Московский государственный университет печати. Требования к изданиям Гигиенические требования к книжным изданиям

издание редактор книжный детский

При подготовке изданий для детей необходимо учитывать физиологию развития ребенка. Речь идет о полиграфическом исполнении продукции, которая должна отвечать определенным требованиям.

В России действует стандарт отрасли (ОСТ 29.127-96), который определяет общие технические условия подготовки изданий для детей. Этот стандарт разработан Ассоциацией предприятий, объединений и организаций полиграфической промышленности «АСПОЛ». В стандарте зафиксированы нормы Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Законов Российской Федерации «О стандартизации» и «О защите прав потребителей». Он введен с 1 июня 1996 г. приказом Комитета Российской Федерации по печати.

Данный стандарт распространяется на книжные издания, выпускаемые с использованием шрифтов русской и латинской графических основ. Он определяет нормативы изданий для детей дошкольного, младшего, среднего и старшего (подросткового) школьного возраста.

В рассматриваемом стандарте на основе психофизических особенностей отдельных категорий детей выделено четыре группы изданий:

издания для детей дошкольного возраста до 6 лет включительно;

издания для детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет включительно;

издания для детей среднего школьного возраста от 11 до 14 лет включительно;

издания для детей старшего школьного возраста (подростков) от 15 до 17 лет включительно.

Несколько позиций стандарта имеют запретительный характер. Так, среди гигиенических требований находим, что запрещается применять для изданий способ глубокой печати, способ скрепления блока шитьем проволокой, втачку для изданий в переплетных крышках, в обложках толщиной блока более 10 мм. Кроме того, запрещается печатать текст на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций с оптической плотностью фона более 0,3. Эти позиции направлены на обеспечение удобочитаемости текста и предупреждения отрицательного воздействия процесса чтения на здоровье (зрение) детей. В стандарте характеризуются кегли, длина шрифтов, шрифтовые выделения, условия использования цвета, объем иллюстраций и их расположение применительно к каждой из перечисленных групп читателей.

Данный ОСТ определяет конструктивные требования к изданиям: раскрывает способы скрепления блоков, перечисляет критические дефекты, которые не допускаются в издании, требования к материалам (например, к качеству бумаги) и оригиналам и некоторые другие моменты обеспечения необходимого уровня качества изданий для детей.

Общие гигиенические требования

1. Издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или жесткой переплетной крышке.

2. Издания в переплетных крышках с бумажным покрытием должны быть отделаны припрессовкой пленки.

Издания в обложках должны быть отделаны лакированием или припрессовкой пленки, кроме обложек, изготовленных из мелованных бумаг или бумаг со специальным покрытием.

3. Не допускается применять способы скрепления блока издания, приводящие к ухудшению условий чтения:

– шитье проволокой втачку;

– клеевое бесшвейное скрепление.

Для изданий, функционально предназначенных к постраничному разъединению (разрезанию) (дидактические материалы, карточки с заданиями и т. п.), допускается бесшвейное клеевое скрепление.

4. Корешковые поля на развороте издания должны быть не менее 26 мм, при этом размер корешкового поля на странице не должен быть менее 10 мм.

На полях страницы, кроме корешковых, допускается размещать условные обозначения заданий, наглядные изображения, текст объемом не более 50 знаков на расстоянии не менее 5 мм от полосы.

Верхнее, наружное и нижнее поля, не включая иллюстративного заполнения полей, должны быть не менее 10 мм.

5. При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7. Не допускается печать текста с нечеткими (рваными) штрихами знаков.

6. Не допускается печать текста на цветном, сером фоне, на многокрасочных иллюстрациях с оптической плотностью фона более 0,3.

7. В изданиях для 1 – 4 классов при печати текста объемом более 200 знаков на цветном, сером фоне кегль шрифта должен быть на 2 пункта больше кегля шрифта основного текста, увеличение интерлиньяжа - не менее 2 пунктов, шрифты - из группы рубленых нормального или широкого полужирного начертания.

8. Не допускается применение шрифтов узкого начертания, кроме заголовков.

9. В изданиях для первой ступени образования не допускается применение шрифтов с наклонными осями округлых букв (например, шрифты из группы медиевальных, гарнитуры типа Таймс).

10. Не допускается применять:

    для основного и дополнительного текстов выворотку шрифта и цветные краски;

    для выделения текста выворотку шрифта и цветные краски на цветном фоне;

    цветной, серый фон в прописях и рабочих тетрадях на участках, предназначенных для письма;

    для наглядных изображений (график, схема, таблица, диаграмма и т. п.) цветные краски на цветном фоне;

    для основного и дополнительного текстов набор в три и более колонок.

11. Для выделения текста в изданиях первой ступени образования допускается применять не более трех цветных красок.

12. В изданиях первой ступени образования для основного и дополнительного текстов и выделений (кроме заголовков) допускается применять не более четырех вариантов шрифтового оформления, отличающихся одним из параметров: кеглем, или гарнитурой, или ее начертанием, или наличием цветных выделений.

13. Для картографических надписей в изданиях для 1–4 классов рекомендуется применять шрифт кеглем не менее 10 пунктов.

