Организация сыскной части полиции. Организация сыскной части полиции Закон о сыскной части

Читайте также:
  1. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  2. VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
  3. А 55. ЗАКОНОМІРНОСТІ ДІЇ КОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРІВ НА ЖИВІ ОРГАНІЗМИ
  4. Аграрная реформа 1861 г., ее механизм и особенности проведения в белорусских губерниях.
  5. Аграрная реформа правительства П.А. Столыпина: предпосылки, сущность, историческое значение

Начало XX века было обусловлено настоятельной необходимостью в создании специальных органов, которые занимались бы оперативно-розыскной деятельностью или розыском при раскрытии уголовных преступлений.

Именно для этого 6 июля 1908 года был принят закон, который получил название «Об организации сыскной части», в соответствии с которым в городах и уездах при полицейских управлениях создавались сыскные отделения.

Следует сказать, что сыскные отделения существовали ещё до 1908 года, однако они существовали только в столицах и наиболее крупных городах страны. Когда в силу вступил закон «о создании сыскных частей», то весь накопленный потенциал и опыт, должен был пойти на благо страны.

Закон от 6 июля 1908 года формулировал задачу сыскных отделений, как производство розыска по делам общеуголовного характера. Однако чины сыскных отделений обладали всеми правами и обязанностями, присвоенные полиции судебными уставами. Из этого следует, что сыскные отделения, кроме оперативно-розыскных действий, должны проводить дознания по уголовным преступлениям, а также выполнять отдельные поручения прокуроров и судебных следователей.

Начиная с Петербурга, сыскное отделение которого было создано ещё в 1866 году, подобные организации стали формироваться в других крупных городах страны. К 1906 году к таким городам относились Москва, Киев, Варшава, Рига, Одесса, Ростов-на-Дону и Баку. Вместе с перечисленными городами, было создано 89 сыскных отделений. Однако их штат был более, чем скромными - от 8 до 20 сотрудников. В связи с этим, полиции было достаточно трудно бороться с преступностью в таких условиях

В 1908 году специально для организации и руководства сыскных отделений в составе Департамента полиции создаётся восьмое делопроизводство Это подразделение возглавляли известные деятели сыска: вначале В.И. Лебедев, а затем А.Ф. Кошко. В свою очередь закон от 6 июля 1908 года предусматривал как подчинение сыскных отделений этому ведомству, так и контроль за ними прокурорско-судебным аппаратом. Это выражалось в следующих факторах:

1. Начальники сыскных отделений назначались и увольнялись по предварительному договору между губернатором и прокурором окружного суда.

2. Лица прокурорского надзора имели право давать непосредственные поручения чинам сыскных отделений относительно производства розыскных действий.

Позднее, 9 августа 1910 г. выходит в свет «Инструкция чинам сыскных отделений», которая утверждала положения предыдущего закона. Однако данная инструкция ещё и наделяла сыскные чины значительными полномочиями. Теперь при расследовании, сыскные чины могли работать как гласно, так и негласно. Кроме того, для создания большей безопасности и борьбы с преступностью полицейские сыска должны были стремиться к единению с сотрудниками общей полиции, причём, это содействие должно быть взаимным История полиции дореволюционной России.

Работа сотрудников сыскных отделений строилась в большей степени по принципу специализации или так называемому линейному принципу, в котором выделялись три основные группы преступлений:

1. Убийства, разбои, грабежи и поджоги.

2. Кражи и участие в воровских организациях. Сюда же относились конокрады, взломщики, карманники, железнодорожные и магазинные шайки.

3. Мошенничество, подлоги, обманы, фальшивомонетничество, подделка документов, шулерство, аферизм, контрабанда, продажа женщин в дома терпимости и за границу.

Из-за постоянной нехватки рабочих сил, чиновников распределяли на три основных группы согласно специализации, и лишь в некоторых случаях формировались дополнительные отделения, которые получали более узкую специализацию. Как исключение, в сыскных отделениях создавался особый четвёртый отряд, который получил название «летучий». Он был создан с целью постоянного дежурства в театрах, вокзалах, для обходов, несения дневной и ночной патрульной службы на улицах и рынках. Подобному обходу подвергались практически все места массового скопления людей

Район деятельности сыскного отделения был ограничен пределами ведения полицейского управления, в которое оно входит, но существовал ряд исключений. К таким исключениям относилось особое поручение руководства или разрешение окружного прокурора. Благодаря таким исключениям полицейские сыска могли проводить расследования по всей губернии до самой границы, пока их не заменят органы местной полиции.

Частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. Определены виды частной детективной и охранной деятельности.

Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечень которых закреплен в Законе. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Регулируются вопросы выдачи лицензий (продления их срока действия, аннулирования) частным детективам, а также лицензий на создание объединений частных детективных предприятий. Закреплены случаи, когда лицензия не выдается. Установлены определенные ограничения в сфере деятельности частного детектива. Рассмотрены положения о договоре между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом.

Самостоятельный раздел Закона посвящен частной охранной деятельности. За некоторыми исключениями к ней применяются правила, установленные для осуществления детективной деятельности. Охранникам запрещается использовать методы сыска. Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в ОВД.

Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия (независимо от их организационно-правовых форм), расположенные на территории РФ, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя. Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить соответствующие лицензии.

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд и в Фонд государственного страхования РФ. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ осуществляют МВД РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Законом, другими законами и иными правовыми актами РФ.

Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В марте 1908 года в составе Департамента полиции было создано 8-е делопроизводство . Оно осуществляло следующие функции: составление документов по организации и деятельности сыскных отделений, создание центрального регистрационного бюро, связь с западноевропейскими полициями, а также с фирмами, изготовляющими аппаратуру для сыскных отделений в России. Члены 8-го делопроизводства стали инструкторами в школе для подготовки агентов сыска, выезжали на места для обучения агентов технике розыска.

Для более успешного руководства сыскной деятельностью полиции был принят Закон от 6 июля 1908 года «Об организации сыскной части» .

В соответствии с принятым законом в составе полицейских управлений империи были образованысыскные отделения четырех разрядов для производства розыска по делам общеуголовного характера как в городах, так и в уездах. Вся административная система государства на местах замыкалась на губернаторе , власть которого по закону была «судебно-полицейской, распорядительной, исполнительной и понудительной». Согласование любых действий местной и центральной власти осуществлялось губернатором. В границах вверенной ему территории губернатор был официальным начальником полицейских управлений – городских и уездных. В состав городских управлений вошли и сыскные отделения. В силу такого устройства местной власти работа сыщиков по преследованию преступников серьезно затруднялась.

На начальников сыскных отделений, их помощников, полицейских надзирателей и городовых были возложены все права и обязанности, согласно судебным Уставам и другим, действующим по данному предмету указаниям. Начальники отделений и их помощники назначались на должности и отстранялись от службы по предварительному согласованию данного вопроса между губернатором и прокурором окружного суда . При этом лица прокурорского надзора имели право давать непосредственные поручения чинам сыскных отделений в отношении производства розыскных действий.

Проблемой борьбы с уголовной преступностью стала заниматься Государственная дума . При обсуждении этого вопроса отмечалось, что состояние сыска в империи представляет прямую опасность во время столь быстрого роста преступности. Депутаты признали организацию сыскных отделений в масштабе всей страны своевременной и необходимой.

Министру внутренних дел в случае надобности было предоставлено право, передвигать из состава одного сыскного отделения в другое в должности «помощников» начальников отделений, полицейских надзирателей, канцелярских чинов и городовых, а равно и суммы на производство розысков.

Связи между сыскной полицией в городах и полицией в уездах не было. Поэтому нередки были случаи, когда разыскиваемый преступник свободно проживал в уезде, в то время как его тщательно разыскивали в городе.



После принятия Закона от 6 июля 1908 г. была введена в действие Инструкция чинам сыскных отделений, принятая9 августа 1910 г .. В Инструкции четко расписывалось устройство сыскных отделений, права и обязанности чинов сыскных отделений. Основной целью сыскных отделений в соответствии с Инструкцией являлось негласное расследование и производство дознаний, предупреждение, устранение, разоблачение и преследование преступных деяний общеуголовного характера. Чины сыскных отделений для выполнения своей деятельности использовали поручения прокуроров и судебных следователей по общеуголовным делам, а также предписания своего начальника в пределах указанных выше целей деятельности сыскной полиции.

