Основания подачи в розыск. Что такое федеральный розыск? О группах поиска пропавших людей

Разберемся, в каких случаях объявляют в розыск пропавшего человека, куда подается заявление о розыске, какие признаки совершения преступления в отношении пропавшего могут быть.

Как ищут пропавших?

Розыск людей осуществляется различными государственными органами. В случае объявления в розыск лица, подозреваемого и обвиняемого в совершении преступлений, его поимкой занимаются Органы внутренних дел РФ или Следственного комитета РФ. Эти же органы ищут лиц, пропавших без вести. Розыском сбежавших осужденных или лиц, уклоняющихся от отбывания наказания, занимаются органы Федеральной службы исполнения наказаний. Также оперативно-розыскная деятельность может проводиться ФСБ РФ, Таможенными органами, Службой внешней разведки и некоторыми другими органами (ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Исполнительным розыском должника или ребенка, как правило, когда один из супругов препятствует другому видеться с ним, занимаются судебные приставы в соответствии со ст.ст. 62, 64, 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве». При этом они вправе привлекать для розыска людей сотрудников ОВД РФ.
Поисками пропавших также занимаются добровольцы из поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». У добровольцев есть опыт привлечения к поискам сотен человек для прочесывания леса и жилых массивов. Кроме того, «Лиза Алерт» поможет широко распространить информацию о пропавшем через интернет. Обратиться к добровольцам можно по телефону горячей линии 8-800-700-54-52.

Как узнать, в розыске ли человек?

Чтобы узнать, ищут человека или нет, на сайтах всех перечисленных организаций можно воспользоваться специальными базами розыска людей. Например, по интернет-адресу https://мвд.рф/wanted можно получить сведения из базы данных «Розыск» о пропавшем ребенке, заполнив небольшую форму и указав адрес электронной почты, на который будет выслана информация. В этой базе осуществляется розыск по фамилии, имени и отчеству, дате рождения ребенка.
Кроме того, на этой же странице сайта МВД есть раздел, где можно найти информацию о вознаграждении за помощь в поимке особо опасных преступников, скрывающихся от правосудия.
В разделе «Внимание, розыск!» на сайте МВД есть информация о поиске опасных преступников.

Куда можно обращаться, если пропал человек?

Сообщения о пропавших людях могут направляться в полицию и Следственный комитет, при этом в зависимости от наличия или отсутствия признаков преступления в таких сообщениях они могут передаваться ими друг другу по подследственности. В случае наличия признаков преступления в отношении людей, находящихся в розыске, обращение должно рассматриваться СК РФ (п.п. 5, 9 Приказа МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ от 16 января 2015 г. N 38/14/5).
После того, как сообщение поступит в полицию, для проверки обстоятельств безвестного исчезновения лица оперативный дежурный дежурной части территориального органа МВД России незамедлительно:
- выясняет в ходе приема сообщения о безвестном исчезновении лица все связанные с этим обстоятельства;
- информирует об этих обстоятельствах дежурного следователя Следственного комитета РФ (СК РФ) или руководителя следственного органа СК РФ либо его заместителя;
- собирает дежурную следственно-оперативную (оперативную) группу, которая работает на месте происшествия под руководством следователя СК РФ (п.п. 4, 6 Приказа).
Если же в заявлении о розыске человека не содержатся признаки преступления, следователь вправе не выезжать на место происшествия (п.7 Приказа). В этом случае проверка также проводится, но поручается оперативнику ОВД РФ (п.8 Приказа). Если оперативники ОВД РФ обнаруживают признаки преступления в ходе розыскных мероприятий, об том составляется рапорт и сообщение передается для рассмотрения по подследственности, уведомляется прокурор (п.п. 16, 17). При поступлении дела в СК РФ возбуждается уголовное дело, проводятся оперативно-поисковые мероприятия. Если их результатом не стало обнаружение гражданина и уголовное дело прекращается, дело вновь передается в полицию, где открывается розыскное дело. Исчезновение ребенка согласно п.10 Приказа всегда является основанием предполагать совершение преступления. Исполнительный розыск ребенка, его особенности указаны в ст. 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Признаки совершения преступления в отношении разыскиваемого

