Наклонения в русском языке таблица. Наклонение глагола: повелительное, изъявительное, условное

Тема про наклонения глагола – одна из самых несложных грамматических категорий, которая усваивается быстро и легко. Помешать могут лишь трудности необычного и непредсказуемого характера родного языка. С одной стороны, кажется, что все понятно, а с другой, при встрече с конкретным заданием можно «впасть в ступор».

Что такое глагольное наклонение, откуда взялось и зачем нужно?

Сам термин и необходимость обозначения его возникла еще в средних веках. Истоки появления идут из греческого словаря и латыни, где это слово звучит примерно одинаково: enkliss и inclinatio. На Руси в структуру славянских языков понятие наклонение ввел Мелетий Смотрицкий еще в 16-17-ые века.

Количество видов наклонений было далеко не три, как сейчас это считается нормой. Кто-то утверждал, что его не существует, а кто-то выделял даже неопределенные, потенциальные, недействительные наклонения и еще столько же. Неопределенным наклонением считался инфинитив глагола. Недействительным – употребление сочетания слов «чуть не поймал», например. И, потенциальное: «не скажу, что…». В современной грамматической энциклопедии сохранилось даже волюнтативное наклонение. Это употребление глагола совершенного вида в будущем времени в союзе с частицей «как». Например: «а он как треснет!». К счастью, знать и понимать следует только три основных.

Функция наклонения заключается в определении характера связи действия (ее наличия или отсутствия) с лицом или же предметом. То есть эта категория оценивает реальную связь между каким-то действием и тем, кто его совершает, или собирается, и происходит ли оно вообще. Чтобы лучше понять смысл этих слов, надо рассмотреть все отличия форм и соответствующих нюансов.

Как различаются формы глагольных наклонений?

Чтобы ответить на вопрос как определить наклонение глагола, надо четко знать все три его формы.

Не отличается большой сложностью изъявительное наклонение. Тут надо всего лишь знать о следующем:

  • Данное наклонение свидетельствует о реально произошедшей действительности, различающейся по времени.
  • О совершенном и несовершенном виде надо знать следующее: у несовершенного вида есть все временные формы, включая прошедшее, настоящее время и будущее сложное. Например, ловил – ловлю – буду ловить. А у совершенного вида есть только прошедшее с будущим простым, например, поймал - поймает.
  • Следует помнить о способности глаголов прошедшего времени изменяться по числам, причем в единственном числе могут изменять род. Пример: сбежали (мн. ч.), сбежал (ед.ч. м.р.), сбежала (ед.ч. ж.р.), сбежало (ед.ч. ср.р.)
  • Красной тряпкой в глаза должен светить суффикс -л- от формы прошедшего времени. Ведь он присоединяется сразу к основе слова и после него идет родовое, нулевое (у м.р.) или числовое окончание. Пример: победи-л, победи-л-а, победи-л-и.

Если в глаголе его основа имеет конечную букву согласную, есть суффикс -ну- или -чь-, то они меняются либо удаляются. Например, вынести – вынес, вылезть – вылез; воздвигнуть – воздвиг – воздвиг-л-а; прилечь – прилягут – приляжет.

Легко заметить именно эту форму наклонения по тому, что уже реально произошло, сейчас идет или планируется сделать в будущем точно. Ведь недаром само слово «изъявительное» имеет корень «явь».

Видео о наклонениях глаголов Здесь возможно также пару нюансов:

  • Изъявительное наклонение глагола можно спутать с повелительным, когда совпадает глагол в 1 лице множественного числа.
  • Различаются окончания у глаголов в изъявительном (И.н.) и повелительном наклонении (П.н.). В И.н. – окончание -ете- либо –ите- в 1 лице множественного числа зависит от спряжения , в П.н. практически всегда –ите-. Сравнение: Если выберете (1 спряжение, 2 лицо) чебака – клюнет щука или окунь. Выберите (П.н.) именно этого живца, не пожалеете! В первом случае в И.н. обязательно в предложении есть условие, при котором должно совершиться действие. Спряжение учитывается, а во-втором случае – нет.

Для примера будет приведен маленький текст.

Отрывок из цикла рассказов про червячка Пашку

В тексте употреблены глаголы прошедшего времени. Это глагол совершенного вида: наступило, оказался, завис, попал, не знал, съежился, потолстел, не жевал, положили, прогудел, попали; и несовершенного вида – не жевал.

Главный признак прошедшего времени - это суффикс -л-. Это надо зарубить на носу.

Глаголы настоящего времени несовершенного вида: пробивает, не подозревает, поджидает, не хочет, наслаждается, задевает. Здесь признаком будет окончание -ет 3 лица единственного числа. (Окончания ставятся и согласно спряжению).

