Мы создаем правовое государство игра для старшеклассников. Сценарий игры для старшеклассников "правовой квн". Слово для награждения предоставляется жюри

Ольга Кононова - Анисимова
Квест-игра по повышению уровня правовой культуры учащихся «В теме»

Квест «В теме »

Цель : повышение уровня правовой культуры детей .

Задача :

Пропаганда навыков здорового образа жизни и законопослушного поведения

Сформировать умение различать хорошие и плохие поступки

Способствовать развитию, становлению, укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям

Способствовать взаимопониманию подростков и взрослых

Создать целостное представление о личной ответственности за правонарушение

Форма мероприятия : квест-игра

Методы : практические, наглядные, словесные

Оборудование : мультимедийное оборудование; карточки, фломастеры, альбомные листы, литература

Контингент : 8-9 класс

Место проведения : актовый зал ГБУ АО «Цигломенский детский дом»

Ход проведения:

Команды собираются в актовом зале. В игре принимают участие 4 команды. Каждая команда состоит из 4 человек. Команда должна выбрать капитана и придумать название. Жюри формируется из воспитателей и гостей.

Игра состоит из 3 частей : представление, конкурсы, просмотр видео. Представление – на данном этапе ведущий представляет каждую команду, ее название и членов жюри.

Конкурсная часть

1. Угадай-ка – командам необходимо выбрать портрет правонарушителя и объяснить свой выбор.

2. Соображай-ка – командам необходимо определить к какому виду ответственности относится данное нарушение.

3. Узнавай-ка – командам необходимо с помощью кодекса найти нужную информацию.

4. Расшифруй-ка – командам предлагается текст на подростковом сленге, который им необходимо перевести на понятный всем сленг.

5. Раскрывай-ка – командам необходимо решить подлежит ли несовершеннолетний ответственности за данное нарушение и какой вид наказания возможен.

Просмотр видео «Мой выбор» правонарушений

Методические советы по подведению итогов и закреплению полученного результата : За каждое верно выполненное задание команда получает жетон. Побеждает та команда, набравшая большее количество баллов по итогам игры.

Сценарий проведения квест - игры «В теме »

Задание 1. «Угадай-ка»

Ребята у нас произошло преступление! Вам нужно поскорее раскрыть его. Вот ваше первое задание. По фотографии попробуйте определить, кто настоящий правонарушитель , а кто нет.

Задание 2. «Соображай-ка»

Ведущий : А теперь я расскажу вам о видах юридической ответственности за нарушения.

Существует 4 вида юридической ответственности :

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан , общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях . К административным нарушения относятся : нарушение правил дорожного движения , нарушение противопожарной безопасности.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т. е. нарушение трудового законодательства, к примеру : опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. (испорченная вещь)

Сейчас я дам вам задания, а вы постарайтесь правильно ответить : к какому виду ответственности относится нарушение :

1. Порвал учебник одноклассника (Гражданская)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (Административная)

3. Избил одноклассника (Уголовная)

4. Совершил кражу мобильного телефона. (Уголовная)

5. Совершил прогул учебных занятий в школе (Дисциплинарная)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (Административная)

7. Разбил мячом окно. (Гражданская)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (Административная)

9. 14-летние подростки баловались с огнем около трансформаторной будки, в результате чего обгорела дверь будки. (Гражданская) .

10. Управление машиной в нетрезвом состоянии. (Административная) .

11. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (Уголовная)

12. Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова. (Административная)

По итогам выполнения задания детям дается за каждый правильный ответ жетон .

Задание 3. «Узнавай-ка»

Дети ищут кодекс (спрятан в актовом зале на видном месте) и находят в нем записку с номером статьи, они должны догадаться, что это за статья.

1 команда

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность? Ответить на этот вопрос Вам поможет статья №20

2. Какое наказание следует за совершение кражи мобильного телефона? Ответить на этот вопрос поможет №158

2 команда

1. С какого возраста наступает административная ответственность? На этот вопрос вам поможет ответить №2.3

2.. Какое наказание следует за появление в общественном месте в нетрезвом состоянии. На этот вопрос вам поможет ответить №20.21

3 команда

1. Виды наказания для несовершеннолетних? На этот вопрос Вам поможет №88

2. Что такое вандализм? Наказание за акт вандализма? На этот вопрос Вам поможет №214

4 команда

1. Мелкое хулиганство, нецензурная брань в общественных местах, что за этим следует. На этот вопрос Вам поможет ответить №20.1

2. Потребление наркотических средств и психомоторных средств без назначения врача, употребление одурманивающих веществ на улице. На этот вопрос Вам поможет ответить №20.20.3

За правильный ответ , ведущий дает один жетон.

Задание 4. «Расшифруй-ка»

В ходе следствия была найдена записка с непонятным текстом, просим Вас расшифровать данный текст и помочь следствию, есть ли опасность в данных записках и какая.

Подросткам предлагается текст, который необходимо перевести на понятный всем язык.

1 Записка.

Предки свалили на зеленую. Мы взяли у пацанов писпишку и загнали ее, взяли лавандос и двинули в отрыв на «Эндшпиль и Мияги» . Там я встретил зачетную чику, ослепительный лук, чокер, конверсы, свитшот оверсайз. Пробил в вк, в сп, есть мч. Сердце заколотилось чаще. Скинул ее мч в личку, вызвал его на копею.

