Организация подготовки автотранспорта к эксплуатации. Требования безопасности при эксплуатации транспортных средств. Организация управления эксплуатацией транспортных средств

Требования к техническому состоянию автотранспорта, производственному оборудованию и оснащению рабочих мест

В соответствии с разделом 6.1«Межотраслевых правил по охране труда па автомобильном транспорте. ПОТ РМ 027-2003», утвержденных постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28, к техническому состоянию автотранспорта (далее - AT) предъявляются следующие требования:

6.1.1. Техническое состояние, оборудование и укомплектованность AT всех типов, марок, назначений, прицепов и полуприцепов, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать требованиям действующих нормативных актов.

6.1.2. К кабине (салону) AT предъявляются следующие
требования:
- боковые стекла должны плавно передвигаться стеклоподъемными механизмами;
- на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы;
- шум, вибрация, микроклимат и концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салона и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля должны соответствовать значениям, указанным в действующих государственных стандартах, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах;
- отопительные устройства кабины и салона в холодное время должны быть работоспособны;
- применять отработавшие газы в качестве теплоносителя для обогрева кабины и салона запрещается, они могут использоваться только для подогрева теплоносителя;
- пол кабины, салона и кузова AT должен застилаться ковриком, не имеющим отверстий и прочих повреждений.

6.1.3. Органы управления AT должны быть с исправными уплотнениями, препятствующими проникновению отработавших газов в кабину или пассажирский салон автомобиля (автобуса).

6.1.4. Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца дисков колес должны быть исправны и правильно установлены на своих местах. Запрещается наличие трещин и погнутости дисков колес.

6.1.5. Техническое состояние электрооборудования AT должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь надежную, неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть чистой и надежно укреплена. Запрещается утечка электролита из моноблока аккумуляторной батареи.

6.1.6. Каждое AT должно быть обеспечено специальными упорами (не менее двух штук) для подкладывания под колеса, широкой подкладкой под пяту домкрата, а также медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителем.

6.1.7. Автобусы и грузовые автомобили, приспособленные для перевозки людей и специально оборудованные для этих целей, должны укомплектовываться дополнительно вторым огнетушителем, при этом один огнетушитель находится в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса или кузове автомобиля в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.

6.1.8. При направлении в дальний рейс (продолжительностью более суток) грузовые автомобили и автобусы должны дополнительно снабжаться металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, а в зимнее время - дополнительно цепями противоскольжения.

6.1.9. Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, а пусковая рукоятка - прямую шпильку соответствующей длины и прочности. Ручка пусковой рукоятки должна быть гладкой, без заусенцев.

6.1.10. Выпускные трубы и глушитель не должны иметь трещин и пробоев, а их соединения не должны пропускать отработавшие газы. Конец выпускной трубы не должен иметь вмятин и повреждений.

6.1.11. АТС с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах кабин.

6.1.12. Двери кабин, капоты должны быть с исправными ограничителями открытия и фиксаторами открытого и закрытого положения.

В соответствии с разделом 7.1 вышеуказанных Правил к производственному оборудованию и оснащению рабочих мест предъявляются следующие требования:

7.1.1. Производственное оборудование, инструмент и приспособления должны в течение всего срока эксплуатации отвечать требованиям действующих государственных стандартов.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины «Организация эксплуатации автотранспортных средств» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовый уровень среднего профессионального образования).

Дисциплина «Организация эксплуатации автотранспортных средств» является одной из дисциплин по выбору студентов по специальности 190604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Изучение предмета базируется на знаниях студентов, полученных при изучении дисциплин: «Автомобили», «Автомобильные эксплуатационные материалы», «Техническое обслуживание автомобилей», «Ремонт автомобилей», «Правила безопасности дорожного движения».

Целью дисциплины является формирование у учащихся системы профессиональных знаний и навыков по эксплуатации автотранспортных средств.

В процессе изучения дисциплины учащиеся знакомятся с организацией работы грузового автомобильного транспорта в условиях нового хозяйственного механизма.

При изучении дисциплины «Организация эксплуатации автотранспортных средств» особое внимание уделяется вопросам технологии транспортного процесса по перевозке грузов, эффективности использования автотранспортных средств, экономии трудовых и материальных ресурсов.

Дисциплина «Организация эксплуатации автотранспортных средств» имеет целью помочь учащимся колледжа представить современное состояние и тенденции развития работы автотранспортных предприятий по организации грузоперевозок; эксплуатации, поддержанию технического состояния и повышению экономичности работы подвижного состава.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать: типы и организационную структуру автотранспортных предприятий, основные показатели работы автотранспортных средств, классификацию и основные эксплуатационные свойства подвижного состава, основы планирования и учета работы автотранспортного предприятия, классификацию грузов, организацию грузоперевозок, правила технического содержания подвижного состава, организационно-технические мероприятия по повышению экономичности работы подвижного состава.

Студенты должны уметь: составлять и оформлять техническую и отчетную документацию по эксплуатации и техническому обслуживанию подвижного состава; разрабатывать графики эксплуатации и технического обслуживания подвижного состава; организовать работу персонала по эксплуатации и техническому обслуживанию автомобильного транспорта, осуществлять контроль за соблюдением технологической дисциплины; обеспечивать безопасность работ по эксплуатации и техническом обслуживании автомобилей.

Учебному заведению предоставляется право корректировки содержания, последовательности изучения учебного материала, распределения учебных часов по темам, а также замены отдельных практических работ другими, сходными по содержанию. При этом могут вноситься дополнительные требования к уровню подготовки специалистов с учетом региональных особенностей специфики учебного заведения и требований заказчика.

Все изменения в программу вносятся по решению цикловой комиссии и утверждаются заместителем директора по учебной работе.

2. Тематический план дисциплины.

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Введение

2

Раздел 1.

Тема 1.1. Типы автотранспортных предприятий

2

Тема 1.2. Организационная

2

Тема 1.3. Подвижной состав автомобильного транспорта . Классификация автомобилей.

4

Тема 1.4. Основные эксплуатационные свойства подвижного состава

2

Итого по разделу

10

Раздел 2. Основные показатели работы автотранспортных средств

Тема 2.1. Показатели технической готовности подвижного состава (КТГ).

2

Тема 2.2. Технико-экономические показатели работы подвижного состава (КВЛ, КИП, КИГ).

6

Итого по разделу

8

Тема 3.1. Основные принципы планирования работы АТП . Экономическая подготовка. Техническая подготовка. Организационная подготовка.

6
2
2

Тема 3.4. Измерители процесса перевозки . Учет выполненных работ

4

. Оплата труда ремонтно-обслуживающих рабочих. Оплата труда водителей. Особые случаи оплаты труда.

8

Итого по разделу

22
2

. Погрузочно-разгрузочные работы, маркировка грузов. Особенности перевозки различных грузов. Технологические, смешанные, централизованные перевозки.

8

. Централизованное и децентрализованное диспетчерское руководство.

4

Итого по разделу

14

. Планово-предупредительная система ТО и Р автомобилей.

Тема 5.3. Организация технического обслуживания на автотранспортных предприятиях . Организация ремонта на автотранспортных предприятиях. Производительность труда. Рабочее место, инструмент и приспособления.

. Методы и средства диагностирования.

Итого по разделу

Тема 6.1. Топливо . Бензины. Дизельное топливо. Сжатые и сжиженные газы.

Тема 6.2. Моторные масла

Тема 6.3. Трансмиссионные масла

Тема 6.4. Специальные масла

Тема 6.5. Пластичные смазки

Тема 6. 6. Эксплуатационные жидкости. Электролит, амортизаторные, тормозные жидкости. Антифризы.

Тема 6.7 Жидкости для гидравлических систем.

Тема 6. 8. Вспомогательные материалы. Клеи и герметики. Средства по уходу за автомобилем.

