Оформить участок в садоводстве. Садовые и дачные земельные участки. Отсутствие постановки на кадастровый учет

Садовый участок – это земля, выделенная под посадку ягодных, овощных и плодовых культур, а также строительства хозпостроек или садового домика (капитальное строительство здесь запрещено). Обычно под ведение садоводства выделяются участки из с/х фонда в благоприятной экологической среде и с хорошими показателями плодородия почв.

Такие земельные участки обычно располагаются на территории (СНТ). Это объединения граждан, созданные на добровольной основе для решения различных сельскохозяйственных задач, которые не под силу решить садоводам в одиночку (например, прокладку дороги или ЛЭП). Участки в СНТ могут принадлежать , товариществу или садоводам. СНТ могут приобретать участки в общую собственность на членские взносы садоводов.

Садоводы могут использовать земельные участки для садоводства по различным основаниям (ст.15,20-22 Земельного кодекса):

  • собственности;
  • аренды;
  • права пожизненного владения или бессрочного пользования, закрепленного государством.

Процедура оформления земельных участков в собственность регулируется: Гражданским и Земельным кодексом, ФЗ №218 о госрегистрации объектов недвижимости и ФЗ-66 о садоводческих товариществах.

Процедура оформления участка в собственность

В момент оформления прав собственности, которые возникли в результате сделки по купле-продаже или дарения необходимо присутствие второй стороны с паспортом и документами, подтверждающими его правовой статус. Продавец или даритель должны написать здесь заявление об отчуждении прав собственности в пользу покупателя или одаряемого.

В некоторых случаях могут потребоваться иные документы: нотариально заверенное или других собственников.

Если земля под ведение садоводства ранее принадлежала , то требуется предоставить протокол проведения торгов, выделения участка в собственность на безвозмездной основе или договор купли-продажи с администрацией МО.

За оформление прав собственности в отношении участка для садоводства взимается госпошлина. Ее размер составляет 350 руб. Но если одновременно переоформляются права собственности на участок и строение на нем, то размер госпошлины составляет 2000 руб. Если госпошлина уплачивается в электронном виде, то применяется понижающий коэффициент 0,7.

Если садовый участок оформляется в собственность через процедуру , то госпошлина в этом случае не платится. Подтвердить свои права владения участком заявитель может:

  • свидетельством о собственности старого образца;
  • актом передачи участка в бессрочное пользование;
  • выпиской из похозяйственной книги;
  • распоряжением, постановлением или иным документом.

Сроки госрегистрации прав собственности в настоящее время составляет 7 рабочих дней, при подаче документов через МФЦ – 9 дней, по нотариально заверенным сделкам – три дня.

По новым правилам госрегистрация собственности удостоверяется выпиской из ЕГРН. Важно учесть, что выдача свидетельств о собственности сейчас не производится. Для получения выписки необходимо упомянуть о своем желании ее оформить в момент подачи заявления на права собственности. Выписка из ЕГРН может быть предоставлена в бумажном или электронном виде.

Оформление прав собственности через суд

В некоторых ситуациях оформление прав собственности на участок земли может усложниться из-за возникновения . В этом случае может потребоваться обращение в суд для отстаивания своих законных интересов.

Необходимость обратиться за правдой в суд может потребоваться:

  • при незаконном ущемлении прав владельца участка (например, при запрете на приватизацию участка со стороны муниципального образования, возникновении споров между супругами в процессе раздела имущества, нарушение прав на наследства, при утрате правоустанавливающей документации);
  • притязании на участок третьих лиц (при , незаконном аресте, и пр.);
  • при невозможности защитить свои права иным образом.

Исковое заявление по вопросам собственности на участок земли должно содержать:

  • информацию о сторонах спора (это может быть физлицо, правление СНТ или администрация МО);
  • наименование документа (), дата и место его составления;
  • в теле документа формулируются мотивы обращения в суд;
  • информацию о дате и основаниях обретения прав собственности на участок с указанием реквизитов подтверждающих документов;
  • характеристику земельного участка: его , площадь, адрес;
  • каким образом ответчик по делу нарушил права истца;
  • какие действия истец предпринял для решения спора в досудебном порядке;
  • обоснования мотивированности искового заявления со ссылкой на законодательство;
  • конкретные просьбы к суду о признании искового заявления и признания права собственности на земельный участок.

Если суд сочтет иск оправданным, то он вынесет постановление о признании права собственности за истцом. С этим документом он может в дальнейшем оформить права собственности на участок в Росреестре.

Как можно оформить земли общего пользования в СНТ в собственность, стоит знать тем, кто имеет право на имущество, относящееся к категории общего в дачном товариществе. Когда вопрос касается недвижимого имущества, то подходить к его решению нужно с определенными знаниями. Процесс, направленный на оформление земель общего пользования, расположенных в дачных товариществах, в личную собственность имеет некоторые нюансы, на которых нужно заострить свое внимание.