Перевод : родители ухали на природу. Мы взяли у парней игровую приставку, продали ее. Взяли деньки и отправились веселиться на концерт «Эндшпиль и Мияги» - хип-хоп группа. Там я увидел классную девушку, которая ослепительно выглядела, повязка на шее, кроссовки, свитер большого размера. Посмотрел в социальной сети, в семейном положении - есть молодой человек. Сердце заколотилось чаще. Написал ее молодому человеку сообщение, вызвал его на встречу. Копея (драка, разбор)

2 записка.

Тима корки мочил, устроили расколбас. Гоша нашел закладку, взял бульбик. Мы по дехе в падике. Начался полный трэш. Пришел Леха С Анькой. Анька кипешила, вынесла всем мозг. Пришлось щемиться от нее.

Перевод : Тима шутил, устроили веселье. Гоша нашёл место, где спрятаны наркотики, взял приспособление для курения наркотиков. Началось несоблюдение правил общепринятых норм поведения. Пришел Алексей с Аней. Аня нервничала, очень переживала, всех напрягала, говорила о проблемах, которые могут быть. Пришлось спрятаться, уйти от нее.

Перевод : Зашла по адресу указанному в интернете. Пока ничего не знаю и не умею. В играх выгоняют, приходиться лечиться (брать дополнительные жизни, восстанавливаться) . Моя подруга Маша создала ненастоящую страницу, разводит доверчивых мужчин на деньги.

4 записка.

Моему бро 15 лет. Чувак красава. Угнал точиллу по синьке у предков. Менты поймали. Капец стремно теперь.

Перевод : Моему брату, либо близкому другу 15 лет. Угнал машину у родителей в состоянии алкогольного опьянения. Полицейсие поймали. Неприятная, опасная ситуация произошла.

За безошибочный и близкий к тексту перевод – 1 жетона, за неверный перевод - о жетонов.

С целью профилактики подростковой преступности, взрослым желательно владеть сленгом подростков и понимать его, знать чем они интересуется, чем живут, что будет способствовать взаимопониманию подростков и взрослых.

Задание 5. «Раскрывай-ка»

Ведущий : Преступник на месте преступления оставил улики : следы от обуви и отпечатки рук (расклеены в кабинете) . Вам необходимо отыскать все улики, на обратной стороне следов и отпечатков вы найдете информацию, кооторая поможет вам в расследовании преступления.

Слова на следах :

Для первой команды

2. телефон

5. статья 158 УК РФ

Для второй команды

4. алкоголь

5. мы-взрослые

6. статья 20-20 КоАП РФ

Для третьей команды

3. подкараулил

5. перелом руки

6. статья 112 УК РФ

Для четвертой команды

1. компания подростков

2. алкагольные напитки

3. территория детского сада

5. спокойствие

6. статья 20.21 КоАП РФ

Хранитель : Как вы думаете что произошло? (дети высказывают свои версии случившегося)

Хранитель выдает карточку с описанием преступления.

Для первой команды :

Ване 14 лет. Он взял в долг 500 рублей у своего знакомого, но отдать не смог. Знакомый начал шантажировать подростка, что если он не отдаст деньги, то он расскажет об этом его одноклассникам. Ваня решается пойти на преступление. Когда он утром вешал в раздевалке курточку, то заметил в одной из курточек в кармане мобильный телефон. Ваня незаметно вытащил его и спрятал.

Подлежит ли Ваня ответственности? Какой вид наказания ему грозит?

Для второй команды :

Пете 16 лет. Вечерами он гулял в компании сверстников. В тот день у одного из подростков был день рождения. Родители дали ему деньги, чтобы сходить с друзьями в пиццерию. Но подростки решили, что они уже достаточно взрослые и купили на эти деньги несколько бутылок пива, чипсы, сухарики. Ребята пошли в парк и отпраздновали там день рождение. Подростки привлекли своим поведением внимание взрослых, был вызван наряд ППС.

Подлежит ли Петя ответственности? Какой вид наказания ему грозит?

Для третьей команды :

Вите 14 лет. Он сильно поссорился со своим лучшим другом. Витя затаил обиду и после школы подкараулил приятеля в подъезде. Подростки снова начали ругаться, Витя первым ударил бывшего друга. Завязалась драка, в ходе которой Витя толкнул мальчика, тот упал и сильно ударился рукой. Вечером мальчик с родителями съездил в травмпункт, где были зафиксированы все телесные повреждения. Был поставлен диагноз – перелом руки, экспертиза присвоила нанесение вреда здоровью средней тяжести.

Подлежит ли Витя ответственности? Какой вид наказания ему грозит?

Для четвертой команды :

Группа подростков гуляла на территории детского сада. Кругом были маленькие дети. Подросткам по 15-16 лет. Они сев на веранду начали распивать спиртные напитки, громко разговаривать, тем самым нарушая спокойствие окружающих. Взрослые сделали им замечание, но они среагировали нецензурной бранью.

Подлежит ли подростки ответственности? Какой вид наказания им грозит?

Для ответа на вопрос дети могут использовать кодекс.