Тема 6. 9. Нормы расхода топлива и смазочных материалов. Изменение норм.

Итого по разделу

Тема 7.1. Обкатка автомобиля

Тема 7.2. Эксплуатация автомобиля в особых условиях . Особенности эксплуатации автомобиля в зимнее время. Особенности эксплуатации автомобиля в жарких условиях.

Тема 7.3. Правила хранения подвижного состава. Кратковременное хранение. Консервация.

Итого по разделу

Всего по дисциплине

120

3. Содержание учебной дисциплины

Введение

Цели и задачи учебной дисциплины «Организация эксплуатации автотранспортных средств». Значение дисциплины в подготовке специалиста со средним профессиональным образованием. Связь с дисциплинами по специальности, последовательность изложения тем.

Раздел 1. Структура автотранспортных предприятий

Тема 1.1. Типы автотранспортных предприятий

Студент должен: знать:

— типы автотранспортных предприятий;

уметь:

— определять тип автотранспортного предприятия в зависимости от характера грузоперевозок .

Тема 1.2. Организационная структура автотранспортных предприятий

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— основные задачи автотранспортных предприятий;

— основные процессы автотранспортных предприятий;

организационную ;

уметь:

— определять основные задачи автотранспортных предприятий;

— составлять организационную структуру автотранспортных предприятий ;

Содержание учебного материала

Основные задачи автотранспортных предприятий, основные процессы автотранспортных предприятий.

Организационная структура автотранспортных предприятий .

Тема 1.3. Подвижной состав автомобильного транспорта

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— классификацию подвижного состава

— маркировку автомобильного транспорта и прицепов

уметь:

— определять схему выбора подвижного состава в зависимости от характера груза.

Содержание учебного материала

Классификация подвижного состава автомобильного транспорта, грузовой, пассажирский и специализированный подвижной состав, автомобильные прицепы.

Тема 1.4. Основные эксплуатационные свойства подвижного состава

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— грузоподъемность и вместительность

— тягово-скоростные свойства

— топливная экономичность

— надежность и безопасность движения

уметь:

— определять основные эксплуатационные свойства подвижного состава

Содержание учебного материала

Определение эксплуатационных свойств подвижного состава, грузоподъемность и вместительность, тягово-скоростные свойства, топливная экономичность, надежность и безопасность движения

Раздел 2. Основные показатели работы автотранспортных средств

Тема 2.1. Показатели технической готовности подвижного состава

Требования к представлениям, умениям

Студент должен знать:

показатели технической готовности подвижного состава

уметь:

— определять коэффициент технической готовности парка (КТГ) за определенный период.

Содержание учебного материала

Готовность подвижного состава к транспортной работе, зависимость коэффициента технической готовности автомобильного парка от организации технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Тема 2.2. Технико-экономические показатели работы подвижного состава

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— показатели оценки работы автотранспортных предприятий

технико-экономические показатели работы подвижного состава

уметь:

— определять коэффициент выпуска на линию (КВЛ)

— определять коэффициент использования пробега (КИП)

— определять коэффициент использования грузоподъемности (КИГ)

Содержание учебного материала

Показатели оценки работы автотранспортных предприятий, определение коэффициента выпуска на линию, продолжительность работы автомобиля на линии, техническая, эксплуатационная скорость, пробег автомобиля, работа грузового автомобиля.

Раздел 3. Основы планирования и учета работы автотранспортного предприятия

Тема 3.1. Основные принципы планирования работы автотранспортных предприятий

Требования к представлениям, знаниям

Студент должен знать:

— основные задачи на автомобильном транспорте

— планирование работы автотранспортных предприятий

уметь:

— определять рентабельность

— составлять трансфинплан

Содержание учебного материала

Основные задачи на автомобильном транспорте, доходы автотранспортных предприятий, экономическая, техническая и организационная подготовка по перевозке грузов.

Тема 3.2. Организация труда на автотранспортных предприятиях

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— основные производственные подразделения автотранспортных предприятий

— особенности централизованной и децентрализованной формы организации перевозок

уметь:

— определять функции основных производственных подразделений автотранспортных предприятий

Содержание учебного материала

Назначение службы эксплуатации (организации перевозок), централизованная и децентрализованная форма организации перевозок, служба маркетинга.

Тема 3.3. Факторы, определяющие себестоимость работ автотранспорта

Студент должен: знать:

— факторы, определяющие себестоимость работ автотранспорта

уметь:

— определять себестоимость перевозки груза

Содержание учебного материала

Себестоимость транспортного процесса, факторы, определяющие себестоимость работ автотранспорта. Методика определения себестоимости расходов, связанных с транспортированием.

Тема 3.4. Измерители процесса перевозки и учет выполненных работ

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— технические измерители процесса перевозки грузов

Содержание учебного материала

Транспортная масса Транспортная работа (объем перевозок), грузопоток, транспортное время, транспортный путь транспортные тарифы, учет выполненных работ.

Тема 3.5. Техническое нормирование и оплата труда

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— техническое нормирование труда

— структура технически обоснованной нормы времени

— типовые нормы времени

уметь:

— определять технически обоснованную норму штучного времени

— определять норму выработки

Содержание учебного материала

Техническое нормирование труда, расчет комплексной нормы, оплата труда ремонтно-обслуживающих рабочих, оплата труда водителей, система оплаты труда отдельных групп рабочих АТП, особые случаи оплаты труда, надбавки и доплаты, премирование, хозяйственный расчет.

Раздел 4. Организация грузоперевозок

Тема 4.1. Классификация грузов

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— классификация грузов по степени использования грузоподъемности автомобиля

— классификация грузов по способу погрузки и разгрузки

— классификация грузов в зависимости от условий перевозки

Содержание учебного материала

Классификация грузов по степени использования грузоподъемности автомобиля, по способу погрузки и разгрузки, в зависимости от условий перевозки.

Тема 4.2. Организация перевозок различных видов грузов и пассажиров

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— погрузочно-разгрузочные работы

— маркировка грузов

— особенности перевозки различных грузов

— технологические перевозки

— смешанные перевозки

— централизованные перевозки

— междугородные перевозки

— перевозки пассажиров

Содержание учебного материала

Погрузочно-разгрузочные работы, маркировка грузов, особенности перевозки различных грузов, технологические перевозки, смешанные перевозки, централизованные перевозки, междугородные перевозки, перевозки пассажиров

Тема 4.3. Диспетчерское руководство работой подвижного состава

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— функции диспетчерской службы

— централизованное и децентрализованное диспетчерское управление

уметь:

— организовывать диспетчерское руководство подвижного состава

— выдавать сменное (суточное) задание водителям

Содержание учебного материала

Назначение диспетчерской службы, централизованное и децентрализованное диспетчерское управление. Сменное (суточное) задание.

Раздел 5. Правила технического содержания подвижного состава

Тема 5.1. Подготовка автомобильных транспортных средств к работе на линии

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации

— обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

уметь:

— проводить подготовку автомобильных транспортных средств к работе на линии

Содержание учебного материала

Составление задания, действия водителя перед выездом на линию, обязанности механика, виды и оформление путевых листов, товарно-транспортных накладных.

Тема 5.2. Система технического обслуживания и ремонта автомобилей

Требования к представлениям, знаниям, умениям

Студент должен

знать:

— положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта

уметь:

— определять объем работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава.

Содержание учебного материала

Планово-предупредительная система ТО и ремонта, техническое обслуживание, ежедневное обслуживание, ТО-1, ТО-2.

Тема 5.3. Организация технического обслуживания и ремонта на автотранспортных предприятиях

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— организация технического обслуживания и ремонта подвижного состава

уметь:

— составлять план-график по ТО и ремонт

— учитывать ТО и ремонт автомобилей

Содержание учебного материала

Организация технического обслуживания и ремонта на автотранспортных предприятиях. Схема производственного процесса автотранспортных предприятий. Ремонт, капитальный ремонт, текущий ремонт. Производительность труда, рабочее место, инструмент и приспособления.