Будущим временем обозначены слова: будет рыбачить (будущее сложное), появится и исследуем (будущее простое).

В контексте последнего предложения словосочетание «исследуем место» будет говорить именно об изъявительном наклонении, хотя по значению может показаться, что это повелительное. Тут следует быть осторожными, так как тут идет констатация факта будущего, а не побуждение к борьбе.

Как не ошибиться с обнаружением условного наклонения?

Во-первых, само название – условное наклонение глагола говорит о каком-то обязательном условии, при котором должно что-то произойти, но этого еще не было, либо о желании осуществления чего-либо. Во-вторых, его нередко именуют как сослагательное наклонение глагола. А в-третьих, здесь главным моментом будет глагол прошедшего времени с частицей бы или б, которая всегда пишется раздельно с глаголами. Она может стоять в любом месте предложения. Глаголы в этом наклонении могут изменяться только по числам и родам в единственном числе, впрочем, как и обычный глагол прошедшего времени.

Рассмотрим пример с различным местоположением частиц б/бы:

…пока Пашка лежал в коробочке на полке холодильника он все мечтал: «Если б я был сильным, разорвал бы эту емкость и сбежал с друзьями! Эх! Порвать бы эти дырочки на крышке и убежать!», – с тоской думал червячок, - «Придумать мне эдакий хороший план бы, чтоб сбежать отсюда!».

Как отличить повелительное наклонение от остальных?

Повелительное наклонение глагола может выражать такие побуждающие эмоции, как приказ, просьба, запрет, совет, предложение или команда. Время у него полностью отсутствует. Здесь формы повелительного наклонения глаголов зависят от лица, числа и указательных слов.

  • В первом лице – обычно высказывается предложение сделать что-нибудь всем вместе, и начинаться оно может со слова «давайте».
  • Во втором лице единственного числа главную роль играет 0-вой суффикс либо -и-. Во множественном числе к глаголу присоединяется окончание -те.
  • В третьем – часто встречаются слова: «пусть, да, пускай» в сочетании с глаголом будущем времени.

Важно различать один нюанс: формы 2-ого лица множественного числа выглядят следующим образом:

Повелительное наклонение: выберите, постелите

Изъявительное наклонение: выберете (I спр.), постелите (II спр.)

На примере того же рассказа рассмотрим как это выглядит на практике:

… «Давайте устроим побег!» - закричал друг Пашки червяк Болтун. «Не надо! Не бегите пока мы в холоде! Должно быть тепло вокруг, чтоб чувствовать запах земли родной!» - но его никто не слышал, потому как началась паника. Один порвал дырочку в крышечке, другой выпрыгнул и упал на нижнюю полку холодильника. Всем холодно и страшно, но бежать приготовились все: подлезли ближе к крышке. Но тут Захарыч вспомнил о них и отнес баночку в огород, не подозревая о том, что червячки не такие простые, как кажется. И это было их счастье. «Вперед! Ползем к свободе!», - пропищал Пашка, - «Не забудьте меня!». Дедушка был раздосадован, потеряв 50 упитанных червяков, но Пашки и его родных и след простыл.

А Вы помните наклонения глаголов в русском языке? Помогла ли эта статья Вам освежить память или узнать что-то новое? Поделитесь своим мнением в

Такое понятие, как категория наклонения у глаголов, выражает отношение действия к действительности, которая устанавливается говорящим лицом. Действие может мыслиться, как вполне реальный факт, который имел место в прошлом, происходит в настоящем или же такой, который осуществится обязательно в будущем.

В этом случае глагол следует употреблять в изъявительном наклонении в форме настоящего, прошедшего или же будущего времени. Например: «Я читаю книгу», «она рассказала много интересного о своем путешествии», «Александр услышит, что ему расскажут», «мы будем писать на уроке». В этих словосочетаниях четко и ясно указывается на то, что действие происходит в данный момент (глагол читаю), действие точно происходило в прошлом (глагол рассказала) или обязательно произойдет в будущем и при этом нет никаких сомнений (глаголы «услышит» и «будем писать»).

Глаголы в изъявительном наклонении и изменяются по времени. Но тут имеется одна особенность. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении имеют три времени: настоящее, а также прошедшее и будущее.

А глаголы совершенного вида изъявительного наклонения имеют два времени — прошедшее и будущее простое. Например: «Сережа внимательно слушал учителей на уроках и выполнял дома задания со вниманием и очень старательно». В данном предложении глагол в прошедшем времени. Или другой пример: «Я уеду на дачу и встречу там приход весны, увижу, как распускаются первые листочки на деревьях». В этом примере глаголы «уеду» и «встречу» употреблены в простом будущем времени, но это действие не вызывает сомнения говорящего.

Глаголы изъявительного наклонения в отличие от глаголов повелительного или сослагательного наклонения не вызывают сомнения в происходящем, даже если оно планируется в будущем. Можно сравнить эти два предложения, и вы поймете разницу. (Максим упал, и его ударили … и «Ударь, бей, бей его!» — кричали ребята, что собрались во дворе школы). В первом предложении глагол употреблен в изъявительном наклонении и в данном случае действие закончено — упал, ударили. А во втором предложении употреблена форма повелительного наклонения — ударь, бей, однако никто не знает, будет ли совершенно это действие. Этим глаголом только высказывается призыв ударить, но действия пока как такового нет, а потому употребляется в данном случае повелительное наклонение.

В сослагательном наклонении высказывается также просьба что-то сделать, но более мягко, нежели это делается в повелительном наклонении, действие представляется возможным или желательным, но еще неосуществленным. (Я бы упал , но дорожка была обильно посыпана песком. Алексей с великим удовольствием пошел бы в театр, но…).

Формы наклонений

1) Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходит, происходило и будет происходить. Из самого названия - "изъявительное" - следует, что действие происходит наяву, в реальности.

Глагол в изъявительном наклонении может изменяться по временам: например, играю, играл, буду играть .

2) Глаголы в условном наклонении обозначают действие, которое могло бы произойти при соблюдении определенных условий.

Условное наклонение образуется при помощи частицы "бы", а также формы прошедшего времени: выучил бы, прочитал бы .

3) Глаголы в повелительном наклонении обозначают действие, которое кто-то просит или приказывает выполнить.

Такие глаголы в большинстве случаев употребляются в форме второго лица (сядь, встань), а также с частицей "-ка" (прочитай-ка, сбегай-ка). Часто глаголы повелительного наклонения сопровождаются восклицательным знаком.

Правила: изъявительное наклонение

Чтобы определить, какого наклонения глагол, необходимо посмотреть на предложение, в котором он используется, обратить внимание на наличие частицы "бы" или факта просьбы, приказа.

Чаще всего встречаются глаголы изъявительного наклонения - это та форма, которую мы используем в повседневной жизни.

Глаголы изъявительного наклонения можно увидеть в повествовательных, описательных и текстах-рассуждениях, поскольку такая форма практически универсальна.

Глаголы в изъявительном наклонении могут стоять в любом времени - прошедшем, настоящем или будущем. Это связано с тем, что изъявительное наклонение не несет в себе практически никакой эмоциональной окраски (в отличии от, например, повелительного, которое возможно только в будущем времени).

Также глагол в изъявительном наклонении может изменяться согласно категории лица, а также категории вида - быть совершенного либо несовершенного вида.

Необходимо помнить, что в отдельных случаях глаголы изъявительного наклонения могут использоваться в значении повелительного наклонения: "Пошла, пошла!", "И квасу мне принесёшь" - как правило, такой выбор делается, чтобы обращение звучало вежливо, а не как приказ.

Глагол изъявительного наклонения может содержать в себе вопросительную интонацию. Но возможна и обратная связь: использование глагола повелительного наклонения в значении изъявительного - "Мне кто-то и шепни на ухо..." - для создания эффекта описания.

Такой выбор, как правило, объясняется желанием автора придать своему тексту более яркую стилистическую окраску. В нейтральной речи такие приёмы обычно не используются.

Наклонением глагола называется непостоянный грамматический признак, который показывает оценку действия говорящим. Различные его виды указывают, как говорящий оценивает действие: то ли он считает его возможным при каком-то условии, то ли желательным, то ли реальным.

Они могут быть трех видов:

Конспект урока для 6 класса

Примечание:

Тема рассчитана на два урока. Первый урок – общее понятие о наклонении, знакомство с наклонениями глагола; второй урок – . Уроки составлены в соответствии с § 74 учебника Л. М. Рыбченковой.

Наклонение глагола.

    изучение нового материала;

    развитие умений морфологического разбора глагола, орфографических навыков;

    воспитание любви к русскому языку и интереса к его изучению.

    Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;

    Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;

    Коммуникативные: умение выразить мысль;

    Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Тип урока:


Комбинированный

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний:

    А) Повторение орфограммы «Ь на конце глаголов 2 лица единственного числа» ; объяснительный диктант.

