Нормативные договоры в системе источников трудового права

Основой правового регулирования труда являются его ис­точники. Источником трудового права называется норматив­ный правовой акт трудового законодательства, т. е. акт, содер­жащий нормы этой отрасли права. Как форма выражения тру­дового законодательства источник может содержать нормы только трудового права, например Трудового кодекса РФ, но может быть и комплексным, т. е. содержать нормы и других отраслей права, например ранее приведенные федеральные за­коны о производственной кооперации и о сельскохозяйствен­ной кооперации.

Следовательно, источники трудового права - это различные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые и непосредственно с ними свя­занные отношения.

Из теории права известно, что в отличие от других право­вых актов нормативные правовые акты рассчитаны на неодно­кратное их применение при помощи описанной в них ситуации, т. е. они содержат нормы права. Так, указ Президента РФ мо­жет быть нормативным и ненормативным, т. е. правопримени­тельным. Например, указы о персональном награждении, при­своении почетных званий - это правовые акты правопримени­тельного характера, а Указ Президента РФ «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабо­чей силы» от 16 декабря 1993 г. - нормативный правовой акт трудового права.

Поэтому источники трудового права, содержащие нормы тру­дового законодательства, надо отличать от правовых актов при­менения трудового законодательства. Решение суда по конкрет­ному трудовому спору - это акт применения норм трудового за­конодательства, а не источник права.

В источниках трудового права России отражены материаль­ные условия жизни общества и с их изменением меняются и источники трудового права. Это происходит часто, в связи с чем трудовое законодательство быстро обновляется, совершен­ствуется. С изменением в настоящий период производственных отношений, трансформацией форм собственности, разгосударствлением государственных и муниципальных предприятий изме­няются трудовые отношения в них. Меняются и трудовое зако­нодательство, и его источники в направлении большего их соот­ветствия возникающим рыночным отношениям. Устаревшие нормативные акты трудового права отменяются, изменяются, до­полняются, а новые появляются.

Источники трудового права принято классифицировать по разным основаниям: по степени важности и субординации; по системе трудового права, ее институтам; по органам, принявшим нормативный акт; по форме акта; по сфере действия; по степени обобщенности.

По степени важности и субординации источники делятся на законы и подзаконные акты трудового законодательства. За­коны принимаются высшим представительным органом власти Российской Федерации и ее субъектов, т. е. законодательной властью. Согласно Конституции РФ (ст. 71 и 72), вопросы ре­гулирования трудовых отношений относятся к совместной ком­петенции Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и в соответ­ствии с ними принимаются законы и иные нормативные право­вые акты субъектов Российской Федерации (ст. 76). Трудовой кодекс РФ, восполняя пробел КЗоТ, предусмотрел разграниче­ние полномочий между федеральными органами государствен­ной власти и органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации по созданию источников трудового права (см. ст. 6 ТК).

К ведению федеральных органов власти относится принятие обязательных для применения на всей территории России феде­ральных законов и иных нормативных правовых актов, устанав­ливающих:

    основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

    основы правового регулирования трудовых и непосредствен­но связанных с ними отношений, т.е. принципы регулирования;

    обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, сво­бод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

    порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

    основы социального партнерства, порядок ведения коллек­тивных переговоров, заключения и изменения коллективных до­говоров и соглашений;

    порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

    принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, а также систему и полномочия федеральных органов государст­венной власти, осуществляющих этот надзор и контроль;

    порядок расследования несчастных случаев на производст­ве и профессиональных заболеваний;

    систему и порядок проведения государственной эксперти­зы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

    порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора;

    виды (т. е. меры) дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

    систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

    особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, т. е. дифференциацию трудового права.

Вот важнейшие вопросы правового регулирования труда на федеральном уровне. Остальные вопросы, кроме указанных, мо­гут регулировать и субъекты Федерации своими законами и подзаконными нормативными правовыми актами.