Тема 5.4. Диагностика технического состояния автомобилей

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— цель диагностирования

— методы диагностирования

— средства диагностирования

Содержание учебного материала

Цель диагностирования при ТО. Цель диагностирования при ремонте. Общее и поэлементное диагностирование. Методы диагностирования. Средства диагностирования..

Тема 5.5. Механизация и автоматизация производственных процессов

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— определение механизации и автоматизации

— средства механизации и автоматизации

Содержание учебного материала

Механизация и автоматизация производственных процессов. Средства механизации и автоматизации.

Раздел 6. Топлива, масла, эксплуатационные жидкости и вспомогательные материалы

Тема 6.1. Топливо

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— виды применяемых автомобильных топлив

уметь:

— определять основные эксплуатационные характеристики автомобильных топлив

Содержание учебного материала

Автомобильные бензины. Дизельные топлива. Сжиженный углеводородный газ. Сжатый газ.

Тема 6.2. Моторные и трансмиссионные масла

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— назначение моторных и трансмиссионных масел

— классификацию моторных и трансмиссионных масел

— маркировку моторных и трансмиссионных масел

уметь:

— определять эксплуатационные характеристики моторных и трансмиссионных масел

Содержание учебного материала

Получение моторных и трансмиссионных масел. Назначение, эксплуатационные характеристики, маркировка.

Тема 6.3. Пластичные смазки

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— назначение пластичных смазок

— классификацию пластичных смазок

— маркировку пластичных смазок

уметь:

— определять эксплуатационные характеристики пластичных смазок

Содержание учебного материала

Получение пластичных смазок. Назначение, эксплуатационные характеристики, маркировка.

Тема 6.4. Эксплуатационные жидкости

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— назначение эксплуатационных жидкостей

— классификацию эксплуатационных жидкостей

— маркировку эксплуатационных жидкостей

уметь:

— определять эксплуатационные характеристики эксплуатационных жидкостей

Содержание учебного материала

Получение эксплуатационных жидкостей. Назначение, эксплуатационные характеристики, маркировка.

Тема 6.5. Вспомогательные материалы

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— назначение вспомогательных материалов

— классификацию вспомогательных материалов

уметь:

— определять возможность применения вспомогательных материалов

— определять эксплуатационные характеристики вспомогательных материалов

Содержание учебного материала

Промывочные средства. Клеи и герметики. Растворители, разжижители и разбавители. Средства для шлифования кузовов автомобилей. Шпатлевки и грунтовки. Эмали. Материалы и средства по уходу за автомобилем и для его защиты от коррозии.

Тема 6.9. Нормы расхода топлива и смазочных материалов

Требования к знаниям, умениям

Студент должен: знать:

— необходимость нормирования расхода топлива и смазочных материалов

— виды расходов жидкого топлива

— возможность изменения норм топлива

— нормирование расхода смазочных материалов

уметь:

— определять нормы расхода топлива и смазочных материалов

Содержание учебного материала

Контрольный расход топлива. Эксплуатационный расход топлива. Расход топлива на единицу транспортной работы. Повышение норм. Снижение норм. Меры по экономии масла и смазочных материалов.

Раздел 7. Организационно-технические мероприятия по повышению экономичности работы подвижного состава

Тема 7 .1. Обкатка автомобиля

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— процессы, происходящие во время обкатки с новыми или поступившими из капитального ремонта автомобилями

— основные требования при обкатке автомобиля

Содержание учебного материала

Обкатка автомобиля. Процессы, происходящие во время обкатки с новыми или поступившими из капитального ремонта автомобилями. Основные требования при обкатке автомобиля.

Тема 7 .2. Эксплуатация автомобиля в особых условиях

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— мероприятия по проверке технического состояния автомобиля перед эксплуатацией в особых условиях

— особенности эксплуатации автомобиля в зимнее время

— особенности эксплуатации автомобиля в жарких условиях

Содержание учебного материала

Мероприятия по проверке технического состояния автомобиля перед эксплуатацией в особых условиях. Особенности эксплуатации автомобиля в зимнее время. Особенности эксплуатации автомобиля в жарких условиях.

Тема 7 .3. Правила хранения подвижного состава

Требования к знаниям

Студент должен: знать:

— способы хранения подвижного состава

— расстояния между автомобилями

— средства облегчения пуска двигателя

— длительное хранение (консервация) автомобилей

Содержание учебного материала

Способы хранения подвижного состава, расстояния между автомобилями. Средства облегчения пуска двигателя. Длительное хранение (консервация) автомобилей. Операции по вводу автомобиля в эксплуатацию после консервации.

    Чумаченко Ю.Т., Чумаченко Г.В., Ефимова А.В., под редакцией Трофименко А.С., Эксплуатация автомобилей и охрана труда на транспорте, Ростов, Феникс, 2002

    Роговцев В.Л., Пузанков А.Г., Олдфилд В.Д., Устройство и эксплуатация автотранспортных средств, М., Транспорт, 1997

3.1. Водители, управляющие автомобилями с дизель-электрической трансмиссией, должны иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже II.

3.2. При проведении капитальных ремонтов и в процессе последующей эксплуатации в сроки, предусмотренные заводом-изготовителем (по перечню), должна производиться дефектоскопия узлов, деталей и агрегатов большегрузных автосамосвалов, влияющих на безопасность движения.

3.3. Скорость и порядок движения автомобилей, автомобильных и тракторных поездов на дорогах карьера устанавливаются техническим руководителем организации и автотранспортного предприятия с учетом местных условий.

Буксировка неисправных автосамосвалов грузоподъемностью 15 т и более должна осуществляться специальными тягачами. Запрещается оставлять на проезжей части дороги неисправные автосамосвалы.

Допускается кратковременное оставление автосамосвала на проезжей части дороги в случае его аварийного выхода из строя при ограждении автомобиля с двух сторон предупредительными знаками в соответствии с действующими правилами дорожного движения.

3.4. Движение на технологических дорогах должно регулироваться дорожными знаками, предусмотренными действующими правилами дорожного движения.

Инструктирование по мерам безопасности водителей транспортных средств, работающих на разрезе, производится администрацией организации и автохозяйства. При приеме на работу и после практического ознакомления с маршрутами движения водителям должны выдаваться удостоверения на право работы в разрезе. Водителям автомобилей и самоходного технологического оборудования (грейдеров, скреперов, бульдозеров, погрузчиков и др.) должны выдаваться путевые листы, которые являются нарядом-допуском на выполнение работ.

Разовый въезд в пределы горного отвода автомобилей, тракторов, тягачей, погрузочных, грузоподъемных машин и т.д., принадлежащих другим организациям, допускается только с разрешения администрации организации, эксплуатирующей объект, после обязательного инструктажа водителя (машиниста) с записью в специальном журнале.

3.5. Контроль за техническим состоянием автосамосвалов, соблюдением правил дорожного движения должен обеспечиваться должностными лицами автохозяйства организации, а при эксплуатации автотранспорта подрядной организации, работающей на основании договора, - должностными лицами подрядной организации.

При выпуске на линию и возврате в гараж водителями и должностными лицами должен обеспечиваться предрейсовый и послерейсовый контроль технического состояния автотранспортных средств в порядке и в объемах, утвержденных техническим руководителем организации.

3.6. На технологических дорогах движение автомобилей должно производиться без обгона.

В отдельных случаях при применении автомобилей с разной технической скоростью движения допускается обгон при обеспечении безопасных условий движения.

