Основные функции гражданского общества. Гражданское общество: понятие, признаки, структура. Функции гражданского общества

Принципы гражданского общества

Функционирование гражданского общества основано на ряде принципов. В их числе:

  • 1) равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;
  • 2) гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан па основе законов;
  • 3) экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;
  • 4) гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам, а также свобода в образовании партий и гражданских движений;
  • 5) создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;
  • 6) свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;
  • 7) существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.

Функции гражданского общества

Гражданское общество образует ту социальную среду обитания людей, где протекает их общественная жизнедеятельность. Ею, по сути, определены границы их образа жизни, черты их социального облика. Основные функции гражданского общества заключаются в следующем.

  • 1) социализация индивидов. Включаясь в гражданские взаимоотношения через частный интерес, они обретают возможности для самовыражения и развития своих потенций в качестве социальных субъектов;
  • 2) самоорганизация и самоуправление в обширной мозаичной сети частных интересов, для которых внешнее (государственное) регулирование создает лишь общие рамки упорядочения;
  • 3) интеграция общества через систему горизонтальных связей и каналов информации, сложившихся веками форм социальной солидарности, что в конечном счете обеспечивает целостность общественного организма, историческую преемственность в его развитии;
  • 4) создание базовых форм межличностной солидарности, основанной на общности или близости частных интересов, выработка механизмов согласования расходящихся интересов и урегулирования конфликтов;
  • 5) стимулирование правотворчества выдвижением требований юридического закрепления тех гражданских и политических прав и свобод, осознание необходимости которых вначале вырабатывается в лоне гражданского общества.

Эволюция гражданского общества

Гражданское общество проходит в своем развитии ряд этапов, имеет свои особенности в каждой отдельной стране. Так, для западной цивилизации при формировании гражданского общества были характерны воздействия протестантской этики труда и индивидуализации общественной сферы. Опыт становления гражданского общества в некоторых странах Востока (Сингапур, Тайвань, Южная Корея и др.) свидетельствует о том, что возможно его развитие и без индивидуализации западного типа и даже при усилении издавна существовавшей модели культуры, религии и сохранении традиционных политико-психологических феноменов поведения и сознания.

Основные модели взаимодействия гражданского общества и государства

Можно выделить две основные модели взаимодействия гражданского общества и государства: либерализм и этатизм (политическая и правовая идея, согласно которой высшей целью общества является государство). С позиции либерализма чем меньше вмешательство государства в сферу гражданского общества, тем лучше для гражданского общества и, следовательно, для субъектов гражданского общества. Этатизм соответственно занимает противоположную позицию в этом вопросе: чем больше вмешательство государства (в пределах разумного), тем лучше гражданскому обществу .

Классический либерализм (Дж. Локк, А. Смит), отстаивавший максимальную свободу индивида, сводил государственное вмешательство в сферу гражданского общества к минимальным функциям государства. Минимальное государство изображалось в образе "ночного сторожа", полностью предоставляющего гражданское общество механизмам саморегулирования.

В рамках этатизма различают два варианта регулирующего воздействия государства на общество - авторитарный и демократический этатизм.

Авторитаризм означает способ властного воздействия на общество, при котором блокируется или разрывается обратная связь между управляющей и управляемой системами, власть стремится формировать общественные отношения. Авторитарный государственный режим (разумеется, авторитаризм характерен и для тоталитарных систем, по это - крайний авторитаризм) представляет собой крайнее проявление этатизма. Такой режим задает общее направление социально-экономического развития, блокируя действие механизмов саморегулирования, но не разрушая их, не подавляя гражданское общество. Более того, авторитарный государственный режим может быть даже нацелен на ускоренное формирование этих механизмов, если они недостаточно развиты или были разрушены тоталитарной системой. Авторитарный вариант этатизма не может быть долговременной, стабильной формой социально-экономического развития, каковой является демократия

Функции гражданского общества:

  • 1. Полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов.
  • 2. Защита частных сфер жизни человека и гражданина.
  • 3. Общественное самоуправление.
  • 4. Защита граждан и их объединение от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти.
  • 5. Обеспечение реальных гарантий прав человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.
  • 6. Социальный контроль по отношению к своим членам.
  • 7. Коммуникационная - информирование организациями гражданского общества об интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.
  • 8. Стабилизирующая - создание прочных структур, на которых держится вся общественная жизнь.

В сложные исторические периоды, когда государство оказывается в состоянии неустойчивости (войны, кризисы, депрессии), необходима помощь гражданского общества и его структур.

Для развитого гражданского общества присущ демократический политический режим правления. Он характеризуется активным участием граждан в политической жизни; наличием форм прямой и представительной демократии; широкой системой прав и свобод граждан, реализация которых гарантирована; деятельностью политических организаций, выражающих различные мнения.

Одним из важнейших достижений на пути создания гражданского общества в России является то, что из-под госконтроля вышла сфера частной жизни. Т.е. государство не устанавливает сколько раз можно вступать в брак и разводиться, не вмешивается в семейную жизнь, дружеские связи.

Можно сделать вывод, что современная Россия встала на путь формирования гражданского общества. Однако, этот процесс находится только на начальной стадии своего развития. Доминирование государства над гражданским обществом продолжается.

Нынешняя обстановка в России препятствует развитию гражданского общества. По данным социологических исследований:

  • · около 80% населения составляют беднейшие слои общества;
  • · 3% - «высший, богатый класс»;
  • · 17% - «средний класс», который является социальной основой гражданского общества. В развитых демократических странах численность «среднего класса» колеблется от 75 до 85% населения. Функции гражданского общества.

Основная функция гражданского общества -- наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граждан призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и т. д.

В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

  • 1. На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.
  • 2. На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.
  • 3. Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.
  • 4. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии нрав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.
  • 5. Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.
  • 6. Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированны, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.
  • 7. Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» -- прочные структуры гражданского общества.

Одной из функций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т. п.).

Гражданское общество – это структурно образованная сфера самопроявления свободных граждан, которые формируют организации и ассоциации, без вмешательства и прямой регламентации со стороны государства.

Гражданское общество: понятие и функции

Гражданское общество – это ключевое звено в создании и существовании правового государства. Гражданское общество выполняет ряд важных функций, в частности:

Обеспечение прав и свобод граждан от вмешательства государственных структур, которым свойственно превышение своих полномочий.

Гражданское общество создает и развивает механизм общественного самоуправления.

Является одним из самых мощных рычагов в системе сдержек и противовесов.

Гарантирует свободный доступ граждан к управлению государством.

Создает прочные структуры, на которых базируется общественная жизнь в государстве.

Основные черты гражданского общества

Основными чертами гражданского общества являются:

1. Гарантия правовой защиты граждан;

2. Наличие и активное поощрение демократических принципов;

3. Плюрализм и свободно формирующиеся мнения граждан;

4. Социальная политика государства;

5. конкуренция структур гражданского общества;

6. Наличие в гражданском обществе свободных владельцев собственности, а также средств производства;

7. Преобладающий по численности средний класс;

8. Многоукладная рыночная экономика.

Понятие правового государства

Правовое государство представляет собой государство, существование и деятельность которого подчинена фундаментальным принципам и нормам права. Все органы государственной власти в правовом государстве подчиняются исключительно судебным решениям и законам.

Правовое государство базируется на принципе верховенства закона, который включает в себя такие факторы:

Равенство перед законом: перед законом равны все граждане и органы государственной власти (в том числе и те, которые их издают). Не может существовать двойственного действия закона.

Защита прав человека: гарантированность со стороны государства выполнения функции касаемо защиты прав и свобод человека и гражданина.

Независимость судебной власти о других ветвей государственной власти.

Прозрачное правосудие.

Взаимосвязь правового государства и гражданского общества

Существование правового государства без наличия в нем гражданского общества невозможно. Именно благодаря гражданскому обществу в государстве происходят регуляция и выполнение нормативных актов: гражданское общество выступает независимым наблюдателем за выполнением законов в государстве.

Благодаря таким организациям гражданского общества как профсоюзы, студенческие объединения, ассоциации адвокатов происходит непосредственная защита личных и социальных прав человека и гражданина в государстве.

Семинар 4. «Гражданское общество»

Истоки возникновения гражданского общества.

Функции гражданского общества.

Вопрос 1. Истоки возникновения гражданского общества.

Дискуссии о том, что такое гражданское общество, существуют давно. Существует множество его дефиниций, но все они неидеальны.

Гражданское общество – это совокупность отношений в сфере экономики, культуры и других областях, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства.

Гражданское общество может возникнуть только в условиях демократии. И наоборот: гражданское общество – опора демократии.

В Античные времена гражданское общество и государство были взаимосвязанными терминами. Быть гражданином, членом государства – означало быть членом общества, так как в те времена человек не мыслил себя вне коллектива, общества. Позднее Шарль Луи Монтескье, Эммануил Кант, Жан-Жак Руссо также не отделяли гражданское общество от государства, однако они развивали идеологию свободы, либерализма, индивидуализма. Эти идеи подвели к пониманию того, что общество должно быть независимо от политической власти. Американский просветитель Томас Пейн (1737-1809)сформулировал мысль, что государство – неизбежное зло, и чем оно меньше, тем лучше для общества. Поэтому власть государства должна быть ограничена в пользу гражданского общества.

Таким образом, гражданское общество появляется на высшем этапе развития буржуазного общества и представляет собой особое социальное образование между индивидом и пра­вовым государством. В этот период (XVII-XVIII вв.) идет бурное развитие частной собственности, создаются политические партии – то есть появляются силы, не обладающие реально политической властью, но стремящиеся оппонировать государству.

Сегодня развитое демократическое общество существует в США, большинстве стран Западной Европы, скандинавских странах, Японии.

Признаки гражданского общества:

1. Главный действующий субъект гражданского общества - суверенная личность, свободно ста­вящая цели своей деятельности и определяющая спосо­бы их достижения. Это один из основных признаков гражданского общества.

2. Основа гражданского общества – это многоукладная экономика с многообра­зием форм собственности. Гражданское общество жизнеспо­собно, если его члены обладают собственностью и пользуются правом распоряжаться ею по своему усмотрению.

3. Гражданское общество – это множество организаций и объединений, создание и деятельность которых не регулируется государством. Это активные образования, отра­жающие интересы множества социальных слоев и групп населения - общественные движения и организации, культуру, религию, искусство и т. д.

4. Специфика органи­заций гражданского общества - они создаются на добровольной основе не государством, а самим гражданином. Гражданское общество должно возникать естественным путем, без участия государства. Это происходит тогда, когда люди готовы и способны к самоорганизации.

5. Особенностью общественных отношений в гражданском об­ществе являются горизонтальные, невластные связи, в отличие от иерархических властных государственных отношений.

Из вышеизложенного следует такое определение: граж­данское общество - это негосударственная сфера общест­венной жизни, совокупность социокультурных отношений, которые развиваются в обществе на добровольной основе, без непосредственного вмешательства государства и обеспечивают условия для удовлетворения потребностей индивидов и кол­лективов.

Вопрос 2. Функции гражданского общества.

Основной задачей гражданского общества является наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. В рамках выполнения этой задачи гражданское общество осуществляет важные социальные функции:

1. Юридическое обеспечение защиты прав граждан, их интересов от необоснованного вмешательства со стороны государства.

2. Осуществление ши­рокого самоуправления на различных уровнях общественной жизни.

3. Обеспечение частных сфер жизни людей от жесткой регламентации со стороны государственных структур.

4. Реальное обеспечение прав и свобод человека, равный доступ граждан к участию в государственных и общественных делах.

5. Функции социального контроля по отношению к своим членам. Независимо от государ­ства общественность своими средствами может заставить чело­века соблюдать нормы поведения, оказать на него воспитываю­щее воздействие.

6. Коммуникационная функция. В условиях многоукладной экономики интересы различных групп населения столь разнообразны и дифференцированны, что государственные структуры часто не могут своевре­менно и квалифицированно их удовлетворить. Поэтому задача организаций гражданского общества - информировать государст­во о возникших потребностях граждан, удовлетворение которых возможно только с помощью государства.

7. Организации гражданского общества ста­билизируют государственную власть. В периоды кризисов, социальных волне­ний и войн на помощь ослабевшей государственной власти приходят прочные структуры гражданского общества. Однако такую помощь правящая элита может получить лишь в том случае, если она уважительно относилась к органам граж­данского общества, поддерживала общественную самодеятель­ность граждан, защищала их социальные права и интересы.

8. Функция обеспечения минимального жизненного уровня всем членам общества. Особенно это относится к слабо за­щищенным группам (инвалидам, престарелым, детям). Активную роль в этом деле играют благотворительные организации, церковь и проч.


1. Ауторегулятивпая функция
Гражданское общество, проводя в жизнь, воплощая в практику идущие «снизу» социальные инициативы, обеспечивает процессы саморегуляции внутри цивилизационной системы. Оно Дополняет вертикальные властные отношения, утверждаемые

государством, культивированием горизонтальных социальных отношений, функционирующих на основе принципов саморегуляции. Определенная доля властно-управленческих функций переходит от государства к самоуправляющимся ассоциациям граждан. Их встречная активность, достигающая нередко высокой степени энергетического напряжения, но при этом не выходящая за правовые рамки, не нуждается во вмешательствах государства, поскольку взаимопогашается антагональными отношениями здоровой, продуктивной состязательности и солидарности.
2. Гомеостатическая функция
Гражданское общество, выступая в качестве равновеликого противовеса по отношению к государству, позволяет поддерживать социальную систему в состоянии динамического равновесия - гомеостазиса. Оно находит и вырабатывает легитимные, социокультурные средства по осуществлению взаимной адаптации встречных требований государства и личности. Проводя тактику общего сотрудничества, переговоров, консультаций, соглашений, создает внутреннюю сбалансированность всей системы. Между ведущими социальными субъектами - личностью, государством и гражданским обществом складываются антагональ-ные отношения равновесного триединства. В результате перехода части управленческих функций от государства к ассоциациям граждан этатистский дисбаланс власти уступает место более гармоничной модели социального взаимодействия.
Государство и личность, кажущиеся поначалу несопоставимыми социальными величинами, при наличии развитого гражданского общества обретают ценностную равновеликость. Гражданское общество исподволь и прямо способствует тому, чтобы государство и личность относились друг к другу с равным взаимным уважением. Не поощряя ни этатистский произвол, ни правовой нигилизм индивидов, оно активно способствует укреплению и стабилизации социального порядка внутри цивилизационной системы. Взаимная этическая требовательность и взаимная юридическая ответственность государства, личности и гражданского общества сообщают социальной жизни чрезвычайно важное качество, именуемое цивилизованностью.
На сравнительно высоких ступенях развития цивилизационной системы гражданское общество и государство начинают выступать как две в равной степени необходимые друг другу социальные формы. Постоянно ведя между собой взаимоуважительный диалог, они устанавливают равновесные отношения перманентного функционального агона, имеющего не деструктивную, а глубоко конструктивную природу. При этом все возникающие социальные проблемы решаются не путем опрокидывания государственных структур или растаптыванием отдельных ячеек граж-

дамского общества, а через конструктивные диалоги, поиск возможностей соглашений и компромиссов. С известной долей условности можно утверждать, что роль, играемая государством, напоминает отцовскую функцию, а роль гражданского общества - материнскую. От их союза рождается то главное, ради чего этот союз заключается, - свободный, многосторонне развитый человек, ведущий полнокровную жизнь. Для индивида мягкая материнская опека со стороны гражданского общества служит охранительным фактором, оберегающим его от излишней властной суровости государства.
3. Правозащитная функция
Гражданское общество выступает гарантом прав и свобод личности. При помощи разнообразных легитимных средств оно защищает права отдельных граждан и объединений от диктата и административного произвола государственно-бюрократического аппарата. Оно заставляет государство постоянно корректировать свои властные действия так, чтобы они не выходили за рамки правовых норм. Оно не позволяет государству монополизировать управленческую функцию, сдерживает содержащуюся в ней тенденцию к чрезмерной централизации и бюрократизации. Эти действия гражданского общества особенно важны там, где властные функции государства начинают мешать развитию ценностей цивилизации и культуры или откровенно ущемляют естественные права человека.
Человек имеет право жить не для государства, а для себя и своих близких, искать смысл жизни не в государственной службе, а в сферах частной жизни, в дружбе, любви. Но для этого он должен обладать статусом самостоятельной ценности, а не элемента в системе государственного механизма. Это становится возможным при создании разнообразных специальных союзов по защите естественных прав и свобод.
В отличие от государства с исходящими от него императивами долга, обязанностей, дисциплины, от гражданского общества исходят требования, чтобы в социальной сфере всегда имелся простор для свободного самоопределения личности. В сущности не государство, а гражданское общество стоит на страже классического правового принципа «дозволено все, что не запрещено законом». Этот принцип отражает паритетность, антагональность отношений государства и гражданского общества. В условиях такого динамично-равновесного паритета гражданское общество оберегает пространство индивидуальной свободы, а государство, не вторгаясь в это пространство, стоит на его границах, не позволяя свободе выходить из берегов, очерченных законом.
Одна из главных задач цивилизованного гражданского общества состоит в защите естественного права личности на частную

жизнь в сферах семьи, домашнего хозяйства, досуга, дружеских и интимных связей. Характерно, что марксистская идеология тотального социального контроля за личностью ставила на первое место общественную жизнь, а к частной жизни, если она начинала занимать человека и отвлекать от общественных дел, относилась негативно, шельмовала ее как проявления «мещанства». Нападая на «обывателей», «мещан», тоталитарный режим целился при этом в идею гражданского общества, стремился на корню пресечь его ростки, что ему вполне удавалось.
Зрелое, развернувшееся во всей полноте своих возможностей гражданское общество оберегает и внутреннюю, духовную жизнь личности, защищает от неоправданных бюрократических и идеологических вмешательств в сферу, где идут наиболее активные процессы духовных исканий и творчества. Авторитарные императивы государства, его навязчивая патерналистская опека, как правило, несовместимы со сложнейшей духовной работой, совершающейся в творческом сознании поэтов, писателей, художников, композиторов, философов.
Еще одним важным направлением правозащитной деятельности гражданского общества является организация широких общественных обсуждений законодательных инициатив государства. Союзы и ассоциации гражданского общества не только подвергают такие инициативы юридическим и этическим экспертизам, публикуя в печати мнения независимых экспертов, но и сами выступают с собственными законотворческими предложениями, нацеленными на дальнейшую гуманизацию правовой системы. Гражданское общество активно использует свое право на альтернативные законопроекты, отличающиеся от тех, что выдвигаются официальными властями.
4. Интегративпая (консолидирующая) функция
В отличие от государства, осуществляющего «механическую» интеграцию индивидов, гражданское общество культивирует «органическую» солидарность. Консолидируя граждан при посредстве внегосударственных, неформальных общностей, оно препятствует атомизации, взаимоотчуждению граждан. Предлагая множество форм социальной кооперации, поощряя создание новых объединений на почве общих материальных и духовных интересов, гражданское общество позволяет индивиду продвигаться по пути социального утверждения не за счет противопоставления себя другим, а через использование социальных связей, деловых, творческих контактов с другими людьми. Через взаимообмен результатами и продуктами материальной и духовной деятельности, через внедрение солидаристских ценностей обеспечивается консолидация социальной системы в единую, органическую целостность. Взаимодействие субъектов обретает гарантированную

стабильность, когда они взаимообогащают друг друга и в результате возникают продуктивные общественные отношения, позволяющие им не только успешно решать собственные практически-духовные проблемы, но и генерировать новые социальные ценности. Взаимные антагональные установки делают возможной интеграцию усилий и более быстрое достижение позитивных социальных целей.
Г. Спенсер, считавший, что всеобщее основание социальной интеграции заключается в соразмерности получаемых выгод с оказываемыми услугами, выделял четыре типа кооперации:
1) однородная, гомогенная кооперация, при которой одинаковые усилия соединяются для одинаковых целей, одновременно осуществляемых;
2) не вполне однородная кооперация, где одинаковые усилия соединяются для одинаковых целей, осуществляемых не одновременно;
3) гетерогенная кооперация, где неодинаковые усилия соединяются для одинаковых целей;
4) гетерогенная кооперация, где неодинаковые усилия соединяются для неодинаковых целей.
Гражданские отношения, поддерживаемые при посредстве указанных типов кооперации, полезны для благосостояния всей социальной системы в целом и для успешной жизнедеятельности входящих в нее индивидов. Развивая эту мысль, Г. Спенсер писал: «Главные черты того кодекса, при котором вполне совершенная жизнь достигается путем добровольной кооперации, могут быть выражены очень просто. Основное требование заключается тут в том, чтобы деятельность каждого человека, направленная на поддержание жизни, приносила ему каждая тот род и ту сумму выгод, которые достигаются ею при естественных условиях; а это предполагает, во-первых, что он не должен страдать от прямых нападений на личность и собственность; а во-вторых, что он не должен страдать даже косвенным образом от нарушений договоров. После того, как жизнь будет облегчена в величайшей степени соблюдением этих отрицательных условий добровольной кооперации, делающих возможным постоянный обмен услугами, согласно заключенным договорам, эта жизнь находит себе еще дальнейшее облегчение во взаимном обмене услугами сверх договора...» ".
Идея кооперации-интеграции, осуществляемой в социальной жизни на уровне гражданского общества, привлекала внимание мыслителей самых разных ориентации. Так, А. А. Богданов предложил предельно широкую трактовку интеграции, понимая ее как всеобщую категорию, обозначающую всякий вид соединения,
" Спенсер Г Основания науки о нравственности СПб, 1880, с. 184-185.

обмена, сотрудничества. Согласно его концепции, приумножение и усложнение связей в гражданском обществе с необходимостью ведет к сближению социальных субъектов - инженеров с рабочими, учителей и врачей в селах с крестьянами и т. д. Медленно, но неуклонно идут интегративные процессы, проявляясь как в практической, так и в духовной сферах. Логика этих взаимных сближений имеет положительный прогноз на будущее. Вместе с тем, интеграция потребует от социальных субъектов колоссальных усилий и даже жертв. «Даже самая мирная и взаимная ассимиляция рядом живущих племен идет через бесчисленные трения и мелкие столкновения, возникающие на основе расходящихся интересов и взаимного непонимания, то есть, в сущности, различной структуры сливающихся социально-культурных комплексов... Подобным же образом объединение партийных, научных, культурных организаций, хотя и заранее связанных общностью социальной среды, родством социального состава и своих жизненных тенденций, обходится всегда в немалую сумму усилий и сопровождается всегда устранением некоторых элементов. Первое означает затрату активностей на взаимное приспособление сливающихся организаций; второе - прямую потерю через отрицательный подбор комбинаций, не приспособленных к новой структуре. Так, например, при слиянии политических партий или фракций во избежание внутренней борьбы приносятся в жертву некоторые элементы программные и тактические, упраздняются некоторые частные органы, должности, особые центры, выбрасываются, обыкновенно, и некоторые члены организаций, недовольные объединением или способные служить препятствием ему. При слишком большом расхождении конъюгирующих компонентов растрата активностей и новые противоречия могут оказаться так велики, что жизнеспособность целого будет ниже, а не выше прежнего, и дело кончится захирением или обратным распадом»". В этой пространной цитате достаточно явственно представлен драматический дух антагональных противоречий, характерных для гражданского общества. Они, несмотря на сопутствующие им компромиссы и конвенции, все же остаются противоречиями со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде человеческих переживаний, взрывов эмоций и страстей, без которых невозможна полнокровная жизнь гражданского общества.
5. Культурютворческая функция
Гражданское общество, создавая культурное пространство творческой свободы, необходимое для духовного развития индивидов, позволяет активно наращивать созидательный потенциал. В отличие от государства, которое само не творит, а лишь обеспе-
1 Богданов А А. Тектология. Всеобщая организационная наука Кн 2 М., 1989, с. 48-49.

чивает народ необходимыми для этого материальными и организационными условиями, гражданское общество выступает как истинный творец культуры. Его усилиями формируется духовная атмосфера творчества, в которой могут успешно осуществляться процессы социализации, воспитания, образования новых поколений. Оно предлагает множество культурных форм, посредством которых личность могла бы утверждать свою значимость. Художники, философы, поэты вырастают не в коридорах государственных властных институтов, а в материнском лоне гражданского общества.
Гражданское общество активно формирует правосознание личности, ее правовую культуру. Помогая гражданину осознавать свою значимость, развивая сознание собственного достоинства, оно культивирует психологию самоценных субъектов, преисполненных сознания собственного достоинства.
Своей повседневной практикой гражданское общество доказывает индивиду, что кроме таких ценностей, как власть, карьера, в системе государственной иерархии существует множество ценностей, которыми богата частная жизнь, где есть общение с природой, любовь, семья, занятия искусством, наукой, спортом. Оно дает индивиду возможность вести полноценное цивилизованное, культурное существование, наполненное смыслом и радостями жизни. Более того, исповедуя философию частной жизни, гражданское общество стремится убедить индивида в том, что именно оно, а не государство является источником обретения истинно высоких и чистых радостей бытия.
6. Сублимативная функция
В теории 3. Фрейда понятие сублимации означает трансформацию жизнетворящей энергии человеческого организма в социокультурную энергию творческой деятельности. Сублимативная функция гражданского общества состоит в том, что оно позволяет человеку направлять избыток своей витальной и социальной энергии в легитимное русло цивилизованного общения. Тем самым снижается опасность возникновения ситуаций социальной напряженности и социальных конфликтов. Гражданское общество предоставляет множество социокультурных «клапанов», дающих позитивный выход энергии людей. Они не позволяют ей накапливаться до критической степени и трансформироваться в деструктивную силу, грозящую эскалацией насилия и криминальными эксцессами. Это особенно важно применительно к молодежи. Повышенная эмоциональная возбудимость, ярко выраженная склонность к активным формам социального самоутверждения, неустанный поиск возможностей для приложения своих сил могут оборачиваться при участии различных звеньев системы гражданского общества в факторы повышения уровня цивилизованности социальной жизни.