ОТВЕТЫ :

Для первой команды – да, подлежит, так как уголовная ответственность по данной статье (кража) наступает с 14 лет. Наказание – штраф в размере до 80000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 460 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 4 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Для второй команды – да, подлежит, так как административная ответственность по данной статье (распитие спиртных напитков)

Для третье команды – да, подлежит, так как уголовная ответственность по данной статье (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью) наступает с 14 лет. Наказание – ограничение свободы на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет

Для четвертой команды – да, подлежат, так как административная ответственность по данной статье (распитие спиртных напитков) наступает с 16 лет. Наказание – наложение административного штрафа в размере от 500 до 1500 руб.

За правильный ответ участники получают 1 жетон.

На этом конкурсная программа заканчивается, вы успешно справились с заданиями , спасибо за участие.

Пока жюри обрабатывает результаты, гостям и участникам мероприятия предлагается просмотр видео «Мой выбор» - высказывания воспитанников о своем отношении к вредным привычкам и совершению правонарушений

По готовности слово предоставляется жюри.

Подводятся итоги, награждаются победители.

1 место – медали и книги команде

2, 3, 4 место – благодарственные письма за участие

Участники и гости приглашаются на кофе-брейк.

Викторина по праву «Мир права»

Методическая разработка

Учителя истории и обществознания

Быштак-оол Надежды Николаевны

Пояснительная записка

В современном обществе правовая культура является важнейшим компонентом общей культуры человека. В концепции модернизации в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. А, значит, ведущую приобретает правовое воспитание учащихся, которое представляет целенаправленное,организованное и систематическое воздействие на личность. Эффективной формой приобщения школьников к правовой культуре, стимулирования их познавательно-творческой деятельности и становлению активной жизненной позиции выступает внеурочная деятельность, в частности, проведение предметных недель. Одним из мероприятий в рамках недели правовых знаний является правовая викторина для старшеклассников.

Цели викторины:

    формирование правовой грамотности учащихся;

    закрепление навыков внутригрупповой коммуникации;

    выработка установок на законопослушное поведение

Форма проведения:

Игра проводится в форме викторины между командами 9-11 классов. Каждая команда располагается за отдельными столами. Количество команд - 3 (по количеству классов), в команде 5 игроков.

Условия для проведения игры:

    наличие помещения (класс, актовый зал);

    оборудование;

    задания;

    жюри (3 человека)

Оборудование, оформление

    изображение государственных символов;

    компьютер;

    медиапроектор;

    экран,

    таблица подведения итогов (на доске и у жюри)

Предварительное задание для команд:

разработать и презентовать название, эмблему и девиз команды

Ход игры:

    Введение (3 минуты)

Сегодня вы, ребята, выступите в роли сыщиков, экспертов, криминалистов – одним словом, в роли знатоков права. Но самое главное – вы должны определить, как необходимо вести себя в правовом поле взрослых, чтобы не допускать правонарушений и не преступать границ. Правовые знания, закрепленные сегодня, помогут вам выработать способы поведения в конкретных жизненных ситуациях. Мы предлагаем вам принять участие в викторине «Мир права», оценить свои знания и знания соперников. Игра состоит из четырех этапов, каждый из которых будет оценивать компетентное жюри. Желаем удачи!

    Представление команд.

Этап №1: конкурс презентаций команд (название, эмблема, девиз). Каждой команде дается 3 минуты. Общее время -9 -10 минут

    Конкурс №2 «Правовой лабиринт»

Вам предстоит разгадать правовой кроссворд, состоящий из 17 вопросов. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов -17. Время – 5 минут

КРОССВОРД «Правовой лабиринт»

По горизонтали:

1 . Лицо, профессией которого является квалифицированная юридическая помощь.

3.Основной закон РФ.

5. Признание несовершеннолетнего полностью дееспособным.

7. Общественный институт, занимающийся удостоверением сделок и приданием юридической силы различным документам.

9. Совокупность общеобязательных правил поведения, установленных либо санкционированных государством.

11. Устойчивая правовая связь лица и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

12. Круг действий или задач, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения.

15. Должностное лицо, на которое возлагается функция контроля над соблюдением законных прав и интересов.

16. Требование, предъявляемое истцом в судебном порядке.

17. Система государственных служб и органов по охране порядка.

По вертикали:

2.Способность самостоятельно, без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности.

3.Прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения.

6. Уполномоченный по правам ребенка

8. Общеобязательное правило, регламентирующее поведение и деятельность членов общества и их отношения с государством.

10. Специалист по правоведению, юридическим наукам.

13. Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

14. Действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

4.Разминка для болельшиков «Как ты знаешь Конституцию своей страны?»

1.Правило, установленное государством, и обязательное для исполнения всеми.

2. Основной закон страны.

3.Верховнество государственной власти внутри страны и независимость в международных делах.

4.Политко-правовая связь лица и государства, которая выражается во взаимности их прав и обязанностей.

5.Тип политического режима, основанный на признании народа в качестве источника власти.

6.Государство демократического типа, основными признаками которого являются:

верховенство закона, разделение властей, свобода слова, гарантии прав граждан.

7.Когда принята ныне действующая Конституция РФ?

8.Кто был президентом страны в это время?

