Н боголюбов обществознание. Боголюбов, николай николаевич. Николай Николаевич Боголюбов: биография

"ГЛАВНЫЙ НЕЙРОХИРУРГ ВСЕЙ СТРАНЫ к 75-летию А.Н.Коновалова"

Впервые я увидел Сашу Коновалова полвека назад – осенью 1958 года, когда c приключениями поступил в аспирантуру по неврологии Института нейрохирургии имени Бурденко. Саша был уже ординатором второго года по той же специальности. У нас оказался общий научный руководитель – профессор Юлий Вениаминович Коновалов, однофамилец Саши, не более.

Я попал в окружение ярких молодых коллег: Сережа Федоров, Коля Васин, Федя Сербиненко, Коля Смирнов, Юра Филатов, Федя Лясс, Саша Шахнович, Саша Коновалов... Чувствовалась их одаренность, увлеченность и перспективность. Провинциалу, каковым являлся я – Крымский мединститут, Актюбинская целина, – ох, как надо было тянуться за своими блистательными новыми столичными знакомыми, уже успевшими показать свои выдающиеся возможности, опережавшие их естественные честолюбивые устремления. Они знали свою силу, знали себе цену и знали, зачем пришли в нейрохирургию. Они верили в себя, а старшее, и среднее поколения бурденковцев поверило им и возложили на них надежды (которые, забегу вперед, все они полностью оправдали, а в чем-то и превзошли).

Оправдавший надежды

Саша Коновалов был самым молодым из этой плеяды. Невысокий, но идеально атлетически сложенный, с породистым, красивым и умным лицом, смотревшим на мир сквозь толстые очки, он выделялся на фоне уже проявивших себя талантов особой пытливостью и жадностью к знаниям и умениям. У всех он хотел что-то взять, научиться тому, в чем уже преуспели коллеги.

Саша генетически был неврологом. Его отец – выдающийся ученый Николай Васильевич Коновалов – возглавлял академический Институт неврологии. Во избежание упреков в семейственности вынужден был отдать сына на обучение неврологии в Институт нейрохирургии. И он ее успешно осваивал, однако желание все делать и доводить до завершения самому, а также сильные талантливые руки, неудержимо тянули молодого человека к операционному столу.

На Коновалове стояло клеймо «невролога», и его долго не воспринимали всерьез как хирурга. Но надо знать Сашу. Он выключил из жизни все, кроме спорта, до изнурения тренируя свои руки в анатомичке и, бесконечно ассистируя, – учился. Учился у Бориса Григорьевича Егорова, Александра Ивановича Арутюнова, Сергея Николаевича Федорова, Федора Андреевича Сербиненко, Эфраима Исааковича Злотника, Эдуарда Израилевича Канделя….

Он знал на что способен, но знал также, что талант может раскрыться только через труд. Талант и труд – это сочетание и сделало его сначала признаваемым, а потом равным в «могучей кучке» - Федоров, Сербиненко, Габибов, Васин, Филатов, а со временем и первым среди нейрохирургов отечества. Что значит первый? Это не должность, не итоги голосования, а результаты операций, разумеется, тех, которые по сложности относятся к вершинам нейрохирургии. Александр Коновалов их достиг, став одним из лидеров мировой нейрохирургии.

Как-то в Лионе в крупнейшем нейрохирургическом госпитале Франции я попал на операцию по поводу огромной краниофарингеомы у 4-хлетнего мальчика. Опытный нейрохирург, маясь с выделением опухоли, в сердцах сказал мне: «Сюда бы вашего Коновалова». Это и есть мировое признание.

Пришли к Коновалову слава и власть. Обычно они меняют человека, а нередко портят. Но к Александру Николаевичу это не относится. Каким был, таким и остался – великим тружеником, интеллигентным, скромным, доступным, обязательным и порядочным. И, может быть, именно потому он, не будучи карьеристом, быстро сделал потрясающую карьеру, став в 42 года директором Института нейрохирургии.