3.7. При погрузке горной массы в автомобили экскаваторами должны выполняться следующие условия:

ожидающий погрузки автомобиль должен находиться за пределами радиуса действия экскаватора и становиться под погрузку только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора;

находящийся под погрузкой автомобиль должен быть в пределах видимости машиниста экскаватора;

находящийся под погрузкой автомобиль должен быть заторможен;

погрузка в кузов автомобиля должна производиться только сзади или сбоку, перенос экскаваторного ковша над кабиной автомобиля запрещается;

высота падения груза должна быть минимально возможной и во всех случаях не превышать 3 м;

нагруженный автомобиль может следовать к пункту разгрузки только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора.

Не допускается односторонняя или сверхгабаритная загрузка, а также превышающая установленную грузоподъемность автомобиля.

3.8. Кабина автосамосвала, предназначенного для эксплуатации на разрезе, должна быть перекрыта специальным защитным козырьком, обеспечивающим безопасность водителя при погрузке.

При отсутствии защитного козырька водитель автомобиля обязан выйти на время загрузки из кабины и находиться за пределами максимального радиуса действия ковша экскаватора (погрузчика).

3.9. При работе на линии запрещаются:

движение автомобиля с поднятым кузовом;

ремонт и разгрузка под ЛЭП;

в пунктах погрузки движение задним ходом более 30 м (за исключением работ по проведению траншей);

переезд кабелей, уложенных по почве и не огражденных специальными предохранительными устройствами;

перевозка посторонних людей в кабине без разрешения администрации;

выход из кабины автомобиля до полного подъема или опускания кузова;

остановка автомобиля на уклоне и подъеме;

движение вдоль железнодорожных путей на расстоянии менее 5 м от ближайшего рельса;

эксплуатация автомобиля с неисправным пусковым устройством двигателя.

В случае остановки автомобиля на подъеме или уклоне вследствие технической неисправности водитель обязан принять меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля.

Во всех случаях при движении автомобиля задним ходом должен подаваться звуковой сигнал.

3.10. Очистка кузова от налипшей и намерзшей горной массы должна производиться в специально отведенном месте с применением механических или иных средств.

3.11. Шиномонтажные работы должны осуществляться в отдельных помещениях или на специальных участках, оснащенных необходимыми механизмами и ограждениями. Лица, выполняющие шиномонтажные работы, должны быть обучены и проинструктированы.

3.12. Погрузочно-разгрузочные пункты должны иметь необходимый фронт для маневровых операций погрузочных средств, автомобилей, автопоездов, бульдозеров и других задействованных в технологии техники и оборудования.

Разгрузочные площадки должны иметь предохранительный вал (стенку) высотой не менее половины диаметра колеса самого большого по грузоподъемности эксплуатируемого на разрезе автомобиля. Предохранительный вал (стенка) должен служить ориентиром для водителя.

Запрещается наезд на предохранительный вал (стенку).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Учебно-методический комплекс по дисциплине охрана труда

Фгоу спо беловский политехнический коллеж.. учебно методический комплекс.. по дисциплине охрана труда..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

БлПК В.Н. Гумирова
Белово Согласовано Предметно-цикловой комиссией горных дисциплин Протокол №_______ от «____»_____________20__г. Предс

Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины “Охрана труда” предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям 0

Тематический план
Наименование разделов и тем Макси-мальная нагрузка Кол-во аудиторных часов при очной форме обучения ВСР

Нормативные и организационные основы безопасности. Экономические механизмы управления безопасности труда
Студент должен: знать:законодательство о труде, систему стандартов безопасности труда, единые и отраслевые правила безопасности, систему контроля и надзор

Правовое регулирование условий труда
Студент должен: знать:содержание трудового договора, обязанности по его выполнению; требования организации рабочего места и режиму работы на предприятиях;

Требования техники безопасности при подготовке горных пород к выемке
Студент должен: знать:меры безопасности при эксплуатации буровых станков; основы безопасного ведения взрывных работ (ВР), документацию на право ведения ВР

Требования безопасности при транспортировке горной массы
Студент должен: знать:требования безопасности при работе вспомогательных машин и средств гидромеханизации, безопасность при работе карьерного транспорта;

Меры безопасности при работе с электрооборудованием
Студент должен: знать:виды поражения электрическим током; классификацию средств защиты от поражения электрическим током; мероприятия, обеспечивающие безоп

Борьба с пылью и газами при работе горно-транспортного оборудования
Студент должен: знать:состав атмосферы, источники загрязнения атмосферы, способы борьбы с пылью и газами при работе горно-транспортного оборудования;

Санитарно-бытовое и медицинское обслуживание трудящихся
Студент должен: знать:требования к санитарно-бытовым и производственно-бытовым помещениям; уметь:пользоваться средствами защиты

Пожарная безопасность на карьерах
Студент должен: знать:сущность процесса горения, показатели пожарной безопасности, категории производств по степени пожаро- и взрывоопасности и виды пожар

Профилактика и тушение пожаров
Студент должен: знать:способы и средства пожаротушения, профилактику эндогенных и экзогенных пожаров, устройство и принцип спринклерных и дренчерных устан

Перечень практических работ
Тема Номер Наименование Количество часов

Основная
1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности./С.В.Белов, В.А. Девисилов, А.Ф.Козьяков. - М.: Высшая школа,2002. – 514 с. 2. Девисилов В.А. Безопасность труда (охрана труда)./В.А.Девисилов

Основные нормативные правовые акты
1. ГОСТ 12.1.001-89 ССБТ. Ультразвук. Общие требования безопасности. 2. ГОСТ 12.1.002-84. Электрические поля промышленной частоты напряжением 400 кВ и выше. Общие требования безопасности.

Пояснительная записка
Дисциплина «Охрана труда» является дисциплиной специального цикла в структуре профессиональной основной образовательной программы по специальности 130403. Курс «Охраны труда» имеет целью и


1. Система «Охрана труда и промышленная безопасность» в организации В Трудовом кодексе Российской Федерации термин "охрана труда" определяется как “система со

Делегирование обязанностей по охране труда и промышленной безопасности
Обязанности по охране труда и промышленной безопасности, возлагаемые зако­ном на работодателя (владельца, руководителя организаций), он имеет право деле­гировать своим заместителям и руководителям

Структура органов управления охраной труда и промышленной безопасностью
В процессе управления охраной труда и промышленной безопасностью участвуют все без исключения руководители и специалисты организации. По значимости в управлении организацией в целом и в управлении

Органы управления охраной труда и промышленной безопасностью
Специальные функции управления охраной труда и промышленной безопасностью - определение актуальных проблем, определение стратегии, координация действий, выполнение специальных видов работ и др. - в

Составляющие и структура составляющих идентификации
Идентификация опасностей, создаваемых техническими системами и объектами, включает: - определение номенклатуры опасностей, характерных для технической системы; - определение массы

Негативные факторы производственной среды
Производственная среда – это часть техносферы, обладающая повышенной концентрацией негативных факторов. Основными носителями травмирующих и вредных факторов в производственной среде являются машины

Виды особо опасных работ в зависимости от негативных факторов
К особо опасным работам на промышленных предприятиях относят: - монтаж и демонтаж тяжелого оборудования массой более 500 кг; - транспортирование баллонов со сжатыми газами, кислот

Общие положения законодательства об охране труда
Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» определена государственная политика в области охраны труда, установлены правовые основы

Государственное управление охраной труда
(ст. 216 ТК РФ) Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти

Обязанности работодателя в области охраны труда
(ст. 22 и 212 РФ) По отношению к своим работникам работодатель обязан обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда: -

Обязанности работников в области охраны труда
(ст. 21 и 214 ТК РФ) Работник обязан: - соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инстр

Служба охраны труда в организации
(ст. 217 ТК РФ) В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с числ

Финансовое обеспечение охраны труда
(ст. 226 ТК РФ) Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет: Ø средств федерального бюджета, Ø бюджетов субъектов

Общие положения
Основные принципы правового регулирования трудовых отношений: Ø свобода труда; Ø запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

Рабочее время
а) Нормальная продолжительность рабочего времени. Сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. ст. 91, 92 Трудового кодекса РФ) Рабочее время – время

Динамика травматизма
1. Анализ аварийности и травматизма на карьерах.Анализируя основныепричины производственного травматизма заопределенный период времени, возможно установить основные тенденции и

Виды профессиональных заболеваний
(л.л. 4 и 5 Положения) Установлено два вида профессиональных заболеваний: - острое профессиональное заболевание - хроническое профессиональное заболевание.