9.Вступление к Конституции.

10.Сколько глав в Конституции?

11. Как называется 5 глава Конституции?

12.Сколько разделов в Конституции?

13.Чему посвящён второй раздел?

14.Высший представительный орган власти в любом государстве?

15. Как называется парламент в нашей стране?

5. Этап № 3 «Соотнеси понятие». Конечно, настоящим юристам не обойтись без прочных теоретических знаний. Начнем наш конкурс с самого серьезного задания: в течение 3 минут командам необходимо соотнести понятия с их содержанием.

(работа команд с письменным заданием). Соотнесите понятие и содержание:

общество

А. Семейный союз мужчины и женщины, который определяет взаимные права и обязанности.

социум

Б. Основной закон государства.

этнос

В. Способ организации жизни людей.

брак

Г. Ущемление в правах отдельных лиц или группы лиц по национальному, расовому, половому либо иному признаку.

геноцид

Д. Латинская форма слова «общество».

расизм

Е. Уничтожение большой группы людей по национальным, религиозным, политическим мотивам.

декларация

Ж. Греческая форма слова «народ».

конвенция

З. Теория о превосходстве своей расы над другими.

конституция

И. Документ, не имеющий обязательной силы, в котором провозглашаются основные принципы.

10.

дискриминация

К. Международное соглашение по важному социальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

6. Конкурс для болельщиков « Правовые ситуации»

По новой программе правового образования юридические тонкости предлагаемых жизненных ситуаций может четко разобрать даже шестиклассник. Но знания закона необходимы в любом возрасте, независимо от школьной программы. Поэтому сейчас мы совместно , опираясь на ваш жизненный опыт и уже приобретенные знания, попытаемся проанализировать точки зрения права и морали каждую конкретную ситуацию (в процессе обсуждения по каждому случаю ведется многоплановая, разносторонняя беседа; в этом и заключается дидактическая цель).

а) 16-летний подросток пришел устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

б) 12-летний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12 лет, а я уже зарабатываю и имею карманные деньги. И друг мой Леша предпринимательской деятельностью занимается, имеет немалый доход. Только не ленись!» Имеют ли право 12-летний Олег и 17-летний Алексей заниматься предпринимательской деятельностью?

в) 3 ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в милицию. По дороге они стараются доказать, что им всего 13 лет и поэтому им все равно ничего не будет. Как вы расцениваете данную ситуацию? Какие последствия могут быть? г) Подросток, опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник делает ему замечание. Подросток огрызается: «Подумаешь! Мне все равно ничего не будет!». Прав ли он?

д) На улице 16-летние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Как вы оцениваете данные действия и можно ли их наказать?

е) Несколько школьников залезли в гараж, но, ничего не взяв, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции. Будут ли ребята наказаны?

7.Этап №4 конкурс «Мы выбираем, нас выбирают…» Совсем скоро вам предстоит принимать участие в избирательных кампаниях. Что знаете вы о выборах в РФ? Перед вами на столах тестовые задания на тему «Избирательное право». Максимальное количество балов за этот конкурс – 12 (по количеству вопросов). Время – 5 минут.

1.В каком государстве неучастие в выборах наказывается лишением свободы?

а)В России

б) В Австралии

в) В Турции

2.Первый и последний президент СССР:

а) Б. Ельцин

б) В. Путин

в) М. Горбачев

3. Что такое референдум

а) власть 1 монарха

в) власть народа

4.В каком возрасте гражданин РФ получает право баллотироваться на пост Президента?

а) в 18 лет;

б) в 35 лет;

в) в 27 лет

5. Торжественная церемония вступления в должность вновь избранного главы государства называется

а) присяга;

б) инаугурация;

в) церемониал

6. Количество депутатов, избираемых в Государственную Думу

а) 350;

б)400;

в) 450

7. Путём референдума нельзя решать:

а) вопрос о помиловании;

б) вопрос о принятии Конституции;

в) вопрос о пересмотре действующего закона;

8. Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны:

а) Государственная Дума Российской Федерации;

б) Президент страны;

в) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ).

9. С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом?

а) с21 года;

б) 18 лет;

в) с 25 лет.

10. Что такое пассивное избирательное право?

в) право не принимать участие в выборах.

11. Что такое активное избирательное право?

а) право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;

б) право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, вплоть до Президента страны;

в) право на участие в работе избирательной комиссии

12. В каком году был избран первый Президент РФ?

а) в 2000г.;

б) в 1990г;

в) в 1991г.

8. Конкурс для болельщиков

1. Что такое права человека?(Это охраняемая, обеспечиваемая государством возможность что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни).

2. В каком международном документе изложены основные права человека?(Всеобщая декларация прав человека).

3. Какая международная организация приняла этот документ? (ООН).

4. Какая человеку пользам от того, что у него есть права? (он не зависит ни от кого,кроме закона, является свободным в проявлении своей воли).

5. Переведите на русский язык термин «декларация». (Объявление, провозглашение).

6. Переведите на русский язык термин «привилегии» (Особые права)

7. Что означает право на жизнь? (Право родиться, жить и умереть естественной смертью).

8. Что означает право на свободу? (Человек, не совершивший никаких противозаконных действий, не должен никем насильственно удерживаться).