Дважды академик и трижды лауреат Государственных премий, обремененный бесчисленными почетными званиями и орденами, он ироничен к своим наградам. Самое важное для него – не должности и регалии, а ежедневный бесконечный тяжелый труд в операционных и еще научные исследования.

Мастер

Свое главное предназначение Александр Коновалов осуществляет в операционной, где творится нейрохирургическое действо. Входит в нее сосредоточенный, с каким-то отстраненным взглядом. Вымытые руки согнуты в локтях и кажется вознесены к небу. Ассистент вскрывает череп. Мозговая часть сложнейший операции ждет мастера. Оперирует Коновалов четко, методично и деликатно; операционный микроскоп позволяет следить за его филигранно отточенными движениями и учиться молодым нейрохирургам. Высшее напряжение переходит в высшее удовлетворение, когда опухоль убрана, а все мозговые функции удалось сохранить.

На эйфорию нет времени. В день Коновалов выполняет 3-4 нейрохирургических вмешательства, берет на себя самые трудные. Около 400 операций в год, а за полвека хирургической деятельности более 15 тысяч возвращенных, за редкими исключениями, к жизни детей и взрослых. По количеству и по качеству операций Александр Николаевич лидирует в Институте. Ему не завидуют, за ним стараются тянуться.

Школа Коновалова – школа творческой современной микронейрохирургии с использованием высокоразрешающих систем операционного видения, точной навигации, интраоперационного физиологического мониторинга и прицельных щадящих воздействий. Школа А.Н.Коновалова – это комплексное изучение физиологии и патофизиологии центральной нервной системы человека на основе тех уникальных возможностей, которые открывают хирургические вмешательства на головном и спинном мозге.

Некоторые операции Александра Николаевича уникальны. Ему удалось, например, в ходе 16-ти часового вмешательства успешно разделить сиамских близнецов, сросшихся головами, так называемых краниопагов. Эту операцию показывали по телевидению в Европе и Америке, о ней писали газеты и научные журналы. Как и великие музыканты, есть великие нейрохирурги, поднявшие свое ремесло на уровень искусства. К ним относится А.Н.Коновалов. Один из ведущих нейрохирургов США профессор Майкл Апуззо сказал о нем: «Я близко знаком с выдающимся нейрохирургом современности профессором Александром Коноваловым. То, чего он достиг в микрохирургии опухолей головного мозга, – непостижимо. Коновалов – неповторим».

… Александр Николаевич – мужественный и благородный человек, никакой позы, никакой спеси. Он полон сострадания к больным, особенно детям. Именно поэтому, как это ни парадоксально, стремится от них дистанцироваться, чтобы эмоции не мешали решениям и спасительным действиям во время операций. Кому-то он кажется холодным; порой проходит мимо, никого не замечая и не здороваясь. В это время он просто погружен в невеселые размышления. «У каждого хирурга есть свое кладбище», – говорит Александр Николаевич.

Однажды поздним вечером мне довелось ехать с Коноваловым к нему домой – за рукописью I тома «Руководства по черепно-мозговой травме». Книгу надо срочно сдавать в печать, а замотанный Александр Николаевич уже несколько дней ее не возвращает. По пути уставший, необедавший и явно собой недовольный Коновалов диктует в магнитофон протоколы двух сегодняшних операций. Невринома слухового нерва – «сохранить распластанный на опухоли резко истонченный лицевой нерв не удалось». Краниофарингеома – «при попытке убрать петрификат травмирован зрительный нерв»… Так прямо и диктует. Коновалов удручен, для него нет объяснения трудностью случаев – огромнейшие запущенные опухоли, у больной с невриномой и до операции был грубый парез лицевого нерва, а мальчик с краниофарингеомой слеп на оба глаза. Я понимал недовольство великого нейрохирурга самим собой, никто его не судит так строго, как он сам себя, даже если нет никакой вины.

