О богатстве народов за три минуты. Адам смитисследование о природе и причинах богатства народов

Адам Смит – анг. экономист, которого прозвали отцом экономики благодаря его труду под названием «Исследование о природе богатства народов».

Под нац богатством Смит понимает совокупность продуктов материального производства.

Богатсво нации создается всеми видами производства => Любая страна может стать богатой

легкие налоги, мир =>процветание страны < = терпимость в управлении.

Национальное богатство должно произрастать двумя путями:

1) увеличить численность людей в сфере материального производства (экстенсивный)

2) за счет роста производительности труда (интенсивный)

Как увеличить производительность труда в условиях господства ручного труда? - За счет разделения труда.

«Богатство народов» А.Смита начинается с проблематики разделения труда. На своем примере производства булавки, Смит показывает, что разделение труда, как минимум, повышает производительность труда в 3 раза. За счет повышении квалификации работников; экономии времени при переходе от одной операции (работы) к другой; изобретении машин и механизмов.

Отсюда разделение труда имеет след. последствия:

Рост навыков и умений отдельных работников

Экономия рабочего времени

Создание условий для внедрения машин в процесс производства.

Главной причиной, вызывающей разделение труда Смит считает возможность обмена.

В свою очередь разделение труда имеет ограничения - емкость рынка.

ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ, ДЕНЕГ И КАПИТАЛА А. СМИТА

Адам Смит– анг. экономист, которого прозвали отцом экономики благодаря его труду под названием «Исследование о природе богатства народов».

ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ СМИТА

К созданию своей теории стоимости, Смит исходил из схемы: Разделение труда => появление потребности в других товарах других производителей => обмен =>необходимость в деньгах => каким образом создается стоимость?

Смит создает 3 ее определения:

1) стоимость (и цена) товара определяется затраченным на него трудом (рабочим временем). Стоимость - это материализованный в товаре труд, определяемый как средний, необходимый для данного уровня развития производительных сил.

2) Стоимость определяется покупаемым трудом (трудом, затраченным на производство другого товара). В условиях простого товарного производства, когда не было наемного труда и производители товаров работали на принадлежащих им средствах производства, это одно и то же. Ткач, например, обменивал кусок сделанного им сукна на сапоги. Можно сказать, что кусок сукна стоит пары сапог или что он стоит труда сапожника за то время, пока он изготовлял сапоги. Но, по существу, это вовсе не одно и то же, что становится ясно для условий капиталистического производства. Если сапожник работает по найму у капиталиста, то стоимость произведенных им сапог и ”стоимость его труда”,то есть то, что он получает за свой труд - совершенно разные вещи. Кусок сукна по-прежнему стоит пары сапог, но он стоит больше, чем труд сапожника, так как в стоимости сапог теперь заключена прибавочная стоимость, присваиваемая капиталистом. Смит натолкнулся на противоречие, состоящее в том, что в отношениях между капиталистом и рабочим (при найме рабочей силы) закон стоимости, закон обмена эквивалентов вроде бы нарушается. Капиталист оплачивает рабочему в виде заработной платы лишь часть стоимости, которую создает труд рабочего и получает капиталист. Смит не мог объяснить это противоречие в рамках теории трудовой стоимости и делал вывод, что стоимость определялась трудом только в ”первоначальном состоянии общества”, когда не было капиталистов и наемных рабочих, т. е. при простом товарном производстве.

Возникает противоречие между первым и вторым определением. Труд – не имеет стоимости, он создает ее. Труд – имеет стоимость. Если я покупаю продукт его труда -> я покупаю труд.

3) Стоимость (и цена) определяется доходами, иначе говоря, складывается из заработной платы, прибыли, земельной ренты. "Например, - говорит Смит, - в цене хлеба одна ее доля идет на оплату ренты землевладельца, вторая - на заработную плату или содержание рабочих... и третья доля является прибылью фермера".

з\п, прибыль и рента изменяются вместе с изменением общественных отношений:

· З\п определяется путем соглашения между работником и предпринимателем. Мин размер з\п = размеру средств существования работника и его семьи. Макс размер зависит от экономического положения страны и спроса на труд. Кроме того з\п может изменяться в зависимости от характера и престижа работы, продолжительности и стоимости обучения, стабильности работы, доверия.

· Прибыль растет со снижением з\п и снижается с ее увеличением. Зависит от размера используемого К. Увеличение К приводит к росту з\п и сниж прибыли. В этом заключается тенденция снижения нормы прибыли с увеличением К.

· Земельная рента – цена, которую уплачивает земледелец за использование земли. Она является монопольной ценой.

ТЕОРИЯ КАПИТАЛА СМИТА

По мнению Смита, капитал – это денежные средства, используемые в производстве или денежные средства, которые направляются на производительное потребление.

Все запасы человека, необходимые для его жизни состоят из 2-х частей:

1) 1 часть, которая идет на непосредственное потребление (потребительские товары)

2) часть - для получения дохода (капитал по Смиту)

Капитал по Смиту делится на 2 вида:

1)оборотный капитал – постоянно уходит и возвращается в руки хозяина;

2) основной капитал – дает доход не переходя.

В разных сферах капитал используется соответствующим образом.

А. Смит исключительно большое значение придает накоплению капитала. Он говорит, что, сберегая значительную часть доходов и расширяя производство, владелец предприятия дает работу дополнительному количеству рабочих и способствует росту богатства всего общества.

