Объединение мвд и фмс закончиться. Упразднение ФМС: что будет дальше? Упразднение ФМС России

В коридорах центрального аппарата Федеральной миграционной службы на прошлой неделе к концу рабочего дня громко играла музыка - гимн ФМС, - ходили нетрезвые люди, а из-под кабинетных дверей, несмотря на строгий запрет на курение в офисе, поднимался сигаретный дым, рассказывает источник «Медиазоны» в правоохранительных органах. Директор миграционной службы Константин Ромодановский «по состоянию здоровья» перестал появляться на рабочем месте с 31 марта 2016 года - после обсуждения участи ведомства на заседании Совета безопасности. На следующее совещание у президента, 5 апреля, Ромодановский не пришел. Поэтому решение о ликвидации ведомства из уст главы государства выслушала первый замглавы ФМС Екатерина Егорова. Она же временно исполняет обязанности директора ликвидированной службы.

Согласно президентскому указу от 5 апреля 2016 года, штаты ФМС и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) переходят МВД. При этом численность аппарата ФМС, которая теперь станет Главным управлением МВД по вопросам миграции, официально сократится на 30%. Уведомления о предстоящем увольнении сотрудники центрального аппарата ФМС уже получили. Часть из них после утверждения нового штатного расписания возьмут на работу в МВД. Однако тысячи сотрудников ФСКН и ФМС по-прежнему ничего не знают о вариантах своего будущего трудоустройства. Некоторые собеседники «Медиазоны» из обоих ведомств уже начали искать другую работу.

В указе Владимира Путина ничего не сказано, например, о будущем подразделений спецназа и следственного управления ФСКН. В антинаркотическом главке МВД они точно не останутся: следствие у полиции выделено в отдельный департамент, а ОМОН и СОБР, куда могли бы пойти служить бойцы спецподразделений наркополиции, вообще были переданы из МВД в созданную параллельным указом Национальную гвардию. В опубликованных на сайте Кремля документах говорится, что службу в МВД с сохранением специальных званий смогут продолжить все пожелавшие этого сотрудники ФСКН. «Но с такой формулировкой могут, например, оперативнику предложить работу постовым или в отдаленном регионе. Не хочешь - два раза предлагать не будут», - объясняет один из собеседников «Медиазоны». В отдельных подразделениях ФСКН ситуацию называют «разгоном» ведомства.

Пресс-секретари федеральных служб комментируют реорганизацию крайне скупо. Однако источники «Медиазоны» внутри ведомств уверяют, что реформа стала полной неожиданностью даже для руководителей в ранге заместителей Ромодановского и главы ФСКН Виктора Иванова. В ФМС ждали почетной отставки Ромодановского после 60-летия, в ноябре 2016 года, а затем уже административных преобразований. В ФСКН активно готовились к назначенной на 12 апреля третьей Московской антинаркотической конференции, которая была анонсирована как мероприятие под председательством Иванова с участием представителей иностранных правоохранительных ведомств. В итоге иностранных гостей уведомили о ее отмене только 6 апреля, после публикации указа Путина. По словам собеседника «Медиазоны», у некоторых иностранцев уже были куплены авиабилеты в Москву.

В ФМС на прошлой неделе побывал замглавы МВД Александр Горовой, который будет курировать работу миграционного ведомства. Этот визит носил скорее ознакомительный характер, однако после него в ФМС стали обсуждать вероятного кандидата на пост руководителя полицейского главка по вопросам миграции - нынешнего начальника УФМС по Москве Ольгу Кириллову, которая ранее работала в паспортно-визовой службе сахалинского главка МВД.

До сих пор ничего не известно о будущих назначениях Иванова и Ромодановского. Газета «Коммерсант» писала , что глава упраздняемой ФСКН может стать первым заместителем министра внутренних дел, вместо возглавившего нацгвардию Виктора Золотова: якобы Иванов должен будет курировать в МВД направления контроля миграции и борьбы с наркотиками. Однако уже на следующий день официальный представитель МВД Ирина Волк , что этого, скорее всего, не произойдет. В таком же ключе прокомментировал ситуацию пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Отложенная реформа

Передача ФМС и ФСКН под контроль МВД стала обсуждаться в СМИ еще в феврале 2015 года. «Коммерсант» ссылался на письмо руководителя государственно-правового управления президента Ларисы Брычевой руководителю аппарата правительства Сергею Приходько. В документе Брычева просила Приходько подготовить заключение правительства на предложение о ликвидации ФСКН 1 марта и передать документы для согласования премьеру Дмитрию Медведеву. Источник издания в аппарате правительства, в свою очередь, утверждал, что такое согласование - формальность, поскольку согласие Владимира Путина на ликвидацию ФСКН уже получено. Песков комментировать эту информацию отказался.

