Налоговая юрисдикция государства в отношении резидентов действует. Понятие и пределы налоговой юрисдикции государства. Налоговая юрисдикция: классификация соглашений

Налоговая юрисдикция государства основывается прежде всего на его суверенитете в отношении своей территории. Каждое государство защищает свое право суверенитета и допускает применение иностранного налогового законодательства на своей территории только со своего согласия и в установленных им рамках. Непосредственная деятельность иностранных налоговых инспекторов, как правило, не допускается (хотя представители налоговой службы могут присутствовать в составе консульских и дипломатических представительств, действующих в других странах); преследование нарушителей иностранных налоговых законов возможно только при наличии соответствующих соглашений между этими странами (соглашения об оказании правовой помощи, о взаимной выдаче преступников, об исполнении судебных решений сторон и т.д.).

Немногими исключениями из применения территориальной налоговой юрисдикции являются помещения посольств (на основе взаимности) и представительств некоторых международных организаций (на основе договоров, заключенных принимающим государством с этими организациями), а также территорий иностранных военных баз (на основе соответствующих международных договоров).

Посубъектная налоговая юрисдикция государств предполагает право каждого государства облагать налогами своих национальных лиц (физических и юридических) вне зависимости от их места проживания или местонахождения. Посубъектная налоговая юрисдикция общественных организаций распространяется ими на лиц, являющихся их членами, участниками или сторонниками.Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / под ред. Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М. : Издательство Юрайт, 2016. -- 495 с. -- Серия: Профессио­нальное образование.

Пределы и методы реализации налоговой юрисдикции различаются по видам использующихся налогов. Более разработанные правила внедрения налоговой юрисдикции работают в отношении подоходных налогов.

В основе налоговой юрисдикции государств в отношении подоходных налогов лежит основанное на территориальном принципе право каждого государства облагать такими налогами доходы, полученные на его территории, и доходы, источником которых является деятельность, осуществляемая на территории этого государства. При этом следует иметь в виду, что большинство развитых стран применяют концепцию налогообложения своих граждан (подданных) или резидентов (физических и юридических лиц) по общей сумме их доходов (а некоторые страны -- и по общей сумме их имущества, капиталов). Наша страна никогда не будет основываться лишь на практике других стран поэтому любые правленческие решения в области налогов правительство будет принимать только исходя из опыта нашей страны. А практику соседних стран мы возьмем за структуру поведения и просто обычное рядовое мнение на данную тематику и проблематику. В рамках такой концепции закономерно возникает и необходимость учитывать и облагать налогами доходы и активы, реализуемые и используемые на территории других стран. Но эти другие страны, исходя из своего суверенитета, считают доходы и активы, получаемые или принадлежащие иностранцам, также своими и облагают их налогами, невзирая на претензии других государств. Отсюда возникает проблема международного двойного налогообложения, которая является одной из основных проблем международных налоговых отношений.

Россия сотрудничает со многими странами и участвует во многих налоговых соглашениях. Конечно сейчас в условиях жестких экономических санкциях многие партнеры прекратили свои проекты и связи с нами. Все же важно знать, что такой процесс носит временный характер. Запад уже очень много раз пожалел, что принял такое решение и при этом потерял очень выгодные контракты. Мы же реализуем и черпаем свои ресурсы среди своей страны и дружественных соседей. В некоторых ситуациях просто необходимо дать совет чтобы для дальнейшего продвижения с другими странами необходимо немного где-то снизить пороговый налог и потом наверстать эту сумму в коэффициенте прибыльности в целом. Тем более что в мире сейчас в целом происходит нестабильность всей экономики и это не может никак не отразиться и на нас. Война на Украине тоже в какой-то степени заставила задуматься о проблеме всей политики, в том числе и налоговой. При этом все международные договоры (в сфере налогообложения) делятся на пять групп: Налоги и налогообложение: учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. -- М.: Издательство Юрайт, 2016. -- 503 с. -- Серия: Профессиональное образование.