Примерный перечень признаков преступления в отношении пропавшего человека дан в п. 10 Приказа МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ от 16 января 2015 г. N 38/14/5:
- отсутствие намерения беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания (пребывания);
- отсутствие смертельного заболевания, а также заболевания, которое может вызвать потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве;
- наличие дома личных документов, вещей (одежды) и денег, без которых он не может обойтись при продолжительном отсутствии;
- наличие денег и ценностей, которые могли заинтересовать преступников;
- гражданин пропал без вести вместе с автотранспортом;
- не менее 3 суток нет сведений о его судьбе и местонахождении;
- безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его имущества;
- наличие в каком-либо из мест, связанных с пропавшим, следов преступления, либо наличие пояснений о возможном его совершении, сведений преступной деятельности или связях пропавшего;
- отсутствие заявления о розыске человека или его запоздалая подача от родственников или иных близких лиц;
- наличие каких-либо конфликтных или неразрешимых ситуаций, а также угроз в адрес пропавшего;
- продолжительное неполучение зарплаты и иных соцвыплат;
- поспешное решение членами семьи вопросов, решение которых говорит об уверенности в том, что пропавший не вернется (переоформление его имущества, сожительство супруги с другим лицом и т.д.);
- исчезновение несовершеннолетних, сотрудников органов госвласти, лиц, занимающихся проституцией.

Заявление в полицию о розыске людей

Заявление о пропавшем без вести человеке принимается, регистрируется и рассматривается безотносительно к давности и месту его исчезновения, к наличию или отсутствию сведений о о месте его проживания, полных анкетных данных и фотографии, сведений об уже известных случаях его безвестного исчезновения (п.3 Приказа МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета РФ от 16 января 2015 г. N 38/14/5). Заявление может быть подано в устной или письменной форме, о принятии заявления, которое может быть подано любым гражданином, выдается талон-уведомление (п.34,35 приказа МВД России от 29 августа 2014 г. N 736).
При обращении в отдел внутренних дел человеку, заявляющему о пропаже, рекомендовано:
- при себе иметь паспорт и документы, содержащие сведения о пропавшем человеке; вспомнить особые приметы пропавшего человека, сведения о отсутствующих или вставных зубах, тех или иных хронических заболеваниях;
- вспомнить приметы одежды, вещей, которые могли быть у него с собой;
- сообщить анкетные данные, род деятельности, занятий, увлечения, родственные и близкие связи, маршрут возможного следования;
- сообщить о наличии денежных средств, банковских карт, мобильного телефона;
- сообщить о намерениях, обстоятельствах, предшествующие исчезновению, взаимоотношениях с окружающими, психическом состоянии пропавшего.

Генерал-лейтенант внутренней службы Александр АВДЕЙКО, начальник Договорно-правового департамента МВД России, Заслуженный юрист Российской Федерации.

В настоящее время серьёзную обеспокоенность в обществе вызывает тема поиска без вести пропавших граждан.

20 марта 2015 года в Министерстве юстиции России прошёл государственную регистрацию приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 года № 38/14/5, утверждающий новую Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц (публикуется в этом номере).

Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнёрской модели взаимоотношений с обществом. Общественное доверие и поддержка граждан - важнейший принцип деятельности полиции. Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Приём, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.

Достаточно серьёзную обеспокоенность в обществе вызывает в настоящее время проблема поиска без вести пропавших граждан. Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества - несовершеннолетним.

Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определённому правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.

В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 года № 70/122) фактически не применялся.

В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.

Для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика безнадзорности среди несовершеннолетних, профилактика преступлений и иных правонарушений, причём совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.

Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, становится потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).

Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7% ниже, чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние четыре года в среднем только по одному из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, пред­усмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбуждённого уголовного дела.

Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаи­модействия правоохранительных органов.

Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что даёт основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14).

