Обжалование результатов проверки госсанэпиднадзора. Как обжаловать результаты проверки Срок обжалования акта проверки государственного органа

Закончив проверку (независимо от ее вида), трудовой инспектор оформляет акт. Если в результате проверки обнаружится, что компания нарушила нормы трудового законодательства, то трудовая инспекция составляет предписание и постановление. В каком порядке обжалуются результаты проверки трудовой инспекции?

Напомним, что основной функцией государственной инспекции труда (далее по тексту – ГИТ) является надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. I ст.353 ТК РФ).

Планируемые ГИТ планы проверок не являются секретной информацией, а находятся в открытом доступе сайтах Роструда РФ, территориальной инспекции по труду, Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ. При проведении проверок ГИТ руководствуется (в том числе) и положениями Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Закон №294-ФЗ).

В последнее время законодатели усилили порядок проведения проверок, введя чек-листы для плановых проверок работодателей. Сейчас действует 107 проверочных листов, необходимых для проведения плановых трудовых проверок компаний (Приказ Роструда РФ от 10.11.2017 г. №655).

По окончании проведения проверки трудовым инспектором составляется акт по форме, утв. Приказом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 г. №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».


При выявлении нарушений трудового законодательства, инспекторами составляются следующие документы:

  • предписание об устранении нарушений (вручается работодателю одновременно с актом проверки);
  • протокол об административном правонарушении (составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения или в течение двух суток, если требуется дополнительное расследование);
  • постановление о привлечении к административной ответственности или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Обжалование акта, предписания трудового инспектора

Как уже было отмечено, при нарушении компанией трудового законодательства трудовой инспекцией, как правило, составляется предписание и постановление (п.1 ч.1 ст.17 Закона № 294-ФЗ, абз.6 части первой ст.357 ТК РФ, ст.218 КАС РФ).

Возражения необходимо подать в письменной форме в течение 15 календарных дней с даты получения акта, предписания в трудовую инспекцию, работники которой проводили проверку. К возражениям компании необходимо приложить подтверждающие ее правоту документы (ч.12 ст.16 Закона №294-ФЗ).

Предписание - это распорядительный документ, который обязывает работодателя устранить обнаруженные нарушения в конкретные сроки (ст.16 Закона №294-ФЗ, ст.361 ТК РФ, ст.218 КАС РФ и п. 113 Административного регламента №354н).

В том случае, если компания не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения в отношении документа в целом или отдельных ее частей (ст.361 ТК РФ, абз.2 п.113 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 г. №354н).

По итогам рассмотрения возражений, акт проверки либо предписание может быть полностью или частично изменен либо вообще отменен.

Но на практике не часто удовлетворяются возражения работодателя (досудебный порядок обжалования), а поэтому работодателю, уверенному в своей правоте нужно обращаться в суд. В случае судебных баталий, компаниям следует руководствоваться гл.12 и гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

По общему правилу подавать исковое заявление нужно в суд по местонахождению трудовой инспекции (ст. 218 КАС РФ).

Обжаловать в судебном порядке можно только предписание инспектора.

Отметим, что одновременно подавать жалобу в вышестоящий орган и исковое заявление в суд не запрещено (тем более, что законодательством не предусмотрен досудебный порядок обжалования предписания трудового инспектора для обращения в суд). При этом следует помнить, что при обжаловании предписания в контролирующем органе (трудовой инспекции), законодательство не предусматривает возможность приостановления действия предписания при подаче возражений, тогда как судья вправе приостановить действие оспариваемого предписания по собственной инициативе.

В порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ» (Кассационное определение ВС РФ от 01.06.2017 г. №74-КГ17-6).

Исковое заявление должно быть направлено в суд в течение 10 дней со дня получения работодателем или его представителем предписания трудового инспектора (п.2 ст.357 ТК РФ). К исковому заявлению прикладываются копии документов, с помощью которых работодатель сможет подтвердить свою правоту.

Однако, если анализировать судебную практику по вопросам отмены предписаний трудовой инспекции, то процент отмены предписаний не очень высок.

Работодатель зачастую не учитывает ограниченные сроки обжалования предписания. Срок на обжалование начинает исчисляться на следующий день после получения предписания.

Например , представителю работодателя вручено под расписку предписание 5 марта 2019 г. вручено под расписку. Для обжалования предписания работодатель должен обратиться с административным исковым заявлением в районный суд не позднее 15 марта 2019 г. включительно.

Чаще всего по результатам проверки работодателя привлекают к административной ответственности. Постановление о назначении административного наказания руководитель также вправе обжаловать и (п.1 ст.30.1 КоАП РФ).

Обжалование постановления о назначении административного наказания

Постановление оформляют на основании протокола об административном наказании.

Работодатель также вправе обжаловать постановление соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ или в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст.361 ТК РФ).

Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.

Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда или в вышестоящий орган (Роструд РФ), то жалоба на постановление должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (п.1 ст.30.5 КоАП РФ).

Если же постановление обжалуется непосредственно в суд, то срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца со дня ее поступления (п.1.1 ст.30.5 КоАП РФ).