Действия работодателя при обнаружении у работника признаков профессионального заболевания
(п.п.7-16 Положения) 1. При установлении у работника предварительного диагноза - острое профессиональное заболевание (отравление) предусмотрен следующий порядок действий.

Порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания
(п.п. 19-29 Положения) Работодатель обязан организовать расследование обстоятельств и причин возникновения у работника профессионального заболевания. В процессе расследован


Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету (из ст. 227 ТК РФ) Расследуются и подлежат учету как

Первоочередные действия при несчастном случае на производстве
(из ст. 228 ТК РФ) При несчастном случае на производстве необходимо: Ø немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в учрежде

Сроки расследования несчастных случаев на производстве
(из ст. 229 ТК РФ) Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, который не является групповым и не относится к категории тяжелых или со смертельным исход

Порядок расследования несчастного случая на производстве
(из ст.229 ТК РФ) В каждом случае расследования несчастного случая на производстве комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных треб

Основные вопросы, которые должны быть отражены в акте
(из ст. 230 ТК РФ) По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему: · необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу;

Порядок направления работодателем актов о несчастном случае на производстве
(из ст. 230 ТКРФ) Работодатель в трехдневный срок после утверждения акта по форме Н-1 обязан рыдать: · один экземпляр акта пострадавшему, а при несчастном случае на произво

По охране труда и промышленной безопасности
Обязанности работодателя и работников в части обученияохране труда Работодатель обязан обеспечить обучение, инструктаж и проверну знаний работниками норм, правил и инструкций по охр

Обучение рабочих охране труда и промышленной безопасности при найме на работу
Дня всех вновь поступающих на работу, а также переводимых на другую ра­боту лиц, работодатель обязан согласно ст.22 Закона Кемеровской области «Об охране труда» провести инструктаж по охране тру

Вводный инструктаж
Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь прини­маемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, кома

Первичный инструктаж на рабочем месте
Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят; со всеми вновь принятыми в организацию или переводимыми из одного подразделения в другое; с

Внеплановый инструктаж
Внеплановый инструктаж проводят: 1) при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним; 2) при изменении техн

Целевой инструктаж
Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха

Общие положение безопасности
Основной особенностью развития открытых горных работ на современном этапе является устойчивая тенденция усложнения горнотехнических условий эксплуатации с ростом глубины разработки месторождений.

Актуальные задачи
Опыт эксплуатации месторождений на больших глубинах свидетельствует о необходимости решения следующих актуальных задач: установления оптимальной предельной глубины карьеров с учетом горно-

Пути повышения безопасности
В этих условиях эффективность разработки месторождений и обеспечение необходимого технического уровня безопасности во многом зависит от динамики формирования рабочей зоны карьеров и ее параметров,

Основные мероприятия по безопасности
Для безопасного ведения горных работ на карьерах следует обеспечить выполнение следующих мероприятий. 1.На каждом карьере иметь утвержденный в установленном порядке технич

Основы повышения уровня безопасности
В последние 15--20 лет на горных предприятиях произошли существенные изменения в организации ведения горных работ. Наряду с высоким уровнем концентрации производства на карьерах происходит интенсив

Повышение эффективности работы транспортных систем
Один из основных путей интенсификации горных работ на глубоких карьерах - повышение эффективности работы действующих транспортных систем. В настоящее время на карьерах черной металлургии реализуетс

Основные техногенные факторы аварийности
Анализ показывает, что в последние годы значительно увеличилась аварийность из-за оползней и обрушений бортов карьера. Устойчивость бортов глубоких карьеров, сложенных скальными породами,


1. Общие требования 1.Еденные правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом (далее – Правила) обязательны для выполнения всем

Организация передвижения людей
1.Запрещается загромождать места работы оборудования и подходы к ним горной массой или какими-либо предметами, затрудняющими передвижение людей, машин и механизмов. 2.Передвижение людей по

Организация рабочего места
1.1. Рабочее место для ведения буровых работ должно быть обеспечено: -подготовленным фронтом работ (очищенной и спланированной рабочей площадкой); -комплектом исправного бурового

Техника безопасности при бурении
2.1. Бурение скважин следует производить в соответствии с инструкциями, разработанными организациями на основании типовых для каждого способа бурения (огневого, шарошечного и др.). 2.2. За

при ведении взрывных работ
1.1. Единые правила безопасности при взрывных работах (далее – Правила) обязательны для выполнения организациями (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), осуществляющим

Требования к доставке и испытанию В.В
2.1. Взрывчатые материалы различных групп совместимости должны храниться и перевозиться раздельно. Допускается совместное хранение: 1)дымных и бездымных порохов в соответствии с т

Требования к доставке и транспортировке В.В
3.1. При доставке взрывчатых материалов со склада на склад одной организации ведущей взрывные работы, совместное транспортирование взрывчатых веществ допускается только при соблюдении условий:

Уничтожение В.В
4.1. Уничтожение взрывчатых материалов, в том числе не отвечающих требованиям стандартов и технических условий, должно проводиться по письменному распоряжению руководителя организации взрыванием, с

Лекция 15
Тема: Безопасные расстояния при взрывных работах Таблица 5-Безопасные расстояния № п/п &nbs

Общие вопросы хранения В.В
1.1. Комплексы зданий и сооружений основного вида производственного и вспомогательного назначения должны сооружаться или приспосабливаться по проектам, утвержденным в установленном порядке, и экспл

Требования к складам В.В
2.1. На поверхностных и полууглубленных расходных складах: 2.1.1.Общая вместимость всех хранилищ постоянного расходного склада не должна превышать: взрывчатых веществ-240т, детонаторов-300

Требования к территориям складов
3.1. Поверхностные и полууглубленные постоянные склады ВМ.26.1. Поверхностные постоянные склады должны отвечать следующим условиям: -иметь водоотводные канавы; -дороги необходимо

Требования к временным складам и транспорту
4.1. Поверхностные и полууглубленные временные склады ВМ.27.1. Хранилища временных складов ВМ могут быть дощатыми, глинобитными, земляными. Под хранилища складов разрешается приспосабливат

Хранения В.В. в подземных складах и углубленных складах
5. Подземные и углубленные склады ВМ. 5.1.1. Подземные склады ВМ, раздаточные камеры, участковые пункты хранения. 5.1.2. В подземных условиях ВМ должны храниться в особо оборудова

Техника безопасности при эксплуатации одноковшовых экскаваторов
1.При передвижении гусеничного экскаватора привод ходовой тележки должен находиться сзади, а при спусках с уклона- впереди. Ковш должен быть опорожнен и находиться не выше 1 м от почвы, а стрела до

Техника безопасности при эксплуатации многоковшовых экскаваторов
1.Уклоны и радиусы рельсовых путей и дорог многоковшовых экскаваторов на рельсовом, шагающе-рельсовым и гусеничном ходу должны устанавливаться в пределах, допустимого техпаспортом экскаватора.