В чем принципиальные отличия нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан? Несомненным преимуществом новой Инструкции является чёткая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приёме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения. Разграничена компетенция следователя СК России и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.

Существенно расширен и уточнён перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение лица с автотранспортом или со средствами мобильной связи, наличие при без вести пропавшем лице значительных денежных средств или других ценностей и т.д.

Определён механизм ведомственного контроля и прокурорского надзора за указанной деятельностью.

Данные новеллы обес­печат качественное рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении граждан, своевременное осуществление всего комплекса розыскных мер и установление местонахождения лица.

Действие Инструкции распространяется на розыск абсолютно всех пропавших граждан без деления их на какие-либо категории. В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Назначение полиции - незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В этой связи положения Инструкции обес­печат надлежащее рассмотрение сотрудниками полиции и следователями Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

В контексте данного вопроса следует отметить, что полиция осуществляет розыск лиц, которые пропали без вести или утратили связь с родственниками; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

У граждан часто бытует мнение, что с заявлением о безвестном исчезновении гражданина можно обратиться в полицию только спустя трое суток. Также нередко возникают вопросы: кто должен выступать в качестве заявителя, чтобы не отказали в приёме заявления? Насколько правомерно требование о том, что с таким заявлением должен обратиться родственник?

Отвечая на эти вопросы, скажу сразу, что суждения по поводу трёх суток вымышлены и не имеют под собой никакой правовой основы. Именно поэтому в третьем пункте Инструкции установлено: «сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приёму, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения». Данное положение вытекает из требований Федерального закона «О полиции» и иных нормативных правовых актов.

Например, в соответствии с Инструкцией о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях, утверждённой приказом МВД России от 29 августа 2014 года № 736, заявления и сообщения о преступлениях, происшествиях подлежат обязательному приёму во всех территориальных органах МВД России. При этом очень важно отметить, что приём сообщений о преступлениях и происшествиях осуществляется круглосуточно. Меры реагирования на такие сообщения принимаются сразу же.

Что касается второй части вопроса. В жизни происходит так, что зачастую с заявлением о пропаже человека обращаются именно родственники или иные близкие лица. Но это не означает, что другое лицо (сосед, коллега, знакомый и т.д.) лишён права заявить об этом. В этом смысле законодательством не установлено никакого перечня лиц, поэтому с рассматриваемыми заявлениями, равно как и с заявлением о любом правонарушении, может обратиться каждый человек.

С учётом установленной компетенции правоохранительных органов я бы советовал обращаться по поводу исчезновения человека в органы внутренних дел Российской Федерации или следственные органы СК России. Но это не исключает возможности обращения в любой иной правоохранительный орган. Однако надо учитывать, что в таком случае может пострадать оперативность реагирования на заявление, поскольку неуполномоченный правоохранительный орган в конечном счёте направит его по подведомственности в органы внутренних дел или СК России.

Следует отметить, что деятельность по розыску без вести пропавшего регламентируется не только рассматриваемой Инструкцией, но и законодательными и иными подзаконными актами (например, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-разыскных деятельности», приказ МВД России от 29 августа 2014 года № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях», приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 года № 72 «Об организации приёма, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».

В общих чертах алгоритм реагирования на сообщения о безвестном исчезновении лица состоит в следующем. При поступлении сообщения выясняются обстоятельства его исчезновения, возраст, образ жизни, круг знакомых, близких, место его работы, предположительное место нахождения, наличие в собственности недвижимого имущества, автотранспортных средств и другие обстоятельства. Особое внимание уделяется выяснению обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

К таким обстоятельствам, наряду с указанными выше, относятся, например, отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания, отсутствие у без вести пропавшего лица заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве, наличие по месту проживания без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у без вести пропавшего лица событий, участие в которых для него является важным (сдача экзамена, защита диссертации и других), безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его собственности, отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице (либо запоздалое или несвоевременное его направление) от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать, внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица, поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом), безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией и т.д.