9. Что такое право человека на свободу передвижения? (Это возможность самому выбирать место пребывания и жительства, выезжать за пределы страны и возвращаться).

9. Этап №5 «От теории – к практике».

Перед вами на экране изображения. По ним вам необходимо классифицировать правонарушения, определить вид и меру ответственности за каждое из них. Устный ответ дает капитан команды. Максимальное количество баллов – 6 . Время – 12 минут

10. Разминка - продолжить пословицу

1.Хоть криво сиди, (но прямо суди)

2. Не садил, не поливал, (а рвать поспел).

3. Дело право, (только гляди прямо)

4. Кто за правое дело стоит, (тот всегда победит)

5. За признание –(половина наказания)

6. Нашел, да не объявил – (все равно, что утаил)

7. Сперва рассуди, (а потом осуди)

8. Правда суда (не боится)

9.Под защитой права (никто не бывает обманут)

10. Мудрость закона нельзя (исчислять деньгами)

11. Где парит сила, (там закон бессилен)

12. Истцу - первое слово, (ответчику – последнее)

13. Судья праведный –(ограда каменна)

14. Нет мяса без костей, (Вершин, без горных склонов,) Нет пира без гостей,(Державы - без законов.)

15. Дуракам закон (не писан)

16. Меч правосудия (не имеет ножен)

8 конкурс для болельщиков. 1.(Это охраняемая, обеспечиваемая государством возможность что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни).

11. Подведение итогов. Награждение победителей.

Ключи

Ответы 1 разминки «Конституция»

1.закон

2.Констиуция

3. Суверенитет

4. Гражданство

5.Демократия

6.Правовое

7.12.12.1993г

8.Б.Ельцин

9.Преамбула

10.9

11.Федеральное Собрание

12.2

13.заключительные и переходные части

14.Парламент

15.Федеральное Собрание РФ, Великий Хурал (РТ)

Ответы 3 этапа «Соотнеси понятия»: В,Д,ж,а,е,з,и,к,б,г.

Ответы конкурса для болельщиков «правовые ситуации»

А.(Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан полностью дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст.173 КЗОТ.)

11г.

14 .с

13.н

15.о

16.и

Б. (С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители ответственности за него не несут. Ст.27 ГК. Дети с 6 до 14 лет могут совершать только мелкие сделки – без денег. Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Ст. 28 ГК.)

В. (Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за особо тяжкие преступления –

с 14 лет. Ст.105 УПК. Если правонарушитель не достиг возраста 14 лет, то уголовное дело не возбуждается, а передается в комиссию по делам несовершеннолетних.)

Г. (Ст.135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины ко всем администрация вправе применить следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.)

Д. (Это расценивается как мелкое хулиганство, ст.158 АК., за которое предусмотрен штраф в размере до одного МРОТ; при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН)

Е. (Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления, ст.31 УПК.)

Ответы «Мы выбираем, нас выбирают »: б,в,б,а,б, в,а,в,б,а,б,в

1.Статья 214. Вандализм
Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах,
наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. Кража в магазине подразумевает хищение чужого имущества и предусматривает ответственность по части 1 или 2 (если совершена группой лиц по предварительному сговору) статьи 158 УК РФ, где установлена минимальная санкция в виде штрафа в размере до 80 000 рублей, максимальное наказание – сроком до пяти лет. Не все знают, что уголовная ответственность при совершении кражи в магазине наступает только при условии, если стоимость похищенного имущества превышает 1000 рублей. В обратном случае, магазинная кража признается мелким хищением и квалифицируется как административное правонарушение, за которое статьей 7.27 КоАП РФ предусмотрены либо штрафные санкции не менее 1000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток

3. распитие спиртных напитков и появление в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте .

Согласно статьи 20.22 Кодекса об административных правонарушениях РФ, появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах - влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей.

Условия игры: принимают участие две команды по 6-8 человек, каждая команда придумывает название, девиз, эмблему, выбирает капитана. До игры, команды придумывают свой вопрос команде противников.

Оформление игры: стенд “Человек. Государство. Закон”, где представлена литература по данной теме.

Начинается игра со вступительного слова ведущего:

“Ни при каких обстоятельствах в человеке не может проснуться кто-то другой, о ком он прежде ничего не подозревал…,” - писал А. Де Сент-Экзюпери.

Взрослым свойственно пристально вглядываться в подрастающее поколение и пытаться определить, что принесет оно миру, каким будет завтрашний день. Вот 4 точки зрения на молодежь, попытайтесь определить, к какому времени они относятся:

  1. “Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков”.
  2. “Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна”.
  3. “Наш мир достиг критической стадии, дети больше не слушаются своих родителей, видимо, конец мира уже не далек”.
  4. “Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру”.

Присутствующим предлагается определить, к какому времени принадлежат данные высказывания.

Слово ведущего:

Первая точка зрения принадлежит Сократу(470-399 гг. до н.э.), вторая - Гесиоду (720г. до н.э.). Автор третьего высказывания – египетский жрец, живший за 2000 лет до н.э. И, наконец, четвертое обвинение обнаружено на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона. Возраст горшка – свыше 3000 лет.

