Основания для альтернативной службы. Альтернативная служба в вооруженных силах российской федерации

(кликните, чтобы открыть)

Более подробно о том, что такое альтернативная гражданская служба, условия и требования, предъявляемые к ней мы поговорим далее в статье.

Однако, одного желания призывника недостаточно. Окончательное слово за призывной комиссией. Именно она может сделать заключение, на основании которого гражданину будет предписана альтернативная гражданская служба, условия и требования к которой установлены в ФЗ Об альтернативной гражданской службе.

Отметим, что в альтернативном случае у призывника нет возможности отсрочить или быть освобожденным от службы. Такое положение прописано в п. 3 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ (закон об альтернативной гражданской службе).

Альтернативная гражданская служба: условия и требования

Как и в случае с военной службой, все начинается с повестки, которой предшествует поданное заявление — прохождение альтернативной службы. Повестка о прохождении альтернативной службы должна включать некоторые пункты:

  1. место, где будет проходить альтернативная служба в армии;
  2. срок прибытия в военный комиссариат.

В указанный срок призывник должен явиться в военкомат и получить следующие документы:

  1. предписание для убытия к месту, где будет проходить альтернативная военная служба. Документ выдается под расписку от уполномоченного лица военкомата;
  2. удостоверение и учетную карточку служащего по альтернативной схеме.

Данные документы должны быть выданы в соответствии с:

  • п. 32 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256 ;
  • ст. 13, 14 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ .

Срок альтернативной службы составляет от 18 до 21 месяца, в зависимости от того, где предпочитает служить призывник: в качестве гражданского персонала в воинской части либо в гражданском учреждении.

Кто имеет право на альтернативную службу? По закону — это лица, которые ввиду своих философских или религиозных убеждений не могут служить в действующей армии, а также представители народов Крайнего Севера, ведущие традиционное хозяйство.

Ст.2, Федеральный закон №113-ФЗ гласит, что:

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Альтернативная гражданская служба: список профессий и места прохождения

Если призывник проживает в той же стране, где и призывается, то вариантов несколько. Он может проходить службу в больницах, учреждениях социальной защиты и других организациях, которые находятся в ведомстве федеральных органов исполнительной власти. Также есть возможность отдать долг родине в организации, находящейся в ведомстве органов исполнительной власти субъектов РФ. Третий вариант – вооруженные силы РФ и другие воинские формирования. В данном случае призывник будет выступать в роли гражданского персонала.

Интересно

Если гражданин РФ постоянно проживает за пределами страны, он также может пройти альтернативную службу. В данном случае он имеет право на проживание в общежитии, которое соответствует санитарным нормам и предоставляется бесплатно.

Интересующимся тем, что такое альтернативная гражданская служба, список профессий, на основании которых возможно прохождение альтернативной службы, можно легко найти в сети Интернет. Такой список разрабатывает Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Перед тем, как военный комиссариат вынесет решение о возможности причисления призывника к числу альтернативных служащих, она учитывает некоторые детали.

  1. К альтернативному призыву подлежат граждане, которые достигли 18 лет, но при этом не достигли 28 лет.
  2. Образование. В большинстве случаев, граждане со средним образованием направляются на воинскую службу. Если получено среднее специальное образование, это говорит о том, что лицо может уже работать, а значит и быть альтернативным призывником;
  3. Специальность и квалификация;
  4. Опыт работы. В основном, влияет на шансы занимать рабочее место на постоянной основе;
  5. Состояние здоровья. Трудовые инвалиды вполне могут рассчитывать на альтернативную службу;
  6. Семейное положение. Родитель двоих детей имеет шансы на альтернативные войска;
  7. Потребность работодателей в трудовых ресурсах.

Процедура проходит в несколько шагов:

  1. Заключение срочного трудового договора. В течение трех дней работодатель сообщит об этом военкомату и органу исполнительной власти, в ведомстве которой находится организация.
  2. Отметка в учетной карте о прибытии в компанию. Исполнительный срок исключен. Все особенности в соответствии с п. п. 40, 41 Постановления Правительства РФ от 28.05.2004 N 256.
  3. Предоставление бесплатного общежития, социальной одежды и обуви, средств личной защиты – если необходимы для выполнения работ, связанных с профессией.

Отношения между работодателем и работником-призывником регламентируются Трудовым кодексом РФ. В том числе в вопросах оплаты. Заработную плату призывник получает, согласно утвержденным заработным платам организации с учетом налоговых и страховых вычетов. При этом за работником не сохраняется право на добровольное расторжение трудовых отношений по собственной инициативе.

У альтернативного служащего есть право на ежегодный отпуск в 28 календарных дней. В отдельных случаях, указанных в ст. 17 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ, возможен более длительный отпуск.

Альтернативная военная служба в РФ предусматривает и ряд ограничений. Так, например, при прохождении альтернативной службы жить вместе с теми, кто проходит воинскую службу запрещено.

Подпишитесь на свежие новости

Вот уже пять лет в Российской Федерации действует закон «Об альтернативной гражданской службе». У россиян появилась возможность, не поступаясь моральными принципами, отдать стране свой конституционный долг гражданина.

Понятие альтернативной гражданской службы

Альтернативная гражданская служба (АГС) - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву (ст. 1 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»).

Кого направляют на АГС

Законодательство предусматривает только два, вернее три основания, по которым призывник вправе ходатайствовать перед призывной комиссией о направлении его на альтернативную службу:

• несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
• он относится к коренному малочисленному народу , ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Срок подачи заявления о направлении на АГС

• до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
• до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Кто принимает решение о направлении на АГС

Решение о направлении на альтернативную гражданскую службу принимает призывная комиссия (ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Именно призывной комиссии вам придется доказывать свое право на отказ от оружия и военной формы. Поэтому прежде чем предстать перед комиссией, советуем запастись свидетелями, которые могли бы, например, подтвердить ваши религиозные убеждения. Это может быть священнослужитель, знающий вас лично, и другие лица. К заявлению можно приложить документы, подтверждающие ваши взгляды (статьи в СМИ, переписка и так далее).

Доказывать свою принадлежность к малочисленному народу с одной стороны просто, с другой – не совсем. Национальная принадлежность гражданина в официальных документах указывается только с его согласия, либо вовсе не указывается. При этом у наших граждан врожденная аллергия на любое отражение собственной национальности в документах, оставшаяся еще с советских времен. Кроме того, официальная наука еще до конца не определилась с тем, по каким признакам определяется национальность: по месту рождения, отцу или матери. С другой стороны, на «альтернативу» может претендовать призывник только в том случае, если он ведет традиционный образ жизни и занимается традиционными промыслами. То есть, если вы предстанете перед призывной комиссией в национальном костюме алеута и с тушей тюленя за спиной в качестве подарка заседающим, то, скорее всего, у комиссии к вам не возникнет никаких вопросов…

В случае необходимости получения дополнительных сведений и документов, призывная комиссия может направить соответствующий запрос.

Комиссия принимает решение в течение месяца с момента окончания срока для подачи заявления о направлении на альтернативную службу. В случае направления запроса срок рассмотрения заявления может быть продлен еще до одного месяца (ч. 3 ст. 12 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»).

Возможные причины отказа гражданину в направлении его на АГС

• он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;
• характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
• в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
• он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
• ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

Обжалование решения комиссии

Если вас по каким-то причинам не устраивает решение призывной комиссии, то вы вправе обжаловать его в трехмесячный срок, либо в вышестоящий орган (не рекомендуется), либо непосредственно в суд. Для этого вам необходимо получить копию решения комиссии, которую вам обязаны выдать в течение трех дней с момента принятия решения и обратиться с соответствующей жалобой в суд. Более подробно с порядком обжалования можно ознакомиться .

Сроки службы

Особенности прохождения АГС

В отличие от обычных военнослужащих-срочников, с гражданином, проходящим АГС, в обязательном порядке заключается срочный трудовой договор со всеми вытекающими последствиями: оплатой труда в установленном размере, нормированным рабочим днем, обеспечением рабочей одеждой и обувью, ежегодным оплачиваемым отпуском и прочими благами цивилизации. Организация, в которой проходит службу «альтернативщик», обязана обеспечить его жильем. Кроме того, он подлежит социальному и пенсионному страхованию (ст. 20 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»).

