Многоконтурный земельный. Особенности образование многоконтурных земельных участков и их частей. После раздела многоконтурных наделов новые участки

Принимая во внимание особую актуальность вопросов вовлечения в гражданский оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения и оформления прав на земельные участи организаций трубопроводного транспорта, организаций, эксплуатирующих линии электропередачи и линии связи, и иных организаций, эксплуатирующих линейные объекты, а также учитывая необходимость обеспечения выполнения ряда поручений Правительства Российской Федерации, данных по итогам заседания комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса, Минэкономразвития России по вопросам выполнения кадастровых работ, осуществлению государственного кадастрового учета и предоставлению сведений государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков, границы которых представляют собой несколько контуров (далее - многоконтурные земельные участки), сообщает.

1. По вопросу выполнения кадастровых работ и осуществления государственного кадастрового учета в отношении многоконтурных земельных участков.

В соответствии с ведомственными нормативными актами, изданными в развитие Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (утратил силу с 17 мая 2008 г.), ранее при осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурному земельному участку присваивалось наименование "единое землепользование", а входящим в его состав земельным участкам - "обособленные" или "условные" земельные участки. При этом государственный кадастровый учет с присвоением отдельного кадастрового номера осуществлялся в отношении, как многоконтурного земельного участка (единого землепользования), так и в отношении всех земельных участков, входящих в его состав.

В данном случае необходимо учитывать, что с вступлением в силу с 1 марта 2008 года Закона о кадастре и принятием в его развитие Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20 февраля 2008 г. N 35 (далее - Порядок ведения ГКН), не подлежит применению, как противоречащий действующему законодательству, Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденный приказом Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/119 (далее - Порядок ведения ГРЗ КР).

Поэтому в настоящее время не может применяться заложенный в Порядке ведения ГРЗ КР принцип, согласно которому объектами кадастрового учета с присвоенными кадастровыми номерами являются многоконтурный земельный участок и земельные участки, входящие в его состав.

В целях государственного кадастрового учета и последующей государственной регистрации прав под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями.

В настоящее время образование многоконтурных земельных участков должно осуществляться по правилам главы I.1 Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По мнению Минэкономразвития России, в отношении многоконтурных земельных участков применимы все из перечисленных способов образования земельных участков, за исключением тех способов образования земельных участков, при которых земельные участки образуются из смежных земельных участков (то есть земельных участков, имеющих общие границы).

В данном случае следует учитывать, что в соответствии со статьями 11.6 и 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть образованы в результате объединения или перераспределения только смежных земельных участков. Поэтому в результате объединения существующих земельных участков (в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет), не имеющих общих границ, не может быть образован многоконтурный земельный участок.

Образуемые земельные участки (в том числе образуемые многоконтурные земельные участки) должны соответствовать требованиям действующего законодательства к земельным участкам, в частности требованиям статьи 11.9. Земельного кодекса Российской Федерации. При несоблюдении одного из указанных требований по соответствующему основанию, предусмотренному частью 2 или частью 3 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), принимается решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета образованного земельного участка.

При этом следует обратить внимание, что Закон о кадастре не содержит оснований для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка по причине многоконтурности его границы. К аналогичным выводам приходят суды, рассматривая заявления об оспаривании решений органов кадастрового учета об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков (например, вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13.08.2008 по делу N А72-4047/08-10/175).

Дополнительно необходимо отметить, что границы образуемых многоконтурных земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) населенных пунктов, при этом под пересечением границ понимается:

Фактическое пересечение границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта любым контуром границы многококтурного земельного участка;

Расположение хотя бы одного из контуров границы многоконтурного земельного участка за границей соответствующего муниципального образования и (или) населенного пункта (то есть расположение какого-либо контура границы на территории другого муниципального образования и (или) населенного пункта).

Иными словами, все контуры границы многоконтурного земельного участка должны располагаться на территории одного муниципального образования или на территории одного населенного пункта (при этом такие контуры границы могут находиться в разных кадастровых кварталах).

При подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, необходимо обратить внимание на то, что приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" предусмотрена возможность включения в межевой план сведений об образуемом многоконтурном земельном участке.

Государственный кадастровый учет таких земельных участков осуществляется в общем порядке. Многоконтурному земельному участку присваивается один кадастровый номер. В целях идентификации (в реестре объектов недвижимости и на кадастровой карте) контурам границы многоконтурного земельного участка при осуществлении государственного кадастрового учета могут присваиваться учетные номера.

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о кадастре площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. Таким образом, площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость. Соответственно проверка соблюдения требований к предельным минимальным или максимальным размерам земельных участков осуществляется в отношении указанной суммы площадей.

Обращаем внимание, что наименования земельных участков в государственный кадастр недвижимости включаются, если присвоение таких наименований предусмотрено действующим законодательством (лесные участки, приусадебные участки, полевые участки и т.д.). Действующим законодательством не предусмотрено присвоение земельным участкам наименований "единое землепользование" либо "многоконтурный земельный участок". Таким образом, государственный кадастровый учет таких земельных участков может осуществляться в настоящее время без присвоения каких-либо наименований.

2. По вопросу предоставления сведений государственного кадастра недвижимости в отношении многоконтурных земельных участков и ранее учтенных единых землепользований.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре, считаются ранее учтенными земельными участками. Согласно пункту 9 Порядка ведения ГКН сведения о таких земельных участках в государственном кадастре недвижимости должны соответствовать сведениям о таких земельных участках, содержащимся в документах государственного земельного кадастра.

При этом сведения о многоконтурных земельных участках и ранее учтенных единых землепользованиях предоставляются органом кадастрового учета в форме кадастрового паспорта и кадастровой выписки, оформленных в отношении объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, - многоконтурного земельного участка или ранее учтенного единого землепользования. Предоставление кадастрового паспорта или кадастровой выписки, оформленных в отношении земельного участка, входящего в состав единого землепользования, не допустимо.

Если заинтересованное лицо запрашивает кадастровую выписку, содержащую сведения о некоторых входящих в состав ранее учтенного единого землепользования обособленных или условных земельных участках, либо о некоторых контурах границы многоконтурного земельного участка, такая кадастровая выписка оформляется в отношении ранее учтенного единого землепользования или многоконтурного земельного участка, а разделы КВ.3 - КВ.6 такой кадастровой выписки могут содержать сведения в отношении отдельных обособленных (условных) земельных участков, либо отдельных контуров границы.

Прошу довести настоящее письмо до территориальных органов и подведомственных организаций Роснедвижимости.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 января 2009 г. N 266-ИМ/Д23 "О многоконтурных земельных участках"

С целью проведения раздела единого землепользования в 2019 году могут использоваться разные способы, исходя из права собственности и другой специфики.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В этом материале мы расскажем, что такое раздел единого землепользования, с какой целью он осуществляется, перечень документов для этой процедуры и какой госорган занимается данным вопросом.

Основные моменты

Единое землепользование – это фактически участок земли с присвоенным номером по кадастру.

Данный надел состоит из двух и более наделов, разделенных границами и имеющих уникальные .

Размеры таких наделов в сумме дают площадь общего участка в соответствии с реестром. Раздел общего участка может проводиться по разным причинам, которые мы сейчас рассмотрим.

Например, если необходимо отделить определенные земли, для них формируется отдельная .

Она предоставляется в кадастровый орган для утверждения вместе с межевой схемой для наделов, остающихся в составе общего надела.

Что это такое

Данное понятие применяется в случаях, если участки разделены, однако они имеют общую принадлежность и общего владельца.

Каждый кусок характеризуется обособленными границами и геодезическими параметрами. Геодезические сведения могут быть объединены.

Участки разделяются на 2 вида:

  • условно обособленные;
  • обособленные.

Основным различием является местонахождение границ и наличие смежных контуров. Условно обособленные наделы не отделены контурами.