1. К первой группе относятся документы, касающиеся развития в сфере экономики и оптимизации сферы налогообложения. Сюда можно отнести следующие соглашения:

А) О развитии интеграции;

О создании зоны для свободной торговли. В таком договоре приписываются обязательства не облагать импортируемые товары, ввозимые со страну-партнера, налогом, превышающим налог на внутренние товары. Кроме этого, при создании зоны свободной торговли отменяются различные сборы, налоги и пошлины, численные лимиты на ввоз (вывоз) продукции;

О товарообороте и производственном сотрудничестве (кооперации) в сфере машиностроительной отрасли. По такому виду договора исключено налогообложение с сырьевой продукции, комплектующих и материалов, необходимых для производства;

О механизме и условиях развития государственной промышленности между странами-участниками СНГ. Данное соглашение было подписано еще в 1993 году. Его участники договорились не применять в отношении друг друга акцизы, налоги, пошлины (ввозные и вывозные), а также численные лимиты на товары, которые передаются по кооперации, то есть в пределах режимов переработки.

Б) Об унификации (оптимизации) соглашений:

Договор, заключенный между налоговыми комитетами Беларуси, Казахстана, налоговой инспекцией Кыргызстана и ГНС (ныне ФНС) России в отношении методологии обложения налогами. В этом соглашении закреплены основные принципы унификации;

Договор о создании унифицированного законодательства в налоговой сфере, осуществлении общей политики в налоговой сфере Союзной страны. Участниками этого соглашения являются две страны - Беларусь и Россия. В договоре основное внимание уделяется правилам и принципам налогообложения, общим правам и обязательствам плательщиков налогов, перечню налогов и так далее.Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / под ред. Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М. : Издательство Юрайт, 2016. -- 495 с. -- Серия: Профессио­нальное образование.Отметим, что на сегодняшний день эта страна является нашим самым важным и главным дружественным сотрудником.

2. Ко второй группе относятся договора, описывающие особенности взимания косвенных налогов в торговой сфере между различными странами. В таких документах прописываются принципы стягивания налогов косвенного типа при проведении внешнеторговых сделок между различными странами.

К категории косвенных относится два вида налогов - акцизы и НДС. Нулевая ставка подразумевает отсутствие налога на услуги (товары). По сути, речь идет о полном освобождении от налогообложения по определенной группе товаров. Одним из таких документов стал договор между Арменией и Россией, в котором прописаны принципы взимания косвенного налога.

В договоре указывается страна назначения, то есть государство, в которое ввозится товар. При этом хозяйствующие субъекты - это плательщики налогов в этой стране.

Существует и другое соглашение между РФ и Кыргызстаном, по которому товары облагаются минимальным (в данном случае «нулевым») налогом.

Ко второй группе можно также отнести следующие соглашения:

О принципах взимания косвенных налогов. Договор был оформлен сторонами в 2000 году между Казахстаном и РФ. По его условиям услуги, оказываемые страной-партнером, облагаются косвенным налогом, за исключением обслуживания и транспортировки грузов, ввозимых на территорию другой страны, обслуживания и перевозки транзитных грузов, транспортировки багажа и пассажиров;

Для контроля перемещения товаров, обмена информацией и проведения точного учета применяется Товарная номенклатура по договору между Азербайджаном и правительством России.

3. В третью группу вошли международные соглашения, направленные на устранение негативного эффекта двойного стягивания налогов, а также исключение проблем невыполнения обязательств в сфере налогообложения.

С настоящий момент РФ является одним из главных участников целого ряда таких соглашений, применяемым к основным группам налогов - на прибыль (для компаний), на доходы (для физических лиц), на имущество (для компаний и физических лиц). Все эти виды значимы по своей сути и представляют для страны особую важность и необходимость точного и неукоснительного исполнения.

К наиболее известным можно отнести соглашения по защите от двойного обложения налогами и по защите от уклонения между Правительствами России и других стран (Шри-Ланки, Греции, Мексики и так далее).

Указанные выше договора относятся к наиболее популярным видам налогов - на имущество и на прибыль.

4. К четвертой группе относятся договора, которые касаются сферы налогообложения в отношении транспорта и осуществления международных перевозок в РФ. Сюда можно отнести: Налоги и налогообложение: учебник для СПО / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. -- М.: Издательство Юрайт, 2016. -- 503 с. -- Серия: Профессиональное образование.