ТЕОРИЯ ДЕНЕГ А.СМИТА

Деньги – это золотые слитки и монеты. Бумажные и металлические деньги – только знаки денег, товарные деньги – стоимость материала.

Металлические деньги, преимущества: портативность, легко хранится, не портятся, недостатки – вес, большие издержки на чеканку и на организацию оборота. Бумажные деньги, преимущества: дешевый выпуск и обращение, легкие и компактные, недостаток – легко подделать. Деньги – средство обращения – при покупке. Деньги как средство платежа – кредит. Разница в этих функциях – время.

Проблеме происхождения и использования денег посвящена целая глава «Исследования о природе и причинах богатства народов» (4 глава).

Согласно взглядам А. Смита, деньги возникают в процессе обмена. При этом он рассматривает деньги лишь как средство обмена, не учитывая их функцию средства сохранения ценности.

Что касается количественной теории денег здесь он отмечает, что труд, а не какой либо особый товар или группа товаров является действительным мерилом стоимости серебра (золота).таким образом свою теорию денег Смит основывает на трудовой теории стоимости (т.е. это затраты или издержки государства по контролю за обращением денег в виде металлов выше чем за бумажно-кредитным обращением)

Деньги по Смиту – это универсальный инструмент торговли. Он задается вопросами, каковы же правила, определяющие обмен одного товара на другой, в чем заключается основа стоимости? смит различает: стоимость использования (полезность) и меновая стоимость, и говорит, что между этими типами стоимости не всегда существует связь (пример с водой и алмазом).


Похожая информация.


«Исследование о природе и причинах богатства народов» имело огромное влияние на развитие политической экономии. Смит основал школу и проложил путь, по которому наука, несмотря на новые направления, продолжает развиваться до настоящего времени. Очень велико было и практическое влияние книги Смита на современное ему и последующее законодательство было весьма значительно. Объясняется это тем, что в «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит воспринял лучшие общественные идеи своего века и дал им талантливое истолкование; вооружившись против правительственной опеки и произвола, он сумел связать требование хозяйственной свободы с широким философским принципом целесообразности и тонким анализом основных свойств человеческой природы; не ограничиваясь отвлеченною аргументациею, он обнаружил в своем исследовании необыкновенное знание жизни и искусное умение освещать теоретические положения разнообразными фактами живой действительности.

Портрет Адама Смита

В противоположность средневековому миросозерцанию, подчинявшему личность духовному и, светскому авторитету и требовавшему вмешательства власти во все отношения подданных для ограждения приобретенных прав и привилегий и установившихся обычаев, «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смита ставит в центре хозяйственного общежития индивидуальную личность. Свойственное ей стремление к благосостоянию придает особый характер её хозяйственной деятельности, побуждая всегда стремиться к получению наибольших выгод при наименьших пожертвованиях. Благоприятный исход борьбы в хозяйственной деятельности индивидуума является, по мнению Смита, наиболее выгодным и для всего общества, благосостояние которого заключается в довольстве входящих в состав его единиц. И если свободная борьба интересов оказывается плодотворной, то естественным является требование невмешательства со стороны государства в хозяйственные отношения. Исходя из этих общих воззрений, Адам Смит дал в своем исследовании систематическую обработку вопросов современной теоретической экономии, экономической политики и финансовой науки.

Первые две книги «Исследования о природе и причинах богатства народов» посвящены общей системе экономической науки. Основное положение, которым начинается исследование, говорит, что источниками богатства нации является годичный продукт труда её членов. Эта трудовая теория стоимости сразу отметила различие между Адамом Смитом и точкой зрения меркантилистов и физиократов . Результаты труда тем значительнее, чем больше его производительность; последняя зависит от разделения труда; разделение труда в обществе вызывает потребность в обмене продуктов. Касаясь обмена, Смит переходит к понятию стоимости и, определив значение потребительной и меновой стоимости, обращается к вопросу о мериле стоимости и отвечает, что таким мерилом является труд, как не изменяющийся в своей собственной стоимости. Но обычным орудием мены, для определения стоимости, являются драгоценные металлы, весьма для того пригодные, ибо цена их мало колеблется; впрочем для сопоставления цен на большом протяжении времени лучшим мерилом сравнения служит хлеб. В состав цены годичного продукта производства, согласно Смиту, входят заработная плата, как вознаграждение за труд (первоначально она – единственный элемент), прибыль, принадлежащая собственникам капитала, и рента, возникающая с установлением частной собственности на землю. Исследуя причины повышения или понижения указанных частей цены товаров, Смит входит сначала в анализ естественной и рыночной цены и излагает закон колебания рыночных цен в зависимости от изменений спроса и предложения.

Вторая книга «Исследования о природе и причинах богатства народов» посвящена капиталу. Указав, что капитал есть та часть продукта, которая назначается для дальнейшего извлечения дохода, Адам Смит определяет содержание оборотного и основного капитала, и дальше входит в рассмотрение валового и чистого дохода нации и условий накопления капитала. При этом он говорит о производительном и непроизводительном труде, определяя первый как такой труд, который воплощается в материальных благах. Главным источником накопления капитала является бережливость, но важное значение имеет и увеличение производительности труда, и целесообразное применение капитала. В последнем отношении Смит предпочитает приложение капитала к земледелию, где «природа работает с человеком». Третья книга «Исследования о природе и причинах богатства народов» содержит исторический очерк различных форм промышленности. Четвертая книга посвящена критике учений меркантилизма и физиократов и изложению взглядов Адама Смита на задачи государства в сфере народного хозяйства. Высказываясь вообще за свободу торговли, Смит, однако, одобряет навигационный акт и в ослаблении протекционизма советует соблюдать надлежащую осторожность. От общего требования невмешательства Смит отступает (в пятой книге) в вопросе о народном воспитании, горячо высказываясь за поддержание государством всех учреждений, полезных народу в культурном отношении. В последней книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» Смит излагает теорию налогов, формулирует общие начала правильного налогообложения и вслед за рассмотрением отдельных налогов подробно останавливается на вопросах переложения.

Отдельные вопросы, рассматриваемые Адамом Смитом в его исследовании о народном богатстве, обсуждались многими авторами до него, и среди меркантилистов XVII и первой половины XVIII столетия многие высказывали по частным поводам весьма основательные суждения. Но в этих ранних исследованиях нет сознания законосообразности общественных явлений, нет глубоких общих принципов, связующих воедино разрозненные положения. Этими чертами отличается «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смита, но ими же характеризуется школа физиократов , несомненно имевшая на Смита заметное влияние. Не только общее положение о гармонии хозяйственных интересов и вытекающие из него требования свободы и невмешательства, но и некоторые частные исследования, как, например, о капитале, о стоимости и цене и др., получили уже в школе Кенэ надлежащую разработку. Есть известия, что Адам Смит сформулировал свои общие воззрения по экономическим вопросам еще в 1755. Отчасти они нашли выражение в его философском трактате «Теория нравственных чувств», но несомненно, что сближение с физиократами значительно укрепило его в собственных воззрениях, Во всяком случае, однако, за «Исследованием о природе и причинах богатства народов» Смита остается великая заслуга систематического исследования всей совокупности хозяйственных явлений на основании одного общего принципа – хозяйственного интереса личности .

Создав систему, Адам Смит, вместе с тем, основал школу, которой указал и предметы, подлежащие изучению, и приемы исследования. Ближайшие его последователи в Англии и других государствах остались верны его индивидуалистическому анализу общественных отношений, приуроченному исключительно почти к меновому хозяйству, его учению о невмешательстве в промышленную жизнь, его космополитической точке зрения, они усвоили его метод, придав дедуктивному приему исследования еще более абстрактный характер. Реакция, возникшая против классической школы,поколебала некоторые основные положения, установленные Смитом. Время, минувшее со времени выхода в свет «Исследования о природе и причинах богатства народов», прошло для науки не бесплодно, и основные учения Адама Смита получили или совершенно новую (о ренте, о капитале), или более полную и тщательную обработку (о стоимости, цене, о прибыли и заработной плате и др.). Но система и основные задачи науки о народном хозяйстве остаются до сего времени в том виде, как они установлены великим шотландским ученым.

Идея экономической свободы

Наибольшую популярность идеи Адама Смита приобретают в Европе в период становления и развития капиталистических отношений. Интересы класса буржуазии заключались в предоставлении ей полной экономической свободы, в том числе ориентированной на куплю-продажу земли, наем работников, использование капитала и др. Идея экономической свободы на практике, бесспорно, являлась прогрессивным моментом в развитии общества, так как сдерживала произвол монархов и давало широкие возможности развитию в экономической системе.

Соотношение ролей индивида и государства в экономической системе

Философские основы, на которые опиралась теория Адама Смита, касались прежде всего системы получения и социально-этических норм экономической деятельности, роли государства в регулировании экономических процессов, а также роли отдельных субъектов (групп субъектов).

С позиции Адама Смита, государство должно выступать в качестве т. н. «ночного сторожа». Оно не должно устанавливать и регулировать экономические процессы, его основная функция - в осуществлении судебной, учредительной, а также защитной функции в обществе. Таким образом, роль государственного управления в экономике, с точки зрения Смита, должна иметь минимизированный характер.

Что касается роли индивида, то здесь следует обратиться к идее «экономического человека». "Исследование о природе и причинах богатства народов" Смита характеризует отдельного индивида в рамках экономического процесса как лицо с эгоистической направленностью, руководствующееся в своих действиях соображениями личной выгоды. Действия «экономического человека» построены по принципу эквивалентного возмещения. Данный принцип формирует систему экономического обмена, представляющую собой фундамент естественной для человеческой жизнедеятельности рыночной экономики.

Закон «невидимой руки»

Помимо государства и отдельных индивидов, экономические процессы в обществе регулируются определенными Адам Смит называет их «невидимой рукой». Действие таких законов не зависит от воли и сознания общества. Однако при этом управление экономическими процессами осуществляется на порядок выше, чем управление на государственном уровне. В свою очередь, каждый индивид, руководствуясь собственной выгодой, может принести гораздо больше пользы обществу, чем если бы он был ориентирован на пользу обществу изначально.

Система богатства народов

"Исследование о природе и причинах богатства народов" Адама Смита выделяет в качестве основы богатства количество трудящихся субъектов в государстве и производительность труда данных субъектов. Источник же богатства, в свою очередь, определяется за счет годового труда каждой отдельной нации, народа в расчете на ее годовое потребление.

Система разделения труда является необходимым условием Благодаря ей в трудовом процессе совершенствуются рабочие навыки для той или иной конкретной операции. Это, в свою очередь, определяет экономию времени, необходимого при переходе рабочим от одной операции к другой. Разделение труда на микро- и макроуровне, как определяет "Исследование о природе и причинах богатства народов" Смита, по своему происхождению различно. В процессе работы мануфактуры специализацию рабочих определяет управляющий, между тем в народном хозяйстве функционирует упомянутая выше «невидимая рука».