Такие участки в большинстве случаев прилегают к соседним землям, не входящим в состав единого землепользования.

Условные наделы земли во всех случаях называются смежными, поскольку они располагаются в непосредственной близости от соседних наделов единого землепользования.

Однако при этом они разделены действующими границами. В основном статус единого землепользования используется в садоводческих кооперативах и объединениях.

Ведь часто садоводства имеют в собственности участки, которые территориально находятся далеко друг от друга.

Каждому отдельному наделу присвоен личный кадастровый номер в госреестре, при этом они все включаются в статут единого землепользования.

В прежние годы большие сельские хозяйства и предприятия владели огромными земельными наделами, которые делились на полностью обособленные. То есть без смежных границ и контуров.

Правовые нормы

Правовое регулирование данного вопроса осуществляется на базе и федерального законодательства, касающегося государственного кадастрового учета (процедуры выдачи участкам номеров по кадастру, приказы о делении наделов по кадастру).

Главный закон в данной сфере — , в новой редакции от 13.07.2015 года.

Согласно этому закону, сегодня статус единого землепользования не присваивается, поскольку вместо него было введено понятие многоконтурного участка.

По состоянию на 2019 год данное понятие стало заменой единого участка. Под единый надел подпадали территории до 2007 года, то есть до момента принятия закона.

До сегодняшнего дня они не были преобразованы, поэтому по отношению к ним может применяться прежнее понятие. Также в их отношении действуют прежние нормативы.

Главным нововведением при использовании понятия многоконтурных участков стала видоизмененная классификация таких наделов и отсутствие личных кадастровых номеров для обособленных участков.

То есть общий кадастровый номер выдается исключительно для всего многоконтурного участка.

Что значит единое землепользование

Понятие единого землепользования применялось для повышения качества и удобства ведения государственного кадастрового учета.

Таким образом, облегчался процесс учета, ведь можно было увидеть как общий номер по кадастру всего надела, так и отдельных его составляющих частей.

Кто является владельцем

Многие земельные наделы, принадлежащие частным лицам или каким-либо объединениям, являют собой разделенные куски и участки без общих границ.

Однако все данные участки находятся в собственности одного лица, которое и является владельцем. Рассмотрим на примере.

Крупный участок земли в деревне принадлежит одному владельцу, однако на одном куске земли находится дом и различные хозяйственные постройки, а на другом участке – огород и сад.

При этом данные два участка разделены деревенской дорогой или проходят по границам поселения. Владелец у данных участков единый.

Этот надел может разделяться дорогой, территорией с муниципальными постройками, однако весь надел находится во владении и пользовании одного лица.

Раздел единого землепользования находящегося в собственности одного владельца наблюдается также у сельскохозяйственных предприятий, участки которых могут занимать значительные территории.

Однако эти участки могут быть разделены территориями общего пользования, которые не находятся в собственности данного предприятия.

Как выделить из него участок

Каждый участок, находящийся в составе единого землепользования, имеет уникальный кадастровый номер.

Для того чтобы выделить его из состава общего надела, необходимо обратиться в кадастровую палату с соответствующим заявлением и указанием причины выделения отдельного участка.

Также требуется предоставить весь пакет документации на право собственности на землю, включая , межевую схему с указанием точных координат и границ выделяемого надела.

При рассмотрении многоконтурного надела, следует учитывать, что он формируется при соединении отдельных участков земли с собственными замкнутыми границами.

Такие наделы разделяются в зависимости от субъектов формирования и бывают с вкраплениями или обособленными границами. Участки с обособленными контурами плотно соединяются между собой.

Исходя из этого, сегодня наделам в общем землепользовании присваивается статус многоконтурного надела.

В случае необходимости отделения одного или нескольких кусков от единого землепользования они регистрируются как полностью самостоятельные участки.

А оставшиеся земли проходят процедуру регистрации как многоконтурный надел.

Объединить несколько земельных наделов можно посредством формирования межевой схемы, которую нужно предъявить в территориальный исполнительный орган.