Конвенцию по налоговому режиму, касающуюся иностранных автомобильных шин. Этот документ был заключен еще в 1931 году. Его суть в том, что машины, прошедшие регистрацию в странах-участницах соглашения, в ряде случаев освобождаются от налогов (пошлин). При этом данное условие не имеет отношения к пошлинам и налогам потребительского сектора. Конвенция в первую очередь касается транспортных средств, применяемых для перевозки людей (оказания платных услуг), а также в виде средств для перевозки продукции;

Соглашение, подразумевающее взаимное снятие налогов автомобилей, принимающих участие в международном сообщении. Документ был заключен еще в 1980 году правительствами двух стран - СССР и ФРГ. По условиям соглашения автомобили, которые въезжают на территорию страны-партнера на определенное время, не требуют оплаты транспортного налога.

Есть еще группа международных соглашений, подразумевающих защиту от двойного сбора налогов в сфере морского и воздушного транспорта. Здесь стоит выделить соглашения:

Об обоюдном освобождении компаний, а также их персонала от вносов и налогов на оформление социального страхования. Такой договор был заключен в 1972 году. Участники соглашения - правительства Финляндии и СССР. По условиям соглашения автомобильные предприятия Финляндии, работающие на территории РФ, не должны платить налоги на имущество;

Об освобождении от двойных налогов в сфере морского судоходства. Соглашение было подписано в 1975 году. Его участники - Италия и СССР. По условиям договоренностей между сторонами итальянские компании освобождаются от налогов на имущество, касающегося данного вида деятельности, и от налогов на доходы.

5. К пятой группе относятся договора, цель которых - борьба с нарушениями в сфере законодательства. Здесь можно выделить две большие категории таких договоров:

К первой категории относятся соглашения, в которых в роли компетентного органа выступает МНС РФ. По условиям таких договоров все нарушения налогового законодательства можно трактовать как бездействие или противоправное действие, за что полагается юридическая ответственность. К примеру, такой договор есть между Украиной и Россией. Он был заключен еще в 1997 году. По его условиям страны оказывают взаимную помощь в пресечении нарушений в налоговой сфере, в предоставлении необходимой информации, касающейся налогового законодательства, в создании эффективных компьютерных систем, совершенствующих работу налоговых структур. Сегодня эти две страны не так тесно сотрудничают, как раньше. Украина всегда была для нашей страны братским народом так как большой процент населения там разговаривает на русском языке имеет русское происхождение. Виной тому нынешнее правительство, которое не учитывает всей той помощи, которую мы на протяжении долгих лет оказывали им ей и даже сейчас в такой не простой период мы всегда согласны на конструктивный разговор между главами обеих стран. Наше правительство много раз шло на встречу и пыталось прийти к единой точке соприкосновения, которая могла быть дать всем нужные результаты как в финансовом плане, так и в жизненном. Также в договоре речь касается сотрудничества в области обучения кадров и так далее;

Ко второй категории относятся договора, где компетентный орган - МВД России. К примеру, можно выделить соглашение между Швецией и РФ в области борьбы с нарушениями в сфере налогового законодательства.

6. К шестой группе относятся договора, в которых прописываются налоговые нормы.Налог на доходы физических лиц: европейская практика администрирования налога. Аксенова А.А. Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 3 (22). С. 3.

Налоговая юрисдикция государства – это возможность государства устанавливать права и обязанности в сфере налогообложения и сборов для лиц, связанных экономическим взаимодействием с данным государством в рамках налоговых правоотношений. В налоговом праве экономическая связь лица с территорией конкретного государства определяется посредством принципа постоянного местопребывания – резидентства. Налоговая юрисдикция государства в отношении нерезидентов действует только на его территории, а по отношению к резидентам она может действовать и за его пределами, например, в случае с НДФЛ.