Законы о труде могут быть кодифицированными, например Трудовой кодекс РФ, и текущими, по отдельным институтам трудового права, например Закон РФ «О коллективных догово­рах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. с изменениями от 1 мая 1999 г. Кодифицированный закон (Кодекс) - это цельный, внутри согла­сованный акт, содержащий нормы разных институтов трудового права. Текущие российские законы о труде стали приниматься в основном лишь с 1990 года. До этого их было мало, а норма­тивные акты трудового законодательства в России были союзны­ми. Однако Россия имела свой Кодекс. С образованием россий­ского государства стали разрабатываться и приниматься новые источники трудового права.

Источники трудового права классифицируются также по системе данной отрасли. Одни источники относятся как к Общей, так и ко всем институтам Особенной части трудового пра­ва- это Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ; другие - к определенным институтам Особенной части, например Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями относит­ся к институту правового регулирования занятости и трудоуст­ройства и к институту трудового договора; третьи - к несколь­ким институтам Особенной части, например Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. относится к институтам трудового договора, оплаты труда, рабочего времени и др.

Подзаконные нормативные правовые акты по труду имеют форму указов Президента РФ; постановлений и распоряжений Правительства РФ; правил, инструкций, приказов, положений и других нормативных актов министерств и ведомств; приказов и распоряжений нормативного характера глав администраций; решений органов местного самоуправления. Новым особым ис­точником являются социально-партнерские соглашения на феде­ральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях. К подзаконным актам относятся и локальные нормативные акты организаций (правила внутреннего трудового распорядка, уставы и положения, коллективные договоры и т. п.), распространяю­щиеся лишь на работников данной организации.

Источники трудового права можно классифицировать по ор­ганам, их принявшим. При этом различаются нормативные пра­вовые акты трудового права, принятые: а) высшим органом зако­нодательной власти РФ (законы, постановления); б) Президен­том РФ (указы, распоряжения) и высшими органами исполнительной власти РФ (постановления и распоряжения Правительства РФ); в) центральными органами государственного управления (например, Министерством труда и социального раз­вития РФ и другими министерствами и ведомствами); г) органа­ми государственной власти и управления республик РФ в дру­гих субъектов РФ; д) органами местного самоуправления; е) ло­кальные нормы на предприятии, в организации.

К источникам трудового права относятся также договоры и соглашения коллективного характера, т. е. социально-партнер­ские соглашения на всех уровнях и коллективные договоры и соглашения в организациях, содержащие локальные нормы трудового законодательства.

По форме акта источники трудового права делятся на декла­рации, конвенции, законы, указы и распоряжения Президента РФ, правила, положения, решения, приказы, рекомендации, разъяснения, дого­воры, соглашения и другие формы.

По сфере действия источники трудового права делятся на международные, общефедеральные (например, Трудовой кодекс РФ), региональные, республиканские в составе Федерации и других субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые (ве­домственные), межотраслевые (правила, стандарты по технике безопасности, охране труда), муниципальные (местные) и ло­кальные (в пределах данного производства), а по контингенту работников - на общие, которые распространяются на всех ра­ботников, и специальные источники, распространяющиеся на от­дельные категории работников.

По степени обобщенности, как ранее указывалось, акты тру­дового законодательства могут быть кодифицированные, ком­плексные и текущие.

Из всей этой классификации в первую очередь следует выде­лить юридическую субординацию источников трудового права на законы и подзаконные акты России и ее субъектов, отдельно при этом по каждому институту отрасли. Все законы о труде и подза­конные акты трудового законодательства должны соответствовать Конституции РФ, а все подзаконные нормативные правовые акты еще - и Трудовому кодексу РФ. Конституция РФ и Трудовой ко­декс - это основа всех источников трудового права и их системы.

Источники трудового права включают в себя правовые акты, которые содержат нормы трудового права, регулируют обязанности и права сторон трудовых отношений, а также иных отношений, связанных с ними непосредственно.

Источники трудового права - это правовые нормативные акты, которые приняты органами госвласти и местного самоуправления, к ним относятся нормативные, и соглашения, которые заключаются при трудовых правоотношениях.

Характеристика источников трудового права основывается на выделении их особенностей, ориентируясь на специфику регулирования трудовых отношений.

В соответствии с законодательством, источники трудового права, подразделяются на региональные и федеральные.