Законодательная база

Земля и прочее имущество в садоводческом товариществе, которое находится в общей собственности, так называемое ЗОП в СНТ, регламентируются законом, принятым на федеральном уровне в 1998 году под номером 66. Ее можно охарактеризовать как имущество, к которому относятся и земельные наделы, имеющие своей целью обеспечить потребности жителей в садоводстве, огородничестве либо садовом объединении, которое выступает как некоммерческое. Потребность может быть выражена в снабжении водой и ее отведении, проходе, проезде, оснащении электроэнергией, снабжении газом, теплом. Кроме того, сюда относят функции охраны и организации отдыха и прочих потребностей жителей. К ним также можно отнести:

    башни, обладающие водонапорной функцией;

    дороги, заборы и ворота, которые находятся в общей собственности;

    площадки, предназначенные для занятия спортом и детских игр;

    сооружения, наделенные противопожарной функцией;

    площадки, на которых происходит сбор мусора, и прочее.

Получается, что в собственность СНТ включается все имущество, которое располагается на его территории. Исключением является земля, которая прошла процедуру приватизации, и все строения, которые на ней расположены. То есть, право собственности в отношении указанного имущества принадлежит отдельным гражданам, у муниципалитета не получится ее захватить.

Важно! В каждом товариществе, на территории которого осуществляется садоводческая деятельность, должны быть в наличии правоустанавливающие документы на имущество общего пользования. В качестве такого документа может быть рассмотрен акт, вынесенный органами муниципальной власти, который закрепляет в себе факт передачи земель общего пользования в собственность. Также это может быть акт, устанавливающий правило, что земля предоставляется гражданам на основании права бессрочного пользования.

В том случае, если в документе поставлены фразы, касающиеся передачи земельных наделов на праве собственности, то не потребуется соблюдать порядок переоформления документации на землю, находящуюся в общем пользовании жителей товарищества. При этом нужно обратить внимание на то, что если поставить в документе любую другую фразу, то товариществу садоводов нужно будет заняться процедурой переоформления и регистрации прав на земельные наделы, находящиеся в общем пользовании.

Если вы ознакомлены с генеральным планом населенного пункта либо правилами, установленными в сфере пользования землей или осуществления застройки, то это может прояснить картину. В частности, данный вид документации в настоящее время принят не во всех субъектах, то есть вы можете ее не найти в своем регионе. Однако имейте в виду, что в качестве установленных решениями проектного характера целей использования земли, расположенной неподалеку от садоводческого товарищества некоммерческого, выступает ее целевое назначение, которое отличается от цели претворения в жизнь садово-огороднического хозяйства. Либо когда земельными наделами интересуются строительные компании, выступающие крупными застройщиками, то имеется большая вероятность, что земли садоводства будут захвачены в массовом режиме, также наделы будут выкупаться за совсем небольшие суммы.

Также нужно отметить, что тот, кто нацелен приватизировать земельный участок, расположенный в садоводческом, огородническом, дачном товариществах, которые имеют некоммерческий характер, может воспользоваться тем, что наделы не имеют четко установленных границ, и увеличить полагающийся ему участок, размер которого должен быть равен 6 сотками. В частности, ее размер может быть увеличен за счет того, что уменьшается площадь надела, расположенного по соседству с вашим, кроме этого, данная процедура может сказаться на ширине дорожного полотна, площадок, отведенных для разворота, мест, имеющих своим назначением сбор мусора, и прочее. Стоит отметить, что решение рассматриваемого вопроса может быть осуществлено в соответствии с законами. Для этого нужно будет поставить землю, находящуюся в общем пользовании на учет, носящий кадастровое назначение, при этом земля отображается с четко установленными границами. Некоторые задумываются о том, можно ли провести указанную процедуру самостоятельно, на что следует сказать, что сделать это можно только с участием специалистов, что связано с необходимостью проведения геодезических работ и формирования надела согласно тому, как это прописано в генеральном плане либо в плане, согласно которому производится организация и застройка земли. Имеет значение, чтобы не было спорных ситуаций, которые относятся к границам земельных наделов, расположенных в общем пользовании. Это закрепляется актом, в котором проводится согласование установленных границ, подписываемым всеми, кто имеет права на смежные земли.

Оформление документации

Как гласит законодательство в законе, принятом на федеральном уровне в 2001 году под номером 137, – в том случае, когда земельный надел был передан в собственность садоводства, огородничества либо некоммерческого дачного объединения жителей до конца октября 2001 года, то земля предоставляется на правах собственности членам указанного объединения на безвозмездной основе. При этом важным моментом является то, чтобы целью использования участка, который предоставлен в общее пользование, выступает ведение садоводческих, огороднических либо дачных работ.