Проблемы пределов налоговой юрисдикции государств:

1. Налогоплательщик признается резидентом в нескольких государствах одновременно и несет неограниченную налоговую обязанность как резидент перед каждым из них (одновременная полная налоговая обязанность). Например, российское юридическое лицо с местом центрального управления и контроля (Советом директоров) в Лондоне;

2. Налогоплательщик не признается резидентом ни в одном из государств, но каждое из них облагает одинаковый объект налогообложения, который у него возникает (одновременная ограниченная налоговая обязанность). Например, доходы артистов с плотной гастрольной программой по всему миру и с импресарио в Лондоне;

3. У резидента одного государства возникает объект налогообложения на территории другого государства, и оба государства взимают налог с этого объекта налогообложения. Например, доходы российской компании за границей, доходы физического лица – налогового резидента РФ за границей.

При определении пределов налоговой юрисдикции государства руководствуются следующими правовыми категориями, правовыми институтами и правовыми режимами:

1. Понятие территории государства, которое имеет значение, во-первых, для квалификации лиц в качестве резидентов или нерезидентов; во-вторых, для квалификации объектов налогообложения, как возникающих или не возникающих на территории соответствующего государства. Реализация принципа территориальности в международном налоговом праве основана на территориальном верховенстве, которое выражает всю полноту налоговой власти государства во всех ее конституционных организационно-правовых формах (законодательной, исполнительной, судебной), но только в пределах территории государства. Полная налоговая юрисдикция государства распространяется на его государственную территорию, которая включает: - территорию субъектов РФ; - внутренние воды; - территориальные моря; - воздушное пространство. Ограниченная налоговая юрисдикция распространяется на: - континентальный шельф; - исключительную экономическую зону. Территориальные пределы налоговой юрисдикции государства имеют тенденцию к расширению, когда они не ограничиваются собственно государственной территорией, а распространяются также на континентальный шельф и исключительную экономическую зону на основании международных соглашений и налогового законодательства РФ, когда речь идет о налоге на имущество организаций, НДПИ, платежах за пользование природными ресурсами, налогах на доходы, облагаемые по международным соглашениям. Территориальная принадлежность объекта налогообложения определяется на территории государства:



В отношении активных доходов (поступлений от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг), если они связаны с ведением иностранным лицом какой-либо деятельности на территории РФ.

В отношении пассивных доходов (поступлений от дивидендов, арендной платы, процентов по вкладам и т.п.), если на территории РФ находится предмет гражданских прав, реализация которых приносит поступления иностранному лицу.

2. Институт резидентства в международных соглашениях об избежании двойного налогообложения решает проблему одновременной полной налоговой обязанности, возникающей в результате признания резидентства одновременно в нескольких государствах, путем установления критериев, в соответствии с которыми лицо признается резидентом только в одном из договаривающихся государств. Указанные критерии называются тестами резидентства. При определении резидентства физических лиц приоритетным является физическое присутствие на территории страны не менее 183 календарных дней в налоговом периоде, а при определении резидентства юридических лиц – государственная регистрация на территории страны, однако применяются и иные тесты резидентства как последовательно, так и альтернативно. В национальном законодательстве используются только указанные критерии. При этом налоговое законодательство государств предусматривает устранение юридического многократного налогообложения только для своих резидентов в случаях с объектами налогообложения, облагаемыми дважды. На практике указанным критериям - тестам резидентства также отдается предпочтение и при применении международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Резидентство устанавливается компетентным органом в справке, которая должна быть апостилирована либо легализована в консульстве и переведена на национальный язык при надлежащем документальном оформлении перевода с нотариальным или приравненным к нему удостоверением для использования в налоговых правоотношениях с иностранным элементом.

3. Институт постоянного представительства иностранной организации. Активные доходы не подлежат налогообложению у иностранного юридического лица, если их получение не приводит к образованию постоянного представительства, и они не относятся к облагаемым налогом на прибыль доходам от источников в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения и налоговым законодательством РФ. Значение постоянного представительства заключается в возможности облагать иностранную компанию в части деятельности, приводящей к образованию постоянного представительства на территории РФ, как российское юридическое лицо в части его деятельности на территории РФ, то есть приравнять для целей налогообложения иностранную компанию к российскому юридическому лицу в части его деятельности на территории РФ, а не за границей.

4. Режимы налогообложения субъектов иностранного права: национальный; недискриминации; наибольшего благоприятствования; взаимности.