Нижняя граница заработной платы рабочего должна определяться стоимостью минимума средств, необходимого для существования трудящегося и его семьи. Также здесь имеет место влияние материального и культурного уровня развития государства. Помимо этого, размер заработной платы зависит от таких экономических характеристик, как спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. Адам Смит являлся активным сторонником высокого уровня заработной платы, которая должна улучшать положение низших слоев народа, заинтересовывая материально работника в повышении его производительности труда.

Сущность прибыли

Смит предлагает двоякое определение понятия прибыли. С одной стороны, она представляет собой вознаграждение деятельности предпринимателя; с другой - определенное количество труда, не оплаченное капиталистом рабочему. При этом прибыль зависит от размеров задействованного капитала и не связана с количеством затрачиваемого труда и его сложностью в процессе управления предприятием.

Таким образом, "Исследование о природе и причинах богатства народов" Адама Смита сформировало особое представление о человеческом обществе как о гигантском механизме (машине), правильные и согласованные движения которой в идеале должны обеспечить эффективный для всего общества результат.

Впоследствии идея Смита о том, что для получения прибыли каждый индивид должен исходить из собственных интересов, была опровергнута американским математиком С его точки зрения, существуют ситуации, в которых имеет место «невыгода» (отрицательная сумма либо взаимовыгодная связь). При этом Нэш отмечает тот факт, что данное поведение экономических субъектов отвечает (отказ от насилия, вероломства и обмана). Доверительная атмосфера между субъектами рассматривалась Нэшем в качестве необходимого условия экономического благосостояния общества.

Адам Смит: «Исследование о природе и причинах богатства народов»

Адама Смита называют родоначальником классической школы. Именно А. Смит (1723-1790), профессор и систематик, кабинетный ученый и энциклопедически образованный исследователь, разработал и представил экономическую картину общества как систему.

Работа А. Смита «Богатство народов» - это не сборник рекомендаций, а труд, излагающий в систематизированном виде определенную концепцию. Он насыщен примерами, историческими аналогиями, ссылками на хозяйственную практику.

Трудовая теория стоимости

То, что Петти высказал в форме догадок, Адам Смит обосновал как систему, развернутую концепцию. «Богатство народа состоит не в одной земле, не в одних деньгах, а во всех вещах, которые пригодны для удовлетворения нашим потребностям и для увеличения наших жизненных наслаждений».

В отличие от меркантилистов и физиократов Смит утверждал, что источник богатства не следует искать в каком-либо специфическом роде занятий. Богатство представляет собой продукт совокупного труда всех - фермеров, ремесленников, моряков, торговцев, т.е. представителей различных видов труда и профессий. Источником богатства, создателем всех ценностей служит труд.

По Смиту, истинный создатель богатства - «годовой труд каждой нации», направляемый для годового потребления. По современной терминологии, это - валовой национальный продукт (ВНП).

Он проводит различие между теми видами труда, которые воплощаются в материальных вещах, и теми, которые подобно труду домашнего слуги представляют собой услугу, а услуги «исчезают в самый момент их оказания». Если труд полезен, это еще не означает, что он производителен.

Всякое богатство создается трудом, но продукты труда создаются не для себя, а для обмена («каждый человек живет обменом или становится в известной степени торговцем»). Смысл товарного общества состоит в том, что продукты производятся как товары для обмена. Дело не просто в том, что обмен товара на товар эквивалентен затраченному труду. Результат обмена взаимовыгоден.

О разделении труда и обмене

Людей связывает разделение труда. Оно делает обмен выгодным для его участников, а рыночное, товарное общество - эффективным. Покупая чужой труд, его покупатель экономит свой труд.

По Смиту, разделение труда играет самую важную роль в увеличении производительной силы труда и росте национального богатства. Чем глубже разделение труда, тем интенсивнее обмен.

«Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно». «Именно таким путем мы получаем друг от друга значительно большую часть услуг, в которых мы нуждаемся» - эти положения Смита часто цитируют комментаторы его работы.

«Невидимая рука» рыночных сил

Одна из ведущих идей «Богатства народов» - о «невидимой руке». Рыночная экономика не управляется из единого центра, не подчиняется одному общему замыслу. Тем не менее она функционирует по определенным правилам, следует известному порядку.

Парадокс или сущность рыночного механизма состоит в том, что частный интерес и стремление к собственной выгоде приносит пользу обществу, обеспечивает достижение общего блага. В рыночной экономике (в рыночном механизме) действует «невидимая рука» рыночных сил, рыночных механизмов, предполагающая минимальное вмешательство государства и рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения под влиянием конкуренции.

Два подхода к образованию стоимости

Рассматривая проблему ценообразования и сущность цены, Смит выдвинул два положения.

Первое гласит: цена товара определяется затраченным на него трудом. Данное положение, по его мнению, применимо в «примитивных обществах». И Смит выдвигает второе, согласно которому стоимость, а значит и цена складываются из затрат труда, прибыли, процента на капитал, земельной ренты, т.е. определяются издержками производства. Суть этих положений отражены на рисунке 1: первое положение в виде сплошной стрелки с надписью «Труд», а второе выражено с помощью пунктирных стрелок с надписями «Капитал» и «Земля».