    Идёшь по лесу, оглядываешься вокруг и вдруг увидишь то там, то здесь семейки грибов: растут в тени, спрятались от грибников. Пока собираешь их, несколько раз обходишь каждую полянку. Почувствуешь усталость – где-нибудь присядешь на пенёк и отдыхаешь. Замечаешь вблизи колокольчик. Кажется, задень его – и зазвенит!

    Б) морфологический разбор глаголов из 1-го предложения (повторение настоящего, будущего и прошедшего времени глагола, вида, переходности, возвратности).

    В) Создание проблемной ситуации: охарактеризуйте глагол ЗАДЕНЬ из последнего предложения; можем ли мы определить время этого глагола? В чём его необычность?

    Изучение нового материала.

    А) Тема урока, целеполагание, мотивация, планирование работы.

    Б) Наблюдение над языковым материалом (упр. 524): в каком предложении сообщается о реальном действии, в каком – о возможном, в каком – о желательном, необходимом?

    Мы к маскараду готовимся. Не бойся, пойдём с нами. Мы тебя и не взяли бы.

    В) Чтение теоретического материала в учебнике, подготовка устного ответа по таблице (работа в парах):

    Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: происходит оно на самом деле или является только возможным, желательным или необходимым. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходили (прошедшее время), происходят (настоящее время) или будут происходить (будущее время).

    Например: ловил, ловит, будет ловить .

    Глаголы условного и повелительного наклонений обозначают не реальные, а возможные или желательные, необходимые действия.

    Например: ловил бы, лови.

    Г) Упр. 525: выписать из текста глаголы, указать их время и вид.

    Бросил – прошедшее, совершенный;

    прячутся – настоящее, несовершенный;

    добрались – прошедшее, совершенный;

    полетела – прошедшее, совершенный;

    отдохну – будущее, совершенный;

    кончится – будущее, совершенный;

    буду оплакивать – будущее, несовершенный.

    отличительная особенность глаголов изъявительного наклонения в том, что они имеют формы времени.

    Д) Объясним смысл фразы:

    «Точка отсчёта для времени глагола – это момент речи, то есть момент, когда мы говорим».

    Что она означает? (На примере глаголов рисовал, рисую, буду рисовать ). Учащиеся объясняют, составляют предложения, рассказывают, какими рисунками проиллюстрировали бы эти предложения.

    Е) Анализ материалов таблицы упр. 527:

    глаголы какого вида имеют формы всех трёх времён?

    Глаголы какого вида не имеют формы настоящего времени?

    Как вы думаете, с чем это связано?

    Опираясь на материалы таблицы, рассказать о том, как связаны вид и время глагола.

    (Глагол совершенного вида обозначает действие, имеющее предел, результат, а в настоящем времени действие происходит, результата ещё нет, поэтому глаголы совершенного вида не могут стоять в настоящем времени).

    Ж) Образовать от глаголов в упр. 528 формы прошедшего времени единственного числа мужского рода:

    вязать, поднять, укрыть, пилить, слушать, кинуть, верить, заметить, замечать, управлять, заледенеть, улыбаться, бороться, молчать.

    Обозначить суффиксы и окончания. Сделать вывод о том, как образуется форма прошедшего времени глагола. (От основы инфинитива с помощью суффикса Л).

    З) Изменение текста: записать фрагмент текста, ставя глаголы в форму прошедшего времени. Как изменится смысл текста? (Текст на экране или предварительно записан на доске).

    Метель воет и свистит на полях. Она гонит тучи снега по небу, наметает сугробы на земле. Метель заносит тропинки и дорожки и торопит домой запоздалого путника. Она гудит в проводах, барабанит в окна. Везде метель. Она гудит и ревёт на разные голоса.

    Проверка, подведение итогов, оценивание.

    Рефлексия: что нового узнали о глаголе? Какие существуют наклонения? С каким наклонением работали сегодня на уроке? В чём его отличительная особенность?

    Что было самым интересным на уроке? Какой вид работы больше всего понравился? Что оказалось трудным, что нужно будет повторить?

  1. Домашнее задание:

    Устный рассказ о наклонениях глагола на основе таблицы упр. 524, подобрать свои примеры.

    Упр. 529 по аналогии с последним заданием: записать текст, заменив глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени.

    Школьники ставят палатки, идут собирать хворост для костра. Возле вожатого остаются несколько человек. Они чистят картошку, приносят воду из ручья. Девочки собирают ветки и устилают ими палатки, сверху на ветки укладывают спальные мешки. Так дети готовят ужин и ночлег. Быстро темнеет. Всё вокруг стихает и засыпает.

Достаточно простой вопрос, хотя у многих он вызывает определенные затруднения. На самом деле, все намного проще, чем кажется на первый взгляд.

Что это?