Данный межевой план должен быть рассмотрен и утвержден местным органом государственного управления.

Находящиеся в составе единого землепользования участки характеризуются собственными границами и геодезическими параметрами.

Однако есть возможность их объединения, выделения одного или нескольких участков из общей площади, уточнения границ.

Смотрим в межевой план

Уточнение границы единого землепользования предполагает формирование межевого плана, куда необходимо внести данные о существующих наделах.

В результате проведения процесса уточнения работниками кадастрового органа, могут быть внесены соответствующие правки и изменения в кадастровый паспорт участка.

Также по итогу уточнения участки могут быть объединены, разделены или обособлены. Сотрудники вправе исправить и другие характеристики, вписанные в кадастровый паспорт участка.

Часто в едином землепользовании возникает необходимость уточнения границ различными методами. На помощь в таком случае придут специально разработанные компьютерные программы.

С их помощью становится возможным создание детального и правильного межевого плана, требуемого для уточнения.

Сегодня разработано множество программ, которые имеют интуитивно понятную панель управления и позволят справиться с этой задачей даже новичкам.

Для создания межевой схемы необходимо лишь заполнить несколько электронных таблиц, а в итоге вы получите детально прорисованную схему по заданным параметрам.

Видео: разная кадастровая стоимость находящихся рядом земельных участков

Для того чтобы воспользоваться данной опцией, необходимо после установки программы ввести подробные данные по участку – номер по государственному кадастру, количество кусков в составе единого землепользования, точные координаты и другие сведения.

На основании указанной информации приложение сформирует детальный межевой план.

Межевая схема надела применяется в ситуации разделения единого землепользования. Первым делом, должны быть учтены особенности и специфика участка.

Однако каждый отдельный случай рассматривается территориальным исполнительным органом в индивидуальном порядке.

Поэтому в данном процессе особое внимание необходимо уделить общению с ответственными работниками кадастрового учреждения.

Документальное оформление

В некоторых случаях требуется выполнять перераспределение единого землепользования с землями, или уточнение единого землепользования.

Работники территориального кадастрового органа выполняют сравнительный анализ сведений из документов и фактических параметров и характеристик указанного земельного участка.

Процедура уточнения используется с целью выявления точных координат границ или при создании новых земельных наделов, при их расформировании и выделении отдельных кусков.

Для всех этих процедур необходимо обратиться в кадастровую палату с документами:

  • свидетельство о праве собственности на участок;
  • личные документы владельца;
  • кадастровый паспорт земли;
  • межевая схема;
  • заявка с правильно заполненными данными и целью оформления.

В процессе уточнения данных сотрудниками формируется новый межевой план, в который заносится информация о существующих наделах.

Единое землепользование – это термин для обозначения земельного участка с кадастровым номером, состоящий из 2 и более участков, имеющих обособленные контуры и собственные кадастровые номера, размеры которых в целом дают размер полного участка согласно кадастру.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

При присвоении участку данного статуса, выдавался кадастровый номер для участка в целом и для каждой обособленной его части.

Область применения

На данный период времени единое землепользование как таковое не применяется. Точнее не появляются новые участки данного типа, так как в 2008 году создание участков единого землепользования отменили. Тем не менее, существующие участки данной разновидности не преобразовывали и до сих пор считают именно единым землепользованием и рассматривают в соответствии с имеющимися для них нормативами.

Постановлением Федерального закона №221 от 24.07.2007 года введены так называемые многоконтурные участки земли, которые стали альтернативой применения единого землепользования. Отличие многоконтурных участков земли заключается только в наличии немного другой классификации этих земельных участков и отсутствии кадастровых номеров для обособленных территорий, то есть кадастровый номер присваивается всему многоконтурному участку и только.

Состав

Под составом единого землепользования понимается то или иное количество обособленных участков, которые являются частью данного участка. Эти участки имеют собственные границы и геодезические данные, внесены в кадастровый реестр под отдельными номерами и могут отдельно уточняться, объединяться и подобное.