Жалоба должна подаваться в районный суд по месту рассмотрения дела об административном правонарушении (п.5 ст.30.2 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения жалобы на постановление соответствующим должностным лицом или судом выносится одно из следующих решений (п.1 ст.30.7 КоАП РФ):

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • об изменении постановления;
  • об отмене постановления и о прекращении производства по делу;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Вместе с тем принятое решение по жалобе на постановление не является окончательным и, в свою очередь, также может быть обжаловано. Если жалоба на постановление рассматривалось соответствующим должностным лицом по подчиненности, то его решение может быть обжаловано в районный суд, а принятое по жалобе решение судьи районного суда - в вышестоящий суд (п.1 и п.2 ст.30.9 КоАП РФ).

А вправе ли суд снизить размер административного штрафа, выписанного трудовым инспектором по результатам проведенной проверки? Да, если суд установит, что трудовой инспектор установил необоснованно высокий штраф (п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).

Судья может пересмотреть размер штрафа и назначить его даже меньше минимума, установленного в законодательстве.

Например , в одном из споров, работодатель был привлечен к административной ответственности по п.4 ст.18.15 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 500 000 рублей (за нарушение миграционного законодательства). Судом отмечено, что сумма штрафа, назначенная обществу, является чрезмерной и не отвечает целям административного наказания. А наложение на общество наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей с учетом установленных обстоятельств дела отвечает целям административного наказания, принципам соразмерности и справедливости наказания (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 г. № А41-24800/14).

Из положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ следует, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением компании, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тысяч рублей.

Поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ст. 17.7 КоАП РФ для юридических лиц, составляет менее 100 тысяч рублей, то правовых оснований для обсуждения вопроса о снижении размера административного штрафа не имеется (Постановление Центрального районного суда г. Калининграда от 26.06.2018 г. №5-480/2018).

Окончательный размер штрафа не может быть меньше половины нижнего предела штрафа, предусмотренного законом за соответствующее нарушение (п.3.2-3.3 ст.4.1 КоАП РФ).

То есть, если размер штрафа находится в диапазоне - от 250 000 до 400 000 руб., то суд сможет максимально снизить его размер до 125 000 руб. (250 000 рублей/2 = 125 000 рублей).

А если не обжаловать вынесенное трудовым инспектором постановление?

Если компания пропустит срок для обжалования постановления, то оно вступит в силу через 10 дней и штраф нужно будет уплатить в течение 60 дней (ст.32.2 КоАП РФ).

Если работодатель не заплатит штраф, то его взыщут судебные приставы в принудительном порядке (с учетом исполнительного сбора - 7 процентов от суммы штрафа или 10 000 рублей для организации и 1 000 рублей для предпринимателя).

Действующее законодательство предусматривает два порядка обжалования решений контролирующих органов — административный и судебный. Мы рассмотрим оба, а также расскажем про преимущества и недостатки.

Статья 23 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) предусматривает два возможных способа защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: 1) в административном (внесудебном) порядке, то есть посредством обращения с жалобой в вышестоящий орган государственного контроля (надзора) или орган муниципального контроля либо к вышестоящему должностному лицу; 2) в судебном порядке, то есть посредством обращения с соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

Обжалование административное, или внесудебное

Суть административного (внесудебного) порядка обжалования заключается в следующем. Организация или индивидуальный предприниматель, не согласные с результатами проведенной проверки, выданными им предписаниями (требованиями), действиями (бездействием) должностных лиц, которые повлекли за собой нарушения их прав при проведении проверки, могут обратиться в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу с жалобой. Например, в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) может быть обжалован акт проверки, предписание об устранении выявленных нарушений, постановление о привлечении к административной ответственности, составленные должностным лицом территориального органа Роспотребнадзора по результатам проведенной плановой или внеплановой проверки.

Для этого в течение 15 дней с даты получения акта проверки организации (индивидуальному предпринимателю) необходимо представить в соответствующие органы Роспотребнадзора в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом к таким возражениям могут быть приложены документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок их нужно передать в орган Роспотребнадзора (п. 82 Административного регламента, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18.11.2011 № 1372 ; далее — Административный регламент).

Упомянутые возражения могут быть оформлены в виде заявления или жалобы. На практике используются обе формы.

Для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности установлен десятидневный срок со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях; далее — КоАП РФ). Такое постановление можно обжаловать как в административном, так и судебном порядке (ч. 1 ст. 30.2 КоАП РФ).

Если этот срок пропущен, то организация может попробовать его восстановить. Для этого необходимо составить письменное ходатайство о восстановлении срока, а также представить доказательства пропуска срока по уважительным причинам. Уважительными причинами являются обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали возможность своевременной подачи жалобы.

На практике к уважительным причинам для восстановления срока обжалования, пропущенного индивидуальным предпринимателем, относятся:

  • временная нетрудоспособность, вызванная заболеванием или травмой;
  • содержание под стражей;
  • тяжелые семейные или личные обстоятельства (например, смерть или серьезное заболевание родственников);
  • служебная командировка;
  • форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, народные волнения, военные действия и др.).

Для организации восстановить пропущенные сроки довольно сложно, поскольку ни командировка руководителя организации (генерального директор, директора и т. п.), который должен был подписать обращение, ни временная нетрудоспособность штатного юриста, который должен был подготовить жалобу, не являются уважительными причинами при пропуске срока обжалования. Восстановить пропущенный срок организация может в том случае, если представит доказательства возникновения форс-мажорных обстоятельств. Например, подтвердит факт изъятия каких-либо документов сотрудниками контролирующего органа и др.

В любом случае организации и индивидуальному предпринимателю необходимо иметь документальное подтверждение причины, по которой пропущен срок обжалования. Документы, подтверждающие причину пропуска установленного срока, должны быть приложены к указанному выше ходатайству.

Возможность признания причины уважительной определяется в каждом конкретном случае лицом, рассматривающим жалобу. Восстановление пропущенного срока выражается в фактическом принятии жалобы к рассмотрению. Если же в восстановлении срока обращения будет отказано, причины и мотивы разъясняются заявителю в письменной форме.

В остальных случаях срок подачи жалобы (на решение, действие контролирующего органа, его должностного лица) составляет три месяца со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, свобод или законных интересов, о создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности.

Жалоба считается поданной в срок, если она подана непосредственно в контролирующий орган или отправлена по почте до истечения последнего дня срока, установленного законом. Если жалоба подается заявителем непосредственно в уполномоченный орган, датой подачи считается дата ее регистрации в этом органе. Если заявитель направляет жалобу по почте, подтверждением соблюдения срока ее подачи является штемпель, проставленный па конверте отделением связи отправления. Жалоба на бездействие контролирующего органа или его должностного лица подается в течение трех месяцев со дня истечения установленного срока для принятия этим органом либо его должностным лицом решения о совершении действия, предусмотренного законом.

Если допущены грубые нарушения

При подготовке к проведению и проведении проверок сотрудники любого контролирующего ведомства (в том числе и Роспотребнадзора) обязаны соблюдать требования нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения проверок (Федерального закона № 294-ФЗ, Административного регламента и других нормативных актов). Однако на практике должностные лица территориальных органов Роспотребнадзора нередко допускают различные нарушения требований действующего законодательства, в том числе и грубые нарушения.

Например, Федеральным законом № 294-ФЗ установлен перечень грубых нарушений, которые могут быть допущены должностными лицами Роспотребнадзора при проведении проверки. К грубым нарушениям относятся:

  • несоблюдение сроков проведения плановых проверок (ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ);
  • отсутствие оснований для проведения плановой проверки (ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ);
  • несоблюдение сроков уведомления о проведении плановой или внеплановой проверки (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ);
  • привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций (п. 7 ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ);
  • отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки (п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ);
  • несогласование с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя (ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ);
  • нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 294-ФЗ);
  • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя (заместителя) органа государственного или муниципального контроля (ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ);
  • затребование документов, не относящихся к предмету проверки (п. 3 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ);
  • превышение установленных сроков проведения проверки (п. 6 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ);
  • непредставление акта проверки (ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ);
  • проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план (ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ);
  • проведение выездной проверки с участием экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами (организациями) и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится проверка (ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ).

При наличии таких нарушений со стороны проверяющих организации (индивидуальному предпринимателю) целесообразно обращаться с жалобой непосредственно в Роспотребнадзор.

Одним из распространенных нарушений, допускаемых должностными лицами Роспотребнадзора и его территориальных органов, является не уведомление организации или индивидуального предпринимателя в установленный срок о проведении плановой или внеплановой проверки (в случае, когда такое уведомление требуется). Такое нарушение относится к грубым нарушением законодательства при осуществлении контроля (пп. 1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

В данном случае даже при выявлении в организации или у индивидуального предпринимателя нарушений требований санитарного законодательства, законодательства РФ в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров результаты проверки могут быть признаны недействительными (отменены). Чтобы обжаловать итоги проведенной проверки, необходимо обратиться в Роспотребнадзор или в суд с соответствующим заявлением (письмо Минэкономразвития России от 30.12.2011 № д09-3425).

Административное обжалование: преимущества и недостатки

Административный порядок обжалования в отличие от судебного является более простым с точки зрения подготовки документов. Кроме того, административное обжалование является бесплатным для заявителя, поскольку не нужно платить государственную пошлину или иную плату за рассмотрение жалобы. Вышестоящие государственные органы и должностные лица не могут оставить без рассмотрения полученную от организации или индивидуального предпринимателя жалобу.

Однако одним из самых главных недостатков административного обжалования является то, что жалобу рассматривает одна из сторон конфликта (заинтересованная сторона). Поэтому на практике такое обжалование довольно часто не приносит положительных результатов. Вышестоящие органы или должностные лица, действуя в соответствии со сложившейся практикой и внутриведомственными документами (указаниями, инструкциями и т. п.), зачастую признают юридически верными неправильные решения, действия (бездействие) нижестоящих органов и их должностных лиц. Еще один существенный недостаток упомянутого порядка обжалования это ухудшение отношений с контролирующим органом или непосредственно с должностным лицом.

Составление жалобы

Конкретных требований к содержанию жалобы действующее законодательство (в том числе Федеральный закон № 294-ФЗ и Административный регламент) не содержит. На практике жалоба оформляется письменно и составляется в свободной форме.

При этом в ней указывается следующая информация:

  • адрес, наименование вышестоящего органа, фамилия, имя, отчество лица, к которому идет обращение (например, руководитель Роспотребнадзора Онищенко Г.Г.);
  • наименование документа - «Жалоба». При этом целесообразно указать ее предмет (суть обжалуемого решения, действий (бездействия)). Например, «о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности», «на действия… в связи с незаконно возложенной обязанностью…», «на бездействие руководителя» и т. п.;
  • наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), ИНН организации или индивидуального предпринимателя, юридический адрес организации, адрес индивидуального предпринимателя, контактный телефон;
  • фамилия, имя, отчество должностного лица (лиц) проводившего проверку, действия которого обжалуются;
  • дата начала и период проведения проверки;
  • наименование контролирующего ведомства, акт которого обжалуется (например, Управление Роспотребнадзора по г. Москве);
  • номер и дата составления акта (акта проверки, предписания, протокола, постановления о привлечении к административной ответственности);
  • ссылки на нарушенные нормы законодательства (указания на конкретные законы и иные нормативные правовые акты);
  • обоснование жалобы с подробным описанием ситуации и подкрепленное ссылками на законодательство и судебную практику (при ее наличии);
  • дата составления жалобы.

При составлении жалобы очень важно четко указать конкретные факты нарушений, которые допущены проверяющими, даты их совершения, а также действия, предпринятые в связи с этим организацией или индивидуальным предпринимателем, если таковые предпринимались в ходе проведения проверки (например, обращение с какими-либо заявлениями, ходатайствами, с указанием даты их подачи в контрольный орган). Также следует указать реквизиты полученных от контролирующего органа предписаний, постановлений и прочих документов, даты и обстоятельства получения этих документов.

К жалобе необходимо приложить копии документов, подтверждающих обоснованность заявляемых организацией (индивидуальным предпринимателем) требований.

Жалобу подписывает руководитель организации (генеральный директор, директор) или индивидуальный предприниматель либо их представитель, который имеет полномочия на подписание жалобы и предъявление ее в контролирующее ведомство (например, представитель на основании доверенности).

Составить жалобу целесообразно в двух экземплярах, один из которых необходимо оставить в организации (у индивидуального предпринимателя), а второй - отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения или лично отнести в канцелярию контролирующего органа. При этом во втором случае необходимо обязательно потребовать, чтобы жалобу зарегистрировали и поставили на втором экземпляре входящий номер.

Срок рассмотрения жалобы составляет один месяц, а в случае обжалования постановления о привлечении к административной ответственности — 10 дней. По результатам рассмотрения жалобы может быть вынесено решение о полном или частичном удовлетворении жалобы либо может быть вынесен отказ в удовлетворении жалобы.

Судебный порядок обжалования

Как уже было сказано выше, судебный порядок обжалования предусматривает обращение с соответствующим заявлением (жалобой) в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

Как правило, в суд обжалуются постановления о привлечении к административной ответственности, вынесенные должностными лицами контролирующих органов. Необходимо учитывать, что заявление (жалоба) об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (постановление по делу об административном правонарушении) государственной пошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ)).

Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом (организацией) или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Аналогичное положение содержится в п. 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 № 2 (в ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

АПК РФ устанавливает, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 3 ст. 29 АПК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Оформление заявления в суд

Основанием для возбуждения арбитражным судом производства по делу об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности является заявление юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности, в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Правила подачи такого заявления и требования к его оформлению установлены ст. 208 и 209 АПК РФ.

Заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности, в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом (чч. 1-2 ст. 208 АПК РФ).

В случае пропуска установленного срока обжалования он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя. Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока на обжалование, данный вопрос решается судом с учетом конкретных обстоятельств дела (см., например, Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 по делу № А52-104/2011, Постановление ФАС Поволжского округа от 20.12.2010 по делу № А57-6540/2010).

При подаче данного заявления необходимо соблюдать требования к сроку его подачи, а также к оформлению и содержанию этого заявления.

Требования к заявлению об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности определены как общими положениями Арбитражного процессуального кодекса РФ (ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ), так и специальными правилами, указанными непосредственно в ч. 1 ст. 209 АПК РФ).

Итак, заявление, которое подается в арбитражный суд, должно соответствовать следующим требованиям:

  • заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Заявление подписывается истцом или его представителем (руководителем организации (генеральным директором, директором) или индивидуальным предпринимателем либо их представителем, который имеет полномочия на подписание заявления и подачу его в арбитражный суд (например, представитель на основании доверенности));
  • в заявлении должны быть указаны: наименование арбитражного суда, в который подается заявление; наименование заявителя, его место нахождения; если заявителем является гражданин - его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; перечень прилагаемых документов;
  • в заявлении могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц;
  • заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.

В заявлении должны быть также указаны:

  • наименование административного органа, принявшего оспариваемое решение; название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем;
  • права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым решением;
  • требование заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа.

Законодательство не требует приложения к этому заявлению всех документов, указанных в ст. 126 АПК РФ. К заявлению об оспаривании решения административного органа в обязательном порядке должны прилагаться текст оспариваемого решения, уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления об оспаривании решения в административный орган, его принявший. При отсутствии уведомления о вручении искового заявления и приложенных к нему документов возможно подтверждение другими документами. Это может быть, например, почтовая квитанция, расписка соответствующего лица в получении направленных (врученных) ему документов (п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).

Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иные сроки не установлены федеральным законом. Например, ч. 4 ст. 30.5 КоАП РФ предусмотрено, что жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в 5-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.

Рассмотрение дела об оспаривании решения административного органа проводится судьей единолично. О назначении слушаний извещаются лица, участвующие в деле, и другие заинтересованные лица. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной (ч. 3 ст. 210 АПК РФ).

Учитывая изложенное, в каждом конкретном случае принимать решение о целесообразности обжалования решений, действий (бездействия) контролирующих органов должен руководитель организации или индивидуальный предприниматель исходя из фактических обстоятельств дела. Кроме того, индивидуальные предприниматели, организации и их должностные лица могут по своему выбору воспользоваться в любой последовательности одним из приведенных способов обжалования. Подача жалобы в административном порядке на решение, действия (бездействие) органа или должностного лица не исключает одновременной либо последующей подачи заявления аналогичного содержания в арбитражный суд.

На момент выпуска журнала не вступил в силу. Планируется введение в течение 2012 года.

Кроме того, инспекторы могут составить предписание и постановление , если в ходе проверки будет установлено, что организация нарушила трудовое законодательство.

Если организация не согласна с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте проверки, либо с полученным предписанием, то она вправе оформить свои возражения.

Подают возражения в письменной форме в течение 15 календарных дней с даты получения акта, предписания. Возражения можно подать в отношении документа в целом или его отдельных положений. При необходимости организация вправе приложить к возражениям подтверждающие документы или их копии. Подготовленные возражения организация направляет в трудовую инспекцию, сотрудники которой проводили проверку.

По итогам рассмотрения возражений, при условии что они обоснованны, акт проверки (предписание) может быть изменен (полностью или частично) или отменен.

Возражения на постановление

Если у организации есть возражения в отношении постановления об административном правонарушении, то его нужно оспаривать в особом порядке. Подать возражения необходимо в течение 10 календарных дней со дня вручения документа или получения его по почте. По усмотрению организации направить возражения она может как в трудовую инспекцию, сотрудники которой проводили проверку, так и в суд. Такой порядок следует из совокупности положений части 1 статьи 30.2, части 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения возражений постановление об административном правонарушении может быть оставлено без изменений, отправлено на новое рассмотрение или отменено. Принятое решение доводится до организации в течение трех календарных дней с момента его вынесения. Копия решения может быть вручена лично представителю организации или направлена по почте. Об этом говорится в статьях 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обжалование действий инспектора

Если в ходе проверки сотрудники трудовой инспекции своими действиями (бездействием) нарушили права проверяемой организации, то такие обстоятельства также можно обжаловать (п. 4 ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Причем некоторые действия трудовых инспекторов могут быть отнесены к грубым нарушениям, при наличии которых результаты всей проверки признаются недействительными и подлежат отмене (ч. 1 ст. 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

В частности, к таким грубым нарушениям относится:

  • проведение проверки при отсутствии оснований (например, проведение плановой проверки, не предусмотренной в плане);
  • несоблюдение срока уведомления о проведении проверки;
  • проведение проверки без согласования с прокуратурой (в тех случаях, когда такое согласование обязательно);
  • нарушение сроков проведения проверки;
  • проведение проверки без соответствующего приказа (распоряжения) руководителя трудовой инспекции (его заместителя);
  • истребование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • непредставление акта проверки.

Полный перечень нарушений приведен в части 2 статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Обжаловать указанные, а также иные неправомерные действия (бездействие) сотрудников трудовой инспекции организация может:

Воспользоваться указанными способами обжалования организация может и одновременно. Это следует из положений пункта 4 статьи 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. На это указывают и суды (см., например, постановление Санкт-Петербургского городского суда от 7 октября 2013 г. № 4а-1341/13).

Административный порядок обжалования

Процедура обжалования действий (бездействия) сотрудников трудовой инспекции в административном порядке в настоящее время не установлена. На практике такая процедура сводится к следующему.

Прежде всего организация оформляет заявление (жалобу). Документ составьте в письменной форме с соблюдением требований к оформлению, установленных законодательством. В частности, жалоба должна содержать:

  • фамилию, имя, отчество и должность инспектора, действия (бездействие) которого обжалуются;
  • наименование заявителя (т. е. организации, которая подает жалобу);
  • почтовый или электронный адрес организации (для направления ответа);
  • существо обжалуемого действия (бездействия) сотрудника инспекции;
  • дату и подпись заявителя (руководителя организации или уполномоченного им лица).

Кроме того, в жалобе укажите:

  • причины несогласия с действиями (бездействием) трудового инспектора;
  • обстоятельства, на основании которых нарушены права, свободы и законные интересы организации;
  • иные сведения по усмотрению организации, которые помогут раскрыть сущность жалобы.

При необходимости к жалобе приложите документы, подтверждающие обоснованность изложенных в ней обстоятельств. А перечень таких документов укажите в самой жалобе.

Жалобу оформляйте на имя руководителя трудового инспектора, который проводил проверку. Кроме того, возражения можно направить главному государственному трудовому инспектору. При этом действия (бездействие) самого главного государственного трудового инспектора можно . Это следует из положений статьи 361 Трудового кодекса РФ.

По общему правилу оформить и подать жалобу организации следует в течение трех месяцев с момента, когда она узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав (ст. 254-256 ГПК РФ).

Трудовая инспекция рассмотрит поступившую от организации жалобу и проведет служебное расследование (ч. 2 ст. 19 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). По итогам расследования будет принято решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. О любом из принятых решений инспекция сообщит организации письменно.

Если при рассмотрении жалобы будут выявлены виновные должностные лица, то дополнительно трудовая инспекция сообщит о мерах, принятых в отношении таких лиц. Предоставить данную информацию инспекция должна в течение 10 календарных дней со дня принятия соответствующих мер. Об этом говорится в части 3 статьи 19 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Судебный порядок обжалования

При судебном порядке обжалования действий (бездействия) трудового инспектора организации следует руководствоваться гражданским процессуальным законодательством РФ, а именно главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Исковое заявление должно быть направлено в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и свобод (ст. 256 ГПК РФ).

В заявлении, в частности, должны быть указаны следующие сведения:

  • неправомерные, по мнению организации, действия (бездействие) трудового инспектора;
  • нарушенные инспектором права и свободы организации.

Об этом говорится в пунктах 4, 5 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ.

К заявлению приложите копии документов, которыми можно подтвердить нарушение прав организации при проведении проверки (например, акт, из которого следует, что проверка проведена с нарушением сроков). Вместе с заявлением и приложенными к нему документами предоставьте суду копии искового заявления (для ответчика и третьих лиц), а также документ об уплате госпошлины. Это следует из положений статьи 132 Гражданского процессуального кодекса РФ.

По общему правилу подавать исковое заявление нужно в суд по местонахождению трудовой инспекции (ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).

Суд рассмотрит заявление в общеустановленном порядке и вынесет соответствующее решение, копия которого будет направлена для ознакомления в организацию.

Ситуация: может ли суд по жалобе организации снизить размер административного штрафа, выписанного трудовым инспектором по результату проверки? Сам факт нарушения работодатель не оспаривает .

Да, может, в том числе установить его ниже, чем минимальный штраф, предусмотренный за допущенное нарушение в законодательстве.

Суды уполномочены рассматривать жалобы на решения, вынесенные трудовыми инспекторами по делам об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 23.12, ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). По результатам рассмотрения жалобы судья может изменить ранее вынесенное инспектором решение. В частности, снизить размер выписанного штрафа. Такое возможно, если суд решит, что инспектор установил необоснованно высокий штраф, который не соизмерим с последствиями и обстоятельствами, при которых совершено нарушение. Это следует из положений пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Следует учесть, что судья может пересмотреть размер штрафа и назначить его даже меньше минимума, установленного в законодательстве. Это возможно, если выполняются два условия:

  • согласно законодательству минимальный штраф за совершенное нарушение составляет не менее 100 000 руб.;
  • есть исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного нарушения и его последствиями, а также с имущественным и финансовым положением организации. Перечень таких обстоятельств законодательством не установлен, поэтому в каждом конкретном случае судья самостоятельно принимает решение об уменьшении штрафа с учетом всех обстоятельств дела. Например, суд может снизить ранее назначенный штраф, если сочтет его размер чрезмерным и не соответствующим целям административного наказания, см., например, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2014 г. № А41-24800/14.

При этом окончательный размер штрафа при выполнении указанных условий не может быть меньше половины нижнего предела штрафа, предусмотренного законом за соответствующее нарушение. Например, если за нарушение предусмотрен штраф от 250 000 до 400 000 руб., то суд сможет понизить штраф максимум до 125 000 руб.

Такие правила прописаны в частях 3.2-3.3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. На это указывают и суды, см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 17 октября 2014 г. № Ф05-12019/14.

Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы судья может снизить размер штрафа, а при наличии и вовсе установить его меньше минимального предела, предусмотренного в законодательстве.

Ситуация: может ли проверка быть признана недействительной, если трудовой инспектор не внес запись в журнал учета проверок или не указал в акте проверки об отсутствии журнала у работодателя ?

Нет, не может.

Результаты проверки признаются недействительными, только если она проведена с грубым нарушением. таких нарушений является закрытым. Невнесение записи в журнал проверок или отсутствие записи в акте о том, что такой журнал работодатель не ведет, к грубым нарушениям не относятся. Это следует из положений статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Таким образом, указанные обстоятельства сами по себе не могут стать основанием для отмены результатов проверки, которую провели сотрудники трудовой инспекции.

В случае несогласия с результатами налоговой проверки налогоплательщик имеет право на их обжалование.

Право на обжалование результатов налоговой проверки установлено подп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок обжалования включает ряд последовательных этапов. По результатам выездной и камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа составляется акт налоговой проверки.

Представление возражений.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ).

При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для подачи возражений по акту налоговой проверки. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение (п. 7 ст. 101 НК РФ):

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Обжалование решения, не вступившего в силу.

В случае несогласия с решением, вынесенным по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его обжаловать.

Порядком досудебного обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц предусмотрена подача жалобы и апелляционной жалобы. Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного в соответствии со ст. 101 НК РФ (т.е. по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки), если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права (п. 1 ст. 138 НК РФ). Порядок и сроки подачи апелляционной жало- бы регламентированы ст. 139.1 НК РФ. Апелляционная жалоба подается до дня вступления в силу обжалуемого решения через вынесший соответствующее решение налоговый орган.

Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Следует обратить внимание, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).

А в случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. И в случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма. Не могут быть обжалованы в апелляционном порядке решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Апелляционная жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем (п. 1 ст. 139.2 НК РФ). При этом в апелляционной жалобе указываются (п. 2 ст. 139.2 НК РФ):

  • фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
  • обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которых обжалуются;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • документы, подтверждающие полномочия представителя, в случае подачи жалобы уполномоченным представителем.

В апелляционной жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения, а также могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Лицо, подавшее апелляционную жалобу, до принятия решения по ней может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу (п. 7 ст. 138 НК РФ). В соответствии со ст. 139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения апелляционную жалобу полностью или в части, если установит, что:

  • жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установлен- ном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
  • до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
  • ранее подана жалоба по тем же основаниям.

Налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части (п. 2 ст. 139.3 НК РФ).

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему апелляционную жалобу.

Оставление апелляционной жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с апелляционной жалобой в сроки, установленные НК РФ для подачи соответствующей жалобы, за исключением случая, когда ранее была подана апелляционная жалоба по тем же основаниям или когда по ранее поданной апелляционной жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части (п. 3 ст. 139.3 НК РФ, подп. 3 и 4 п. 1 ст. 139.3 НК РФ).

В соответствии с порядком рассмотрения апелляционной жалобы, установленным ст. 140 НК РФ, лицо, подавшее эту жалобу, до принятия по ней решения вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

При этом документы, представленные вместе с апелляционной жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.

Вышестоящий налоговый орган рассматривает апелляционную жалобу без участия лица, ее подавшего. Эта норма не применяется в случае, когда вышестоящий налоговый орган установит по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на решение, вынесенное в порядке ст. 101 (т. е. по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки РФ), нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Тогда вышестоящий налоговый орган вправе отменить решение, рассмотреть материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего апелляционную жалобу, дополнительные документы, представ- ленные в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном ст. 101, то есть с участием лица, подавшего апелляционную жалобу.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган:

  • оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения;
  • отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
  • отменяет решение налогового органа полностью или в части;
  • отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение;
  • признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Решение по апелляционной жалобе на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ (т. е. по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки), принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца со дня получения апелляционной жалобы (п. 6 ст. 140 НК РФ). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения апелляционной жалобы, или при представлении лицом, подавшим апелляционную жалобу, дополнительных документов, но не более чем на один месяц.

Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о продлении срока рассмотрения апелляционной жалобы вручается или направляется лицу, подавшему апелляционную жалобу, в течение трех дней со дня его принятия. Решение налогового органа по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вручается или направляется лицу, подавшему апелляционную жалобу, в течение трех дней со дня его принятия.

Обжалование решения, вступившего в силу

Вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке или которое было обжаловано в апелляционном порядке, но налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе, можно обжаловать путем подачи жалобы.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Порядок и сроки подачи жалобы регламентированы ст. 139 НК РФ. Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, получивший жалобу, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (ранее в течение трех месяцев).

Жалоба на вступившее в силу решение о при- влечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

Жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом. Требования к форме и содержанию жалобы такие же, как и к апелляционной жалобе.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта налогового органа или совершение обжалуемого действия его должностным лицом, за исключением случая принятия вышестоящим налоговым органом решения о приостановлении исполнения обжалуемого акта или совершения обжалуемого действия при наличии достаточных оснований полагать, что указанный акт или указанное действие не соответствует законодательству Российской Федерации. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по ней может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу (п. 7 ст. 138 НК РФ). Отзыв жалобы лишает лицо, подавшее соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой по тем же основаниям. Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части в тех же случаях, что и апелляционную жалобу, а также в случае, если установит, что жалоба пода- на после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано (ст. 139.3 НК РФ). Налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части (п. 2 ст. 139.3 НК РФ).

О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой в сроки, установленные НК РФ для подачи соответствующей жалобы, за исключением случая, когда ранее была подана жалоба по тем же основаниям или когда по ранее поданной жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части (п. 3 ст. 139.3 НК РФ, подп. 3 и 4 п. 1 ст. 139.3 НК РФ). Порядок рассмотрения жалобы и принятие решения по ней совпадают с порядком рассмотрения апелляционной жалобы и принятия решения по ней.

Обжалование в судебном порядке

Если все досудебные возможности были испробованы, но налогоплательщик по-прежнему считает, что его права нарушены, остается возможность рассмотрения жалобы в суде.

Следует обратить внимание, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ (п. 2 ст. 138 НК РФ).

В случае если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные п. 6 ст. 140 НК РФ, акты налоговых органов ненор- мативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке. В случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствую- щей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного п. 6 ст. 140 НК РФ (п. 3 ст. 138 НК РФ).

Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.

Итак, в вашей компании прошла внеплановая выездная проверка. Кто и когда вас может проверить, мы уже рассказали в нашей . Кроме этого, благодаря нашим рекомендациям вы знаете, во время визита ревизора. Но, так или иначе, контролеры все же составили акт о нарушениях, с которым вы не согласны. Что делать дальше? Готовьтесь – придется идти в суд.

Играем на опережение

Большая часть малых предпринимателей не очень любит обращаться в суд, считая это долгим, затратным и не всегда эффективным процессом. Хотя в последние несколько лет суды активно встают на сторону предпринимателей, если их права действительно были нарушены. Убедиться в этом можно, к примеру, ознакомившись с практикой арбитражного суда . В 2013 году арбитраж отменил более четверти решений госорганов.

По данным портала «Право.ру», в 2014-2015 годах суды стали вставать на сторону предпринимателей чаще. Только в первом полугодии 2015 года арбитражные суды удовлетворяли иски предпринимателей о возмещении вреда чаще, чем в 2014 году: 68% всех требований были удовлетворены (5119 требований в 2015 году против 4133 годом ранее).

Статистика говорит о том, что обращаться в суд можно и нужно. Споры с контролирующими органами нужно решать в правовом поле.

Пишем возражение

Во время проверки очень важно внести свои возражения в итоговый акт. Не стоит ничего подписывать, не отразив в документе свою позицию. По крайней мере, это даст вам возможность отстоять свои права в суде.

Акт, который составили проверяющие, – это лишь фиксация нарушений, он не ущемляет ваших прав. Оспаривать в суде нужно предписание или постановление, которое будет вынесено. Конечно, для этого желательно нанять опытного юриста.

Акт, который составили проверяющие, еще не ущемляет ваших прав. Это лишь фиксация нарушений.

Проверка незаконна, если:

  1. Плановое мероприятие проведено чаще, чем 1 раз в 3 года.
  2. Проверка не была включена в план, который публикуется на официальных сайтах прокуратур регионов.
  3. Вас не уведомили о проведении внепланового контрольного мероприятия.
  4. Контролеры нарушили сроки и порядок проверки.
  5. Проверка была проведена без приказа.
  6. Контролеры затребовали и использовали документы, не относящиеся к целям и задачам проверки.
  7. Вам не предоставили акт.

Все эти нормы четко прописаны в Законе № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Вы можете обратиться в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав.

С момента получения предписания у вас есть 90 дней, чтобы подготовить и подать заявление.

В заявлении нужно указать реквизиты истца, наименование арбитражного суда, ответчика и его адрес. Кроме этого, нужно указать требования к ответчику со ссылкой на законы и нормативные акты. Важно указать причину, цену иска и расчет его стоимости. Порядок подачи и форма заявления регламентируются в статье 125 АПК РФ .

К заявлению нужно приложить все документы, которые подтверждают вашу правоту. Это могут быть не только официальные бумаги, но и видео, аудиозаписи, сделанные во время проверки, заключения независимых экспертиз, и многое другое. Суд приобщит их к материалам дела.

Заявление нужно отправить ответчику. Делается это по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Также вам нужно уплатить госпошлину. После того как все стороны уведомлены о взаимных претензиях, суд дождется от ответчика возражения или признания иска. Если мирного соглашения достичь не удается, судья назначит дату рассмотрения.

К заявлению нужно приложить все документы, которые подтверждают вашу правоту. Это могут быть даже видео и аудиозаписи, сделанные во время проверки, а также заключения независимых экспертиз.

Если результаты проверки недействительны, то вам выплатят компенсацию. В сумму компенсации входит упущенная выгода (недополученный доход), которая выплачивается за счет средств федерального бюджета.

В суде вы сможете не только оспорить результаты неправомерной или незаконной проверки, но и получить компенсацию убытков и судебных издержек.

Статистика арбитражного судопроизводства показывает, что все больше предпринимателей отстаивают свои права в таком порядке и выигрывают. Хотя подача иска и судебное заседание – это по-прежнему долгий и сложный процесс, но все-таки единственный законный способ расставить все точки над i в конфликте. Поэтому если вы считаете правым именно себя, то готовьте бумаги. Возможно, что в результате неправомерное решение будет отменено, а вам выплатят компенсацию.