Может ли СНТ забрать участок у его собственника? Дачу могут отобрать по новому закону Могут ли отнять дачу

Собственник, приехав на свой земельный участок, обнаружил, что на входных воротах, в доме и гараже сменены замки. Когда садовод обратился к председателю СНТ, последний пояснил, что земельный участок возвращен в собственность СНТ на основании решения общего собрания членов СНТ и продан другому лицу на выгодных для СНТ условиях. Удивительно, но это не придуманная и совершенно реальная история.

Собственник, приехав на свой земельный участок, обнаружил, что на входных воротах, в доме и гараже сменены замки. Когда садовод обратился к председателю СНТ, последний пояснил, что земельный участок возвращен в собственность СНТ на основании решения общего собрания членов СНТ и продан другому лицу на выгодных для СНТ условиях.

Удивительно, но это не придуманная и совершенно реальная история.

Часто члену СНТ - злостному неплательщику грозят исключением из СНТ за неуплату установленных взносов. В виде дополнительной меры воздействия на садовода, который имеет долги по взносам, СНТ иногда прибегает к такой мере как изъятие земельного участка на территории СНТ у исключенного члена СНТ.

Еще одна распространенная ситуация, когда СНТ изымает земельные участки у их собственников, посчитав, что земельный участок заброшен и длительное время не обрабатывается и не осваивается. Подобные изъятия зачастую инициируют соседи, которые не прочь расширить свою территорию за счет чужого земельного участка.

Такие действия СНТ порождают массу судебных споров, ответчиками в которых выступают новые собственники участка, СНТ, а также местная администрация.

Давайте разберемся, может ли СНТ забрать участок у его собственника?

Возможность изъятия земельного участка, находящегося в собственности садовода, действительно предусмотрена действующим законодательством. Но такое изъятие может происходить только в порядке, установленным законом.

Порядок лишения садовода, огородника или дачника права собственности предусмотрен нормами п.2 ст.47 ФЗ от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее по тексту ФЗ-66), ч.3 ст.35 Конституции РФ, ст.44 ЗК РФ, ст.284-287 ГК РФ.

Из системного толкования указанных норм можно сделать следующие выводы:

  1. Для лишения садовода, огородника или дачника земельного участка необходимо наличие у него умышленных и систематических нарушений , предусмотренных земельным законодательством. При определенных обстоятельствах к таким нарушениям можно отнести длительное неиспользование земельного участка по целевому назначению.
  2. Обязательным условием изъятия земельного участка в СНТ является заблаговременное предупреждение садовода (огородника, дачника) о необходимости устранения допущенных нарушений законодательства, являющихся основанием для лишения прав на земельный участок.
  3. Лишение садовода (огородника, дачника) его земельного участка возможно только на основании решения суда . Никаких внесудебных процедур для данных случаев не предусмотрено .
  4. Решение об изъятии земельного участка принимается только соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления . На основании указанного решения такой орган обращается в суд с иском об изъятии земельного участка у собственника.
  5. Изъятие земли осуществляется только путем его продажи через суд на торгах , а не путем передачи участка СНТ или иному заинтересованному лицу. Все заинтересованные лица могут участвовать в торгах на общих основаниях.
  6. Закон не предусматривает возможность для СНТ изъять земельный участок у собственника, если член СНТ не платит членские или какие-либо иные взносы. Лишение садовода членства в СНТ не влечет им утрату права собственности на участок. Такой гражданин лишь переходит в категорию индивидуальных садоводов.
  7. СНТ не вправе ни в судебном ни во внесудебном порядке лишать садовода земельного участка.

Мы рассмотрели вкратце процедуру лишения садовода, огородника и дачника его земельного участка. На практике могут быть разные нюансы, которые необходимо учесть при отстаивании своих интересов.

Новый закон о садоводах, вступивший в силу с 01.01.2019 г., изменил правовое регулирование деятельности органов СНТ, в т.ч. Председателя товарищества, которые должны быть отражены в новом Уставе СНТ 2019.

С 01 января 2019 г. вступил в силу новый закон об СНТ - ФЗ от 29.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С 01 января 2019 г. наконец вступил в силу новый закон об СНТ - ФЗ от 29.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Новый закон о садоводах изменил правовое регулирование деятельности органов СНТ, в т.ч. Правления садовых товариществ, которые должны быть отражены в новом Уставе СНТ 2019. В связи с этим необходимо перестраиваться работать по новым правилам в т.ч. и Правлению, которое избрано до 01.01.2019 года.

С 01 января 2019 г. вступает в силу ФЗ от 29.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он приходит на смену ФЗ от 15.04.1998 366-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

При оказании юридической помощи садоводам наши адвокаты по СНТ последнее время все чаще сталкиваются со следующим вопросом: «Надо ли новому собственнику земельного участка платить взносы за приобретенный им дачный участок, которые до продажи участка не оплатил прежний собственник»?

Зачастую при разводе недобросовестный супруг пытается вывести бизнес из-под раздела совместного имущества, например, продав доли в совместной компании сторонним лицам по заниженным ценам.

В связи с многочисленными вопросами садоводов наши адвокаты по СНТ разъясняют вопрос о том, возможно ли для организации территории СНТ (иных садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан), а также для раздела земельного участка такого объединения использовать такой документ как «Проект организации и застройки» или он окончательно отменен? Слово нашим дачным юристам.

В связи с многочисленными вопросами садоводов наши юристы по вопросам садовых товариществ хотели бы разъяснить в какие организационно-правовые формы могут преобразовываться садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения?

Итак, Президент России подписал 29.07.2017 г. долгожданный многими Федеральный закон №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ-217).

Для чего нужны дачные или садовые объединения: СНТ, ДНТ, садовые или дачные кооперативы? Прежде всего для создания комфортных условий пользования своими личным земельными участками, дачами, садовыми домиками.

Не обязательно что-то делать, чтобы лишиться собственности. Иногда для этого можно не делать ничего. Но предупрежден - значит, вооружен. GiperNN рассказывает, что нужно делать, чтобы оставаться при своем.

Все или почти все в нашей стране, как и в любом другом государстве, регулируется документами. Они рассказывают, что делать можно, что - нужно, а чего никак нельзя.

В случае с владением дачным участком (и домиком, конечно), бездействие собственника может дойти до того, что территорию просто заберут. В каких случаях это возможно?

1. Участок бесхозный

Если за время владения землей вы так и не удосужились зарегистрировать его, то, увы, бесхозную дачу могут забрать в пользу муниципалитета.

Кроме того, обязательно зарегистрировать и дом, и сам участок под ним. Иначе Росреестр передаст администрации информацию об отсутствии регистрации. А после этого может быть вынесено постановление об отсутствии хозяина - признании участка бесхозным.

В этом случае дом переходит в собственность муниципалитета.

2. Участок заброшен

Считается, что заброшенные участки доставляют (или могут доставить) соседям очень много неудобств. Например, на неухоженной территории высок риск возникновения пожара.

Кроме того, земля, которую долго не возделывали, начинает терять свои свойства. И в таком случае, учитывая созданный Верховным судом прецедент, собственность могут изъять.

3. Участок не используется по назначению

Еще одним основанием для изъятия участка служит использование его не по назначению или не использование вовсе. Особенно это касается земель сельскохозяйственного назначения.

На таких участках обязательно следят за выращиванием урожая. Если земля пустая, то администрация муниципалитета может направить в Росреест обращение о прекращении права собственности на участок с последующим изъятием его.

Вернуть безвозмездно территорию уже нельзя, придется ее выкупать в рамках аукциона.

Мои соседи по даче не размежевали участок, не платят взносы за вывоз мусора и даже не показываются. Я думал, что владельцев вообще нет, и попросил администрацию района выделить мне эту землю через аукцион. Но выяснилось, что ее уже выделили в 1993 году некой гражданке. Я нашел ее, а она заявила, что продала этот участок 15 лет назад.

Подскажите, неужели право собственности на землю не предполагает никаких обязанностей? Хотя бы минимальных, например косить сухостой? Можно ли как-то найти соседа или лишить его собственности? Найти сам не могу: ни Росреестр, ни сельсовет, ни районная администрация не знают собственника и говорят, что не обязаны знать.

Странно: если за квартиру не платить, то быстро выселяют. А тут получается схожая ситуация без срока давности. Вдруг хозяина вообще нет: например, он умер, а наследников нет?

Что вообще в такой ситуации можно сделать?

Безусловно, у собственника земельного участка есть обязанности и есть ответственность. И перечень обязанностей и виды ответственности четко определены. Объясню, что вы можете сделать в такой ситуации и что вообще должен знать о своих обязанностях собственник участка земли.

Дмитрий Корнев

Права и обязанности собственника

Любое право собственности состоит из трех элементов.

Право владения - это право физического, материального контроля над объектом собственности. То есть вы, как владелец земли, можете ее огородить и никого туда не пускать, а как владелец дорогой картины - спрятать и никому не показывать.

Право пользования - это право использовать свое имущество любым способом, который не запрещен законом, в том числе и извлекать выгоду из пользования. Например, сдавать в аренду квартиру, как ее владелец, или отдавать картину для экспонирования в галерею и получать с этого деньги.

Кроме прав у собственника есть еще и бремя содержания - это совокупность обязанностей собственника, которые накладываются на него законом. Собственник обязан:

  1. Поддерживать безопасность и пригодность имущества к использованию. Имущество не должно представлять опасность для окружающих. Например, если есть аварийное здание, которое может рухнуть на соседский участок, собственник должен принять меры, чтобы предотвратить это.
  2. Использовать участок по назначению. То есть на участке под пашню нельзя строить дом.
  3. Не допускать неиспользование, то есть запустение.
  4. Платить за содержание имущества, например за услуги ЖКХ.
  5. Платить налоги, например земельный налог.
  6. Регистрировать имущество, например ставить на учет автомобиль.
  7. Страховать риски владения имуществом, например оформлять полис ОСАГО.

Вас в этом списке интересует третий пункт. Существует несколько вариантов возможного развития событий.

Теоретически неиспользуемый участок могут изъять

Закон прямо говорит: если участок для ведения сельского хозяйства, индивидуального жилищного или иного строительства не используется по назначению более трех лет, его можно изъять у собственника.

Более того, за это еще сначала оштрафуют. Штраф считается от кадастровой стоимости и будет не менее 20 000 рублей.

При этом в эти три года не входит время, которое нужно для освоения земельного участка. Это значит, что, если вы начали строить дом, но за три года не успели, - участок изымать нельзя. Обычно суды считают срок освоения равным двум годам. То есть общий срок, в течение которого участок не используют, должен быть не менее пяти лет. Кроме того, сначала вас должны предупредить о нарушении. Потом оштрафовать за неисполнение требования об устранении нарушения. И только потом могут пойти в суд с требованием изъять. Но судебная практика в основном связана с изъятием сельскохозяйственных участков, а не тех, что предоставлены для личного строительства.

Участок изымают только на основании решения местного органа самоуправления: мэрии, городской или поселковой администрации и так далее. Если собственник согласен, участок сразу уходит на публичные торги. Если не согласен, решение может принять только суд по иску местной администрации. После того как суд принял решение, через шесть месяцев участок продается с публичных торгов. Средства от продажи идут бывшему собственнику за вычетом расходов на процедуру изъятия. Цену продажи определяет независимая оценка.

Вообще, это норма новая, ввели ее только в 2018 году, и сейчас ей всех пугают. Рабочей, устоявшейся судебной практики пока нет. И, судя по всему, чиновникам не очень хочется этим заниматься. Потому что изъятие и реализация - это долгая и сложная процедура, а выгоды никакой. Возможно, на тот момент, когда вы обращались в администрацию, новая норма закона еще не действовала, поэтому вам отказали в помощи.

Еще участок можно изъять, если он используется, но не по назначению или с нарушением закона. Например, владелец строит дом на сельскохозяйственной земле или устроил свалку, что плохо влияет на экологию и запрещено законом. За это тоже сначала штрафуют, и только потом участок изымают, если проблему не устранили.

Таким образом, вы напрямую не можете повлиять на изъятие участка у собственника. Есть только вариант предложить администрации изъять его или обратиться в суд. Насколько они в этом заинтересованы - сказать сложно.

Что такое приобретение права на бесхозяйные вещи

Существует такая форма перехода права собственности, как приобретение права собственности на вещь, у которой нет хозяина, - бесхозяйную вещь. Тут есть варианты: собственника нет, он неизвестен или он отказался от прав.

Земельные участки - это тоже вещи, так что на них это тоже распространяется. Но для земли работает только один из вариантов: бесхозной можно признать землю, от прав на которую отказался владелец.

Остальные варианты не подходят. У земли всегда есть собственник. Если собственника - неважно, физического или юридического лица - нет, значит, собственник - Российская Федерация, или регион, или муниципалитет. То, что собственник неизвестен, тоже не основание признавать землю бесхозной. Если право на земельный участок когда-то возникло, оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке. Если право не зарегистрировано, его вообще нет, потому что право собственности возникает с момента его регистрации.

Если нет доказательств отказа бывшего собственника от прав признать именно землю бесхозяйной - ничего не выйдет. Строение можно признать бесхозяйным, а землю - нет.

Другое дело, если бы у вас были такие доказательства. По заявлению местных органов власти участок должны были бы поставить на учет, как бесхозяйный, а через год по исковому заявлению могли бы признать его муниципальной собственностью и выставить на торги.

Как найти собственника участка

Судя по тому, что участок выделен давно, я вообще не уверен, что он выделен на основании права собственности. Возможно, он был выделен на основании права пожизненного наследуемого владения, которое надо было переоформлять, но его не переоформили. Если сведений в Росреестре об этом нет, значит, его не переоформили. Это сложный вопрос, и в этой статье я не буду в него углубляться.

Если земельный участок все же в собственности и поставлен на кадастровый учет, проще всего его найти на публичной кадастровой карте. Если не знаете номер, найдите свой участок на карте и посмотрите соседние. Когда обнаружите нужный, запишите его кадастровый номер. Если номера нет, достаточно адреса участка.

По кадастровому номеру или адресу участка можно обратиться в любой МФЦ, в котором оказывают услуги Росреестра, за выпиской по земельному участку. Там должен быть указан собственник. Росреестр не может отказать, если вы подали официальный запрос: они должны или дать сведения, или указать, что сведения о собственнике в реестре не зарегистрированы.

Судя по тому, что предыдущий владелец продавал участок по договору купли-продажи, а переход права собственности у нас регистрируется, участок должен быть на кадастровом учете. Система регистрации прав действует около 20 лет. Если участок продан больше чем 20 лет назад, сведений о нем может и не быть.

Если в Росреестре сведений нет, значит, нужно обращаться за архивными документами в местную администрацию. До того как стали вести единый реестр, учет вели именно они. Можете приложить к заявлению копию публичной карты и обвести интересующий вас участок маркером.

При этом я допускаю, что, если земля находится в небольшом сельском поселении, за 20 лет администрация могла потерять все архивы и не хочет в этом сознаваться. Там будут пытаться переложить все на Росреестр, у которого нет документов за тот срок. В этом случае вряд ли удастся найти собственника.

Летом 2019 года хозяевам многочисленных дачных участков на территории России пришлось изрядно понервничать. Российский интернет буквально переполнили новости и лишениях граждан их загородного имущества за те или иные проступки. Большая часть этих новостей оказалась фальшивой, но «дыма без огня не бывает». Изменения в действующее законодательство вносятся регулярно и, возможно, многие счастливые дачники даже не подозревают, что их законное имущество находится на грани потери.

В Земельном и Гражданском кодексах действительно есть несколько оснований, по которым потерять имущество вполне реально.

Нецелевая эксплуатация

Летом 2019 года стали действовать поправки, внесенные ранее в статью № 284 ГК РФ. На основании этой статьи контролирующие органы имеют право забрать у владельца его земельный участок, если установлен факт нецелевого использования. Об этом прессе рассказал Олег Валенчук, занимающий пост председателя Союза садоводов. Если участок предназначен для возведения на нем сооружений различного назначения или ведения сельского хозяйства, однако в течение 36 месяцев так и не был использовании по прямому назначению, то может быть изъят. Исключением становятся лишь несколько особых обстоятельств.

Кроме того, граждане рискуют получить штраф за заброшенные участки земли. Такой прецедент уже известен судебной практике. Суд Свердловской области наказал собственника земельного участка размером в 10 соток. Участок предназначался для строительства жилых и других видов сооружений, но строительные работы так и не были начаты в течение трех лет.

По статье 8.8 КоАП, суд наложил на собственника земли штраф в размере свыше тридцати тысяч рублей. Последующая апелляция ответчика в вышестоящую инстанцию была отклонена.

Максимальный размер штрафа при таком нарушении для физического лица - 50 тысяч рублей или 1,5 процента от стоимости объекта по кадастру. Второй вариант штрафа актуален в том случае, если кадастровая стоимость официально утверждена.

Если владелец участка не подготовил его должным образом для целевой эксплуатации, ему грозит штраф в размере от 20 до 50 тысяч рублей.

Расширение инфраструктуры

Многие дачники лишаются собственности в случае расширения инфраструктуры в данном населенном пункте. Если участок частного лица оказывается на территории строительства, то изымается в государственных или муниципальных нуждах. Речь здесь может идти о жилищном строительстве, расширении автомобильных магистралей, железнодорожных путей или аэропорта. О своих планах государственные службы предупреждают заблаговременно, но дачнику ничего не остается кроме продажи собственного земельного надела. Продается участок обычно тому же муниципалитету по текущим рыночным расценкам. Право прежнего собственника на возмещение материальных потерь прописано в Земельном кодексе. В частности, об этом говорится в статье 56.8 данного документа. Рыночная стоимость, так же, как и объем возмещения, определяются действующим законом. Алгоритм определения этих величин описан в ФЗ № 135 от 29 июля 1998 года.

Наличие задолженности

Некоторые участники некоммерческих садоводческих организаций могут стать должниками, если перестанут вносить регулярные членские взносы. Если задолженность образовывается слишком большая, а оплатить ее нет возможности, владелец участка вынуждено отказывается ее погашать. В таком случае конфликт должника и кредитора перетекает в судебную инстанцию. Председатель или любое доверенное лицо СНТ формирует исковое заявление и подает на должника в суд.

Судья руководствуется правилами, прописанными в документах СНТ и действующем Гражданском кодексе. В некоторых случаях законодательство предусматривает наложение ареста и изъятия земельного участка должника. Но изымать земельный участок в пользу кредитора по закону нельзя. Арест на имущество накладывается в границах исполнительного производства, и сделать это может судебный пристав.

Участок выставляется на торги, в которых имеет право принять участие любое физическое или юридическое лицо, в том числе и сам должник.

Незаконный захват земли и самострой

Занимание земельного участка самовольно - это нарушение действующего законодательства, описанное в статье 7.1 КоАП. Нарушителем может быть физическое или юридическое лицо, а размер штрафа достигает отметки в 200 тысяч рублей.

Если инвентаризационная комиссия обнаружила нарушение, она делает запрос официальных правоустанавливающих документов. Чаще всего требуется постановление, в рамках которого собственнику официально выдан участок от руководителя муниципалитета. Отсутствие документа свидетельствует о факте незаконного захвата и эксплуатации земельного участка.

Наличие на участке мусора и сорняков

Министерство экономразвития РФ недавно предложило законопроект, касающийся земельных участков. Представители министерства посчитали возможным лишать владельцев участков их законной собственности в случае обнаружения на территории сильного захламления. Если сад или огород захламлены, усиливается риск возникновения пожаров. Но Совет Президента пока инициативу Министерства не одобрил. Идея вступает в прямое противоречие с действующей Конституцией РФ. По Конституции, охрана частной собственности граждан страны гарантируется им законом.

Изъять земельный участок у владельца в 2020 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими права ми он обладает.

Новый порядок изъятия земельных участков в 2020: знайте свои права, чтобы не стать жертвой произвола!

С 1 июля 2019 года вступил в силу н овый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» позволит местным властям в принудительном порядке изымать не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения.

  • Кроме того, государство сможет, наконец, разобраться с земельными долями и с невостребованными земельными долями, которые были в свое время щедро розданы колхозникам.
  • Неоформленные и невостребованные доли также перейдут в собственность местных муниципалитетов.

Сегодня, по данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, 80 процентов земель сельскохозяйственного назначения до сих пор юридически не оформлены:

  • Это земли дачников и огородников, дольщиков и организаций. Например, собственники долей осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 млн га земельных угодий из 115 имеющихся.
  • Основная проблема легитимности использования земли существует и у сельскохозяйственных организаций. В собственности этих организаций оформлено 3,5 млн га, остальные земельные доли используются на правах: аренды с госрегистрацией договоров аренды и без госрегистрации, а еще на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю (фактически это самозахват невостребованных земельных долей).

Новый закон, по мнению экспертов комитета, восполнит пробелы в законодательстве и позволит в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га.

Если дольщики и собственники земельных участков самостоятельно не начнут приводить свои земельные дела в порядок, к делу подключатся муниципалитеты.

  • Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу.
  • Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной.
  • По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га.
  • Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей.

Хороший стимул для работы, уверены в комитете, и это только часть возможного заработка.

Эксперты отмечают, что на практике заработать смогут не только муниципалитеты, но и председатели дачных, садовых товариществ и кооперативов, общества которых расположены на землях сельхозназначения.

  • Кстати, большинство из них как раз и находятся на таких землях. Заросшие бурьяном и много лет не используемые садовые и дачные участки также можно будет изымать. Условия и процедура такой передачи устанавливаются данным законом.

Конечно, панике поддаваться не надо, эксперты считают, что добросовестным земледельцам беспокоиться нечего, отобрать землю будет все же не так просто. Однако привести в порядок документы и свои участки будет не лишним.

Как пояснил Виталий Бородкин, старший юрист юридической компании «Приоритет», основанием для изъятия сельскохозяйственных земель стали следующие критерии :

  • Если участок земли используется с нарушением земельного законодательства и это повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологического состояния. Конкретизировать критерии на «изъятие» еще предстоит правительству РФ.
  • И если земельный участок в течение трех лет подряд с момента возникновения права собственности на него не использовался в соответствии с назначением. Признаки неиспользования также будут установлены правительством РФ.

При этом закон предоставляет право землевладельцам устранить нарушения порядка использования земельных участков :

  • Если нарушения не будут устранены, то только в этом случае органы исполнительной власти субъектов РФ обратятся в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
  • Собственники могут избежать негативного сценария «расставания с земельным ресурсом», если будут следовать нормам действующего законодательства, которое регулирует вопросы использования сельскохозяйственных земель.

«На мой взгляд, ситуация на рынке земли кардинально в ближайшее время не изменится, до тех пор пока правительством страны не разработаны критерии «ненадлежащего использования» и «неиспользования» земель сельхозназначения , — уверен Виталий Бородкин. — Ожидать повального принудительного изъятия земель уже в июле или августе не стоит. У крупных собственников земель есть время начать или продолжить использовать земли в соответствии с целевым назначением, продать или перевести эти земли в другие категории «.

Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом:
  • Законом установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
  • Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
  • Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.

«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи) , — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка «.

Особо следует выделить положения закона о невостребованных земельных долях:

«Так, неосуществление сельскохозяйственных работ собственником или иным лицом, владеющим земельным участком на законном праве в течение трех и более лет подряд , а также земельная доля, о которой отсутствуют сведения в решениях органов местного самоуправления, принятых до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним», будет считаться невостребованной долей, — отметил эксперт. — Орган местного управления составляет списки таких невостребованных земель, списки утверждаются общим собранием участников долевой собственности».

Для нормального развития земельного рынка, по мнению экспертов, безусловно, обозначенные проблемы нужно было решить. Более того, представляется, что соответствующие изменения произведут определенный позитивный эффект на земельном рынке. Однако насколько сильным он будет, зависит от правоприменительных органов, а также от самих пользователей соответствующих земельных участков.

«Для эффективной работы предлагаемых норм нужна сильная и квалифицированная исполнительная власть на местах, — говорит Эдуард Олевинский, председатель совета директоров правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры». — Не сомневаюсь, что снова встанет вопрос о качестве системы управления, сбалансированности различных ветвей власти, их ответственности и компетентности, состоятельности органов государственной власти и местного самоуправления».

В равной степени, по мнению эксперта, это относится и к компетенции и ответственности различных собраний граждан, в данном случае владельцев земельных паев в общей долевой собственности. «Чтобы собрание не только состоялось, но еще приняло решение, требуется большое и, кажется, теперь забытое «искусство», которое раньше называлось умением работать с людьми, — отметил Эдуард Олевинский. — Проблему иллюстрирует сложившаяся с ТСЖ ситуация, когда результаты собрания жильцов нередко просто фальсифицируются, а их отмена требует длительных судебных тяжб. Полагаю, что закон оставляет возможность обойти предлагаемые нормы юридическими способами: перед правительством встанет весьма непростая задача установления критериев плодородия которые в принципе можно измерять и по ржи, и даже по камышу, если мода на камышовые крыши для бунгало докатится до России».

Изъятие земельных участков в 2020 году: основания, новый порядок и судебная практика

Отобрать имущество у владельца в 2020 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

Государство или муниципалитет может изъять земли

Изъятие - многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.

Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти . От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

Закон об изъятии земель в 2020 году

При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.

Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:

  • чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
  • были утверждены проектами планировки территории.

Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:

  • если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
  • для выполнения международных обязательств;
  • для разработки недр;
  • признании жилого помещения аварийным.
  • принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
  • решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.

Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.

Отдельно следует упомянуть конфискацию :

  • Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
  • Общих черт изъятие и компенсация не имеют.

Новый порядок процедуры изъятия земель

Изъятие земли - формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.

В 2020 году изъятие включает несколько этапов:

  • вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
  • поиск правообладателей;
  • вынесение постановления компетентной комиссией;
  • уведомление собственника;
  • подготовка соглашения;
  • отчуждение земли и регистрация перехода права.

Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.

Добровольное и принудительное изъятие земель

Процедура предполагает преимущественно добровольный порядок. Изъятию предшествует уведомление собственника о намерении государства или муниципалитета получить в свое владение землю в обмен на компенсацию. Для этого всем собственникам предлагается заключить соглашение, которое предусматривает возмещение денег.

Расчет производится с учетом:

  • рыночной стоимости;
  • цены недвижимости размещенной на земле;
  • упущенной выгоды.

Если стороны не смогли договориться об условиях, применяется механизм принуждения. Условия и порядок перехода права будет определять суд.

Отдельным видом принудительного отъема земли является реквизиция. Она всегда носит принудительный характер и может быть временной или постоянной. Применение реквизиции обоснованно острой необходимостью или чрезвычайными обстоятельствами. Реквизиция имеет иную природу, чем изъятие и осуществляется в особом предусмотренном порядке.

Поиск правообладателей

Прежде чем принять окончательное решение о присвоении земли, органы власти должны отыскать собственников земель и заключить с ними соглашение. Только после этого будет возможно осуществить переход права собственности.

Для поиска владельцев земли заинтересованный орган власти:

  • размещает сведения на районных информационных стендах;
  • объявляет о предстоящем изъятии территории у себя на сайте;
  • направляет запросы в органы Росреестра.

Если сведения в электронных реестрах отсутствуют, поиск осуществляется на основании данных из архивов. Без уведомления владельца земли отнять ее в рамках изъятия нельзя. Органу власти необходимо иметь подтверждение об уведомлении собственников в установленном порядке. В случае если собственников не найдут, заинтересованный орган вправе потребовать перехода собственности через суд. Землевладелец, узнавший об изъятии земельного участка, после завершения процедуры может претендовать только на компенсацию. Если право на землю возникло до 1998 года, доказывание права собственности на землю может быть осложнено отсутствием сведений в базах Росреестра.

Окончательное решение об изъятии земель

Как только правообладатели найдены и оповещены, заинтересованный в изъятии компетентный орган готовит документы для оформления окончательного решения в форме постановления .

Для вынесения постановления необходимы сведения:

  • о площади и местоположении изымаемых участков;
  • расположенных на земле недвижимых объектах;
  • сведения о документах, инициировавших процедуру.
Постановление об изъятии земель

В течение 2 месяцев компетентный орган готовит постановление об изъятии земельных участков.

Окончательный вариант документа должен содержать:

  • основания изъятия;
  • сведения о владельцах земельных участков;
  • площадь земли;
  • сведения о кадастровых номерах.

Копии постановления направляются заинтересованным органам и землевладельцам.

Компенсация
  • Выплата за землю формируется с учетом кадастровой стоимости.
  • Если предложенная сумма собственника не устраивает, производится переоценка.
  • В качестве компенсации владелец земли может запросить другой земельный участок, но соразмерный по стоимости.
Судебная практика

Нередко государственные органы нарушают процедуру изъятия земли. Это становится причиной судебного отказа в принудительном изъятии территории.

Чаще всего чиновниками нарушается:

  • процедура принятия решения;
  • порядок извещения владельца земли;
  • порядок проведения оценки.

Если собственник участка хочет потянуть время и не намерен сдаваться без боя, его бдительность поможет в выявлении нарушений в действиях компетентного органа.

Если указать суду на ошибки в процедуре и в ходе рассмотрения дела по существу все подтвердится, собственник имеет право:

  • на восстановление положения существовавшего до нарушения права;
  • отмену акта органа власти;
  • возмещение убытков.

В случае если орган власти произвел процедуру поэтапно, решение будет вынесено в его пользу.

Уважаемые читатели!

  • При возникновении дополнительных вопросов – пользуйтесь помощью дежурного юриста нашего сайта. Связаться с ним можно кликнув в правом нижнем углу экрана.
  • Делитесь собственным мнением в комментариях к статье.

Использованы материалы из источников.