Обременение права собственности земельным сервитутом. Виды сервитутов

Сегодня достаточно часто в юридической практике встречается непонятное на первый взгляд слово – «сервитут». Данное определение было известно еще со времен Римской империи. Что касается России, то в обиходе оно появилось сравнительно давно, и с достаточно большим перерывом. Где-то с 1995 года сервитут снова вернулся.

Смысл этого слова очень прост, и заключается он в использовании чьей-то вещи для реализации собственных задач. При этом одним из наиболее популярных предметов сервитута является земля. При этом чаще всего речь идет о пользовании участком соседа. В каких же случаях можно рассчитывать на получение таких прав?

К примеру, собственник одного участка не может по каким-либо причинам нормально пользоваться им без использования другого участка земли (к примеру, добраться до своих владений можно только через землю своего соседа). Кроме этого, одним из основных условий является смежное расположение с другим участком.

Что может выступать предметом сервитута?

В качестве предмета сервитута могут выступать лесные или земельные участки, здания или его части. Сегодня рассматриваемое нами понятие напрямую ассоциируется с землей. При этом речь идет об ограничении пользования имуществом соседа. Выше уже упоминался пример, когда человек не может попасть к своему участку пока не пройдет по территории соседа. Вот на эту землю (часть здания) устанавливается сервитут. При этом обязательным является указание цели. К примеру, в качестве причины может быть указан беспрепятственный проход к своему участку.

В чем особенности сервитута?

В качестве участников сделки выступает минимум две стороны. При этом сервитут для одной стороны является правом, а для другой – обременением. Как же законодательные органы классифицируют сервитут? Здесь нет однозначного ответа. Для одного участника сделки – это право, а для другого – ограничение данных прав.

Какие бывают виды?

Сервитут может быть частным или публичным — по виду сторон сделки, постоянным или с установкой срока – в зависимости от сроков. Сервитут с установкой срока и публичный упоминается только в Земельном кодексе, поэтому применяться может исключительно для земельных участков.

Частный сервитут представляет собой добровольное соглашение, которое выражается в письменном виде. В документе обязательно прописываются условия договоренности. Если нет согласия одной из сторон, то оно может быть получено через суд. Публичный сервитут преследует государственные цели, и изъятие участка в этом случае не происходит.

Вообще, если говорить о современной юридической практике, то сервитут нельзя назвать уж очень популярным явлением. В этом отношении аренда, ипотека, продажа – это боле востребованные услуги. Более того, многие люди и вовсе не знают, что такое сервитут.