Следует отметить различие между обособленными и условно обособленными участками, которое заключается в расположении контуров этих участков. Так, обособленные участки имеют контур который прилегает к другим территориям, не входящим в единое землепользование.

Условные участки, в свою очередь являются смежными, то есть прилегающими к другим участкам единого землепользования, но разделенными условными кадастровыми границами.

Примеры

Наиболее характерным примером современного единого землепользования является садоводство, в котором имеются отдельные участки. В кадастре общее пространство садоводства имеет собственный номер и является участком единого землепользования, в котором имеются участки с собственными кадастровыми номерами, то есть обособленные участки.

Помимо этого, ранее отмечался пример совхоза или подобного сельскохозяйственного предприятия, которое имеет общий участок, но может подразделяться на обособленные.

В целом примеров может существовать огромное количество, но если представлять себе суть подобных участков, то не трудно определить является ли то или иное объединение участков единым землепользованием или не является. Следует только различать многоконтурные участки и участки единого землепользования, так как для них применяется разная правовая база, но в целом система кадастрового учета фактически идентична.

Правовое регулирование

Правовое регулирование в данной области выполняется на основании нормативных актов (правила присвоения номеров кадастровым участкам, приказы о кадастровом делении и подобное) в сфере кадастрового учета. Основным федеральным законом, который используется в практике правового регулирования в данной области, является Федеральный закон № 221, новая редакция которого появилась 13.07.2015 года.

Методы и порядок формирования

На данный период времени, как сказано ранее, единое землепользование не формируется, существуют только участки, созданные ранее, до 2008 года. С того времени появился новый термин – многоконтурный участок земли. Регулируется образование таких участков в соответствии с Федеральным законом под номером 221.

Если требуется объединить два или более участков с замкнутыми контурами, то формируется именно многоконтурный участок.

Существуют разновидности формирований:

  • с разделенными контурами (то есть участки прилегающие друг к другу, но имеющие собственные контуры);
  • с вкраплениями (то есть участки, между которыми есть земля, не относящаяся к данному землепользованию).

Таким образом, ныне формируются только многоконтурные участки, в том числе и из существующих участков единого землепользования. К примеру, если требуется отделить определенное количество участков от единого землепользования, то эти участки оформляются как отдельные, а остальные становятся многоконтурным участком.

Для объединения участков используется межевой план, который предоставляется в кадастровую палату и утверждается регулирующими органами.

Уточнение

Существуют различные ситуации, которые требуют так называемого уточнения единого землепользования. По сути, ситуация подобна уточнению отдельного участка земли и представляет собой сравнение данных имеющихся в кадастровой документации с фактическими характеристиками участков. Используется уточнение для того, чтобы сформировать новые участки или точнее -определить границы существующих участков и подобных целей.

Данный процесс предполагает создание межевого плана, в который вносятся сведения об имеющихся участках.

По итогам выполнения уточнения сотрудниками кадастровой службы, могут вноситься изменения в кадастровую документацию, переформировываться участки (объединяться, разделяться, обосабливаться) и меняться другие параметры, используемые в кадастровой документации и фактическом землепользовании.

Каким образом выполняется?

Наиболее распространенным вариантом для выполнения уточнения является использование специализированных программ, которые дают возможность грамотно и тщательно составить межевой план для выполнения уточнения. Существует ряд распространенных программ, которые используются для этой цели и предоставляют после заполнения определенных сведений XML-документ, то есть подробные таблицы с межевым планом.

Как правило, программы имеют понятный интерфейс и там требуется внести:

  • кадастровый номер участка;
  • наличие или отсутствие новообразуемых участков, их координаты;
  • количество уточняемых участков в едином землепользовании;
  • кадастровые номера уточняемых участков;
  • остальную информацию об уточняемых участках.

После внесения обозначенных данных программа предоставит межевой план, хотя есть возможность составить такой план и просто в таблице Excel, но данный способ не является целесообразным, учитывая доступность и наличие специализированного программного обеспечения.

Раздел

Для выполнения раздела единого землепользования могут выбираться различные варианты в зависимости от собственности земли и других особенностей участка. К примеру, если требуется отделить какие-то участки, то для них составляется межевой план, который предоставляется в кадастровую палату на утверждение с межевым планом для участков, которые остаются в едином землепользовании.

Предоставленные сведения помогут лучше разобраться в сфере единого землепользования.

Кратко резюмируем вышесказанное:

  1. Единое землепользование – участок с собственным кадастровым номером, который включает объединенные участки земли со своими контурами и кадастровыми номерами.
  2. Правовое регулирование данной области выполняется на основе норм кадастрового учета и Федеральных законов.
  3. С 2008 единое землепользование отменено и на смену появились многоконтурные участки.
  4. В данной области регулярно появляются новые уточнения и дополнения к нормативным актам и приказам, которые следует учитывать при выполнении разнообразных процессов с единым землепользованием.
  5. Для того чтобы составить межевой план для уточнения участков, целесообразно использовать специализированный софт.

Безусловно, каждый конкретный вариант единого землепользования является уникальным и для выполнения тех или иных потребностей владельцев участка нужно детально изучить возможные варианты использования такого участка и взаимодействия с органами кадастрового учета. Предложенные сведения дают только обобщенное понимание данного порядка землепользования.

В соответствии с российским законодательством, многоконтурные земельные участки представляют собой объект недвижимости, состоящий из нескольких замкнутых контуров и имеющих один кадастровый номер. Поэтому отдельные линии границы не будут земельными участками, которые входят в состав МЗУ, или его частями. Важно понимать, что такие части могут находится на существенном расстоянии между собой.

Сегодня, как показывает практика, подобные участки могут формироваться двумя способами: во-первых, из государственных наделов; во-вторых, из участков, которые выделили, разделили или перераспределили.

Участки, не имеющие соседних границ, законодательство не разрешает объединять в многоконтурный земельный участок. Решение о создании объектами с несколькими контурами принимают в случаях, когда нет возможности предоставить единый по площади надел. К примеру, в соответствии с законом гражданину необходимо предоставить землю площадью 9 гектар, однако в управлении нет участка таких размеров нет. Поэтому выдают несколько участком, которые в суммарной площади составляют 9 гектар.

Особенности подготовки межевого плана МЗУ

Каждый собственник многоконтурного участка должен знать, что без межевого плана, содержащего полные сведения о всех частях надела, он не сможет присвоить владению индивидуальный кадастровый номер.

Обращаем ваше внимание, что такой план содержит графическую и текстовую часть. Первая - описывает точное расположение участка и его границ, вторая - сведения для Государственного кадастра недвижимости и согласование положения границ объекта.

В отношении МЗУ оформляется один межевой план независимо от количества кадастровых кварталов, в границах которых он расположен. План может оформляться в одном экземпляром:

1 когда один земельный надел разделили на несколько наделов;

2 при перераспределении нескольких участков;

3 когда несколько наделов образовались при выделении доли из общего объекта собственности;

4 когда надел и его части сформированы одновременно;

5 если вместе с образованием участка проводят уточнение данных других частей;

6 когда одновременно образовались несколько наделов одного МЗУ;

7 когда в одно время уточняют сведения о наделах участка и расположении их границ;

8 если образовалось несколько новых наделов и в результате необходимо уточнить расположение границ смежных участков.

Структура межевого плана имеет пять пунктов: титульную страницу, содержание, текстовая часть, графическая часть (схемы расположения каждого участка и геодезические построения, чертежи наделов и абрисы контрольных точек для всех границ МЗУ), приложение.

Если МЗУ сформировался посредством выдела, перераспределения или разделения наделов, то в содержании описываются образование участков и их частей, а также информация об участках, через которые можно получить доступ к частям участка. Обратите внимание, что если межевой план создается для надела, который был образован благодаря разделению одного участка, то в документе нужно указать данные о переустроенных участках или же их частей.

Если собственник МЗУ планирует оформлять межевой план для уточнения площади или границ, то указываются уточняющие сведения о земельном участке и его частях. Когда межевой план нужен только для присвоения кадастрового номер, то добавляются данные о сформированных частях.

Также в документе должно быть официальное заключение кадастрового инженера, если специалист обнаружил неточности в расположении границ или же возникли споры в расположении надела, который был выделен за счет доли из совместного права владения.

Уточнение границ МЗУ

Существует несколько обстоятельств для уточнения границы многоконтурного участка:

1 когда площадь участка или же его месторасположение не отвечает сведениям, имеющимся в ГКН;

2 когда в ГКН вообще нет информации о данном участке;

3 когда пересекаются границы участка.

Подавать запрос на проведение уточнения границ МЗУ могут собственники, землевладельцы, лица, которые имеют право пользоваться землей бессрочно, а также официальные представители собственников. Для выполнения уточнения границ заявитель должен иметь свидетельство о праве собственности, решение о передаче участка в собственность или же любой другой документ, способный подтвердить владение собственностью.

Сам процесс уточнения границ или площади многоконтурного участка представляет собой поэтапное выполнение определенных действий, а именно:

1 Изучение документов, подтверждающих право собственности на МЗУ (проверка на наличие любых ошибок, проверка необходимости уточнения адресного ориентира, нужно ли изменять вид разрешенного пользования).

2 Проведение геодезических измерений (должно учитываться наличие оградительных и других объектов).

3 Утверждение акта согласования границ (обязательное наличие подписей владельцев смежных участков).

4 Проведение кадастровым инженером межевого плана.

5 Регистрация межевого плана в службе кадастрового учета.

6 Получение кадастрового паспорта или же выписки.

Конечно, уточнение границ процедура не из простых, однако она упроститься, если соседи по участку ранее уже проводили такую же процедуру. Обратите на это внимание!

Раздел МЗУ

Изначально нужно понимать, что не любой многоконтурный участок могут разделить. Должны соблюдаться точные условия, а именно: после раздел не измениться целевое назначение новых участков; площадь участков будет соответствовать законодательно утвержденным пределам; у каждой участка будет свой подъезд; земля не используется под фермерское хозяйство.

Кроме того, при разделе многоконтурных участков, прежде всего, следует понимать, что новые земельные участки не являются смежными и могут находится даже в разных кварталах.

Многоконтурные земельные участки

В соответствии с частью 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре недвижимости) определено, что особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков (далее - особенности кадастрового учета) могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Письмом Минэкономразвития от 22 декабря 2009 года № 22409-ИМ / Д23 «Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках» введено понятие многоконтурных земельных участков, позволяющих производить постановку на государственный кадастровый учет земельных участков под линейными объектами (газопроводами).

Под многоконтурными понимаются земельные участки, являющиеся частью земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров.

Часть земной поверхности в пределах отдельного контура границы многоконтурного земельного участка не является земельным участком (объектом недвижимости) либо частью многоконтурного земельного участка. Граница отдельного контура может совпадать с границей части многоконтурного земельного участка, если в пределах указанного контура установлено либо устанавливается ограничение (обременение) вещных прав на такой многоконтурный земельный участок.

Каждый контур границы многоконтурного земельного участка отделяется от других контуров его границы иными земельными участками или землями (то есть контуры границы многоконтурного земельного участка не имеют общих характерных точек границ).

Образование многоконтурных земельных участков осуществляется по общим правилам образования земельных участков, установленным Главой I. 1. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), с учетом особенностей.

В отношении многоконтурных земельных участков применимы следующие способы образования земельных участков:

  • образование из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

  • образование из земельных участков в результате раздела, выдела и перераспределения.
Многоконтурный земельный участок не может быть образован в результате объединения обычных земельных участков (то есть земельных участков, не являющихся многоконтурными), поскольку в соответствии со статьей 11.6. Земельного кодекса объединение применяется только в отношении смежных земельных участков (земельных участков, имеющих общие границы (части границы)). В связи с чем многоконтурные земельные участки не могут быть образованы в результате объединения земельных участков, не имеющих общих границ (частей границ).

