследования.
Частично золото Микен находится в афинском археологическом музее, а большая часть, найденная и в Трое и в Микенах - в музее Пушкина в Москве, попав в СССР после Второй Мировой войны как трофей, взятый в Берлине.
Могильный круг Альфа был образован в 1600 - 1700 г. до н.э. В 13 веке захоронения были окружены каменной оградой, полой изнутри. Никто не знает, для чего это было сделано. Предполагают, что эти захоронения являлись священными захоронениями людей, которые играли какую-то роль в местном религиозном культе или основателями Микен.
Более того, около 1250 г. до н.э возвели еще один уровень стены.

За Кругом А находился религиозный центр. Далее развалины зернохранилища, жилые кварталы.

В период расцвета здесь проживало около 2000 человек. По тем временам это был многолюдный город, недаром Гомер в своих произведениях называл его «Златообильные Микены».
Дома жителей Микен характерны тем, что единственный вход вел через мужскую половину дома в женскую.
Главным центром политической и духовной жизни Микен был Дворец, который располагался на вершине холма. На входе находились пропилеи, которые поддерживали две колонны. Помещения дворца были раскрашены цветной штукатуркой, которую в изобилие нашли при раскопках. Около 13 века до н.э. во дворце был сильный пожар. Не думаю, что ландшафт сильно изменился с тех пор.

В музее Микен можно увидеть то, что обнаружили при раскопках частично.

Микены и Троя

Проверка домашнего задания:

1. Вы помните, что древнейшие в Европе государства возникли острове Крит и в Греции. 2. Расскажите о природе Греции. Сравните природу Греции и Египта: в чем различия?

3. Опишите царский дворец на острове Крит?

План:

1. В городе Микены.

2. Причины Троянской войны.

Новые понятия: богиня Гера, Афина, Афродита, бог Зевс, Парис – царевич, Агамемнон - владыка Микен.

Изучение нового материала:

1. Микены - самый богатый и могущественный город древнейшей Греции. Рассмотрите карту «Древнейшая Греция» (с. 112).

Найдите на карте синие кружочки. Ка­кое объяснение этим кружочкам дается в условных обозначениях карты?

Во 2-м тыс. до н. э. в Греции существовали независимые города: на юге - Пилос , северо-восточнее - два расположенных близко друг от друга города. Один - Тиринф. Как называется другой город? (Микены) Восточнее Микен расположены Афины, где некогда согласно мифу правил царь Эгей, и Фивы . Все эти города были центрами древнейших греческих государств. Самым могущественным из них в те далекие времена были Микены .

Рассмотрите рисунки.

1. «Львиные ворота в Микенах» (с. 117). Прочитайте § 25, п. 1, 1-й абзац. По ходу чтения пояснить, что так ворота выглядят в наши дни. Прямоугольное отверстие на фото - это входной проем, сами ворота не сохранились, Возможно, они были сделаны из дуба и укреплены бронзовыми полосами, не сохранились и головы зверей, они были сделаны из другого материала, можетбыть, из металла.

? Вспомните, какие каменные фигуры «охраняли» вход в ассирийских царских дворцах. (В древности было распространено представление о том, что изображения грозных и могучих животных способны отпугивать злые силы.)

2. «Выступление войска в поход из древних Микен» (с, 119). Микены расположены на скалистом холме в 15 км от моря, что исключало внезапное Нападение пиратов. На рисунке изображена микенская крепость, ее стены Вложены из огромных каменных глыб. Царь Микен и знатные люди сражались на колесницах, остальные воины - пешими. Справа изображен отряд воинов с длинными копьями и щитами причудливой формы. На головах некоторых шлемы, украшенные рогами (такой шлем виден у крайнего

правого воина).

3. «Золотая маска...» (с. 118). Недалеко от Львиных ворот археологи раскопали царские могилы. На лицах царей лежали маски из золота. Мастер передал суровое скуластое лицо владыки Микен. Воинственные цари Микен вели непрерывные войны из-за добычи и пленных.

4. «Глиняная табличка...» (с. 119). При раскопках греческих городов археологи нашли и прочитали памятники древнейшей греческой письменности - таблички с надписями. В этих надписях речь идет о подготовке к военному походу, приведены списки рабынь, списки мастеров, работавших на царя, - плотников, кожевников, горшечников.

+ Древнейшие города Греции были укреплены.

В отличие от городов Древнего Крита древнейшие греческие города Микены, Тиринф, Афины имели мощные оборонительные стены. Чем это можно объяснить? Каковы ваши предположения? По-видимому, греческие города враждовали между собой; поскольку каждый город представлял собой самостоятельное государство, крепостные стены защищали его от воинственных соседей.

2. Троянская война и вторжения в Грецию воинственных племен.

Прочтите (§ 25, п. 2). На карте (в учебнике, с. 112) найдите Трою.

3. Миф о причине Троянской войны.

На свадьбу фессалийского героя Лелея и морской богини Фетиды были приглашены все боги, кроме Эриды , богини раздора. Разгневанная богиня решила отомстить и подбросила пирующим золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три олимпийские богини: Гера, Афина, Афродита - заспорили, кому оно предназначено.

Гера - старшая из богинь (рисунок «Гера», с. 121): греки изображали ее красивой и величавой женщиной средних лет;

Афина - богиня мудрости и справедливой войны (рисунок «Афина», с. 122): ее изображали молодой девушкой в шлеме и панцире;

Афродита - вечно юная богиня красоты и любви (рисунок «Афродита», с. 123).

Каждая из богинь считала, что яблоко предназначено ей. Они обрати­лись к Зевсу - богу грома и молний, который почитался греками верховным богом, прося рассудить их. Но Зевс не пожелал вмешиваться в спор трех богинь, потому что Гера была его женой, а Афина и Афродита - дочерьми. Он повелел им обратиться за разрешением спора к троянскому царевичу Парису.

Три богини перелетели через Эгейское море и предстали перед Пари­сом. «Присуди яблоко мне, - сказала Гера, - я сделаю тебя за это могущественным царем, властителем всей Азии». - «Если ты присудишь яблоко мне, - вмешалась Афина, - ты совершишь великие подвиги и станешь более знаменит, чем Тесей и Геракл». Афродита же сказала: «Отдай яблоко мне, Парис, и я найду тебе в жены самую красивую женщину в мире».

Парис был молод и присудил яблоко Афродите. С тех пор Афродита стала во всем помогать Парису, а Гера и Афина возненавидели его.

Ссора между богинями началась из-за яблока, отсюда возникло выра­жение «яблоко раздора».

В то время самой красивой женщиной была Елена. Она жила в греческом городе Спарте и была женой спартанского царя по имени Менелай. Парис приехал в Спарту будто бы в гости к Менелаю. Его здесь приняли радушно. Но когда Менелай уехал на несколько дней по делам, Афродита внушила Елене любовь к Парису. Забыла Елена мужа и согласилась бежать вместе с Парисом в Трою.

Беглецы прихватили с собой рабов и сокро­вища дворца. Троянский царевич совершил тяжкое преступление: нарушил закон гостепри­имства и тем навлек на родной город страшное бедствие.

Менелай, вернувшись домой, пришел в ярость и решил отомстить Парису и всем троянцам. Цари греческих городов согласились участвовать в походе на Трою. Главным предводителем греков стал брат Менелая владыка Микен. Его звали Агамемнон.

Менелай с помощью своего брата Агамемнона собрал большое войско, чтобы вернуть свою жену. Принял участие в походе и Ахилл, сын Пелея и Фетиды, самый отважный и могучий из героев. По предсказа­нию богов, греки не могли завоевать Трою без его помощи.

Началась долгая и трагичная война, длившаяся 10 лет, в ней принимали участие и боги. Гера и Афина помогали ахейцам, Афродита и Аполлон - троянцам.

По предложению Одиссея ахейцы решили взять город хитростью. Был построен огромный деревянный конь, внутри которого спрятался отборный отряд воинов. Остальное же войско, чтобы убедить троянцев, будто бы ахейцы отправляются домой, сжигает свой лагерь и отплыва­ет на кораблях от побережья Трои. На самом же деле они укрылись недалеко от берега, возле острова Тенедос. Удивленные оставленным деревянным чудом, троянцы собрались вокруг него. Некоторые стали предлагать ввезти коня в город. Жрец Лаокоон, предупреждая о коварстве врага, воскликнул: «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» Но убедить своих сограждан он не смог, они ввезли коня в город. Ночью спрятавшиеся в чреве коня воины вышли наружу и открыли ворота. Все мужское население Трои погибает, за исключением Энея, получившего от богов повеление бежать из города и возродить ему былую славу в другом месте. Город погиб в пожаре.

По ходу урока делаются записи в тетради.

Миф о Троянской войне.

Гера - старшая из богинь, жена Зевса;

Афина - богиня мудрости и войны;

Афродита - богиня красоты и любви;

Зевс - бог грома и молний;

Парис - троянский царевич;

Агамемнон - царь Микен.

Домашнее задание: § 25. Вопросы и задания к § 25.