Национальный режим – одинаковый правовой статус национальных и иностранных лиц в государстве с точки зрения налогового бремени. Различия обусловлены, во-первых, особенностями ведения деятельности иностранных лиц на территории РФ, в процессе которой возникают либо не возникают налоговые обязательства; во-вторых, организационно-техническими и контрольными возможностями налоговых органов в отношении иностранных лиц.

Режим недискриминации – предоставление иностранным лицам не худших условий налогообложения и налогового администрирования, чем те, которые предоставлены национальным лицам данного государства либо иностранным лицам других стран в данном государстве.

Режим наибольшего благоприятствования – предоставление другому государству и его национальным лицам льготных (наиболее благоприятных) условий налогообложения по сравнению с теми, которые действуют либо могут быть введены для любой третьей страны.

Режим взаимности – предоставление иностранным лицам благоприятных условий налогообложения, если национальные лица предоставляющего государства пользуются аналогичными благоприятными условиями в соответствующем иностранном государстве.

5. Институт ограничения налоговой юрисдикции государств в международных соглашениях об избежании двойного налогообложения решает проблему, когда у резидента одного государства возникает объект налогообложения на территории другого государства, и оба государства взимают налог с этого объекта налогообложения - система коллизионных норм, которые полностью или частично отсылают решение определенных вопросов налогообложения к законодательству одного из договаривающихся государств. Налоговая юрисдикция ограничивается как в отношении резидентов, так и нерезидентов. В международных соглашениях об избежании двойного налогообложения устанавливается презумпция облагаемости объектов налогообложения в государстве резидентства, которая закреплена в специальной норме международных соглашений об избежании двойного налогообложения: «Другие доходы». В государстве нерезидентства облагается только прибыль постоянного представительства, фиксированной базы, доходы артистов, спортсменов, директоров, от государственной службы, в виде пенсий; недвижимость и доходы от нее.

6. Институт методов устранения многократного (двойного) налогообложения в национальном законодательстве и международных соглашениях об избежании двойного налогообложения

1. Метод освобождения, который применяется к объекту налогообложения – позитивное и негативное / с прогрессией и без прогрессии:

§ Позитивный метод освобождения предполагает, что из базы резидентского (смешанного) налога вычитается часть объекта налогообложения, которая возникла за границей (без прогрессии) и которая учитывается при исчислении средней расчетной ставки (с прогрессией);

§ Метод негативного освобождения предполагает, что при определении налоговых обязательств налогоплательщика перед государством его резидентства учитываются убытки, понесенные им в иностранных государствах. Они вычитаются из налогооблагаемой базы (без прогрессии) или могут быть учтены при исчислении средней расчетной ставки налога (с прогрессией);

§ Глобальный метод освобождения: Для определения «иностранной» прибыли из прибыли, полученной в одном государстве нерезидентства, вычитаются убытки, полученные в другом государстве нерезиденства.

2. Метод кредита, который применяется к налоговому окладу – без ограничения / с ограничением:

§ В государстве резидентства учитываются все части объекта налогообложения, возникшие как в государстве резидентства, так и вне его. Исходя из этого, исчисляется налоговая база. Затем из налогового оклада, исчисленного со всего объекта налогообложения, вычитается сумма налога, уплаченная за границей (без ограничения);

§ При этом размер засчитываемой суммы не может превышать суммы налогового оклада с данной части объекта налогообложения, подлежащей уплате в государстве резидентства по соответствующему объекту налогообложения, возникшему за границей (с ограничением).

Понятие и общая характеристика налоговой юрисдикции

Формирование бюджета и взимание налоговых платежей выступает одной из ключевых задач государства, призванных обеспечить его жизнеспособность, а также благополучие его граждан, поскольку большая часть собираемых налоговых платежей поступает на обеспечение реализации общесоциальных целей и задач.

Данный факт предопределяет повышенный интерес законодателя и представителей научного сообщества к проведению анализа и изучения проблем, связанных с взиманием налогов в целом, а также с определением налоговой юрисдикции государства. Несмотря на отсутствие единообразного определения обозначенного термина, как в действующем законодательстве, так и в научной среде, в наиболее общем виде соответствующая категория может быть определена следующим образом:

Определение 1

Налоговая юрисдикция государства – это гарантируемая Конституцией и действующим законодательством возможность государства (представленного в лице его органов и должностных лиц) устанавливать права и обязанности в сфере налогообложения и сборов для лиц, связанных экономическим взаимодействием с соответствующим государством в рамках налоговых правоотношений.