Ночью мне приснилось, что Коновалов учит меня трепанировать внутренний слуховой проход. Когда утром я удивленно ему сказал об этом, он со свойственной ему иронией ответил: «Бесполезно, Леонид Болеславович» и быстро пошел в реанимацию.

Александр Николаевич исключительно ответственен за все, что он делает, особенно как врач. Вспоминается характерный для Коновалова недавний эпизод. Июньским утром мы должны были вместе лететь в Англию на VII конгресс Европейской Академии мультидисциплинарной нейротравматологии. Александр Николаевич мечтал побывать в этой стране, где в молодости провел несколько учебных месяцев, так хотелось вновь посетить Кембридж и Оксфорд. И вдруг ранним утром в день отлета звонок:

- «Извини, я не смогу полететь.

Как же так, ведь твердо договорились!

Вчера прооперировал больного, ночью вызвали – кровотечение, сделал ревизию, убрал гематому. Теперь должен наблюдать, не будет ли рецидива?

Но больной под надежным присмотром, если почему-то понадобится нейрохирург, он всегда рядом, и все, что надо и как надо, сделает.

Это так, но больного оперировал я, и я за него в ответе».

Не полетел Александр Николаевич. С больным больше ничего не случилось: его, избавленного Коноваловым от протяженной опухоли основания черепа, благополучно выписали домой.

… Хотя наш Институт огромный, все же мы часто с Коноваловым пересекаемся. Оба любим бежать по лестнице, спускаясь с 10 этажа, где реанимация. Оба подымаемся одним и тем же лифтом, – я до 9 этажа, где моя клиника, он до 12 этажа, где его операционные. Там ждут Коновалова нагрузки и перегрузки. Поднимается в операционную один человек, а спускается другой. После тяжелейшей изнурительной многочасовой мозговой хирургии Коновалов идет-бредёт, отрешившись и пошатываясь от усталости и невероятного напряжения…

…Коллектив Института нейрохирургии особенный. Те, кто приходит в него работать, как правило, остаются здесь на всю жизнь. В Институте нет склок и дрязг. Все трудятся, беря пример со своего директора, которого вот уже 33 года единогласно каждый раз избирают на новый 5-летний срок.

Александр Николаевич заботлив и необыкновенно гуманен к своим сотрудникам. Среди них немало тех, кому давно за 70. А.Н.Коновалов держит «стариков», отдавших Институту по 40-50 лет жизни. Конечно, в этом есть и расчет. Уверенные в своем будущем ученые не только дольше живут, но и приносят большую пользу и больным, и научным исследованиям; они и творцы, и опытные эксперты, и необходимые критики. А может быть еще важней, что сохраняя старые кадры, Коновалов обеспечивает преемственность замечательных традиций и поколений бурденковцев. Неслучайно его сын Николай пошел по стопам отца, работает нейрохирургом в спинальной клинике, защитил кандидатскую диссертацию, пишет докторскую. Династия Коноваловых продолжается…

Коновалов востребован обществом, даже чересчур. «Наше национальное достояние», – как точно определил его Иосиф Давидович Кобзон. Александр Николаевич – главный нейрохирург Минздравсоцразвития России, он и Президент Ассоциации нейрохирургов страны, он и редактор журнала «Вопросы нейрохирургии», он и председатель Диссертационного Совета, он и заведующий кафедрой детской нейрохирургии РМАПО…

Вклад Александра Николаевича Коновалова в развитие отечественной нейрохирургии на микрохирургическом этапе соизмерим с деяниями Николая Ниловича Бурденко и Андрея Львовича Поленова на макрохирургическом этапе её становления.

Когда в середине 70-х годов Александра Николаевича утвердили директором Института нейрохирургии, я из Горького послал ему телеграмму, в которой желал «чтобы коноваловский период в нейрохирургии был долгим и счастливым». Так рад, что мое предсказание сбылось.

БОГОЛЮБОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1909–1992), русский математик и физик-теоретик. Родился 8 (21) августа 1909 в Нижнем Новгороде в семье священника. В Советской России в то время существовали правовые ограничения, не позволявшие детям «служителя культа» получить достойное образование, поэтому семья переехала на Украину. В 1921 Боголюбов окончил трудовую школу в селе Высокая Круча и уехал в Киев. Уже в это время проявились его уникальные математические способности: в 13 лет он начал исследования под руководством Н.М.Крылова, в 1924 опубликовал свою первую математическую работу О проведении решений линейных дифференциальных уравнений на бесконечности . В 1925 «в порядке исключения» Боголюбов был принят в аспирантуру на кафедру математики при Академии наук УССР, в 1928 защитил кандидатскую диссертацию О прямых методах вариационного исчисления . В 1930 Академия наук Украины присудила ему степень доктора математики honoris causa (в 1936 степень была подтверждена Президиумом АН СССР).

Начиная с 1931 Боголюбов совместно с Крыловым работал над созданием теории нелинейных колебаний и создал методы асимптотического интегрирования нелинейных уравнений; эти методы были успешно распространены на статистическую механику. В 1945 он впервые сформулировал представление об иерархии времен релаксации в необратимых процессах, а в 1946 создал метод цепочек уравнений для функций распределения комплексов частиц.

Важные результаты получены Боголюбовым в квантовой статистике. Он применил метод кинетических функций распределения к квантовым системам (1947), разработал метод приближенного вторичного квантования для определения спектра слабовозбужденных состояний квантовых систем (1946).

В 1946 Боголюбов дал объяснение сверхтекучести на микроскопическом уровне, а в 1957 создал микроскопическую теорию сверхпроводимости. Тогда впервые была установлена физическая и математическая аналогия между сверхпроводимостью и сверхтекучестью электронов в металлах – оба эти явления обусловлены взаимодействием частиц, в результате которого образуется сверхтекучий конденсат. Частицы конденсата не могут передавать свою энергию частицам вне конденсата, следствием чего является исчезновение вязкости в случае сверхтекучести и электрического сопротивления в случае сверхпроводимости. Эта теория в 1958 была применена к описанию ядерной материи. В 1968 Боголюбов разработал обобщенный метод Хартри – Фока, учитывающий существование коррелированных пар частиц. Ему принадлежит также идея «квазисредних», позволившая значительно продвинуться в разработке теории фазовых переходов.

Долгие годы, с 1928 по 1973, Боголюбов работал в Институте теоретической физики АН Украины, с 1965 был его директором; ныне институт носит его имя. С 1956 работал в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне (ОИЯИ), где основал лабораторию теоретической физики и был ее первым руководителем. В 1965 стал директором ОИЯИ. Боголюбов был также великолепным педагогом: в 1936–1959 преподавал в Киевском университете, с 1950 в МГУ им. М.В.Ломоносова.

В 1946 Боголюбов был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1948 Академия наук Украины избрала его действительным членом. В 1953 ученый стал действительным членом АН СССР.

Боголюбов был удостоен почетных наград Академии наук СССР: в 1983 ему была вручена Золотая медаль Лаврентьева, в 1984 Золотая медаль Ломоносова, в 1989 Золотая медаль Ляпунова. В 1930 он получил премию академии наук Болоньи, в 1966 премию Хайнеманна Американского физического общества, в 1969 Золотую медаль Гельмгольца АН ГДР, в 1973 Золотую медаль Планка Физического общества ФРГ, в 1974 Золотую медаль Б.Франклина США, в 1981 премию Карпинского, ФРГ, в 1992 медаль Дирака (посмертно). Боголюбов был иностранным членом многих академий.