Источники трудового права поддаются классификации:.
1. По степени важности: подзаконные акты и законы;
2. По системе отрасли: источники Особенной и Общей части;
3. По форме акта: указы, законы, конвенции, декларации и т.д.;
4. По органам, которые приняли данные акты;

5. По сфере действия: локальные, территориальные, местные, внутриотраслевые, межотраслевые, региональные, общефедеральные, много- и двух сторонние, международные;
6. По адресату, распространяются на всех работников или на их отдельные категории;
7. По степени обобщенности: текущие, комплексные, кодифицированные.

Под нормами права понимают общеобязательные правила, санкционированные или установленные государством, при этом обеспеченные государственной принудительной силой. Они отражены в соответствующих правовых нормативных актах и иных источниках права.

Норм трудового права регламентируют трудовые правоотношения. Они порождают

правоотношения, если субъекты заключают юридический акт, который является основанием для возникновения трудовых правоотношений.

Речь идет о трудовом договоре, заключаемым между работодателем и работником.

Трудовые правоотношения - основной элемент системы, определяющий характер других правоотношений, связанных с ними, выступающих производными от них и играющих служебную роль, применительно к ним.

Следовательно, отношения, которые регулируются трудовым правом, вполне

можно рассматривать в комплексе, как систему правоотношений, которые

объединены общей целью. При этом каждое правоотношение - элемент системы.

Характеристика источников трудового права:

Среди источников трудового права правовой нормативный акт занимает основную позицию, поскольку является самым важным регулятором общественных отношений в трудовой сфере. Это определено качественным разнообразие и количественным превосходством над иными источниками. А также тем, что нормативными актами регулируются практически все которые входят в состав трудового права.

Правовые нормативные акты достаточно разнообразны, поэтому их классифицируют по различным основаниям. Общее деление производится на акты, которые принимаются органами госвласти, и акты, которые принимаются иными субъектами с разрешения государства.

Акты, которые принимаются государством, делятся на подзаконные акты и законы.
Среди законов необходимо выделить Основной закон РФ - Конституцию РФ, конституционные законы федерального уровня, Трудовой кодекс РФ и другие федеральные законы, которые содержат законы субъектов РФ и нормы трудового права.

Термин «трудовое законодательство» в строгом смысле применим только к законам.
Нормативные различаются по юридической силе, которой обладают, и своему месту, занимаемому в системе источников. Высшая юридическая сила у РФ, затем - у постановлений Правительства РФ, актов федеральных органов, указы, постановления, положения субъектов РФ (подзаконные акты), акты, принимаемые органами местного самоуправления.

Правовые нормативные акты, которые принимает работодатель, называются локальными актами. В трудовом кодексе закрепляет право работодателя о принятии таких актов, а также определено их место в целом комплексе источников.

В первой группе нормативно-правовые акты распределяются по юридической силе:

1) Конституция РФ;

3) федеральные законы;

4) указы Президента РФ;

5) постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

6) конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

7) акты органов местного самоуправления;

8) локальные нормативные акты организаций, содержащие нормы трудового права.

Отдельную группу составляют нормативные договоры, которые также можно распределить по юридической силе: 1) правовые акты международных организаций, в которых участвует РФ (например, МОТ), международные договоры и соглашения с участием РФ; 2) правовые акты социального партнерства: генеральное соглашение, межрегиональное соглашение, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации; региональное соглашение, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации; отраслевое соглашение, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях); территориальное соглашение, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании; коллективный договор.

Рассмотрим подробнее виды нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права.

1. Конституция РФ. Основным источником трудового права является Конституция РФ 1993 г. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Она законодательно закрепила равноправие каждого перед законом и судом (ст. 19), право на создание профсоюзов для защиты своих интересов (ст. 30), право на равный доступ к государственной службе (ст. 32), в ст. 37 – свободу труда, запрет на принудительный труд, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного в федеральном законе минимального размера заработной платы, право на защиту от безработицы. Она закрепила право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Конституция гарантирует каждому право на отдых. Работнику, который заключил трудовой договор, гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Конституция РФ относит трудовое законодательство к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72).

2. Трудовой кодекс РФ. Трудовой кодекс является основным кодифицированным источником трудового права. Он был принят и вступил в силу с 1 февраля 2002 г., действует с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами. Он состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав.