Граждане, являющиеся представителями коренного малочисленного народа, направляются для прохождения АГС в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

В свою очередь прохождение АГС подразумевает под собой ограничение прав и свобод гражданина (ст. 21 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»), в частности, гражданин не вправе:

• отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на него срочным трудовым договором;
• занимать руководящие должности;
• участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;
• совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;
• заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями;
• покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где он проходит АГС, без согласования с представителем работодателя;
• прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;
• оставлять рабочее место и покидать организацию, где он проходит АГС, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

В российском законодательстве предусмотрено такое понятие, как альтернативная гражданская служба. Представляет она собой замену традиционной воинской службе по призыву. Однако это не означает, что все желающие могут получить такую замену.

Общая информация

Под альтернативной службой понимается трудовая деятельность граждан, которая приравнивается к воинской, включается в трудовой стаж, оплачивается в соответствии с установленными нормами. Регулируется вопрос замены армии на трудовую деятельность Федеральным законом от 25.07.2002 г. №113-ФЗ, Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Кто может рассчитывать на замену

Законодательство четко регулирует категории граждан, которые могут получить замену.

Так, рассчитывать на нее могут те, кто в силу своих убеждений или выбранной веры не могут служить в армии. Например, буддисты, которым противоречит обучение военному делу, оружие и прочие атрибуты, или пацифисты, которые отрицают насилие, как таковое.

Кроме того альтернативная служба может быть выбрана теми, кто относится к малочисленным коренным народам, ведущим определенную хозяйственную деятельность и промыслы.

В число рассчитывающих на замену не входят лица нетрадиционной сексуальной ориентации , однако ими может быть подано заявление на рассмотрение комиссии. Решение об удовлетворении такого заявления остается на усмотрение военного комиссариата и главы Администрации района.

Ст.2, Федеральный закон №113-ФЗ:

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
Скачать и распечатать бесплатно

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Возрастная категория

Как и в случае с традиционным призывом, к альтернативному подлежат граждане, которые достигли 18 лет, но при этом не достигли 28 лет .

Заработную плату призывник получает, согласно утвержденным заработным платам организации с учетом налоговых и страховых вычетов. При этом за работником не сохраняется право на добровольное расторжение трудовых отношений по собственной инициативе.

Работодатель в свою очередь тоже не имеет права уволить работника-призывника, однако вправе пожаловаться в военный комиссариат на нарушения со стороны сотрудника. Рабочий день и время труда определяется внутренним распорядком организации.

За военнообязанными, выбравшим гражданскую работу, сохраняются военные льготы, но не денежное довольствие.

Все заработанные по АГС средства считаются собственностью работника. Он имеет право распоряжаться ими по своему усмотрению.


Ст.20, Федеральный закон №113-ФЗ:

Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

Виды работ

По установленным правилам, работа обычно предлагается низкоквалифицированная. То есть та, которая не требует наличия специальных знаний или умений.

Чаще всего по гражданской работе мужчин направляют по следующим направлениям:

  • помощник повара;
  • подсобный рабочий;
  • сварщик;
  • столяр;
  • уборщик;
  • санитар.

Выбор осуществляется, исходя из данных, имеющихся в Центре занятости населения. Там, где не хватает рабочих специальностей, временно устраиваются для гражданской работы мужчины по призыву.

При наличии у мужчины среднего специального образования его могут временно направить на более узконаправленную работу — программистом, поваром, врачом, медбратом.

При наличии противопоказаний к определенной работе ее могут заменить на надлежащую при наличии на то оснований.

Где проходит АГС

Согласно Федеральному закону №113, АГС проходят в субъектах федерации, в которых мужчины постоянно не проживают.

Точно так же, как и в случае с обычным призывом в армию.

После подачи заявления комиссариат выдает уведомление о получении на руки заявителю. Рассмотрение заявления происходит исключительно в присутствии гражданина. Определение места работы происходит с участие главы Администрации на основании имеющихся вакансий в регионе проживания призывника или регионах, где мужчина не зарегистрирован.

Подать заявление можно позже в том случае, если действующая отсрочка закончилась позже установленного срока. Мужчине надлежит известить военкомат, к которому он присоединен, не позднее 10 рабочих дней с момента окончания отсрочки.

О коренных малочисленных народах

Если призывник относится к данной категории, то на него распространяются такие же правила, как и на других альтернативных призывников. При этом в качестве места работы обычно предлагаются те должности, на которых требуется выполнять ту же работу, что выполняют остальные коренные малочисленные народы.

Например, саамы обычно направляются на оленеводческие фермы или рыболовецкие производства.

Ответственность за уклонение

Гражданин, который выбрал замену армии, не имеет права уволиться с места работы по собственному желанию. Более того уклоняться от своих обязанностей он тоже не вправе.

В случае уклонения на него возлагаются меры наказания, которые могут включать в себя штраф, арест или обязательные работы на усмотрение суда . Работа взамен армии является таким же призывом, и такой же военной обязанностью, как и прохождение службы в армии.

Штрафные санкции могут достигать 200 тысяч рублей или заменены обязательными работами, период и характер которых определяется судом.

Ст.328, Уголовный кодекс РФ:

  1. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
  2. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Пока не предвидится никаких изменений, которые могли бы коснуться альтернативной службы. Федеральный закон №113 остается в силе без каких-либо предварительных изменений.

По неофициальной статистике, гражданам может быть предложено около 60 гражданских профессий и примерно столько же должностей. При этом право выбора остается за местной администрацией и военным комиссариатом. Работа, в основном, предлагается низкоквалифицированная. Альтернативную службу в основном проходят по месту жительства мужчины.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Альтернативная гражданская служба. Комментарии юриста

21 декабря 2016, 20:36 Мар 3, 2019 13:50

Россия – правовое многонациональное государство. Конституцией страны предусмотрена воинская повинность. Но некоторые религии не допускают использование оружия. Поэтому в отношении определенных категорий граждан предусмотрена альтернативная служба в армии.

Что такое альтернативная служба в армии?

Альтернативная гражданская служба – это трудовая деятельность, осуществляемая на благо общества и государства вместо военной службы по призыву. Простыми словами, это выполнение работы по конкретной специальности в течение определенного промежутка времени на условиях, установленных законодательством о прохождении АГС.

ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»

На основании положений Конституции был разработан закон «О прохождении альтернативной гражданской службы». Нормативный акт был принят 25 июля 2002 года под номером 113.

Согласно документу попасть на альтернативную службу могут:

  • Призывники, для которых служба в армии идет вразрез с установленными моральными принципами и религией.
  • Лица, относящиеся к немногочисленному коренному населению, ведущему традиционную деятельность.

Временем, в течение которого лицо не приемлет военное дело, может быть вся сознательная жизнь, а может - несколько месяцев после определенного события.

Альтернативная гражданская служба - условия и требования

Условия и требования для прохождения АГС:

  • Возраст призывника - от 18 до 27 лет.
  • Отсутствие противопоказаний к прохождению службы. Если имеется заболевание, то оформляется военный билет с пометкой, что служба не может быть пройдена по состоянию здоровья, или предоставляется отсрочка. Такой гражданин может пойти на государственную гражданскую службу, но это не будет являться АГС.
  • Направление на АГС возможно только при наличии поданного заявления (лично или почтой).
  • Есть основания для замены военной службы на гражданскую.

Воспользоваться правом не могут:

  • лица, не имеющие оснований для освобождения от военной службы;
  • лица, освобожденные от прохождения службы по состоянию здоровья;
  • лица, имеющие отсрочку по призыву.

Основной перечень профессий при прохождении АГС

Направления:

  • учреждения здравоохранения и психологические диспансеры;
  • социальная деятельность;
  • охранные объекты (конвоирование преступников);
  • сфера культуры, образования, строительства;
  • военные учреждения, где предусмотрена гражданская служба.

Важно: полный перечень профессий и должностей, на которых осуществляется прохождение АГС, установлен Приказом Минтруда РФ от 13 февраля 2015 года № 85Н.

К основному перечню профессий и должностей относятся:

  • лица, с определенным уровнем квалификации;
  • граждане, имеющие техническое образование;
  • призывники, имеющие познания или опыт в области торговли;
  • лица, имеющие опыт ведения сельского хозяйства;
  • молодые специалисты с законченным высшим образованием.

Как попасть на альтернативную службу в армии?

Возможность прохождения АГС предусмотрена только в случае подачи заявления в военкомат. Документ подается лично или направляется заказным письмом в следующие сроки:

  • до 1 апреля - для призывников осенне-зимнего периода;
  • до 1 октября включительно – в отношении призывников весенне-летнего призыва.

Заявление подается в свободной форме. В нем обязательно должны быть отображены причины, по которым лицо не может служить в армии. К заявке прикладываются следующие бумаги:

  • автобиографические данные;
  • характеристика с места работы или учебы;
  • справка о составе семьи;
  • копия диплома об образовании или аттестата.

Взамен выдается расписка о принятии документов. Заявление рассматривается на заседании призывной комиссии в присутствии призывника.

Желательно на комиссию взять свидетелей, способных подтвердить вероисповедание и моральные убеждения призываемого лица. В качестве свидетелей не могут выступать близкие родственники. После заслушивания доводов принимается решение. Осенним призывникам результат сообщается до 1 ноября, весенним – до 1 мая.

Предоставляется отрицательный ответ в следующих случаях:

  • при подаче бумаг позже предусмотренного срока;
  • предоставленная характеристика не соответствуют аргументам призывника;
  • при неявке по вызову дважды;
  • при наличии имеющегося отказа от АГС.

К неявке по уважительным причинам относятся:

  • заболевание, ставшее причиной утраты способности к труду;
  • болезнь близкого родственника или его смерть;
  • непредвиденные ситуации (ДТП, ураган и т.д.).

Место прохождения АГС

АГС проходит индивидуально или в составе групп:

  • в организациях органов исполнительной власти и подведомственных структурах;
  • в подведомственных организациях органов исполнительной власти субъекта;
  • в воинских формированиях при наличии мест гражданских служащих;
  • в учреждениях, подведомственных органам местного самоуправления.

Лицо, относящиеся к малочисленной национальной группе, отправляется для прохождения гражданской службы в учреждение, занимающееся традиционным хозяйством.

Срок альтернативной службы

Время прохождения службы составляет:

  • для лиц, направленных после 01.01.2008 года, - 21 месяц;
  • для призывников, проходящих службу в организациях, подотчетных Министерству обороны, после 01.01.2008 года, – 18 месяцев.

С призывником заключается срочный трудовой договор на определенный законом период.

В срок АГС не засчитывается:

  • время отбывания уголовного или административного наказания;
  • время дополнительного отпуска при обучении;
  • время отпуска по уходу за ребенком;
  • проезд к месту отдыха или обратно при предоставлении отпуска;
  • время прогула;
  • период недопущения к работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Льготы граждан на альтернативной службе

При прохождении альтернативной военной службы лицо имеет следующие привилегии:

  • бесплатный проезд к месту прохождения службы (исключение - такси);
  • использование ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • бесплатный проезд к месту новой работы на АГС и к месту жительства после увольнения со службы;
  • обеспечением бесплатным жильем на период трудовой деятельности.

Также предоставляется весь перечень социальных и трудовых гарантий в зависимости от занимаемой должности и профессии.

Ответственность за уклонение от прохождения АГС

За уклонение от АГС предусмотрена уголовная ответственность. Согласно ст. 328 УК предусмотрены следующие виды наказаний:

  • штраф в размере до 80 тыс. руб. или заработка лица до полугода;
  • работы обязательного характера до 480 часов;
  • арест сроком до полугода.

Таким образом, помимо срочной военной службы предусмотрена альтернативная гражданская. Ею вправе воспользоваться лица с определенными религиозными или моральными убеждениями, а также граждане малочисленного коренного населения страны, занимающиеся традиционным промыслом или хозяйством. К АГС допускаются лица при наличии поданного заявления с указанием фактов, подтверждающих невозможность прохождения службы в армии.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее - граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Альтернативная гражданская служба

1. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу

1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования (далее - призывная комиссия) принято соответствующее решение.

2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе":

имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

не подлежат призыву на военную службу;

имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы

1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

4. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы

1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 21 месяц.

2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 18 месяцев.

3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:

прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;

время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы

1. Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.

Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.

3. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.

4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.

Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;

ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;

направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;

ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;

контролируют исполнение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях, где граждане проходят альтернативную гражданскую службу;

Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:

представляют в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;

заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;

организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;

контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае уклонения граждан от альтернативной гражданской службы принимают меры по привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.

Статья 7. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы

Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и социальных гарантий гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов организаций и внебюджетных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время

Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Глава 2. Организация направления граждан на альтернативную гражданскую службу

подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также - заявление);

рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;

явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;

явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и настоящим Федеральным законом.

3. На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

4. Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в порядке, определяемом положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Статья 11. Подача гражданами заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

2. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.

В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

3. Военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.

Статья 12. Рассмотрение заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

1. Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.
О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

2. Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:

выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

анализа документов, представленных гражданином;

анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.

3. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.

При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).

4. Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;

характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;

ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

5. Уважительными причинами неявки гражданина на заседание призывной комиссии при условии документального подтверждения причин неявки являются:

заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

6. Гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

7. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения.

Статья 13. Медицинское освидетельствование гражданина и принятие решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу

1. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в сроки, определенные военным комиссариатом, проходит медицинское освидетельствование и является на заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

2. Медицинское освидетельствование граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" для граждан, подлежащих призыву на военную службу.

3. Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при отсутствии оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.

Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу может быть принято только после достижения им возраста 18 лет.

4. В случае неявки гражданина на заседание призывной комиссии без уважительных причин, определенных пунктом 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, он подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Статья 14. Направление гражданина к месту прохождения альтернативной гражданской службы

1. К месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссар в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

2. Гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, является в военный комиссариат в срок, указанный в повестке военного комиссариата, и получает под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы.

Гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки.

Статья 15. Разрешение споров, связанных с направлением граждан на альтернативную гражданскую службу

Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае обжалования гражданином указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.

Глава 3. Прохождение альтернативной гражданской службы

Статья 16. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы

1. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

3. Перевод гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую осуществляется по основаниям и в порядке, которые определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

4. По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.

Статья 17. Отпуск гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу

1. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.

2. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Глава 4. Права, обязанности и ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

Статья 18. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

1. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, есть совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане приобретают статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, с началом альтернативной гражданской службы и утрачивают его с окончанием альтернативной гражданской службы.

3. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, в соответствии с положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы выдаются документы, подтверждающие прохождение ими альтернативной гражданской службы.

Статья 19. Права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, предоставляемые им льготы, гарантии и компенсации

1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются льготы, гарантии и компенсации, связанные с особым характером их трудовой деятельности.

2. Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.

Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях.

Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы на должностях и по профессиям, которые связаны с выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, засчитывается в стаж, дающий право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. За гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу. При этом он не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

4. За гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии - на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации.

5. За гражданином, направленным на альтернативную гражданскую службу в период его обучения в образовательном учреждении, при увольнении с альтернативной гражданской службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в то образовательное учреждение и на тот курс, где он обучался до направления на альтернативную гражданскую службу.

6. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения.

Указанным гражданам предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации для лиц, совмещающих работу с обучением. При этом им не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время).

7. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Медицинская помощь гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы.

8. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы.

Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы, компенсируются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно, компенсируются за счет средств работодателя в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Условия и оплата труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

1. Продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Исполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей при участии в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу; при необходимости проводится без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего гражданину участие в указанных мероприятиях, определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

2. Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

3. Организации, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, бесплатно обеспечивают общежитием граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу вне территории, где они постоянно проживают.

Размещение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, не допускается.

4. Обеспечение специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты и иное материальное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, осуществляются организациями в порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для соответствующего вида работ.

5. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 21. Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и ограничения их прав и свобод

1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обязаны:

соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и другие федеральные законы, выполнять требования, установленные настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, локальными нормативными актами организаций;

соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на них срочным трудовым договором.

2. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе:

отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;

занимать руководящие должности;

участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;

совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами;

покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;

прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;

оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Статья 22. Ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу

Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы.

Глава 5. Увольнение с альтернативной гражданской службы

Статья 23. Основания и порядок увольнения с альтернативной гражданской службы

1. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:

по истечении срока альтернативной гражданской службы;

в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

2. Гражданин имеет право на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

3. Порядок увольнения гражданина с альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

4. Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.

Решение должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти либо должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу. Работодатель производит соответствующую запись в трудовой книжке гражданина о причинах прекращения срочного трудового договора.

При прекращении срочного трудового договора работодатель обязан выдать гражданину в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку.

5. Работодатель после прекращения срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, обязан в течение трех рабочих дней уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Статья 24. Зачисление граждан, прошедших альтернативную гражданскую службу, в запас

1. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, на военные сборы не призываются.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 26. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613) следующие дополнения:

пункт 1 статьи 27 дополнить абзацем следующего содержания:

пункт 1 статьи 29 дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:

"представитель соответствующего органа федеральной государственной службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).";

пункт 2 статьи 55 дополнить подпунктом "п" следующего содержания:

"п) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу.".

Президент
Российской Федерации
В. Путин