Неписаный. “Неписаные правила” поведения в примитивных малых группах

В своём высказывании автор рассуждает над проблемой взаимосвязи различных социальных норм. Смысл высказывания заключается в том, что, по мнению автора, неписаные социальные нормы, т.е. нормы морали, соблюдаются в обществе лучше, чем писаные законы, т.е. нормы права, потому что главным гарантом их исполнения является совесть человека. Я согласна с мнением автора, и считаю, что данная проблема особо остро проявляется в наши дни, когда одни писаные законы противоречат другим.

Для более полного понимания смысла высказывания автора, приведу определения социальных норм из обществоведческого курса. Социальные нормы – это правила поведения, принятые в обществе. Различают следующие виды социальных норм: моральные нормы, нормы обычаев, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы, правовые нормы, этические нормы и другие. В своём высказывании автор говорит именно о правовых и моральных нормах, поэтому рассмотрим их более подробно. Правовые нормы – это правила поведения, установленные государством, закрепленные в письменной форме и поддерживаемые силой государства. Моральные нормы – это правила поведения, закрепленные в сознании общества и поддерживаемые силой общественного мнения.

Вспоминая произведения литературы, мне в голову сразу приходит «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, главный герой которого Пётр Гринёв был человеком чести и совести. Услышав безосновательные оскорбления в сторону Маши Мироновой от Швабрина, он вызвал его на дуэль. Этот дуэль – это дело чести, принципа и высокого человеческого достоинства. Хотя он и не был писаной нормой, он являлся обязательным, потому что был закреплён в сознании человека.

Приводя пример из истории, хотелось бы вспомнить Древнюю Русь, где не существовало писаных законов, а был лишь обычай. Но, например, человек, совершивший убийство какого- либо человека из другой семьи или племени обязательно подлежал кровной мести.

Проблема, поднятая автором, крайне актуальна в наши дни, когда все больше законов опираются на моральные нормы, обычаи и традиции. В мире, где пока еще, к сожалению, процветает коррупция никак не обойтись без действующих неписанных правил.

НЕПИСАНЫЙ, ая, ое. Существующий по обычаю, закреплённый традицией. Действовать по неписаным правилам. Неписаные законы (сложившиеся нравственные устои, нормы). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Прил. Существующий по обычаю, по традиции, но не зафиксированный письменно, не утвержденный законодательно. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Неписаный, неписаная, неписаное, неписаные, неписаного, неписаной, неписаного, неписаных, неписаному, неписаной, неписаному, неписаным, неписаный, неписаную, неписаное, неписаные, неписаного, неписаную, неписаное, неписаных, неписаным, неписаной … Формы слов

неписаный - неп исаный (неп исаный зак он, неп исаное пр авило); но: зак он не п исан (кому) … Русский орфографический словарь

неписаный - прил … Орфографический словарь русского языка

Ая, ое. Существующий по обычаю, по традиции, не зафиксированный письменно, законодательно. Н ые правила. Н. закон, обычай … Энциклопедический словарь

неписаный - ая, ое. Существующий по обычаю, по традиции, не зафиксированный письменно, законодательно. Н ые правила. Непи/саный закон, обычай … Словарь многих выражений

неписаный - не/пис/а/н/ый (неписаный закон) … Морфемно-орфографический словарь

Из текста одного из законов афинского правителя (архонта), законодателя и поэта Солона (между 640 и 635 ок. 559 до н. э.). Античные предания причисляют Солона к се ми великим греческим мудрецам. Провел важные реформы: отмену поземельной… … Словарь крылатых слов и выражений

Неписаный закон - Разг. Естественные нормы, правила жизни, поведения и т. п. людей, не установленные государственной властью. С какой стороны ни глянь кругом виноват. Ведь честный человек, по неписаным законам, уж коли с кем разговаривает, то искренне и… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Книги

  • Неписаный закон. Антропология права , В. В. Бочаров. В книге рассматриваются вопросы, связанные с феноменом "правового нигилизма" . Его суть в том, что повседневная жизнь граждан во многом, на самом деле, регулируется не государственным…
  • Кто такой Лу Шортино? , Оттавио Каппеллани. В мелочной лавочке дяди Миммо совершено вооруженное ограбление. При этом грабитель застрелил полицейского бригадира, а в Катании полицейских убивать никак нельзя- не то придется отвечать…

Неформальные социальные нормы

Такие нормы – это складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых, как ожидается, люди должны придерживаться без принуждения. Сюда могут быть отнесены такие элементы духовной культуры, как этикет, обычаи и традиции, обряды (скажем, крещения, посвящения в студенты, погребения), церемонии, ритуалы, хорошие привычки и манеры (скажем, достойная уважения привычка доносить свой мусор до урны, как бы далеко она ни была и, главное, даже в том случае, когда вас никто не видит) и т.д.

Обряды – совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы, ценности и вызывающих коллективные чувства.

Обычаи – воспринятые из прошлого формы социальной регуляции деятельности и отношений людей, которые воспроизводятся в определенном обществе или социальной группе. Это неписаные правила поведения, они влияют на формирование нравов или способов поведения в типичных жизненных ситуациях.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени; они являются необходимым условием жизнедеятельности социальных систем.

Отдельно в этой группе часто выделяют нравы общества, или его нравственные, моральные нормы. Это наиболее хранимые и почитаемые народом образцы поведения, несоблюдение которых воспринимается окружающими особенно болезненно.

К примеру, во многих обществах считается крайне аморальным, когда мать бросает на произвол судьбы своего маленького ребенка; или когда так же поступают взрослые дети по отношению к своим родителям-старикам.

Соблюдение неформальных социальных норм обеспечивается силой общественного мнения, а также благодаря здравомыслию, самоограничению, совести и сознанию личного долга каждого человека. Несоблюдение таких норм вызывает неодобрение, осуждение, бойкот, остракизм и т.д.

Формальные социальные нормы

Эти нормы (нормы права, корпоративные нормы) представляют собой специально разработанные и установленные правила поведения. Примером таких норм являются правила внутреннего распорядка для студентов университета. Главное место здесь принадлежит правовым нормам – содержащимся в законах, указах, постановлениях и других нормативных актах. Они защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, общественный порядок, безопасность страны.

Формальные нормы обычно предусматривают и определенные санкции: или вознаграждение за соблюдение норм (одобрение, награду, премию, почет, славу и т.д.), или наказание за несоблюдение (неодобрение, понижение в должности, увольнение, штраф, лишение свободы на определенный срок и т.д.).

Задача социологического исследования культуры в современном научном знании – это установление того, как производятся ценности культуры, каковы каналы и средства ее распространения, оценка влияния идей на соответствующие социальные действия, а также на формирование или распад групп или движений.

Цивилизация

С проблемами культуры общества тесно связано понятие цивилизации. Само слово "цивилизация" происходит от латинского civilis – гражданский, государственный. В отношении же определения понятия цивилизации существует целый ряд разных точек зрения.

Одни ученые связывают это понятие с религией – говорят, например, о христианской или мусульманской цивилизациях.

Другие – с географическим регионом, скажем, европейская цивилизация.

Третьи предполагают, что цивилизация – это определенная историческая ступень развития культуры того или иного общества (к примеру, античная цивилизация).

Наконец, еще в одном значении слово "цивилизация" используется как синоним культуры.

Объединяя два последних варианта, получим, что цивилизация – это тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной культурой. Отсюда следует, что одну цивилизацию от другой отличают образцы как материальной, так и духовной культуры общества: орудия, с помощью которых люди создают жизненные блага; жилища, в которых они живут; опыт и знания, которыми они пользуются; искусство, которым они украшают свою жизнь; наконец, социальные ценности и нормы, которые упорядочивают эту жизнь.

И все же главное, чем различаются цивилизации, особенно если брать не разные исторические эпохи, а современные цивилизации, – это духовная культура. Если материальные элементы современных обществ (например, китайского и французского) во многом схожи, то социальные ценности и нормы, знания, искусство и религия значительно расходятся. Это и дает социологам право давно и тщательно сопоставлять две параллельно развивающиеся сквозь века цивилизации – восточную и западную .

Различия между Востоком и Западом обнаруживаются уже в самом характере их развития.

Восточная цивилизация поднималась по ступенькам веков плавно и медленно, постепенно приспосабливаясь к новым явлениям жизни и бережно сохраняя установившиеся традиции. Западная цивилизация, напротив, двигалась вперед азартно и стремительно, активно преобразуя действительность, решительно отбрасывая все отжившее и ненужное и покоряя все новые и новые вершины прогресса.

Историческая судьба сложилась удачней у западной цивилизации. Она постепенно все шире и шире раздвигала свои границы. В частности, утвердилась в Северной Америке, превратившись из европейской в евро-амери- канскую. Основные ее элементы творчески восприняты Южной Кореей, Таиландом и другими азиатскими странами, которые, благодаря этому, мощно ускорили свое развитие. Сегодня эти элементы приобрели характер общечеловеческих ценностей – таких как рынок, частная собственность, предпринимательство, честная конкуренция, самостоятельность и свобода, равноправие, равная ответственность всех граждан перед законами общества и др.

Социальные нормы, подобно другим ценностям, выпол­няют функции оценки и ориентации личности, общности. Вместе с тем они не ограничиваются этими функциями. Нор­мы осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный воле­вой характер. Это не только выражение мысли, но и выра­жение воли. При этом, в отличие от индивидуального воле­изъявления, норма выражает типичные социальные связи, дает типовой масштаб поведения. Норма не только оцени­вает и ориентирует, подобно идеям, идеалам, но и предпи­сывает. Ее характерной чертой является императивность. Это единство оценки и предписания.

Социальные нормы – это правила, выражающие тре­бования общества, социальной группы к поведению лично­сти, группы в их взаимоотношениях друг с другом, соци­альными институтами, обществом в целом.

Регулирующее воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, харак­тер отношений, цели и способы их достижения.

Вследствие того, что нормы предусматривают и общие принципы поведения, и конкретные его параметры, они мо­гут давать более полные модели, эталоны должного, неже­ли другие ценности.

Нарушение норм вызывает более конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на пре­одоление отклоняющегося от нормы поведения. Поэтому нормы являются более действенным средством борьбы с девиацией, средством обеспечения порядка, устойчивости общества.

Нормы возникают вследствие потребности в определен­ном поведении. Так, например, одной из самых древних норм была норма честного отношения к своей доле в обществен­ном труде. На заре человечества можно было выжить, толь­ко придерживаясь данной нормы. Она появилась в резуль­тате закрепления повторяющихся необходимых совместных действий. Интересно, что эта норма не потеряла своего зна­чения и в настоящее время, хотя ее питают иные потребно­сти, актуализируют другие факторы.

Многообразие социальной реальности, социальных по­требностей порождает и многообразие норм. Классифици­ровать нормы можно по разным основаниям.

Для социоло­га имеет значение выделение норм по субъектам, носителям норм. По этому основанию выделяют общечеловеческие нор­мы, нормы общества, групповые, коллективные. В современ­ном обществе наблюдается сложная коллизия, взаимопро­никновение этих норм.

По объекту или сфере деятельности разграничиваются нормы, действующие в области определенных видов отно­шений: политические, экономические, эстетические, религи­озные и т.д.

По масштабу: Первый тип – это нормы, которые возникают и сущест­вуют только в малых группах (молодежных тусовках, ком­пании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных коман­дах). Они называются «групповыми привычками».

Второй тип – это нормы, которые возникают и сущест­вуют в больших группах или в обществе в целом. Они назы­ваются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, зако­ны, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский эти­кет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональ­ные традиции и нравы.

По месту в нормативно-ценностной иерархии: основопо­лагающие и второстепенные, общие и конкретные.

По фор­ме образования и фиксации: жестко фиксированные и гиб­кие.

По масштабам применения: общие и локальные.

По способу обеспечения: опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата.

По функциям: нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие.

По степени устойчивости: нормы, опирающиеся на соци­альною привычку, на обычай, традиции и не имеющие та­кого основания и др.

Все социальные нормы можно классифицировать в зави­симости от того, насколько строго соблюдается их исполне­ние.