Памяти Леонида Наумовича Боголюбова (1930–2018)

10 января 2018 года не стало Леонида Наумовича Боголюбова - доктора педагогических наук, профессора, академика РАО. Доброжелательного, мудрого человека, вырастившего целую плеяду учителей истории и обществознания…

Леонид Наумович Боголюбов

Михаил Левит, замдиректора, учитель истории ГБОУ «Школа № 1514», кандидат педагогических наук

Я учился у Леонида Наумовича с 9-го класса. Пришёл в класс, который он создал. Кажется, он тогда уже был кандидатом педагогических наук - и устроил научный эксперимент. Наш класс был единственным во всём Советском Союзе классом с углублённым изучением истории и обществоведения. После реформы 1958 года в стране стали появляться математические классы, классы с углублённым изучением иностранных языков. А «историков» не было. И в советское время таких экспериментальных классов было всего два, включая наш. Они не получили распространения, скорее всего, по идеологическим соображениям.

Но у нас в 49-й школе на Петровке эксперимент состоялся. Леонид Наумович был штатным сотрудником школы, учителем.

Хотя к этому времени он уже преподавал не только в школе, но и в МГПИ имени Ленина, вёл там методику преподавания истории и, возможно, курс научного коммунизма. Занимался новейшей историей, главным образом ХХ века.

Он и у нас вёл историю, начиная с Парижской коммуны. Тот первый урок про коммуну запомнился. Я сразу «ударился» в то, что называется «настоящий преподаватель истории». Это было полноценное умственное воспитание. Не было отдельно объяснений и опросов. Леонид Наумович давал метод познания. На уроках и дома нам нужно было писать, решать сложные интеллектуальные задачки, даже рецензировать книги… Например, на одном из первых уроков мы получили задание: прочитать книгу о Ярославе Домбровском и написать на неё рецензию.

У нас было 8 часов истории в неделю, а по другим предметам всё прлисходило, как в обычной школе, без поблажек. Нагрузка существенная! При том, что в классе всерьёз интересовались историей человек 10–12, а вообще-то класс был неровный. Думаю, эксперимент реализовался не полностью. Боголюбов «зацепил» историей не всех, но обучил всех, весь класс. На выпускном экзамене не было ни одной четвёрки. Подтвердилось правило: огурцы, положенные в банку, станут солёными, хотят они того или не хотят.

Какое впечатление он производил? В класс входил олимпиец. При этом он никогда не прибегал к котурнам, не прибегал ни к артистическим эффектам, ни к громогласной речи. Он заражал интеллектом. Это была красота чистого ума. Такого я больше никогда не видел. Он не устраивал никаких зачётов. Говорил он негромко, но быстро, очень быстро, при этом внятно и чётко. С его голоса всё легко запоминалось. Успел крючки поставить в конспекте - и уже не забудешь.

Его знания были обширны, глубоки, чрезвычайно системны, а мышление отличалось блестящей логикой. Память никогда его не подводила. Ни разу не видел, чтобы на уроках или на лекциях он заглянул в «бумажку». И с тех пор я, честно говоря, с предубеждениям отношусь к учителям, которым на уроках требуются записи.

Он умел даже наши шалости незаметно превращать в часть общего интеллектуального замысла.

После школы общался я с ним всегда почтительно и с восхищением. Он был удивительным учителем. Честно говоря, я не могу понять, почему он ушёл из школы, на много лет ограничил себя работой со студентами. Когда я его об этом спрашивал, Леонид Наумович только отстранённо улыбался. И не отвечал. Он пришёл к нам в школу со своим знаменитым учебником, стал полным академиком РАО - единственный из предметников.

Он принадлежал к классическим шестидесятникам - и по поколению, и по духу. И его главной особенностью была приверженность идеям Просвещения. Леонид Наумович был убеждён: если научить человека правильно мыслить, он будет правильно жить. Это может показаться наивным, но скольким людям эта вера помогла! Такие убеждения были свойственны шестидесятникам. Лучшим из них, тем, кто составил славу этого поколения. Жил он скромно. Его квартира - это, по сути, огромная библиотека. Обстановка в комнатах служила для поддержания книг.