Точку в обсуждении надвигавшейся реформы тогда поставил глава ФСКН Виктор Иванов. «Слухи о смерти службы сильно преувеличены», - перефразировал он Марка Твена во время пресс-конференции 17 февраля 2015 года в московском офисе ведомства. Иванов также подчеркнул, что не получал никаких предложений о новой работе и не рассматривал их. «Как-то очень искусственно поддерживается в прессе это нагнетание обстановки», - отметил Иванов.

Тогда же источник, близкий к Кремлю, сообщал РБК, что на передаче полномочий ФСКН настаивают в МВД. По словам собеседника издания в администрации президента, за ликвидацию ФСКН активно выступал Золотов, бывший начальник службы безопасности президента, который в мае 2014 года стал главнокомандующим внутренними войсками и первым заместителем главы МВД. Эту же версию подтверждали собеседники РБК в центральном аппарате ФСКН: якобы много лет возглавлявший личную охрану президента Золотов рассчитывал получить пост министра внутренних дел с существенно расширенными полномочиями.

В наркоконтроле тогда предполагали, что за «информационной кампанией против ФСКН» стоят люди из МВД. Незадолго до публичного обсуждения ликвидации двух ведомств в СМИ появлялись сообщения о продаже баз данных, якобы принадлежащих ФСКН и содержащих оперативную информацию об осведомителях ведомства. Проведенная внутренняя проверка показала, что обнародованные данные на самом деле принадлежат оперативным службам МВД и ФСИН.

По данным РБК, решение о ликвидации ФСКН и ФМС в начале 2015 года, возможно, было отложено после встречи Иванова с президентом Владимиром Путиным, которая, рассказывал собеседник издания, состоялась после первых сообщений об упразднении ведомства. Песков на вопрос о такой встрече ответил, что Путин и Иванов регулярно встречаются, а сообщения о возможных структурных преобразованиях в Кремле не комментируют.

Бронка и испанская мафия

Заседание Совбеза 31 марта 2016 года, окончательно решившее судьбу ФСКН и ФМС, состоялось на следующий день после ареста в Басманном суде влиятельного петербургского бизнесмена, совладельца группы «Форум» Дмитрия Михальченко. 29 марта бизнесмен был задержан в Москве на входе в гостиницу «Украина». По данным источника «Медиазоны» в правоохранительных органах, незадолго до задержания Михальченко побывал в ФМС на встрече с Ромодановским - специально для этого он и приехал в Москву.

Структуры Михальченко тесно сотрудничают с миграционным ведомством, а именно с ФГУП «Паспортно-визовый сервис». По подсчетам РБК, бизнес по оформлению миграционных документов в Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области приносит десятки миллиардов рублей в год.

С января 2016 года в Москве запустился очередной совместный проект группы «Форум» Михальченко и ФГУП ФМС - Паспортно-визовый центр на Новослободской, 45. Здесь иностранцы, оформляющие вид на жительство в столице, платят до 40 тысяч рублей за возможность сутками не стоять в «бесплатной» очереди. Как выяснил РБК, структуры ФМС арендуют здание на Новослободской улице у ФГУП Федеральной службы охраны «Атэкс», которое с 2008 года выступает заказчиком реставрационных работ у компании того же Михальченко. Посредником между собственником здания и арендаторами выступает фирма «Синергия», также связанная со структурами петербургского предпринимателя.

Сейчас сам Михальченко обвиняется в контрабанде алкогольной продукции на 2 млн рублей. В марте в результате масштабной операции с обысками и задержаниями были арестованы топ-менеджеры компании «БалтСтрой» (входит в «Форум» Михальченко) Дмитрий Сергеев и Александр Коченов, а также замминистра культуры Григорий Пирумов. Всех их обвиняют в совершении хищений в ходе реставрационных работ, однако их аресты собеседники «Медиазоны» связывают с конфликтом Михальченко и спецслужб вокруг самого ценного актива «Форума» - запущенного в начале 2016 года порта Бронка.