При этом для целей проведения характеристики налоговой юрисдикции следует обратить внимание на то, что в действующем законодательстве о налогах и сборах обозначенная экономическая связь лица с территорией того или иного государства определяется через свойство резидентства – то есть постоянного пребывания на территории определенного государства.

Однако признак резиденства не является исчерпывающим при изучении налоговой юрисдикции государства, поскольку, с одной стороны, действительно, налоговая юрисдикция конкретной страны распространяется на иностранных граждан (нерезидентов) только на его территории, однако по отношению к собственным гражданам (резидентам), соответствующая юрисдикция может действовать и во время нахождения гражданина на территории иностранного государства (например, применительно к уплате налога на доходы физических лиц).

Проблемы налоговой юрисдикции государства

В современном мире, в условиях глобализации и активизации миграционных процессов, традиционно ограничивавшаяся свойством резиденства налоговая юрисдикция государств испытывает значительные проблемы, основными из которых выступают:

  1. Ситуация при которой конкретное лицо, в силу особенностей национального налогового законодательства разных стран, одновременно признается в качестве резидента в нескольких государствах, исполняя, в этой связи, неограниченную налоговую обязанность одновременно перед каждым из них;
  2. Налогоплательщик, не являясь резидентом ни в одной из государств, претерпевает налоговое бремя в связи с возникновением одинакового объекта налогообложения, применительно к которому разные страны одновременно исчисляют налоговые платежи;
  3. У налогоплательщика-резидента одного государства возникает объект налогообложения на территории другого государства, в связи с чем, каждое из них взимает в соответствии с национальным налоговым законодательством налоговых платеж в отношении соответствующего объекта.

Большинство обозначенных проблем, чаще всего, разрешается посредством заключения международных соглашений, например, об избежании двойного (многократного) налогообложения.

Пределы налоговой юрисдикции государства

Несмотря на преобладание обозначенного выше признака резидентства в упорядочении вопросов государственной налоговой юрисдикции, определение его пределов выступает достаточно сильной теоретической и правоприменительной проблемой. В этой связи, представляется целесообразным обратить внимание на то, что при определении пределов налоговой юрисдикции государства надлежит руководствоваться следующими правилами и признаками:

Во-первых, правильно определять понятие территории государства, необходимое как для квалификации лиц в качестве резидентов или нерезидентов, так и для правильной квалификации объектов налогообложения, с тем чтобы определить возник ли он на территории соответствующего государства или не возник.

Пример 1

Так, например, полная налоговая юрисдикция государства распространяется только на его территорию, в которую включается территория субъектов, внутренние воды и территориальные моря, а также воздушное пространство над всеми ними. В свою очередь, ограниченная налоговая юрисдикция характерна для территории континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Иными словами, территориальные пределы распространения налоговой юрисдикции всегда имеют тенденцию к расширению, не ограничиваясь исключительно сухопутной территорией страны.

Во-вторых, учитывать положения действующих соглашений об избежании двойного налогообложения, институт резиденства в рамках которых позволяет разрешать проблемы одновременной налоговой обязанности, которая может возникнуть, как было отмечено выше, ввиду признания лица резидентом в нескольких странах, посредством установления в действующем законодательстве таких критериев, благодаря которым лицо становится резидентом единственного государства (так называемых «тестов резидентства»).

Так, одним из наиболее распространенных тестов резидентства, применяемым в международных соглашениях применительно к регулированию вопросов налоговой юрисдикции государств в отношении физических лиц, выступает приоритетное проживание гражданина на территории страны в течение не менее 183 календарных дней. В свою очередь, для юридического лица основным тестом выступает факт государственной регистрации на территории определенной страны.

Однако, несмотря на относительную универсальность обозначенных критериев, в международной практике применяются и иные тесты резиденства, позволяющие верно определять пределы государственной налоговой юрисдикции и избегать обозначенных выше проблем.

Понятие и общая характеристика налоговой юрисдикции

Формирование бюджета и взимание налоговых платежей выступает одной из ключевых задач государства, призванных обеспечить его жизнеспособность, а также благополучие его граждан, поскольку большая часть собираемых налоговых платежей поступает на обеспечение реализации общесоциальных целей и задач.

Данный факт предопределяет повышенный интерес законодателя и представителей научного сообщества к проведению анализа и изучения проблем, связанных с взиманием налогов в целом, а также с определением налоговой юрисдикции государства. Несмотря на отсутствие единообразного определения обозначенного термина, как в действующем законодательстве, так и в научной среде, в наиболее общем виде соответствующая категория может быть определена следующим образом:

Определение 1

Налоговая юрисдикция государства – это гарантируемая Конституцией и действующим законодательством возможность государства (представленного в лице его органов и должностных лиц) устанавливать права и обязанности в сфере налогообложения и сборов для лиц, связанных экономическим взаимодействием с соответствующим государством в рамках налоговых правоотношений.

При этом для целей проведения характеристики налоговой юрисдикции следует обратить внимание на то, что в действующем законодательстве о налогах и сборах обозначенная экономическая связь лица с территорией того или иного государства определяется через свойство резидентства – то есть постоянного пребывания на территории определенного государства.

Однако признак резиденства не является исчерпывающим при изучении налоговой юрисдикции государства, поскольку, с одной стороны, действительно, налоговая юрисдикция конкретной страны распространяется на иностранных граждан (нерезидентов) только на его территории, однако по отношению к собственным гражданам (резидентам), соответствующая юрисдикция может действовать и во время нахождения гражданина на территории иностранного государства (например, применительно к уплате налога на доходы физических лиц).

Проблемы налоговой юрисдикции государства

В современном мире, в условиях глобализации и активизации миграционных процессов, традиционно ограничивавшаяся свойством резиденства налоговая юрисдикция государств испытывает значительные проблемы, основными из которых выступают:

  1. Ситуация при которой конкретное лицо, в силу особенностей национального налогового законодательства разных стран, одновременно признается в качестве резидента в нескольких государствах, исполняя, в этой связи, неограниченную налоговую обязанность одновременно перед каждым из них;
  2. Налогоплательщик, не являясь резидентом ни в одной из государств, претерпевает налоговое бремя в связи с возникновением одинакового объекта налогообложения, применительно к которому разные страны одновременно исчисляют налоговые платежи;
  3. У налогоплательщика-резидента одного государства возникает объект налогообложения на территории другого государства, в связи с чем, каждое из них взимает в соответствии с национальным налоговым законодательством налоговых платеж в отношении соответствующего объекта.

Большинство обозначенных проблем, чаще всего, разрешается посредством заключения международных соглашений, например, об избежании двойного (многократного) налогообложения.

Пределы налоговой юрисдикции государства

Несмотря на преобладание обозначенного выше признака резидентства в упорядочении вопросов государственной налоговой юрисдикции, определение его пределов выступает достаточно сильной теоретической и правоприменительной проблемой. В этой связи, представляется целесообразным обратить внимание на то, что при определении пределов налоговой юрисдикции государства надлежит руководствоваться следующими правилами и признаками:

Во-первых, правильно определять понятие территории государства, необходимое как для квалификации лиц в качестве резидентов или нерезидентов, так и для правильной квалификации объектов налогообложения, с тем чтобы определить возник ли он на территории соответствующего государства или не возник.

Пример 1

Так, например, полная налоговая юрисдикция государства распространяется только на его территорию, в которую включается территория субъектов, внутренние воды и территориальные моря, а также воздушное пространство над всеми ними. В свою очередь, ограниченная налоговая юрисдикция характерна для территории континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Иными словами, территориальные пределы распространения налоговой юрисдикции всегда имеют тенденцию к расширению, не ограничиваясь исключительно сухопутной территорией страны.

Во-вторых, учитывать положения действующих соглашений об избежании двойного налогообложения, институт резиденства в рамках которых позволяет разрешать проблемы одновременной налоговой обязанности, которая может возникнуть, как было отмечено выше, ввиду признания лица резидентом в нескольких странах, посредством установления в действующем законодательстве таких критериев, благодаря которым лицо становится резидентом единственного государства (так называемых «тестов резидентства»).

Так, одним из наиболее распространенных тестов резидентства, применяемым в международных соглашениях применительно к регулированию вопросов налоговой юрисдикции государств в отношении физических лиц, выступает приоритетное проживание гражданина на территории страны в течение не менее 183 календарных дней. В свою очередь, для юридического лица основным тестом выступает факт государственной регистрации на территории определенной страны.

Однако, несмотря на относительную универсальность обозначенных критериев, в международной практике применяются и иные тесты резиденства, позволяющие верно определять пределы государственной налоговой юрисдикции и избегать обозначенных выше проблем.

Налоговое законодательство распространяет сферу своего применения не на граждан, а на резидентов данной страны (т.е. лиц, постоянно пребывающих или проживающих в данной стране). Поэтому любые внутренние налоговые нормы имеют уже международный характер, поскольку охватывают и граждан, и организации других стран, которые находятся на территории данной страны или осуществляют там определенные виды деятельности. Особенно это характерно для стран Западной Европы, на территории которых временно или постоянно проживают миллионы граждан других стран. Некоторые категории этих граждан, будучи резидентами страны своего местопребывания, полностью подпадают под действие общегоналогового законодательства этой страны. Налотовый статус других категорий регулируется международными налоговыми соглашениями. Развитые страны практически полностью охвачены сетью двусторонних налоговых соглашений, и, учитывая свободу миграции населения, товаров и капитала между ними, роль налоговых соглашений в общем объеме их налогового законодательства очень велика.
Для попадания под юрисдикцию налогового законодательства определенной страны при определении корпорационного налога для юридического лица необходимы два условия. Первое - это осуществление коммерческой деятельности в данной стране (т.е. деятельности, ориентированной на получение прибыли), и второе - наличие юридического лица.
Кроме условий ориентации на извлечение прибыли и наличия юридического лица при обложении корпорационным налогом важное значение имеет определение «привязки» налогоплательщика к национальной налоговой компетенции того или иного государства. Этот вопрос решается, как правило, на основе использования двух критериев: резидентства и территориальности.
Критерий резидентства предусматривает, что все резиденты данной страны подлежат в ней налогообложению в отношении абсолютно всех своих доходов, извлекаемых как на территории этой страны, так и за ее пределами (так называемая неограниченная налоговая ответственность), а нерезиденты - только в отношении доходов, получаемых из источников в этой стране (ограниченная налоговая ответственность).
Критерий территориальности, напротив, устанавливает, что налогообложению в данной стране подлежат доходы, извлекаемые только на ее территории; соответственно, любые доходы, получаемые или извлекаемые за рубежом, освобождаются от налогов в этой стране.
Первый критерий принимает во внимание исключительно характер пребывания (проживания) налогоплательщика на национальной территории, второй основывается на национальной принадлежности источника дохода.
Любой из этих двух критериев при условии его однообразного применения исключал бы всякую возможность международного двойного обложения, т.е. обложения одного и того же объекта (дохода, имущества, сделки и т.д.) в один и тот же период времени аналогичными видами налогов в двух или более странах. Однако вопрос о том, достигается ли устранение двойного обложения путем применения первого или второго критерия, вовсе не безразличен с точки зрения национальных интересов каждой отдельной страны. Так, для стран, граждане и компании которых получают значительные суммы доходов от их зарубежной деятельности и от капиталов, помещенных за рубежом, несомненно, желательнее разграничение налоговых юрисдикций в международном масштабе на основе критерия резидентства, а для стран, в экономике которых значительное место занимают иностранные капиталы, особый интерес приобретает использование критерия территориальности. Поэтому развитые страны предпочитают основывать свои налоговые отношения с другими странами на основе критерия резидентства, а развивающиеся страны защищают свое право обложения иностранных компаний и частных лиц на основе критерия территориальности.
До настоящего времени между странами существуют весьма значительные различия в правилах определения резидентства в отношении некоторых компаний. На практике эти разногласия устраняются благодаря существующим между странами двусторонним соглашениям, в соответствии с которыми решающим и окончательным критерием обычно является место расположения «центра фактического руководства».