Земельные сервитуты, виды сервитутов
Земельный сервитут – это подтвержденное законом ограниченное право одного лица пользоваться земельным участком другого. Определение земельного сервитута дается в пункте 1 274 статьи Гражданского кодекса РФ. По сути, сервитут и право на ограниченное пользование землей являются синонимами. Сервитут устанавливается по обоюдному согласию сторон или же по судебному решению. Обладателем сервитута считается лицо, которое имеет ограниченное право пользоваться земельным участком другого лица. По закону данное право не может передаваться третьим лицам, только в случае покупки объекта, для которого данный сервитут устанавливался.
Виды земельных сервитутов
Действующее законодательство подразделяет сервитуты на публичные и частные (зависит от субъектов, в интересах которых осуществляется установление сервитута), а также на срочные и постоянные. Данная классификация зависит от срока, на который определяется сервитут. Также разделение сервитутов прописано в Водном, Градостроительном, а также Лесном кодексах РФ.
Частный сервитут
Владелец земельного участка может потребовать от владельца соседнего участка (в некоторых случаях, владельца участка, граничащего с соседним) права на ограниченное пользование участком соседа. Данная форма сервитута определена как частный сервитут.
Данный вид сервитута могут установить в целях:
- создания проезда и прохода сквозь соседний участок
- обеспечения водоснабжения и мелиоративных целях
- прокладки и использования ЛЭП, а также трубопроводов и связи
- других потребностей владельца недвижимости, осуществление которых без установления сервитута невозможно
Немаловажным является тот факт, что сервитут устанавливается только в тех случаях, когда его условие обязательно и нужды владельца земли не могут быть удовлетворены без использования сервитута. Наличие данного условия устанавливается судом.
Данный вид земельного сервитута устанавливается согласно договору между лицом, которое требует установления сервитута и лицом, которое владеет соседним участком. Если же такого соглашения достигнуть не удается, то данный спор решается судом.
Лесные сервитуты могут быть установлены на основании соглашения, актов госорганов, местных органов власти, по решению суда.
Водные сервитуты могут быть установлены согласно договору, по решению суда.
Собственник участка, который обременяет сервитут, не лишается прав на данный участок. Он все так же обладает правом владения, распоряжения и пользования. Владелец данного участка вправе потребовать от лица, в чьих интересах устанавливается сервитут соответственной платы за использование его участка. Размер данной платы должен быть соразмерен той прибыли, которую мог получить владелец данного участка, если бы на него не распространялся сервитут. Примером такой выгоды может служить сдача в аренду части земельного участка, обремененной сервитутом. Также он может требовать окончания действия сервитута в связи с прекращением действия оснований, на которых данный сервитут устанавливался.
Публичный сервитут
Публичный сервитут отличается от частного тем, что он устанавливается в интересах государства, региона или местного населения. Данный вид земельного сервитута устанавливается на основании общественных слушаний, но в законодательстве пока нет четкого определения и регламента таких слушаний. По-видимому, под такими слушаниями понимается выяснение мнения общественности, путем обсуждения данного вопроса в СМИ.
Он может быть установлен в следующих целях:
- обеспечение прохода или проезда
- дренажирования земельного участка
- сенокошения
- использования земельного участка для исследовательских работ
- обеспечения доступа к морю
- выгула сельскохозяйственных животных, а также их прогона через земельный участок
Установление публичного сервитута определяется исключительно нормативным правовым актом.
Сервитут данного вида устанавливается без согласования с лицом, владеющим участком, на который распространяется действие сервитута. Данное лицо может обжаловать данное решение в суде и требовать соответственной платы за установление сервитута. Обжаловать же данное решение юридические лица и граждане не вправе. В случае полной невозможности пользоваться участком, после установления на нем публичного сервитута, владелец данного земельного участка может требовать у государства или местных властей его выкупа или предоставления эквивалентного земельного участка.
Срочный и бессрочный земельный сервитут
Земельный участок может обременяться земельным сервитутом на определенный срок или же бессрочно. Второй вариант земельного сервитута действует, пока в нем существует необходимость. Действие сервитута не зависит от того, кто владеет обременяемым земельным участком, поэтому его действие продолжается даже после продажи данного земельного участка другому владельцу. Поэтому при продаже данного земельного участка владелец обязан уведомить покупателя о действии на территории данного участка сервитута. В случае сокрытия данного факта покупатель может расторгнуть договор покупки земельного участка и потребовать у продавца возмещения убытков.

Гражданским законодательством закреплено абсолютное право собственности за землевладельцем, т.е. он вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом в пределах, установленных законом. В порядке осуществления и ведения хозяйственной деятельности на участке землепользователи вступают в особый тип правоотношений, когда один владелец может потребовать от своего соседа предоставления ему права пользования его участком. Данное право является ограниченным и именуется в земельном законодательстве сервитутом.

Сервитут на земельный участок: что это такое?

Сервитут является обременением участка земли, не лишающим прав собственности землевладельца, который по-прежнему может распоряжаться своим имуществом. Такое обременение может возникать:

  • когда есть необходимость в обеспечении прохода или проезда через соседский участок;
  • когда существует необходимость прокладки кабелей по участку соседа и обслуживания линий электропередач;
  • когда нужно провести другие коммуникации и разместить межевые, геодезические и дорожные знаки;
  • другие случаи.

Одним из нюансов обременения является то, что землевладелец использует свой участок с некоторым «ущемлением» его прав. И по причине этих «неудобств» землевладелец вправе требовать компенсации.

В соответствии с Земельным Кодексом обременение земельного участка сервитутом может быть установлено двумя способами:

  • по взаимному и добровольному землевладельцев;
  • по решению судебной инстанции либо согласно правовым нормам.

Сервитут на земельный участок (например, для инженерных сетей или других отношений), как и право собственности, подлежит госрегистрации с выдачей официального документа.

Обладателем сервитута является лицо, которое обладает правом пользования чужим участком земли ограниченно. Обладатель не может продать данное право, заложить его и отчуждать сторонним лицам иным способом, которые не являются владельцами недвижимого имущества, в целях эксплуатации которого определено данное право.

О понятии сервитута в земельном праве, его видах, порядке установления и прекращения расскажет более подробно юрист в следующем видео:

Также вы найдете массу полезной информации о праве ограниченного пользования чужим земельным участком, сервитуте, в видеосюжете ниже:

Виды обременений

По земельному законодательству предусмотрены такие виды сервитутов как публичный и частный.