Между тем поставленный на государственный кадастровый учет многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование могут быть источником образования новых земельных участков. В данном случае многоконтурный земельный участок либо ранее учтенное единое землепользование могут быть объединены с другим земельным участком, в том числе многоконтурным, при условии, что такие земельные участки по одному или более контурам их границ являются смежными.

В отношении многоконтурного земельного участка оформляется один межевой план независимо от количества кадастровых кварталов, в границах которых расположен такой многоконтурный земельный участок.

Каждый контур образуемого (или измененного) многоконтурного земельного участка должен быть обеспечен доступом от земель или земельных участков общего пользования. Такой доступ может быть обеспечен посредством:

  • установления зоны с особыми условиями использования территории (например, охранной зоны), если установление такой зоны предусмотрено в соответствии с действующим законодательством применительно к соответствующему земельному участку или объекту недвижимости, расположенному на таком земельном участке;

  • обеспечения доступа от земель или земельных участков общего пользования (в том числе посредством установления сервитута) к каждому контуру границы многоконтурного земельного участка.
Государственный кадастровый учет образуемого многоконтурного земельного участка осуществляется в кадастровом квартале, в котором указанный многоконтурный участок располагается целиком (в том числе в условном кадастровом квартале с границами, проходящими по границе кадастрового района или соответствующего кадастрового округа).

В соответствии с частью 8 статьи 38 Закона о кадастре площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. Площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость (площади контуров границы). Соответственно проверка соблюдения требований, установленных в статье 11.9. Земельного кодекса к предельным минимальным или максимальным размерам земельных участков, осуществляется в отношении указанной суммы площадей.

Согласно пункту 3 статьи 11.9. Земельного кодекса границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Установление земельных участков в охранных зонах газораспределительных сетей

На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), запрещающие проведение определенных строительных и иных работ на данных земельных участках. Лесохозяйственные, сельскохозяйственные и другие работы, не подпадающие под запрещающие ограничения, и не связанные с нарушением земельного горизонта и обработкой почвы на глубину более 0,3 метра, производятся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков в охранной зоне газораспределительной сети при условии предварительного письменного уведомления эксплуатационной организации не менее чем за 3 рабочих дня до начала работ. Хозяйственная деятельность в охранных зонах газораспределительных сетей, при которой производится нарушение поверхности земельного участка и обработка почвы на глубину более 0,3 метра, осуществляется на основании письменного разрешения эксплуатационной организации газораспределительных сетей.

Московский областной филиал ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» проводит комплекс землеустроительных работ, включающих в себя постановку на государственный кадастровый учет земельных участков (многоконтурных) под объектами газоснабжения и установление охранных зон для данных объектов.

Техническая инвентаризация объектов капитального строительства (здания, сооружения, сети) и технический учет (паспорта БТИ, выдача технических заключений);
. Осуществление реальных разделов, определение порядка пользования;
. Проведение кадастровых и геодезических работ;
. Рыночная оценка различного имущества;
. Консультационные услуги, юридическое сопровождение;
. Судебная и внесудебная экспертиза;
. Проектирование;
. Энергоаудит.

Утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.

Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении границы охранной зоны и наложении ограничений (обременений) на входящие в нее земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учету.

Для проведения кадастровых работ организация-собственник газораспределительной сети или эксплуатационная организация направляет в орган, осуществляющий ведение государственного земельного кадастра, заявку с приложением решения органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об установлении охранных зон и материалов по межеванию границ этих зон.

По результатам кадастровых работ организации-собственнику газораспределительной сети или эксплуатационной организации выдаются кадастровые планы земельных участков с указанием границ и учетных кадастровых номеров частей земельных участков, входящих в охранную зону.

Установленные ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Екатерина Андрусишина , заместитель директора по земельно-имущественным отношениям Московского областного филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ»