Основные политические идеологии. Политические идеологии современности

Роль идеологии в политической жизни страны очень велика, но у каждой партии, у каждого государства есть собственное представление об идеальном государстве и об идеальной политике. Этот вопрос рассматривают в 11 классе. Давайте разберемся, какой смысл обществоведы вкладывают в слова «политическая идеология».

Понятие «политическая идеология»

Национальная и государственная идеология -это своего рода социально-политический феномен. Осознание себя как нации выражается именно в ней. Под политической идеологией понимают систему идей, которые выражают интересы каких-либо субъектов политической деятельности или всего государства. В последнем случае это национальная идея, которую можно считать ядром национального самосознания народа.

История понятия

Обычно историки считают началом появления оформленный политической идеологии XVII век. Хотя наиболее ярко направления в политической мысли оформились в XVIII веке. В то время можно было выделить два направления: традиционализм, который впоследствии стал называться консерватизмом, и либерализм.

Названия «правые» и «левые» появились именно во время Великой французской революции; на заседаниях Национальной Ассамблеи слева от спикера сидели сторонники перемен, либералы, а справа -те, кто выступал за традиционные ценности.

Современные идеологии

В наше время в современной политической жизни можно выделить в довольно большое количество различных политических идеологий, у каждой из них свои особенности. В то же время, определить точное количество современных политических идеологий трудно из-за сложности выборов критериев выделения направлений политической мысли.

Перед вами в таблице современные политические идеологии охарактеризованы с точки зрения их главных ценностей. Попробуем дать характеристику основным направлениям и выяснить, что общего у разных понятий.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Анархизм

Марксизм или коммунизм

Социал-демократизм

Либерализм

Консерватизм

Национализм

Фашизм

упразднение государства как инструмента принуждения, равенство и свобода

равенство, социальная справедливость, революция

свобода, справедливость, солидарность, социальное государство

демократия, правовое государство, разделение властей, свобода мысли и слова, равенство перед законом

традиции, порядок, семья, религия, мораль, стабильность

идеи национальной исключительности и обособленности

расовое и национальное превосходство, сильная диктаторская власть, элитарно-иерархический принцип

Но сначала поговорим о функциях политической идеологии в обществе.

Функции идеологии

Какую роль играет политическая идеология в социуме? Является ли она одной из форм общественной жизни или ее цель совсем в другом? Например, выявление научной истины или предположение о дальнейшем развитии общества?

Обычно в науке выделяют три основные функции, выполняемые политической идеологией:

  • ориентирует людей в системе интересов той социальной группы, в которую они входят;
  • активизирует граждан, призывает их принимать участие в политической жизни;
  • интегрирующая роль -идеология является объединяющей идеей для какой-либо группы людей.

Если в государстве имеется господствующая идеология, она часто закрепляется в Конституции страны; тогда она становится государственной идеологией, и это помогает сплотить народ и сделать политическую жизнь более активной.

Анархизм

Анархизм – это крайне левая идеология. Последователи идеи считают целью упразднение государства как инструмента принуждения, а главной ценностью они провозглашают равенство и свободу. Последователи анархизма уверены, что люди могут обойтись без государства, создавая небольшие свободные коалиции ради торговли или совместной деятельности.

Коммунизм

Коммунизм сформировался на основе марксизма, то есть идеологии, предложенной философом Карлом Марксом. Коммунизм представляет собой несколько доработанный марксизм. Суть этой разработки в отношении к перспективам коммунизма в политике и роли партии. Он является выразителем интересов пролетариата. Основные ценности коммунизма следующие: общественная собственность на средства производства;

Необходимым элементом является классовый подход к любым социальным отношениям;

  • приоритетны всегда интересы пролетариата;
  • принцип «от каждого по способности, каждому по потребности»;
  • общественные интересы признаются более важными, нежели личные;
  • максимальная роль партии в структуре государства.
  • Коммунизм являлся единственной политической идеологией СССР.

Социал-демократизм

Социал-демократическая идеология изначально была частью марксизма, но в конце XIX века отделилась от него, поскольку не согласна со многими принципы марксизма. Главным образом социал-демократия отрицает революцию и диктатуру пролетариата как единственную возможность изменения существующего положения вещей. Социал-демократы считают, что можно изменить буржуазное общество в нужном направлении с помощью структурных реформ. Главные ценности: справедливость, свобода, солидарность, экономический плюрализм, всеобщее право на труд и образование. Сейчас социалистическая демократия является одной из центристских идеологий.

Либерализм

Либерализм – это одна из старейших политических идеологий, которая зародилась вместе с буржуазным обществом; основоположниками этой идеологии были Локк и Смит, объявляющие высшими ценностями

  • справедливость;
  • свободы личности (при этом права личности считаются приоритетными по сравнению с интересами общества и государства);
  • частную собственность;
  • равенство всех людей (но не в экономическом отношении);
  • свободный рынок;
  • участие всех в управлении государством.

Это одна из правовых политических идеологий, представители которой декларировали ограниченную возможность вмешательства государства в частную жизнь.

В настоящее время либерализм существует в виде неолиберализма, который близок другим центристским идеологиям.

Консерватизм

Это тоже одна из старейших идеологий, выступающая за сохранение существующего порядка. Среди базовых ценностей можно перечислить

  • порядок;
  • традиции;
  • стабильность.