Во-вторых, он был советским интеллигентом в полном смысле этого понятия. Тут важны семейные традиции. Мы ведь знали и его отца - к тому времени уже очень пожилого человека. Он был участником Гражданской войны, политработником. В 10-м классе вёл у нас спецкурс «Основы партийной политической работы». Не больше и не меньше. Рассказывал, как вести партийный журнал, делать фронтовую газету. Такой опыт у него имелся. Словом, Леонид Наумович был воспитан в коммунистической доктрине. При этом он никогда не был догматиком. Просто, как и многие думающие интеллигенты с «просвещенческими» корнями, был убеждён в правоте марксизма вследствие его логичности и универсальности. Всё это есть и в его книгах. И, кстати, не изменил своим убеждениям, когда они вышли из моды. Не отказался от гегельянства и марксизма или постмарксизма, от формационного подхода. И его учебник обществознания - единственный за последние десятилетия учебник, в котором есть метод - как стержень. Ничего близкого по эффективности нет. Современным гуманитарным учебникам остро не хватает системности. А учебник Боголюбова ещё и совершенствовался с каждым новым переизданием.

Ушёл последний представитель советской педагогики и методики. Но после Леонида Наумовича осталась обширная школа. Он ведь и организатором был сильным, создал лабораторию, прямо или косвенно повлиял на многих педагогов, учёных. Его студенты стали кандидатами и докторами. А у каждого из них - тоже ученики.

Антон Молев, председатель Комиссии Мосгордумы по образованию, кандидат философских наук

С именем Леонида Наумовича Боголюбова связана целая эпоха развития российской школы. Можно говорить о разных сторонах его педагогической деятельности. Я упомяну лишь об одной. В сер. 1990-х по инициативе и под непосредственным руководством Леонида Боголюбова был разработан принципиально новый междисциплинарный учебный предмет - «Обществознание».

Напомню, что в тот период преподавание гуманитарных дисциплин находилось в весьма плачевном состоянии. К концу 1980-х годов марксистско-ленинские представления об истории и законах развития общества оказались дискредитированы в глазах общества. Вместе с этим «на свалку истории» попали и советские учебники по истории, обществоведению, литературе. Сейчас это трудно представить, но тогда школа на протяжении нескольких лет вообще жила без учебников гуманитарного профиля.

Историки и словесники сравнительно быстро смогли предложить обществу и школе курсы преподаваний своих предметов и соответствующий спектр разнообразных учебных пособий. Думаю, в тот момент труднее всего было создать полноценный, современный курс обществознания. Курс, призванный решать непростые задачи по формированию общегуманитарной научной картины мира, постижению основ общественного устройства, новому пониманию роли человека в этом устройстве, а также создавать условия для гражданского становления личности, её социализации, получения необходимых практических навыков для жизни в быстро изменяющемся мире. Именно эту задачу решал коллектив специалистов, душой которого оставался Боголюбов.

При этом, являясь признанным учёным, членом-корреспондентом, а затем и академиком РАО, Леонид Наумович находил время для преподавания в школе, не терял связь с реальной учительской практикой. Выпущенный под его редакцией учебник обществознания проходил постоянную обкатку, в том числе и с участием самого академика Боголюбова, на экспериментальных учебных площадках, одной из которых была и наша гимназия-лаборатория № 1505.

Ученики и коллеги Леонида Наумовича Боголюбова стали одними из лучших представителей учительской профессии. Фактически он основал школу, которая продолжила его дело и на протяжении многих лет до сих пор развивает и модернизирует блок обществоведческих дисциплин в системе общего образования.

Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др.

5-е изд., доп.- М.: 2018. - 351с. М.: 2014. - 351с. 5-е изд. - М.: 2009. - 351с.

Учебник создан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Он является центральным компонентом учебно-методического комплекта по обществознанию для 10 класса. Работа с учебником обеспечит сформированность у школьников знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов, представлений о современном российском обществе, об основных тенденциях развития мирового сообщества в глобальном мире. Методический аппарат ориентирован на активную работу с различными источниками социальной информации и проектную деятельность.