Итак, проходили века и тысячелетия, молодежь становилась все хуже и хуже. Остается непонятным, каким образом цивилизации удалось не только выжить, но и достичь успехов. В чем же дело?

Самая главная причина в том, что молодежь не однородна и, наряду с передовой частью в ней всегда представлены и отрицательные типы, которые ведут себя достаточно активно, чтобы бросаться в глаза окружающим, преступают закон.

К сожалению, молодежь и в наши дни совершает преступления. В последнее время появились новые виды преступлений: вандализм, вымогательство, торговля наркотиками и их распространение, ложное сообщение об угрозе террористического акта. Случаи издевательства и унижение человеческого достоинства, называемые “дедовщиной”, стали распространенным явлением в нашей армии.

Цель нашего сегодняшнего мероприятия: повышение уровня правовой культуры.

Условия игры: 5 этапов и 2 музыкальные паузы. За прохождение этапов каждая команда получает жетоны. По их количеству определяется победитель.

Представление членов жюри.

1 этап: Представление команд (название команды, девиз, представление капитанов)

Участникам предлагается дописать высказывания выдающихся людей, пословицы об общественной морали и нравственности.

Подчеркнутое слово закрыто в предлагаемом задании:

- “Совесть - 1000 свидетелей” (античная мудрость)

- “Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой” (М.М. Пришвин, писатель)

- “Чтоб быть свободным , нужно подчиняться законам” (античная мудрость)

-“Опьянение не что иное, как добровольное безумие. Продли это состояние на несколько дней – кто усомнится, что человек сошел с ума?”

(Сенека, философ)

- “Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков”. Лао Цзы, философ)

- “ Обязанность без права есть рабство, право без обязанности – анархия”. (Г. Галине, философ)

- “Не сближайся с людьми, у которых слишком гибкая совесть. ” (Э. Делакруа, художник)

Музыкальная пауза (каждая команда готовит музыкальный номер)

3 этап: конкурс “Преступление и наказание”

Каждая команда получает задание: в перечисленных ниже действиях отметьте те, которые являются преступлениями (ответ подчеркнут)

Сергей К. не пустил в дом участкового милиционера.

Александр Н. оскорбил нецензурными словами пассажира и нанес ему телесные повреждения.

Михаил С. курил вблизи склада горюче-смазочных материалов.

Водитель продолжил движение на запрещенный сигнал светофора.

14-летние подростки баловались огнем около трансформаторной будки, в результате чего обгорела дверь будки.

Заказчик не выплатил исполнителю вознаграждение в срок.

Виктор К. на митинге призывал пойти военным походом на одну из соседних республик.

Иван С. в пьяном виде терроризировал соседей, избил пенсионера, угрожал физической расправой.

Вера А. совершила кражу сотового телефона.

Музыкальная пауза (каждая команда готовит музыкальный номер)

4 этап: конкурс капитанов “Определи понятие”:

Каждый капитан вытягивает по жребию по 4 таблички с терминами и объясняет, что означают эти понятия:

Присяжные заседатели, Третейский суд, Инкриминирование, Умысел, Вандализм, Презумпция невиновности, Экоцид, Аффект.

5 этап: “Что? Где? Когда?”

Командам задаются вопросы, на которые они должны ответить в течение минуты. Начинается конкурс с домашнего задания (приготовленные заранее вопросы)

С какого возраста у гражданина нашей страны наступает правоспособность? (С рождения и до смерти)

О ком писатель Абу-ль-Фарадж пишет: “Вначале он становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым и уверенным в своей силе. Но в заключении он превращается в свинью и, подобно ей валяется в грязи. (О человеке в состоянии опьянения)

- “Черный ящик”. Этот предмет появился в 1989 году. С тех пор им пользуются в 61 стране мира для того, чтобы защищать детей от рождения до 18 лет. (“Конвенция о правах ребенка”)

Можно ли усыновить 11-летнего ребенка, изменить его фамилию без его согласия? (с 10 лет только с согласия ребенка)

В каком документе находит отражение правоспособность учащегося школы? (В Уставе школы)

Каков максимальный срок отбывания наказания, установленный для несовершеннолетних? (10 лет)

С какого возраста и за какие проступки учащийся может быть исключен из школы? (За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение Устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению педагогического совета школы)

В каком возрасте легче всего заболеть наркоманией? (В детском возрасте)

С какого возраста наступает уголовная ответственность у гражданина нашей страны? Каков минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности в мире? (В РФ – с 16 лет, за часть преступлений – с 14 лет. В 30-е годы 20 века минимальный возраст, подлежащий уголовной ответственности, составлял 12 лет. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность в Америке наступает с 7 лет, в Англии – с 10 лет).

Заключение:

Ведущий рассказывает легенду: “Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: “Переверни и читай”. Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: “Зачем ты ищешь новые знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?”

Мы надеемся, что знания, полученные на уроках, на сегодняшнем мероприятии пригодятся вам в жизни. Вы должны хорошо знать свои права и обязанности, соблюдать законы, никогда не приступать их.

Мы верим, что вы будете законопослушными гражданами нашей страны.

Слово для награждения предоставляется жюри.

В приложениях представлены сценарии миниатюр.