  1. . В отношения вступают граждане, а также юрлица, являющиеся владельцами смежных земельных участков. Обременение устанавливается на основании соглашения между землевладельцем и лицом, претендующим на сервитут. Если стороны не могут прийти к обоюдному соглашению об условиях ограниченного пользования, то спорную ситуацию призван разрешить судебный орган. В случае если отпали все основания установления обременения на участок, землевладелец вправе потребовать прекращения данного соглашения.
  2. . В правоотношения вступают землепользователь (собственник участка) и органы государственной власти. происходит в силу предписания норм закона и других актов местного уровня. В данном случае затрагиваются интересы государства, органов местного самоуправления.

Срок установления

Существует классификация сервитутов на земельный участок в зависимости от срока действия:

  • Срочный – с установлением конкретного периода действия.
  • Бессрочный – носит постоянный характер без определения срока установления.

Действие сроков может устанавливаться на все виды обременений. Как правило, сервитут носит бессрочный характер, однако право ограниченного пользования можно прекратить в следующих случаях:

  • когда стороны подписали новое соглашение об отмене сервитута;
  • когда отпали основания и цели, для которых было установлено ограниченное право, по требованию любой стороны;
  • когда участок, имеющий обременение, не может эксплуатироваться в соответствии с целями его предоставления, по требованию владельца такого участка.

Стоимость права

Возможность пользования чужим участком является платным, т.е. гражданин, получающий данное право, обязан перечислять платежи владельцу обременяемого участка. При этом стоимость данного права определяется соразмерно финансовой выгоде, которую бы мог получать землевладелец, как если бы земля не имела обременений. К примеру, собственник мог бы получать плату за при сдаче его части в найм, а не на использование его как сервитута. Стоимость пользования также зависит от характера и интенсивности эксплуатации части земли гражданином, в пользу которого установлено данное право.

В оплату за пользование также могут быть включены и иные расходы землевладельца, связанные с созданием условий для осуществления обременения (расходы, связанные с обеспечением охраны и попуска, поддержанием технического состояния дорожного покрытия и т.д.)

Существуют некоторые различия в определении сумм выплат за отдельные виды обременений.

  • Так, при частном сервитуте его стоимость определяется в соглашении, или же в решении судебного органа при недостижении согласия. Обязанность по оплате возлагается на физическое лицо.
  • А при публичном сервитуте землевладелец может требовать компенсацию от государственного органа, только если обременением значительно затрудняется эксплуатация участка. Стоимость закрепляется тем нормативным документом, которым установлено обременение.

Оценка сервитута

Поскольку право пользование предполагает выплату компенсации, необходимо произвести оценку, определить соразмерную стоимость обременения на участок. Оценивая стоимость ограниченного права, разрешаются споры между землевладельцем и лицами, которые обязаны платить.

Способ произведения оценки достаточно трудоемкий и многообразный. При расчете стоимости обременения учитывается оценочная стоимость участка, принимая во внимание упущенную выгоду, которая возникает в связи с возникновением ограниченного права. При оценке также используются другие факторы, способные точно определить стоимость оплаты за пользование чужим участком.

Так, оценивая соразмерную компенсацию за обременение, принимается во внимание вид сервитута:

  • Если обременение носит частный характер, то оценка осуществляется по соглашению сторон, либо в порядке судебного разбирательства.
  • При публичном сервитуте, ввиду целей его установления, обременение должны быть минимальными, не затрагивающими интересов землевладельца.

В обязательном порядке расчет соразмерной оплаты необходим в тех случаях, когда сервитут значительно затрудняет использование собственником объектов недвижимости. Если же установление обременения делает эксплуатацию недвижимого имущества невозможным, то владелец вправе требовать компенсации убытков либо предоставления другого объекта с аналогичными свойствами без обременений.

Таким образом, расчет размера платы за сервитут на земельный участок включает в себя три показателя:

  1. Величина возможного ущерба, которая рассчитывается прямым способом, либо вытекающая из разницы соотношения стоимости имущества с обременением и без него.

Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком. Он может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут устанавливается только в том случае, когда собственник недвижимого имущества не может осуществить пользование своим имуществом без установления сервитута.

Сервитут может быть как публичным, так и частным.

Публичный сервитут - сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.

Публичный сервитут может быть установлен для достижения следующих целей:

Прохода иди проезда через земельный участок;

Использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

Размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

Проведения дренажных работ на земельном участке;

Забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

Прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

Сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

Использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

Временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

Свободного доступа к прибрежной полосе.

Частный сервитут - сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка или иного объекта недвижимости соглашением между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости) и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости.

Срочный сервитут устанавливается на определенный срок. Бессрочный сервитут указания на срок не содержит. По истечении срока сервитута вопрос о его повторном установлении разрешается сторонами, при недостижении ими соглашения - в судебном порядке.

Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законодательством.

Соразмерная плата за сервитут - это плата за пользование чужим земельным участком или иным объектом недвижимости на праве ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости (сервитуте), выплачиваемая собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, лицом, в интересах которого сервитут установлен (при установлении частного сервитута), либо выплачиваемая собственнику земельного участка органом государственной власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым актом которого сервитут установлен (при установлении публичного сервитута), величина которой равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

В настоящее время установление платы за сервитут регламентируется Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Росземкадастром 17 марта 2004 года. Однако данный документ не был зарегистрирован Минюстом России и опубликован в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", и в связи с этим не подлежит обязательному применению.

Плательщиками соразмерной платы за сервитут в зависимости от вида сервитута выступают:

в случае установления частного сервитута - собственники земельных участков, обладатели права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, обладатели права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, собственники иных объектов недвижимости, в интересах которых сервитут установлен;

в случае установления публичного сервитута - органы государственной власти, органы местного самоуправления, нормативным правовым актом которых сервитут установлен.

Плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

Соразмерность платы за сервитут таким убыткам означает, что величина платы за сервитут равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

Величина соразмерной платы за сервитут определяется как размер убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, и рассчитывается путем сложения:

Размера реального ущерба, рассчитываемого без учета размера реального ущерба, который причинен собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами;

Размера упущенной выгоды, рассчитываемого без учета размера упущенной выгоды, которая причинена собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами;

Размера убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами.

Порядок оформления и прекращения сервитута

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Согласно письму Минэкономразвития России от 3 ноября 2009 года № Д23-3607 "Об установлении сервитута на земельный участок" в соответствии со статьей 23 Земельного Кодекса РФ допускается установление публичного сервитута для обеспечения прохода или проезда через земельный участок. При этом публичный сервитут должен устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Вместе с тем ни Земельным Кодексом РФ, ни иными федеральными нормативными правовыми актами порядок принятия такого решения, а также органы государственной власти, в компетенции которых находится принятие соответствующего нормативного правового акта, не определены.

В свою очередь, частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Соглашение об установлении частного сервитута должно содержать:

Сведения о сторонах соглашения;

Сведения об обременяемом земельном участке (местоположение, площадь, кадастровый номер);

Цели и задачи установления сервитута;

Пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке;

Размер платы за сервитут и порядок ее внесения (при ее наличии);

Иные права и обязанности сторон.

Минимально необходимыми документами для заключения соглашения об установлении частного сервитута являются документы, подтверждающие право собственности лица, требующего установления сервитута, на объект недвижимости, и в случае если сервитут относится к части земельного участка - документ, определяющий пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке (кадастровый паспорт, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости).

Соглашение об обременении земельного участка частным сервитутом может заключать исключительно его собственник, иные правообладатели земельного участка (землепользователи, землевладельцы, арендаторы и т. п.) таким правом не наделены.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Дела об установлении сервитута рассматриваются федеральными (районными) судами. Иск подается по месту нахождения недвижимого имущества. Исковое заявление названной категории оплачивается в размере, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ (для судов общей юрисдикции), а именно: для физических лиц - 200 рублей; для организаций - 4000 рублей.

В исковом заявлении должны быть отражены следующие данные:

Наименование суда, в который подается заявление;

Наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

Наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

Требования истца;

Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

Сведения о соблюдении до судебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

Перечень прилагаемых к заявлению документов.

К исковому заявлению следует приложить письменные доказательства о до судебном порядке урегулирования спора, документы, подтверждающие права на земельный участок.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Более детально указанная процедура регламентируется Методическими рекомендациями о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки, утвержденными приказом Министерства юстиции РФ от 26 июля 2004 года № 132.

Так, для осуществления государственной регистрации сервитута в территориальный орган Росреестра необходимо представить следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации;

2) документ об уплате государственной пошлины;

3) документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя);

4) доверенность, подтверждающую полномочия представителя;

5) для заявителя - юридического лица дополнительно представляются:

Учредительные документы (устав, учредительный договор) со всеми изменениями и дополнениями;

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица - для юридических лиц, созданных после 1 июля 2002 года;

Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года - для юридических лиц, созданных до 1 июля 2002 года;

Свидетельство о постановке на налоговый учет;

Выписка из ЕГРЮЛ;

Документы, подтверждающие полномочия руководителя юридического лица (протокол об избрании, приказ о назначении, определение суда о назначении арбитражного управляющего и т.д.);

6) право устанавливающий документ: соглашение об установлении частного сервитута; нормативно-правовой акт органа исполнительной власти об установлении публичного сервитута;

7) кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества, выданный после 1 марта 2008 года, или техническая документация, описывающая объект недвижимого имущества (кадастровый план земельного участка), выданные до 1 марта 2008 года.

Заявление о государственной регистрации сервитута представляет собственник земельного участка или лицо, в пользу которого установлен сервитут. Размер государственной пошлины за регистрацию сервитута в интересах физического лица составляет 1000 рублей, в интересах юридического лица - 4000 рублей.

Сервитут может быть прекращен в следующих случаях:

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен;

По решению суда в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии со своим целевым назначением.

При прекращении сервитута в ЕГРП вносится соответствующая запись.

(кликните, чтобы открыть)

Зачем нужен земельный сервитут?

Установление сервитута (Сервитут — это право ограниченного пользования чужим земельным участком) производится по взаимному согласию собственников, либо по приговору суда, и подлежит регистрации в соответствующем порядке.

Право ограниченного пользования чужим участком устанавливается для обеспечения прохода через соседний земельный объект, или ремонта линий трубопроводов, электропередачи, или связи и других нужд. При его оформлении объект становится рабом собственника. За такой объект государство должно получать прибыль за пользование землей.

Виды сервитутов по законодательству

Какие существуют ? Право ограниченного пользования чужим земельным участком принято подразделять на следующие виды:

  • частные и публичные (зависит от субъектов, в интересах которых осуществляется ограниченное право пользования);
  • срочные и постоянные (зависит от срока, на который определяется сервитут);

Частный сервитут

Устанавливается, для перемещения через другой участок, а также для прокладки жизненно важных линий (электропередачи, связи и трубопроводов). Данный вид ограничений может потребоваться и для других нужд. Но учтите, тот факт, что установление ограниченного права на земельный участок — это мера, применяемая, только если нужды невозможно обеспечить иным путем.

Обычно вопрос о частном ограничении на чужой объект возникает между лицом, нуждающемся в нем, и владельцем соседних объектов.

Оформляется письменно и регистрируется в в обязательном порядке. Без регистрации процесс считается недействительным. При получении отказа, всегда можно добиться установления через суд. Но даже судебное решение должно быть занесено в Единый государственный реестр.

Публичный сервитут

Процесс установления происходит иным путем. Публичные сервитуты на участок земли устанавливаются законом в случае необходимости удовлетворения интересов государства. Основной причиной установления этого вида является возможность разрешения задач, связанных с обеспечением нужд. Решение об установлении этого вида сервитутов выносится только после общественных слушаний.

Они устанавливаются для размещения на нем межевых знаков, а также для изъятия ресурсов, для проведения работ государственной важности, и даже для прогона животных. Продолжительность ограничений соответствует административным условиям.

Публичный, как и частный сервитут, подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре. Каждая сторона имеет право на помощь судебного исполнителя. Владелец собственности, может подать исковое заявление в суд об установлении соразмерной платы за использование его земли.

Важно

Подводя итог об этих двух видах – публичном и частном — можно выделить единственное и яркое различие между ними. Самым важным отличием между ними являются способы их установления и назначения.

О следующих видах много говорить не придется, так как названия говорят обо всем. Срочный и постоянный сервитуты на участок земли. Срочный устанавливается на определенный срок, а в постоянном — срок не указывается.

Какова оплата за такие виды ограничений?

Плата может быть различна. К примеру, собственник участка, переходящего в рабство другому лицу имеет право потребовать любую плату за использование его владений. Но при этом ее размер, должен быть указан в договоре между двумя сторонами.

Что касается оплаты за частное земельное ограничение, размер зависит от решения суда. Но, несмотря на эти условия, плата за ограниченное право на участок земли должна быть соразмерной. При ее определении размера оплаты можно ознакомиться с рекомендациями Росземкадастра.