Формат: pdf (2018, 351с.)

Размер: 80 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf (2014, 351с.)

Размер: 76,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf (2009, 351с.)

Размер: 54 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Оглавление
Введение 4
Глава 1. Человек в обществе 7
§ 1. Что такое общество -
§ 2. Общество как сложная система 18
§ 3. Динамика общественного развития 28
§ 4. Социальная сущность человека 42
§ 5. Деятельность - способ существования людей 49
§ 6. Познавательная и коммуникативная деятельность 58
§ 7. Свобода и необходимость в деятельности человека 72
§ 8. Современное общество 80
§ 9. Глобальная угроза международного терроризма 93
Вопросы для повторения к главе 1 100
Глава 2. Общество как мир культуры 101
§ 10. Духовная культура общества -
§11. Духовный мир личности 110
§12. Мораль 120
§ 13. Наука и образование 131
§ 14. Религия и религиозные организации 142
§ 15. Искусство 152
§ 16. Массовая культура 162
Вопросы для повторения к главе 2 173
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений 175
§ 17. Современные подходы к пониманию права -
§ 18. Право в системе социальных норм 184
§ 19. Источники права 194
§ 20. Правоотношения и правонарушения 207
§ 21. Предпосылки правомерного поведения 217
§ 22. Гражданин Российской Федерации 229
§ 23. Гражданское право 241
§ 24. Семейное право 253
§ 25. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 264
§ 26. Экологическое право 277
§ 27. Процессуальные отрасли права 287
§ 28. Конституционное судопроизводство 303
§ 29. Международная защита прав человека 312
§ 30. Правовые основы антитеррористической политики Российского государства 322
Вопросы для повторения к главе 3 332
Заключение. Человек в XXI в. 334
Темы проектов 345
Как успешно подготовиться к ЕГЭ

Дорогие старшеклассники!
Вы держите в руках учебник, который поможет вам познакомиться с жизнью современного общества. Вы становитесь старше и можете теперь значительно глубже разобраться в вопросах, которые в 5-9 классах изучали на элементарном уровне. Знакомство с курсом «Обществознание» поможет вам научиться решать проблемы повседневной жизни, которые возникают перед каждым человеком.
Вы живёте в условиях, значительно отличающихся от тех, которые в пору своей юности застали ваши родители. В наше время в жизни общества происходят существенные перемены. Возрастают целостность мира и взаимозависимость всех частей мирового сообщества, ускоряются темпы изменений, происходит усложнение общественной структуры. Это относится и к российскому обществу, в котором в конце XX в. начался и продолжается сегодня сложный процесс становления демократии, перехода от несвободы к свободе, от диктата авторитарной власти к самоуправлению, формированию многовариантных взаимодополняющих гибких социальных систем, способных к саморегуляции, самоорганизации.
Каждый человек, живущий в нашей стране в XXI в., вступающий в контакт и взаимодействие с другими людьми, учреждениями и организациями гражданского общества, с государством, нуждается в социально-гуманитарных знаниях, которые становятся ориентиром для его деятельности. Без таких знаний невозможно понять всё происходящее в современном обществе, а без такого понимания невозможны верные решения и эффективные действия.
Возможно, у тех из вас, для кого приоритетными являются дисциплины естественно-математического или технологического характера, возникнет вопрос: «Зачем я должен вновь возвращаться к обществознанию? Ведь я собираюсь быть не историком, не философом или социологом, а инженером, математиком, исследователем в области естествознания, техники». Самый лучший ответ на этот вопрос дал в конце XX в. известный учёный в области естественных наук академик Никита Николаевич Моисеев: «Чем больше лет я занимаюсь естественными науками, тем больше мне недостаёт гуманитарного образования, и я могу хорошо проследить, как по мере увеличения моего «гуманитарного ценза» менялась и шкала моих естественно-научных интересов, и шкала ценностей. И такой путь прошли, вероятно, все естественники.