Суммарные инвестиции в проект оценивались в 118 млрд рублей. Однако новый порт, строившийся несколько лет, начал работу в условиях санкций и кризиса российской экономики, резко сокративших импорт. В условиях острой конкуренции Бронка стала предлагать выгодные тарифы, а в начале февраля губернатор Петербурга Георгий Полтавченко и полпред президента на Северо-Западе Владимир Булавин получили письма главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова, который предлагал оставить за таможенными постами в конкурирующих с Бронкой терминалах только досмотр грузов, а всю проверку документов передать двум постам - Бронке и Усть-Луге. Но влиятельные конкуренты могли найти более высоких покровителей, чем глава ФСО Евгений Муров, считавшийся гарантом бизнеса Михальченко, и деловой партнер бизнесмена Николай Негодов, отставной генерал-майор ФСБ

К моменту визита Михальченко к Ромодановскому бизнесмена уже полгода прослушивали сотрудники ФСБ. Планируя его задержание, чекисты не могли не знать цель визита Михальчекно в столицу, однако намеренно задержали его не сразу после приезда из Петербурга, а уже после встречи с высокопоставленным чиновником, полагает собеседник «Медиазоны».

Если итогом разработки Михальченко и его окружения стал арест замминистра культуры России, то собранные материалы о его сотрудничестве с ФМС могли стать серьезным раздражителем для президента при принятии давно прорабатывавшегося решения о ликвидации ФМС и ФСКН, объясняет источник.

Что касается директора ФСКН Иванова, то ему могли припомнить его давние отношения с Ромодановским, который работал его замом еще в службе собственной безопасности ФСБ. Кроме того, именно Иванов, служивший еще в ленинградском управлении КГБ, а в первый срок президентства Путина ставший заместителем главы администрации президента, использовал свое влияние для спасения ФСКН и ФМС год назад. Другим «жирным минусом» для ФСКН стало объявление испанской полицией в международный розыск по делу тамбовско-малышевской ОПГ заместителя директора ФСКН, автора «Бандитского Петербурга» Николая Аулова, о чем стало известно также накануне заседания Совбеза 31 марта.

Слухи об ликвидации Федеральной миграционной службы (ФМС РФ) появлялись уже достаточно давно, но теперь это реальность — указом №156 от 5.04.2016 с длинным названием «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» ФМС упраздняется как отдельное ведомство, теперь вопросами миграции будет заниматься Министерство внутренних дел (МВД РФ).

Рассмотрим ситуацию с ФМС подробнее. К сожалению, из текста указа не очень понятна дальнейшая судьба ФМС. Рассмотрим часть указа, касающегося ФМС:

1. Упразднить Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральную миграционную службу.

2. Передать Министерству внутренних дел Российской Федерации:

А) функции и полномочия упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы;

Б) штатную численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

В) штатную численность упраздняемой Федеральной миграционной службы, сократив её на 30 процентов .

3. Установить, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является:

А) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах;

Б) правопреемником упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений .
…..

5. Завершить проведение организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа, до 1 июня 2016 г .

То есть упразднённая ФСКН просто меняет вывеску, что не скажешь о ФМС. Получается, что штат ФМС сокращается на 30% (и хорошо, если под сокращение не попадут рядовые сотрудники, непосредственно работающие с гражданами), а «...сотрудники Федеральной миграционной службы продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом».

Какие же «сюрпризы» и «новости» ждут иностранных граждан в России? Что дальше будет с уже бывшим ФМС:

Здесь есть два основных варианта:

Первый вариант. Мало кто помнит, но раньше ФМС входила в состав МВД, и только в 2004 году ФМС стала самостоятельной структурой, объединившая подразделения паспортно-визовой службы и подразделения по делам миграции МВД России. Так что, возможно, ФМС останется в своём более-менее прежнем виде, только теперь уже в составе главного управления по вопросам миграции МВД России.

Что касается нормативной базы, что до 2006 года, когда миграционные функции были у МВД, использовались «МВДшные» инструкции, в том числе по вопросам РВП, ВНЖ и гражданства. Затем, когда «отпочковали» ФМС, постепенно были отменены «МВДшные» инструкции, и вместо них приняты регламенты ФМС. Не исключено, что будет тотальный пересмотр всей нормативной базы ФМС и замены ее актов на новые от МВД. Так же возможно, что при этом МВД что-нибудь ужесточит в своих новых приказах и инструкциях в миграционной сфере, и что будут требовать еще больше документов, сверх тех, что предусмотрены в законе. Хотя хочется надеяться на лучшее, и что все будет гуманнее, а не жёстче.