Консервативная идеология исходит из предположения, что люди от природы эгоистичны и злы; для того чтобы справиться с негативными проявлениями в обществе, необходимо сильное государство с большим количеством силовых структур. Свободу консервативная идеология понимает как лояльность граждан по отношению к власти. Консервативная идеология признаёт принципы частной собственности и рынка, но государство важнее экономики и отдельных граждан.

В настоящее время существуют в виде неоконсерватизма, который тоже близок к центристским идеологиям, хотя по сути является уже правой.

Национализм

Это одна из правых политических идеологий. В это понятие вкладывают разный смысл, от негативного до самого обычного. Выделяют два типа. «Созидательный» национализм способствует сплочению нации. Однако если эта ценность переходит в сверхидею и своя нация начинает противопоставляется всем остальным, то национализм превращается в разрушительную идеологию, опасную как для окружающих народов, так и для себя.

Идеологии национализма свойственно слияние идеи нации и государства, и одна из ценностей -совмещение границ нации с границами страны.

Фашизм

Фашизм – одна из правых идеологий; основной ценностью является не интересы какой-либо социальной группы, а интересы конкретной нации. Основная тема – национальное возрождение.

По определению, это крайний шовинистический национализм, как правило, он дополнен также расизмом и антисемитизмом.

Классическими образцами фашизма являются итальянский фашизм и немецкий нацизм; для фашистских теоретиков важно, что национальная идея воплощается в государстве во главе с вождем.

Одной из форм фашизма была идеология Германии накануне Второй мировой войны.

Большинство населения тяжело переживало поражение в Первой мировой войне; многие люди не имели работы, утратили либеральные ценности. Национальная идея набрала большую популярность. Германский нацизм представляет собой очень радикальную ветвь, это идеология, который было свойственно много откровенно расистских идей и тоталитарная организация государства.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 92.

Политическая идеология является важным элементом общественного сознания, играя значительную роль в жизни общества. История еще не знала ни одной политической системы, которая бы не была связана с идеологическими ценностями.

Идеология – это функциональная характеристика общественного сознания, отражающая общественное бытие с позиции интересов тех или иных социальных групп, классов, общностей и обслуживающая эти интересы.

Идеология, по сути дела, является односторонним, социально заинтересованным отражением действительности.

Основное предназначение идеологии заключается в выражении и защите интересов социальных групп и классов. Эти интересы познаются, осознаются, далее, разрабатываются программные цели и средства их достижения.

Любая идеологическая система включает в свое содержание экономические, политические и другие концепции. При этом осуществляется опора на определенную философию жизни: картину мира, теорию исторического процесса, морально-нравственные нормы, ценности и идеалы.

Общество состоит из нескольких классов и социальных групп и у каждого класса и группы свои интересы, не совпадающие между собой, следовательно, в обществе постоянно происходит идеологическая борьба.

Одна из важных задач идеологической борьбы – это предание интересам господствующего класса формы всеобщих интересов и внедрение в сознание людей идеи общности интересов всех классов.

Таким образом, идеология предполагает борьбу за единство мировоззрения и ценностных установок. Силовое навязывание этих установок происходит с помощью социальных институтов. В прошлом таковыми институтами была церковь, система воспитания и образования, сейчас целенаправленная деятельность по формированию общественного сознания осуществляют СМИ и коммуникации. Идеология сплачивает общество, интегрирует, создает широкую социальную основу для власти правящих элит.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что политическая идеология определяется как специфическое учение (доктрина), обосновывающее притязания того или иного класса, социальной группы на власть (или ее использования) и добивающиеся, в связи с этими целями, подчинения общественного мнения идеям класса.

Цели политической идеологии:

· овладение общественным сознанием;

· внедрение в него своих ценностных оценок, целей и идеалов политического развития;

· регуляция поведения граждан на основе этих оценок, целей и идеалов.

В политической идеологии выделяются три уровня:

· теоретико-концептуальный уровень – на этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы. Проводится работа по отбору и обобщению идейного материала для устранения противоречий в идеологической системе. От того, как будут выстроены эти ценности и идеалы, зависит восприятие идеологии массами;

· программно-директивный уровень. На этом уровне ценности и идеалы переводятся в программы, требования, лозунги элит, партий. Формируются стратегия и тактика политической борьбы;

· поведенческий уровень. Внедрение в общественное сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов, требований к определенному типу политического поведения.

Мировая практика выработала множество различных идеологических систем, среди которых либерализм, консерватизм др.

Либерализм . Само понятие «либерализм» вошло в европейский общественно-политический лексикон в начале XIX века. Первоначально оно использовалось в Испании, где в 1812 году «либералами» называли делегатов-националистов в Кортесах (испанская разновидность протопарламента). Затем оно вошло в английский, французский и другие языки.

Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации. У ее истоков были идеи таких авторов, как Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, И. Кант, А. Смит, В. Гумбольтд, Т. Джефферсон, Дж. Мэдилон, Б. Констан.

В целом либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели. Ценности либерализма – это свобода, достоинство человеческой личности, терпимость.

Свобода понималась приверженцами либерализма несколько в негативном смысле, т.е. в смысле свободы от политического, церковного и социального контроля со стороны феодального государства. Борьба за свободу для них означала борьбу за уничтожение внешних ограничений, накладываемых на экономическую, физическую и интеллектуальную свободу человека. Эту позицию А. Берлин сформулировал следующим образом: «Я свободен настолько, насколько в мою жизнь не вмешиваются другие».

Классический либерализм объявил потерявшими силу все формы наследственной власти и сословных привилегий, поставив на первое место свободу и естественные способности отдельного индивида как самостоятельного разумного существа, независимой единицы социального действия.

Свобода отождествлялась с частной собственностью, так как частная собственность рассматривалась как гарант и мера свободы.

Проблема отношения государства и человека, проблема пределов вмешательства государства в дела индивида была одна из основных, рассматриваемых в учении либералов.


Право, по их мнению, являлось инструментом гарантирования отдельному индивиду свободы выбора морально-этических ценностей, форм своды выбора.

В политической, государственной сфере была предложена также идея государст ва – «ночного сторожа». Суть этой идеи состояла в оправдании так называемого минимального государства, наделенного ограниченным комплексом самых необходимых функций по охране порядка и защите страны от внешней опасности.

В экономической сфере – идея свободного рынка, ничем неограниченной конкуренции.

Классическому либерализму было чуждо рассмотрение прогресса общества через революции, хотя именно эта идеология стимулировала начало революций конца XVIII – XIX веков.

Неолиберализм – современная форма либерализма. Эта концепция сформировалась в XX веке. В русле данного направления принципы классического либерализма модернизируются. Оставаясь приверженцами свободного рынка как механизма наиболее эффективной экономической деятельности, приверженцы неолиберализма в то же время стали подчеркивать необходимость определенного вмешательства в экономику для ограничения господства монополий и предотвращения экономических конфликтов.

Одна из значительных идей неолиберализма – это, прежде всего, идея коллективизма независимых и свободных индивидов.

Сегодняшний неолиберализм – идеология политических партий, опирающихся на достаточно широкие круги населения, преимущественно на слои предпринимателей, защищающих, прежде всего, их интересы. Это объясняет то, что партии, придерживающиеся идеологии неолиберализма, существуют во многих странах и являются в них весьма влиятельными. Среди таких стран Канада, Англия, Австрия.

Консерватизм. История возникновения консерватизма берет свое начало еще во времена Великой Французской революции. Впервые основные положения консерватизма были сформированы в работах Э. Берка, Ж. де Местера, Л. де Бонанда.

Основатели консерватизма противопоставили идеям индивидуализма, прогресса, рационализма взгляд на общество как органическую и целостную систему.

Основные политические принципы данного идеологического направления – это необходимость приспособления к обычаям, национальным традициям, установившимся социально-политическим институтам. В конструкциях консерватизма естественным и законным считалось лишь общество, основанное на иерархической структуре, отдельные части которой обеспечивает жизнеспособность и целостность общественного организма, подобно тому, как отдельные органы человеческого тела – жизнеспособность и целостность всего его организма.

Неоконсерватизм. Неоконсерватизм отстаивает традиционные идеи и принципы консерваторов, отвергая любые революционные ломки общества как живого организма.

Неоконсерватизм отдает предпочтение действию по методу проб и ошибок, а не реализацию рационально обоснованных социально-политических проектов. По мнению Берка, очень хорошие схемы, созданные с наилучшими намерениями, часто имеют позорные и печальные последствия.

В области экономических отношений приверженцы неоконсерватизма ратовали за свободный рынок, конкуренцию и предпринимательство. В сфере духовной и социальной жизни – защита морали и религии.

Государство в русле неоконсерватизма – это главное орудие обеспечения в обществе порядка, стабильности, но при этом оно не должно вмешиваться в экономическую жизнь, так как вмешательство государства ведет к негативным для свободы личности последствиям. Неоконсерваторы настаивают на авторитете власти, законности и порядке. Ратуя за широкую демократию, неоконсерваторы признают, что она ничего общего не имеет с анархией. Индивид свободен, но не может быть свободен от общества.

Формой выражения теоретических политических знаний выступает политическая идеология. Это система идей какой-либо социальной организации, в которой обосновывается направление развития общества и формируется программа социальных преобразований.

Термин «идеологии» впервые употребил в 1796 г. французский философ Д. де Траси. Этот термин означал новую «науку об идеях», которая должна изучать происхождение мыслей людей. Однако в силу отсутствия объективности идеология не является наукой. Изначально за этим термином закрепилось значение, которое ему придал К. Маркс: система идей господствующего класса. Затем понятие «идеология» было распространено на систему политических идей любого социального института.

Идеология проповедует политические ценности какой-то группы граждан и, как правило, заявляет претензии этой группы на осуществление политическою руководства. Политические ценности - это представления и понятия субъектов о формах осуществления политики, благах, достижение которых обеспечит та или иная политика, действиях, необходимых для удовлетворения интересов общества. Ценности чаше всего выражаются в конкретных идеалах. Это желаемые образы общественного устройства: безопасность, равенство, свобода, справедливость, демократия и др.

Можно выделить следующие основные функции политической идеологии, т. е. необходимые изменения в сознании граждан, осу- ществляемые посредством идеологии:

1) ориентационная : идеология ориентирует субъектов политики в системе ценностей и интересов данной социальной группы;

2) мобилизационная : идеология дает установку на определенную политическую активность ее последователям;

3) интегрирующая: идеология противостоит частным интересам и выступает объединяющим фактором для соответствующей социальной группы.

Политическая идеология выступает фактором политического развития общества. Господствующая в обществе идеология закрепляется в конституции страны и становится, таким образом, государственной идеологией. В соответствии с ней государство призвано осуществлять социальные преобразования. Если конституционные установления поддерживаются гражданами, то государственная идеология приобретает статус национальной идеи. Разумеется, объединить всех граждан страны может лишь не очень большой перечень интересов и ценностей. Многочисленные же социальные группы, социальные слои общества имеют собственные представления и понятия о программе необходимых социальных преобразований. Это находит выражение в различных видах политической идеологии

Политической идеологией называют систему идей, выражающих интересы различных субъектов политической деятельности и создающих теоретическую основу для организованных политических действий. Идеология оформляется в форме социально-политической теории, затем конкретизируется в политических программах различных партий и деятелей и, определяя поведение людей, влияет на реальную политическую практику.

Интересы различных субъектов (личностей, партий, классов, наций и т.д.), их оценки современного общества, пред- ставления о социальном идеале значительно отличаются друг от друга, поэтому различаются и идеологии.

Либерализм (от лат. liberal is - свободный) отстаивает демократические права и свободы личности, свободу предпринимательства и парламентский строй. Для либеральной идеологии характерны: Индивидуализм, свобода, разум , равноправие, толерантность, согласие, конституционализм.

В XX в. была разработана теория неолиберализма , согласно которой основными функциями государства являются защита свободного предпринимательства, борьба с монополизмом, развитие индивидуальной предприимчивости.

Консерватизм (от лат. conservare - охранять) обычно противопоставляют либерализму. Эта идеология направлена на защиту традиционного социального порядка, на противодействие различным нововведениям и изменениям. Для консерватизма характерны:традиционность, несовершенство человека, иерархичность, порядок , патернализм, собственность.

В XX в. сформировался неоконсерватизм , в задачу которого входили защита и распространение западных ценностей. Поскольку отличительной чертой консерватизма является защита существующего положения дел против нововведений, не удивительно, что неоконсерватизм вобрал в себя многие устоявшиеся либеральные ценности - защиту прав и свобод, свободу предпринимательства. При этом он попытайся тесно увязать эти ценности с традиционными (семьей, религией, патриотизмом).

Социалистическая идеология (от лат. socialis - общественный) в качестве идеала выдвигает принципы социальной справедливости и равенства. Элементами социализма считаются: равенство ;приоритет общества ; коллективизм ; общественная собственность ; массовость ; плановое хозяйство .

Социал-демократическая идеология является вариантом социалистической идеологии. Как утверждают сторонники этой идеологии, переход к обществу социальной справедливости и равенства должен быть постепенным. Механизм этого перехода - не революция и насилие, а социальные реформы. Социал-демократы стремятся к компромиссу между свободным рынком и государством. Они не выступают против капитализма, но считают, что доходы должны перераспределяться государством в пользу неимущих, чтобы сократить разрыв между богатыми и бедными.

Коммунистическая идеология - еще один вариант социалистической идеологии. Ее теоретическое обоснование было предпринято Карлом Марксом (1818-1883) и Владимиром Ильичом Лениным (1870-1924). Коммунисты считают, что реформы не способны привести общество к установлению со- циальной справедливости, так как правящие классы не захотят добровольно отдать свою власть. Поэтому единственно верный путь - революционное насилие, которое должно уничтожить капитализм. Ленин полагал, что после революции рабочие под руководством коммунистической партии переустроят общество на началах равенства и справедливости. Идеалом для коммунистической идеологии является бесклассовое коммунистическое общество, в котором реализован принцип «от каждого - по способностям, каждому - по потребностям».

Идеология фашизма (от итал. fascio - связка, пучок) сформировалась между Первой и Второй мировыми войнами на фоне глубокого экономического кризиса и политической нестабильности. Для нее характерны милитаристская риторика, культ силы, романтизация героизма и самопожертвования, воинствующий антиинтеллектуализм, призывы к национальному единству и сплочению вокруг харизматичного вождя. Кровь (национальность и раса) в фашизме ценилась выше индивидуальных характеристик. В целом фашизм пропагандировал идеи национального и расового превосходства, насилия и шовинизма. Воплощение идей фашизма на практике привело к гибели десятков миллионов людей.

Анархизм (от греч. anarchia - безвластие) находится на другом полюсе идеологического спектра. Характерной чертой этой идеологии является отрицание государственной власти. Анархисты полагают, что государственная власть - это форма насилия и должна быть ликвидирована. Свободные индивиды или небольшие сообщества могут решать свои дела без государства - сотрудничая друг с другом, обмениваясь товаром, заключая добровольные соглашения.

Помимо перечисленных идеологий можно назвать еще две системы социально-политических взглядов, которые сейчас находятся в стадии формирования: феминизм (от лат. femina - женщина), выступающий за ликвидацию всех форм дискриминации, особенно дискриминации женщин мужчинами; и энваиронментализм (от англ. environment - окружающая среда), призывающий к защите природы. Эти системы взглядов оказывают все большее влияние на политические программы и политическую деятельность.

Основные политические идеологии на рис. расположены в последовательности, отражающей их сходства и различия. По рис. можно определить, какие идеологии относят к левым, а какие - к правым. Как правило, левые с оптимизмом смотрят на природу человека и полагают, что социальной справедливости в обществе можно достичь без чрезмерной опеки государства. Крайне левые - это анархисты, к ним близки коммунисты. Социал-демократы - сторонники более умеренной левой идеологии. Либералы сейчас находятся ближе к центру. Собственно центристами можно назвать и тех, кто совмещает идеи либерализма и консерватизма, - неолибералов и неоконсерваторов. Правые смотрят на природу человека более пессимистично и считают, что стабильность возможна только на основе традиций, надзора, государственного контроля. Консерваторы - в основном умеренно правые, а смещение к крайне правой позиции приводит к фашистской идеологии.

Направленность и способы политической деятельности задаются теми представлениями о разумном устройстве общества и приоритетных ценностях, которые определяют смысл и значение человеческих поступков, т. е. идеологией.

Политическая идеология (от гр. idea - понятие и logos - учение, слово) - это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.

Если рассматривать процесс формирования идеологии в исторической перспективе, то можно выделить ряд этапов.

Основные этапы формирования идеологии:

1. XVII-XVIII вв. Общественная мысль активно выступает против феодально-религиозной идеологии, отстаивает идеи общественного прогресса, возможности устройства человеческого общества на разумных и гуманных началах.

2. XIX-XX в. Появляются разнообразные либеральные и коммунистические идеи.

3. XX в. Западная социология начинает широко использовать понятие «идеология» для обозначения сознания, выражающего и обосновывающего интересы классов или социальных групп.

Феномен идеологии проявляется на трех уровнях.

Уровни политической идеологии:

1. Теоретико-концептуальный - формулировка основных положений, раскрывающих интересы и идеалы социальной группы, нации и государства (доктрина).

2. Программно-политический - разработка программ, манифестов, лозунгов, которые составляют идейную основу для принятия политических решений и мобилизации масс (программа).

3. Актуализированный - степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, мера их воплощения в практических действиях (политическая практика).

Идеология схематизирует действительность, упрощая и огрубляя ее, вследствие этого является инструментом манипулирования общественным сознанием. Положительная направленность такой схематизации состоит в том, что при помощи идеологии политические цели группы символизируются, политические действия приобретают конкретную направленность, в результате чего снижается стихийность восприятия политики и хаотичность политического воздействия в группе.

Идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках. Она выполняет ряд функций.

Функции политической идеологии:

1. Образовательно-воспитательная - овладение массовым политическим сознанием. Внедрение в сознание заданных оценок прошлого, настоящего и будущего, по которым люди должны ориентироваться в сфере политических отношений. Конструирование групповых ценностей.

2. Пропагандистская - создание позитивного образа проводимой политической линии, ее соответствие интересам социальных групп, нации, государства.

3. Интегрирующая - сплочение общества на базе общегосударственных, патриотических или групповых ценностей.

4. Мобилизационная - стимулирование целенаправленных действий граждан на выполнение поставленных задач.

Политические идеологии в современных обществах разнообразны. Они основываются на множестве представлений о социальной справедливости, форме государственного устройства, национальном интересе, этических нормах.

Основные идеологии современного мира - консерватизм, либерализм, радикализм - отразили аспекты и тенденции эволюции промышленной культуры.

Типы политических идеологий:

1) Консерватизм (от лат. conservaге - сохранять, заботиться о сохранении). Главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность. Укрепление устоев государства. Против государственного капитализма, радикальных реформ и экстремизма. Обществу присуще неравенство. Общество изменяется эволюционно.

2) Либерализм (от лат. liberalis - свободный). Главные ценности: демократизм, индивидуализм, гарантированность прав человека, частная собственность, экономические свободы. Абсолютная ценность человеческой личности. Ограничение объема и сфер деятельности государства. Политическое равенство всех людей. Общество изменяется при помощи реформ.

3) Радикализм (от лат. radicalis - коренной). Решительное изменение существующих социальных и политических институтов. Стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых методов достижения поставленных целей. Может выступать теоретическим обоснованием и оправданием терроризма. Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоев и групп.

Леворадикальные течения (анархизм, марксизм и такие отдельные его разновидности, как маоизм, троцкизм и т.д.) предпочитают быстрые и резкие способы достижения социального равенства и социальной справедливости.

Праворадикальные течения (фашизм, неофашизм, крайние формы национализма и религиозной нетерпимости, расизм) основываются на представлениях о превосходстве какой-либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными и стремятся любыми законными и незаконными способами закрепить привилегированное положение таких групп

Политическая и идеологическая история Европы, по сути, представляет собой историю взаимодействия, борьбы политических субъектов консервативной, либеральной и радикальной ориентации.

СТРУКТУРА

Структура политической идеологии

Политическая идеология имеет трехуровневую структуру своего функционирования:

1) теоретико-концептуальный, который включает разработку и обоснование целей, принципов, ценностей, идеалов. На этом уровне формируется образ действительности, т. е. обобщенное представление группы о своих интересах и целях;

2) программно-политический, на котором общие социально-философские принципы превращаются в конкретные программы, лозунги, лозунги, документы, требования политической элиты. На этом уровне происходит объединение общих политических взглядов с повседневными потребностями, граждане и их объединения выдвигают к власти. Указанные принципы, лозунги, программы, документы составляют идейно-политическую основу для принятия решений, ориентации и стимулирования поведения граждан.

3) актуализированный (или поведенческий), который свидетельствует о степени усвоения гражданами целей, ценностей, идеалов, принципов политической идеологии, насколько они воплощены в действиях граждан.

Между этими уровнями могут существовать противоречия в трактовке одних и тех же идей, например, между идеалами (свободы, равенства, братства) и средствами их реализации (террор и насилие якобинцев во Франции, большевизма в России, военные акции США во Вьетнаме, Ираке).

Структурными составляющими политической идеологии являются:

1) политические идеи;

2) политические теории, концепции, доктрины;

3) политические идеалы, ценности, мечты, утопии;

4) оценка политических процессов;

5) гипотезы, лозунги, программы.