Прежде чем вдаваться в правила, касающиеся наклонений, нужно разобраться с тем, что это вообще такое. Это особая грамматическая указывающая на связь между действием и реальностью. То есть это не самостоятельная часть речи, а форма глагола, показывающая уже существующее или возможное в будущем действие.

Виды и формы наклонений глаголов

В лингвистике различают следующие виды данной категории:

  • Изъявительное.
  • Сослагательное.
  • Повелительное.
  • Желательное наклонение (среднее между сослагательным и повелительным).
  • Позволительное.
  • Предлагательное.
  • Намерительное наклонение (выражающее намерение).
  • Отрицательно-просительное (выражение просьбы о том, чтобы действие не осуществилось).
  • Ирреальное (характерно для индейских и тихоокеанских языков; оно характеризует действие, которое почти свершилось).
  • Пересказательное (применяется в латышском языке; существует для переложения прямой речи в косвенную).

Первые три из приведенных наклонений будут разобраны более подробно, потому что именно они имеются у глаголов в русском языке. Однако так как всего видов целое множество, то в русском языке каждый из имеющихся обладает различными характеристиками модальности, то есть совмещет в себе несколько наклонений.

Изъявительное, сослагательное и повелительное наклонение - особенности

Изъявительное наклонение или индикатив - категория, выражающая процесс в любом времени. Морфологического показателя этот вид не имеет, вместо этого используются морфемы времени и лица глагола.

Дополнительные модальные характеристики данного подвида категории - решимость, готовность, угроза и другие интонационные моменты.

Повелительное наклонение или императив - категория, отвечающая за выражение просьбы, приказа или побуждения к действию. Его также называют побудительным наклонением. У данной категориии нет форм времени, зато можно выделить формы 2 лица единственного и множественного числа и 1 лица множественного числа, то есть такой глагол сочетается с местоимением «ты», «вы» и «мы», соответственно.

Дополнительные модальные характеристики данного подвида категории - желательность, допущение, долженствование и другие.

Сослагательное наклонение или субъюнктив - категория, обозначающая желаемый, предполагаемый или возможный процесс. У этого вида нет форм времени, но оно изменяется по числам и родам. Особенностью этого подвида является наличие частицы "бы", то есть вопрос к глаголу звучит не "что (с)делать?", а "что бы (с)делать?". Поэтому данное наклонение так же называется условным.

Другие модальные характеристики этого данного подвида категории - желание, совет, сожаление.

Таблица с примерами

Приведем примеры на каждый вид наклонения глаголов в таблице.

Индикатив (изъявительное)

Субъюнктив (сослагательное)

Императив (повелительное)

Я пишу/писал/буду писать

Я бы написал(а)

Ты пишешь/писал/будешь писать

Он/она пишет/писал(а)/будет писать

Он/она бы написал(а)

Мы пишем/писали/будем писать

Мы пишем!

Вы пишете/писали/будете писать

Вы пишите!

Они пишут/писали/будут писать

Они бы написали

особенности - не имеются

особенности - нет форм времени и лиц

особенности - нет форм времени, не все формы лиц

Как определить наклонение глагола?

Определить описываемую грамматическую категорию бывает довольно сложно. Но решить эту задачу вам поможет таблица наклонений глаголов, которую мы предлагаем вашему вниманию. Нужно задать вопросы из первой колонки и найти ответы в колонках справа. Можно воспринимать это алгоритмом, объясняющим, как определить наклонение глагола.

Индикатив

Субъюнктив

Императив

Что обозначает

действие, которое было, есть или будет

действие, которое могло бы быть

приказ, просьба, побуждение к действию

В какой форме употребляется

все формы лица, числа, времени и рода

только формы числа и рода, всегда в прошедшем времени

нет форм рода, времени, только формы 2 л. ед. и мн. числа и 1 л. мн. число

Пример для наглядности

Я кушаю/кушал/буду кушать сегодня вечером

Он бы покушал сегодня вечером

Покушай сегодня вечером!

Есть еще один простой способ. Чтобы определить наклонение глагола, нужно сначала задать себе вопрос, несет ли слово в себе приказ или побуждение? Таким образом, отсеется императив. Далее нужно найти частицу «бы». Если ее нет, то субъюнктив тоже уберется из возможных вариантов. Вообще изъявительное наклонение является самым часто употребимым среди остальных подвидов категории, но иногда это все же не мешает проверить.

Как видите, тема наклонений в русском языке далеко не самая простая, но и не самая сложная. Чтобы правильно определять принадлежность глалола к данной категории, нужно просто понимать, какой смысл он несет, и обращать внимание на окружающие глагол слова. Зачастую именно это и помогает сделать правильные выводы.