Второй вариант. За МВД останутся только функции «разрешительного» характера, то есть вопросы миграционного учёта, регистрации, соблюдения паспортного и визового режима. Так же МВД будет следить за режимом пребывания иностранцев. И МВД снова будет заниматься оформлением РВП, ВНЖ и гражданства, а вот вопросами патентов и разрешений на работу будут заниматься местные власти.

А какая судьба ждёт Константина Ромодановского? Перейдёт ли он на новое место, в кресло заместителя министра МВД, и возглавит ли главное управление по вопросам миграции МВД России? И на этот вопрос нет ответа, и вопрос об этом должен принять Президент РФ, об этом заявил его пресс-секретарь Дмитрий Песков .

Ещё один вопрос: почему ликвидировали ФМС? На этот вопрос также ответил Дмитрий Песков (если не читали его ответы по ссылке выше, то стоит это сделать прямо сейчас). Суть ответа Пескова такая – создание отдельной структуры, занимающейся вопросами миграции, сначала казалась российским властям правильной и логичной, считалось, что МВД должно ловить преступников, а не гоняться за нарушителями миграционного законодательства.
Но всё оказалось совсем не так, как прогнозировали российские власти – ФМС не справилась с потоками мигрантов, причём отчасти из-за того, что у ФМС не хватало полномочий для розыска и задержания нелегалов, и приходилось привлекать к помощи коллег из МВД, а полиция не очень-то была заинтересована в помощи ФМС, ведь у полиции и так своих дел хватает.

Поэтому чиновники из ФМС часто заявляли о том, что ФМС нужно разрешить оперативно-розыскную деятельность, и даже разрешить инспекторам носить оружие. Однако, власти решили, что создавать специальную «миграционную полицию» – слишком дорогое удовольствие, и решили просто всё сделать так, как было раньше, признав неудачным эксперимент с отдельным миграционным ведомством.

Как работает ФМС в переходный период? Вот как на этот вопрос в пресс-службе ФМС:

«Информируем, что все подразделения ФМС России работают в обычном режиме и продолжают оказывать государственные услуги населению в соответствии с графиком приема», - сказали в пресс-службе.
Ну что же, поживём-увидим!

Паспортно-визовая служба долгое время была неотъемлемой частью советской, а потом и российской милиции. Став самостоятельной, ФМС России 10 лет тесно взаимодействовала с органами внутренних дел. С апреля 2016 года миграционная служба работает в одном строю с полицией. Как проходит становление вновь созданного главка, какие задачи при этом приходится решать? На эти вопросы в своём первом интервью в новой должности газете «Щит и меч» отвечает начальник Главного управления по вопросам миграции МВД России (ГУВМ) полковник полиции Ольга КИРИЛЛОВА.

С чем связана реорганизация миграционной службы, её переподчинение МВД России?

Это абсолютно логично в современных реалиях, когда приоритетом миграционной политики является не только создание условий для легальной миграции, но и обеспечение национальной безопасности государства. Нельзя допустить того развития событий, которое сейчас мы наблюдаем в некоторых странах мира.

Вы имеете в виду поднявшуюся волну миграции, которая захлестнула Европу? А Россия готова к подобным угрозам?

Наша страна уже неоднократно сталкивалась с такими вызовами. Впервые это случилось после развала Советского Союза, когда на фоне «парада суверенитетов» в Россию в поисках лучшей доли устремились соотечественники из бывших братских республик. Впрочем, и в современной отечественной истории, к сожалению, мы продолжаем сталкиваться с подобными вещами. Речь, конечно, о жителях юго-восточных областей Украины, которые пострадали в связи с событиями на Донбассе. Российская Федерация приняла более 1,2 млн украинских граждан, обеспечила их расселение по всей территории страны, помогла с обустройством, оформлением необходимых документов. И немаловажную роль здесь играли сотрудники миграционной службы.

Происходящие в Европе события - это наглядный пример последствий не всегда выверенной и просчитанной миграционной политики. В своё время на Западе нас критиковали, что мы не предоставляем статус беженца всем желающим. Теперь, когда ситуация накалилась, европейские коллеги осознали нашу правоту, присматриваются к российскому опыту. Мы говорим, что создаём мигрантам условия, чтобы легально находиться и зарабатывать себе на жизнь, а не быть иждивенцами государства. И сегодня миграционные процедуры, связанные с пребыванием и осуществлением трудовой деятельности, достаточно просты для понимания и выполнения мигрантами. К тем же, кто преследует преступные цели, принимались и будут приниматься самые жёсткие меры. Безусловно, мы постоянно отслеживаем происходящие в Западной Европе события, потому что нужно быть готовыми к любому развитию ситуации.