Политическая идея - исходный момент теоретического познания и преобразования политической реальности. Время от времени между предыдущими идеями, способами объяснения действительности и новыми фактами возникает противоречие. Если это противоречие не разрешается в новых идеях, то старые идеи тормозят прогрессивные изменения. Политическая идея - это результат постижения мнением предмета познания - политического процесса. Идея содержит в себе как идеальное состояние объекта, так и план (проект) его реализации. Идея является мостиком между мыслью и действием, позволяя энергии мысли превращаться в конкретную активное действие. Здесь потребность (дефицит чего-либо) благодаря идее (мгновенному постижению действительности мнением) превращается в интересы, цели и мотивы социальных общностей и становится руководством для дальнейших действий. Поэтому идеи (свободы, братства, общего блага, мира, равенства, демократии) плохие, а люди несовершенны, потому, постигая идеи своим сознанием, мы их деформируем своей корыстью. Идея президентской формы правления работает в США уже сотни лет, а в Украине вызывает сомнения и оговорки. Поэтому духовная чистота (или ее отсутствие) может существенно влиять на реализацию любой идеи. Так, идея разделения властей была выдвинута еще в античности, восстановлена ​​Дж. Локком, а концентрированно изложена Ш. Монтескье. Придать идее разделения властей концептуального выражения удалось только в XIX в., Когда теоретики демократического либерализма системно обработали ее постулаты. Усилиями теоретиков XX в. удалось достичь удовлетворительного теоретического состояния политической концепции разделения властей. Политологическая наука в своих копилках содержит немало концепций (парламентаризма, плебисцитарной демократии, различных типов демократического правления, политических элит, партий, лидеров).

Политическая гипотеза побуждает отыскивать возможные и вероятные причинно-следственные связи между явлениями. Она позволяет продуктивнее формировать концепции.

Политическая концепция логично объединяет идею или несколько идей в систему суждений. Хотя концепция содержит глубокие и конкретные знания, она уступает политической доктрине и политической теории своей полнотой.

Политическая доктрина - это развитая система идей, взглядов, концепций, выражающих сущность и содержание организации политической власти в государстве, функционирования власти, ведущие тенденции ее развития. Каждое государство разрабатывает собственную политическую, военную доктрины, в которых раскрывается стратегия и тактика политической деятельности на исторический период. Доктрина определяет границы политической власти в обществе, характер политического режима, основные методы реализации власти в государстве, постулаты национальной безопасности, раскрывает содержание политических, идеологических ценностей. Действующая конституция олицетворяет политическую доктрину в форме безоговорочных и обязательных для исполнения норм.

Претендуя на всеобщность, универсальность, знание и отображение истины, идеология включает в себя теоретическое знание. Она испытывает влияние не только нижнего психолого-эмоционального уровня, но и стремится дотянуться до научно-теоретического уровня. Собственно ее никто именно как идеологию не производит. Большинство ищет истину в форме теории. Поэтому логико-концептуальной основой идеологии являются социальные и естественные теории. Теория - высшая, самая развитая форма организации научного политического знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенные связи политической сферы действительности. Но если научная теория приобретает идеологического оттенка, то она теряет свою академическую чистоту, формальную беспристрастность и оплодотворяется коллективной (групповой) волею и групповым интересом.

Политический идеал направляет идеологию на поиск совершенных форм общественной жизни, оценивает современные формы жизнеустройства с позиций будущего.

Политические ценности способствуют формированию стандартов оценки каждой политического действия, поступка, их последствий. То есть насколько данное действие, поступок демократический, соответствует ценности мира, свободы, суверенитета, плюрализма, открытости, честности и тому подобное. Ценности влияют на подбор и иерархию политических приоритетов, определяющих характер аргументации (сторонники плюрализма отстаивать право политической оппозиции на свободу слова в пределах демократического закона, а те, кому свойственна виронетерпимисть, находить аргументы для запрета деятельности "чужаков").

Структурным компонентом политической идеологии также политические лозунги. Политические лозунги - это руководящие идеи, задачи, требования и директивы политических преобразований. Они побуждениями к непосредственному воздействию, призывом к изменениям (либеральным лозунгом Французской буржуазной революции было "Свобода, братство, равенство"; коммунистической идеологии - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", "Вся власть Советам"; оранжевой революции - "Свободу не остановить! "). Лозунги транслируют политическую идеологию в массовое сознание, активизируют творчество людей. их принятия или отклонения указывает на действенность политической теории.

Более мимолетными есть политические лозунги ("Мы вместе, нас много, и нас не преодолеть", "Восток и Запад вместе!", "Судьям честь!"). Они могут иметь ситуативный характер и менее привязаны к идеологическим идеалов и ценностей.

Идеологиям присущи также политические мифы и политические утопии.

Политическая утопия - это совокупность идей и представлений, которые являются продуктом абстрактного мышления, не основываются на знании реальных политических процессов и предлагают принципиально невозможен при данных условиях проект (призывы к построению коммунизма за два-три десятка лет).

Указанные составляющие политической идеологии (идеи, гипотезы, концепции, доктрины, теории, идеалы, ценности, лозунги, мифы и утопии) в своей совокупности формируют программу политической деятельности политических субъектов.

Политическая программа - это прежде всего план, по которому готовы действовать та или иная партия, блок, социальная группа, класс, нация, мировое сообщество. В ней отмечены основе принципа видение проблем, целей, задач и путей их решения во всех сферах общественной жизни. Программой намечают последовательность действий, средства, методы общественных преобразований, предусматривают темпы и сроки трансформаций.

16. Политическая идеология. Богбаз11, §14, 158 – 168.

16.1. Политическое сознание.

16.2. Структура (строение, состав) политического сознания.

16.3. Что такое идеология?

16.4. Основные течения политической идеологии.

16.4.1. Либерализм.

16.4.2. Консерватизм.

16.4.3. Социализм.

16.4.4. Национализм.

16.1 . Политическое сознание .

Политическое сознание – 1) одна из форм общественного сознания; 2) мысли и переживания участника политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нём; 3) это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к ней.

16.2 . Структура (строение, состав) политического сознания .

Политическое сознание = 1) обыденное (обыденно-практический уровень) сознание + 2) теоретическое (идеолого-теоретический уровень) сознание.

Значительное место в обыденном сознании занимает политическая психология (политические чувства, переживания, настроения, мнения, ценностные ориентации, оценочные суждения, в которых проявляется эмоциональное восприятие политической жизни, роли в ней данного индивида, определённой группы людей).

Теоретическое сознание = политологическая наука + идеология.

16.3 . Политическая идеология .

16.3.1. Что такое политическая идеология ?

Политическая идеология – 1) система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, общественного движения, партии); 2) выраженная преимущественно в теоретической, более или менее упорядоченной форме система идей и взглядов, защищающих коллективные ценности и интересы, формулирующих цели групповой деятельности и обосновывающих пути и средства их реализации с 5) помощью политической власти или воздействия на неё; 3) теоретическое обоснование системы ценностей определённых субъектов политики.

Ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, класса, общества.

Так, для одних людей большая ценность – монархическое государство, для других ценностью является лишь республиканский строй. Поскольку положение тех или иных социальных групп в обществе существенно различается, то представления о наилучшем общественном устройстве, в которых выражены интересы различных групп, не могут быть одинаковыми. Так, интересы «третьего сословия», буржуазии во Франции в XVIII в. нашли отражение в сочинениях Вольтера, Дидро, Монтескьё, а интересы наёмных рабочих XIX в. – в трудах Маркса.

16.3.2. Чем наука отличается от идеологии ?

1) В отличие от науки, стремящейся постичь истину, идеология предназначена для выражения и защиты интересов субъектов политики, хотя она может включать в себя и научные знания.

2) Идеологии свойственно упрощение, частичное отражение действительности. При этом одна сторона действительности выдаётся за полную её картину.

3) Пристрастное, заинтересованное отношение к политическим явлениям, их оценки с позиций тех или иных социальных групп являются существенной характеристикой идеологии.

16.3.3. Возможно ли создание научной идеологии ?

Карл Маркс : это возможно в том случае, если частные интересы субъекта политики воплощают в себе общие интересы и ценности всего человечества.

16.3.4. В каких формах существует политическая идеология ?

2) Важной формой воплощения идеологии являются политические программы.

3) Идеология функционирует также в сознании граждан, определяя их политическое поведение. Она воплощается в практических делах и поступках людей.

16.4 . Основные течения политической идеологии .

16.4.1. Либерализм (от лат . liberas – свободный).

Основные идеи : 1) свобода личности, широкие гражданские и политические права человека; 2) равенство всех людей перед законом; 3) личная ответственность человека за собственное благополучие; 4) ограничение вмешательства государства в общественную и личную жизнь: «ночной сторож» и «невидимая рука рынка» (Адам Смит); 5) свобода предпринимательства, неприкосновенность частной собственности.

«Невидимая рука рынка » - предположение Адама Смита, согласно которому отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению выгоды и пользы для всего общества «невидимой рукой» рынка.

Главные представители: Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704), Адам Смит (1723-1790).

Джон Стюарт Милль : «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».

Неолиберализм – направление политической экономии и философии, возникшее в 1930-е годы и достигшее своего расцвета в конце 1980-х – 1990-е годах XX века.

В отличие от либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики. В число функций государства включается защита свободного предпринимательства, рынка и конкуренции от угрозы монополизма, разработка общей стратегии экономического развития, социальная защита малообеспеченных слоёв населения.

В чём заключаются особенности российского либерализма ?

Главные представители: Борис Чичерин (1828-1904), Петр Струве (1870-1944), Павел Милюков (1959-1943).

Отличия российского либерализма от западного :

1) к началу либеральных преобразований в странах Восточной Европы отсутствовали необходимые элементы гражданского общества;

2) средний класс, даже если он существовал, был недостаточно силён, чтобы стать социальной базой этих преобразований;

3) эти преобразования было необходимо провести в кратчайший (по сравнению с западными странами) исторический промежуток времени;

4) основным носителем преобразовательной программы выступала не буржуазия, как на Западе, а скорее само государство, инструментом её реализации в значительной мере становилась бюрократия, а методы проведения неизбежно приобретали принудительный характер.

Николай Бердяев . «Философия неравенства» (1918):

«Либерализм ваш роковым образом изменил своей единственной возможной духовной основе. Вы сделали декларацию прав человека и оторвали её от декларации прав Бога. В этом был ваш первородный грех, за который вы наказаны… Вы забыли о правах Бога, вы забыли и о том, что декларация прав человека должна быть связана с декларацией обязанностей человека. Путь, на котором права человека были оторваны от обязанностей человека не довёл вас до добра. На этом пути выродился ваш либерализм…».

Можно ли в современной России осуществить идеалы либерализма ?

Опыт проведения либеральных реформ в России позволяет усомниться в возможности положительного ответа на этот вопрос.

Гюнтер Рормозер , профессор политической философии (Германия):

«В России… нет ни либеральной традиции, ни либеральной философии; нет и каких-либо благоприятных для развития либерального сознания общественных условий… процветающая либеральная система предполагает существование достаточно зрелого общества. В Германии сотни тысяч мелких предпринимателей; в великой России их должны быть миллионы. Совершенная и дееспособная либеральная система требует определённого уровня зрелости гражданского общества. Не случайно благоразумные либералы рекомендуют сегодня России развивать то, что принято называть гражданским обществом. Под гражданским обществом… подразумевается не что иное, как свободная и независимая от церкви и государства многогранная общественная жизнь. Общество… - это не только экономика, но и источник культурной и политической инициативы. В обществе люди должны объединяться друг с другом, чтобы реализовать и свои личные, и общие интересы. Все эти предпосылки в России отсутствуют, и потому было бы в высшей степени ошибочно навязывать России идею, будто она сможет решить свои проблемы посредством принятия того, что на Западе понимается под либеральным обществом и либеральной системой… В России же осуществление прав и свобод – а мечтами об этом человечество обязано либерализму – возможно лишь в случае осознания ею необходимости возрождения консервативных традиций и элементов. Либерализм победит в этой стране не ценой борьбы с консерватизмом или уничтожения консервативных сил: если в России у либерализма вообще есть будущее, то ему придётся ужиться с просвещённым консерватизмом…».

Михаил Ходорковский . «Кризис либерализма в России» (2004):

«Русский либерализм потерпел поражение потому, что пытался игнорировать, во-первых, некоторые важные национально-исторические особенности развития России, во-вторых, жизненно важные интересы подавляющего большинства российского народа. И смертельно боялся говорить правду… Что мы можем и должны сегодня сделать? Назову семь пунктов, которые представляются мне приоритетными.

1) Осмыслить новую стратегию взаимодействия с государством. Государство и бюрократия не синонимы. Пришло время спросить себя: "Что ты сделал для России?”…

2) Научиться искать правды в России, а не Западе… Надо перестать пренебрегать – тем паче демонстративно – интересами страны и народа. Эти интересы наши интересы…

3) Отказаться от бессмысленных попыток поставить под сомнение легитимность президента. Независимо от того, нравится нам Владимир Путин или нет, пора осознать, что глава государства – не просто физическое лицо. Президент – это институт, гарантирующий целостность и стабильность страны. И не приведи господь нам дожить до времени, когда этот институт рухнет, - нового февраля 1917 г. Россия не выдержит…

4) Перестать лгать – себе и обществу…

5) Оставить в прошлом космополитическое восприятие мира. Постановить, что мы - люди земли, а не воздуха. Признать, что либеральный проект в России может состояться только в контексте национальных интересов…

7) Вложить деньги и мозги в создание принципиально новых общественных институций, не замаранных ложью прошлого… Привлекать к себе совестливых и талантливых людей, которые и составят основу новой элиты России. Самое страшное для сегодняшней России – это утечка мозгов…».

16.4.2. Консерватизм (от лат . conservatio – охранять, сохранять).

Главные идеи : 1) неприятие любого рода идеологий, идей, теорий и опора на почву, традиции; 2) традиция, привычка вместо счастья; 3) апология несчастного человека, несчастье как знак божественной избранности; 4) человеческий разум слаб и немощен, а люди подвержены эгоистическим страстям; 5) естественность социальной иерархии; 6) абсолютная ценность семьи, религии, социальной стабильности.

Главные представители : Мишель Монтень (1533-1592), Эдмунд Бёрк (1729-1797), Ж. де Местр , Франсуа Рене де Шатобриан .

Жозеф де Местр (1753 – 1821) – граф, французский публицист, политический деятель и религиозный философ. В 1802 – 17 посланник сардинского короля в России, где написал свои основные сочинения.

Франсуа Рене де Шатобриан (1768 – 1848) – французский писатель, роялист, идеолог Реставрации. Мотивы мировой скорби, веры и опустошающего безверия, отрешенности от мира сочетались с образом романтического героя-страдальца; неприятие современной ему действительности сочеталось с критикой индивидуализма. В книге «Гений христианства» (1802) – проповедь христианского смирения и подвижничества.

16.4.3. Социализм (от лат . socialis - общественный).

Оформился позднее консерватизма и либерализма, примерно в середине XIX в. (Сен-Симон , Фурье , Оуэн ).

Источники социализма : идеальное государство Платона, раннехристианские идеи о социальной справедливости, утопические проекты будущего (Томас Мор – Утопия, Томазо Кампанелла – Город солнца).

Теоретическое обоснование социализм получил в трудах Карла Маркс а и Фридриха Энгель са: необходимость социальной революции для коренного переустройства общества; особая историческая миссия пролетариата как могильщика буржуазии; социальная справедливость, основанная на общественной собственности на средства производства.

Социализм в XX в. разделился на реформистский и революционный.

16.4.4. Национализм : 1) идея превосходства своей нации над другими; 2) особое предназначение данной нации («сдерживание орд», «богоизбранность»); 3) наличие внешней силы, которая угрожает нации; 4) идея «золотого века» нации; 5) рассмотрение нынешнего состояния как критического, поворотного момента в жизни нации («смертный час», вымирание, отставание).