В соответствии со ст. 424 Трудовой кодекс РФ применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Если правоотношения возникли до введения в действие ТК РФ, то он применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие. Такое же правило действует и с вступлением в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» .

Нормы трудового права, содержащиеся в иных нормативно-правовых актах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК РФ.

3. Федеральные законы. Среди федеральных законов, содержащих нормы трудового права, необходимо отметить те, которые относятся к отдельным институтам отрасли трудового права. К их числу можно отнести Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (с изм. и допол.) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» , Федеральный закон от 01.05.1999 № 92-ФЗ (с изм. и допол.) «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» , Федеральный закон от 27.11.2002 № 156-ФЗ (с изм. и допол.) «Об объединениях работодателей» и др.

4. Среди источников трудового права следующее место занимают подзаконные акты, среди которых Указы Президента РФ , содержащие нормы трудового права, обладают высшей юридической силой среди подзаконных нормативных актов, и они не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам.

5. К подзаконным актам как источникам трудового права относят нормативно-правовые акты Правительства РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ.

Например, Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях исчисления средней заработной платы» и др.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, как правило, издаются с целью реализации законов и указов Президента РФ, для закрепления соответствующих положений на федеральном уровне, обеспечения правильного единообразного толкования и применения, разъяснения трудового законодательства.

Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ .

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

6. Следующий источник – это нормативно-правовые акты субъектов федерации. Нормативно-правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, располагаются по юридической силе, также как и вышеуказанные федеральные.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Сопоставляя по юридической силе указы Президента РФ и законы субъекта РФ (ч. 6 и 9 ст. 5 ТК РФ), содержащие нормы трудового права, следует заметить, что указы Президента РФ принимаются во исполнение федеральных законов, по вопросам отнесенных ч. 1 ст. 6 ТК РФ к ведению федеральных органов власти, а законы субъектов РФ могут приниматься в соответствии с ч. 2 ст. 6 ТК РФ только по вопросам не отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти. В качестве примера законов субъектов РФ можно указать на Закон Московской области от 31.03.1999 № 15/99-03 «О социальном партнерстве в Московской области» и др.

7. Ниже по иерархии источников трудового права располагаются акты органов местного самоуправления субъектов РФ. Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 10 ст. 5 ТК РФ).

8. Локально-нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. Можно выделить следующие отличия этого вида источника трудового права: 1) они действуют в пределах конкретной организации (включая филиалы и представительства); 2) в основном действие их ограничено по времени; 3) они не должны противоречить нормативно-правовым актам, снижать установленный там уровень правовых и социальных гарантий работников; 4) локальные акты отражают специфику производства, характер и профиль деятельности организаций и учитывают их экономические возможности. Например, правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании или положение организации о вознаграждении по итогам работы за год и т. д.

Правовые акты международных организаций, международные договоры и соглашения в сфере труда. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора». В ч. 2 ст. 10 ТК РФ уточняется, что если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Пленум Верховного суда РФ в п. 9 Постановления № 63 от 28.12.2006 указывает судам, что если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ,ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, ст. 5 ТК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором РФ, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 2 ст. 10 ТК РФ, ч. 4 ст. 11 ГПК РФ).

При разрешении трудовых споров судам необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного суда РФ, данные в Постановлениях от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» и от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» .

Другие виды нормативных договоров рассматриваются в главе 6 этой книги. Необходимо указать и на то, что некоторые нормативные положения, служащие источниками трудового права, могут содержаться в комплексных нормативных правовых актах. Например, Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изм. и допол.) , Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (с изм. и допол.) «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и т. д.

В настоящее время продолжают действовать нормативные акты Союза ССР, которые также являются источниками трудового права. Они действуют в части, не противоречащей Конституции РФ и действующему трудовому законодательству. В соответствии со ст. 423 ТК РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с ТК РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ.

Изданные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Акты Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ формально не являются источником трудового права, так как деятельность судов неформально является нормотворческой. Но если Конституционный суд РФ признает нормативный акт или его отдельные положения неконституционными, они утрачивают юридическую силу. Решения суда вступают в силу незамедлительно после их провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами государства . Например, в п. 2 Постановления Конституционного суда РФ № 3-П от 15.03.2005 «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона “Об акционерных обществах” в связи с запросами Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда города Ставрополя и жалобами ряда граждан» было указано: признать ст. 279 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае расторжения трудового договора с руководителем организации до истечения срока его действия по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) при отсутствии виновных действий (бездействия) руководите – ля ему выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере, определяемом трудовым договором, не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в указанном случае, допускает досрочное расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации.

Вопрос 1. Понятие источников трудового права и их системы

УСТАНОВОЧНАЯ ЛЕКЦИЯ: ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА

ТРУДОВОЕ ПРАВО

Петрушина С. Н.,

доцент

Вопросы:

1. Понятие источников трудового права и их системы

2. Особенности системы источников трудового права

3. Классификация источников трудового права

4. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права

5. Общая характеристика важнейших источников трудового права

6. Значение руководящих постановлений высших судебных органов в применении норм трудового законодательства

Источником трудового права называется закон и иной нормативный правовой акт, содержащий нормы этой отрасли. Источник представляет собой форму выражения норм трудового права, и эта форма может быть различной в зависимости от того, какой орган издаёт нормативный акт. Источник трудового права нужно отличать от актов применения нормативных актов, которые могут издавать органы государственной власти (например, Указы Президента РФ о персональных награждениях), работодатели (приказы о приёме на работу, о наложении дисциплинарного взыскания и т.п.), а также суд, своим решением восстанавливающий на работе незаконно уволенного работника.

Источник трудового права является результатом нормотворческой деятельности уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления и социальных партнёров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.

Система источников трудового права включает законы, подзаконные нормативные правовые акты, нормативные части коллективных договоров и социально – партнёрских соглашений, локальные акты, содержащие нормы трудового права. Все источники в их системе находятся в определённой взаимосвязи и взаимозависимости. Система источников строится по системе отрасли трудового права, а система отрасли в свою очередь построена по её предмету.

Все источники трудового права, являющиеся законами, называются в совокупности трудовым законодательством, или законодательством о труде, которое изменяется и совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими в сфере труда и во всём обществе. Трудовое право – это одна из наиболее динамичных отраслей российского права.

Для системы источников трудового права РФ характерны следующие особенности:

1) Она обусловлена федеративным устройством Российской Федерации как добровольного объединения на основе федеративного договора её субъектов, которые в пределах, указанных в Конституции РФ, самостоятельно осуществляют государственную власть и правотворческую деятельность на своей территории. Поэтому в системе источников трудового права России находятся не только федеральные нормативные правовые акты, но и нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, которые не должны противоречить Конституции РФ и Трудовому кодексу РФ.



2) В системе находятся не только нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, но и нормативные условия социально – партнёрских соглашений и коллективных договоров, а также локальные нормативные акты, принимаемые работодателем. В системе отражается сочетание императивных норм, принятых в централизованном порядке, с всё более расширяющимися диспозитивными нормами.

3) В системе источников трудового права находятся ратифицированные Российской Федерацией международно – правовые акты по труду, которые в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ имеют приоритет перед национальным законодательством, а также некоторые нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, содержащие нормы трудового права, действующие лишь по тем вопросам, которые пока не урегулированы российскими нормативными правовыми актами, и в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ и федеральным законам.

4) В системе имеются нормативные правовые акты, принятые Министерством здравоохранения и социального развития РФ (ранее – Министерство труда и социального развития), а также некоторых других федеральных органов исполнительной власти.

5) В создании нормативных актов, содержащих нормы трудового права, могут принимать участие сами работники через свои трудовые коллективы, профсоюзы и другие представительные органы, а также работодатели.

6) В системе источников отражается единство и дифференциация трудового законодательства. Единство отражено в единых для всех трудовых отношений принципах правового регулирования труда, в общих правовых актах и нормах для всех работников на территории всей Российской Федерации, т.е. в общем трудовом законодательстве. Дифференциация (различие) отражается специальным законодательством для некоторых категорий работников, т.е. специальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и специальными нормами в общих актах. Например, специальным актом является Федеральный закон от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а специальными нормами в общих актах являются, например, нормы об особенностях регулирования труда отдельных категорий работников, предусмотренные разделом 12 Трудового кодекса РФ.