Автор-составитель Г.В. Богданова
Ярославская область, г. Рыбинск.
МОУДОД Центр детского и юношеского технического творчества,
методист
Цель: создание условий для формирования у младших школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов.

Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей; подвести к понятию того, что все люди имеют равные права.
Целевая аудитория : дети младшего школьного возраста
Количество участников : 12 - 15 чел.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска
Дидактические материалы: презентация по содержанию мероприятия, фрагменты мультфильмов "Вовка в тридевятом царстве", «Чиполлино», "Нехочуха" или подборка иллюстраций к ним; карточки с заданиями; конверты с цветными буквами ЖИЗНЬ, УЧЕБА, ОТДЫХ, наборы картинок, иллюстрирующих эти права; 3 листа ватмана, карандашный клей на каждую команду.
Рекомендации по проведению: сценарий можно использовать как для проведения самостоятельного мероприятия, так и в рамках программы по правовому воспитанию младших школьников.
Ход мероприятия:
- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай.

(Слайд № 2 или отрывок из м/ф "Вовка в тридевятом царстве")

Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? (Ответы детей: Да, здорово! Хочешь - гуляй, хочешь - играй. Можно в школу не ходить и т.п.)
- Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно.
(Ответы детей). Педагог обобщает и подводит детей к мысли:
- Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!

А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д. (Слайд № 3 или отрывок из м/ф «Чиполлино»)

Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве!

А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? (Ответы детей).
- Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.

А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием "Нехочухия".
Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится? (Ответы детей).
(Слайд № 4 или отрывок из м/ф "Нехочуха")

Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности.

Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям? (Ответы детей).
- Права - это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми. Права устанавливаются и охраняются государством.

А какие права вы знаете? (Ответы детей). Правильно. У каждого человека есть право на жизнь, семью, свободу, образование, охрану здоровья и другие.

Но не бывает прав без обязанностей.
Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.

Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь . Никто не имеет права лишить человека жизни.
- А какие обязанности соответствуют этому праву? (Ответы детей).
- Главная ваша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье.
- А как вы можете выполнять эту обязанность? (Ответы детей: Соблюдать правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда и т.д.).
(Слайды № 5 и 6)

- Право на образование подкрепляется обязанностью учиться.
Слайд № 7 Правила поведения в школе

А сейчас выполните, пожалуйста, задание на карточках.

Задание № 1. Выберите предложения, в которых говорится о правах.
- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.
-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.
-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене .
После выполнения задания правильные ответы показываются на доске (слайд 8). Педагог предлагает поднять руки тем, у кого задание выполнено правильно. При необходимости дает пояснения.

Задание № 2 . Определите, что является обязанностью школьника
-Школьник обязан выполнять все требования учителя
-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию
-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе
-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе
-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
Выполнение задания № 2 проверяется аналогично первому (слайд 9).

А вот у права на отдых какая обязанность? (отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь природу, не мусорить, не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду...) (слайд 10).

Каждый из вас имеет право на семью . А какие обязанности у этого права? (беречь свою семью, помогать маме, папе, чтобы семья не распалась, и не появлялись дети без родителей) (слайд 11).

Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей . А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всем мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребенка, потому что дети не могут еще себя защитить самостоятельно (слайд 12). Эти документы помогают людям знать и защищать свои права. А то, что каждое право несет с собой обязанность, мы с вами сегодня уже поняли.
А теперь давайте с вами поиграем. Разделимся на 3 команды. Каждая команда получает конверт с зашифрованным названием права, которое есть у каждого человека. Вам нужно разгадать это слово, подобрать к нему картинки и оформить на листе ватмана плакат по каждому праву.

Подведение итогов мероприятия . Вывешиваются плакаты, акцентируется внимание на права и подкрепляющие их обязанности.
Когда нам хорошо, мы не задумываемся о своих правах. Но когда появляются проблемы, то разрешить их помогут наши права. Права есть у всех людей, причем у каждого — равные, одинаковые с другими. Но у детей права немного отличаются от прав взрослых, потому что ребенку бывает особенно трудно, когда приходит беда. Ведь у него мало опыта и сил, чтобы самому постоять за себя, он менее защищен. Значит, взрослые должны быстрее приходить ему на помощь. Знайте об этом и не бойтесь обращаться в трудные моменты жизни к окружающим вас людям.

Сценарий игры для старшеклассников «Правовой КВН»

Ход игры:

Ведущий: Трудно представить успешным человека, грамотным специалиста без знания права. Его роль в современной жизни огромна. Знание права позволяет человеку чувствовать себя уверенно в любой ситуации, ориентироваться в огромном количестве норм, правил, установленных государством. Правовая грамотность – необходимое условие формирования правового государства и гражданского общества и именно вам – выпускникам, ученикам 10-х классов совсем скоро предстоит решать эти важные задачи.Дорогие игроки и болельщики. Вы знаете, что сейчас у нас идет месячник правовых знаний. В рамках этого месячника мы предлагаем вам принять участие в игре "Правовой КВН", оценить свои знания и знания соперников

Условия игры: 6 этапов и 2 музыкальные паузы. За прохождение этапов каждая команда получает жетоны. По их количеству определяется победитель.

Представление членов жюри.