За нарушение одних норм следует мягкое наказание – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд.

За нарушение других норм жесткие санкции – тюрем­ное заключение, даже смертная казнь.

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочета­ния вызывает неловкость, ставит человека в затруднитель­ное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказа­ние.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а поте­ря библиотечной книги – пятикратным штрафом. В некото­рых обществах малейшие отступления от традиций, не гово­ря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все нахо­дилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V веке до н.э. и советские партийные органы в XX веке.

Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид:

Нормы

Санкции

Привычки

Традиции

++++++++++++++++++

Санкции помечены крестиками, следовательно, чем их больше, тем строже наказание за нарушение нормы. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости.

Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божес­тва, раскрытие государственной тайны), мягче всего – при­вычек. Будь то индивидуальные (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, се­мейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).

Таким образом, социальные нормы предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шабло­ны), предписывающие то, что люди должны говорить, ду­мать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

Регулируют общий ход социализации,

Интегрируют индивидов в группы, а группы – в об­щество,

Контролируют отклоняющееся поведение,

Служат образцами, эталонами поведения.

Каким образом удается достичь этого при помощи норм?

Во-первых, нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая но­вичкам общаться с начальством чаще, чем со своими то­варищами, малая группа накладывает на своих членов оп­ределенные обязательства и ставит их в определенные от­ношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, общес­тве.

Во-вторых, нормы это еще и ожидания: от соблюдающе­го данную норму человека окружающие ждут вполне одноз­начного поведения. Когда одни пешеходы движутся по пра­вой стороне улицы, а идущие навстречу – по левой, возни­кает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъек­тов действия, само действие, ожидание, оценку и средст­ва.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

Как стандарты поведения (обязанности, правила) или

Как ожидания поведения (реакция других людей).

Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о нор­ме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соот­ветствует вполне конкретное ожидание членов семьи, над­ежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится очень высоко, а отступление от этой нормы карается очень строго. То же самое можно сказать о южно-европейских народах. Итальян­ская мафия возникла как неформальная норма защиты чес­ти семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступни­ков от принятого стандарта поведения карало все сообщест­во.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим?

Нормы – стражники ценностей. Честь и достоинство се­мьи – одна из важнейших ценностей человеческого сообщес­тва с древнейших времен. А обществом ценится то, что спо­собствует его стабильности и процветанию. Семья – основная ячейка общества и забота о ней – его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстриру­ет свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домочадцев подвергается презрению, его статус резко снижается. Пос­кольку защита семьи – основа ее выживания, то выполне­ние этой важнейшей функции в традиционном обществе де­лает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает спо­ров о том, кто первый – муж или жена. В результате укреп­ляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности проде­монстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной.

Как видим, социальные нормы действительно стражни­ки порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.

Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы – правила поведения, ценности – абстрактные понятия о том, что есть добро и зло, правильное и неправильное, должное и недол­жное.

Правило унижения.

Чтобы унизить другого, достаточно продемонстрировать ему свое превос­ходство в чем бы то ни было. Мы привыкли понимать унижение иначе: как ос­корбительные слова и действия, направленные на другое лицо. Однако в при­митивной группе, где необузданная амбиция присуща каждому участнику, ос­корблением субъекта оказывается любое ущемление его амбиции. А она, амби­ция, безусловно, ущемляется, если другой человек показывает, что он "лучше" в каком бы то ни было отношении.

И поэтому, попав в такую группу, вы подчас и не сообразите, чем прогневи­ли участников группы. Молодая женщина может раздражать одним тем, что она молода и красива. Человек с даром речи вызовет неприязнь косноязычных. Чело­век кипучего темперамента - неприязнь вялых и ленивых. Ситуация почти безвыходна. В примитивной группе, даже отдав ближнему последнюю рубашку, вы унижаете его: это демонстрация вашего превосходства в великодушии. Даже подставив левую щеку после того как вас ударили по правой, вы ущемляете чью-то амбицию, показывая, таким образом, свое превосходство в смирении.

"Правило унижения" объясняет природу многих житейских историй, объе­диняемых под общим заголовком "Черная неблагодарность". Вот типичная ис­тория: жительница столицы поселяет у себя дальнюю родственницу из деревни, кормит, одевает со своего плеча и за услуги домработницы "выводит в люди". Через несколько лет столичная дама не находит себе места от возмущения: об­лагодетельствованная ею особа не только не проявляет благодарности, но и оп­ределенно мстит "неизвестно за что", но ведь известно за что! "Благодетель­ница" была небескорыстна в отношении родственницы, и прежде всего небес­корыстна психологически. По всей видимости, ей нравилась такая форма само­утверждения - роль благодетельницы. Примитивизм особы из деревни проявил­ся в не меньшей степени: она долго сносила ущемление своего самолюбия, но при первой же возможности сочла необходимым "отыграться". Дело в том, что честные, равноправные взаимоотношения между людьми возможны только там, где усмирены и дискредитированы реакции амбиции, самодовольства, за­висти, злорадства, экспансии и т.п., но в примитивной группе это невозможно.

Правило рангового соответствия.

Согласно этому правилу, демонстрация превосходства допустима только в отношении лиц, имеющих более низкий ранг в группе. В примитивной группе допустимая степень ума обязательно увязывается с положением субъекта в группе. Есть в этом сходство с данными наблюдений за стаей обезьян. Обычно обезьяна, обнаруживая корм (скажем, изобилие бананов в ближайшей роще), громкими криками оповещает об этом стаю. Но стая не спешит на зов, если он исходит от особи низкого ранга. Этой особи как бы не соответствует роль "первооткрывательницы". Точно так же в примитивной человеческой группе: одна и та же мысль кажется вздорной в устах забитого, но чрезвычайно дельной в ус­тах Главаря, Авторитета, приближенного.

Вот почему правило рангового соответствия нуждается в оговорках. Оно имеет силу в пределах общего ранга взаимодействующих субъектов. Например, ранг приближенного, лишь в одну ступень ниже Авторитета - Авторитет не по­зволит себе унизить такого ведомого демонстрацией своего превосходства над ним. В то же время эта демонстрация в отношении субъектов низкого ранга во­все не рассматривается ими как унижение - она "в порядке вещей".

Правило отпора.

Если кто-то (в пределах общего или смежного рангов) пытается на глазах других продемонстрировать превосходство над другим субъектом, то есть унизить его, субъект обязан немедленно воспротивиться этому, чтобы не стать объек­том дальнейших унижений.

Здесь дело не только в амбиции, но и в специфике примитивного группового взаимодействия. В самом деле, позволив унизить себя одному, субъект как бы дает повод сделать это всем окружающим. Отсюда обостренный интерес окру­жающих к любой стычке между двумя субъектами; отсюда поощряющие воз­гласы "публики" и ее недовольство компромиссным, недраматическим, слиш­ком пресным исходом спора. Ей нужны победитель и побежденный, в особен­ности последний: на нем каждый может выявить свою собственную амбицию. Причем осуществить это можно как с помощью агрессии, так и с помощью по­кровительства, беря ущемленного под защиту.

Правило отпора оказывается в то же время и правилом отбора . Субъекты, умеющие давать отпор лицам своего или смежного ранга, получают шанс под­няться на ранг выше.

Правило силы .

Если кто-то имеет возможность безнаказанно продемонстрировать свое пре­восходство над другими, он обязан сделать это, иначе его сочтут слабым! Безнаказанность надо понимать широко. Человек большой физической мощи пользуется безнаказанностью в том смысле, что ни один, ни даже двое-трое противников не одолеют его в драке. "Правило силы" предписывает такому бо­гатырю напоминать нижестоящим о своем преимуществе. Если не во время ссо­ры, то хотя бы в порядке шутки он должен валить кого-то наземь, «сталкивать дерущихся лбами» и т.п. Если он не делает этого, то подобное сочетание силы с миролюбием и пассивностью воспринимается группой как чудачество и стран­ность. Он приобретает репутацию «блаженного», и его с опаской, но и с боль­шим азартом принимаются поддразнивать.

Безнаказанность субъекта может вытекать из особого расположения к нему главаря или других высокоранговых членов группы. Тогда он должен время от времени активно ущемлять амбицию других, демонстрируя этим тот факт, что ему в ответ ничего не сделают. Если он ведет себя иначе, окружающие начина­ют сомневаться в его привилегиях, в его храбрости, наконец, в его уме.

Правило выдвижения.

Это правило вытекает из предыдущего. Если шанс подняться на одну сту­пень сохраняется лишь у того, кто умеет давать отпор, то реальное выдвижение - вплоть до ранга Авторитета или претендента на роль Главаря - возможно толь­ко для тех, кто неуклонно следует "правилу силы". Напротив, при такой "сла­бой" позиции его способности и успехи будут вызывать лишь неприязнь группы и могут скорее его привести к гонению. Зато бестрепетное следование "правилу силы" выдвигает на ключевые места в группе даже того, кто, собственно, ничем и не одарен, кроме такой бестрепетности.

Правило гонения.

Субъект, который демонстрирует свои особые дарования, но лишен силы, то есть возможности или желания унижать нижестоящего, легко становится гони­мым в примитивной группе. В такую ситуацию попадает, например, способный трюкач - карманник в воровской шайке. Казалась бы "виртуозная" работа долж­на выдвинуть его в "звезды" примитивной группы, тем более, что Главарь выка­зывает ему свое благоволение. Однако особенности характера этого "виртуоза" таковы, что он не пользуется этим благоволением, чтобы унижать других: у не­го, скажем, нет вкуса к стычкам, противоборству, сдерживанию мелких побед над остальными. Теперь достаточно нескольких эпизодов, когда Главарь или приближенные не защищали бы его от выпадов более агрессивных субъектов группы, и всем становится ясно: силы у него нет. А далее, если он сам не умеет давать отпор другим, его артистические способности рассматриваются как вы­зов амбиции остальных, и примитивная группа подвергает его гонениям - либо он вынужден уйти из группы, либо переходит в категорию забитых. В послед­нем случае его умение используется Главарём как должное, но претендовать на особое вознаграждение за свои труды ему не приходится.

Правило «козла отпущения».

В случае нарастания недовольства в примитивной группе каждому позволя­ется реакция агрессии и экспансии в отношении кого-либо из забитых. Главарь и авторитет предпочитают в своих целях выставить "козлом отпущения" одного из разоблаченных недовольных. Это особенно эффективно, когда разоблачается бывший приближенный главаря: субъекты низшего ранга с радостью "отыгрываются" на нем за унижение, которое им приходится терпеть от субъектов выс­шего ранга. Понятно, почему с такой охотой в это избиение включаются субъ­екты "омега", хотя, казалось бы, они нападают на одного из "своих".

Правило отвода агрессии от себя.

Участвуя в групповом гонении жертвы, субъект демонстрирует свою соли­дарность с группой, и тем самым отводит её агрессию от себя. Этим объясняет­ся необыкновенная истовость, с которой иные члены примитивной группы вы­полняют "карательные" функции в отношении провинившихся.

Правило возмещения убытка.

Унижение, нанесенное одним субъектом другому, в примитивной группе может быть возмещено материальной ценностью; инцидент при этом считается исчерпанным. Однако материальное ущемление уже не может быть заглажено никакими средствами, кроме материальных и с известной надбавкой. Ничто не вызывает такой ненависти, как отнятие собственности, в чем бы она ни заклю­чалась. Это отмечал еще итальянский политический мыслитель XV в. Н. Макиавелли: ориентируясь в своих представлениях о человечестве на наиболее примитивных субъектов, он утверждал, что человек простит вам все, даже убийство его близких, только не отнятие или уничтожение его собственности. Главарь примитивной группы без труда задобрит всякого недовольного, допус­тив его к дележу "жирных кусков". Далее тот снесет и пинок - был бы получен куш достаточно щедрым. Нередко так и делается: Главарь или его приближен­ный заранее покупает себе возможность "пинать" ведомого - психологически или буквально.

Правило незаинтересованности.

Проявляя на глазах других интерес к кому-либо или к чему-либо, субъект "роняет достоинство", выказывает свою зависимость от нравящегося лица или объекта. Это дает повод для насмешек, поскольку всем ясно, что его чувство амбиции не полно, и он ищет возможности каким-то образом восполнить недос­тающее. Следовательно, он "ниже" других, которые имеют (или превосходно делают вид, что имеют) все необходимое для самодовольства. Чтобы избежать подобного унижения, субъект обязан скрыть, что он "питает слабость" к некое­му предмету. Он делает безучастную и высокомерную "мину", в то время как сердце учащенно бьется от волнения и ожидания.

Если же ему не удалось утаить, что он, например, влюблен в женщину, то в кругу приятелей он старается говорить об этой женщине как можно более на­смешливо или цинично, - этим он утверждает свою "незаинтересованность" к ней.

Правило соблазна.

Если субъект, доверившись другому, тем самым создает ему возможность совершить неблаговидный поступок, то он тем самым вводит его в "соблазн" и потому оказывается в глазах группы столь же виноватым, как лицо, совершив­шее неблаговидный поступок. Например, отдав кошелек на хранение приятелю, более свирепому в драке, субъект вводит его в соблазн присвоить себе деньги. Теперь жалобы пострадавшего главарю или группе вызывают лишь пожатие плеч: "Раньше думать надо было, когда кошелек отдавал". Таковы представле­ния о справедливости, бытующие в примитивной группе. И этим объясняется повышенная подозрительность ее участников друг к другу с приписыванием другому, в первую очередь, враждебных намерений.

Правило послабления.

Если субъект более высокого ранга позволяет проявления амбиции нижестоящему, то вскоре они перейдут в максимальные, и виновным в этом считает­ся субъект, допустивший подобное послабление. Он теряет вес как в глазах главаря, так и в глазах всей группы; поведение же второго лица воспринимается как должное. Отсюда подчеркнутое внимание всей группы к исполнению ниже­стоящими своеобразных ритуалов подчинения вышестоящим. Эти ритуалы не заданы в группе как система поклонов, необходимых самоуничижительных вы­сказываний и т.п. Однако громкость голоса, степень раскованности движений, возможность улыбки - все это у нижестоящего ограничено, если они находятся в контакте с вышестоящими. Среди последних тот, кто неизменно требует по­добных знаков подчинения, пользуется особым уважением группы.

Правило круговой поруки.

Для того чтобы примитивная группа не распалась и функционировала на пользу Главаря, Авторитета и их приближенных, ее необходимо вовлечь в про­тивозаконные и сурово караемые обществом акции. Это создает ситуацию кру­говой поруки, поскольку вина за содеянное лежит теперь на всех. Видя, что свя­зи в группе разрыхляются, Главарь может, например, толкнуть людей на совме­стно совершаемое убийство чужака или даже своего. После этого группа поне­воле сплачивается за счет общего чувства страха и вины. Раскрытие преступле­ния становится невыгодным даже для субъектов "омега", поскольку оно было содеяно, пусть и не по их инициативе, но с их участием.

Правило нормальности.

Действуя и приспосабливаясь к примитивной группе в соответствии с вы­шеуказанными правилами, субъект обязан всячески отрицать это, обосновывая свои поступки любыми рациональными, моральными и другими доводами, ка­кие только доступны его интеллекту. Если он не в состоянии таким способом оправдать свое поведение в примитивной группе, его считают глупым. Субъект, находящийся в примитивной группе, обычно не способен сформулировать пра­вила, по которым она функционирует. Поймав себя даже на мысленной попытке их сформулировать, он испытывает страх расправы, легко превращающийся в опасение, что с его психикой не все нормально...

Таким образом, агрессивная самодеятельность примитивных групп базиру­ется на извращенных представлениях ее членов об иерархии ценностей, на ми­нимуме их "окультуривания". Она дошла почти в неизменном виде от началь­ных форм человечества до современности. Простота и наглядность самоутверждения в данной форме придают ей живучесть и особую популярность в млад­ших возрастных группах с минимальным уровнем интеллектуального и куль­турного развития (примитивных).

Ценности и атрибутика криминальной субкультуры, - пишет профессор В.Ф.Пирожков, - формируются и создаются уголовным миром с максимальным учетом возрастных особенностей несовершеннолетних, что делает их особенно привлекательными для подростков.

Во-первых, нормы и ценности криминальной субкультуры максимально учитывают психические состояния возрастного одиночества подростков как од­ного из важнейших элементов кризиса идентичности. Одинокий среди взрослых и законопослушных, слабо сплоченных групп сверстников, лишенный всесто­ронней защиты от притязаний окружающих, включаясь в криминальную или ассоциальную группу, подросток немедленно приобретает реальную физиче­скую, психологическую, моральную и материальную защиту от притязаний ок­ружающих. Это коренным образом меняет его самочувствие и формирует уве­ренность в том, что никому из «чужих» не удастся его обидеть и притеснить.

Во-вторых, включаясь в преступную среду с ее нормами и ценностями, несовершеннолетний получает широкое поле для самоутверждения, самореали­зации своего «Я» и компенсации тех неудач (комплекса неполноценности), ко­торые постигли его в обществе. Здесь его никто не упрекнет за получаемые на уроках двойки, пропуск занятий и т.п. При этом в преступной среде максималь­но реализуется стремление подростка к самостоятельности («выбиться в лю­ди»); занять соответствующую ступень в уголовной иерархии можно, только надеясь на свои силы и способность, - никто (ни родители, ни «связи») здесь не поможет.

В-третьих, в преступных сообществах несовершеннолетних не существует двойной морали (официальной и неофициальной). Поэтому, как это ни странно, нормы и ценности криминальной субкультуры подросткам кажутся наиболее справедливыми, истинными, благородными. Действительно: дал слово - сдер­жи; сел играть в карты - играй честно; имеешь долг - вовремя верни; что добыл преступным путем - все отдай в «общий котел» и т.п. А если нарушил какое-то правило («пробожился» - не сдержал данного слова, утаил от «общего котла» и т.п.) - пеняй на себя: кара последует немедленная и беспощадная.

В-четвертых, сам процесс криминальной деятельности оказывается для несовершеннолетнего привлекательным, поскольку включает элементы соци­ального и физического риска, самые разнообразные экстремальные ситуации; окрашен налетом ложной романтики, таинственности и необычности. А в зако­нопослушной среде подростка со всех сторон окружают физические, мораль­ные и психологические барьеры: того делать нельзя - опасно для жизни, этого делать нельзя - неприемлемо для других и т.п. Вы, наверное, заметили, что под­ростки проявляют высокую активность, чтобы попасть в школы выживания, ко­торые организуют свою деятельность «на грани физических возможностей че­ловека». А почему бы не использовать этот принцип более широко? Чем подро­стков привлекают скаутские отряды? Да тем же самым. Скаут - это разведчик. А разведка - таинственность и необычность деятельности.

В-пятых, в криминальной среде сняты все моральные ограничения, так «стесняющие» поведение подростка в законопослушных общностях. Зато сфор­мирована своя мораль, более убедительная и доходчивая. При этом отсутствуют запреты на любую информацию, прежде всего - интимную. Если учесть, что это возраст полового созревания, то лишение в официальном обществе подростков этой информации - своеобразное преступление перед ними. Опоздание с про­светительной сексуальной информацией, что является нашей всеобщей бедой, плачевно сказывается на их половом воспитании.

И наконец, ценности и нормы криминальной субкультуры способны бы­стро распространяться в молодежной среде, поскольку подростки и юноши бы­вают увлечены их внешне броскими атрибутами и символикой, эмоциональной насыщенностью норм, правил, ритуалов. Каждому взрослому известно, что все неформальные формирования подростков и юношей стремятся выделиться из общей среды одеждой, различными символами (в виде наклепок, наклеек, брелков, серег, колец и т.п.). Главное здесь в том, что они им не навязаны, а изобре­тены самими подростками, и потому так им дороги и привлекательны 1 .

Таким образом, формируясь и развиваясь по «системным» законам, малые неформальные группы как социальные микросистемы являются самовоспроиз­водящимися. Именно с этим связаны трудности профилактики и борьбы с органи­зованной преступностью.

Приложения