Вопрос, который касается приобретения такого надела в собственность рассмотренным объединением, решается путем проведения собрания, на котором должны присутствовать все члены товарищества. Далее происходит подача заявления в органы муниципалитета, чем занимается лицо, которое наделено председательскими функциями. При этом обратите внимание на то, что к данному заявлению необходимо будет приложить некоторые документы. В частности, схема, которая указывает на расположение земли на плане, имеющем кадастровое назначение. Однако в том случае, когда имеется утвержденный план, в соответствии с которым проведена процедура межевания территории, где располагается интересующий нас участок земли, то представлять схему не нужно будет. Это же правило распространяется на ситуации, когда имеется проект, согласно которому производится организация и застройка территории товарищества либо когда подробно описано место расположения данного участка земли. Это описание должно быть отображено в государственном кадастре недвижимого имущества.

Кроме этого, требуется представление выписки, которая делается из решения, принятого на общем собрании участников товарищества огородников, дачников или членов некоммерческого дачного объединения. Решение должно касаться приобретения прав, касаемо участка земли, который относится к общему пользованию. Требуются документы, носящие учредительный характер. То есть, посредством таких документов должно образовываться товарищество.

Указанные документы представляются в орган местного самоуправления, который после их получения производит рассмотрение. Срок для этого установлен равный двум неделям. По окончании этого периода муниципалитет принимает решение, которое может касаться предоставления земельного надела в собственность граждан либо содержать мотивированный отказ. После получения этого решения лицо, которое наделено председательствующими функциями, либо иное уполномоченное на то лицо, должно обратиться в орган, занимающийся государственной регистрацией прав собственности, относительно имущества. Обращение происходит посредством подачи соответствующего заявления. Для его подачи нужно будет заплатить государственную пошлину, размер которой равен 22 тысячам рублей.

Законодатель четким образом определил, что переоформить право бессрочного пользования относительно земельного участка членами дачного или огороднического товарищества не ограничено сроками. Также обратите внимание, что в суде часто возникают спорные ситуации, которые касаются того, какое количество членов должно включаться в объединение. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда членами товарищества была нанята бригада, проводящая работу по асфальтированию дорожного полотна, по окончанию работ эти лица подали иск в суд с просьбой закрепить за каждым из них право долевой собственности относительно указанного объекта. Однако в данном случае судьей был вынесен мотивированный отказ. В таком случае необходимо обратить внимание на то, что в законе указано на создание новой вещи, а не использования уже имеющейся. В рассмотренной ситуации дорога уже имелась, а члены товарищества лишь проложили асфальт. Суд указал на то, что в заключенном договоре между дачниками и строительной фирмой в обязанности последней входит укладка асфальта, а не создание дороги.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


Обращаем внимание: Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" с 1 января 2019 года утратил силу в связи с изданием и вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Федеральный закон N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан":

Статья 14. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства

1. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Предельный размер земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования.

В целях определения предельного размера земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, площадь садовых или огородных земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого объединения, определяется как произведение количества членов указанного объединения и установленного предельного максимального размера таких земельных участков. Площадь земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования, определяется в размере двадцати пяти процентов площади садовых или огородных земельных участков, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.

3. Земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

4. Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).

Вернуться к оглавлению документа: Федеральный закон N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"

Комментарии к статье 14 закона N 66-ФЗ, судебная практика применения:

Предоставление СНТ земельного участка на срок 5 лет

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан на праве безвозмездного пользования или срочного пользования, считаются предоставленными на срок пять лет со дня принятия решения о предоставлении таких земельных участков указанным объединениям граждан независимо от срока, установленного таким решением, за исключением случаев, если таким решением установлен более длительный срок. При этом принятие нового решения о предоставлении земельного участка не требуется (п. 19 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

В "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.06.2014 года содержатся следующие разъяснения:

Предоставление гражданину земельного участка для садоводства из земель сельхозназначения

"Вопрос 4. Допустимо ли предоставление гражданину в индивидуальном порядке земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства?

Пункт 1 ст. 78 этого же кодекса определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а также некоммерческими организациями.

Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 ЗК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.

Порядок выбора и предоставления земельных участков гражданам для указанных выше целей определен ст. 14 названного закона.

В частности, орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, после государственной регистрации которого ему в соответствии с земельным законодательством бесплатно предоставляется земельный участок.

После утверждения проекта организации и застройки территории указанного объединения и вынесения данного проекта в натуру членам этого некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.

При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов некоммерческого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Иного порядка предоставления гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения для названных целей данный закон не содержит.

Таким образом, действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения. Выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено".

Приобретение членом СНТ, ДНТ, ОНТ земельного участка в собственность бесплатно до 2021 года

До 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

  • земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
  • по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
  • земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд