Основатель экономической теории прав собственности. Понятие теории прав собственности. Вопросы для самоконтроля

В современной экономической теории получило развитие целое направление экономического анализа, именуемое неоинституционализмом. Одной из наиболее известных теорий этого направления является экономическая теория прав собственности.

У истоков теории прав собственности стояли два известных американских экономиста - Р.Коуз, лауреат Нобелевской премии 1991, почетный профессор Чикагского университета и А.Алчиан, профессор Лос-Анжелесского университета.

Во-первых, в своих исследованиях они оперируют не привычным для нас понятием "собственность", а используют термин "право собственности". Не ресурс сам по себе является собственностью, а право по использованию ресурса - вот что составляет собственность.

Полное право состоит из следующих восьми элементов:

1. Право ведения, т.е. право исключительного физического контроля над благами.

2. Право использования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя.

3. Право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ.

4. Право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ.

5. Право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага.

6. Право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды.

7. Право на передачу благ в наследство.

8. Право на бессрочность обладания благом.

Кроме того, существует два элемента:

1. Ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга.

Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т.д.) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. Эти отношения представляют нормы поведения по поводу благ, которые любой человек должен соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения. Иначе говоря, права собственности есть не что иное, как определенные "правила игры", принятые в обществе. Права собственности - это права контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Именно права собственности определяют, каким именно образом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса.



Вторая отличительная черта теории права собственности заключается в том, что феномен собственности выводится в ней из факта ограниченности ресурсов. Поэтому институт собственности является единственно возможным институтом разрешения проблем "несоразмеримости между надобностью и доступным распоряжению количеством благ" (Менгер К. Основания политической экономии. М., 1992).

Такое несоответствие привело к тому, что основным способом формирования отношений собственности становится ограничение количества (числа) собственников. Таким образом, отношения собственности - это система ограничения доступа к ресурсам (т.е. свободный доступ к ним) означает, что они - ничьи, что они не принадлежат никому или что-то же самое - всем. Такие ресурсы не составляют объекта собственности. При их использовании между людьми не возникают экономические (рыночные) отношения.

В хозяйственной деятельности людей известны три основных правовых режима: частной собственности, государственной собственности и смешанные (на основе этих двух) правовые режимы.

Право частной собственности означает, что отдельное физическое или юридическое лицо обладает всей совокупностью из перечисленных выше восьми прав собственности или некоторыми из них. Например, вы можете обладать первым-четвертым из перечисленных выше прав, но не обладать остальными правами. Комбинация этих прав с учетом того, что ими обладают различные физические, и юридические лица могут быть весьма разнообразными. Поэтому можно говорить о разнообразии форм частной собственности.



Право государственной собственности означает, что всем множеством прав или различными его компонентами обладает исключительно государство, причем, чем в большей степени все восемь прав на подавляющую массу ограниченных ресурсов реализуется государством, тем в большей степени система хозяйствования претендует на звание иерархии.

Современная хозяйственная система развитых западных стран является "смешанной экономикой": во-первых, определяющим способом передачи информации в них является механизм ценовых сигналов; во-вторых, в частной собственности находится ограниченная доля ресурсов, главным из которых является капитал; в-третьих, термин "смешанная экономика" отражает то, что в чистом виде не существует ни стихийных процессов, ни иерархии, т.е. нет правового режима только частной собственности и только государственной собственности. Речь идет о некоем "третьем пути", по которому идут такие страны как США, Великобритания, Швеция, Япония, Южная Корея и т.п. Более того, решение расширить границы государственного сектора с неизбежность будет усиливать иерархические компоненты в данной системе хозяйственных связей и чревато нарастанием трансакционных издержек, которые могут перечеркнуть благие намерения, с которыми связано усиление роли государства в экономике.

Понятие «пучка прав собственности» было предложено английским юристом А. Оноре. Оно включает 11 элементов (прав): 1) право владения; 2) право пользования; 3) право управления; 4) право на доход; 5) право на «капитальную ценность» вещи, предполагающее право на отчуждение, потребление, промотание, изменение или уничтожение вещи; 6) право на безопасность; 7) право на передачу вещи по наследству или по завещанию; 8) бессрочность; 9) обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других способом; 10) ответственность в виде взыскания; 11) остаточный характер.

По признаку присвоения все многообразие форм собственности можно свести к трем группам: индивидуальная, коллективная и государственная.