На место происшествия направляется следственно-оперативная (оперативная) группа из числа сотрудников органов внутренних дел, а при наличии указанных обстоятельств также следователь следственного органа СК России, который осуществляет руководство данной группой.

Проверка сообщения о безвестном исчезновении лица, в котором отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о совершении преступления в отношении данного лица, поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел.

Взаимодействие правоохранительных органов в розыске без вести пропавших основывается на принципе разграничения компетенции следственных органов СК России и органов внутренних дел, критерии которого в достаточной степени определены Инструкцией. При наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления, рассмотрением сообщения о безвестном исчезновении лица должен заниматься следственный орган СК России, а при отсутствии - орган внутренних дел. В то же время, даже если в момент получения сообщения отсутствуют сведения, указывающие на данные обстоятельства, но они устанавливаются в последующем в ходе розыска, то орган внутренних дел передаёт соответствующие материалы в следственный орган СК России.

Персональная ответственность за обеспечение исполнения требований Инструкции в рамках ведомственного контроля возложена на руководителей органов внутренних дел и следственных органов СК России.

Вместе с тем Инструкцией предусмотрено, что разрешение споров между ведомствами относится к компетенции прокурора, который осуществляет надзор в целом за этой деятельностью.

19.06.2015

– ситуация, к сожалению, знакомая многим гражданам РФ. Безусловно, обстоятельства не очень приятные, но паниковать при наличии таковых точно не стоит.

Обнаружив пропажу человека, необходимо максимально быстро организовать его поиски. Но кто может стать инициатором поисковых работ? В какой форме составить заявление? Куда его подать? Давайте разбираться.

Паниковать не нужно!

Повторимся, обнаружив пропажу человека, главное – не паниковать. В первую очередь, необходимо провести детальный анализ возникшей ситуации. Как минимум, важно максимально минимизировать шансы того, что пропавший, как говорится, загулял или же намеренно не выходит на контакт с близкими.

Если пропажа человека и серьезность ситуации подтвердились, то придется проделать следующее:

  • Первоочередно отправьтесь в ближайший отдел правоохранительных органов. Осведомите дежурного о случившемся и попросите у него форму для составления заявления.
  • Грамотно составив документ, указав в его содержании все, что поможет в поисках пропавшего, сдайте его полномочным лицам. Никаких отговорок по типу «приходите на 3-ий день пропажи» не принимайте, о пропаже человека должно быть принято здесь и сейчас, вне зависимости от того, как долго исчезнувшего лица нет на связи. Данный порядок определен законодательно, а точнее — 144-145 статьями Уголовно-Процессуального Кодекса РФ и Приказом Генпрокуратуры РФ и МВД РФ от 27 февраля 2010 года под номером 70/122 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан».
  • После этого постарайтесь проверить все места возможного нахождения пропавшего, возможно, он будет найден. Не лишним будет в процессе подобной проверке опрашивать знакомых пропавшего или иных лиц, которые могли видеть его до исчезновения.
  • Последним шагом будет обращение в добровольные организации, проводящие мероприятия по поиску пропавших граждан. Узнать о наличии подобных объединений можно на Интернет-ресурсах вашего населенного пункта.

Стоит отметить, что от оперативности проведения описанных выше мероприятий во многом зависит успешность последующих поисков. Поэтому с организацией последних не затягивайте и старайтесь начать искать пропавшего как можно скорее после его исчезновения.

Кто может подать заявление

Заявление о пропаже человека может подавать не только член семьи

Итак, как было выяснено в предыдущем пункте статьи, заявить о пропаже человека можно вне зависимости от срока давности данного явления. Но кто же вправе инициировать поиски? Попробуем разобраться.

На самом деле, согласно действующему законодательству РФ, подать заявление о пропаже человека имеет право любое лицо, заинтересованное в этом действии, например:

  • близкие или дальние исчезнувшего лица;
  • друзья или товарищи последнего;
  • работодатель или сотрудники пропавшего;
  • иные граждане РФ, которые желают отыскать человека по каким-либо своим мотивам.

Отказ заявителю в принятии бумаги по причине «недостаточной близости к пропавшему» или подобным обстоятельствам не допустим, и является полноценным нарушением закона со стороны сотрудников полиции. При наличии подобных обстоятельств требуйте от сотрудников правоохранительных органов аргументации действий, а при отсутствии таковой – жалуйтесь на бесчинство сотрудников, предварительно подав заявление об исчезновении лица в другой отдел полиции.

Дабы точно удостовериться, что заявление приняли, и поиски будут организованы, обязательно после подачи документа потребуйте у полномочного лица ФИО сотрудника оформившего заявление и регистрационный номер документа. Имея данную информацию, при отсутствии должного исполнения обязанностей со стороны сотрудников полиции в будущем их можно будет наказать.

Как правильно составить заявление и куда его отнести

К сожалению, статистика безвести пропавших неутешительная…

Как стало ясно из представленной ранее информации, заявление о пропаже человека необходимо подавать полицию. Отделение госоргана обязано принят бумагу вне зависимости от того, по месту жительства заявителя она предоставляется или нет, насколько полно информационное содержание заявления и есть ли у заявителя доказательства того, что он напрямую заинтересован в поисках пропавшего.

Отказ по подобным причинам является незаконным, что уже наказывается согласно УК РФ и КоАП РФ. Что касается непосредственно составления заявления, то оно должно содержать:

  • в правом верхнем углу листа формата “А4” указывается то, кому и от кого подается данное заявление (ФИО начальника ОВД, полное наименование ОВД, ФИО и адрес заявителя);
  • чуть ниже прямо по центру – название бумаги в произвольной форме, но содержащее слово «ЗАЯВЛЕНИЕ»;
  • далее по центру – подробное, максимально точное и лаконичное описание возникшей проблемы и указание просьбы заявителя относительно полиции предпринять меры по поиску пропавшего (здесь важно указать всю известную информацию об исчезнувшем лице, данные об его предполагаемом и последнем местонахождении, а также иные сведения, которую помогут в поиске пропавшего);
  • в левом нижнем углу – подпись и дата подачи заявления.

Для лучшего понимания сути написания заявлений о пропаже гражданина не лишним будет рассмотреть следующий пример:

Начальнику Пятницкого ОВД по городу Москва – Иванову И.И.
От гражданина Брошена Петра Петровича, проживающего по адресу: г. Москва, ул. Капиталиста, дом 14, квартира 7

ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРОПАЖЕ ЧЕЛОВЕКА

Более суток назад мною – Брошеным Петром Петровичом, была обнаружена пропажа моей жены – Брошеной Инессы Павловной, родившейся 12 апреля 1980 года, проживающей по адресу г. Москва, ул. Капиталиста, дом 14, квартира 7, и работающей по адресу г. Москва, ул. Советская, дом 178.

На звонки пропавшая не отвечала, на связь иным образом не выходила, на работе ее нет. Пропала 23 февраля 2017 года, не вернувшись с работы в положенные 20:00 вечера. Обычно отправлялась домой на 21-ом автобусе от остановки на своем месте работы прямиком до дома.

Ссылаясь на вышесказанное и нормы законодательства РФ, прошу, организовать поиски моей жены незамедлительно.

В общем виде, грамотно составленное заявление о пропаже человека выглядит примерно так, поэтому использование его в качестве образца, при необходимости составления аналогичной бумаги, будет довольно-таки правильным решением.

Пропавших стоит искать до последнего…

Резюмируя сегодняшний материал, рассмотрим советы следователя полиции о том, как действовать при пропаже близкого вам человека. Итак, рекомендации таковы:

  1. После подачи заявления требуйте от полицейских незамедлительно начинать поисковые работы по обнаружению пропавшего. Как минимум, полиция должна начать оперативно-розыскные мероприятия и опрос тех лиц, которые последними могли видеть пропавшее лицо.
  2. Обязательно запросите распечатку последних звонков исчезнувшего человека. Возможно, она даст некоторые наводки и поможет в поиске гражданина.
  3. Несмотря на профессионализм полицейских, игнорировать обращение в добровольческие поисковые отряды не стоит. В более чем 25 % случаев с пропажей лиц на территории РФ именно добровольцы находят пропавших.
  4. Всегда придерживайтесь принципа 48 часов. Дело в том, что около 70 % найденных людей находятся именно по истечению двух суток после пропажи, поэтому в данный отрезок времени нужно действовать с наибольшей активностью.
  5. Никогда не паникуйте и не мешайте профильным госслужбам выполнять поиски. Постоянные звонки следователю или добровольцам только замедлят поиски, поэтому прибегать к таким действиям заинтересованным в поиске пропавшего гражданам точно не стоит.

Пожалуй, на этой ноте наиболее важная информация по рассматриваемой сегодня теме подошла к концу. Надеемся, статья была для вас полезна. Удачи в организации поисков, а еще лучше – пусть они обойдут вас сторон!

И еще немного полезной информации о ситуации, когда пропал человек — в видео:

Федеральный розыск - это комплекс оперативно-розыскных, поисковых и информационно-справочных и иных действий ОВД, направленный на обнаружение разыскиваемого лица, при котором используется сигнальная система всех оперативно-справочных учетов ИЦ и адресных бюро МВД, УВД регионов, входящих в РФ.

Розыск осуществляется в отношении лиц:

а) обвиняемых, подсудимых, осужденных, подозреваемых;

б) уклоняющихся от исполнения решений судов по искам;

в) без вести пропавших;

г) утративших связь с родственниками;

д) не способных сообщить о себе установочные данные;

е) а также при идентификации неопознанных трупов.

Федеральный розыск объявляется тогда, когда меры местного розыска исчерпаны, а местонахождение обвиняемого не установлено.

Сроки объявления в фед розыск:

1) Немедленное объявление, после принятия процессуального решения о производстве розыска:

Привлеченные к уголовной ответственности за совершение тяжк и особо тяж преступлений

Совершившие побег из мест л/с и предварительного заключения или из под стражи вооруженные о.о. либо имеющие при себе вещества, применение которых может привести к гибели людей, причинить вред здоровью.

2) По истечению 3 мес с момента объявления местного:

Привлеченные к уголовной ответственности за совершение преступлений небольшой и сред тяжести

Лица пропавшие без вести

3) По истечению 6 мес с момента объявления местного:

Объявление в федеральный розыск производится по постановлению, которое выносится ОВД, осуществляющим местный розыск. Одновременно сотрудником заполняются информационно-поисковые карты (ИПК) на связи разыскиваемого и места его вероятного появления. При получении дополнительных данных о разыскиваемом или связях в ИПК вносятся коррективы.

Постановление, подписанное начальником ОВД, вместе с розыскным делом и ИПК направляется в розыскное подразделение вышестоящего органа внутренних дел.



Розыскные подразделения МВД, УВД, получив материал и, проверяют обоснованность объявления в федеральный розыск, передают постановления и ИПК на связи и места появления разыскиваемых в ИЦ. Розыскное дело возвращается инициатору розыска.

Информационный центр МВД, УВД, сделав отметку об объявлении федерального розыска в статистической карточке, направляет постановление об объявлении федерального розыска в ГИЦ МВД РФ. Одновременно заполняется и высылается в ГИЦ контрольная карточка. При наличии дактилоскопической карты на разыскиваемого, не состоящего на централизованном дактилоскопическом учете, ИЦ снимает с нее фотокопию, а оригинал направляет в ГИЦ МВД РФ, ИПК на связи и места возможного появления разыскиваемых лиц вводятся в автоматизированный банк данных.

Работник горрайоргана внутренних дел, выявляя дополнительные связи или места возможного появления разыскиваемого, заполняет на них ИПК и направляет в ИЦ МВД, УВД. Розыскные подразделения МВД, УВД периодически, но не реже одного раза в квартал, анализируют сведения АБД о местах возможного появления разыскиваемых и их связях. На основе анализа, руководителями МВД, УВД принимаются управленческие решения о направлении в регионы оперативно-розыскных групп для проведения необходимых мероприятий по установлению разыскиваемых.

Тактика реализации розыска лиц, пропавших без вести, имеет сходство с розыском укрывшегося обвиняемого. Кроме сведений о личности, его связях, образе жизни выясняются события, предшествовавшие его исчезновению.

Если меры федерального розыска не дали ожидаемых результатов, или есть основание считать, что лицо находится за пределами РФ, то объявляется международный розыск.

Билет

Понятие и значение личного сыска; его задачи; субъекты; объекты и места проведения; документальное оформление.

личный сыск – это комплексный метод ОРД кот примен-ся сотр-ми опер подр-ий (и в опред пределах др сотрудниками ОВД) закл-ся в непосредственном (личном) распознании (установлении) лиц, представл опер интерес, прогнозировании их прест поведенияи затем в применении к нему предусмотр законом мера также в обнаружении фактов прест деятельности неизвестных ОВД, предметов, вещей и событий имеющих отношение к преступлениям.

Объект: лица, факты, события, предметы и вещи представл опер интерес. Однако предметы ЛС интересуют сотрудников не только для то чтобы использовать их в качестве вещ доков по УД но и для тго чтобы через них выйти на лиц, представляющих опер интерес.

К предметам представляющим опре интерес относятся: похищенные предметы находящиеся в розыске, предметы кот запрещены.

Субъект: опер сотрудники, сотр-ки опер-поиск подраздел.

Субъект, осуществляющий ОРМ личным сыском, может сообразно обстановке действовать как гласно, так и негласно, опрашивать и проводить наблюдение, осматривать помещение, участок местности где он находится, наблюдать за объектом ОРМ, наводить справки в отношении конкретного лица, устанавливать и отождествлять его личность и др.

Значение личного сыска:

1. Предупреждение преступлений: выявляя применением методов личного сыска причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимая меры в пределах прав, предоставленных законом, к их устранению, НМ могут эффективно предупреждать совершение преступлений;

2. Выявление, преследование, задержание преступника по "горячим следам" т.к. зная приметы преступника, его повадки, привычки, проявив наблюдательность и оценив общую обстановку НМ может установить и задержать преступника в короткое время после совершения преступления

3. Выявление лиц, готовящихся совершить, совершающих или ранее совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, суда или следствия совершивших побег из мест лишения свободы; 4. Обнаружение похищенного имущества, мест его хранения и сбыта, орудий совершения преступления и иные доказательства по делу.

Задачи: выявление лиц, представляющих оперативный интерес, установление события преступления, обнаружение похищенного имущества и иных предметов и явлений, указывающих на признаки приготовления или совершения преступления, на основе установления сходства или тождества по заранее известным свойствам и признакам.

Оформление:

1)рапорт – когда опер сотрудник дол доложить вышестоящему начальнику о рез-ах и получить соответ указания.

2) справка- необходимо зафиксировать выявленные путем лич сыска факты кот вполне м.б использованы для др ОРМ.

3) акт – для фиксации фактов (соб-ий) если в процессе ЛС их наблюдали представители общественности.

Должника, его имущества или исполнительный розыск ребенка при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.

1.1. Под исполнительным розыском должника, его имущества или исполнительным розыском ребенка (далее - розыск) понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску (далее - судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск), предусмотренные настоящей статьей исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка.

1.2. В целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации, на основании запроса центрального органа о розыске ребенка.

2. Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или ребенка, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя. Объявление розыска является основанием для осуществления такого розыска на территории Российской Федерации, а также в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств.

3. По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей, а также требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании либо о передаче ребенка, порядке общения с ребенком или требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. По исполнительным документам, содержащим другие требования, судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск:

1) должника по исполнительному документу неимущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника;

2) должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей;

3) имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей.