Муниципальное право кратко. Конспект лекций по курсу «Муниципальное право России. Понятие и сущность местного самоуправления

Юрий Григорович. Родился в 1927 г. в Ленинграде. Выдающийся хореограф, педагог, профессор. В 1964-1995 гг. главный балетмейстер Большого театра, с 2008 г. - штатный хорео­граф. Народный артист СССР, лауреат двух Госпремий СССР.

У нас есть миссия

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Юрий Николаевич, сегодня многие ностальгируют: в советское время была общая идея — страна дружно шла «к светлому коммунистическому будущему», и это сплачивало нацию...

Юрий Григорович: У меня никакой ностальгии по советским годам нет. Я знаю, что надо просто трудиться в том времени, в котором ты живёшь. И понимать — независимо от строя, политической и экономической ситуации: если каждый из нас будет хорошо делать своё дело, улучшится и жизнь. Любовь к стране должна быть деятельной. А если говорить о национальной идее... «От нас ничего не зависит» — это неправда.

Я ставлю спектакли в России, недавно вот был в Якутске. Вижу разные театры. Даже при одинаковом бюджете труппы находятся на разном уровне профессионализма. Одни явно слабые, другие, наоборот, делают успехи. Если у руля настоящие патриоты своего дела — театр (завод, фабрика — что угодно возьмите) будет развиваться. От людей зависит. Делом доказывать преданность своей стране надо, а не словами.

— А с воспитанием молодого поколения что делать? Мэтры культуры с горечью говорят: нынешнюю молодёжь только деньги и интересуют.

Новейшая история государ-ства учит нас всех новому отношению к деньгам, они формируют образ жизни. Понятно, люди должны наконец жить хорошо в настоящем времени. Но ставить это во главу угла, делать жизненной целью, сносить рамки морали в погоне за рейтингом, денежным довольствием?.. Нет и нет! Как привить молодому поколению духовность, нрав-ственные идеалы? Думаю, сегодня — как, впрочем, и раньше — только серьёзное искусство способно кого-то воспитать. В советское время культуре уделялось большое внимание. И сегодня уделяется. Но как-то по-другому... Пропагандировать нужно именно серьёзное искусство, а попса и сама себе дорогу пробьёт.

Министр культуры РФ Владимир Мединский, супруга председателя правительства РФ Д.Медведева Светлана и балетмейстер Юрий Григорович во время церемонии награждения победителей конкурса молодых исполнителей «Русский балет» на Новой сцене Большого театра. Фото: РИА Новости / Сергей Пятаков

— Кстати, насчёт серьёзного искусства... Сейчас нам объявлены санкции, обструкция многими странами. Обстановка очень напоминает холодную войну. Политически сложнейшая ситуация ударила по культуре?

— В культуре никаких санкций по отношению к России вроде бы быть не может. Большое искусство нельзя запретить, это то, что уже связывает нас всех — людей, даже живущих по разные стороны границы. По крайней мере, так было всегда. Посмотрите, из каких стран приезжают в Большой театр на наши балетные конкурсы — московский и сочинский «Молодой балет мира»: Италия, Франция, Германия, Великобритания, Норвегия... Долго перечислять. (Юрий Григорович много лет является председателем жюри международных конкурсов в разных странах, в том числе престижного «Benois de la dance». — Ред.) И мы своих воспитанников отправляем по всему миру. Большой театр имел успех на Западе, на Востоке, за океаном везде и всегда — и в разгар холодной войны, и сейчас. Так было, есть и, хочется думать, будет. Наши артисты — большие профессионалы, приезжающие не просто по запросу публики повеселить её, — у нас всегда была Миссия. В России очень сильная школа балета. Тот класс исполнения, который мы показываем в спектаклях классического репертуара, мало кто в мире может повторить. Во многих других странах школа утеряна.

— А как вы относитесь к тому, что министр культуры предлагает снова ввести худсоветы?

— Он действительно так считает? Скажу одно: я против.

— Благодаря вам у труппы Большого более 30 лет было звёзд-ное время, ваши спектакли гремели во всём мире — «Спартак», «Щелкунчик», «Жизель»... А что вы считаете основной проблемой сегодняшнего театра?

— Очень важно, чтобы в искусстве не было мешанины. Классический балет и современный балет не надо показывать в одном театре! Это разные пути в искусстве и вообще культура разная. Симфонический оркестр не должен играть блюзы, а джазовый — симфоническую музыку. Я за определённость. Был МХАТ Станислав-ского и Немировича-Данченко , а рядом театры Вахтангова, Таирова, Мейерхольда, потом Товстоногова. Они стояли на разных эстетических платформах, но у каждого было своё лицо. Сейчас не у каждого театра лицо разглядишь...

Иностранцы едут на... Кубань

— Много лет назад вы ушли из Большого и были приглашены в Краснодар, в никому не известный театр. А теперь «Григорович-балет», как называют вашу труппу во всём мире, штурмуют иностранцы...

— Да, постоянно получаем приглашения, в том числе туда, где уже были, и не один раз. Недавно открывали знаменитый Афинский фестиваль в -античном театре у подножия Акрополя, место, где выступали и Мария Каллас, и Паваротти ... Неоднократно были в Японии, Турции, Испании, Великобритании. Сегодня, по прошествии 20 лет, я могу сказать, что нас знают, труппа приобрела самостоятельное имя и значение. Мы собрали довольно большой репертуар. Я восстановил некоторые балеты Михаила Фокина из дягилевской антрепризы: «Петрушку», «Жар-птицу», «Половецкие пляски», «Карнавал» и др. В общем, нам есть чем встретить собственное 20-летие.

— Юрий Николаевич, вы прожили долгую жизнь... Каким принципам верны с молодости?

— У меня вправду была очень бурная, насыщенная событиями жизнь. Мне через полтора года 90! Шутка ли? И столько разного было... О каких-то периодах вспоминаешь светло, о других меняешь своё мнение. Самые яркие впечатления, конечно, от великих людей, с которыми встречался или работал. С композитором Игорем Стравинским в Лос-Анджелесе мы два дня провели в очень интересных и весёлых разговорах. Ну гений! Поговорили о его знаменитой «Весне священной». Я спросил: она идёт в разных версиях во всём мире, после Нижинского кто, с его точки зрения, ближе всех подошёл к сущности произведения? Он подумал, потом сказал: «Нижинский всё-таки». Я ему: «Но вы сами писали, я читал, вы ругали его». Он говорит: «Да, но знаете, в чём дело, я меняю с годами мнение о многом. Что-то в 20 лет мне нравилось. А в 76 уже не нравится». Меня тогда, в 40 лет, это поразило. А сейчас могу сказать то же самое. Так что — никогда не говори «никогда». Живой человек на то и живой, чтобы меняться. Что осталось с молодости неизменным — верность профессии, её власть надо мной....

Артист балета, выдающийся балетмейстер, хореограф, педагог.
Заслуженный артист РСФСР (1957).
Народный артист РСФСР (1966).
Народный артист СССР (1973).
Народный артист Узбекской ССР (1981).
Заслуженный деятель Казахстана (1995).
Народный артист Республики Башкортостан (1996).
Герой Социалистического Труда (1986).

Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Выпускником стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946). После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.

Сочинять танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Здесь в 1947 году он поставил свои первые балеты - «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака, а в 1948 году - «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова. В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова дебютировал как постановщик танцев в операх, в 1957 году появился его первый полномасштабный балет, ставший поворотным пунктом для развития хореографического искусства второй половины XX века. В 1961-1964 - балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.
В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС).

В 1964-1995 годах - главный балетмейстер Большого театра - период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1991-1994 годах также руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1995 году покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 году осуществил первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. C 2007 года руководит Краснодарским театром балета.

В феврале 2001 года вернулся в Большой театр и с 2008 года - постоянный штатный хореограф балетной труппы.

Бессменный руководитель жюри:
Международного конкурса артистов балета в Москве;
Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве;
Международного юношеского конкурса классического танца «Молодой балет России».
Также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии
В 1974-1988 - Профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории.
В 1975-1989 - Президент Комитета танца Международного института театра, с 1989 - его почетный президент.
С 1988 - Заведующий кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии.
С 1989 - Президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии.
С 1990 - Президент фонда «Русский балет».
C 1992 - Президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО.
C 1997 - действительный член Академии Гуманитарных наук.
C 2004 - Почётный член Российской академии художеств.
Почётный член Австрийского музыкального общества.
Профессор Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой.

Супруга - Наталья Бессмертнова (1941-2008), выдающаяся русская балерина, солистка ГАБТ.

театральные работы

Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова
1947 - «Татьяна» А. Крейна, балетмейстер В. Бурмейстер - Николай
1948 - «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского - Золотой божок
1949 - «Красный мак» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров - Акробат и Ли Шанфу
1949 - «Медный всадник» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров - Шут
1950 - «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон - Шурале
1951 - «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина, хореография М. Фокина - Половчанин
1951 - «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров - Нурали и Юноша
1951 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского - Шут
1951 - «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского - Пан
1951 - «Конёк-Горбунок» Ч. Пуни, хореография М. Петипа, А. Горского, редакция Ф. Лопухова- Украинский танец
1951 - «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа - Ганс
1952 - «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, редакция К. Сергеева - Кот в сапогах
1954 - «Щелкунчик» П. Чайковского, балетмейстер В. Вайнонен - Паяц и Китайский танец
1955 - «Тарас Бульба» В. Соловьёва-Седого, балетмейстер Б. Фенстер - Петро
1956 - «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон - Ретиарий - первый исполнитель
1957 - «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Григорович - Северьян

Постановки в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова - Мариинском театре
1953 - танцы в опере «Садко» Н. Римского-Корсакова
1954 - танцы в опере «Риголетто» Дж. Верди
1957 - «Каменный цветок» С. Прокофьева
1957 - танцы в опере «Мать» Т. Хренникова
1959 - танцы в опере «Большая любовь» («Русалка») А. Дворжака
1959 - танцы в опере «Три толстяка» В. Рубина

1994 - «Раймонда» А. Глазунова

Постановки в Новосибирском театре оперы и балета

1961 - «Легенда о любви» А. Меликова
1962 - «Лебединое озеро» П. Чайковского
1977 - «Спартак» А. Хачатуряна, возобновление - 2011

Постановки в Большом театре
Оригинальные балеты
1959 - «Каменный цветок» С. Прокофьева
1965 - «Легенда о любви» А. Меликова, возобновление - 2002
1966 - «Щелкунчик» П. Чайковского
1968 - «Спартак» А. Хачатуряна
1975 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
1976 - «Ангара» А. Эшпая, возобновление - 1987
1979 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, возобновление - 2010
1982 - «Золотой век» Д. Шостаковича, возобновления - 1994 и 2006

Редакции классических балетов
1963 - «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, 2-я редакция - 1973, 3-я редакция - 2011
1969 - «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова, 2-я редакция - 2001
1984 - «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа, возобновление - 2003
1987 - «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа
1991 - «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского и К. Сергеева
1994 - «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского
1994 - «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа

Постановки в Краснодарском театре балета
1996 - сюита из балета «Золотой век» Д. Шостаковича
1997 - «Лебединое озеро» П. Чайковского
1997 - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
1997 - «Щелкунчик» П. Чайковского
1998 - «Раймонда» А. Глазунова
1999 - «Дон Кихот» Л. Минкуса
2000 - «Спартак» А. Хачатуряна
2000 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
2002 - «Золотой век» Д. Шостаковича
2002 - «Тщетная предосторожность» П. Гертеля
2003 - «Баядерка» Л. Минкуса
2004 - «Каменный цветок» С. Прокофьева
2005 - «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа
2006 - «Легенда о любви» А. Меликова
2006 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
2007 - «Жизель» А. Адана
2008 - «Спящая красавица» П. Чайковского

Постановки в других театрах (в хронологическом порядке)
1955 - «Вальс-фантазия» М. Глинки - ЛХУ
1958 - танцы в опере «Эсмеральда» А. Даргомыжского - МАЛЕГОТ
1961 - «Каменный цветок» С. Прокофьева - Шведская Королевская опера
1961 - «Каменный цветок» С. Прокофьева - Театр оперы и балета «Эстония»
1962 - «Легенда о любви» А. Меликова - Азербайджанский театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова
1963 - «Легенда о любви» А. Меликова - Национальный театр (Прага)
1965 - «Каменный цветок» С. Прокофьева - Софийская народная опера
1973 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Венская государственная опера
1976 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева - Опера де Пари, 2-я редакция - 2003
1978 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Опера де Пари
1981 - «Жизель» А. Адана - Оперный театр Анкары (Турция)
1981 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Римский оперный театр, возобновление - 1999
1983 - «Дон Кихот» Л. Минкуса - Датский Королевский балет
1985 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Финский Национальный Балет
1989 - «Раймонда» А. Глазунова - Ла Скала
1990 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Софийская народная опера
1992 - «Жизель» А. Адана - Софийская народная опера
1993 - «Тщетная предосторожность» П. Гертеля - Башкирский театр оперы и балета
1995 - хореографическая сюита «Полтавский бой» в опере «Мазепа» П. Чайковского - Театр Вельки, Варшава
1995 - «Дон Кихот» Л. Минкуса - Башкирский театр оперы и балета
1995 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Башкирский театр
1995 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Башкирский театр
1996 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Театр Вельки, Варшава
1997 - «Раймонда» А. Глазунова - Большой театр Республики Беларусь
1997 - «Легенда о любви» А. Меликова - Екатеринбургский театр оперы и балета
1998 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Национальный театр оперы и балета Республики Молдова
1998 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Национальный театр (Прага)
1999 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Кремлёвский балет
1999 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили
1999 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)
2000 - «Легенда о любви» А. Меликова - Оперный театр Стамбула
2000 - «Спартак» А. Хачатуряна - Римский оперный театр
2000 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Национальный Балет Кореи
2001 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Оперный театр Стамбула
2001 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Национальный Балет Кореи (Сеул)
2001 - «Раймонда» А. Глазунова - Национальный театр (Прага)
2001 - «Спартак» А. Хачатуряна - Национальный Балет Кореи (Сеул)
2001 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева - Кремлёвский балет
2004 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)
2007 - «Корсар» А. Адана - Кремлёвский балет
2007 - «Спартак» А. Хачатуряна- Красноярский театр оперы и балета
2008 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Национальный Балет Кореи (Сеул)
2008 - «Каменный цветок» С. Прокофьева - Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
2009 - «Спартак» А. Хачатуряна - Армянский театр оперы и балета
2009 - «Тщетная предосторожность» П. Гертеля - Московская государственная академия хореографии на сцене Большого театра
2010 - «Раймонда» А. Глазунова - Национальный Балет Кореи (Сеул)
2012 - «Корсар» А. Адана - Башкирский театр оперы и балета

призы и награды

1957 - Медаль «В память 250-летия Ленинграда».
1959 - Орден науки и искусства Республики Египет.
1969 - Премия имени Сергея Дягилева Парижской академии танца.
1970 - Юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
1970 - Ленинская премия
1972 - Почетный приз Парижской академии танца.
1976 - Орден Ленина.
1977 - Орден «Кирилл и Мефодий» 1-ой степени (Болгария).
1977 - Государственная премия СССР.
1977 - Медаль «100 лет Освобождения Болгарии от османского рабства».
1980 - Почётный гражданин Варны.
1981 - Орден Октябрьской революции.
1983 - Государственная премия Узбекской ССР.
1985 - Государственная премия СССР - за создание художественно-спортивных программ XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Лужниках, Москва.
1986 - Орден Ленина.
1987 - Орден Народной Республики Болгария 1-ой степени.
1997 - Медаль Вацлава Нижинского Министерства культуры Польши.
2001 - Орден искусств «Янтарный крест», высшая награда Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства.
2001 - Приз «Душа танца» журнала «Балет» (номинация «Маг танца»).
2002 - Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.
2002 - Орден «Знак пошани» (Знак Почёта), высшая награда мэра города Киева.
2002 - Знак отличия «370 лет Якутия с Россией».
2002 - Премия имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации.
2003 - Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».
2003 - Знак отличия «Гражданская доблесть» Республики Саха (Якутия).
2003 - Почётный гражданин Кубани.
2003 - Медаль «Герой труда Кубани» (Краснодарский край).
2004 - Орден «За заслуги» (Украина) ІІІ степени.
2004 - Медаль Национальной оперы Украины к 100-летию Сержа Лифаря
2004 - Почётный знак Министерства культуры и искусства Украины «За личный вклад в развитие искусства».
2005 - Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит»
2005 - Орден Достык.
2006 - Премия «Российский национальный Олимп» в номинации «Человек-эпоха», медаль «За честь и доблесть».
2006 - Премия и медаль имени Людвига Нобеля.
2007 - Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.
2007 - Орден Франциска Скорины.
2008 - Премия «Овация».
2009 - Орден Почёта (Армения).
2011 - Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Премия правительства РФ в области культуры (2011) - за постановку спектакля «Тщетная предосторожность» П. Гертеля
III премия Международного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Токио (1976)
Премия имени Г. Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2005)
Национальная премия «Россиянин года» в номинации «Триумф» (ООО «Российская академия бизнеса и предпринимательства», 2007)
Международная премия «За искусство танца имени Л. Мясина» в категории «За выдающиеся заслуги» (Позитано, Италия, 2013)
Международная Премия Станиславского (Международный Фонд К.С.Станиславского, 2015)