Общие вопросы Технике безопасности
1.1. Порядок безопасной эксплуатации и обслуживания насосов, гидромониторов, гидравлических сетей, гидроотвалов и водохранилищ определяется инструкцией. Гидротехнические сооружения должны

Техника безопасности при эксплуатации оборудования
2.1. Во время пуска выходное отверстие должно быть всегда направлено в безопасное для окружающих место. В темное время суток должны быть освещены забои в сфере действия струи, рабочие площ

Насыпные отвалы и перегрузочные пункты
1.Местоположение, количество, порядок формирования и эксплуатации внутренних и внешних отвалов куч выщелачивания, их параметры определяются проектом. В проекте должна быть приведена характ

Намывные отвалы объектов открытых горных работ
1.Строительство и эксплуатацию гидроотвалов объектов открытых горных работ допускается производить только при наличии проектной документации. 2.В процессе эксплуатации не допускается срезк

Техника безопасности при эксплуатации самоходной технике
2.1.Вся самоходная техника должна иметь технические паспорта. Она должна быть упакована: -средствами пожаротушения; -знаками аварийной установки; -медицинскими а

Требования к дорогам
1.1. Ширина проезжей части внутрикарьерных дорог и продольные уклоны устанавливаются проектом с учетом требований действующих норм и правил, исходя из размеров автомобилей и автопоездов. В

Требования к транспорту
2.1. Все транспортные средства, используемые в технологическом процессе, в том числе и ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев, а также составные части конструкций, предметы дополни

Общие вопросы Технике безопасности
1.1. Работа технологического железнодорожного транспорта широкой колеи (1524 мм) разрезов регламентируется действующей нормативной документацией по технической эксплуатации промышленного железнодор

Требования безопасности к грузам и оборудованию
2.1. Выгруженные или подготовленные к погрузке грузы должны быть уложены около пути и закреплены так, чтобы габарит приближения строений не нарушался. Грузы (кроме балласта, выгружаемого д

Требования организации движения людей
3.1. В местах постоянного движения людей через железнодорожные пути должны устраиваться пешеходные тоннели, мосты или дорожки, освещаемые в темное время суток. Переход через пути в неустан

Техника безопасности при ремонте железнодорожных путей
4.1. Ремонт сооружений и устройств должен производиться при обеспечении безопасности движения. Запрещается: приступать к работам до ограждения сигналами мест производства работ, о

Требования безопасности к подвижному составу
5.1. Подвижной состав должен содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его бесперебойную работу и безопасность движения. 5.2. Все локомотивы должны быть оборудованы автоматическими

Требования безопасности контактной сети
6.1. Устройство контактной сети технологического железнодорожного транспорта должно соответствовать действующим нормам, правилам и требованиям нормативно-технической документации по безопасной эксп

Общие требования безопасности
1.1. При проектировании, строительстве и эксплуатации объектов непрерывного транспорта необходимо руководствоваться настоящими Правилами, а также нормативной документацией по безопасности при дробл

Блокировки и защиты
2.1. Установки непрерывного технологического транспорта должны иметь: блокирующие устройства, останавливающие оборудование, предшествующие аварийно остановленному; устройство для

Требования безопасности при эксплуатации конвейеров
3.1. Уборка просыпавшегося материала из-под ленточных конвейеров должна быть механизирована (гидравлическая уборка и др.). Уборка материала вручную из-под головных, хвостовых и отклоняющих барабано

Спуск людей в бункера
4.1. При длительной остановке конвейеров (особенно зимой) ленты должны быть полностью освобождены от транспортируемого материала и натяжение их должно быть ослаблено. При запуске конвейера лента в

Электробезопасность при работе конвейеров
5.1. Скорость движения конвейерной ленты при ручной породоотборке не должна превышать 0,5 м/с. В месте породоотборки лента должна быть ограждена. 5.2. Запрещается прокладка кабелей по конс

Уровни электробезопасности
Опасность поражения людей электрическим током на производстве обусловлена несоблюдением мер предосторожности, а также отказом или неисправностью электрического оборудования. Следствием этого могут

Защита от воздействия электрического тока
Для обеспечения безопасности жизнедеятельности при обслужива­нии электроустановок и надежности работы необходимо точное соблю­дение правил технической эксплуатации электроустановок и проведение мер

Требования к организации электроснабжения разреза
1.1. Проектирование, эксплуатация и ремонт электроустановок (электрооборудования, сетей электроснабжения) объекта открытых горных работ должны осуществляться в соответствии с действующими нормативн

Требования безопасности к электрооборудованию
2.1. На каждом пусковом аппарате должна быть четкая надпись, указывающая включаемую им установку. 2.2. При работе в электроустановках и на ЛЭП должны выполняться организационные и техничес

Защиты в электроустановках
3.1. Все передвижные электроустановки до 1000 В, получающие питание от трансформаторов с изолированной нейтралью, должны иметь быстродействующую защиту от утечек тока на землю (корпус) с автоматиче

Требования к заземлению оборудования и присоединениям
4.1. Заземлению не подлежат: а) арматура подвесных и штыри опорных изоляторов, кронштейны и осветительная арматура при установке их на деревянных опорах ЛЭП и на деревянных конструкциях от

Состав атмосферы разреза
1.1. Состав атмосферы разрезов должен отвечать установленным нормативам по содержанию основных составных частей воздуха и вредных примесей (пыли, газов) с учетом действующих государственных стандар

Требования к местам выделения газов и пыли
2.1. В местах выделения газов и пыли должны применяться мероприятия по борьбе с пылью и газами, разработанные в установленном порядке. В случаях, когда применяемые средства не обеспечивают необходи

Радиационная безопасность на карьерах
3.1. При наличии на разрезах радиационно опасных факторов должен осуществляться комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающий выполнение требований Федерального закона "О рад

Общие положения
1. План ликвидации аварий (ПЛА) разрабатывается на разрезы, участки шахт и другие объекты угольной промышленности, на которых ведутся открытые горные работы, аварии на которых сопряжены с реальной

Основные рекомендации по составлению оперативной части плана ликвидации аварий
А. Общие положения Оперативной частью ПЛА следует охватывать все работы и основные виды возможных аварий на разрезе, угрожающие безопасности людей или окружающей среде. При

Основные причины пожаров в зданиях и на других производственных объектах
Условиями возникновения пожаров являются: o образование горючей среды; o образование в горючей среде источников зажигания. Наиболее частые причины возникновения пожаров:

Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
Организационные мероприятия включают в себя: ü назначение должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность в организации; ü установление

Должностные лица, ответственные за пожарную безопасность и порядок их назначения
Из раздела 1 (п.п.8,10) Правил пожарной безопасности следует, что руководите­ли организаций имеют право назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ в силу дейс

Противопожарный режим организации
Согласно п.15 Правил пожарной безопасности в каждой организации распоряди­тельным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опас­ности противопожарный режим, в том числе:

Требования по обеспечению первичными средствами пожаротушения и их содержанию
К первичным средствам пожаротушения относятся: ручные и передвижные огнетушители; вода; песок. При определении видов и количества первичных средств пожарот

Порядок действий при пожаре в зданиях
В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должна быть предусмотрена система оповещения людей о пожаре (из п.16 Правил).

План ликвидации аварий
План ликвидации аварий (ПЛА) - это документ, преду­сматривающий все мероприятия по спасению людей, застигнутых аварией в шахте, по ликвидации аварий в на­чальный период их развития, а также определ

Структура, организация службы и боевой подготовки ВГСЧ
Структура ВГСЧ, организация их службы и боевой под­готовки подчинены основной цели - поддержанию по­стоянной боевой готовности горно-спасательных частей. Первичной оперативной единицей ВГС

Труда Кемеровской области
Государственная инспекция труда Кемеровской области

По охране труда для работников
N п/п Дата выдачи Обозначение (номер) инструкции Наименование инструкции Количество выданных экземпляров Ф

Безопасным методам и приемам выполнения работ при приеме на работу
а) проводится вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте: Наименование Кто проходит инструктаж

С рабочими в период трудовой деятельности
Наименование Кто проходит инструктаж Когда или в каких случаях Должностное лицо, проводящее инструктаж Программа

Случаев и профессиональных заболеваний
Страхователь (работодатель) Страховщик

С вредными и (или) опасными условиями труда
1. Сокращенная продолжительность рабочего времени, устанавливаемая для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Легкого несчастного случая на производстве
Кто издает приказ Кто является председателем комиссии Кто являются членами комиссии Для расследования легкого несчастного

Несчастного случая со смертельным исходом
Кто издает приказ Председатель комиссии Члены комиссии - работники предприятия Члены комиссии – представители друг

Взрывопожарной и пожарной опасности
Категория помещения Характеристика вещества, материалов, находящихся (обращающихся) в помещении А Взрывопожароопасная

Колес автомобилей БелАЗ-7519, 75191
№ п/п Операция Последовательность выполнения операций Разряд работы Технические условия и меры безопасности

Мест объектов открытых горных работ
Объекты карьера Наимень­шая осве­щенность, лк Плоскость, в которой нормируется освещенность Примечание Терри

При взрывных работах на земной поверхности
№ п/п Виды и методы взрывных работ Минимально допустимые радиусы опасных зон, м

4.3.1. Перед пуском двигателя транспортного средства необходимо убедиться в том, что транспортное средство заторможено стояночным тормозом, рычаг переключения передач (контроллер) находится в нейтральном положении, транспортное средство отключено от системы подогрева (если таковая имеется) и пуск двигателя не создаст опасности для работников, находящихся у транспортного средства.
4.3.2. Пуск двигателя транспортного средства производится поворотом ключа замка зажигания, ключ-марки или другого штатного устройства пуска двигателя.
4.3.3. Использование пусковой рукоятки для пуска двигателя транспортного средства разрешается в исключительных случаях, при этом:
пусковая рукоятка должна поворачиваться снизу вверх; пусковую рукоятку нельзя брать в обхват. Рекомендуется для ручного пуска установить позднее зажигание.
4.3.4. Покидая кабину транспортного средства, водитель обязан принять меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства (выключить зажигание, подачу топлива, установить рычаг переключения передач (контроллер) в нейтральное положение, затормозить транспортное средство стояночным тормозом, а на уклоне, кроме того, поставить под колеса транспортного средства специальные упоры), и убедиться в личной безопасности, выходя на проезжую часть дороги.
4.3.5. При подъеме транспортного средства домкратом под домкрат устанавливается прочная подкладка достаточных размеров, обеспечивающая его устойчивость и исключающая проседание домкрата. Под неподнимаемые колеса транспортного средства должны быть установлены упоры (башмаки).
4.3.6. При вынужденной остановке транспортное средство должно быть отведено на обочину или на край проезжей части дороги и на расстоянии 15-30 м позади него должен быть выставлен знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
4.3.7. Водителю транспортного средства не разрешается:
а) подавать транспортное средство на погрузочно-разгрузочную эстакаду, не оборудованную ограждениями или колесоотбойным брусом;
б) осуществлять движение транспортного средства (автомобиля-самосвала) с поднятым кузовом;
в) допускать к ремонту транспортного средства посторонних лиц (грузчиков и других лиц);
г) выполнять какие-либо работы под транспортным средством, поднятом только домкратом без установки под транспортное средство козелков;
д) использовать в качестве подставки под поднятое транспортное средство, а также в качестве подкладок под домкрат случайные предметы (камни, кирпичи и т.п.);
е) осуществлять подачу бензина в карбюратор при неисправной топливной системе непосредственно из емкости шлангом или другим аналогичным способом;
ж) применять легковоспламеняющиеся жидкости для мойки двигателя, узлов и деталей транспортного средства;
з) курить и пользоваться открытым огнем в непосредственной близости от приборов системы питания бензинового двигателя транспортного средства или двигателя транспортного средства, работающего на газовом топливе.
4.3.8. При подкачке шин колес, снятых с транспортного средства, необходимо установить в окно диска колеса предохранительную вилку, а колесо укладывать замочным кольцом вниз.
4.3.9. При движении на поворотах водитель автомобиля-цистерны, емкость которой заполнена менее чем на 75 % объема, обязан для исключения опрокидывания снизить скорость транспортного средства до минимального значения, обеспечивающего безопасное прохождение поворота.
4.3.10. Перед подачей транспортного средства назад водитель должен убедиться в том, что этому маневру ничто и никто не препятствует. В условиях ограниченной обзорности и (или) плохой видимости водитель транспортного средства для выполнения маневра должен прибегнуть к помощи другого работника, находящегося вне транспортного средства.
4.3.11. При остановке или стоянке транспортного средства в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные огни.
4.3.12. Буксировка неисправного транспортного средства должна осуществляться в соответствии с требованиями раздела 20 Правил дорожного движения Российской Федерации1.
________
1 Утверждены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (Собрание Актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 47, cm. 4531).

4.3.13. В зимнее время года при устранении неисправностей, при заправке транспортного средства топливом водитель должен работать в рукавицах. Для подогрева двигателя и других агрегатов и систем транспортного средства не допускается пользование открытым огнем.
4.3.14. Пробку радиатора на горячем двигателе транспортного средства необходимо отворачивать осторожно, не допуская интенсивного прорыва пара. Эта операция должна выполняться в рукавицах или с использованием ветоши.
4.3.15. При обнаружении утечки газа на транспортном средстве, двигатель которого работает на газовом топливе, водитель обязан немедленно остановить двигатель, закрыть все вентили и принять меры к устранению неисправности.
4.3.16. При длительной стоянке транспортного средства с двигателем, работающем на газовом топливе, расходные вентили системы питания должны быть закрыты, а оставшийся в топливной магистрали газ должен быть выработан до остановки двигателя, после чего должно быть выключено зажигание, выключена кнопка массы и закрыт магистральный вентиль.
Во избежание гидравлического удара открытие вентилей газовой системы питания (магистрального и расходных) должно производиться медленно.
4.3.17. При завершении заправки баллонов транспортного средства, двигатель которого работает на газовом топливе (при наполнении баллонов газом), сначала необходимо закрыть вентиль на заправочной колонке, затем наполнительный вентиль системы питания на транспортном средстве.
Отсоединение газонаполнительного шланга от баллонов, установленных на транспортном средстве, должно производиться после закрытия обоих вентилей.
4.3.18. Работа двигателя транспортного средства на смеси двух топлив (бензина и газа) не допускается.
4.3.19. Перед въездом погрузчика в автофургон, автоприцеп водитель погрузчика должен убедиться в том, что автофургон (автоприцеп) заторможен, под колеса подложены упоры и любое перемещение автофургона (прицепа) исключено. Для автоприцепа, не сцепленного с тягачом, может оказаться необходимым применение опорных стоек для исключения возможного опрокидывания автоприцепа.
4.3.20. При захвате груза на вилы погрузчика необходимо обеспечить его устойчивое положение для перемещения. Обрабатывая груз, центр тяжести которого водителю не представляется возможным определить, погрузчик должен маневрировать с предельной осторожностью, для чего необходимо:
а) установить ширину вил соответственно ширине груза;
б) подвести вилы под груз настолько глубоко, насколько возможно;
в) поднять вилы на высоту, достаточную для перемещения груза;
г) наклонить вилы назад настолько, чтобы стабилизировать груз на вилах.
4.3.21. При движении погрузчика его грузоподъемное устройство должно быть отклонено назад, а захватное устройство должно обеспечивать высоту подъема груза от уровня дорожного полотна не менее величины дорожного просвета погрузчика и не более 0,5 м для погрузчиков на колесах с пневматическими шинами и 0,25 м для погрузчиков на колесах с грузовыми шинами.
4.3.22. При движении погрузчика с грузом запрещается резко тормозить, изменять наклон грузоподъемного устройства, опускать или поднимать груз.
4.3.23. Перемещение погрузчиком крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителю, необходимо производить в сопровождении сигнальщика.
4.3.24. При штабелировании грузов погрузчик к штабелю должен приближаться медленно на необходимое расстояние, грузоподъемник с грузом приводится примерно в вертикальное положение и груз поднимается вверх несколько выше штабеля, затем погрузчик или выдвижные вилы погрузчика подаются вперед и груз укладывается на место, опуская вилы. После того, как водитель убедится в том, что груз хорошо уложен на свое место в штабеле, вилы отводятся и опускаются в транспортное положение и погрузчик отъезжает от штабеля.
4.3.25. При снятии груза со штабеля погрузчик необходимо остановить в 0,3 м от штабеля, подвести вилы погрузчика под нужный груз следя за тем, чтобы центр тяжести груза располагался посередине грузозахватного приспособления, приподнять груз, подать вилы или погрузчик назад, привести груз в транспортное положение и убедившись, что путь для движения свободен, произвести перемещение груза.
4.3.26. Перевозка людей на погрузчике или электрокаре запрещается кроме случая, когда в их конструкции и в технической документацией завода-изготовителя предусмотрено и оборудовано дополнительное посадочное место.
4.3.27. Перевозка легковоспламеняющихся жидкостей, кислот, щелочей транспортными средствами с электрическим приводом, аккумуляторные батареи которых располагаются под грузовой платформой, не допускается.
4.3.28. Подведение подъемной платформы электрокара (при работе на электрокаре с подъемной платформой) под груз следует производить до упора, избегая при этом ударов.
4.3.29. Горячие грузы (температура выше 70°С) должны перевозиться на транспортных средствах, оборудованных металлическим кузовом.
4.3.30. Пылящие грузы должны перевозиться на бортовых транспортных средствах с уплотненными кузовами и с соблюдением мер, исключающих их распыление при движении.