Индивидуальная включает в себя личную собственность на предметы потребления и домашнего обихода, личное подсобное хозяйство, индивидуальную трудовую деятельность. В этом типе собственности все ее аспекты представлены в одном лице или семье.

Коллективная представлена кооперативами, коллективными, арендными предприятиями, товариществами, акционерными предприятиями и др. Кооперативная форма собственности широко распространена в большинстве стран мира. Основной сферой деятельности кооперативов является переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции. На территории бывшего СССР коллективная собственность была представлена колхозами и потребительскими обществами на селе. Разновидностью коллективной собственности является и акционерная собственность.

Государственная собственность бывает общегосударственной, региональной и муниципальной.

Типы и формы собственности.

Различают типы и формы собственности на средства производства: частную и общественную. Частная собственность выражает отношения обособленного присвоения средств производства, а, следовательно, и его результатов, отдельными субъектами – собственниками данных средств. Частная собственность выступает как :частная индивидуальная трудовая собственность, основанная на личном труде собственника и труде членов его семьи; частная собственность, основанная на применении наемного труда. Общественная собственность означает совместное присвоение средств и результатов производства. В рамках частной и общественной собственности существуют многообразные формы собственности : 1) Собственность государственная – имущество, принадлежащее государству, главным образом на такие объекты, функционирование которых оказывает решающее влияние на развитие экономики страны. Государственная собственность может быть общенародной, или региональной. 2) Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее органам местного самоуправления. 3) Собственность граждан – имущество граждан (предметы потребления, средства производства для ведения подсобного хозяйства, жилье, предметы домашнего хозяйства, средства передвижения и т.п.). 4) Собственность коллективная и корпоративная – имущество, принадлежащее нескольким совладельцам. К коллективной собственности относятся предприятия товариществ, к корпоративной -акционерных обществ. 5) Собственность общественных организаций – имущество, принадлежащее общественным объединениям (организациям), являющимся юридическими лицами. Важную роль играют экономические формы реализации собственности , к которым можно отнести: а) доходы в виде заработной платы, прибыли, ренты, процента; б) систему экономических отношений (интересов); в) конкретные народнохозяйственные результаты.

14. Преобразование форм собственности в экономических системах.

Прежняя экономическая система, существовавшая в России, характеризовалась наличием государственной и кооперативной форм собственности при господствующей роли государственной собственности и фактическом огосударствлении и контроле государства за развитием кооперативной и личной собственности. Перераспределение прав собственности, которое происходило внутри существовавших форм собственности, не затрагивало перераспределения экономической власти в целом в экономической системе. Лишь во второй половине 1980-х гг. начались интенсивные изменения собственности, затрагивающие не только перераспределение прав, но и изменения форм собственности.

Выбор направлений и форм преобразований после 1991 г. в переходной экономике России осуществлялся в ходе острых дискуссий. Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

Приватизация происходила в России главным образом в форме акционирования государственных предприятий. Под приватизацией понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки граждан, трудовых коллективов и юридических лиц. Разгосударствление имело целью перераспределение таких правомочий, как управление, использование части дохода без смены форм собственности.

Приватизация государственной и муниципальной собственности в России начиналась под лозунгами «народной приватизации». Высшими руководителями страны не раз повторялось, что нам нужны не сотни тысяч, а десятки миллионов собственников; было обещано сделать граждан России подлинными хозяевами. Между тем, если на момент окончания ваучерной приватизации около 50 % акций находилось в собственности работников, то к концу 1996 г. таких акций было не более 20 %, которые к тому же не выплачивались, а если и выплачивались, то в чисто символических размерах.

Продать акции большинства предприятий за удовлетворительную цену тоже не представлялось возможным ввиду их неликвидности: их можно было продать (и продавали) по символической цене.

В итоге работники, которые и получили акции, стали, скорее, собственниками номинальными, а не реальными, т. е. произошло не соединение, а еще большее отчуждение работников от капитала.

Основные особенности российской приватизации

Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимущества. Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям. Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности.

Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления выбрано превращение государственной собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований госсобственности, связанные с перераспределением прав собственности. В результате российская модель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти социальными слоями общества.

Приоритет социально-политических целей над экономическими. Российская модель не учитывала критериев экономической эффективности осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности. Имущество государственных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 1980-х гг.

Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась отторжением от собственности основной массы населения и сосредоточием государственной собственности и потоков доходов у олигархических групп.

Форсированиеразвития фондовогорынка. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий директивно приватизировалась в виде превращения государственных предприятий в открытые акционерные общества, сам процесс приватизации явился основным фактором развития фондового рынка.

Следует отметить, что акции приватизированных российских предприятий и образуемый ими фондовый рынок существенно отличаются от их классических аналогов. Особенность состоит в том, что если классические (обычные) акции являются порождением реального инвестиционного процесса и обмена акций на реальные активы, то акции, вошедшие в фондовый рынок в переходной экономике России, обменивались на фиктивные активы в виде ваучеров, за которыми не стояло реального инвестиционного процесса. Курсовое поведение акций предприятий, акционированных в порядке приватизации, не отражало реальные инвестиционные процессы или экономическую эффективность представляемых ими предприятий.

Если рассматривать приватизацию в динамике, то можно выделить ее основные этапы.

Доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала главным образом сферу социальной инфраструктуры: торговлю, бытовое обслуживание, общественное питание и т. д.

Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50 до 80 % стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.

Послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды появления стратегических инвесторов.

Залоговые аукционы. Государство с целью покрытия дефицита государственного бюджета отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что государство, отдавая в залог пакеты акций, не планирует их возвращения и не резервирует средства на возвращение кредитов.

В последние годы приватизация приобрела постепенный характер, поскольку основной массив государственных и муниципальных предприятий уже приватизирован.

Важное значение в процессе приватизации в настоящее время имеют конкурсные продажи принадлежащих государству пакетов акций крупных компаний.

Процесс перераспределения собственности в России еще не завершен, но уже сложилась новая реальность в виде социально-экономической среды функционирования экономики. Это важнейший итог приватизации.

1. Переходная экономика - это переходное состояние от одной экономической системы к другой. Выделяют следующие основные черты переходной экономики: многоукладность, неустойчивость развития, длительность.

2. Существует два основных направления преобразований в переходной экономике: формирование рыночной системы и преобразование структуры национальной экономики. Становление рынка происходит через либерализацию экономики, структурные преобразования, институциональные преобразования.

Либерализация экономики - это система мер, направленная на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, предпринимательства, а также открытости экономики.

Структурные преобразования - это преобразования отношений собственности через разгосударствление и приватизацию.

Институциональные преобразования - это создание условий для действия рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления экономикой и т. д.

3. Под приватизацией понимают продажу или безвозмездную передачу государственной собственности в руки граждан, трудовых коллективов и юридических лиц. Если рассматривать приватизацию в динамике, то можно выделить следующие ее основные этапы: доваучерный, ваучерный (чековый), послечековый (денежный), залоговые аукционы и конкурсные продажи принадлежащих государству пакетов акций крупных компаний.

Собственность можно рассматривать двояко. С одной стороны, как режим собственности, как важнейший институт, с другой -- как отдельные права, являющиеся элементами целостной системы. В первом случае собственность выступает как «правила игры», регулирующие отношения между людьми по поводу ограниченных ресурсов. Во втором случае собственность трактуется как пучки правомочий, имеющиеся у того или иного индивида. В последнем качестве она рассматривается как право индивида определять все возможные способы использования активов. Права собственности возникают в связи с существованием относительной редкости благ и касаются их использования. При этом в понятие блага включается обозначение всего, что приносит человеку пользу или удовлетворение. Оно охватывает полномочия как над материальными, так и над нематериальными объектами, вплоть до неотчуждаемых личных свобод, В то же время права собственности являются видом социальных правил. Они представляют собой такие, санкционированные и принятые в обществе поведенческие отношения между экономическими агентами, которые определяют перечень возможных способов использования ограниченных ресурсов как исключительное право отдельных индивидов или групп.

Таким образом, права собственности можно рассматривать как фактически действующую в обществе систему исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Они закрепляются не только государственной властью, но и, традициями, нормами, и поэтому действительно являются «правилами игры», принятыми в обществе. Т. о, права собственности не сводятся исключительно к формальным правовым нормам, действенность которых подкрепляется карательной силой государства, а подкрепляются социальными правилами поведения. Видом социальных правил является и механизм формирования прав собственности на ресурсы. Однако в любом случае права собственности определяются и гарантируются некоторой управляющей структурой (или порядком), т. е. системой законов и норм, а также инструментами, защищающими этот порядок. Обеспечение порядка может быть чисто внутренним, когда соблюдение экономических правил является актом добровольного экономического выбора или же гарантироваться ожиданиями возможных санкций за их нарушение. И именно властные полномочия определяют механизмы формирования прав собственности как механизма исключительного доступа к ресурсам, выступающего основой их рационирования.. Наиболее полное определение прав собственности, предложено английским юристом А. Оноре. Оно включает 11 элементов, важнейшими из которых являются:

1. право владения, т. е. исключительного физического контроля над вещью;

2. право пользования, т. е. личного использования вещи; право управления, т. е. решения, как и кем вещь может быть использована;

3. право на доход, т. е. на блага, проистекающие от предшествующего личного пользования вещью или от разрешения другим лицам пользоваться ею;

4. право на «капитальную стоимость» вещи, предполагающее право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение вещи.

К элементам, включенным Оноре в полное определение прав собственности, относятся также: право на безопасность, т. е. иммунитет от экспроприации; право на переход вещи по наследству или по завещанию; бессрочность; запрещение вредного использования, т. е. обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других способом; ответственность в виде взыскания, т. е. возможность отобрания вещи в уплату долга; ожидание «естественного» возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи или в случае утраты ею силы по любой иной причине. Совокупность всех элементов предполагает определение прав собственности как исключительных. важнейшими являются права, определяющие, какие варианты использования актива законны. Сюда входят как право трансформировать и уничтожать актив, так и право получать доход от его использования и заключать с другими индивидами контракты об условиях. получения дохода, а также на определенное время передавать право собственности на актив другой стороне, т. е. право отчуждать его. права собственности -- это вид социальных правил. И потому важным элементом защиты прав собственности является содержание не только органов правопорядка, но и сферы образования в той мере, в какой она обеспечивает информирование людей о существующих правовых и социальных условиях обмена. Иными словами, важен процесс социализации, обусловливающий соответствующее исполнение обязательств, что значительно снижает издержки по их защите

Создатель концепции прав собственности американский экономист А. Алчиан считает, что собственность – это «правовой режим» и использует понятие «правa собственности», т. е. правa, определяющие разрешенные способы использования ресурсов, благ и услуг.

Для общества собственность – это правила, регулирующие отношения между хозяйствующими субъектами, а для отдельного субъекта – это совокупность (пучок) прав (правомочий) на использование ресурсов. Полный «пучок прав» состоит из нескольких элементов, перечень которых дается в литературе, но чаще используется перечень впервые предложенный в 1961 г. английским юристом А. Оноре. Элементы этого перечня следующие.

1. Право владения, т. е. право исключительного физического контроля над благами.

2. Право использования, т. е. право применения полезных свойств благ для себя.

3. Право управления, т. е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ.

4. Право на доход, т. е. право обладать результатами от использования благ.

5. Право суверена, т. е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага.

6. Право на безопасность, т. е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды.

7. Право на передачу благ в наследство.

8. Право на бессрочное обладание благом.

10. Право на ответственность в виде взыскания, т. е. возможность взыскания блага в счет уплаты долга.

11. Право на остаточный характер, т. е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

Этот перечень прав входит в «правовой режим», который определяет правила пользования и распоряжения благами.

Правовой режим в экономике – это нормы (правила) поведения людей при использовании ими ограниченных ресурсов, нормы, установленные обществом (либо законами государства, либо административными распоряжениями, либо традициями, обычаями и т. д.). Например, нельзя брать чужое.

Правовой режим касается поведения людей по поводу использования экономических ресурсов, а не поведения на улице. Как отмечал П. Хейне в книге «Экономический образ мышления», правовой режим – это «правила игры» в экономике, правила, необходимость которых вызвана ограниченностью ресурсов.

Таким образом, теория прав собственности объясняет отношения собственности с позиций ограниченности ресурсов и необходимости их рационального использования. Об этом говорил еще представитель маржинализма К. Менгер в книге «Основания политической экономии» (1871 г.), где он подчеркивал, что в основе собственности лежит тот факт, что количество благ меньше по сравнению с потребностями в них. Разрешить эту проблему ограниченности ресурсов можно только с помощью института собственности.

Логика понятна, если ресурсы ограничены, должен быть собственник, т. к. только собственник способен их рационально использовать, относиться к ним бережно. Несобственник их не бережет, он равнодушен к ним, безучастен к их сохранности в лучшем случае, а в худшем – их расхищает.

Из этого вытекает «исключительный» характер отношений собственности, иными словами, отношения собственности – это система «исключения из доступа к ресурсам». Кого-то надо не допускать к использованию ресурсов, кого-то исключать. (Как правило, тех, кто их не ценит, не умеет рационально использовать).

Свободный доступ к ресурсам означает, что они ничьи, что они не принадлежат никому, или, что то же самое, – всем. Ресурсы, которые принадлежат всем (например, воздух), не составляют объекта собственности, считают представители этой теории, т. к. между людьми по поводу использования этих ресурсов не возникают экономические, рыночные отношения.

Такой взгляд на собственность как на особый правовой режим (нормы поведения людей) по использованию ограниченных ресурсов, порождает вопрос: как в стране создать оптимальный режим отношений собственности?

Для этого необходимо, во-первых, специфицировать (перечислить) все права собственности на ресурсы, например так, как это сделал А. Оноре; во-вторых, внедрить в стране систему исключений из доступа к ресурсам. Например, права собственности не раздавать бесплатно, а продавать, тогда не у всех будет к ним доступ, а те, кто купил, будут их ценить (бесплатное не ценится). Можно вводить законы, разрешающие покупать права собственности только специалистам. Так в странах Западной Европы разрешается брать землю в аренду для сельскохозяйственного производства только лицам с соответствующим дипломом (образованием).

Такой правовой режим отношений собственности изменит поведение субъектов экономики, заставит их рационально использовать ограниченные ресурсы, как и поступает настоящий собственник. Чем определеннее (более специфицированы, четко сформулированы и перечислены) права собственности, тем сильнее стимул у хозяйствующего субъекта рационально использовать ресурсы.

Надо ли субъекту экономики приобретать весь пучок прав собственности?

Основоположник теории прав собственности американский экономист А. Алчиан отвечает на этот вопрос так.

В экономике нет абсолютных прав собственности, т. е. нет набора прав, который был бы пригоден для любого экономического решения (что, как и для кого производить, например).

Каждое экономическое решение должно опираться на тот набор прав собственности или «пучок правомочий», который достаточен и необходим для наиболее выгодной реализации экономических решений. Стремление к тому, чтобы каждый раз приобретать абсолютные права собственности, может привести к излишним трансакционным издержкам по обслуживанию этих прав, что ведет к снижению эффективности экономических решений. Например, для использования ресурса (практического его употребления) достаточно приобрести право пользования (например, право водить грузовой автомобиль, оперировать компьютером в бухгалтерии фирмы и т. д.).

Если субъект приобретает еще и право управления процессом использования, то он становится владельцем, если же еще приобретает право на доход, – он распоряжается доходом и т. д.

Таким образом, в зависимости от того, какие цели ставит перед собой субъект экономики, он должен приобретать определенный набор прав собственности. И совсем не надо приобретать абсолютно весь набор прав, тем более, что за каждое право надо платить.

Если раздавать права собственности бесплатно или продавать за символическую цену, то каждый будет стараться иметь весь пучок прав, но вряд ли это будет рационально в условиях ограниченности ресурсов.

Сторонники теории прав собственности выделяют два основных типа правового режима:

– право частной собственности;

– право общедоступной, государственной собственности.

Существуют еще смешанные правовые режимы, которые возникают на основе двух основных.

Право частной собственности означает, что отдельное экономически независимое физическое или юридическое лицо обладает либо всем «пучком» прав, либо некоторыми из них. Комбинации приобретенных прав собственности могут быть различными, поэтому говорят о различных формах частной собственности.

Право государственной собственности означает, что либо всем «пучком» прав, либо разными его компонентами обладает исключительно государство. Чем больше компонентов прав у государства, тем в большей степени экономика иерархична. Чем больше государственной собственности, тем выше трансакционные издержки.

Еще по теме 4. Экономическая теория прав собственности:

  1. 1.1. Точки зрения на собственность как ступени познания ее сущности
  2. 1.2. Собственность как система отношений и пучок правомочий
  3. 2.2. Макроэкономические и микроэкономические проблемы реализации собственности
  4. 6.1. Основные тенденции трансформации отношений собственности * на микроуровне в современных условиях
  5. Спецификация прав собственности. Теорема Коуза и трансакционные издержки
  6. 3.2.ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ
  7. Р. И. КАПЕЛЮШНИКОВ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ (методология, основные понятия, круг проблем). Москва, 1990, 1990
  8. 3. ПРОБЛЕМА lt;СПЕЦИФИКАЦИИ/РАЗМЫВАНИЯgt; ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ
  9. 4.1. Характеристика способов защиты права собственности
  10. § 2. Право собственности в институциональной системе интересов субъектов гражданского права

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

Эта теория, получившая название теории «пучка прав собственности», разработана представителями неоинституционального направления в 60-80-е годы. Авторы: Р. Коуз, А. Алчман и др. Основная заслуга этого направления заключается в исследовании взаимодействия экономики и права. Собственность, понимаема здесь как чисто юридическая категория, оказывает воздействие на эффективность экономических процессов.

Согласно этой теории собственность определяется как пучок (букет) правомочий собственности. В него включают:

    Право владения, т.е. исключительного физического контроля над благами.

    Право пользования, т.е. извлечения из блага полезных свойств.

    Право управления.

    Право на доход от использования блага.

    Право суверена, или право на капитальную ценность вещи, т.е. право на определение дальнейшей судьбы вещи (отчуждение, потребление, изменение, уничтожение).

    Право на безопасность, т.е. на иммунитет (защиту) от экспроприации блага.

    Право на завещание или наследование блага.

    Право на бессрочность овладения благом.

    Запрет на вредное использование блага.

    Ответственность в виде взыскания, т.е. возможность изъятия блага в оплату долга.

    Остаточный характер прав собственности, т.е. обязательность возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока.

В институциональной теории собственников – это закрепленные законом (легитимные) правила поведенческих отношений между людьми по поводу благ.

Достоинство этой теории заключается в понимании собственности не как вещи, а как общественного отношения. Недостаток – понимание собственности только как юридического отношения. При этом собственность понимается не как форма производственных отношений, а как форма отношений обмена. Теория называется экономической, во-первых, потому, что права собственности рассматриваются как объект купли-продажи, во-вторых, потому, что здесь рассматриваются экономические последствия изменения отношений собственности.

Права собственности на блага могут переходить от одного субъекта к другому, при этом они приобретаются тем субъектом, который может обеспечить их наилучшее использование (более эффективное, приносящее наибольшую выгоду). Приобретенные права комбинируются таким образом, чтобы их реализация приносила собственнику наибольший доход.

В зависимости от того кА права комбинируются между собой и распределяются между различными лицами, образуются те или иные формы собственности. В том случае, когда все множество или некоторые из названных прав закрепляются за одним лицо, образуется индивидуальная частная собственность . Если же права собственности закрепляются за государством, образуется государственная форма собственности .

Затраты на организацию защиты и передачи прав собственности от одного субъекта другому называют трансакционными издержками . Сюда включаются, в частности, издержки на получение информации, ведение переговоров, оформление договоров, контроль за их соблюдением, юридическую защиту прав собственника.

Трансакционные издержки возрастают, когда права собственности нечетко специфицированы. Спецификация – это четкое определение прав собственности, закрепленное законом за отдельными субъектами. Чем хуже (нечетко) закон определяет права собственности, тем хуже государство контролирует соблюдение закрепленных прав, тем выше трансакционные издержки.

Теоремой Коуза называют следующую зависимость: если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то структура производства остается неизменной. При нарушении этих условий возникает необходимость организационной перестройки сферы производства в фирме для того, чтобы свести к минимуму трансакционные издержки. Например, если к снижению трансакционных издержек ведет рост централизации управления в фирме, тогда происходит вытеснение рыночных отношений, ибо это выгодно для фирмы.

Если права собственности четко определены и соблюдаются, нет необходимости в административном вмешательстве государства в отношения обмена между рыночными субъектами. Задача государства заключается только в обеспечении установленных прав собственности. А субъекты отношений сами договорятся о наиболее эффективном варианте распределения прав собственности.

Таким образом, не важно, кто именно владеет правами собственности и как они распределены между субъектами, иначе говоря, неважно какова форма собственности, главное – четкая спецификация прав. Отсюда следует важный вывод: при условии четкой спецификации для того, чтобы установить оптимальное состояние хозяйственной системы, нужно менять не форму собственности, а форму организации производства.

Недостатки «теории прав собственности»:

    Здесь не дается объяснение экономического содержания собственности; экономические отношения собственности здесь игнорируются, отождествляются с юридическими отношениями; под экономическими отношениями понимается не общественный способ соединения факторов производства, а обмен правами собственности;

    В этой теории объясняется только одна историческая форма собственности – частная, значит, эта теория понимает собственность как неисторическое явление, существующее только в условиях рыночной экономики: собственностью считаются только те блага, которые являются редкими и доступ к которым ограничен.

Теория прав собственности – это одна из наиболее известных теорий неоинституционализма в экономической теории. У истоков прав собственности стоял Рональд Коуз. Согласно его теории: "собственностью являются не ресурсы, не факторы производства, а пучок прав или доля прав по использованию ресурсов".

Особенностью подхода данной теории в трактовке собственности, а также ее использование в качестве общетеоретической и методологической основы анализа в экономике является то, что в ней используется не привычное для всех нас понятие «собственность», а термин «право собственности». Т.е. ресурс сам по себе не является собственностью, а, напротив, «набор или доля прав на использование ресурса» – то, что составляет собственность.

Полный набор прав, названный в честь английского юриста Адама Оноре, который предложил его в 1961 г. «перечнем Оноре», состоит из 11 пунктов:

1.Право владения, т.е. право абсолютного физического контроля над определенными благами;

2.Право использования, т.е. право применения имеющихся полезных свойств благ для себя;

3.Право управления, т.е. право всегда решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;

4.Право на доход, т.е. право обладать полученными результатами от использования благ;

5.Право суверена, т.е. право потребление, изменение, отчуждение или уничтожение блага;

6.Право на безопасность, т.е право на защиту от экспроприации благ, а также от вреда со стороны внешней среды;

7.Право на передачу благ в наследство;

8.Право на бессрочность обладания благом;

9.Запрет вредного использования, т.е. запрет использования блага таким способом, который наносит вред имуществу других экономических агентов;

10.Право на ответственность в виде взыскания, т.е. существование возможности на взыскание блага в счет уплаты долга;

11.Право на остаточный характер, т.е. право на наличие институтов и процедур, которые обеспечивают восстановление нарушенных полномочий.

Все права собственности воспринимаются как санкционированные обществом поведенческие отношения между людьми, возникающие из-за наличия благ, и всегда касаются их использования. Данные отношения представляют собой нормы поведения касаемо благ, которые каждое лицо должно неукоснительно соблюдать в своих взаимоотношениях с другими людьми или же нести определенные издержки из-за их несоблюдения. Другими словами, права собственности – это есть определенные «правила игры», которые приняты в обществе. Как говорится в труде «Экономических образ мышления» американского экономиста Пола Хейне, «права собственности – это права контроля на использование ресурсов и распределение возникающих при этом затрат и выгод. Именно права собственности – или то, что, по мнению людей, являются соответствующими правилами игры, – определяют, как именно будут осуществляться процессы спроса и предложения в обществе».

Второй особенностью теории прав собственности является то, что феномен собственности рассматривается в ней вне проблемы ограниченности ресурсов, или относительной редкости. Правда данный подход не является открытием поздних авторов теории. Впервые он был сформулирован в 1871 году Карлом Менгером в труде «Основания политической экономии». Как писал Менгер: «Собственность своим конечным основанием имеет существование благ, количество которых намного меньше по сравнению с потребностями в них. Отсюда, институт собственности является единственно возможным способом решения проблем несоответствия между надобностью и доступностью определенным количеством благ». Подобная несоразмерность ведет к тому, что главным моментом отношений собственности неминуемо становится их исключающий характер.

Можно сказать, что отношения собственности – это некая система исключений из доступа к ресурсам. Другими словами, обеспечение прав собственности всегда предусматривает исключение определенных лиц из числа обладателей ограниченных ресурсов. Как отмечает известный исландский экономист Трайн Эггертсон: «Само обеспечение права собственности сопряжено с издержками и в некоторых случаях они могут быть довольно высокими. Существует известный факт, что хозяева домов в районах с высоким уровнем преступности отказываются от них, когда издержки обеспечения прав собственности сводят ценность этой собственности к нулю».

Свободный доступ к ресурсам означает, что они – ничьи (отсутствуют исключения из доступа к ресурсам), они не принадлежат никому, или же принадлежат всем (общая собственность). Данные ресурсы не являются объектом собственности и при их использовании между людьми не возникают рыночные, экономические отношения.

Согласно утверждению авторов теории прав собственности, исключение отдельного субъекта из свободного доступа к определенным ресурсам является спецификацией его прав собственности. Спецификация прав собственности – это закрепление некоторых полномочий за одним либо несколькими экономическими субъектами. К примеру, 11 правомочий из «перечня Оноре», перечисленных выше, могут быть закреплены не только за одним экономическим субъектом. Особо важная роль в спецификации прав собственности принадлежит государству. Данные спецификации принимают вид формальных законов, которые прописаны в разных законодательных актах, в том числе в Конституции.

Весь смысл спецификации заключается в том, чтобы обеспечить необходимые условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, а также кто в состоянии извлечь из них максимальную пользу. Как пишет Р. Коуз: «Если права на совершение каких-либо действий могут быть проданы или куплены, то их в конечном счете приобретают те лица, которые выше ценят приносящие ими возможности производства. В данном процессе приобретенные права будут куплены, скомбинированы и подразделены таким образом, чтобы осуществляемая ими деятельность приносила такой доход, который имеет максимальную рыночную ценность». Таким образом, главная цель спецификации прав собственности заключается в регулировании поведения экономических субъектов так, чтобы они принимали максимально эффективные решения. Ведь только собственник в конечном счете отвечает за все положительные и отрицательные результаты его деятельности. Отсюда и его заинтересованность в наиболее полном их учете при принятии каких-либо решений.

Приведем такой пример, который позволяет лучше понять существующую проблему спецификации прав собственности. Довольно часто встречаются так называемые «бесхозные» земли в черте города. В основном, это незаконные сооружения на самостоятельно захваченной земле, стихийные свалки мусора, огороды на окраине города и т.д. Конфликтная ситуация здесь заключается в том, что каждый из участников считает себя вправе выращивать овощи или сваливать мусор, в то время как другие полагают, что имеют полное право на цивилизованный городской вид и чистый воздух. Вся проблема здесь заключается в том, что права собственности никак не специфицированы и правомочия ни за кем не закреплены.

Чем яснее права собственности, тем больше стимул у экономического агента учитывать все выгоды и весь ущерб, которые могут последовать при принятии им решений. И только поэтому в результате обмена права собственности на какие-либо блага будут переданы тому хозяйствующему субъекту, для кого они несут максимальную ценность. Таким методом обеспечивается наиболее эффективное распределение ресурсов, т.к. в процессе обмена они перемещаются к более производительному использованию, а также к лицам наиболее ценящим их. В экономической науке данная проблема анализируется в теореме Коуза, которая гласит: «Внешние эффекты могут быть интернализированы при условии ясной спецификации прав собственности на ресурсы, а также свободном обмене этими правами».

Экономическая теория изучает различные виды прав собственности:

Частная собственность. В данном случае исключительные права принадлежат отдельным индивидам.

Государственная собственность. Исключительными правами владеет государство, или точнее, те, кто его контролирует.

Коммунальная собственность. В данном случае исключительными правами владеет некое сообщество людей, контролирующих доступ ресурсу.

Общая собственность или свободный доступ.

Эти основные виды прав собственности могут сосуществовать в различных сочетаниях и в разных странах.

Рассмотрим подробнее те последствия, которые вытекают из вышеуказанных режимов прав собственности.

Частная собственность означает, что какой-либо экономический агент обладает всем пучком прав собственности или же лишь несколькими из 11 правомочий «перечня Оноре». Например, лицо может обладать только несколькими из перечисленных прав, но не обладать другими. Некоторые права существуют только в определенной комбинации и, по отдельности не имеют абсолютно никакой ценности (правомочие первое без правомочия седьмого и т.д.). Подобные комбинации прав при условии, что ими владеют разные экономические агенты, могут быть разнообразными. Именно поэтому существуют разнообразные формы собственности.

Государственная собственность означает, что всем сводом прав либо различными его компонентами владеет исключительно государство. Нужно отметить, что чем большим количеством из 11 правомочий обладает государство, тем ближе данная ситуация относится к иерархии.

Общая собственность или свободный доступ порождает такую проблему, как «трагедия общин». В экономической науке данным термином обозначается существующая тенденция к хищническому использованию общей собственности. Как это происходит? Представим себе реку или озеро, где водится неплохая рыба и при этом право на улов является свободным. Нигде законодательно не прописаны исключительные права на хозяйственную деятельность на данном водоеме. В этом случае хозяйствующие субъекты воспользуются отсутствием закона, ограничивающего здесь их деятельность и воспользуются возможностью эксплуатировать запасы рыбы до полного истощения. Каждый из агентов руководствуется лишь своими возможностями к максимизации выгоды, что приводит к ситуации с истощением ресурса. Подобная угроза может привести к изменению открытого доступа к частной, коммунальной или государственной собственности.

В экономике права собственности очень сильно влияют на эффективность производства и распределение ресурсов. Каков бы ни был тип экономической системы в стране, отношения собственности неизбежно вмешиваются в экономику, диктуя свои правила и законы. Поэтому, рассматривая экономику в целом, мы не можем не обратить внимания на ведущие формы собственности и их особенности. Иначе говоря, права собственности есть не что иное, как определенные «правила игры», принятые в обществе.