14. При расположении текста справа от иллюстраций начало строк, кроме заголовков и абзацев, должно находиться на одной вертикальной линии.

15. В текстовой части комбинированных изданий для 1 класса допускается применять шрифт кеглем не менее 16 пунктов, для 2–4 классов - не менее 14 пунктов.

16. Для изготовления учебных изданий не допускается применение газетной бумаги, кроме изданий, не предназначенных для повторного использования, например тестовые задания, дидактические материалы, в которые учащийся вносит результаты решения.

17. В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки.

Требования к учебным изданиям

в зависимости от учебной дисциплины

Требования к букварям

1. Шрифтовое оформление текста букваря должно соответствовать требованиям таблицы 9.1.1.

2. Шрифтовое оформление выделений текста в букваре должно соответствовать требованиям таблицы 9.1.1. При этом длина строки не регламентируется.

Таблица 9.1.1

Требования к шрифтовому оформлению букварей

Части

букваря

Кегль,

пункты,

не

менее

Увели-чение

Длина строки

Характеристика шрифта

интер-линья-жа,

мини-мальная

макси-мальная

группа

ум-кость,

начертание

пункты,

не менее

ква-драты

мм

ква-драты

мм

зн./кв.,

не более

Буквар-ная

Не регламент.

Не регла­мент.

Не регла­мент.

Рублен­ых

Не регла­мент.

Полужирное или жирное; прямое

Рублен­ых

Нормальное или широкое; полужирное; прямое

После­буквар­ная

Рубле-ных, новых мало-кон-траст-ных

Нормальное или широкое; светлое или полужирное; прямое

* Для отдельных букв

3. В шрифтовом оформлении букваря:

– междусловное расстояние должно быть равно кеглю шрифта;

– количество переносов на странице не должно превышать 4;

– количество слов в столбике должно быть не более 4 при расстоянии между столбиками не менее 14 мм;

– не допускается двухколонный набор текста, кроме стихов; для стихов допускается двухколонный набор только при расстоянии между колонками не менее 18 мм.

4. Применение курсивного начертания шрифта не допускается.

5. Общая площадь иллюстраций на полосе букварной части рекомендуется не менее 50%, послебукварной части - не менее 30%.

Требования к прописям

Общие вопросы квалиметрии - науки о качестве - рассматриваются в дисциплине «Метрология и стандартизация», поэтому здесь приведем лишь основные понятия и краткие сведения по организации и проведению контроля продукции в брошюровочно-переплетном производстве.

Качество продукции, как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением, оцениваются показателями качества - количественной характеристикой свойств, входящих в состав ее качества. Полуфабрикаты и готовую продукцию оценивают единичными комплексными показателями качества, которые соответственно характеризуют одно или несколько свойств изделия.

Технологические показатели качества, относящиеся к условиям изготовления книжного издания из отпечатанных листов и переплетных материалов, важны для успешного выполнения последующих операций, так как могут влиять на надежность работы и производительность оборудования, но для потребителя могут не иметь никакого значения. Важные эксплуатационные показатели готовой книги - удобство восприятия информации - не оказывают влияния на ход технологического процесса, но должны быть обеспечены всем процессом производства, строгим соблюдением технологической дисциплины.

Основная ответственность за изготовление продукции высокого качества возлагается на непосредственных исполнителей, в связи с чем для каждого полуфабриката вводится система контрольных меток исполнителя - полоски цветным карандашом или чернилами, оттиски штемпелем или блинтовым тиснением на корешках Форзацев, тетрадей и блоков, на торцевых кромках отстава, внутренней стороне переплетной крышки или на обложке, на последней странице книги, а упаковщик - на ярлыке.

Мастера участков и контрольный мастер отдела технического контроля (ОТК) выборочно проверяют качество продукции в течение рабочего дня. В случае обнаружения брака они все партию продукции возвращают исполнителю для проверки качества и исправления дефектов. Партия полуфабрикатов и готовой продукции передается из цеха в цех и с участка на участок вместе с сопроводительным листом, в котором указывается фамилия исполнителя и дается оценка качества по трехбалльной системе: «отличное», «хорошее», «удовлетворительное».

На ОТК возложена обязанность следить за качеством поступающих материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, за соблюдением государственных стандартов, отраслевых стандартов, технических условий и технологических инструкций и соответствием полуфабрикатов и продукции утвержденным эталонам, которыми являются первые качественные экземпляры, подписанные мастером участка. Мастера участков и ОТК контролируют материалы и продукцию с помощью измерительной линейки или лупы, простых приборов (например, клеи и лаки - кружной ВМС или воронкой ВЗ-4), специальных устройств или приспособлений.

В крупных типографиях, имеющих лабораторию, выполняется входной измерительный контроль всех поступающих материалов; при необходимости контрольные испытания полуфабрикатов и книг выполняются в лаборатории предприятия на выпускаемых серийно приборах.