Командированные в другие города чины сыскного отделения обязаны были по прибытии являться к начальнику местного сыскного отделения или начальнику местной полиции и вести дальнейшие расследования совместно с данными лицами и при полном содействии с их стороны. В случае необходимости они были обязаны принять сыскные меры по какому-либо делу одновременно в различных местностях империи.

Все сведения, касающиеся дел политического характера, начальники отделений были обязаны незамедлительно сообщать начальникам губернских или охранных отделений и не принимать каких-либо мер по обозначенным делам.

Начальник сыскного отделения непосредственно подчинялся в общем порядке службы полицмейстеру по принадлежности. На начальника сыскного отделения возлагались следующие обязанности: 1) руководство деятельностью подведомственных ему чинов отделения и ее направление в духе законности к наиболее успешному исполнению возложенных на них обязанностей по предупреждению и расследованию преступлений; 2) распределение занятий между подведомственными ему чинами отделения; 3) принимал на себя розыски и расследование по особо выдающимся делам, являясь на место преступления и принимая надлежащие меры для розысков по горячим следам.

В 1910 году в составе особого отдела Департамента полиции был создан строго засекреченный Агентурный отдел. В его задачу входила подготовка и засылка агентов в революционные организации. Особую ценность для охранных отделений представляли агенты - члены революционных организаций . Внутренние агенты постоянно занимались провокаторством. Выдавая себя за активных деятелей революционных организаций, они проваливали их.

Охранные отделения стремились расширить свою деятельность за счет вмешательства во внутрипартийные дела и влиять на них в целях ослабления революционных сил или их раскола. Предпринимались меры по усилению противоречий между большевиками и меньшевиками. В 1914 году в циркуляре предписывалось всем охранным отделениям «безотлагательно внушать подведомственным секретным сотрудникам, чтобы они участвовали в разного рода партийных совещаниях, неуклонно и настойчиво проводя и убедительно отстаивая идею полной невозможности какого бы то ни было организационного слияния течений и в особенности объединения большевиков и меньшевиков».

После создания сыскных отделений встал вопрос о профессиональной подготовке их служащих. В августе 1908 г. по распоряжению министра внутренних дел П.А. Столыпина для начальников сыскных отделений в Петербурге были открыты двухмесячные курсы. Обучение на курсах предусматривало теоретическую подготовку слушателей и практические занятия, которые проводились ежедневно. Программа включала в себя широкий круг дисциплин: государственное и полицейское право; судебную медицину; методы регистрации преступников; приемы уголовного сыска; приемы самообороны; ознакомление с оружием и взрывчатыми веществами; ознакомление с гримом и переодеванием; тайнопись преступников (шифры и дешифровка); разбор выдающихся сыскных дел; присутствие при вскрытии трупов; посещение полицейского музея и других учреждений; практические занятия по «словесному портрету», антропометрии, дактилоскопии, по снятию слепков и рисунков следов, при исследовании документов; приемы дрессировки собак для защитных, сторожевых и сыскных целей; практику дознания; практику розыска и выслеживания преступников и т.д. Обучение на курсах способствовало повышению квалификации определенной части сотрудников уголовного сыска, хотя и не решало проблемы в целом». Дальновидные руководители полиции предпринимали различные шаги, чтобы поднять уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки чинов сыскных отделений. На состоявшемся в 1913 году всероссийском съезде чинов сыскной полиции остро обсуждался вопрос о требованиях, предъявляемых к личному составу, о его профессиональной подготовке, говорилось об открытии курсов для классных чинов, школ для нижних чинов сыскной полиции.

2.1 Закон "Об организации сыскной части"

6 июня 1908 г. был принят закон "Об организации сыскной части" ПСЗ. Собр. 3-у. T.XXVIII. Отд.1. 1911. № 30672.. Данный закон сформулировал задачи сыскных отделений и возложил на них все права и обязанности, присвоенные судебными уставами полиции. Теперь сыскные отделения, кроме оперативно-розыскных действий, проводят дознания по уголовным преступлениям. Они также обязаны были выполнять отдельные поручения прокуроров и судебных следователей. Сыскная часть была выделена из ведения общей полиции.