Со дня образования нового главка не минуло и пяти месяцев. Наверное, ещё рано подводить итоги. Как проходит интеграция в МВД? Стабильно ли работает Главное управление в непростых условиях?

Первые итоги будут подведены в ноябре. На заседании коллегии МВД России планируется заслушать вопрос о реализации Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 в части миграционной службы. Это будет первая поверка: что получилось, как складывается ситуация. К настоящему времени реализован комплекс первоочередных организационных мероприятий, активно перерабатывается нормативная правовая база. На следующем этапе основное внимание будет уделено координации функционирования вновь созданных подразделений в составе территориальных органов МВД России. Конечно, не всё идёт гладко. Но даже в этих условиях мы не допустили серьёзных сбоев в работе. Все без исключения государственные услуги в сфере миграции продолжают оказываться, качество обслуживания граждан не ухудшилось.

Переходный период рассчитан до конца этого года?

31 декабря 2016 года - дата, когда должны прекратить работу ликвидационные комиссии, которые сегодня выполняют непростую работу по передаче имущества, материально-технических, финансовых ресурсов на баланс МВД России и его территориальных подразделений. Но реорганизация ФМС с учётом новых условий фактически уже состоялась. В структуре центрального аппарата МВД России полноценно работает ГУВМ, в субъектах Федерации действуют управления и отделы по вопросам миграции. Руководители всех подразделений назначены. Правда, некоторые из них ещё носят приставку «исполняющий обязанности», поскольку требования, предъявляемые к нашим сотрудникам, достаточно высокие.

По сравнению с ФМС России штат нового главка сократился на 30 %. Удалось ли сохранить костяк профессионалов?

Да, удалось. Несмотря на произошедшее сокращение, мы максимально постарались сохранить тех сотрудников, которые обладают без преувеличения уникальным опытом в миграционной сфере. С уверенностью могу сказать, что в Главном управлении проходят службу профессионалы с большой буквы, готовые к решению любых задач. И на местах у нас много опытных специалистов. Из 27 тысяч сотрудников новых подразделений по вопросам миграции более 22 тысяч и раньше успешно трудились в миграционной службе.

Ольга Евгеньевна, много ли среди руководителей подразделений новых лиц, выходцев не из ФМС?

Примерно треть руководителей профильных направлений в регионах пришли к нам из других подразделений и ведомств. Конечно, их надо учить нашему делу. Для этого запланировали на сентябрь Всероссийское совещание-семинар руководителей региональных подразделений по вопросам миграции. Занятия пройдут в Троицке, на базе санатория «Ватутинки» МВД России. Нам очень важно научить сотрудников, как работать в новых условиях, объединить наши силы. На этой встрече постараемся ответить на все возникающие вопросы, дать методические рекомендации.

Основные направления вашей деятельности не меняются?

Все возлагаемые ранее на ФМС России функции и задачи останутся прежними и будут осуществляться в соответствии с действующим российским миграционным законодательством. Можно выделить два основных направления. Первое - оказание государственных услуг россиянам на достойном уровне. ФМС добилась на этом направлении неплохих показателей. В разы сократились сроки оформления документов, внутренних и заграничных паспортов. Поэтому важно ни в коем случае не снизить стандарты оказания госуслуг. Второе - работа с иностранными гражданами. Мы должны по-доброму встречать всех, кто едет к нам со светлыми мыслями и желанием поработать на пользу себе, России и своей родной стране. В это направление входят выдача разрешительных документов мигрантам и контроль за их пребыванием.

Борьба с незаконной миграцией остаётся одной из наших основных задач. Мы будем использовать богатый опыт ФМС. «Бордовые жилеты» знали все правонарушители, боялись их как огня. Сегодняшние возможности по консолидации усилий всех подразделений полиции на миграционном направлении, безусловно, должны повысить эффективность иммиграционного контроля. Но необходимо должное внимание уделять профессиональной подготовке сотрудников.

В последнее время законодательство пополнилось целым рядом важнейших правовых актов в сфере миграции. На смену квотам пришла патентная система. Как она развивается?

Квотирование себя изжило. Институт патентов - шаг вперёд. На сегодня это уже хорошо отлаженный механизм. Иностранным гражданам, желающим законно трудиться в России, стало проще и быстрее устроиться на работу. Переход от административных к экономическим методам регулирования миграции себя полностью оправдал. Только с начала 2016 года в бюджеты субъектов Федерации поступило около 21 миллиарда рублей. В прошлом году эта сумма была в два раза меньше. В стране появились современные миграционные центры, развивается сеть МФЦ, на площадках которых работают наши специалисты. Особенно впечатляют успехи Москвы, где действует крупный миграционный центр - государственное бюджетное учреждение при правительстве Москвы. Пропускная способность этого комплекса позволяет ежедневно принимать порядка 7500 иностранных граждан. Современные миграционные центры есть в Санкт-Петербурге, Новосибирске и других городах. Совсем недавно такой центр открылся в Самаре.

Какие госуслуги, оказываемые вашими подразделениями, самые востребованные?

В настоящее время мы предоставляем 18 государственных услуг в сфере миграции. В первом полугодии 2016 года нашими территориальными органами их было оказано свыше 46 миллионов. Самые популярные - это регистрационный учёт российских граждан и миграционный учёт иностранцев, их было исполнено более 10 миллионов. Нами отработано около 13 миллионов запросов по предоставлению адресно-справочной информации. Кроме того, за полгода оформлено свыше трёх миллионов внутренних паспортов, из которых почти 400 тысяч приходится на Москву и Московскую область. При этом рост числа оформленных документов отмечается в 66 субъектах Федерации. А вот заграничных паспортов мы стали выдавать меньше. Это объясняется в первую очередь увеличением срока действия паспорта до 10 лет и развитием внутреннего туризма. Вместе с тем с начала этого года больше миллиона граждан получили такие документы.

Нет ли из-за реорганизации сбоев в прямой связи с россиянами - теми, кто пользуется вашими услугами?

Прямая связь с населением - приоритетная линия нашей службы. В ГУВМ МВД России создано целое управление по работе с обращениями граждан. Кто-то обращается к нам за разъяснением законодательства, кто-то - по факту обжалования принятого решения. Хочется отметить, что из года в год оценка деятельности службы миграции улучшается. Это показывают общественные опросы, учёт отзывов о качестве предоставления госуслуг. Будем стараться держать эту планку.

Беседу вёл

Александр РОМЕНСКИЙ

Фото Ольги ЧУМАЧЕНКО

Президент России Владимир Путин 5 апреля подписал указ об упразднении Федеральной миграционной службы. Ее функции передаются Министерству внутренних дел России. Штатные сотрудники ФМС также перейдут на службу в МВД. Однако их число сократят на 30 процентов. Реорганизация структур, соответственно указу, должна быть завершена до 1 июня 2016 года. Эксперты оценили предстоящие перемены и рассказали, чего от них ожидают.

Замруководителя Федерального агентства по делам национальностей Андрей Меженько:

На экспертных площадках ФАДН России не раз обсуждался вопрос о важности такого направления работы, как социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов. Очевидно, что миграционный фактор имеет значительное влияние на межнациональные и межконфессиональные отношения в обществе.

По сути, и до упразднения ФМС не было федерального органа исполнительной власти, который бы занимался культурной адаптацией мигрантов, а для эффективной работы по данному направлению функция обязательно должна быть закреплена за одним из федеральных ведомств.

Причем ведомство должно находиться в постоянном контакте с общественностью, региональными и местными властями, национальными общественными организациями, экспертным и научным сообществом.

Федеральное агентство по делам национальностей уже не раз обозначало свою позицию о готовности взять на себя данные функции. ФМС с его региональными подразделениями, национально-культурными автономиями, общественными организациями накоплен значительный опыт, который мы изучаем и применяем в своей работе.

Руководитель информационно-правового центра "Миграция и закон" Гавхар Джураева:

В связи с изменениями в миграционных процессах в мире и предполагаемых рисках, которые могут возникнуть в России, связанных с политизированными движениями, например ИГИЛ (организация, запрещенная в России ), всякие изменения в миграционной политике должны быть оправданы, чтобы не усугублять негативные моменты.

Мы радовались, что именно ФМС наиболее адекватно в отличие от других ведомств работает с мигрантами. Предложения, которые они делали, большей частью были адекватными ситуации и разумными. Что даст перевод в МВД, трудно сказать. Очевидно, что концентрируются силы, чтобы решать проблемы, опираясь на взаимодействие разных ведомств в рамках одного формата.

Надеемся, изменится то, что мы, правозащитники, всегда отмечали: дискриминация мигрантов со стороны полиции. Может теперь, когда они будут делать все через ФМС, это облегчит ситуацию.

Потому что, когда человека задерживают за административное нарушение - это одно, но когда его могут унизить, взять с него деньги, обращаться с ним как с преступником - это неправильно. К сожалению, именно в полиции это отмечается чаще, чем где-либо, если, конечно, не считать бизнес, который большей частью грабит мигрантов. Мы очень надеемся, что мнение правозащитников будет учтено.

Профессор Государственного университета управления, председатель Общественного совета при Федеральной миграционной службе Владимир Волох:

Я не комментирую указ президента РФ, а как ученый и эксперт хочу высказать свою точку зрения по оптимальной схеме управления миграционными процессами. Как мы знаем, в управлении миграционными процессами в РФ участвует порядка 15 ведомств, которые выполняют свои функции и необходимую в этой среде координацию. В нашей государственной миграционной политике, которая изложена в Концепции государственной миграционной политики до 2025 года, предусмотрены три основные цели: содействие мигрантов в социально-экономическом развитии России, содействие в демографической составляющей и обеспечение национальной безопасности. В соответствии с этими целями Концепцией предусмотрены различные направления: работа ведется по вопросам адаптации, трудовой миграции, образовательной миграции и другим направлениям.

Безусловно, когда есть большое поле направлений - ведь миграция сводится не только к нелегальной - должен быть единый федеральный орган исполнительной власти, который может комплексно влиять на эти процессы и с позиции адаптации, и трудовой миграции, и пресечения нелегальной миграции и так далее.

Исходя из того, что функции МВД значительно уже, конечно, этим вопросом должен заниматься гражданский федеральный орган исполнительной власти. Проблемы, связанные с пресечением незаконной миграции, - это небольшой процент деятельности. На территории РФ каждый день находятся около 10 млн иностранных граждан и, безусловно, мы знаем, что абсолютное большинство из них - это законопослушные граждане. Поэтому вопросами реализации миграционной политики должно заниматься гражданское ведомство. Я полагаю, ФМС - это был тот орган, который реализовывал миграционную политику.

Хотелось бы сказать, что за последние годы мы наблюдаем, и СМИ подчеркивают определенный позитивный результат этой деятельности. В частности, у нас сократилось количество нелегалов, принят ряд законодательных актов, которые направлены и на оптимизацию привлечения трудовых мигрантов, и на пресечение нелегальной миграции.

Президент фонда "Миграция XXI век", бывший замдиректора ФМС России Вячеслав Поставнин:

Реорганизация ФМС произошла совершенно закономерно, об этом давно говорили. Дело в том, что

ведомство исчерпало себя и уже работало практически не как миграционная, а как федеральная паспортно-визовая служба. Вся работа была сведена к этим функциям, а миграцией как таковой заниматься перестали.

Трудовой миграцией, по крайней мере в столице, полностью занимается правительство Москвы. Проблемой адаптации и интеграции мигрантов ФМС, к сожалению, никогда не занималась. Программой переселения соотечественников раньше занимался Минрегион, ФМС так и не смогла ничего с этим сделать. Беженцами тоже практически не занимались - украинские беженцы показали, что все перебросили на региональные администрации. Вынужденных переселенцев, которые у нас есть еще с чеченских войн, в ФМС вообще забыли. То есть весь функционал они сбросили с себя. Естественно, в этой ситуации их влили в МВД. Ничего, кроме коррупции, от ФМС в последнее время мы не видели.

Президент Федерации мигрантов России Мухаммад Маджумдер:

Мотивы российской верховной власти понятны - объединение ведомств для осуществления федерального контроля. Кроме того, в последнее время очень увеличилась коррупционная составляющая ФМС, так что это касается уменьшения коррупции. Также это контроль осуществления миграционной политики.

Мы наблюдаем как в Европе происходит бесконтрольная иммиграция, видим, что происходит в Греции, Турции. Российские власти сегодня пытаются регулировать контрольно-надзорные ведомства через объединение.

Но насколько это будет эффективным? Раньше ФМС уже была под руководством МВД. Реорганизация - это очень сложно, и только через полгода можно будет сказать что-нибудь реальное.