Принцип экономической свободы

Смит считал, что рынок необходимо оградить от внешнего вмешательства. Свободе экономической деятельности индивидуумов не надо препятствовать, не следует ее строго регламентировать. Смит выступает против излишних ограничений со стороны государства, он за свободу торговли, в том числе внешней торговли, за политику фритредерства, против протекционизма.

Роль государства, принципы налогообложения

Не отвергая полностью участие в экономической жизни и контроль со стороны государства, Смит отводит ему роль «ночного сторожа», а не регламентатора и регулятора экономических процессов.

Смит выделяет три функции, которые призвано выполнять государство: отправление правосудия, защита страны, устройство и содержание общественных учреждений.

Он также утверждает, что уплату налогов следует возлагать не на один класс, как это предлагали физиократы, а на всех одинаково - на труд, на капитал и на землю.

Смит обосновывает принцип пропорционального разделения налогового бремени - по уровню имущественной состоятельности налогоплательщиков.

Считается, что три постулата Смита (анализ «экономического человека», «невидимая рука» рынка, богатство как целевая функция и объект экономических отношений) до сих пор определяют вектор экономической науки. Они образуют парадигму Смита.

8. «БОГАТСТВО НАРОДОВ»

Любите ли вы, читатель, старые книги? Книги на пожелтевшей бумаге ручной выделки, с гравированными виньетками, с многоречивыми титульными листами!

Издания «Богатства народов» за первую половину века после его появления могли бы заполнить небольшую антикварную лавку.

На титульном листе первого издания, вышедшего в марте 1776 из типографии Стрэхена и продававшегося в книжной лавке Кэделла, было написано: «Исследование о природе и причинах богатства народов, сочинение Адама Смита, доктора прав, члена Королевского общества, ранее профессора нравственной философии в университете Глазго». Это были два больших тома ин-кварто, стоившие 1 фунт 16 шиллингов. На небогатого человека издание не было рассчитано.

Смит получил наличными 300 фунтов, что было для него весьма кстати, так как жизнь в Лондоне истощала его довольно скромные доходы. Остальные 200 фунтов гонорара он истратил на приобретение экземпляров книги для подарков. Одним из первых такой экземпляр получил, разумеется, Юм, который прочел книгу на одре болезни и уже через три недели поздравил Смита с успехом, высказав, между прочим, два-три метких возражения.

Спрос был надолго удовлетворен вторым изданием, которое вышло в самом начале 1778 года. Но окончание войны в Америке и другие события подстегнули интерес к книге. Смит начал работать над подготовкой третьего издания. Теоретические главы он почти не трогал, но усилил свою критику меркантилизма и особенно Ост-Индской компании.

Книга вышла в 1784 году и скоро закрепила за Смитом положение классика. Работая над добавлениями, Смит писал Стрэхену, что это будет, по всей вероятности, последнее издание при его жизни и он стремится сделать все возможное для улучшения текста. Однако Смит ошибался: до 1790 года потребовались еще два издания.

Прижизненные издания Смита были в библиотеках многих знаменитых людей. Но об одном из них хочется особо упомянуть. В библиотеке Глазговского университета хранятся три тома «Богатства народов» в четвертом издании. На каждом из томов аккуратная надпись: «Роберт Бернс». Красивых экслибрисов поэт не имел.

Титульный лист 4-го (прижизненного) издания «Богатства народов».

В письме одному из друзей от 13 мая 1789 года Бернс пишет: «Маршалл с его Йоркширом и особенно этот исключительный человек Смит со своим «Богатством народов» достаточно занимают мой досуг. Я не знаю ни одного человека, который обладал бы половиной того ума, который обнаруживает Смит в своей книге. Я очень хотел бы узнать его мысли насчет нынешнего состояния нескольких районов мира, которые, являются или были ареной больших изменений после того, как его книга была написана».

Естественно, что наибольшее влияние за границей книга Смита имела во Франции. Аббат Морелле, получивший дарственный экземпляр, уже осенью 1776 года начал работать над переводом, но его опередил другой аббат, сделавший в свое время перевод Смитовой «Теории нравственных чувств». Перевод аббата Блаве был очень плох, и можно сказать, что аббатом Морелле руководила не только обида, когда он писал о нем: «Бедный Смит скорее предан, чем переведен; как говорит итальянская поговорка, tradottore traditore».

До конца столетия вышел еще один перевод книги Смита, но он был немногим лучше. Перевод Морелле так и не увидел света, хотя сам Смит интересовался его судьбой.

Полноценный перевод «Богатства народов» на французский язык был сделан Жерменом Гарнье и издан в 1802 году. Год этот не случаен. С наступлением нового столетия во всей Европе поднялась новая волна интереса к сочинениям великого шотландца. Два крупнейших французских экономиста первой половины XIX века, Сэй и Сисмонди, выпустили в эти годы свои первые работы, выдержанные в смитианском духе.

Переводом Гарнье долгое время пользовался Карл Маркс. В «Теориях прибавочной стоимости», над которыми он работал в 1861–1863 годах, значительная часть ссылок на Смита дается по этому изданию. Очевидно, это случалось там, где Маркс пользовался старыми (может быть, еще парижскими, 40-х годов) выписками и конспектами. В других случаях он использовал уже более новые английские издания. В первом томе «Капитала», вышедшем в свет в 1867 году, есть одна-единственная ссылка на перевод Гарнье, все остальные - на два английских издания.

Однако первым языком, на который перевели книгу Смита, был немецкий: перевод начал выходить уже в том же 1776 году, когда книга была опубликована в Лондоне. До конца столетия вышло несколько немецких изданий, итальянский, испанский и датский переводы.

Было бы неверно думать, что «Богатство народов» повсюду встречало лишь триумфальный прием. Силы феодализма в разных странах Европы были еще очень велики. Есть сведения, что в Испании книга была первоначально запрещена инквизицией. В Германии против нее ополчались университетские профессора, упорно отстаивавшие систему меркантилизма. В самой Англии в годы Французской революции «Богатство народов» было слегка под подозрением: не слишком ли радикальны его идеи?

В 1801 году русский посол в Лондоне граф Семен Романович Воронцов, докладывая молодому императору Александру I о положении дел, упоминает Смита и называет его «самым классическим из авторов, когда-либо писавших о торговле, промышленности, государственных финансах». Воронцов был большим почитателем таланта и идей Смита, с которым встречался и лично. Он много сделал для популяризации «Богатства народов» в России.

Другим неутомимым пропагандистом Смита был адмирал Мордвинов, сам много писавший по экономическим вопросам и игравший видную роль в политике при Александре I. В одном из писем Мордвинов ставит Смита как мыслителя в один ряд с Френсисом Бэконом и Ньютоном.

Вероятно, старания этих, двух людей более всего способствовали первому русскому переводу книги Смита. «Исследование свойства и причин богатства народов, творение Адама Смита» вышло в Петербурге в 1802–1806 годах четырьмя томами.

Перевод книги Смита на наш язык в то время был делом исключительной трудности. Русская экономическая терминология только создавалась. Общественные отношения, которые анализировал Смит, были еще во многом чужды России.

Поэтому надо воздать должное молодому чиновнику департамента государственного казначейства (министерства финансов) Николаю Политковскому, который взялся за это дело.

Очень любопытно предисловие Политковского к первой книге русского издания в форме посвящения министру финансов графу Васильеву, по повелению которого делался перевод. Он пишет так:

«Простите, Милостивый Государь, великодушно, есть ли в переводе сем усмотрите некоторые недоразумения, или неясности; я совершенно нов в сем предмете, который по отвлеченности своей и для самого Автора казался затруднительным к выражению со всею ясностию: а посему и принужден он был употреблять иногда скучную даже подробность.

Но когда удостоится благоволения Вашего Сиятельства сия первая книга, то я, сделав между тем более знакомства с предметом и авторским образом выражения оного, найду, конечно, более удобства в продолжении перевода других книг».

Едва ли похвальную скромность переводчика можно здесь отнести только на счет его подобострастия перед большим начальником и вельможей. Его замечание о писательской манере Смита по-своему справедливо: стремясь довести до понимания читателя некоторые вещи, он иногда слишком углубляется в подробности.

Несмотря на свои большие недостатки, первое русское издание «Богатства народов» сыграло важную роль в развитии экономической науки в России. Оно оставалось единственным до конца 60-х годов, когда волна общественного интереса к проблемам политической экономии вызвала к жизни новый перевод. Всего на русском языке «Богатство народов» выходило восемь раз, не считая выдержек в хрестоматиях и сборниках. Из этих восьми изданий четыре осуществлены после 1917 года.

Французское издание Гарнье впервые содержало комментарии и примечания к тексту. Англичане несколько отстали в этом, но зато на протяжении XIX века одно комментированное издание следовало за другим. Комментарии были различны - от частных пояснений до обширных сочинений самого издателя. Существуют издания Плейфера, Бьюкенена, Мак-Куллоха, Уэйкфилда, Роджерса и, наконец, Кэннана, которое с начала XX века является стандартным и обычно перепечатывается без изменений. Такова издательская судьба «Богатства народов».

Даже из этой суховатой истории ясно виден успех . Действительно, успех «Богатства народов» был беспримерным для экономических сочинений и, по замечанию историка экономической мысли Иозефа Шумпетера, беспримерным для научных книг вообще, возможно, за единственным исключением - «Происхождения видов» Дарвина.

История политической экономии до 20-х годов XIX века представляет собой редкий случай, когда целая наука ассоциируется с именем одного человека.

Книги имеют свою судьбу. Есть книги, которые опережают свое время. Их могут понять и оценить только потомки, порой отдаленные.

А есть книги, которые попадают в свою эпоху и среду, как зерна яровой пшеницы в прогретую и подготовленную почву. Они прямо отвечают запросам века.

Мыслящий человек конца XVIII и первой половины XIX века, читая «Богатство народов», находил в нем именно то, о чем он и сам думал и догадывался, что считал желанным и необходимым для блага общества. Только сказано это было у Смита очень логично, убедительно, подкреплено массой иллюстраций и примеров.

Сама универсальность, если хотите - эклектичность, «Богатства народов» способствовала его успеху. Вдохновение в нем черпали русские декабристы и либеральные вельможи, ранние английские социалисты и дальновидные тори, антифранцузские реформаторы Пруссии начала XIX века и некоторые помощники Наполеона.

Буржуазному читателю нравилась реалистичность и деловитость Смита. Его привлекало и слегка забавляло строгое отношение шотландца к государству с его налогами и привилегиями, чиновниками и офицерами. Когда Смит писал, что король, придворные и генералы по своей роли в общественном производстве, в сущности, не отличаются от паяцев и танцовщиц, это нравилось англичанину, восхищало француза, было откровением для немца. Интеллигенцию, студенчество, грамотных людей среди простого народа (по крайней мере в Шотландии и Англии такой читатель не был редкостью) Смит привлекал своим свободолюбием, гуманизмом, демократизмом.

Важно и то, что «Богатство народов», безусловно, одна из самых занимательных книг в истории экономической мысли. Она заметно отличается от суховатых эскизов Кенэ и лаконичных теорем Тюрго. Дэвид Рикардо, поднявшись на более высокую ступень научной абстракции, утратил, однако, живость и конкретность Смита. «Принципы политической экономии» Рикардо были уже книгой для экономистов, а не для образованных людей вообще. Едва ли это можно объяснить только закономерным процессом развития и профессионализации науки.

В наш кибернетический век с его огромными потоками информации, обрушивающейся на человека, не так легко прочесть научный трактат в тысячу страниц. Пожалуй, это и не очень нужно. Главные идеи Смита были поглощены последующим развитием науки, перешли в учебники и хрестоматии. Кто, кроме специалистов, станет теперь читать «Математические принципы натуральной философии» Ньютона? А это сочинение сыграло в развитии естественных и точных наук не меньшую роль, чем книга Смита в развитии общественных наук. Можно, конечно, пожалеть об этом, но с этим приходится считаться.

В XVIII веке количество книг, окружавших человека, было неизмеримо меньше. И люди читали «Богатство народов», читали со всеми его историческими экскурсами и актуальными для того времени наблюдениями. Критика меркантилизма и феодального государства придавала ему злободневность и даже чуть-чуть заметный оттенок скандальности. В книге была своя соль.

Нет сомнения, что Адам Смит и его идеи оказали большое влияние на науку и мышление. Труднее представить себе, каково было его влияние на фактический ход исторических событий, на развитие капитализма. Это влияние возможно в той мере, в какой Смит прямо или косвенно влиял на экономическую политику государств и отчасти - на психологию и действия участников капиталистического производства, в основном, конечно, предпринимателей.

Легко преувеличить такое влияние, забыв о том, что в первую очередь и на экономику и на экономическую политику воздействуют объективные факторы, независимые or какой-либо идеологии.

Но столь же легко и преуменьшить влияние людей, которые формируют ведущие социальные и экономические идеи эпохи. Не соглашаясь в его идеализме с Дж. М. Кейнсом - человеком, который сам оказал, видимо, значительное влияние на современный капитализм, - стоит все же привнести его известное высказывание по этому вопросу:

«…идеи экономистов и политических мыслителей - и тогда, когда они правы, и тогда, когда они ошибаются, - более могущественны, чем обычно думают. В действительности мир почти этим только и управляется. Люди практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Сумасшедшие, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают источники своего безумия из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего годы тому назад. Я уверен, что мощь корыстных интересов значительно преувеличивают по сравнению с постепенным просачиванием идей. Правда, это происходит не немедленно, а по истечении известного периода времени».

Марксистский материализм признает большое влияние идей в развитии общества и указывает условия, при которых это влияние может проявляться наиболее сильно. Поскольку идеи Смита выражали назревшие потребности и тенденции развития производственного базиса общества, они могли иметь и имели большое влияние на ход развития.

Прелесть экономической науки заключается в том, что она позволяет или по крайней мере стремится, понять и истолковать смысл внешне простых и повседневных, но жизненно важных для человека явлений. Какая, казалось бы, простая вещь деньги. Нет человека, который не держал бы их в руках, и не знал бы, что это такое. Но в деньгах заключено много тайн. Для экономистов эта проблема неисчерпаемо сложна, и нет сомнения, что она еще долго будет занимать их умы.

Смит удивительно чувствовал романтику обыденных хозяйственных явлений. Под его пером все эти акты купли и продажи, аренды земли и найма рабочих, уплаты налогов и учета векселей приобретали совсем особый смысл и интерес. Оказывалось, что без них не поймешь и того, что происходит в «благородной» высшей сфере политики, управления государством. Тем, что политическая экономия казалась во времена Байрона и Пушкина такой интересной, она опять-таки обязана Смиту. Но роль Смита в истории этой науки состоит прежде всего, как уже говорилось, в том, что он впервые создал научную систему политической экономии. Он свел воедино и упорядочил накопленные к тому времени знания и представления. Эта систематизация означала вместе с тем, конечно, огромный шаг вперед.

И в этом смысле он оказался именно таким человеком, какой был нужен эпохе, и выступил как раз тогда, когда следовало. У Смита как у человека и ученого были качества, необходимые для выполнения этой задачи. Здесь пригодились его энциклопедическая ученость, исключительное трудолюбие, профессорская уравновешенность и систематичность, большое научное беспристрастие и независимость суждений.

До Смита существовали лишь отдельные элементы классической школы в политической экономии. После Смита существовала уже именно школа , единая система идей и принципов.

«Богатство народов» состоит из пяти книг. Теоретические основы системы Смита изложены главным образом в двух первых книгах.

В первой содержится, по существу, Смитова теория стоимости и прибавочной стоимости. Здесь же дается конкретный анализ заработной платы, прибыли и ренты. Во второй книге рассматривается капитал, его накопление и применение.

Остальные три книги представляют собой приложение теории Смита отчасти к истории, а в основном к экономической политике. В небольшой третьей книге речь идет о развитии экономики Европы в период феодализма и становления капитализма. Обширная четвертая книга посвящена в основном критике теории и практики меркантилизма, а одна глава - физиократии. В самой большой по объему пятой книге рассматриваются финансы - расходы и доходы государства, государственный долг. Однако именно в этих книгах в гуще конкретного материала запрятаны некоторые самые характерные высказывания Смита по коренным экономическим проблемам.

Внутренняя структура книги не отличается стройностью, она усложнена различными отступлениями и «вставными эпизодами». Но это не создает впечатления хаоса. Скорее здесь чувствуется мощная рука труженика, пренебрегающего деталями формы ради большого общего результата. Это приводит на память романы Бальзака, шероховатые и набитые множеством лиц и подробностей, иногда кажущихся излишними. Но и это составная часть их неувядаемой прелести.

Из книги Just for fun. Рассказ нечаянного революционера автора Торвальдс Линус

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь вторая: Исход или пытка стыдом автора

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора Керсновская Евфросиния Антоновна

«Дети - наше богатство» Что запомнилось мне в эти первые сутки неволи? Два события. Первое - рождение ребенка в соседнем вагоне № 39 (наш был последний, № 40; за нашим был лишь один служебный). Второе. Даже не знаю, как это назвать… Рассортировка? Разлука? Разрывание семей?

Из книги Стихотворения автора Дикинсон Эмили Элизабет

Богатство Real Riches T is little I could care for pearls Who own the ample sea; Or brooches, when the Emperor With rubies pelteth me; Or gold, who am the Prince of Mines; Or diamonds, when I see A diadem to fit a dome Continual crowning me. Богатство Зачем мне жемчуг, что во тьме На дне морском нашли, И ярких пригоршни перстней Из рук владык земли, И золото, подземный

Из книги Воспоминания склеротика автора Смирнов Борис Натанович

МОИ ГОДА – МОЁ БОГАТСТВО Работа - последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет делать. О. Уайльд В марте 1989 года подошёл мой новый юбилей. Это были не самые лучшие времена в жизни театра. Парадоксально, но факт, что постановление правительства об увеличении

Из книги Вспомнить, нельзя забыть автора Колосова Марианна

НАШЕ БОГАТСТВО Нашими были - и будут навеки - Русские пашни, леса и поля, Русские горы и Русские реки, - Прадедов наших святая земля! Экой домище себе сколотили Дедушки, царство небесное им! Это добро, что они накопили. Мы по наследству считаем своим. Наши навек города

Из книги Стив Джобс. Человек, который думал иначе автора Блюменталь Карен

9. Богатство Стив Джобс достаточно быстро понял, что начинающей компании для поддержания темпа развития нужны деньги, много денег. По мере роста Аррlе нужно было нанимать новых инженеров для разработки новой продукции, а значит, необходимо было расширять офисное

Из книги Леонид Черновецкий автора Кокотюха Андрей Анатольевич

БОГАТСТВО БЕЗ ВЛАСТИ СОЗРЕВШИЕ ПЛОДЫ ФАНТАЗИИ Первый офис «Правэкс-банка» находился в бывшем здании поликлиники. По воспоминаниям Черновецкого, общая площадь помещения составляла 740 квадратных метров. Оно располагалось на первом этаже жилого дома, внутри в хаотичном

Из книги Сталин умел шутить автора Суходеев Владимир Васильевич

Главное богатство - жизнь Во время авиационного парада на летном поле Центрального аэродрома 2 мая 1935 года Сталин задержался у истребителя И-6. В.П. Чкалов ответил на вопросы о самолете. Сталин уже знал летчика по рассказам. Внимательно выслушав его, спросил:- А почему вы

Из книги Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему автора Кипнис Соломон Ефимович

НЕЖДАННОЕ БОГАТСТВО На хуторе в Перекопских степях жил богатый помещик Скирмунт. Единственным его другом был медведь, которого он пристрастил к спиртному. И они вдвоем коротали хмельные ночи и дни. Очевидцы рассказывали, что медведь лакал французские вина прямо из

Из книги Креативы Старого Семёна автора

Чем приросло богатство Вечером, в автобусе, рядом со мной стоял мужик средних лет в изрядном подпитии. В руках у него были сумки с продуктами. И разговорился он с одной женщиной.- Вот приеду домой, картошки нажарю, поужинаю…- А чего ж вам жена-то не нажарит? – спросила

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

Богатство Одна из наиболее тягостных для нас сказок была о нашем богатстве. Неизвестно, откуда и где зародилась эта выдумка, но хлопот она доставляла много. Постоянно слышались всевозможные просьбы, совершенно неудовлетворимые. Кто-то хотел основать школы; кто-то

Из книги Обри Бердслей автора Стерджис Мэттью

Из книги Максимализмы [сборник] автора Армалинский Михаил

Ускользнувшее богатство Мы жили на даче в Зеленогорске, и мне тогда было лет пять. Родители часто гуляли по дороге, шедшей вдоль залива, вместе с женатой парой, что соседствовала с нами. Меня они часто брали с собой. Вдоль дороги стояли фонарные столбы. Однажды сосед пошёл

Из книги Нефть. Люди, которые изменили мир автора Автор неизвестен

Богатство, разорение, смерть Разбогатев, Рудольф оставил исследования и занялся коммерцией. Он продавал и покупал все, что попадалось ему на глаза, торговал нефтяными участками при содействии Эммануила Нобеля, организовывал католическую лотерею, основал предприятие

Из книги Меня зовут Вит Мано… автора Мано Вит