Закон от 6 июня 1908 г. только в общих чертах определял задачи и организационное устройство сыскных отделений.

Это положение было подтверждено «Инструкцией чинам сыскных отделений» от 9 августа 1910 г. Инструкция чинам сыскных отделений. СПб., 1910.с. 138, которая более подробно регламентировала порядок деятельности сыскных отделений и их организационную структуру. Однако Инструкция не отличалась достаточной четкостью своих норм. Согласно Инструкции чины сыскных отделений наделялись значительными полномочиями. Например, гласное и негласное расследование или систематический надзор за преступными и порочными элементами путем негласной агентуры и наружного наблюдения. Наличие распоряжений и инструкций начальников местной полиции, которые определяют отношения чинов сыскных отделений и общей полиции, согласно которым для обеспечения общей безопасности и борьбы с преступностью полицейские сыска должны стремиться к единению с сотрудниками общей полиции, а те в свою очередь обязаны всегда и во всем оказывать свое законное содействие чинам сыскных отделений.

Организация борьбы с преступностью охватывает и такую форму деятельности сыскной полиции, как предупреждение и предотвращение преступлений. В этом направлении деятельность сыскных отделений не отличалась особой эффективностью. О плохой организации профилактической работы сыскной полиции России в пореформенный период свидетельствует рост общей преступности. Если в 1903 году общими судами было осуждено 53469 человек, а мировыми судами и судебно-административными установлениями - 66726, то в 1910 - уже, соответственно, 88478 и 86247 человек Шинджикашвили Д. И. Сыскная полиция царской России в период империализма. Омск, 1973 г. С.16.

Район деятельности сыскного отделения определяется пределами ведения полицейского управления, в которое оно входит, но по особому поручению руководства и с разрешения окружного прокурора полицейские сыска могут проводить негласные розыски и дознания по всей губернии, вплоть до преследования преступника на границе другой губернии до тех пор, пока к преследованию не приступит местная полиция.
О деятельности по производству дознаний о преступлениях, а также о ходе негласных расследований, предпринимаемых в видах предупреждения деяний общеуголовных, начальник сыскного отделения обязан уведомить окружного прокурора. Полицейские надзиратели и городовые сыскных отделений могут получить поручение непосредственно от чина прокурорского надзора, но об исполнении обязаны предварительно уведомить своего начальника, в безотлагательных случаях, приступив к исполнению, доложить начальнику при первой возможности.
Все сведения, касающиеся дел политического характера, начальник сыска обязан незамедлительно сообщать начальнику губернского жандармского управления или охранному отделению и не принимать каких-либо мер по данному делу.

Большое внимание уделялось к подбору кадров и их профессиональной подготовке для прохождения службы в сыскных отделениях. Лица, привлекавшиеся к ответственности за преступления, а также зарегистрированные где-либо за порочное поведение, на службу в сыскные отделения не допускались.

По распоряжению министра внутренних дел П.А. Столыпина при Департаменте полиции были образованы специальные курсы для подготовки начальников сыскных отделений. Теоретической основой подготовки были лекции известного криминалиста и практического работника розыска В.И. Лебедева «Искусство раскрытия преступлений», изданные в 1909 г. отдельной книгой, используемой в профессиональной подготовке сотрудников уголовного розыска. Большая часть учебного времени на этих курсах отводилась практическим занятиям, проводимых в тюрьме, в сыскных отделениях, где слушатели знакомились с методами борьбы с преступностью. Такой подход к подготовке начальников сыскных отделений определялся тем, что им предстояло заниматься профессиональным обучением своих подчиненных, которые перед поступлением на службу в сыск не проходили специальной оперативно-розыскной подготовки.

В 1913 г. МВД утвердило единую программу для школ и курсов, необходимую для подготовки полицейских урядников Яковлева Е.И. Внутренние войска Российской Федерации: Организация, основные направления деятельности. - М.: Академия МВД РФ, 2012.- с. 431.. Общеобразовательная и правовая подготовка этой категории полицейских служащих была значительно улучшена.

Урядники должны были изучать особенные части уголовного и уголовно-процессуального права, статьи и разделы различных уставов Свода законов Российской Империи, определявшие их административную и уголовно-процессуальную деятельность, а также нормативные акты МВД и постановления губернаторов. Так как сыскные отделения в то время существовали только в городах, а в сельской местности оперативно-розыскной работой занимались полицейские урядники, то специальная часть программы предусматривала изучение сыскного дела Матиенко, Татьяна Львовна. Организация сыска в России в IX - начале XX в. : генезис, закономерности, исторический опыт: диссертация... доктора юридических наук: 12.00.01 / Матиенко Татьяна Львовна; [Место защиты: Моск. ун-т МВД РФ].- Москва, 2010.- 455 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-12/103.

Этот интересный факт подтверждал серьезность подхода к выполнению оперативно-розыскной деятельности полицейскими, где предусматривалось не только профессионализм работы, но и знание законодательной части и эрудированности сотрудника уголовного сыска.

В заключении надо отметить, что Закон от 6 июля 1908 г. и инструкция МВД от 9 августа 1910 г. как бы привязали сыскные отделения к своему городу. Этот порядок лишал сыскную полицию определенной оперативности. А реформа уголовного розыска, осуществленная в России в годы Первой мировой войны, не привела к кардинальному улучшению работы общей полиции.

Закон "О пожарной безопасности" и его роль в организации кадровой и воспитательной работы

Местное самоуправление в зарубежных странах и России (на примере Республики Башкортостан)

Реформа местного самоуправления идет в России с 1990 года. С 1 января 2006г. В силу вступил Федеральный закон №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. Таким образом...

Основы российского уголовного права. Ответственность за отдельные виды преступлений

Уголовное право является самостоятельной отраслью права. Оно представляет собой совокупность установленных юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния (действия или бездействия) являются преступлениями...

Понятие и виды объекта преступления

Непосредственным объектом признается то охраняемое уголовным законом общественное отношение (благо), против которого совершается определенное запрещенное уголовным зако-ном посягательство...

Правовое и документационное обеспечение расторжения трудового договора по инициативе работника

В соответствии с частью 2 статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации по договоренности между работником и работодателем трудовой договор, может быть, расторгнут и до истечения установленного срока предупреждения...

Правовое обеспечение игорного бизнеса

1. Размещение казино в гостиницах, находящихся в государственной и муниципальной собственности Во многих странах мира, не исключая Россию, система «звезд» положена в основу классификации уровня комфортабельности гостиниц по категориям...

Конституция Республики Беларусь 1994 г. определила основные положения организации и деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора заточным и единообразным исполнением законов в Беларуси. В Конституции провозглашено...

Правовое регулирование деятельности прокуратуры

Правотворческий процесс в субъектах Российской Федерации

В настоящее время, как известно...

Приобретение прав на земельные участки

Принят Государственной Думой 4 июля 2007 года Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года Статья 2 "Если иное не установлено федеральными законами...

Создание специализированной сыскной полиции в Петербурге в 1866 году

Еще на ранних стадиях становления Российского государства складывались различные формы и методы борьбы с уголовной преступностью. Основная тяжесть по розыску виновных ложилась на самих пострадавших...

Создание специализированной сыскной полиции в Петербурге в 1866 году

Высочайшим указом от 13 декабря 1866 года была упразднена городская стража и было создано новое подразделение - стража полицейская. Основными территориальными подразделениями в Петербурге стали участки во главе с частными приставами...

Создание специализированной сыскной полиции в Петербурге в 1866 году

Статус депутата представительного органа местного самоуправления (на примере города Боготола)

Поскольку новый Федеральный закон, принятый совсем недавно, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации»: Принят Госдумой 16. 09.2003 // www.akdi.ru/duma.ru существенно меняет права органов местного самоуправления...

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Контрольная работа

По истории органов внутренних дел

Выполнил: Курсант 101 учебной группы

Рядовой милиции

Суворов А.О.

Проверил: Доктор исторических наук

Доцент кафедры

Отечественной истории

Полковник милиции

Сичинский Е.П.

Челябинск

План

Вступление.3

1. История закона о создании сыскных отделений.4

2. Герои сыскной полиции.7

3. Управление сыскных отделений.10

Заключение13

Список используемой литературы:15

Вступление.

Начало XX века было обусловлено настоятельной необходимостью в создании специальных органов, которые занимались бы оперативно-розыскной деятельностью или розыском при раскрытии уголовных преступлений.

Именно для этого 6 июля 1908 года был принят закон, который получил название Об организации сыскной части, в соответствии с которым в городах и уездах при полицейских управлениях создавались сыскные отделения.

Следует сказать, что сыскные отделения существовали ещё до 1908 года, однако они существовали только в столицах и наиболее крупных городах страны. Когда в силу вступил закон о создании сыскных частей, то весь накопленный потенциал и опыт, должен был пойти на благо страны.

В цель моей работы входит раскрытие содержания самого закона, а также показать, как он повлиял на страну в целом, и на милицию в частности. Также в мои цели входит показать, чем этот закон полезен, и ценен для своего времени.

1. История закона о создании сыскных отделений.

Для начала следует пояснить, что концу XIX началу XX было свойственно при создании новых органов, правительство руководствовалось лишь корректированием и обобщением уже имеющихся. В свою очередь закон от 6 июля 1908 года формулировал задачу сыскных отделений, как производство розыска по делам общеуголовного характера. Однако чины сыскных отделений обладали всеми правами и обязанностями, присвоенные полиции судебными уставами. Из этого следует, что сыскные отделения, кроме оперативно-розыскных действий, должны проводить дознания по уголовным преступлениям, а также выполнять отдельные поручения прокуроров и судебных следователей.

Начиная с Петербурга, сыскное отделение которого было создано ещё в 1866 году, подобные организации стали формироваться в других крупных городах страны. К 1906 году к таким городам относились Москва, Киев, Варшава, Рига, Одесса, Ростов-на-Дону и Баку. Вместе с перечисленными городами, было создано 89 сыскных отделений. Однако их штат был более, чем скромными от 8 до 20 сотрудников. В связи с этим, полиции было достаточно трудно бороться с преступностью в таких условиях.

В 1908 году специально для организации и руководства сыскных отделений в составе Департамента полиции создаётся восьмое делопроизводство. Это подразделение возглавляли известные деятели сыска: вначале В.И. Лебедев, а затем А.Ф. Кошко. В свою очередь закон от 6 июля 1908 года предусматривал как подчинение сыскных отделений этому ведомству, так и контроль за ними прокурорско-судебным аппаратом. Это выражалось в следующих факторах:

1. Начальники сыскных отделений назначались и увольнялись по предварительному договору между губернатором и прокурором окружного суда.

2. Лица прокурорского надзора имели право давать непосредственные поручения чинам сыскных отделений относительно производства розыскных действий.

Позднее, 9 августа 1910 г. выходит в свет Инструкция чинам сыскных отделений, которая утверждала положения предыдущего закона. Однако данная инструкция ещё и наделяла сыскные чины значительными полномочиями. Теперь при расследовании, сыскные чины могли работать как гласно, так и негласно. Кроме того, для создания большей безопасности и борьбы с преступностью полицейские сыска должны были стремиться к единению с сотрудниками общей полиции, причём, это содействие должно быть взаимным.

Работа сотрудников сыскных отделений строилась в большей степени по принципу специализации или так называемому линейному принципу, в котором выделялись три основные группы преступлений:

  1. Убийства, разбои, грабежи и поджоги.
  2. Кражи и участие в воровских организациях. Сюда же относились конокрады, взломщики, карманники, железнодорожные и магазинные шайки.
  3. Мошенничество, подлоги, обманы, фальшивомонетничество, подделка документов, шулерство, аферизм, контрабанда, продажа женщин в дома терпимости и за границу.

Из-за постоянной нехватки рабочих сил, чиновников распределяли на три основных группы согласно специализации, и лишь в некоторых случаях формировались дополнительные отделения, которые получали более узкую специализацию. Как исключение, в сыскных отделениях создавался особый четвёртый отряд, который получил название летучий. Он был создан с целью постоянного дежурства в театрах, вокзалах, для обходов, несения дневной и ночной патрульной службы на улицах и рынках. Подобному обходу подвергались практически все места массового скопления людей.

Район деятельности сыскного отделения был ограничен пределами ведения полицейского управления, в которое оно входит, но существовал ряд исключений. К таким исключениям относилось особое поручение руководства или разрешение окружного прокурора. Благодаря таким исключениям полицейские сыска могли проводить расследования по всей губернии до самой границы, пока их не заменят органы местной полиции.

Обо всех проведённых операциях против преступности, начальник сыскного отделения был обязан уведомить окружного прокурора. В свою очередь, полицейские надзиратели и городовые сыскных отделений могли получить поручение непосредственно от чина прокурорского надзора, однако при исполнении задания, были обязаны уведомить своего непосредственного начальника.

Подводя итог, можно сказать, что сыскная полиция имела определённые права и обязанности, которых не было прежде, однако каждый их шаг находился под контролем.

2. Герои сыскной полиции.

Наиболее ярким примером уголовного розыска того времени без сомнения можно назвать Аркадия Францевича Кошко (1867 1928). Это был поистине русский Шерлок Холмс. Окончив Казанское пехотное училище, он получил назначение в полк, однако надолго он там не задержался. Своё истинное значение он обрёл в области криминалистики. Поступив рядовым инспектором в Рижскую полицию, он за короткое время смог стать её начальником. В 1908 году царским указом был назначен на должность Московской сыскной полиции, после чего сумел создать стройную систему розыскного аппарата.

В воспоминаниях А.Ф.Кошко описывал методы и средства борьбы с преступностью дореволюционной уголовной полиции, которую можно разделить по следующим категориям:

1. Работа негласных сотрудников.

2. Перлюстрация писем.

3. Контроль за телефонными разговорами.

4. Квартиры-ловушки.

5. "Личный сыск".

6. Внедрение в преступные группировки.

7. Опора на "общественность". Сюда обычно относились публикации в газетах о розыске, информирование заинтересованных учреждений и пр.

Также А.Ф. Кошко разработал и активно применял способ идентифицировать преступника с помощью дактилоскопии. Этот метод пользовался в работе полиции, что привлекло к нему внимание других стран. Позднее многие страны начали использовать его на практике, особенно в Англии.

Также одним из героев сыскной полиции можно назвать Ивана Егоровича Бояра, который в течение 25 лет владел столом приводов Московской сыскной полиции. За это время он приобрёл удивительную прозорливость. Руководствуясь лишь интуицией и логикой, он мог найти улики даже при самых сложных ситуациях. И когда остальные методы уже не имели эффективности, Иван Егорович без сомнения мог сказать, что же на самом деле произошло на месте преступления.

Нельзя не отметить директора Департамента полиции А. А. Лопухина, который активно боролся с предрассудками среди населения в области негативного образа сотрудника полиции.

Заслуживает внимания и В.И. Лебедев. Вместе с Джунковским они боролись над решением проблем, которые сплошь и рядом окружали министерство внутренних дел:

Слабое техническое оснащение личного состава

Бессистемность делопроизводства

Небрежное расходование сыскного кредита

Недостаточную слаженность действий сыскных отделений и органов общей и политической полиции, наличие между ними конкуренции

Отсутствие летучих отрядов

Недостаточную конспиративность сыска

Случаи бесцельной жестокости при личном задержании и провокационного использования негласной агентуры.

С этими проблемами боролись и многие другие сотрудники сыскных отделений, но Лебедев и Джунковский придавали этому особое внимание и старались привлечь к этому окружающих.

Не человеком, но, безусловно, героем сыскной полиции можно смело отметить дрессированную собаку при московском питомнике, по кличке Треф. Она своим чутьём неизменно оказывала помощь полиции при Московском сыскном отделении. По городу ходили слухи, что своим лаем она безошибочно могла определить не только, что человек преступник, но и то в чём именно он совершил преступление. Если она лаяла один лаз на человека, то его можно было признать. Тявкнет раз, стало быть вор, а тявкнет два " убивец".