О госрегистрации. Новые правила регистрации беспилотных летательных аппаратов. Досье Где нельзя летать

В один день в игру добавлены две очень полезные (по крайней мере так должно быть) вещи — и ускоренный сбор доходов при помощи Налогового управления

Налоговые комбинации Ч. 1
начинает Гомер

Гомер: Самое лучшее в восстановлении Спрингфилда заключается в том, что я стал гордиться своими достижениями. С другой стороны, самое лучшее в восстановлении Спрингфилда заключается в возможности собирать деньги.

Завершите цепочку заданий, чтобы открыть налоговое управление. Используйте его для облегчения сбора доходов!

Заставить Гомера с горем пополам собрать доход — 3 раза по 45 секунд Собрать доход со зданий — 20

Налоговые комбинации Ч. 2
начинает Гомер

Гомер: Собирать деньги теперь стало намного сложнее, ведь Спрингфилд так велик и всё так подорожало!
Лиза: Это называется инфляция. Чем больше денег ты создаёшь из ниоткуда, тем больше всё дорожает.
Гомер: Ну, у меня же НЕ НАСТОЛЬКО много денег…

Заставить Гомера считать деньги — 1 час

Налоговые комбинации Ч. 3
начинает Гомер

Гомер: Ладно, ладно. Может, и есть у меня деньги. Это что, преступление?
Агент Джонсон: Вообще-то, мистер Симпсон, неуплата налогов со своих доходов — очень серьёзное преступление. Я агент Джонсон из налогового управления. И вы мне расскажете, кто ещё в городе уклоняется от уплаты налогов.
Гомер: Ладно, я понял. Вы, плохой полицейский, играете хорошего полицейского. Я хотел бы побеседовать с хорошим полицейским, будьте так любезны.
Агент Джонсон: Как мило. Я — хороший полицейский.
Гомер: *хнык*

Заставить Гомера «стучать» на налоговых уклонистов — 1 час

Агент Джонсон: То есть, ты хочешь сказать, что с тех самых пор, как Спрингфилд был уничтожен, ни один из жителей не уплатил ни одного налога?! Слишком много бумажной волокиты, даже для сотрудника налогового управления. Ну, раз никто не может даже сказать, в каком штате мы находимся, то у меня не остаётся иного выхода, как закрыть на всё глаза.

Налоговые комбинации Ч. 4

начинает Гомер

Гомер: Итак, агент Джонсон. Налоговое управление разрешает нам уклоняться от уплаты налогов. Что теперь будете делать?
Агент Джонсон: Наше отделение должно что-то предпринять, а сбор денег — единственное, что приходит в голову. От этого вообще есть какая-нибудь польза?
Гомер: Ну…

Собирай деньги быстрее благодаря налоговому управлению — теперь в магазине!


Построить налоговое управление — бесплатно!

Налоговые комбинации Ч. 5

Агент Джонсон: Итак, представляем новую услугу по ПЕРСОНАЛЬНОМУ сбору налогов. Мы начали с базового пакета, оплата которого не требуется.
Гомер: Ага, не требуется, как же. Я-то знаю, как в этой игре всё работает.
Агент Джонсон: Да ладно, это же бесплатно! Попробуйте. Услуга позволяет собирать доходы более эффективно, то есть идеально подойдёт для ленивых.

Нажимайте на здания и персонажей, чтобы собрать деньги не только с них, но и с объектов вокруг. Улучшите налоговое управление, чтобы увеличить радиус сбора!

Собрать доходы при помощи налогового управления

Принцип работы аналогичен уже привычным ранее(фанаты, мутанты и т.п.). Мы тапаем на здание или персонажа, а доход собирается и с тех зданий и персонажей, которые находятся в радиусе действия.