Действующая на полиграфических предприятиях России и стран СНГ система контроля качества продукции не предусматривает сплошного визуального и измерительного контроля для готовых книжных изданий обычного и улучшенного типов. Сплошной контроль перед упаковкой продукции предусматривается только для изданий подарочного типа и предназначенных на экспорт. Однако, независимо от уровня требований, ко всей книжной продукции предъявляются следующие требования:

    сторонки обложки или крышки должны легко раскрываться;

    книжный блок должен соответствовать обложке или крышке;

    обрезы блока должны быть чистыми, гладкими (без щербин, шероховатостей), без затеков клея и слипания листов;

    размеры кантов по ширине должны соответствовать установленным нормам (от 2 до 5 мм с допуском от ± 1 до ± 2 мм в зависимости от формата книги, а их косина не должна превышать 1,5-2,5 мм);

    форзацы и марлевые клапаны должны быть приклеены к сторонкам переплетной крышки плотно и прочно по всей площади, без складок, пузырей, отставаний по месту загибки покровного мате риала и около сгиба форзацев;

    на сгибах форзацев не должно быть отверстий от проколов швейными инструментами;

    переплетная крышка должна быть чистой, без повреждений и непокоробленной, должна плотно прилегать к блоку;

    клапаны корешкового материала под форзацами должны быть ровно, без складок и загибки приклеены к сторонкам, а края должны быть ровными;

    изображение на крышке должно быть четким, без смазывания краски, заилившего очка, осыпания фольги, несовпадения красок; косина изображения не должна превышать 1,5 мм на 100 мм длины строк;

    штрихи (углубления} на переплетной крышке должны располагаться по месту расставов, параллельно корешку; глубина штрихов по всей высоте крышки должка соответствовать толщине картонных сторонок;

    корешок крышки или обложки должен быть гладким, без морщин, симметричным, соответствовать толщине блока;

    корешок переплетной крышки должен плотно, без просвета прилегать к корешку блока.

«Электронные идания. Основные виды и выходные сведения», «Основные виды, выходные сведения, технологические характеристики».

Основные виды изданий

1. Учебное издание - издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения.

Система учебных изданий:

    Учебник – учебное издание, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

    Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

    Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины (ее раздела, части) или воспитания.

    Учебное наглядное пособие – учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.

    Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

    Самоучитель – учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.

    Хрестоматия – учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.

    Практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

  • Задачник – практикум, содержащий учебные задачи.
  • Учебная программа – учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части).

    Учебный комплект – набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание и т.п.

2. Научное издание – издание, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы.

Система научных изданий:

    Монография – научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.

  • Сборник научных трудов – сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.
  • Материалы конференции (съезда, симпозиума) – непериодический сборник, содержащий итоги конференции (доклады, рекомендации, решения). В зависимости от характера конференции различают материалы научной конференции, материалы научно-практической конференции и т.п.

    Тезисы докладов/сообщений научной конференции (съезда, симпозиума) – научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений).

    Препринт – научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены.

3. Справочное издание – издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения

Система справочных изданий:

    Энциклопедия – справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке. В зависимости от круга включенных сведений различают универсальную (общую), специализированную (отраслевую), региональную (универсальную или специализированную) энциклопедии.

    Словарь – справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен, знаков), снабженных относящимися к ним справочными данными.

    Энциклопедический словарь – энциклопедия, содержащая краткие статьи, расположенные в алфавитном порядке.

    Языковой словарь – словарь, содержащий перечень языковых единиц с их характеристиками или переводом их на другой язык.

    Толковый словарь – языковой словарь, разъясняющий значение слов какого-либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения.

    Терминологический словарь – словарь, содержащий термины какой-либо области знания или темы и их определения (разъяснения).

    Справочник – справочное издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей. По целевому назначению различают: научный, массово-политический, производственно-практический, учебный, популярный и бытовой справочники.

    Биографический справочник/словарь – справочник, содержащий сведения о жизни и деятельности каких-либо лиц.

    Биобиблиографический справочник/словарь – справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы, освещающей их жизнь и деятельность.

4. Электронное издание – это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-I, CD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

Система электронных изданий:

    К учебным электронным изданиям относятся издания, разработанные по заказу Минобразования России, заказам региональных органов управления образованием, а также в инициативном порядке с содержанием, соответствующим полному учебному курсу или отдельным его частям по различным видам учебных работ и учебных дисциплин (лекция, урок, семинар, лабораторные и практические занятия, самостоятельная, домашняя работа, контрольная, тест и др.).

    Под электронным учебным курсом понимаются дисциплины вуза, включённые в утверждённый Минобразованием России Государственный образовательный стандарт, и примерный учебный план, а также дисциплины средней школы, соответствующие утверждённому Минобразованием России учебному плану. Официальный статус учебного электронного издания утверждается только федеральным органом управления образованием.

    Электронный учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Электронный учебник – основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.

    Электронное учебное пособие – это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Электронными учебными пособиями являются издания по отдельным наиболее важным разделам дисциплин Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, по дисциплинам примерного и рабочего плана, а также сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, атласы конструкций, хрестоматии по дисциплинам примерного и рабочего учебного плана, указания по проведению учебного эксперимента, указания к практикуму, курсовому и дипломному проектированию, справочники, энциклопедии, тренажеры и др.