УТВЕРЖДЕНА

________________________

«___»______________201_г

Тема № 27

Преподаватель

Непочатов В.К.,

профессор МОИУП

Г. ИВАНТЕЕВКА

Тема 27.

Основные вопросы темы:

Организация технического обслуживания автотранспорта.

Дорожно-транспортные происшествия и их профилактика.

Основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.- 8-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2009. - 616 с. : ил.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд.12-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2007.- 420 с.

3. Методика организации профессионального отбора водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Практическое пособие.
Год: 2011

4. Техническая эксплуатация автотранспортных средств. Выбор стратегии организации и управления.

5. Требования к техническому состоянию автотранспортных средств. Уч. пособие. 2012 г.

Дополнительная литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008.- 423 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.: ил.

3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2008 . – 672 с.: ил.

4. Б.С. Мастрюков Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.

Организация работы автотранспортного предприятия

Нормативная база

Федеральный закон «Об автомобильном транспорте и автотранспортной деятельности».

Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения»

Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте"



Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей"

Приказ Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27 Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов

Основные принципы государственной политики в сфере автомобильного транспорта :

1) единство политики в области автомобильного транспорта на федеральном, региональном и местном уровнях;

2) обеспечение безопасности автотранспортной деятельности на основе применения единых требований норм, правил и стандартов;

3) установление ответственности государства за осуществление предупредительных мер в сфере обеспечения безопасности автотранспортной деятельности;

4) социальная направленность государственного управления автотранспортной деятельностью и обеспечение приоритета вопросов охраны жизни и здоровья граждан;

5) обеспечение доступности автотранспортных услуг для всех граждан, включая создание социальных гарантий для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями и других маломобильных граждан;

6) установление стандартов транспортного обслуживания граждан, организаций, территорий;

7) интеграция в международный рынок автотранспортных услуг на основе гармонизации российского законодательства в области автомобильного транспорта с действующими международными соглашениями Российской Федерации.

Основные понятия:

Автомобильный транспорт – вид транспорта, на котором в качестве подвижного состава используются самоходные и прицепные колесные транспортные средства, предназначенные для движения по автомобильным дорогам.

Автомобильный транспорт общего пользования организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров, багажа, грузов автомобильным транспортом по обращению любого лица на условиях публичного договора перевозки.



Автотранспортная деятельность – деятельность, осуществляемая с использованием автотранспортных средств для выполнения всех видов перевозок пассажиров, багажа и грузов (за исключением перевозок для личных, семейных или бытовых нужд), деятельность по выполнению иных организационных и технологических операций, связанных с перевозкой автомобильным транспортом, а также иная деятельность по оказанию услуг и выполнению работ в сфере эксплуатации автотранспортных средств.

Стандарты автотранспортной деятельности – нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к условиям и порядку осуществления автотранспортной деятельности, требования к производственно-техническому обеспечению автотранспортной деятельности, квалификационные требования к персоналу, документированию результатов автотранспортной деятельности и качеству оказываемых услуг.

Особые виды перевозок.

Положение о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утв. приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2) (с изменениями от 18 июля 2000 г.)
Перевозка детей

При организации перевозок детей кроме вышеуказанных должны выполняться следующие требования:

Перевозка детей автобусами должна осуществляться в светлое время суток с включенным ближним светом фар.

Скорость движения выбирается водителем (а при сопровождении - старшим по его обеспечению) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом скорость не должна превышать 60 км/ч.

Об организации школьных перевозок, массовых перевозок детей (в лагеря труда и отдыха и т.д.) уведомляются органы Государственной автомобильной инспекции для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте и решения вопроса о сопровождении колонн автобусов специальными транспортными средствами.

Уведомление Государственной автомобильной инспекции представляется владельцу автобусов при оформлении заказа на перевозку.

Перевозка детей осуществляется при условии сопровождения группы преподавателями или специально назначенными взрослыми. В процессе перевозки сопровождающие должны находиться у каждой двери автобуса. Для сопровождения детей, перевозимых колонной автобусов, выделяются медицинские работники.
Окна в салоне автобуса при движении автобуса должны быть закрыты.

Водителю запрещается выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, осуществлять движение задним ходом.

При организации регулярных автобусных перевозок детей в сельской местности владельцы автобусов обязаны производить комиссионное обследование состояния автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций; устанавливать на маршрутах специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.

Заблаговременно согласовать маршрут движения.

Рабочее время водителей

Постановление Минтруда РФ от 25 июня 1999 г. N 16 "Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей" (с изменениями от 23 октября 2001 г.)

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов , а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7 часов.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.
В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя .

При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 12 часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб; технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов; перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

Водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских линиях, с их согласия может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены не позже, чем через 4 часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее двух часов без учета времени для отдыха и питания. Время кратковременного отдыха (п.12б настоящего Положения) предоставляется в месте дислокации. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Должен знать

· организацию технической эксплуатации автомобилей;

· технологическое проектирование автотранспортных предприятий и подразделений;

· безопасность дорожного движения;

· организацию автомобильных перевозок;

· организацию материально-техническое обеспечение, лицензирование и сертификация;

· технологические основы механизированных работ.

Должен иметь

· Знание порядка работы по регистрации автомобиля в ГИБДД.

· Знание периодичности и объема ТО автомобилей.

Должен уметь

· Организация транспортного обслуживания подразделений

· Организация обеспечения эксплуатации служебного автотранспорта.

· Приобретение и реализация автотранспорта

· Проведение регистрационных действий в ГИБДД и ВК,

· Проведение мероприятий с водителями по БДД,

· организовать хранение и контроль за использованием служебного автотранспорта.

· Ведение учета по автотранспорту, расходам на его эксплуатацию и отчетности.

УТВЕРЖДЕНА

На заседании учебно-методического совета кафедры

________________________

«___»______________201_г

Тема № 27

«Организация безопасной эксплуатации автотранспорта на объекте экономики».

Преподаватель

Непочатов В.К.,

профессор МОИУП

Г. ИВАНТЕЕВКА

Тема 27.

Организация безопасной эксплуатации автотранспорта на ОЭ.