Специальное законодательство даёт всем равную возможность осуществлять свои конституционные трудовые права и обеспечивает их осуществление дифференциацией труда некоторых категорий работников, нуждающихся в дополнительной защите от возможных производственных вредностей. Специальные нормы могут быть нескольких видов: а) нормы – льготы, предоставляющие дополнительные гарантии трудовых прав. Такие нормы составляют большинство среди специальных норм; б) нормы – приспособления, приспосабливающие общие нормы к данным условиям труда. В частности, такие нормы содержит отраслевая дифференциация, т.е. по отраслям экономики; в) нормы – изъятия. Этих норм немного. Такие нормы ограничивают права по сравнению с общими нормами для некоторых работников (например, сезонные работники, работники, заключившие трудовой договор на срок до двух месяцев, государственные гражданские служащие).

Вопрос 3. Классификация источников трудового права

Источники трудового права принято классифицировать по разным основаниям: по степени их важности и субординации (т.е. по юридической силе); по системе трудового права, её институтам; по органам, принявшим нормативный акт; по форме акта; по сфере их действия; по степени обобщённости.

По степени важности и субординации (по юридической силе) источники делятся на законы и подзаконные нормативные акты. Согласно Конституции РФ вопросы регулирования трудовых отношений относятся к совместному ведению РФ и её субъектов. Статья 76 Конституции РФ предусматривает, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и в соответствии с ними принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Законы делятся на конституционные и обычные. Основной Закон РФ – это Конституция РФ 1993 г. При этом необходимо упомянуть Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. Её основные положения закреплены в Конституции РФ 1993 г. Декларация предусматривает, что общепризнанные международно – правовыми актами права и свободы человека принадлежат ему от рождения, в том числе право на труд, отдых, на предпринимательскую деятельность, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Ратифицированные Российской Федерацией международно – правовые акты о труде имеют преимущество перед федеральными законами и непосредственно порождают права и обязанности граждан.

Законы о труде могут быть кодифицированными, например, Трудовой кодекс РФ, и текущими по отдельным институтам трудового права, например, Закон РФ от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации». Кодифицированный закон – это цельный акт, содержащий нормы разных институтов трудового права. Текущие российские законы появились в начале 90-х годов 20 века. В советский период их было сравнительно немного, а нормативные акты, содержащие нормы трудового права, были в основном союзными, за исключением КЗоТ РСФСР.

Источники трудового права классифицируются по системе данной отрасли. Есть источники, которые относятся как к общей, так и ко всем институтам Особенной части трудового права, - это Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ. В то же время есть федеральные законы, относящиеся лишь к определённым институтам Особенной части трудового права. Например, федеральный закон от 19.06.2000 «О минимальном размере оплаты труда» относится к институту заработной платы. Имеются источники, относящиеся к нескольким институтам Особенной части трудового права, например, Закон РФ от 19.02.1993 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Источники трудового права можно классифицировать по органам, их принявшим. При этом различаются нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, принятые в следующем порядке: а) принятые высшим органом законодательной власти РФ (законы, постановления); б) принятые Президентом РФ (указы, распоряжения) и высшими органами исполнительной власти РФ (постановления и распоряжения Правительства РФ); в) изданные иными федеральными органами исполнительной власти (например, Министерством здравоохранения и социального развития РФ и другими министерствами); г) принятые органами государственной власти субъектов РФ; д) принятые органами местного самоуправления. Поскольку в России преимущественно договорный характер установления условий труда, то к источникам трудового права относятся также социально – партнёрские соглашения на всех уровнях, а также коллективные договоры и локальные нормативные акты, принимаемые работодателем.

По форме акта источники трудового права делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, правила, положения, рекомендации, разъяснения и другие формы.

По сфере действия источники трудового права делятся на общефедеральные (например, Трудовой кодекс РФ), региональные (субъектов РФ), отраслевые (ведомственные), межотраслевые (например, правила по технике безопасности и охране труда), муниципальные (местные) и локальные (действующие у конкретного работодателя).

По степени обобщённости нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, могут быть кодифицированные, комплексные и текущие.