1 этап: Представление команд (название команды, девиз, представление капитанов)

Участникам предлагается дописать высказывания выдающихся людей, пословицы об общественной морали и нравственности.

Подчеркнутое слово закрыто в предлагаемом задании:

- “Совесть - 1000 свидетелей” (античная мудрость)

- “Всем научились пользоваться люди, только не научились пользоваться свободой ” (М.М. Пришвин, писатель)

- “Чтоб быть свободным, нужно подчиняться законам ” (античная мудрость)

-“Опьянение не что иное, как добровольное безумие. Продли это состояние на несколько дней – кто усомнится, что человек сошел с ума?”

(Сенека, философ)

- “Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков”. Лао Цзы, философ)

- “ Обязанность без права есть рабство, право без обязанности – анархия”. (Г. Галине, философ)

- “Не сближайся с людьми, у которых слишком гибкая совесть. ” (Э. Делакруа, художник)

Музыкальная пауза (каждая команда готовит музыкальный номер)

3 этап: “Что? Где? Когда?”

Командам задаются вопросы, на которые они должны ответить в течение минуты. Начинается конкурс с домашнего задания (приготовленные заранее вопросы)

С какого возраста у гражданина нашей страны наступает правоспособность? (С рождения и до смерти)

О ком писатель Абу-ль-Фарадж пишет: “Вначале он становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым и уверенным в своей силе. Но в заключении он превращается в свинью и, подобно ей валяется в грязи. (О человеке в состоянии опьянения)

- “Черный ящик”. Этот предмет появился в 1989 году. С тех пор им пользуются в 61 стране мира для того, чтобы защищать детей от рождения до 18 лет. (“Конвенция о правах ребенка”)

Можно ли усыновить 11-летнего ребенка, изменить его фамилию без его согласия? (с 10 лет только с согласия ребенка)

В каком документе находит отражение правоспособность учащегося школы? (В Уставе школы)

Каков максимальный срок отбывания наказания, установленный для несовершеннолетних? (10 лет)

С какого возраста и за какие проступки учащийся может быть исключен из школы? (За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение Устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению педагогического совета школы)

В каком возрасте легче всего заболеть наркоманией? (В детском возрасте)

С какого возраста наступает уголовная ответственность у гражданина нашей страны? Каков минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности в мире? (В РФ – с 16 лет, за часть преступлений – с 14 лет. В 30-е годы 20 века минимальный возраст, подлежащий уголовной ответственности, составлял 12 лет. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность в Америке наступает с 7 лет, в Англии – с 10 лет).

4 этап: «Правовой лабиринт». Вам предстоит разгадать правовой кроссворд, состоящий из 17 вопросов. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов -17. Время – 5 минут

Музыкальная пауза

5 Этап: «Мы выбираем, нас выбирают…» Совсем скоро вам предстоит принимать участие в избирательных кампаниях. Что знаете вы о выборах в РФ? Перед вами на столах тестовые задания на тему «Избирательное право». Максимальное количество балов за этот конкурс – 12 (по количеству вопросов). Время – 5 минут.

1.В каком государстве неучастие в выборах наказывается лишением свободы? а)В России б) В Австралии в) В Турции

2.Прохождение в представительные органы власти только тех кандидатов, которые получили в своих округах большинство голосов избирателей, характерно для… а) мажоритарной избирательной системы; б) пропорциональной избирательной системы; в) смешанной избирательной системы

3. Смешанная избирательная система в РФ применяется при выборах а) в Государственную Думу; б) президента; в) губернатора

4.В каком возрасте гражданин РФ получает право баллотироваться на пост Президента? а) в 18 лет; б) в 35 лет; в) в 27 лет

5. Торжественная церемония вступления в должность вновь избранного главы государства называется а) присяга; б) инаугурация; в) церемониал

6. Количество депутатов, избираемых в Государственную Думу а) 350; б)400; в) 450

7. Путём референдума нельзя решать: а) вопрос о помиловании; б) вопрос о принятии Конституции; в) вопрос о пересмотре действующего закона;

8. Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны: а) Государственная Дума Российской Федерации; б) Президент страны; в) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ).

9. С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом? а) с21 года; б) 18 лет; в) с 25 лет.

10. Что такое пассивное избирательное право? а) право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; б) право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, вплоть до Президента страны; в) право не принимать участие в выборах.

11. Что такое активное избирательное право? а) право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; б) право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, вплоть до Президента страны; в) право на участие в работе избирательной комиссии

12. В каком году был избран первый Президент РФ? а) в 2000г.; б) в 1990г; в) в 1991г. 6.

6 этап: «От теории – к практике». Перед вами на экране изображения. По ним вам необходимо классифицировать правонарушения, определить вид и меру ответственности за каждое из них. Устный ответ дает капитан команды. Максимальное количество баллов – 6 . Время – 12 минут

Заключение:

Ведущий рассказывает легенду: “Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: “Переверни и читай”. Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: “Зачем ты ищешь новые знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?”

Мы надеемся, что знания, полученные на уроках, на сегодняшнем мероприятии пригодятся вам в жизни. Вы должны хорошо знать свои права и обязанности, соблюдать законы, никогда не приступать их.

Мы верим, что вы будете законопослушными гражданами нашей страны.

Слово для награждения предоставляется жюри.