Налоговые комбинации Ч. 6

Гомер: А так действительно проще. Теперь можно собирать налоги, не вставая с любимого дивана и не выпуская пива из одной руки, а бутерброда — из другой. Ещё одна банка пива будет покоиться у меня на животе, а в том подстаканнике… второй бутерброд.
Агент Джонсон: Боюсь спросить, чем же вы раньше собирали налоги.
Гомер: Годы работы на атомной электростанции подарили мне чудесный рудиментарный хвост. И совершенно бесполезный диагноз: необратимое отравление радиацией. То есть… можно расширить эту круглую штуку, и тогда я смогу собирать ещё больше денег?
Агент Джонсон: Ну конечно! Вам всего-навсего нужно улучшить услугу до версий «делюкс» или «супер-лентяй». С каждым улучшением доходы будет собирать всё проще.
Гомер: То есть, для того, чтобы, работая меньше, зарабатывать больше, мне придётся заработать кучу денег работой?
Агент Джонсон: Совершенно верно. Позвольте преподать вам небольшой урок экономики.
Гомер: Э-э, не важно. Я заплачу за программу, потому что обучаться ничему не придётся.

Улучшите налоговое управление, чтобы увеличить радиус сбора налогов, а также сократить число нажатий!

Улучшить налоговое управление до уровня 2 — 50.000$

Как улучшать здание Налогового управления?

Просто нажать на иконку, которая находится над ним и потратить деньги.

Каждое улучшение немного увеличит радиус действия при сборе доходов. Только не надейтесь, что на максимальном уровне вы одним тапом соберете деньги во всем городе)

Уровень 1 — БЕСПЛАТНО

Уровень 2 — 50.000$
Уровень 3 — 150.000$
Уровень 4 — 500.000$
Уровень 5 — 1.000.000$
Уровень 6 — 2.000.000$
Уровень 7 — 3.000.000$
Уровень 8 — 5.000.000$
Уровень 9 — 7.000.000$

Гомер: Это вот на это идут мои деньги? Чтобы здание налогового управления выглядело посимпатичнее?!

Гомер: Почему мои налоги не на оборонку пошли?!

Уровень 9 — максимальный на данный момент. После его достижения здание будет выглядеть так:

В итоге для полного улучшение потребуется 18.700.000$

Метод работает как для зданий, так и для персонажей. Собирается все вместе в радиусе действия, кроме граффити.

Что насчет налогового беспилотника?

20.02.2014

Внимание! Статья время от времени обновляется!!

В последнее время все больше людей, не имеющих отношения к авиамоделизму или профессиональному использованию дронов, покупают и летают на недорогих и простых коптерах (например, Phantom). При этом они слабо понимают, в каком правовом поле они оказались и чем все это грозит. Статья, которую я написал, предназначена для таких новичков, которые все-таки задают вопрос о легитимности своего хобби.

Сразу о плохом - это хобби под запретом

Вообще говоря, полеты на беспилотных летательных аппаратах в воздушном пространстве Российской Федерации без разрешения запрещены. Можно сказать, что настоящая редакция закона была подготовлена для нужд военных и гражданских организаций, т.е. закон явно относит беспилотники к воздушному судну со всеми вытекающими нормативными требованиями, например, наличие лицензии у пилота и т.п. Все усугубляется тем, что Федеральные правила использования воздушного пространства дают четкое определение Беспилотного летательного аппарата (БЛА), под которе попадают все радиоуправляемые модели, летающие вне зданий.

Другими словами говоря, физическому лицу управлять коптером, летающей моделью или простом вертолетиком за 30 долларом на территории России не нарушая закона практически невозможно.

Правовая база

Основным документом является постановление Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации " Второй параграф Правил содержит определение БЛА: беспилотный летательный аппарат - летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов.

Таким образом, все, что летает на радиоуправлении либо с помощью полетного компьютера называется БЛА. Более того, БЛА является воздушным судном . Можно было бы найти лазейку в определении воздушного пространства, однако оно определено как “воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем” - Воздушный кодекс Российской Федерации . Т.е. нет даже “щелочки” между поверхность земли и реальным воздушным пространством в которую могли бы поместиться авиамоделисты.

Продолжаем в разделе 52 Федеральных Правил: 52. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом.

Законодательство - полный кошмар

Чтобы почувствовать этот бред в полной мере, необходимо сопоставить, что в воздушном пространстве класса G для обычного легкомоторного самолета, летающего ниже 300 метров (от 300 метров в Ростовской области до 4500 метров в некоторых районах Восточной Сибири) и не быстрее 450 км/ч разрешение не требуется. А для радиоуправляемого коптера или самолета обязательно нужен план полета и разрешение на использование воздушного пространства. Юридически полный комплект разрешений, необходимый для использования БЛА в воздушном пространстве РФ в соответствии с Воздушным законодательством РФ представляет собой ():

  • сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам);
  • государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки;
  • сертификат (свидетельство) о допуске к управлению ВС лиц из числа авиационного персонала;
  • подтверждение органа ЕС ОрВД об установлении временного или местного режима и включению поданного установленным порядком плана полета БЛА, в суточный план зонального и районного центра Единой системы;
  • разрешение на использование воздушного пространства органа ЕС ОрВД. Если мы собираемся летать в Москве, необходимо получить специальное разрешение на полеты в запретных зонах (вот ссылка на действующий регламент). А в Санкт-Петербурге в дополнении к вышесказанному канал управления БЛА должен быть защищенным.

Отдельный бред начинается, если вы ко всему прочему занимаетесь картографической съемкой. Я не буду приводить полный алгоритм получения разрешения, отмечу лишь необходимость наличия двух лицензий (на геодезическую деятельность и на работу с гостайной), наличие секретной комнаты с сейфом, наличие разрешения от ФСБ на полет, наличие разрешения от Генштаба области, разрешение администрации населенных пунктов. Насколько я знаю, лицензию на геодезическую деятельность вроде бы можно не предоставлять, а вот время и нервы на получение всего остального можно себе представить.

Даже если у вас есть все лицензии и разрешения на полеты, от судебных разбирательств это не избавит. Вот, например, свежее дело, которое в конце концов ООО «Ижмаш-Беспилотные системы» к счастью выиграло у Управления Ространснадзора . Цена вопроса, между прочим, была от 300 до 500 тысяч рублей, а выиграть удалось только за счет переквалификации дела в малозначительное.

Что же грозит за нарушение закона?

Выводы

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Получить физическому лицу (равно как и индивидуальному предпринимателю) разрешение на полеты БЛА в Российской Федерации невозможно .
  2. В Российской Федерации полеты на радиоуправляемых самолетах, вертолетах и коптерах физическим лицам вне помещений запрещены, однако максимальное наказание за полет составляет 5 тысяч рублей (в рамках административного правонарушения).
  3. Избежать наказания можно, если нарушение будет признано незначительным. Т.е. летать надо так, чтобы потенциальная возможность причинить вред была минимальной.

P.S. Есть еще пара статей, под которые можно подвести людей, летающих на коптерах. Я сознательно не буду их здесь публиковать - кто хочет, тот додумается и найдет, а вот давать в руки правохранительных органов подсказки я не стану.

Обновления от 01.08.2014

Очень интересная лазейка в законе содержится в определении "Использование воздушного пространства". Это определение дано в .

1. Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения .

2. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Таким образом, если принять во внимание акцент на "угрозу безопасности", то полеты без угрозы не являются использованием воздушного пространства, соответственно, лицо, выполняющее такие полеты на является пользователем и не может быть рассмотрено в рамках Статьи 11.4 КоАП РФ (см. выше).

Конечно, правовую возможность такой лазейки необходимо будет доказать в суде (как и полную безопасность для воздушного движения), однако это юридическое определение еще раз подчеркивает выводы, сформулированные в этой статье: летайте так, чтобы ваши полеты были безопасны для всех и у правоохранительных органов будет меньше возможностей завести на вас дело.

Огромное спасибо пользователю

Квадрокоптер — это вид летательного аппарата с четырьмя пропеллерами, который управляется ПДУ (пультом дистанционного управления) с земли. Некоторые модели оснащаются миниатюрной видеокамерой и гироскопом.

Гироскоп — это датчик, благодаря которому аппарат становится устойчивым к ветрам во время полета. Даже при сильном боковом ветре он может оставаться неподвижным в воздухе. В более дешевых моделях этого датчика нет. В этом случае владельцу придется корректировать полет пультом дистанционного управления.

В декабре 2015 года в Федеральный закон №60 были внесены изменения. Они вступили в силу 30 марта 2016 года.

Закон гласит, что все квадрокоптеры, взлетная масса которых более 250 граммов, должны быть зарегистрированы и сертифицированы. В государственный орган необходимо предоставить план полета и получить отметку об его согласовании.

На основании полученных документов внешнему пилоту предоставляется официальное разрешение на полет коптера. Высота полета не должна превышать 50 метров. На этой высоте игрушечные квадрокоптеры не помешают воздушным судам.

С точки зрения закона теперь даже для запуска дрона во дворе необходимо разрешение от владельца придомовой территории. Если квадрокоптер запускается на территории Москвы, потребуется разрешение от органов исполнительной власти города Москвы.

Изменения в законе о квадрокоптерах

Закон о квадрокоптерах был создан на основании «Воздушного кодекса Российской Федерации» ФЗ №60. ФЗ был принят 19 марта 1997 года. Последние изменения были внесены 5 июля 2017 года и подписаны Президентом РФ.

В законодательных актах говорится о том, что беспилотные воздушные судна необходимо регистрировать, если взлетная масса превышает 30 килограмм.

Квадрокоптеры с взлетной массой от 0,25 до 30 килограмм подлежат упрощенной регистрации в порядке, установленным Федеральным законом.

Порядок регистрации квадрокоптеров в России

Закон действует на все виды гражданских беспилотных летательных аппаратов (дроны, игрушечные вертолеты и самолеты на дистанционном управлении). Модели с весом более 0,25 кг — это около 70% техники беспилотных аппаратов, которые продаются в России. Но как уже говорилось выше, регистрация дронов происходит в государственных учреждениях.

В законе описывается процедура регистрации коптера. Она схожа с постановкой на учет транспортного средства. Каждому квадрокоптеру присваивается индивидуальный номер и соответствующая радиометка. Радиометка — это зашифрованные данные о владельце и информация о технических характеристиках квадрокоптера.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка учета гражданских беспилотных воздушных судов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации» описывает порядок, на основании которого регистрируются БЛА (беспилотные летательные аппараты).

Закон гласит о том, что все беспилотники со взлетной массой от 250 грамм до 30 килограмм, которые были произведены на территории России или привезены из-за рубежа, должны регистрироваться в государственной базе данных о беспилотных воздушных судах.

В соответствии с Федеральным законом №60 Министерство транспорта Российской Федерации самостоятельно устанавливает размер и порядок оплаты.

Регистрация прекращается в следующих случаях:

  • Вывоза квадрокоптера заграницу;
  • Снятия его с эксплуатации;
  • Списания;
  • Перехода права собственности;
  • Нарушения требований к государственной регистрации.

Список необходимых документов, после предоставления которых можно получить разрешение на полеты дронов:

  • Удостоверение квадрокоптера на пригодность к полету;
  • Разрешение на использование воздушного пространства;
  • Документ, который подтверждает, что пилот способен управлять дроном.

Стоимость регистрации — 200-300 рублей, в зависимости от региона Российской Федерации.

Обратите внимание: на съемку с высоты также потребуется специальное разрешение.

Федеральный закон №60 гласит, что если в случае проверки контролирующими органами физического или юридического лица при нем не будут обнаружены необходимые документы, полагается штраф. Для физического и юридического лица — 5 тысяч рублей и 20 тысяч рублей, соответственно.

Основные правила полета квадрокоптера по Федеральному закону:

  • Полеты над территорией с большим скоплением людей нежелательны. Неправильная работа дрона или неверное управление могут повлечь за собой причинение вреда здоровью третьим лицам;
  • Не запускайте дрон в зонах секретного объекта, вблизи военных баз или полигонов;
  • Не повышайте высоту более чем на 150 метров. На некоторых дронах установлено специальное программное обеспечение, с помощью которого поднять летательный аппарат выше допустимого значения в определенных местах не предоставляется возможным.

Прежде чем запустить дрон в конкретной местности, узнайте у органов местного управления о необходимости получения разрешения на полет.

В США закон о регистрации БЛА был принят гораздо раньше, чем в Российской Федерации. К тому же регистрация упрощена. Для того чтобы получить разрешение на запуск беспилотных аппаратов, гражданин Америки должен отправить электронное письмо с указанием идентификационного номера дрона. В течение нескольких минут он получит ответное электронное письмо с присвоенным номером. Последующие дроны будут также зарегистрированы под аналогичными данными. Стоимость регистрации составляет 5 долларов США.

Скачать текст закона об использовании дронов

В статьях «Воздушного кодекса Российской Федерации» установлены правила использования воздушного пространства РФ. Государственный контроль об использовании воздушного пространства и закон о дронах в России был создан в целях безопасности населения.

Основные цели Воздушного кодекса:

  • Обеспечение безопасности государства;
  • Охрана интересов государства;
  • Обеспечение безопасности полетов воздушных судов;
  • Обеспечение экологической безопасности.

Чтобы скачать Федеральный закон «Воздушный Кодекс Российской Федерации» и просмотреть внесенные изменения и дополнения за 2017 год, перейдите по .

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Беспилотник в России можно купить, но нельзя зарегистрировать, его можно держать дома, но нельзя летать, им можно владеть, но невозможно получить лицензию пилота

Ответ чиновника минтранса на мой вопрос о том, как можно зарегистрировать беспилотник и получить лицензию внешнего пилота, был коротким и исчерпывающим.

Я хотел не очень многого - пройти как частное лицо весь легальный путь по регистрации дрона и получению лицензии пилота согласно новым правилам, которые действуют в России с начала апреля.

В идеале я мог бы стать настоящим "внешним пилотом" (как это называется в терминологии закона), обладателем легального, зарегистрированного квадрокоптера, который присмотрел в магазине. Хорошо, что догадался сначала позвонить в минтранс - теперь, по крайней мере, сэкономлю на дроне.

По словам представителя министерства, "нет никаких нормативных актов, которые реализуют положения федерального закона, они разрабатываются".

Dura lex

Вступившие в силу изменения в Воздушном кодексе России, которые касаются регистрации и правил использования беспилотных летательных аппаратов, фактически запретили использование всех гражданских дронов.

Новые правила были утверждены законом, который Владимир Путин подписал 30 декабря прошлого года. Нововведения касаются, прежде всего, регистрации беспилотных летательных аппаратов весом свыше 250 граммов, а также необходимости получения оператором дрона "лицензии внешнего пилота".

Даже девочка, которая отпускает воздушный шарик из руки, запускает беспилотник. Сегодня под действие закона подпадает все что может летать: воздушный змей, воздушный шар, аэростат, маленькая авиамодель, планерок, бумажный самолет - все это беспилотный летательный аппарат Глеб Бабинцев, Федерация авиамодельного спорта России

Закон вступил в силу в конце марта, и, начиная с этого времени, как утверждают представители российских ведомств, имеющих отношение к беспилотным аппаратам, а также профессионалы и любители, он был настолько не проработан, что его фактически невозможно исполнить.

Исполнить его не может никто. Владельцы просто не знают, куда обращаться. Минтранс, к которому в результате ведут все дороги, не знает, как это делать. Прокуратура не понимает, как ловить нарушителей. Росавиация разводит руками - летать нельзя никому, нигде, никак.

Во вторник в Мосгордуме состоялся круглый стол, на который пришли представители Росавиации, МВД, транспортной прокуратуры, федерации авиамодельного спорта. Ситуация с беспилотниками в Москве самая острая, поскольку тут действуют наиболее жесткие ограничения и одновременно в городе больше всего беспилотных аппаратов.

Кому нельзя летать?

Короткий ответ: всем частным беспилотникам.

Если до сих пор законодательство никак не определяло, что такое беспилотные летательные аппараты, то теперь правила учитывают их.

Согласно новой редакции Воздушного кодекса России, "беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)", а "беспилотная авиационная система - комплекс, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, технические средства и оборудование, используемые для управления полетом такого воздушного судна или таких воздушных судов".

Определение не совсем точное - например, не очень понятно, как быть с дроном, который управляется изначально заложенной в него программой (а не внешним пилотом), или кордовой моделью, которая вообще летает на тросе.

В законе фигурирует разделение беспилотников на те, которые легче 250 граммов, и те, которые тяжелей. Последние подлежат регистрации, первые - нет. Однако, как пояснил Борис Логвин из межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации, на этом их различия заканчиваются.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Квадрокоптер на чемпионате в Санкт-Петербурге в 2013 году. Теперь такие полеты вне закона

По его словам, ограничение по весу касается только регистрации дронов, а на самом деле воздушным судном по закону признается вообще все, что летает и управляется кем бы то ни было. "Самая большая проблема [нового закона], что беспилотный летательный аппарат стал воздушным судном", - сказал он.

Глеб Бабинцев из Федерации авиамодельного спорта, который участвовал в заседании во вторник, уточнил: "Формулировка такова, что даже девочка, которая отпускает воздушный шарик из руки, запускает беспилотник. Сегодня под действие закона подпадает все что может летать: воздушный змей, воздушный шар, аэростат, маленькая авиамодель, планерок, бумажный самолет - все это беспилотный летательный аппарат".

Где нельзя летать?

Короткий ответ: всем частным беспилотникам нельзя нигде.

"В соответствии с изменениями в Воздушный кодекс Российской Федерации, учитывая все изменения в документы, регламентирующие использование БПЛА, на данный момент полеты беспилотных летательных аппаратов на территории города Москвы запрещены", - сказал представитель Росавиации Борис Логвин.

"На данный момент [такие правила распространяются] на всю территорию Российской Федерации", - добавил он.

Это касается и беспилотных летательных аппаратов, поскольку они теперь приравнены к воздушным судам.

В принципе, согласовать с властями полет квадрокоптера над Москвой можно, но для этого, согласно постановлению правительства Москвы от 9 июля 2014 года №391-ПП , необходимо получить разрешения от: Генерального штаба, Межрегионального территориального управления воздушного транспорта центральных районов Росавиации, Федеральной службы охраны, управления ФСБ по Москве, Главного управления МВД по Москве, Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, ГУП "Московский городской трест геолого-геодезических и картографических работ".

На самом деле эти разрешения были разработаны для полетов обычной авиации, парашютных прыжков и привязных аэростатов, для которых они, по мнению многих экспертов, если не оправданы, то по крайней мере объяснимы, учитывая количество людей и зданий в столице государства.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption У МЧС проблем с использованием беспилотников нет

Однако если рассматривать, как велит закон, любой беспилотник как воздушное судно, то даже для небольшого игрушечного или спортивного квадрокоптера необходимо в любом случае соблюдать все формальности , включая предоставление полетного плана, получение разрешения на полет, переговоры с диспетчером, что на практике немыслимо.

Разумеется, воздушное пространство неоднородно с административной точки зрения - существуют различные типы полетных зон, в которых действуют свои правила полетов, переговоров с диспетчерами и так далее. Существуют зоны, в которых полеты более безопасны. Но в любом случае полет даже небольшого квадрокоптера необходимо согласовывать с авиационными органами.

Кто сейчас летает?

Короткий ответ: государственные службы и нарушители.

Понятно, что меньше всего в такой ситуации проблем у государственных служб - и МЧС, и МВД, и, тем более, военные легко согласовывают полеты не только крупных БПЛА, которые могут занимать эшелоны, зарезервированные для полетов обычных самолетов и вертолетов, но и небольших дронов. Но как быть авиамоделистам или сотрудникам муниципальных служб?

Им приходится нарушать закон.

"В Московской области дети вынуждены ходить по полянам, топтать грязь, только чтобы не быть пойманными. На носу спортивный сезон, проводятся соревнования, через месяц команда уезжает в Австралию на чемпионат мира... К нам отказываются приезжать зарубежные спортсмены, потому что они не уверены, что смогут в России летать", - рассказал Глеб Бабинцев из Федерации авиамодельного спорта России.

Присутствовавшие на круглом столе представители депутатов Мосгордумы рассказали, что на самом деле дроны в Москве применяются довольно широко, несмотря на запрет. Например, для съемок различных массовых мероприятий или контроля состояния фасадов высотных зданий. Без квадрокоптеров с камерой такую работу сделать очень трудно.

Кто-то в ответ пошутил, что они только что "наговорили себе на приговор", но, вероятно, публичное выступление в городском парламенте можно засчитать за явку с повинной.

Насколько широко нарушают закон обычные авиаторы-любители, сказать сложно. О введении новых правил было объявлено заранее - закон был подписан еще 30 декабря 2015 года. Вполне достаточное время для того, чтобы на это отреагировал рынок.

В российском сегменте интернета как существовал, так и существует большой выбор радиоуправляемых моделей и дронов.

Более того, как рассказал Би-би-си Владимир Симоненко, гендиректор компании "Хобби Центр", которая торгует беспилотниками, продажи компании с начала публичного обсуждения закона увеличились на 60%.

"Спасибо телевидению за популяризацию этого хобби. Нам очень повезло, что есть такой пробел в законе, который широко обсуждался в средствах массовой информации", - сказал он.

Глава фирмы "Спорт и Хобби" Евгений Фадеев, наоборот, отмечает, что по сравнению с прошлым годом спрос упал примерно в десять раз. Правда, при этом сохранился спрос на комплектующие, которые используются для ремонта и самостоятельного производства радиоуправляемых моделей. Но в целом, по его словам, "люди поняли, что с государством шутки шутить нельзя".

Чем грозит нарушение?

Короткий ответ: формально штрафом, но фактически ничем.

Штраф за нарушение правил использования беспилотников, как пояснил Борис Логвин, для физических лиц составляет 3-5 тысяч рублей, должностного лица - 30-50 тысяч рублей (по его словам, таким лицом является, например, оператор, действующий в рамках редакционного задания), юридического лица - 300-500 тысяч.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Опасность неконтролируемого применения беспилотников никто не отрицает

Правда, как рассказал представитель Московской межрайонной транспортной прокуратуры Евгений Ноговицын, в Москве было зафиксировано всего два случая, когда нарушители были пойманы и оштрафованы (запрет на полеты над Москвой существует давно).

Первая история произошла на Красной площади 8 марта - был задержан мужчина, запускавший квадрокоптер. Другой случай произошел в 2014 году, когда на Болотной площади задержали оператора квадрокоптера, снимавшего митинг оппозиции.

В обоих случаях операторы действовали открыто, находясь в прямой видимости сотрудников полиции. Однако в любой другой ситуации несанкционированный полет может пройти безнаказанно.

"Сейчас сотрудники полиции, участковые, работники органов прокуратуры, контролирующих органов не нацелены на выявление таких фактов, потому что выявить их очень тяжело. Для этого необходимо проводить оперативно-розыскные мероприятия и собирать доказательную базу", - признал Ноговицын.

Он рассказал, что в прокуратуре зафиксированы факты полетов беспилотников над Москвой, однако установить тех, кто их запускал, не удалось.

Что делать?

Короткий ответ: Менять закон

Законом недовольны, кажется, все, кого он касается, и теперь его необходимо дорабатывать.

При этом в необходимости как-то регулировать использование беспилотников тоже не сомневается никто.

Владимир Симоненко сказал, что по собственной инициативе его компания проводит предварительную беседу с теми, кто у них покупает дроны, разъясняя элементарные правила полетов: не летать над городом, рядом с аэропортами, избегать скоплений людей и автомобильные магистрали.

Одно из популярных предложений - увеличить "порог регистрации" с 250 граммов до 25-30 килограммов, освободив минтранс от обременительной работы. По данным Федерации авиамодельного спорта России, в стране сегодня насчитывается более 500 тысяч беспилотных летательных аппаратов.

Другая проблема - страхование ответственности. Оно существует уже сейчас, но расценки страховщиков, как утверждают моделисты, настолько велики, что делают покупку дрона бессмысленной.

В необходимости обязательной страховки при этом тоже никто не сомневается, поскольку дроны вполне могут сломаться и упасть с большой высоты, повредив собственность и даже нанеся вред здоровью людей.

Наконец, есть и предложение оговорить особые зоны в городах и за городом, где будут разрешены любые полеты беспилотников.

Самая большая проблема в настоящее время заключается в том, что правила, которые, по словам специалистов, невозможно выполнить, не нарушив закон, уже действуют.

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 30 марта 2016 года вступает в силу федеральный закон от 30 декабря 2015 года "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов".

Документ регулирует использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА или дронов) и направлен на повышение общего уровня авиационной безопасности.

До вступления закона в силу при применении БПЛА в РФ устанавливались временный и местный режимы полетов, выдавались кратковременные разрешения на их выполнение.

История закона

В связи с широким распространением БПЛА и расширением областей их применения понадобилось уточнить отдельные положения Воздушного кодекса РФ, а также создать государственную базу данных о БПЛА.

Подготовленный Минтрансом законопроект был внесен в Госдуму в конце марта 2015 года, рассмотрен и одобрен на заседании правительства РФ 19 марта 2015 года, принят Госдумой 22 декабря 2015 года. Закон был подписан 30 декабря 2015 года президентом РФ Владимиром Путиным.

Какие БПЛА нужно будет регистрировать

Согласно документу, регистрации подлежат все БПЛА, максимальная взлетная масса которых равна или превышает 250 г. Таким образом, действие закона распространяется даже на радиоуправляемые макеты самолетов и детские игрушки, против чего в ходе обсуждения законопроекта выступали сообщества авиамоделистов, производители и продавцы дронов.

Глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев пояснил журналистам, что даже такие небольшие БПЛА могут быть использованы для совершения терактов, поэтому данные о них необходимо будет вносить в специальный реестр. Однако для таких аппаратов "будет упрощенный учет". По мнению Москвичева, если практика покажет, что выбранная весовая планка чересчур низка, со временем правила могут быть скорректированы.

Оператора беспилотника закон наделяет статусом командира воздушного судна (КВС), накладывая на него обязанность обеспечивать безопасное выполнение полета. При этом оператор обязан иметь свидетельство внешнего пилота.

Как будет проходить регистрация

Порядок регистрации и учета БПЛА в самом законе не описан и будет регламентироваться дополнительным постановлением правительства. С 26 по 30 марта 2016 года проект этого постановления был размещен для общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Согласно проекту постановления "Об утверждении порядка учета беспилотных воздушных судов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации", функциями регистратора БПЛА планируется наделить Федеральную службу безопасности.

Обсуждаемый проект постановления предполагает, что при регистрации заявитель будет подавать заявление в единственном экземпляре, указывая следующие данные:

Страна-изготовитель БПЛА;

Тип (присвоенное изготовителем название);

Серийный номер;

Год изготовления;

Назначение (военное, гражданское);

Наименование или ФИО изготовителя БПЛА самостоятельной постройки;

Максимальная взлетная масса;

Тип и количество двигателей;

Мощность двигателя;

Документ, подтверждающий приобретение БПЛА (при ввозе из-за рубежа);

Документ, подтверждающий изготовление БПЛА (при его изготовлении);

Личные данные заявителя - физического или юридического лица: ФИО, паспортные данные, адрес местонахождения, номер телефона, основной номер госрегистрации и ИНН (при наличии).

Далее орган учета будет вносить предоставленные данные в Государственную базу данных о беспилотных воздушных судах, ввезенных в РФ или произведенных в РФ, предоставляя заявителю справку о постановке на учет. После регистрации на борт БПЛА наносится опознавательный знак - регистрационный номер аппарата.

Регистрация в других странах

В США c 14 декабря 2015 года Федеральная авиационная администрация (FAA) требует от владельцев БПЛА регистрировать по упрощенной процедуре все дроны максимальной взлетной массой от 0,55 фунта (250 г) до 55 фунтов (25 кг). Сделать это может гражданин США старше 13 лет на специальном сайте, уплатив $5. После регистрации владелец получает по почте сертификат и номер для размещения на корпусе БПЛА (номер можно использовать на всех аппаратах одного владельца).

Сертификат действителен три года. Аппараты взлетной массой больше 25 кг проходят более сложную процедуру регистрации. Против нарушителей требований FAA применяются штрафы в размере до $27,5 тыс.

В Европейском Союзе в настоящее время нет законов, устанавливающих правила полетов и регистрации дронов. Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) в 2015 году представило документ "Концепция эксплуатации БПЛА", на основе него планируется разработать свод правил, которые затем будут представлены на рассмотрение Еврокомиссии. Отдельные страны устанавливают локальные нормативы.

В частности, в Италии регистрации подлежат дроны взлетной массой 25 кг и выше, при этом полеты частных БПЛА запрещены при больших скоплениях людей, рядом с вокзалами, аэропортами, военными объектами, электростанциями и правительственными учреждениями. Запуск дронов в этой стране разрешается на открытом, хорошо просматриваемом пространстве на удалении не менее чем в 150 м от объектов городской инфраструктуры и не менее 50 м от людей и объектов частной собственности.

Максимальная взлетная масса подлежащего регистрации аппарата, ограничения по высоте и другим условиям полетов дронов отличаются от страны к стране.