Новые правила для водителей иностранцев. Борьба за права: куда пойдут работать водители-иностранцы. Как поменять иностранные водительские права на российские

МОСКВА, 1 июн — РИА Новости, Сергей Белоусов. С 1 июня граждане с зарубежными водительскими правами больше не могут работать в России в качестве профессиональных водителей. Сегодня вступили в силу соответствующие поправки к закону "О безопасности дорожного движения" и Административному кодексу. РИА Новости выяснило, как нововведения изменят привычную жизнь перевозчиков и пассажиров.

Через тернии к закону

Борьба с иностранными водителями, которых часто обвиняли в непрофессионализме и провоцировании ДТП, должна была закончиться еще в 2014 году. Однако из-за воссоединения Крыма с Россией вступление в силу нового закона отложили до 2017 года: жители полуострова просто не успевали обменять украинские водительские удостоверения на российские. Депутаты Госдумы решили, что этого времени хватит не только крымчанам, но и всем транспортным компаниям, которые смогут переподготовить своих сотрудников и обеспечить им получение российских водительских прав.

Шло время, и статистика аварийности становилась все менее благосклонной к иностранцам, желавшим работать в России за рулем. По данным ГИБДД, в 2016 году число аварий с участием граждан иностранных государств выросло: таких ДТП произошло 5216, в них погибло 704 человека и ранено 7280. Какова доля в общем числе аварий? В Москве рост количества таких аварий и вовсе оказался четырехкратным.

Со вступлением в силу нового закона и поправок в Административный кодекс должностные лица, допустившие к управлению водителей без российских прав, будут штрафоваться на 50 тысяч рублей.

Как дальше жить?

В некоторых регионах России уже наблюдается "паломничество" в отделения ГИБДД, сообщил РИА Новости Сергей Лобарев, председатель правления НП "Гильдия автошкол России". Иностранные граждане отправились в срочном порядке получать российские права, опасаясь потерять работу. Трудовой кодекс позволяет расторгать трудовой договор с работником по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (пункт 13 статья 83).

Именно так планируют расставаться с иностранными водителями в ГУП "Мосгортранс", в котором в первый день лета могут быть уволены около 300 человек, не получивших российские водительские удостоверения. Это менее 20% от общего числа иностранных водителей, работающих на предприятии. В "Мосгортрансе" уверяют, что на работу московского транспорта увольнения никак не повлияют.

"Сегодня в ГУП "Мосгортранс" наблюдается приток водителей из Москвы, Московской области и других российских регионов. Так, 50% водителей компании составляют жители столичного мегаполиса, еще около 40% — представители субъектов Российской Федерации. Доля водителей-иностранцев за последние три года упала более чем вдвое — с 23% до 10%", — сообщили РИА Новости в пресс-службе ГУП "Мосгортранс". Добавим, что "Мосгортранс" готовит кадры на базе собственного учебно-курсового комбината. Сегодня там проходят обучение и переподготовку 600 водителей.

Больше всего принятие закона ударит по таксомоторным компаниям, считает Богдан Коношенко, председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам транспортного обслуживания пассажирских перевозок автомобильным транспортом. По его мнению, закон был принят на скорую руку и не учел того, что в Белоруссии водителей готовят не хуже, чем в России, что для членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) можно было бы предусмотреть упрощенный режим сдачи экзаменов в ГИБДД, а государственные структуры не готовы выдержать наплыв кандидатов на получение прав.

"Это приведет к серьезному ущербу и финансовым потерями для всей транспортной отрасли. Сократится количество автомобилей на линии, увеличится время подачи такси, увеличится дальность подачи, увеличится и цена. Закон повлияет на грузовые перевозки и на работу общественного транспорта", — считает Коношенков.

В такой ситуации в выигрыше может оказаться популярный сервис Uber. Эта служба пользуется услугами "независимых" таксистов, которые формально могут не являться профессиональными водителями. "В России Uber сотрудничает только с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, ответственность которых — работать в строгом соответствии с российским законодательством", — рассказала РИА Новости Ирина Гущина, директор по коммуникациям Uber в России и СНГ.

Для того чтобы стать таксистом в Uber, можно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Однако не каждый водитель создает ИП. "Существует практика аренды ИП, когда один человек становится индивидуальным предпринимателем, а его расчетным счетом пользуются другие таксисты-частники, — рассказал корреспонденту РИА Новости один из водителей сервиса Uber, пожелавший остаться неизвестным. — Иностранные водители без российских прав, которые на самом деле сидят за рулем, платят проценты индивидуальному предпринимателю".

Водители с иностранными правами смогут работать в РФ до июня 2017 года Учитывая, что фактический обмен удостоверений всеми иностранными водителями, работающими в России, требует значительных затрат времени, Госдуме предложено перенести срок завершения обмена национальных водительских удостоверений до 1 июня 2017 года.

В группе компаний Pony Express РИА Новости сообщили, что на территории России не работают водители без российских прав, поэтому трудностей в связи с принятием данного закона компания не испытывает и на стоимость услуг это нововведение никак не повлияет. Эдуард Апакетов, операционный директор компании "ГрузовичкоФ", также подтвердил, что проблем с водителями-иностранцами в его компании нет: "Для нас было бы невозможно принять на работу водителя с иностранными правами, ведь это автоматически означает, что такой сотрудник может не знать всех тонкостей и особенностей города, его инфраструктуры".

Председатель Общественного совета по развитию такси в регионах Российской Федерации Ирина Зарипова считает принятие закона преждевременным, но также отмечает, что он вряд ли изменит существующую тарифную сетку у таксопарков или крупнейших сервисов по заказу такси "Яндекс", Uber и Gett. Опасаться, по ее мнению, стоит другого — ухода водителей и таксопарков на нелегальное положение.

"Порядка 10-15% водителей такси — мигранты, которые покупают патент на право работать в России. В крупных городах иностранцы занимают до 40% от общего числа водителей, — говорит Ирина Зарипова. — Запрет доступа к управлению скажется на экономике таксопарков, но хуже всего то, что бывшие водители не уйдут с рынка, они будут продолжать работать на нелегальном положении. Они будут брать машины в аренду, ездить без опознавательных знаков и будут неуловимы для ГИБДД. У брендированных таксопарков будут простаивать машины, купленные в кредит и лизинг, из-за чего они встанут перед выбором: либо потратиться на переобучение водителей, либо содрать все наклейки с кузова и уйти на нелегальное положение. Так, например, сейчас происходит в Новосибирске".

"В Узбекистане не такие жесткие правила, как в России. На бумаге, конечно, написано все правильно: и ПДД, и штрафы высокие. Но в стране годами складывается менталитет, когда можно нарушать и безнаказанно ехать дальше, ведь гаишников на всех не хватает. А если даже и остановят, заплатил — и лети дальше, — поделился с корреспондентом Sputnik Узбекистан водитель-мигрант Хуршид. — Для Узбекистана, например, норма — поворачивать не с крайней полосы, а со второй и третьей, нарушая при этом дорожную разметку и создавая аварийные ситуации. В России с этим строго, все привыкли ехать по полосам, а у нас это отсутствует, полная анархия на дороге".Иностранец попал на своем Chrysler в аварию на востоке Москвы, при проверке полицейские выявили у него отсутствие прав и алкогольное опьянение, в связи с чем мужчине грозит до двух лет лишения свободы.

Впрочем, получить российские права для иностранца не так уж сложно: при наличии национального водительского удостоверения он сразу приходит в ГАИ и сдает три экзамена: теоретический, закрытую площадку и город. Проходить обучение иностранцам не нужно, а все затраты, о которых говорят в таксопарках, являются мифами. Об этом сообщил Сергей Лобарев, председатель правления НП "Гильдия автошкол России". По его мнению, в странах ближнего зарубежья водителей готовят хуже, чем в России. В 2016 году профсоюз такси и Центральная автошкола Москвы создали пробную группу из 27 иностранных водителей для того, чтобы провести мини-консультацию. Семерым из них сразу понадобился переводчик. "Мы предложили автошколам во всех регионах создать консультации для владельцев автохозяйств и иностранных водителей, — говорит Сергей Лобарев. — На них предложили бесплатно разъяснить все тонкости процедуры получения российских прав. Автошколы эту идею поддержали".

МОСКВА, 1 июня. /ТАСС/. Закон, запрещающий работать на территории России профессиональным водителям, имеющим лишь иностранные права, вступил в четверг в силу. Как сообщали ранее в ГИБДД России, законом предусмотрено, что контроль за выполнением запрета лежит на работодателях.

"Контролировать выполнение указанного запрета должны будут работодатели. Для них вводится административная ответственность за выпуск на линию водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения. Административный штраф составит 50 тысяч рублей", - говорится в сообщении ГИБДД.

Как сообщил ТАСС ранее первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков ("Единая Россия"), все иностранные водители, которые работают на территории России, должны быть отстранены от трудовой деятельности с 1 июня, они лишатся права заниматься перевозками, никакой отсрочки вступления закона в силу нет.

В 2013 году в России был принят закон, устанавливающий запрет на привлечение в качестве водителей при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности лиц, не имеющих водительских удостоверений, выданных в РФ. Для получения российских прав закон предписывает водителям прохождение трех обязательных экзаменов: одного теоретического и двух практических (на автодроме и в условиях городского движения).

17 мая Госдума приняла в первом чтении законопроект, продлевающий срок обмена национальных водительских удостоверений на российские на год - до 1 июня 2018 года, однако на второе чтение документ не был вынесен. По словам Лысакова, предельный срок обмена прав для иностранных водителей уже неоднократно переносился. Это происходило, например, потому, что не были готовы органы исполнительной власти: ведь, чтобы сдать экзамен водителям грузовиков, нужны необходимые площадки, специальный транспорт. Также перенос был приурочен к воссоединению Крыма с Россией, рассказал он.

И в этом году, указал Лысаков, профильным комитетом Госдумы также было принято решение отложить на год вступление закона в силу, однако по ряду причин вопрос затянулся и депутаты процедурно не успевают принять законопроект во втором и третьем чтениях.

Возможные последствия

По словам парламентария, в связи с тем, что срок обмена национальных водительских прав на российские продлен не будет, лишатся работы многочисленные водители-иностранцы, в том числе общественного транспорта, и десятки тысяч - в сфере грузоперевозок. В связи с этим, продолжил депутат, пострадают прежде всего граждане РФ, поскольку вопрос обеспечения пассажиро- и грузоперевозок окажется под серьезной угрозой.

Он напомнил, что в свое время предлагалось принять данный законопроект сразу в трех чтениях, но разгорелась дискуссия. В подобной ситуации, по мнению Лысакова, органам исполнительной власти необходимо будет в максимально короткий срок обеспечить возможность обмена документов. По его словам, прежде всего МВД и органам исполнительной власти субъектов нужно будет в экстренном порядке наладить работу по пересдаче и приему экзаменов.

Тысячи водителей-мигрантов в России остаются вне закона из-за того, что Госдума так и не продлила им предельный срок замены своих водительских прав на российские. Поблажки сделали только для граждан тех стран, где русский язык имеет официальный статус. Как сообщают источники «Газеты.Ru», перевозчики по всей стране столкнулись с кадровым голодом и коррупцией, поскольку сами иностранцы сдавать необходимые экзамены не спешат. В ГИБДД при этом проблем с водителями-мигрантами не видят.

Как стало известно «Газете.Ru», после вступления в силу запрета для иностранных водителей работать в России по национальным правам в некоторых регионах перевозчики столкнулись с рядом серьезных проблем: из-за отсутствия материально-технической базы иностранцы не могут сдать экзамены и получить российские водительские удостоверения, а местные гаишники якобы вымогают у компаний взятки за «спокойную жизнь». На федеральном уровне пока не знают, как решить проблему, и предлагают заняться ей руководству субъектов, рассказал «Газете.Ru» источник в Госдуме.

Мигрантам не продлили срок замены прав

По его словам, во время обсуждения внесенного весной этого года в Госдуму законопроекта, в котором предлагалось в очередной раз продлить предельный срок замены иностранных водительских удостоверений на российские еще на год, до 1 июля 2018-го, возникли разногласия. Авторы инициативы утверждали, что во многих регионах отсутствует материально-техническая база для массовой замены водителями-иностранцами своих прав, в то же время представители ГИБДД заявляли, что не видят препятствий для сдачи иностранными автомобилистами экзаменов на российские права.

«Законопроект тогда уже был принят в первом чтении и подготовлен ко второму и третьему чтениям, предполагалось, что его примут в короткие сроки. Однако в ходе обсуждения представитель ГИБДД заявил, что в действительности никакой проблемы с материально-технической базой нет.

Небольшие трудности, по его словам, испытывала только Смоленская область», - сказал собеседник.

В итоге, как утверждает источник, депутатский корпус решил не принимать законопроект в первоначальной редакции, а внести в него поправки, убрав положения о продлении срока замены иностранных водительских удостоверений.

Льгота за русский язык

В итоге ко второму и третьему чтениям документ подошел в измененном виде - о продлении срока замены водительских удостоверений там уже не говорилось, а значилось уже совсем другое предложение - разрешить работать водителями в России без замены национальных прав гражданам тех государств, где русский язык является официальным.

Из стран бывшего СССР под этот критерий попала только Киргизия. Кроме того, специальное межправительственное соглашение было заключено с Белоруссией. Граждане остальных государств, работающие в компаниях-перевозчиках, с 1 июня фактически оказались вне закона. За каждого работника компании-перевозчики теперь должны платить по 50 тыс. руб. штрафов.

«Принятие закона в таком виде проблему, естественно, не решило, поскольку в действительности материально-техническая база во многих регионах все-таки отсутствует», - утверждает источник.

Нет разрешения - есть коррупция

Более того, по словам собеседника «Газеты.Ru», вступление законопроекта в силу способствовало и росту коррупции - он утверждает, что перевозчики теперь якобы вынуждены приплачивать сотрудникам ГИБДД, чтобы те «закрывали глаза» на нарушение закона.

«Есть случаи, когда гаишники приходят к перевозчикам, считают, сколько иностранцев без российских прав работает, и прямо называют сумму, которую нужно уплачивать ежемесячно. Сфера пассажирских перевозок от этого, естественно, сильно страдает», - сказал он.

При этом, по данным собеседника, решать эту проблему на законодательном уровне в Госдуме не собираются, поскольку закон уже вступил в силу. «Выход есть только один - органы исполнительной власти субъектов должны создать все условия для того, чтобы иностранцы смогли заменить свои удостоверения в кратчайшие сроки», - подытожил собеседник издания.

В регионах кадровый голод усиливается

Как рассказал «Газете.Ru» председатель «Ассоциации перевозчиков пассажиров» Василий Киселев, «кадровый голод», который испытывает сфера пассажирских автомобильных перевозок, в последнее время усиливается, а принятый депутатами законопроект эту ситуацию только усугубил.

«В Петербурге, втором по населению городе России, около 70% водителей официальных перевозчиков - иностранцы. Если их уволить, город просто встанет.

Более того, возможности сдать экзамен и получить российские права у иностранцев, работающих в Питере, практически нет - водителям приходится брать отпуск за свой счет, уезжать в другие регионы, чтобы сдавать экзамены там, - говорит Киселев. - Сейчас в Петербурге только около 8% водителей смогли заменить права».

В начале октября прокуратура Санкт-Петербурга провела проверку четырех местных компаний-перевозчиков, выявила нарушения и направила руководству представления об устранении нарушений. Водителей без российских прав от работы отстранили, а транспортные средства отправили на спецстоянку.

«На каком основании был проведен этот рейд, непонятно, это просто беспредел. Общественный транспорт давно уже стал ристалищем правоохранительных органов , но ведь проблема такими проверками не решится», - возмущается председатель «Ассоциации перевозчиков пассажиров».

В Москве без нелегалов, но с дефицитом

В Москве же проблема стоит менее остро. Как утверждает глава Московского транспортного союза Юрий Свешников , после проведения «маршруточной реформы» работающие в столице компании уволили нелегальных водителей.

«В столице пассажирские перевозки осуществляет Мосгортранс и еще несколько компаний, в них нелегалов нет, все с российскими правами. При этом никакого коллапса не случилось, все как-то тихо очень прошло», - сказал Свешников «Газете.Ru».

В то же время в конце сентября директор Мосгортранса Евгений Михайлов в эфире радиостанции «Говорит Москва» заявил, что запрет на работу с иностранными правами негативно повлиял на количество водителей.

По его словам, дефицит водителей на предприятии сегодня составляет порядка 2,5-3 тыс. человек. Михайлов также отметил, что в случае увеличения штата, возрастет и количество автобусов на улицах города.

Нелегалы-таксисты никуда не делись

Запрет на работу в России по иностранным правам коснулся и рынка таксомоторных перевозок. Заместитель председателя межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что сегодня в Москве и области порядка 6% водителей работают нелегально.

«Несмотря на то, что ситуация меняется в пользу русских водителей, нелегалов по-прежнему много. Всего в московском регионе около 30% иностранных таксистов, из них порядка 20% работают нелегально», - сказал Попков.

Председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов при этом утверждает, что большинство нелегалов ездят на автомобилях без символики такси.

«Сейчас все работают через агрегаторы, водители без российских прав обычно снимают со своих машин все обозначения такси и ездят себе спокойно, никто их не трогает и не проверяет», - считает Амосов.

В ГИБДД проблем не видят

В то же время высокопоставленный источник в ГИБДД рассказал «Газете.Ru», что никаких проблем с заменой иностранцами водительских удостоверений нет, однако заявил, что статистики, сколько автомобилистов уже заменили свои права на российские, в ведомстве нет.

«Газета.Ru» направила запрос в МВД России на получения информации о ходе замены прав и проведении полицейскими проверок нелегальных водителей, ответ на него в редакции пока не получили.

Напомним, впервые о внесении поправок в федеральный закон «О безопасности дорожного движения», запрещающих иностранным водителям работать в России без российских прав, заговорили в 2013 году из-за якобы большого количества аварий с мигрантами. Толчком к продвижению этой инициативы, в частности, стала громкая авария с автобусом и «КамАЗом» , которую спровоцировал управлявший грузовиком автомобилист из Армении Грачья Арутюнян .

Тогда в результате ДТП с переполненным пассажирским автобусом погибли 18 человек, десятки получили ранения. Выяснилось, что вдобавок мигрант управлял еще и неисправным автомобилем. Он получил 6 лет и 9 месяцев колонии. Однако в итоге Арутюнян был экстрадирован в Армению и остаток срока будет отбывать там.

В свою очередь, внедрение поправок неоднократно откладывалось из-за того, что в российских автошколах отсутствовала материально-техническая база для массовой замены иностранцами водительских удостоверений.

При соблюдении определенных условий работодатель в России может с зарубежными водительскими правами для выполнения работы по профессии водителя.

Условия принятия:

  1. иностранное водительское удостоверение должно соответствовать требованиям Конвенции о дорожном движении от 08.11.68. Записи в удостоверении должны быть сделаны или продублированы латинскими буквами. В противном случае к водительскому удостоверению нужен заверенный перевод на русский язык;
  1. указанные в водительском удостоверении категория и подкатегория транспортного средства должны соответствовать типу автомобиля, которым иностранный работник будет управлять.

Соблюдение этих условий будет достаточным только до 31 мая 2017 года. С 1 июня 2017 года иностранные работники - водители смогут управлять служебным транспортом только при наличии российского национального водительского удостоверения.

Изменения должны были вступить в силу еще с 9 мая 2014 года. Но потом срок был перенесен на 1 июня 2015 года. Новый перенос срока - на 1 июня 2017 года - законодатели объясняют присоединением Крыма. Они дали время его жителям обменять свои иностранные (украинские) водительские удостоверения на российские.

Форма российских водительских прав

В настоящее время в Российской Федерации водителям выдаются российские национальные водительские удостоверения по форме, утвержденной приказом МВД России от 13.05.2009 № 365 «О введении в действие водительского удостоверения».

КАК ПОМЕНЯТЬ ИНОСТРАННЫЕ ВОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА НА РОССИЙСКИЕ

Приведен в разделе IV Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».

Ездить по территории РФ за рулем с иностранными национальными или международными правами после вступления в силу указанных выше ограничений будут вправе только те иностранцы, которые не заняты предпринимательской и трудовой деятельностью, связанной с управлением автомобилем.

НАКАЗАНИЕ ЗА ОТСУТСТВИЕ У ИНОСТРАННОГО РАБОТНИКА РОССИЙСКИХ ПРАВ

В статье 12.32.1 КоАП РФ предусмотрен штраф (50 000 руб.) за допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения. Его будут налагать на ответственного за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, например, на механика.

Рассматривать дела об этих административных нарушениях и налагать штрафы за их совершение будут инспекторы ГИБДД (п. 7 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ).

Водителя-иностранца на служебном автомобиле инспекторы ГИБДД также оштрафуют на сумму от 5000 до 15 000 руб. (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).

Важная новость для водителей-иностранцев, которые работают в России водителями. Только что стало известно, что на поле проведенного совета на уровне глав правительств пяти стран ЕврАзЭС, было решено взаимно признать национальные и международные водительские права еще нескольких стран- участниц экономического сообщества. Что означает, теперь иностранным водителям из четырех стран- Белоруссия, Киргизия, Армения и Казахстан, в России можно будет для работы водителями в такси, на автобусах и на грузовых автомобилях трудится без обмена своих национальных водительских прав.

«Поручение Евразийского межправительственного совета «О взаимном признании национальных и международных водительских удостоверений, выданных в одном государстве-члене Евразийского экономического союза, для осуществления предпринимательской деятельности на территории другой страны Евразийского экономического союза» ».

Не у дел остались граждане других стран, которые желают или уже работают на территории РФ в сфере оказания автотранспортных услуг, среди которых немало украинцев, молдаван, граждан Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана.

С другой стороны, кто гарантирует, что граждане оставшихся стран не получат в будущем подобные привилегии? И как долгий процесс принятия такого важного в плане безопасности на дорогах законопроекта в совершенно измененном виде изменит безопасность на дорогах? Прям замкнутый круг, с чего начинали, к тому примерно и пришли.

Еще раз напомним, что , хотя оно было введено еще в 2013 году. На реализацию требования постоянно влияли разнообразные факторы. В 2014 году им стало присоединение Крым, а это значит, что у многих тысяч водителей-профессионалов, работавших на грузовом и общественном транспорте, были зарубежные, украинские права. Таким образом запрет был перенесен на 2015 год.

После была попытка принять международное соглашение, по которому граждане стран СНГ могли садиться за руль со своими национальными правами, принятие документа, подготавливаемого МВД несколько, затянулось.

Помимо этого, препятствием стало и отсутствие материально-технической базы в экзаменационных подразделениях Госавтоинспекции. Об отсутствии достаточного количества площадок и автотранспорта для принятия практического экзамена говорится в пояснительной записке к документу.